Крылатые выражения мультипликации
секция: «Филология»
Работу выполнила:
ученица 3 Б класса МБОУ СШ №22
Орлова Алиса
Руководитель проекта:
Егорова Э.А.
Цель исследования:
Собрать коллекцию мультипликационных крылатых выражений, выявив причины их популярности.
У меня есть цитата на любой случай – это лучший способ мыслить оригинально.
Дороти Сейерз
Задачи:
- Узнать наиболее популярные крылатые выражения из любимых мультфильмов.
- Научиться находить бытовые ситуации, где можно использовать крылатые выражения мультипликации.
- Провести их анализ как языкового явления.
- Выявить причины популярности мультфильмов и мультипликационных крылатых выражений, проведя анкетирование школьников.
Гипотеза:
Я думаю, причина популярности мультипликационных крылатых выражений кроется в популярности их героев, которые были и являются носителями определенных моральных ценностей в обществе, и в том, что они являются интересным средством общения, своеобразной интеллектуальной игрой.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследование
- анкетирование
- определение рейтинга
- систематизация
- классификация
Объект исследования:
- популярные отечественные мультфильмы 60-90 годов,
- изречения героев мультфильмов
Крылатые слова
— это «устойчивые, обычно образные выражения, вошедшие в речевое употребление из определенного фольклорного, литературного, публицистического или научного источника, а также изречения выдающихся исторических деятелей, получившие широкое распространение»
(Лингвистический энциклопедический словарь).
Это я, почтальон Печкин! Принес заметку про вашего мальчика!
В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят. Только чужие шастают. Не будем дверь открывать!
Вот что ездовые собаки бывают -это я слышал, а вот чтоб ездовые коты – это перебор.
Не правильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть. Так вкуснее получится….
А я еще и крестиком вышивать умею…. И на машинке тоже!
Не шапка, а сплошная вентиляция!
Усы, лапы и хвост — вот мои документы!
«Трое из
Простоквашино»
- Кажется, дождь собирается…
Сова, открывай — медведь пришел!
Душераздирающее зрелище.
- Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.
- До пятницы я совершенно свободен!
- Кролик, а это случайно не ты? Нет, не я!
- Без-возд-мезд-но! То есть, дадом!
- Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери! Нет, это потому, что кто-то слишком много ест!
«Винни-пух»
— А мы тут знаете ли, плюшками балуемся!
— Ой, а у вас молоко убежало!
— Я — мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил!
— Пустяки, дело-то житейское!
— Малыш, а как же я?! Ведь я же лучше собаки?!
— Что ты орешь? Ты же мне всю рыбу распугал!
— Торт со взбитыми сливками подойдет!
— Фу, как некультурно!
— Детям мучное вредно!
«Карлсон, который живёт на крыше»
Приключения капитана врунгеля
— Я тут и там, куда пошлют, а посылают часто!
— Как Вы яхту назовёте, так она и поплывёт!
— Так вы что, и конфеты за меня есть будете?!
— Хочешь пирожного, хочешь мороженого! А он заборы красит!
Вовка в тридевятом царстве
— А где дедушка-то спит? Да вон там в коридоре на коврике.
— Человек собаке друг – это знают все вокруг.
Бобик в гостях у барбоса
- Щас спою!
- Что? Опять!?
Ты это… Заходи, если что!
— Ну да, работа такая…
Жил-был пёс
- Эх, жизнь моя, жестянка! А ну ее в болото!
— А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу!
Летучий корабль
Средства выразительности:
Средства выразительности |
Крылатое выражение из мультфильма |
|
1 |
Интонация |
«Ну, погоди!», — Щас спою!.. |
2 |
Каламбур |
«До чего бывают люди до чужого добра жадные» |
3 |
Ирония |
«Усы, лапы и хвост — вот мои документы!» «А я еще и крестиком вышивать умею». «Доброе утро, Пятачок, в чем я лично очень сомневаюсь!» «-Ну, раз уж вы больше ничего не хотите… -А что, разве ещё что-то осталось?» «-Кто «Я»? «Я» бывают разные!» |
4 |
Сниженные формы |
«Э-эх! Это же индейская национальная изба! ФИГ ВАМ называется!» «Шарик, поздравляю тебя! Ты — балбес!» «Какой-такой павли-мавлин? Не видишь – ми кюшаем…! |
5 |
Тавтология |
«Везде молоко, даже в умывальнике, а умываться как?» «Я бы этому дяде, с большими ушами, уши-то пооткрутил!» |
6 |
Антонимия |
«С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют» «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное!» «Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити. Нас и здесь неплохо кормят» «Я не жадный, я домовитый» |
7 |
Пародии |
«Свободу попугаям! Сво-бо-дупо-пу-га-ям!» «Прэлессно, прэлессно!» «Прощай навек, наша встреча была ошибкой! Гуд бай, май лав, гуд бай!» |
8 |
Дефект речи или неправильное произношение слова |
«Без-возд-мезд-но! То есть, дадом!» «Жалка мне, Маха, пинджака с карманами!» |
Анкетирование:
Любимые мультфильмы:
- ”Винни-пух ” (24 человека)
- “Простоквашино ” (19 человек )
- ”Карлсон, который живёт на крыше ”(12 человек)
- ”Ну,погоди ” (12 человек)
- ”Приключения Кота Леопольда ”(11 человек)
- ”Возвращение блудного попугая ”(6 человек)
- ”Вовка в тридевятом царстве ”(4 человека)
- ”Летучий корабль ” (2 человека)
- ”Паровозик из Ромашково ” (2 человека)
- “Домовёнок Кузя” (2 человека)
- “Тайна третьей планеты” (2 человека)
- “Приключения капитана Врунгеля”(2 человека)
- “Волк и пёс”(2 человека)
- ”Чебурашка ” (1человек)
11 класс:
- “ Усы, лапы и хвост, вот мои документы!” (Кот Матроскин)
- “Поздравляю тебя, Шарик! Ты – балбес!” (Кот Матроскин)
- “Средства у нас есть, у нас ума не хватает!” (Кот Матроскин)
- “Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное!” (Кот Матроскин)
- “Я самый больной в мире человек” (Карлсон)
- “А мы тут плюшками балуемся” (Карлсон)
- “Спокойствие, только спокойствие” (Карлсон)
- “И так сойдёт” (Вовка)
- ” Я их своими мозгами победу, побежу…..забью мозгами, короче говоря” (домовенок Кузя)
- “Счастье привалило!” (домовенок Кузя)
- “Леопольд, выходи, подлый трус!” (мыши)
- “ Посмотрите, в чем я хожу! В рванине, в обносках…” (попугай Кеша)
- “Это же Бубль-Гум!” (Кот)
- “Баранкин, будь человеком!”…
- “Я же просил 400 капель, а здесь – 402…” (Громозека)
- “Это всё потому, что кто-то слишком много ест” (Кролик)
- “Безвоздмездно” (Сова)
- “Как Вы яхту назовёте, так она и поплывёт!” (капитан Врунгель)
- “А я не хочу по расчёту, а я по любви хочу!” (царевна Забава)
7 класс:
- “Вот так и проживёшь всю жизнь без собаки ” (Малыш)
- “Кто там? Это я – почтальон Печкин!” (Печкин)
- “Ну, я так не играю…” (Карлсон)
- “Ну, заяц, погоди!” (Волк)
- “Того и другого, и можно побольше” (Винни-пух)
- “Вот так всегда ! На самом интересном месте!” (попугай Кеша)
3 класс:
- “Ребята, давайте жить дружно!” (Кот Леопольд)
- “Это я – почтальон Печкин. Принёс заметку про Вашего мальчика” (Печкин)
- “Жалко, такая вымотость пропадает!” (домовенок Кузя)
- “Человек собаке друг!” (Барбос)
- “А ещё я на машинке вышивать умею!”
- “Ген, давай я понесу сумку, а ты понесёшь меня” (Чебурашка)
- “Ух, я такая скорая на помощь!” (Маша)
(Кот Матроскин)
Взрослые:
- «Мы скоро приедем, всего три платья осталось” (Папа дяди Федора)
- “От этой картины в стене очень большая польза, она дырку в стене загораживает!” (Мама Дяди Фёдора)
- “Это не техника дошла, это я сама сюда на лыжах дошла!” (Мама Дяди Фёдора)
- “Мне наша квартира передачу «Что? Где? Когда?» напоминает. Не понятно, что
- “Земля, прощай! В добрый путь!” (царевна Забава)
- “Построишь летучий корабль – куплю!” (Царь)
- “Если мы не увидим рассвет, то опоздаем на целую жизнь!” (Паровозик из Ромашково)
- “Это всё потому, что кто-то слишком много ест” (Кролик)
- “А не пойти ли нам в гости?!” (Винни-пух)
- “Малыш, а как же я?! Ведь я же лучше собаки…” (Карлсон)
- “А у вас молоко убежало»” (Карлсон)
- “А нас и тут неплохо кормят” (Кот)
- “Щас спою!” (Волк)
- “Уступил бы место старшему, али в школе не обучен?”(Царь)
- “Что? Опять!?” (Пёс)
- “Доброе утро! В чем я лично очень сомневаюсь. ” (Винни-пух)
где находится, и когда это закончится…” (Мама Дяди Фёдора)
Учителя:
- “Ребята, давайте жить дружно!” (Кот Леопольд)
- “Спокойствие, только спокойствие” (Карлсон)
- “Пустяки! Дело житейское!” (Карлсон)
Вот такую машину можно встретить на улицах нашего города.
Выводы:
- вовлекает собеседника в своеобразную интеллектуальную игру,
- помогает опознавать знакомые ситуации окружающей действительности,
- снимает напряжённость ситуации в общении,
- поднимает настроение,
- помогает задержать внимание собеседника
- с иронией воспринимать и оценивать действительность
источники:
- Захарова М. Языковая игра как факт. Журнал «Знамя», 2006, №5
- Корявцев А. Афоризм как литературный жанр, 2003
- Литературный энциклопедический словарь. М, 1987.
- http://www.myltik.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://bigpicture.ru
Спасибо за внимание!
1
2
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ МУЛЬТГЕРОИ ЧИСЛА ИМЕНА НАЗВАНИЕ
3
«Ребята, давайте жить дружно! » Какие слова мышам говорил кот Леопольд?
4
мультик «Львенок и Черепаха» Какие герои советского мультфильма пели песенку, лежа на песке, со словами: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу, и на львенка не гляжу… »?
5
Мультик «Вини Пух и все все…» Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
6
Мультик «Ну погоди!» Лучший мой подарочек — это ты!
7
Мультик «В стране невыученных уроков» Казнить нельзя помиловать
8
Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, серия мультиков про богатырей Как звали трех богатырей из известного российского мультика?
9
Крокодил Гена Назовите имя друга Чебурашки
10
Мультик «Доктор Айболит» В этом мультфильме главный герой – врач – ветеринар. Он лечил зверей, добирался до больных на орле, на ките и т. д.
11
Багира Как звали большую черную кошку – пантеру из мультика про Маугли?
12
Золушка из одноименного мультфильма Героиня этого мультфильма потеряла на балу золотую туфельку. Что это за мультик и как звали главную героиню?
13
Мультик «Маша и медведь» Название мультфильма, главная героиня которого с ума сводит медведя и с ней случаются разные истории?
14
Мультик «Аленький цветочек» В каком мультфильме у отца было 3 дочери, каждая из них просила отца привезти ей определенный подарок из города?
15
Мультик «Ну, погоди» Назовите известный (и любимый вашими родителями в детстве) мультик про волка и зайца.
16
мультик «Курочка Ряба» В этом мультике у деда и бабы случилась беда – мышка разбила золотое яйцо, которое задела своим хвостом, уронив его на пол
17
Главная героиня – муха, мультик «Муха цокотуха» Это насекомое – девочка. Она гуляла по полю и нашла денежку, купила на нее самовар и устроила чаепитие. Один из гостей, комар, спас ее от паука. О ком идет речь и как называется мультфильм?
18
3 сына, обычно – старший – умный детина, средний – так и сяк, младший — дурак Сколько сыновей в сказках и мультфильмах бывает у отца?
19
Мультик «Дюймовочка» Вспомните и назовите название мультфильма, в котором главная героиня – маленькая девочка, появившаяся из зернышка, с которой происходили разные приключения и происшествия: ее воровали жабы, она жила в норе с мышью, ее чуть не выдали замуж за крота. Спасла ее ласточка и унесла ее в страну эльфов.
20
В 12 часов, мультик «Золушка» В какое время карета в одном из мультиков превратилась в тыкву, кучеры – в мышей, а шикарное платье – в лохмотья?
21
Мультик «Аленький цветочек» В каком мультфильме у отца было 3 дочери, каждая из них просила отца привезти ей определенный подарок из города?
22
Ниф Ниф, Наф Наф, Нуф Нуф, мультик «Три поросенка» Главные герои этого мультфильма – поросята, каждый из которых строил себе домик. Как звали поросят и какой это мультик?
23
Маша Маленькая девочка По лесу ходила. У медведя девочка Немного погостила. Варила ему кашу, А звали ее…
24
Колобок В печке жаркой он родился, На окошке остудился. Убежать из дома смог Круглый, вкусный…
25
Винни-Пух Любит вкусный, сладкий мед, Ходит в гости круглый год, Распевает песни вслух Добрый мишка…
26
Чебурашка Кто в телефонной будке жил, Пел песни, с Геною дружил? Он мягкими ушами Запомнился нам с вами.
27
Кот Матроскин Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как?
28
Идея кнопки «домик» Знак вопроса Мудрая сова Разделитель
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
Автор проекта:
обучающаяся 3 класса Верчинова Анастасия
Наставник:
Бреус Наталья Николаевна
учитель начальных классов
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- Обогащение словарного запаса, используя словарные слов и выражения
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Изучить литературу по теме исследования
- Определить собственную позицию при раскрытии темы
ПЛАН ПРОЕКТА
- Формирование темы проекта; целей и задач.
- Формулирование основных вопросов проекта.
- Знакомство с литературой и интернет- источниками.
- Подготовить информацию и презентацию.
- Осуществить устный опрос мнений различных людей по заданной проблеме.
- Подготовить информационный буклет о крылатых словах и выражениях.
Из истории крылатых выражений
Изучая историю русской фразеологии, мы углубляемся в историю народа. Фразеологизмы более, чем другие единицы языка, связаны с бытом, жизнью и верованиями народа. Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Но попытаемся объяснить значение некоторых из них.
Крылатые выражения древности
Крылатые слова русского происхождения
Засучив рукава
Выражения спустя рукава и засучив рукава появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами:
у мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – «работают спустя рукава», а о людях, которые работали охотно – «работают засучив рукава».
Шиворот-навыворот
Хорошо нам известный оборот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием.
Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником
надевали наизнанку — шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так . Но так можно сказать и не только об одежде, а еще и тогда, когда сделал что-то не так .
Кричать во всю Ивановскую
Связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской.
На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Показать, где раки зимуют
Выражение «показать, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно:
раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки и после этого человек часто серьезно болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать , говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Задать баню
В основе выражения лежит применение на Руси банной пытки:
провинившегося сажали в баню, обливали попеременно горячей и холодной водой, при этом поддавая пару и не давая пить. Сейчас означает «сильно ругать кого-то, бить, делать выговор».
Лезть на рожон
В старину слово «рожон» обозначало заострённый с одного конца кол, шест, рогатину. С выставленным перед собой колом охотники шли на медведя, который погибал, напоровшись на рожон.
Эта роковая для медведя развязка, в ярости и ослеплении идущего на верную смерть, и легла в основу выражения «лезть на рожон».
Сейчас означает «предпринимать действия, заведомо обречённые на провал, нарываться на крупные неприятности».
Мерять на свой аршин
Аршин -старинная русская мера, равная 0,71 метра, которая применялась до введения в 1918 году метрической системы мер.
Аршином также называлась линейка соответствующей длины. При продаже товаров, которые нужно было отмеривать линейкой (ткани, ленты), некоторые недобросовестные торговцы делали линейку несколько меньше аршина, что давало им определённую выгоду. Сейчас означает «судить, оценивать кого-либо в соответствии с собственными представлениями».
Ни кола ни двора
В старину колом называлась полоса пахотной земли шириной в две сажени (около 4,5 м).
Буквально это выражение означало: не иметь ни маленького клочка земли, ни собственного дома.
Употребляется по отношению к наивысшей степени бедности.
Дым коромыслом
В старину русские избы строились без трубы, и дым из печи шёл прямо в избу, выходя через волоковое окно или дымоволок в сенях.
В зависимости от погоды дым шёл либо прямо вверх (столбом), либо стелился книзу (волоком), либо выходил клубами и выгибался дугой (коромысло).
Означает «большой шум, гам, беспорядок, суматоха или ссора в каком-либо помещении».
Крылатые выражения, используемые в речи учащихся
Итак, занимаясь изучением крылатых выражений, можно сделать вывод:
-крылатые выражения учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт, развивают литературный вкус и логическое мышление;
— они обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной;
— крылатые слова чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях, воспитывают интерес и любовь к творчеству народа.
М.А. Шолохов в предисловии к одному из изданий «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля писал: « Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков ».
Спасибо за внимание!
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 22.12.2022 12:06
Джелилова Гюлнара Надировна
педагог-библиотекарь
39 лет
351
89 759
Местоположение
РОССИЯ, П.Верхнеказымский
Презентация «Крылатые выражения из мультфильмов»
18.12.2019 13:52
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Крылатые выражения из мультфильмов»»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы
1. Крылатые слова
2. А Васька слушает да ест
• Цитата из басни И.А.Крылова «Кот и повар»
(1813). Употребляется в значении: один
говорит, а другой не обращает на него
никакого внимания.
06.01.2017
2
3. А впрочем, он дойдет до степеней известных
• Цитата из комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума» (1824), д.1, явл.7, слова Чацкого:
А впрочем, он дойдет до степеней
известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Цитируется в применении к тем, кто
угодничает перед кем-нибудь для
достижения своих корыстных целей.
06.01.2017
3
4. А судьи кто?
• Цитата из комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума» (1824), д.2, явл.5, слова Чацкого:
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда
непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма.
06.01.2017
4
5. Авгиевы конюшни
• В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные
конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение
многих лет не убирались. Очищены они были в один день
героем Гераклом (Геркулесом): он направил через
конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф
этот впервые сообщен греческим историком Диодором
Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение
«авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень
грязного помещения, а также сильной запущенности,
засоренности, беспорядка в делах, требующих больших
усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в
древности
06.01.2017
5
6. Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
• Цитата из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1836), д.1,
явл.1, слова Городничего об учителе: «Он ученая
голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но
только объясняет с таким жаром, что не помнит себя.
Я раз слушаю его: ну, покамест говорил об
ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как
добрался до Александра Македонского, то я не могу
вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар,
ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать
стулом об пол. Оно, конечно, Александр
Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Последняя фраза получила крылатость в значении:
зачем же переходить меру.
06.01.2017
6
7. Ариаднина нить
• Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая
мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного
положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих
мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра,
чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны
были по требованию критского царя Миноса каждый год
отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на
съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него
лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить
опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь
критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый
меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на
растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей
привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным
переходам, постепенно разматывая клубок. Убив
Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из
06.01.2017
лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий.
7
8. Ахиллесова пята
• В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из
самых сильных и храбрых героев; он воспет в
«Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф,
переданный римским писателем Гигином,
сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня
Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым,
окунула его в священную реку Стикс; окуная она
держала его за пятку, которой не коснулась вода,
поэтому пятка осталась единственно уязвимым
местом Ахиллеса, куда он и был смертельно
ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда
выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята»
употребляется в значении: слабая сторона,
06.01.2017
8
уязвимое место чего-либо.
9. Ба! знакомые все лица
• Цитата из комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума» (1824), д.4, явл.14, слова Фамусова.
06.01.2017
9
10. Базаров. Базаровщина
• По имени Базарова, героя романа И.С.Тургенева
«Отцы и дети» (1862), так называют тех
представителей разночинно-демократической
интеллигенции 60-х годов XIX в., которые,
вступив в резкую идеологическую борьбу с
либерально-дворянской интеллигенцией
предшествующего поколения, полемически
заостряли проявления своего
материалистического миросозерцания.
Крайности их мировоззрения (узкий
практицизм, грубый материализм, отрицание
искусства и т.п.) обозначают словом
«базаровщина».
06.01.2017
10
11. Бальзаковский возраст
• Выражение возникло после выхода романа
французского писателя Оноре Бальзака
(1799-1850) «Тридцатилетняя женщина»
(1831); употребляется как шутливая
характеристика женщин в возрасте 30-40
лет. В этом же значении отсюда возникли
выражения: «Бальзаковская женщина»,
«Бальзаковская героиня».
06.01.2017
11
12. Беден, как Лазарь. Петь Лазаря
• Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 2021), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в
струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться
хоть крохами, падающими со стола его. В старину
нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели
«духовные стихи» и особенно часто «стих о
бедном Лазаре», созданный на сюжет евангельской
притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный
мотив. Отсюда пошли выражения «петь Лазаря»,
«прикидываться Лазарем», употребляется в
значении: жаловаться на судьбу, плакаться,
клянчить, притворяться бедняком, несчастным.
06.01.2017
12
13. Белая ворона
• Выражение это, как обозначение редкого,
резко отличного от остальных человека,
дано в 7-й сатире римского поэта Ювенала
(середина 1 в.- после 127 г. н.э.):
Рок дает царства рабам, доставляет
пленным триумфы.
Впрочем, счастливец такой реже белой
вороны бывает.
06.01.2017
13
14. Блудный сын
• Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне
(Лука,15,11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек
разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в
дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав
нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним,
обнял его поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против
неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец
велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав:
«Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил,
пропадал и нашелся». Выражение «блудный сын» значит: сын,
вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек
беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении:
раскаявшийся в своих заблуждениях.
06.01.2017
14
15. В России две напасти…
• Выражение это, характеризующее царскую
Россию в период торжества реакции при
Александре III, принадлежат В.А.Гиляровскому
(1853-1935). Н.Д.Телешов вспоминает: «Гиляй»
щедро расточал направо и налево экспромты по
всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно
укладывая в два или четыре стиха ответ на целые
тирады, только что услышанные. Когда только что
появилась толстовская пьеса «Власть тьмы»,
Гиляй сострил:
В России две напасти:
06.01.2017
15
Внизу — власть тьмы,
16. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
• Цитата из пьесы А.П.Чехова «Дядя
Ваня» (1897); эти слова произносит
доктор Астров (д.2). Часто цитируется
только первая половина фразы.
06.01.2017
16
17. Вавилонское столпотворение
• Выражение возникло из библейского мифа
о попытке построить в Вавилоне башню,
которая должна была бы достигнуть неба.
Когда строители начали свою работу,
разгневанный бог «смешал язык их», они
перестали понимать друг друга и не смогли
продолжить постройку (Бытие, 11,1-9).
Употребляется в значении: беспорядок,
бестолочь, шум, суматоха.
06.01.2017
17
18. Вавилонское столпотворение
• Выражение возникло из библейского мифа
о попытке построить в Вавилоне башню,
которая должна была бы достигнуть неба.
Когда строители начали свою работу,
разгневанный бог «смешал язык их», они
перестали понимать друг друга и не смогли
продолжить постройку (Бытие, 11,1-9).
Употребляется в значении: беспорядок,
бестолочь, шум, суматоха.
06.01.2017
18
19. Вкушать от древа познания добра и зла
• Выражение возникло из библейского мифа о
произраставшем в раю дереве познания добра
и зла, вкушать плоды которого Адаму было
запрещено богом под страхом смерти. Но
змий-искуситель убедил Еву, что вкусившие
плодов этого дерева не умрут, но будут «как
боги, знающие добро и зло». Ева нарушила
запрет и побудила Адама сделать то же. За
неповиновение богу они были изгнаны из рая
(Бытие,3). Выражение употребляется в
значении: приобретать знания, постигать
смысл разнообразных явлений.
06.01.2017
19
20. Во всех ты, Душенька, нарядах хороша
• Цитата из поэмы И.Ф.Богдановича (17431803) «Душенька» (1778):
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша,
Во всех ты чудо света.
Эта цитата поставлена эпиграфом к повести
А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
06.01.2017
20
21. Вот приедет барин — барин нас рассудит
• Цитата из стихотворения
Н.А.Некрасова «Забытая деревня»
(1856):
«Вот приедет барин — барин нас
рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает
старушка.
06.01.2017
21
22. Все дороги ведут в Рим
• Средневековая поговорка, вошедшая в нашу
литературную речь, вероятно, из басни
Лафонтена (1621-1695) «Третейский судья,
брат милосердия и пустынник».
06.01.2017
22
23. Герой не моего романа
• Цитата из комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума» (1824),д.3,явл.1:
Чацкий
Но Скалозуб? Вот загляденье!
За армию стоит горой,
И прямизною стана,
Лицом и голосом — герой…
Софья
Не моего романа.
Выражение это употребляется в значении: не в
моем вкусе.
06.01.2017
23
24. Глас вопиющего в пустыне
• Выражение из Библии (Исаия,
40,3; цитируется: Матф., 3, 3;
Марк, 1,3; Иоанн, 1,23),
употребляется в значении:
напрасный призыв к чему-нибудь,
остающийся без внимания, без
ответа.
06.01.2017
24
25. Гордиев узел
• По легенде, рассказанной древними историками,
фригийцы, которым оракул повелел избрать царем того,
кто первый встретится им с телегой по дороге к храму
Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и
провозгласили его царем. Телегу, изменившую его судьбу,
Гордий поставил в храме Зевса и к дышлу ее прикрепил
ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По
предсказанию оракула, сумевший распутать узел должен
стать властителем всей Азии. Александр Македонский
рассек его мечом. Отсюда и возникло выражение
«гордиев узел», означающее всякое запутанное сплетение
обстоятельств; «разрубить гордиев узел» — разрешить
какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения
насильственным, прямолинейным способом.
25
26. Дамоклов меч
• Выражение возникло из древнегреческого предания,
рассказанного Цицероном в сочинении
«Тускуланские беседы». Дамокл, один из
приближенных сиракузского тирана Дионисия
Старшего (432 — 367 гг. до н. э.), стал завистливо
говорить о нем, как о счастливейшем из людей.
Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его
на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над
его головой висит на конском волосе острый меч.
Дионисий объяснил, что это — эмблема тех
опасностей, которым он, как властитель, постоянно
подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой
жизнь. Отсюда выражение «дамоклов меч» получило
значение нависшей, угрожающей опасности.
06.01.2017
26
27. Двадцать два несчастья
• Так в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
(1903) называют конторщика Епиходова, с
которым ежедневно случается какая-нибудь
комическая неприятность. Выражение это
применяется к неудачникам, к людям, с
которыми постоянно случается какоенибудь несчастье
06.01.2017
27
28. Дом построить на песке
• Выражение возникло из евангельской
притчи о «человеке безрассудном»,
построившем «дом свой на песке». Вскоре,
когда пошел дождь и подул ветер, дом
разрушился (Матф.,7,26-27). Выражение
это употребляется, когда говорится о чемнибудь непрочном, необоснованном.
06.01.2017
28
29. Драконовские законы [меры, наказания]
• Так называют непомерно суровые законы по
имени Дракона, первого законодателя Афинской
республики (VII в. до н.э.). В ряду наказаний,
определяемых его законами, видное место будто
бы занимала смертная казнь, которой карался,
например, такой проступок, как кража овощей.
Существовало предание, что законы эти были
написаны кровью (Плутарх. Солон). В
литературной речи выражение «драконовские
законы», «драконовские меры, наказания»
укрепились в значении суровых, жестоких
законов.
29
30. Золотой дождь
• Выражение употребляется в значении:
богатство, неожиданное обогащение.
Возникло из греческих мифов о Зевсе.
Пленившись красотой Данаи, дочери
аргосского царя Акрисия, Зевс явился к ней
в виде золотого дождя и оплодотворил ее.
Даная, осыпаемая дождем золотых монет,
изображена на картинах многих
художников (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк
и др.).
06.01.2017
30
31. И дым отечества нам сладок и приятен
• Цитата из комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума» (1824), д.1,явл.7, слова Чацкого,
вернувшегося из путешествия. С сарказмом
вспоминая старых москвичей, он говорит:
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь
пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься
домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.
06.01.2017
31
32. Козел отпущения [искупления]
• Библейское выражение (Левит,16,21-22),
возникшее из описания существовавшего у
древних евреев особого обряда возложения
грехов всего народа на живого козла; в день
грехоотпущения первосвященник возлагал
обе руки на голову живого козла в знак
возложения на него всех грехов еврейского
народа, после чего козел изгонялся в
пустыню. Выражение употребляется в
значении: человек, на которого постоянно
сваливают чужую вину, несущий
ответственность за других.
06.01.2017
32
33. Лишние люди. Лишний человек
• Выражения эти вошли в литературную речь
после появления «Дневника лишнего человека»
(1850) И.С.Тургенева. В русской литературе XIX
в. «лишние люди» — типы дворян, порвавших с
крепостнической идеологией, находящихся в
разладе со своей средой, полных лучших
стремлений, но не сумевших найти применения
своим силам в общественной жизни; позже
выражение «лишние люди» стало употребляться в
значении: люди, не находящие по разным
причинам применения своим знаниям, не
принимающие участия в общественной жизни.
06.01.2017
33
34. Фонарь Диогена
• Греческий писатель III в. н. э. Диоген
Лаэртский в 4-й книге своего сочинения
«Жизнь, учение и мнения знаменитых
философов» рассказывает, что греческий
философ Диоген (IV в до. н. э.) однажды
зажег днем фонарь и, расхаживая с ним,
говорил: «Я ищу человека». Возникшее
отсюда выражение «искать с фонарем
Диогена» употребляется в значении:
упорно, но тщетно стремиться найти кого
или что-либо.
06.01.2017
34
35. Чтение — вот лучшее учение
• Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от
21 июля 1822 г., опубликованного в
выдержках в 1855 г.; полностью — в 1858 г.
06.01.2017
35
36. Ярмарка тщеславия
• Выражение из книги английского писателя Джона
Бэньяна (1628-1688) «Путешествие пилигрима»;
пилигрим проходит через город, о котором
говорит: «Имя этому городу Тщеславие, и в этом
городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой
тщеславия». Английский романист Теккерей
(1811-1863) взял выражение «ярмарка тщеславия»
как заглавие для своего сатирического романа
(1848), в котором изобразил нравы буржуазного
общества. Выражение это употребляется как
характеристика общественной среды, основным
стимулом деятельности которой является
тщеславие и карьеризм.
06.01.2017
36
37. Крылатые слова
• Выражение это восходит к Гомеру (см. «От
составителей»), употребляется в значении:
афоризмы, цитаты, меткие выражения,
ставшие ходячими поговорками.
06.01.2017
37
Слайд 1
Описание слайда:
Крылатые слова
Русский язык. 5 класс.
.
Слайд 2
Описание слайда:
Крылатые слова-
это меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи на правах пословиц и поговорок.
Слайд 3
Описание слайда:
Замени одним словом
Во весь дух — ……. .
Морочить голову- …… .
Через час по чайной ложке-…. .
Рукой подать- …… .
Куда Макар телят не гонял – ……. .
Слайд 4
Описание слайда:
Проверь себя
Во весь дух – (быстро).
Морочить голову – (обманывать).
Через час по чайной ложке – (медленно).
Рукой подать – (близко).
Куда Макар телят не гонял – (далеко).
Слайд 5
Описание слайда:
Прочитай
Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
Слайд 6
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Что случилось с Петрусем?
Почему это произошло?
Как надо понимать
выражение
прикуси язык?
Слайд 7
Описание слайда:
Внимание!!!
Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских народных сказок. Многие из них вам знакомы.
Слайд 8
Описание слайда:
Из каких сказок появились, например, такие выражения:
встань передо мной, как лист перед травой;
рожки да ножки;
кому корешки, а кому вершки;
битый небитого везёт;
по щучьему велению, по моему хотению?
Как вы понимаете эти выражения?
Слайд 9
Описание слайда:
Закончите следующие крылатые слова, взятые из сказок:
поди туда – не знаю куда, …;
скоро сказка сказывается,…;
это всё присказка, ….
Как объяснить
эти выражения?
Слайд 10
Описание слайда:
Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Какие, по вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек:
голоден, как …
хитёр, как …
труслив, как …
неповоротлив, как …
надут, как …
нем. как …
Слайд 11
Описание слайда:
Спасибо за внимание!