Крыло икара в ахтубинске рассказ

Оригинал взят у avia_gorizont в «Крыло Икара»

Продолжаю свои записки о путешествии в город летчиков-испытателей Ахтубинск, где расположен Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова. Сегодня речь пойдет о символе города — монументе «Крыло Икара», посвященного погибшим летчикам-испытателям. Другое его название — «Летчикам-испытателям прошлого настоящего и будущего». Оно хоть и длинное, но, я считаю, лучше отражает основную идею монумента: есть сомнения, что Икар, нарушивший полетное задание генерального конструктора крыльев Дедала — подходящий для этого персонаж. Впрочем, будем считать, что это просто собирательный образ всех тех, кто стремился к полету. Тем не менее, сам памятник, на мой взгляд, очень красив!

Рассказ о монументе даю по книге литературно-исторических очерков ГЛИЦ имени В.П.Чкалова «Помним всех поименно».
Одной из главных достопримечательностей города авиаторов Ахтубинска» является мемориальный комплекс «Крыло Икара». Главный элемент композиции — стальное крыло, олицетворяющее стремление человечества к полету и познанию неизвестного.

«Испытателям не вернувшимся из полета»

Рядом расположены четыре черные гранитные стелы, на которых увековечены имена погибших испытателей. Стелы венчают стихи поэта Роберта Рождественского:
«Вы в небо ушли, растаяв
В далекой облачной мгле,
Память о вас осталась
В ваших делах на земле.
Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым».


Завершает ансамбль могила и памятник Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, полковника Николая Стогова.

Открытый осенью 1971 года, мемориальный комплекс имеет непростую историю. Идея создания архитектурного ансамбля принадлежит начальнику ГНИКИ ВВС (так тогда именовался ГЛИЦ) в 1970-78 годах, заслуженному военному летчику СССР, генерал-майору Ивану Дмитриевичу Гайдаенко и его заместителю Степану Анастасовичу Микояну.
Создание комплекса было поручено волгоградскому скульптору, ныне народному художнику России Виктору Фетисову, ученику знаменитого скульптора Е.В. Вучетича.
Вспоминает скульптор Фетисов:
«- Мне повезло, в прежние годы комсомолом проводились всевозможные конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» — наша совместная с архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог случай. Из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян и с ним еще несколько испытателей. Увидев макет «Крыла», сразу оживились и даже предложили: «Так вот он, готовый памятник, что мы еще придумываем?»
Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в космос, стало модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Значит, надо было искать какой-то обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы фактически завершали работу над ним. Узнав о сооружении монумента, в Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря, я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей, отчаянных людей, твердо настоявших на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты. Конечно, рисковали, ведь запросто могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск. Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего дела. Одним словом, проект создали близкие по духу люди. Привезли пеньки.
Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в другую – происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под открытым небом творили. Вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается сварщика, то это отдельная история. Был такой мастер из Капустина Яра, ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу на совещаниях, чтобы его по пути кто-либо не перехватил.
Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в поле. И еще одна тонкость. Сегодня знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находится на реставрации — прогнили металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию, облепив каркас гипсом. Он гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты своей юности. Время не властно над ним. Требуется только косметический ремонт основы.
Памятник долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего бытия».

Оригинал воспоминаний скульптора.


Возложение цветов к мемориалу в очередной День памяти 28.04.12: «Это нужно не мертвым — это нужно живым».

Ранее: в ГЛИЦ им. Чкалова заложена новая ВПП


Продолжаю свои записки о путешествии в город летчиков-испытателей Ахтубинск, где расположен Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова. Сегодня речь пойдет о символе города — монументе «Крыло Икара», посвященного погибшим летчикам-испытателям. Другое его название — «Летчикам-испытателям прошлого настоящего и будущего». Оно хоть и длинное, но, я считаю, лучше отражает основную идею монумента: есть сомнения, что Икар, нарушивший полетное задание генерального конструктора крыльев Дедала — подходящий для этого персонаж. Впрочем, будем считать, что это просто собирательный образ всех тех, кто стремился к полету. Тем не менее, сам памятник, на мой взгляд, очень красив!


Рассказ о монументе даю по книге литературно-исторических очерков ГЛИЦ имени В.П.Чкалова «Помним всех поименно».
Одной из главных достопримечательностей города авиаторов Ахтубинска» является мемориальный комплекс «Крыло Икара». Главный элемент композиции — стальное крыло, олицетворяющее стремление человечества к полету и познанию неизвестного.


«Испытателям не вернувшимся из полета»

Рядом расположены четыре черные гранитные стелы, на которых увековечены имена погибших испытателей. Стелы венчают стихи поэта Роберта Рождественского:
«Вы в небо ушли, растаяв
В далекой облачной мгле,
Память о вас осталась
В ваших делах на земле.
Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым».


Завершает ансамбль могила и памятник Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, полковника Николая Стогова.

Открытый осенью 1971 года, мемориальный комплекс имеет непростую историю. Идея создания архитектурного ансамбля принадлежит начальнику ГНИКИ ВВС (так тогда именовался ГЛИЦ) в 1970-78 годах, заслуженному военному летчику СССР, генерал-майору Ивану Дмитриевичу Гайдаенко и его заместителю Степану Анастасовичу Микояну.
Создание комплекса было поручено волгоградскому скульптору, ныне народному художнику России Виктору Фетисову, ученику знаменитого скульптора Е.В. Вучетича.
Вспоминает скульптор Фетисов:
«- Мне повезло, в прежние годы комсомолом проводились всевозможные конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» — наша совместная с архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог случай. Из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян и с ним еще несколько испытателей. Увидев макет «Крыла», сразу оживились и даже предложили: «Так вот он, готовый памятник, что мы еще придумываем?»
Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в космос, стало модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Значит, надо было искать какой-то обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы фактически завершали работу над ним. Узнав о сооружении монумента, в Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря, я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей, отчаянных людей, твердо настоявших на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты. Конечно, рисковали, ведь запросто могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск. Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего дела. Одним словом, проект создали близкие по духу люди. Привезли пеньки.
Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в другую – происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под открытым небом творили. Вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается сварщика, то это отдельная история. Был такой мастер из Капустина Яра, ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу на совещаниях, чтобы его по пути кто-либо не перехватил.
Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в поле. И еще одна тонкость. Сегодня знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находится на реставрации — прогнили металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию, облепив каркас гипсом. Он гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты своей юности. Время не властно над ним. Требуется только косметический ремонт основы.
Памятник долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего бытия».

Оригинал воспоминаний скульптора.


Возложение цветов к мемориалу в очередной День памяти 28.04.12: «Это нужно не мертвым — это нужно живым».

Ранее: в ГЛИЦ им. Чкалова заложена новая ВПП

Государственный летно-испытательный центр

Мемориал «КРЫЛО ИКАРА»

Мемориал погибшим летчикам-испытателям — это место на берегу реки Ахтуба самое красивое место города Ахтубинска. Огромное стальное крыло Икара и рядом четыре стелы, на черном мраморе которых вписаны имена погибших испытателей. Эти стелы с высоты напоминают кресты…

Здесь любят прогуливаться молодые мамы с детьми, молодожены приезжают в День бракосочетания возложить букеты цветов, а в дни юбилеев и торжеств сюда приходят военнослужащие и ветераны, чтобы минутой молчания почтить память тех, кто со взлета ушел в небо Навсегда

Мемориал — любимое место ахтубинцев — никогда не бывает одиноким, словно всем живущим сегодня не дают покоя печальные шрамы на сердце. Тем самым подтверждаются высеченные на стелах слова, написанные поэтом Евтушенко:

«Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.»

Настоящее — тонкая грань между прошлым и будущим. Но без тех, кто был первым, оно бы не состоялось. Вот почему и долг, и дело совести испытателя предусмотреть все, выяснить в машине самые затаенные слабости.

Многие из тех, кто не вернулся из испытательного марафона, хорошо знали технику, верили в нее. А техника сложнейшая, небо сурово и работа требует величайшей выучки.

Летчики знают: существует три порога высоты безопасности. Есть минимальная, до которой можно бороться за жизнь самолета, а заодно и за свою. Есть высота, на которой еще можно спастись самому — нужно лишь рвануть на себя рычаг катапультного кресла. И есть высота, когда спасти может только чудо: даже если и выпрыгнешь, все равно разобьешься. Тот, кто так снизился, идет ва-банк, рискует крупно, но только снижаясь, можно посадить самолет. Ведь информацию о полете ждут многие, а значит надо посадить машину.

Но небо — не отгороженный стенами класс, кабина самолета — не парта. На приборной доске не подчеркнешь мелом ошибку. Урок скоротечен. Неточность чревата опасностью. И в несколько мгновений жизнь испытателя станет черточкой между двумя датами — рождения и смерти.

Предвидеть случайности и уберечься от них возможно лишь в случае постоянной готовности к ним. На это сориентирована система подготовки летчиков-испытателей и инженеров — испытателей, проводимая в ГЛИЦ им.В.Чкалова. И дай Бог, чтобы список погибших испытателей, завершенный в 1991 году, не пополнялся новыми именами, а лишь служил безмолвным предупреждением: путь в небо может стать дорогой в вечность. Поэтому в испытатели приходят те, у кого сердце умеет летать…

Номинация историческое краеведение
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
 «КРЫЛО ИКАРА»
Чуйкин Кирилл Владимирович
кадет 15 группы
ГБОУ АО «АКШИ им.П.О.Сухого»
Руководитель:
Емельянова Н.П.
преподаватель 
общественных дисциплин Содержание
Введение……………………………………….…….………..…………….…….3
Глава 1. История создания…………………………………………………………………5
1 Выбор названия……………………….…….……………..….……………6
2 Строительство Крыла………………………..…………..….…………….7
3 Замысел архитекторов…………………………………………………….9
4 Воспоминания скульпторов………………………………………………10  
Глава 2. Аллея славы …………………………………………………..……….13
Глава 3. Крыло «Икара» в наши будни……………………………………………….20
3.1 Наши памятники­ наше достояние.………………….……………..………20
3.2 Проект «Часовня»…………………………………………………………..28
3.3 Разработка проекта…………………………………………………………23
 Заключение…………………………………….……………….………………..25
 Источники и литература………………………………..……………..………..27
 Приложение1…………………………………………….………….……………28
Приложение 2…………………………………………….………….……………37
«Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.» Введение
Распластавший   свое   крыло   Икар   –   так   символично   выглядит   главная
архитектурная   достопримечательность   города   Ахтубинска.   С   самого   начала
своего основания мемориальный комплекс стал любимым местом горожан, здесь
проходят   наиболее   значимые   торжественные   мероприятия,   сюда   приезжают
молодожены,   чтобы   возложить   цветы   и   приходят   ветераны   почтить   память
летчиков­испытателей, не вернувшихся из полета. Горожане любят посидеть в
тени аллеи, послушать воркование птиц, полюбоваться красотой выросших за
эти годы голубых елей, с чувством радости наблюдая, как верещат и резвятся
вокруг малыши.
Актуальность  настоящей   работы   обусловлена,   с   одной   стороны,   большим
интересом подрастающего поколения к истории и к культуре своего города. С
другой,   это   связано   с   тем,   что   сегодня   на   первый   план     выдвигаются
общечеловеческие   ценности   и   принципы,   происходит   формирование   единой
общероссийской   идеологии,   особое   место   уделяется   духовно­нравственному,
патриотическому воспитанию. 
Специальных статей и монографии по истории создания и функционированию
Крыла   Икара     не   существует.   В   основном   материал   представлен   в   виде
отдельных газетных статей, архивных документов, воспоминаний современников
и сослуживцев летчиков, чьи имена выгравированы на стелах. Многие из них
представлены   в  сборнике   литературно­документальных   очерков   о   летчиках
погибших при испытании самолетов в ГЛИЦ России им.Чкалова г.Ахтубинск­
книга «помним всех поименно». Теоретическое значение изучения истории  создания мемориального комплекса
заключается   в   сборе   информации     о   летчиках,   не   вернувшихся   с   полетов   с
последние десятилетия, чьи имена навечно останутся в памяти ахтубинцев.
О практическом  значении  свидетельствует большая роль мемориала в жизни
города как квинтесенция прошлого настоящего и будущего. Довольно частое
обращение общественности города к роли и значимости комплекса. Результаты
могут   быть   использованы   на   уроках   истории   и   краеведения   в
общеобразовательных   учреждениях.   В     ходе     исследовательской     работы
использовались   различные   методы:   тематическая   беседа,   сбор   данных   и   их
анализ. 
Гипотеза:  Мемориальный   комплекс   Крыло   Икара,   не   история,   застывшая   в
камне, а живая душа города
  Объектом  данного исследования является изучение истории мемориального
комплекса «Крыло Икара», его современное состояние комплекса, перспективы
развития. 
Цель исследования:
 Изучение истории создания комплекса
 Поиск   информации   о   летчиках,   погибших   при   испытаниях   военных
самолетов в последние десятилетия 
 Привлечения   общественности   к   проблемам   и   перспективам     развития
мемориала
 Выявление проблем и перспектив развития мемориального комплекса
Задачи исследования: 
 Изучить легенду об Икаре. 
 Выяснить, как создавался мемориальный комплекс. 
 Изучить   биографии   летчиков,   чьи   фамилии   выбиты   на   мемориальных
плитах. 
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную
часть,   состоящую   из   3   глав,   заключение   и   библиографический   список.     Во введении   обоснована   актуальность   выбора   темы,   поставлены   цель   и   задачи
методы     исследования.   Глава   первая   раскрывает   общие   вопросы   (история
создания).  В главе второй рассматриваются биографии летчиков ­ испытателей,
отдавших жизнь своему делу. Глава третья имеет практический характер и на
основе   отдельных   данных   делается   анализ   современного   состояния,   а   также
делается анализ перспектив и тенденций развития мемориального комплекса.
Глава 1 История создания
 Мемориал ­ любимое место ахтубинцев ­ никогда не бывает одиноким, словно
всем живущим сегодня не дают покоя печальные шрамы на сердце. Тем самым
подтверждаются высеченные на стелах слова, написанные поэтом Евтушенко:
«Помним всех поименно,
Горем помним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.»
Настоящее ­ тонкая грань между прошлым и будущим. Но без тех, кто был
первым, оно бы не состоялось. Вот почему и долг, и дело совести испытателя
предусмотреть   все,   выяснить   в   машине   самые   затаенные   слабости.
Многие   из   тех,  кто   не  вернулся   из   испытательного   марафона,  хорошо   знали
технику, верили в нее. А техника сложнейшая, небо сурово и работа требует
величайшей
выучки.
 
Летчики знают: существует три порога высоты безопасности. Есть минимальная,
до которой можно бороться за жизнь самолета, а заодно и за свою. Есть высота,
на которой еще можно спастись самому ­ нужно лишь рвануть на себя рычаг
катапультного кресла. И есть высота, когда спасти может только чудо: даже
если и выпрыгнешь, все равно разобьешься. Тот, кто так снизился, идет ва­банк,
рискует   крупно,   но,   только   снижаясь,   можно   посадить   самолет.   Ведь информацию   о   полете   ждут   многие,   а   значит   надо   посадить   машину.
Но   небо   ­   не   отгороженный   стенами   класс,   кабина   самолета   ­   не   парта.   На
приборной доске не подчеркнешь мелом ошибку. Урок скоротечен. Неточность
чревата   опасностью.   И   в   несколько   мгновений   жизнь   испытателя   станет
  рождения   и   смерти.
черточкой   между   двумя   датами  
­
Предвидеть   случайности   и   уберечься   от   них   возможно   лишь   в   случае
постоянной   готовности   к   ним.   На   это   сориентирована   система   подготовки
летчиков­испытателей   и   инженеров   ­   испытателей,   проводимая   в   ГЛИЦ
им.В.Чкалова.  И дай Бог, чтобы список погибших испытателей, завершенный в
2011   году,   не   пополнялся   новыми   именами,   а   лишь   служил   безмолвным
предупреждением:   путь   в   небо   может   стать   дорогой   в   вечность.   Поэтому   в
испытатели приходят те, у кого сердце умеет летать…
Мемориальный комплекс – душа города, имеющая славные воинские традиции,
олицетворяющая историю становления столицы российской авиации. 
Одной   из   главных   достопримечательностей   города   авиаторов   Ахтубинска»
является мемориальный комплекс «Крыло Икара». Главный элемент композиции
­   стальное   крыло,   олицетворяющее   стремление   человечества   к   полету   и
познанию неизвестного. Рядом с крылом расположены четыре черные гранитные
стелы,   на   которых   увековечены   имена   погибших   испытателей.   Завершает
ансамбль могила и памятник Героя Советского Союза, заслуженного летчика­
испытателя
 
СССР,
 
полковника
 
Николая
 
Стогова.
1.1 Выбор названия
Почему «Крыло Икара» ?
Все знают легенду об Икаре, который взлетел слишком высоко и лучи солнца
обожгли его крылья. аа
Ἴκαρος
) — в древнегреческой мифологии сын Дедала и рабыни
Ик р (др.­греч. 
Навкраты, известный своей необычной смертью. По сюжету легенды о Дедале и
Икаре создано множество произведений.
Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал
для себя и сына крылья, скреплённые воском, и Дедал просил: «Не поднимайся
слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода
попадёт на перья и они намокнут». Но уже во время перелёта в Элладу Икар
настолько   увлекся   полётом,   что   забыл   наставление   отца   и   поднялся   очень
высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск,
в результате Икар упал и утонул недалеко от острова Самос в море, которое и
получило в этой части название Икарийского. Его тело, прибитое волнами к
берегу, было похоронено Гераклом на маленьком островке Долиха, названном
по его имени Икария
Древние греки классического и более поздних периодов думали, что в форме
мифа   об   Икаре   и   Дедале   сохранилось   воспоминание   об   изобретении   косых
парусов. Возможно, Дедал изобрел первый махолёт.
Таким   образом,   архитекторы   крыла   хотели   показать,   что   наши   летчики   –
отличные   спецы   и   непревзойденные   асы,   они   не   теряли   голову   от   прелести
полета.   Они   были   испытателями   новых   машин.   Они   были   первыми,   кто   их
поднимал в воздух. И иногда эти машины их подводили. И падали на землю,
унося   с   собой   жизни   отважных   ребят.   Таких   же,   как   Икар,   пытавшихся
выполнить задание любой ценой…
1.2 Строительство Крыла
 Мемориал создан в память погибшим летчикам­испытателям. Если взглянуть на
мемориал   с   высоты   птичьего   полета,   то   в   мраморных   плитах   угадываются
кресты.
У памятника была непростая судьба — проект авторства скульптора Виктора
Фетисова, одобренный лично Микояном, долго не согласовывали в Москве. Но
при поддержке самих летчиков стальное крыло все­таки было установлено. Из­
за проволочек строительство и установка памятника растянулись на 10 лет — с
1968   по   1978   год.   Теперь   каждый   год   28   апреля   у   памятника   проходит
торжественная церемония возложения цветов.
Выбор макета Скульптор Фетисов Виктор Георгиевич совместно с Диной Ершовой разработал
проект «Крыла» для одного из комсомольских конкурсов, но идею не приняли.
Когда, из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян в сопровождении
нескольких   летчиков­испытателей,   и   увидел   макет   «Крыла»,   то   предложил
использовать   его   в   качестве   макета   для   мемориала   погибшим   летчикам­
испытателям в г. Ахтубинск.
Микоян слыл человеком интеллигентным и тонко улавливающим грань между
хорошим и безвкусицей, поэтому, когда продумывался макет для мемориала,
сразу сказал:
«Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда­то в неизвестность»
Это высказывание было связано с тем, что в то время, после полета Гагарина в
космос,   было   модно   сооружать   памятники   с   человеком,   протянувшим   ввысь
руки.   Здесь   же   требовалось   найти   обобщающий   символ   авиации   прошлого,
настоящего и будущего. В итоге, «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Строительство и материалы
На   место   строительства   памятника   был   завезен   песок   и   разбита   площадка.
Сооружение монумента происходило под открытым небом.
Рабочие   вырезали   листы   из   нержавеющей   стали,  гнули   кувалдой   на   пеньках.
Сваривал   листы   мастер   из   соседнего   военного   городка   Капустин   Яр,
специализировавшийся   на   сварке   ракетных   шахт.   Фетисов   ездил   за   ним
специально, высиживая по часу на совещаниях, чтобы по пути мастера никто не
перехватил.
Работа   Фетисова   была   замечена   в   Куйбышеве.   Дело   в   том,   что   всего   три
памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и
Колхозница»   Веры   Мухиной,   который,   в   отличие   от   «Крыла   Икара»
изготавливали   на   заводе.   Позже,   знаменитая   скульптурная   композиция,
украшавшая   вход   на   ВДНХ,   находилась   на   реставрации   —   прогнили
металлические каркасы. А в Ахтубинске Фетисовым впервые была применена
уникальная   технология   —   облепка   каркаса   гипсом.   Гипс   гигроскопичен   и
позволяет   сохранять   внутри   оптимальный   баланс.   Зимой   поглощает   влагу,   а
летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. Именно поэтому, спустя
30   лет,   памятник   не   поврежден,   требуется   только   косметический   ремонт
основы. Попытка закрыть памятник
Памятник   пытались   закрыть,   когда   работы   над   ним   уже   были   фактически
завершены   из­за   того,   что   не   было   проведено   согласование   с   Москвой.
Авторитетная   комиссия   Министерства   Обороны   бывшая   проездом   в
Ахтубинске,   случайно   узнала   о   почти   готовом   монументе   и   усомнилась   в
целесообразности   его   завершения   —   так   как   заказали   его   малоизвестному
скульптору, а не лауреату Ленинской премии. На самом деле к тому времени
Фетисов являлся членом Союза художников.
Помогло вмешательство известного скульптора Георгия Васильевича Нероды,
который высказался вполне определенно:
«Первый раз у нас проходит человек с периферии, а мы его отталкиваем. Надо
поддержать»
На   сторону   мастера   встали   и   летчики­испытатели,   твердо   настоявшие   на
первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять.
1.3  Замысел архитекторов
Центр   мемориала   представляет   собой   стальное   крыло   в   окружении   четырех
стел,   а   если   посмотреть   на   него   с   высоты,   то   можно   увидеть,   как   плиты
складываются в кресты. Строительство мемориального комплекса началось еще
в 1968 году и длилось почти 10 лет. Макет стального крыла первоначально был
разработан скульптурами Фетисовым В.Г. и Ершовой Д. как конкурсная работа,
но комсомол, который и проводил этот конкурс, работу не принял. Однажды,
приехавшие   из   Ахтубинска   летчики­испытатели   во   главе   со   Степаном
Микояном, увидели этот макет, и тогда Микоян предложил сделать его основой
мемориала   погибшим   летчикам.   Степан   Анастасович   был   не   только
воспитанным   и   интеллигентным   человеком,   но   и   умел   точно   находить   грань
между   хорошим,   оригинальным   и   абсолютной   безвкусицей.   Так   работа,   не
прошедшая   комсомольский   конкурс   стала   основой   значимого   мемориального
комплекса. Крыло Икара, имеется в виду именно «крыло» из нержавеющей стали, является
уникальным архитектурным проектом не только внешне, но и по технологии
изготовления.   Первое   на   что   стоит   обратить   внимание,   так   это   на   то,   что
монумент изготавливали прямо под открытым небом, на том самом месте, где он
сейчас и стоит. А вторая, и главная, особенность Крыла Икара в самом процессе
его  изготовления,  таким  же  способом  было   выполнено  всего   три  памятника,
самый   известных   из   которых:   «Рабочий   и   колхозница»,   но,   во­первых,   этот
монумент   изготавливался   на   заводе,   а,   во­вторых,   спустя   40   лет   настолько
прогнили металлические каркасы, что реставрация явилась необходимостью. В
«Крыле» же применили уникальную технологию, которая заключается в облепке
каркаса гипсом, который не дает влаге нанести повреждение металлу, и именно
поэтому   на   исходе   такого   же   срока   в   40   лет   памятнику   требуется   лишь
косметический ремонт.
Когда   памятник   был   уже   почти   готов,   через   Ахтубинск   проезжала   важная
комиссия из министерства, которая случайно узнав о, практически завершенном,
строительстве   попыталась   остановить   работы,   как   не   имеющие   высокой
значимости.  Московская   комиссия  сделала   такой   вывод   из   того,  что  работы
велись   не   лауреатом   Ленинской   премии,   а   малоизвестным   скульптором   с
периферии.   Отстоять   памятник   в   первозданном   виде   удалось   лишь   общими
усилиями известного в Советском Союзе скульптора Нероды Г.В. и летчиков­
испытателей ГЛИЦ
1.4 Воспоминания скульпторов
Открытый   осенью   1971   года,   мемориальный   комплекс   имеет   непростую
историю.   Идея   создания   архитектурного   ансамбля   принадлежит   начальнику
ГНИКИ   ВВС   (так   тогда   именовался   ГЛИЦ)   в   1970­78   годах,   заслуженному
военному летчику СССР, генерал­майору Ивану Дмитриевичу Гайдаенко и его
Микояну.
заместителю
Анастасовичу
 
 
Степану Создание   комплекса   было   поручено   волгоградскому   скульптору,   ныне
народному   художнику   России   Виктору   Фетисову,   ученику   знаменитого
скульптораЕ.В.
Вспоминает
 
 
скульптор
 
Вучетича.
Фетисов:
«­   Мне   повезло,   в   прежние   годы   комсомолом   проводились   всевозможные
конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» ­ наша совместная с
архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог
случай.   Из   Ахтубинска   приехал   Степан   Анастасович   Микоян   и   с   ним   еще
несколько   испытателей.   Увидев   макет   «Крыла»,   сразу   оживились   и   даже
предложили:   «Так   вот   он,   готовый   памятник,   что   мы   еще   придумываем?»
Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань
между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных
фигур, улетающих куда­то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в
космос, стало  модно сооружать памятники  с человеком, протянувшим  ввысь
руки.   Значит,   надо   было   искать   какой­то   обобщающий   символ   авиации
прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.
Судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы
фактически   завершали   работу   над   ним.   Узнав   о   сооружении   монумента,   в
Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря,
я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей,
отчаянных   людей,   твердо   настоявших   на   первоначальном   варианте,   «Крыло»
удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в
мраморных   плитах   угадываются   кресты.   Конечно,   рисковали,   ведь   запросто
могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные
идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск.
Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего  дела. Одним словом,
  Привезли   пеньки.
проект   создали   близкие   по   духу   люди.
Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в
другую – происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под  открытым  небом творили.  Вырезали листы  из
нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается
сварщика,   то   это   отдельная   история.   Был   такой   мастер   из   Капустина   Яра,
ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу
  чтобы   его   по   пути   кто­либо   не   перехватил.
на   совещаниях,
Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было
выполнено   в   стране   этим   методом   и   один   из   них   «Рабочий   и   Колхозница»
Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в
поле.   И   еще   одна   тонкость.   Сегодня   знаменитая   скульптурная   композиция,
украшавшая   вход   на   ВДНХ,   находится   на   реставрации   ­   прогнили
металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию,
облепив   каркас   гипсом.   Он   гигроскопичен   и   позволяет   сохранять   внутри
оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя
металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты
своей   юности.   Время   не   властно   над   ним.   Требуется   только   косметический
основы.
ремонт
 
Памятник долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не
только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего
бытия».
. Глава 2: Аллея Славы
Когда проектировали мемориальный комплекс, появилась идея объединить все
стелы   общей  надписью.  Авторам   памятника   вспомнились   известные   стихи   Р.
Рождественского   «Помним   всех   поименно…».   Они   обратились   к   поэту   с
просьбой придумать текст, для нашего мемориала.
На стелах, расположенных рядом с мемориалом выгравированы имена летчиков­
испытателей, отдавших жизнь, будучи преданными своему делу.
В 2008 году в небе над Северной Осетией был сбит наш летчик – Ржавитин
Игорь Викторович. И опять появилась надпись на стеле.
Недавно здесь появились новые  имена…  полковник  А. Кружалин, О. Спичка. 
Мы все­таки надеемся, что последняя…
На   этих   стелах   ­   только   фамилии,   сами   герои   похоронены   на   своей   малой
родине. И только один из них – Герой Советского Союза Н. И. Стогов похоронен
здесь, на мемориале «Крыло Икара». 
Всего в списке имен, погибших на ахтубинской земле летчиков 98 фамилии. За последние 30 лет в списке 23 фамилии. При работе  с архивами в/ч 15650 нам
удалось восстановить последние минуты жизни некоторых из них. 
1978.11.05
Старший   летчик­испытатель,
  полковник Кузнецов   Петр   Иванович.
Погиб   при   выполнении   испытательного   полета   на   самолете   Су­24   (г.
Ахтубинск).
В   один   из   майских   дней   Петру   Ивановичу   Кузнецову   предстояло   лететь   на
испытание   дымовой   бомбы   на   Су­24   вместе   со   штурманом   Алексеем
Даниловым. Рядовой испытательный полет в простых метеоусловиях. Казалось,
ничто не мешало его успешному выполнению. Но это только казалось. Комиссия
же установила, что странности начались с начала разбега. Во­первых, самолет в
процессе   разбега   почему­то   уклонялся   влево,   и   отрыв   произошел   у   боковой
границы ВПП на скорости немного меньше расчетной. Во­вторых, нарастание
скорости на разбеге было вялым, несмотря на то, что двигатели работали на
максимальном   режиме.   В­третьих,   почему­то   после   отрыва   Кузнецов   не
парировал развитие левого крена отклонением руля направления. Конечно, на
эти вопросы мог ответить только один человек – летчик. События в воздухе
развивались   со   стремительной   быстротой.   С   небольшим   снижением   самолет
вначале   цепляет   землю   консолью   крыла,   затем   идет   на   нос.   Удар.   Пожар.
Взрыв… и приземляющийся рядом невредимый парашютист. Это штурман перед
столкновением успел дернуть рукоятки катапультирования.
1981.15.09
Заслуженный   лётчик­испытатель   СССР,   подполковник Рухлядко   Николай
Васильевич.
Погиб   при   выполнении   испытательного   полёта   на   самолете   Су­24М   (г.
Ахтубинск). 15   сентября   1981  года   Николай   Васильевич   Рухлядко   взлетел   на   Су­24   для
оценки   безопасности   полета   при   отказе   одного   двигателя.   Вместо   штурмана
справа сидел летчик В.А. Лотков, сдавший недавно зачеты, и допущенный к
освоению данного типа. С одним выключенным двигателем, экипаж, на высоте
1000   м   один   за   другим   выполнял   разгоны   скорости   до   максимальной   при
различной   стреловидности   крыла.   Выполнен   последний   (летчики   говорят
крайний)   разгон.   Командир   нажал   кнопку   пуска   левого   двигателя.   И   пошел
отсчет   его   последних   секунд   жизни.   13   сек.   –   загорается   аварийное   табло
«Пожар левого двигателя». 19 сек. – сзади, рядом с кабиной раздается взрыв
(это взрывается топливный бак). В кабину проступает дым. 21 сек. – загорается
сигнал   «Пожар   правого   двигателя.   Самолет   переходит   в   пикирование   и   на
отклонение   рулей   не   реагирует.   Летчики   повисают   на   ремнях   с   большой
отрицательной перегрузкой. 27 сек. – Лотков видит, как командир, убедившись
в   отсутствии   управления,   потянул   рукоятки   катапультирования   вверх.
Проходит секунда, вторая – катапульта неподвижна. Хотя система фиксации
летчика к креслу и сработала, но створки фонаря не слетели. Бомбардировщик в
крутом пикировании несся к земле с нарастающей скоростью. 30 сек. – Лотков
не успевает ни о чем подумать, а тем более принять осознанное решение, ­ руки
сами нащупали, сжали и рванули вверх то единственное, что еще могло помочь
сохранить ему жизнь. Последнее, что он успел поймать и унести с собой, уходя
из кабины, ­ удивленный взгляд товарища, оставшегося   за незримой чертой,
отделившей его от всего сущего на земле. Взгляд, в котором уже можно было
прочесть осознание неизбежности своей судьбы.
А второй летчик, потеряв при катапультировании ботинки, через минуту
уже мчался по степи к месту взрыва, не замечая верблюжьих колючек, своими
шипами больно впивающихся в подошвы ног. Мчался, надеясь на чудо, надеясь,
что еще сможет чем­то помочь своему товарищу.
Николай Ильич Ст гов (2 мая 1934 — 28 апреля 1982) 
оо заслуженный   лётчик­испытатель   СССР   (1979),   Герой   Советского   Союза
(февраль 1982), полковник. Родился 2 мая 1934 в деревне Сметанино Клинского
района Московской области в семье крестьянина. С 1952 года — в Советской
Армии.В 1954 году окончил 8­ю военную авиационную школу первоначального
обучения лётчиков (в городе Павлограде Днепропетровской области). В 1957
окончил   Чугуевское   военное   авиационное   училище   лётчиков.   Служил   в
строевых частях ВВС. С ноября 1964 года — на лётно­испытательной работе в
Государственном Краснознамённом научно­испытательном институте ВВС (ГК
НИИ ВВС г. Ахтубинск)
В 1967 году окончил Ахтубинский Филиал «Взлёт» Московского авиационного
института.
Участвовал в сравнительных испытаниях истребителя F­5E. С марта 1971 года
по   апрель   1972   года   участвовал   в   боевых   действиях   в   Египте.   Совершил   8
боевых вылетов на МиГ­25Р (разведчик). Стогов вместе с несколькими другими
летчиками во главе с полковником Александром Саввичем Бежевцом, одним из
ведущих   летчиков­испытателей   МиГ­25,   испытывали   МиГ­25Р   в   реальной
боевой обстановке. Стогов получил египетский орден.
В 1973 году — провёл государственные испытания сверхзвукового перехватчика
Су­15бис.   Также   участвовал   в   государственных   испытаниях   сверхзвуковых
боевых   самолётов   МиГ­23,   МиГ­25Р,   МиГ­27,Су­17,   Су­24   и   других
истребителей.
В   1974­1978   годах   —   начальник   Службы   лётных   испытаний   истребительной
авиации. C 1978 года — заместитель начальника 1­го Управления ГК НИИ ВВС
по   лётной   работе.   16   февраля   1982   года   —   начальнику   службы   части
полковнику   Н.   И.   Стогову   Указом   Президиума   Верховного   Совета   СССР   с
вручением   ордена   Ленина   и   медали   «Золотая   Звезда»   (№   11467)   присвоено
звание Героя Советского Союза за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм.28 апреля 1982 года — погиб при
выполнении испытательного полета на МиГ­27. Похоронен в мемориале «Крыло
Икара»   (Ахтубинск).   Награждён   орденами   Ленина,   Трудового   Красного
Знамени,   Красной   Звезды,   медалями.   Герой   Советского   Союза,   Заслуженный
летчик­испытатель   СССР,   заместитель   командира   войсковой   части   18374   по
летной работе старший летчик испытатель   полковник Стогов Николай Ильич
погиб 28 апреля 1982 года, выполняя относительно несложное летное задание, ­
облет   контрольно­записывающей   аппаратуры,   установленной   для   проведения
испытаний на самолете МиГ­27 № 14. На высоте 6000 м на дозвуковой скорости
он  выполнил  несколько   режимов  с набором  высоты  и снижениями, действуя
органами управления самолета. А потом началось непонятное – самолет пошел к
земле, увеличивая угол пикирования и скорость.
Летчик не вмешивался   в управление, лишь у самой земли запись аварийного
регистратора полетной информации показала резкое отклонение стабилизатора
на вывод. Самолет на большой скорости столкнулся с землей. Магнитная запись
речевой информации ничего не сохранила об этом этапе полета. Много времени
трасса полета осматривалась с борта вертолета. Проводился осмотр местности в
пешем порядке. Кроме глубокой воронки на месте падения самолета ничего не
нашлось.   Все   практически   разрушенные   детали   и   агрегаты   конструкции
оказались в районе падения. 
Комиссия,   возглавляемая   начальником   института   генерал­полковником
Л.   И.   Агуриным,   вынуждена   была   признать,   что   причину   этой   катастрофы
установить не удалось. Тайну своей гибели Николай Ильич Стогов унес с собой.
28 апреля 2014 года исполняется 32 лет со дня его гибели в полете. Все
эти   годы   друзья   и   продолжатели   его   дела   в   конце   апреля   собираются   на
мемориале   «крыло   Икара»,     чтобы   почтить   память   замечательного   летчика,
товарища,   командира   и   человека.   Николай   Ильич   похоронен   здесь   же,   на мемориале.   Скульптором   Виктором   Фетисовым   создан   памятник   Стогову,
который установлен на его могиле. Недалеко от мемориального комплекса –
улица,  названная его именем. Этот день стал днем памяти для всех летчиков­
испытателей, не вернувшихся из полета.
К   сожалению,   работа   испытателей   наполнена   не   только   радостью   побед   и
достижений,   но   и   горечью   потерь   товарищей.   В   нашем   городе   их   имена
увековечены   в   скорбном   списке   испытателей,   не   вернувшихся   из   полета,   на
плитах мемориала «Крыло Икара». Это одна из достопримечательностей нашего
города.
Кружалин Александр Павлович (1963­2011) Заслуженный
Родился
 
18
 
 
лётчик­испытатель
 
октября
 
1963
 
года
РФ,
в
 
 
г.
 
полковник.
  Липецке.
В 1984 году окончил Ейское ВВАУЛ и был направлен на должность летчика в
строевую   часть   истребительно­бомбардировочной   авиации   на   самолет   Су­17.
Су­25.
Затем
В 1993 году он поступил в Центр подготовки летчиков­испытателей (ЦПЛИ)
штурмовик
освоил
 
 
 
ГЛИЦ   им.   В.П.Чкалова,   по   окончании   которого   был   назначен   летчиком­
испытателем   Первого   научно­испытательного   управления.   Участвовал   в
испытаниях   самолетов   Су­25СМ,   Су­27СМ,   Су­30МКК,   Су­30МКИ,   МиГ­
29СМТ. Особый вклад он внес в испытания и доводку самолета Су­34, выполняя
полеты на оценку летных характеристик, в том числе и на критических режимах,
дозаправку топливом в полете, «учил самолет» применять все виды вооружения.
Первым из военных летчиков­испытателей он поднялся в небо на новейшем Су­
35.  Погиб   23   июня   2011   года   в   испытательном   полете   на   МиГ­29КУБ.
Испытания   проводились   на  устойчивость   и   управляемость,  самолет   разбился
при   выполнении   пикирования   с   2000   с   выходом   на   500   метров.   Экипаж   –
полковники О.Л.Спичка и А.П.Кружалин погибли. 
Спичка Олег Леонидович (1972­2011)
Летчик­испытатель
1
 
 
класса,
 
полковник.
Родился   14   марта   1972   года   в   городе   Тбилиси.   Там   прошли   его   детство   и
школьные
годы.
 
В армии с 1990 г. В 1994 году окончил Качинское ВВАУЛ. После окончания
училища он был оставлен в нем летчиком­инструктором. За время службы в
учебном   авиационном   полку   он   подготовил   более   20   курсантов.
В 2001 году Олег Леонидович с отличием окончил ЦПЛИ и был направлен в
Летно­испытательный
ГЛИЦ.
С 2001 –  летчик­испытатель   ГЛИЦ, старший  летчик­испытатель  – начальник
центр
 
 
службы
 
летных
 
испытаний. В 2004  году   совершил   свою  первую   посадку   на  Су­33  на   палубу   авианосца.
В 2007 году с О.Е. Мутовиным провел испытания новых тормозных тросов и
аэрофинишеров   на   авианесущем   крейсере   методом   посадок.
В рамках испытаний самолетов МиГ­29К и МиГ­29КУБ в сентябре 2009 году
совершил   несколько   взлетов   и   посадок   с   палубы   тяжелого   авианесущего
крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов.
Погиб   23   июня   2011   года   в   испытательном   полете   на   МиГ­29КУБ.
Катастрофа произошла в 17.27 по московскому времени в 43 км от г.Ахтубинск,
 в   районе   между   горой   Багдо   и   селом   Болхуны.   Экипаж   –   полковники
Кружалин погибли.
О.Л.Спичка
и А.П.
 
 
Награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (08.2007),
орденом Мужества (05.2008). Глава 3.  «Крыло Икара» в наши будни.
Может показаться чем­то обидным и несправедливым такое употребление к
мемориалу, ставшему символом города авиаторов. Но на протяжении многих
лет, за исключением двух последних, когда была проведена реконструкция
центральной аллеи, ведущей к самому монументу и реставрация мраморных
стел, мемориальный комплекс находился в том первозданном виде, который
приобрел более тридцати лет назад. Не говоря о том, что освещения, такого,
которое бы подходило по смыслу и содержанию для мемориала, так и не было
смонтировано.   Голубые   ели,   с   таким   трудом   сохраненные   от   вырубки
варварами   выросли,   а   клумбы   заросли.   Разбитый   вблизи   много   лет   назад
сквер,   так   и   не   получил   культурного   обрамления,   оставаясь   зеленым
островком на круче.
Глава 3.1  Наши памятники­ наше достояние.
Ещё   в   конце   девяностых   в   редакцию   газеты   «Испытатель»   обращались
родители   учеников,   с   просьбой   узнать   подробности   истории   создания
мемориала. Это сейчас все всё знают, а тогда многие путались и затруднялись
ответить,   кто   является   автором   архитектурного   ансамбля   и   кому
принадлежит   идея   его   создания.  Уже  после   встречи   с  С.А.  Микояном,  во
время его приезда на один из юбилеев и беседы с В.Г. Фетисовым появились
мои публикации на эту тему. Просветительская миссия помогла школьникам,
уже   не   делавшим   ошибок   в   сочинениях   и   систематизировала   знания   об
истории   создания   мемориального   комплекса.   Целостный   архитектурный
ансамбль, задуманный и выполненный В.Г. Фетисовым, учеником знаменитого
Вучетича получился, украсив город и придав ему мужественные черты. Время
не властно над памятниками в историческом контексте, но стирает важные
детали, когда касается содержания культурного объекта.  
Сразу   две   ахтубинские   газеты   опубликовали   информацию   о   состоявшемся
совещании в администрации города с участием ведущего советника аппарата Комитета   по   обороне   и   безопасности   Совета   Федерации   России
  одним   из   вопросов   которого   было   создание
И.Г.Семенченко,
Благотворительного   фонда   Ахтубинска   для   содержания   мемориального
комплекса   «Крыло   Икара».   В   обсуждении   темы   приняли   участие   помимо
  представители   командования   ГЛИЦ
городских   руководителей,
им.В.П.Чкалова и духовенства Ахтубинска. На совещании была озвучена, что
очень важно и наконец­то по – честному, главная идея: «Благотворительный
фонд   городу   крайне   необходим,   т.к.   для   содержания   и   благоустройства
мемориала ни у министерства обороны, ни у городской власти финансовых
средств   нет,   а   они   нужны   немалые».   Мы   долго   стеснялись   говорить   о
проблемах, почему­то это всегда воспринималось как покушение на святое,
подрыв   чьего­то   авторитета,   искушение   истиной.   Оказалось,   что   пора   по
новому   взглянуть   на   дорогой   нашему   сердце   мемориал,   переосмыслить   те
самые   детали,   которые   его   окружают   и     возможно   расширить   границы
архитектурного ансамбля.
На совещании обсуждались некоторые идеи, получившие пиар­поддержку со
стороны СМИ. Например, строительство храма­часовни, для чего требуется
определить   место,   составить   смету   и   выяснить   возможности   его
обслуживания священнослужителями. С интересом было выслушано мнение
специалиста   –   заместителя   главы   городской   администрации   С.А.Чернова,
поделившегося архитектурными замыслами на территории комплекса.
Нет ничего прекрасней, чем обзор реки с высоты, устремленный вдаль взгляд
мечтателя и ни с чем не сравнимая сила воображения, помогающая воплотить
задуманное в реальность. Набережные есть в Волгограде, Самаре, Ульяновске
и   во   многих   других   волжских   городах   и   везде   они   украшают   городской
ландшафт.     В Ахтубинске она, преобразившись и получив привлекательный
вид, вполне впишется в архитектурный ансамбль мемориального комплекса,
став   не   только   еще   одной   достопримечательностью   нашего   города,   но   и любимым, наравне со сквером, местом отдыха и прогулок ахтубинцев. Немало
интересных решений можно найти, взявшись за окультуривание скверика с
правой   стороны   от   мемориала.   Здесь   и   беседки,   фонтанчики,   аллеи   и
скамейки,   одним   словом   все,   что   может   подсказать   буйная   фантазия
дизайнера. И не обязательно увлекаться популизмом, предлагая здесь строить
часовню   или   храм.   Почитая   церковь   как   христианин,   считаю   место   для
моления,   если   такая   необходимость   все   же   возникнет,   отвести   в   другом
районе города, благо еще не все у нас застроено. Для строительства подойдет
тот же пустырь, напротив военного госпиталя.
На этом месте мог бы получиться приличный сквер. Вот с такими клумбами
Кстати,   очень   хорошо,   что   проблемы   Мемориала   привлекли   внимание
общественности, ведь рано или поздно и вопрос с землей разрешится, и не
ровен час кому­нибудь придет в голову на месте аппетитного кусочка земли, с
живописным видом на Ахтубу, строить коттеджи или особняки. Вот тогда
точно о мечте и красивой набережной, можно будет забыть. 
3.2 Проект «Часовня» (Максим Парфенов)
Живым   доказательством,   что   мемориал   живет   жизнью   города   является
активное участие молодежи в судьбе «Крыла». Не так давно общественность
города взбудоражила идея выпускника   нашей школы Парфенова Максима.  
Максим  родился   и   живет   в   Ахтубинске.   С   ранних   лет   начал   заниматься
рисованием   в   Центре   детского   творчества,   где   неоднократно   становился
призером   и   победителем   различных   конкурсов.   В   2004   году   поступил   в
художественную школу им. П.И. Котова. Художественное учреждение дало
ему   определенные   навыки   в   живописи,   рисунке,   скульптуре,   истории
искусств,   которые   мне   пригодились   по   жизни.   После   окончания   школы
продолжил   заниматься   рисованием   уже   в   кадетской  
  школе.  
Идея проекта возникла еще тогда, когда Максим учился в кадетской  школе, однако,   из­за   недостатка   времени   реализация   проекта   затянулась.
Неоднократно прогуливаясь по дорогому мне месту,  обращал свое внимание
на   масштабы   территории.   Было   важно   уловить   особенность   рельефа   и
архитектурную   составляющую   всего   комплекса.   Главное   было   необходимо
визуально представить каждый объект всего мемориала. Все это Максим учел
в своем проекте. (Приложение 2)
Макет  данного  проекта  ­  это  еще  одно  напоминание  того,  что  фундамент
благих дел не должен рушиться, а должен только укрепляться.
Во время беседы автор проекта отметил, что хотел бы, чтобы в обсуждении
проекта приняли участие авторитетные лица, которые причастны к истории
памятника. Ценным для автора проекта было бы мнение Фетисова Виктора
Георгиевича, скульптора, автора мемориала, Микояна Степана Анастасовича,
легенды авиации и Клишина Юрия Петровича, бывшего начальника гарнизона,
который внес большой вклад в развитие города. Эти личности по достоинству
являются почетными жителями Ахтубинска. Ведь именно они помогли в свое
время   создать   и   поддерживать   территорию   Мемориального   комплекса   в
надлежащем   виде.   Такой   проект   важен   не   только   военному   руководству
ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, но и простым жителям города, и членами семей
погибших летчиков­испытателей за все время существования мемориала.
Актуальной   осталась   проблема   молодежи,   не   умеющая   чтить   память   о
летчиках­испытателях,   относящихся   несерьезно   к   этому   месту,   которое
является к тому же местной достопримечательностью. Давайте представим,
что видят гости города, когда приезжают летом в Ахтубинск, прогуливаясь по
комплексу?
Мемориальному
 
3.3 Разработка проекта
С   самого   начала   был   создан   план   расположения   на   местности   объектов
Мемориального   комплекса,   были   сделаны   несколько   зарисовок,   а   также
отдельных   фрагментов   композиции. Затем   важной   задачей   стал   выбор материалов,   (полипропилен,   фольга,   пластилин   и   москитная   сетка) из
которого   можно   было   бы   оптимально   сделать   макет,   размер   и   место,   где
именно будет располагаться часовня.
Данный проект является примером для молодежи. К сожалению, давно ушло
то время, когда каждый стремился внести свой вклад в общественное дело.
Современная   молодежь   не   хочет   видеть   ничего   кроме   своих   собственных
потребностей,   желаний   и   страстей.   Именно   этим   обусловлен   их   эгоизм   к
реальным делам, что  приводит к спаду активности в развитии Ахтубинска. За
большим   занавесом   гламура   и   пафоса,   современная   молодежь   отходит   от
самого главного, на мой взгляд, от веры.
Проект «Часовня» это еще одно напоминание того, что фундамент благих дел
не должен рушиться, а должен только укрепляться. Нужно верить в то, что
своей личной активной позицией и участием в жизни города можно что­либо
изменить.   Принципиально   не   выношу   слов   общества   о   невозможности
изменить положение в лучшую сторону. И это, не юношеский максимализм, а
точка зрения, подкрепленная личным участием в развитии города.
Реализацию данной идеи осуществлялась поэтапно. Один уже пройден. Все же
удалось его воплотить в жизнь. Автор проекта вызвал общественный резонанс,
который   дал   разную   оценку   мнений   горожан. Следующей   стадией   должно
стать всевозможное продвижение идеи через интернет и СМИ. Непременно
нужно устроить деловые встречи с представителями власти и бизнеса, ведь
они ключевые звени в цепи воплощения макета проекта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Распластавший   свое крыло   Икар –   так   символично   выглядит   главная
архитектурная   достопримечательность   города   Ахтубинска.   Со   временем
мемориальный   комплекс   стал   любимым   местом   горожан,   здесь   проходят
наиболее   значимые   торжественные   мероприятия,
  сюда   приезжают
молодожены, чтобы возложить цветы и приходят ветераны почтить память
летчиков­испытателей,   не   вернувшихся   из   полета. Для   некоторых   «Крыло
Икара» стало местом проведением досуга, отдыха. Так приятно посидеть в
тени аллеи, послушать воркование птиц, полюбоваться красотой выросших за
эти   годы   голубых   елей   и   с   чувством   радости   наблюдать,   как   верещат   и
резвятся вокруг малыши.
Здесь проводятся наиболее важные и значимые для города мероприятия. Так
например,   9   мая   праздничные   мероприятия   в   Ахтубинске,   посвященные
великому   Дню   Победы,  начинаются   с   торжественного   построения   личного
состава   лётно­испытательного   центра   ГЛИЦ   им.В.П.Чкалова   на
мемориальном комплексе «Крыло Икара».  
Стало   давней   традицией,   что   21   сентября,   в   день   создания   в ГЛИЦ им.
В.П. Чкалова   первокурсники  дают   торжественное   обещание   кадета
«Ахтубинской   общеобразовательной   кадетской   школы­интерната   им.   П.   О.
Сухого». Ежегодно   осенним   солнечным   утром   на   мемориальном   комплексе   «Крыло
Икара» собрались родственники, друзья, выпускники и горожане для того,
чтобы стать свидетелями этого события. 
Основная   проблема   состоит   в   том,   что   «Крыло   Икара»,   как   и   другие
общественные   и   культурные  
реставрации, т.к они в первую очередь отражают лицо города.
  достояния   города   Ахтубинск   требуют
Следует помнить, что любая идея молодежи может быть воплощена в жизнь.
Была проведена беседа с Максимом Парфеновым, так зовут автора проекта,
жителя нашего города, который уже давно вынашивает планы по реализации
 обновленного МК «Крыло Икара».
В процессе исследования были решены следующие задачи:     узнали историю
создания мемориального комплекса «Крыло Икара», рассказали о некоторых
малоизвестных страницах погибших летчиков, изучили проблемы «Крыла».
На   основе   проведенной   исследовательской   работы   и   анализа   данных   мы
выявили,   что   активная   молодежь   не   безразлична   к   сегодняшней   жизни
меморила, а сам мемориал не застывшая история в камне, а живой организм,
душа и сердце столицы российской авиации. Источники. Литература.
 ­подшивки «Испытатель» за 2002­2012гг.
­ подшивки  «Ахтубинская Правда» за 2003­2012 гг.
Архивы войсковых частей 15650, 21239, 52530
­ материалы районного краеведческого музея
­ материалы Интернет­сайта http 
 ://   www 
 .  niivvs
 
 .  narod
 
 .  ru.
avia­gorizont.livejournal.com ­ погибшие летчики на стеллах крыла икара
http://airaces.narod.ru/all7/lutcenko.htm­  Погибшие   Летчики   на   стеллах
«Икара».
http://ahtubinsk.bezformata.ru/word/krilo­ikara/889409/
http://www.ahtubinsk.ru/glits/died.shtml­  Список   лётного   состава   ГЛИЦ,
погибшего в испытательных полётах
Здесь Родины моей начало. Очерки. Астрахань, 2011г.
­ «Мекка военных испытателей», Взлет, 112005 ноябрь ­ «Взлетная полоса длиною в жизнь», Герой Советского Союза Заслуженный
летчик­испытатель Владимир Кондауров
­ «Страстная неделя», Заслуженный штурман­испытатель Герой Советского
Союза Леонид Попов
Помним всех поименно… Ахтубинск, 2010
Он учит летать самолеты. Газета «Красная Звезда»,11­17 августа 2010г.

Мемориальный комплекс

Летчикам-испытателям прошлого, настоящего и будущего[1]

Крыло Икара.JPG

Страна Россия
Город Ахтубинск, Астраханская область
Автор проекта Фетисов, Виктор Георгиевич
Строительство 1968—1978 годы

«Крыло Икара» или мемориал «Летчикам-испытателям прошлого, настоящего и будущего»  — мемориальный комплекс, расположенный в городе Ахтубинск Астраханской области.

Создан в память погибшим летчикам-испытателям. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты.

Содержание

  • 1 История создания
    • 1.1 Выбор макета
    • 1.2 Строительство и материалы
    • 1.3 Попытка закрыть памятник
  • 2 Ансамбль «Крыла Икара»
  • 3 Фотогалерея
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История создания

Выбор макета

Скульптор Фетисов Виктор Георгиевич совместно с Диной Ершовой разработал проект «Крыла» для одного из комсомольских конкурсов, но идею не приняли.

Когда, из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян в сопровождении нескольких летчиков-испытателей, и увидел макет «Крыла», то предложил использовать его в качестве макета для мемориала погибшим летчикам-испытателям в г. Ахтубинск.

Микоян слыл человеком интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому, когда продумывался макет для мемориала, сразу сказал:

«Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность»

Это высказывание было связано с тем, что в то время, после полета Гагарина в космос, было модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Здесь же требовалось найти обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. В итоге, «Крыло Икара» легло в основу монумента.

Строительство и материалы

На место строительства памятника был завезен песок и разбита площадка. Сооружение монумента происходило под открытым небом.

Рабочие вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках. Сваривал листы мастер из Капустин Яра, специализировавшийся на сварке ракетных шахт. Фетисов ездил за ним специально, высиживая по часу на совещаниях, чтобы по пути мастера никто не перехватил.

Работа Фетисова была замечена в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной, который, в отличие от «Крыла Икара» изготавливали на заводе. Позже, знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находилась на реставрации — прогнили металлические каркасы. А в Ахтубинске Фетисовым впервые была применена уникальная технология — облепка каркаса гипсом. Гипс гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. Именно поэтому, спустя 30 лет, памятник не поврежден, требуется только косметический ремонт основы.

Попытка закрыть памятник

Памятник пытались закрыть, когда работы над ним уже были фактически завершены из-за того, что не было проведено согласование с Москвой. Авторитетная комиссия Министерства обороны бывшая проездом в Ахтубинске, случайно узнала о почти готовом монументе и усомнилась в целесообразности его завершения — так как заказали его малоизвестному скульптору, а не лауреату Ленинской премии. На самом деле к тому времени Фетисов являлся членом Союза художников.

Помогло вмешательство известного скульптора Георгия Васильевича Нероды, который высказался вполне определенно:

«Первый раз у нас проходит человек с периферии, а мы его отталкиваем. Надо поддержать»

На сторону мастера встали и летчики-испытатели, твердо настоявшие на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. [2]

Ансамбль «Крыла Икара»

  • «Крыло Икара» — стальной памятник в виде крыла.
  • 4 стелы из черного мрамора с именами погибших летчиков-испытателей. С высоты птичьего полета похожи на кресты. На стелах высечены слова, написанные поэтом Евтушенко:

«Помним всех поименно, Горем помним своим. Это нужно не мертвым, Это надо живым.»

  • Захоронение Николая Ильича Стогова с памятником  — заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник.[3].
  • Небольшой прямоугольный парк с двумя аллеями, цветочными клумбами посередине. Окружен елями.[4]

Фотогалерея

  • Крыло Икара1.JPG

  • Крыло Икара2.JPG

  • Крыло.JPG

  • Крыло2.JPG

Примечания

  1. Познай свой край
  2. История создания памятника
  3. Стогов Н.И.
  4. Мемориал «Крыло ИКАРА» на сайте ahtubinsk.ru

Ссылки

  • Гордо реет над простором

Путешествуя по глубинке в экспедиции Живое наследие: локальные культурные бренды России, обнаруживаешь скрытые шедевры даже в самых неприметных городах, — пишет Андрей Максимов. — Вот «Крыло Икара» в Ахтубинске. Военный городок из типовых пятиэтажек. Но — крупнейший в стране летно-испытательный отряд и полигон.

Именно здесь как нельзя лучше «приземляется» греческий миф о  Дедале и сыне его Икаре, гонимых с Крита царем Миносом. И сооружает Дедал для сына из перьев птичьих крылья. И соединяет их воском. И наставляет Икара: «Не летай низко, где волны морские намочат крылья. И не взлетай высоко — где солнце растопит воск и разрушит твои крылья». Но увлеченный полётом Икар летит ввысь и падает ниц под палящим солнцем.

Эта история увлекает молодого тогда волгоградского скульптора Виктора Фетисова (1937-2018), который выставляет макет «крыла» на комсомольский конкурс — но, казалось, без перспектив. И тут он попадает на глаза видному летчику-испытателю и сыну Анастаса Микояна Степану, предлагающему установить в Ахтубинске памятник авиации прошлого, настоящего и будущего.

Монумент получлся необычным во всех смыслах. Греческий миф для советской армии — где это видано? Крыло, одновременно устремленное в небо и вдоль земли! В нем считывается сразу и образ самолёта, и аллюзия птицы. И технология производства — уникальная. Спец из Капустина Яра — соседнего с Ахтубинском полигона испытания зенитных ракет — спаял металлические листы памятника прямо под открытым небом, что ранее никому не удавалось. Ту же технику в мухинском «Рабочем и колхознице» применили на заводе со спецоборудованием. И то пришлось отправлять на ремонт, в то время как «Крыло Икара» стоит с 1978 года как новенькое! Ибо каркас его облеплен изнутри гипсом, вбирающим лишнюю влагу и остужающим тепло степного солнца. Советские мастера как бы превосходят Дедала, давая летчикам-икарам жизнь будущего!

Ну а изначальный комплекс «Крыло Икара» тоже получил приличное будущее. В процессе развития городской среды вокруг него — на высоком берегу Ахтубы — появился симпатичный парк с композицией новых символов. Самолётик облетает зеленую планету, а мама с сыном шлют в небо посыл «Мы тебя ждём!». Птицы небесные кружат в лучах солнца, освещая путь Икару, который в упряжке с журавлями стремится сбросить страховку и вновь взметнуться ввысь!

Ну а в другом конце сквера, словно напоминание Икару о вечности — 4 стелы из черного мрамора с именами погибших летчиков-испытателей и словами из «Реквиема» Роберта Рождественского:

«Помним всех поименно,

Горем помним своим.

Это нужно не мертвым,

Это надо живым.»…

Распластавший свое крыло Икар – так символично выглядит главная архитектурная достопримечательность города Ахтубинска. Со временем мемориальный комплекс стал любимым местом горожан, здесь проходят наиболее значимые торжественные мероприятия, сюда приезжают молодожены, чтобы возложить цветы и приходят ветераны почтить память летчиков-испытателей, не вернувшихся из полета. И вообще так приятно посидеть в тени аллеи, послушать воркование птиц, полюбоваться красотой выросших за эти годы голубых елей и с чувством радости наблюдать, как верещат и резвятся вокруг малыши.

В свое время, еще редактором газеты «Испытатель» мне представилась возможность побеседовать с автором монумента, Народным художником России, скульптором Фетисовым Виктором Георгиевичем. Позже, этим материалом воспользовались при составлении странички в Википедии.  Наша встреча проходила в очень теплой, наполненной воспоминаниями о прошлом обстановке, когда вместе на мемориальном комплексе собрались военнослужащие и ветераны в/ч 18374, многие из которых не виделись с десяток лет и приехали на юбилей части за тысячи километров.

— Мне повезло, – вспоминает Фетисов, – в прежние годы комсомолом проводились всевозможные конкурсы, на одном из них было представлено «Крыло» – наша совместная с архитектором Диной Ершовой работа. К сожалению, идею не поняли. Помог случай. Из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян и с ним еще несколько испытателей. Увидев макет «Крыла», сразу оживились и даже предложили: «Так вот он, готовый памятник, что мы еще придумываем?» Микоян слыл человеком очень интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Помните, после полета Гагарина в космос, стало модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Значит, надо было искать какой-то обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. «Крыло Икара» легло в основу монумента.

 — А дальше, – Виктор Георгиевич делает широкий жест в сторону своего архитектурного творения – вы видите все сами. Между прочим, судьба памятника оказалась не так проста, его даже пытались закрыть, когда мы фактически завершали работу над ним. Обрисую ситуацию вкратце. Узнав о сооружении монумента, в Москве забеспокоились, а почему без высочайшего соизволения. Честно говоря, я тогда очень сильно переживал. Но благодаря поддержке наших испытателей, отчаянных людей, твердо настоявших на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то панорама завораживает, и что удивительно, так мы тогда задумали, в мраморных плитах угадываются кресты. Конечно, рисковали, ведь запросто могли заподозрить в крамоле. Творческий процесс рождает новые оригинальные идеи. Я сам создал бригаду, образно говоря, перетащил ее сюда в Ахтубинск. Причем ребята подобрались, что надо, ювелиры своего дела. Одним словом, проект создали близкие по духу люди. Привезли пеньки.

Именно эта фраза заставила меня прервать стройный, по-своему эмоциональный, рассказ автора большого проекта, но вскоре его объяснений оказалось достаточно.

            — Знаете, когда бьешь металл в одну сторону, он упруго прогибается, бьешь в другую – происходит то же самое. Завезли сюда на место строительства песок, разбили площадку. Прямо под открытым небом творили. Вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой на пеньках, а затем сваривали. Что касается сварщика, то это отдельная история. Был такой мастер из Капустина Яра, ракетные шахты варил, так я за ним специально туда ездил. Высиживал по часу на совещаниях, чтобы по пути кто-либо не перехватил. Нашу работу заметили в Куйбышеве. Дело в том, что всего три памятника было выполнено в стране этим методом и один из них «Рабочий и Колхозница» Мухиной. Правда, в отличие от нас его изготавливали на заводе, а мы, считай, в поле. И еще одна тонкость. Сегодня знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находится на реставрации – прогнили металлические каркасы. Так вот, я впервые применил уникальную технологию, облепив каркас гипсом. Он гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. И вот спустя 30 лет, памятник так же хранит черты своей юности. Время не властно над ним. Требуется только косметический ремонт основы.

            Те далекие воспоминания очень дороги Виктору Георгиевичу. Еще бы, когда начинал в 1968 году, ему было тридцать с хвостиком, а официально заканчивал в 1978 году. И целых десять лет интересной, увлекательной работы в Ахтубинске, разве их вычеркнешь? Он показывает куда-то в сторону, где жил с семьей, но тех финских домиков уже нет в помине, да и сам Ардаган, где сейчас располагается мемориал, изменился до неузнаваемости.

            Еще одно испытание, не медными трубами, а бюрократическими проволочками ему удалось преодолеть благодаря поддержке многих замечательных людей. Бывшая проездом в Ахтубинске авторитетная комиссия Министерства обороны, случайно узнав, о почти готовом монументе, усомнилась в целесообразности его завершения. Мол, почему заказали малоизвестному скульптору, а не лауреату Ленинской премии, заподозрив в Фетисове заурядного шабашника. На самом деле к тому времени он являлся членом Союза художников. Помогло вмешательство известного скульптора Георгия Васильевича Нероды, который высказался вполне определенно: «Первый раз у нас проходит человек с периферии, а мы его отталкиваем. Надо поддержать». На сторону мастера встали и летчики.

 — Я очень рад, – говорит Виктор Георгиевич, – снова оказаться в кругу друзей, видеть, как вместе с городом, замечательными людьми живет памятник. Он долго строился, но сегодня без него уже невозможно представить не только архитектурный облик города, но и, наверное, духовную часть нашего бытия.

Александр Салмин    http://ahtubinskpilot.ru/                

Мемориальный комплекс «Крыло Икара» (Астраханская область, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

1/10

  • Мемориальный комплекс «Крыло Икара»Мемориальный комплекс «Крыло Икара»

Мемориальный комплекс «Крыло Икара» посвящен погибшим летчикам-испытателям. Этот монумент — символ Ахтубинска, города с крупнейшим в России летно-испытательным центром и самым большим в стране военным полигоном. Официально мемориал называется «Летчикам-испытателям прошлого, настоящего и будущего», но народное имя он получил благодаря главному своему элементу — стальному крылу, олицетворяющему стремление человека к полетам и познанию неизведанного.

Немного истории

Концепцию «Крыла» разработал в 1960-х гг. скульптор Виктор Фетисов для одного из творческих конкурсов. Однако идея сразу не получила должной поддержки. Во время визита в Ахтубинск прославленный летчик Степан Микоян случайно увидел макет «Крыла Икара» и предложил использовать его в качестве основы для мемориала погибшим испытателям. Когда монумент был почти готов, его едва не закрыли — оказалось, что работы не были согласованы с Москвой, а архитектор Фетисов показался властям недостаточно авторитетным. Но «Крыло» отстояли.

Что посмотреть

Рядом с центральным элементом комплекса расположены 4 черные стелы с именами погибших испытателей. На плитах также выбиты строчки из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.

В состав ансамбля входит памятник Герою Советского Союза, заслуженному летчику-испытателю СССР, полковнику Николаю Стогову.

Мемориальный комплекс окружен небольшим парком с двумя аллеями с цветочными клумбами. В северо-восточной его части установлен самолет «Су-22».

Практическая информация

Координаты GPS: 48.280075, 46.161006.

Как добраться: на автобусах №№ 1, 6к и 9 до ост. «Стадион».

Астраханская область

  • Что посмотреть: живописную и богатую чешуйчатыми всех мастей дельту великой Волги, столицу края — Астрахань и ее величественный Кремль, а также уникальные природные богатства Астраханской области (пещеры, озера, острова…) Наконец, отличный денек можно провести на страусиной ферме «Баба Фрося».
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Скоро на «Тонкостях»: Почему в аэропортах России все так дорого, а в заграничных аэропортах — нет?

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

  • Крылатые слова и выражения из сказки морозко
  • Крыло ворона рассказ на дзен
  • Крылатые слова и выражения из русских народных сказок и басен
  • Крылатый мохнатый да масляный читать сказку с картинками
  • Крылатый мохнатый да масляный читать сказку полностью бесплатно