Крыжовник аргументы для итогового сочинения

«Крыжовник» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по рассказу А. Чехова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по рассказу — «Крыжовник». Используйте этот материал для  написания сочинений на урок литературы и подготовки к ЕГЭ.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

В рассказе «Крыжовник» А. П. Чехов, опять таки, демонстрирует негативные экологические последствия технического прогресса. Николай Иванович, всю жизнь мечтающий о покупке усадьбы с фруктовым садом и речкой, ценой неимоверных ухищрений добивается поставленной цели. Вот только насладиться своим приобретением ему не удается. Его брат так описывает местность, где расположилась усадьба: «Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». К сожалению, очень часто достижение цели становится выше человеческих судеб, для которых якобы эти цели и служат.

Мы все должны помнить, что окружающая среда не должна стать жертвой бурного развития технологий. Технический прогресс должен быть направлен на созидание, а не на разрушение.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». Герой видел свое счастье в покупке дворянской усадьбы рядом с речкой. Всю жизнь он посвятил охоте за мечтой. Он недоедал, скаредничал, экономил на самом необходимом. В конце концов, Николай Иванович даже женился по расчету, лишь бы приблизить день осуществления грезы. Своей жадностью он уморил вдову, которую взял в жены, и остался единственным наследником состояния. Это и позволило ему приобрести барский домик с огородом и даже напротив водоема. Правда, вода в нем была цвета кофе, потому что рядом функционировали два завода, но Николай Иванович все равно был на седьмом небе от счастья. Герой сразу же поправился, приобрел барские замашки и посадил столь любимый им крыжовник на участке. Казалось бы, не жизнь, а сказка. Но брату Николая Ивановича его идиллия показалась ужасно пошлой и пресной. Самодовольный помещик жил в иллюзиях мнимого дворянства и обманывал себя до такой степени, что даже кислый крыжовник ему казался сахарным. Ивану Ивановичу очевидно, что это поддельное счастье не стоило таких жертв и самоограничений. Оно развращает Николая Ивановича и способствует лишь его деградации. Он выбрал не ту дорогу и не те ценности, поэтому жил во лжи и не замечал своего нравственного падения.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (аргумент)

В произведении рассказывается о том, как Николай Иванович обретает своё счастье. Его целью жизни была покупка усадьбы с крыжовником. Не смотря на трудные условия жизни, Николай шёл к своей мечте и отказался от своих удовольствий для достижения цели. Николай покупает усадьбу, но без крыжовника, однако спустя время всё равно сажает несколько кустов растения. Однажды к нему приезжает в гости его брат — Иван Иванович. Родственник сразу заметил, как изменился Николай. Первый урожай они попробовали на ужин, крыжовник был желтым и кислым, однако Николай Иванович все равно остался довольным и был счастлив, ведь смог достичь своей цели.

Надежда и отчаяние — аргумент

В рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котором он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.

Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.

За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.

Мечта и реальность — аргумент

Иван Иванович повествует о жизни своего брата Николая, который всего себя посвятил «мечте» о приобретении частной собственности. Прослужив долгое время в казенной палате, Николай Иванович захотел купить маленькую усадьбу и разбить там сад, посадить крыжовник. Именно такая участь была для него идеалом. Герой настойчиво шел к своей мечте: экономил, недоедал, женился без любви на богатой женщине, которую содержал впроголодь. Жена не выдержала и скончалась, а Николай Иванович на ее деньги купил себе имение и 20 кустов крыжовника. Когда Иван Иванович гостил у брата, то видел перед собой абсолютно счастливого человека. Но если подумать, какими средствами он добился исполнения грёз, то кажется, что лучше бы они никогда не сбылись. В погоне за материальными ценностями, в которых и заключалась его мечта, герой не прожил полную радости жизнь, он не замечал того, что происходило в реальности, хотя это было намного важнее его фантазий о крыжовнике. В данном рассказе Чехов показал, что не всегда наши сокровенные желания прекрасны, что порой лучше оглядываться на реальность и на тех, кто живет рядом с тобой.

Оправдывает ли цель средства? — аргумент

Цель в жизни человека — это фундамент на котором стоит его жизнь. Цель бывает благородная, истинная, великая, низменная, созидательная, недостижимая. Но какая должна быть цель у человека? Ведь, не зря говорят, что нужно еще уметь правильно поставить свою цель.

Похожего героя мы находим в еще одном моем любимом рассказе Чехова «Крыжовник», в которой была раскрыта проблема неправильно поставленной цели. В своей усадьбе Иван Иванович очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Но в чем была проблема в этой цели, что в ней не так? Я думаю, что эта цель не была созидательной, она не подразумевала под собой какую-то пользу в виде ресурсов для окружающих людей. Это было главной ошибкой главного героя. Если бы он поставил цель правильно, сделав её созидательной, то тогда бы Иван влиял положительно в физически и духовном плане не только на себя, но и на свое окружение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель в жизни человека это основополагающая часть его жизни, и, чтобы правильно ей пользоваться, важно не ошибиться в её постановке.

Все сочинения

Аргументы на тему: Мечта и реальность в рассказах А. П. Чехова

Тема «мечта и реальность» наиболее выгодна для итогового сочинения, ведь близка каждому человеку и каждому литературному герою. Все мечтают и стремятся воплотить и грёзы в жизнь, но получается это далеко не у всех. Мечта и реальность неразрывно связаны. Действительность порождает наши идеалы, но иногда становится преградой для их исполнения, а иногда из-за фантазий забывается настоящая жизнь. Эти понятия крайне неоднозначны. Именно в творчестве А. П. Чехова показана вся неоднозначность таких понятий как «мечта» и «реальность».

  1. В рассказе «Крыжовник» Иван Иванович повествует о жизни своего брата Николая, который всего себя посвятил «мечте» о приобретении частной собственности. Прослужив долгое время в казенной палате, Николай Иванович захотел купить маленькую усадьбу и разбить там сад, посадить крыжовник. Именно такая участь была для него идеалом. Герой настойчиво шел к своей мечте: экономил, недоедал, женился без любви на богатой женщине, которую содержал впроголодь. Жена не выдержала и скончалась, а Николай Иванович на ее деньги купил себе имение и 20 кустов крыжовника. Когда Иван Иванович гостил у брата, то видел перед собой абсолютно счастливого человека. Но если подумать, какими средствами он добился исполнения грёз, то кажется, что лучше бы они никогда не сбылись. В погоне за материальными ценностями, в которых и заключалась его мечта, герой не прожил полную радости жизнь, он не замечал того, что происходило в реальности, хотя это было намного важнее его фантазий о крыжовнике. В данном рассказе Чехов показал, что не всегда наши сокровенные желания прекрасны, что порой лучше оглядываться на реальность и на тех, кто живет рядом с тобой.
  2. В рассказе «Пари» юрист, который поспорил с банкиром, что сможет просидеть 15 лет в заточении, пламенно мечтал вновь обрести свободу. Чтобы убить время, которое так медленно протекало в темнице, он начал изучать языки, философию, теологию и другие науки. Постепенно герой разочаровался во всех идеалах, которые так прельщали его на свободе. Он понял, что грош цена мудрости, красоте и самой жизни, если каждый из нас умрет, если все на свете бренно и смертно. Когда пришел срок освобождения, узник написал записку, в которой отрекался от тех двух миллионов, которые ему пообещал банкир в случае выигрыша. Мужчина разочаровался в своей мечте, осознав свои заблуждения. Все эти лучшие годы жизни не стоили тех денег, которые он так хотел получить.
  3. В рассказе «О любви» Алехин рассказывает товарищам историю своей несчастливой любви. Однажды его пригласил в гости Дмитрий Луганович. Жена Лугановича, Анна Алексеевна очень понравилась герою. Алехин стал завсегдатаем в их доме. Он часто задумывался, как такая красивая и молодая девушка согласилась стать женой человека вдвое старше ее. По поведению Анны Алексеевны было заметно, что она рада приездам Алехина, но молодые люди не говорили друг другу о своих чувствах. Мужчина боялся, что не сможет многого дать возлюбленной, женщина, по-видимому, беспокоилась о своих детях и тоже боялась, что не сможет сделать Алехина счастливым. Через некоторое время Луганович был назначен председателем западной губернии, семья должна была уехать. Перед отъездом главный герой прибежал к Анне Алексеевне в купе, обнял ее, говорил ей о любви. Только когда Алехин окончательно потерял свою любовь, он осознал, что все преграды для их счастья (мысли о детях, материальных благах, мнении общества), все это ничтожно по сравнению с их чувством. Любовь была для героев мечтой, которая так и не смогла осуществиться из-за страхов перед реальностью.
  4. В рассказе «Ионыч» можно увидеть наглядный пример того, как, отказавшись от мечты, человек теряет себя. Героя книги буквально уничтожила реальность. Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, поселяется в небольшом городке. Он сближается с семьей Туркиных и влюбляется их дочь, Екатерину Ивановну (Котика). В разговорах с Котиком он сетует на пустоту окружающих людей, на то, что среди них ему одиноко, только девушка пробуждает в нем светлое чувство. Старцев делает ей предложение, но она отказывает. В начале рассказа герой был трудолюбив, верил в высшие идеалы, был полон надежд и мечтаний, но когда его мечта не осуществилась, он отказался от этого, рутина окружающего города поработила его. Со временем Дмитрий Ионович превращается в Ионыча – духовно опустошенного героя, которого интересуют только деньги. Герой не смог приложить достаточно душевных сил и отстоять свои идеалы, став тем, кем он хотел стать. В финале Ионычу скучно, ничто, кроме накопительства, его не интересует, он равнодушен к природе, красоте, любви. Герой поддался влиянию места, людей, он полностью растворился в той реальности, которая когда-то его так тяготила.
  5. Проблема мечты и реальности связана и с судьбой Котика. Молодая девушка, живущая под опекой родителей, стремится вырываться на свободу и чего-то достичь. Екатерина Ивановна мечтает стать пианисткой, постоянно упражняется и собирается поступить в консерваторию. Она отказалась выйти за Старцева: «Делаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». У героини есть мечта, ради которой она готова пренебречь прочими радостями жизни. Ей все же удается поступить в консерваторию, но она не становится знаменитой пианисткой. Вернувшись в город к семье, она вновь встречается со Старцевым и явно сожалеет о своей прошедшей любви. Брак мог бы сделать ее счастливой, но она ради мечты отказалась от этой грубой и скучной, по ее мнению, реальности. Чехов ставит еще одну проблему: всегда ли человек знает, что принесет ему счастье? Иногда стоит приглядеться к реальности, а не бежать за призрачной мечтой.
  6. О том, как реальность может уничтожить мечту, говорится и в рассказе «Мечты». Двое солдат конвоируют бродягу на ссылку в Сибирь. Бродяга не помнит (или специально не хочет называть) своего имени, он рассказывает о своей жизни, о том, что воспитывался в господском доме, о том, что с матерью отравил барина мышьяком и получил за это срок. Бродяга бежал с каторги, и возвращаться туда не хочет, а вот в Восточную Сибирь он отправиться даже рад: «Там приволья больше и люди богаче живут». А еще он очень хочет порыбачить там и рассуждает о том, каких можно поймать там рыб. Пережив тяжкие годы на каторге, он мечтает очутиться среди дикой  природы и почувствовать себя свободным. Но сотские говорят ему, что он до Сибири не доберётся, потому что очень слаб и, вероятно, умрет по дороге. Для бродяги это самый страшный приговор, его мечта дает ему силу жить, но суровые конвоиры разрушают ее, открывая страшную правду.
  7. В пьесе «Вишневый сад» герои мечтали сохранить свою усадьбу, но ничего для этого не делали. Раневская и Гаев жили иллюзиями прошлого, где проблемы дворян решались сами собой, без их участия. Поэтому они не смогли приспособиться к новой реальности, где купцы постепенно отнимали капитал у помещиков, ведь они были расчетливее и экономнее. Представители аристократии видели мир через призму воображения, которое услужливо раскрашивало любую ситуацию в розовые тона. Как мы видим, даже перед аукционом хозяева вишневого сад даже не думали принимать меры. Они просто устроили праздничный вечер, как будто ничего не происходило. Разумеется, их бездеятельность привела к печальному исходу: спасти поместье не удалось. Очевидно, что никакая мечта не сбудется, если человек использует ее в качестве убежища от реальности и не собирается реализовывать свои планы.

У А. П. Чехова еще очень много отличных произведений, иллюстрирующих данные темы, так что если вам чего-то не хватило, пишите об этом в комментариях, мы дополним подборку.

Автор: Симона Андрисенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • Антон Чехов
  • аргумент из литературы
  • банк аргументов
  • декабрьское сочинение
  • итоговое сочинение
  • мечта и реальность
  • подборка
  • пример из литературы

Читайте также:

Аргументы по направлению «Надежда и отчаяние» из книг А.П. Чехова

Автор: ·
Опубликовано 02.10.2019
· Обновлено 02.10.2019

А. П. Чехова можно назвать группой «Сплин» от литературы. В его произведениях много тоски, печали и размышлений о жизни. Многомудрый Литрекон предлагает подборку из десяти литературных примеров по направлению «Надежда и отчаяние».

  1. Рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» рассказывает о бытовых вещах, бедной жизни, но после его прочтения читателя охватывает не только отчаяние, но и ужас. У тринадцатилетней Варьки умер отец, им с матерью пришлось идти наниматься в город. Девочку взяли в няньки, кроме ухода за ребенком, она выполняет обязанности служанки. Варька не спит, потому что качает младенца, потом топит печки, бегает по поручениям, работает по хозяйству. И все это сочетается с отсутствием сна и недоеданием. Героиня не просто отчаялась, у нее происходит помешательство. Она видит в ребенке врага, который не дает ей наконец выспаться, остановиться в этой бесконечной суете. Варька задушила воспитанника, легла на пол и уснула как мертвая. Так, отчаяние приводит человека к тому, что он теряет контроль над собой и становится помешанным.
  2. Алехин, герой рассказа А. П. Чехов «О любви», пережил личную трагедию, которая привела его к разочарованию, отчаянию и одинокому прозябанию. Он влюбился в Анну Луганович, жену своего приятеля. Женщина отвечала ему взаимностью, но тайно, потому что переживала о муже и детях, которых не могла оставить. Сам Алехин опасался, что не сможет ничего дать возлюбленной, лишь отнять семейное счастье. Взаимопонимание, душевная привязанность героев окрашивались горечью, отношения разлаживались. Лишь когда Анна уезжала навсегда, они смогли признаться друг другу в давних чувствах. Но было уже поздно, герои отняли у себя годы счастья, сохраняя покой и приличия. Так, человек отчаивается после личной драмы, которую не может ни забыть, ни исправить.
  3. Мать мельника Бирюкова, героиня рассказа А. П. Чехова «На мельнице», находится в бедственном положении. Даже своего салопа у нее нет, она живет на попечении второго сына, получающего всего семь рублей на всю семью с детьми. Несмотря на то, что мельник живет вполне обеспеченно, а мать себе забрать не может, да и брату помогать отказывается, женщина любит его и жалеет. Она надеется на лучшие чувства сына, видит в нем все того же мальчика. Старушка в отчаянной ситуации, но надеется на счастье детей. И это сочетание противоположностей в ее судьбе располагает к себе. Ее надежда напрасна, но все же она дает ей силы жить и любить.
  4. Дмитрий Гуров, герой рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой», дожил до седых волос, плывя по течению и презирая окружающих (особенно женщин). Жизнь шла своим чередом, не принося счастья. Но случайный роман в Ялте с Анной перевернул жизнь обоих. Женщина замужем, он женат, но оба понимают, что встретили свою настоящую любовь, путь к которой будет трудным. Курортный роман не смог оборваться после окончания отдыха, герои вновь встретились и получили надежду на счастье. Правда, неизвестно, что придется отдать за него. Однако именно надежда на лучшее будущее заставляет их прервать опостылевшие связи и начать жизнь с чистого листа и с чистого чувства.
  5. Ивана Иваныча, героя рассказа А. П. Чехова «Крыжовник», охватывает отчаяние после встречи с братом Николаем. Последний вполне счастлив, ведь он осуществил давнюю мечту и стал помещиком. Да, для этого пришлось жениться на богатой вдове и отобрать все ее состояние, чуть ли не уморив голодом. Но зато цель достигнута: он — сытый барин, который наживается за счет несчастных крестьян, судится с заводами и рассуждает об общественном благе, на которое ему, на самом деле, плевать. Духовная слепота, ограниченность, эгоизм – все это неприятно поразило Ивана Иваныча в брате. И отчаяние героя состоит в том, что Николай – это не единичный случай, таковы общие настроения людей. Его разочарование в обществе можно оправдать, ведь оно основывается на объективных причинах. Люди действительно заботятся только о личном благе, это заложено в их природе, и глупо надеяться, что рассуждения товарищей в гостях изменят ситуацию.
  6. Извозчик Иона, герой рассказа А. П. Чехова «Тоска», переживает настоящую трагедию. Его сын умер от горячки. У героя больше никого не осталось из близких, женой он называет сырую землю. Отчаяние Ионы увеличивается из-за того, что и рассказать о трагедии некому. Он остался наедине с горем. Его пассажиры думают только о себе, им некогда посочувствовать чужому несчастью (а особенно некогда постигать душевное состояние какого-то там извозчика). Такая же не высказанная тоска часто приводит людей к самоубийству, неизвестно, что будет с Ионой дальше. Но пока он находит утешение в разговоре с лошадью. Передавая повесть душевных мук даже животному, которое не сможет ответить, он уже боролся с отчаянием и облегчал душу. Значит, человек может избавиться от разочарования в жизни, если обсудит его с кем-либо и даст волю своим эмоциям.
  7. Ольга, героиня рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья», легкомысленно относилась к своему мужу Осипу, унижала его достоинство, обращала на него мало внимания, предпочитая проводить время с друзьями. Она не делила с ним радости и горести, даже изменила с художником. Муж все больше и больше отчаивался, но не уходил от любимой женщины. Он погрузился в работу, перестал себя беречь и умер. Герой был врачом, заразился дифтеритом, высасывая пленки у больного ребенка. Ольга, потеряв человека, который дышал ею, поняла свою ошибку и слепоту. Но было уже поздно. Смерть исправить нельзя, после нее и охватывает самое глубокое отчаяние, особенно, если вина в трагедии лежит на тебе.
  8. Художник-повествователь, герой рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином», пережил отчаяние, потеряв любимую. Женя Волчанинова и ее мать находятся под влиянием старшей дочери Лидии, которая взяла на себя роль главы семьи. Она работала учительницей, презирала праздность главного героя. Их отношения не сложились. Зато Женя полюбила рассказчика, и он признался ей в любви. Честная девушка сразу поделилась радостью с сестрой и матерью. И Лидия отправила свою семью к тете, а потом и за границу. Невозможность бороться с человеком, распоряжающимся чужими жизнями как своей, потеря родственной души – все это доводит героя до отчаяния. Через годы художник все еще помнит Женю и ее дом с мезонином и не может избавиться от горького послевкусия тоски.Перебороть острую фазу отчаяния ему помогло само время, но полностью от него избавиться он не смог.
  9. В начале пьесы А. П. Чехова «Три сестры» герои надеются на будущее счастье. Ольга, Ирина, Маша Прозоровы мечтают о переезде в Москву, о жизни в столице, наполненной смыслом. Их брат Андрей мечтает быть профессором в Москве, а пока готовится к этому, женится на любимой девушке Наташе. Однако тина мелочей, быт, социальные условности сковывают героев, и надежда сменяется отчаянием. Маша разочаровывается в муже, изменяет ему, а потом ее возлюбленный уезжает. Ирина работает ради куска хлеба, «без поэзии, без мыслей», собирается вырваться из этой атмосферы, выйдя замуж, но жениха убивают еще до свадьбы. Ольга работает в школе, устает, мучается головной болью и постепенно привыкает к такой серой жизни. Жизнь Андрея ему уже не принадлежит, им управляет Наташа, которая оказалась расчетливой и подлой мещанкой. Существование идет своим чередом, а героев окутывают тоска и отчаяние, потому что традиционный уклад их застоявшейся жизни изменить почти невозможно. Почему же их надежда сменилась отчаянием? Потому что они ждали перемен как чуда, не прилагая усилий и не стараясь достичь целей. Жизнь по течению привела их не туда, где они хотели оказаться, но винить нужно не жизнь, а только себя.
  10. Жизнь Константина Треплева, героя пьесы А. П. Чехова «Чайка», идет под откос. Он пишет пьесы, ищет новые формы в театральных представлениях, но понимания не находит. Это доказывается провалом его произведения, которое показывается домашним. Герой мог бы найти поддержку в Маше, которая безответно любит его. Но сам Константин влюблен в актрису Нину, которую соблазнил Тригорин, любовник его матери — Аркадиной. Нина сходится с Тригориным, но вскоре наскучивает ему, теряет ребенка, плохо, «с завываниями», играет в разных театрах, а ее возлюбленный возвращается к Аркадиной. Треплев готов ей все простить, но она не принимает его жертвы и уезжает. Герой окончательно подкошен, он не находит понимания и от отчаяния совершает самоубийство. Вот почему отчаяние так страшно: оно ведет человека по краю бездны, но рано или поздно он смотрит вниз и теряет равновесие.

Книги А. П. Чехова неизменно прекрасны, но могут производить гнетущее и депрессивное впечатление. Однако их нужно знать, чтобы, как писалось в «Крыжовнике», « за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные». Кроме того, лучше надежду и отчаяние не описывал, вероятно, никто из писателей школьной программы.

Автор: Мария Блинова

Метки: 11 классАнтон Чеховаргумент и литературыдекабрьское сочинениеНадежда и отчаяниепример из литературы

Читайте также:

Наверх

Тезисы

  1. На протяжении всей своей жизни люди ставят цели, за достижениями которых скрывается определенная выгода или мечта. 
  2. Каждый человек неустанно идет по своему тернистому пути, чтобы добиться определенного результата, который может оправдать или не оправдать его ожидания. 
  3. Не исключено, что цели могут быть как благородными, так и противоречащими всем устоям общества, поэтому важно правильно их формулировать, чтобы не принести вред людям вокруг себя. 
  4. Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим. (Л.Н. Толстой)
  5. Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной — и успех не будет полным. (Т. Драйзер)
  6. Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям. (И. Вашингтон)
  7. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить. (Антуан де Сент-Экзюпери)
  8. Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою. (В. Белинский)
  9. Пусть твоя цель будет больше твоей возможности; тогда твое сегодняшнее дело будет лучше вчерашнего, а завтрашнее лучше сегодняшнего. (Амин Рейхани)

Аргументы

Положительные примеры

  1. Р. Брэдбери «Зеленое утро». Многие люди ставят перед собой практически неосуществимые цели, чтобы из результата извлечь пользу как для самого себя, так и для окружающих людей. Такую цель можно по праву назвать благородной. Именно такой мечтой обладал Бенджамин Дрисколл. Мужчина надеялся увидеть Марс зеленым, чтобы атмосфера вокруг наполнилась кислородом. И он прилагал все усилия для этого: герой на протяжении 30 дней работал над тем, чтобы высадить как можно больше деревьев. Он никогда не думал над тем, чтобы остановиться или передумать, потому что поставленная цель была важнее всего вокруг, только она смогла бы осчастливить его. В одну из ночей пошел долгожданный дождь, который разбудил Бенджамина и заставил поверить в успех. Так, на следующий день вырастает тысяча деревьев. Таким образом, цель должна быть полезна как самому человеку, так и людям вокруг него. Ее достижение обязательно должно принести удовольствие и удовлетворение, ведь иначе не будет мотивации добиваться новых высот.
  2. И. А. Гончаров «Обломов». Цели должны быть реальными и достижимыми – именно этот факт отражается в мыслях после знакомства с Андреем Ивановичем Штольцем, лучшим другом главного героя произведения «Обломов». Мужчина еще в детстве воспитывался в строгой и требовательной атмосфере семьи, что внесло в характер героя волю и целеустремленность. Однако это не стало определяющим фактором в достижении целей Штольца. Герой всегда ставил себе цели, которых он мог добиться: не было тех воздушных замков, как в случае с Обломовым. Поэтому все начинания Андрея Ивановича заканчивались успехом, будь это накопление богатства, продвижение по службе или знакомство с представителями светского общества. Герой не может жить без движения, поэтому четко ставит перед собой цели и добивается их, несмотря на трудности и появляющиеся препятствия. Вся его жизнь завязана на достижении результата. Таким образом, цели должны быть реальными и достижимыми. Человек не должен летать в облаках и задумывать себе то, до чего никогда не сможет добраться. Его жизненные планы должны начинаться с малого и приобретать всё больший вес по мере преодоления всех встречающихся трудностей, чтобы был стимул двигаться дальше, а не останавливаться после первой же неудачи.
  3. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часто люди не добиваются целей, так как не имеют должного желания или средств. В основном это связано в несвоевременностью и неготовностью к каким-либо действиям. Поэтому при формулировке цели важно трезво оценивать результат и пути к его достижению. Так, Маргарита, потеряв своего любимого, получает шанс спасти Мастера: на улице она встречает Азазелло, который дает ей волшебный крем. Девушка долго обдумывает появившуюся возможность и, так как других вариантов нет, ставит перед собой благородную цель: ценой своей жизни спасти жизнь мастера. Тогда героиня решается на ужасную вещь: становится ведьмой. Казалось бы, она могла спокойно смириться с пропажей мастера и благополучно жить со своим мужем, однако желание быть с любимым и жить для него сбивает все рамки в голове девушки. Она понимала, на что идет, поэтому была уверена в успехе. Таким образом, цель должна быть обдуманной и взвешенной. Нельзя просто полагаться на ветреные мысли – нужно рассмотреть все риски и ценность результата, чтобы точно быть уверенным в правильности решения. 
  4. Н.В. Гоголя «Мертвые души». Цель должна быть толчком к развитию личности и мотиватором для будущих свершений. На примере Чичикова мы можем рассмотреть данное утверждение как нельзя точно и ясно. Герой неустанно находится в движении: при достижении одной цели мужчина ставит перед собой новую. Однако за этой цепочкой мы можем заметить наличие одной крупной цели — заработать денег и приобрети статус. Да, герой использовал совсем не благородные средства, однако его цель имеет практическое значение в жизни мужчины. Он грамотно выстроил свой путь: все маленькие задачи являются шажками к достижению чего-то большего и более существенного. Данная система показывает, что бывший чиновник очень умело распоряжается своей жизнью, развиваясь и общаясь с различными людьми. Его бы усилия — да в мирное русло! Его жизненная позиция является наиболее продуктивной и эффективной. Возможно, поэтому автор собирался написать продолжение книги, где его персонаж подбирает более подходящие средства для получения желаемого. Таким образом, цели должны быть полезны для самого человека и его будущей жизни. Обязательным является и последовательная расстановка: после покорения одной планки необходимо ставить следующую, чтобы развиваться как личность и «не стоять на месте».
  5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Цель не должна противоречить жизненным ценностям, иначе крахом может обернуться как результат, так и всё восприятие мира. Например, у Петра Гринева ценностью были присяга и благополучие любимой девушки, которые он ставил выше всего остального. Тогда у героя и появилась цель, которую он пронес с собой до конца жизни: защищать свою честь и жизнь Марьи, несмотря ни на что. Никакие временные обстоятельства или увлечения не сбивали его с выбранного пути. Петр никогда не боялся трудностей, поэтому у него всегда получалось дать отпор обстоятельствам, придерживаясь верного пути в жизни. Данная черта и привела его к успеху: герой стал настоящим офицером, который обрел своё счастье в лице любящей и верной супруги. Таким образом, цель человека должна идти в ногу с его образом жизни, идеалами и ценностями, чтобы достижение и путь к ней не были вынужденной мерой и не причиняли дискомфорта. 
  6. Л.Н. Толстой «Война и мир». Достижение цели, её результат, к которому стремится человек, всегда должны приносить счастье, несмотря на все испытания и сложности, встречающиеся на пути. Так, Наташа Ростова мечтала о простом женском счастье — большой и любящей семье. Девушку никогда не влекли сплетни, интриги, богатство и власть. Она хотела реализовать себя в качестве любящей и верной супруги, хорошей матери. Именно этой целью жила Наташа, глубоко в душе уже представляя свою спокойную и мирную жизнь с прекрасным мужем. Упорство и вера привели ее к тому, что она связала себя узами брака с Пьером Безуховым, добрым и нежным человеком, который любил Ростову так же сильно, как и она его. Именно с ним она исполнила свою небольшую мечту и достигла цели всей жизни. И не пожалела, ведь была счастлива и любима, чего так сильно хотела. Таким образом, предвкушение от достижения цели толкает человека вперед, помогая пройти через сложности и испытания на пути к гармонии и реализации своего потенциала.

Отрицательные примеры

  1. А.П. Чехов «Крыжовник». Ни в коем случае нельзя ставить только свое эгоистическое благополучие во главе всей своей жизни – это всегда заканчивается очень и очень плохо. Рассмотрим данное высказывание на примере Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Герой стал мелким чиновником, но поставил перед собой цель заработать на собственную усадьбу. Однако Иван Иванович, его брат, не поддержал эту мечту, будто знал, чем это в итоге закончится. Николай трудился в канцелярии и все свои деньги относил в банк, грезя барским домом, садом и кустами крыжовника, которые считал показателем богатства. Таким образом, он начал недоедать, экономить на себе, женился по расчёту на старой и некрасивой вдове и, в конечном итоге, стал виновным в ее смерти (во многом ущемлял женщину и довел ее до истощения). Однако после достижения заветной цели он превратился в «свинью»: разжирел, постарел и начал пропагандировать то, что людям не нужны свобода и образование. К тому же у него появилась маниакальная привычка есть крыжовник, даже несмотря на то, что ягоды были кислыми. Таким образом, неправильная цель, на мой взгляд, довела героя до сумасшествия: он так много трудился ради исполнения мечты, обделял себя и окружающих людей, что во всей этой суматохе потерял самого себя.
  2. М.Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Достижение цели ни в коем случае не должно привести к страданиям окружающих людей, а тем более к смерти этих самых людей. Так, Родион Раскольников разработал теорию о том, что люди делятся на два разряда: «низшие» лишь существуют и производят себе подобных, а «высшие» ради благой цели и счастливого будущего могут убить человека и не быть за это осужденными. Однако героя преследует и вопрос о том, к какому разряду относится он сам: к «тварям дрожащим» или к «право имеющим»? Данная мысль долго сидит в голове Родиона, и он ставит перед собой цель ее проверить, при этом решаясь и на убийство, и на кражу. В итоге действия Раскольникова приводят к смерти сразу двух персонажей: старухи процентщицы и ее сестры Лизаветы. Муки совести, презрение к самому себе и признание себя в разряде «низших» доводят героя до крайней точки отчаяния – он отправляется в участок, где признается в убийстве. Таким образом, цель должна быть нравственной и не противоречащей устоям общества. Нельзя «идти по головам» и надеяться на то, что совесть останется чиста. Такой результат никогда не приносит удовлетворения, более того, он часто сводит людей с ума. 
  3. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Человек никогда не должен навязывать свою цель другим людям: она должна быть его личной, единственной. Именно этого условия не учел Тарас Бульба – главный герой произведения Гоголя. Смыслом его жизни была борьба за независимость Родины. Домашнюю жизнь и другие занятия, не относящиеся к военной службе, он презирал, так как считал, что все люди должны вносить свой вклад в военное дело. И сыновей своих он приобщил именно к этой мысли, отправив в академию в возрасте 12 лет. Остапу было очень тяжело в учебном заведении, он даже сбегал 4 раза, однако из-за страха быть наказанным отцом решил взяться за учебу. По возвращении домой юношам пришлось вновь покинуть дом, так как Тарас решил отвезти их в Запорожскую Сечь. Мужчина и не подумал о том, чтобы дать детям время провести время с матерью, по которой они очень скучали. Все его мысли занимало то, что возмужавшие сыновья так же, как и он, посветят свою жизнь борьбе. Однако этому не суждено было сбыться: младший сын оказался предателем (юноша примкнул к противникам из-за своей возлюбленной), а старшего убили в плену. Тарас собственноручно убил Андрия за его предательство, которое мужчина был не в силах простить. Таким образом, навязанная цель стала ключевым звеном в смерти обоих сыновей Тараса Бульбы, жизнь которых была выстроена и предрешена отцом. Поэтому вместо того, чтобы принуждать людей следовать за собой, стоит демонстрировать собственный путь к достижению цели, чтобы люди, если и захотели бы присоединиться к «борьбе», сделали это добровольно.
  4. Дж. Лондон «Мартин Иден». Иногда цель, а именно путь к ней, забирает слишком много сил и эмоций, от чего счастье и удовлетворение заменяют тоска и разочарование. Это напрямую связано с ресурсами человека и его возможностями. Некоторые люди ставят перед собой непосильные задачи, которые не в состоянии потянуть, из-за чего от результата, которого добивается меньшинство, нет никакой пользы. Такая ситуация произошла с главным героем произведения. Его цель – стать знаменитым писателем и с помощью приобретенных средств построить семейное счастье с любимой девушкой. Никто не верит в Мартина, однако это не останавливает мужчину. На работу и самообразование уходит вагон ментального здоровья героя, из-за чего достижение цели не приносит ему наслаждения. Вроде всё идёт как нельзя лучше: он становится известным писателем, появляется море поклонников, все хотят печатать его произведения. Однако разочарование и тоска разъедают мужчину, от чего он совершает самоубийство. Таким образом, нужно здраво оценивать свои ресурсы и возможности при постановке целей. Не все люди способны справиться с нагрузкой, которая ожидает на пути к желаемому результату. Да, можно в любой момент остановиться, однако, если не сделать этого вовремя, можно столкнуться с серьезными проблемами. Ведь, возможно, результат не стоит таких титанических усилий.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Чехов

Антон Павлович Чехов в своём рассказе «Крыжовник» повествует нам об истории Николая Ивановича Чишма-Гималайского через рассказ его брата – Ивана Ивановича. Николай Иванович выстроил в своей голове план идеального имения со своей прислугой, садом, огородом и, конечно же, кустом крыжовника. Каждый человек имеет какие-либо мечты и цели. Но для героя рассказа его цель мечта стала смыслом всего существования. Он вел буквально нищенский образ жизни для того чтобы скопить необходимое количество денег на реализацию своего желания – не ел и не пил в достаточном количестве, но вносил свои доходы в банк. Но при этом страдали не только он сам. Так, например, его жена, на которой он женился исключительно ради её денег, умерла от такой жизни. Деньги стали для Николая не просто средством исполнения желаний, а настоящим наваждением, безумием.

В конце концов, он достигает желаемого, становится помещиком. Теперь он обладатель имения, у него есть слуги, домашние животные, а на участке посажены кусты крыжовника, плодами которых угощается теперь Николай Иванович. Именно крыжовник стал главным определяющим «счастья» героя. Теперь он мог хоть ночью наслаждаться собственно выращенными ягодами крыжовника, хваля себя за достигнутое.

Цель жизни достигнута. Но какой ценой? Чишма-Гималайский обрюзг, сильно постарел, потерял былой человеческий вид. Излишняя полнота делает его похожим на свинью. У него нет семьи, нет друзей. Теперь он стал настоящим барином, тем самым, кто не видит предела в еде и бесконечно судится с рядом стоящими заводами. Николай Иванович откровенно деградировал, что понимает его брат Иван. Но самое страшное – это то, что Николай полностью доволен своими достижениями, и не видит в этом ничего странного и противоестественного.

Распад личности, которому подвергся Николай, может произойти с каждым. Ведь только благодаря постоянному развитию человек остается человеком во всех смыслах этого слова. Ограждая себя от мира, от чувств других людей, от жизненных норм и реалий, можно обречь свою жизнь на медленное разложение. Все время удовлетворяю только собственные прихоти, не достичь истинного счастья. Материальная часть жизни тоже важна, но не в таком объеме, когда душа уже начинает очерствляться. Чтобы не допустить внутреннего распада личности, нужно, в первую очередь, находить отклик в собственном сердце на любое возводимое дело, чтобы убедиться в правильности своих поступков.

Другие темы: ← Петя Трофимов в произведении Вишневый Сад↑ ЧеховПо произведению Ионыч →

`

Мечты главного героя

Смысл мечты… Есть ли он? Для чего человек строит картинки в своей голове? И почему они посещают даже самого закоренелого реалиста? А ведь заветная мечта плавно перерастает в цель, которая нужна, чтобы в итоге ее добились. Следовательно, желаемое сбывается. Но порой оказывается, что лучше бы фантазии осталось только в воображении. Подобные рассуждения посещают читателя после изучения трилогии.

Интересно, что миссия раскрытия проблемы легла на плечи брата рассказчика Николая Ивановича. Что особенного можно найти в его мечтах? Красивый сад с аккуратными дорожками? Дом, где поселится еще и прислуга? Огород для выращивания урожая? Или крыжовник? Нет… Все обыденно. Так жить мечтает каждый второй человек. Но грезы о собственном имении настолько сильно поселились в голове героя, что поглотили его полностью. И наступает время, когда мечта становится главной целью в жизни.

Одни идут к своему желанию постепенно, размеренными шагами, может быть даже с четким планом действий и накоплением необходимых сбережений. Поступки Николая Ивановича могут пугать:

  • экономия на еде;
  • постоянные недосыпания (мысли не покидали его ночью);
  • женитьба по расчету.

Уже не видно того приятного ощущения, которое приходит к человеку в момент посещения заветной мечты.

Разделение на части

Для лучшего восприятия произведения его необходимо разделить на смысловые части. Каждая из разделов содержит в себе основные действия, происходящие в рассказе, например:

  1. Друзья попадают под дождь.
  2. Прибытие в дом Алехина.
  3. Беседа за столом.
  4. Рассказ Иван Ивановича.
  5. Непонимание друзей.
  6. Уход на ночлег.

Такое разделение поможет подготовиться к пересказу на урок литературы. Кроме этого, благодаря плану читателям становится ясна композиционная структура текста.

Истинное лицо жизни

Постепенно автор переходит на сарказм, не стесняется в выражениях. А как иначе? Николай Иванович совершает нетипичные для обычного человека поступки. Мы видим, что о любви не может быть и речи. Сбережения супруги герой наглым образом присваивает себе.

Так доступно описать состояние и поступки Николая Чехову помогают сравнения с другими, подобными людьми. Все, что они видят — это деньги, капитал. Ими движет жадность. Отсюда зарождается озлобленность и негативное отношение ко всему окружению.

Если человек лишился ноги, а досаду у него вызвала только потеря 20 монет, то о какой человечности и доброте можно говорить? То же самое относится и к купцу, который боится оставить хоть какие-то сбережения после своей смерти (вплоть до лотерейных билетов).

Показательные примеры

Считается, что величайшие правонарушения в мире совершаются с безмолвного согласия людей. Равнодушие «съедает» в них все человечное. Это качество, от которого избавляются и борются с ним.

Литературные образы

В «Преступлении и наказании» Федора Достоевского личности характеризуются яркими натурами. Соня Мармеладова жертвует собой во благо семьи, затем отправляется в ссылку за Раскольниковым. Разумихин живет бедно, но его сердце открыто для нуждающихся (предлагает товарищу работу, покупает одежду и материально выручает).

В противовес благородству представлен образ мелочного Лужина. Он хотел заключить брак с сестрой Раскольникова Дуняшей ради выгоды — взять нищую жену, которая чувствовала бы себя вечно обязанной. Этот персонаж не беспокоится о том, чтобы потенциальная невеста и теща спокойно добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе близких выливается в аналогичное ответное отношение к миру и выставляет героя с негативной стороны. Судьба наградила участливых персонажей, но проучила безразличных действующих лиц.

Литературные сочинения на тему равнодушия писал и Г. Х. Андерсен. В сказке «Девочка со спичками» он показал, к чему приводит общественное равнодушие. Во вступлении отмечено, что маленькая босая девчушка декабрьским днем в Новый год продавала спички. Этого требовало сложное материальное состояние героини: она была бедной. Никого из прохожих не заинтересовало, почему в лютый мороз маленькая девочка идет босиком и без теплой верхней одежды.

На добрую героиню не обращали внимания, ей не стремились помочь ни взрослые, ни дети. Это тщеславное равнодушие стало причиной ее гибели. Девочка пережила холодные вечера, ночи, нищету, но, как показывает автор текста, причиной смерти явилась человеческая халатность, которая оказывается хуже жестокости.

В «Записках юного врача» Булгакова отмечен образ самоотверженности. Молодой специалист Бомгард, недавно окончивший институт, уезжает работать в деревенскую больницу, где встречается с нелегкими жизненными обстоятельствами. Он борется за каждого больного, выезжает на дом, повышает свою образованность. Бомгард неуверен в себе и боится, но в ответственную минуту чувство профессионализма побеждает.

Другие аргументы

Известный роман Льва Толстого «Война и мир» представляет читателю образ Наташи Ростовой — девушки с добрым сердцем. Благодаря ее участию подводы, предназначавшиеся для переезда и загруженные пожитками, были отданы для транспортирования раненых солдат. Платон Каратаев, трепетно относящийся к миру и людям, отправился на поле боя и выручил младшего брата.

Такая тема звучит в русской и мировой литературе нередко. Н. В. Гоголь в повести «Шинель» отобразил равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. У главного героя крадут шинель, о которой он так долго мечтал, что несколько месяцев экономил на собственном питании.

В сочинении на тему неравнодушия можно указать, что окружающие люди к этому событию отнеслись без энтузиазма и интереса. Ни коллеги, ни профильные государственные органы, занимающиеся хищениями, не стали помогать Башмачкину. Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к тому, что герой погибает. Это доказывает, почему безразличие можно назвать жестокостью и какие у него могут быть последствия. Равнодушие стало главной причиной смерти Акакия. Добро должно быть выше зла.

Типаж эгоистичного человека, живущего для себя, создал Иван Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Он общается с подобными себе, а прочих лиц делит на обслугу и отбросы общества. Типаж героя:

  • состоятельный;
  • желает путешествовать;
  • любит развлечения и утехи.

После неожиданной гибели он из уважаемого человека становится ненужным. Люди, которым верил этот господин, отправляют его бездыханное тело на родину в ящике. Грубо иронизируя, автор вспоминает знаменитую мудрость, что все возвращается бумерангом

В мини-сочинении к ЕГЭ должны быть приведены аргументы и итоговые выводы о равнодушии и отзывчивости. Любой человек выбирает свое предназначение и путь в жизни. Авторы разных произведений советуют всем жить по совести и душевному порыву, быть добрыми и помогать ближним.

Цель достигнута

Детально изучив произведение «Крыжовник», итоговое сочинение можно дополнить описанием осуществления мечты. Интересно сравнить задуманное с тем, что получил Николай Иванович в итоге. Красивый сад, ухоженные дорожки, уютный дом, крыжовник возле огорода — в фантазиях героя. В реальности предстают елки, посаженные хаотичными рядами, огромные канавы в саду. И снова сравнение. В этот раз со свиньями. Так описывает Чехов и самого героя, и кухарку, и даже собаку.

Нищий чиновник теперь называется барином. Он может казаться щедрым, любимым людьми человеком. И даже вдоволь насытится плодами крыжовника из той заветной мечты.

Смогло ли достижение цели принести радость и удовлетворение герою? Скорее всего, нет. Все более заметно разочарование Николая Ивановича. Он весь этот путь переступал через себя, «шел по головам», а превратился в подобие животного. Нет должного ощущения счастья, спокойствия и гордости за свои действия. Только сожаление, что невозможно бегство от себя самого.

Мечта и реальность в произведении «Крыжовник» — аргумент к сочинению, актуальный и в современном мире. Его можно смело применять при сдаче ЕГЭ. Действительность такова, что нужно адекватно смотреть на необходимость исполнения фантазии, а также на способы реализации, поэтому поучительная история Чехова будет обязательна для ознакомления и подробного разбора не только сегодня, но и в далеком будущем. Всегда нужно держать в памяти, что «за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» объединены этой прекрасной темой. В повести «Гранатовый браслет» герои много говорят и спорят о любви. Любовь в их рассказах предстает в многообразных формах — это и внезапное увлечение юной болгаркой, о которой рассказывает генерал Аносов, и «святая, чистая, вечная любовь», о которой рассуждает Людмила Львовна. И в жизни героев любовь занимает большое место. Любит Надежду ее глупый и богатый муж, привязана к своему мужу Вера. Однако генерал Аносов совершенно справедливо заявляет: …люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви».

Действительно, настоящая любовь — это огромная редкость. Именно такой была любовь чиновника контрольной палаты Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбился в молодую светскую даму. Но ни сама эта дама, ни ее окружение долгое время не могли оценить это чувство. Восемь лет продолжалась эта любовь — безответная, безнадежная, «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная».

Любовь Желткова оказалась сильнее времени, сильнее насмешек и негодования окружающих. Это чувство просветленное и благоговейное, оно полностью поглощает героя и одновременно полностью лишено эгоизма: «Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы», — так говорит он в своем письме. Желтков живет любовью, ее радостями и страданиями. Смерть не страшит героя. Свою любовь он уносит в могилу, и решение о самоубийстве он принимает легко: спокойствие любимой ему дороже собственной жизни. Более того, перед смертью он благодарит и благословляет свою возлюбленную: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единственной надеждой».

Желтков уходит из жизни, но не уходит из жизни его любовь. «Да святится имя Твое!» — его благословение звучит на протяжении всей последней главы. Его любовь рассеялась в окружающем мире, слилась с музыкой. В звуках музыки Вера слышит голос его любви, она плачет, и в этот момент из ее души вытесняется все суетное и мелкое, уступая место облагораживающему страданию.

Можно сказать, что только после смерти Желткова начинается подлинная жизнь его любви, не отягощенная ни житейскими условностями, ни убогой обстановкой, проявляется его подлинная сущность. Не зря, придя на единственное свидание — прощание с умершим, — Вера видит на его лице «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». И бетховенская музыка уже после смерти Желткова заставляет заново пережить его потрясение, боль и счастье.

«Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!» — говорит генерал Аносов. Именно такому чувству слагает гимн в своем творчестве А. И. Куприн.

Это интересно: Сочинение на тему «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Повесть А. И. Куприна — это тонкая работа, которая еще раз рассказывает нам о таком прекрасном чувстве, как любовь. И несмотря на то, что история оказалась трагичной, автор еще раз доказал, что настоящие и высокие чувства существуют.

Проблема показной отзывчивости

Рассказ А. П. Чехова «Крокодиловы слёзы»

Несмотря на опасность бездушия для общества, оно нередко может стать выгодным и даже оптимальным для отдельного человека. Примером послужит Иудин из рассказа А. П. Чехова «Крокодиловы слёзы». Он — хозяин ломбарда, который делает вид, что озабочен проблемами низшего класса и всегда готов помогать бедным. Но когда доходит до дела, выясняется, что все его красивые фразы — лишь мишура, за которой скрывается жадность и желание нажиться на чужом горе.

Герой проводит много времени, рассуждая о несправедливости мира и несчастной доле бедных. Однако когда дело доходит до того, чтобы войти в положение людей и помочь им, он действует в противоположном направлении, занижая ценность предложенных вещей. Иудин отказывается войти в чужое положение и думает только о том, как бы не прогореть самому. Такое поведение во многом отражает лицемерие людей в реальном мире.

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны. Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства. В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони.  Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» — рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке. Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит  литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды. События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку.  Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.

Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя. Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай. Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника. Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась. Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой?..

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду. Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл. Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Мечта и реальность (Крыжовник)

Человек живет, мечтая о лучшем. Надежды и желания у всех разные. Чья-то мечта нереальна, у других людей мечтания приносят горе близким. Мечта и реальность («Крыжовник») А. П. Чехова – это низменные желания, построенные на улучшении своего достатка, и результат их исполнения.

Грезы Николая Ивановича

Цель, которую поставил перед собой брат рассказчика, – усадьба с кустами крыжовника. В мечтах Николай Иванович рисовал план будущего имения. В нем не было множества пунктов. Вроде бы все реально: дом для себя и прислуги, огород, крыжовник. Ничего нет особенного в мыслях человека. В голове возникают дорожки по цветущему саду, пруды с карасями. Достичь цели было сложно. Средств на покупку усадьбы не было. Николай старается себя во всем ограничить: «недоедал, недопивал». Живя в страшной нищете, мужчина носит свои небольшие доходы в банк. Цель стала единственным смыслом жизни. Рассказчик скупо рисует реалии жизни мечтающего. Нет ощущения, что желания возвышают человека. Они наоборот съедали его изнутри. Мечты толкают его на безнравственный поступок. Николай Иванович женится по расчету. Некрасивая старая вдова нужна ему только из-за денег. Автор постепенно переводит стиль речи в саркастическую и страшную по смыслу.

Реалии жизни

Деньги превращаются в произведении Чехова в деньжонки. Николай стал держать женщину в черном теле: «…впроголодь…». Обобрав жену, мужчина положил все ее накопления в банк на свое имя. Рассказчик не может ни сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевших от жадности. Один купец съедает все свои «деньги и выигрышные билеты», чтобы после его смерти никто не смог ими воспользоваться. Другой барышник потерял ногу, но расстраивался о 20 рублях, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасает. Иван Иванович уже готовит читателя к завершению истории. Вдова зачахла от такой жизни, ее хватило только на 3 года замужества с Николаем Ивановичем.

Исполнение мечты

Брат приобретает желаемое имение. Насколько омерзительны картины сбывшейся мечты: канавы, ряды елок, «собака, похожая на свинью», кухарка такого же вида. Николай Иванович становится помещиком, располневшим и обрюзгшим. Создавалось впечатление, что и он сейчас захрюкает. Реалии изменили человека. Из нищего бедняги чиновника он превращается в барина – «ваше благородие». Усадьба раскрыла все, спрятанное на долгие годы в глубине души. Помещик строил из себя щедрого господина: он выставлял в праздник полведра водки, и был уверен, что его любит народ. Сбылась мечта и о крыжовнике. Кусты, которые пришлось посадить на участке, начали плодоносить. Волнение переполняло душу Николая. Он ел ягоды с жадностью, как будто это было именно то, без чего его существование теряло смысл. Крыжовник возвысил нового барина в своих глазах. Человек добился всего желаемого.

Новое положение изменило даже отношение к своему происхождению. Чехов использует всегда одно числительное: 20. Именно такое количество кустов в имении, столько раз повторяет Николай Иванович, что он дворянин. Рассказ о новых корнях у чиновника из усадьбы удивляет. Родной брат, знает, что в их роду нет дворян: дед – мужик, отец – солдат.

Разочарование от исполнения мечты

Нет ощущения радости в речи рассказчика и автора. Мечта сбылась, а к чему она привела?

К превращению человека в животное? Много ли таких людей на Руси? Отчаяние переполняет душу Ивана Ивановича. Может вообще не стоит мечтать? Сколько «счастливых» вокруг, которых их не волнуют живущие рядом. Автор говорит, что это общий гипноз. Для счастливых нет тех, кто страдает, голодает, болеет. Они уходят в свой мир грез и удовольствия. Страшно оказать рядом с такими людьми.

Мечта – слово возвышенное. Оно должно заставлять человека идти к цели, развиваться и приносить пользу и радость окружающим.

Написать сочинение «Мечта и реальность в произведении «Крыжовник» можно только после изучения сложных философских рассуждений автора на тему. Материал поможет разобраться в проблемах, поставленных в художественном тексте.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Вероника Гвоздкова

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Кирилл Лучицкий

    11/11

  • Иван Димитров

    10/11

  • Александра Машкова

    11/11

  • Ольга Стоян

    11/11

  • Настя Бутенко

    11/11

  • Ирина Салаева

    11/11

  • Вадим Слизский

    8/11

  • Крыжовник аргумент к итоговому сочинению
  • Крыжовенный как пишется правильно
  • Круэлла девиль однажды в сказке
  • Крушение и разочарование родиона раскольникова сочинение
  • Кручусь верчусь как пишется