Крыжовник чехов аргумент к сочинению экология

Наверх

Темы

  • Благие последствия развития технологий
  • Трагические последствия развития технологий
  • Как сохранить гармонию между экологией и техническим прогрессом?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Плюсы и минусы цивилизации и прогресса
  • Влияние научно-технического прогресса на человека
  • Влияние научно-технического прогресса на окружающий мир
  • Как решить экологические проблемы в современном мире?
  • К чему приводят научно-технические катастрофы?
  • Духовность и прогресс: возможна ли гармония?
  • Как сохранить баланс между прогрессом и заботой об окружающей среде?

Аргументы

  1. Н.С. Лесков, «Левша». Прогресс делает жизнь людей лучше, увеличивает наше благосостояние и обеспечивает нас всем необходимым для здоровья, материального преуспеяния и комфорта. Так, в Англии, куда уехал тульский мастер вместе с делегацией, у чиновников были возможности предложить умельцу достойные условия для работы. Левше пообещали высокую зарплату, свое жилье и даже супругу, лишь бы он остался. Англичане жили очень обеспеченно, поэтому для них это предложение было в порядке нормы. В их стране техническое развитие было на высоком уровне: у английских мастеров, в отличие от Левши, были микроскопы и другие приспособления для качественного труда. Они не получали побои в случае неудач и не прозябали в нищете, пока царь о них не вспомнит. В России никаких условий для создания прогресса в науке и технике не было, зато запросы правящей элиты к народу были выше, чем в Европе. Почему так сложилось? А потому что в Англии правительство выделяло деньги на развитие прикладных сфер деятельности, а в России никто об этом не думал, пока зависть не подстегнула. Благосостояние этой европейской страны напрямую было связано с тем, как там были расставлены приоритеты. Прогресс поощрялся и финансировался, поэтому уровень жизни рос.
  2. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Порой поспешное введение новых технологий ведет к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Так случилось и в повести Булгакова. Ученый Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Профессору не дали протестировать и изучить свое открытие. Разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил находку, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Это последствие прогресса учит нас быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без подробного изучения ничего применять не следует.
  3. В.П. Распутин, «Прощание с Матерой». Гармонию между экологией и техническим прогрессом поможет сохранить здравый смысл, не замутненный политическими и идеологическими иллюзиями. Как мы знаем, сегодня большинство промышленных городов на севере России вымирают: работы мало, климат нездоровый, еда и отопление дорого стоят, развлечений нет. Люди уезжают. А Валентин Распутин описывает те времена, когда ради сегодняшних городов-призраков затапливались целые острова, уничтожались локальные экосистемы. Чтобы построить электростанцию для расширения производства, чиновники решили затопить Матеру и принудительно выселить жителей. А животных, птиц, насекомых, вековые деревья никто не эвакуировал. Они погибли, но ради чего? БАМ ведет в никуда, великая индустриализация уступила место постиндустриализации, и многие предприятия оказались попросту ненужными, забытыми, как и города вокруг них. Если бы люди в ту пору прислушивались к здравому смыслу и планировали наперед, то этих бездумных разрушений удалось бы избежать. 
  4. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Прогресс позволяет людям совершенствовать орудия труда, что ставит всех нас в равные условия. Если раньше работать честно мог только мужчина, и большинство видов занятости было связано с физической силой, которая есть не у всех, то сегодня технические новшества дают вакансии для женщин, подростков, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Все могут содержать себя сами и жить независимо. Такой пример описал Чернышевский. Вера организовала швейную мастерскую, где все работницы получали равные доли от прибыли предприятия. Экономическая окупаемость этого дела стала возможной только благодаря ускорению процессов — замене ручного труда на машинный. Вакансии в мастерской спасали женщин от насилия и домашнего рабства, давали шанс устроиться честно и содержать себя. Вот для чего обществу технический прогресс.
  5. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» и М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Самые значительные достижения прогресса находятся в сфере медицины. Все знают о том, как за века истории увеличилась продолжительность человеческой жизни, и все благодаря инновационной медицине. Это можно доказать, сравнив два литературных произведения разных эпох. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет о «срамной болезни», которая в те годы не лечилась. При нем отец хоронит сына, который унаследовал этот недуг и умер в цвете лет от его последствий. Но уже иное отношение к венерическим заболеваниям мы видим в «Белой гвардии» Булгакова. Там сифилис уже не является смертным приговором. Есть шанс вылечить его, и Алексей Турбин как раз специализируется на таких проблемах. Этот пример доказывает, что человечество не может обойтись без научного прогресса, потому что от него зависит, сможем ли мы победить болезни и пережить очередную эпидемию.
  6. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Тема развития является главной в рассказе «Собачье сердце». Сначала читатель видит научный прогресс — уникальную операцию, превращающую пса Шарика в гражданина Шарикова. Но чем дальше мы читаем, тем больше осознаем, что настоящий прорыв — это обретение человеком человечности, а вовсе не внешние физиологические изменения. Несмотря на старания Филиппа Филипповича, Шариков так и не смог стать полноценной личностью. Он так и остался на уровне пса, выполняющего команды Швондера, лающего на кошек и людей, оставляющего после себя беспорядок и «разруху». Его можно нарядить в костюм, ему можно дать работу и паспорт, можно даже вписать в квартиру, но человеком Шариков не станет никогда, потому что он лишен порядочности, отзывчивости, принципиальности и воспитания. Он не прошел все стадии взросления и формирования, поэтому не может стать полноценным человеком. И Преображенский это понял. Он осознал, что настоящий прогресс — это развитие человечности, которого не достичь даже самой уникальной операцией.  
  7. А.И. Куприн, «Яма». Наиболее значительные достижения прогресса находятся в медицинской сфере, потому что наше здоровье — это главное условие для процветания человеческой цивилизации. В повести «Яма» мы видим этому подтверждение: заражение сифилисом стало причиной гибели нескольких героев. В ту пору в России не все стадии этой болезни были излечимы. Женя хотела отомстить своим мучителям и намеренно стала распространять этот недуг. В публичном доме ей удавалось избегать разоблачения долгое время. Некоторые ее клиенты обнаруживали признаки слишком поздно и даже накладывали на себя руки. И сама она повесилась, ведь никто не смог бы ее вылечить, а смерть от сифилиса ужасно мучительна и унизительна. Но сегодня человечество победило эту болезнь. Она точно диагностируется и поддается лечению. Придуманы и средства, которые препятствуют ее распространению. Все эти открытия являются самыми значительными для людей, ведь спасают им жизнь и здоровье.
  8. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Саморазвитие личности способствует прогрессу всего общества — это доказал Л.Н. Толстой на примере героя Пьера Безухова. Он стал обладателем крупнейшего состояния и мог бы всю жизнь предаваться наслаждениям и праздным утехам. Но Пьер упорно шел к своей цели — познать свое предназначение и принести пользу людям. Он вступил в масонскую ложу, пробовал провести реформы в своих деревнях, спонсировал дружину, когда Наполеон напал на Россию. Все свои деньги он готов был направить на нужное и значимое дело, но вокруг него часто находились обманщики, которые пользовались его неведением и присваивали денежные средства себе. Однако Безухов познал народную мудрость в плену и научился противостоять тем, кто тянул руку в его карман. Герой стал более внимательным к людям и понял их сущность. Только после этого ему удалось направить свои силы и возможности на благо Родины: он вступил в тайное общество и готовил проект по улучшению России. Его саморазвитие способствовало прогрессу всего общества.
  9. О. Хаксли, «О дивный новый мир». Не секрет, что прогресс имеет и недостатки, и достоинства. Разберем и те, и другие на примере антиутопии «О дивный новый мир». Эра Форда подарила людям множество новых возможностей, которые очень облегчили бы нам жизнь: были побеждены все болезни, старость, войны, конфликты, бедность. Все граждане получали все необходимое для благосостояния. Даже инакомыслящим были предоставлены в распоряжение отдельные острова, где они могли реализовывать свои исключительные способности. Никаких репрессий, никаких гонений, все демократично. В то же время технические достижения искоренили в людях почти все человеческие качества, сделали большинство из них программируемыми биороботами. Не осталось семей, любви, дружбы, искусства, таланта. Примитивные передачи и сома заменили им все духовные искания и эстетические взгляды. В обитателях нового мира не было индивидуальности. Это и есть минусы прогресса.
  10. А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Прогресс дает людям больше возможностей, но он не в силах исправить человеческую природу, ее нравственную составляющую. Это средство, которое не может заменить цель. Так, многие герои повести Беляева, столкнувшись с научным прорывом, не стали соответствовать ему, а проявили свою истинную сущность: жадность, жестокость, невежество. Зурита хотел поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Епископ Хуан де Гарсилассо и вовсе предложил убить Ихтиандра, потому что он «богопротивное создание», а решил за Бога, конечно же, сам епископ, ему виднее. Бальтазар считал спасителя своего сына его палачом, так как ничего не понял. Прогресс подарил многим индийским детям шанс выжить и стать здоровыми (они были найдены в лаборатории Сальватора), но как люди распорядились этими возможностями? В суде доктор Сальватор сказал, что не мог и не хотел «сделать Ихтиандра и «ихтиандров» сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают величайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания». Таким образом, технические прогресс никак не влияет на личность, ее нравственная сущность остается прежней: кто-то использует достижения во благо, а кто-то — во зло.
  11. А.П. Чехов, «Крыжовник». В рассказе поднимается проблема экологии. Николай Иванович накопил деньги на заветную усадьбу, но вместо красивой и живописной реки возле дома протекала коричневая жижа цвета кофе. Рядом с имением располагались два завода, с которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена, скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник, который посадил для себя Николай Иванович. Но тогда государство никак не отслеживало вред от производства. Пыль, шум, вредные выбросы, неправильная утилизация отходов — все это ведет к уничтожению окружающей среды. Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
  12. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Его избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны.
  13. В.П. Астафьев, «Людочка». Локальная экологическая катастрофа изображена в рассказе «Людочка». Через парк проложили производственную трубу, но не закопали. Над ней потекла горячая речка с пятнами мазута и мыльными разводами. Постепенно люди привыкли бросать туда разный мусор, и река превратилась в смрадный и токсичный источник болезненных паров и миазмов. «Деревья над канавой заболели, сникли, облупились» — настолько вредной оказалась эта кипящая река, по которой плыли бутылки. «горячее месиво из грязи, мазута, мыльной воды» — так автор называет эту жидкость. Вонь создавали и трупы животных, которых местные жители сбрасывали в поток. Последствия этой локальной катастрофы мы видим повсеместно: люди и нравы в этой местности вовсе не здоровые. Некогда процветающий парк выглядел так, будто он пережил бомбежку. Увы, этот город еще долго не сможет восстановиться после такого экологического бедствия, ведь люди продолжали его увеличивать, как ни в чем не бывало.
  14. А. Жвалевский и Е. Пастернак, «Пока я на краю». В корне не верно противопоставлять прогресс и нравственность, ведь в этом случае мы сравниваем средства и цели — явления не одного порядка. Плохие люди с ложными ценностями будут использовать новые возможности во вред обществу, а те, кто мотивирован истинными ценностями, будут с помощью научных достижений улучшать нашу жизнь. Так, Алла с помощью интернета помогала подросткам справиться с суицидальными наклонностями и вернуться в социум, приняв себя и поняв других. А Яков, напротив, ставил на людях чудовищные эксперименты в сети и доводил многих своих жертв до отчаянного шага в бездну. Он манипулировал ими и использовал в своих целях. Средство одно и то же — Интернет. А цели разные. Не прогресс виноват в том, что Яков — плохой человек, для которого свое «Я» стоит выше всего на свете. Такие люди были и раньше, без всемирной паутины. Поэтому технические возможности никак не влияют на нравственные ориентиры человека, их некорректно противопоставлять.
  15. А. Платонов, «Песчаная учительница». Прогресс далеко не всегда противостоит окружающей среде. Во многих случаях именно он помогает решить проблемы, возникающие в природе и без вины человека. Например, Мария Нарышкина приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе. Но вскоре она убедилась, что местным жителям образование не нужно. Все их время занимала борьба с песком, которую они проигрывали. Тогда героиня решила изменить программу так, чтобы она отвечала потребностям местного населения. На уроки потянулись и взрослые. С помощью знаний, которые Мария нашла и смогла передать людям, крестьяне поняли, как оградить Хошутово от песка. Они построили защитные ограждения, вырастили сосны, увеличили посевы и урожай. Прогресс в лице новых трёхногий и научных открытий помог преобразить окружающий мир и сделать землю плодородной. Это и есть баланс между прогрессом и природой: мы можем защитить окружающую среду и улучшить ее с помощью инноваций.

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны. Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства. В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони.  Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» — рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке. Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит  литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды. События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку.  Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.

Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя. Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай. Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника. Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась. Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой?..

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

Темы

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду. Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл. Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Грезы Николая Ивановича

Цель, которую поставил перед собой брат рассказчика, – усадьба с кустами крыжовника. В мечтах Николай Иванович рисовал план будущего имения. В нем не было множества пунктов. Вроде бы все реально: дом для себя и прислуги, огород, крыжовник. Ничего нет особенного в мыслях человека. В голове возникают дорожки по цветущему саду, пруды с карасями. Достичь цели было сложно. Средств на покупку усадьбы не было. Николай старается себя во всем ограничить: «недоедал, недопивал». Живя в страшной нищете, мужчина носит свои небольшие доходы в банк. Цель стала единственным смыслом жизни. Рассказчик скупо рисует реалии жизни мечтающего. Нет ощущения, что желания возвышают человека. Они наоборот съедали его изнутри. Мечты толкают его на безнравственный поступок. Николай Иванович женится по расчету. Некрасивая старая вдова нужна ему только из-за денег. Автор постепенно переводит стиль речи в саркастическую и страшную по смыслу.

Цель достигнута

Детально изучив произведение «Крыжовник», итоговое сочинение можно дополнить описанием осуществления мечты. Интересно сравнить задуманное с тем, что получил Николай Иванович в итоге. Красивый сад, ухоженные дорожки, уютный дом, крыжовник возле огорода — в фантазиях героя. В реальности предстают елки, посаженные хаотичными рядами, огромные канавы в саду. И снова сравнение. В этот раз со свиньями. Так описывает Чехов и самого героя, и кухарку, и даже собаку.

Нищий чиновник теперь называется барином. Он может казаться щедрым, любимым людьми человеком. И даже вдоволь насытится плодами крыжовника из той заветной мечты.

Смогло ли достижение цели принести радость и удовлетворение герою? Скорее всего, нет. Все более заметно разочарование Николая Ивановича. Он весь этот путь переступал через себя, «шел по головам», а превратился в подобие животного. Нет должного ощущения счастья, спокойствия и гордости за свои действия. Только сожаление, что невозможно бегство от себя самого.

Мечта и реальность в произведении «Крыжовник» — аргумент к сочинению, актуальный и в современном мире. Его можно смело применять при сдаче ЕГЭ. Действительность такова, что нужно адекватно смотреть на необходимость исполнения фантазии, а также на способы реализации, поэтому поучительная история Чехова будет обязательна для ознакомления и подробного разбора не только сегодня, но и в далеком будущем. Всегда нужно держать в памяти, что «за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Реалии жизни

Деньги превращаются в произведении Чехова в деньжонки. Николай стал держать женщину в черном теле: «…впроголодь…». Обобрав жену, мужчина положил все ее накопления в банк на свое имя. Рассказчик не может ни сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевших от жадности. Один купец съедает все свои «деньги и выигрышные билеты», чтобы после его смерти никто не смог ими воспользоваться. Другой барышник потерял ногу, но расстраивался о 20 рублях, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасает. Иван Иванович уже готовит читателя к завершению истории. Вдова зачахла от такой жизни, ее хватило только на 3 года замужества с Николаем Ивановичем.

Сочинение на тему «Чехов: Крыжовник»

Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алехина, который сам трудится на своих полях, несмотря ни блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает Буркину и Алехину о своем младшем брате Николае. Детство оба брата провели в деревне и навсегда полюбили жизнь на природе. Николай с девятнадцати лет работал в казённой палате и очень тосковал. У него в молодости появилась мечта: купить имение и участок земли и непременно посадить там крыжовник. Он во всем себе отказывает, копит деньги, с увлечением читает объявления о продаже земельных участков с усадьбами. Николай даже женится из-за денег на пожилой и некрасивой вдове, которая вскоре умирает, поскольку Николай держит ее в черном теле. Наконец, покупка состоялась, впрочем, на участке не было крыжовника. Но Николай не унывает: он выписывает двадцать кустов крыжовника, сажает их и принимается ждать урожая. Иван Иванович отправляется навестить брата в его имении Чумбароклова пустошь, Гималайское тож. Николай постарел, располнел, полностью вошел в роль барина: много ест, моется в бане, судится с соседями, считает себя дворянином (хотя по происхождению из солдат). К чаю кухарка подает полную тарелку кислого крыжовника, который кажется Николаю вкуснейшим лакомством на свете. Иван Иванович видит «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни…» Ночью он слышит, как Николай неоднократно встает, подходит к тарелке крыжовника и берет по одной ягодке. Всё это наводит Ивана Ивановича на мысли о том, что каждому счастливому человеку следует периодически напоминать, как много вокруг людей несчастных и что несчастье может произойти и со счастливым человеком. Иван Иванович сокрушается о том, что его молодость прошла, и он уже не может совершать значительных поступков; а только ждет чего-то и плывет по течению. Он умоляет Алехина «не давать усыплять себя», делать больше добра, потому что «если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом».

Список литературы

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

Исполнение мечты

Брат приобретает желаемое имение. Насколько омерзительны картины сбывшейся мечты: канавы, ряды елок, «собака, похожая на свинью», кухарка такого же вида. Николай Иванович становится помещиком, располневшим и обрюзгшим. Создавалось впечатление, что и он сейчас захрюкает. Реалии изменили человека. Из нищего бедняги чиновника он превращается в барина – «ваше благородие». Усадьба раскрыла все, спрятанное на долгие годы в глубине души. Помещик строил из себя щедрого господина: он выставлял в праздник полведра водки, и был уверен, что его любит народ. Сбылась мечта и о крыжовнике. Кусты, которые пришлось посадить на участке, начали плодоносить. Волнение переполняло душу Николая. Он ел ягоды с жадностью, как будто это было именно то, без чего его существование теряло смысл. Крыжовник возвысил нового барина в своих глазах. Человек добился всего желаемого.

Новое положение изменило даже отношение к своему происхождению. Чехов использует всегда одно числительное: 20. Именно такое количество кустов в имении, столько раз повторяет Николай Иванович, что он дворянин. Рассказ о новых корнях у чиновника из усадьбы удивляет. Родной брат, знает, что в их роду нет дворян: дед – мужик, отец – солдат.

КрыжовникТекст

– Я знаю народ и умею с ним обращаться, – говорил он. – Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть, и для меня народ сделает все, что захочу.

И все это, заметьте, говорилось с умной, доброю улыбкой. Он раз двадцать повторил: «мы, дворяне», «я как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец – солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной.

Но дело не в нем, а во мне самом. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, – он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

– Как вкусно!

И он с жадностью ел и все повторял:

– Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своей судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно.

– В ту ночь мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив, – продолжал Иван Иваныч, вставая. – Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? – спросил Иван Иваныч, сердито глядя на Буркина. – Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!

Разочарование от исполнения мечты

Нет ощущения радости в речи рассказчика и автора. Мечта сбылась, а к чему она привела?

К превращению человека в животное? Много ли таких людей на Руси? Отчаяние переполняет душу Ивана Ивановича. Может вообще не стоит мечтать? Сколько «счастливых» вокруг, которых их не волнуют живущие рядом. Автор говорит, что это общий гипноз. Для счастливых нет тех, кто страдает, голодает, болеет. Они уходят в свой мир грез и удовольствия. Страшно оказать рядом с такими людьми.

Мечта – слово возвышенное. Оно должно заставлять человека идти к цели, развиваться и приносить пользу и радость окружающим.

Написать сочинение «Мечта и реальность в произведении «Крыжовник» можно только после изучения сложных философских рассуждений автора на тему. Материал поможет разобраться в проблемах, поставленных в художественном тексте.

Анализ повести «Крыжовник»

История написания

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехова является частью «маленькой трилогии, в которую вошли так же «Человек в футляре» и произведение «О любви». Опубликован издательством «Русская мысль» в 1898 году. Создавалось произведение автором, когда он пребывал в Московской области в селе Мелихово. Сюжетная линия рассказа продолжает повествование «Человека в футляре», в котором так же поднята проблема очерствевшей души человека с искаженным пониманием счастья.

Принято считать, что в основе рассказа Чехова лежит история, которую рассказал юрист, известный среди писателей того времени, Анатолий Кони, писателю Л.Н. Толстому.

Посвящена эта история была одному чиновнику, который на протяжении всей жизни откладывал денежные средства на осуществление своей мечты – приобретение парадного мундира, украшенного золотой вышивкой, который должен обеспечить чиновника почетом и уважением, подарить счастье. Но увы, при жизни одеяние так и не пригодилось, и было надето на чиновника только на его похороны.

Жанровые особенности

Произведение создано с учетом жанровых особенностей рассказа и его относят к направлению реализма в литературе. Отличается «Крыжовник» лаконичной прозаической формой, наличием только одной сюжетной линии, описанием одного либо двух главных персонажей и нескольких второстепенных, небольшим объемом.

Сюжетная линия

Ввиду сложившихся обстоятельств (проливного дождя), Иван Иваныч Чимша-Гималайский, работающий ветеринаром, и учитель Буркин вынуждены навестить друга Иван Иваныча — Алехина. Во время приема пищи, доктор рассказывает своим товарищам историю своего брата Николая Ивановича.

Братья по происхождению они не из зажиточной семьи, а после смерти отца и вовсе остались без семейного поместья, которое пришлось отдать за долги.

С тех пор младший брат стал отчаянно стремиться к обогащению. Главная его мечта заключалась в приобретении усадьбы и сада, где бы можно было вырастить кусты ароматного и спелого крыжовника. Николай Иванович стал экономить на всем, не замечая ничего подле себя, за исключением объявлений по продаже земельных участков либо усадьб.

И в конце концов ему удается осуществить свою мечту. Однако, по истечению многих лет, Иван Иваныч навещает своего родственника и неприятно удивляется тем, насколько изменился в характере его брат. Теперь он типичный ленивый и недалекий житель, который думает только о комфортных условиях и сытом желудке. К нему приходит понимание, что существуют более ценные вещи в жизни, что он и пытается донести до своего младшего брата в своем монологе.

Композиционные особенности

Основной отличительной особенности построения «Крыжовника» является использование литературного приема – «история внутри истории».

Наряду с историей главного героя – Николая Ивановича описывается и реальность, в которой пребывают Иван Иваныч, Алехин и Буркин. Последние два персонажа оценивают произошедшее с младшим братом повествователя и таким образом выражают самый популярный вариант существования человека.

Описание главных персонажей

В образе ветеринара Ивана Иваныча автор выражает свою жизненную позицию. Герой относится к типу общественных деятелей. Главное его убеждение – предназначение каждого оказывать помощь другим.

Николай Иванович – представитель чиновнического класса, являющийся старательным работником и добрым человеком, который большую часть своей жизни потратил на сбор денежных средств и приобретение собственной усадьбы. После осуществления мечты стал беззаботным, эгоистичным землевладельцем.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

В своем рассказе Чехов раскрывает ряд тем, представленных:

  • темой мечты – главной тематикой «Крыжовника». Писатель стремиться показать, что не любая мечта является прекрасной. Иногда она перерастает в манию и навязчивую идею, что влечет за собой негативные последствия.
  • темой счастья. В образе Николая Ивановича автор высказывает свое осуждение к стремлению человека обеспечить только личное счастье, личностному эгоизму.
  • темой маленького человека.
  • темой природы. Пейзажные зарисовки в произведение являются отражением эмоционального состояния и настроения героев.

Проблемы

Проблематика произведения актуальна всегда, поскольку затрагивает такие вопросы как:

  • эгоистичность;
  • безразличие;
  • деградация человека, который гонится только за собственной мечтой;
  • несправедливые способы достижения своей цели.

Основная идея

Суть рассказа изложена автором в монологе повествователя истории о своем брате, который выражает мнение о невозможности испытывать чувство радости, если рядом находятся те, кому плохо.

Не стоит пропускать мимо чужие неурядицы, поскольку в любой момент беда может случиться с каждым. Важно своевременно помогать тем, кто об этом просит. Счастье, по мнению А.П. Чехова, заключается в движении, действии, совершении добрых и справедливых дел.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Крыжовник»
  • для самых компанейских — Главные герои «Крыжовник»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Крыжовник»
  • для самых любопытных — Анализ «Крыжовник» Чехов

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ рассказа Чехова Крыжовник

По жанру произведение представляет собой рассказ в стиле реализма, который характеризуется малой эпической формой, имеющей одну сюжетную линию и минимальное количество персонажей, что обуславливает возможность создания автором лаконичного, злободневного и правдивого литературного сочинения.

Основная тема произведения заключается в изображении посредством скрытой иронии глупости и ограниченности человеческого сознания, последствием которого является пустая и бессмысленная жизнь людей. Тем самым автор раскрывает проблемы человеческого одиночества, отсутствия душевного взаимопонимания среди людей и эгоизма, стремления человека к счастливой жизни, равнодушия, а также излюбленную автором проблематику маленького человека.

Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, представленного в образе главного героя Иван Ивановича.

Рассказ отличается своеобразием композиционного построения, заключающегося в применении писателем  формы рассказа в рассказе.

Сюжетное повествование отличается включением в него авторских мыслей и философских отступлений. В условной форме композиция включает в себя несколько частей, при этом первая часть представляется экспозицией и завязкой, во второй части раскрываются нравы, привычки и характеры героев рассказа, в третьей части представляется лирическое отступление в виде рассказа главного героя о своем брате, а финальная часть является  размышлениями рассказчика и реакцией персонажей на услышанную историю.

Экспозиция рассказа представляется в виде описание окружающей природы во время начала дождя и радушного приема хлебосольным хозяином уставших промокших гостей.

Центральным ядром рассказа является история главного героя о своем брате, мечтающим о собственном уютном имении. Ради этой мечты мужчина много работает, а затем вступает в фиктивный брак с пожилой помещицей в надежде на ее скорую смерть и получения хорошего наследства. Кроме того, брат главного героя даже помогает супруге быстрее умереть. В итоге, достигнув своей мечты и обретя небольшое поместье, мужчина полностью деградирует, так и не найдя рецепт счастья.

Своеобразием произведения является включение в повествовательный сюжет пейзажных зарисовок, отражающих эмоциональное состояние и настроение персонажей.

Смысловое значение рассказа заключается в невозможности принятия автором личного счастья вдали от общественных проблем.

Вариант 2

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехов опубликовал в 1898 г. Данный рассказ составляет трилогию с двуми другими произведениями писателя «О любви» и «Человек футляре».  В этих рассказах автор поднимает темы узости мещанского существования и мышления.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» — мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение «Крыжовник», где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович — обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично… Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

10 класс

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Жизнь Обломова (Гончаров)

    Обломов – главный герой одного из основных произведений Гончарова Ивана Александровича. Его образ – образ не просто ленивого, а невообразимо ленивого человека. В романе Илья Ильич очень редко вставал со своего любимого

  • Характеристика и образ Аксиньи Астаховой в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Уже в юности Аксинья начала свой трагический путь. Изнасилование и трагическая кончина отца как будто бы повлекли за собой череду несчастий

  • Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

  • Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского

    Одними из ярких второстепенных персонажей произведения являются представители собственных теорий Лужин и Свидригайлов, схожих по своей сути с теорией главного героя романа Раскольникова.

  • Жестокие нравы города Калинова в Грозе сочинение

    В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Сочинение по рассказу Крыжовник Чехова рассуждение

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.

2 вариант

Произведение «Крыжовник» представляет собой рассказ в рассказе. Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском. Почти всю жизнь Николай проработал мелким чиновником, он старательно копил деньги на свою мечту, ущемляя себя во всем.  Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом, и чтобы непременно у него рос крыжовник.

Для того чтобы приблизиться к мечте, Николай женился на старой непривлекательной вдове, потому что у нее имелись хорошие деньги. Он быстро прибрал к рукам ее капитал, сделав ее деньги своими – так и жили они голодной жизнью, экономя на всем. Вскоре эта женщина умерла, а Николай продолжил путь к своей цели. Ее смерть не тронула Николая.

Когда ему было уже больше сорока лет он наконец купил имение, по обе стороны которого располагались заводы, а рядом протекала речка с водой коричневого цвета. С приобретением имения Николай стал считать себя дворянином, вел себя важно и высокомерно, то и дело пускаясь в рассуждения о жизни. Однажды Николай пригласил в гости брата. В имении Ивана встречает толстая собака, которой лень даже лаять и такая же полная кухарка — жизнь там протекает лениво и праздно.  Хозяин угостил его долгожданным крыжовником из своего сада. Николай ел крыжовник по одной ягодке и приговаривал: «Ах, как вкусно!». Иван, попробовав ягоду, отметил, что она твердая и кислая. Николая это нисколько не смущало, ведь его мечта наконец сбылась. Даже по ночам он вставал, для того, чтобы съесть очередную ягоду.

В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.

Чехов раскрывает тему деградацию личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и морального разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто ждать, когда он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в широком смысле этого слова. Поэтому нужно творить добро, пока есть для этого возможность.

Да, Николай смог добиться своей цели, но в чем ее смысл? Это желание отгородиться этой усадьбой от мира, не видеть вокруг бедности, пьянства, голода. Идти к цели несмотря ни на что – это прекрасно, но цель, по мнению Чехова не должна вызывать моральное разложение.

Сочинение Крыжовник Чехова

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни. Трое людей, среди которых есть ветеринарный врач, помещик и учитель гимназии. Они делятся собственными размышлениями, желая понять в чем заключается счастье и как его достигнуть.

Рассказ «Крыжовник» посвящен брату Ивана Ивановича, которого зовут Николай Иванович Чимша-Гималайский. Этот человек имеет цель — купить себе небольшой участок (тем самым получив статус помещика), посадить кустарники крыжовника и проживать остатки дней в свое удовольствие. Под словами «удовольствие» и «счастье» Николай Иванович понимает — есть щи, лежать на солнышке и смотреть в даль. Но главной составляющей счастья для него является все же крыжовник, выращенный в собственном саду.

В рассказе моментально чувствуется отрицательное отношение автора к такой жизни. Чехов показывает, как подобная жизнь ведет к распаду личности. Даже чисто внешне Чимша-Гималайский изменился: потолстел, стал медленно двигаться. Нос, щеки и его губы вытянулись вперед, чем автор подчеркивает сходство со свиньей.

 Но хуже всего — это его внутренняя перестройка. Чимша-Гималайский стал самоуверенным, даже наглым. На любой предмет он имеет свою точку зрения и навязывает ее другим людям. Антон Павлович не без иронии подчеркивает заботу главного героя о душе, которая заключалась в «барском», солидном лечении им крестьян от всех болезней содой и касторкой. В день собственных именин Николай Иванович приглашал священника отслужить благодарственный молебен, а затем ставил полведра мужикам, думая, что творит благое дело.

На этом «подвиги» главного героя заканчивались. Этот человек, следуя из рассказа, был доволен собой и видно было, что в полном довольстве он и закончит свою жизнь.

Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения. Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.

Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?

Ответ очевиден…

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Пропавшая грамота Гоголя

    Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.

  • Сочинение Книги, без которых не могу обойтись

    Я солгу, если скажу, что читать люблю все книги — в мире есть писатели, слог в произведениях которых оставляет желать лучшего. И хотя классиков ценю за их огромный труд

  • Характеристика и образ Вити из рассказа Астафьева Конь с розовой гривой сочинение

    Витя – это персонаж рассказа «Конь с розовой гривой». Мальчик, живущий где-то в Сибири. Обычный такой мальчуган своего времени. Родители у него нет. Воспитывают его старики: строгая бабушка и более добродушный дедушка. Автор хорошо знал о чём пишет

  • Сочинение Моя любимая игра

    Много существует разных игр. Игры придумали еще древние люди. Игра – это отличный способ провести время, когда скучно или невозможно найти занятия по душе. Большое количество игр существует: интеллектуальные, спортивные и многие другие

  • Сочинение на тему Интересная встреча 5, 6 класс

    В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

  • Крыжовник рассказ в рассказе
  • Крыжовник краткое содержание для итогового сочинения
  • Крыжовник итоговое сочинение аргументы
  • Крыжовник аргументы для итогового сочинения
  • Крыжовник аргумент к итоговому сочинению