Крыжовник краткое содержание для итогового сочинения

Краткое содержание «Крыжовник»

Краткое содержание «Крыжовник»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 5775.

Обновлено 9 Февраля, 2022

О произведении

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

В «Крыжовнике» Чехов развивает тему «футлярности», ограниченности, раскрывая ее через образ помещика Николая Иваныча. Композиция произведения построена на приеме «рассказ в рассказе» – историю Николая Иваныча рассказывает своим знакомым его брат Иван Иваныч.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Крыжовника» без предварительной регистрации.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино.

Главные герои

  • Иван Иваныч – ветеринарный врач, старший брат Николая Иваныча.
  • Николай Иваныч – помещик, младший брат Ивана Иваныча.
  • Буркин – учитель гимназии, друг Ивана Иваныча.
  • Алехин Павел Константиныч – небогатый помещик, «мужчина лет сорока», у которого остановились Иван Иваныч и Буркин.

Краткое содержание

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе». Отец Чимша-Гималайский оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.

Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате», Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.

Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку».

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.

Николай Иваныч, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе», так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие». У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины», словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.

Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты». Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.

Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, кто страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча». Счастливые люди живут, словно в «гипнозе», не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком», что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом», но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь».

И что в итоге?

Иван Иваныч – размышляет о счастье, просит Алёхина продолжать делать добро.

Николай Иваныч – становится помещиком, добивается своей цели: у его дома посажено 20 кустов крыжовника; чувствует себя счастливым, но брат его осуждает.

Заключение

Заключение

В «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут, словно в «гипнозе», в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья.

Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Вероника Гвоздкова

    11/11

  • Исмаилова Азиза

    11/11

  • Кирилл Лучицкий

    11/11

  • Иван Димитров

    10/11

  • Александра Машкова

    11/11

  • Ольга Стоян

    11/11

  • Настя Бутенко

    11/11

  • Ирина Салаева

    11/11

  • Вадим Слизский

    8/11

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 5775.


А какую оценку поставите вы?

:
Мелкий чиновник полжизни копит на маленькое поместье, голодает. Наконец, его мечта исполняется, и чиновник превращается в толстого, самодовольного барина, самоуверенно рассуждающего о нуждах народа.

Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, рассказывает историю о своём брате Николае.

Буркин — учитель гимназии и товарищ Ивана Иваныча.

Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.

Павел Констан­тинович Алёхин — помещик, знакомый Ивана Иваныча и Буркина, высокий и полный человек с длинными волосами, похожий на учёного или художника.

Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».

Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.

Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча, мелкий чиновник, вначале бедный, робкий и добрый, после покупки поместья — сытый и самоуверенный.

Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.

В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке. Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» — это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельско­хо­зяй­ственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.

Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.

Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальныи заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.

Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокобла­городием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.

Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника — первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».

Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» — вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.

…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.

Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?

От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.

Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».

Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретам дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».

Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.

На чтение 6 мин Просмотров 10.2к. Опубликовано 03.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Крыжовник» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Крыжовник»

Действия сюжета происходят в 19 веке. Рассказчиком является брат главного героя-Иван Иванович.

Молодой чиновник, Николай Иванович, уже долгое время мечтал купить себе маленькую усадебку сам и посадить там крыжовник. Но у героя не было денег на исполнение мечты.

На протяжении большого количества лет, Николай откладывает деньги на покупку имения. Он копил деньги до тех пор, пока не встретил на своём пути богатую вдову, и решает на ней жениться.

Из доброго и скромного молодого человека, Николай Иванович, превращается в злобного тирана, который отбирает у жены все её состояние. Из-за того, что главный герой вечно держал свою жену в голоде, через три года она скончалась.

Получив достаточную сумму, Николай приобретает имение, о котором он мечтал всю жизнь и сажает на его территории двадцать кустов крыжовника. Он становится ворчливым и ленивым, но ему нравится такая жизнь, можно сказать, что он счастлив.

После сбора первого урожая, герой понимает, что крыжовник несъедобный и неспелый, но данный факт его нисколько не тревожит, он считает его вкусным.

В заключении произведения брат Николая Ивановича, Иван Иванович, описывает своё мнение о данной ситуации, говоря, что данное счастье больше всего схоже с гипнозом.

Главные герои и их характеристика:

  •  Иван Иванович Чимша-Гималайский.  Является братом главного героя, Николая Ивановича. Работает ветеринаром, имеет звание дворянина. Весь рассказ ведётся от его имени. Очень предвзято относится к своей личности, так как считает, что имеет большое количество пороков и изъянов.
  •  Николай Иванович Чимша-Гималайский. Является младшим братом Ивана Ивановича. Родился в семье дворян, но сейчас является помещиком. Работает чиновником в городе, данная профессия не доставляет ему никакого удовольствия. У героя была мечта, купить усадьбу и посадить там крыжовник. Чтобы достичь своей цели, он превратился из скромного и порядочного гражданина, в злого и раздраженного мещанина.
  •  Буркин.  Молчаливый и безразличный молодой человек, работает в гимназии. Он не понял смысла рассказанной Иваном Ивановичем истории, так как является ярко выраженным представителем «футлярности». Его интересуют только женщины и интеллигентные люди.
  •  Алехин.  Помещик все время занимается свои хозяйством. По внешнему виду он высокий и полный, в возрасте 40 лет. Очень гостеприимный, имеет большой двухэтажный дом. Так же как и Буркин является представителем «футлярности».

Краткое содержание рассказа «Крыжовник» подробно

В начале произведения рассказывается про трёх персонажей: Ивана Ивановича, Буркина и Алехина. Два приятеля попали под очень сильный дождь. Иван и Буркин идут по полю, в поисках укрытия от ливня и замечают Алёхину усадьбу, решают остановиться у него.

Сам Алехин не выглядит как помещик, он был неряшлив и неаккуратен. Помещик встречает товарищей очень радушно и дружелюбно, предлагает им искупаться, переодеться.

В доме, где за чашкой чая царит непринужденная атмосфера, Иван Иванович решает рассказать историю про своего брата.

Детство братьев прошло беззаботно и легко. Их отец дослужил до офицерского чина и передал своим детям дворянский титул. После того, как отец умер у Николая и Ивана отобрали усадьбу, из-за большого количества долгов.

Старший брат работал в казенной лавке, а у Николая была мечта-купить усадьбу, он считал это смыслом жизни. И обязательно на территории поместья должен быть посажен крыжовник.

Николай очень долго копил деньги на мечту всей его жизни, но в один момент ему надоело и он решил выбрать кратчайший путь, женясь на состоятельной вдове.

Николай никогда не испытывал к своей жене искренних и настоящих чувств.

Он даже отобрал все её деньги и положил на своё имя в банке. Не выдержав данного беспредела, через три года женщина скончалась.

На накопленные деньги, Николай Иванович купил поместье и посадил некое количество кустов крыжовника.

Однажды, в один прекрасный день Иван Иванович решил приехать и повидаться с братом. Увидев в кого превратился брат ему стало страшно.

Николай все время бездельничал и ел. Единственное занятие, которым он занимался-спорил с соседями. Николай угостил своего брата крыжовником.

Было заметно, что тот доволен своей жизнью, можно сказать, что он счастлив.

Всю эту дождливую ночь, Иван Иванович негодовал по поводу счастливой жизни брата. Такое ощущение, что он находится под гипнозом.

Он не понимал, как Николай может быть настолько счастлив, зная, что в мире большое количество обделённых и несчастных. Нужно замечать не только себя, но и окружающих людей.

Если с тобой произойдёт горе, то никто не подаст тебе руку помощи. В конце Антон Павлович Чехов пишет о том, что смысл жизни заключается не в личном счастье, а в добре, которое ты творишь

Но друзья Ивана Ивановича, Алехин и Буркин, не понимают смысла рассказанного. Алехин не понимает размышления своего друга, так как это очень сильно отличается от его обычной, повседневной жизни. Но хозяин усадьбы рад, что гостям есть о чем поговорить.

Краткая история создания рассказа

Антон Чехов написал данное произведение в 1898 году. Впервые рассказ «Крыжовник» опубликовали в год написания в журнале, который называется «Русская мысль». Данное творение писатель продумывал и записывал в Мелихове. Вообще произведение входит в трилогию вместе с такими работами как: «О любви« и «Человек в футляре».

Идея рассказа появилась у Чехова после того, как юрист-Анатолий Кона рассказал историю про чиновника, который всю жизнь хотел сделать себе мундир с золотой отделкой. Данная история так тронула писателя, что он решил написать о ней целый рассказ.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочитать рассказ «Крыжовник» в сокращении. Краткий пересказ для читательского дневника поможет Вам вспомнить основные события из книги, а отзыв позволит оценить художественное своеобразие произведения. Сюжет рассказа «Крыжовник» всегда должен быть под рукой для аргументации своих мыслей в сочинениях.


Кратчайшее содержание (537 слов): Ветеринар Иван Иванович и учитель Буркин шли по полю с охоты, но вдруг начался ливень, и они вынуждены были укрыться у приятеля — помещика Алехина. Это полный и высокий человек лет 40, одетый в грязноватую рабочую одежду. Он был занят работой, когда встретил гостей. Потом они пошли в купальню, где черный от сажи хозяин нашел время помыться. В это время красавица-горничная Пелагея накрывала стол.

Гости разговорились за столом, и ветеринар приступил к давно обещанной Буркину истории. Его младший брат, Николай Иванович Чимша-Гималайский, служил в конторе, но очень скучал по деревенской жизни. Унаследованное имение отобрали у братьев за долги отца, но Николай твердо решил завести себе нечто подобное и жить там безвыездно. Иван называет это «монашеством без подвига» и эгоизмом, ведь человеку нужна не усадьба, а весь мир для проявления своих способностей. Но Николай мечтал об имении с прудом и крыжовником (этот куст был в каждой его мечте как символ деревенской жизни) так сильно, что одевался «как нищий» и недоедал, чтобы скопить на дом. Потом женился на старой и некрасивой вдове почтмейстера по расчету и уморил жену голодом за три года. Но в этом он не винил себя, зато, наконец, купил дом. Объективно это не было жилищем его мечты: вода в реке была «цветом как кофе», по обе стороны расположились заводы. И все же герой с упоением сажал крыжовник и «зажил барином». 

«В прошлом году» Иван приехал проведать брата и нашел его постаревшим, толстым и обрюзгшим. Он стал ленив и важен, и если раньше был робким и кротким, то теперь все свои суждения он высказывал «тоном министра» и был самодовольным до неприличия. Герой завел барские замашки: судился с крестьянами, но в праздник ставил им полведра водки. От всех болезней народ лечил содой и считал себя благодетелем. Теперь он сильнее всего гордился своим дворянством, забыв о том, что дед его был из крестьян.

Вечером хозяин дал брату попробовать первый крыжовник со своих кустов. Николай хвалил его и ел жадно, со слезами счастья на глазах. Он выглядел умиротворенным, а его гость осознал отчаяние при виде того, как герой ел кислый и твердый крыжовник. Ночью он ставал и брал по ягодке с тарелки.

Иван размышляет о подлости мира: пока люди массово спиваются, сходят с ума, умирают от голода, продаются за краюху хлеба, такие эгоистичные обыватели, как его брат, молчат и ведут обычную жизнь, как будто все нормально.

И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. 

Он говорит, что за каждым счастливцем должен стоять человек с молоточком, который должен напоминать ему о том, что в мире много нуждающихся, и он в любой момент может пополнить их ряды, и ему никто не поможет, как и им.

Теперь Ивану невыносимо бывать в городе и смотреть на счастливые семьи. Они усыплены покоем и не служат великим целям. Он же слишком «стар для борьбы», поэтому герой умоляюще просит Алехина не дать себя усыпить. Человек рожден не для счастья, а для «чего-то великого».

Ни Буркину, ни Алехину не понравилось история, они ожидали чего-то более возвышенного и соответствующего обстановке комнаты, завешанной портретами. После рассказа гости и хозяин разошлись по комнатам спать, ведь Алехин встал в три часа ночи, чтобы успеть завершить дела по хозяйству.


Отзыв (279 слов): Впервые я прочитал книгу несколько лет назад. Мое мнение о рассказе «Крыжовник» и мое отношение к героям не изменилось с тех пор: данный текст учит нас быть борцами за справедливость, а не за личное эгоистическое счастье. Это очень ценная и правильная позиция, открывающая всю суть нравственности.

Человек на высшем этапе своего духовного развития понимает, что чем глубже он ощущает свободу, тем меньше ею обладает. Настоящая свобода выбора не дает вседозволенности действий, и если Вы действительно осмеливаемся настоять на своем, то наши руки связаны этим выбором. Таким образом, если мы мечтаем об общем счастье, о развитии мира, о нравственном и научном прогрессе, то мы должны не пассивно грезить об этом, сидя за столом и наедаясь крыжовником, а принимать активное участие в судьбе мира. Только так можно добиться желаемого благоденствия для всего общества. В этом и заключается главная мысль и мораль рассказа «Крыжовник». Они мне близки, поэтому мое впечатление от прочтения книги положительное.

О чем заставляет задуматься А.П. Чехов? Думаю, о том, что эгоистическая позиция только кажется самой безопасной и беспроигрышной. На деле она не гарантирует того, что человек не окажется в беде покинутым тем же равнодушным обществом, к которому он относился сам. Поэтому закрываться в своем тереме и сытно есть, пока другие голодают и мерзнут — сомнительный способ защиты. Нужда может постучаться в любой дом, ждать и уповать на милость нельзя. Так не лучше ли бороться с бедностью, невежеством, несправедливостью? В данном случае лучшая оборона — это нападение.

Почему мне понравился рассказ «Крыжовник»? Его посыл очень близок мне, я согласен с авторской позицией. Человек рожден не для счастья, его удел — великое дело, призвание, самовыражение. Счастье краткосрочно и обманчиво, а вот плоды великих дел живут столетиями и открывают творцам дорогу в вечность.

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Крыжовника». Рассказ вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

В «Крыжовнике» Чехов развивает тему «футлярности», ограниченности, раскрывая ее через образ помещика Николая Иваныча. Композиция произведения построена на приеме «рассказ в рассказе» – историю Николая Иваныча рассказывает своим знакомым его брат, Иван Иваныч.

Содержание

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Чехов «Крыжовник» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Крыжовник» Чехова
  4. Сюжет рассказа «Крыжовник» с цитатами
  5. Видео краткое содержание Крыжовник Чехов

Основные персонажи рассказа

«Крыжовник» Чехов главные герои:

  • Иван Иваныч – ветеринарный врач, старший брат Николая Иваныча.
  • Николай Иваныч – помещик, младший брат Ивана Иваныча.
  • Буркин – учитель гимназии, друг Ивана Иваныча.
  • Алехин Павел Константиныч – небогатый помещик, «мужчина лет сорока», у которого остановились Иван Иваныч и Буркин.

Чехов «Крыжовник» очень краткое содержание

Действие рассказа происходит во второй половине XIX века. Однажды ветеринар Иван Иванович в кругу друзей рассказывает историю своего брата Николая Ивановича.

Небогатый дворянин Николай Иванович Чимша-Гималайский с молодых лет служит чиновником, но не любит свою работу. Он мечтает купить себе имение и поселиться в деревне. Он также мечтает о том, чтобы в его имении обязательно рос крыжовник. Много лет Николай Иванович живет очень бедно, откладывая все деньги на покупку имения.

В возрасте 40 лет Николай Иванович решает жениться ради денег на старой состоятельной вдове. Будучи добрым и кротким человеком, Николай Иванович незаметно для себя превращается в чудака и домашнего тирана. Он берет деньги жены под свой контроль, а саму женщину держит впроголодь. Через 3 года измученная супруга умирает, но Николай Иванович не чувствует себя виноватым в ее смерти.

Скопив нужную сумму, Николай Иванович наконец покупает себе имение и садит там 20 кустов крыжовника. Вскоре кроткий и робкий Николай Иванович превращается в ленивого, важного и высокомерного барина. Он счастлив в своей скучной и пустой жизни.

Наконец Николай Иванович собирает свой первый урожай крыжовника. И хотя ягоды оказываются кислыми и жесткими, хозяина это не расстраивает. Помещик чувствует себя вполне счастливым, так как его мечта полностью сбылась.

В конце рассказа брат Николая Ивановича, Иван Иванович, дает свою оценку этой истории. Он называет такую счастливую и благополучную жизнь “гипнозом”. Иван Иванович считает, что таким счастливым людям нужно напоминать о том, что вокруг них есть много несчастных людей. (“Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…”).

Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Короткий пересказ «Крыжовник» Чехова

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино.

Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу».

Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников».

Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Рассказ «Ионыч» Чехова повествует о жизни сельского врача, Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в Дялиже для лечебной практики. В городе С., которая находится в нескольких верстах от села, доктор знакомится с семьёй Туркиных, умных, образованных людей, и влюбляется в их дочь.

Сюжет рассказа «Крыжовник» с цитатами

«Крыжовник» краткое содержание с цитатами из произведения:

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе». Отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство», а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.

Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате», Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки», объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.

Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку».

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал», одевался, «словно нищий». Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь». Жена начала чахнуть и через три года умерла.

Николай Иванович, не виня себя в смерти жены, вскоре купил  «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе», так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие». У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины», словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.

Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты». Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека», «который достиг цели в жизни», им «овладело тяжелое чувство», близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.

Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, то страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча». Счастливые люди живут словно в «гипнозе», не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком», что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом», но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь».

Чехов глубоко чувствовал противоречия в обществе. Осуждая барство, он справедливо возмущался и безволием тех, кто находился в подчинении у господ. Узнать об этом подробнее можно, прочитав краткое содержание «Размазня». Произведение было создано в 1888 году. В это время Чехов постепенно отходит от написания юмористических рассказов и работает в реалистическом стиле.

Видео краткое содержание Крыжовник Чехов

В «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут словно в «гипнозе», в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья.

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Крыжовник

Краткое содержание Крыжовник Чехова

Двое приятелей — Буркин с Иваном Иванычем Чимша-Гималайским попали под дождь, поэтому решили остановиться у их давнего знакомого – Павла Алехина. Его имение находится неподалеку. Сам Алехин не выглядит, как помещик. Вид его неряшлив: грязная одежда, лицо в пыли, волосы длинные, полнота. Алехин, будучи радушным хозяином, предложил им помыться, переодеться и выпить чая. Во время чаепития Иван Иваныч делится с друзьями историей собственного брата, по имени Николай Иваныч.

Все детство братьев Чимша-Гималайских прошло в усадьбе отца, который дослужился до чина и передал детям дворянский титул. После того как отец умер, имение у братьев отобрали из-за долгов. Николай работал в казенной палате, у него была мечта – купить небольшую усадьбу. Иван желаний брата не понимал. Но мысли брата были заняты только одним — покупкой усадьбы, рядом с которой можно посадить крыжовник. Николай долго откладывал деньги, отказывая себе в еде, вступил в брак по расчету. Он урезал расходы на еду даже после женитьбы. Жена этого не вынесла и скончалась. Николай, не сожалея о смерти жены, наконец приобрел имение, заказал кусты крыжовника, высадил вокруг имения и стал помещиком.

Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону – постарел, располнел, завел манеру выражаться, как чиновники, говоря красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Николай угощал Ивана крыжовником и, видимо, его вполне удовлетворяло то, к чему он стремился. 

Иван Иваныч после визита к брату задумался о том, что тот слишком счастлив. Ведь существует столько страдающих людей в мире… Разве можно быть счастливым, зная об этом? Пребывая в счастье, невозможно быть глухим и слепым к тем, кто несчастен, поэтому каждому счастливому человеку должен кто-то напоминать о том, что с тобой может тоже случиться несчастье, а другие не увидят и не услышат этого. Свой рассказ Иван Иваныч подытоживает словами о том, что смысл жизни состоит не в личном счастье, а в добре, которое должен творить каждый.

Приятелям Ивана Иваныча история не совсем понравилась. Алехин недоумевает, поскольку философия Ивана Иваныча не имеет ничего общего с его жизнью, которую тот проводит в подсчетах своего хозяйства. Но ему радостно, что гостям есть о чем поболтать. Однако уже поздно, поэтому все трое идут спать.

История Николая Иваныча учит тому, что человек может обманываться, забывая об истинном счастье в погоне за мнимым. Автор от лица рассказчика пытается внушить читателю, что истинное счастье заключается в свершении добрых дел и помощи тем, кто нуждается.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Крыжовник. Картинка к рассказу

Крыжовник кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лажечников Ледяной дом

    Правление Анны Иоанновны. Зима 1739-1740 годов. Императрица больна и слаба. Страна фактически управляется Бироном, охваченным желанием безграничной власти и Артемием Волынским, всей душой преданным отчизне.

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    Главный герой – Бенджамин родился с телом старого семидесятилетнего человека, который в состоянии говорить и думать, что довольно странно для осознания правдивости такой ситуации. Он по сути должен был наоборот умирать

  • Краткое содержание Янссон Волшебная зима

    В повести Туве Янссона повествуется о Мумми-тролле, который проснулся в посередине зимы. Остальная семья в это время спала: Мумми-мама, Мумми-папа и фрекен Снорк. В самом начале Мумми-тролль был очень разочарован

  • Белов

    Русский писатель Василий Иванович Белов родился в октябре 30-х годах прошлого столетия, в деревушке Тимониха. Его батюшка Иван Фёдорович Белов, сражался на Великой Отечественной войне и трагически погиб

  • Краткое содержание Носов Дружок

    Нам понравилось отдыхать на дачном участке. Мы себя чувствовали свободно. Занятий можно найти было много: бродить по лесным тропинкам и собирать грибные богатства, есть лесные ягоды или сбегать к речному берегу.

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» входит в «Маленькую трилогию» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). В произведении речь идет о человеке, целью жизни которого стало приобретение усадьбы с кустами крыжовника. Смысл жизни, счастье, эгоизм — такие вопросы поднимает Чехов в «Крыжовнике». В «Крыжовнике» Чехов продолжает и развивает тему ограниченной, «футлярной» жизни, начатой в рассказе «Человек в футляре».

Основная информация о произведении:

На чтение оригинала: 20 минут (12 страниц).

На чтение обзора: 11 мин.

Название: «Крыжовник»
Автор:
Год написания: 1898
Год издания: 1898
Жанр: Рассказ
Направление: Реализм
В школе: Изучается в 8, 9 и 10 классе
§ Другие произведения автора

Скачать обзор:

Время и место

Конец XIX столетия в России отличает активность общественно-политической мысли и самых разных политических течений. А. П. Чехов не политик, но его волнует и положение народа, и моральное состояние общества, поэтому в рассказе затронуты философские и нравственные проблемы человеческой жизни.

О чем произведение? Очень кратко

Мелкий чиновник Николай Иваныч одержим мечтой прикупить усадебку и насадить в ней крыжовник. Чтобы прийти к заветной цели, ему приходится в течение долгого времени откладывать деньги, отказывая себе во всем. Так продолжалось до той поры, пока он не встретил старую вдову, у которой были деньги.

Николай женился, забрал средства супруги и положил на свой счет. Жену он держал впроголодь, и на третий год она умерла. Овдовев, Николай осуществил мечту — купил имение, насадил крыжовник и зажил помещиком. Он растолстел, заважничал, стал называть себя дворянином, изрекал истины тоном министра, был совершенно счастлив и не мог нарадоваться на урожай крыжовника.

А между тем жизнь он прожил никчемную, посвятил ее ничтожной, эгоистической цели, никому не сделал добра. Достигнув своего идеала жизни — усадьбы и варенья из крыжовника, Николай стал самодовольным, у него появилось самомнение — свидетельство деградации личности.

Краткое содержание

По полю шли ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин, долгий путь утомил их. Виды вокруг были, однако, так хороши, что путники любовались родной природой. Буркин напомнил Ивану Ивановичу о его обещании рассказать одну назидательную историю. Но тут принялся лить сильный дождь, и приятели поспешили в Софьино, имение помещика Алёхина, расположенное поблизости.

Мокрые, пробираясь по грязи, они нашли Алёхина на мельнице, на пороге одного из амбаров, где шумела веялка. Полный высокий помещик лет сорока, с длинными волосами был похож на профессора или художника. Он обрадовался приходу своих знакомых, проводил их в дом, где гостей встретила молодая горничная Пелагея, такая красивая, что мужчины невольно загляделись на нее.

Алёхин, погруженный в хозяйственные заботы, был немыт и небрит, облачен в давно нестиранную рубаху с веревочным пояском, вместо брюк на нем были кальсоны. Когда он с гостями мылся в купальне, вода возле него стал сначала коричневой, потом чернильного цвета.

После купальни все вернулись в дом. На втором этаже в гостиной Пелагея подавала чай с вареньем, а Иван Иваныч поведал историю о своем брате.

Их отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, то есть сыном простого солдата, но дослужился до офицерского чина и оставил сыновьям потомственное дворянство вкупе с маленьким имением, которое вскоре ушло за долги. Иван Иваныч пошел учиться на ветеринара, а Николай стал мелким чиновником в казенной палате.

В канцелярии брат тосковал по деревенской жизни, вспоминал детство, проведенное на природе с крестьянскими ребятами. Николаю страстно хотелось обзавестись своей усадьбой, есть вкусные щи на зеленой травке, спать на солнышке и сидеть на лавочке за воротами, созерцая лес и поле.

Иван Иваныч не сочувствовал желанию брата оградиться от всего мира собственной усадьбой. По его мнению, распространенное выражение о том, что человеку нужны только три аршина земли, по сути своей ошибочно: «ведь три аршина нужны трупу, а не человеку». Стремление современной интеллигенции к жизни в усадьбах Иван Иваныч порицал. В такой усадебной жизни он видел те же три аршина земли, в которых эгоистично прячутся от шума и борьбы.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Все интересы Николая сосредоточились на усадьбе, он читал книжки по сельскому хозяйству, откладывал деньги из своего скудного жалования на мечту — усадьбу, при которой должен быть барский дом, сад, пруд и непременный атрибут — кусты крыжовника.

Долгое время брат Ивана Иваныча недоедал, экономил каждую копейку. Когда его перевели в другую губернию, он встретил немолодую и некрасивую вдову, на которой женился из-за денег, прибрал к рукам все ее средства. Супругу свою он держал в черном теле, она голодала и от такой жизни умерла на третий год брака. Николай Иваныч даже не задумался, что виноват в смерти этой женщины.

Наконец, герой вплотную приблизился к своей цели. Он долго присматривал себе имение, но выбор остановил совсем не на том, о чем грезил. В усадьбе не было сада, пруда и крыжовника. Протекала лишь речка, грязная от стоков с кирпичного и костопального заводов. Николай не переживал, выписал двадцать кустов крыжовника, насадил и зажил барином.

Не так давно Иван Иваныч навестил брата в имении, которое тот назвал Гималайским. Везде были канавы, заборы — не подъехать. Первое, что он увидел, — толстая собака, похожая на свинью, затем появилась кухарка, тоже напоминающая свинью, и, наконец, — располневший и обрюзгший брат, который «того и гляди хрюкнет».

Николай Иваныч гордо демонстрировал приехавшему брату свое имение, а Иван Иваныч с грустью отметил, что некогда добрый и кроткий брат его, бедный чиновник  превратился в настоящего помещика, барина. Он много ел, полнел, судился с обществом и с заводами, от мужиков требовал, чтобы его называли «ваше высокоблагородие».

Николай с важностью делал добрые дела, а именно: лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой, после благодарственного молебна на свои именины ставил крестьянам полведра водки, полагая это правильным. Когда-то в казенной палате он боялся иметь собственное мнение, теперь же изрекал истины тоном непререкаемого авторитета.

Николай Иваныч утверждал, что знает народ и понимает, что ему полезно, а что вредно. По двадцать раз на дню он говорил о своем дворянстве, позабыв, что дед его был мужиком, а отец солдатом.

«Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Когда вечером кухарка принесла к столу тарелку крыжовника — пробу с первого урожая, Николай с жадностью ел эти кислые, жесткие ягоды, повторяя, как это вкусно. Иван Иваныч смотрел на этого совершенно счастливого, достигшего заветной цели человека, с тяжелым чувством, близким к безысходности. И среди ночи он слышал, как Николай не спал, вставал, подходил к тарелке и ел крыжовник по ягодке.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский

Иван Иваныч думал, как много таких довольных и счастливых людей, тогда как в жизни много страшного: наглость сильных, невежество слабых, невозможная бедность, голод, вырождение, теснота, пьянство, ложь. Обо всех ужасах свидетельствует только молчаливая статистика. Он размышлял о том, что такой порядок, очевидно, имеет смысл: счастливые пребывают в довольстве, потому что несчастные молчат о своих страданиях, а без этого молчания чувствовать себя счастливым невозможно.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Иван Иваныч вдруг осознал, что и он был самодовольным и счастливым, поучал, как надо управлять народом, как веровать. Он признавал необходимость образования и свободы для народа, но говорил, что надо подождать. А теперь он спрашивал: «Во имя чего ждать?». Теперь он уверен, что не стоит ждать, когда страдают люди.

С тех пор как Иван Иваныч уехал от брата, он возненавидел мещанское счастье. Его угнетала тишина и спокойствие улиц в городе, а самое  тягостное зрелище для него — счастливое семейство, собравшееся за столом. Герой скорбит, что он уже стар для борьбы, ночами его одолевают мысли, и он не может спать.

Закончив рассказ, Иван Иваныч в волнении прошелся по гостиной со словами: «Если б я был молод!». Затем он умоляющим голосом обратился к Алёхину не успокаиваться, не уставать делать добро:

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!».

Рассказ Ивана Иваныча не заинтересовал слушателей. Им хотелось в этой красивой гостиной слушать про изящных женщин, а не про бедного чиновника с мечтой о крыжовнике. Алёхину, вставшему по хозяйственным делам в третьем часу утра, очень хотелось спать. И все, наконец, разошлись, пожелав друг другу спокойной ночи.

История создания

Замыслу рассказа могла послужить история, рассказанная юристом А. Кони Л. Н. Толстому, о петербургском чиновнике, который, мечтая о парадном мундире, откладывал на него сбережения. Когда мундир был сшит, как нарочно, в это время не случилось ни бала, ни приема. Обнову пришлось убрать, а когда наряд извлекли осенью, оказалось, что золотая вышивка потускнела от нафталина. Прошло полгода, и чиновник преставился. Мундир надели на покойника.

У Чехова герой рассказа вместо мундира мечтает об усадьбе с крыжовником.

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, он повествует о жизни брата Николая, выражает мысли автора.

Герой, в отличие от брата, «пошел по ученой части», выучился на ветеринарного врача. У Ивана Иваныча чуткая совесть, его беспокоят серьезные вопросы: смысл жизни, предназначение человека, есть ли у него право на счастье. Уход от проблем мира в усадьбы или иные «футляры» он называет своего рода монашеством, только без подвига, а в сущности — эгоизмом и ленью.

Иван Иваныч тяжело переживает о жизни брата, цель которой была ничтожной, о его превращении в самодовольного барина. Герой убежден, что человек не имеет права быть довольным и счастливым, когда много несчастных. Однажды счастливца обязательно настигнет беда, и никто не поможет ему, потому что его не тревожило чужое горе.

Ивана Иваныча тяготит вид счастливых семей, собравшихся за чаем, потому что он помнит о тихих людских страданиях. Он умоляет своего приятеля нести в этот мир добро, пока у того есть молодость и силы. Счастья как такового нет, считает герой, и не в нем смысл жизни. Есть что-то более великое, для чего живет человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — младший брат Ивана Иваныча. С юности служил в казенной палате. У него узкий кругозор, одержим мещанской мечтой об усадьбе с деревенскими радостями, для которой копил деньги и жил очень скудно. По своей природе Николай был кротким и добрым, но в стремлении к приобретению усадьбы, человек менялся. Так, он женился по расчету, использовал женщину в своих целях и походя погубил ее.

Когда мечта бедного чиновника сбылась, жизнь его стала совсем иной — сытой. От сытости и довольства этот недалекий человек возомнил о себе много. Он пускался в рассуждения на общие темы, чувствовал себя властителем над мужиками, забыл о своем происхождении и все время подчеркивал сословную принадлежность к дворянству.

В сущности, этот человек глубоко несчастен, хотя и не понимает этого. В погоне за «крыжовником» он остался без семьи, у него нет детей, друзей, ни с кем у него нет теплых, душевных отношений. Николай достиг своей цели, но он никого не любит, очерствел душой, не способен думать о ближнем, настоящая жизнь проходит мимо него.

Образ Николая Иваныча — еще один тип «футлярной» жизни, то есть замкнутости в своем ограниченном мирке и эгоистическом самодовольстве.

Второстепенные герои

Буркин — учитель гимназии, приятель Ивана Ивановича. Рассказ о мелком чиновнике, задавшемся целью приобрести усадьбу, не впечатлил его. В обстановке гостиной с портретами в золотых рамах и коврами Буркин не был расположен к восприятию идей Ивана Иваныча, не мог разделить его переживания по поводу эгоистичных счастливцев, не замечающих чужих бед.

Алёхин Павел Константинович — помещик 40 лет. Он поднимает хозяйство своего имения и работает вровень с крестьянами. Алехин гостеприимен, но, вставший до зари и  уставший от хозяйственных забот, он не имеет сил и желания вникать, справедливо ли, умно ли то, что говорит Иван Иваныч.

Буркин и Алёхин — хорошие люди, но у каждого из них свой «футляр».

Пелагея — горничная в доме Алёхина, молодая женщина с броской красотой. Пелагея умело поддерживает чистоту и порядок, делает все быстро, тихо. Автор отмечает ее деликатность.

Жанр и литературное направление

«Крыжовник» — рассказ, поскольку представляет собой малую эпическую форму с малым числом персонажей. В рассказе обычно одна сюжетная линия, но в «Крыжовнике», как и в других рассказах, составляющих «Маленькую трилогию», использован прием «рассказ в рассказе», поэтому имеют место две сюжетных линии — внешнего рассказа и внутреннего повествования.

Литературное направление рассказа «Крыжовник» — реализм. События произведения происходят в конкретный исторический период, даны типические характеры героев, в рассказе звучат философские и социальные вопросы. Маленькая история «Крыжовника» содержит глубокие истины. Такова особенность рассказов Чехова — вмещать большой смысл в ограниченный объем.

Тема

Тема, как правило, звучит в названии произведения. «Крыжовник» — название, включающее иронию, оно говорит об ограниченности героя, для которого символом счастья и целью жизни стало имение с кустами крыжовника. Ничто в жизни его больше не интересовало, ко всем он был равнодушен. Достигнутая цель сделала его по-своему счастливым, и жизнь за пределами усадьбы его не касалась.

Идея

Главная мысль рассказа заключена в словах Ивана Иваныча о «человеке с молоточком», который стучал бы каждый раз в дверь, напоминая, что есть несчастные, когда в своем  благополучии мы забываем о них.

Проблематика

Проблемы в рассказе «Крыжовник» актуальны на все времена.

Есть ли счастье? Имеет ли человек право на него?

«Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», — так говорил Иван Иваныч, а через него и сам Чехов.

Автор подразумевал невозможность полного счастья в этом несовершенном мире. Все говорят о счастье, жаждут его, но оно хрупко в нашей жизни, посещает на какие-то мгновения, как привет из лучшего мира. Наши представления о личном счастье ущербны с точки зрения того мира, поэтому смысл жизни не в нашем счастье, утверждает герой, «а в чем-то более разумном и великом», к которому человек должен стремится. И путь этот — через сострадание и любовь к ближнему.

Недостойная цель и деградации личности

Герой, в юности отличавшийся добротой и кротостью, в погоне за своей обывательской мечтой деградировал. Он загордился, погряз в самодовольстве, оставаясь недалеким и глупым человеком, утратил доброту, стал черствым.  Будь у Николая цель возвышенная, личность его стала бы более совершенной.

Средства достижения цели

Оправдывает ли цель средства? Этим вопросом люди задаются, когда жизнь ставит их перед трудным выбором. В душе каждый понимает, что даже самая прекрасная и благородная цель не оправдывает недостойных путей ее достижения. Усовестился ли Николай Иваныч хоть на минуту, когда забрал у жены все деньги, а потом загнал ее в гроб? И все это ради милой мечты — усадьбы, вкусных щей на зеленой травке, пруда с рыбками и т. д.

Безнравственный поступок в достижении цели только усугубляет распад личности, а достигнутая цель оказывается не такой, какой была в мечтах. Вместо привлекательной усадьбы с садом и прудом, Иван Иваныч увидел канавы, заборы, грязную от промышленных стоков речку, но брат его, как под гипнозом, был доволен.

Композиция

Композиция произведения в целом

  • Экспозиция — описание пути двух приятелей, Буркина и Ивана Иваныча.
  • Завязка — напоминание Буркина Ивану Иванычу о том, что тот хотел рассказать какую-то поучительную историю.
  • Развитие действия: ненастье, захватившее путников; прием гостей в доме Алёхина; посещение купальни; вечер в уютной гостиной.
  • Кульминация — рассказ Ивана Иваныча о своем брате и его философские размышления.
  • Развязка — реакция слушателей на рассказ и размышления Ивана Иваныча.

Композиция рассказа Ивана Иваныча Чимши-Гималайского

  • Экспозиция — рассказ об отце братьев, их детстве, жизни Николая до покупки имения.
  • Завязка — поездка Ивана Иваныча к брату.
  • Развитие действия — тягостные впечатления  героя от самой усадьбы, от вида растолстевшего брата, его поведения и жизненной позиции.
  • Кульминация — принесенная кухаркой во время вечернего чая тарелка собственного, впервые собранного крыжовника, что вызвало слезы и крайнее волнение Николая Иваныча.

Формальной развязки здесь нет, что характерно для поздних рассказов Чехова. Будущее Николая Иваныча Чимши-Гималайского нетрудно угадать: он будет дальше «наслаждаться» жизнью в своем поместье.

Отзывы критиков

Театральный критик В. И. Немирович-Данченко хвалил колорит, общий тон, фон, язык рассказа и особенно — хорошие мысли.

Крупный литературовед Б. М. Эйхенбаум писал, что в «Крыжовнике» Чехов перешел от диагноза к вопросам лечения: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». По словам Б. Эйхенбаума,

«Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком».

Советский и российский литературовед Г. П. Бердников назвал простейшую и, вроде бы, невинную историю в «Крыжовнике» драмой: чиновник с большим трудом накопил деньги, купил имение, вырастил крыжовник, но у Чехова страстная мечта чиновника так овладевает им, что в итоге лишает человеческого облика.

Экранизация

В 1967 году режиссеры Леонид Пчёлкин, Всеволод Платов и Лидия Ишимбаева сняли по рассказу «Крыжовник» одноименный фильм.

В течение первых восьми минут зритель наблюдает черно-белый фото-ряд, сопровождаемый неторопливым голосом рассказчика. Само действие начинается на 9-й минуте.

Роли исполняли Александр Борисов, Николай Гриценко, Юрий Яковлев и Всеволод Платов.

В 2007 году к рассказу Чехова «Крыжовник» обратился американский режиссер Кристофер Комптон и создал одноименный фильм.

Скачать обзор:

«Крыжовник» Чехова. Краткое содержание. Читать рассказ полностью. Кратчайшее содержание, подробный пересказ и анализ произведения. Литература.

«Крыжовник» — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Входит в так называемую «Маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви».

Полный текст рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» можно прочитать в «Викитеке».

Содержание
«Крыжовник». Кратчайшее содержание
Подробное изложение с цитатами
Фильм «Крыжовник»
Изначальная идея рассказа и спор Чехова с Толстым
Анализ: тема, проблематика, герои и вывод

«Крыжовник». Кратчайшее содержание

Ветеринар Иван Иваныч рассказывает приятелям про своего брата, Николая Иваныча Чимшу-Гималайского. Тот служил чиновником и всю жизнь мечтал о дворянском поместье, обязательно с кустами крыжовника. Николай Иваныч копил деньги, женился по расчету и к старости смог исполнить свою мечту. Теперь у него есть имение и желанный крыжовник.

Однажды брат, приехав к Николаю Иванычу в гости, задумывается: неужели тарелка с крыжовником — это счастье, к которому стоило идти всю жизнь? Иван Иваныч решает, что в жизни важно творить добро. Но сам он уже слишком стар, чтобы бороться с несправедливостью мира.

Подробное изложение с цитатами

Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин идут через поле. Оба устали от долгой прогулки, в небе собираются тучи. Буркин напоминает, что спутник хотел рассказать ему какую-то историю. Иван Иваныч подтверждает, что хотел поведать о своем брате.

Однако начинается дождь, и оба спешат укрыться в доме у знакомого помещика Алехина, живущего неподалеку. Тот принимает гостей радушно. Они моются, Иван Иваныч с наслаждением купается в пруду. Затем все переодеваются в халаты и за чаем с вареньем Иван Иваныч все-таки начинает обещанный рассказ о брате.

Николай Иваныч младше на пару лет. Детство братьев прошло «на воле», в имении отца, который в свое время дослужился до офицера и стал потомственным дворянином.

После смерти отца поместье забрали за долги, и с тех пор у Николая Иваныча родилась мечта — однажды «купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера». Так он и служил долгие годы чиновником в казенной палате, тоскуя о природе и мечтая о переезде в деревню.

Сам Иван Иваныч этой мечты не понимал: «Этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа».

А Николай у себя в канцелярии воображал, как однажды будет есть домашние щи на зеленой травке, «спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Он любил книги по сельскому хозяйству, читал в газетах объявления о продаже усадеб. И почему-то всегда в его фантазиях присутствовал крыжовник.

Жил чиновник скупо: «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий», каждую копейку откладывая в банк. Старшему брату было «больно глядеть на него». После 40 лет Николай Иваныч женился на старой и некрасивой вдове, исключительно ради денег. Жену он держал в черном теле, «впроголодь», а деньги положил в банк на свое имя. Супруга стала чахнуть и спустя три года умерла.

Овдовев, Николай Иваныч наконец купил имение. В усадьбе не было ни желанного пруда, ни фруктового сада. Зато рядом были два завода, из-за чего вода в ближайшей речке была «цветом как кофе». Николай Иваныч, впрочем, был доволен: выписал двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком, добавив свою фамилию к названию имения — Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож.

В прошлом году Иван Иваныч заезжал проведать брата. Имение показалось ему неуютным: везде канавы, заборы, ряды елок. Толстая собака и толстая кухарка, похожие на свиней. Сам Николай Иваныч встретил гостя, сидя в постели. Он набрал вес, постарел и обрюзг — «того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Из робкого чиновника Николай Иваныч превратился в настоящего барина. Полюбил говорить «мы, дворяне», хотя дед его был простым крестьянским мужиком, а отец — солдатом. Обижался, если мужики не называли его «ваше благородие». Обо всем судил с важным видом: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно».

Ивана Иваныча потряс момент, когда вечером к чаю кухарка подала полную тарелку крыжовника — первого урожая, выращенного на своей земле.

Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

— Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

— Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Брату крыжовник не понравился, «было жестко и кисло». Но он не стал портить хозяину удовольствие.

Ночью Иван Иваныч слышал, что брат в соседней комнате не спит, а то и дело подходит к тарелке с крыжовником и берет по ягодке.

Иван Иваныч был поражен. Он видел перед собой счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, но им самим овладело «тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Он стал думать, как много в мире довольных и счастливых людей, которые не замечают чужих страданий. Такие люди не видят бедности, голода, пьянства и лицемерия: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Рассказчик понял, что дело тут не в брате, а в нем самом. Он сам такой же «довольный и счастливый человек». Он тоже с важным видом любил говаривать, что нельзя торопиться со свободой для всех. А тут вдруг задумался: зачем ждать?

С тех пор ветеринару Ивану Иванычу стал невыносим город. Он погрузился в грустные раздумья: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если б я был молод!»

Затем он обращается к помещику Алехину и просит: «Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!» Все это он говорил с какой-то «жалкой, просящею улыбкой».

После трое мужчин сидели в разных углах в креслах и молчали. Рассказ показался Буркину и Алехину скучным: подумаешь, помещик ест крыжовник! Затем разошлись спать. «Господи, прости нас грешных!» — сказал Иван Иваныч и укрылся с головой. Дождь стучал в окна всю ночь.

Фильм «Крыжовник»

В 1967 году по мотивам чеховского рассказа был снят фильм с Александром Борисовым, Николаем Гриценко, Юрием Яковлевым и Всеволодом Платовым.

Изначальная идея рассказа и спор Чехова с Толстым

Название рассказа и основу сюжета Чехов записал еще в 1895 году, за три года до публикации. По первоначальной задумке, произведение должно было выглядеть так:

«Заглавие: Крыжовник. X. служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде… Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник. Через 2-3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно… А в соседней комнате уже хозяйничала грудастая племянница, крикливая особа. (Посадил крыж<овник> осенью, зимою слег и уж не вставал. Глядя на тарелку с крыж<овником>: вот всё, что дала мне в конце концов жизнь!)»

Позднее Чехов записал еще одну деталь: «Крыжовник был кисел: «Как глупо», сказал чиновник и умер». Однако в итоговой версии рассказа нет ни смерти, ни сожалений главного героя. Финал стал менее однозначным, открытым.

Судя по записным книжкам 1898 года, от лица Ивана Иваныча Чехов стремился поспорить с рассказом Льва Толстого «Много ли человеку земли нужно». Именно поэтому он добавил слова о том, что три аршина земли достаточно «не человеку, а трупу», что «человеку нужен весь земной шар».

Анализ: тема, проблематика, герои и вывод

Рассказы Чехова принято называть юмористическими, хотя многие из них вовсе не смешны. Так и «Крыжовник» проникнут грустным, философским настроением. Заметное место отведено описаниям дождливой природы, деталям деревенской жизни. Все это создает особое элегическое настроение.

Тема произведения — человеческое счастье. Устами рассказчика, Ивана Иваныча, автор ставит проблему: может ли быть целью жизни кислый крыжовник в собственной усадьбе? Достижимо ли вообще счастье в мире, где столько страданий?

В рассказе противопоставляются два брата, об одном из которых читатель знаешь лишь с чужих слов. Для Николая Иваныча мечта — вырваться в деревню, наслаждаться простыми помещичьими радостями в собственном имении. Ради этого он готов большую часть жизни провести в канцелярии, жениться по расчету, экономить на всем.

А вот у Ивана Иваныча нет столь простого желания, ему нужны весь мир и природа, «где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Цель жизни — творить добро. Вот только понимает это он слишком поздно, в пожилом возрасте. Не зря встреча родственников описана словами: «Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы и умирать пора».

Поскольку писатель отказался от первоначальной идеи показать в рассказе смерть чиновника, Николай Иваныч успевает насладиться крыжовником. Ему действительно хорошо, он вроде бы не испытывает сожалений. Это делает рассказ глубже и неоднозначнее. Нельзя сказать, кто из братьев в конечном счете прав.

Иван Иваныч, вроде бы разгадавший для себя секрет человеческого счастья, пытается донести это открытие до молодого еще помещика Алехина, но тот не понимает смысла истории и откровенно скучает. Финал остается открытым, давая читателю продолжить размышления самому.

Данное произведение было написано в 1898 году. Оно входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов. Краткое содержание рассказа Чехова «Крыжовник» – это история об одном чиновнике, всю жизнь копившего себе на поместье. Когда его мечта сбывается, он превращается в толстого барина, с уверенностью рассуждающего о нуждах народа. Хотя за своим мнимым счастьем не способен увидеть страдания и боль других.

Главные герои

  • Иван Иванович – ветеринарный врач. Старший брат Николая. От его имени ведется рассказ про брата, одержимого мечтой купить дом с растущим на участке крыжовником.
  • Николай Иванович – помещик. Младший брат Ивана Ивановича.
  • Буркин – учитель местной гимназии.
  • Алехин Павел Константинович – помещик из села Софьино. У него остановились на ночлег ветеринар и учитель.

Пересказ

Погода была пасмурной. Все небо затянуло. Иван Иванович вместе с учителем гимназии Буркиным двигались в сторону села Мироносицкого. Внезапно разразившийся ливень заставил мужчин искать крышу над головой. Переночевать решили у старосты Алехина, проживающего неподалеку, в селе Софьино.

На пороге амбара их встретил сам хозяин. Он узнал незваных визитеров и был искренне рад их появлению. Дом у Алехина был хороший, добротный. Помывшись с дороги и переодевшись, мужчины расположились в креслах. Пелагея угостила всех присутствующих чайком с вареньем. Иван Иванович приступил к давно обещанному рассказу.

Чимша-Гималайский оставил братьям после смерти потомственное дворянство и небольшое поместье, которое вскоре конфисковали. Детство мальчишки проводили в деревне. Целыми днями они носились по лесу, по полям и лугам. Когда братья выросли, каждый пошел своей дорогой. Старший Иван стал ветеринаром, Николай чиновником. Работа в казенной палате ему не нравилась, он тосковал по деревне, мечтая об одном, как бы туда вернуться и купить себе маленькую усадьбу на берегу. Иван Иванович не понимал и не разделял подобных стремлений.

Обязательным условием при покупке дома были кусты крыжовника, растущие во дворе. В его голове рисовались картины радужной жизни в своей усадьбе. Он мечтал сидеть на балконе, смотреть на уточек, плавающих в пруду и на крыжовник, любуясь как он растет. Единственное, что мешало осуществлению планов – это отсутствие денег. Он во всем себе отказывал, откладывая каждую копеечку в копилку. Недоедал, недопивал.

Однажды он женился на старой, богатой вдове с деньжатами. Через три года она умерла, зачахнув от жизни со скупым мужем. Виноватым себя в ее кончине он не считал. Сейчас он как никогда приблизился к мечте. Высматривал объявления, выбирал. В итоге приобрел совсем не то что хотел. Он покупает сто двенадцать десятин с барским домом. Также ему достается при покупке дома людская, парк, но ни о каких птичках в пруду, фруктах речи не было. Николая это не опечалило. Он выписывает себе двадцать кустов заветного растения, высаживает их и чувствует себя абсолютно счастливым.

Когда Иван Иванович приехал навестить брата, то не узнал его. Постарел, поседел. Обнялись по-братски, всплакнули от радости и от грустных мыслей, вспомнив, какие были молодые и что стало с ними теперь. Жил Николай как настоящий барин. Вел неподвижный образ жизни. Много ел, мылся в бане, полнел. Помогал народу добрыми делами. Хотя назвать их таковыми звучит слишком громко. Лечил деревенских мужиков содой и касторкой, а в день именин выставлял полведра, спаивая их. Вечером кухарка принесла тарелку полную крыжовника, своего, с участка. Николай, рассматривая каждую ягодку, радовался как ребенок. Чуть слезу не пустил от умиления.

На самом деле ягоды кислые, не сладкие, но это было неважно. Это был первый его урожай. Сбылась главная мечта. Ночью Иван Иванович слышал как брат постоянно подходил к тарелке с ягодами, таская их оттуда одну за одной. Анализируя происходящее и увиденное в гостях у брата, Иван Иванович пришел к выводу, что счастливые люди никого не замечают вокруг себя. Они не видят тех, кто несчастен и страдает. Они словно в гипнозе.

Уехав от брата рано утром, Иван Иванович возненавидел город. Его счастливых жителей, сидящих за окном и пьющих чай. Одиночество и тишина стали угнетать, напоминая о том, что молодость давно позади. Впереди только старость и одиночество. После своего рассказа Иван Иванович встал и подошел к Алехину, пожимая ему поочередно руки. Он попросил его всегда делать добро. Пока есть силы, желание и возможности.

Потом все долго сидели в креслах и просто молчали. Говорить не хотелось. Каждый переваривал услышанное. Рассказ не удовлетворил ни Алехина, ни Буркина. Он показался им скучным и неинтересным. Гораздо интересней было смотреть на портреты красивых женщин, висящих в зале, а не слушать историю про чиновника, любящего крыжовник.

Алехин понял, что сильно устал за день. Ему захотелось спать. В разговор он особо не вникал. Все это не имело к нему никакого отношения. Он первый ушел к себе вниз, оставив гостей наверху. Все улеглись. Лишь дождь не мог угомониться, продолжая все так же стучать в окна.

  • Крыжовник итоговое сочинение аргументы
  • Крыжовник аргументы для итогового сочинения
  • Крыжовник аргумент к итоговому сочинению
  • Крыжовенный как пишется правильно
  • Круэлла девиль однажды в сказке