Кто автор первой научно познавательной сказки в россии

В.Ф.Одоевский
(1803—1869) — философ, писатель-сказочник,
автор мистиче­ских повестей и рассказов,
талантливый музыкант. Творчество
Одоевского как писателя принадлежит к
русской романтической прозе 30-х гг 19 в
– повести «последний квартет бетховена»,
«княжна зизи» и др. В детскую литературу
Одоевский вошел как создатель великолепных
«Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней
— «детский» псевдоним писателя). В 1833
году увидели свет его «Пестрые
сказки с красным слов­цом». В
них рассказчик Ириней Модестович
Гомозейка (таким псев­донимом Одоевский
подписал это свое произведение)
преподно­сил читателям в аллегорической
форме то или иное нравоучение. В 1833 году
Одоевский предпринимает издание
альманаха «Детская
книжка для воскресных дней», где
звучат его мысли о воспитании: он
помеща­ет здесь не только художественные
произведения, но и большой раздел
образовательного характера, в который
входят научно-по­пулярные статьи и
описания различных опытов, поделок,
игр.

Одоевский
о задачах детской литературы:

1. О.
главной задачей считал: «Привести в
движение орудие мышления ребенка».

2. О.
делит детей на проснувшихся и
непроснувшихся. Непроснувшихся детей
ничего не интересует, и задача писателя,
найти что-то, что могло приучить ребенка
к целенаправленному получению знаний.
Дети проснувшиеся полны интереса к
жизни, но часто их интересы разбросаны,
и задача писателя, понять, в какое русло
нужно направить способности и силы
ребенка.

3. Детская
литература нужна и проснувшимся, и
непроснувшимся, и задача этих книг –
пробудить интерес к ним и к знаниям.

«Городок
в табакерке» (1834)
— первый совершенный образец
художественно-познавательной сказки
для детей. Одоевский считает, что задачи
детск лит-ры: привести в движение орудие
мышления ребенка. Поэтому он начинает
создавать произведения, которое
заставляло думать, делать определенные
выводы. В этой сказке он через сон ребенка
преломляет научный материал. Отец
подарил мальчику музыкальный ящик, где
были ворота, башенки, домики и где играла
музыка. Отец открыл крышку и показал
механизм табакерки. Когда Миша уснул
он увидел чудесный город и интересных
жителей. Он познакомился с
мальчиками-колокольчиками. Миша увидел,
что жизнь у них не простая; целый день
играют. Возле колокольчиков находятся
дядьки-молоточки, которые по ним постоянно
бьют. Потом увидел валик, который лежит
на диване в халате, вертится и приводит
все в движение. Но самая главная –
царевна-пружинка. Миша нажал на её – и
город умер. Миша проснулся и понял
механизм табакерки.

Так
через фантастический сон ребенка,
Одоевский показывает сложный научный
материал и проводит мысль о социальном
порядке. Принцип устройства муз. ящика
напоминает сложную систему соц. иерархии,
в которой всё связано между собой. Стоило
Мише испортить пружинку – как город
умер. Россия была монархическим
государством, во главе которого стоял
монарх (царь). Т.о. царь – фигура, которую
нужно уважать, беречь.

Эты
сказка была 1ой настоящей научно-фантастич
сказкой в научной ДЛ. Эта сказка
осуществляла пед принцип Одоевского:
обучать на опыте, учить наблюдать, делать
выводы, проверять себя. И Одоевский
решил эту задачу блестяще. Обучение на
конкретном опыте, связь обучения с
реально­стью — один из педагогических
принципов Одоевского.

Соседние файлы в предмете Детская литература

  • #
  • #
  • #


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

 

В первой половине XIX в. многие писатели обращались к жанру сказки, так как это давало возможность воплотить романтическое соединение двух миров: реального и волшебно-романтического. В подобном «двоемирии» любой герой имеет возможность глубокого раскрытия характера, может как бы посмотреть на себя и на мир со стороны. К таким образцам относятся сказки  А. Погорельского, В.А. Жуковского и др.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь — как устроена табакерка. Познание через сказку  и волшебство — это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

Герой-ребенок — главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки  рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, —  и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Устройство музыкальной табакерки — это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что  события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.

  • Авторы
  • Файлы

В первой половине XIX в. многие писатели обращались к жанру сказки, так как это давало возможность воплотить романтическое соединение двух миров: реального и волшебно-романтического. В подобном «двоемирии» любой герой имеет возможность глубокого раскрытия характера, может как бы посмотреть на себя и на мир со стороны. К таким образцам относятся сказки А. Погорельского, В.А. Жуковского и др.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь — как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство — это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

Герой-ребенок — главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Устройство музыкальной табакерки — это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.


Библиографическая ссылка

Киселёва Е.В. «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» В.Ф. ОДОЕВСКОГО КАК ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8.
– С. 176-177;

URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27804 (дата обращения: 10.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Кто автор рассказа первая охота 2 класс
  • Кто автор незнайка на луне ответ романа сказки
  • Кто автор рассказа нос
  • Кто автор начал древнегреческого сочинения о математике
  • Кто автор рассказа незнайка