Кто автор произведения сказка о потерянном времени

Время чтения: 15 мин.

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

— Кто меня зовёт?

— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.

— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.

— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Петя в гардеробе

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

— Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

— Тётя Наташа, что с вами?

— Как что? — отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик.- Я — Петя, ученик третьего класса.

— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и выбежал прочь из школы.

Петя бежит по улице домой

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.

— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.

— Хорошо бы отдохнуть, — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.

Вошёл Петя в домик — хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола — четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.

Просыпается Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята — два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:

— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович — главный из них — не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.

Ребята стоят у часов

Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

— Как? — вскрикнули волшебники.

— Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники.

Потом Ольга Капитоновна сказала:

— Откуда им всё это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

— Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

— Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. — А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.

И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи.

Люди в городе

И увидел наконец Петя Зубов — идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?

А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного — дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно — настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик — начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Старушка на скамейке с газетой

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

— Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

— Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Старушка играет в классики

Бросились Петя и Маруся к ней.

— Бабушка! Вы школьница?

— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики — и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки — пропал мальчик, да и только.

А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Вдруг Маруся закричала:

— Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Старики догоняют трамвай

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

— Ты школьник? — спрашивают.

— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:

— Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

— Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

— Ах, время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Старик на дерево залез

Влез Петя Зубов на берёзу и увидел — вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.

Домик в снегу

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

— Тише! Ни слова! За мной!

Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

— Они спят! — сказала Маруся.

— Тише! — прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.

— Поднимите меня! — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Ребята крутят часы

Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.

Старики

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Жил-был маль­чик, по имени Петя Зубов. Учился он в тре­тьем классе четыр­на­дца­той школы и все время отста­вал, и по рус­скому пись­мен­ному, и по ариф­ме­тике, и даже по пению.

– Успею! – гово­рил он в конце пер­вой чет­верти. – Во вто­рой вас всех догоню.

А при­хо­дила вто­рая – он наде­ялся на тре­тью. Так он опаз­ды­вал да отста­вал, отста­вал да опаз­ды­вал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот одна­жды при­шел Петя Зубов в школу, как все­гда с опоз­да­нием. Вбе­жал в раз­де­валку. Шлеп­нул порт­фе­лем по заго­родке и крикнул:

– Тетя Наташа! Возь­мите мое пальтишко!

А тетя Наташа спра­ши­вает откуда-то из-за вешалок:

– Кто меня зовет?

– Это я. Петя Зубов, – отве­чает мальчик.

– А почему у тебя сего­дня голос такой хрип­лый? – спра­ши­вает тетя Наташа.

– А я и сам удив­ля­юсь, – отве­чает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тетя Наташа из-за веша­лок, взгля­нула на Петю, да как вскрикнет:

– Ой!

Петя Зубов тоже испу­гался и спрашивает:

– Тетя Наташа, что с вами?

– Как что? – отве­чает тетя Наташа. – Вы гово­рили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

– Какой же я дедушка? – спра­ши­вает маль­чик. – Я – Петя, уче­ник тре­тьего класса.

– Да вы посмот­рите в зер­кало! – гово­рит тетя Наташа.

Взгля­нул маль­чик в зер­кало и чуть не упал. Уви­дел Петя Зубов, что пре­вра­тился он в высо­кого, худого, блед­ного ста­рика. Выросла у него седая окла­ди­стая борода, усы. Мор­щины покрыли сет­кою лицо.

Смот­рел на себя Петя, смот­рел, и затряс­лась его седая борода.

Крик­нул он басом:

– Мама! – и выбе­жал прочь из школы.

Бежит он и думает:

«Ну уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

При­бе­жал Петя домой и позво­нил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смот­рит она на Петю и мол­чит. И Петя мол­чит тоже. Стоит, выста­вив свою седую бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? – спро­сила мама наконец.

– Ты меня не узна­ешь? – про­шеп­тал Петя.

– Про­стите – нет, – отве­тила мама.

Отвер­нулся бед­ный Петя и пошел куда глаза глядят.

Идет он и думает:

– Какой я оди­но­кий, несчаст­ный ста­рик. Ни мамы, ни детей, ни вну­ков, ни дру­зей… И глав­ное, ничему не успел научиться. Насто­я­щие ста­рики – те или док­тора, или мастера, или ака­де­мики, или учи­теля. А кому я нужен, когда я всего только уче­ник тре­тьего класса? Мне даже и пен­сии не дадут – ведь я всего только три года рабо­тал. Да и как рабо­тал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бед­ный я ста­рик! Несчаст­ный я маль­чик! Чем же все это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заме­тил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

«Хорошо бы отдох­нуть», – поду­мал Петя и вдруг уви­дел, что в сто­роне, за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди ком­наты стол. Над ним висит керо­си­но­вая лампа. Вокруг стола – четыре табу­ретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою нава­лено сено.

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, попла­кал тихонько, утер слезы боро­дой и уснул.

Про­сы­па­ется Петя – в ком­нате светло, керо­си­но­вая лампа горит под стек­лом. А вокруг стола сидят ребята – два маль­чика и две девочки. Боль­шие око­ван­ные медью счеты лежат перед ними. Ребята счи­тают и бормочут.

– Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это вам, Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, а это ваши, Ольга Капи­то­новна, а это вам, Марфа Васи­льевна, а это ваши, Пан­те­лей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хму­рые? Почему крях­тят они, и охают, и взды­хают, как насто­я­щие ста­рики? Почему назы­вают друг друга по имени-отче­ству? Зачем собра­лись они ночью здесь, в оди­но­кой лес­ной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каж­дое слово. И страшно ему стало от того, что услы­шал он.

Не маль­чики и девочки, а злые вол­шеб­ники и злые вол­шеб­ницы сидели за сто­лом! Вот ведь как, ока­зы­ва­ется, устро­ено на свете: чело­век, кото­рый пона­прасну теряет время, сам не заме­чает, как ста­реет. И злые вол­шеб­ники раз­ве­дали об этом и давай ловить ребят, теря­ю­щих время пона­прасну. И вот пой­мали вол­шеб­ники Петю Зубова, и еще одного маль­чика, и еще двух дево­чек и пре­вра­тили их в ста­ри­ков. Соста­ри­лись бед­ные дети, и сами того не заме­тили – ведь чело­век, напрасно теря­ю­щий время, не заме­чает, как ста­реет. А время, поте­рян­ное ребя­тами, – забрали вол­шеб­ники себе. И стали вол­шеб­ники малыми ребя­тами, а ребята – ста­рыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вер­нуть ребя­там поте­рян­ной молодости?

Под­счи­тали вол­шеб­ники время, хотели уже спря­тать счеты в стол, но Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, глав­ный из них, – не поз­во­лил. Взял он счеты и подо­шел к ходи­кам. Покру­тил стрелки, подер­гал гири, послу­шал, как тикает маят­ник, и опять защел­кал на сче­тах. Счи­тал, счи­тал он, шеп­тал, шеп­тал, пока не пока­зали ходики пол­ночь. Тогда сме­шал Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич костяшки и еще раз про­ве­рил, сколько полу­чи­лось у него.

Потом подо­звал он вол­шеб­ни­ков к себе и заго­во­рил негромко:

– Гос­пода вол­шеб­ники! Знайте – ребята, кото­рых мы пре­вра­тили сего­дня в ста­ри­ков, еще могут помолодеть.

– Как?— вос­клик­нули волшебники.

– Сей­час скажу, – отве­тил Сер­гей Владимирович.

Он вышел на цыпоч­ках из домика, обо­шел его кру­гом, вер­нулся, запер дверь на задвижку и пово­ро­шил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керо­си­но­вая лампа све­тила тускло, и злой вол­шеб­ник не уви­дел Пети. Подо­звал он осталь­ных вол­шеб­ни­ков к себе поближе и заго­во­рил негромко:

– К сожа­ле­нию, так устро­ено на свете: от любого несча­стья может спа­стись чело­век. Если ребята, кото­рых мы пре­вра­тили в ста­ри­ков, разы­щут зав­тра друг друга, при­дут ровно в две­на­дцать часов ночи сюда к нам и повер­нут стрелку ходи­ков на семь­де­сят семь кру­гов обратно, то дети снова ста­нут детьми, а мы погибнем.

Помол­чали вол­шеб­ники. Потом Ольга Капи­то­новна сказала:

– Откуда им все это узнать?

А Пан­те­лей Заха­ро­вич проворчал:

– Не при­дут они сюда к две­на­дцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васи­льевна пробормотала:

– Да куда им! Да где им! Эти лен­тяи до семи­де­сяти семи и сосчи­тать не сумеют, сразу собьются.

– Так-то оно так, – отве­тил Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич. – А все-таки пока что дер­жите ухо востро. Если добе­рутся ребята до ходи­ков, тро­нут стрелки – нам тогда и с места не сдви­нуться. Ну, а пока нечего время терять, – идем на работу.

И вол­шеб­ники, спря­тав счеты в стол, побе­жали, как дети, но при этом крях­тели, охали и взды­хали, как насто­я­щие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно вре­мени, пря­чась за дере­вьями и кустами, побе­жал, помчался в город искать ста­ри­ков школьников.

Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на ули­цах, только мили­ци­о­неры сто­яли на постах. Но вот забрез­жил рас­свет. Зазве­нели пер­вые трам­ваи. И уви­дел нако­нец Петя Зубов – идет не спеша по улице ста­рушка с боль­шой корзинкой.

Под­бе­жал к ней Петя Зубов и спрашивает:

– Ска­жите, пожа­луй­ста, бабушка, – вы не школьница?

– Что, что? – спро­сила ста­рушка сурово.

– Вы не тре­тье­класс­ница? – про­шеп­тал Петя робко.

А ста­рушка как засту­чит на Петю ногами да как замах­нется на Петю кор­зин­кой. Еле Петя ноги унес. Отды­шался он немного – дальше пошел. А город уже совсем проснулся. Летят трам­ваи, спе­шат на работу люди. Гро­хо­чут гру­зо­вики – ско­рее, ско­рее надо сдать грузы в мага­зины, на заводы, на желез­ную дорогу. Двор­ники счи­щают снег, посы­пают панель пес­ком, чтобы пеше­ходы не сколь­зили, не падали, не теряли вре­мени даром. Сколько раз видел все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоз­дать, отстать.

Огля­ды­ва­ется Петя, ищет ста­ри­ков, но ни одного под­хо­дя­щего не нахо­дит. Бегут по ули­цам ста­рики, но сразу видно – насто­я­щие, не третьеклассники.

Вот ста­рик с порт­фе­лем. Навер­ное, учи­тель. Вот ста­рик с вед­ром и кистью – это маляр. Вот мчится крас­ная пожар­ная машина, а в машине ста­рик – началь­ник пожар­ной охраны города. Этот, конечно, нико­гда в жизни не терял вре­мени понапрасну.

Ходит Петя, бро­дит, а моло­дых ста­ри­ков, ста­рых детей, – нет, как нет. Жизнь кру­гом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоз­дал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в пол­день зашел Петя в малень­кий скве­рик и сел на ска­ме­ечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Уви­дел он – сидит неда­леко на дру­гой ска­ме­ечке ста­рушка и плачет.

Хотел под­бе­жать к ней Петя, но не посмел.

– Подо­жду! – ска­зал он сам себе.— Посмотрю, что она дальше делать будет.

А ста­рушка пере­стала вдруг пла­кать, сидит, ногами бол­тает. Потом достала из одного кар­мана газету, а из дру­гого кусок сит­ного с изю­мом. Раз­вер­нула ста­рушка газету, – Петя ахнул от радо­сти: «Пио­нер­ская правда»! – и при­ня­лась ста­рушка читать и есть. Изюм выко­вы­ри­вает, а самый сит­ный не трогает.

Кон­чила ста­рушка читать, спря­тала газету и сит­ный и вдруг что-то уви­дала в снегу. Накло­ни­лась она и схва­тила мячик. Навер­ное, кто-нибудь из детей, играв­ших в сквере, поте­рял этот мячик в снегу.

Огля­дела ста­рушка мячик со всех сто­рон, обтерла его ста­ра­тельно пла­точ­ком, встала, подо­шла не спеша к дереву и давай играть в трешки.

Бро­сился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

– Бабушка! Чест­ное слово, вы школьница!

Ста­рушка под­прыг­нула от радо­сти, схва­тила Петю за руки и отвечает:

– Верно, верно! Я уче­ница тре­тьего класса Маруся Поспе­лова. А вы кто такой?

Рас­ска­зал Петя Марусе, кто он такой. Взя­лись они за руки, побе­жали искать осталь­ных това­ри­щей. Искали час, дру­гой, тре­тий. Нако­нец зашли во вто­рой двор огром­ного дома. И видят: за дро­вя­ным сараем пры­гает ста­рушка. Нари­со­вала мелом на асфальте классы и ска­чет на одной ножке, гоняет камешек.

Бро­си­лись Петя и Маруся к ней.

– Бабушка! Вы школьница?

– Школь­ница, – отве­чает ста­рушка. – Уче­ница тре­тьего класса, Наденька Соко­лова. А вы кто такие?

Рас­ска­зали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взя­лись все трое за руки, побе­жали искать послед­него сво­его товарища.

Но он как сквозь землю про­ва­лился. Куда только ни захо­дили ста­рики – и во дворы, и в сады, и в дет­ские кино, и в Дом Зани­ма­тель­ной Науки – про­пал маль­чик, да и только.

А время идет. Уже стало тем­неть. Уже в ниж­них эта­жах домов зажегся свет. Кон­ча­ется день. Что делать? Неужели все пропало?

Вдруг Маруся закричала:

– Смот­рите! Смотрите!

Посмот­рели Петя и Наденька и вот что уви­дели: летит трам­вай, девя­тый номер. А на «кол­басе» висит ста­ри­чок. Шапка лихо надви­нута на ухо, борода раз­ве­ва­ется по ветру. Едет ста­рик и посви­сты­вает. Това­рищи его ищут, с ног сби­лись, а он ката­ется себе по всему городу и в ус не дует!

О человеке и его часах



Ведут часы секундам счет,


Ведут минутам счет.


Часы того не подведут,


Кто время бережет.



Кто жить умеет по часам


И ценит каждый час,


Того не надо по утрам


Будить по десять раз.



И он не станет говорить,


Что лень ему вставать,


Зарядку делать, руки мыть


И застилать кровать.



Успеет он одеться в срок,


Умыться и поесть,


И раньше, чем звенит звонок,


За парту в школе сесть.



С часами дружба хороша!


Работай, отдыхай,


Уроки делай не спеша


И книг не забывай!



Чтоб вечером, ложась в кровать,


Когда наступит срок,


Ты мог уверенно сказать:


«Хороший был денек!»


(С.А. Баруздин)

Бережное отношение к своему (да и к чужому!) времени, расстановка приоритетов и целей — такие важные вопросы поднимает известный писатель Евгений Шварц в своём произведении «Сказка о потерянном времени».

«Сказка о потерянном времени»

Евгений Шварц, в первую очередь, известен своими сказочными произведениями. Сказки для детей и взрослых не только повествуют о фантастических и чудесных событиях, но и несут глубокий философский подтекст. Благодаря такому особому сочетанию реального и волшебного литература Шварца не только читается на одном дыхании, но и заставляет задуматься о важных вещах.

«Сказка о потерянном времени» помогает юному читателю осознать важную истину: нельзя терять время впустую, оно бесценно. Однако вопреки известной английской пословице «Потерянное время нельзя найти» главные герои сказки делают все возможное, чтобы отыскать и вернуть свои «заброшенные» минуты и часы. Согласно общим сказочных «правилам» в «Сказке о потерянном времени» добро побеждает зло, а все хорошее, что должно произойти, обязательно случается.

Главные герои «Сказки о потерянном времени»

Главные герои «Сказки о потерянном времени» — школьники. Третьеклассник Петя Зубов, второклассник Вася Зайцев и ученицы третьего класса Наденька Соколова и Маруся Поспелова. Все ребята добрые, весёлые и беззаботные, как и все их ровесники. Но однажды общая беда сближает их, заставляет задуматься над собственным поведением и осознать допущенные ошибки.

Краткое содержание «Сказки о потерянном времени».

Главные мысли произведения.

«Потеряешь время — потеряешь жизнь»

Учащийся третьего класса, Петя Зубов, «все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению». Мальчик привык откладывать все дела на потом, надеясь в дальнейшем уж точно нагнать своих одноклассников. Естественно, обещания так и оставались обещаниями, и школьник продолжал отставать да опаздывать.

Однажды, как всегда опоздав, пришёл Петя в школу и, раздеваясь, хотел отправиться в класс. Да только произошла с ним удивительная история, сам того не замечая, превратился он в старика. Не узнали его в школе и в класс не пустили. Отправился Петя домой — уж мама-то точно его узнает! Но и мама увидела только неизвестного старика вместо своего родного сына.

Пришлось Пете покинуть родной дом и идти куда глаза глядят. Идёт Петя и жалеет себя — время упущено, нет у него ни матери, ни семьи, ни внуков, даже пенсию ему не дадут, ведь работал он всего три года, да и те на двойки и тройки.

Примечательно здесь показан образ человека, осознавшего свои ошибки. Всё это время Петя ни о чём не думал, только гулял и шалил. Но теперь, когда настало время самому за себя отвечать, стало ясно мальчику, что его время ушло впустую — ничему он не научился, ничего он не знает. Важно, что в подобном положении может оказаться не только маленький ребёнок, но и совсем старый человек. Ведь если не ценишь своё время и тратишь его попусту, то и не заметишь, как состаришься — и останешься один, без работы и без семьи.

Сказка о потерянном времени

Сказка о потерянном времени

Евгений Шварц (1895-1958) — один из самых известных советских писателей-сказочников, а также талантливый сценарист и драматург. В книге собраны четыре сказки писателя: «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата», «Сказка о потерянном времени» и «Рассеянный волшебник», а также рассказ «Приключения Шуры и Маруси». Произведения писателя учат ребенка сопереживать и помогать тем, кто попал в беду, ценить время и всегда, не смотря ни на что, верить в чудо.

Купить

Страшный секрет

Долго шёл Петя, пока не вышел из города и не попал в лес. Начинало смеркаться, как вдруг заметил мальчик-старичок в стороне домик. Туда он и отправился. Вошёл в домик Петя, увидел часы-ходики на стене, керосиновую лампу да сено в углу. Зарылся старый мальчик в сено, поплакал и уснул.

Проснувшись, увидел Петя Зубов сидящих за столом ребят. Два мальчика и две девочки сосредоточенно что-то высчитывали на счётах, бормотали, кряхтели и называли друг друга по имени и отчеству. Странно это было. Прислушался Петя к их разговору и узнал страшную тайну: не ребята это были, а злые волшебники и волшебницы. Оказывается, «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Злые волшебники знали это и украли упущенное время детей: Пети, ещё одного мальчика и двух девочек. Забрали они потерянное время и помолодели от него, а ребята, упустив своё время, превратились в стариков.

В ужас пришёл от услышанного Петя. Что делать, куда бежать?! Но тут главный волшебник рассказал ещё одну тайну: оказывается, «от любого несчастья может спастись человек». Если все школьники, превратившиеся в стариков, найдут друг друга, придут в домик ровно в полночь и повернут стрелку часов на семьдесят семь оборотов назад, то вернут ребята себе свою молодость, а волшебники погибнут.

Злые волшебники обращают внимание на то, что если привык человек терять время попусту, то тяжело ему будет собраться с силами и стать ответственным. Не верят они, что удастся школьникам успеть в положенное время прийти в домик, а если и удастся, то настолько детишки всё это время были безответственными, что и сосчитать без ошибок до семидесяти семи не сумеют.

Однако знаменательна и фраза, что человеку под силу исправить свои ошибки. Главное своевременно осознать свою оплошность и работать в верном направлении.

В поисках школьников-старичков

Волшебники ушли на «работу» — вершить свои злодеяния, а Петя, впервые в жизни не тратя напрасно время, кинулся со всех ног искать таких же, как он — состарившихся детей. Подбежал Петя к первой же попавшейся старушке и начал узнавать, не третьеклассница ли она. Замахнулась на него бабушка, понял Петя свою ошибку, еле ноги унёс.

Бредёт старый мальчик по городу, а вокруг кипит жизнь. Множество раз видел Петя, как люди спешат куда-то, боятся опоздать, но впервые осознал причину их волнений. «Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен». Наконец, ровно в полдень заметил Петя в скверике плачущую старушку и решил за ней проследить. Увидел он, как старушка, поплакав, начала выковыривать изюм из хлеба и есть, потом читать «Пионерскую правду», а затем играть с найденным в снегу мячиком. Подбежал Петя к бабушке и узнал, что это третьеклассница Маруся Поспелова. Обрадовались они, что нашли друг друга и отправились на поиски других состарившихся ребят.

Через несколько часов удалось Пете и Марусе отыскать ещё одну бабушку-третьеклассницу Наденьку Соколову. Она играла во дворе в классики. Осталось у ребят мало времени, а нужно было ещё найти четвёртого мальчика-старичка.

И вот, стало уже темнеть, а четвёртого старичка-школьника нигде нет. Наконец удалось героям заметить одного старика, катающегося по городу на подножке трамвая. Им оказался четвёртый превращённый ребёнок Вася Зайцев.

И снова, незамедлительно, отправляются ребята скорее в лес — на трамвае, чтобы не тратить попусту время. Однако заблудились они в лесу, а Петя понял важную истину — не всегда нужно бездумно спешить, иногда стоит помедлить, чтобы в будущем сэкономить драгоценное время: «Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь».

В дружбе — сила

Плутали старенькие дети, плутали, но наконец удалось отыскать им заветный домик. Под светом луны, забравшись на берёзу, сумел разглядеть Петя дом, скрывавшийся от них всего лишь в нескольких шагах. Пять минут оставалось до полуночи, как старички-детишки пробрались тихонько в дом, а злые волшебники их даже не заметили — лежали себе спокойненько в стогу сена.

Лишь дотронулся Петя до стрелки часов-ходиков, как вскочили злые волшебники, но не смогли они помешать школьникам — так и остались стоять недвижимы. А Петя тем времен начал вращать стрелку часов. В тот же миг начали стареть волшебники, а ребята стали молодеть. На тридцатом обороте стрелки перестало хватать Пете росту — ведь он снова становился маленьким, как и был. С помощью своих товарищей повернул мальчик стрелку нужное количество раз — и злые волшебники исчезли, будто их и не было никогда. Вернули ребята своё потерянное время и утерянные года жизни, но всем людям на земле стоит помнить, что «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»!

«Сказка о потерянном времени» дарует веру в человеческие силы, доказывает, что человек сможет всё, что захочет — даже вернуть утерянные года! Однако для этого нужно осознать свои ошибки, ценить своё время и помогать другим людям! Только сумев найти своих товарищей, вместе с их помощью, Петя Зубов смог победить злых волшебников и повернуть время вспять.


#ADVERTISING_INSERT#

История про ребят, которые свое время тратили попусту. Однажды они превратились в стариков и старушек. Им было страшно: даже родная мама их не узнавала.

Сказка о потерянном времени читать

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

— Кто меня зовёт?

— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.

— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.

— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

— Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

— Тётя Наташа, что с вами?

— Как что? — отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик.- Я — Петя, ученик третьего класса.

— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и выбежал прочь из школы.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.

— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.

— Хорошо бы отдохнуть, — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Вошёл Петя в домик — хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола — четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Просыпается Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята — два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:

— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович — главный из них — не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

— Как? — вскрикнули волшебники.

— Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники.

Потом Ольга Капитоновна сказала:

— Откуда им всё это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

— Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

— Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. — А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.

И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов — идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?

А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного — дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно — настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик — начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

— Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

— Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

— Бабушка! Вы школьница?

— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики — и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки — пропал мальчик, да и только.

А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Вдруг Маруся закричала:

— Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

— Ты школьник? — спрашивают.

— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:

— Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

— Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

— Ах, время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на берёзу и увидел — вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

— Тише! Ни слова! За мной!

Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

— Они спят! — сказала Маруся.

— Тише! — прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

— Поднимите меня! — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

(Илл. Казакова И., Борозенец П.)

❤️ 800

🔥 512

😁 494

😢 265

👎 249

🥱 282

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

:
Дети не берегли время, опаздывали и отставали. Этим восполь­зовались злые волшебники: украли у детей время и превратили их в стариков. Дети-старики узнали тайну волшебников и вернули украденное время.

В большом городе жил Петя Зубов.

Петя Зубов — третье­классник, плохо учится, ленивый и непунк­ту­альный.

Петя отставал по всем школьным предметам и везде опаздывал. В конце каждой четверти он обещал всех догнать и перегнать, но потом снова отставал. Так он жил, не тужил и всё повторял себе: «Успею».

Однажды пришёл Петя в школу, как всегда с опозданием, хотел сдать вахтёрше пальто, но та его не узнала. Посмотрел мальчик в зеркало и увидел, что превратился в старика с седой бородой.

Испугался Петя, заплакал басом и побежал домой, но мама его тоже не узнала. Деваться Пете было некуда. Он бродил по улицам и думал, что никому он не нужен, нет у него ни детей, ни внуков. Настоящие старики успели кем-то стать, а он так и останется учеником третьего класса, и даже пенсии ему не дадут.

Погрузившись в тяжкие раздумья, Петя не заметил, как оказался в лесу за городом. Долго бродил он по лесу, замёрз и наконец набрёл на домик. Вошёл Петя внутрь, увидел в углу гору сена, зарылся в него, поплакал, согрелся и уснул.

Проснувшись, Петя увидел за столом в центре комнаты двух мальчиков и двух девочек. Выглядели они как его ровесники — третьеклассники, но кряхтели и охали, как древние старики, и называли друг друга по имени и отчеству.

Прислушался Петя к их разговору и понял, что это не дети, а злые волшебники. Детьми они стали, потому что воровали время у тех, кто вечно отставал и опаздывал.

Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Кроме Пети, волшебники превратили в стариков ещё одного мальчика и двух девочек.

Подсчитали волшебники украденное время и хотели разойтись, но главный волшебник снова начал что-то подсчитывать, а потом сказал, что дети, превращённые в стариков, ещё могут помолодеть. Для этого им всем надо прийти сюда и ровно в полночь повернуть стрелку висящих на стене ходиков на 77 кругов назад. И когда один из детей дотронется до стрелки, волшебники не смогут сдвинуться с места.

Сначала волшебники испугались, но потом успокоили себя тем, что эти прогульщики обязательно опоздают, а если и соберутся в домике в полночь, то не смогут сосчитать до 77: непременно собьются.

Кряхтя, волшебники ушли, а Петя помчался в город искать детей-стариков. На улицах было полно дедушек и бабушек, но все они спешили по своим делам, «сразу видно — настоящие, не третьеклассники». Только теперь мальчик понял, почему все так боятся опоздать.

Наконец Петя увидел, как на скамейке сидит старушка и плачет. Поплакала, а потом начала болтать ногами, выковыривать изюм из куска хлеба и читать газету «Пионерская правда». Затем старушка подняла потерянный кем-то в снегу мячик и стала играть.

Петя понял, что это одна из двух девочек, подошёл к ней, рассказал о волшебниках, и они вместе побежали искать остальных. Вторую девочку-старушку они нашли играющей в классики. Оставшегося мальчика, второклассника, сняли с трамвая — он катался, повиснув на задней части вагона.

Уже стемнело, когда дети добрались до леса. Утром Петя так спешил, что не отметил дорогу, и дети заблудились.

…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Наконец мальчик влез на берёзу и увидел домик. В нём светились окна — волшебники были дома, они спали. Тихо-тихо дети подкрались к ходикам, и ровно в полночь Петя дотронулся до стрелок.

Волшебники проснулись, вскочили, но не смогли сдвинуться с места. Петя крутил стрелки — волшебники стремительно взрослели, а дети-старики — молодели. На 40-м обороте волшебники стали дряхлыми стариками, они всё больше горбились, а на 77-м обороте исчезли, словно их и не было.

Дети-старики «чудом вернули… потерянное напрасно время» и снова помолодели.

Евгений Шварц — биография


Евгений Шварц – прославленный советский писатель, создавший прекрасные произведения в стихах, в прозе, журналист, сценарист. Его книги, написанные для детей и взрослых, необычны, интересны, наполнены глубоким философским смыслом. «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» — все эти произведения никогда не потеряют актуальности.

Не каждый человек сумеет в ранней юности выбрать для себя самую подходящую профессию. Но талантливых, упорных людей жизнь рано или поздно выводит на верную дорогу, они становятся успешными. Так произошло и с Евгением Шварцем, писателем и сценаристом, в свое время получившем юридическую специальность.

Детство и юность

Многие выдающиеся писатели и поэты в детстве не блистали талантами, не отличались прилежностью в учебе. Их родители часто просто не обращали внимания на гуманитарную направленность своих детей, настаивали на получении престижного образования. Так получилось и с Евгением Шварцем. Он был почти готовым юристом, когда жизнь круто развернула его в другую сторону. Из неудавшегося адвоката получился замечательный литератор, одинаково хорошо слагавший стихи и писавший прозу.

Шварц родился в Казани 9 октября 1896 года. Его родители были медицинскими работниками, отец работал хирургом, мама – акушеркой. Лев Борисович был евреем по национальности, Мария Федоровна – русская. В то время в России большое влияние имели черносотенные организации, которые нередко устраивали еврейские погромы. Чтобы обезопасить свою семью, отец предложил Жене пройти обряд крещения в русской церкви. В семь лет мальчик стал христианином.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц в детстве

Семейство Шварцев часто переезжало из одного города в другой. Они не были большими любителями путешествий, просто Льва Борисовича полиция подозревала в революционной деятельности, и устраивала на него гонения. Шварцы жили в Дмитрове, Армавире, Рязани, в Ахтыри. В Майкопе, впервые за долгое время, им было необыкновенно комфортно, поэтому семья задержалась здесь надолго.

Когда Жене исполнилось шесть лет, в семье родился еще один сын, его назвали Валентином. После окончания школы Евгений стал посещать местное училище. В 17 лет он отправился в столицу, где поступил учиться в Московский народный университет. Родители настаивали на получении юридической специальности. Евгений не чувствовал склонности к профессии юриста, но из уважения к отцу и матери выполнил их требование.

После из народного университета он перевелся в другой прославленный ВУЗ, стал студентом Московского государственного университета. Факультет остался все тем же – юридическим. Семейство Шварцев в тот же период из Майкопа переселилось в Екатеринодар.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц в юности

После трех лет учебы молодого человека призывают на военную службу. Идет Первая мировая война, страна испытывает потребность в образованных офицерах. Из Царицына Евгения вновь отправляют в Москву, в военное училище. Молодому человеку присваивают звание юнкера, затем – прапорщика. Через два года прапорщик Шварц, приехавший к своим родственникам в Екатеринодар, ушел в Добровольческую армию. Он стал участником первого Кубанского похода, которым руководил генерал-лейтенант Покровский, в том же году защищал Екатеринодар от натиска красноармейцев.

Во время обороны города Евгений получил контузию. Последствия от этой контузии остались на всю жизнь – пальцы писателя слегка дрожали, этот неприятный симптом усиливался во время стрессовых ситуаций. После лечения в госпитале Шварца признали негодным к военной службе. Он был демобилизован, но устраиваться на работу не торопился. Евгений решил, что теперь настала пора для правильного выбора жизненного пути. Молодой человек, поступивший в Ростовский университет, находит себе работу в «Театральной мастерской».

Евгений Львович Шварц

Семья Евгения Шварца

В 1920 году он женится на актрисе этого театра. Через год ростовская труппа, в состав которой входил и Шварц со своей супругой, переезжает в Петроград. Режиссер театра доверяет Шварцу играть эпизодические роли в спектаклях. В южном городе такая работа устраивала актера, но в северной столице жить на небольшую зарплату было очень тяжело. Евгений, активно искавший подработку, становится сотрудником книжного магазина. Через некоторое время его пригласил работать к себе сам Корней Чуковский. Молодой человек был у него личным литературным секретарем.

Литературное творчество

Чуковский считал Шварца идеальным исполнителем, а тот мечтал стать известным литератором. Однако только через два года у Евгения появилось время для творчества. Он выбрал для себя интересный псевдоним, стал называться Дедом Сараем, размещал собственные фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Руководство издания обратило пристальное внимание на талантливого журналиста. Молодого человека отправили на стажировку в Бахмут, где он работал в газете «Забой».

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц в творческом процессе

По возращении в северную столицу литератор написал первое произведение для детей. Это был «Рассказ старой балалайки», опубликованный в одном из номеров сборника «Воробей», вышедшего в 1924 году. Рассказ не остался незамеченным, на способного писателя обратил внимание Самуил Маршак. Шварца пригласили работать на должность редактора в детское отделение «Госиздата». Многим литераторам молодой редактор оказал в то время большую помощь, его замечания и рекомендации считались очень ценными.

Тесное сотрудничество с детскими писателями принесло пользу и самому редактору. Его пригласили вступить в литературную общину ОБЭРИУ, работавшую для детских журналов под названиями «Еж» и «Чиж». На страницах указанных изданий Евгений Львович стал публиковать собственные сказки, рассказы, поэтические произведения.

1928 год стал временем написания первой пьесы Шварца, получившей название «Ундервуд». Через год Ленинградский ТЮЗ выбрал это произведение для постановки на своей сцене. Первый успех всегда окрыляет, в течение следующих 12 лет писатель работает по очень плотному графику. В 1931 году он стал автором сценария к кинокартине «Товарный 717», в 1932 году написал пьесу «Пустяки».

Евгений Львович Шварц

Через два года литератор написал три произведения – «Принцессу и свинопаса», «Голого короля», «Клад», стал автором сценария к киноленте «Разбудите Леночку». В этом же, 1934 году, литератора приняли в Союз писателей. Еще через два года он становится автором пьесы «Красная Шапочка», пишет два сценария под названием «На отдыхе», «Леночка и виноград».

В 1937 году читатели с большим удовольствием познакомились со сказкой Евгения Шварца «Новые приключения Кота в сапогах». Ее напечатали в журнале. Еще через два года литератор стал автором «Снежной королевы» и «Кукольного города». Через 27 лет по первой пьесе будет снят фильм. В 1940 году Шварц закончил пьесу «Тень», вторую часть трилогии памфлетов. Первой частью стала пьеса-памфлет «Голый король», третьей – «Дракон», которого автор написал в 1942-1943 годах. Пьеса «Тень» вызвала большой интерес у режиссеров, ее экранизировали дважды – в 1971, в 1991 годах.

Перед самой войной писатель работал над тремя произведениями. Он успел написать сказку «Два брата», еще одно произведение для детей – «Сказку о потерянном времени», антифашистскую пьесу-памфлет «Под липами Берлина». В войну литератор трудился в радиоцентре блокадного Ленинграда, после его эвакуировали в Киров, где он работал в театре.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц

Через год писатель переехал в Сталинабад, столицу Таджикистана, стал работать в эвакуированном ленинградском ТЮЗе. Здесь он пишет пьесы на злободневные темы. В своих произведениях «Одна ночь» и «Далекий край» литератор рассказывает о защитниках Ленинграда, эвакуированных детях. При первой возможности Шварц уезжает в Москву, где вскоре выходит его пьеса «Дракон». Евгений Львович вновь начинает свое сотрудничество с театральными режиссерами, кинорежиссерами. Он создает сценарий для мультипликационного фильма «Зимняя сказка» (1945), радует маленьких читателей новой книгой – «Рассеянным волшебником».

Через два года после войны выходит на экраны знаменитая «Золушка», кинокартина, снятая по пьесе Шварца. Здесь играла белокурая красавица Янина Жеймо, Фаина Раневская, Василий Меркурьев, другие звезды советского кино. Фильм пользовался большой популярностью в Советском Союзе, в других странах. В 1948 году писатель опубликовал прозаическое произведение «Первоклассница», которое явилось основой для одноименной киноленты.

Евгений Львович Шварц

Театральный спектакль Евгения Шварца

После кончины Сталина, еще до войны запретившего публиковать произведения неугодного писателя, творческая карьера Шварца пошла на подъем. В книжных магазинах стали появляться сборники этого автора. В 1956 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В тот же временной отрезок литератор закончил работу над «Обыкновенным чудом», а еще через год на экраны страны вышел знаменитый «Дон Кихот».

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Первой женой литератора стала Гаянэ Холодова, актриса ростовской «Театральной мастерской». Молодые люди вступили в брак в 1920 году, прожили вместе 10 лет. От первой жены у писателя осталась дочь Наташа. Девочке не было и года, как ее отец расстался с матерью ради Екатерины Обух. Эта женщина была замужем, любовь к писателю заставила ее расстаться с первым супругом.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц и Гаянэ Холодова

Для Гаянэ развод со Шварцем был сильным ударом, женщина даже не подозревала об его увлечении. Однако второй брак писателя не стал счастливым. Евгений Львович оказался очень ревнивым человеком, и это было причиной постоянных разногласий между супругами.

Причина смерти

Писатель скончался от инфаркта в январе 1958 года. Его прах покоится на Богославском кладбище северной столицы.

Известные пьесы

  • 1928 — «Ундервуд»
  • 1934 — «Голый король»
  • 1936 — «Красная Шапочка»
  • 1939 — «Снежная королева»
  • 1940 — «Тень»
  • 1940 — «Брат и сестра»
  • 1943 — «Два брата»
  • 1943 — «Одна ночь»
  • 1944 — «Дракон»
  • 1956 — «Обыкновенное чудо»

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Рисунок к сказке о потерянном времени

Краткая история, посыл автора

Произведение было опубликовано в 1940 году. То время было крайне тяжёлым для страны, люди нуждались в добрых, незатейливых и понятных сказках, дарующих надежду на всё лучшее. Это яркий пример детского литературного произведения советского времени. Стоит также отметить, что изначально сказка писалась для кукольного театра.

Сказка о потерянном времени краткое содержание

Своим произведением Шварц намеревался достучаться до людей и напомнить им, что время драгоценно и его нельзя тратить попусту. Критики считают, что писатель замечательно справился со своей задачей. Сказка пришлась по душе многим людям, среди которых были не только взрослые. В конце произведения главные герои сумели осознать ценность времени, а негативные персонажи получили по заслугам.

Превращение мальчика в дедушку

Произведения Шварца обычно читаются на одном дыхании. Это и неудивительно: в них одновременно присутствует и увлекательный сюжет, и глубокий смысл. Рассматриваемая сказка учит ценить каждый миг жизни, ведь сложно вернуть потерянное время. Произведение повествует о приключениях детей, которые ничего не хотели учить и не ценили ни своё, ни чужое время.

Школьник по имени Петя Зубов привык всё откладывать на потом. У него низкая успеваемость, однако он нисколько не переживает по этому поводу, ведь, по его мнению, можно нагнать одноклассников в будущем.

Сказка о потерянном времени читательский дневник

У мальчика плохие отметки:

  • по арифметике;
  • по русскому;
  • по письменному;
  • по пению.

Когда первая четверть подходит к концу, он надеется на вторую, однако так и не нагоняет программу. Тогда школьник успокаивает себя, что ещё будет время всё исправить.

Однажды он опаздывает в школу, вбегает в раздевалку, бросает портфель и зовёт тётю Наташу, чтобы она повесила его верхнюю одежду. Однако женщина не узнаёт мальчика по голосу, потому что он охрип. Петя и сам не понимает, что произошло. Когда она выходит из-за вешалок и видит парня, то пугается и предлагает Пете посмотреть на своё отражение. В зеркале мальчик видит не себя, а покрытого морщинами старика с усами и бородой.

Переживания Пети

Школьник шокирован увиденным, он с криком выбегает на улицу. Теперь у него единственная надежда на то, что его узнает мать. Однако когда она открывает ему дверь, то видит дедушку. Мальчик отправляется куда глаза глядят, ощущая себя несчастным. Он бредёт по дороге, думая о том, какой же он одинокий, ведь у него нет ни приятелей, ни матери, ни детей, ни внуков.

Он жалеет о том, что так и не успел чему-то научиться в жизни. Куда ему до тех стариков, которые стали докторами, академиками или хотя бы учителями! Петя размышляет о том, что ему даже пенсию не получить, ведь он «работал» лишь 3 года, да и то на двойки. Он попадает в лес. На улице уже темно, Петя устал и хочет отдохнуть. На счастье, перед глазами возникает домик. Внутри него пусто, и мальчик остаётся там на ночлег.

Происки злых волшебников

Шварц сказка о потерянном времени краткое содержание

В центре находится стол со стульями, чуть выше — керосиновая лампа, на стене — часы. Петя видит в углу комнаты сено и ложится прямо туда. Немного поплакав, мальчик засыпает крепким сном. Когда он просыпается, в доме светло, так как горит керосиновая лампа. За столом сидят четверо ребят, а перед ними лежат огромные счёты, окованные медью. Дети хмурые и что-то бормочут себе под нос. Петю удивляет то, что они:

  • обращаются друг к другу по имени отчеству;
  • вздыхают и охают, будто бы уже не молодые.

Всё это очень странно. Лампа горит тускло, поэтому они не видят Петю. Он вслушивается в их разговоры и понимает, что это злые волшебники.

Шварц сказка о потерянном времени

Как оказалось, когда человек не умеет правильно распорядиться своим временем, то начинает медленно стареть незаметно для себя самого. Волшебники узнали об этом. Они решили забрать молодость у школьников, которые теряли время понапрасну. Они поймали бедных ребят и превратили их в старцев, а сами помолодели.

Волшебники долго что-то считают на счётах, а потом прячут их, и самый главный подходит к часам. Он объясняет, что у ребят ещё есть шанс вернуть свою молодость, но для этого им необходимо завтра друг друга найти, прийти в полночь в избушку и повернуть стрелку ходиков ровно на семьдесят семь кругов обратно. Волшебники всё выслушивают, но не верят, что детям удастся всё это сделать.

В поиске школьников-стариков

Как только волшебники удаляются, Петя тут же отправляется на поиски таких же, как он. На этот раз он уже не тратит ни минуты. Подбежав к первой попавшейся бабушке, мальчик спрашивает, ни школьница ли она. Старушка вначале удивляется, а потом замахивается на Петю, в итоге он еле уносит ноги. Мальчик бродит по городу и наблюдает за прохожими, каждый из них спешит по своим делам. Школьник только сейчас понимает, почему люди переживают, когда куда-то опаздывают.

Краткое содержание сказка о потерянном времени

В полдень он видит рыдающую бабушку. Немного поплакав, она начинает выковыривать из хлеба изюм, а затем принимается читать газету. Далее старушка лихо играет в мяч, будто молодая. Мальчик подходит к ней и узнаёт, что она — одна из состарившихся детей. На поиски остальных ребят они уже отправляются вместе.

Спустя некоторое время отыскивается ещё одна девочка-бабушка. Это третьеклассница Маруся Поспелова. Когда Петя её замечает, она играет в классики. У детей уже остаётся совсем немного времени, а им надо отыскать ещё одного ребёнка, которому также не повезло.

Пока ребята ищут последнего мальчика-дедушку, солнце садится. Наконец ребята видят пожилого человека, катающегося на подножке трамвая. Это Вася Зайцев, четвёртый превращённый ребёнок. Дети торопятся в лес. Чтобы не опоздать, они садятся на трамвай. Там им уступают места другие школьники, что заставляет ребят смущаться и краснеть.

В лесу дети сбиваются с пути. На этот раз Петя осознаёт, что не всегда нужно бездумно спешить, сломя голову. Он понимает, что порой лучше немного помедлить, чтобы потом сэкономить ценное время. Ведь если бы он вчера был внимательней и не торопился, то ему бы удалось запомнить дорогу к избушке.

Сила в дружбе

Сказка о потерянном времени главная мысль

Дети-старички чувствуют себя уставшими. Внезапно на небе появляется полная луна, и вокруг становится светло. Петя вскарабкивается на берёзу и видит домик, который они так долго не могли отыскать. Так, заветная хижина найдена, она находится всего лишь в нескольких шагах от детей.

Приближается полночь. Ребята аккуратно пробираются в избушку. Волшебники уже крепко спят в стогу сена. Как только Петя касается рукой часов, они просыпаются, однако тут же застывают на месте, и уже не могут помешать мальчику. Ребята медленно начинают превращаться в тех, кем они были до колдовства.

Когда Петя трогает стрелку тридцатый раз, он перестаёт доставать до часов, так как уменьшается в росте. Тогда он просит друзей, чтобы они его подняли. На сороковом обороте волшебники превращаются в дряхлых стариков, их лица покрываются морщинами, а на висках возникает седина. Мальчик поворачивает стрелку требуемое количество раз. После этого волшебники испаряются, будто бы их вообще никогда не существовало.

Дети смотрят друг на друга и весело хохочут. К счастью, ребятам удалось вернуть себе потерянное время. Они поняли, что надо ценить каждое мгновение.

Главная мысль, читательский дневник

Время — дар, который нужно потратить с пользой. Если им не дорожить, то можно не заметить, как подкралась старость. В этом заключается главная мысль и мораль произведения. Сказка очень поучительна для людей любого возраста, она просто не может не понравиться, так как имеет увлекательный сюжет. Произведение показывает, что, если человек осознает свои ошибки, то сумеет возвратить даже утерянные годы.

Если нужно заполнить читательский дневник, «Сказку о потерянном времени» лучше читать в сокращении. Обычно требуется указать:

Сказка о потерянном времени для читательского дневника

  • автора и название произведения;
  • историю его создания;
  • литературный жанр.

Также надо написать аннотацию, отметить, сколько страниц, какая основная тема, составить план. При необходимости написать сочинение. Изучение краткого пересказа тоже позволит упростить задачу. Конечно, если есть возможность, лучше прочесть оригинальную версию «Сказки о потерянном времени». Краткое содержание всё же не позволит получить столько удовольствия от ознакомления.

При заполнении читательского дневника можно нарисовать старинные часы с кукушкой. Подобная иллюстрация окажется отличным решением. Можно дополнить рисунок, изобразив на нём четверых школьников. Во время чтения рекомендуется делать записи, чтобы отметить наиболее важные моменты.

Отзывы читателей

Книги Шварца мы знаем с самого детства, но их смысл открывается нам лишь с годами. Так случилось и со мной. Родственники подарили эту сказку дочке, и мама оказалась невольным слушателем. Это чудесное произведение с глубоким смыслом.

Чудесные сказки Шварца очень поучительны, я считаю, что такую литературу обязательно нужно давать малышам. Прочитав анализ этого произведения, я поняла, что это отличная книга для деток. Например, наши ребятишки остались в восторге. Главное — не забыть обсудить прочитанное, это тоже важно.

Эмма

Мой сынок обожает читать, особенно если в книге много красочных иллюстраций. Мы с мужем купили для него «Сказку о потерянном времени» Шварца. Многие знают этого писателя по известному детскому литературному произведению «Кот в сапогах». Наш сыночек остался доволен. Всем деткам рекомендую эту книжку.

Тамара

  • Кто автор рассказа подкидыш
  • Кто автор первой научно познавательной сказки в россии
  • Кто автор рассказа подарок
  • Кто автор оперы сказка о царе салтане
  • Кто автор рассказа первая охота 2 класс