Кто автор сказки подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

Народные И Древнерусские Произведения — Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы ПретичаВ лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.См. также:
Другой Автор — Повесть Временных Лет, Генрих Гейне — Германия Зимняя Сказка, Буниниа — Окаянные Дни, Народные И Древнерусские Произведения — Поучение Владимира Мономаха, Сетон-томпсон Эрнест — Снап, Михаил Загоскин — Юрий Милославский, Или Русские В 1612 Году

­Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин по сути спас Киев, рискуя своей жизнью, он вовремя передал на другой берег Днепра весть о том, что киевляне готовы сдаться печенегам, так как страдают от голода и жажды. У воеводы Претича не было другого выхода, как попытаться спасти княгиню Ольгу с внуками, и он для этого пошел на хитрость, запугав печенегов, что князь Святослав со своими несметными полками рядом, а здесь только передовой отряд.

Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и сто­яли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали…», «И сказал один отрок…», «И ответили ему…», «А тот ответил ему…», «А ты не князь ли?».

Повторяющиеся союзы придают тексту напевность, былинность, торжественность. Они придают тексту ритм и являются средством выразительности.

Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается миром, потому что Святослав, узнав о произошедшем, тут же поспешил домой, собрал войско и выгнал печенегов с родной земли. Для автора мир – это самая дорогая ценность, которую надо беречь и защищать. Именно за то, что Святослав оставил Киев с жителями, матерью и детьми без защиты, а сам уехал куда-то воевать, автор осуждает князя. Мы это читаем в словах: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней забо­тишься, а свою покинул».

Хитрость Претича автор понимает, ведь ложь воеводы спасла жителей Киева. Подвиг отрока-киевлянина автор описывает сдержанно, но в действиях мальчика отражается героизм, потому что пойти на верную смерть может не каждый человек.

Какое положение занимают герои прочитанного вами лето­писного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость во­еводы Претича»?

Все основные герои, названные в произведении по имени, занимают высокое положение: Святослав – князь киевский, Ольга – его мать, Претича – воевода. А вот человек, совершивший настоящий подвиг, отрок-киевлянин – простой горожанин.

Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это мо­жет проявляться (в каких делах, поступках)?

Мы должны быть благодарными людям Древней Руси, потому что они сохранили для нас нашу страну. О них писались летописи, повести и жития, потому что они были людьми необыкновенными, совершавшими духовные и ратные подвиги ради людей и Руси.

Наша благодарность будет не на словах, а на деле, когда мы будем жить и всегда поступать, осознавая, что мы дети России, что мы должны быть вместе и жить не только для себя, но и для всех людей.

Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повество­вала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «слу­жить современности»?

Повествование о подвиге отрока-киевлянина является примером самоотверженности и мужественности, тех качеств, которые необходимы людям во все времена. На примере таких подвигов воспитываются и закаляются души молодых людей.

Вспомните, какими словами начинается повествование о под­виге отрока-киевлянина.

Повествование начинается с даты события: «В лето 6476 (968)».

О чём говорят первые слова этого повествования?

Первые слова нам говорят, что летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. Далее мы узнаем, что в этот год печенеги впервые пришли на Русь, а князь Святослав в это время находился далеко от Киева.

Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности по­вествования вы заметили?

Диалоги с отроком очень краткие. Повествование по стилю очень похоже на евангельский текст. Здесь нет описаний, характеристик, переживаний – даются только действия. Строгость повествования как бы говорит о достоверности, непредвзятости.

Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.

Слово «отрок» можно назвать синонимом слова «подросток». В любом случае это очень молодой человек. В Древней Руси отроками называли и самых молодых членов дружины князя.

Учитель истории был сегодня в хорошем настроении: «Ну что, отроки, готовы к уроку? Кто пойдет к доске?»

Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Отрок – подросток, тинейджер, юнец, мальчик, парнишка

Осада – блокада, окружение, сидение

Дружина – отряд, рать, войско


Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг мо­лодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.

Картина А. Иванова написана не позднее 1810 года, в то время в живописи еще очень часто художники следовали традициям классицизма, которые основывались на античных сюжетах и отражали гражданственность и патриотизм людей. Вот и здесь мы видим героя картины, который более похож на греческого или римского юношу, чем на киевского отрока. Художник не придерживается исторической точности в изображении деталей, для него главное – передать переживания мальчика и враждебность ситуации, в которой он оказался.

Какие краски использовал художник? Какие особенности си­туации и характера героя ими передаются?

Художник использовал два основных цвета: оттеки черного и красный. На картине мы видим момент, когда отрок пробегает через стан врагов с уздечкой в руке (ведь он всех спрашивает о пропавшем коне). Юноша пробегает мимо русского воина, умирающего от ран: одна стрела торчит из груди, вторую витязь держит в руке. Русич с надеждой смотрит на отрока. И красный цвет, символизирующий здесь и кровь, и правоту, и подвиг, мы видим только у воина, отрока (красная накидка) и вечерней зари над русской землей. Все остальное во мраке. Молодой киевлянин торопится, его накидка развевается, он сосредоточен, встревожен, но страха на его лице нет. Даже если он и боится, то не за свою жизнь, а за весь Киев.


Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших городу Киеву разорением, жителям погибелью.
Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?

Летопись – это фиксирование исторических фактов. Летописец должен быть беспристрастным, поэтому в тексте нет никаких описаний, а лишь действия и слова людей, поэтому читать с интонацией текст, написанный нейтрально, просто невозможно.

Но в одном месте спокойно-торжественное повествование всё же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул…» Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Лишь один раз во всем тексте автор позволяет себе написать эмоционально: когда посланные из Киева люди обращаются к Святославу. В их словах слышится упрек, боль и обида, поэтому актер и читает эти строки с эмоциональным накалом, который заключен в самом тексте.

Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Основная мысль произведения заключена в последних словах, главным из которых является «мир». Но мир хрупок, его нужно оберегать. Если бы не отрок и воевода, Киев был бы разорен, а княгиня Ольга с внуками оказались в плену. Автор как бы в наставление всем князьям, упрекая Святослава в самоуверенности и желании расширить границы княжества, говорит о необходимость нести ответственность за людей и служить людям, за которых отвечаешь перед Богом, тем более что среди них есть такие, как отрок, готовые отдать жизнь за спасение многих.

Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о под­виге отрока-киевлянина.

         – Мне не дает покоя один вопрос: откуда мальчик мог знать печенежский язык? Может, все это выдумка?

         – Даже если это и выдумка, то только в том, что мальчик мог говорить по-печенежски. Остальное – правда. И история тому свидетель.  За все последующие века разве мало было таких мальчишек, которые спасали людей, жертвовали своими жизнями ради других?! Особенно в военное время. Разве ты не слышал о пионерах-героях, погибших на Великой Отечественной войне, совершая подвиги?

         – Убедил! Меня смутила фраза в самом начале, что печенеги впервые пришли на Русь. А сейчас я подумал, что это ведь они с войной первый раз пришли, а так, может, торговля какая была, может, кто-то из печенегов даже в Киеве жил, поэтому отрок и мог знать печенежский язык.

Читайте древнерусскую летопись на сайте онлайн. Легенда о том, как более тысячи лет назад а Русскую землю пришли печенеги и окружили Киев. Войско Святослава в это время было на Дунае. Город спасли благодаря хитрому план киевлянина и воеводы Претича. Слушайте легенду онлайн на сайте Мишкины книжки.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» читать

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича - древнерусская легенда

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

— Я пройду.

И ответили ему:

— Иди.

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

— Я муж его и пришёл в сторожах [передовые, разведывательные отряды], а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

— Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле [степь к югу от Киева], и был мир.

❤️ 112

🔥 93

😁 91

😢 68

👎 78

🥱 90

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

— Я пройду.

И ответили ему:

— Иди.

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

— Я муж его и пришёл в сторожах [передовые, разведывательные отряды], а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

— Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле [степь к югу от Киева], и был мир.

  • Следующая сказка → Глеб Успенский — Будка
  • Предыдущая сказка → Лев Толстой — Холстомер

Читать сказку «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.

Жанр: древнерусская летопись

Главные герои «Подвига отрока-киевлянина» и их характеристика

  1. Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
  2. Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
  3. Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
  4. Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.

План пересказа «Подвига отрока-киевлянина»

  1. Осада Киева
  2. Бедственное положение
  3. Смелый отрок
  4. Через лагерь
  5. Решение Претича
  6. Русские ладьи
  7. Испуг печенегов
  8. Слова Претича
  9. Письмо к Святославу.
  10. Возвращение Святослава

Кратчайшее содержание «Подвига отрока-киевлянина» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
  2. Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
  3. Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
  4. Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
  5. Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
  6. Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.

Главная мысль «Подвига отрока-киевлянина»
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.

Чему учит «Подвиг отрока-киевлянина»
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.

Отзыв на «Подвиг отрока-киевлянина»
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.

Пословицы к «Подвигу отрока-киевлянина»
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ «Подвига отрока-киевлянина»
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.

  • Кто автор сказки по щучьему веленью
  • Кто автор сказки петушок золотой гребешок
  • Кто автор сказки перышко финиста ясна сокола
  • Кто автор сказки о царе берендее
  • Кто виноват в том что человек стал преступником он сам или окружающее его общество сочинение