Кто был автором сказок для детей для изрядного возраста

Сказки Салтыкова-Щедрина

15 сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина — произведения, с которыми стоит знакомить ребят старшего возраста. В них люди, животные, птицы, рыбы решают, как им жить, общаться с окружающими и зачем трудиться. Автор обратился к сказке, когда решил обратить внимание читателей на страхи людей, их непосильный труд, чтобы добыть кусок хлеба и просто выжить. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина учат замечать детали, не сдаваться в трудностях, умению посмеяться над собой, своими недостатками и работать над ними.

  • Дикий помещик

    «Дикий помещик» — сказка Салтыкова-Щедрина, познакомить с которой обязательно нужно детей школьного возраста. В ней рассказывается о том, как одному барину стало мало воздуха, и он попросил высшие силы избавить его от крестьян…

  • Премудрый пескарь

    Премудрый пескарь — сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «для детей изрядного возраста». Она о трусливом пескарике, что проживал на дне реки и боялся покинуть свою норку. Жизнь проходит мимо — ни приятелей с развлечениями…

  • Карась-идеалист

    Карась-идеалист — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна детям всех возрастов. В ней показана жизнь карася и его споры с ершом о добродетели. Всё водное общество следило за тем, кто выиграет в диспуте. Идеалист…

  • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое многими детьми и взрослыми. В нем рассказывается, как пара генералов однажды проснулась вдали от дома, и им захотелось…

  • Богатырь

    Сказка Богатырь – произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое с детства взрослыми и детьми. Главный герой сказки Богатырь, сын самой Бабы-яги. И выкормила его мать, и вырастила – могуч и силён стал Богатырь. Только силу…

  • Бедный волк

    Сказка Бедный волк – произведение Михаила Салтыкова Щедрина, которое скрасит домашний досуг и дополнит внеклассное чтение для школьников. Волки – звери безжалостные, иначе не выжить им. Вот и герой сказки «матёрый» Волк…

  • Орел-меценат

    Сказка Орёл-меценат – произведение русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина с долей сатиры, которую можно читать всей семьёй. Герой сказки – гордый и тщеславный орёл, которому надоела жизнь в отчуждении. Решил он себе…

  • Самоотверженный заяц

    Самоотверженный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, с которой стоит познакомиться каждому члену семьи. В ней говорится о том, как однажды заяц попал в немилость к волку. Серый хищник был в то время сыт и заставил зайца…

  • Коняга

    Коняга — аллегорическое произведение Салтыкова-Щедрина, которое стоит прочесть с детьми старшего возраста. В нём автор описывает жизнь Коняги, его хозяина и их совместном бесконечном труде. Однажды вспомнил о Коняге брат…

  • Медведь на воеводстве

    Медведь на воеводстве — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна все детям. В ней идёт речь о трёх воеводах Топтыгиных. Они сменяли друг друга по назначению Льва. В подчинённых им лесах каждый из них совершал непростительные…

  • Здравомысленный заяц

    Здравомысленный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, которая подойдет для прочтения с детьми старшего возраста. В ней показан обычный заяц, склонный к размышлениям об устройстве жизни каждого вида. День за днем заяц…

  • Дурак

    Сказка Дурак – поучительное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое заставляет задуматься над человеческими пороками. Родился у умных родителей сын-дурачок, да не обычный, а с особенностью. Тихий он был и ласковый…

  • Гиена

    Гиена — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое вызовет отклик в душе каждого читателя. В начале своего творения автор описывает внешне безобидный облик гиен. Автор не обходит стороной рассказ о повадках этих животных…

  • Ворон-челобитчик

    Ворон-челобитчик — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое и сегодня задает актуальные вопросы вдумчивому читателю. В нем показано, как старый ворон замечает, что его породе скоро придет конец. Вокруг он наблюдает…

  • Верный Трезор

    Верный Трезор — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое будет интересно обсудить взрослым читателям с подростками. В нем показана жизнь дворового пса Трезора. Он всю жизнь сторожит лабаз купца Воротилова. Какими…

:
В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил 🏝️

Глупые беспомощные генералы попали на необитаемый остров, но и там умудрились найти мужика и заставить его служить им. Тот покорно добыл им еды, построил корабль и отвёз их назад в Петербург.

Пропала совесть

Совесть превратилась в грязную тряпку, и каждый хотел от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть нашла пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.

Дикий помещик 🐻

Помещик мечтал избавиться от мужиков, и однажды они исчезли. На базаре сразу пропала еда, в казне кончились деньги, а помещик одичал. Начальство всполошилось, вернуло мужиков, и всё пришло в норму.

Премудрый пискарь 🐟

Умный пескарь решил, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его не съедят. Умирая в одиночестве, он понял, что не было в его жизни ни дружбы, ни любви, а все вокруг считают его дураком.

Самоотверженный заяц

Заяц ослушался волка. В наказание волк решил его съесть, но отпустил попрощаться с невестой, оставив в заложниках невестиного брата. Заяц покорно вернулся в волчий плен, а волк оставил в плену обоих.

Бедный волк

Всю жизнь волк убивал и разбойничал, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понял, что убивать — плохо, но иначе жить не мог, поэтому решил покончить с жизнью, сдавшись охотникам.

Добродетели и Пороки

Добродетели и Пороки долго враждовали. Примирило их Лицемерие, которое умело быть то доброде­тельным, то порочным. С его помощью Пороки и Добродетели научились притворяться своей противо­по­ложностью.

Медведь на воеводстве

Трёх медведей по очереди назначали воеводами леса. Первые двое захотели прославиться, учинив кровопролитие, но потерпели поражение. Последний не вмешивался в жизнь леса и заслужил похвалу правителя.

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

Газетчик печатал неправду ради наживы. Потом стал писать правду, но всё равно богател. В результате, начитавшись правды, читатель перестал всего бояться, по ошибке попал в кутузку, заболел и умер.

Вяленая вобла

Вяленая вобла без мыслей, чувств и совести стала чиновником-бюрократом и приучила людей жить без чувств и желаний. От неё ждали действий, но дальше разговоров дело не двинулось. В итоге воблу съели.

Орёл-меценат

Орёл захотел стать помещиком, нагнал крепостных, основал науки и искусства. Но просвещение пользы не принесло: орёл остался невеждой и кровожадным самодуром, а его помощники — ворами и интриганами.

Карась-идеалист

Карась рассуждал о свободе и равенстве для всех рыб, он считал, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он сказал ей эти слова, и та от удивления съела его.

Игрушечного дела людишки

Рассказчик познакомился с мастером, механические куклы которого разыгрывали отврати­тельные и порочные спектакли. Рассказчик, шокированный увиденным, был рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.

Чижиково горе

Чиж женился на канарейке, которой нравилось тратить его деньги на друзей. Вскоре она перестала ночевать дома, потом и вовсе улетела. Вернулась потрёпанная, и они стали жить вместе без радости и любви.

Верный Трезор

Умный пёс верно служил купцу, охранял его семью и лавку. На службе пёс состарился, ему нашли сменщика, которого он обучил. Наконец пёс облез и ослеп, купец приказал его утопить и быстро забыл о нём.

Недреманное око

Родившись, прокурор сразу получил должность в сенате. Недреманным оком он видел одни пустяки, а дреманным не видел настоящих преступников. Но в сенате такие стали не нужны, и он лишился должности.

Дурак

У умных родителей родился сын-дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители попытались сделать сына таким, как все, но его не изменили даже скитания, и он остался дураком навсегда.

Соседи

Богач попытался помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не вышло. Наконец богач обратился к мудрецу и узнал, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.

Здравомысленный заяц

Заяц считал, что судьба зайцев — быть съеденными, для того они и существуют. Встретив лисицу, он покорился судьбе, хотя ему и выпал шанс сбежать. Лисица долго играла с зайцем и наконец съела его.

Либерал

Либерал мечтал претворить свои идеалы в жизнь и попросил совета у сведущих людей. По их совету он начал действовать «в пределах» и «по возможности», пока его высокие идеалы не увязли в грязи подлости.

Баран-непомнящий

Баран увидел сон, но не смог его вспомнить. Он стал тревожным и перестал обращать внимание на овец. Его высекли, но это не помогло — баран начал видеть сны постоянно. Он отощал, потерял силы и умер.

Коняга

Коняге приходилось тяжело трудиться и жить на подножном корму. Его брат, который жил в тёплом стойле и ел не солому, а овёс, удивлялся, что Конягя не умер от такой жизни, а продолжает тянуть ярмо.

Кисель

Господа любили кисель, но потом стали кушать заграничные лакомства и уехали в тёплые края, а кисель отдали свинье. Деньги кончились, господа вернулись домой и горевали, что киселя нет и есть нечего.

Праздный разговор

Губернатор утверждал, что он бесполезен. Предводитель дворянства спорил, но губернатор отверг все аргументы. Предводитель спросил, что же такое его жалование, а губернатор ответил, что это воздаяние.

Деревенский пожар

Деревня сгорела, а вместе с ней сын одной из жительниц. Добрая барыня пожертвовала ей денег, но несчастная мать отказалась. Потом деревня отстроилась заново, но мать погибшего ребёнка исчезла.

Путём-дорогою

Двое крестьян возвращались домой из города с подработок, жаловались друг другу на тяжёлую жизнь, голод, старосту-негодяя. Один решил отыскать Правду, но другой считал, что Правды на свете уже нет.

Богатырь

Баба-яга родила богатыря, он вырос, лёг в дупло и уснул. Когда пришли враги, люди стали звать богатыря на помощь, но он не проснулся. Позже выяснилось, что богатырь сгнил, одна голова осталась.

Гиена

Гиена — хитрое и злобное животное, на которое похожи некоторые люди. Иногда кажется, что «гиенские» черты характера вытеснили человеческие, но рассказчик уверен, что «человеческое» восторжествует.

Приключение с Крамоль­никовым

Писатель-патриот, верящий в добро, обнаружил, что его талант иссяк. Его друзья и читатели отвернулись от него, и он понял, что его работа была бесполезна, ведь она ничего не изменила в жизни людей.

Христова ночь

Воскресший Господь наградил бедных и несчастных, осудил грешников и показал им путь к спасению. Прощения не заслужил только предатель — он был осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.

Ворон-челобитчик

Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, искал правды у начальства. Ему объяснили, что пока у каждого есть своя личная правда, но придёт время одной настоящей правды на всех.

Рождественская сказка

Впечатли­тельный и болезненный мальчик услышал проповедь о Правде, обнаружил, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умер, не выдержав этого несоответствия.

Михаил Салтыков-Щедрин — биография


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – русский писатель XIX века, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», государственный чиновник.

Михаил Салтыков известен как автор «Губернских очерков», сатирического романа «История одного города» и «Сказок для детей изрядного возраста». Поскольку Михаил Евграфович совмещал литературную деятельность с государственной службой, ему пришлось взять псевдоним «Щедрин». Шестнадцать лет он работал редактором прогрессивного журнала «Отечественные записки».

Детские годы

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в дворянской семье. Его отец, Евграф Васильевич Салтыков, прежде служивший чиновником Московского архива иностранной коллегии, в 1816 году вышел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать будущего писателя, Ольга Михайловна Забелина, дочь мелкопоместного московского дворянина, в пятнадцать лет вышла замуж за Салтыкова, который был старше её на четверть века, и всю жизнь занималась воспитанием детей. Кроме Михаила в семье было ещё пятеро детей – два мальчика и три девочки. Ольга Михайловна отличалась властным характером и жестокосердием. Она одинаково грубо обращалась как с крепостными, так и со своими детьми. В доме практиковалось наказание розгами и часто раздавался детский плач. Несмотря на то, что мать писателя была суровой помещицей, никакого отношения к печально известной Салтычихе она не имела.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина в детстве

Дети Салтыковых не знали материнской ласки, но все получили достойное образование. Основам грамоты Михаила научил крепостной художник Павел Соколов. Многие предметы ему помогла освоить старшая сестра Надежда, окончившая институт благородных девиц. Закон Божий и латынь он познал благодаря занятиям с приходским священником, имеющим приход в соседнем селе Заозерье. Иностранным языкам Михаила обучали гувернантки. С ранних лет он неплохо владел французским и немецким. Полученного начального образования было вполне достаточно, чтобы Салтыкова-младшего приняли сразу в третий класс Московского дворянского института, одной из самых престижных школ того времени. В этом закрытом учебном заведении учились такие известные литературные деятели как Василий Жуковский, Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов. Салтыков проявил прекрасные способности к наукам и отличался образцовым поведением, поэтому через два года обучения в 1838 году его рекомендовали в Императорский Царскосельский Лицей.

Выпускники этого привилегированного учреждения попадали на полное государственное учреждение, а по его окончании получали чины согласно Табели о рангах. Но обстановка в Лицее в 1830-е годы была уже не та, что во времена обучения Александра Пушкина. Не могло быть и речи ни о каком лицейском братстве. Лицей, скорей, напоминал военную казарму со строгим распорядком и общими комнатами. В заведении обучалось много детей военных. Салтыков-Щедрин ни с кем не сдружился и всё больше искал уединения. Его часто сажали в карцер за неопрятность в одежде, сквернословие и курение. Своим диким поведением он заработал прозвище «Сумрачный лицеист».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Салтыков-Щедрин в молодости

В минуты уединения Салтыков-Щедрин сочинял стихи, переводил иностранных поэтов, читал. Свои сочинения он прятал в сапоги, но их находили и теперь уже за сочинения неодобрительного содержания непокорного лицеиста снова и снова отправляли в карцер. Некоторые из его ранних опусов были опубликованы в 1841 и 1842 году на страницах ежемесячного петербургского журнала «Библиотека для чтения». Позднее сам автор признал их слабыми и подражательными (примерами ему служили романтические стихи Михаила Лермонтова и Владимира Бенедиктова), и после окончания Лицея стихов больше не писал.

Вольнодумство

В аттестате, полученном Салтыковым-Щедриным по окончании Лицея в 1844 году, были отмечены его успехи в учёбе, но из-за неидеального поведения ему было присвоено звание коллежского секретаря, а не титулярного советника как большинству выпускников. Он поступил на внештатную службу в военное ведомство и только через два года получил должность помощника секретаря.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Однако служба мало интересовала недавнего выпускника. Его интересовала литература, театр и тайные собрания социалистов (одним из его однокашников был мыслитель Михаил Петрашевский, который устраивал у себя дома собрания по пятницам). Сферой интересов прогрессивных молодых людей того времени были идеи французских утопистов с их принципами «свободы, равенства и братства». Салтыков-Щедрин много читал Шарля Фурье и Этьена Кабе, увлекался романами Жоржа Санда. Вскоре вместе с публицистом Владимиром Милютиным и литературным критиком Валерианом Майковым он организовал кружок отличный от сборищ «петрашевцев». Друзья полагали, что идеи французских утопистов слишком далеки от русской действительности, а следует здраво и реалистично смотреть на преобразование самодержавно-крепостнического общества. Салтыков-Щедрин начал писать и печататься в «Отечественных записках». Сначала это были небольшие автобиографические заметки. Затем идеи французской революции 1789 года нашли отражение в его повести «Противоречия» (1847 год) и «Запутанное дело» (1848 год). Попытка напечатать повести в журнале «Современник» не удалась. Его редактор Иван Панаев предупредил автора, что такие смелые произведения цензура может запретить и их издание может иметь более серьёзные последствия. Он оказался прав. Опубликованные в «Отечественных записках» вольнодумные повести привлекли внимание надзорных органов. Тем более что в Европе только что прокатилась волна революций 1840-х годов.

Могут быть знакомы

Ссылка

Весной 1848 года «в наказание за вольнодумие» Салтыкова-Щедрина сослали в Вятку, определив на небольшую должность в канцелярии губернского управления. Однако уже осенью его повысили по службе, назначив старшим чиновником для особых поручений, а в августе 1850 года сделали советником губернского правления. Теперь он много работал – возглавлял хозяйственное отделение и ездил по следственным делам не только по Вятской губернии, но и Пермской, Казанской и Нижегородской. Он внимательно изучал провинциальную жизнь, общался с людьми разных сословий и, набрав достаточное количество наблюдений, описал их в «Губернских очерках». Когда в 1856 и 1857 году под псевдонимом «Щедрин» их напечатали в «Русском вестнике» о писателе заговорили как о мастере, способном передать типажи русских людей, населяющих необъятные просторы провинций. «Губернские очерки» стали ставить в один ряд с «Мёртвыми душами» Николая Гоголя. По поводу псевдонима есть предположение, что он выбран потому, что в поместье Салтыковых многие крестьяне носили такую фамилию. Есть более романтическая версия: слово «щедрый» в переводе на французский означает – libéral, а либералы – это те, кого изобличал в своих произведениях писатель.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Однообразная жизнь Салтыкова-Щедрина в ссылке подтолкнула его заняться переводами Токвиля, Вивьена, Шерюеля и посещать дома местных вельмож. Для дочерей вятского вице-губернатора Аполлона Болтина, с которым писатель мало-помалу сдружился, он написал «Краткую историю России». В одну из дочерей чиновника – Елизавету, Салтыков-Щедрин влюбился. Была назначена помолвка.

Несколько раз писатель уведомлял императора о своих служебных успехах и просил освободить его от ссылки. За него хлопотали друзья и родные. Но на фоне Крымской войны и смены императора (в феврале 1855 года почившего в Бозе Николая I сменил Александр II), вопрос прощения Салтыкова-Щедрина никак не решался. И только старания Петра Ланского и его двоюродного брата Сергея Ланского, служившего министром внутренних дел, достигли цели. Высочайшей милостью писателю дозволили проживать и служить где угодно.

Возвращение

В конце 1855 года Салтыков-Щедрин, наконец, покинул Вятку. Его путь пролегал через Владимир, где теперь жила его невеста, и Заозерье, в котором его мать купила усадьбу. Лишь в январе 1856 года скиталец добрался до Санкт-Петербурга. Вскоре он получил место в министерстве внутренних дел и обвенчался с Елизаветой Болтиной в Москве.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В 1858 году Салтыкова-Щедрина назначили вице-губернатором Рязани, а в 1860 году он добился перевода в Тверь. Даже загруженный по службе, в этот период он много писал – из-под его пера выходили сатирические рассказы и статьи о крестьянской жизни для журналов «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения». Наученный горьким опытом, писатель овладел в обход цензуры эзоповым языком. Поэтому сегодняшним читателям некоторые места его произведений могут показаться странными.

В 1862 году литератор вышел в отставку и попытался начать издательство собственного журнала. Из этой затеи ничего не вышло, тогда он перебрался в Петербург, где по приглашению Николая Некрасова стал редактором «Современника». Два года на страницах журнала он вёл обозрение «Наша общественная жизнь», состоящее из авторских очерков об общественной жизни, театральных хроник и рецензий на книги, печатал свои художественные произведения. В этот период были изданы два сборника его рассказов – «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы» (1863 год).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Журнал «Современник»

В 1864 году Салтыков-Щедрин из-за стеснения, которое ему доставляла цензура, распрощался с «Современником» и вернулся на государственную службу. В течение трёх лет он попеременно был управляющим казённых палат Пензы, Тулы и Рязани и хорошо изучил закулисную сторону высшей бюрократии. Он ничего не публиковал, но писал памфлеты на чиновников, из-за чего у него постоянно возникали конфликты. После жалобы губернатора Рязани Салтыкова-Щедрина снова отправили в отставку, и он вплотную занялся литературной деятельностью.

На протяжении десяти лет писатель работал над тремя главными книгами своей жизни. Его романы «Помпадуры и помпадурши», «История одного города» и «Господа Головлёвы» были закончены в разное время, но напечатаны и изданы почти одновременно – в начале 1870-х.

В то же время Салтыков-Щедрин занялся редакторской деятельностью, став сотрудником журнала «Отечественные записки». Николай Некрасов, лишившийся своего «Современника», с 1866 года был его главным редактором.

«Отечественные записки»

Время работы в «Отечественных записках» считается самой блестящей порой в литературной жизни писателя.

Салтыков-Щедрин вёл в журнале отдел беллетристики и переводной прозы. За шестнадцать лет редакторской работы именно в «Отечественных записках» он опубликовал почти все свои произведения. В выпусках журнала печатались «Письма из провинции», «Дневник провинциала», «Недоконченные беседы», «Убежище Монрепо». Его знаменитые сказки, написанные не для детей, увидели свет тоже в «Отечественных записках». Первыми были «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Похожие на басни, сказки имели сатирический подтекст и содержали большое количество иносказаний.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В 1869 году на страницах журнала по частям стал печататься роман «История одного города», который в дальнейшем литературоведы назвали вершиной сатирического жанра. В ироничном тоне автор описал жизнь города с вымышленным названием Глупов при разных градоначальниках. В качестве прототипов правителей он взял российских императоров (Петра I, Петра III, Павла I, Александра I и Николая I) и известных государственных деятелей (Михаила Сперанского и Алексея Аракчеева).

Отдельным изданием роман вышел в 1870 году. Писатель Иван Тургенев высоко оценил глубокий смысл произведения, отметив, что роман пусть иносказательно, но отражает всю историю русского общества второй половины девятнадцатого столетия. Публицист и издатель Алексей Суворин, наоборот, счёл его искажающим исторические факты, издевательским, направленным не только против правителей, но и против русского народа. На страницах «Отечественных записок» Салтыков-Щедрин пояснил для Суворина, что его сочинение направлено в первую очередь против проявлений произвола и дикости, которые должны претить нормальному честному человеку.

После смерти Николая Некрасова в 1878 году руководство журналом «Отечественные записки» взял на себя Михаил Евграфович. Потеря товарища по работе и родственной души по писательской идеологии произвела очень сильное впечатление на литератора. Он был очень огорчён ещё тем, что местом погребения его друга стало кладбище петербургского Новодевичьего монастыря. Всё-таки в Петербурге писателей принято было хоронить на Волковском кладбище. Своё вдохновенное произведение «Пошехонская старина» Салтыков-Щедрин посвятил именно Некрасову.

Журнал всё чаще стал получать предупреждения от цензуры. Поэтому три новые сказки писателя, написанные в 1882 году, с виду похожие на русские народные сказки о животных, – «Премудрый пискарь», «Бедный волк» и «Самоотверженный заяц» автор опубликовал через два года.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Салтыков-Щедрин в своем кабинете

За «вредное направление» публикаций номера «Отечественных записок» регулярно изымались из печати, а в 1884 году издание закрыли. Свои последние творения Салтыков-Щедрин передавал в другие журналы. Некоторые его рассказы и сказки напечатала «Неделя», что-то опубликовали «Русские ведомости» и «Сборник литературного фонда». Цикл очерков «Мелочи жизни», «Пошехонские рассказы» и роман «Пошехонская старина», намекающий на Заозерье Угличского уезда, автор публиковал в «Вестнике Европы».

Некоторые произведения Салтыкова-Щедрина были выпущены отдельными изданиями или в виде сборников при жизни писателя (остросоциальный роман «Господа Головлёвы» был опубликован в 1880 году, «Пёстрые письма» – в 1886 году, «Мелочи жизни» – в 1887 году), но часть их увидели свет только после его смерти («Сказки» изданы в 1887 году, «Пошехонская старина» – в 1890 году).

Писатель всегда считал литературу делом чрезвычайно важным. Незадолго до смерти в своём навете сыну он написал: «паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

Личная жизнь

Единственная супруга Салтыкова-Щедрина Елизавета Болтина или Бетси, как называли её близкие, была младше писателя на четырнадцать лет. Это обстоятельство являлось главной причиной, по которой долгое время отец невесты писателя вятский вице-губернатор Аполлон Болтин откладывал их женитьбу. Кроме того, в 1855 году чиновника перевели во Владимир и у влюблённых практически не было возможности видеться, поскольку Салтыкову-Щедрину не по служебной надобности запрещалось покидать место ссылки. Один раз он нарушил запрет и посетил Владимир, но больше не рисковал, поскольку подобная смелость обернуться для него каторгой.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Салтыков-Щедрин и его жена Елизавета Болтина

Свадьба и венчание в Крестовоздвиженской церкви города Москвы состоялась 6 июня 1856 года. На церемонии со стороны Михаила Евграфовича присутствовал только его младший брат Илья. Мать не приехала на свадьбу – она не признавала невестку, считая её бесстыдно молодой и не обеспеченной достаточным приданным.

Семейная жизнь пары складывалась трудно. Михаил Евгафович, унаследовавший резкий характер матери, был нетерпелив и вспыльчив, груб со слугами. Все его боялись в доме. Салтыкова-Щедрина очень раздражало кокетство и жеманство его супруги. Но зато его супруга обладала добрым нравом и умела сглаживать углы в непростых отношениях. Привыкшая к красивой жизни в доме родителей, она добилась того же и в доме писателя. Елизавета Аполлоновна не обладала большим умом и знаниями, но с делом переписки рассказов и очерков мужа справлялась вполне сносно. После смерти писателя она довольно ловко разобралась со всеми наследственными делами, включая литературные.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

У супругов долгое время не было детей. Лишь спустя семнадцать лет после венчания в семье появились дочь Елизавета и сын Константин. Они не отличались какими-нибудь способностями. Однако Михаил Евгафович по-своему их любил.

Известно, что Салтыков-Щедрин был заядлым игроком в карты. Он часто проигрывал и очень злился на партнёров, называя их шулерами. Анализируя его произведения, можно предположить, что писатель умел играть на фортепиано и неплохо разбирался в винах.

Смерть

Годы, проведённые Салтыковым-Щедриным в Вятке, частые разъезды, запрет на деятельность «Отечественных записок», болезнь сына – всё это сказалось на здоровье писателя.

В 1875 году он тяжело заболел ревматизмом. Своё состояние и мучительную восприимчивость ко всему он описал в сказке «Приключение с Крамольниковым» и в «Пёстрых записках». До последнего дня Михаил Евграфович работал – записывал свои мысли для будущего произведения, которое хотел назвать «Забытые слова».

Последние дни Салтыков-Щедрин лежал в полном одиночестве, не желая никого видеть. Если кто-то приезжал его навестить просил передать, что занят – умирает.

Памятники Михаилу Салтыкову-Щедрину

28 апреля (10 мая) 1889 года великий сатирик умер. Причиной смерти врачи назвали осложнения, возникшие после простуды.

По воле литератора его похоронили на Волковском кладбище в Петербурге рядом с могилой Ивана Тургенева.

В 1936 году захоронение Салтыкова-Щедрина было перенесено на Литераторские мостки.

Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Основной пафос творчества Салтыкова-Щедрина заключался в решительном отрицании любых форм угнетения человека ради утверждения идеалов гуманизма и демократии.

Ещё в родительском имении будущий писатель был свидетелем унижения крепостных в самых отвратительных вариациях.

Будучи чиновником государственной службы, он досконально изучил взаимодействие представителей власти с народом и убедился, что Российское государство, прежде всего, печётся о дворянах, а не о простых людях, к которым сам он проникся глубоким уважением.

В своем творчестве Салтыков-Щедрин объединил качества проникновенного художника, глубоко постигшего социальную психологию разных слоев общества, и темпераментного политического мыслителя-публициста, страстно сражающегося за раскрепощение общественного сознания России.

Он стал приемником русского сатирического направления в литературе, заложенного Д.И.Фонвизиным, А.Н. Радищевым и А.С.Грибоедовым, но придал сатире характер политического оружия.

«Его смех горек и пронзителен, его насмешка нередко оскорбительна… В Салтыкове есть что-то свифтовское; этот серьёзный и свирепый юмор, этот реализм, трезвый в своей ясности среди самой дикой игры воображения, и особенно этот непоколебимый здравый смысл… эта умеренность — ни на минуту не изменяют автору…» – писал Иван Тургенев.

Нескончаемая галерея Щедринских трусов, подлецов, праздных мечтателей, тупиц, хищников, пенкоснимателей всех мастей этих «премудрых пескарей», «карасей-идеалистов», «диких помещиков», Угрюм-Бурчеевых, Деруновых, Разуваевых и многих других уродцев положила начало новой традиции изображения негативных персонажей в русской сатирической литературе и повлияла на дальнейшее развитие демократической литературы в целом. Под влиянием Салтыкова-Щедрина создавались произведения поэтов и писателей сатирического журнала «Искра», Глеба Успенского, Николая Лескова, в дальнейшем – Антона Чехова. В XX веке его влияние отразилось в творчестве Максима Горького, Владимира Маяковского и Михаила Булгакова.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Склонность автора к языковой игре позволяет отнести его к предшественникам писателей-авангардистов XX века, для которых языковой эксперимент был почти самоцелью.

Творчество Салтыкова-Щедрина имеет общечеловеческое и даже мировое значение. Он дорог своей любовью к простому народу, верностью идеалам и страстным желанием сделать жизнь лучше.

Избранные произведения

  • «История одного города»
  • «Господа Головлёвы»
  • «Пошехонская старина»
  • «Годовщина»
  • «Добрая душа»
  • «Испорченные дети»
  • «Соседи»
  • «Чижиково горе»
  • «Смерть Пазухина»
  • «Тени»
  • «Дикий помещик»
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • «Премудрый пискарь»
  • «Карась-идеалист»
  • «Либерал»

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Урок 30. «Сказки для детей изрядного возраста»: многообразие тем и героев

Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин вошёл в историю русской литературы прежде всего как писатель, воплотивший в прозе народные мотивы. В его сказках мудро сочетаются комичные и трагичные элементы, фантастические и реальные ситуации. «Сказки для детей изрядного возраста» — это сборник, в котором отразилось сатирическое негодование автора по поводу произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

М. Е. Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыков-Щедрин

Цели и задачи

Цель:

  • рассмотреть идейно-художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

  • познакомиться с текстами «Сказок для детей изрядного возраста»;
  • сформировать представление о композиции и проблематике сказок;
  • научиться анализировать средства художественной выразительности в сказках.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • об особенностях создания сатирических сказок;

мы научимся:

  • определять сатирические элементы, которые М. Е. Салтыков-Щедрин использовал в своих произведениях;

мы сможем:

  • выявить идейное своеобразие сказок.

«Сказки для детей изрядного возраста»: многообразие тем и героев

Как называется первая опубликованная сказка Салтыкова-Щедрина?

В этом произведении три героя.

«Верный Трезор»

«Богатырь Категория»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Бедный волк»

«Баран-непомнящий»


  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Сказки для детей изрядного возраста»

Тургенев
сказал о произведениях Салтыкова-Щедрина:
«Щедрин как бы преувеличивает истину
посредством увеличительного стекла,
но никогда не искажает ее суть».
Действительно, фантастическое в сатире
Салтыкова-Щедрина в преувеличенном
виде отражает закономерности самой
реальности: аллегорические, гротесковые
образы в «Сказках», «Истории одного
города» подчеркивают парадоксальность,
алогичность происходящего, совмещение
трагического и комического, вызывая
одновременно смех и ужас.

Основа
комического в литературе – несоответствие
идеала и реальности, желаемого и
действительного
;
в «Сказках для детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин показывает, насколько
духовно скудной и порочной оказывается
человеческая жизнь, утратившая высшее
предназначение. Используя такие приемы
создания комического эффекта, как
аллегорию
(иносказание), гиперболу
(преувеличение) и гротеск
(сильное преувеличение, выводящее
изображаемое в сферу фантастики),
писатель поднимает не только
конкретно-исторические проблемы
последних двух десятилетий девятнадцатого
века, но и общечеловеческие, вневременные
– проблемы нравственного выбора, смысла
жизни, предназначения человека.

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый
пискарь» в аллегорических образах
пескаря и щуки отражаются трусливый,
соглашательский характер русского
либерализма конца 19 века и самодержавие,
не способное изменить свою «хищную»
природу. Скрываясь всю жизнь от щук,
пескарь, по сути, позволял им тем самым
делать всё, что они хотят. «Вот кабы все
так жили – то-то в реке тихо было!» —
хвалят пескаря щуки.

Центральной в сказке
становится проблема смысла жизни:
оправданна ли жизнь, единственная цель
которой – дума о себе? Страх, появившийся
еще до рождения пескаря, был передан
ему в рассказах отца, однако если
пескарь-отец все же «помаленьку да
полегоньку» жил, то существование
«премудрого пискаря» уже трудно назвать
жизнью – это скорее страх, растянутый
более чем на сто лет. Цель жизни пескаря
– «надо так прожить, чтоб никто не
заметил», а потому первое, что он делает,
— придумывает особую нору, «чтоб ему
забраться в нее было можно, а никому
другому – не влезть». Образ норы
становится символическим, отражая
абсолютную замкнутость, бегство от мира
и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной,
бессмысленной жизни «премудрого пискаря»
— пустота и полное одиночество. Все
содержание его блёклого существования
уместилось в одни только отрицательные
частицы: «не женился, детей не имел»,
«ни друзей у него, ни родных», «не ест,
не пьет, никого не видит, ни с кем
хлеба-соли не водит». Единственный
глагол, не имеющий отрицательной частицы,
— «дрожал»: «Он жил и дрожал — только и
всего». Незадолго до смерти внезапно
пробуждается в пескаре горькое осознание
бессмысленности прожитой жизни: словно
кто-то невидимый напомнил ему о
существовании вечных ценностей, о
которых пескарь в своем дрожании забыл,
— и ему оказалось нечем оправдаться.

«Карась-идеалист»

Удивительно
современно звучит сказка «Карась-идеалист»,
в которой высмеиваются благодушные
мечты, никак не связанные с жизнью,
абсолютно далекие от реальности. Казалось
бы, всё, о чем говорит карась, — истины
вечные и прекрасные: «не верю, чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию», «надобно, чтобы рыбы любили
друг друга, чтобы каждая за всех, а все
за каждую», «справедливость восторжествует:
сильные не будут теснить слабых, богатые
– бедных». Однако эти истины словно
живут отдельно от реальной жизни, которую
карась совершенно не знает: произнося
высокие слова, воодушевляясь от самого
процесса их произнесения, карась,
например, ничего не слышал о главной
рыбьей опасности – «ухе». Сам карась,
ратующий за «гармонию» и «справедливость»,
полагает тем не менее, что эти вечные
ценности не для всех, на ракушек, например,
они не распространяются, а потому их
можно поедать на том лишь основании,
что каждому свое: «ракушки – ракушки,
а караси – караси».

Попытавшись одними
лишь словами о «добродетели» изменить
хищную природу щуки, карась был ею же
незаметно съеден – причем щука и не
поняла, как это произошло. В чем смысл
этой сказки? Мир, конечно, далек от
совершенства и справедливости, однако
одними лишь прекрасными мечтами и
высокими словами о «добродетели» его
не изменить. Часто на Руси рутинной,
негромкой, но постоянной работе
противопоставляли высокие слова и
громкие подвиги, однако мечтатели либо
объявлялись сумасшедшими, либо погибали,
оставляя звонкие легенды, а жизнь все
так и оставалась необустроенной и
неуютной.

«Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил

Социальные и
нравственные проблемы поднимает писатель
и в сказке «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил». События
сказки становятся своеобразной моделью
социальных отношений в России: мужик –
основа того мира, в котором живут
многочисленные генералы, полагая, что
именно они – хозяева жизни.

Комическое в этой
сказке основано на абсолютном
несоответствии того, какими видят себя
генералы и какими они в действительности
являются. Бессмысленность – знак жизни
щедринских генералов: они всю жизнь
служили в какой-то регистратуре и,
следовательно, как добавляет писатель,
«ничего не понимали». Не знали они того,
что «человеческая пища в первоначальном
виде летает, плавает и на деревьях
растет», не представляли, «где восток
и где запад». Они абсолютно не способны
осознать даже то, что с ними произошло:
беспокоятся о том, кому теперь на
необитаемом острове нужны будут их
доклады да кто за них пенсию получать
станет.

Если генералы
единственным своим долгом считают
повелевать, то «громаднейший мужичина»
— подчиняться. Для него естественно,
что «строгие генералы» полностью им
распоряжаются и разве только от сытости
вспоминают, что можно и «тунеядцу» дать
частичку наготовленной им же самим
провизии. Как само собой разумеющееся
воспринимает он и веревку, им сплетенную,
которой генералы привязывают его к
дереву, чтоб «не убёг». Все свои труды
мужичина считает святейшей обязанностью
да еще и благодарен генералам, что «они
его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися!» Духовный сон,
непробужденность сознания высвечивает
Щедрин в своем «мужичине» — мастере на
все руки. Талантливость и многотерпеливость
русского «мужичины» вызывают у писателя
и грусть, и протест, ведь именно эта
безропотная готовность быть рабом и
поддерживает в многочисленных российских
«генералах» желание быть господином.

«Дикий помещик»

Сказка Щедрина
«Дикий помещик» показывает саму суть
взаимоотношений между двумя основными
социальными группами России 19 века –
между крестьянами и помещиками. Писатель
развенчивает уверенность высших слоев
общества в том, что именно от них зависит
движение жизни. Без мужика оказываются
невоплотимыми не только грандиозные
проекты помещика (выписать машины из
Англии, развести сады), но даже малейшие
его жизненные потребности. Без мужика
и сама жизнь «глупого помещика», и даже
его облик уродливо изменяются: сначала
помещик «тело имел мягкое, белое,
рассыпчатое», потом постепенно перестал
умываться, питался только пряниками, а
затем и вовсе одичал.

Однако, как показывает
в этой сказке Щедрин, человеческую
природу уродует не только привычка
повелевать, но и готовность покоряться.
Без мужиков замирает жизнь не только
во владениях помещика, но в городе, а
потом и в государстве: «на базаре ни
куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»,
некому платить подати, беднеет казна.
Но крестьяне не в состоянии осмыслить
свою значимость. По мнению мужиков, чем
строже помещик, чем разорительнее с них
взыскивает, тем он разумнее: «Видят
мужики: хоть и глупый у них помещик, а
разум ему дан большой. Сократил он их
так, что некуда носа высунуть». Именно
эта неосознанность крестьянами своей
значимости позволила Щедрину уподобить
их рою пчёл: «В это время через губернский
город летел отроившийся рой мужиков и
осыпал всю базарную площадь».

Комическое и
трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина
оказываются нераздельными: высмеивая
пороки российской жизни и человеческой
натуры, писатель с горечью отмечает
необустроенность и нелепость жизни, ее
несовместимость с нравственным и
социальным идеалом.

3

Соседние файлы в папке 5

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Кто выгнал из избы козу в сказке о козе лупленой
  • Кто бы это ни был как пишется
  • Кто выбирает тему итогового сочинения
  • Кто бы что ни говорил как правильно пишется
  • Кто выбивал копытом драгоценные камни в сказке серебряное копытце