Странность Чацкого и конфликт двух поколений
Главный мотив произведения А. С. Грибоедова заключается в описании конфликта двух поколений, которые отличаются противоположным мировосприятием. Автор противопоставляет Чацкого всем знатным особам, собирающимся в доме Фамусова. Ярким представителем последнего выступает Молчалин, фразы которого являются полной противоположностью речам Александра Андреевича.
Молчалин — типичный лицемер. Он хитер и двуличен, даже по отношению к Софии. При этом мужчина умеет выслуживаться перед другими и всецело им угождать, чтобы добиться выгоды.
Александр не привык прислуживаться, считая это недопустимым действием. Он готов честно служить, чтобы получить чин. Однако к людям относится с опаской, боясь их обмана. Он не похож на Молчалина и всех членов «фамусовского общества» ни своими взглядами на жизнь, ни характером.
Всё это делает его странным в глазах окружающих и непонятым. Он «лишний» человек здесь, так как не хочет вести такой же образ жизни, как все вокруг. Его мечта — изменить общество, мир. Но разве можно это сделать только едкими словами? Общество не желает понимать героя и, можно сказать, прогоняет его. Для Фамусова и его окружения Чацкий сошел с ума…
Образ передового человека в русской литературе
Русская литература ранее не знала «нового человека». Грибоедов впервые показал читателю свободного и гуманного гражданина с возвышенными идеями, выступающего против консервативного общества. Его герой умен и культурен, наделен прогрессивными взглядами относительно окружающего мира и отношений между людьми. Именно таким выступает А.А. Чацкий.
Представители знати в доме Фамусова совершенно похожи друг на друга: готовы льстить и угождать другим ради собственной выгоды. Они не привыкли лицезреть инакомыслящих людей, считая их странными. Даже сегодня есть подобные «Александры Андреевичи» — сумасшедшие по мнению людей, которые привыкли жить и думать по шаблонам.
Краткая характеристика Чацкого
Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:
- в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
- положительности героя, который является прирожденным максималистом;
- во всех его чувствах и действиях.
Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.
Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова
, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.
Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя
, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.
Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.
В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом
, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению
, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.
Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.
Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.
Сочинение по литературе. Можно ли считать чацкого лишним человеком
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной <… contentScore=»744″> мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.
</…>
Противоречия в характере героя
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.
Своеобразное мировоззрение героя
Чацкий в комедии раскрывает
мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».
Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни
, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.
Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.
В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени
…современный человек
Изображен довольно верно.
А. С. Пушкин
Всего пятнадцать лет — но каких лет! — отделяют выход в свет комедии Грибоедова «Горе от ума» и романа Лермонтова «Герой нашего времени». Комедия была написана в годы создания тайных организаций декабристов, в романе «Евгений Онегин» действие развивается с 1819 по 1825 год. Это было время больших политических событий в истории страны. Как поэт и гражданин Лермонтов формировался после разгрома декабристского восстания. Хотя и Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов
связали содержание своих произведений с исторической действительностью, основной конфликт их — столкновение умного, образованного, передового человека с косным обществом. В главном герое они воплотили лучшие качества человека своей эпохи. Но как по-разному складываются судьбы Чацкого, Онегина и Печорина!
Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. Чацкий резко выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». С негодованием произносит он монолог «А судьи кто?», направленный против столпов дворянского общества.
Чацкий
беспощаден в своих оценках. Его слова буквально обрушиваются на Фамусова:
Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве?
Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фамусовском обществе. Любовь его отвергнута. Оскорбленный, он покидает Москву, увозя с собой «мильон терзаний» от всего: от «ума», а еще более от оскорбленного чувства.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Он шел прямой дорогой к декабристам.
Исканиям русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века перед декабристским восстанием 1825 года посвящен роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодежи образование и ведет обычную для «золотой молодежи» жизнь. Но он выделяется из общей массы этой молодежи. Пушкин о, чувство чести и благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, недовольству политической обстановкой, которая сложилась в стране после войны 1812 года. На него оказывают влияние передовые веяния эпохи — свободолюбивые идеи декабристов: он задумал в своих владениях «порядок новый учредить» и заменил барщину легким оброком. Его нововведения вызывают осуждение соседей-помещиков, которые считают его опаснейшим человеком. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности сближают его с Чацким. Но если Чацкий «шел прямой дорогой на каторжные работы» , то Онегин не находит в себе сил, чтобы стать декабристом. Он принадлежит к той части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчаливых. Но она стояла в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь обрекал на бездейственность, на отход от народа. Не было у этих людей высокой цели, они не знали, где применить свои силы и знания.
Онегин — отражение эпохи декабристов, а Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого времени». Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, Онегин же — в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».
Печорин, как Чацкий и Онегин, по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он, как и Онегин, пытается заняться наукой, чтением книг. Им овладевает та же скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей дворянской среды. Но на этом сходство и кончается.
Острый ум позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке своих современников он самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные его.
Печорин — типичный герой своего времени. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», — пишет Лермонтов. Печорин в борьбе с собой и светом «утратил навеки пыл благородных стремлений». Печорин беспощаден к себе. Презирая своих современников за мелочность их существования, он сам не служит высоким целям, увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Он становится «лишним человеком» в обществе.
А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов показали в своих произведениях влияние условий социальной среды на жизнь человека. Но многое зависит и от него самого. Чацкий — активный борец, он будущий декабрист. Онегин скучает, но у него есть возможность изменить свою жизнь, присоединиться к освободительному движению декабристов. Для Печорина нет выбора. Жуткая реальность мрачной реакции после декабрьского восстания и жестокая расправа с лучшими представителями дворянского общества вставали глухой, мертвой стеной на пути лучших, благородных стремлений. Безнадежность звучит в словах Печорина о будущем: «Авось умру где-нибудь на дороге!»
Тип работы: | Сочинение |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.02.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Проблема «лишних» людей в обществе отражена в творчестве многих русских писателей. Например, в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Александр Чацкий — это образ продвинутого человека 10-20 лет XIX века, который близок будущим декабристам по своим убеждениям и взглядам. В соответствии с моральными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества как свои собственные, занимать активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого. Он высказывает свое мнение по различным вопросам, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
Во-первых, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, которое возвышает его над инерцией и невежеством московского дворянства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, государственной службе, отечественной науке и культуре, образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «я был бы рад служить — меня тошнит». Таким образом, ради своей карьеры он не будет клеветать, льстить своим боссам и унижать себя. Он хотел бы служить «делу, а не людям» и не хочет искать развлечений, если он занят делом.
Московские дворяне раздражены положительными качествами главного героя: его образованием и стремлением к знаниям, способностью мыслить самостоятельно и жаждой справедливости, стремлением служить Отечеству, но с пользой для прогресса и с целью реформирования существующей общественно-политической системы. А «Знаменитое общество» не хотело разрешать трансформации, поэтому таких людей, как Чацкий, считали опасными, они не хотели, чтобы их видели в высшем обществе, и они стали «лишними людьми».
Чацкий один в толпе гостей Фамусова, представляющих московское общество, где царит «пустая, рабская, слепая имитация» всего иностранного и «смесь языков: французский и нижегородский». Чацкий — патриот, он хотел бы гордиться своей страной и народом, но в нравах дворян, в их образе жизни герой отмечает вырождение всего русского, национального.
Несомненно, патриотизм — одно из самых достойных качеств человека, и духовный облик Чацкого высоко ценится. Но есть некоторые особенности, которые несколько нарушают целостность позитивного имиджа. Возможно, из-за неопытности, молодости и страсти герой не понимает, что произносить разоблачающие монологи на приеме у Фамусова неуместно. Более того, никто не хочет прислушиваться к мнению Чацкого, никому нет дела до его переживаний. Это вызывает негативные эмоции среди других, поскольку взаимному осуждению с ними не способствует прямое осуждение нравов и верований бюрократов и помещиков. Герой должен понимать, что Фамусов и его гости — это не общество, где стоит раскрывать свою душу, делиться мыслями о современной реальности. София, как и ее отец, легко классифицирует Чацкого как сумасшедшего, желая отомстить за насмешки над Молчалиным. Герой вынужден покинуть дом Фамусовых, где его разум, его критические взгляды на жизнь были настолько неприятны для других. Он не заводил здесь друзей и единомышленников, а только знал разочарование, чувствовал себя оскорбленным и был готов убежать отсюда, чтобы заглушить душевную боль.
Было ли в России такое место, где герой Грибоедова мог найти «уголок для обиженных чувств»? Возможно, Чацкий должен пойти в места, где уже существовали тайные общества будущих декабристов, где они ценили умных людей, которые были готовы использовать свои знания и силу для запоздалых преобразований в Отечестве. В понимании продвинутых дворян ум должен быть свободным, «свободным», что означает, что свободомыслие не было уничижительным словом для декабристов или определением порока, опасного недуга, а наоборот. Понятно, что мужество Грибоедова также высоко ценилось современниками с передовыми убеждениями, поскольку его герой Чацкий был близок по духу будущим декабристам. Он вызвал сочувствие, потому что он чувствовал необходимость бороться со стагнацией, невежеством, жестокостью, несправедливостью и другими пороками, он хотел участвовать в преобразованиях. Общаясь с представителями московского дворянства, он увидел недоразумение, враждебное к нему отношение, кроме того, его положение осложнилось трагедией любви и одиночества. Следовательно, А.С. Грибоедов определил состояние Чацкого как «горе ума», поскольку герой чувствовал себя «лишним» в обществе московских дворян.
(427 слов) Александр Чацкий — главный герой знаменитой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». В своём произведении писатель отразил конфликт консервативно настроенного общества с представителями нового поколения, единственным представителем которого на страницах пьесы выступил Чацкий. Только ему хватило ума, смелости и принципиальности сформулировать и защитить свою точку зрения на происходящее в России. Именно поэтому данного героя критики называют «лишним»: он один в поле воин, опередивший свое время на столетие.
Не секрет, что образ Чацкого олицетворяет взгляды самого писателя. Так, например, персонаж, подобно автору, не может понять чрезмерного преклонения русских людей перед иностранными традициями и привычками. Грибоедов был дипломатом, повидал мир, получил образование, поэтому ему были смешны попытки связать французское с нижегородским. Эти мысли и этот опыт унаследовал Чацкий, который учился заграницей. И тут кроется пропасть, отделяющая героя и автора от большинства их современников. Московские помещики преимущественно жили безвыездно, довольствовались слухами и приезжими «французиками из Бордо» в качестве источников информации, образование у них было на уровне того же французика. Вот поэтому для них Чацкий с его высокопарными речами был бельмом на глазу. Он разрушал их воздушный замок, а значит, был помехой в сытой и праздной жизни.
Весьма неординарно персонаж относится и к службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Не понимает Чацкий постоянного желания дворян обзаводиться полезными знакомствами. Он критикует их за то, что они балы посещают именно ради этой цели. Ведь персонаж видит негативное влияние блата и панибратства на состояние государственных дел. Такая критика представляет угрозу для комфортной и благополучной жизни дворян, привыкших к кумовству и не желающих работать честно. Именно такие прогрессивные и патриотичные люди, как Чацкий, способны внести в службу что-то новое, однако приверженцы старых традиций не хотят расставаться со своими порядками и деньгами. Они никогда не допустят того, чтобы Александр получил реальную власть, иначе они лишатся своей. И это обстоятельство тоже делает героя лишним в своей среде.
Не менее важен идеологический контраст героев. Чацкий выступает против крепостного права, против цензуры, против общепризнанных авторитетов. Фамусовское общество разорится и потеряет власть, если последует за ним. Никто не захочет рубить сук, на котором сидит. Александру хорошо говорить, ведь он не богат, а значит, потеряет мало в случае реформы. А вот тот же Фамусов не сможет поддерживать прежний уровень жизни без крестьян, поэтому такие новаторы, как Чацкий, не нужны правящей элите.
Можно утверждать, что в образе Чацкого Грибоедов воплотил постепенно нарастающий раскол среди дворян. Безусловно, Чацкий остаётся в меньшинстве и оказывается вынужденным покинуть Москву, однако герой твёрдо уверен в своих взглядах и не отступает от них. Этим писатель показывает, что пока ещё не пришло время Чацкого. Таких персонажей в русской литературе относят к типу «лишних людей». Однако новое неизбежно заменит старое.
Автор: Виктория Комарова
(641 слово) В своей комедии «Горе от ума» А. Грибоедов показал конфликт между членами консервативного общества и представителем нового поколения, молодым человеком с иными, прогрессивными взглядами на жизнь, окружающий мир, на человеческое предназначение, Этим представителем является Чацкий Александр. Он же и главный персонаж знаменитого мирового шедевра. Чацкий смел, остроумен, красноречив, принципиален, он открыто высказывает и отстаивает свое мнение на то, что происходит в России. Многие фразы героя стали крылатыми выражениями. Консервативные взгляды окружения Чацкого не позволяют ему ни с кем из них найти общий язык. Поэтому исследователи творчества Грибоедова и литературные критики считают его «лишним» в современном обществе, явившемся в этот мир не в свое время, опередившим его на целое столетие. Он один, никем не понят и не принят.
Многим известно, что именно в образе этого героя, в его поступках, речах, поведении выражена позиция самого автора, его точка зрения. Так же, как и Грибоедов, Чацкий не разделяет увлечение русского общества европейской культурой, традициями, привычками. Ему не нравится, что русские люди слишком преклоняются перед всем иностранным. Сам писатель был человеком с блестящим образованием, дипломатом, по характеру своей службы он бывал в зарубежных странах, путешествовал по миру. И поэтому он смеялся над попытками общества связать истинно русское с французским.
Образ Чацкого автобиографичен, он наделен многими мыслями и взглядами автора. Герой также получал образование за рубежом, В своем развитии он опередил многих своих современников, и московское светское общество предстало в его глазах в невыгодном ракурсе. Грибоедов показывает пропасть, отделяющую его и его персонажа от московских помещиков. В то время жили они в Москве, не покидая ее, и о загранице знали лишь понаслышке да из общения с французскими гувернерами и учителями, имея довольно сомнительные источники информации. Иными словами, образование их было очень низким и оставляло желать лучшего. Поэтому умный, продвинутый Чацкий был для них опасным собеседником и оппонентом. Он был, словно бельмо у них на глазу. Молодой человек разрушал их идиллию и стал помехой в их праздной, беспечной жизни.
Совершенно иначе герой относится и к служебной карьере. Его знаменитое: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» говорит о многом. Персонаж не понимает привычки и желания помещиков заводить полезные знакомства. Его критике подвергаются балы и приемы, куда ходят многие богатые и знатные горожане и те, кто хочет обрести новые выгодные, влиятельные связи. Отрицательное влияние панибратства, взяточничества, казнокрадства, блата сказывается на работе чиновничьего аппарата и состоянии державных дел. Чацкий представляет угрозу для московских аристократов, так как его критика наносит вред их комфортному, беспечному существованию. Они привыкли к кумовству и не хотели служить честно.
Такие дальновидные люди, как Чацкий, патриоты своей страны, могли бы усовершенствовать государственную службу новшествами и ускорить развитие России. Но помещики не хотят терять свое влиятельное положение, привычный образ жизни и средства. Московское дворянство никогда не уступит свои бразды правления таким, как Чацкий, потому что тогда они потеряют свою власть, могущество и богатство. Все это приводит к одиночеству Чацкого, неприятию его в свете, герой становится чужим «лишним» в своем окружении.
Герои также контрастны и по идеологии. Чацкий считает, что нужно отменить крепостное право, дать свободу крестьянам, упразднить цензуру, он критикует общепризнанные авторитеты. Фамусов и его общество не могут придерживаться взглядов Александра себе во вред, потому что, когда они лишатся власти, то непременно разорятся. Кто станет валить сук, на каком сидит? Чацкому легко говорить обо всем, ведь молодой человек небогат, и в случае государственных преобразований терять ему особенно нечего. Но Фамусову и его окружению было что терять, ведь без отпущенных крестьян их размах и уровень жизни резко бы снизился. Поэтому дворянам, находящимся у власти, Чацкий был не нужен.
Можно считать, что в противостоянии главного героя с московской элитой писатель показал зарождение раскола в дворянской среде. Конечно, Чацкий не получил ни от кого поддержки и понимания, был вынужден уехать из Москвы, но он не изменил своим принципам и взглядам. Грибоедов таким финалом дает читателям понять, что время «Чацких» еще не наступило.
Все это относит героя к «лишним» персонажам в отечественной литературе, но, так или иначе, новое всегда приходит на смену старому.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Странность Чацкого и конфликт двух поколений
Главный мотив произведения А. С. Грибоедова заключается в описании конфликта двух поколений, которые отличаются противоположным мировосприятием. Автор противопоставляет Чацкого всем знатным особам, собирающимся в доме Фамусова. Ярким представителем последнего выступает Молчалин, фразы которого являются полной противоположностью речам Александра Андреевича.
Молчалин — типичный лицемер. Он хитер и двуличен, даже по отношению к Софии. При этом мужчина умеет выслуживаться перед другими и всецело им угождать, чтобы добиться выгоды.
Александр не привык прислуживаться, считая это недопустимым действием. Он готов честно служить, чтобы получить чин. Однако к людям относится с опаской, боясь их обмана. Он не похож на Молчалина и всех членов «фамусовского общества» ни своими взглядами на жизнь, ни характером.
Всё это делает его странным в глазах окружающих и непонятым. Он «лишний» человек здесь, так как не хочет вести такой же образ жизни, как все вокруг. Его мечта — изменить общество, мир. Но разве можно это сделать только едкими словами? Общество не желает понимать героя и, можно сказать, прогоняет его. Для Фамусова и его окружения Чацкий сошел с ума…
Сочинение по литературе. Можно ли считать чацкого лишним человеком
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной <… contentScore=»744″> мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.
</…>
Образ передового человека в русской литературе
Русская литература ранее не знала «нового человека». Грибоедов впервые показал читателю свободного и гуманного гражданина с возвышенными идеями, выступающего против консервативного общества. Его герой умен и культурен, наделен прогрессивными взглядами относительно окружающего мира и отношений между людьми. Именно таким выступает А.А. Чацкий.
Представители знати в доме Фамусова совершенно похожи друг на друга: готовы льстить и угождать другим ради собственной выгоды. Они не привыкли лицезреть инакомыслящих людей, считая их странными. Даже сегодня есть подобные «Александры Андреевичи» — сумасшедшие по мнению людей, которые привыкли жить и думать по шаблонам.
Роль пьесы «Горе от ума» и образа Чацкого в становлении общественного сознания
Герои комедии А. С. Грибоедова, в особенности странный Чацкий, оказали огромное влияние на нравственное воспитание ни одного поколения молодежи. Они воодушевили людей бороться с насилием и произволом, необразованностью и подлостью. Образ Чацкого призывал стать свободными и пользоваться своим разумом, чтобы в обществе восторжествовали передовые идеи и подлинная культура.
Современные читатели, как в свое время их предки, считают «Горе от ума» настоящим шедевром художественного искусства. Комедия написана уникальным языком, который максимально точно передал особенности быта того периода, а также нравы и характер грибоедовских персонажей.
Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?
Тип работы: | Сочинение |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.02.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:
Много готовых тем для сочинений
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С.Пушкин считал язык комедии? |
Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон? |
В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова? |
В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовской пьесой? |
Введение:
Проблема «лишних» людей в обществе отражена в творчестве многих русских писателей. Например, в комедии Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий — это образ продвинутого человека 10-20 лет XIX века, который близок будущим декабристам по своим убеждениям и взглядам. В соответствии с моральными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества как свои собственные, занимать активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого. Он высказывает свое мнение по различным вопросам, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
Во-первых, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, которое возвышает его над инерцией и невежеством московского дворянства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, государственной службе, отечественной науке и культуре, образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «я был бы рад служить — меня тошнит». Таким образом, ради своей карьеры он не будет клеветать, льстить своим боссам и унижать себя. Он хотел бы служить «делу, а не людям» и не хочет искать развлечений, если он занят делом.
Московские дворяне раздражены положительными качествами главного героя: его образованием и стремлением к знаниям, способностью мыслить самостоятельно и жаждой справедливости, стремлением служить Отечеству, но с пользой для прогресса и с целью реформирования существующей общественно-политической системы. А «Знаменитое общество» не хотело разрешать трансформации, поэтому таких людей, как Чацкий, считали опасными, они не хотели, чтобы их видели в высшем обществе, и они стали «лишними людьми». Чацкий один в толпе гостей Фамусова, представляющих московское общество, где царит «пустая, рабская, слепая имитация» всего иностранного и «смесь языков: французский и нижегородский». Чацкий — патриот, он хотел бы гордиться своей страной и народом, но в нравах дворян, в их образе жизни герой отмечает вырождение всего русского, национального.
Несомненно, патриотизм — одно из самых достойных качеств человека, и духовный облик Чацкого высоко ценится. Но есть некоторые особенности, которые несколько нарушают целостность позитивного имиджа. Возможно, из-за неопытности, молодости и страсти герой не понимает, что произносить разоблачающие монологи на приеме у Фамусова неуместно. Более того, никто не хочет прислушиваться к мнению Чацкого, никому нет дела до его переживаний. Это вызывает негативные эмоции среди других, поскольку взаимному осуждению с ними не способствует прямое осуждение нравов и верований бюрократов и помещиков. Герой должен понимать, что Фамусов и его гости — это не общество, где стоит раскрывать свою душу, делиться мыслями о современной реальности. София, как и ее отец, легко классифицирует Чацкого как сумасшедшего, желая отомстить за насмешки над Молчалиным. Герой вынужден покинуть дом Фамусовых, где его разум, его критические взгляды на жизнь были настолько неприятны для других. Он не заводил здесь друзей и единомышленников, а только знал разочарование, чувствовал себя оскорбленным и был готов убежать отсюда, чтобы заглушить душевную боль.
Было ли в России такое место, где герой Грибоедова мог найти «уголок для обиженных чувств»? Возможно, Чацкий должен пойти в места, где уже существовали тайные общества будущих декабристов, где они ценили умных людей, которые были готовы использовать свои знания и силу для запоздалых преобразований в Отечестве. В понимании продвинутых дворян ум должен быть свободным, «свободным», что означает, что свободомыслие не было уничижительным словом для декабристов или определением порока, опасного недуга, а наоборот. Понятно, что мужество Грибоедова также высоко ценилось современниками с передовыми убеждениями, поскольку его герой Чацкий был близок по духу будущим декабристам. Он вызвал сочувствие, потому что он чувствовал необходимость бороться со стагнацией, невежеством, жестокостью, несправедливостью и другими пороками, он хотел участвовать в преобразованиях. Общаясь с представителями московского дворянства, он увидел недоразумение, враждебное к нему отношение, кроме того, его положение осложнилось трагедией любви и одиночества. Следовательно, А.С. Грибоедов определил состояние Чацкого как «горе ума», поскольку герой чувствовал себя «лишним» в обществе московских дворян.
klassreferat.ru
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования. Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека. Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится. Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.
Рекомендуем посмотреть:
- Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение
- Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
- Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
- Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
- Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны
- Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
- Основные причины конфликта Чацкого с фамусовским обществом
Александр Чацкий — главный герой знаменитой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». В своём произведении писатель отразил конфликт консервативно настроенного общества с представителями нового поколения, единственным представителем которого на страницах пьесы выступил Чацкий. Только ему хватило ума, смелости и принципиальности сформулировать и защитить свою точку зрения на происходящее в России. Именно поэтому данного героя критики называют «лишним»: он один в поле воин, опередивший свое время на столетие.
Не секрет, что образ Чацкого олицетворяет взгляды самого писателя. Так, например, персонаж, подобно автору, не может понять чрезмерного преклонения русских людей перед иностранными традициями и привычками. Грибоедов был дипломатом, повидал мир, получил образование, поэтому ему были смешны попытки связать французское с нижегородским. Эти мысли и этот опыт унаследовал Чацкий, который учился заграницей. И тут кроется пропасть, отделяющая героя и автора от большинства их современников. Московские помещики преимущественно жили безвыездно, довольствовались слухами и приезжими «французиками из Бордо» в качестве источников информации, образование у них было на уровне того же французика. Вот поэтому для них Чацкий с его высокопарными речами был бельмом на глазу. Он разрушал их воздушный замок, а значит, был помехой в сытой и праздной жизни.
Весьма неординарно персонаж относится и к службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Не понимает Чацкий постоянного желания дворян обзаводиться полезными знакомствами. Он критикует их за то, что они балы посещают именно ради этой цели. Ведь персонаж видит негативное влияние блата и панибратства на состояние государственных дел. Такая критика представляет угрозу для комфортной и благополучной жизни дворян, привыкших к кумовству и не желающих работать честно. Именно такие прогрессивные и патриотичные люди, как Чацкий, способны внести в службу что-то новое, однако приверженцы старых традиций не хотят расставаться со своими порядками и деньгами. Они никогда не допустят того, чтобы Александр получил реальную власть, иначе они лишатся своей. И это обстоятельство тоже делает героя лишним в своей среде.
Не менее важен идеологический контраст героев. Чацкий выступает против крепостного права, против цензуры, против общепризнанных авторитетов. Фамусовское общество разорится и потеряет власть, если последует за ним. Никто не захочет рубить сук, на котором сидит. Александру хорошо говорить, ведь он не богат, а значит, потеряет мало в случае реформы. А вот тот же Фамусов не сможет поддерживать прежний уровень жизни без крестьян, поэтому такие новаторы, как Чацкий, не нужны правящей элите.
Можно утверждать, что в образе Чацкого Грибоедов воплотил постепенно нарастающий раскол среди дворян. Безусловно, Чацкий остаётся в меньшинстве и оказывается вынужденным покинуть Москву, однако герой твёрдо уверен в своих взглядах и не отступает от них. Этим писатель показывает, что пока ещё не пришло время Чацкого. Таких персонажей в русской литературе относят к типу «лишних людей». Однако новое неизбежно заменит старое.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Чацкий — умный человек или нет? (два варианта «за» и «против»)
Следующая
СочиненияСочинение: Язык в повести Тарас Бульба (Н. В. Гоголь)
Краткая характеристика Чацкого
Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:
- в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
- положительности героя, который является прирожденным максималистом;
- во всех его чувствах и действиях.
Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.
Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова
, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.
Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя
, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.
Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.
В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом
, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.
«Можно ли назвать образ Чадского «лишним человеком»»
Глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа «лишнего человека», беспочвенного «мечтателя», «одинокого протестанта». Сам Чацкий чувствовал себя на почве «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. В Чацком нет ни романтического демонизма, свойственного байроническим героям, ни гордой мизантропии пушкинского Алеко. Образ его как бы противопоставлен разочарованным романтикам, изображенным Пушкиным в его южных поэмах. Чацкий не замыкается в себе, не уходит от общества, от действительности. В знаменитом своем монологе «А судьи кто?..» он выступает от имени нового поколения: * Где, укажите нам, отечества отцы… * Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! * Вот наши строгие ценители и судьи!
Кто это — «мы»? Кого здесь имел в виду Чацкий? «Судьям», у которых к «свободной жизни вражда непримирима», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Образ «одного из нас, молодых людей» возникает в словах грибоедовско-го героя. О том, что сам Грибоедов насмешливо относился к байроническому скептицизму и разочарованности, модным в начале 20-х гг. в кругах мыслящей дворянской молодежи, свидетельствует Кюхельбекер. «Я в 1824 году начал первый вооружаться против этой страсти наших молодых людей, поэтов и не поэтов, прикидываться Чайльд-Гарольдами,- вспоминал Кюхельбекер в 1834 г., Грибоедов и в этом отношении принес мне величайшую пользу: он заставил меня почувствовать, как все это смешно, как недостойно истинного мужа». Подлинным передовым героем начала XIX в. были не Кавказский пленник и даже не Онегин и не Печорин, а Чацкий. Конечно, у грибоедовского героя много общего с Онегиным и Печориным. Они — дети одного класса и одной эпохи. Отрицая дворянско-крепостническое общество, они были вместе с тем его порождением. Страдая от неудовлетворенности жизнью, они были в то же время оторваны от почвы народной.
Но Чацкому равно чужды и онегинское охлаждение чувства и печоринское разочарование в людях. В противоположность разочарованному «усталому» Онегину Чацкий, по отзыву друга и соратника Герцена Н. П. Огарева, «представляет деятельную сторону жизни, негодование, ненависть к существующему правительственному складу общества».
Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно о. В юные годы у Чацкого, несмотря на ясное осознание многих темных сторон действительности, преобладает оптимистическое представление о характере и направлении современной ему жизни по сравнению с недавним прошлым. Он верит в наступление новой эры.
* Как нам сравнить да посмотреть * Век нынешний и век минувший: * Свежо предание, а верится с трудом,
с удовлетворением говорит он Фамусову. Еще совсем недавно «Прямой был век покорности и страха». Тот славился, «чья чаще гнулась шея». Нынче же охотники поподличать жестоко осмеиваются. Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей, «вольнее всякий дышит», возникло общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило то время, когда крепостническое общество становится возможным изменить и исправить путем развития передового общественного мнения, воздействия благородных, гуманных идей. Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, со страшным миром Фамусовых и молчалиных. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную и общественную драму своего героя.
Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен».
Он оживлен свиданием с Софьей. Его остроты веселы, но не желчны. Чацкий очень удивлен, когда Софья, раздраженная его колкими словами о Молчалине, спрашивает: «Случалось ли, чтоб Вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?» Сначала он ответил, было нежной шуткой, но потом, почувствовав раздражение Софьи, после минутного молчания говорит уже серьезно:
* Послушайте, уж ли слова мои все колки? * И клонятся к чьему-нибудь вреду? * Но если так: ум с сердцем не в ладу. * Я в чудаках иному чуду * Раз посмеюсь, потом забуду;
* Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
У Чацкого появляется сомнение в любви к нему Софьи и в связи с этим меняется настроение, появляется нервозность, напряжение. Соответственно с личной драмой растет его общественная драма. В третьем действии драма героя — и сердечная и общественная — достигает предельного напряжения. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает, наконец, горькую истину. Не называя имени, Софья признается, что «иные» ей милее Чацкого. Он глубоко взволнован приговором, и ему больно от ее улыбки:
* И я чего хочу, когда все решено? * Мне в петлю лезть, а ей смешно.
«Однако лезет, как все влюбленные, несмотря на свой «ум»…- замечает И. А. Гончаров.- Он бросает никуда не годное против счастливого соперника оружие — прямое нападение на него, и снисходит до притворства… чтоб «разгадать загадку»…»
Мнение Гончарова, что Чацкий якобы до конца комедии не разрешил загадку — разлюбила ли его Софья или нет,- неверно. Софья сказала совершенно ясно, и он понял, что ее любовь к нему угасла. Но кого любит Софья? Молчалина? Скалозуба? И все-же он не теряет надежды. Ведь Чацкий любит страстно, безумно и говорит Софье правду о своих чувствах:
* Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!? * «Знаете ли вы, как любят такие люди? * Мысль о ней (о Софье) сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести…» — пишет о любви Чацкого А. Григорьев.
Он слишком любил Софью, чтобы думать только о себе, и здесь начинается еще одно горе Чацкого — горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Его страшит, что любимая может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбит пошлое и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба. Он пытается предостеречь ее, ссылаясь на свои права друга и брата («Но вас он стоит ли?» и пр.).
Не для себя притворяется Чацкий, а для Софьи. Любовь у него неотделима от его морального идеала. Он может любить только человека, соответствующего его высоким понятиям о чести, благородстве, нравственности. В этом отношении Чацкий более близок к людям 60-х гг., чем к Онегину и Печорину. Для последних любовь главным образом «наука страсти нежной», для Чацкого — целый мир, возвышенный и благородный.
Душевная пылкость, благородство, нравственная чистота Чацкого объясняют и сцену его
что Чацкий наговорил кучу вздора, потеряв голову от любви, будучи невменяем. Но он был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что его доверие к ней, возвышенное о ней представление, все прошлое — было, как ему кажется, растоптано Софьей, осмеяно и унижено:
* А вы! о боже мой! кого себе избрали? * Когда подумаю, кого вы предпочли!
восклицает он. В этих словах звучит не уязвленное самолюбие отвергнутого возлюбленного, а оскорбленная гордость чистой и благородной личности, человека высокой морали и больших требований к себе и к людям. Вот почему он и не мог промолчать, а должен был все высказать Софье.
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению
, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.
Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.
Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.
Общие признаки
«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.
Противоречия в характере героя
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.
Причины возникновения
Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.
Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.
Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение.
Как уже было сказано, понятие «лишний человек», первым в литературу ввел Пушкин. Однако этот термин несколько размыт. Персонажи, находящиеся в конфликте с социальным окружением, встречались в литературе и ранее. Главный герой комедии Грибоедова имеет черты, присущие этому типу персонажей. Можно ли сказать, что Чацкий является примером «лишнего человека»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует сделать краткий анализ комедии.
Кто ввел этот термин?
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.
Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.
Одиночество
Онегин – «лишний человек». Он томится от безделья, пытается занять себя полезным делом. В обществе, к которому он принадлежит, праздность является основной составляющей жизни. Едва ли кому-то из окружения Онегина знакомы его переживания.
Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения. Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем легким оброком. Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.
Тип «лишнего человека» в русской литературе появился в первой трети девятнадцатого века. Но к середине столетия этот персонаж обрел новые черты. Пушкинский Онегин довольно пассивен. Он с презрением относится к окружающим, пребывает в хандре и не может избавиться от условностей и предрассудков, которые сам же и критикует. Рассмотрим другие примеры «лишнего человека» в литературе.
Рудин
В произведения Тургенева нередко встречаются «лишние люди». Действие романа «Рудин» происходит в сороковые года. Дарья Ласунская, одна из героинь романа, проживает в Москве, но летом выезжает за город, где организовывает музыкальные вечера. Гости ее – исключительно образованные люди.
Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.
Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.
Рудин – «лишний человек». Многолетнее погружение в философскую сферу привело к тому, что обычные душевные переживания словно отмерли. Этот тургеневский герой – прирожденный оратор, и единственно к чему стремился – покорять себе людей. Но он был слишком слабым, бесхребетным, чтобы стать политическим лидером.
Евгений Онегин
Но большинство литературоведов полагает, что именно этот герой является первым «лишним человеком» в прозе и поэзии русских авторов. Онегин – дворянин, «наследник всех своих родных». Он получил образование весьма сносное, но не обладает какими-либо глубокими знаниями. Писать и говорить по-французски, непринужденно вести себя в обществе, продекламировать несколько цитат из сочинений античных авторов – этого достаточно для того, чтоб создать в свете благоприятное впечатление.
Онегин – типичный представитель аристократического общества. Он не способен «усердно трудиться», но умеет блистать в обществе. Он ведет бесцельное, праздное существование, но в этом не его вина. Евгений стал таким, каким был его отец, дававший три бала ежегодно. Он живет так, как существует большинство представителей русского дворянства. Однако, в отличие от них, в определенный момент начинает испытывать усталость, разочарование.
Печорин
Проблемам человека отвергнутого, духовно не принятого обществом посвящено произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, так же как и пушкинский персонаж, принадлежит к высшему свету. Но он утомлен нравами аристократического общества. Печорину не доставляют удовольствия посещения балов, обедов, праздничных вечеров. Его угнетают нудные и бессмысленные разговоры, которые принято вести на подобных мероприятиях.
На примерах Онегина и Печорина можно дополнить понятие «лишний человек» в русской литературе. Это персонаж, который вследствие некоторого отчуждения от общества приобретает такие черты, как замкнутость, эгоистичность, циничность и даже жестокость.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Сочинение по литературе. Можно ли считать чацкого лишним человеком
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Читайте также: ПОЧЕМУ не работает МТС модем
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной <�… contentScore=»744″> мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты. </…>
Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?
Тип работы: | Сочинение |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.02.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:
Много готовых тем для сочинений
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С.Пушкин считал язык комедии? |
Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон? |
В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова? |
В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовской пьесой? |
Введение:
Проблема «лишних» людей в обществе отражена в творчестве многих русских писателей. Например, в комедии Грибоедова «Горе от ума». Александр Чацкий — это образ продвинутого человека 10-20 лет XIX века, который близок будущим декабристам по своим убеждениям и взглядам. В соответствии с моральными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества как свои собственные, занимать активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого. Он высказывает свое мнение по различным вопросам, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
Во-первых, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, которое возвышает его над инерцией и невежеством московского дворянства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, государственной службе, отечественной науке и культуре, образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «я был бы рад служить — меня тошнит». Таким образом, ради своей карьеры он не будет клеветать, льстить своим боссам и унижать себя. Он хотел бы служить «делу, а не людям» и не хочет искать развлечений, если он занят делом.
Московские дворяне раздражены положительными качествами главного героя: его образованием и стремлением к знаниям, способностью мыслить самостоятельно и жаждой справедливости, стремлением служить Отечеству, но с пользой для прогресса и с целью реформирования существующей общественно-политической системы. А «Знаменитое общество» не хотело разрешать трансформации, поэтому таких людей, как Чацкий, считали опасными, они не хотели, чтобы их видели в высшем обществе, и они стали «лишними людьми». Чацкий один в толпе гостей Фамусова, представляющих московское общество, где царит «пустая, рабская, слепая имитация» всего иностранного и «смесь языков: французский и нижегородский». Чацкий — патриот, он хотел бы гордиться своей страной и народом, но в нравах дворян, в их образе жизни герой отмечает вырождение всего русского, национального.
Несомненно, патриотизм — одно из самых достойных качеств человека, и духовный облик Чацкого высоко ценится. Но есть некоторые особенности, которые несколько нарушают целостность позитивного имиджа. Возможно, из-за неопытности, молодости и страсти герой не понимает, что произносить разоблачающие монологи на приеме у Фамусова неуместно. Более того, никто не хочет прислушиваться к мнению Чацкого, никому нет дела до его переживаний. Это вызывает негативные эмоции среди других, поскольку взаимному осуждению с ними не способствует прямое осуждение нравов и верований бюрократов и помещиков. Герой должен понимать, что Фамусов и его гости — это не общество, где стоит раскрывать свою душу, делиться мыслями о современной реальности. София, как и ее отец, легко классифицирует Чацкого как сумасшедшего, желая отомстить за насмешки над Молчалиным. Герой вынужден покинуть дом Фамусовых, где его разум, его критические взгляды на жизнь были настолько неприятны для других. Он не заводил здесь друзей и единомышленников, а только знал разочарование, чувствовал себя оскорбленным и был готов убежать отсюда, чтобы заглушить душевную боль.
Было ли в России такое место, где герой Грибоедова мог найти «уголок для обиженных чувств»? Возможно, Чацкий должен пойти в места, где уже существовали тайные общества будущих декабристов, где они ценили умных людей, которые были готовы использовать свои знания и силу для запоздалых преобразований в Отечестве. В понимании продвинутых дворян ум должен быть свободным, «свободным», что означает, что свободомыслие не было уничижительным словом для декабристов или определением порока, опасного недуга, а наоборот. Понятно, что мужество Грибоедова также высоко ценилось современниками с передовыми убеждениями, поскольку его герой Чацкий был близок по духу будущим декабристам. Он вызвал сочувствие, потому что он чувствовал необходимость бороться со стагнацией, невежеством, жестокостью, несправедливостью и другими пороками, он хотел участвовать в преобразованиях. Общаясь с представителями московского дворянства, он увидел недоразумение, враждебное к нему отношение, кроме того, его положение осложнилось трагедией любви и одиночества. Следовательно, А.С. Грибоедов определил состояние Чацкого как «горе ума», поскольку герой чувствовал себя «лишним» в обществе московских дворян.
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
Кого называют молчалиным?
«Молчалиными» называют людей, которые скрывают собственное мнение и всеми силами добиваются расположения вышестоящих и влиятельных персон. Такие люди были всегда, и наше время — не исключение. … Такие люди готовы на все ради расположения вышестоящих, даже на предательство своих ценностей и идеалов.
Интересные материалы:
Как сэкономить на шкаф купе? Как сесть в такси пассажиром в GTA San Andreas? Как сформировать ствол у драцены? Как сфотографировать себя с помощью веб камеры? Как синхронизировать наушники Xiaomi? Как сканировать QR код на самсунг а11? Как сказать папе о том что у тебя месячные? Как сказать спасибо в деловой переписке? Как скинуть фото на гугл диск с ноутбука? Как скинуть на перезвон?
Кто ввел этот термин?
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.
Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.
Почему такие как Чацкий не принимается в обществе?
Чацкий — победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. … Чацкий — выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.
Интересные материалы:
Когда закончит цвести полынь? Когда закончится полярный день Мурманск? Когда закроют дороги 2022? Когда закрыли институт благородных девиц? Когда закрывают дороги в Кировской области? Когда закрывают дороги в Коми? Когда закрывают дороги в Свердловской области? Когда закрываются станции метро? Когда Западная Украина вошла в состав Украины? Когда запускают кошку в новый дом?
Противоречия в характере героя
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.