Кто главные герои рассказа почему он назван капитанская дочка

Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 216-217

А. Пушкин «Капитанская дочка»

Подведём итоги

1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?

Главными героями романа можно считать Петра Гринёва, Пугачёва, Савельича, Машу и Швабрина. За их приключениями мы следим на протяжении всего произведения.

Однако, роман назван «Капитнаская дочка» по имени Марьи Ивановны Мироновой, дочери капитана. Именно она, а точнее чувства, которые испытывал к ней молодой Гринёв, стали причиной его морального возмужания. Поступки других героев по отношении к Маше также показывают нам их характер. Марья, как лакмусовая бумажка проявляет всё самое лучшее и худшее, что есть в персонажах.

2. По России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов. Роман же посвящён народным выступлениям 18 века. Исследователи считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые волновали поэта. Согласны ли вы с этим суждением? Можно ли в прошлом найти объяснение современных событий?

Я согласна с мнением исследователей. Причиной любых бунтов и восстаний оказываются социальные проблемы общества. Если их не решили в прошлом, значит они проявят себя и в будущем.

Если мы видим сегодня народные восстания, то причина их такая же, как у восстаний далёкого прошлого — недовольство людей качеством своей жизни, несправедливость.

3. Найдите на карте путешествий Пушкина те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачёве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

В сентябре 1833 года Пушкин предпринял путешествие по местам Пугачёвского бунта. Его путешествие началось в Нижнем Новгороде, потом он посетил Казань и Симбирск. Из Самары Пушкин направился в Оренбург, а оттуда в Уральск. Поэт опрашивал стариков, свидетелей крестьянской войны, записывал их рассказы, предания, песни, изучал провинциальные архивы.

Карта путешествий Пушкина по местам пугачёвского бунта

4. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачёве, Швабрине, Гринёве, Маше, Савельиче.

Пример рассказов о героях романа можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомните, какой пословицей начинается первая глава. Что хотел сказать ею автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чём её смысл?

Первая глава предваряется пословицей: Береги честь смолоду. Автор хочет сказать, что каждый человек должен всю жизнь поступать по совести, честно и благородно. Особенно это важно в юности, ведь в этот период человек выбирает свой путь, свою судьбу.

Тема «Капитанской дочки»: судьба человека в период великих потрясений.

Идея романа: человек в любые времена должен оставаться человеком.

В концовке романа мы видим казнь Пугачёва, наказание опустившегося Швабрина и оправдание Гринёва, который обретает спокойную, счастливую жизнь.

Смысл этой концовки в том, что хорошие люди получат вознаграждение, а плохие — воздаяние. Каждый получит по своим заслугам.

6. Какие проверки устраивает автор Гринёву и Швабрину на честность и милосердие? В чём смысл четырёх встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

Первая встреча героев состоялась сразу после приезда Гринёва в Белогорскую крепость и сперва Швабрин даже понравился Петру. Но потом насмешки Швабрина стали тяготить Гринёва, а когда тот оскорбил Марью Ивановну, Пётр вызвал его на дуэль. В этой ситуации Гринёв показал честность и принципиальность, а Швабрин — зависть и злобу.

После падения крепости Швабрин оказывается среди бунтовщиков, Пугачёв назначает его начальником крепости. Гринёв же отказывается присягать самозванцу. Он проявляет мужество и верность долгу. Швабрин показывает себя низким предателем.

Третья встреча состоялась в крепости, куда Гринёв приехал спасать Машу. Швабрин здесь вызывает презрение, он злобствует, принуждает беззащитную девушку к браку. Гринёв ведёт себя достойно, честно, благородно.

Их четвёртая встреча происходит в суде. Гринёв не чувствует вины за собой и смело смотрит в лицо судьям. Швабрин оговаривает его, он страшно выглядит, но упорствует в своей ненависти.

Автор сравнивает этих героев и показывает читателю, что злоба и ненависть убивают душу человека, вызывают презрение, а благородные поступки заставляют восхищаться и сопереживать герою.

7. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Мне нравится эта мысль. Автор действительно показал как вознаграждается человеченость и наказывается аморальное поведение.

Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринёв соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина, и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

Пушкин мечтал, чтобы Гринёв оказался человеком чести, чтобы честь проявил Савельич и другие герои. Если все люди будут человечными, в мире не останется зла.

В романе человечность проявляли:

Гринёв: помощь вожатому, отстаивание чести Маши на дуэли, отказ служить Пугачёву, спасение Маши, честность перед лицом судей.

Маша: ухаживание за раненым больным, категоричный отказ Швабрину, заступничество за Гринёва в Петербурге.

Пугачёв: не стал убивать Гринёва, помог ему вернуть Машу.

Савельич: всюду следовал за Гринёвым, служил честно, не думая о себе, защищал Гринёва.

­Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка?

Главные герои повести— Гринёв, Маша Миронова и Пугачёв. Повесть названа «Капитанской дочкой», потому что Пушкин хотел сделать акцент на истории драматической любви двух молодых людей, волею случая оказавшихся втянутыми в события крестьянской войны. Но само восстание здесь вторично, этим и объясняется такое название.

Известно, что но России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооруженных выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящен народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые волновали поэта. Согласны ли вы с этим суждением?

A. C. Пушкина могли интересовать психологические причины русского мятежа как такового именно в связи с холерными бунтами, очевидцем которых он был, и тогда он обратился к наиболее крупному восстанию, чтобы лучше увидеть уже завершённую картину. Сказать же, что между этими выступлениями была прямая фактическая связь, никак нельзя, потому что причины выступлений были различны и по времени и пространству отстояли далеко друг от друга.

Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачевского восстания, он писал: «Я прочел со вниманием все что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но престарелых очевидцев…, затем создал научный труд «История Пугачевского бунта».

Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачеве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

A. C. Пушкин при подготовке материалов о пугачёвском бунте проехал по следующему маршруту: Тверь— Москва — Нижний Новгород— Казань— Симбирск— Оренбург — Уральск. В Нижнем Новгороде местный губернатор встречал писателя с большим подобострастием, полагая, что он имеет секретную проверочную миссию, является ревизором, и только после получил указание из Петербурга внимательно наблюдать за самим писателем.

Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачевского бунта Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте «Капитанской дочки» ?

Сравните портрет Пугачева в романе и в «Истории Пугачевского бунта». В чем сходство и в чем разница? Как вы думаете, что старался подчеркнуть А. С.

Пушкин, описывая Пугачевское восстание, людей, окружающих своего атамана, офицеров царской армии ?

Известный историк Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк?

Сопоставляя отрывки «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки», можно увидеть, как в повести писатель отражал те или иные документы. Во-первых, это портретная характеристика самого Пугачёва. В «Капитанской дочке» она художественно осмыслена и дополнена бытовыми деталями, она динамична, в отличие от исторического портрета, но общее описание внешности соответствует. Отрывок «Пугачёв под Курмышем» похож на рассказ о взятии Белогорской крепости и судьбе командиров гарнизона, повешенных Пугачёвым. В повести в разговоре с Гринёвым Пугачёв как бы прозревает свою судьбу, говоря, что его дружки при случае выкупят свою жизнь его головой, — так в результате и получилось.

Описывая восстание, людей, окружавших своего атамана, офицеров царской армии, A.C. Пушкин старался подчеркнуть их человеческие качества вне зависимости от принадлежности к тому или иному лагерю.

Высказывание историка В.О. Ключевского о том, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачёвского бунта», можно понять в том смысле, что в художественном произведении A.C. Пушкину удалось настолько глубоко вжиться в эпоху и так описать внутреннюю сторону событий, что теряется ощущение стороннего наблюдателя, отгороженного вековым пластом, становятся яснее мотивы людей, наглядно можно представить себе, каким образом желания трансформируются в поступки, а те влекут за собой те или иные следствия.

Вспомните, какой пословицей начинается первая глава.
Что хотел сказать ею автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»?
Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чем ее смысл?

Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о своих поступках и соотносить их с лучшими образцами, потому что иной раз вся жизнь может зависеть от решений, принятых в юности.

Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей, проходящих через драматические испытания. Основная идея произведения: при всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмеримо большую свободу, нежели мелкое приспособленчество.

В концовке A.C. Пушкин выступает как редактор, публикующий чью-то семейную хронику. Это создаёт ощущение достоверности событий. Из концовки становится ясна дальнейшая история рода Гринёвых, то, что спустя полвека все его многочисленные потомки были вынуждены жить по-прежнему в одном Селе.


Какие «проверки» устраивает автор Гриневу и Швабрину на честность и на милосердие?
В чем смысл четырех встреч героев?
Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

Автор проводит Гринёва и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов. Гринёв мог заразиться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью. Для Швабрина, со своей стороны, в появлении Гринёва возникла возможность вспомнить самого себя в ранней молодости, оставить свой иссушающий сарказм и претензии к жизни. Гринёв мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошёл на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин при этом сознательно шёл на убийство, потому что никак не ожидал, что нежный юноша окажет столь серьёзное сопротивление. Увидев же, что соперник отвлёкся, и понимая, что поединок вот-вот будет завершён, поторопился нанести разящий удар. Гринёв не колебался, обороняя крепость от пугачёвцев, а Швабрин заблаговременно улизнул к мятежникам и попытался погубить Гринёва наветом при казнях в крепости. Только вмешательство Савельича спасло молодого человека.

Испытание властью — самое сложное. Получив власть над Марьей Ивановной, которой он так долго и безуспешно добивался, Швабрин прибегает к насилию и готов обречь девушку на унижения и смерть, лишь бы добиться своего. Гринёв в самых сложных ситуациях непрестанно думает о помощи любимой, а оказав её, отворачивается от Швабрина, не желая унижать его своим торжеством. Уже оказавшись в плену у правительственных войск, Швабрин, понимая, что не сможет уже выпутаться сам, хочет утянуть за собой и Гринёва, клевеща на него и злорадствуя при встрече. Гринёв же только поражён изменениями в недруге и пытается найти в нём какие- то остатки человеческих черт.

Каждая из четырёх встреч Гринёва и Швабрина всё повышает драматизм испытания и цену ответственности за принятое решение. Гринёв с самого начала пошёл по пути открытому и честному, и каждый последующий выбор имел под собой прочный фундамент. Швабрин, напротив, приняв однажды решение подлое и злое, остановиться мог уже со всё большим трудом, даже если бы захотел. Зло затягивает и, один раз допущенное, распространяется по душе очень быстро, отравляя её. Ясно, что Швабрин был полным эгоистом, и его привязанность к Маше Мироновой была такой же эгоистичной. Он думает не о её счастье, но только об ублажении своих страстей, в то время как Гринёв готов жертвовать жизнью ради любимой. Месть, к которой стремится Швабрин, вконец иссушает его, как всегда бывает с человеком, который думает не о созидании, а о разрушении. Гринёв же по ходу повести приобретает всё большую уверенность в высшей справедливости своих поступков, потому что сердцу своему он не изменял.

Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

С приведённой точкой зрения некоторых литературоведов можно согласиться.

Действительно, каждый из персонажей тогда преуспевает, когда воплощает собой присущие его сословию и социальному положению добродетели. Савельич заботится о барском добре, Гринёв, не нарушая воинского долга, по-доброму относится к Пугачёву, сам Пугачёв оказывает офицеру и дворянину милость из простого, глубоко народного сочувствия. И, напротив, бездействие и внутренняя отчуждённость 68 оренбургского генерала, подлости Швабрина, кровожадность Белобородова выводят их за пределы авторской симпатии. Кроме этого, A.C. Пушкин хотел показать, что, несмотря на все сословные различия, у героев есть объединяющее начало, и имя ему — человечность.

Пётр Андреевич отправился на службу

Многие люди не раз задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь все основные события связаны с предводителем разбойников – Емельяном Пугачёвым.

Пётр Андреевич – главный герой повести. Его отец решил отправить сына на службу для того, чтобы тот стал настоящим мужчиной и знал, как тяжело на самом деле воевать. Перед тем как отправить Петра, Андрей Петрович сказал своему сыну: «Береги честь смолоду». Важно отметить, что Гринёв не ослушался своего отца и сберёг свою честь, завоевав уважение и признание главного разбойника – Пугачёва.

Первая встреча Гринёва и Пугачева

Все читатели повести Пушкина наверняка хорошо знают и помнят содержание. «Капитанская дочка» — это произведение, которое, наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя не только того времени, но и нашего. Каждый, кто читал повесть, помнит, как проходила первая встреча Гринёва и Пугачёва, потому что именно от неё зависела дальнейшая судьба главных героев.

Когда Пётр Андреевич отправился на службу вместе с Савельичем, в дороге героев повести застал буран, из-за которого Гринёв с товарищем не могли найти дорогу. Однако им на пути встретился один незнакомец, который помог Гринёву и Савельичу. За это в благодарность Пётр подарил мужчине заячий тулуп.

Мысли пользователей сети

***

На мой взгляд, повесть названа в честь Марьи Ивановны Мироновой совершенно справедливо. В ее внешности и характере столько собирательных замечательных черт, присущих русским женщинам, что во имя их любви мужчины становятся бесстрашными, совершают благородные и геройские поступки. Гринев не побоялся вернуться в стан мятежников, проявив себя отважным офицером, благодаря своей любви к Марье Ивановне. Он бесстрашно вступил в единоборство со Швабриным, не раздумывая о том. На чьей стороне останется сила. Он не пресмыкается перед Пугачевым и этим вызывает его к себе уважение. Он ведет себя достойно и во время своего несправедливого ареста. На глазах у читателя он мужает и становится настоящим защитником всех слабых и обиженных.

А из таких замечательных русских девушек, как Марья Ивановна, вырастают отважные Василисы Егоровны, способные и на виселице сказать самозванцу, что он – «беглый каторжник».

***

Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина – рассказ о преданной и искренней любви. Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости. И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова – робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной. Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть – оно о капитанской дочке Маше Мироновой.

***

Маша в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться на только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство.

В названии повести проявилась дань уважения и восхищения скромной милой дочерью геройски погибшего капитана Миронова. В очень трудных условиях она подобно своему отцу проявила твердость и мужество. Благодаря природному уму, честности и искренности она смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восстановить справедливость. Финал повести приукрашен, и это совсем не случайно: автор хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь и благородство не остаются незамеченными, неоцененными.

***

В этом произведении раскрываются две важные темы: первая – это повествование об исторических событиях 17 века, когда в результате недовольства крестьян вспыхнул бунт под предводительством Емельяна Пугачева. (Для Екатерины Пугачев – всего лишь обычный очередной мятежник, планы которого нужно разрушить). И второе – размышления автора о понятии чести и любви, выражающихся в действиях главного героя. Без сомнения, автор в «Капитанской дочке» благоволит Гриневу и осознает себя рядом с ним. Однако Пушкин не «наплывает» на Гринева монотонно и плавно, а резко, в некоторые моменты душевного неуравновешенния и во время выхода из трудной ситуации. Автор по отношению к Гринёву остается чуть позади, поскольку он ничуть не умалял его достоинства, а лишь включается в нужные моменты, как бы усиливая его сначала, а потом он так и остается с ним. Автор любит Гринёва, жалеет, всегда помогает ему, чтобы он до конца был жив. В общем, произведение так называется, потому что, хотя Мария кажется не очень важным героем, без неё многие поступки Гринева были бы другими.

***

Прочитав повесть Пушкина, мы видим повествование не только о любви Гринева и Маши, как следовало бы из названия повести, но и о Пугачеве. Автор сквозь историческую тему провел тему любви, никуда уже без нее не деться, похоже. Маша – капитанская дочка – появляется перед нами на протяжении всей повести.

Конечно, Александр Сергеевич, мог назвать свое детище по-другому, ведь он начинал писать о Е. Пугачеве прежде всего, но цензура того времени не пропустила бы такое. Автор редактировал повесть и назвал “Капитанская дочка. “Таким образом, мы имеем повесть и о восстании Пугачева, и своего рода любовный роман.

***

Назвав свою повесть «Капитанской дочкой», автор выразил уважение и восхищение скромной милой до­черью геройски погибшего капитана Миронова, кото­рая в сложных условиях проявила твердость и мужество характера. Благодаря своим лучшим душевным ка­чествам – честности и искренности, девушка смогла спасти честное имя своего жениха и помогла восста­новить справедливость.

Дав такое название своей повести, Пушкин тем са­мым и подчеркивает достоверность изображения ре­ального исторического лица – Пугачева. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, – достаточно вспомнить, как он по­ступил по отношению к Гриневу и Маше Мироновой.

Он с уважением относится к выбору своего, по сути, вра­га – Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро: помня о подаренном Грине­вым заячьем тулупе, он совершает ответное добро, даже гораздо большее по значению.

Но это, безусловно, не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Им было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов.

Видео

Вторая встреча Гринёва и Емельяна

Никто не мог подумать, что от первой встречи Емельяна и Петра полностью зависела вторая.

Во второй раз мужчинам пришлось встретиться в менее дружелюбной обстановке. Коменданта Белогорской крепости, его жену и дочь должен был казнить именно Емельян Пугачёв, вместе с ними суждено было умереть и Гринёву. К сожалению, отца и мать Маши Мироновой Емельян казнил, однако Пётр, на удивление самому себе, остался жив. На следующий день он узнал, что Пугачёв помиловал его из-за душевной доброты: Емельян оказался тем незнакомцем, которому Гринёв подарил тулуп.

Маша Миронова

Несмотря на то, что Маша не является центральной фигурой произведения, повесть названа именно в честь нее. В ней собраны лучшие черты: она скромна, умна, умеет держать себя в любой ситуации. Она не трусит несмотря на весь ужас, который происходит в крепости. Даже потеряв родителей, она остается верна себе, не теряет свою честь. Петруша влюбляется в девушку и завоевывает ее сердце. Она всегда ведет себя достойно и скромно, показывая пример окружающим. Эта девушка является кроткой и скромной, чуткой и доброй. Она верна своему любимому, верна она и собственным убеждениям. Она решает судьбу любимого, не побоявшись обратиться к самой императрице. План сработал, но только потому, что Маша поразила императрицу своей кротостью и скромностью.

Тема «Капитанской дочки»

Главная мысль произведения является довольно интересной и глубокой. Многие задумываются, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь речь идёт именно о Пугачёве. Нужно отметить, что для Пушкина была важна не только линия, которая была связана с Емельяном. Автор хотел подчеркнуть и силу любви Маши и Пётра Гринёва. Александр Сергеевич хотел обратить внимание читателя на героические поступки Гринёва и Маши, которые были сделаны для того, чтобы быть вместе и никогда не расставаться. Пётр ездил к генералу за помощью, зная, что в любой момент его могут задержать люди Пугачёва, как и случилось на обратной дороге к Белогорской крепости. Маша Миронова помогла своему возлюбленному, рассказав обо всём императрице, которая стала для Петра спасением.

Тема «Капитанской дочки» является довольно глубокой и трогательной, потому что все основные события разворачиваются вокруг любви Гринёва и Маши.

Смысл названия

Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Александр Сергеевич переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину. Расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени.

Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати, кроме того Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы.

Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования.

Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее.

Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились с она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».

Таким образом, читатель видит уже не робкую девушку, а сильного человека, который будет до конца отстаивать свою любовь. Поступок Маши Пушкин оценивает очень высоко, ее действия сравнимы с событиями той эпохи, и, возможно, поступок девушки более значим, чем поступки других героев повести. Она смогла доказать невиновность Гринева, его верность и честность. Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню. И именно поэтому повесть названа ее именем.

Написание «Капитанской дочки»

История создания «Капитанской дочки» известна немногим читателям, но она кроет в себе разгадку о названии произведения. Необходимо сказать, что изначально повесть должна была называться «Историей Пугачёвского бунта». Пушкину были предоставлены секретные материалы о восстании, а также о действиях властей по его подавлению. Автор принял решение о том, чтобы поехать в места, где происходили все основные события. Однако Александр Сергеевич не мог не думать о том, что его произведение не попадало в рамки цензуры того времени. В связи с этим поэт принял решение, что содержание произведения и его название необходимо немного подкорректировать.

История написания повести отражает, как изменилось её содержание. «Капитанская дочка» была окончательно откорректирована и дописана только 19 октября 1836 года. Это произведение было напечатано в «Современнике» за месяц до смерти поэта.

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Почему произведение А.С. Пушкина названо «Капитанская дочка»

История создания «Капитанской дочки» показывает читателю, как менялась тема и главная мысль повести. Пушкин не мог издать первоначальный вариант своего произведения из-за того, что на него бы незамедлительно отреагировала бы цензура и, естественно, печать повести была бы под запретом.

Именно отсюда можно понять, почему повесть называется «Капитанская дочка». Если бы автор назвал своё творение по-другому, то велика вероятность того, что повесть никогда не вышла бы в свет.

Произведение Пушкина «Капитанская дочка», наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя того и нашего времени. Оно отражает настоящую и сильную любовь людей, которые были готовы на самые сумасшедшие поступки друг ради друга. Если углубиться в изучение стандартов, запретов и цензуры того времени, становится ясно, почему повесть называется «Капитанская дочка».

Что говорят о смысле названия «Капитанская дочка» литературоведы?

А. Македонов так определяет смысл названия, объясняя главную роль Маши: «Маша – совершенно обыкновенна, она просто человек, только человек. Но именно поэтому она в определенных условиях приобретает черты некоей героической личности, побеждающей обстоятельства, судьбу, причем этот героизм не имеет в себе ничего «тиранского». Ее спокойная решительность, сознание внутренней правоты, внутренняя сила побеждает, покоряет всех тех людей, с которыми она сталкивается. Она – победительница, она – настоящий герой повести (отсюда и название повести)». Близкий к этому ответ на вопрос, почему именно образ Маши озаглавливает пушкинский шедевр, формулирует Н.Л. Степанов: «Марья Ивановна далека от исторических событий, но в обстановке взбудораженной и жестокой стихии восстания, в потоке обрушившихся на нее несчастий она не теряет душевной силы, присутствия духа, нравственного обаяния. Маша Миронова сродни Татьяне Лариной – в ней Пушкин еще раз подтвердил свой идеал скромной, но сильной духом русской женщины».

И.М. Тойбин особо выделяет в повести тему сироты-невесты, связывая с ней заглавие. «Тема эта, разветвляясь и обрастая ассоциациями < …> проходит через всю повесть, ее фабулу, неразрывно сплетается с темой Пугачева, мужицкого царя, выступающего защитником и покровителем сироты-невесты» (сноска: «С этим, думается, в первую очередь связано и само заглавие произведения – «Капитанская дочка»).

Н.Н. Петрунина, размышляя над центральной ролью Маши, пишет: «Дочь капитана Миронова стала у Пушкина носительницей тех форм героизма, которые органичны для коренной русской натуры».

В статье О.Я. Поволоцкой «О смысле названия «Капитанская дочка» существующее среди читателей «недоумение» по поводу названия романа снимается утверждением центральной роли Маши: «Все остальные герои романа совершают свой нравственный выбор, действуют, – и от их выбора зависит судьба и жизнь капитанской дочки». Смысл заглавия пушкинского шедевра, заглавия, подразумевающего и «сиротство Маши Мироновой», – в том, что это сиротство «вдруг в романе Пушкина оборачивается каким-то особым качеством ее бытия внутри русской действительности», – все, кроме Швабрина, Машу спасают: сироту обижать нельзя. Мало того – она дочь героически погибшего офицера, сохранившего свою честь, и «бедная беззащитная сирота-бесприданница обретает поразительную силу» – спасает жениха. Н. К. Гей тоже считает, что «Маша Миронова находится в центре сюжетных и смысло-концептуальных линий: Гринев-Пугачев, Гринев-Швабрин. Она альфа и омега конфликта и композиции «Капитанской дочки». Об этом свидетельствует и заглавие «Капитанская дочка». Тут есть о чем задуматься».

Итак, заглавие «Капитанская дочка» останавливало внимание исследователей своей неочевидностью, приводило их к мысли о главной в чем-то роли Маши Мироновой в повести. Это русский женский тип с крепкими нравственными устоями, и эта девушка, несмотря на свою скромность, героически побеждает обстоятельства, и чаще невольно, своим положением сироты, дочери погибшего героя. Ведь повесть не называется «Маша Миронова» (как «Евгений Онегин»); видимо, центральная роль Маши объясняется не столько тем, что эта героиня повести ценна сама по себе, что композиционно и идейно объединяет героев, сколько тем, что она – дочь капитана Миронова. В ласковом «дочка» – семейная теплота отношений, в словосочетании «капитанская дочка» – единство семейных и государственных ценностей, проявившееся на трагическом изломе истории.

Дочь капитана Миронова не только наследует великие нравственные качества своего отца, она (тем, что она дочь героически погибшего воина) пробуждает в окружающих родственные чувства, и люди осознают себя семьей. Так в заглавии повести соединяются высокие гражданские и семейные ценности.

  • Кто главные герои рассказа барышня крестьянка
  • Кто главные герои в сказке репка
  • Кто главные герои в сказке кот в сапогах
  • Кто герой сказки ест за четверых работает за семерых
  • Кто герой рассказа как я ловил человечков