Кто главный герой и почему после бала рассказа

«После бала» главные герои

«После бала» главные герои

Поиски нравственности являются характерной чертой творчества русского классика Л. Н. Толстого. В произведениях писателя красной нитью проходит тема взаимоотношений героев, психологии людей, внутренних побуждений к выбору тех или иных поступков. Наиболее остро это чувствуется в работах, созданных после духовного кризиса Толстого. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего повествования был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утверждён писателем в конце августа 1903 года и представлял собой искренний рассказ героя о себе в молодости.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

Главный герой, рассказчик

В рассказе “После бала” Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте другого. Несчастья человека для него не кажутся обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича протестует. От увиденного герой утрачивает то светлое и трепетное чувство, которое он испытывал к юной прекрасной Вареньке. Герой принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Отец Вареньки

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно любить и понимать людей. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и бесчеловечность по отношению к простым солдатам.

Варенька

Возлюбленная молодого Ивана Васильевича

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблён Иван Васильевич. Она единственный ребёнок в семье, имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. Любовь девушки и главного героя могла перерасти в счастливый союз. Но после бала, увидев экзекуцию, которой руководит отец Вареньки, герой понимает, что любовь к девушке умерла. Варенька выходит замуж за другого и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

Второстепенные персонажи

Беглый татарин

Солдат, которого избивали сослуживцы

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Экзекуция сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося превратилась в красное месиво. Человек ступал по растаявшему снегу, словами и взглядом прося пощады. Но пощады не было.

Портреты героев в совокупности отражают взгляд на вещи самого автора. Иллюстрируют его непримиримую позицию относительно человеческого ожесточения. Экзекуцию контролирует полковник и зорко следит за исполнением наказания. Весь его вид демонстрирует жестокость в отношении с подчинёнными. Он вымещает свою злость не только на провинившемся, но и на солдатах, которые стоят в строю и приводят наказание в исполнение.
Описание событий автор ведёт от имени главного героя, который рассказывает случай из собственной жизни, что произошёл в период его студенчества. Основной идеей является то, что решающим моментом в судьбе человека часто выступает не среда, а всего один случай.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

  • Artur Pustovarov

    10/10

  • Альбина Айтмаганбетова

    10/10

  • Денис Погребняк

    5/10

  • Вера Яковлева

    10/10

  • Магомедбег Шарифов

    10/10

  • Ирина Логинова

    10/10

  • Никита Попечаев

    8/10

  • Расул Гасанов

    10/10

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Главные герои рассказа После бала

Герои рассказа После бала Толстого

«После бала» — один из небольших рассказов Льва Алексеевича Толстого, который свет увидел только после смерти автора в 1911 г, так как выпуск такого в царской России был невозможен. В основе произведение лежит реальная история, произошедшая с братом писателя. Последний собирался сделать возлюбленной предложение, но отказался от этой идеи после увиденной жестокости, которую вершил её отец. Стоит рассмотреть главных и второстепенных героев рассказа.

Главные герои

Иван Васильевич – главный герой рассказа. Это молодой человек, который влюбляется в симпатичную девушку на очередном балу. По его словам, это была «самая сильная любовь». Он смотрит на неё на балах, он танцует с ней мазурку, от чего влюбляется всё сильнее. Опьянённый любовью, он не может уснуть и идёт на улицу, где видит казнь татарина. Руководит этим процессом отец той самой девушки, от чего Ивану Васильевичу становится дурно и тошно. Он с трудом возвращается в постель, но после увиденного ужаса опять мучается от бессонницы. Засыпает он только после того, как напился с приятелем.

У этого героя остро развито чувство сопереживания. Он легко ставит себя на место того беглого татарина, понимает его боль. Увиденное для него необычно, он не может смириться с мыслью и понять, что такому наказанию есть причины. Внутри Ивана Васильевича умирает всё светлое и чувственное, что было. Через образ Ивана Васильевича автор выражает собственные мысли и мнение.

Полковник Пётр Владиславович. Это отец возлюбленной главного героя, в начале рассказа главный герой видит его как отличного семьянина, заботливого отца и прекрасного танцора. Иван Васильевич умиляется танцу дочери с отцом, его жестам. Этот герой позиционирует себя как христианин, но не следует постулату нравственности. Он мил со своей дочерью, но зверски ненавидит солдат. Поведение Петра Владиславовича вызывает отвращение главного героя, он не понимает человека, который может причинять такой вред другим людям и не сочувствовать.

Варенька – возлюбленная главного героя. Она играет скорее второстепенную, но всё-таки важную роль в рассказе. Рассказчик описывает девушку как высокую, статную, образованную и очень красивую. Даже в преклонном возрасте она сохранила свои прекрасные черты, а в молодости она была величественна. Она единственный ребёнок в семье и очень любима родителями. Варенька дала герою пёрышко из веера на память и случайно оставила перчатку, когда главный герой сажал девушку и её мать в карету. В неё влюбляется главный герой, но после того случая с татарином любовь пропадает. Вскоре она выходит замуж за другого.

Второстепенные герои

Беглый татарин. Свидетелем казни этого героя становится Иван Васильевич. Наказание заключается в ударах палками (шпицрутенами по-военному). Эта процессия сопровождается визжащей музыкой флейты и барабана. Главный герой видит, как татарин корчится под ударами и молит о пощаде, но служащие холодны к его словам. Иван Васильевич видит изуродованную спину наказуемого, и от этого ему становится тошно.

Действующих лиц в рассказе немного, но каждое играет важную роль для выражения главной мысли автором.

Сочинение 2

Иван Васильевич.

Иван Васильевич является одним из главных героев произведения «После бала». Именно он ведет эту повесть. Рассказывает читателю ее от своего лица. Он добрый, сострадательный. Ему непривычно видеть избиение человека, это надолго остается у него на душе. Иван впечатлительный человек. Родился он в состоятельной семье. Он словно чувствует чужую боль и трагедию. Как-будто все проходит через него. В результате столкновения с несправедливыми вещами, Иван решает отказаться от карьеры военного и колоссально меняет свою жизнь. Этот герой рассказывает, как один его день смог перевернуть полностью его представление об этом мире.

Варя.

Девушка худого телосложения, которая умела себя преподнести. Также умела держаться, словно царица, у нее милая улыбка и красивые глаза.У нее было много поклонников, но влюбилась она в Ивана. Она умна, начитана, хорошо владеет французским языком.

Полковник Пётр Владиславович.

Заботливый отец Вареньки, а также хороший семьянин, он очень любит свою дочь. Полковнику лет пятьдесят и выглядит он очень статно, имеет крепкое телосложение. Его аристократическая внешность и речь вызывали восхищение у других людей.  Изначальна он очень понравился Ивану, понравился ему он и своей любезностью. Вообще полковнику было легко расположит к себе людей. На бале он выглядел восхитительно, а в танце с дочкой Варей, от них просто не отводили глаз. Он был очень обходителен с дочерью. Мог даже экономить на себе, чтобы своей любимой дочурке купить больше красивых платьев. В первой части произведения он показан как положительный герой.

Но после бала все поменялось. Все его милы черты исчезли, когда началась сцена наказания беглого татарина. Он просто ненавидит простых солдат. Когда он приказал избить одного бедного татарина, то главный герой разочаровывается в нем и меняет свое мнение. Полковник словно перевоплотился в другого человека, жестокого, злого и беспощадного. После этого случая главный герой Иван не только поменял своем мнение о полковнике, но и отстранился от Вари, его чувства вскоре остыли.

Беглый татарин.

Этот герой является простым солдатом, которого наказал за совершение побега. Во время наказания он просит, чтобы над ним сжалились, ему было очень больно, он не мог больше это вытерпеть. Но полковник Петр Иванович был неумолим. Ему били хлыстами, его кожа была сильно повреждена.

Главные герои рассказа После бала

Главные герои рассказа После бала

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Горького Детство 7 класс

    В произведении «Детство» раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький.

  • Сочинение Духовные искания героев романа Война и мир Толстого

    «Война и мир» — роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863 году. В данном произведении автор затронул множество проблем, актуальность которых не угасает спустя 150 лет

  • Сочинение Дуэль Онегина и Ленского

    Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно

  • Чичиков приобретатель или предприниматель? сочинение

    Кто же такой Чичиков? Долгое время автор оставляет читателей в неведенье какие цели преследует главный герой, покупая у помещиков

  • Сочинение Фаст-фуд

    Я не за тех, кто кричит, что фаст-фуд – ужас ужасный. Понятно, что не нужно его есть каждый день, даже каждую неделю, но иногда думаю можно. И ничего страшного не будет. Лучше каждый день картошку наяривать дома с кашей?

­Краткий анализ произведения 1

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.


Главные герои и их характеристика

Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой.

Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.

Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.

Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.


Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать  злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.


Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.


Краткий анализ произведения 2

История эта дана как воспоминание – рассказ человека о его молодости, о любви. Из-за этого эпизода вся жизнь героя изменилась. Это даже поучительная история о том, что любовь оказалась не такой силой по сравнению с предназначением человека, его желанием справедливости в обществе. На самом деле любовь эта была не такой уж сильной, не как у Джульетты и Ромео, если он выбрал не её, если она постепенно угасла, померкла рядом с той неприятной сценой после бала.

Начинается рассказ с того, что в данный момент Иван Васильевич – человек в возрасте, которого в своем кругу уважают, готовы слушать. Речь заходит о той самой истории, вот он её и рассказывает. Иногда она будет прерываться репликами слушателей, например, о любви. Иван Васильевич рассказывает, какой была его Варенька. Рассказ построен на контрасте. Описание бала, наполненного любовью, контрастирует с военной сценой. Много в рассказе чувств героя, его ощущений. Как его переполняло счастье, он даже спать не мог, как после ему было отвратительно то, что он увидел. У него создалась ассоциация с отцом Вареньки – плохая ассоциация. Каждый раз при взгляде на него, но уже и на Варю, он вспоминал эту историю.

Если бы герой не был полон восторженных чувств, то эта сцена не стала бы для него таким шоком. Может быть, он бы постарался её забыть. Герою сопереживаешь… Но за него рад, так как он доволен своей жизнью в итоге. Он много значит для последователей и делает важное дело. А о своей любви вспоминает с улыбкой. Он ведь говорит о Варваре, которая уже бабушка, но всё равно симпатичная женщина. Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.

Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.

Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.


Краткий анализ произведения 3

История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.


Тема и идея произведе

Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.

Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.

Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.


Краткий анализ произведения 3

История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.


Тема и идея произведения. Проблематика.

Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» поднимает вечную тему добра и зла. Она выражена в проблеме двуличия жизни светского общества, которое за маской пышных приемов скрывает ничтожность и жестокость. Эти черты стали основой социальной проблематики произведения.

Писатель хотел продемонстрировать протест против существующей реальности, поэтому он обращает свое внимание на события прошлого, события которого схожи с теми, что происходили во времена Л.Н. Толстого. Для писателя было важным показать, что времена не изменились к лучшему, все осталось так, как было прежде.

Иван Васильевич не смог закрыть глаза на поступок Петра Владиславовича, поэтому отказывается от своей любви к его дочери Вареньке. Так тема любви плавно и в то же время резко переходит в тему крушения надежд героя.

Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В центре внимания рассказа лежат исторические события во времена правления Николая I. Несмотря на то что время действия – 1840-е годы, писатель помещает два временных пласта, добавляя к прошлому реальную ему действительность.

Сюжет рассказа «После бала» довольно прост: Иван Васильевич рассказывает историю о том, как он, влюбившись в молодости в Вареньку, увидел однажды, как ее отец командует экзекуцией. Эта страшная картина, которая является кульминационным эпизодом в рассказе, стала причиной того, что герой перестал посещать девушку и ее семью.

Конфликт произведения заключается в столкновении жизненных взглядов Ивана Васильевича и Петра Владиславовича. Двойная жизнь полковника становится причиной такого несоответствия жизненных позиций. Главный герой понимает, что не может принять принципы полковника, поэтому его путь вместе с Варенькой не может продолжиться. Иван Васильевич выбирает свой жизненный путь, связанный с борьбой против насилия и зла.


Система образов произведения.

Центральным персонажем является Иван Васильевич, который после увиденного не может смириться с насилием.

Антитезой стоит образ полковника, отца той девушки, в которую влюблен рассказчик. Этот образ нужен Л.Н. Толстому для того, чтобы разоблачить ложные представления о жизни, разоблачить социальную несправедливость.

С образом Вареньки связана тема любви, которая в финале произведения снижает свое значение.

Композиция произведения.

Композиция рассказа, которая построена на основе антитезы, представляет собой рассказ в рассказе. Антитеза проявляется и в контрасте образов, и в контрасте описываемых картин бала и того, что было после бала. Чувства главного героя тоже переданы с помощью антитезы: отец возлюбленной сначала ему представляется хорошим и приятным человек, затем впечатления полностью меняются.

Экспозиции в произведении нет, повествование начинается буквально сразу. Рассказчик повествует о событиях, которые произошли с ним в прошлом. Весь рассказ повествует о событиях одного дня.

Композиционно рассказ можно разделить на две части. Первая связана с событиями на балу, где главной становится тема любви. Вторая часть связана с картиной экзекуции, где центральной становится тема ненасилия. Уже особенности композиции позволяют донести главную мысль.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главным приемом в рассказе «После бала» становится антитеза, которая раскрывает главную идею произведения. Также автор использует художественные детали и принцип психологизма.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 40-42

Л. Толстой «После бала»

Размышляем о прочитанном

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? 

Рассказ показался мне трогательным. Его начало весёлое и беззаботное, его концовка — трагическая. Мне показалось, что Толстой затронул тему противоречия реальной жизни и жизни выдуманной. Мне было жаль несчастного солдата, которого равнодушно истязал полковник, весь из себя такой благородный и красивый. Но в душе полковник был зверем, не заслуживающим уважения. И оттого таким страшным кажется равнодушие окружающих, потрясшее воображение героя даже сильнее, чем сама сцена казни.

Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?

Главные герои рассказа: Иван Васильевич, Варенька, отец Вареньки. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича.

О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?

Герой рассказывает о временах своей молодости, студенчества.

Как рассказчик описывает Вареньку?

Рассказчик говорит, что в 18 лет она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная. Он говорит о царственном виде, весёлой улыбке и блестящих глазах. Он описывает Вареньку на балу с восхищением влюблённого человека.

Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своём настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение?

Герой называет бал чудесным: в прекрасной зале, со знаменитыми музыкантами, великолепным буфетом и морем шампанского. Сам он был счастлив, ведь он был влюблён.

Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик?

Отце Вареньки представляется герою красивым, статным стариком, прекрасно сложенным, с радостной и ласковой улыбкой. Герой смотрел на него с восторженным умилением, восхищением, он преносил на отца те чувства, что испытывал к дочери.

Что изменило настроение Ивана Васильевича?

Герой увидел жестокое наказание солдата и отца Вареньки, который этим наказанием руководил. Это зрелище привело героя в смятение, ему было стыдно, он не понимал, как такое возможно.

Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное?

Полковник всё такой же статный, румяный и усатый. Но в этой сцене он жесток и равнодушен, он злобно хмурится, делая вид, что не знает Ивана Васильевича. У полковника оказалось два лица: доброе и ласковое для семьи, людей его круга, и жестокое, уродливое для простых солдат, простых людей. Оба лица истинные.

Как вы восприняли характеры и поступки героев?

Характер Ивана Васильевича романтичный, он легко влюбляется, он наивный и доверчивый. Он хороший человек, которому отвратительна жестокость.

Полковник безжалостный, твёрдый, чёрствый. Он любит дочь, но ненавидит других людей. Его поступок после бала вызвал у меня волну негодования.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает большую часть произведения?

Кульминация этого рассказа происходит именно после бала, в то время как бал оказывается лишь преамбулой, призванной создать контраст между жизнью дворян и простых людей. Главная мысль рассказа заключена в жестокой сцене после бала, и на это указывает название рассказа.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала — его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?

Здесь есть место и тому, и другому. Порядки в армии того времени были жестокими, бесчеловечными. Привыкший к ним человек сам становился жестоким и не замечал в этом ничего плохого. Полковник действовал так, как привык. Он видел жестокость других и она стала его сутью. Хорошие человеческие качества остались лишь дымкой, прикрывающей бесчеловечность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

Рассказ переносит нас в середину XIX века, в период правления Николая I. Это было непростое время, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась, особенно жизнь простого народа. Об этом рассказывает писатель, увязывая произошедшее с раздвоением в обществе.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

Рассказ направлен против челоческой жестокости, злоупотребления властью, бесчеловечности и утраты веры. Автор утверждает, что перемены в человеческих отношений зависят не только от качеств самих героев, но и от качеств людей, которые их окружают. Так, тень поступка отца легла на Вареньку, убив влюблённость, которая зарадилась было в сердце Ивана Васильевича.

6. Чего достигает Толстой композиционным приёмом контраста событий? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих рассуждений используйте цитаты.

В рассказе Толстой противопоставляет идеальный мир бала и реальный мир казни. Оба мира описаны глазами одного человека. Этим автор добивается яркости видения, лучше раскрывает свой замысел, показывает жестокость, скрытую маской светских манер.

На балу полковник производит приятное впечатление: «красивый, статный старик», обладающий «ласковой и радостной улыбкой». Носки его старомодных сапог умиляли героя. Весь его образ казался идеальным образом отца и старого служаки.

На поле полковник был таким же «румяным» и статным, но его моральный облик претерпел огромное изменение. Теперь он предстал садистом, бьющим «испуганного, слабосильного солдата» за проявленную жалость, грозным и злобным зверем, не знающим милосердия.

Превращение милого старичка в жестокого зверя по мысли автора должно было ужаснуть читателя, задуматься его о том, что происходит с обществом.

Опыт литературоведческого исследования

Толстой писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете высказывание великого писателя?

Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать всё множество раз». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?

Списать портрет, разузнать, запомнить — всё это скорее работа репортёра, журналиста, который описывает реальные события. Но Толстой не был журналистом, он был творцом, писателем, который не просто описывает, а создаёт свой собственный мир, передаёт не просто события, а своё к ним отношение. И своими произведениями Толстой хотел заставить читателя задуматься, стать лучше, что-то изменить в себе и в окружающем мире.

Толстой много раз переписывал черновики своих произведений, потому что стремился достичь совершенства, как можно точнее выразить свою мысль, нарисовать наиболее точную и подробную картину. Это качество говорит о максимализме писателя, его скрупулёзности, тщательности, глубой ответственности перед читателем.

Творческое задание

Как отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?

Толстой мечтал, чтобы мужицкая и образованная России объединились. В этом рассказе он показал, как выглядит благопристойное общество и как выглядит его изнанка. Та, которая контактирует с Россией мужицкой. Писатель с горечью отмечает ту пропасть, которая лежит между двумя Россиями. Эта пропасть основана на пренебрежении со стороны одних и невозможности понять со стороны других. Я думаю, что Толстой пытался пристыдить образованную Россию, заставить её стать добрее, ближе к простому народу.

Фонохрестоматия

1. Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актёрского исполнения? Почему?

Моё отношение к Ивану Васильевичу не менялось, он был и остался добрым и чувственным молодым человеком. А вот отношение к полковнику претерпело изменения. Сперва он показался мне добрым, хорошим, но потом оказалось, что он жестокий и равнодушный человек. На это указывает его поступок.

2. Какие интонации были использованы актёром, чтобы показать характеры героев рассказа?

Актёр использует восторженные интонации для описания бала и удивлённые для описания казни. Герой не может поверить своим глазам, не понимает, как мог изменится один и тот же человек.

3. Против чего направлен рассказ Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?

Рассказ направлен против бесчеловечности, против жестокого отношения к людям. Актер голосом показывает чувства героя, его стыд и удивление, его недоумение, непринятие ситуации.

4. Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?

Танцевальная музыка настраивает на прослушивание сцены бала, жёсткая дробь — на прослушивание сцены казни. Музыкальные темы словно противостоят друг другу, они меняют настроение рассказа.

5. Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку, её отца?

Вареньку рассказчик подробно описывает, потому что влюблён. Он счастлив и может часами говорить о своей любви. Часть этой любви переносится им и на отца девушки, который представляется рассказчику величественным и вызывающим умиление.

6. Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создаётся ею? Почему рассказчику казалось, что он любит всех?

Во время танца звучит лёгкая и быстрая музыка. Ею создаётся весёлое, лёгкое настроение. Герой влюблён в Вареньку и свою любовь к ней он переносит на всех окружающих, особенно на её отца.

7. Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?

После бала рассказчик не мог спать и пошёл прогуляться. Он увидел жестокую сцену казни, которой руководил отец Вареньки. Эту сцену сопровождает жёсткая, нехорошая музыка барабанной дроби и флейты.

8. Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

Рассказчик сравнивал Вареньку с отцом и ему становилось неловко и неприятно. Он уже не мог относиться к ней по-прежнему. Как ранее его любовь к девушке переносилась на отца, так теперь стыд за поступки отца переносится на девушку.

Толстой "После бала", рисунок

Краткое содержание рассказа «После бала»

Рассказ «После бала» позднее произведение Толстого, которое затрагивает тему нравственного выбора и влияния социальной среды на человека.

Жанр:

Малый эпический жанр — рассказ; литературное направление – реализм. Композиция: использован прием «рассказ в рассказе» (из настоящего читатель возвращается в прошлое).

Основная идея:

Жизнь человека определяет не только среда, но и его внутреннее нравственное чувство, которое оказывается сильнее сословных предрассудков.

Иван Васильевич – персонаж, от чьего имени ведется повествование. Будучи зрелым человеком, он рассказывает о событиях 30-летней давности, когда ему было около 20 лет.

Варенька Б. — 18-летняя девушка, в которую был влюблен главный герой в молодости, местная красавица.

Петр Владиславович, отец Вареньки, полковник, высокий статный старик

Слушатели и собеседники Ивана Васильевича.

Сергей, старший брат главного героя, прилежный студент.

Хозяйка бала — жена камергера (губернского предводителя).

Солдат-татарин, подвергнутый наказанию за побег.

Солдаты, принимавшие участие в казни.

С помощью приемов контраста и антитезы (противопоставления бала и наказания) Толстой показывает глубокую несправедливость общества, которую герой не понимает, но чувствует. От увиденного ему плохо физически, тело обмануть нельзя. Но насилие выглядит настолько ужасным, что разуму приходится найти причину, чтоб его оправдать.

Герой находит приемлемое объяснение: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Узнать истинную причину жестокости наказания ему не удается, потому что ее фактически нет. Забивание до смерти человека, молящего о пощаде, руками таких же подневольных солдат – страшная несправедливость, которую ничем нельзя оправдать.

Писатель подчеркивает нравственную чистоту героя. Иван Васильевич живет в аристократической среде, где не принято задумываться о судьбах людей низшего сословия, но он ощущает, что такое устройство общества – неправильное и негуманное. Спустя годы его мнение остается прежним, герой не становится циничным, не оправдывает зло.

Было интересно? Смотри еще:

  • Сочинение на тему «Нравственность в основе поступков героя»
  • Краткая биография Толстого Льва Николаевича
  • Сочинение на тему «Утро, изменившее жизнь»
  • Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
  • Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала»
  • После бала Толстой Л.Н. — читательский дневник

Рейтинг пользователей

  • Кто главный герой в сказке спящая красавица
  • Кто главный герой в сказке серебряное копытце
  • Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке пушкина
  • Кто главный герой в сказке о золотом петушке
  • Кто главный герой в сказке морозко