Кто главный герой рассказа недоросль и почему

«Недоросль» главные герои

«Недоросль» главные герои

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной темой произведения стало воспитание молодых дворян, которое имело много недостатков. Пьеса написана по правилам распространённого тогда литературного направления “классицизм”. Типичным приёмом является употребление говорящих имён и фамилий, которые точно передают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Описание героев произведения можно использовать при подготовке к сочинению или другой творческой работе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

Главный герой, невежественный юноша 16 лет.

В образе Митрофана автор высмеивает грубость, необразованность и злонравие российского дворянства. Митрофан — единственный ребенок в семье — живёт с родителями. Он абсолютно невежествен. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе. Персонаж предстаёт перед читателем как избалованный и не уважающий окружающих молодой человек. Он презирает собственного отца, льстит матери и пользуется её расположением.
Подробная характеристика Митрофана.

Стародум

Дядя и опекун Софьи.

В “Недоросле” герой Стародум высказывает позицию автора. Его имя относит его к поколению придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью, не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.
Подробная характеристика Стародума.

Простакова

Узловой отрицательный персонаж.

Показана как необразованная и невежественная помещица. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства, — её сын. Основной характеристикой этого образа является безумное, животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что всё, что хорошо Митрофану, – полезно. По её мнению, способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.
Подробная характеристика Простаковой.

Софья

Юная девушка, сирота.

Потеряла отца в младенчестве, мать — за полгода до описываемых событий. Образованная, умная, добродетельная девушка. Дворянка, помещица, на чьё имение позарились Простаковы. Единственная и горячо любимая племянница Стародума, который сделал её богатой наследницей. Поначалу ей прочили выйти замуж за Скотинина, затем — за Митрофана, но сердце её принадлежит только Милону.
Подробная характеристика Софьи.

Милон

Молодой дворянин, возлюбленный Софьи.

Один из положительных персонажей пьесы. Образцовый офицер, прекрасно образованный, просвещённый человек. При всех своих достоинствах отличается большой скромностью. С Софьей составляет гармоничную пару. По замыслу Фонвизина, является представителем нового, молодого поколения, способного возродить Россию, сделать её лучше и сильнее.
Подробная характеристика Милон.

Правдин

Государственный служащий.

Он отправлен в деревню с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмёт верх, и имение у жестокой и деспотичной женщины будет изъято.
Подробная характеристика Правдина.

Простаков

Мужчина средних лет, супруг г-жи Простаковой и отец Митрофанушки.

Дворянин, помещик. Недалёкий, необразованный мужчина, привыкший во всём слушаться свою деспотичную жену. Для него характерны такие черты, как безвольность, инфантильность, апатичность. Не имея собственного мнения, он не способен принимать решения. В своём доме играет подчинённую роль.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Няня Митрофана.

Образ Еремеевны олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому, как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой.

Второй крайне отрицательный персонаж. Его фамилия и единственная страсть — свиньи — говорят сами за себя. Имеет некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой были чужды просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.
Подробная характеристика Скотинина.

Кутейкин

Один из учителей Митрофана.

Церковнослужитель, в прошлом семинарист, который бросил семинарию на первом курсе из-за своих ничтожных умственных способностей. Тёмный, малограмотный человек, приставленный Простаковой к Митрофану преподавать грамоту. За три года обучения не способен научить великовозрастного барского сына даже азам грамматики.

Цыфиркин

Единственный честный учитель Митрофана.

Отставной сержант, который всю свою жизнь отдал армии, но, выйдя в отставку, был вынужден зарабатывать на хлеб преподаванием математики. Это трудолюбивый, честный, добрый человек, который берётся за любую работу, даже если плохо в ней разбирается. Несмотря на все старания Цыфиркина, Митрофан не способен освоить даже простейшие математические знания. Будучи честным перед самим собой, отказывается брать деньги за обучение, так как Митрофан так ничему и не научился.

Вральман

Немец, учитель Митрофана.

Обучает Митрофана французскому языку и прочим наукам. На деле Вральман сам ничего не знает, но ловко пускает пыль в глаза недалёким Простаковым, убеждая их в собственных способностях. Благодаря лести и потаканию прихотям Митрофана Вральман живёт в доме своих хозяев как равный. Это невежественный лгун, привыкший подстраиваться под обстоятельства и во всём искать свою выгоду. В итоге выясняется, что в прошлом Вральман работал кучером у Стародума.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого тёмному. Анализ положительных персонажей не даёт ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с глупостью. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблемы, поднятые в произведении, могут быть использованы как иллюстрации различных социальных и нравственных проблем при написании сочинений и творческих работ.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

  • Даниэль Жестков

    16/18

  • Вадим Беккер

    17/18

Главный герой комедии “Недоросль”

Митрофан Простаков – один из главных героев комедии “Недоросль”, написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным. Митрофанушка и есть тот самый “недоросль”, правда, во времена Царской России это слово обозначало молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. Иногда Митрофана сравнивают с знаменитым Петрушей Гриневым, когда тот был в его возрасте. “Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками.

Между тем минуло мне шестнадцать лет, и судьба моя переменилась,” – эта фраза прекрасно подходит к обоим персонажам.

В отличие от Петра Гринева, Митрофан не пошел на службу, а остался для обучения наукам, в чем мы можем смело винить его мать, ведь это она не захотела отпускать от себя сына. Но “недоросль” относится к учебе пренебрежительно, молодой дворянин ленится, не желая заниматься. “Не хочу учиться – хочу жениться!” – эта знаменитая фраза принадлежит ему. Так же Простаков очень груб со всеми, кто его окружает. “Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему,” – угрожает он несчастной старой Еремеевне, которая всю жизнь была крепостной его матери и готова отдать за мальчика свою жизнь.

Но хоть Митрофанушка и невежда, он отнюдь не дурак, ведь молодой помещик умело крутит матерью, пользуясь ее любовью. “Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как знали” – в очередной раз запугивает Простакову недоросль.

Однако, сам Митрофан не испытывает к матери тех же теплых чувств. Его притворство можно заметить еще в самом начале: “Всю ночь всякая дрянь в глаза лезла – то ты батюшка, то ты матушка” – замечает Митрофанушка. А в конце комедии, вместо того, чтобы утешить Госпожу Простакову, он грубит ей, чем разбивает матери сердце: “Да, отвяжись матушка, как навязалась!”
“Вот злонравия достойные плоды!” – замечает Стародум. Возможно, Митрофанушка не вырос бы таким, но семена самолюбия, эгоизма, грубости и лени, посеянные его матерью, попали на плодородную почву. Даже имя его, “Митрофан”, означает “похожий на мать”.

И этим сказано многое.

Митрофан Простаков – невежественный, обленившийся, самовлюбленный недоросль, который может сделать что-либо лишь тогда, когда это нужно ему. Можно сказать, что Митрофан – это олицетворение большинства помещиков 18 века, а характер его сложился под влиянием общества и близких.

Loading…

Главный герой комедии “Недоросль”

­Пример сочинения 1

Митрофан — сын Простаковых, которые своим подходом к воспитанию сына испортили его (чрезмерная опека матери, необразованность родителей, грубость, хитрость и корыстность, жестокость и другие негативные черты их характера, которые перенимает сын) и вырастили неблагодарным и злонравным маменькиным сыном.

Роли отца в формировании Митрофана как личности совсем не прослеживается: он — безвольная тень своей жены.

Митрофан растет таким же расчетливым, как его мать, таким же неучем, как родители, таким же безвольным, как отец.

У Митрофана была возможность изменить свою жизнь — встреча с Правдиным, чувства к Софье, однако привитые с детства черты характера не дают ему вырваться из привычной среды.

Митрофан — жертва подобного подхода к воспитанию молодого поколения.

Митрофан в комедии противопоставлен Софье, самостоятельной, стремящейся к просвещению, уважающей родителей и старшее поколение.

В характере недоросля собраны худшие черты молодого поколения, воспитанного на старых традициях, в условиях умственной и моральной деградации: корысть, пассивность, инфантильность, неуважение к родителям и старшим, жестокость.


­Пример сочинения 2

Д.И. Фонвизин в своей комедийной пьесе «Недоросль» затрагивает проблему образования. В произведении высмеиваются отрицательные черты человека: лень, невежество, грубость, эгоизм. Вопросы воспитания детей, грамотного обучения со стороны родителей и учителей остро стояли в XVIII веке. Спустя более двух веков основная тема комедии до сих пор остаётся актуальной.

Во времена Фонвизина «недорослем» называли молодого дворянина, который не получил образования и не принят на службу. Главный герой – пятнадцатилетний Митрофан Простаков. Его мать – госпожа Простакова – грубая и жестокая помещица. Её материнская любовь к единственному ребёнку проявляется во вседозволенности. Имя Митрофан переводится с греческого как «матерью явленный» и подчёркивает негативное влияние Простаковой на избалованного сына.

Отец – господин Простаков – необразованный человек без силы воли и собственного мнения. Всеми делами руководит его жена, не позволяющая супругу принимать решения и выражать свою точку зрения. Митрофанушка унаследовал от обоих родителей отрицательные черты и пороки.

Подросток жесток по отношению к кормилице, крестьянам и учителям, он не знает ни уважения, ни жалости. Он подло грозит Еремеевне пожаловаться матери. При этом, в конфликте со Скотининым Митрофан прячется за няню, просит защиты. Мальчик ведёт себя нагло и вызывающе, но при любой опасности проявляется трусость.

В сценах обучения показана глупость и нежелание получать знания. У молодого человека нет целей в жизни, родители не настаивают на образовании.

Митрофанушка и сам осознаёт свою глупость, но его это не расстраивает. Для него чужда духовность, он любит есть, не зная меры, отдыхать, бесцельно и лениво проходят его дни. Ситуация усугубляется отсутствием навыков преподавания самих учителей.

Несмотря на своё невежество, Митрофан довольно хитёр. Он умеет льстить ради собственной выгоды. Чтобы получить расположение матери, сын жалеет её, но не от тёплых чувств, а от желания заработать одобрение. Родители всегда потакают капризам своего дитя. Недоросль же пользуется своей вседозволенностью.

Слепая любовь Простаковых к сыну оборачивается против них. В финале пьесы раскрывается вся чёрствость и бессердечность мальчика. Он не умеет любить никого, даже собственных родителей.

В образе Митрофана воплотились все отрицательные качества его родителей. Он груб и жесток, как госпожа Простакова. От отца ему досталось безволие и отсутствие собственного мнения. Семейной чертой Простаковых является безграмотность и невежество. После выхода комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушка, как и само слово «недоросль», стало нарицательным, так называют невоспитанного, ленивого, глупого человека.


­Пример сочинения 3

Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем ещё ребенок, но не милый и наивный, а капризный и жестокий. Самовлюбленный, так как все его окружили любовью, но такой – ограничивающей.

Конечно, он смеётся над учителями. Понятно, что он хочет уже жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он боится всего, всегда готов позвать на помощь нянюшку и мамочку, но ведёт себя со всеми очень нагло, вызывающе…

И всё бы ничего! Но вот только мамочка его во всём поддерживает, никак не ограничивает.

Знакомимся мы с Митрофаном, когда он красуется в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже вырос – высокий, довольно плотный парень. Лицо у него не очень умное, как и поступки. Он немного смеётся над всеми, играет, дурачится. Его точно хорошо кормят, он даже меры не знает, поэтому у него часто болит живот. Физически он вырос, а вот его сердцем и душой не занимались. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (года три азбуку учит), то это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без наук у него всё будет – стараниями мамочки. Она его почти пристроила за богатую наследницу Софью, которая ещё и очень красива и добра.

Часто Митрофан делает то, что ему говорят. Не учителя, конечно, а мама. Сказала, мол, целуй ручку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради выгоды. Никакой учтивости, доброты, уважения к другим у Митрофанушки нет.

В общем, Митрофан, может, и не такой плохой, но очень избалован. Недоросль верит в свою исключительность «без усилий». Он видит себя успешным помещиком, видит себя В его сердце нет любви даже к обожающей его маме, к верной няньке, ни к кому. Конечно, любит он только себя, но недостаточно. Иначе он бы хотя бы учился, развивался!


­Пример сочинения 4

Фонвизин посвятил произведение особенностям дворянства восемнадцатого века. Главным героем является Митрофан – шестнадцатилетний парень, привыкший жить за счет родителей, ничем не интересуется, не занимается. Сын рассчитывает на мать, считает образование лишним. Чтобы перестать безуспешно грызть гранит науки, Митрофанушка хочет найти жену. Характеристика Митрофанушки обобщает черты многих дворянских детей. Автор собрал в персонаже основные качества, описывающие класс молодежи.

В комедии отсутствует описание внешности недоросля неслучайно. Фонвизин хотел привлечь внимание читателя к натуре героя. Отсутствие портрета говорит о типичности действующего лица. Нет отличительных черт, он не выделяется среди других дворянских сыновей.

Петр Первый в восемнадцатом веке издал указ, согласно которому все молодые люди до двадцати одного года, не получившие образование, относились к категории недорослей. Их так называли документально, не допускали к государственной, военной службе. Недорослям запрещались браки. Поэтому автор назвал комедию «Недоросль».

Образ маменькиного сына Митрофанушки является главным в произведении. Писатель отражает в нем все особенности русского дворянства. Он считает представителей сословия необразованными, считающими, что им все позволено. Характеристика Митрофана:

Любимый ребенок своих родителей. Они готовы любить его, восхищаться, ставить в пример. Матушка оберегает шестнадцатилетнего сына, заботится, как о годовалом малыше. Митрофанушка не против маминой заботы, однако совершенно не ценит любовь, часто грубит. Няня делала замечания подростку: «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья».
Чрезмерная опека стала причиной неприспособленности героя к жизни. Один он не может справиться ни с какой задачей. Трудности ставят в тупик, он не умеет добиваться цели. Единственное, чему научился подросток, – отдыхать, развлекаться.

Персонаж равнодушно относится к людям. Для него главное – собственное благополучие. Это ярко характеризует цитата: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!». Он не хочет знать, как живут крестьяне.
Ребенок вырос не только избалованным, но и жестоким. Для него нет разницы – няня, учитель, дядя или незнакомый человек. Аналогичное отношение и к родителям. Недоросль вырос бессердечным, бездушным человеком. Он не оценил маминой любви, иногда смотрел на нее с ненавистью: «Митрофанушка смотрит на науку подобно матери, как на неизбежное зло».

Митрофану совершенно неинтересно учиться. Он не может выполнить ни одно задание, тест. Урок заставляет его скучать. «Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет».

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» говорит об инфантильности ребенка. Он в принципе не совершает никаких поступков: кушает, валяется, гоняет голубей. В свои шестнадцать лет Митрофан смогу кое-как обучиться арифметике и грамоте. Но чтение, счет и прочие навыки подростку не давались. Капризный недоросль постоянно грубит людям, оскорбляет маму. Но если возникают проблемы, он сразу просить мать помочь их решить. Помощь воспринимает как должное.

Единственный интерес – жениться, но только с одной целью – больше не учиться. Все незначительные поступки, которые совершает герой, он делает ради себя.


единственный ребенок

жизнь в достатке

из обеспеченной семьи

нет детей

никогда не был женат/замужем

История создания героя

Кадр из ф/с “Недоросль”. Митрофан – актер Игорь Лях

При работе над комедией Д. И. Фонвизин опирался на непосредственный жизненный материал, для создания героев использовал яркие прототипы. К сожалению, установить “реального” Митрофана невозможно. Современники писателя называли несколько вероятных прототипов.

Описание героя

Митрофан или Митрофанушка – шестнадцатилетнее “дитятко” супругов Простаковых. Этот уже достаточно взрослый молодой человек до сих пор остается ребенком по уровню умственного развития. Чрезмерная любовь матери испортила мальчика, превратила его в ленивого и грубого эгоиста.

Наиболее развращающей для Митрофана является безраздельная власть госпожи Простаковой. Мальчик с самых ранних лет становится свидетелем жестокого обращения с крепостными людьми. Более того, мать Митрофана избивает даже своего мужа, о чем косвенно свидетельствует сон ребенка (“вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку”). Причем сыну жалко не избиваемого отца, а мать, которая очень “устала, колотя батюшку”.

Иллюстрация Е. Суматохина

Грубое отношение к подвластным людям Митрофан, образно говоря, впитал “с молоком матери”. Неусыпно заботящуюся о нем Еремеевну мальчик нисколько не стесняется называть “старой хрычовкой”. Причем сразу же после этого он обращается к ней за помощью от избиения Скотининым: “Мамушка, заслони меня!”.

Целыми днями Митрофан бездельничает, проводя время за играми и едой. Мать поощряет такое времяпрепровождение любимого сыночка. Единственная “обуза”, которую она на него накладывает, – учеба.

Митрофанушка “уж года четыре как учится”. О степени его образованности яркое представление дают сцены уроков и демонстрации полученных знаний перед Стародумом. Это самые юмористические сцены во всем произведении.

На первом уроке Митрофан делает характерное заявление: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Молодой оболтус и так ничего не знает, а в “процесс обучения” активно вмешиваются госпожа Простакова и “главный учитель” – Вральман. Становится понятно, что всякий раз уроки заканчиваются бранью в адрес учителей, а “бедного” ученика отпускают порезвиться.

Свои глубокие познания во “всех науках” Митрофан демонстрирует перед Стародумом. Дядя Софьи лишний раз убеждается, что мальчик безгранично туп. Однако госпожа Простакова уверена в обратном. К тому же она утверждает: “Без наук люди живут и жили”.

Ленивый и невежественный недоросль Митрофанушка олицетворяет собой огромное количество дворянских “маменькиных сынков”, которые живут за чужой счет и не приносят абсолютно никакой пользы.

Роль героя в произведении

В сюжете произведения Митрофан не играет особой роли. Его участие в главных событиях ограничивается несостоявшимся “жениховством” к Софье. Впрочем, план похищения всецело разрабатывается госпожой Простаковой. От “жениха” требуется лишь встать в шесть часов утра (хотя “дитятко”, вероятно, должна разбудить Еремеевна).

Сцена из спектакля Малого театра “Недоросль”. 2010

Развитие героя по мере сюжета

Образ Митрофана, как и всех остальных героев комедии, статичен. Каким персонаж появляется в начале произведения, таким и остается в финале. Даже драматическая развязка никак не влияет на его сложившийся характер.

В финале комедии Митрофан грубо отвергает собственную мать (“Да отвяжись, матушка, как навязалась”). В этом нет ничего удивительного. Превращение Митрофана в неблагодарного эгоиста произошло исключительно из-за слепой любви госпожи Простаковой к сыну.

Отношение автора к герою

Негативное отношение автора к герою проявляется, прежде всего, в разговоре и действиях самого Митрофана. По меньшей мере странно выглядит поведение шестнадцатилетнего юноши, который до сих пор увлечен детскими играми, но при этом желает жениться.

Весьма характерны отзывы о Митрофане остальных персонажей комедии: “Дал мне Бог ученичка” (Цыфиркин), “Четвертый год мучу свой живот” (Кутейкин), “До свиней сызмала такой же охотник, как и ты [Скотинин]” (Простаков). Правдин открыто называет Митрофана “грубияном”.

Авторская позиция в произведении в целом выражается через главного положительного персонажа – Стародума. Дядя Софьи с большой иронией оценивает Митрофана: “Видно, что готовят в него

Митрофан. Спектакль Малого театра “Недоросль”. 1987. Актер И. Лях

большую душу”; “в грамматике он силен”; “что для отечества может выйти из Митрофанушки”.

Экранизации

В 1987 г. на советские экраны вышел фильм-спектакль “Недоросль”, в котором роль Митрофана сыграл И. В. Лях. Этот актер Малого академического театра уже прославился ролью Леньки в комедии “Любовь и голуби”. Зрители тепло встретили новый комедийный образ талантливого молодого актера. Митрофан в его исполнении выглядел очень достоверно. Именно таким многие любители знаменитой комедии и представляли себе глупого недоросля.

Список литературы

  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.
  7. Д.И.Фонвизин “Недоросль: избранные произведения”, Спб, “Азбука Классика”, 2008.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.9k

На этой странице вы узнаете: 

  • Как определить характер героя по его речи?
  • «Алиса в стране чудес»: что скрывается под масками учителей?
  • Кто первый не хотел учиться, а хотел жениться?

Нам может показаться, что комедия Д.И. Фонвизина написана так давно, что  мы уже не в силах понять ее персонажей. Но это не так! Герои произведения очень похожи даже на наших современников. В этом и заключается гениальность Фонвизина – созданный им текст понятен нам и сейчас. Он, с одной стороны, нас смешит, а с другой – напоминает о недостатках людей: глупости и невежестве.

Смотря  на героев комедии, мы постараемся увидеть эти вечные черты, присущие людям во все времена.

Система персонажей

Скоро мы увлечемся путешествием по комедии и знакомством с нашими героями! Но мы не должны забывать, что не с каждым из них стоит заводить дружбу, ведь среди героев есть положительные и отрицательные. Чтобы ничего не перепутать, посмотрим на небольшую табличку с распределением:

Положительные персонажи Отрицательные персонажи Воспитатели и слуги
Стародум
Правдин
Милон
Софья
Простакова
Простаков
Скотинин
Митрофан
Еремеевна
Цыфиркин
Кутейкин
Вральман
Тришка 

Отрицательные персонажи в комедии – это члены семьи Простаквых-Скотининых, поместные дворяне. Они изображены в соответствии с комической традицией.

Так, основное средство их изображения – это сатира: автор стремится обличить невежд, выявить пороки и несостоятельность их мышления.

Кроме этого, для создания их образов используется ряд специфических приемов: говорящие фамилии, указывающие на их отрицательные качества, речевая характеристика, показывающая безграмотность и грубость героев через просторечную и сниженную лексику. 

Положительные персонажи изображены в соответствии с трагической традицией.

Так, их диалоги посвящены социальным вопросам и отражают положительную программу автора: в них речь идет о просвещенном монархе, о назначении дворянина, о браке и семье, о воспитании молодого поколения. Кроме этого, они противостоят обществу, находятся в неразрешимом конфликте с ним.

Воспитатели и слуги

Категория воспитателей и слуг специально выделена отдельно. Несмотря на их пороки: некоторые оказались плохими учителями, а Еремеевна помогала в краже Софьи, автор, в силу их социальной принадлежности, освобождает этих героев от ответственности и не относит к отрицательным персонажам. 

Мы не должны забывать, что для Фонвизин ставил своей целью изобразить дворянство, показать его миссию и его пороки (вспомним, что классицизм говорил только о представителях высших сословий, интерес к простым людям в литературе зародится позже!).

Именно поэтому воспитатели – условно, средство, с помощью которого можно показать жестокость и глупость дворян, а также выразить сочувствие зависимым от них слоям населения. . 

Теперь, когда мы разобрались, что ждать от каждого из героев, можем спокойно начинать наше знакомство.

Положительные герои

Стародум

Черты характера и взгляды:

  • честен: не приемлет лжи и подлости в личных отношениях и в работе: «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно…»;
  • благонравен: верит, что это важно во все времена: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
  • считает мудрость главным качеством для правителя: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости»
  • считает, что образование – путь к благонравию: «Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие».
  • считает честность основой воспитания: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание…».
  • считает чинопочитание неприемлемым: «Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность…». 

Стародум – герой-резонёр: транслирует мысли Фонвизина о нравственности, важности воспитания и образования, государственном устройстве. 

Герой-резонер – герой литературного произведения, который напрямую выражает взгляд автора, характерен для классицизма, в особенности – для драматических произведений.

Теперь следующий положительный герой.

Правдин

Черты характера и взгляды:

  • честный наместник: приезжает к Простаковым, чтобы проследить за порядком в поместье, ему поручено «взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…».
  • имеет схожие со Стародумом взгляды, но более идеализированные. 

Например, посмотрим на реплики героев из диалога «о великом государе»:

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных!

Мы видим, что оба героя негативно относятся к крепостному праву. Однако Правдин убежден, что владение крестьянами — большое зло, которому нет оправданий и которое должно быть полностью искоренено. Стародум же мыслит реалистичнее: он придерживается схожей позиции, но отмечает, что всем свойственно заблуждаться. В том числе и дворянам, и правителям.

Софья

Знакомимся с Софьей — сиротой, племянницей Стародума.

Черты характера и взгляды: 

  • воспитанна, во всем слушается дедюшку: «Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться».  
  • разделяет взгляды Стародума: «Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека и его должность». 

Интересно узнать, кого же полюбила наша замечательная Софья?
Приветствуем Милона! 

Милон

Черты характера и взгляды:

  • бесстрашен, что отмечает Стародум: «Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…».
  • скромен:«В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».
  • взгляды на нравственность: «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать» – отвага и бесстрашие возможны не только на поле боя, говорить правду –  такой же высоконравственный поступок.

Мы познакомились с положительными героями «Недоросля», а теперь самое время заглянуть на «темную сторону». Посмотрим на отрицательных персонажей комедии Фонвизина.

Отрицательные персонажи

Простаков

Самый яркий образ, воплощение грубости и безнравственности – госпожа Простакова.

Черты характера:

  • деспотична, груба, в том числе, по отношению к крестьянам: «А ты разве девка, собачья ты дочь?»;  «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?».
  • необразованна, ограниченна, а также потакает необразованности Митрофана: «Без наук люди живут и жили…» ; «Конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка…».
  • очень любит сына: с одной стороны, эта черта делает героиню более человечной, но с другой – любовь к Митрофанушке губительна и чрезмернаК тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…».
  • лицемерная: груба к Софье, но меняет свое отношение, узнав о наследстве.

Скотинин

Следующий герой – брат Простаковой. Его мы помним из разговора о говорящих фамилиях. Давайте теперь еще ближе познакомимся со Скотининым:

Черты характера:

  • идеал героя – свиньи, любит их больше, чем людей; предлагая Софье замужество, герой говорит: «Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку».
  • жесток к крестьянам: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?».
  • духовно и интеллектуально ограничен: «Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».
  • груб и невежествен, что проявляется в речи.
Как определить характер героя по его речи?

Давай посмотрим, как говорит Скотинин: «Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям»

В речи Скотинина мы видим много разговорных слов: «припеваючи», «эко». Кроме этого, он использует грубые выражения, например, грубое «слышь ты».

Так, проанализировав речевую характеристику героя, мы понимаем его характер: Скотинин – грубый, необразованный человек..

Речевая характеристика — часть характеристики героя, включающая в себя его манеру говорить, обороты речи, словарный запас и другие речевые особенности.

А теперь посмотрим на виновника торжества – самого недоросля Митрофана!

Митрофан

Черты характера:

  • груб со всеми, эгоистичен, жесток, не способен любить; он грубит даже матери, которая безумно его любит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
  • не образован: в эпизоде экзамена называет дверь прилагательным, потому что она прилагается к двери.
  • бездельник: «Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…».
  • нравственно низок; имеет примитивные желания: много ест, мечтает только о женитьбе: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

А теперь разгадываем ребус!

В этой картинке зашифрована ключевая Стародума: «Вот злонравия достойные плоды». Она относится не только к Митрофану, но и к его родителям и Скотинину. Все отрицательные персонажи в произведении – плоды злонравия.

Второстепенные герои

Также в комедии есть и второстепенные герои. Это слуги: Еремеевна с Тришкой и учителя Митрофана: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман.

Поговорим о слугах. 

Рассматривая сюжет комедии, мы уже упомянули эпизоды, в которых присутствуют Тришка и Еремеевна. 

Но вот о чем мы пока совсем не сказали — о разнице между Еремеевной и Тришкой. 

А теперь посмотрим на учителей.

«Алиса в стране чудес»: что скрывается под масками учителей?

Смотрите! В кустах прошмыгнул белый пушистый комочек. Да-да, затем мы упали в кроличью нору и оказались (не упадите со стула от неожиданности!) в Стране Чудес.
Зачем, спросите вы. Все ради одного эпизода из фильма Тима Бертона «Алиса в Стране Чудес».
Красная королева имеет очень низкий рост и огромную голову. Это раздражает ее (в общем-то, не только это). Слуги, чтобы снизить напряжение, используют накладные части тела, тем самым не смущая Королеву своей «идеальностью». В один момент все эти наклеенные дефекты — «маски» отпадают и приводят королеву в бешенство. 

Герои «Недоросля» тоже кое-что скрывают. Учителя, на самом деле, не являются учителями. 
Да-да, такое вот разоблачение.
Преподаватели в комедии — малообразованные и невежественные люди. Посмотрим, что скрывалось под их «масками»:
— Цыфиркин — отставной офицер;
— Кутейкин — дьячок, бросивший учебу на первом курсе;
— Вральман — бывший кучер Стародума.

А теперь коротко о каждом из учителей.

Цыфиркин: 

  • учитель математики
  • честный; не берет денег у Простаковой, потому что знает, что ничему не научил Митрофана: «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…»

Кутейкин:

  • учитель грамоты
  • в речи использует много церковнославянской лексики
  • сам бросил учебу в семинарии на первом курсе: «Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…» (риторика – предмет на первом курсе, значит, он перестал учиться тогда)
  • плохой учитель: «Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет»

Вральман:

  • учитель французского и других наук
  • фамилия на иностранный манер, потому что герой выдает себя за иностранного учителя
  • на самом деле – обманщик; раньше был кучером у Стародума: «с умными лютьми не сфясыфайся».

Афоризмы из «Недоросля»

Афоризм – краткое выразительное изречение.

Проще говоря, какая-то интересная фраза из произведения, которую начали употряблять и в обычной речи.

Давай посмотрим на несколько афоризмов из комедии. Мы могли слышать их в обычной речи! 

  • «Всякая вина виновата» (Скотинин),
  • «Дела не делай, от дела не бегай» (Цыфиркин),
  • «Век живи, век учись» (Г-жа Простакова),
  • «Ученье – вздор» (Скотинин)
  • «Поминай, как звали» (Митрофан)
  • «По добру, по здорову» (Скотинин)
Кто первый не хотел учиться, а хотел жениться?

Загадка разгадана! Эта фраза принадлежит Митрофану: «Не хочу учиться, а хочу жениться» Она тоже является афоризмом. Мы используем ее, уже не задумываясь, откуда она появилась.

Фактчек

  • Героев «Недоросля» делят на положительных и отрицательных, а еще выделяют отдельную группу воспитателей и слуг.
  • Речь героев зависит от их уровня образования. Например, Стародум, Правдин, Милон и Софья — герои умные, они любят читать, поэтому их реплики автор наполняет возвышенной лексикой. А вот Простакову и Скотинина такими не назовешь, поэтому их речь наполненная просторечиями.
  • Многие реплики героев комедии являются афоризмами.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите характеристики Скотинина:

  1. Любовь к любому скоту: от свиней до коров
  2. Образованность, вежливое отношение к окружающим
  3. Грубость, невежественность
  4. Становится мужем Софьи

Задание 2.
Выберите имена учителей Митрофана:

  1. Цыфиркин
  2. Вральман
  3. Указкин
  4. Кутейкин
  5. Копейкин

Задание 3.
Выберите высказывание, имеющие отношения к Простаковой:

  1. Деспотичное управление крестьянами
  2. Самая лучшая черта — любовь к сыну, благодаря ней Митрофан растет хорошим человеком
  3. Грубое отношение к людям
  4. Искренне радуется за любовь Софьи и Милона

Задание 4.
Выберите определение афоризма:

  1. Краткое выразительное изречение
  2. Длинное глубокомысленное высказывание героя
  3. Синоним слова «цитата»
  4. Разговор между несколькими героями
  5. Слово, которое мы употребляем в каждодневной речи

Ответы: 1. – 3; 2. – 124; 3. – 13; 4. – 1.

  • Кто главный герой рассказа дубровский
  • Кто главный герой рассказа в прекрасном и яростном мире
  • Кто главный герой поэмы медный всадник сочинение
  • Кто главный герой и почему после бала рассказа
  • Кто главный герой в сказке спящая красавица