Кто главный герой рассказа в прекрасном и яростном мире

Главный герой рассказа А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» — машинист Мальцев. Вождение поездов — его призвание. Автор изображает работу Мальцева как творческий процесс: «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Именно способность к внутреннему зрению по воле случая играет в одной из поездок для Мальцева роковую роль. В его локомотив попадает молния. Под воздействием электромагнитной волны Мальцев слепнет, но какое-то время не чувствует этого. Он продолжает видеть мир в своем воображении. Эта иллюзия чуть не стала причиной крушения пассажирского состава.

Коллизия рассказа развивается между враждебными силами природы, ослепляющими Мальцева, и человеком: его творчеством (Мальцев), гуманизмом и разумом (рассказчик). Такова философская основа рассказа.

Образ «прекрасного и яростного мира» писатель вынес в заглавие рассказа не случайно. Поэзия этого мира захватывает не только Мальцева, но и его помощника (рассказчика). «Машина «ИС», единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления; я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне, столь же прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина».

Платонов подчеркивает, что жизнь по законам красоты подразумевает глубоко нравственное отношение человека к людям. В начале рассказа Мальцев совершенно равнодушен к людям, работающим рядом с ним. «Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта». Отношение к людям рассказчика иное. Несмотря на обидное равнодушие со стороны Мальцева, он не только доказывает его невиновность, но и изобретает план, возвращающий машиниста к активной жизни. Деятельная доброта — вот самая существенная черта характера рассказчика. В развязке рассказа эта черта оказывает очищающее воздействие на душу Мальцева.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 2 часть, Коровина, страницы 140-141

Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Проверьте себя

1. Как можно объяснить заглавие рассказа?

Мир, в котором живут герои рассказа, прекрасен, но в нём много трудностей, которые приходится преодолевать. Он полон яростных сил, враждебных человеку. Но несмотря на все трудности, жить хорошо.

2. О чём поведал автор читателям? Над чем заставил задуматься?

Автор рассказал о судьбе машиниста Мальцева, который внезапно ослеп, но сумел преодолеть свой недуг.

Этот рассказ заставляет задуматься о том, что такое настоящий талант; о том, как велика бывает сила человеческой воли; о том, как важно не впадать в отчаяние; о том, как хорошо иметь рядом верного друга.

3. Кто главный герой рассказа?

Главный герой: Александр Васильевич Мальцев, машинист паровоза.

4. Чего больше всего хотели Мальцев и его помощник?

Герои этого рассказа больше всего хотели быть на своём месте, быть настоящими мастерами своего дела, приносить пользу людям.

5. Есть ли сходство платоновских героев (Никиты, Юшки, неизвестного цветка) с Мальцевым? В чём оно? В чём их непохожесть?

Все герои Платонова живут в своём особом мире, все сталкиваются с трудностями, но умеют их преодолевать. Они часто оказываются одиноки. В этом их сходство.

Непохожесть Мальцева на других героев в его таланте общения с машинами, отношении к труду.

6. Как вы поняли состояние рассказчика, когда он глядел на машину «ИС»? С чем он сравнивал эту радость?

Рассказчик называл своё чувство растроганная радость и сравнивал её с чтением стихов Пушкина. Это сравнение помогает понять его состояние — восторг, радость, даже благоговение.

7. Как, по словам рассказчика, Мальцев вёл машину? Вспомните эти сравнения. Почему Мальцеву было грустно с помощником?

Мальцев водил машину с уверенностью мастера, с сосредоточенным вдохновением артиста.

Ему было грустно с помощником, потому что Мальцев понимал, что как бы тот не был усерден и настойчив, он никогда не сможет понимать и полюбить машину так же, как он.

8. Что случилось с Мальцевым и как старался помощник вывести его из этой трагической ситуации?

Мальцев ослеп после вспышки молнии. Его судили и посадили в тюрьму за то, что Мальцев чуть не врезался в курьерский поезд.

Помощник старался помочь Мальцеву. Он помог Мальцеву выйти из тюрьмы, а потом взял его с собой на поезд. И Мальцев вновь стал видеть.

9. Как заканчивается рассказ и о чём говорит этот финал? Что помогло победить слепоту Мальцева?

Рассказ заканчивается прозрением Мальцева. Помощник отводит его домой и боится оставить одного, без защиты против действия враждебных сил прекрасного и яростного мира.

Это финал говорит о том, что как бы сильно не била нас судьба, сдаваться всё равно нельзя. Ведь надежда есть даже в самых безнадёжных случаях.

Слепоту Мальцеву помогло победить дружеское участие рассказчика.

Совершенствуем свою речь

1. Перескажите текст о том, как радовался рассказчик своему назначению к Мальцеву и созерцанию машины «ИС» используя авторские сравнения. Можно ли сказать, что Мальцев относился к машине, как к одухотворённым механизмам и что также относится к ним автор?

Мальцев любил паровоз, как человека, а значит одухотворял его. Точно также относится к машинам и автор.

Пересказ «Радость рассказчика»

Рассказчик был определён в бригаду Мальцева помощником. Он был доволен этим назначением.

Машина «ИС» вызывала у него чувство воодушевления. Он подолгу глядел на неё и в нём пробуждалась растроганная радость, такая же, как при чтении стихов Пушкина.

Он также был рад поработать у первоклассного механика, каким был Мальцев. Мальцев всегда вёл состав с уверенностью мастера, с сосредоточенностью артиста. И рассказчик улавливал безмолвные указания своего товарища и работал усердно.

2. Как вы понимаете фразы:

Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера. Это значит спокойно, уверенно, сознавая своё мастерство.

Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием. Это значит, что герой внимательно следил за действиями старшего товарища, понимал его желания и указания, работал старательно.

Он скучал от своего таланта, как от одиночества. Талант делал Мальцева одиноким, потому что ему было скучно с простыми людьми, не умеющими так понимать машину.

3. Расскажите об одном из героев и о его отношении к своей профессии.

Рассказ о Мальцеве, герое рассказа «В прекрасном и яростном мире»

Александр Васильевич Мальцев был машинистом от бога. Ему было всего тридцать лет, но он уже был машинистом первого класса. Он любил паровоз и ощущал его, как живое существо. Он не представлял свою жизнь без этой работы и относился к ней очень ответственно.

Когда Мальцев вёл паровоз, он казался вдохновенным артистом, мастером. Он чувствовал машину и мог нагнать любое отставание. Он всегда внимательно следил за дорогой и замечал даже пролетающего мимо воробья. Он следил за работой всех механизмов и сам проверял их, даже если этот механизм был только что проверен другими членами бригады.

Когда с Мальцевым случилось несчастье, он вёл паровоз, не замечая своей слепоты, так хорошо он помнил дорогу, каждый поворот и перекрёсток. Вынужденный оставить работу, Мальцев осунулся и постарел. Он часто сидел на скамейке, дышал запахом гари и масла и слушал ритмичную работу паровозного насоса.

Когда он прозрел, то заплакал. Он снова мог водить паровоз, а это было делом всей его жизни.

4. Объясните значение слов и словосочетаний, подумайте, какие из них чаще звучат в разговорной речи.

В разговорной речи часто можно услышать слова: надевать, дремал, котомка, терзал.

Старинное время. Далёкое прошлое.

Неостывающие слёзы. Постоянно бегущие слёзы.

Блуза. Просторная рубаха.

Надевать. Что-то натягивать на себя.

Живое существо. Кто-то живой, как человек или животное.

Дремал. Спал.

Котомка. Сумка.

Терзал. Мучил, раздирал на части.

На чтение 10 мин Просмотров 9.3к. Опубликовано 28.02.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «В прекрасном и яростном мире» за 2 минуты и подробно по главам за 8 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «В прекрасном и яростном мире»

Рассказ ведется от первого лица. Повествует о происходящем начинающий железнодорожник Костя (в начале истории – помощник механика). Ему повезло работать в паре с настоящим профи – Мальцевым, первоклассным машинистом, буквально «чувствующим» паровоз.

Но вот однажды в паровоз, ведомый Мальцевым, попадает молния, и машинист внезапно слепнет. Не желая сознаваться в этом и пытаясь положиться на свой профессионализм, талантливый машинист едва не устраивает сильнейшую катастрофу.

Через некоторое время на суде Мальцев был признан виновным (так как зрение быстро восстановилось, и судье оказалось сложно поверить в мгновенное ослепление молнией) и был отправлен за решетку.

Костя в размышлениях: он желает помочь мастеру, но не сразу догадывается, как сделать это. Осененный идеей, внезапно пришедшей в голову, Костя предлагает следователю провести опыт с разрядом молнии. Итог опыта: Мальцев вторично лишается возможности видеть. Его освобождают, но на этот раз глаза так и остаются незрячими.

Костя, чувствуя за собой вину, берет слепого Мальцева с собой в рейс. Он практически полностью доверяет бывшему машинисту вести состав, и случается чудо: зрение полностью возвращается к Александру Васильевичу. Коллеги, ставшие больше чем коллегами, проводят вместе ночь за беседами: Костя боится оставить своего учителя и одновременно подопечного одного в «нашем прекрасном и яростном мире».

Главные герои и их характеристика:

  •  Александр Васильевич Мальцев  – «механик» машинист поезда первой квалификационной категории, 30-летний мужчина, спокойный и уверенный в себе. Очень любил свое дело, поезда были его страстью, его жизнью. После того, как Мальцев внезапно лишился работы вследствие слепоты, он быстро постарел, осунулся. «Ощущение машины» было для него «блаженством». Его глаза становились страстными, горящими, как только он брался управлять составом. Казалось, больше его ничего не интересует в жизни.
  •  Костя  – молодой парень, помощник «механика» машиниста, едва освоивший эту специальность и начавший практиковаться. Был назначен в бригаду к Мальцеву, чем очень гордился: работать ему предстояло на «первом мощном паровозе серии ИС», да еще с непревзойденным мастером.

Второстепенный герой и его характеристика:

  •  Следователь  – вдумчивый, неравнодушный человек. Получив задание расследовать дело о странном поведении Мальцева, в результате которого едва не погибли сотни пассажиров поезда, он подходит к ситуации серьезно, внимательно рассматривая все до мельчайших подробностей, стараясь действовать максимально объективно, без формализма..

Краткое содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире» подробно по главам

I

Молодой помощник механика Костя, от лица которого ведется повествование, был определен в команду первоклассного машиниста Александра Васильевича Мальцева помощником механика. Костя очень гордился назначением: во-первых, предстояло работать в паре с лучшим машинистом Толубеевского депо, во-вторых, на новейшем паровозе серии «ИС», единственном на местном тяговом участке.

Мальцеву было по большому счету все равно, кого именно поставят с ним в бригаду: он любил свою работу, а к подчиненным относился довольно равнодушно, лишь требуя от них слаженных и четких действий.

Костя выполнял свои обязанности с безукоризненной точностью. Во время поездок он любил наблюдать за Александром Васильевичем. Молодому человеку нравилось, как «с отважной уверенностью» истинного профессионала Мальцев ведет машину, и тяжелый неповоротливый паровоз, несущийся с огромной скоростью, легко слушается мастера.

Сам Костя старался содержать вверенные ему механизмы в идеальном состоянии, однако Мальцев всегда перепроверял его работу. Александр Васильевич вслед за Костей обходил паровоз на стоянках, «отчужденно» и равнодушно осматривая детали, проверяя трущиеся части и вновь смазывая их, хотя помощник механика только что сделал это.

На замечание Кости, решившегося однажды указать Мальцеву, что все детали проверены, тот возразил, что хочет убедиться сам. В его голосе Костя уловил грусть, происходившую оттого, что машинист чувствовал свое превосходство над прочими членами бригады и не допускал, чтобы любой из коллег столь же хорошо разбирался в поездах, как он.

II

Прошел год работы Кости в команде Мальцева. С августа по июль он трудился бок о бок с великим мастером. Но 5 июля случилось нечто, навсегда поставившее крест на карьере Александра Васильевича. По крайней мере, жизнь его переломилась надвое – на «до» и «после». Диспетчер дал Мальцеву курьерский состав, который сильно опаздывал, и попросил свести опоздание к минимуму.

Поначалу все шло отлично: талантливый машинист взял высокую скорость, разогнал паровоз и уверенно вел его, стремительно сокращая опоздание. Светило яркое солнце. Но вдруг откуда-то появилась туча. Видно было, что внутри нее сверкают молнии. Паровоз бешено мчался навстречу грозе.

поезд попал в грозу

В какой-то момент Костя увидел яркий синий свет, ощутил боль, проникшую до самого сердца. Он испугался на мгновение и спросил у кочегара: «Что это было?». «Молния», — ответил тот. По словам кочегара выходило, что молния проскочила совсем рядом, хотела попасть в паровоз, да прошла мимо. Гром никто не слышал, так как состав быстро проехал его.

Мальцев сообщил товарищам, что он не видел никакой молнии. Хлынул дождь, но состав прошел сквозь него, и далее путь был чистым и спокойным. Между тем Костя заметил, что Мальцев стал как-то странно вести машину.

Приборы явно забарахлили, лампы горели слабо, однако машинист почему-то не видел этого и не подавал сигнала помощнику, чтобы тот наладил их работу. Тогда Костя подумал, что Мальцев очень устал, и начал сам регулировать работу приборов.

Впереди показался красный свет. Александр Васильевич по-прежнему не реагировал, вел машину так, будто впереди горит зеленый. Костя закричал машинисту, что рвутся петарды, можно сломать машину. Но Мальцев уверенно ответил, что все в порядке. Состав тяжело остановился.

Костя, выглянув, обнаружил, что на линии поезда стоит паровоз, а впереди него раскаленной докрасна кочергой машет человек. Это значило, что управляемый Мальцевым курьерский поезд проскочил желтый, затем красный свет, затем множество предупреждающих сигналов, и едва не врезался в шедший навстречу другой поезд.

Чудом не произошло столкновения. Мальцев подозвал Костю и велел ему дальше вести машину, так как сам он ослеп.

На следующий день, поставив паровоз в депо, Костя под руку проводил Мальцева к дому. Уже подходя к калитке, оба выяснили, что зрение к Александру Васильевичу вернулось: он увидел жену, вышедшую встречать мужа с работы.

III

Состоялся суд, Мальцева посадили в тюрьму за то, что он едва не стал виновником крушения поезда и гибели множества пассажиров. Костю отправили в бригаду к осторожному пожилому машинисту, с которым работать было очень скучно.

Зимой Костя зашел в гости к брату, который жил и учился в городе – а при университете, где обучался этот родственник есть лаборатория с установкой Тесла. Это устройство вырабатывает электрические разряды, что позволяет студентам на опыте изучать природу молнии.

Любопытная мысль пришла в голову Косте: как можно доказать невиновность Мальцева. Не откладывая дела в долгий ящик, он тут же написал следователю. Было решено поставить следственный эксперимент.

Александра Васильевича привезли в лабораторию и, не предупреждая, провели в темноте перед прибором, вырабатывающим молнию. Все повторилось: после попадания молнии в глаза Мальцеву тот опять ослеп. Только на этот раз, похоже, уже навсегда…

Невиновность Александра Васильевича больше не подлежала сомнению: его освободили, назначив большую пенсию по инвалидности.

Костя со следователем встретились, и последний сказал, что, несмотря на освобождение Мальцева, вряд ли можно назвать его человеком счастливым: отныне бывший машинист – инвалид, и видит мир лишь в своем воображении, а виноват в трагедии его юный помощник. Желая помочь старшему товарищу, Костя в итоге сделал его слепым.

Костя решил бороться. Он чувствовал, что все-таки сумеет воспротивиться неведомым силам, губившим Мальцева, но пока не мог понять, как.

IV

Вскоре Константин сдал экзамен на машиниста и теперь сам водил составы. Нередко он видел бывшего наставника, сидевшего на станции у платформы. Александр Васильевич постарел, осунулся.

Ощущая себя выброшенным за борт жизни, он мог лишь сидеть так, опираясь на трость, и оборачиваться на гудки паровоза, жадно всматриваясь незрячими глазами туда, где проезжал состав, ловить ноздрями запах гари и вспомнить, вспоминать…

Как-то раз Константин предложил Александру Васильевичу прокатиться вместе. Мальцев оживился. Он готов был на все, только бы вновь почувствовать грозную красоту и силу машины, ощутить ее движение.

В назначенный час слепой бывший машинист поднялся в кабину паровоза. Молодой (и теперь самостоятельный) машинист Константин, взяв ладони мастера в свои, направил их на реверс. Юноша водил руками Мальцева, тихонько направляя их. Лицо Александра Васильевича озарилось радостью: вновь он был на любимой работе, вновь (и почти самостоятельно!) вел паровоз.

Мало-помалу Александр Васильевич настолько освоился, что на неопасных участках Костя вовсе отходил от него, доверяя управление. На подходе к Толубееву, уже в конце пути, паровоз получил желтый сигнал светофора.

Костя ждал, затаив дыхание. «Закрой пар!» — внезапно распорядился Мальцев. Однако Костя не двинулся с места. Тогда Мальцев сам перекрыл пар и сказал: «Я вижу желтый свет!».

Оказалось, что произошло чудо: Мальцев прозрел. Он заплакал от счастья. Вечером коллеги, а теперь и почти друзья, Мальцев и Костя, его бывший подопечный, отправились к Александру Васильевичу домой. Там просидели до утра: Костя боялся оставить прозревшего Мальцева наедине с яркими и враждебными силами «прекрасного и яростного мира», сгустившимися вокруг.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан Платоновым в 1938 году. В стране было неспокойно: шел период чудовищных политических репрессий, назревало ощущение приближающейся войны.

Интересные факты о произведении

  1. Рассказ основан отчасти на личном опыте Платонова: он сам работал механиком на поездах с 1915 по 1917 гг.
  2. Андрей Платонов вырос в атмосфере, где о паровозах и поездах знали, кажется, все: его отец много лет трудился помощником машиниста.
  3. Платонов долго не мог определиться с названием: кроме известного нам, были варианты: «Машинист Мальцев», «Воображаемый свет».

Отчасти фантастический, рассказ «В прекрасном и яростном мире» оставляет глубокое впечатление у читателя, заставляя задуматься о месте человека в мире и о душе, где постоянно идет борьба между добром и злом. Непомерная гордость может довести человека до нравственной гибели, каким бы великим талантом он ни обладал.

Платонов А., рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» и их характеристика

  1. Костя. Герой-рассказчик. Человек принципиальный, увлеченный своей работой. Верный друг и товарищ.
  2. Мальцев. Мастер своего дела, машинист. Даже ослепнув, продолжал видеть мир в своем воображении.
  3. Следователь. Человек добрый, но ответственный, совестливый.

План пересказа рассказа «В прекрасном и яростном мире»

  1. Великий машинист
  2. Костя работает помощником
  3. Вспышка молнии
  4. Неуверенный Мальцев
  5. Экстренное торможение.
  6. Мальцев ослеп
  7. Мальцев снова видит
  8. Суд над Мальцевым
  9. Воображение машиниста
  10. Мальцев в тюрьме
  11. Установка Теслы
  12. Мальцев снова слепой
  13. Мальцев на паровозе
  14. Желтый сигнал
  15. Прекрасный и яростный мир

Кратчайшее содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Костя работает помощником у великого машиниста Мальцева.
  2. Паровоз попадает в грозу и вспышка молнии ослепляет всех.
  3. Мальцев чуть не губит людей, потому что не понимает, что ослеп.
  4. Его судят и садят в тюрьму, но Костя добивается эксперимента.
  5. Мальцев снова становится слепым, и Костя берет его на паровоз.
  6. Мальцев начинает видеть свет и ведет паровоз на станцию.

Главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»
Не все в мире зависит от желания человека, но сдаваться все равно нельзя.

Чему учит рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Рассказ учит бороться за свое счастье, учит никогда не отступать и не сдаваться. Учит смело смотреть в лицо опасностям, учит верить в свои силы. Учит не бояться сил слепой природы. Учит самим вершить свою судьбу.

Отзыв на рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Мне очень понравился этот рассказ и особенно действия его героя, Кости. Ведь этот человек почувствовал неумолимость и безжалостность слепых сил яростного мира, но не сдался и не покорился им. Он стал бороться и победил. А значит шанс на победу есть всегда и нельзя его упускать.

Пословицы к рассказу «В прекрасном и яростном мире»
Всякому свой крест.
От судьбы не уйдешь
Жизнь в борьбе, а борьба в жизни.
Кому суждено утонуть, того не повесят.
Желание вылечиться помогает лечению.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «В прекрасном и яростном мире» по главам:

1.

В Толубеевском депо самым лучшим машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Ему было тридцать лет и он был машинистом первого класса.
Костя был назначен помощником к Мальцеву и очень гордился своим назначением. Мальцев был молчалив, но замечал все, особенно когда вел паровоз. Даже летящий мимо воробей не проходил мимо его внимательного взгляда.
В редких разговорах Мальцев был грустен и Костя понимал, что тот не верит, что кто-то может любить и знать паровоз лучше его.
Однажды Мальцев доверил Косте самому вести паровоз и тот стал опаздывать. Мальцев сел на свое место и быстро нагнал отставание.

2.

Прошел год. Однажды Мальцеву дали состав и диспетчер попросил его нагнать отставание. Мальцев конечно согласился. Паровоз весело бежал через степь.
Но вот он въехал в грозовое облако и страшная молния казалась осветила паровоз. Кочегар сказал, что ему показалось, что взорвался котел. Но Мальцев ответил, что не видел никакой молнии.
Костя заметил, что Мальцев стал хуже вести паровоз, но списал все на усталость машиниста. Он начал было следить за сигналами, но заметил неполадки в кабине и стал их исправлять.
А когда снова выглянул, увидел красную полосу света. Под паровозом стали взрываться петарды, а Мальцев не снижал скорость. Костя крикнул ему, что надо срочно останавливаться и Мальцев нажал на тормоз.
Когда паровоз остановился, то они увидели впереди другой паровоз, машинист которого размахивал раскаленной кочергой. Мальцев обратился к Косте и сказал, что дальше тот поведет паровоз, потому что он ослеп.
Костя привел паровоз на станцию и доложил начальнику. Потом повел слепого Мальцева домой. Возле дома тот сказал, что снова все видит и описал жену, которая вышла его встречать.

3.

Мальцева отдали под суд и Костя всячески защищал его. Он объяснил следователю, что Мальцев ослеп от электромагнитной волны, которая шла впереди молнии, и потому не видел саму вспышку.
Но Костя не мог ответить на вопрос, почему слепой Мальцев не передал ему управление сразу. Когда он спросил самого Мальцева, тот ответил, что продолжал все видеть в своем воображении и не понимал, что ослеп. Он видел зеленый свет светофора, когда вел состав в хвост товарному поезду и если бы не помощник, произошла бы авария и погибли бы люди.

4. 

Мальцева посадили в тюрьму.
Костя от брата узнал, что в институте есть установка Тесла, для получения искусственной молнии. Он предложил следователю испытать Мальцева на предмет подверженности его психики электрическому разряду. Следователь согласился на эксперимент.
Вскоре он снова вызвал Костю и сказал, что тот подвел Мальцева. Оказалось, что когда Мальцева в полной темноте провели под установкой Тесла и включили разряд, он снова ослеп и теперь ничего не видел.
Мальцева оправдали, но следователь сомневался, что к тому вернется зрение. Он переживал, что истину удалось установить столь дорогой ценой.
Костя тоже ожесточился. Он собирался восстать против слепых и враждебных человеку сил, которые сокрушают избранных, возвышенных людей.

5.

Вскоре Костя стал машинистом и много раз наблюдал, как слепой Мальцев сидит на вокзале и слушает паровозы. Он пообещал Мальцеву взять его с собой в рейс и дать ему в руки рукоять реверса.
Мальцев сел в паровоз и положил одну руку на реверс, а вторую на тормоз. Костя положил свои руки поверх рук Мальцева и управлял ими.
Он с тайно надеждой следил за своим учителем и когда впереди загорелся желтый сигнал светофора не стал снижать скорость.
Вдруг Мальцев сказал Косте закрыть пар, а потом встал и сам перекрыл пар. Он сказал, что видит желтый сигнал светофора. Мальцев сам довел паровоз обратно до станции и Костя сказал ему, что теперь он снова видит все.
Костя всю ночь просидел дома у Мальцева, боясь оставить этого человека наедине с враждебными силами прекрасного и яростного мира.

Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»

Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 8599.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 году и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». Краткий пересказ повести также будет полезен для читательского дневника.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в 20-30-ые годы XX века в России, в Толубеевском депо неназванного города.

Главные герои

  • Александр Васильевич Мальцев – опытный машинист, который всем сердцем любит свое дело.
  • Константин – помощник Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Другие персонажи

  • Следователь – справедливый представитель закона.

Краткое содержание

Глава I

Александр Васильевич Мальцев по праву считается «в Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом». Несмотря на молодой возраст – всего тридцать лет – он уже имеет «квалификацию машиниста первого класса» и приличный опыт вождения скорых поездов. Когда на станции появляется новейший пассажирский паровоз, именно Мальцева назначают работать на эту мощную машину.

Предыдущий помощник Мальцева успешно выдерживает экзамен на машиниста, а на пустующее место назначают Константина, чему он несказанно рад. Александру Васильевичу же «все равно, кто у него будет состоять в помощниках». Перед поездкой он внимательно следит за работой Кости, но после «собственными руками» проверяет состояние паровоза.

Костя искренне восхищается профессионализмом своего наставника, который водит «состав с отважной уверенностью великого мастера», и мечтает походить на него.

Глава II

Константин работает помощником у Мальцева уже около года. 5 июля они берут состав с опозданием на четыре часа, и диспетчер просит «сократить, сколь возможно, опоздание поезда». Александр Васильевич соглашается, и герои отправляются в путь.

Желая сэкономить драгоценные минуты, Мальцев во всю мощь гонит состав вперед, «навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта». Машинист невольно восхищается красотой разбушевавшейся природной стихии и невольно сравнивает ее с работой вверенной ему машины.

Поезд попадает в пыльный вихрь, и становится трудно не только видеть, но даже дышать. Однако состав продолжает пробиваться вперед, «в смутный, душный мрак». Неожиданно вспыхивает «мгновенный синий свет»: это молния чуть было не попала в паровоз, «да маленько промахнулась».

Костя замечает, что Мальцев «стал хуже вести машину». Он думает, что это от усталости, и начинает сам внимательно смотреть на путь и сигналы. Константину удается вовремя заметить «туманное облако красного света» – встречный состав. На полном ходу он останавливает поезд, благодаря чему удается избежать страшной аварии. Мальцев передает управление паровоза своему помощнику и признается, что ослеп. Зрение к нему возвращается на следующий день.

Глава III

Мальцева отдают под суд, но доказать невиновность опытного машиниста практически невозможно. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день.

Он пытается объяснить, что еще «долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность», а потому не сразу понял, что ослеп, но ему никто не верит. В итоге Мальцева сажают в тюрьму, а Константин продолжает работать.

Глава IV

Зимой Костя навещает своего брата, студента, и узнает, что в университете есть «в физической лаборатории установка Тесла для получения искусственной молнии». В голове у него зарождается некий план.

По возвращении домой Костя еще раз тщательно обдумывает свое предположение, а после пишет следователю, который вел дело Мальцева. В письме он настойчиво просит «испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов», и таким образом доказать особую чувствительность его организма на внешнее влияние электричества.

Долгое время ответа нет, но после следователь сообщает о согласии областного прокурора на столь необычный эксперимент. Спустя несколько дней Костю вызывает к себе следователь и сообщает о результатах проведенного опыта. Мальцев, пройдя в полной темноте под установкой Тесла, вновь «не видит света — это установлено объективным путем, судебно-медицинской экспертизой». Но только в этот раз зрение у машиниста не восстанавливается.

Следователь корит себя в содеянном: он уверен, что безвозвратно загубил невиновного человека.

Глава V

Следующим летом Константин успешно сдает «экзамен на звание машиниста» и начинает ездить самостоятельно. Каждый раз, подавая паровоз под состав, он замечает слепого Мальцева, сидящего на скамейке.

Костя пытается как-то приободрить бывшего машиниста, но все безуспешно. Тогда он решает взять его с собой в рейс. Вновь оказавшись в кабине паровоза и ведя состав под руководством своего бывшего ученика, Александр Васильевич испытывает настоящее блаженство.

На обратном пути к Мальцеву неожиданно возвращается зрение. Костя провожает его до дома и сидит возле Александра Васильевича всю ночь, боясь оставить его один на один с враждебными силами «прекрасного и яростного мира».

И что в итоге?

Александр Васильевич Мальцев — вновь обретает зрение, когда Константин берёт его с собой в рейс.

Константин — успешно сдаёт экзамен на машиниста, самостоятельно водит поезд; берёт с собой в рейс Мальцева, к которому возвращается зрение.

Заключение

Заключение

В своем произведении Платонов раскрывает множество проблем, среди которых наиболее острыми являются проблемы одиночества, сочувствия, вины и ответственности.

После ознакомления с кратким пересказом «В прекрасном и яростном мире» рекомендуем прочитать рассказ в полном объеме.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Василиса Александрова

    9/10

  • Макс Сова

    10/10

  • Егор Антонов

    10/10

  • Наталья Гончарова

    10/10

  • Дима Брыль

    10/10

  • Роман Лотоцкий

    10/10

  • Алина Пирожник

    10/10

  • 경 리

    10/10

  • Вася Булкин

    9/10

  • Иван Богомолов

    9/10

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 8599.


А какую оценку поставите вы?

  • Кто главный герой поэмы медный всадник сочинение
  • Кто главный герой и почему после бала рассказа
  • Кто главный герой в сказке спящая красавица
  • Кто главный герой в сказке серебряное копытце
  • Кто главный герой в сказке о рыбаке и рыбке пушкина