Кто главный герой рассказа запах хлеба

Небольшой рассказ Юрия Казакова, написанный им в 1961 году.

Для тех, кто его прочел, можно предложить следующие вопросы.

1.Кто главный герой рассказа » Запах хлеба»?

Главная героиня рассказа Ю.Казакова » Запах хлеба», Дуся, ещё молодая женщина, живущая с мужем в городе, в хорошей квартире. Муж хорошо зарабатывает и они ни в чем не нуждаются, живут в свое удовольствие, ни о чем не волнуясь.

2.Что произошло в семье главной героини рассказа 1 января?

Утром принесли телеграмму, что умерла мать Дуси.

3.Почему Дуся не поехала хоронить мать, сколько лет она не была дома?

Дуся смогла за те, годы, что жила в городе, отгородиться от прошлой жизни, от матери, она, словно залезла в раковину, не делая ничего не помнить, не знать о своей матери, родне, деревне.

4.Что заставило ее поехать в родную деревню, спустя несколько месяцев?

Получив письмо от двоюродной сестры, она поехала продать то,что осталось от ее наследства, в том числе и дом.

5.Что почувствовала Дуся, увидев, как изменилась деревня?

Идя по деревне, она увидела, что деревня разрослась и это ей не понравилось, в душе появилась некая ревность.

6.Какими были ощущения Дуси, когда она зашла в свой родной дом?

Войдя в родной дом, она почувствовала знакомые запахи, запах хлеба, это был запах детства, матери, ее прошлого, это ее стало волновать и тревожить. Но Дуся, как мне кажется, старательно защищалась от этого, как могла. Все ее прошлое, связанное с родным домом казалось ей лишь сном.

7.Как быстро управилась Дуся с наследством?

Не завышая цену, Дуся быстро распродала все имущество, а потом очень удачно продала и сам дом.

8.Что произошло с героиней при виде могилы матери?

Накануне запланированного отъезда Дуся, наконец-то пошла на могилу матери и на подходе к ней, в душе ее началось беспокойство. Душа ее , как мне кажется, начала выбираться из раковины, где она была все эти годы. И те чувства, что вызвал в ее душе запах хлеба в доме, усилились, они рвались наружу.

9.Почему она так изменилась?

И на могиле случился прорыв, она заголосила, запричитала, не сдерживаясь, не прячась. Рядом был лишь Мишка и ее прорвало. Дальше случился припадок, Мишка испугался, когда ее начало трясти и побежал за помощью.

10.Как объяснить то обратное превращение, что случилось с ней утром, в день отъезда?

Выплакавшись, освободившись от накопившегося кома тоски, спрятанной очень далеко, она успокоилась и утром опять залезла в свою раковину. Была весела, много говорила и хвасталась городской жизнью. Жизнь продолжалась, сон закончился опять.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Жанровая направленность произведения представляет собой лирическую прозу, основной тематикой которой являются авторские размышления о проявлении любви к самому близкому человеку в лице матери.

Главной героиней рассказа является Дуся, представленная в образе обычной русской женщины, проживающей в столице совместно со своим супругом.

Сюжетная линия рассказа разворачивается после Нового года, когда в квартиру Дуси приносят телеграмму, уведомляющую женщину о смерти ее матери. Неожиданная новость становится шоком для женщины, однако она принимает решение не посещать родную деревню и даже не может заплакать, несмотря на то, что не видела мать более пятнадцати лет.

Через несколько месяцев Дусе приходит письмо от сына сестры Миши с приглашением посетить родной дом, в котором остались вещи умершей матери. И женщина принимает решение об отъезде.

Доехав до родного села, Дуся с удивлением обнаруживает изменения, произошедшие с деревней, которая стала гораздо больше, нежели ранее. Встреча с сестрой проходит у женщины достаточно тепло, после чего Дуся направляется к родному дому, в котором прошло все ее детство.

Дом оказывается заколоченным, но войдя во внутрь Дуся неожиданно ощущает аромат свежеиспеченного хлеба, который готовила ее мать. В памяти начинают всплывать воспоминания о счастливых моментах прошлой жизни. Побыв в доме, Дуся принимает решение о продаже избы, а затем направляется на кладбище с целью навестить могилу матери в сопровождении племянника.

Подойдя к могиле, на глазах женщины выступают горькие слезы, и она не в силах сдержать подступающий к горлу крик души. Миша пугается истерики женщины и убегает домой за матерью, которая, прибежав на кладбищенский погост, обнаруживает Дусю лежащей на земле и рыдающей по безвозвратно ушедшей матери.

На следующее утро Дуся покидает родную деревню, возвращаясь в Москву, а в ее отчем доме начинается жизнь для новых людей.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости слушать зов собственного сердца, поскольку оно хранит светлые и добрые человеческие воспоминания, особенно о самом дорогом человеке на земле, о матери.

История создания:

Рассказ был написан Козаковым в1961 году.

Жанр: рассказ

Сюжет

Главную героиню произведения зовут Дуся. Она живёт со своим мужем в Столице. Действие рассказа начинается после Нового года первого января, в это время на адрес супругов приходит телеграмма, сообщающая о смерти матери Дуси – семидесятилетней старухи, жившей в деревне, откуда женщина родом. Узнав от мужа эту новость Дуся некоторое время думает об этом, но ехать не решается, так как все вещи уже могли растащить родственники. Женщина не видела свою мать уже пятнадцать лет, поэтому узнав о её смерти, Дуся даже не может заплакать, ей просто становится грустно.

В мае к Дуси снова приходит телеграмма, только уже от своего племянника Миши, в котором он пишет, что дом и вещи её матери остались целы, а также предлагает приехать. Наконец, она принимает решение отправиться в деревню.

По приезду Дуся обнаружила, что её никто не встретил и ей приходится идти пешком, но благодаря этому она смогла по дороге рассмотреть деревню. Она была очень удивлена тем изменениям, которые сделали неузнаваемой её деревню. Женщине они совсем не понравились.

В доме сестры Дусю встретили тепло и радушно, она, в свою очередь, привезла всем гостинцы. От своей сестры женщина узнала, что некоторые вещи из дома матери забрала родня. Сестра же забрала всю скотину. Сначала Дуся жалела, что не приехала сразу, но потом успокоилась и забыла об этом.

Подойдя к дому матери, Дуся увидела, что окна были забиты досками, а двери закрыты на замки. Женщины с трудом открыли их. Как только Дуся зашла, сразу услышала знакомый ей с детства запах хлеба. Она словно оказалась в давно приснившемся и уже забытом сне. Через некоторое время, продав пожитки и дом матери, Дуся решается навестить ее могилу, сопровождать её отправился Миша. По дороге она задаёт ему вопросы про изменения в деревне и его жизнь. Как только они подошли к могиле матери Дуси, у женщины при её виде началась истерика и мальчик, испугавшись, побежал за помощью в деревню. Через час Дусю нашли лежащей на могиле и плачущей. Её отвели домой к сестре и уложили спать.

На утро Дуся уже спокойно пила с сестрой чай, была весела и спокойна, и рассказывала о своём доме в Москве. Немного позже она уехала. Через две недели в дом её матери заселились новые жильцы.

Тематикой произведения являются размышления автора о проявлении любви к самому близкому человеку – матери. Примером главной героини автор напоминает, что человек всегда должен слушать своё сердце, так как оно хранит в себе самые лучшие и светлые воспоминания о наиболее важных людях в нашей жизни.

Главные герои

Дуся является единственной главной героиней рассказа в образе простой русской женщины, проживающей вместе со своим супругом в столице. Помимо неё в произведении упоминаются её муж, сестра, проживающая в деревне с сыном Мишей, который приходится главной героине племянником.

Композиция

Переплетение собственного зова сердца и ума, помогают главной героине принять правильное решение, поехать в родное место, где на нее нахлынули воспоминания, при которых она не смогла сдержать слез, не смотря что прошло много лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Популярные сегодня темы

  • Главные герои сказки Три толстяка Олеши

    В произведении описывается конфликт власти и народа, происходящий в какой-то неизвестной стране. Три толстяка – три правителя, которые готовы воевать против народа. Они разговаривают с народом языком пушек

  • Сатира в Недоросле Фонвизина сочинение

    Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями

  • Сочинение на тему Апрельское утро

    По календарю весна начинается в марте. Но мне кажется, что по-настоящему она начинается в апреле. Апрель – это предвкушение тепла и, конечно, грядущего лета. Всего-то два месяца остается до жары

  • Анализ произведения В исправительной колонии Кафки

    Произведение «В исправительной колонии» было опубликовано в 1919 году, спустя пять лет после написания. Кафка писал о его создании в одном из своих дневников, написанных в годы войны

  • Почему рассказ называется Смерть чиновника

    На первый взгляд может показаться, что в название Чехов просто вынес развязку своего сюжета. Червяков, неожиданно чихнувший в театре на сидящего впереди генерала Бризжалова, никак не может вернуть себе покой

Содержание

  1. Герои произведения
  2. Основные события рассказа
  3. Смысл произведения

«Запах хлеба» — рассказ Юрия Казакова, написанный в 1961 году. Рассказывает историю женщины, которая впервые за 15 лет отправляется в родительский дом для того, чтобы его продать, так как ее мать умерла. Поначалу она не испытывает эмоций, но они постепенно раскрываются.

Герои произведения

Герой Описание
Дуся Главная героиня рассказа. Живет в Москве, замужем. Новость о смерти матери приходит ей неожиданно. Поначалу никак не реагирует на телеграмму, так как думает, что все уже успели растащить родственники из деревни, но после повторного письма все же направляется в родные места – в смоленскую деревушку.
Миша Двоюродный племянник Души, учится в школе. По просьбе родственников под их диктовку пишет Дусе письмо, в котором просит ее приехать, говорит, что все имущество ее матери цело. Провожает Дусю до могилы матери.
Сестра Дуси Имя ее не называется. Живет в той же деревне, где стоит дом матери Дуси. Забрала себе скотину умершей женщины, привечает у себя Дусю все время, пока та гостит.

Основные события рассказа

Телеграмма о смерти матери приходит Дусе утром первого января. Муж Дуси считает, что смерть его тещи произошла несвоевременно. Он спрашивает, поедет ли она в деревню, но та говорит, что не знает, и весь день после этого ходит тихая, перебирает фотографии, на которых есть мать, но видит на них совершенно чужого человека. Ни она сама, ни ее муж после праздника не желают ехать в деревню – там слишком холодно, и, по словам Дуси, наследство скорее всего уже успели растащить деревенские родственники, которых у нее много.

Сама Дуся, по словам автора рассказа, не показывалась у матери пятнадцать лет – сразу, как уехала из деревни, перестала вспоминать о прошлом, разве что моменты из раннего детства и юности. Что стало причиной такого поведения – неизвестно, понятно только, что Дуся вряд ли общалась с матерью после своего отъезда из деревни.

О том, что дом нужно навестить и продать, Дуся вспоминает только в мае, когда приходит письмо от ее племянника Миши. Муж уговаривает ее поехать, но долго не задерживаться – продать все, что можно найти в доме, сам дом и быстро вернуться домой. Она выезжает, отправив телеграмму, но ее никто не встречает – до родной деревни приходится добираться самой три часа. Дойдя до нее, Дуся удивляется, как все изменилось. Перемены ей не нравятся, старых знакомых она не узнает.

Сестра ей рада, привечает, усаживает пить чай и между делом рассказывает, что забрала скотину себя. Дуся злится на это, но потом вспоминает, что основная часть наследства все же достанется ей.

Сестры идут на участок смотреть дом. О земле позаботились соседи, сам дом закрыт, окна его заколочены. Женщины с трудом открывают дверь. Видно, что дом нежилой, но в нем пахнет хлебом, который пекла мать Дуси, и та начинает вспоминать детство, от чего ее сердце колотится.

Она дешево распродает вещи матери и продает дом, приятно удивившись, что он вырос в цене. Положив вырученные деньги на сберкнижку, Дуся решает посетить могилу матери. Вид неухоженного холмика с покосившимся крестом воздействует на нее – Дуся понимает, что потеряла мать, и начинает горько плакать, обнимая могилу и не осознавая, что делает.

Но горе ее длится недолго – на следующий день она весела, рассказывает сестре о своей жизни в Москве, дарит Мише 10 рублей перед отъездом.

Смысл произведения

Главная героиня поначалу холодна, узнав о смерти матери – она понимает, что, скорее всего, там ее никто не ждет, а письмо послано из вежливости. Вторая весточка удивляет ее, и она решается навестить родные края, преследуя цель продать наследство и получить деньги.

Запах хлеба в родном доме напоминает ей о матери – выйдя из пустого дома, она думает, что ей это раньше снилось, и она вернулась в сон. Сердечные переживания начинают одолевать разум. Эмоции вырываются наружу, когда женщина видит могилу матери – она понимает, что та умерла и они больше не увидятся. Она горько плачет, но потом продолжает жить, как прежде.

Основная идея – не всегда следует отбрасывать переживания в сторону, нужно помнить о родине, родителях, постараться не вычеркивать их из жизни, ведь потерянное время потом не вернуть.

Рассказ Ю. П. Казакова «Запах хлеба» повествует об одном из эпизодов из жизни девушки по имени Дуся, муж которой нередко выпивал. Однажды в их семью пришло печальное известие о смерти матери девушки. Однако это известие не вызвало в ней сострадания. Дочь пятнадцать лет не навещала мать, поэтому решила, что и ехать нечего. Муж также не проявил сострадания.

Весной девушка вновь получила письмо, но уже от племянника Миши. После того, как она узнала, что в наследство остались некоторые вещи, муж настоял, чтобы Дуся ехала в деревню. Приближаясь к деревне, каждый шаг будто давался ей тяжелее. Но не из-за воспоминаний о матери, а оттого, что внешне все вокруг очень изменилось. После встречи с сестрой, гостья осмотрела дом. Сердце ее забилось тогда, когда почувствовала запах детства, а вместе с ним и запах хлеба. Этот момент произошел именно тогда, когда девушка обходила комнаты дома, окна и двери которого были уже забиты. Однако мысли о деньгах и продаже дома не покидали ее ни на минуту. Немного времени понадобилось, чтобы найти покупателей на дом. Это радовало дочь. Распродав все оставшиеся вещи, ей пришлось уехать.

Перед отъездом Дуся отправилась на могилу матери. Издали увидев место, где торча крест, девушка не могла остановить слез. За помощью в деревню отправился племянник Миша, который всю дорогу сопровождал ее до кладбища. Принесли ее в дом без памяти. К утру девушка пришла в себя, но уже смеялась и шутила. Забрав деньги, она покинула деревню, вернувшись к мужу в Москву довольной после удачной поездки. Через некоторое время двери дома были вновь раскрыты. Но уже для чужих людей, которые купили его у Дуси.

Произведение Юрия Павловича Казакова «Запах хлеба» учит читателей не забывать тех, кто нас воспитал и вырастил, уважать и хранить в памяти все, что связано с детством.

Рассказ Запах хлеба (читательский дневник)

Предыдущая

Краткое содержаниеКраткое содержание сборника Серапионовы братья Гофмана (сюжет произведения)

Следующая

Краткое содержаниеКраткое содержание книги 25 профессий Маши Филипенко Успенского (сюжет произведения)

  1. Краткие содержания
  2. Казаков
  3. Запах хлеба

Запах хлеба — краткое содержание рассказа Казакова

Дуся главная героиня произведения вместе с мужем проживает в столице. События начинают развиваться в первый день нового года. В квартиру раздался звонок, и муж в подвыпившем состоянии поспешил открыть дверь. Почтальон вручил ему срочную телеграмму, которой сообщалось о кончине его тещи. Рассказав о печальном событие супруге, они сели помянуть покойную мать. Дуся уже много лет не виделась с матерью, и не очень хотела ехать на похороны. Решила, что все наследство все равно достанется родственникам, и делать ей там нечего.

Но в глубине души она очень переживала, нахлынули воспоминания, она стала пересматривать старые фотографии, к горлу подкатывал ком, а заплакать, никак не получалось.

Спустя некоторое время племянник Дуси написал ей, что все имущество ее матери целое и невредимое и пригласил ее приехать. Она отправила телеграмму что приедет и сообщила дату приезда.

Дуся много лет не была в родной деревне и была приятно удивлена. Деревня значительно разрослась и она с трудом узнавала свои родные сердцу места.

Когда она увидела, что ее не встречают, то отправилась к своей сестре. Всю дорогу она шла и любовалась местными красотами, и за три часа дошла до дома сестры. Все были рады ее приезду и хорошо приняли. Сестра сообщила, что некоторые вещи забрали родственники, а домашнюю скотину пришлось забрать себе.

Отдохнув с дороги и вдоволь наговорившись, сестры, отправились в родительский дом. Подойдя ближе, Дуся увидела заколоченные окна дома, а на дверях замок. Они долго мучились, пока отрыли заржавевший замок. Дом отсырел, и в нем было темно, лишь маленький лучик пробивался в заколоченное окно, но пахло хлебом, как в детстве.

Когда Дуся продала дом, ей захотелось побывать на могиле у матери, и племянник пошел вместе с ней. Дорогой они разговаривали и шутили до самого кладбища. Подойдя ближе Дуся, увидела совсем неухоженную могилу. Вдруг сердце ее зажалось, и такая тоска охватила ее, что упав на колени, она стала биться в истерики и громко кричать. Племянник испугался, и побежал в деревню, чтобы позвать родственников. Когда они пришли, то подняли Дусю с могилки и отвели домой.

На следующий день Дуся стала собираться домой и стала хвалиться своей благополучной жизнью в столице.

А в материнский дом заехали новые жильцы, отмыли, и стали в нем жить.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Запах хлеба. Читательский дневник

Запах хлеба

Советуем почитать

  • Старая крепость — краткое содержание книги Беляева

    Небольшой украинский город делился на центральную территорию и часть, где проживали семьи рабочих. Именно в Заречье жили герои повести. Подростки дружили, не обращая внимания на национальность и сословия

  • Путешествие Нильса с дикими гусями — краткое содержание повести Лагерлёфа

    В небольшой шведской деревушке жила обычная семья: отец, мать и сын. Мальчишку звали Нильс. Ему исполнилось уже двенадцать лет, но он не хотел учиться и работать. Больше всего Нильсу нравилось смотреть в окно во время урока

  • Краткое содержание рассказа Заколдованная буква Драгунского

    Рассказ «Заколдованная буква», написанный Виктором Юзефовичем Драгунским в 1964 году, входит в серию историй «Денискины рассказы», главным персонажем которых всегда является Дениска Кораблев

  • Generation «П» — краткое содержание романа Пелевина

    Книга Виктора Пелевина Generation «П» рассказывает о политических и экономических событиях 90-х годов, вследствие которых сформировалось новое поколение русских людей. Писатель сосредотачивает своё внимание на происходящем в Москве.

  • Мишкина каша — краткое содержание рассказа Носова

    Однажды, когда мальчик Коля вместе с мамой отдыхал на даче, его навестил друг Мишка. Его приезд всех обрадовал. Потом мама сообщила, что ей необходимо вернуться в город и ребятам придётся два денька пожить без неё

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Жанровая направленность произведения представляет собой лирическую прозу, основной тематикой которой являются авторские размышления о проявлении любви к самому близкому человеку в лице матери.

Главной героиней рассказа является Дуся, представленная в образе обычной русской женщины, проживающей в столице совместно со своим супругом.

Сюжетная линия рассказа разворачивается после Нового года, когда в квартиру Дуси приносят телеграмму, уведомляющую женщину о смерти ее матери. Неожиданная новость становится шоком для женщины, однако она принимает решение не посещать родную деревню и даже не может заплакать, несмотря на то, что не видела мать более пятнадцати лет.

Через несколько месяцев Дусе приходит письмо от сына сестры Миши с приглашением посетить родной дом, в котором остались вещи умершей матери. И женщина принимает решение об отъезде.

Доехав до родного села, Дуся с удивлением обнаруживает изменения, произошедшие с деревней, которая стала гораздо больше, нежели ранее. Встреча с сестрой проходит у женщины достаточно тепло, после чего Дуся направляется к родному дому, в котором прошло все ее детство.

Дом оказывается заколоченным, но войдя во внутрь Дуся неожиданно ощущает аромат свежеиспеченного хлеба, который готовила ее мать. В памяти начинают всплывать воспоминания о счастливых моментах прошлой жизни. Побыв в доме, Дуся принимает решение о продаже избы, а затем направляется на кладбище с целью навестить могилу матери в сопровождении племянника.

Подойдя к могиле, на глазах женщины выступают горькие слезы, и она не в силах сдержать подступающий к горлу крик души. Миша пугается истерики женщины и убегает домой за матерью, которая, прибежав на кладбищенский погост, обнаруживает Дусю лежащей на земле и рыдающей по безвозвратно ушедшей матери.

На следующее утро Дуся покидает родную деревню, возвращаясь в Москву, а в ее отчем доме начинается жизнь для новых людей.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости слушать зов собственного сердца, поскольку оно хранит светлые и добрые человеческие воспоминания, особенно о самом дорогом человеке на земле, о матери.

Сюжет

Главную героиню произведения зовут Дуся. Она живёт со своим мужем в Столице. Действие рассказа начинается после Нового года первого января, в это время на адрес супругов приходит телеграмма, сообщающая о смерти матери Дуси – семидесятилетней старухи, жившей в деревне, откуда женщина родом. Узнав от мужа эту новость Дуся некоторое время думает об этом, но ехать не решается, так как все вещи уже могли растащить родственники. Женщина не видела свою мать уже пятнадцать лет, поэтому узнав о её смерти, Дуся даже не может заплакать, ей просто становится грустно.

В мае к Дуси снова приходит телеграмма, только уже от своего племянника Миши, в котором он пишет, что дом и вещи её матери остались целы, а также предлагает приехать. Наконец, она принимает решение отправиться в деревню.

По приезду Дуся обнаружила, что её никто не встретил и ей приходится идти пешком, но благодаря этому она смогла по дороге рассмотреть деревню. Она была очень удивлена тем изменениям, которые сделали неузнаваемой её деревню. Женщине они совсем не понравились.

В доме сестры Дусю встретили тепло и радушно, она, в свою очередь, привезла всем гостинцы. От своей сестры женщина узнала, что некоторые вещи из дома матери забрала родня. Сестра же забрала всю скотину. Сначала Дуся жалела, что не приехала сразу, но потом успокоилась и забыла об этом.

Подойдя к дому матери, Дуся увидела, что окна были забиты досками, а двери закрыты на замки. Женщины с трудом открыли их. Как только Дуся зашла, сразу услышала знакомый ей с детства запах хлеба. Она словно оказалась в давно приснившемся и уже забытом сне. Через некоторое время, продав пожитки и дом матери, Дуся решается навестить ее могилу, сопровождать её отправился Миша. По дороге она задаёт ему вопросы про изменения в деревне и его жизнь. Как только они подошли к могиле матери Дуси, у женщины при её виде началась истерика и мальчик, испугавшись, побежал за помощью в деревню. Через час Дусю нашли лежащей на могиле и плачущей. Её отвели домой к сестре и уложили спать.

На утро Дуся уже спокойно пила с сестрой чай, была весела и спокойна, и рассказывала о своём доме в Москве. Немного позже она уехала. Через две недели в дом её матери заселились новые жильцы.

Тематикой произведения являются размышления автора о проявлении любви к самому близкому человеку – матери. Примером главной героини автор напоминает, что человек всегда должен слушать своё сердце, так как оно хранит в себе самые лучшие и светлые воспоминания о наиболее важных людях в нашей жизни.

В 9 классе проводим урок-размышление по рассказу Юрия Казакова «Запах хлеба».

Автор: Мишустина Вера Викторовна

Тема урока: «Где наше родное и близкое? Где наши духовные ценности?»

Тип урока: урок углублённой работы над текстом произведения.

Цели урока:

  1. Совершенствовать навыки анализа художественного текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в произведении.
  2. Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.

Найти ответы на проблемные вопросы:

  1. Какие вечные духовно-нравственные проблемы затрагивает в произведении автор?
  2. В чём смысл названия рассказа?

Задачи:

— личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; воспитывать лучшие нравственные качества: совестливость, ответственность, доброта, чувство долга, забота о близких;

— метапредметные: обучать умению отбирать материал текста для работы по теме урока; развивать навыки анализа текста; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и диалогическую речь;

— предметные: познакомиться с биографией Ю. Казакова, определить особенности стиля рассказов писателя; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в произведении.

Ожидаемые результаты:

— личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;

— коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— регулятивные: целеполагание, планирование;

— метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи;

— предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины «психологизм», «несобственно-прямая речь».

Технология: технология развития критического мышления.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет Ю. Казакова, различные издания произведений писателя, презентация, аудиозапись песни Я. Сумишевского «Мама», словари, бумага и фломастеры для составления кластера).

ХОД УРОКА

1. Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребята! Я хочу всем пожелать хорошего настроения. И уверена, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и радость новых открытий. Вы готовы? Замечательно!

1) Обратите внимание на экран.Что вы видите? (слайд № 1: изображение хлеба, старушки-матери у крыльца деревенского дома)

2) О каком произведении мы будем сегодня говорить? (рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба»)

2. Актуализация знаний об авторе

— Как связаны между собой данные изображения? С чем у многих ассоциируется хлеб? (дом, мама, родители)

Подготовленный ученик читает стихотворение Розы Госман «Мамин хлеб» (слайд №2)

— Где, по-вашему, формируются наши духовные ценности, нравственные устои? (в семье)

— Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (предположения детей, тема выводится на экран) слайд № 3

— Вы прочитали рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба», только ли он о хлебе? — Или в нём поднимаются еще другие, более глубокие проблемы?

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой на уроке? На какие вопросы постараемся ответить? (слайд № 4)

Ответить на эти вопросы нам поможет писатель Юрий Павлович Казаков.

Сообщение учащегося:

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве (в семье рабочего). Отец и мать его – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии.

В школе в одном классе с Юрием Казаковым учился музыкант, который посещал ещё и музыкальную школу, где занимался в классе виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия Казакова. С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он играл на виолончели, потом на контрабасе, так как пальцы были не очень гибкими. В 1951 году Юрий Казаков окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Играл в джазовых и симфонических оркестрах.

Между 1953 и 1954 годами его увлекает литературное творчество. Юрий Казаков поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Первые же из них принесли успех: «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.

Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

— Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы: как нужно жить? какими качествами нужно обладать? что лежит в основе человеческого поведения? что такое добро и зло?

Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. Герои – люди обыкновенные, а не исключительные. Писатель сосредоточивает внимание на их нравственном состоянии в потоке повседневной жизни. Автора интересует обыденное сознание и его развитие, которое может привести или к нравственным вершинам, или к потере важнейших духовных ценностей.

Рассмотрим, как это происходит в рассказе «Запах хлеба».

3. Осмысление произведения

— Что включает в себя это понятие: духовные ценности? (работа со словарями по группам:

1 группа даёт толкование понятий «духовность», «ценность», «мораль», «нравственность», «чувство долга»;

2 группа подбирает синонимы, 3 группа – антонимы к словам (Душевность, родственность; важность, преимущество; нравственность, этика, закон; порядочность, добродетель; ответственность, сознательность).

— Итак, обратимся к тексту рассказа.

— Какую телеграмму и когда получает Дуся? Случаен ли выбор писателем именно этой даты?

(1 января, не случаен. Герои отдыхают после встречи Нового года)

— Как она отнеслась к известию о смерти матери?

— Какие детали указывают на ее психологическое состояние, подтвердите текстом, какова роль художественной детали в тексте?

(побледнела, молча водила рукой по скатерти, как слепая, легла, вяло ходила по квартире, голова болела, не пошла в гости, было грустно, не могла плакать)

— Каким вырисовывается в памяти женщины образ её матери?

(плохо помнит, чужое лицо, тяжёлые тёмные руки)

— Почему лицо самого родного человека ей кажется чужим?

(не видела более 15 лет)

— Почему Дуся не поехала на похороны?

(холодно; барахло, наверное, растащили)

У Казакова зачастую авторское повествование переплетается с речью героини, её мужа, других персонажей. Так начало 2 главы «Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж её работал хорошо, жили они в своё удовольствие, и Дуся стала ещё круглее и красивее» – по форме является речью автора. Но слова «вовсе позабыла», «жили в своё удовольствие» указывают на речь Дуси и её мужа. Это называется «несобственно-прямой речью».

— Для чего использует Казаков это приём? Как это характеризует героев рассказа?

(Герои сами себя разоблачают, данные слова подчёркивают мысль автора о том, что герои погрязли в заботе только о собственном материальном благополучии. А по сути – заплатят за это очень дорогой ценой: забвением нравственных корней, потерей духовных ценностей, утратой душевности, порядочности. Сниженная разговорная лексика героев: барахло, растащат, башка, валяй и др.)

Так вот – героиня всё же едет в деревню.

— Зачем? Что ее подтолкнуло?

(письмо племянника Миши, остался дом, значит, можно продать и получить за него деньги!)

— Какой предстала перед Дусей деревня?

(родные поля, пообстроилась, перемены не понравились, многие её узнавали, а Дуся нет)

— Почему героине не понравились перемены, почему Дуся не узнавала бывших односельчан?

(было неприятно, что без неё деревня не угасла, а наоборот, расстроилась, живёт своей полноценной жизнью)

— Чем занималась героиня в деревне?

(продавала вещи, затем дом) Слайды № 5,6

Казаков называл свой особый взгляд на героя «осмыслением самого себя», что означало раскрытие внутреннего мира персонажа через анализ его мыслей и чувств. Это позволяет говорить о психологизме произведений писателя. Часто поведение героев не зависит от воли и желания персонажа, а проявляется неожиданно, вызывается эмоциями, которые возникают под влиянием ассоциаций.

— Какие чувства и ассоциации нахлынули на Дусю во время посещения ею родного дома? Какие детали говорят об этом?

(дом имел нежилой вид, но пахло хлебом; у Дуси забилось сердце;икона на стене; открыла сундук – запахло матерью)

— Почему всё это кажется героине сном? Слайд № 7

— А что же было дальше? Ведь у Казакова подсознательные душевные движения человека раскрываются через их ощущение неудовлетворённости собой, тоску, смутное беспокойство, стыд.

— Что произошло с героиней на кладбище? Какой пейзаж рисуется в этом эпизоде? как он помогает понять внутреннее состояние героини?

(день «было замглился», «посоловел», позже тучи разошлись, но в той стороне, куда шли Дуся с Мишей висела гряда облаков)

(на кладбище Дуся сначала побледнела, будто нож всадили ей под грудь, потом «чёрная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась…) Слайд № 8

Что интересно: осмысление себя в рассказах Казакова происходит у героев вне городской суеты, на лоне природы. В воспоминаниях отражается прошлая духовная жизнь человека, и эти эмоции дают толчок его душевным процессам в настоящем. Вот и на Дусю нахлынула жуткая тоска по матери, осознание невыполненного дочернего долга, утраты очень близкого и дорогого!!!

— В каком настроении покидает деревню героиня?

(была весела и ровна)

— С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в доме матери-старухи вымыли полы, привезли вещи и стали жить новые люди?

(дом ожил, может, новые жители будут добрее и внимательнее к нему, с уважением и благодарностью вспоминать умершую хозяйку)

Казаков избегает авторских дополнительных объяснений и рассчитывает на работу читательской мысли, заставляет нас додумывать, сопереживать.

4. Рефлексия

В этом писатель продолжает традиции поэтики А.П.Чехова.

Вот и мы попробуем немного разобраться в задумке автора.

— Как вы думаете, почему рассказ имеет такое название?

(запах хлеба стал для героини, с одной стороны, символом дома, мамы, родины, а с другой стороны, осознанием утраты, одиночества)

Составление кластеров и их защита: 1 группа – образ Дуси, 2 группа – родной дом, 3 группа – проблемы, поднятые автором в рассказе. У учащихся на столах лежат бумага, фломастеры.

( 1 – равнодушие, безответственность, позднее раскаяние, отсутствие чувства долга, бездушие; 2 – мама, хлеб, уют, тепло, любовь, доброта, душевность, 3 – утрата связи с отчим домом, забвение матери, одиночество, распавшиеся человеческие связи, духовные ценности, чувство долга)

Звучит песня в исполнении Ярослава Сумишевского «Мама»

Необходимо слушать зов собственного сердца, ведь оно хранит светлые и тёплые воспоминания о самом дорогом на земле: маме, доме, малой родине.

«Запах хлеба» – рассказ, в котором ставятся сложные проблемы человеческой психологии, раскрываются внутренние мотивы поведения. Благодаря точной психологической обрисовке характеров читатель может представить жизнь героев в будущем, предположить, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

5. Домашнее задание на выбор:

1. Прочитать и проанализировать рассказы Ю.Казакова «Свечечка», «Осень в дубовых лесах», «Плачу и рыдаю…» – один на выбор

2.Сочинение-рассуждение на вопрос темы урока «Где наше близкое и родное? Где наши духовные ценности?»

3. Сочинение на тему «Жизнь Дуси после поездки на родину»

Конспект урока в табличной форме

Основные события рассказа

Телеграмма о смерти матери приходит Дусе утром первого января. Муж Дуси считает, что смерть его тещи произошла несвоевременно. Он спрашивает, поедет ли она в деревню, но та говорит, что не знает, и весь день после этого ходит тихая, перебирает фотографии, на которых есть мать, но видит на них совершенно чужого человека. Ни она сама, ни ее муж после праздника не желают ехать в деревню – там слишком холодно, и, по словам Дуси, наследство скорее всего уже успели растащить деревенские родственники, которых у нее много.

Сама Дуся, по словам автора рассказа, не показывалась у матери пятнадцать лет – сразу, как уехала из деревни, перестала вспоминать о прошлом, разве что моменты из раннего детства и юности. Что стало причиной такого поведения – неизвестно, понятно только, что Дуся вряд ли общалась с матерью после своего отъезда из деревни.

О том, что дом нужно навестить и продать, Дуся вспоминает только в мае, когда приходит письмо от ее племянника Миши. Муж уговаривает ее поехать, но долго не задерживаться – продать все, что можно найти в доме, сам дом и быстро вернуться домой. Она выезжает, отправив телеграмму, но ее никто не встречает – до родной деревни приходится добираться самой три часа. Дойдя до нее, Дуся удивляется, как все изменилось. Перемены ей не нравятся, старых знакомых она не узнает.

Сестра ей рада, привечает, усаживает пить чай и между делом рассказывает, что забрала скотину себя. Дуся злится на это, но потом вспоминает, что основная часть наследства все же достанется ей.

Сестры идут на участок смотреть дом. О земле позаботились соседи, сам дом закрыт, окна его заколочены. Женщины с трудом открывают дверь. Видно, что дом нежилой, но в нем пахнет хлебом, который пекла мать Дуси, и та начинает вспоминать детство, от чего ее сердце колотится.

Она дешево распродает вещи матери и продает дом, приятно удивившись, что он вырос в цене. Положив вырученные деньги на сберкнижку, Дуся решает посетить могилу матери. Вид неухоженного холмика с покосившимся крестом воздействует на нее – Дуся понимает, что потеряла мать, и начинает горько плакать, обнимая могилу и не осознавая, что делает.

Но горе ее длится недолго – на следующий день она весела, рассказывает сестре о своей жизни в Москве, дарит Мише 10 рублей перед отъездом.

Краткое содержание: Теплый хлеб (Паустовский)

Краткое содержание Казаков Запах хлеба за 2 минуты пересказ сюжета

Вороной конь был ранен в ногу снарядом, ко­гда кавалерия проходила через деревню Береж­ки. Командир оставил раненого коня в деревне, и коня взял к себе мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик», которого дети счи­тали колдуном. Его мельница давно не работала.Панкрат вылечил коня, конь остался при мельнице и помогал мельнику чинить плотину. Но Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Он стучал мордой в калитку, и ему что-то да выно­сили — свекольной ботвы, или черствого хлеба, или сладкую морковку. В деревне коня считали общим, и каждый старался его накормить.

В Бережках жил со своей бабкой Филька — мальчик молчаливый, недоверчивый, по про­звищу Ну Тебя. Любимым выражением Фильки было: «Да ну тебя!»

Зима в этот год стояла теплая, поэтому около мельницы вода не замерзала. Панкрат починил мельницу и собирался молоть хлеб, у многих жителей муки осталось на два-три дня.

Однажды раненый конь постучал мордой в ка­литку к Филькиной бабке. Дома был только Филька, который жевал кусок хлеба, круто по­сыпанный солью. Филька нехотя вышел за ка­литку, а конь потянулся к хлебу. Филька наот­машь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, а Филька закинул хлеб в снег и закричал коню, чтобы тот копал его мордой из-под снега.

После этого случая в Бережках стали творить­ся удивительные дела.«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросил­ся обратно в дом, но никак не мог найти крыль­ца — так уже мело кругом и хлестало в глаза».

Началась настоящая снежная буря, и Филька едва нашел дверь в избу.Метель стихла только к вечеру, а к ночи уда­рил сильный мороз.Бабка Фильки плакала, сказала, что, навер­ное, замерзли колодцы и теперь людей ждет ги­бель — воды нет, муки тоже, а мельница рабо­тать теперь не сможет, потому что река замерзла. Филька тоже заплакал от страха.

Баб­ка сказала, что такой мороз был лет сто назад, он «заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады.

Десять лет после того не цве­ли ни деревья, ни травы. Семена в земле пожух­ли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни». И мороз этот случился от «злобы людской». Баб­ка рассказала Фильке историю: через деревню шел старый солдат, который в одной избе попро­сил хлеба.

Хозяин избы, злой мужик, швырнул черствую корку на пол со словами: «Вот тебе! Жуй!» Солдат сказал, что не может поднять хлеб с пола, так как вместо ноги у него деревяшка, на что мужик ответил, что если голодный, то поднимет. Солдат сумел поднять хлеб, а когда поднял, то увидел, что она вся зеленая от плесе­ни, то есть — яд.

Солдат вышел на улицу, свист­нул, началась метель, а потом ударил жестокий мороз. Мужик тот помер от «охлаждения серд­ца». Бабка добавила, что, видимо, такой жесто­кий человек и теперь завелся в Бережках, поэто­му и мороз. Филька стал спрашивать, что же делать теперь.

Бабка ответила, что нужно наде­ется на то, что исправит этот злой человек то, что сотворил. Всхлипывая, Филька спросил, что нужно сделать для того, чтобы все исправить. Бабка сказал, что об этом знает «хитрый, уче­ный» Панкрат, но в такой холод до мельницы не дойти.

Ночью Филька слез с печи, одел тулуп­чик и побежал к мельнице.

Он постучал в окош­ко Панкратовой избы, в сарае за избой заржал и забил копытом конь. Филька испугался, а Панкрат открыл дверь и втащил его в избу. Мельник посадил мальчика к печке и велел рас­сказывать. Плача, Филька рассказал Панкрату обо всем и спросил, что теперь делать. Панкрат ответил: «Изобрести спасение от стужи.

Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед ране­ной лошадью — тоже. Будешь ты чистый чело­век, веселый. Каждый тебя по плечу потреп­лет». На изобретение способа Панкрат дал Фильке «сроку час с четвертью».

В сенях избы Панкрата жила сорока, которая подслушивала весь разговор Панкрата с мальчи­ком. Она вылетела наружу и полетела на Юг. Ее никто не видел, кроме лисицы.Филька наконец придумал средство: как только рассветет, он решил собрать ребят со всей деревни и прорубить лед у лотка около мельни­цы до воды.

И как только вода потечет на колесо, Панкрат должен будет запустить мельницу. «Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасе­ние». Чтобы не замерзнуть, они будут жечь кос­тры. Панкрат поинтересовался, а что будет, если ребята не захотят расплачиваться за глупость Фильки.

Мальчик на это уверенно ответил, что в деревне его обязательно поддержат, поскольку люди там хорошие.

Мельник пообещал со своей стороны поговорить со стариками — может, и они помогут.

Стоял сильный мороз. На реке стучали ломы, трещали костры — и стар, и мал с самого рассве­та скалывали лед у мельницы. Никто не заме­тил, что после полудня подул теплый ветер и «в воздухе запахло весной, навозом».

Популярные сегодня пересказы

  • Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева
    В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице
  • Доводы рассудка — краткое содержание романа Джейн Остин
    Главной героиней произведения является Энн Эллиот, представленная в образе молодой девушки, являющейся младшей дочерью аристократа, влюбленной в офицера Фредерика Уэнтуорта.
  • Тангейзер — краткое содержание оперы Вагнера
    Уже семь лет Тангейзер живет в гроте Венеры и молится этой богине. Но раньше Тангейзер был рыцарем. Оставив друзей, невесту, все, что было ему прежде дорого, удалился он в этот грот.
  • Третий сын — краткое содержание рассказа Платонова
    В произведении описывается обычная история жизни – смерть пожилой женщины. Она вместе с мужем воспитала шестерых сыновей, которые были их гордостью. Сыновья жили все в разных местах и очень давно не собирались

2. Актуализация знаний об авторе

— Как связаны между собой данные изображения? С чем у многих
ассоциируется хлеб? (дом, мама, родители)

— Где, по-вашему, формируются наши духовные ценности,
нравственные устои? (в семье)

— Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
(предположения детей, тема выводится на экран) слайд № 3

— Вы прочитали рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба», только ли он
о хлебе?

— Или в нём поднимаются еще другие, более глубокие проблемы?

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой на уроке? На
какие вопросы постараемся ответить? (слайд № 4)

Ответить на эти вопросы нам поможет писатель Юрий Павлович
Казаков.

3.Сообщение  учителя:

Юрий  Павлович Казаков родился 8  августа 1927 
года в Москве  (в семье рабочего). Отец  и  мать  его –
бывшие  крестьяне,  выходцы  из  Смоленской 
губернии.

В школе в одном классе с Юрием  Казаковым учился
музыкант,  который посещал ещё и музыкальную  школу, где занимался
в классе  виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия
Казакова. С  пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он
играл на  виолончели, потом на контрабасе, так  как  пальцы
были  не  очень  гибкими. В 1951 году Юрий Казаков окончил
музыкальное училище им. Гнесиных по классу  контрабаса и сразу был
принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Играл в джазовых  и  симфонических оркестрах.   

Между 1953 и 1954  годами его увлекает литературное
творчество. Юрий  Казаков поступает в Литературный институт им.
М.Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются
удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по
описаниям природы рассказы. Первые же из них  принесли успех: «Арктур –
гончий  пёс», «По  дороге», «Голубое и  зелёное», «Двое в
декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.

Писатель часто путешествовал по России, восхищался
родной  природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое
отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были
моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался
в  Москве.

— Юрий Павлович  Казаков – писатель честный, правдивый,
искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют
нравственные проблемы: как нужно жить? какими качествами нужно обладать? что
лежит в основе человеческого поведения? что такое добро  и  зло?

Как правило, в основе рассказов Казакова лежит
действительный  случай. Герои – люди обыкновенные, а не исключительные.
Писатель сосредоточивает внимание на их нравственном состоянии в потоке
повседневной жизни. Автора интересует обыденное сознание и его развитие,
которое может привести или к нравственным вершинам, или к потере важнейших
духовных ценностей.

Рассмотрим, как это происходит в рассказе «Запах хлеба».

4. Осмысление произведения

— Что включает в себя это понятие: духовные ценности? (работа
со словарями по вариантас:

1 вар даёт толкование понятий «духовность», «ценность»,
«мораль», «нравственность», «чувство долга»;

2 вар подбирает синонимы, 3 вар – антонимы к словам
(Душевность, родственность; важность, преимущество; нравственность, этика,
закон; порядочность, добродетель; ответственность, сознательность).

— Итак, обратимся к тексту рассказа.

— Какую телеграмму и когда получает Дуся? Случаен ли выбор
писателем именно этой даты?

(1 января, не случаен. Герои отдыхают после встречи Нового
года)

— Как она отнеслась к известию о смерти матери?

— Какие детали указывают на ее психологическое состояние,
подтвердите текстом, какова роль художественной детали в тексте?

(побледнела, молча водила рукой по скатерти, как слепая,
легла, вяло ходила по квартире, голова болела, не пошла в гости, было
грустно, не могла плакать)

— Каким вырисовывается в памяти женщины образ её матери?

(плохо помнит, чужое лицо, тяжёлые тёмные руки)

— Почему лицо самого родного человека ей кажется чужим?

(не видела более 15 лет)

— Почему Дуся не поехала на похороны?

(холодно; барахло, наверное, растащили)

У Казакова зачастую авторское повествование переплетается с
речью героини, её мужа, других персонажей. Так начало 2 главы «Прошла зима, и
Дуся вовсе позабыла о матери. Муж её работал хорошо, жили они в своё
удовольствие, и Дуся стала ещё круглее и красивее»  – по форме является
речью автора. Но слова «вовсе позабыла», «жили в своё удовольствие» указывают
на речь Дуси и её мужа. Это называется «несобственно-прямой речью».

— Для чего использует Казаков это приём? Как это характеризует
героев рассказа?

(Герои сами себя разоблачают, данные слова подчёркивают мысль
автора о том, что герои погрязли в заботе только о собственном 
материальном благополучии. А по сути – заплатят за это очень дорогой ценой:
забвением нравственных корней, потерей духовных ценностей, утратой
душевности, порядочности. Сниженная разговорная лексика героев: барахло,
растащат, башка, валяй и др.)

Так вот – героиня всё же едет в деревню.

— Зачем? Что ее подтолкнуло?

(письмо племянника Миши, остался дом, значит, можно продать и
получить за него деньги!)

— Какой предстала перед Дусей деревня?

(родные поля, пообстроилась, перемены не понравились, многие
её узнавали, а Дуся нет)

— Почему героине не понравились перемены, почему Дуся не
узнавала бывших односельчан?

(было неприятно, что без неё деревня не угасла, а наоборот,
расстроилась, живёт своей полноценной жизнью)

— Чем занималась героиня в деревне?

(продавала вещи, затем дом) Слайды № 5,6

Казаков называл свой особый взгляд на героя «осмыслением
самого себя», что означало раскрытие внутреннего мира персонажа через анализ
его мыслей и чувств. Это позволяет говорить о психологизме произведений
писателя. Часто поведение героев  не зависит от воли и желания
персонажа, а проявляется неожиданно, вызывается эмоциями, которые возникают
под влиянием ассоциаций.

— Какие чувства и ассоциации нахлынули на Дусю во время
посещения ею родного дома? Какие детали говорят об этом?

(дом имел нежилой вид, но пахло хлебом; у Дуси забилось
сердце;икона на стене; открыла сундук – запахло матерью)

— Почему всё это кажется героине сном? Слайд № 7

— А что же было дальше? Ведь у Казакова подсознательные
душевные движения человека раскрываются через их ощущение неудовлетворённости
собой, тоску, смутное беспокойство, стыд.

— Что произошло с героиней на кладбище? Какой пейзаж рисуется
в этом эпизоде? как он помогает понять внутреннее состояние героини?

(день «было замглился», «посоловел», позже тучи разошлись, но
в той стороне, куда шли Дуся с Мишей висела гряда облаков)

(на кладбище Дуся сначала побледнела, будто нож всадили ей под
грудь, потом «чёрная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась,
затряслась…) Слайд № 8

Что интересно: осмысление себя в рассказах Казакова происходит
у героев вне городской суеты, на лоне природы. В воспоминаниях отражается
прошлая духовная жизнь человека, и эти эмоции дают толчок его душевным
процессам в настоящем. Вот и на Дусю нахлынула жуткая тоска по матери,
осознание невыполненного дочернего долга, утраты очень близкого и дорогого!!!

— В каком настроении покидает деревню героиня?

(была весела и ровна)

— С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в
доме матери-старухи вымыли полы, привезли вещи и стали жить новые люди?

(дом ожил, может, новые жители будут  добрее и
внимательнее к нему, с уважением и благодарностью вспоминать умершую хозяйку)

Казаков избегает авторских дополнительных объяснений и
рассчитывает на работу читательской мысли, заставляет нас додумывать,
сопереживать.

  • Кто главный герой рассказа дубровский
  • Кто главный герой рассказа в прекрасном и яростном мире
  • Кто главный герой поэмы медный всадник сочинение
  • Кто главный герой и почему после бала рассказа
  • Кто главный герой в сказке спящая красавица