Кто главный герой в богатырской сказке

Краткое содержание «Богатырь»

Краткое содержание «Богатырь»

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 139.

Обновлено 30 Сентября, 2021

О произведении

Сказка «Богатырь» Салтыкова-Щедрина была написана в 1886 году. В иносказательной манере автор изобразил в роли Богатыря российское самодержавие, которое только и делало, что спало, пока простой народ страдал от неурожаев, междоусобиц и войн с врагами.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Богатырь», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Богатырь — могучий воин, обладавший невиданной силой, всё время спал.

Другие персонажи

  • Супостаты — злые, мстительные враги.
  • Народ — простой, доверчивый, терпеливый.

Краткое содержание

В некотором царстве родился Богатырь, которого вскормила, воспитала и уму-разуму научила Баба-яга. Когда же Богатырь «с коломенскую версту вырос», отпустила его Баба-яга на все четыре стороны.

Богатырь был невиданной силы и мог одним ударом сломать могучий дуб. Оказавшись в лесу, он залез в дупло и заснул. Вскоре раздался такой храп, что звери и птицы поспешили убраться подальше, и даже леший так испугался, что «взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков».

Весть о могучем богатыре разлетелась по всей земле. И все его стали бояться — и свои, и чужие. Свои боялись Богатыря «потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить?», а чужие — потому, что видели в нем угрозу. И те, и другие, ходили на цыпочках и очень опасались разбудить Богатыря.

Так незаметно прошла целая тысяча лет. Враги поначалу боялись спящего Богатыря, но вскоре поняли, что не опасен — насылали они беды на русский народ, «и ни разу Богатырь не пришёл на выручку людишкам». Спал Богатырь и когда люди страдали от сильного голода, и когда на их землю вторглись враги. За тысячу лет он ни разу «ни ухом не повёл, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет».

Однако бездействие Богатыря никак не отразилось не вере многострадальной страны — она «плакала — и верила; вздыхала — и верила», что её защитник пробудится ото сна и поможет ей.

Но вот наступили грозные времена, и супостаты ворвались в страну. Они обступили дуб, в котором спал Богатырь, и обнаружили, что от него очень уж воняет — ««А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну».

Тогда люди в страшном отчаянии кинулись к Богатырю с просьбой проснуться и одолеть противников. Но молчал Богатырь и даже не храпел. Тогда дурак Иванушка перешиб дуб кулаком — и стало ясно, что «у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели».

Заключение

Заключение

Это поучительная история о том, как лень, бездеятельность и равнодушие способны уничтожить даже самый большой физический и духовный потенциал человека.

После ознакомления с кратким пересказом «Богатырь» рекомендуем прочесть былину в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Поля Сидорова

    6/9

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 139.


А какую оценку поставите вы?

Анализ сказки богатырь салтыков щедрин

Краткое содержание сказки

В литературной работе присутствуют гиперболы — рост богатыря с версту; гротески — страшный храп, который всех пугает, длительный сон без пробуждения; острая ирония — Баба-Яга — мать для витязя.

Богатырь и народ

Главные персонажи представлены русским народом и Богатырём. Могучий атлет был рождён для защиты Родины от неприятеля, но не оправдал надежд перед своими людьми. Российское племя долготерпеливо и верит, что в наиболее трудные времена ему поможет богатырь.

Второстепенные персонажи — матерь силача Баба-Яга, Иван-Дурак, который понял подлинное положение могучего молодца, а также враги русской страны.

Анализ сказки богатырь салтыков щедрин по плану

Сказочный силач появился на свет для защиты родного края. Непродолжительное время вершил великие дела: несколько вырванных с корнями дубов, беспробудные сновидения, устрашающий храп.

Богатырь наводил страх на всех вокруг, он обычно погружался в сон и так накапливал силу.

Характеристика русского народа:

  • способен превозмочь все невзгоды;
  • трудолюбив и безропотен;
  • покорён правительству;
  • героичен.

Враги остереглись нападать на Российское государство, где население боится уснувшего исполина. Русская сторона и её народ постоянно надеются. Когда звали на помощь, успели передраться между собой, многие беды перенесли, но продолжали веровать в Спасителя.

Нападение врагов-супостатов

Российский народ безмолвно переносит лишения, терпит все невзгоды. Разумеется, необходимо быть смелыми и уметь бороться против несправедливости.

Так прошла тысяча лет. Все это время силач беспрерывно спал. В ту сложную пору случилось, что совершили набег на родную землю жестокие враги. Русские люди возопили, но от Богатыря не было слышно даже храпа в ответ.

 анализ сказки богатырь

Отправились искать силача-защитника. Затем Иван-дурак разворошил дупло, в котором спал атлет, и явился перед народом этот исполин, но он до самой шеи был изъеден змеями.

Главная мысль произведения «Богатырь» Салтыкова-Щедрина — насущная необходимость свергнуть самодержавие в Российском государстве. Спящий витязь представляет собой плеяду самодержцев. Они крайне далеки от населения, их заботит лишь собственное спокойствие и личные заслуги прошлых лет. Русскому племени, конечно же, не нравится такое положение вещей, в обществе начинают появляться революционные волнения.

Баба-Яга — неоднозначная героиня в Салтыковской сказке. Она совершает как злые, так и добрые поступки, это зависит от её настроения.

В давнюю пору мудрые правители объединили Русь, сделав её Великой, отстояли и расширили границы своей земли. Помня о былых войнах, о подвигах русских воинов, о героизме и мужестве народа, враги длительное время не осмеливались нападать, но, прознав о долгом сне императора, обрушились на Российскую страну. Но прошла тысяча лет, европейские соседи перестали принимать спящую Русь. Русский народ оставался жив только благодаря одной вере и почитанию минувших подвигов.

Сказка была напечатана для широкого круга читателей гораздо позже её создания — лишь в советский период в 1922 году. Когда литературный труд был завершён, о нём стало известно только избранному кругу в самодержавной России.

Основная идея

Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.

Вопросы самодержавия

Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.

 анализ сказки салтыкова щедрина богатырь

При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.

В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.

Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:

  • жестокость;
  • равнодушие к людским судьбам;
  • забота только о личных выгодах.

В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.

Народ бесконечно терпит непомерные пошлины и поборы, напрасно ожидая защиты от тяжёлых бедствий.

Значение литературного произведения

Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.

Богатырь салтыков щедрин

Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.

Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.

В своих литературных трудах писатель особенно уделяет внимание теме крепостного права и изжившего себя самодержавия. Есть в произведении Салтыкова-Щедрина анализ ошибок, совершённых Российским правительством. Витязь испокон веков является символом надёжности и сохранности, это обозначение русской силы и символ справедливого властвования. Но он, к сожалению, растерял себя по причине собственной лени.

Жанр сказки позволяет аллегорично продемонстрировать отношения в обществе через образы животных и волшебных персонажей воплощены социальные типажи. В произведениях Салтыкова-Щедрина рассматривается конфликт самодержавия и народных масс, столкновение господ и работников. Здесь отражены различные направления общественной мысли, описывается обывательский подход, рассматриваются вопросы морали и нравственности.

Михаилом Салтыковым-Щедриным написано огромное количество повестей, рассказов, сказок, главные вопросы, рассматриваемые в его литературных произведениях — тема власти и счастья русского народа.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

Кто главные герои русской былины «На заставе богатырской»?

Кто главные герои былины «На заставе богатырской»?

Кто главный герой в былине «На заставе богатырской»?

«На заставе богатырской» — главные герои былины, сказки, произведения?

Персонажи былины, книги «На заставе богатырской»?

4 ответа:



1



0

На заставе богатырской. В этой былине три главных героя, три богатыря:

Первый богатырь Илья Муромец был атаманом.

Второго богатыря звали Добрыня Никитич и он был под атаманом.

Третьего богатыря звали Алёша Попович и был он есаулом.

Вместе с ними были также царские дружинники Василий Долгополый, Гришка (боярский сын) и другие.

А службу они несли на богатырской заставе в Цицарской степи, под Киевом.



1



0

Былина «На заставе богатырской» о русских богатырях.

В сказке главными героями являются:

Илья Муромец — самый старший и самый сильный русский богатырь, Илья Муромец бесстрашен и готов отдать свою жизнь за русскую землю. Атаман.

Добрыня Никитич — это тоже русский богатырь, он сильный, но не такой бесстрашный и смелый как Илья Муромец.

Алёша Попович — сын поповский, как его характеризует Илья Муромец очень падкий на золото и может потеряв голову зря погибнуть.

Нахвальщик — тоже богатырь, очень сильный, но очень злой и язык у него недобрый. Любит посмехаться над другими.



1



0

Главными героями этой былины, являются три богатыря, которых звали:

  • Илья Муромец, который возглавлял трио богатырей и был среди них вожаком.

  • Добрыня Никитич, который был самым сентиментальным и немного трусливым среди богатырей.

-Алёша Попович, который по происхождению был есаулом.

Ну а негативным главным героем былины, который им противостоял и устраивал козни был Нахвальщик, который относился к хазарским богатырям. Главные его негативные черты сводились к тому, что он очень злобно любил насмехаться над окружающими. Поэтому его язык, считается самым злым и скверным в этой былине из-за котрого во многом и получился сыр бор.



0



0

«На заставе богатырской» — русско народная сказка — былина.

Главные герои былины:

1 Илья Муромец (Великий русский богатырь).

2 Нахвальщик (Хазарский богатырь. Злой и язвительный).

3 Добрыня Никитич (Русский богатырь. В былине описан с небольшой трусостью для богатыря).

Главная мысль сказки.

Всегда нужно быть смелым и храбрым, чтобы постоять за свою родину. В общем, когда богатырская застава на чеку, родина может спать спокойно.

Читайте также

Основные события в былине «Илья Муромец и Калин-царь» разворачиваются после того, как князь Владимир по огульному навету сажает Илью в подвал. На Киев движется грозный Калин-царь, и Владимир вспоминает про Илью, но думает, что за три года тот давно умер. Но княгиня тайком носила Муромцу еду и питье и поэтому Илья жив и здоров. Он мирится с князем, прощает ему обиду и выступает против Калина-царя. В тяжелой битве Илья зовет на помощь русских богатырей и все вместе они разбивают татар и берут в плен Калина-царя.

Главные герои былины «Илья Муромец и Калин-царь»:

  1. Илья Муромец. Самый великий и самый сильный, самый уважаемый в народе богатырь
  2. Князь Владимир. Верит торговцам, и не верит богатырям. Беспомощный без поддержки богатырей.
  3. Княгиня Апраксия. Зняает, что без Илья не устоять Киеву.
  4. Самсон Самойлович. Русский богатырь, крестник Ильи Муромца.

В былине «Про прекрасную Василису Микулишну» много действующих лиц: и племянница князя Владимира Забава Путятишна, и борцы-молодцы братья Притченковы и братья Хапиловы, слуги и служанки, послы из Киева и другие.

К главным героям произведения я бы отнесла:

1) Купца из Чернигова Ставра Годиновича, который за княжеским столом, не стал хвастаться своим богатством, но не удержался и похвастался молодой женой Василисой Микулишной.

2) Князя Владимира, которому не понравилось, что Ставр сказал, что красивее и умнее Василисы Микулишны на свете не сыщешь, и он посадил его под замок, чтобы жена Ставра смогла продемонстрировать свой ум и выручить мужа.

3) Прекрасную Василису Микулишну, старшую дочь Микулы Селяниновича, которая действительно оказалось не только красивой, но и очень умной и находчивой, ради спасения мужа переоделась в мужское платье и остригла свои чудесные волосы, сумела обвести князя и его слуг вокруг пальца и выручила мужа.

Вчитаемся в текст древнерусской былины «Три поездки Ильи Муромца».

С первых ее строк мы знакомимся с главным действующим лицом былины — самим Илье муромцем, который едет по чистому полю. И вот он находит странный, никогда им не виданный камень. И камень судить либо умереть, либо жениться, либо разбогатеть.

Илья встречает разбойников, встречает красну девицу — поляницу, то есть деву-богатыря, а не просто слабую и красивую женщину, наконец Илья находит клад. И везде Илья выходит победителем.

Главный герой этой былины только один — Это сам Илья Муромец. Великий русский богатырь, пример для подражания, патриот и просто защитник простого народа.

Второстепенными героями былины оказываются еще два персонажа:

  1. Атаман разбойников, который посылал своих татей на Илью, а потом просил отпустить хоть кого-нибудь
  2. Девица-поляница, пленившая коварным способом двенадцать богатырей.

Главный герой сказки Туве Янссон «Страшная история» — это, конечно, почти самый младший Хомса, ведущий очень неспокойную жизнь. Ведь кроме присмотра за младшим братишкой Крошкой, ему приходится бдительно защищать свои прерии от вражеских полчищ, открывать Южный полюс, а в соседнем болоте появились тем временем только что выдуманные Карета с Привидениями, Болотные Змеи и прочая нечисть и принялись преследовать Крошку.

Бурная фантазия причиняет Хомсе немало неприятностей, ведь придуманные персонажи и обстоятельства далеко не всегда ему подчиняются, но взрослые иногда тоже оказываются на высоте, и тогда все может закончиться благополучно.

В сказочной повести Туве Янссон «Муми-тролль и комета» много странных, необыкновенных существ, придуманных самой писательницей.

Главные герои сказки:

  1. Муми-тролль. Веселый и забавный тролль, небольшого роста, очень храбрый и романтичный. Верен своим друзьям и готов ради них на любые жертвы.
  2. Снифф. Друг Муми-тролля. Маленький и трусливый. Всего боится,но ради своего друга котенка бросается прямо под падающую комету. Очень любит собирать разные сокровища, но с этим ему не очень везет.
  3. Снусмумрик. Путешественник с которым друзья познакомились в пути. Стал верным другом Муми-тролля. Курит трубку и кажется невозмутимым. Но на самом деле очень добрый и ранимый.
  4. Фрекен Снорк или как я ее называю Девочка Снорк. Маленькая красавица, немного похожая на Муми-тролля. Любит наряжаться и украшения. Стала боевой подругой Муми-тролля, после того как им довелось спасать друг друга.
  5. Снорк. Брат фрекен Снорк. Рассудительный и серьезный. Любит устраивать собрания.

Второстепенные персонажи сказки: муми-мама и муми-папа, Хемуль, коллекционер бабочек и Хемуль, коллекционер марок, Ондатр.

Каждая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина содержит, помимо повествования, глубокий смысл, который волнует автора. Произведение имеет форму народной легенды со знакомыми всем фольклорными персонажами. Описывая своих героев, их характеристику и действия, автор высмеивал недостатки современного ему общества. Делая на урок литературы кратко анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Богатырь», ученики поймут ее смысл и смогут правильно написать сочинение по плану.

История написания и жанр

Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.

Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.

«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.

Этот жанр среди писателей популярен ввиду возможности донести до читателя авторские соображения относительно той или иной проблемы, которая, будучи обнародованной, может быть истолкованной как мятеж.

Вариант 3

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Богатырь» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Охарактеризовать сказку «Богатырь» авторства Салтыкова-Щедрина можно, как резкую, ведь она разоблачала многие сферы социальной и политической сферы жизни. Именно она устремлялась против воли печатного слова, не входила в рамки предусмотренного печатного эталона. Поэтому не является удивительным тот факт, что сказку власть позволила напечатать м печатных средствах массовой информации только в 1922 году.

Произведение относится к жанру сказки. Несмотря на большое количество волшебных и нереальных моментов, использованных в ней, сказка открывает со временем для человека все более глубокие смыслы. Также для большого количества писателей, авторов сатирических литературных произведений, сказка является прекрасной формой для выражения своего недовольства и бунта против каких-либо вещей, про которые они не могут сказать прямо. Сказка – это своего рода прикрытие. Но нельзя забывать, что в любое свое произведение, писатель стремится вложить глубочайший смысл, а не просто красивые слова.

К типу таких сказок относится творение Салтыкова-Щедрина. Оно было создано в 1886 году.

В своем творении Щедрин поднял вопросы абсолютизма, использовав при этом образ богатыря, что дремал крепким сном на протяжении многих лет. Иванушка – это якобы обыкновенный беспомощный народ. В то время, как богатырь спал, то он отлежал себе все бока и заработал пролежни. Ему было безразлично на проблемы и беды простых людей.

Богатырь с давних времен является символом силы, власти, крепости и защиты. Но он утратил свою значимость из-за лени.

Общий смысл сказки

В образе Богатыря автор показывает правительство, прогнившее до самых низов, которому совершенно безразлично положение народа своей страны. Писатель жил во времена строжайшей цензуры и страха перед властями. Эта ситуация ярко описана в его сказке:

  • правящие круги к тому времени уже настолько прогнили, что им некогда было заниматься проблемами народа и страны;
  • бездействие и равнодушие власти приводит к разрушению общественных устоев;
  • жители государства не надеются на помощь властей, они предоставлены сами себе.

Описанные в сказке враги олицетворяют не только внешних, но и внутренних агрессоров, растаскивающих страну по частям и наживающихся за этот счет. В стране царит нищета, голод, смута, но правительство не принимает никаких действенных мер для решения этой проблемы.

Образ Бабы-яги в сказке показывает бездействие властей, а змеи, съевшие Богатыря, — главные пороки людей, стоящих у власти. Они губят себя в жадности, бездействии, алчности и равнодушии.

Сравнивая отношение правительства к народу в те времена и на сегодняшний день, можно сказать, что оно почти не отличается. То же равнодушие к положению простого народа, то же бездействие. Золотой Телец решает все вопросы: если человек имеет деньги, для него будут открыты все двери, он сможет без проблем решить любые вопросы. Сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь» вполне актуальна и в современное время.

Богатырь — анализ

Это странная сказка, достаточно психологичная и поучительная. Вроде бы используются сказочные мотивы, образы, герои, а речь идёт, будто бы, и о современности, о вечных проблемах.

Этот самый Богатырь появился на свет от Бабы Яги. Уже неожиданный поворот, так как эта ведьма – явно не положительный персонаж в сказках. От неё (и от её наследника) сложно ждать чего-то хорошего.

Вначале всё не так плохо – богатырь растёт. Мамаша его отстранилась от воспитания, от чего общество только выиграет… И когда он сил набрался, то и пошел на свой первый подвиг. Но всего лишь пошел он в лес – разбил одно дерево кулаком, другое… А в третьем было дупло. Недолго думая, богатырь залез туда спать. В принципе, не такой уж и странный поступок для русского-народного героя, ведь все помнят, что богатырь может тридцать лет и ещё три года на печи спать, то есть сил набираться. Вот все и решили, что этот сын Бабы Яги тоже копит энергию на какой-то подвиг. Если Родина будет в опасности, то он непременно проснётся и всех спасёт.

Супостаты узнали, конечно, что появился богатырь – защитник у народа. С опаской стали относиться к стране. Не спешат уж нападать и угрожать. Но всё-таки за годы разное было – беды, голод, волнения. И всё люди ждут, что богатырь очнётся — спасёт всех, причём и от бедности, и от врагов, и от беспорядков всяких. Но он всё спит в дубовом дупле – храпит на весь лес. Тогда все себя и утешают, что пока, значит, не самая страшная беда обрушилась на страну.

И всё-таки не могли выдержать враги бесконечно долго. Напали на страну, окружили дерево, где почивал богатырь. Кстати, важная деталь показана автором – уже некоторое время богатырь не храпел. Это ведь можно трактовать в том смысле, что он проснулся, готовится на ратный подвиг. Стали супостаты осторожно приближаться к дуплу… И сказали все вдруг: «Воняет!» Оказалось, что от богатыря того осталась только голова, всё остальное давно съели гадюки.

Тогда супостаты напали на страну. Логично, что громили они всё с яростью за то, что столько лет терпели и боялись. Даже слава о богатыре не очень помогла народу – только оттянула момент провала.

В сказке звучат разные голоса. Глас народа звучит очень просто: «ужо», «воспрославит»… Само повествование тоже стилизовано, здесь используется такая устаревшая лексика, как «други» или «око».

В сказке показаны и страхи врагов, и надежды соотечественников, и глупость «богатыря».

Идея, тема, смысл, суть

Другие сочинения: ← Анализ сказки Здравомысленный заяц Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеИстория одного города. История создания романа Салтыкова-Щедрина →

Основная тема и мысли автора

Характер сказки сразу бросается в глаза, он очень яркий и разоблачительный. Читателю становится ясно, что она направлена против реалий существующих порядков, запрещающих свободу слова. Образ Богатыря, спящего беспробудным сном тысячелетия, передает абсолютизм, а Иванушка-дурачок — яркий представитель простого народа.

За период сна Богатыря в его родной стороне произошло много трагических событий, но он даже не приоткрыл свои глаза и не заметил этой боли. Земля стонала от страшных вражеских нашествий, но это не помешало сну спящего богатыря. Автор хотел, чтобы читатель увидел в образе Богатыря существующую власть, которая не замечает (или не хочет увидеть) народные страдания, войны и голод. Это очень удобная позиция.

Иванушка видит, что пока Богатырь спал, его тело почти обглодали. Такое разложение существующих властей приводит к непременному упаду и регрессу государства. И такое положение было во все времена. Для выражения этой основной мысли автор использует весьма точные и хлесткие слова и выражения. Это помогает понять, что чувствовал народ, какие у него были эмоции в период тяжелых для страны испытаний.

В сказочной манере Салтыков-Щедрин пытается показать, что пора разбудить спящего Богатыря, из-за которого страдает государство и его народ. Он высказывает свое недовольство смирением с существующей действительностью и ее недостатками.

Однако это совсем непросто. Автор прекрасно понимает, что для изменения подобной ситуации может потребоваться не одно десятилетие или даже столетия. От этого становится особенно обидно и грустно, ведь человеческая жизнь очень коротка, и глупо ждать наступления следующей эпохи.

Иванушка представлен в сказке не особо умным парнем, однако и он понимает непростую ситуацию с крепко спящим Богатырем. Возникает вопрос, мог ли простой парнишка изменить ситуацию. Иванушка представляет русский народ, в привычках которого смирение и подчинение существующим порядкам. Власть не позволяет обществу высказывать свое мнение и выражать недовольство даже в самых критических ситуациях.

Писатель выражает надежду и желание, чтобы народ, наконец, перестал быть похожим на этого Иванушку, который замечает неладное, но не смеет высказать свое мнение. На глобальные изменения порой нельзя повлиять, но существующую обстановку исправить в силах социума.

Поднимаемые проблемы

Большинство критиков считает, что эта сказка — одно из произведений сатиры, обладающих агрессией нападения на ситуацию, в которой пребывает страна. По сути, автор повторил и пересказал тему царизма, поднятую ранее в «Истории одного города». В сказке царизм подвергается сравнению с трупом воображаемого царя — уже разлагающегося и привлекающего внимание народа.

Автор был убежден, что отсутствие у каждого отдельного человека гражданского и политического самосознания, наделяющего индивидуума способностью отслеживать обстановку в стране, и есть причина всех бед. Делая анализ «Богатыря» Салтыкова-Щедрина, стоит упомянуть, что человек из массы просто не понимает неспособности людей к осознанию могущества общественной силы.

Автор наглядно отразил врожденную способность народа к сопротивлению политическому давлению. Жестокость, а также могущество сильных мира сего, неизбежно подавляющих обычных людей, преувеличена простыми обывателями. Акцент на этом моменте сделан с целью побуждения народа на решительные действия. Автор убеждает общество мобилизовать все силы, которыми располагает народ, для исправления собственного положения.

Салтыков-Щедрин всегда придерживался цензуры, и его произведения попадали в массовую печать. Задача автора — обратить внимание читателя на насущные проблемы, ни в коем случае не задевая при этом государственную власть. А основные мысли он адаптирует под понимание народа — здравомыслящего и неравнодушного к собственным проблемам. Писателя действительно волнует ситуация, он искренне не понимает:

  • истоков невежества народа;
  • причины отсутствия осознания общественности собственной свободы;
  • способности контролировать политическую обстановку в стране.

На все это у автора нет ответов, и он дает понять рядовому обывателю, что ничего невозможного не бывает. Однако в большей степени автор ратует за формирование и развитие морального облика отдельно взятых личностей, призывая их отвечать за собственные действия. И пусть такие призывы не всегда эффективны, они злободневны и сегодня, ведь нынешние проблемы довольно острые, а правительство отчасти осталось неизменным. А значит, и социальные проблемы.

Делая анализ сказки «Богатырь», не следует забывать, что все произведения автора наполнены глубочайшим смыслом, а не набором красивых слов и фраз. Как и любое другое произведение автора, эта сказка рекомендована к прочтению представителям подрастающего поколения.

Популярные сегодня темы

Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора

Самое сильное и возвышающее чувство – любовь. Как тонко и трепетно она описывается в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Юный и прекрасный представитель состоятельного класса населения Владимир Дубровский влюбляется

Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».

Несмотря на то, что был уже январь, зима только начиналась в наших краях. Вот, например, только вчера выпал первый снег. Весь вечер я провел около окна, зачарованно наблюдая за тем, как аккуратные снежинки мягко опадают на землю

Куприн Александр Иванович – писатель, которому не чужда тема отношений. Он любил писать об отношениях, о любви и счастливых жизнях людей. Услышав от знакомого историю его семьи, в которой все выручали друг друга

Всероссийская конференция учащихся «ШАГИ В НАУКУ — КАЛУГА»

Секция: Литературоведение

Образы богатырей

в русских народных волшебных сказках

Автор работы: Леонов Кирилл

Класс: 3 «А»

Образовательное учреждение:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7″города Калуги.

Научные руководители:

Оксана Анатольевна Финашина,

учитель начальных классов,

Шутенко Наталия Владимировна,

педагог-психолог

Калуга, 2019

Введение

      Я очень люблю читать. Особенно сказки. Да и кто их не любит? Папы и мамы, бабушки и дедушки, взрослые уже люди, с удовольствием смотрят  мультики, в которых появляются из далёкого детства сказочные герои. В нашей школьной библиотеке я взял книгу, которая называлась «Фольклор народов России», посмотрел содержание и обнаружил,что существуют русские богатырские сказки. У меня возникли вопросы:

  • Что такое богатырская волшебная сказка?
  • Главные герои богатырских волшебных сказок. Чем они похожи друг на друга и чем отличаются?
  • Что или кто помогает главному герою одержать победу?
  • Чему учат богатырские волшебные сказки?

Поиск ответов на эти вопросы составили основу моего исследования.

Цель исследовательской работы: сравнение образов русских богатырей  в волшебных сказках.

Задачи исследовательской работы:

  • узнать из дополнительной литературы  определение слова «богатырская  волшебная сказка»
  • прочитать волшебные сказки и проанализировать главных героев  по следующим критериям: рост, сила, происхождение, характер, богатырский конь, противники, невеста, путь, помощники.
  • сделать выводы о значении богатырских волшебных сказок
  • составить презентацию «Образы богатырей в русских народных волшебных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению.

        Актуальность: русская народная сказка (в том числе и богатырская волшебная сказка) – это память народа, важная составная часть культуры народа. Каждый человек должен знать и уважать древнюю культуру своего народа. Каждая сказка – это какая – то новая сторона большой души народа и русского характера.  Но  «сказка раскрывает свои сокровища только при широком сопоставительном изучении каждого из сюжетов.» В.Я.Пропп.

        Примечание. Для сравнения образов богатырей были выбраны русские волшебные народные сказки, в которых главные герои вступают в битву с противниками — силами зла. При этом, при выборе русских сказок, не учитывали былинные сказки.

Основная часть.

         Глава I. Что такое богатырская волшебная сказка?

           Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому я решил выяснить, что такое богатырская волшебная сказка?

            За толкованием слова  я обратился к различным словарям и справочникам, но четкого определения я не нашел, даже в справочнике литературоведческих терминов. Дается лишь определение слову «сказка».

        1)  В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение:  «Сказка – 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)»

        2) В книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир» в кратком словарике литературоведческих терминов дано следующее значение: «Сказка –  произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных и невероятных событиях»

        3) Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.Ушакова я узнал следующее: «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях».

        4) «Большой Российский Энциклопедический Словарь» так трактует это понятие: «Сказка –  один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел»

        И лишь в одном из самых первых словарей, словаре В.И. Даля, о сказке говорится так: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные.«

    В результате изучения данных определений, я  сделал вывод:

         «Богатырская волшебная сказка»- это один из видов  повествовательных, обычно народно-поэтических, произведений о вымышленных лицах (богатырях), преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

        У слова «Сказка» есть множество друзей. О них можно узнать в «Словаре синонимов». Это слова:  предание, басня, легенда, поверье, миф, притча, вымысел, былина, сага, байка, побасенка, небылица, небыль. Слова-синонимы отличаются друг от друга. Они означают различные виды вымышленных устных и письменных историй. Например, «СКАЗАНИЕ», «БЫЛИНА» и «МИФ» — рассказы исторического и легендарного характера. «САГА» — героическое произведение Древней Скандинавии, а «БАЙКА» и «ПОБАСЕНКА» — короткие шуточные истории, выдумка.

Глава 2. Кто такой богатырь?

        В словаре В.И. Даля:

        БОГАТЫРЬ — муж. , человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища.

Из церковно-славянской азбуки

        БОГАТЫРЬ

        Б- БУКИ(буквы)

Из букв складываются слова. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоан 1:1). Следовательно слово БОГ,

        Г-ГЛАГОЛЬ

Эта буква подразумевает одновременно и СЛОВО,  и  ДЕЛО: «Говори и делай»

        Т-ТВЕРДО

Эта буква несет в себе образ крепкого, прочного, надежного предмета или убежденного, наполненного внутренней силой человека

        Р-РЦЫ

Обозначает «Говори» и «Скажи»

        Поэтому богатырь-человек, наполненный внутренней силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.

        Вывод: богатырь — человек, наполненный внутренней силой и физической силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.

Глава 3. История появления богатырских волшебных сказок

        В древние времена, когда сказка только зародилась ( а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами ) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал  во взрослую жизнь, проходил  обряд посвящения во взрослые.  Сказка была очень серьезным делом.

        Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда –то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось  тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать (род воронов, род чёрных лебедей, род медведей). Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.

        Однако постепенно человек освобождался от страха , и  на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.

        Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое объяснение. Так, например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой . Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались. В волшебных сказках нашли отражение разные стороны жизни первобытного человека, его верований и обрядов и, в частности, посвящения мальчиков в охотники, и в воины. Обряд этот был очень важным событием для каждого члена племени.
Становясь полноправными членами рода, племени, мальчики должны были доказать, что они усвоили опыт, мудрость старших, что они способны перенести любые тяготы.  Тайными тропами, иногда даже с завязанными глазами, их отправляли в лес, в особую мужскую хижину, в которую не имели права пройти посторонние, и там подвергали испытаниям, порой мучительным.
        Иногда  только из сказки ученые и могут получить знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности.

        Глава 4. Общая характеристика богатыря в волшебной русской сказке.

        Из прочитанных сказок были выбраны главные герои – богатыри, которые сравнивались по следующим критериям: рост, сила, происхождение, характер, богатырский конь, противники, невеста, путь, помощники. Результаты сравнения я заносил в таблицу.

Богатырь, сказка

Рост

Сила.

Происхождение

Характер

Богатырский конь.

Невеста

Путь

Помощники

Враги

Иван Быкович «Три царства»

Растет не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и он вверх тянется

Железную палку в пятьдесят пудов, которую  никто за один край приподнять не может, между пальцами повертывает, словно перо гусиное.

Боевой палицей размахнулся — три головы, как кочки снес, а в третий и остальные срубил

От златопёрого ёрша, сын коровы

Вынул червонец и подает старухе, щедрый, работоспособный (3 ночи не спал), бесстрашный, находчивый, ловкий, умный, товарищ

Конь богатырский со сбруей ратной

Царица — золотые кудри

Чужедальняя сторона,

на реку Смородину, на калиновый мост

Баба-Яга костяная нога, 5 стариков в лодках(один-хлеб ест, другой-вино, пиво пьет, третий-умеет в бане париться, четвертый-звездочёт, пятый-умеет ершом плавать)

Чудо-юдо

шестиглавое, девятиглавое, двенадцатиглавое с огненным пальцем

(в последнем бою срубил 18 голов).

Чудо -юдовы-жены

Ведьма- старуха и ее муж старик- родители чудо-юда

Иван -Медвежье ушко

Растет не по дням,а по часам. Этот сын растет, как с воды идет 

Иван какого схватит за ногу или за руку, так тот без нее и останется

От попадьи и медведя

Ум, хитрость, проворность, умеющий прощать

нет

Дочь старика из подземного царства

Подземное царство

Птица Ногай

Старичок с ноготок, бородка с локоток.

Змей

Иван —  крестьянский сын

«Иван-крестьянский сын и чудо -юдо»

Третий ребенок в семье

С одного взмаха сшиб 3 головы у чудо-юда

Крестьянская семья

Добрый, находчивый, смелый, умный

Богатырский конь

На реку Смородину, на калиновый мост.

Старик и старуха

Чудо — юдо и его жены и мать (змеиха)

Выводы: (общая характеристика богатыря в волшебной сказке)

1. Богатырей можно разделить на два типа: богатыри, имеющие человеческое происхождение, то есть родившиеся от родителей и богатыри, появившиеся на свет при помощи чуда. (от золотой рыбы или медведя). Богатырь всегда получает прозвище, связанное с его происхождением. 

2. Богатыри, появившиеся на свет чудесным образом  растут удивительно быстро и имеют огромную, недюжинную силу. Появившись на свет, Иван сразу же встает на ноги, растет не по дням, а по часам. В играх со сверстниками проявляется его богатырская сила: он всегда побеждает.  Пpоисходит состязание богатыpей в забpасывании палиц (меча, стpелы). Вес палицы опpеделяется в 9, 24 и 40 пyдов. Забpасывают палицы за 12 – 20 веpст. Иногда стpеляют из лyка. Стpела богатыря летит до местожительства Змея. Оpyжие для богатыpей часто заказывает цаpь.

3. Отправляясь в путь, богатыри выбирают коней под стать себе. Конь является первым другом и помощником. Он свистит богатыpским посвистом, и весь табyн коней падает на колени, кpоме одного коня, котоpого он и отдает одномy из спутников. Себе он беpет коня, yстоявшего после тpех молодецких посвистов.

4. Путь богатырей – долгий и далекий. В волшебных сказках есть и нерусские государства. Они находятся за морем и называются заморскими. Наличие таких выражений: «какой ты земли?», «седок чужестранный», «ездили по другим землям», «захотелось ему на святую Русь», «русским духом пахнет», «русского духу не слыхивала» так же свидетельствуют о наличии нерусских государств.

5. Сражаются богатыри с силами зла. Воплощениями зла в русских сказках являются многоголовые чудища – змеи. В тех сказках, где действие происходит на мосту, Змей – всегда всадник. Когда он едет, «земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит»; «земля стонет, лес вянет, с дуба листья валются – ужас шибко едет!»  В сказках конный Змей и его передвижение описаны так, как обычно описывается движение больших масс степной конницы.

6. Богатыри, находясь в пути, встречают прекрасных девушек и освобождают их от чудищ. После освобождения женятся на них.

7. Богатырям помогают волшебные предметы, животные и сказочные существа или люди. Волшебные предметы, которые получает герой  –живую и мёртвую воду, мягкий ковёр, который «огнём спалит», яблоня с яблоками, которые «разорвут на части».  Получив волшебные средства, он теперь знает, куда идти, и знает, как справиться с противником. 
8. Главные герои — молодые люди, внешность которых не описывается.

9. По характеру богатыри добрые, справедливые, бескорыстные, честные и умеющие прощать.

10. В волшебной  богатырской сказке всё утраивается: у родителей три сына, трижды происходит бой со змеем, у трёх змеев по 6, 9, 12 голов

11. Баба – яга – страж границы, охраняющая вход в волшебный мир. В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» на границе, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство — старая старуха. Это она подвергает героя испытаниям, указывает ему дорогу, дарит волшебное средство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         В ходе самого исследования я нашел ответы на многие вопросы.  Я прочитал много богатырских волшебных сказок.  По прочитанным сказкам я составил общую характеристику сказочного богатыря. Но главное, что я понял:

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Асадов Э. А. — «Россия начиналась не с меча»

Богатыри русских волшебных сказок обладают не только недюжинной физической, но и могучей духовной силой. Они терпеливы, борются против сил зла и за справедливость.

Библиография

  1. Бердников Г.П. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика. – 1987. – 416 с.
  2. Библиотека русского фольклора: в 3 т./Составитель  Круглов Ю.Г. – М.: Советская Россия, 1988. – Т. 2. – 544 с.
  3. Большой Российский Энциклопедический Словарь/ Гл.ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. –  М.: Энциклопедия,  – 1985. – 1600 с.
  4. Господарев Ф.П. Сказки/Гл. ред. Азадовский М.К. – Петрозаводск, 1941. – 656 с.
  5. Даль В.И.  Толковый Словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В.  – С.-Петербург: ИД ВЕСЬ, – 2004. –  736 с.
  6. Ожегов С.И.  Словарь русского языка/ Под. ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, –  1985. – 797 с.
  7. Русские народные сказки/ Серия: Лучшие сказки мира. Сост. Аникин В.П.  –  М.: Пресса, 1992. – 560 с.
  8. Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М.: Канон, 1997. – 478 с.
  9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка/Гл. ред. Семенец Ю.И. –  М.: Альта-Принт, 2007. – 1239 с.
  10. Фольклор народов России. В 2 томах. Том 2 , «ДРОФА» , 2014

Приложение

C:UsersuserDesktopivan-bogatyr.jpg

русские былины

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Илья Муромец

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Подробнее >>


Добрыня Никитич (русский богатырь)

Добрыня Никитич

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Подробнее >>


Алёша Попович (русский богатырь)

Алёша Попович

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Подробнее >>


Садко (новгородский богатырь)

Садко

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Подробнее >>


Святогор (богатырь-великан)

Святогор

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>


Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Микула Селянинович

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Подробнее >>


Вольга Святославич (русский богатырь)

Вольга Святославич

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Подробнее >>


Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Никита Кожемяка

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Подробнее >>


Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Подробнее >>


Антигерои былин

Соловей разбойник (антигерой)

Соловей разбойник

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>


Змей Горыныч (змей-дракон)

Змей Горыныч

Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Подробнее >>


Идолище Поганое (злодей)

Идолище Поганое

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

  • Кто главные героини произведения пушкина расскажи о них подумай можешь ли ты в своем рассказе
  • Кто главные герои сказки царевна лягушка расскажите о них
  • Кто главные герои сказки три медведя
  • Кто главные герои сказки спящая царевна
  • Кто главные герои сказки снежная королева