Кто играл бабу ягу в советских сказках кроме милляра

001

Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея.

Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч

Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает»

Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках. Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль

Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной

Александр Роу снял ещё несколько сказок, в которых роль Бабы-Яги также сыграл Георгий Францевич

Это «Морозко» В 1965 году

«Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года

и «Золотые рога» 1972 года

Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году

Образ доброй Бабы-Яги создала Валентина Сперантова в сказке «Весёлое волшебство» снятой в 1969 году по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса»

Очень нетрадиционную Бабу-Ягу сыграла Майя Булгакова в сказке 1971 года «Лада из страны берендеев»

В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая

В 1977 году ещё одна добрая Баба-Яга получилась у Марии Барабановой в замечательной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Ну а самая добрая Баба-Яга получилась в 1982 году у Татьяны Пельтцер в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…»

На этом сказочные образы Бабы-Яги в советском кино можно было бы и закончить, если бы не ещё два фильма которые к сказкам можно отнести только условно. Это фантастические картины, снятые по мотивам повестей Кира Булычёва про Алису Селезнёву

Это «Лиловый шар», снятый в 1987 году Павлом Арсеновым, где Бабу-Ягу сыграла Светлана Харитонова

И «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко, где даже не саму Бабу-Ягу, а робота-актёра в образе этой обаятельной старушки блестяще сыграл Александр Леньков

Вот такие образы очаровательной старушки были созданы в советском кинематографе. Если интересно, можно будет сделать подобный пост про бабулю в мультипликации.

А пока перейдём к постсоветской Яге

Как и о Кащее, первый раз о Яге вспомнили в 2004 году, когда на экраны вышел фильм «Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства»

Правда здесь Яга (а точнее Ягда) ещё молодая девушка, любящая молодого и отважного Кащея

Хотя нет, была до этого ещё одна Яга — в попытке экранизировать замечательную сказку Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Там старушку играла Ольга Волкова

В 2009, в диснеевской «Книге мастеров» Бабу Ягу сыграла Лия Ахеджакова

Ещё одна нетипичная Яга в исполнении Анны Якуниной была в недоразумении под названием «Приключения в Тридесятом царстве»

Добрую Бабу-Ягу, живущую в нашем мире в 2009 году сыграла Людмила Полякова в фильме «Реальная сказка»

А последний (на сегодняшний день) образ Бабы-Яги воплотила на экране Елена Яковлева в фильме «Последний богатырь»

А как по вашему, кто на самом деле была Яга до того как попала в мир сказок — злобной ведьмой, ведуньей-целительницей, могущественной богиней — праматерью всего живого или нежитью — проводником в потусторонний мир. Ведь явно у этого сказочного героя был прообраз — яркий, запоминающийся, но сильно искаженный временем и людьми


Смотрите также:

Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея.

Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч

Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает»

Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках. Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль

Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной

Самым кассовым фильмом новогодних каникул 2022 года предсказуемо стала третья часть «Последнего богатыря». «Посланник Тьмы» собрал в прокате почти 2 млрд рублей. Однако дело не только в деньгах. Франшиза «Последний богатырь» не в последнюю очередь притягивает своими персонажами, трактовки которых сильно отличаются от традиционных. К примеру, Колобок никогда прежде не был столь агрессивным, а Кощей — рефлексирующим. Крючконосая жительница избушки на курьих ножках по привычке считается существом, прямо скажем, недобрым. Хотя стоп! Всегда ли Баба-яга представала на экране злой? Попробуем разобраться.

Визуализация зла 

Впервые наша «красавица» появилась на экране в 1938 году — в мультфильме Зинаиды и Валентины Брумберг «Ивашко и Баба-яга». Надо ли объяснять, что тогда это был полностью отрицательный персонаж?

Образ Бабы Яги в мультфильме “Ивашка и Баба-яга” (СССР, 1938 г.), режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг

мультфильм “Ивашка и Баба-яга” (СССР, 1938 г.), режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг (видео)

В той черно-белой анимационной сказке Яга выглядела как патлатая старуха-отшельница, явно выгнанная из какой-то деревни за колдовство: она бегает в обносках, ютится в избе, собирает коренья, варит снадобья и т.д.

Ее транспортное средство — метла, место прописки — трясина в лесной глуши, любимое блюдо — заблудившиеся малыши. При этом она энергична, самостоятельна и буквально пропитана злобой: к примеру, в ярости перегрызает клыками вековой дуб, на котором пытается спрятаться злосчастный Ивашко.

Видел ли гениальный Георгий Милляр тот мультфильм, сказать сложно. По словам актера, прежде всего он ориентировался на реальных людей: кое-какие черты своей Яги подсмотрел у соседки по коммуналке, что-то «позаимствовал» у старухи-гречанки, живущей в Ялте. Однако его «Костяная нога» — сестра-близнец анимационной «бабуси».

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Василиса Прекрасная” (СССР, 1939 г.). Режиссёр Александр Роу

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Василиса Прекрасная” (СССР, 1939 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

Персонаж, которого играет Милляр в «Василисе Прекрасной» (1939) Александра Роу, почти полностью состоит из кривых линий: горб, крючковатый нос, изуродованные артритом пальцы, костлявые руки и ноги…

Издалека это существо напоминает подбитого и разъяренного коршуна со сломанными крыльями, а никак не человека. При этом бабуля вопиюще грязна, патлата и замотана в какое-то тряпье, хотя ее статус (старушке поручена роль свахи для властелина темного царства, сиречь Кощея) явно дает возможность одеться поприличнее. Важно и то, что никаких, хоть сколько-нибудь положительных черт у этой нищенки нет: по сути, перед нами визуализация всего отрицательного и негативного, что только можно придумать.

Георгий Миллер в образе Бабы Яги

Однако уже в «Морозко» (1964) образ существенно корректируется. Нет, колдунья, конечно, не становится доброй, да и внешне меняется мало (все Яги Милляра выглядят примерно одинаково), но теперь актер добавляет немного иронии, и его «подопечная» постепенно становится персонажем комедийным. К тому же она окончательно переселяется в избушку, благодаря чему воспринимается чуть более цивилизованно (в «Василисе Прекрасной» она ютилась в какой-то норе под корнями деревьев), приплясывает, говорит прибаутками и даже дарит Ивану тулупчик со своего плеча, то есть пытается казаться вежливой (правда, мгновенно в этом раскаивается и пускается во все тяжкие).

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Мерзко” (СССР, 1964 г.). Режиссёр Александр Роу:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Морозко” (СССР, 1964 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

В следующей сказке Роу — «Огонь, вода и медные трубы» (1967) — изменений еще больше. Количество комедийных элементов постепенно увеличивается — и в Бабе-яге просыпается женщина. 

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Огонь, вода и медные трубы” (СССР, 1967 г.). Режиссёр Александр Роу:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Огонь, вода и медные трубы” (СССР, 1967 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

Теперь эта старушка-веселушка кокетничает и знает себе цену. Она собирается стать тещей Кощея, а потому гордо ковыляет среди гостей, эротично виляя задом и надеясь повеселиться и поплясать.

Когда же Кощей внезапно разрывает помолвку, бабушка невольно переходит на сторону добра: выдает Васе подробную инструкцию по уничтожению предателя. И пусть она делает это исключительно из мести — факт остается фактом. Да и любовь к дочери — совершенно искренняя! — уже хоть какая-то положительная черта.

Следующая (и последняя Баба-яга Милляра) отходит от «классической версии» 1939 года еще дальше. В «Золотых рогах» (1972) бабуся не расстается с зеркалом, постоянно любуясь своей красотой: она напудрена, размалевана, увешана побрякушками; патлы причесаны, клыков нет. Крестьянские лохмотья кокетка меняет на обноски богатой дамы: на ней драное парчовое платье, перчатки (тоже дырявые), манто из меховых шкурок… Все это вполне объяснимо, ведь у нее появляется эротический интерес — красавец Леший, с которым она режется в домино. А вот силу свою и способность соображать колдунья уже немного подрастеряла: если раньше ее мог обдурить взрослый Ваня, уговорив сесть на лопату, то теперь с той же задачей справляется восьмилетний ребенок. При этом она не может справиться с собственной кухаркой, и даже с матерью непослушных детей, которых планирует съесть, бабуся вынуждена бороться не колдовством, а с помощью дуэли на мечах (последнее смотрится совершенно неубедительно, но это вопрос другой). Таким образом, оставшись отрицательным персонажем и сохранив внешние признаки «классической Яги» (изломанные линии, нос, горб и т.д.), в начале 1970-х этот образ уже существенно трансформировался.

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Золотые рога” (СССР, 1972 г.). Режиссёр Александр Роу:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Золотые рога” (СССР, 1972 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

Гранд-дама

В анимации изменения такого рода наметились еще раньше. В хрестоматийном мультфильме «Гуси-лебеди» (1949, режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая) Яга уже гораздо более чистоплотна, чем в версиях конца 1930-х. Она по-прежнему уродлива, но это просто некрасивая старуха-крестьянка, а не чудо-юдо в обносках.

Образ Бабы Яги в мультфильме “Гуси-лебеди” (СССР, 1949 г.). Режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая

Образ Бабы Яги в мультфильме “Гуси-лебеди” (СССР, 1949 г.). Режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая (видео)

А в кукольном проекте Владимира Дегтярева («Конец Черной топи», 1960) она и вовсе переодевается в какое-то светлое платье с широкой вышивкой.

Образ Бабы Яги в мультфильме “Конец Черной топи” (СССР, 1960 г.). Режиссёр Владимир Дегтярев:

Образ Бабы Яги в мультфильме “Конец Черной топи” (СССР, 1960 г.). Режиссер Режиссёр Владимир Дегтярев (видео)

А теперь давайте вспомним еще один мультфильм Зинаиды и Валентины Брумберг — «Про злую мачеху» (1966). В нем Баба-яга совершает просто фантастический имиджевый кульбит. Она живет в мини-дворце с античными колоннами (хотя курьи ножки никуда не делись) и по внешности напоминает Мэри Поппинс пенсионного возраста: элегантное черное платье, белые туфли, белые манжеты, аккуратный пучок, очки… Правда, сущность ее осталась прежней: мачехе, жаждущей извести падчерицу, эта милая интеллигентка-учительница советует «разложить костры горючие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные» и разрубить девчонку на мелкие кусочки, чтобы потом хорошенько отварить в котле.

Образ Бабы Яги в мультфильме “Про злую мачеху” (СССР, 1966 г.). Режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг:

Образ Бабы Яги в мультфильме “Про злую мачеху” (СССР, 1966 г.). Режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг (видео)

А вот в кино радикальная смена имиджа началась у Яги в 1969 году. Одной из первых ласточек стал телевизионный новогодний капустник Ларисы Шепитько — «В тринадцатом часу ночи». Ягу в этом странном проекте сыграл Зиновий Гердт. И это уже не Баба-яга, а Дама-яга. Перед нами странный гибрид женщины-вамп и фрекен Бок: кроваво-красные перчатки, волосы цвета «вороное крыло», экстравагантный пучок, жабо, драгоценности…

Образ Бабы Яги в телеспектакле “В тринадцатом часу ночи” (СССР, 1969 г.). Режиссёр

Лариса Шепитько:

Образ Бабы Яги в телеспектакле “В тринадцатом часу ночи” (СССР, 1969 г.). Режиссёр

Лариса Шепитько

Она учит уму-разуму своих «коллег по потустороннему миру»: Водяного, Домового, Лешего и т.д., являясь не просто душой компании, но и ее предводительницей. При этом Гердт не скупится на яркие краски — играет преувеличенно-броско, гротесково (да и как еще можно играть Бабу-ягу, которая поет басом «Hello, Dolly»?!). Жалко лишь, что такая трактовка Яги оказалась тупиковой ветвью в ее развитии — и практически не имела последователей.

Кто на свете всех добрее?

В том же 1969 году вышел фильм Бориса Рыцарева «Веселое волшебство». Как ни странно, именно он оказался прорывным для имиджа нашей героини.

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Веселое волшебство” (СССР, 1969 г.). Режиссёр Борис Рыцарев:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Веселое волшебство” (СССР, 1969 г.). Режиссёр Борис Рыцарев (видео)

Персонаж Валентины Сперантовой — сама доброта. Она по-прежнему не расстается с метлой (потому что работает уборщицей в библиотеке), но это практически единственный атрибут, который достался ей по наследству от злобной тезки. Перед нами старушка-пампушка, плюшка-веселушка — уютная нянечка, к которой хочется забраться на ручки, чтобы тебя убаюкали и приласкали. Она вся округлая, мягкая, теплая — стопроцентная противоположность каркающему Милляру-коршуну. Эта Баба-яга версии 2.0 никаких детей, понятное дело, не ест, а, наоборот, пытается вызволить из лап Кощея свою кровиночку — Василису Прекрасную.

В отличии от Дамы-яги Гердта, у ведуньи Сперантовой «наследниц» оказалось довольно много.

Нет, конечно, злобные бабки а-ля Милляр образца 1939 года тоже никуда не делись, но и новая трактовка лесной колдуньи оказалась востребованной. Лучится добротой интеллигентка-Яга Майи Булгаковой («Лада из страны Берендеев», 1971).

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Лада из страны Берендеев” (СССР, 1971 г.). Режиссёр Анатолий Буковский:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Лада из страны Берендеев” (СССР, 1971 г.). Режиссёр Анатолий Буковский (видео)

Мила и забавна бабушка-крестьянка Марии Барабановой в художественном фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977)

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил” (СССР, 1977 г.). Режиссёр Надежда Кошеверова:

браз Бабы Яги в художественном фильме “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил” (СССР, 1977 г.). Режиссёр Надежда Кошеверова (видео)

Но прекрасней всех, конечно, героиня Татьяны Пельтцер из бессмертной киносказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Там, на неведомых дорожках” (СССР, 1982 г.). Режиссёр Михаил Юзовский:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Там, на неведомых дорожках” (СССР, 1982 г.). Режиссёр Михаил Юзовский (видео)

О такой бабушке мечтают без исключения все. В огороде у нее порядок, в избе чистота, самовар сияет от удовольствия. Одета чистенько: на ней сарафаны узорные да платки вышитые. В ступе или на метле не летает (говорит, что не солидно уже, да и радикулит замучил), поэтому для поездки в столицу арендует самоходную печь у соседа. При этом она умна, забавна и никогда не падает духом. Может, конечно, припугнуть (мол, съем я тебя, добрый молодец!), но это так, в шутку.

На лицо ужасная, добрая внутри

Таким образом, с 1970-х годов на первый план вышли две основные трактовки лесной ведуньи: Яга злая и Яга добрая. Та забавная старушенция, которую сыграла Елена Яковлева в «Последнем богатыре», многое позаимствовала у обеих. 

Кадр из фильма «Последний богатырь. «Посланник Тьмы»; (c) Disney. Yellow, Black & White

Внешность героине Яковлевой досталась по наследству от «злобной» версии. Перед нами старуха-чухонка, закутанная в грязные тряпки: патлатая, крючконосая, с роскошным горбом… Клыков, правда, у нее нет (что делает «бабушку» все-таки более симпатичной, чем ранние персонажи Милляра), зато есть омерзительно-хриплый голос, повышенная лохматость и привычка командовать. И такой набор элементов, в принципе, не случаен: режиссер Дмитрий Дьяченко специально водит зрителя за нос, чтобы тот долго не мог понять, кто из персонажей воюет на стороне добра, а кто — на стороне зла. Яга же по всем внешним признакам принадлежит к поборникам тьмы.

Смотрите также по теме:

Когда же обман раскрывается, понимаешь: более надежного, верного и целеустремленного существа невозможно придумать.

Колобок мечется между добром и злом, Кощей становится жертвой склероза, Водяной то и дело отвлекается на кудрявых красоток, про Ивана и говорить нечего… А Яга не сворачивает и не сдается.

Управляет избушкой, как танком, усмиряет огромного летающего кита и ради благого дела готова одолжить ступу товарищу. Правда, иногда бабушка бывает резкой и смачно шутит о том, что недотепистого Ивана неплохо бы съесть, однако дальше подзатыльников дело не идет. Зато, когда ей приходится бросить Водяного на поле брани, она искренне плачет — и это чуть ли не первые слезы Бабы-яги, которые мы видим на экране. Комичные слезы, конечно, были: к примеру, Гердт смахивал невидимую слезу, иронизируя над персонажем; но чтобы плакать всерьез — такого с Бабой-ягой еще не случалось.

При этом она очень умна: ее точно не получится обманом усадить на лопату, как тезку из «Морозко». В травах и снадобьях она разбирается лучше, чем многие ее предшественницы. Да и о себе любимой старушка не забывает: не упустит случая прокатиться на спине у Кощея, не дает спуску Водяному, к которому испытывает амурный интерес, и т.д. В общем, персонаж неплохо разработанный и запоминающийся — один из тех, которые могут остаться с нами надолго.

(Visited 903 times, 7 visits today)

С легкой руки великолепного Георгия Милляра в нашей стране для актера считается очень почетным нарядиться в живописные лохмотья и, приделав «нос крючком», перевоплотиться в очень странный образ. Баба-Яга становилась пробой актерского мастерства для многих артистов. Каждый пытается создать свой характер для этого персонажа – от откровенно страшных до милых и даже кокетливых.

Георгий Милляр, сказки Александра Роу

Георгий Францевич создал целую галерею сказочных образов – от страшного Кащея до смешного Квака, однако именно Баба-Яга стала его «визитной карточкой». Всего актер перевоплощался в этот образ четыре раза: в фильмах «Василиса прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). В первый раз эта женская роль досталась ему с боем – ведь сыграть страшную старуху хотели многие актрисы, даже Фаина Раневская пробовалась на роль. Однако Милляр уговорил Роу взять именно его, приведя очень убедительный довод: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю» — сказал актер, и стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга и одинокий джентльмен советского кино

Работая над образом, актер изучал движения старых людей, как художник, искал для себя модели: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить» — так родился персонаж, от вида которого дети, попавшие случайно на съемки, разбегались с криками. Правда, уже следующая старуха у Милляра получилась гораздо более милой.

Кадр из к/ф «Морозко»

Кадр из к/ф «Морозко»

Вера Алтайская, «Огонь, вода и… медные трубы», 1967 г.

Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»

Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»

Эта прекрасная актриса тоже нашла свое призвание в детских сказках, причем играла она не принцесс, а злых ведьм, мачеху и тому подобных персонажей. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.

Валентина Кособуцкая, «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 г.

Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Эта смелая «старушка» из музыкальной сказки не только наряжалась к празднику, но еще пела и плясала, поэтому образ, созданный Валентиной Кособуцкой, получился очень творческим и по-своему очаровательным. Кстати, кроме Бабы-Яги эта актриса запомнилась зрителям в роли Беатриче в «Труффальдино из Бергамо» — вот такие разные воплощения на экране! Валентина действительно очень хорошо пела — в студенческие годы ей даже предлагали выбрать карьеру опереточной певицы. Она осталась драматической актрисой, но многогранность таланта ей в жизни очень пригодилась. Модная Баба-Яга, похожая на эстрадную звезду, покорила зрителей в 1975 году.

Мария Барабанова, «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» 1977 г.

Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

У Марии Барабановой Баба-Яга впервые получилась не злобной, а пухленькой, домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре». Интересно, что в театре Барабанова выступала в амплуа травести, и первыми крупными ролями в кино у нее были принц Эдуард в экранизации «Принц и нищий» 1942 года и очаровательный Кот в сапогах в сказке 1957 года.

Татьяна Пельтцер, «После дождичка в четверг» 1985 г.

Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»

Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»

Почти через 10 лет любимая всеми Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку. Кстати, по мнению историков, именно так в старые времена наши предки-язычники и воспринимали этот персонаж. Баба-Яга когда-то была достойным и мудрым персонажем, имевшим важное значение в равновесии природных сил, а отрицательные качества и страсть к людоедству приобрела, возможно, в гораздо более поздние времена, превратившись в страшилку для детей. Героя Татьяны Пельтцер называют в сценарии бабкой-сторожихой на болоте.

Александр Леньков, «Остров ржавого генерала» 1988 г.

Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»

Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»

В фантастической повести Кира Булычева Баба-Яга – вообще результат развития высоких технологий. Добрый и трогательный робот вызывал у наших зрителей восторг, не хуже Терминатора, а Александр Леньков сумел еще раз доказать, что старуха в ступе – не женская роль. Этот актер с мягким обаянием часто появлялся в детских сказках, и его образы всегда были очень запоминающимися.

Лия Ахеджакова, «Книга мастеров» 2009 г.

Кадр из к/ф «Книга мастеров»

Кадр из к/ф «Книга мастеров»

Очень удивила зрителей Лия Ахеджакова, появившись в совершенно новом для нее образе. Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что прекрасные русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Для актрисы, создавшей столько милых и любимых зрителями женских образов, эта работа стала действительно интересной.

Елена Яковлева «Последний богатырь» 2017 г.

Кадр из к/ф «Последний богатырь»

Кадр из к/ф «Последний богатырь»

В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Немного разочаровало, пожалуй, то, что для образа помолодевшей колдуньи привлекли другую актрису, ведь в таких случаях всегда интересно увидеть возможности «превращения» одного человека.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Секреты «Каменской»: Закадровые отношения Елены Яковлевой и Дмитрия Нагиева и исчезновение Сергея Гармаша

Сложный грим, который накладывали по 5 часов, сделал работу над фильмом не самой простой, но Елена Яковлева справилась со всеми сложностями. Позднее, в интервью, она поделилась своим мнением об этой роли: «У меня тоже любимая Бабка-Ёжка — это Милляр, и я буду счастлива, если я встану с ним в один ряд, или хотя бы немножко постою рядом.» Сейчас, кстати, готовятся к выпуску сразу две части продолжения русского фэнтези, так что мы еще будем иметь возможность оценить талант Елены и сравнить ее с самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа, которую пока, пожалуй, никто из актеров превзойти не смог.

Уэ если есть у Бабы Яги антипод, то это, конечно, Снегурочка. В продолжение темы рассказ о том, какая актриса стала самой волшебной Снегурочкой в кино.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Кто играл бабу ягу в русских сказках
  • Кто играл алису в однажды в сказке
  • Кто играет эмму свон из однажды в сказке
  • Кто играет солдата в сказке марья искусница
  • Кто играет робин гуда в однажды в сказке