Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея.
Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч
Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает»
Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках. Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль
Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной
Александр Роу снял ещё несколько сказок, в которых роль Бабы-Яги также сыграл Георгий Францевич
Это «Морозко» В 1965 году
«Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года
и «Золотые рога» 1972 года
Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году
Образ доброй Бабы-Яги создала Валентина Сперантова в сказке «Весёлое волшебство» снятой в 1969 году по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса»
Очень нетрадиционную Бабу-Ягу сыграла Майя Булгакова в сказке 1971 года «Лада из страны берендеев»
В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая
В 1977 году ещё одна добрая Баба-Яга получилась у Марии Барабановой в замечательной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
Ну а самая добрая Баба-Яга получилась в 1982 году у Татьяны Пельтцер в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…»
На этом сказочные образы Бабы-Яги в советском кино можно было бы и закончить, если бы не ещё два фильма которые к сказкам можно отнести только условно. Это фантастические картины, снятые по мотивам повестей Кира Булычёва про Алису Селезнёву
Это «Лиловый шар», снятый в 1987 году Павлом Арсеновым, где Бабу-Ягу сыграла Светлана Харитонова
И «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко, где даже не саму Бабу-Ягу, а робота-актёра в образе этой обаятельной старушки блестяще сыграл Александр Леньков
Вот такие образы очаровательной старушки были созданы в советском кинематографе. Если интересно, можно будет сделать подобный пост про бабулю в мультипликации.
А пока перейдём к постсоветской Яге
Как и о Кащее, первый раз о Яге вспомнили в 2004 году, когда на экраны вышел фильм «Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства»
Правда здесь Яга (а точнее Ягда) ещё молодая девушка, любящая молодого и отважного Кащея
Хотя нет, была до этого ещё одна Яга — в попытке экранизировать замечательную сказку Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Там старушку играла Ольга Волкова
В 2009, в диснеевской «Книге мастеров» Бабу Ягу сыграла Лия Ахеджакова
Ещё одна нетипичная Яга в исполнении Анны Якуниной была в недоразумении под названием «Приключения в Тридесятом царстве»
Добрую Бабу-Ягу, живущую в нашем мире в 2009 году сыграла Людмила Полякова в фильме «Реальная сказка»
А последний (на сегодняшний день) образ Бабы-Яги воплотила на экране Елена Яковлева в фильме «Последний богатырь»
А как по вашему, кто на самом деле была Яга до того как попала в мир сказок — злобной ведьмой, ведуньей-целительницей, могущественной богиней — праматерью всего живого или нежитью — проводником в потусторонний мир. Ведь явно у этого сказочного героя был прообраз — яркий, запоминающийся, но сильно искаженный временем и людьми
Смотрите также:
Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея.
Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч
Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает»
Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках. Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль
Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной
Самым кассовым фильмом новогодних каникул 2022 года предсказуемо стала третья часть «Последнего богатыря». «Посланник Тьмы» собрал в прокате почти 2 млрд рублей. Однако дело не только в деньгах. Франшиза «Последний богатырь» не в последнюю очередь притягивает своими персонажами, трактовки которых сильно отличаются от традиционных. К примеру, Колобок никогда прежде не был столь агрессивным, а Кощей — рефлексирующим. Крючконосая жительница избушки на курьих ножках по привычке считается существом, прямо скажем, недобрым. Хотя стоп! Всегда ли Баба-яга представала на экране злой? Попробуем разобраться.
Визуализация зла
Впервые наша «красавица» появилась на экране в 1938 году — в мультфильме Зинаиды и Валентины Брумберг «Ивашко и Баба-яга». Надо ли объяснять, что тогда это был полностью отрицательный персонаж?
Образ Бабы Яги в мультфильме “Ивашка и Баба-яга” (СССР, 1938 г.), режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг
В той черно-белой анимационной сказке Яга выглядела как патлатая старуха-отшельница, явно выгнанная из какой-то деревни за колдовство: она бегает в обносках, ютится в избе, собирает коренья, варит снадобья и т.д.
Ее транспортное средство — метла, место прописки — трясина в лесной глуши, любимое блюдо — заблудившиеся малыши. При этом она энергична, самостоятельна и буквально пропитана злобой: к примеру, в ярости перегрызает клыками вековой дуб, на котором пытается спрятаться злосчастный Ивашко.
Видел ли гениальный Георгий Милляр тот мультфильм, сказать сложно. По словам актера, прежде всего он ориентировался на реальных людей: кое-какие черты своей Яги подсмотрел у соседки по коммуналке, что-то «позаимствовал» у старухи-гречанки, живущей в Ялте. Однако его «Костяная нога» — сестра-близнец анимационной «бабуси».
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Василиса Прекрасная” (СССР, 1939 г.). Режиссёр Александр Роу
Персонаж, которого играет Милляр в «Василисе Прекрасной» (1939) Александра Роу, почти полностью состоит из кривых линий: горб, крючковатый нос, изуродованные артритом пальцы, костлявые руки и ноги…
Издалека это существо напоминает подбитого и разъяренного коршуна со сломанными крыльями, а никак не человека. При этом бабуля вопиюще грязна, патлата и замотана в какое-то тряпье, хотя ее статус (старушке поручена роль свахи для властелина темного царства, сиречь Кощея) явно дает возможность одеться поприличнее. Важно и то, что никаких, хоть сколько-нибудь положительных черт у этой нищенки нет: по сути, перед нами визуализация всего отрицательного и негативного, что только можно придумать.
Однако уже в «Морозко» (1964) образ существенно корректируется. Нет, колдунья, конечно, не становится доброй, да и внешне меняется мало (все Яги Милляра выглядят примерно одинаково), но теперь актер добавляет немного иронии, и его «подопечная» постепенно становится персонажем комедийным. К тому же она окончательно переселяется в избушку, благодаря чему воспринимается чуть более цивилизованно (в «Василисе Прекрасной» она ютилась в какой-то норе под корнями деревьев), приплясывает, говорит прибаутками и даже дарит Ивану тулупчик со своего плеча, то есть пытается казаться вежливой (правда, мгновенно в этом раскаивается и пускается во все тяжкие).
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Мерзко” (СССР, 1964 г.). Режиссёр Александр Роу:
В следующей сказке Роу — «Огонь, вода и медные трубы» (1967) — изменений еще больше. Количество комедийных элементов постепенно увеличивается — и в Бабе-яге просыпается женщина.
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Огонь, вода и медные трубы” (СССР, 1967 г.). Режиссёр Александр Роу:
Теперь эта старушка-веселушка кокетничает и знает себе цену. Она собирается стать тещей Кощея, а потому гордо ковыляет среди гостей, эротично виляя задом и надеясь повеселиться и поплясать.
Когда же Кощей внезапно разрывает помолвку, бабушка невольно переходит на сторону добра: выдает Васе подробную инструкцию по уничтожению предателя. И пусть она делает это исключительно из мести — факт остается фактом. Да и любовь к дочери — совершенно искренняя! — уже хоть какая-то положительная черта.
Следующая (и последняя Баба-яга Милляра) отходит от «классической версии» 1939 года еще дальше. В «Золотых рогах» (1972) бабуся не расстается с зеркалом, постоянно любуясь своей красотой: она напудрена, размалевана, увешана побрякушками; патлы причесаны, клыков нет. Крестьянские лохмотья кокетка меняет на обноски богатой дамы: на ней драное парчовое платье, перчатки (тоже дырявые), манто из меховых шкурок… Все это вполне объяснимо, ведь у нее появляется эротический интерес — красавец Леший, с которым она режется в домино. А вот силу свою и способность соображать колдунья уже немного подрастеряла: если раньше ее мог обдурить взрослый Ваня, уговорив сесть на лопату, то теперь с той же задачей справляется восьмилетний ребенок. При этом она не может справиться с собственной кухаркой, и даже с матерью непослушных детей, которых планирует съесть, бабуся вынуждена бороться не колдовством, а с помощью дуэли на мечах (последнее смотрится совершенно неубедительно, но это вопрос другой). Таким образом, оставшись отрицательным персонажем и сохранив внешние признаки «классической Яги» (изломанные линии, нос, горб и т.д.), в начале 1970-х этот образ уже существенно трансформировался.
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Золотые рога” (СССР, 1972 г.). Режиссёр Александр Роу:
Гранд-дама
В анимации изменения такого рода наметились еще раньше. В хрестоматийном мультфильме «Гуси-лебеди» (1949, режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая) Яга уже гораздо более чистоплотна, чем в версиях конца 1930-х. Она по-прежнему уродлива, но это просто некрасивая старуха-крестьянка, а не чудо-юдо в обносках.
Образ Бабы Яги в мультфильме “Гуси-лебеди” (СССР, 1949 г.). Режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая
А в кукольном проекте Владимира Дегтярева («Конец Черной топи», 1960) она и вовсе переодевается в какое-то светлое платье с широкой вышивкой.
Образ Бабы Яги в мультфильме “Конец Черной топи” (СССР, 1960 г.). Режиссёр Владимир Дегтярев:
А теперь давайте вспомним еще один мультфильм Зинаиды и Валентины Брумберг — «Про злую мачеху» (1966). В нем Баба-яга совершает просто фантастический имиджевый кульбит. Она живет в мини-дворце с античными колоннами (хотя курьи ножки никуда не делись) и по внешности напоминает Мэри Поппинс пенсионного возраста: элегантное черное платье, белые туфли, белые манжеты, аккуратный пучок, очки… Правда, сущность ее осталась прежней: мачехе, жаждущей извести падчерицу, эта милая интеллигентка-учительница советует «разложить костры горючие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные» и разрубить девчонку на мелкие кусочки, чтобы потом хорошенько отварить в котле.
Образ Бабы Яги в мультфильме “Про злую мачеху” (СССР, 1966 г.). Режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг:
А вот в кино радикальная смена имиджа началась у Яги в 1969 году. Одной из первых ласточек стал телевизионный новогодний капустник Ларисы Шепитько — «В тринадцатом часу ночи». Ягу в этом странном проекте сыграл Зиновий Гердт. И это уже не Баба-яга, а Дама-яга. Перед нами странный гибрид женщины-вамп и фрекен Бок: кроваво-красные перчатки, волосы цвета «вороное крыло», экстравагантный пучок, жабо, драгоценности…
Образ Бабы Яги в телеспектакле “В тринадцатом часу ночи” (СССР, 1969 г.). Режиссёр
Лариса Шепитько:
Лариса Шепитько
Она учит уму-разуму своих «коллег по потустороннему миру»: Водяного, Домового, Лешего и т.д., являясь не просто душой компании, но и ее предводительницей. При этом Гердт не скупится на яркие краски — играет преувеличенно-броско, гротесково (да и как еще можно играть Бабу-ягу, которая поет басом «Hello, Dolly»?!). Жалко лишь, что такая трактовка Яги оказалась тупиковой ветвью в ее развитии — и практически не имела последователей.
Кто на свете всех добрее?
В том же 1969 году вышел фильм Бориса Рыцарева «Веселое волшебство». Как ни странно, именно он оказался прорывным для имиджа нашей героини.
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Веселое волшебство” (СССР, 1969 г.). Режиссёр Борис Рыцарев:
Персонаж Валентины Сперантовой — сама доброта. Она по-прежнему не расстается с метлой (потому что работает уборщицей в библиотеке), но это практически единственный атрибут, который достался ей по наследству от злобной тезки. Перед нами старушка-пампушка, плюшка-веселушка — уютная нянечка, к которой хочется забраться на ручки, чтобы тебя убаюкали и приласкали. Она вся округлая, мягкая, теплая — стопроцентная противоположность каркающему Милляру-коршуну. Эта Баба-яга версии 2.0 никаких детей, понятное дело, не ест, а, наоборот, пытается вызволить из лап Кощея свою кровиночку — Василису Прекрасную.
В отличии от Дамы-яги Гердта, у ведуньи Сперантовой «наследниц» оказалось довольно много.
Нет, конечно, злобные бабки а-ля Милляр образца 1939 года тоже никуда не делись, но и новая трактовка лесной колдуньи оказалась востребованной. Лучится добротой интеллигентка-Яга Майи Булгаковой («Лада из страны Берендеев», 1971).
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Лада из страны Берендеев” (СССР, 1971 г.). Режиссёр Анатолий Буковский:
Мила и забавна бабушка-крестьянка Марии Барабановой в художественном фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977)
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил” (СССР, 1977 г.). Режиссёр Надежда Кошеверова:
Но прекрасней всех, конечно, героиня Татьяны Пельтцер из бессмертной киносказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.
Образ Бабы Яги в художественном фильме “Там, на неведомых дорожках” (СССР, 1982 г.). Режиссёр Михаил Юзовский:
О такой бабушке мечтают без исключения все. В огороде у нее порядок, в избе чистота, самовар сияет от удовольствия. Одета чистенько: на ней сарафаны узорные да платки вышитые. В ступе или на метле не летает (говорит, что не солидно уже, да и радикулит замучил), поэтому для поездки в столицу арендует самоходную печь у соседа. При этом она умна, забавна и никогда не падает духом. Может, конечно, припугнуть (мол, съем я тебя, добрый молодец!), но это так, в шутку.
На лицо ужасная, добрая внутри
Таким образом, с 1970-х годов на первый план вышли две основные трактовки лесной ведуньи: Яга злая и Яга добрая. Та забавная старушенция, которую сыграла Елена Яковлева в «Последнем богатыре», многое позаимствовала у обеих.
Внешность героине Яковлевой досталась по наследству от «злобной» версии. Перед нами старуха-чухонка, закутанная в грязные тряпки: патлатая, крючконосая, с роскошным горбом… Клыков, правда, у нее нет (что делает «бабушку» все-таки более симпатичной, чем ранние персонажи Милляра), зато есть омерзительно-хриплый голос, повышенная лохматость и привычка командовать. И такой набор элементов, в принципе, не случаен: режиссер Дмитрий Дьяченко специально водит зрителя за нос, чтобы тот долго не мог понять, кто из персонажей воюет на стороне добра, а кто — на стороне зла. Яга же по всем внешним признакам принадлежит к поборникам тьмы.
Смотрите также по теме:
Когда же обман раскрывается, понимаешь: более надежного, верного и целеустремленного существа невозможно придумать.
Колобок мечется между добром и злом, Кощей становится жертвой склероза, Водяной то и дело отвлекается на кудрявых красоток, про Ивана и говорить нечего… А Яга не сворачивает и не сдается.
Управляет избушкой, как танком, усмиряет огромного летающего кита и ради благого дела готова одолжить ступу товарищу. Правда, иногда бабушка бывает резкой и смачно шутит о том, что недотепистого Ивана неплохо бы съесть, однако дальше подзатыльников дело не идет. Зато, когда ей приходится бросить Водяного на поле брани, она искренне плачет — и это чуть ли не первые слезы Бабы-яги, которые мы видим на экране. Комичные слезы, конечно, были: к примеру, Гердт смахивал невидимую слезу, иронизируя над персонажем; но чтобы плакать всерьез — такого с Бабой-ягой еще не случалось.
При этом она очень умна: ее точно не получится обманом усадить на лопату, как тезку из «Морозко». В травах и снадобьях она разбирается лучше, чем многие ее предшественницы. Да и о себе любимой старушка не забывает: не упустит случая прокатиться на спине у Кощея, не дает спуску Водяному, к которому испытывает амурный интерес, и т.д. В общем, персонаж неплохо разработанный и запоминающийся — один из тех, которые могут остаться с нами надолго.
(Visited 903 times, 7 visits today)
С легкой руки великолепного Георгия Милляра в нашей стране для актера считается очень почетным нарядиться в живописные лохмотья и, приделав «нос крючком», перевоплотиться в очень странный образ. Баба-Яга становилась пробой актерского мастерства для многих артистов. Каждый пытается создать свой характер для этого персонажа – от откровенно страшных до милых и даже кокетливых.
Георгий Милляр, сказки Александра Роу
Георгий Францевич создал целую галерею сказочных образов – от страшного Кащея до смешного Квака, однако именно Баба-Яга стала его «визитной карточкой». Всего актер перевоплощался в этот образ четыре раза: в фильмах «Василиса прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). В первый раз эта женская роль досталась ему с боем – ведь сыграть страшную старуху хотели многие актрисы, даже Фаина Раневская пробовалась на роль. Однако Милляр уговорил Роу взять именно его, приведя очень убедительный довод: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю» — сказал актер, и стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга и одинокий джентльмен советского кино
Работая над образом, актер изучал движения старых людей, как художник, искал для себя модели: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить» — так родился персонаж, от вида которого дети, попавшие случайно на съемки, разбегались с криками. Правда, уже следующая старуха у Милляра получилась гораздо более милой.
Кадр из к/ф «Морозко»
Вера Алтайская, «Огонь, вода и… медные трубы», 1967 г.
Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»
Эта прекрасная актриса тоже нашла свое призвание в детских сказках, причем играла она не принцесс, а злых ведьм, мачеху и тому подобных персонажей. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.
Валентина Кособуцкая, «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 г.
Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»
Эта смелая «старушка» из музыкальной сказки не только наряжалась к празднику, но еще пела и плясала, поэтому образ, созданный Валентиной Кособуцкой, получился очень творческим и по-своему очаровательным. Кстати, кроме Бабы-Яги эта актриса запомнилась зрителям в роли Беатриче в «Труффальдино из Бергамо» — вот такие разные воплощения на экране! Валентина действительно очень хорошо пела — в студенческие годы ей даже предлагали выбрать карьеру опереточной певицы. Она осталась драматической актрисой, но многогранность таланта ей в жизни очень пригодилась. Модная Баба-Яга, похожая на эстрадную звезду, покорила зрителей в 1975 году.
Мария Барабанова, «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» 1977 г.
Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
У Марии Барабановой Баба-Яга впервые получилась не злобной, а пухленькой, домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре». Интересно, что в театре Барабанова выступала в амплуа травести, и первыми крупными ролями в кино у нее были принц Эдуард в экранизации «Принц и нищий» 1942 года и очаровательный Кот в сапогах в сказке 1957 года.
Татьяна Пельтцер, «После дождичка в четверг» 1985 г.
Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»
Почти через 10 лет любимая всеми Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку. Кстати, по мнению историков, именно так в старые времена наши предки-язычники и воспринимали этот персонаж. Баба-Яга когда-то была достойным и мудрым персонажем, имевшим важное значение в равновесии природных сил, а отрицательные качества и страсть к людоедству приобрела, возможно, в гораздо более поздние времена, превратившись в страшилку для детей. Героя Татьяны Пельтцер называют в сценарии бабкой-сторожихой на болоте.
Александр Леньков, «Остров ржавого генерала» 1988 г.
Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»
В фантастической повести Кира Булычева Баба-Яга – вообще результат развития высоких технологий. Добрый и трогательный робот вызывал у наших зрителей восторг, не хуже Терминатора, а Александр Леньков сумел еще раз доказать, что старуха в ступе – не женская роль. Этот актер с мягким обаянием часто появлялся в детских сказках, и его образы всегда были очень запоминающимися.
Лия Ахеджакова, «Книга мастеров» 2009 г.
Кадр из к/ф «Книга мастеров»
Очень удивила зрителей Лия Ахеджакова, появившись в совершенно новом для нее образе. Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что прекрасные русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Для актрисы, создавшей столько милых и любимых зрителями женских образов, эта работа стала действительно интересной.
Елена Яковлева «Последний богатырь» 2017 г.
Кадр из к/ф «Последний богатырь»
В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Немного разочаровало, пожалуй, то, что для образа помолодевшей колдуньи привлекли другую актрису, ведь в таких случаях всегда интересно увидеть возможности «превращения» одного человека.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Секреты «Каменской»: Закадровые отношения Елены Яковлевой и Дмитрия Нагиева и исчезновение Сергея Гармаша
Сложный грим, который накладывали по 5 часов, сделал работу над фильмом не самой простой, но Елена Яковлева справилась со всеми сложностями. Позднее, в интервью, она поделилась своим мнением об этой роли: «У меня тоже любимая Бабка-Ёжка — это Милляр, и я буду счастлива, если я встану с ним в один ряд, или хотя бы немножко постою рядом.» Сейчас, кстати, готовятся к выпуску сразу две части продолжения русского фэнтези, так что мы еще будем иметь возможность оценить талант Елены и сравнить ее с самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа, которую пока, пожалуй, никто из актеров превзойти не смог.
Уэ если есть у Бабы Яги антипод, то это, конечно, Снегурочка. В продолжение темы рассказ о том, какая актриса стала самой волшебной Снегурочкой в кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: