Кто играл кощея и бабу ягу в советских сказках

Биография

Георгий Милляр — известнейший актер театра и кино, без персонажей которого ни один советский ребенок не представлял своего детства. Смелый и увлекательный жанр буффонады и гротеска направил артиста по пути сказок и комедий. Превосходный и любимый публикой в своих ролях, он иногда мечтал об образах драматических героев, но никогда не жалел, что его карьера сложилась так, как ему было уготовано.

Детство и юность

Георгий Францевич Милляр родился в начале прошлого века, 7 ноября 1903 года, в Москве. Его отец Франц де Милье был инженером, прибывшим из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.

Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим — в 1906 году отец Георгия умер. После кончины мужа Елизавета с сыном продолжала жить в достатке. У них была роскошная квартира в Москве и две дачи — в Подмосковье и Геленджике. Для обучения ребенка языкам, музыке, литературе были наняты гувернантки.

В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой, благодаря которой мальчик в раннем возрасте познакомился с театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства — он имел возможность услышать выступления Федора Шаляпина, Антонины Неждановой, Леонида Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для родных домашние представления.

В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию — революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу.

Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.

Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился в местный театр простым бутафором. Юноша исполнял все свои обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее-то и заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно.

В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где поступил в нынешний Театр имени Владимира Маяковского, который на тот момент назывался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского театра Революции. В этом коллективе он проработал вплоть до 1938 года.

Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в 1941 году он покинул труппу — актер решил попробовать себя в кинематографе.

Фильмы

В молодости работа Георгия Милляра в кино основывалась на небольших эпизодах. Первую крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на новую сказку.

Георгий Милляр в молодости

Георгий Милляр в молодости / «ВКонтакте»

Следующей была снята картина «Василиса Прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-яги Милляр работал самостоятельно: он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в сказке еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.

В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кащея Бессмертного». В образе Кащея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр всегда делал на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно — артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.

Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.

Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы — Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе» и множество других.

Георгий Милляр и Александр Роу

Георгий Милляр и Александр Роу / «ВКонтакте»

Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнилась роль Наимудрейшего в «Волшебной лампе Аладдина», снятой по мотивам арабской сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». Еще одного харизматичного мудреца артист воплотил в «Калифе-аисте» Виктора Храмова.

Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он участвовал в создании комедии «Кавказская пленница». В ленту, наполненную элементами клоунады и эксцентричными, смелыми шутками Милляр вписался органично, сыграв гостеприимного кавказца, угощающего приезжих вином из рога. Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актер умел приковать к себе внимание.

Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.

Личная жизнь

О личной жизни Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.

Достоверно известно, что холостяком Милляр прожил до 65 лет. Однажды в одной из комнат квартиры появилась новая жительница по имени Мария Васильевна. С новой знакомой у актера было нечто общее: женщина была также родом из «раскулаченных» — после революции ее родителей арестовали.

К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что Георгий Францевич шутливо ответил:

«Я не мужчина. Я Баба-яга».

Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.

Георгий Милляр с женой

Георгий Милляр с женой / «ВКонтакте»

Жену Георгий Францевич любил и уважал. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.

Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей полностью его семье, а позже получили отдельную квартиру. Человеку с такой необычной биографией, как Милляр, трудно было избежать слухов. За спиной сплетничали, что актер вступил в брак с целью скрыть от власти нестандартную ориентацию.

В жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами, осветителями и костюмерами. Зрители подмечали сходство артиста с французским комиком Луи де Фюнесом.

Несмотря на всенародную любовь и популярность, Милляром не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание народного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто посещал всевозможные детские мероприятия — встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актеру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.

Георгий Милляр и Луи де Фюнес похожи

Георгий Милляр и Луи де Фюнес похожи / «ВКонтакте», «ВКонтакте»

В преддверии юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью, Г. Ф. Милляр». Как признался актер, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребятеночку».

Было неясно, вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные бабки-ёжки разошлись среди соседей, несколько экземпляров до сих пор хранятся в Музее кино.

Смерть

Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного до своего 90-летия. Причиной смерти стали осложнения от пневмонии. Его похоронили на Троекуровском кладбище.

Архив артиста, состоящий из фото, грамот и записей, был разделен женой и приемной дочерью, и часть передана в Музей кино. Среди вещей знаменитости был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:

«А, наверное, было бы здорово,

Под финал, под конец пути,

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти».

Фильмография

  • 1938 — «По щучьему велению»
  • 1939 — «Василиса прекрасная»
  • 1944 — «Конец Кощея Бессмертного»
  • 1964 — «Морозко»
  • 1966 — «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1968 — «Калиф-аист»
  • 1970 — «Шаг с крыши»
  • 1992 — «Ка-ка-ду»

Интересные факты

  1. Помимо Суворова Георгий Францевич мечтал сыграть Вольтера и Юлия Цезаря, но так и не удостоился шанса.
  2. Сказка «Морозко» буквально была спасена Милляром. Не только потому, что он там играл. В ходе съемок готовый материал хранили в подвале дома, где жили актеры. Однажды здание затопило. Пока создатели добирались к месту трагедии, мысленно попрощавшись с пленкой, артист, у которого в тот день был выходной, вынес ее из пострадавшего подвала в полной сохранности.
  3. Интересно, что при кастинге на первую в его жизни роль Бабы-яги артист обошел Фаину Раневскую, которая тоже была приглашена на пробы. Сами съемки в «Василисе Прекрасной» были непростыми: скатывание с печки по горячей металлической поверхности из-за множества дублей и жары привело к настоящим нешуточным ожогам.

Время прочтения:
3 минуты

Дата публикации:
8 января 2021

Сказочных злодеев знаменитый советский актер сыграл 80 лет назад, и до сих пор его никто не превзошел 

Георгий Милляр снялся в 16 киносказках режиссера Александра Роу, при этом в некоторых фильмах исполнял сразу две, а то и три роли. В «Королевстве кривых зеркал» он Наиглавнейший Церемониймейстер, а еще вдовствующая королева и извозчик. В фильме «Варвара-краса, длинная коса» — подводный царь Чудо-Юдо. В «Марье-искуснице» — слуга Водяного Квак, а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — Черт. Но фирменные злодеи Милляра — Баба Яга и Кощей Бессмертный. В середине прошлого века не было ни компьютерной графики, ни таких бутафории и грима, как сейчас. Да и жанр киносказки только зарождался, и никто не знал, как же эту нечисть изображать. Георгий Францевич своих персонажей придумывал сам, и этот процесс был не менее увлекательным, чем сами сказки.    

Георгий Милляр в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Фото: Global Look

«Кощея Бессмертного» Роу снимал в 1941-м, в эвакуации в Ташкенте. А премьеру приурочили к Великой Победе 9 мая 1945 года, ведь сюжет сказки — как русский богатырь победил злодея — был очень символичным. Режиссер хотел, чтобы в Кощее зрители угадывали Гитлера. Милляр обошел несколько церквей — смотрел, как иконописцы изображали чертей. Перечитал германскую «Песнь о нибелунгах» о суровых средневековых рыцарях. Окончательно вдохновился мрачной гравюрой Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса». А когда подхватил малярию, так отощал, что стал похож на Кощея даже без грима. Страшный, злой — от него даже лошадь шарахалась, приходилось ей глаза завязывать. 

Георгий Милляр в картине «Кащей Бессмертный». Фото: кадр из фильма

А вот следующий Кощей — в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года — у Милляра получился совсем другим: жених-неудачник, которого даже жалко. Тещей Кощея Бабой Ягой, к слову, в фильме был все тот же Милляр. Эту старушенцию актер сыграл в четырех фильмах и задолго до официальных званий получил народное — Заслуженная Баба Яга Советского Союза. 

Георгий Милляр в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» сыграл две роли — Кощея и Бабу Ягу. Фото: кадр из фильма

В самом первом фильме — «Василиса прекрасная» (1939 год) — на роль претендовало несколько актрис, даже Фаина Раневская пробовалась. Но Роу все не мог определиться. Выручил Милляр: убедил, что роль — мужская. «Скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю!». Актер искал вокруг себя подходящие типажи, учился ходить и говорить по-старчески. «В Ялте старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить!» — рассказывал Милляр. Старуха получилась образцово-показательная: и страшная, и озорная. Если же внимательно за ней наблюдать, даже неприличные жесты заметишь. Милляр, говорят, называл себя Стариком Похабычем и позволял себе иногда фривольные шуточки. 

Вторая Баба Яга вышла у него более человечной и даже милой: она уставала, как обычная старушка, сетовала на радикулит, хватаясь за поясницу. А чтобы правдоподобно летать в кадре на метле, Георгий Францевич усердно тренировался с шестом. 

Георгий Милляр в роли Бабы Яги в фильме «Василиса прекрасная». Фото: кадр из фильма

А однажды роль колдуньи помогла Милляру жениться на соседке по коммуналке — 60-летней вдове Марье Васильевне. Та опешила, увидев в дверях 65-летнего жениха с хризантемой в петлице: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины!». «А я не мужчина, я Баба Яга», — парировал находчивый Милляр. Позже ходили слухи, будто актер женщинами вовсе не интересовался, потому и прожил до старости с мамой. А свадьбу ему устроил Роу, чтобы оградить Милляра от неприятностей. Но точно известно, что между супругами были нежные отношения. Он называл ее Манечка, а она его — Коша. Прожили больше тридцати лет — до смерти Георгия Францевича в 1993-м. Актеру было 89. Заболел воспалением легких и сгорел за несколько дней. 

Георгий Милляр скончался в 1993 году в 89 лет. Фото взято с сайта kino-teatr.ru

Последние годы для гениального актера были тоскливыми: в 73-м не стало Роу, и Милляра стали редко приглашать в кино, роли давали эпизодические. А он мечтал сыграть Суворова. Уже пожилому, наконец, дали квартиру — двушку на последнем этаже на окраине Москвы, далеко от метро. До этого актер ютился в коммуналке на Бронной: сначала с мамой, потом с женой. Заслуженного артиста РСФСР получил в 85. А накануне юбилея произошла обидная история. Милляра позвали на детское мероприятие. Актер очень воодушевился, ведь обожал детишек. Выяснил, что в зале 850 мест, и сделал ровно столько открыток. На каждой нарисовал цветными карандашами Бабку Ежку в ступе и подписал: «С любовью Г. Ф. Милляр». Хотел каждому юному зрителю вручить на память. Прождал весь день, но никто за ним не приехал и даже не перезвонил. Те открытки разошлись между соседями и знакомыми, а несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино. Все наследство актера, которое передала его жена, уместилось в небольшую коробку: фотографии, записи, маски, ведро с говорящей щукой, кольца Бабы Яги, шуточные медали «Самой главной нечистой силе».

КСТАТИ

Актер родился в состоятельной семье, однако после революции 1917 года он остался с матерью ни с чем. Фото: Global Look

Откуда такая фамилия? 

Актер родился 7 ноября 1903 года в Москве, в состоятельной семье. Его отец — французский инженер Франц де Милье — приехал в Россию строить мосты. Влюбился в дочь иркутского золотопромышленника Елизавету Журавлеву, женился и остался на чужбине. Умер от болезни, когда Георгий был малышом, но до 14 лет мальчик рос в роскоши и в окружении гувернанток. Говорил по-французски и по-немецки, много читал, разбирался в классической музыке. После революции 1917 года огромную квартиру семьи де Милье превратили в коммуналку, выделив вдове и ее сыну комнату. Отобрали две дачи и прочее имущество. От греха подальше семья уехала в Геленджик, Георгий изменил фамилию на Милляр, а в анкетах в графе «происхождение» писал «служащие». Он всегда сожалел, что родился 7 ноября и с советской властью не дружил. А любимым праздником считал 14 июля — День взятия Бастилии.

Главное ФОТО: Global Look Press

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

год назад · 6807 просмотров

Он снялся в 150 картинах, но навсегда запомнился как Кощей и Баба-Яга. До 65 лет актёр был холостяком, его подозревали в гомосексуальности. В каких ещё фильмах снялся артист? Были ли у Милляра жена и дети? Причина смерти.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Георгий Милляр — советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Больше всего известен благодаря образу Бабы-Яги и других отрицательных персонажей в советских сказках.

Детство в роскоши и нищета после революции

Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 в Москве. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё, рождённый в Марселе (Франция), он приехал работать в Российскую империю, где познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлёвой. Мальчик жил в роскошных условиях, его воспитанием занимались гувернантки-француженки. Милляр с детства изучал языки.

Отец Георгия скончался, когда ему было три года. Мать ещё до начала Первой мировой войны переехала из Москвы в Геленджик. Но во время Революции 1917 года дом был у них конфискован, а московская квартира стала коммунальной, и семья Мильё заняла там одну комнату. Чтобы скрыть своё происхождение, Георгий сменил фамилию и стал Милляром.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Милляр в детстве. Фото: соцсети

Будущий актёр с детства обожал театр и в семь лет попробовал нанести себе грим, чтобы замаскироваться под Мефистофеля из «Фауста», но близкие лишь высмеяли его. Однако Милляр не оставил свою мечту о сцене.

После школы он устроился бутафором в геленджикский театр, но не оставлял надежды когда-нибудь получить роль и знал все реплики актёров наизусть. Однажды ему улыбнулась удача: актриса, игравшая «Золушку», заболела, и Георгий её подменил.

Его первой же ролью стал женский персонаж.

К 1924 году он уже был опытным актёром и отправился в столицу. В Москве Милляр поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне — Театр имени Маяковского).

Преподаватели не сразу одобрили его кандидатуру, обратив внимание на необычную внешность и проблемы с дикцией. Сам актёр признался, что его не выгнали, так как не могли определиться, что с ним делать.

После окончания учёбы Милляр стал играть в театре. Он участвовал в спектаклях «Озеро Люль», «Ромео и Джульетта», «Голгофа», «Поэма о топоре», «Собака на сене» и других.

Не только Баба-Яга. Фильмы с Георгием Милляром

Фильмография актёра насчитывает более 150 работ, но многие зрители первым делом вспоминают его в образах Бабы-Яги, Кощея и Водяного из детских сказок.

Впервые Милляр снялся в кино в 1928 году в драме «Хромой барин» в роли царского чиновника. Через три года он сыграл генерала в картине «Рядом с нами».

Несколько лет Георгий играл эпизодические роли, и лишь в 1938 году ему досталась роль царя Гороха в сказке «По щучьему веленью» режиссёра Александра Роу. Любопытно, что утвердили его кандидатуру не сразу. Первое прослушивание он провалил из-за волнения. Ради роли царя Гороха актёру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что вызвало шок у домашних.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «По щучьему веленью»

После этого последовал целый ряд картин для детей, где Милляр играл сказочных персонажей: «Конёк-Горбунок», «Кащей Бессмертный», «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница».

Георгий Милляр сыграл Бабу-Ягу всего в четырёх картинах: «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы» и «Золотые рога», — но узнаваемое амплуа навсегда закрепилось за ним.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Морозко»

Наряду с этим Милляру доставались и более серьёзные роли. В 1940 году он сыграл управляющего рудником в драме «Салават Юлаев», в 1947-м — члена экзаменационной комиссии в фильме «Мальчик с окраины», а в 1956-м — профессора математики в комедии «Драгоценный подарок».

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Мальчик с окраины»

Однако чаще всего Георгий Францевич получал роли второстепенных персонажей и снимался в детском кино. У него мастерски получалось преображаться в комичных героев, а в гриме его зачастую было сложно узнать. Например, в картине «Крушение эмирата» актёр сыграл предсказателя, а в экранизации «Овода» 1955 года — нищего.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Крушение эмирата»

В 1958 году Милляр появился в музыкальном фильме «Девушка с гитарой» с Людмилой Гурченко в главной роли, год спустя — в военном фильме «Судьба человека» (роль фашиста).

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Судьба человека»

Многие зрители также вспомнят его яркие образы чёрта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961) и папаши Эбенезера Дорсета в «Деловых людях» (1962).

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Деловые люди»

В комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) Милляр был тем самым хозяином гостиницы с рогом.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

В 80-е характер его ролей изменился. Всё чаще Георгий Францевич играл чиновников или пенсионеров. На этот период пришлись фильмы «Комета», «Внимание! Всем постам…». В 1985 году он снова появился в сказке «После дождичка в четверг».

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из фильма «Внимание! Всем постам…»

В 90-е Милляр снялся в семи картинах, среди которых детектив «Убийство свидетеля» и комедия «Действуй, Маня!». Последней работой актёра стала эпизодическая роль в фильме «Мы едем в Америку».

Был холостяком до 65 лет

О бурных романах Милляра с коллегами по цеху ничего не известно. Вкупе с женскими ролями, которые ему доводилось играть, это спровоцировало слухи о гомосексуальности актёра.

Практически всю жизнь Георгий Францевич прожил с мамой и не спешил вступать в отношения с женщинами.

Есть неподтверждённые слухи о том, что в 30 лет он женился на актрисе, которая оказалась беременной. Однако врач Милляра утверждал, что актёр не может иметь детей, и это спровоцировало разрыв.

После смерти матери, когда Георгию Милляру было 65 лет, жена Александра Роу подыскала ему «подходящую партию» — Марию Васильевну, у которой было двое детей от предыдущего брака.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Георгий Милляр с женой. Фото: соцсети

С ней у Милляра было кое-что общее: они оба родом из «раскулаченных» семей. Вскоре они поженились. Свадьбу отпраздновали в первый день съёмок сказки «Варвара-краса, длинная коса». Прямо на берегу Москвы-реки новобрачным накрыли стол.

Коллеги отмечали довольно тёплые отношения между супругами. Георгий Францевич звал жену Манечкой, а она его — Кошей. Однако кинокритик Игорь Гавриков считал их брак исключительно взаимовыгодным сотрудничеством, чтобы скрыть гомосексуальность актёра.

Супруги жили в той же коммуналке, где раньше Милляр проживал с матерью. Только в 1973 году народному артисту РСФСР дали двухкомнатную квартиру на 18-м этаже высотки.

На съёмках Георгий Милляр любил пошутить, и за пристрастие к «сальным» анекдотам его прозвали «Стариком Похабычем».

Причина смерти

Георгий Милляр ушёл из жизни 4 июня 1993 года в возрасте 89 лет, и лишь за четыре года до этого получил звание народного артиста РСФСР.

Об актёре часто пишут, что он любил выпить. Коллеги артиста вспоминают, что Георгий Францевич действительно мог приносить алкоголь на съёмочную площадку, но никогда им не злоупотреблял.

Сама супруга актёра Мария Васильевна следила, чтобы её муж не увлекался спиртным. Она старалась не отпускать его на различные творческие встречи, а если он всё же отправлялся туда, то просила Раису Рязанову присмотреть за Милляром.

Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»

Кадр из документального фильма «Георгий Милляр. Человек в кадре»

Последние годы жизни артист провёл в забвении. Его практически не приглашали в кино, и жил Милляр довольно скромно. Накануне 85-го юбилея Георгий Францевич готовился к встрече с поклонниками в концертном зале «Россия». Он своими руками нарисовал 850 картин с изображением Бабы-Яги, чтобы раздать их приглашённым гостям. Однако вечер по какой-то причине так и не состоялся. Несколько рисунков хранятся в Музее кино.

Актёр умер во сне, написав накануне стихотворение, в котором высказал свои нереализованные мечты.

«А, наверное, было бы здорово

Под финал, под конец пути,

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти».

Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1903 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была состоятельной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.

www.wikiwand.com

С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.

«Мальчик с окраины», к/с «Союздетфильм», 1947, реж. В. Журавлёв

В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!

«Петербургская ночь», Москинокомбинат, 1934, реж. Г. Рошаль, В. Строева

Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.

«Василиса Прекрасная», к/с «Союздетфильм», 1939, реж. А. Роу

Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.

Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…

www.kino-teatr.ru

В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».

«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу

Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте — Ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.

Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.

«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу

Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.

В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеком — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств. С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.

www.newseum.ru

Этого сказочного персонажа сыграли многие известные актеры. У кого-то из них потрясающе получилось передать его характер, а кто-то даже близко к этому не подошел.

Георгий Милляр

Его считают главным злодеем советских сказок, так как он сыграл роли отрицательных персонажей во всех фильмах режиссера Александра Роу. Первое предложение сыграть Кощея Бессмертного актер получил в 1944 году и сначала отказался, потому что боялся не справиться. Режиссер смог его переубедить и не зря! После малярии Милляр был худым и бледным, благодаря чему его даже почти не гримировали, а в красном плаще он выглядел устрашающе. Был момент, когда лошадь увидела его и встала на дыбы, из-за чего в следующий раз ей завязали глаза. Чтобы создать настолько пугающий образ, Георгий Милляр ориентировался на изображения чертей в церквях и третьего всадника с картины «Воины Апокалипсиса» Виктора Васнецова. Прошло 23 года, актер снова сыграл Кощея, который в этот раз стал комичным персонажем и неудачливым женихом.

Евгений Лебедев

Он сыграл Кощея Бессмертного в фильме «Римский-Корсаков». Сцена с его участием была почти незаметной, из-за чего его имя даже не написали в титрах. Да и самого актера зрители просто не запомнили.

Николай Боярский

Дядя Михаила Боярского сыграл комичного Кощея в киносказке «Новогодние приключения Маши и Вити».

Александр Филиппенко

У актера получилось создать образ самого страшного и впечатляющего Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…» И, как оказалось, самое большое впечатление злодей произвел на бандитов и внуков.

Олег Табаков

В картине «После дождичка в четверг» можно увидеть самую оригинальную интерпретацию сказочного персонажа. Он получился не похожим на скелет, но любящим эффектную одежду, сама трактовка оказалась далекой от классической, а фильм получил приз на Всесоюзном кинофестивале «За оригинальную и современную интерпретацию русской народной сказки».

Виктор Сергачев

В сказке «На златом крыльце сидели» снова появился классический образ Кощея в костюме-скелете с устрашающими гримасами.

Игорь Ясулович

Он появился в фильме «Лиловый шар», снятом по произведению Кира Булычева. В нем Кощей преследовал Алису Селезневу, которая искала лиловый шар, способный заставить всех землян ненавидеть друг друга.

Федор Никитин

Он появился в сказке «Веселое волшебство», показав, насколько виртуозно Кощей может скрываться под видом того же бухгалтера, например.

Василий Ивченко

Актер стал последним советским Кощеем, сыграв этого персонажа в «Сказке про влюбленного маляра».

  • Кто играл короля в золушке в советской сказке
  • Кто играл генри в однажды в сказке
  • Кто играл в сказке руслан и людмила людмилу
  • Кто играл в сказке о потерянном времени
  • Кто играл буратино в сказке буратино