Кто из композиторов написал симфоническую миниатюру кикимора основанную на сюжеты русских сказок

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

Зародившееся ещё в незапамятные времена устное народное творчество, именуемое фольклором, всегда привлекало русских композиторов, а потому былины, легенды, предания и сказки постоянно ложились в основу их замечательных произведений. Среди музыкальных мастеров, безгранично преклонявшихся перед созданными народом культурными ценностями, особенно выделялся Анатолий Константинович Лядов. Например, по образам из народных источников, он весьма искусно сочинил три колоритные симфонические миниатюры, получившие название «Сказочные картинки», в число которых входит, достойная неподдельного восхищения, красочная пьеса под заголовком «Кикимора».

Историю создания симфонической пьесы «Кикимора» Анатолия Лядова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он сам назвал фантастическое скерцо, в 1909 году. При этом необходимо отметить, что замысел создания данного произведения зародился у композитора задолго до того, как он написал в нём первую ноту, а именно в начале восьмидесятых годов. В тот период Лядов, несмотря на своё нерадивое отношение к учёбе, всё же окончил консерваторию и даже получил серебряную медаль. Невзирая на молодой возраст и проблемы во время учебного процесса, Анатолий смог показать себя настоящим профессионалом и потому руководство консерватории предложило ему должность преподавателя теоретических дисциплин и инструментовки в родной «альма – матер». В те же годы он впервые встал к дирижёрскому пульту и познакомился с меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.

Анатолий Константинович Лядов

Педагогическая и творческая деятельность отнимала у Лядова много времени и сил, а потому на летние каникулы он с большим удовольствием выезжал на отдых в поместье родственников, расположенное в окрестностях города Боровичи Новгородской губернии. Там Анатолий по-настоящему расслаблялся, наслаждался красотами природы, знакомился с народными обычаями, а самое главное занимался тем, что любил с самого детства: рисованием, сочинением поэтических текстов и чтением сказок, причём не только русских, но и народов мира. Так летом 1881 года, во время летнего отдыха, Анатолий Константинович познакомился с трудом выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа». Книга и некоторые из её героев, например мифологические персонажи «кикимора» и «баба-яга», так тронули воображение композитора, что он решил запечатлеть их в своих музыкальных творениях и даже сделал к ним эскизные рисунки.

Однако лето в таких приятных изучениях пролетело незаметно, и Лядову необходимо было к началу учебного года возвращаться в Петербург. Кипучая столичная жизнь вновь затянула Анатолия Константиновича в свой водоворот. Необходимо заметить, что каждый год приносил ему не только свежие впечатления, но и какой-то новый вид творческой деятельности. Например, в 1884 году Анатолий Константинович счастливо женился на Толкачевой Надежде Ивановне и вошёл в творческое содружество «Беляевский кружок». Немного позднее он стал редактором, основанной Беляевом нотоиздательской фирмы, а впоследствии был отмечен как талантливый дирижёр. Тем не менее при большой загруженности педагогической и общественной деятельностью композитор всё же находил немного времени сочинять музыку. Это было две или три пьесы в год, однако в своих творениях он так ювелирно оттачивал каждую деталь, что произведения сразу воспринималась слушателями как настоящие шедевры.

Так в трудах и заботах прошло более двадцати лет и однажды, перебирая собственные рукописи, Лядов наткнулся на записи и рисунки, сделанные под впечатлением от прочтения выдающейся работы этнографа Ивана Сахарова. Вспомнив о своих намерениях, Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» — первое произведение задуманного триптиха. Затем четыре года спустя, в конце 1908 года слушатели рукоплескали фантастическому «Волшебному озеру», а следующий 1909 год композитор посвятил созданию заключительного произведения, получившего название «Кикимора». Премьерное исполнение этой миниатюрной симфонической картины состоялось 12 декабря того же года. Оркестром дирижировал Александр Зилоти.

Интересные факты

  • Почти все сочинения Лядова имеют посвящение. В числе удостоенных такой чести были учителя композитора, его родственники и близкие друзья. Анатолий Константинович считал весьма важным адресовать то или иное своё творение определённому лицу и тем выразить к нему своё уважение и любовь. Возможно, по этой причине он так старательно прорабатывал каждое своё сочинение. Свою «сказочную картинку» под названием «Кикимора» автор посвятил композитору Николаю Николаевичу Черепнину.
  • Иван Петрович Сахаров, чья книга «Сказания русского народа» вдохновила Лядова на создание фантастического скерцо «Кикимора», был знаменитым этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. Он был членом Географического и Археологического Обществ, а, помимо того, считается родоначальником русской фольклористики. Его первая большая работа «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» в трёх томах вышла из печати в 1836 году.
  • Лядов помимо музыкального был наделён изобразительным и поэтическим талантами. До нас дошли забавные рисунки мифологических персонажей, которые композитор делал своей рукой и при жизни ими украшал стены своей квартиры.
  • Друзья Анатолия Константиновича часто интересовались, почему он сочиняет только миниатюрные произведения. Композитор, наделённый большим чувством юмора, всегда отвечал, что не выдерживает музыки, которая звучит более пяти минут.
  • Зная, насколько Лядов был аккуратен во всех мелочах, меценат Митрофан Петрович Беляев, основав в Лейпциге свою нотноиздательскую фирму, вменил в обязанности Анатолия Константиновича корректировку издаваемых произведений. Композитор настолько тщательно проделывал порученную работу, что за это его прозвали «прачкой».

 

Содержание «Кикиморы»

Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой». Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова. Согласно данному литературному тексту, автор, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней.


Композиция, окрашенная автором в ми-минорную тональность, начинается медленным вступлением. Мрачное звучание засурдиненных виолончелей и контрабасов в четырёхдольном размере, на которое накладывается приглушённое тремоло литавр, а также угрюмые голоса фаготов, бас-кларнета и кларнетов, вводит в атмосферу волшебного мира горного колдуна, у которого живёт совсем юная кикимора. Лишь в шестнадцатом такте, на фоне покачивающегося мотива у скрипок, голосом английского рожка кот Баюн начинает распевать нежную колыбельную песню. Далее раздаются резкие вскрикивания флейты-пикколо и гобоя. Это маленькая кикимора взвизгивает в своей хрустальной колыбельке, которую после повторного проведения темы колыбельной, автор проиллюстрировал звуком челесты. На этом вступление заканчивается, уступая место яркому основному разделу, рисующему образ повзрослевшей Кикиморы. Темп произведения меняется с adagio на presto и размер — с четырёхдольного на трёхдольный. Тематический материал резко преображается. Теперь он рисует разбушевавшегося злобного персонажа, который суетливо бегает, ловко скачет и ехидно завывает. Резкие и хлёсткие музыкальные фразы, прыгающие аккорды, едко свистящие форшлаги деревянных духовых, беспрестанные динамические взлёты и спады, долбящий ритм, короткие хроматические ходы, неприятные на слух гармонии – всё это пролетает на одном дыхании и подводит к заключительному разделу и кульминации произведения, отмеченной в партитуре темпом prestissimo и динамическим нюансом fff (форте-фортиссимо). Пьеса завершается довольно забавно, что весьма свойственно творчеству Лядова. Композитор противопоставил друг другу самые низкие и самые высокие по звучанию инструменты. Тихому пиццикато контрабасов визгливо ответила флейта-пикколо.

«Кикимора». Данная симфоническая миниатюра Анатолия Константиновича Лядова причисляется к истинным шедеврам отечественной музыки. Наполненная юмором красочная программная композиция свидетельствует о высочайшем мастерстве её автора, который в свой черед преклонялся перед богатством народной сказочной фантазии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

Тестовые задания по музыке для 5 класса.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Музыка это —

а) пространственное искусство;

+б) временное искусство;

в) прозрачное искусство.

2. Что роднит литературу с музыкой? Бывает ласковой, угрожающей, взволнованной:

а) голос;

+б) интонация;

в) текст.

3. Кто из этих композиторов русский:

а) Ф. Шопен;

+б) М. Мусоргский;

в) К. Дебюси.

4. В какую группу симфонического оркестра входит скрипка:

а) медные духовые;

+б) струнные;

в) ударные.

5. Родина оперы:

+а) Италия;

б) Франция;

в) Россия.

6. На что опираются большинство композиторов при создании своих произведений:

а) на музыку других композиторов;

б) на старинные придания;

+в) на литературу.

7. Австрийский композитор-песенник:

а) Ф. Лист;

б) К. Дебюси;

+в) Ф. Шуберт.

8. Самый распространенный жанр музыкального творчества:

+а) песня;

б) танец;

в) симфония.

9. Как называется небольшое музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано или гитары:

а) мотет;

+б) романс;

в) частушка.

тест 10. Жанр вокально-инструментальной музыки:

а) симфония;

+б) кантата;

в) балет.

11. Кто из композиторов написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основанную на сюжете русских сказок:

+а) А. К. Лядов;

б) Н. А. Римский-Корсаков;

в) М.П. Мусоргский.

12. В творчестве какого композитора переплетаются: живопись, музыка, поэзия:

а) М. Чюрленис;

+б) В. Кикта;

в) П. Чайковский.

13. Обращаясь к литературным источникам, композиторы создают «эти» произведения:

+а) программные произведения;

б) литературные произведения;

в) произведения изобразительного искусства.

14. Песня, исполняемая только на гласном звуке:

а) романс;

б) серенада;

+в) вокализ.

15. В каком жанре написаны «Песни венецианских гондольеров» Ф. Мендельсона:

а) серенада;

+б) баркарола;

в) цыганская песня.

16. Какое историческое событие стало основой для создания кантаты С. Прокофьева и одноименного фильма С. Эзенштейна:

а) Куликовская битва;

+б) Невская битва;

в) Бородинское сражение.

17. Этот композитор написал свое произведение для солистов, хора и ударных инструментов «Перезвоны», основанное на рассказе о родине В. М. Шукшина:

а) Г. В. Свиридов;

+б) В. А. Гаврилин;

в) М. И. Глинка.

18. Польский композитор, пианист, подаривший нам ноктюрны, вальсы, мазурки:

а) Р. Шуман;

б) Ф. Шуберт;

+в) Ф. Шопен.

19. Произведение траурного характера для хора с оркестром называется:

+а) реквием;

б) концерт;

в) симфония.

тест-20. Жанр, зародившийся в Италии, в котором театральные актеры стали петь. В его основе происходит соединение музыки и действие:

а) мюзикл;

+б) опера;

в) спектакль.

21. «Книжечка», в которой излагается сюжет оперы:

а) сценарий;

б) план;

+в) либретто.

22. Вокальная музыка — это:

а) музыка, исполняемая голосом без слов;

б) музыка, исполняемая на инструменте;

+в) музыка, исполняемая голосом.

23. Опера-былина, написанная Н. А. Римским-Корсаковым, в основе которой, сюжет легла былина об отважно путешественнике и гусляре:

+а) «Садко»;

б) «Святогор»;

в) «Добрыня».

24. Жанр, в котором, соединятся танец, музыка и литературу. В переводе с латинского название этого жанра переводится как «танцую»:

а) опера;

+б) балет;

в) мюзикл.

25. Как называется балет, написанный великим русским композитором П. И. Чайковским, в основе которого легла сказка Э. Т. А. Гофмана:

а) «Солдатик»;

б) «Мальчик»;

+в) «Щелкунчик».

26. М.И. Глинка – это:

+а) русский композитор, основоположник русской музыки;

б) норвежский композитор;

в) создатель жанра балет.

27. «Музыкальная комедия». Развлекательное представление, в котором присутствуют все виды искусства (песня, танец, изобразительное искусство)?

+а) мюзикл;

б) опера;

в) балет.

28. Вид древнерусского церковного пения?

+а) знаменный распев;

б) гвардейский распев;

в) церемониальный распев.

29. Как называлась кантата, написанная С. Прокофьевым на исторический сюжет про князя:

а) Князь Владимир;

+б) Александр Невский;

в) Николай II.

тест_30. Картина из трех частей называется:

а) диптих;

б) трио;

+в) триптих.

31. Низкий женский голос называется:

а) сопрано;

б) альт;

+в) меццо-сопрано.

32. Как называется песня австрийского композитора Ф. Шуберта «про рыбу»:

+а) форель;

б) камбала;

в) акула.

33. «Увертюра» — это:

а) название музыкального инструмента;

б) название оперы;

+ в) оркестровое вступление.

34. Русский композитор-песенник с тяжелой с тяжелой судьбой. Даже вдали от Родины, он передавал свою любовь к ней через музыку:

а) П. Чайковский;

б) М. Глинка;

+в) С. Рахманинов.

35. Какому городу посвящена симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта:

а) Москва;

+б) Киев;

в) Петербург.

36. Инструмент, который сравнивают со звучанием человеческого голоса, и часто его звучание похоже на плач. Этот инструмент раньше был любимым у бродячих музыкантов:

+а) скрипка;

б) гитара;

в) арфа.

37. Великий скрипач-виртуоз, живший в XVIII веке, и написавший популярный «Каприс №24»:

+а) Н. Паганини;

б) А. Корелли;

в) Д. Ойстрах.

38. Руководитель оркестра:

а) капельмейстер;

+б) дирижер;

в) хормейстер.

39. Оркестр состоит из 4 групп: струнные, медные духовые, ударные и …:

а) оловянные духовые;

б) стеклянные духовые;

+в) деревянные духовые.

тест*40. Великий композитор, который написал 9 симфоний. К концу жизни оглох:

+а) Л. Бетховен;

б) А. Моцарт;

в) Й. Гайдн.

41. Этот величественный инструмент можно встретить в храмах и соборах:

а) рояль;

+б) орган;

в) ударная установка.

42. Пение без музыкального сопровождения называется:

а) a bella;

+б) a capella;

в) andantino.

43. Музыкальное произведение, созданное И. С. Бахом, в котором одна и та же тема повторяется в разных голосах:

а) романс;

б) симфония;

+в) фуга.

44.В переводе с греческого, названия такого вида музыкального произведение, в котором одновременно могут звучать несколько мелодий, переводится как «многозвучие»:

+а) полифония;

б) соната;

в) симфония.

45. Это произведение обычно в трех частях с глубоким содержанием. Части этого произведения обычно разные по характеру:

а) симфония;

+б) соната;

в) полифония.

46. Основоположник импрессионизма в музыке, французский композитор. Его творчество основывалось на творчестве русского композитора Н. Римского-Корсакова:

а) М. Равель;

б) А. Капле;

+в) К. Дебюси.

47. Произведение С. Прокофьева, в котором нет реальных пейзажей, а только что-то абстрактное, похожее на ломаные линии:

+а) «Мимолетности»;

б) «Быстротечность»;

в) «Минутности».

48. Русский композитор, который написал «Картинки с выставки», «Рассвет на Москве-реке»:

а) М. Глинка;

+б) М. Мусоргский;

в) С. Рахманинов.

49. В какую группу оркестра входит барабан:

+а) ударные;

б) медные;

в) струнные.

тест№ 50. Что является главным в песне:

+а) слова и мелодия;

б) ритм и слова;

в) мелодия и исполнитель.

51. Что не относится к русскому народному фольклору:

+а) картины;

б) сказки;

в) песни.

52. Песня без слов – это…:

а) песня без сопровождения;

+б) небольшая инструментальная пьеса лирического характера;

в) песня на воде.

53. Родина жанра «баркарола»:

а) Россия;

б) Мексика;

+в) Италия.

54. Жанр вокальной музыки:

а) симфония;

б) соната;

+в) романс.

55. Жанр симфонической, инструментальной музыки:

а) романс;

б) реквием;

+в) симфония.

56. Произведение «Картинки с выставки» М. Мусоргского было написаны под впечатлением выставки картин:

+а) В. Гартмана;

б) В. Васнецова;

в) В. Серов.

57. Когда поют сразу много человек это:

а) дуэт;

+б) хор;

в) ансамбль.

58. Симфонии исполняет:

а) хор;

б) солист

+в) оркестр.

тест: 59. Бельканто означает:

а) красивый танец;

б) красивый голос;

+в) прекрасное пение.

Композитор

Дата премьеры

12.12.1909

Жанр

Страна

Россия

Народное сказание для оркестра (1909)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

История создания

Анатолий Константинович Лядов / Anatoly Lyadov

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Музыка

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама

May 11 2018, 17:29

Category:

  • Музыка
  • Cancel

«Кикимора» — народное сказание для оркестра Анатолия Лядова

Жажда нового содержания, уводящего от повседневности, декларируется Лядовым в словах: «Мой идеал — найти в искусстве неземное. Искусство — царство того, чего нет на свете, я прозой жизни так объелся, что хочу только необыкновенного — хоть на голову становись. Дайте сказку, дракона. Русалку, лешего, дайте — чего нет, только тогда я счастлив…»

Народное сказание для оркестра (1909) «Кикимора»

В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.

0_4250a_85ef562a_XL (700x513, 178Kb)

Лесное озеро Н.М. Ромадин

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

928216bfd996 (700x528, 90Kb)

Музыка

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

0_4d2cf_313024b6_XL (700x488, 134Kb)

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Л. Михеева

Источник

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель урока:

  1. Создание условий
    для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения
    музыкальных произведений.

2.     
Знакомство
учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки,
созданным на основе русских народных сказаний.

  1. Проследить единство и связи литературы и
    музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального
    изображения.

Задачи урока:

Образовательные:

·        
Познакомить с термином «программная музыка», жанром
симфонической миниатюры.

·        
Проанализировать использование средств музыкальной
выразительности при создании «сказочных картин».

·        
Познакомить с  музыкальным инструментом челеста,
напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский
рожок.

·        
Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова
«Кикимора».

·        
Учить понимать выразительные возможности музыки в
характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

·        
Развивать творческие способности учащихся.

·        
Развивать музыкальный кругозор.

·        
Развивать музыкальную память.

·        
Развивать вокально-хоровые навыки.

·        
Развивать интерес и уважение к национальному
фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные: развивать  внимание, мышление, память, способствовать развитию
словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

·        
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное
отношение ко всем участникам образовательного процесса.

·        
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и
фольклору.

·        
Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Ожидаемый результат:

  1. Знать понятие программная инструментальная
     музыка.
  2. Знать ФИО композитора, написавшего
    «Кикимору».
  3. Уметь анализировать составляющие средства
    выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
  4. Уметь исполнять вокально-хоровые
    произведения.
  5. Определять на слух и по изображению
    инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока:
комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая,
индивидуальная, коллективная.

Музыкальный материал:

·        
А. К. Лядов «Кикимора» — симфоническая миниатюра.

·        
А. К. Лядов «Колыбельная».

·        
Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная
сказка».

Оборудование:
фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме
урока.

Ход
урока:

I.                  
Организация
учащихся на урок.

Музыкальное приветствие.

— Сегодня у нас
будет сказочный урок. Слайд №1

Мне бы хотелось, чтобы  вы не только получили
новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и
приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

II. Актуализация знаний.

— Ребята, к какому жанру относятся сказки,
былины, сказания? (фольклор)
Слайд №2

Давайте вспомним, что
такое фольклор?

Фольклор – устное народное
творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова
—  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в
своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам,
преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове.
Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты
русского фольклора.

III. Основной этап урока.

1.     
Беседа.

Слайд №3

 Анатолий
Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов,
он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой
популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых
легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний,
прибауток, присказок.

Сказочные
мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки
вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона,
русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

— Какой еще композитор обращался к сказкам
в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).

Сегодня мы
познакомимся со сказочной картиной «Кикимора». Слайд №5.

— А вы знаете кто
такая Кикимора?

Давайте поближе
познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №6.

В
восточнославянской мифологии — это один из видов домового. Злой дух в
облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело
тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и
ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома
(например, рвёт пряжу).

Название «кикимора»
— сложное слово, вторая часть которого — имя злого духа Мары (моры).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или
болоте.  Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной
старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и
мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой
царство кикиморы. А  она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся
путников к себе в трясину. Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих
поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Рождаются у
кикиморы с лешим детки — лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами
помогая родителям заманивать путников в болота. Никем не замеченная, пробирается
кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам,
чтобы проказить.

Берет кикимора бабье
рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле
самой печи.

Дух тревожных
снов, мечтаний,

Беспокойных сновидений,

Привидений с огоньками,

Синим цветом замелькавших,

И вводящих во смущенье, —

Он
Кикиморой зовётся.

Уж зловредная бабёнка:

С тельцем тонким как соломка,

С головой напёрстка меньше,

С носом длинным, любопытным,

Да к тому же, и гребёнка

Век
волос её не знала.

Днём сидит себе тихонько,

Но уж ночью разойдётся:

Погремит, пощиплет живность,

Свесит головы детишкам,

Пищу сделает прокисшей

И шипит в лицо мужчинам,

Обернувшись серой кошкой.

Большего вреда не сладит,

Но
досаду вызывает.

Пробудившись от кошмара,

Запряжёт хозяин дровни,

Их застелет мехом наверх,

А потом возьмёт метёлку,

Подметёт, прочтёт заклятье,

Да свезёт и мех, и дровни

В лес и Лешему оставит

Своего
врага ночного.

Ну, а можно обереги

Сотворить на именины

Этой нечисти домашней,

Да поставить угощенье

Для неё и для супруга;

Пусть себе сидят, пируют,

И не
делают худого.

Слайд 6

Литературной
основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова
стало одно
из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.

«…Живёт, растёт
Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору
Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во
хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька,
чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а
туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера;
свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт
кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на
уме Кикимора на весь люд честной…».

— Если бы вы были
композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

— Как охарактеризовали бы природу, действующих
лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

2. Слушание и анализ музыкального произведения. Лядов
Кикимора

— Понравилась  ли вам эта сказочная
картина? 

-Что именно понравилось вам в музыке?   

Ребята, а если бы
мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

— Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать
характер, настроение музыки.

В основе
«Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого
 есть определенный сюжет или название, называется программным. Слайд №15.
Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам
удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература
описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму
Кикимору?

 Слушание фрагмента, где звучит
челеста.

Лядов музыкой рисует нам
царство, в котором растет маленькая «вреднючка» — волшебное царство Кудесника и
наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Слайд №16.

Это челеста. Она похожа на
очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем
металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

— Что
напоминает эта часть музыки?

Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский
рожок
облик самой Кикиморы — звучит
нежная колыбельная.
Слайд №17.

И  вдруг
раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной —
 её мягко поёт английский рожок — деревянный духовой инструмент похожий на
гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части  картины.(с
4:30 минуты)

-Какая она?

Её
суетливый бег не прекращается до конца пьесы — скачущий ритм, колючие акценты,
резкие, угловатые мелодические фразы.  Всё это создаёт образ маленького
злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой
пьесы — противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному
пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо.
Слайд №18.

— Может это неожиданно
исчезает из виду наш сказочный герой — Кикимора?

— Ребята, а интересно было бы жить если бы не
было сказок?

3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).

IV. Вокально-хоровая работа.

1.Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих
упражнений в диапазоне до1октавы — ми 2 октавы).

2.Песенная деятельность.

· Исполнение
разученной на прошлом уроке «Колыбельной» А.Лядова.

-Какого персонажа изобразил Лядов  в своей «Колыбельной»?

· Разучивание
песни «Волшебная сказка» А.Морозова .

o  Показ  песни.

o  Определение
характера, настроения, содержания песни.

o  Отработка
в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в
мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх,
ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной
мелодии).

o  Разучивание
мелодии с текстом.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня
мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:


Что вам наиболее понравилось?


С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?


Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?


Кто такая Кикимора?


Что такое программная музыка?


Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?


Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?


Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

— Какую
песню вы сегодня разучили?

В заключении  хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова –
это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на
волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей,
понравившихся вам сегодня на уроке.

Спасибо всем за
активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

-Урок окончен. До свидания.

Урок «Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов «Кикимора»

Автор: Тепцова Светлана Юрьевна

Организация: МОУ СОШ № 18

Населенный пункт: Московская область, Воскресенский р-н, г. Белоозёрский

1.Организация начала урока

Звучит песня («Сказки гуляют по свету»)

Учитель: Добрая песня открывает наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

Учитель: Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей . (собираю в лукошко пр. ответы)

(Слайд 2)

Учитель: А что такое фольклор?

Дети: Устное народное творчество

Учитель: А какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети: сказки, былины, сказания, предания

Учитель: Правильно ребята, молодцы

Учитель: Фольклор неразрывно связан со сказочными персонажами, а какие сказочные персонажи вас впечатляют?

Дети: называют персонажей

Учитель: Отлично из наших с вами уроков мы знаем, что многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов в музыке. Это и «Снегурочка», «Садко» у Н.А. Римского- Корсакова и «Черномор» у М.И. Глинки

Давайте же определим тему сегодняшнего урока и запишем её в наши тетради

(определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов»)

(Слайд 3)

2 .Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий

И теперь, мы с вами отправимся в удивительный мир, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

(0.50)

Учитель:

— Давайте попробуем угадать, куда мы с вами попали?

— Как можно описать это место?

— Какой сказочный персонаж нам повстречался?

Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал

-Правильно, молодцы! Этот персонаж — Кикимора.

Работа с учебником стр. 19

Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная — злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Учитель: Можно сделать несколько общих выводов.

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные,

(Слайд 4)

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова,

Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. К народному творчеству композитор всегда относился с большой любовью. С голоса крестьян записывал народные мелодии. На подлинные народные слова потешек, присказок, прибауток он сочинил обаятельные детские песенки.

(Слайд 5)

Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».

(Слайд 6)

А что-то мы забыли про наше лукошко (на экран)

Игра в слова

Учитель: Какой оркестр исполняет это произведение?

Дети: Симфонический.

Мы с вами знаем, что симфонический оркестр состоит из трёх групп музыкальных инструментов.

Духовые инструменты, струнные- смычковые и ударные.

А для того что бы мы с вами узнали название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам предстоит пройти испытание.

Сейчас я вас разделю на три команды. И вам нужно определить, к какой группе относятся музыкальные инструменты, которые изображены на карточках перед вами. Записать в карточку название и положить в ту коробочку к которой относится.

Вы отлично справились с заданием, а теперь давайте посмотрим на экран, удалось ли нам разгадать загадку.

Отлично ребята давайте все вместе повторим название произведения

(все вместе читаем КИКИМОРА)

Учитель: Сюжетом для сказочной картины «Кикимора» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Давайте последим за текстом и послушаем, особое внимание обращаю на музыку и звучание инструментов

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Физминутка

(Слайд 8)

Учитель: Картины русских художников также посвящены сказочному образу кикиморы.

Давайте с вами посмотрим какой образ Кикиморы изобразил русский художник Иван Билибин.

О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

7. Вокально-хоровая работа Для того чтобы приступить к исполнению песни нам нужно с вами подготовиться. А для этого нужно выпрямить свои спинки, сесть ровно.

Вспомним с вами как нужно дышать при исполнении песни. Сначала мы носом берем дыхание, задержим представьте себе как будто мы нюхаем цветочек. И медленно, медленно начинаем выдыхать.

(Слайд 9)

Хоровое исполнение песни “Там, на неведомых дорожках”

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

— Что вам наиболее понравилось?

— С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

— Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

— Кто такая Кикимора?

— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

— Какую песню вы сегодня разучили?

9. Комментирование домашнего задания:

Посмотреть мультфильм кикимора монтаж Бороновой, нарисовать образ Кикиморы

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,3 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 4,5 МБ

Опубликовано: 12.11.2019

  • Кто написал 6 палата номер рассказ
  • Кто напал на царевну лебедь в сказке пушкина
  • Кто нам враг жир или сахар сочинение
  • Кто накормил зайчат в рассказе про зайчат чарушин
  • Кто из карельских художников иллюстрировал сказки топелиуса