Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери аленушке

Олимпиада

по литературному чтению

для учащихся третьих классов

(школьный тур)

Олимпиада по литературному чтению 3 класс

Фамилия, имя _____________________________________________________ класс ____

(Условия: За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов —  43)

1.Что можно отнести к устному народному творчеству?

а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

б) летописи, сказки, анекдоты

в) рассказы, скороговорки, сказки.

2.Соедини стрелками начало и окончание пословиц и поговорок.

Не узнав горя,        •    не попрекай

Кто живет в добре,        •   не узнаешь и радости

Сделав добро,        •    тот ходит в серебре.

3. Какой художественный прием использовал автор?

Все ромашки как ромашки

 Носят белые рубашки.

а) сравнения;                        б) олицетворение.

4. Назовите фамилию почтальона,  героя Э. Успенского:

а) Свечкин             б) Печкин           в) Гречкин                  г)Огуречкин.

5.        Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери Аленушке?  

а) А.С. Пушкин           б) В.Бианки         в) Д. Мамин-Сибиряк             г) Л. Толстой

6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.

 а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Гадкий утёнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

в) С. Маршак, А. Барто, С. Михалков,  Н. Носов, Е. Благинина

7. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

8. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание.

« … Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетка и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый,  весь в чёрных пятнах, — Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой.»

Это отрывок-

а) из стихотворения          б) из сказки          в) из рассказа;           г) из басни.

8.Установи соответствие и соедини стрелками автора и его произведение.

Н. Некрасов

Винни-Пух и все-все-все

А. Толстой

Маленький принц

С. Я. Маршак

Сказка о потерянном времени

А. де Сент-Экзюпери

Дедушка Мазай и зайцы

Х. К. Андерсен

Золотой ключик

А. Милн

Кошкин дом

К. Чуковский

Вредные советы

Е. Шварц

Снежная королева

Г. Остер

Муха – Цокотуха

9. В каких странах жили эти писатели?

Ш. Перро ______________________________________________________________________________

С. Маршак _____________________________________________________________________________

Д. Родари ______________________________________________________________________________

Г. -Х. Андерсен _________________________________________________________________________

Л. Ф. Баум _____________________________________________________________________________

А. Волков ______________________________________________________________________________

10. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья __________________________________________________

б) За медом Винни-Пух __________________________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка ________________________________________________

г) На крышу Малыш _____________________________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _______________________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _____________________________________________________

11.Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя:

Сивка

путешественница

Лягушка

птица

Жар

Тави

Рики-Тики

бурка

Огнивушка

белобока

Муми

поскакушка

Сорока

Поппинс

Мэри

тролль

Карлик

искусница

Марья

Нос

Олимпиада по литературному чтению 3 класс       Ключ

1.Что можно отнести к устному народному творчеству? (1балл)

а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

б) летописи, сказки, анекдоты

в) рассказы, скороговорки, сказки.

2.Соедини стрелками начало и окончание пословиц и поговорок. (3 балла)

Не узнав горя,        •   не узнаешь и радости

Кто живет в добре,        •    тот ходит в серебре

Сделав добро,        •    не попрекай.

3. Какой художественный прием использовал автор? (1балл)

Все ромашки как ромашки

 Носят белые рубашки.

а) сравнения;                        б) олицетворение.

4. Назовите фамилию почтальона,  героя Э. Успенского: (1балл)

а) Свечкин             б) Печкин           в) Гречкин                  г)Огуречкин.

5.        Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери Аленушке?  (1 балл)

а) А.С. Пушкин           б) В.Бианки         в) Д. Мамин-Сибиряк             г) Л. Толстой

6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке. (3 балла)

а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Гадкий утёнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

в) С. Маршак, А. Барто, С. Михалков,  Н. Носов, Е. Благинина

7. Какое произведение не является басней? (1балл)

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

8. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание. (1балл)

« … Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетка и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пёс. Мохнатый,  весь в чёрных пятнах, — Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой.»

Это отрывок-

а) из стихотворения          б) из сказки          в) из рассказа;           г) из басни.

8.Установи соответствие и соедини стрелками автора и его произведение. (9 баллов)

Н. Некрасов

Дедушка Мазай и зайцы

А. Толстой

Золотой ключик

С. Я. Маршак

Кошкин дом

А. де Сент-Экзюпери

Маленький принц

Х. К. Андерсен

Снежная королева

А. Милн

Винни-Пух и все-все-все

К. Чуковский

Муха – Цокотуха

Е. Шварц

Сказка о потерянном времени

Г. Остер

Вредные советы

9. В каких странах жили эти писатели? (6 баллов)

Ш. Перро ____Франция_________________________________________________________________

С. Маршак ____ Россия__________________________________________________________________

Д. Родари ____Италия_________________________________________________________________

Г. -Х. Андерсен ____Дания_______________________________________________________________

Л. Ф. Баум _______Америка США_______________________________________________________

А. Волков _____Россия_________________________________________________________________

10. На ком или на чем совершили путешествия: (6 баллов)

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья ____на воздушном шаре____________________________

б) За медом Винни-Пух _______на воздушном шарике________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка ________на ласточке_________________________

г) На крышу Малыш ______на Карлсоне_________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка ______на прутике, который держали две утки______________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _________на ковре — самолёте__________________

11.Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя: (10 баллов)

Сивка

бурка

Лягушка

путешественница

Жар

птица

Рики-Тики

Тави

Огнивушка

поскакушка

Муми

тролль

Сорока

белобока

Мэри

Поппинс

Карлик

Нос

Марья

искусница

Использованная литература:

  • Т.Н. Каркошкина, И.В. Персидская, О.Н. Донская. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2010
  • Н.Г.Белицкая. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М.; Айрис-пресс, 2006

Особое место в творчестве Мамина-Сиби­ряка для детей занимают сказки. Наибо­лее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894—1897). Назва­ние это не случайно. Писатель посвятил их своей дочери Аленушке.

Елена родилась больным ребенком (детский паралич), мать умерла через день после родов. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, ночами сидел у ее кроватки. Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Аленушки была хорошая память, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться в сказках.

Подвиг отцовства, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.


“Алёнушкины сказки”

В 1896 году “Аленушкины сказки” вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: “…Издание очень милое. Это моя любимая книга — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное”.

“Аленушкины сказки” адресованы маленьким детям – это целый цикл сказок, созданных специально для детей, с поэтической присказкой и концовкой. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович – длинный нос, Мохнатый Миша – короткий хвост, Храбрый Заяц – длинные уши – косые глаза – короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, правду и вымысел. Слушая эти сказки малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия, ответственности за общее дело.

Цикл «Аленушкины сказки»

Присказка; “Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, – сейчас сказка начинается…

Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;

Начинается с хвастовства Зайца: “Никого я не боюсь! …- Вот не боюсь нисколько, и все тут!” Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. “Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал…” С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – “надоело бояться”, “надоело прятаться”. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: “С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Сказка про Козявочку
Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной “Как хорошо!. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, – хорошо, хорошо!. И всё мое!. “, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни.

 Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
О защите своей Родины.

Ванькины именины.
Изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу; о том, как поссорились птицы и рыбки из-за червячка да из-за украденной у трубочиста краюшки хлеба. А потом рассудила: «А я бы разделила все — и червячка, и краюшку, и никто бы не ссорился». Ребенок должен научиться преодолевать в себе эгоистические склонности,
Или пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу.

Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Надо уметь любить жизнь.

Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;

Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка.

Умнее всех;
Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот

Художественное своеобразие
«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка – это сказки, написанные специально для детей, с воспитательны­ми и образовательными целями, поэтому художествен­ные образы, композиция, стиль, язык доступны и понятны для ребенка.

Художественные приемы сказок тоже соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит ре­альная жизнь, реальные герои, которые близки и знакомы ребен­ку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привле­кательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Автор нередко называет их в уменьшительно – ласкательной форме (Козявочка, Цветочек, Червячок) или дает смешные клички (Комар Комарович – длинный нос, мохнатый Миша-короткий хвост). Чтобы заинтересовать ребенка Мамин Сибиряк умело сочетает реальную действительность и фантастику. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обычно: у кук­лы Ани немного попорчен носик, у Кати недостает одной руки, «сильно подержанный Клоун» ковыляющий на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но все эти знако­мые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, раз­говаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как жи­вые существа (олицетворение- одухотворение неодушевленного мира).

Мамин-Сибиряк использует в «Аленушкиных сказках» аллегорию и антропоморфизм. «Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает». В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям, но говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Во­робей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…»

В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это мораль понятная детям, не нравоучение, а мораль, ко­торая учит быть человеком, дает детям представление о законах человеческого бытия.

Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.

Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка
– Скромность;
– Трудолюбие;
– Чувство юмора;
– Ответственность за общее дело;
– Бескорыстная крепкая дружба.

Дети любят движение, и сказки Мамина-Сибиряка динамичны.
В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, де­рутся, мирятся.
Каждый персонаж да­ется в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовст­во под лицемерной речью — дела его разоблачают.
Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их ли­ричность, задушевность и колыбельную интонацию: “Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки”. Любов­но к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю…»
Цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, помогающий маленькому человеку подготовиться к взрослой жизни. Аленушкины сказки и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения

Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост из «Аленушкиных сказок».
«Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» – это авторская литературная сказка, написанная специально для детей Д.Н. Маминым-Сибиряком.
В «сказке про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» говориться о том, как «Комар- Комарович» с «братцами комарами» выгнали медведя Мишу из своего – болота.
В сказке заложена мысль о том, нужно защищать свой дом, что слабые, «маленькие» могут победить врага, если объединяться вместе.

Главные герои сказки Комар – Комарович и медведь Миша.
Медведь пришел на болото и лег спать в камышах, где прятались от жары комары. Задавив и проглотив не одну сотню комаров.
Медведь большой, «мохнатый», грубый – зарычал на комара «Да, что тебе нужно негодная тварь?», сильный « сколько он деревьев вырвал, сколько он камней выворотил», злой «выворотил вместе с корнем целую березу и принялся колотить ею комаров», упрямый, ленивый. «Я не уйду! Закричал медведь, усаживаясь на задние лапы. Я вас всех передавлю…»
Комар Комарович-храбрый, бесстрашный, уверенный в себе. Один бросил вызов медведю «эй уходи по добру по здорову, дядя», и даже не заметил, что медведь лишь перевернулся на другой бок «Ловко я напугал Мишу, в другой раз не придет…» Надо отстаивать болото и Комар Комарович собирает войско «А прилетели со мной и дедушка … и младший брат, комаришко – длинный носишко! Уходи дядя…» Комары сплотились и предоставили Мише массу неприятностей.
Обессиливший от борьбы с комарами Миша, вскарабкался от назойливых насекомых на дерево, и упав, так и не признал свое поражение. «Ну что, взяли? Видели, как я ловко с дерева прыгаю?..» «Изнемог окончательно медведь, выбился из сил, а уходить из болота стыдно…» Он убежал, как будто сделав одолжение.
Маленькие, слабые комары, объединившись одержали победу над большим медведем, отстояв свою территорию.
В сказке использованы такие художественные приемы, как гиперболизм- Мамин Сибиряк увеличивает значимость комара называя его Комар Комарович – длинный нос, и уменьшает огромного медведя, называя его Миша, короткий хвост. Анимизм, Животные разговаривают, думают, переживают-«Засмеялись комары», «Рассердился окончательно Миша..» , лягушка присела на задние лапки и говорит: «Охота вам, Михайло Иваныч…»

Антропоморфизм. «вскарабкался, как акробат…», «благоразумная старушка комариха..», «дядя Миша…»
Эта сказка учит детей любить свой дом, бороться с за него. Показывает детям, что вместе, объединившись и слабые – это сила.

17 Февраля 2022
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – русский драматург и писатель, один из классиков отечественной литературы – родился в семье священника и сельской учительницы. Начальное образование он получил дома, потом закончил Пермскую духовную семинарию. Но вскоре понял, что священником быть не хочет. Он с детства зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за материальной необеспеченности оставить университет и уехать на Урал.
Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая Шейка», «Вертел», «Богач и Ерёмка»).
Особое место в творчестве Мамина-Сибиряка для детей занимают сказки. Наиболее любимы детьми «Алёнушкины сказки». Название это не случайно. Писатель посвятил их своей дочери Алёнушке.
Елена родилась больным ребёнком, мать умерла через день после родов. Пока Алёнушка была маленькой, отец днями и ночами сидел у её кроватки. Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Алёнушки была хорошая память, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться в сказках.
В 1896 году «Алёнушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: «…Издание очень милое. Это моя любимая книга — её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное»…
«Алёнушкины сказки» – это целый цикл сказок, созданных специально для детей, с поэтической присказкой и концовкой. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки.
«Сказка про Комара Комаровича»
Весёлая история о том, как Комар-Длинный Нос со своими товарищами прогонял Мохнатого Мишку-Короткий Хвост. Из сказки вы узнаете, как удалось маленьким насекомыми прогнать большого и свирепого зверя.
«Ванькины именины»
Сказка о том, как на Ванькины именины собрались куклы и клоуны, Петрушка со своими друзьями, Медведь с Зайцем и многие другие. Пировали и веселились гости, не обходилось и без ссор. Но тут случилось что-то плохое. А что именно, вы узнаете из сказки.
«Про храброго зайца»
Эта сказка о хвастливом зайце с длинными ушами, коротким хвостом и косыми глазами. Когда он был маленьким, то жутко всего боялся. Когда он подрос, то решил, что бояться ничего и никого не будет. Даже волка. Об этом он кричал на весь лес. К чему же приведёт зайкино хвастовство?
«Умнее всех»
Сказка о гордом Индюке, который считал, что он самый умный среди птиц. Голодные птицы, среди которых были Гусак, Куры, Утка, Петух, Индюшка, ждали хозяйку Матрёну, которая их должна была покормить. Какой разговор состоялся между ними? Докажет ли Индюк всем своим товарищам, что он действительно умнее всех?
Сказки прочно вошли в золотой фонд детской литературы. Каждая из сказочных историй – это отдельный шедевр. Многие из них поучительны, многие содержат массу полезной информации, которая развивает творческое мышление ребенка. А многие истории просто забавные, весёлые и интересные.

Олимпиада

по литературному чтению

для учащихся третьих классов

(школьный тур)

Выполнила работу:

Мазур Галина Викторовна,

учитель начальных классов

Олимпиада по литературному чтению 3 класс

Фамилия, имя _____________________________________________________ класс ____

(Условия: За каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов — 43)

1.Что можно отнести к устному народному творчеству?

а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

б) летописи, сказки, анекдоты, стихотворения

в) рассказы, скороговорки, сказки.

2.Соедини стрелками начало и окончание пословиц и поговорок.

Не узнав горя, • не попрекай

Кто живет в добре, • не узнаешь и радости

Сделав добро, • тот ходит в серебре.

3. Какой художественный прием использовал автор?

Зима недаром злится,

Прошла её пора…

а) сравнения; б) олицетворение.

4. Назовите фамилию почтальона, героя Э. Успенского:

а) Свечкин б) Печкин в) Гречкин г) Овечкин.

5. Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери Аленушке?

а) А.С. Пушкин б) В.Бианки в) Д. Мамин-Сибиряк г) Л. Толстой

6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.

а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Гадкий утёнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

в) С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Н. Носов, Е. Благинина

7. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Стрекоза и Муравей

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

8. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание.

Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.
Калинка-малинка моя!
В саду ягода малинка моя!

Это отрывок-

а) из стихотворения б) из сказки в) из песни; г) из басни.

8.Установи соответствие и соедини стрелками автора и его произведение.

Н. Некрасов

Винни-Пух и все-все-все

А. Толстой

Маленький принц

С. Я. Маршак

Сказка о потерянном времени

А. де Сент-Экзюпери

Дедушка Мазай и зайцы

Х. К. Андерсен

Золотой ключик

А. Милн

Кошкин дом

К. Чуковский

Вредные советы

Е. Шварц

Снежная королева

Г. Остер

Муха – Цокотуха

9. В каких странах жили эти писатели?

Ш. Перро ______________________________________________________________________________

С. Маршак _____________________________________________________________________________

Д. Родари ______________________________________________________________________________

Г. -Х. Андерсен _________________________________________________________________________

Марк Твен _____________________________________________________________________________

А. Волков ______________________________________________________________________________

10. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья __________________________________________________

б) За медом Винни-Пух __________________________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка ________________________________________________

г) На крышу Малыш _____________________________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _______________________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _____________________________________________________

11.Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя:

Сивка

путешественница

Лягушка

птица

Жар

Тави

Рики-Тики

бурка

Огнивушка

белобока

Муми

поскакушка

Сорока

Поппинс

Мэри

тролль

Карлик

искусница

Марья

Нос

Олимпиада по литературному чтению 3 класс Ключ

1.Что можно отнести к устному народному творчеству? (1балл)

а) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды

б) летописи, сказки, анекдоты, стихотворения

в) рассказы, скороговорки, сказки.

2.Соедини стрелками начало и окончание пословиц и поговорок. (3 балла)

Не узнав горя, • не узнаешь и радости

Кто живет в добре, • тот ходит в серебре

Сделав добро, • не попрекай.

3. Какой художественный прием использовал автор? (1балл)

Зима недаром злится,

Прошла её пора…

а) сравнения; б) олицетворение.

4. Назовите фамилию почтальона, героя Э. Успенского: (1балл)

а) Свечкин б) Печкин в) Гречкин г)Овечкин.

5. Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери Аленушке? (1 балл)

а) А.С. Пушкин б) В.Бианки в) Д. Мамин-Сибиряк г) Л. Толстой

6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке. (3 балла)

а) Знайка, Тюбик, Пилюлькин, Сиропчик, Авоська, Лялька, Винтик, Кнопочка, Гунька

б) Гадкий утёнок, Карлик Нос, Дюймовочка, Дикие лебеди, Новый наряд короля

в) С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Н. Носов, Е. Благинина

7. Какое произведение не является басней? (1балл)

а) Квартет

б) Стрекоза и Муравей

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

8. Прочитай отрывок из литературного произведения. Отметь верное высказывание. (1балл)

Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.
Калинка-малинка моя!
В саду ягода малинка моя!

Это отрывок-

а) из стихотворения б) из сказки в) из песни; г) из басни.

8.Установи соответствие и соедини стрелками автора и его произведение. (9 баллов)

Н. Некрасов

Дедушка Мазай и зайцы

А. Толстой

Золотой ключик

С. Я. Маршак

Кошкин дом

А. де Сент-Экзюпери

Маленький принц

Х. К. Андерсен

Снежная королева

А. Милн

Винни-Пух и все-все-все

К. Чуковский

Муха – Цокотуха

Е. Шварц

Сказка о потерянном времени

Г. Остер

Вредные советы

9. В каких странах жили эти писатели? (6 баллов)

Ш. Перро ____Франция_________________________________________________________________

С. Маршак ____ Россия__________________________________________________________________

Д. Родари ____Италия_________________________________________________________________

Г. -Х. Андерсен ____Дания_______________________________________________________________

Марк Твен _______Америка США_______________________________________________________

А. Волков _____Россия_________________________________________________________________

10. На ком или на чем совершили путешествия: (6 баллов)

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья ____на воздушном шаре____________________________

б) За медом Винни-Пух _______на воздушном шарике________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка ________на ласточке_________________________

г) На крышу Малыш ______на Карлсоне_________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка ______на прутике, который держали две утки______________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _________на ковре — самолёте__________________

11.Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя: (10 баллов)

Сивка

бурка

Лягушка

путешественница

Жар

птица

Рики-Тики

Тави

Огнивушка

поскакушка

Муми

тролль

Сорока

белобока

Мэри

Поппинс

Карлик

Нос

Марья

искусница

Использованная литература:

  • Т.Н. Каркошкина, И.В. Персидская, О.Н. Донская. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2010

  • Н.Г.Белицкая. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М.; Айрис-пресс, 2006

– Дедушка. А можно я пойду погуляю, а то мне так надоело лежать?

– Алёна, но ведь ты заболела, и врач сказала тебе сегодня
полежать.

– Дедушка, но мне так скучно.

– Внученька, а давай я тебе почитаю «Алёнушкины сказки»,
которые придумал один писатель.

– Алёнушкины сказки? Ого, он что их специально для меня написал?

– Почти. Он писал сказки для своей дочери, которую тоже звали
Алёнушка.

– Дедушка, а расскажи мне тогда про самого писателя и его сказки.

– Ну слушай.

6 ноября 1852 года в России в
горном посёлке Висим, в небогатой семье священника появился мальчик, которого
назвали Дима, будущий известный писатель Дми́трий Нарки́сович
Ма́мин-Сибиряк
.

Писатель к своей настоящей фамилии добавил слово Сибиряк, чтобы
все знали, где его корни, что он родом из Сибири. Жизнь Мамина-Сибиряка была
трудной. Счастливым было только раннее детство. Отец мальчика работал
священником, а всё своё свободное время уделял своим и чужим детям. Он
бесплатно учил детей в школе, помогал бедным и больным людям. В их семье много читали
и рассказывали сказки. Особенно запомнилось Диме сказка про разбойника Марзака,
который когда-то очень давно скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на
богатых, отнимал у них деньги и раздавал всем бедным. И никто не мог его
поймать.

Маленький Дима старался брать пример с отца: хорошо учился,
помогал матери по хозяйству, любил животных. А по вечерам с друзьями ходил в
горы. Ведь он рос в посёлке, который находился у подножья Уральских гор. Как
красивы были эти горы. Зимой они стояли в снеговых шапках, а летом покрывались
ковром из душистых цветов и трав.

– Хотелось мальчику, чтобы и другие увидели эту красоту. Может
быть, поэтому он, когда вырос, и стал писателем. Хотя отец хотел, чтобы его сын
был священником. Сначала мальчик получил домашнее образование. Потом
учился в духовной академии, медицинском и юридическом университете. Но
университеты он так и не закончил, потому что сильно заболел и учёбу пришлось
оставить.

А тут ещё одна беда, умер отец, и Диме пришлось помогать матери
заботиться о младших братьях и сестре.

Чуть позже у него появилась и своя дочь, которую назвали Алёнушка.
Мама девочки умерла, как только Алёнушка родилась. И у девочки остался только
один папа. А ещё девочка родилась очень слабенькой и больной. Пока она была
маленькой, отец днями сидел у кроватки и заботился о дочери. А когда Алёнушка
чуть подросла, то стал рассказывать ей сказки. Сначала те, которые сам знал, а
потом стал сочинять и записывать свои сказки.

– Дедушка. Теперь я всё поняла. Дмитрий Наркисович собрал все сказки
в один сборник и назвал его «Алёнушкины сказки», которые он
посвятил своей дочери.

– Правильно. Но у него кроме сборника «Алёнушкины сказки»
есть и другие интересные истории. Сейчас я тебе расскажу. Некоторые сказки ты
скоро будешь читать в школе. Итак, сказка «Серая шейка», о
маленькой уточке, которой лиса сломала крылышко, и уточка не могла летать.
Родители Серой Шейки не смогли взять её с собой в тёплые края и оставили на
зиму совершенно одну.

– И что, эта уточка погибла?

– А вот этого я тебе не скажу. Ты скоро в школе будешь читать эту
сказку и всё узнаешь.

Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит; одно
ушко у Алёнушки спит, другое слушает… Спи Алёнушка, сейчас сказка начинается…

– Дедушка, ты хочешь, чтобы я уже спать легла. А как же сказки?

– Это, внученька, я тебе присказку рассказываю. Вот так начинает
свой сборник «Алёнушкины сказки» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Герои его
сказок такие же, как и у народных. Это неповоротливый медведь, голодный волк,
трусливый заяц.

Сейчас я тебе расскажу сказку из сборника «Алёнушкины сказки» «Про
храброго зайца-длинные уши
». Однажды родился в лесу зайчик и все
боялся: сучка, который треснет или птицу, которая взлетит. А когда вырос,
решил, что хватит ему бояться.

– Никого я не боюсь, крикнул он на весь лес.

И стал перед зайцами хвастаться. А тут и волк появился. Заяц так
испугался, что подпрыгнул кверху, как мячик и упал прямо на широкий лоб волка,
потом вскочил и убежал в другую сторону. А волк в то время тоже испугался и
бросился убегать в противоположную сторону.

– Да интересная сказка. Про кого ещё ты мне расскажешь?

– Есть у писателя сказка про «Комара Комаровича-длинный нос
и мохнатого Мишу-короткий хвост
». В которой говорится про то, что в
опасности нужно действовать всем вместе. Вот и маленькие комары смогли победить
большого медведя, потому, что все стали действовать сообща.

А вот сказка «О том, как жила последняя муха» очень
смешная. В ней говориться об одной глупой мухе, которая думала, что окна
сделаны в доме для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда.
Что на стол ставят варенье для того, чтобы угостить муху.

У Дмитрия Наркисовича ещё много разных интересных сказок для
детей. Это и сказка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого
трубочиста Яшу
».

Она про то, как трубочист зверей и птиц пытался рассудить, и что
из этого вышло. И сказка «Ванькины именины» про то, как куклы и
другие игрушки собрались на именины. И сказка «Пора спать».

– Дедушка, ты точно хочешь, чтобы я уже спать легла.

– Да нет же внученька. Сказка «Пора спать» ̶ это последняя сказка из сборника «Алёнушкины сказки». Её обычно
читают перед сном. Тогда ребёнок попадает в сказочную страну с прекрасными
цветами, птицами и животными. Я тебе потом почитаю.

А сейчас я тебе покажу дом-музей писателя, который
находится в Екатеринбурге. Вот у меня даже открытки есть.

За свою жизнь Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал много книг.
Но самой дорогой была книга «Алёнушкины сказки». Он говорил, что
эту книга была написана с любовью к детям. И самое дорогое дело в жизни –
это писать для детей
.

Судниковский пункт выдачи представляет вашему вниманию книгу-юбиляр 2022 года – «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1897).

книге «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок – самый лучший читатель». Для детей им написаны рассказы и сказки: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка», «Вертел», «Богач и Еремка». У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об «Аленушкиных сказках», которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Дмитрий Наркисович призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет просыпаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

Родился Дмитрий Мамин 6 ноября 1852 года в Висимо-Шалтанском заводском поселке, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в семье священника заводской церкви. Семья была культурная. Книга была в ней не прихотью и не забавой, а предметом первой необходимости. Имена Карамзина и Крылова, Аксакова, Пушкина и Гоголя, Кольцова и Некрасова, Тургенева и Гончарова были здесь близкими и дорогими и детям, и взрослым. А еще все любили природу Урала. Она вливалась в душу с детства и в течение всей жизни согревала, вдохновляла, помогала не растерять привязанность к родному краю, к Отечеству.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

В 1890 году развёлся с первой женой, а в 1891 женился на артистке Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла при родах, оставив … дочь Алёнушку (Елену) на руках потрясённого этой смертью отца.

Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью».

Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.

Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования — они сочинялись для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому- то из друзей пришла в голову мысль издать их.

«Аленушкины сказки» задумывались как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным.

Сказки печатались в журналах «Детское чтение», «Всходы» в 1894- 1896 годах. Отдельным изданием «Аленушкины сказки» вышли в 1897 г. и после этого не однократно переиздавались. Даже сейчас его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки.

Галерея сказочных образов животного мира

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают, и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время – это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище – длинный носище – это большой, старый комар, а вот Комаришко – длинный носишко – это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке «Пора спать» избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее. Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

книге «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибирякакниге «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»).

Воспитательная ценность сказок

Действительно, «Аленушкины сказки» являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, насыщены благородными социальными и нравственными идеями.

Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларативно, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

Каждая сказка — это своеобразный урок, лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, сто мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи подвергают ее в изумление — все уже кому- то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора». Имей ввиду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.

«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.

Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.

В сказках Мамина-Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и соперничества, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Образы писателя жизненны, связаны с теми представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые индивидуальности.

С характером героев связан юмор и в других сказках Мамина-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.

Сказки Мамина-Сибиряка динамичны. Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью – дела его разоблачают. сказка мамин-сибиряк воспитательный

В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться читателя.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица.

Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы – маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю.»

«Аленушкины сказки» – превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей

  • Кто из писателей 20 века посвятил лескову рассказ день крутого человека
  • Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам
  • Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок жуковский пушкин тургенев ершов
  • Кто из перечисленных писателей не входил в число авторов научно познавательных рассказов для детей
  • Кто из перечисленных персонажей не жил в пансионе в сказке черная курица