Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 2 часть, Коровина, страницы 216-217
Михаил Зощенко «Беда»
Проверьте себя
1. Чем объяснить то, что к Зощенко необычайно громкая слава пришла сразу после выхода его рассказов? Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать? Каких писателей мы вспоминаем, размышляя над этим вопросом?
Зощенко был очень талантливым писателем, подмечающим интересные мелочи, события. Он писал на злобу дня и в его героях каждый узнавал себя или своих знакомых. Эти рассказы очень смешные и сразу понравились читателям.
Ситуации, в которых оказывались герои Зощенко не только смешные, они реальные, и показывают различные недостатки общества. Смеяться надо над ситуацией, плакать над тем, что она произошла.
Читая Зощенко, я вспоминаю других писателей-сатириков того времени. Прежде всего это Илья Ильф и Евгений Петров, написавшие про Остапа Бендера. Также мне вспоминается Аркадий Аверченко и Тэффи, писавшие смешные рассказы на злобу дня.
2. Что за человек герой рассказа «Беда» и что за история приключилась с ним? Что вызывает у вас эта история: смех, раздражение, слёзы? Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?
Герой этого рассказа Егор Глотов, простой мужик из захудалой деревеньки. Он долго копил на лошадь, отказывая себе буквально во всём. Можно сказать, что он страдал.
Но Глотов пропил лошадь и ни с чем возвратился в деревню.
Эта история вызывает смех, но и слёзы. Мне было жаль Глотова, который по собственной глупости потратил деньги, которые копил два года. Он сам виноват в том, что произошло. Его никто не заставлял отмечать покупку, никто не заставлял пить.
3. Как вы думаете, от каких обывательских черт надо было бы избавиться мужику? Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?
Герою рассказа надо избавиться от таких черт, как стремление похвастать, неумеренная гордыня, неумение вовремя остановиться, тщеславие, невоздержанность в питие.
Автор смеётся над хвастливым мужиком и результатом его кутежа. Он плачет над простотой и наивностью, над пьянством, которое губит всё хорошее в русском человеке.
Обогащаем свою речь
Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Облюбовал — выбрал по своему вкусу, понравилось.
До зарезу — очень нужно, необходимо.
Земляк — человек, живущий по соседству, сосед
Невыносимо — невозможно, очень трудно.
Очутился — оказался.
Скинул (шапку) — сбросил, бросил на землю.
Фонохрестоматия
1. У актёра были разные варианты чтения рассказа: читать его отстранённо от героя, с лёгкой иронией или слиться с героем, передавая его сомнения, радость, восторг, беду. Какой вариант выбрал актёр?
Актёр слился с героем, передавая его сомнения, радость и беду.
2. Как вы считаете, прав ли он в своём выборе? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Я считаю, что актёр сделал правильный выбор. Слияние с героем позволяет нам лучше понять его эмоции, чувства, радость и внезапное разочарование.
Отстранённое чтение не дало бы такого результата. Рассказ прозвучал бы глухо, мёртво, безжизненно. Передавая чувства героя, актёр словно проживает с ним этот отрезок жизни и позволяет прожить его слушателям. Нам становится более понятны мотивы поступков Глотова, его стремление похвастать огромной радостью, которое довело героя до беды.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Проверьте себя
Что вы узнали из статьи Ю. Томашевского о М. Зощенко. Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о писателе.
Жизнь Михаила Михайловича Зощенко, несмотря на невероятную популярность в 20-30-е годы XX века, была очень сложной. Читатели смеялись до слез над его рассказами, а сердце автора плакало от тоски.
Зощенко вырос в многодетной семье, отец был художником, рано умер, мать – домохозяйкой. Михаил Михайлович после окончания гимназии поступил в университет, так как мечтал об образовании и писательском поприще, но денег не было, и после первого курса его отчислили.
Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем записался в армию и после окончания срочного военного училища оказался на фронте. Был ранен, получил тяжелейшее отравление газами, после которого его признали негодным к строевой службе. За время службы был награжден пятью орденами, имел звание капитана.
После революции 1917 года вновь ушел добровольцем, но уже в ряды Красной Армии. По болезни сердца комиссован. Кем только и где ни работал Зощенко, пока не стал профессиональным писателем: контролером поездов, инструктором по кролиководству и птицеводству, пограничником, милиционером, сапожником, конторщиком. Это были годы скитаний. В стране была разруха, голод, болезни.
К началу 20-х годов Зощенко имел огромный опыт общения с людьми, знал заботы и интересы простых людей. О них он и начал писать. Язык писателя был понятен всем, потому что основывался на народной речи и юморе, которого так не хватало тогда и который вселял в людей надежду на лучшее.
Зощенко смеялся в своих рассказах не над конкретным человеком, а над обстоятельствами, в которых герой находился, над его обывательскими чертами, с которыми он сам справится не мог, потому что в силу ограниченности не видит в них зла.
В 1941 году Михаил Михайлович вновь попытался уйти добровольцем на фронт, но его в действующую армию не взяли. Тогда он записался в пожарную часть и по ночам дежурил на крышах домов, спасая их от фугасов. В 1946 году его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а через три месяца после этого события началась травля писателя. Его исключили из союза писателей, он лишился работы и до самой смерти (1958 год) чувствовал себя изгоем и страдал. В это время он занимался переводами.
В полном объеме творчество Зощенко вернулось к читателю только после перестройки.
Проверьте себя
1. Чем объяснить то, что к Зощенко необычайно громкая слава пришла почти сразу после выхода его рассказов? Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать? Каких писателей мы вспоминаем, размышляя над этим вопросом?
К Зощенко пришла слава почти сразу после выхода его рассказов, потому что его произведения были понятны всем. Это были короткие повествования о жизненных ситуациях простых людей, которые не могли устроиться в новой жизни со старыми взглядами, которые не могли преодолеть в себе недостатки или не знали, как это делать. Герои Зощенко были знакомы всем, поэтому его рассказы были так популярны и востребованы читателем.
Ситуации и люди, описанные в рассказах, на первый взгляд кажутся смешными, но за этим смехом стоят слезы, потому что человеческие пороки и пороки общества мешают людям жить и развиваться духовно.
Творчество Зощенко продолжает традиции писателей, которые тоже выбирали смех оружием в борьбе со злом, это Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов.
2. Что за человек герой рассказа «Беда» и что за история приключилась с ним? Что вызывает у вас эта история: смех, раздражение, слёзы? Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?
Егор Иванович, герой рассказа «Беда», простой крестьянин. У него нет лошади, которую он мечтает купить. Для этого он два года копил деньги за счет отказа от курения и выпивки. И у него все получилось – нужная сумма была собрана. Егор Иванович отказался купить лошадь в соседней деревне, потому что хотел это сделать в городе, на базаре. Лошадь облюбовал, торговался долго, купил. А потом пропил с малознакомым земляком.
Мне, конечно, жалко героя рассказа. Это тот случай, когда говорят: и смех, и грех. Никто, кроме него самого, не виноват в произошедшем, хотя Егор Иванович обвиняет в своей беде торговлю вином.
3. Как вы думаете от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?
Обыватель – это человек с узким кругозором, ограниченный, живущий только личными интересами. Егор Иванович является именно таким. Он копил деньги на лошадь, отказывая себе даже в еде, вместо того, чтобы попытаться заработать больше. Накопив деньги, ему нужен был именно базар, чтобы поторговаться, чтобы почувствовать себя этаким хозяином жизни, а торговаться он не умел, и лошадь выбирал совсем не по-хозяйски. Когда торговался, то два года превратились у него в шесть лет, то есть и приврать может герой. Егору Ивановичу после покупки очень хотелось похвастаться. Он мечтал о лошади, но одновременно мечтал и о выпивке, он себе говорил, что вот купит и тогда можно будет выпить. Но и пить-то герой тоже не умеет, так как меры не знает. И вины за собой в случившемся не чувствует.
Все эти глупые поступки Егора Ивановича вызывают смех, но автор горюет о том, что на таких мужиков, как Егор Иванович, нет надежды – не хозяин он ни лошади, ни своему слову, ни стране.
Обогащаем свою речь
Объясните значение слов и подберите к ним синонимы: облюбовал, до зарезу, земляк, невыносимо, очутился, скинул (шапку).
Облюбовал – отдал предпочтение, присмотрел, выбрал.
До зарезу – очень нужно, необходимо, позарез.
Земляк – человек из той же местности, односельчанин, соотечественник, товарищ.
Невыносимо – трудно переносимо, нестерпимо, невозможно.
Очутился – оказался в неожиданном месте, угодил, попал.
Скинул (шапку) – снял резким движением, сдернул, сбросил.
Слушаем актерское чтение
[1]. У актёра были разные варианты чтения рассказа: читать его несколько отстранённо от героя, с лёгкой иронией или слиться с героем, передавая его сомнения, радость, восторг, беду. Какой вариант выбрал актёр?
В чтении актера я услышал легкую иронию.
2. Как вы считаете, прав ли он в своём выборе? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Я думаю, что именно так, с иронией, и нужно читать этот рассказ. Все, что ни делал Егор Иванович Глотов, не заслуживает серьезного отношения: и то, как и за счет чего копил деньги, и как покупал лошадь, и как пропивал ее. Беда героя рассказа в нем самом, он не ценит даже свой труд, раз за два дня смог пропить то, на что копил два года, а самое главное – пропил свою мечту.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Почему М.М. Зощенко считал, что над его рассказами надо не только смеяться , но и плакать?
Дано ответов: 2
Ответ:
То, что к Зощенко необычайно громкая слава пришла почти сразу после выхода его рассказов, можно объяснить тем, что его произведения проникнуты духом простого, «бедного», человека (ведь Зощенко несколько лет провел именно в этой среде, работал на самых разных должностях в самых разных местах), написаны языком, близким этому человеку, — а ведь читателем Зощенко стал именно такой человек, он увидел в этой прозе себя. К тому же, рассказы Зощенко были полны юмора — а чего еще нужно простому читателю, чтобы отдохнуть от своей тяжелой жизни? Но сам Зощенко считал, что над его произведениями надо не только смеяться, но и плакать, ведь в них он показал отрицательные черты обывателя, которые в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. И заметив эти черты в себе, нужно пытаться в них избавляться.
вроде так …. не знаю
Подробнее — на Znanija.com — znanija.com/task/35870890#readmore
Объяснение:
ответ
от
max30222_zn
06 Июнь, 20
Ответ:
То, что к Зощенко необычайно громкая слава пришла почти сразу после выхода его рассказов, можно объяснить тем, что его произведения проникнуты духом простого, «бедного», человека (ведь Зощенко несколько лет провел именно в этой среде, работал на самых разных должностях в самых разных местах), написаны языком, близким этому человеку, — а ведь читателем Зощенко стал именно такой человек, он увидел в этой прозе себя. К тому же, рассказы Зощенко были полны юмора — а чего еще нужно простому читателю, чтобы отдохнуть от своей тяжелой жизни? Но сам Зощенко считал, что над его произведениями надо не только смеяться, но и плакать, ведь в них он показал отрицательные черты обывателя, которые в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. И заметив эти черты в себе, нужно пытаться в них избавляться.
Подробнее — на Znanija.com — znanija.com/task/35870890#readmore
Объяснение:
ответ
от
Irina1432_zn
06 Июнь, 20
Михаил Зощенко считал, что над его рассказами надо не смеяться, а плакать. За кажущейся простотой рассказа, его шутками всегда стоит серьезная проблема. Их у писателя всегда было много. Зощенко остро чувствовал наиболее важные вопросы времени. Так, его многочисленные рассказы о жилищном кризисе (Нервные люди, Колпак и другие) появились именно в нужный момент. Это же можно сказать и о поднятых им темах бюрократизма, взяточничества, ликвидации неграмотности… Словом, практически обо всем, с чем люди сталкивались в повседневном быту.
Со словом быт прочно связано понятие обыватель. Существует мнение, что зощенковская сатира высмеивала обывателя. Что писатель создавал неприглядные образы обывателей, чтобы помочь революции. На самом же деле Зощенко высмеивал не самого человека, а обывательские черты в нем. Своими рассказами сатирик призывал не бороться с этими людьми, а помогать им избавиться от недостатков. А еще облегчить их бытовые проблемы и заботы, для чего строго спрашивать с тех, чье равнодушие и злоупотребление властью подрывают веру людей в светлое будущее. Еще одной удивительной особенностью обладают все произведения Зощенко: по ним можно изучать историю нашей страны. Тонко чувствуя время, писатель сумел зафиксировать не просто проблемы, волнующие современников, но и сам дух эпохи. Этим, пожалуй, объясняется и сложность перевода его рассказов на другие языки. Читатель-иностранец настолько не готов к восприятию описанного Зощенко быта, что часто оценивает его как жанр некой социальной фантастики.
В самом деле, как объяснить незнакомому с российскими реалиями человеку суть, скажем, рассказа История болезни? Только соотечественник, не понаслышке знающий об этих проблемах, в состоянии понять, как в приемном покое может висеть вывеска Выдача трупов от 3-х до 4-х. Или постигнуть фразу медсестры Даром что больной, а тоже замечает всякие тонкости. Наверно, говорит, вы не выздоровеете, что во все нос суете. Или взять в толк тираду самого лекпома (Я, говорит, первый раз вижу такого привередливого больного. И то ему, нахалу, не нравится, и это ему нехорошо… Нет, я больше люблю, когда к нам больные поступают в бессознательном состоянии. По крайней мере тогда им все по вкусу, всем они довольны и не вступают с нами в научные пререкания).
Едкий гротеск этого произведения подчеркивает несообразность существующего положения: унижение человеческого достоинства становится обычным в стенах самого гуманного, лечебного учреждения! И слова, и действия, и отношение к больным все здесь ущемляет человеческое достоинство. И делается это механически, бездумно просто потому что так заведено, это в порядке вещей, так привыкли: Зная мой характер, они уже не стали спорить со мной и старались во всем поддакивать. Только после купанья они дали мне огромное, не по моему росту, белье. Я думал, что они нарочно от злобы подбросили мне такой комплект не по мерке, но потом я увидел, что у них это нормальное явление.
У них маленькие больные, как правило, были в больших рубахах, а большие в маленьких. И даже мой комплект оказался лучше, чем другие. На моей рубахе больничное клеймо стояло на рукаве и не портило общего вида, а на других больных клейма стояли у кого на спине, а у кого на груди, и это морально унижало человеческое достоинство. Чаще всего сатирические произведения этого писателя строятся как простые и безыскусные повествования героя о том или ином эпизоде из жизни. Рассказ похож на очерк, репортаж, в котором автор ничего не придумал, а просто, заметив тот или иной эпизод, педантично поведал о нем с прилежностью внимательного и ироничного журналиста. Вот почему рассказы Зощенко в отличие от остросюжетных новелл О`Генри или Аркадия Аверченко строятся не на неожиданном повороте событий, а на раскрытии непредвиденных сторон характера.
Михаил Зощенко оставил богатейшее литературное наследие. При его жизни вышло более 130 книг. Это больше тысячи рассказов, фельетонов, повести, пьесы, сценарии… Но, помимо своих книг, Зощенко оставил после себя и более обширное наследство, заложив (наряду со своими современниками Михаилом Булгаковым, Аркадием Буховым, Аркадием Аверченко, Михаилом Кольцовым и многими другими) основы жанра русского сатирического рассказа. И широкое развитие этого направления подтверждают и наши дни.
Вы читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы. Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко: zoshhenko.ru