Кто из русских баснописцев писал и басни и стихи и сказки ответ

Контрольная работа по литературе  5 класс

Тема: Басни

1Вариант

1. К значениям терминов подберите соответствующее  понятие.

Значение терминов

Термины

1.

Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным  выводом.

А

Олицетворение

2.

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,  имеющий иносказательный смысл.

Б

Аллегория

3.

Перенос человеческих  черт на  неодушевлённые  предметы и явления.

В

Мораль

4.

Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет

Г

Басня

2. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?

а)» Муха»                                 в) «Свинья под дубом»

б)«Осел и Соловей»                г) «Листы и Корни»

3. Кто из русских баснописцев писали басни, и стихи, и сказки?.

а) Муравьёв                б) Дмитриев                 в) Крылов

4. Назовите известного древнегреческого баснописца:

а)Ж.де Лафонтен                        в)Сократ

б)Эзоп                                г)Федр

5.Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?

а)олицетворение                                в)аллегория

б)сравнение                                        г)гипербола

6. Где может находиться мораль в басне

а) в начале                 б) в середине                 в) в конце

7.Отгадайте басню

а) «Лето красное пропела»      —  ___________________________

б) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»  —  _____________

в) «От радости в зобу дыханье сперло»   —  _____________________

8.  На какое дерево взгромоздилась Ворона («Ворона и Лисица»)?

а) на ель                   б) на дуб                        в) на сосну

9. Кем Муравей приходился Стрекозе («Стрекоза и Муравей»)?

 а) братом                   б) дядей                   в) кумом

10.  Куда Волк хотел залезть ночью («Волк на псарне»)?

а) на псарню                  б) в овчарню               в) в конюшню

11. Сколько лет было  Дубу («Свинья под  Дубом»)?

а) 100 лет                        б) 150 лет                 в) 200 лет

12.  Сформулируй и запиши ответ.

а. Как называют малообразованного человека, а также человека, не

сведущего  в какой-нибудь области?   —  ______________________

б.  Как называется помещение для охотничьих собак?   —  _____________

в.  Как называют старшего слугу, ведающего дворцовой охотой?   —  _____

13. Помоги героям басни найти свою пару:

          Свинья  —  ________________

          Моська  —  ________________

          Ворона  —  ________________

Для справок:  Лисица, Стрекоза, Дуб, Слон, Волк, Петух.

14. Закончите крылатые выражения:

       «Ты все пела? Это дело  ____________________________________»

       «А вы друзья, как  ни садитесь  ______________________________»

15. Дана басня Эзопа «Вдовушка и Курочка». Выпиши предложение, в  котором заключается мораль

У Вдовушки была Курочка, каждое утро сносившая по яичку. Подумала Вдовушка: «Дай-ка, буду я давать своей Курочке в два раза больше ячменя, — глядишь, она будет нести по два яичка в день!»

Так она и сделала, но Курочка вскоре так растолстела и разжирела, что и вовсе перестала нестись!

К сожалению, простая арифметика не всегда работает!

Ответ: ______________________________________________________

16. Придумай и запиши басню с такой моралью: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа литературе  5 класс

Тема: Басни

2 Вариант

1. К значениям терминов подберите соответствующее  понятие.

Значение терминов

Термины

1.

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,  имеющий иносказательный смысл.

А

Мораль

2.

Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет

Б

Олицетворение

3.

Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным  выводом.

В

Басня

4.

Перенос человеческих  черт на  неодушевлённые  предметы и явления.

Г

Аллегория

2.Назовите имя прародителя басни как жанра :

а)Лафонтен                        в)Крылов

б)Эзоп                         г)Дмитриев

3. Автором басен «Лисица и Аист», «Ворона и Лисица» является:

а)И.А. Крылов                в) И. И. Дмитриев

б) Эзоп                        г)Федр

4.Что означает выражение эзопов язык?

а) метафора                        в)иносказание

б)афоризм                        г)гипербола

5. Кто чаще всего является героями басен?

а) люди                        в)животные

б) богатыри                        г)волшебные герои

6. Одна из лучших басен в творчестве И.И. Дмитриева

а) «Искатели Фортун»б) «Муха»        в) «Два голубя»

7.Отгадайте басню

а) «А Васька слушает да ест»-  _____________________________

б) «Лишь были б желуди. Ведь я от них жирею»-  _____________

в) «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»-  __________________

8.  Кто называл Ворону голубушкой, сестрицей… («Ворона и Лисица»)?

а) Волк                      б) Лисица                           в) Свинья

9. Кто тянет в воду воз с поклажей («Лебедь, Рак и Щука»)?

а) Лебедь             б) Рак                      в) Щука

10. Над чем смеется И.А. Крылов в басне «Ларчик»

а) пустое мудрствование                б) ум                в) мудрость

11. Кто предупреждал Свинью, что дерево засохнет? («Свинья под Дубом»)?

 а) Лисица                            б) Ворон                  в) Волк

12. Сформулируй и запиши ответ.

а  Как называют грубого, невоспитанного человека?-  ______________

б.  Как называется помещение для овец? —  ________________________

в. Что значит выражение «не делать мировой»?-  __________________

13. Помоги героям басни найти свою пару:

           Ягненок  —  ________________

           Кукушка  —  ________________

           Муравей  —  ________________

     Для справок:  Лисица, Стрекоза, Дуб, Слон, Волк, Петух.

14. Закончите крылатые выражения:

         «Кукушка хвалит петуха ______________________________»

         «У сильного всегда ___________________________________»

15. Дана басня Эзопа «Блоха и Человек». Выпиши предложение, в  котором заключается мораль

Охотясь за блохой, человек, наконец, настиг её. Зажав её между двумя пальцами, он прорычал: «Ах ты, мерзавка! Как ты смела кусать меня!»

И услышал в ответ: «Что ж поделаешь, такова жизнь наша блошиная. Но будь добр, не дави меня, — не так уж много зла я тебе причинила!»

Человек затрясся от хохота: «Ха-ха-ха-ха! Ишь, чего вздумала! Прощайся с жизнью. Со злом мириться нельзя — ни с большим, ни с малым!»

Ответ: ______________________________________________________

16. Придумай и запиши басню с такой моралью: «Любишь кататься – люби и саночки возить»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1вариант

2 вариант

1

1 – в

2 – г

3 – а

4 — б

2

а

б

3

б

г

4

б

в

5

а

в

6

а,в

б

7

Стрекоза и муравей

Волк и ягненок

Лисица и ворона

Кот и повар

Свинья и дуб

Ларчик

8

а

б

9

в

б

10

б

а

11

а

б

12

невежда

псарня

ловчий

невежа

овчарня

решение спора

13

Дуб

Слон

Лисица

Волк

Петух

Стрекоза

14

Так пойди ж попляши

Все в музыканты не годитесь

За то, что хвалит он кукушку

Бессильный виноват

15

К сожалению, простая арифметика не всегда работает!

Со злом мириться нельзя — ни с большим, ни с малым!

16

Оценивается по 5-бальной шкале

30 – 27 – оценка 5

26 – 22 – оценка 4

21 – 15 – оценка 3

14 > — оценка 2

Контрольная работа по литературе на тему «Басни» 2 вариант

Часть А

1. Басня – это

А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) повествование, основанное на вымысле;

Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

2. Какого русского баснописца называли «русским Лафонтеном»?

А)Крылов Б) Муравьёв В) Дмитриев

3. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?

А)» Муха» Б)«Осел и Соловей» В) «Свинья под дубом» Г) «Листы и Корни»

4..Назовите имя прародителя басни как жанра :

А)Лафонтен Б)Эзоп В)Крылов Г)Дмитриев

5. Что означает выражение эзопов язык?

А) мораль Б )крылатое выражение В)иносказание Г)гипербола

6. Кто из русских баснописцев писал и басни, и стихи, и сказки?.

А) Муравьёв Б) Дмитриев В) Крылов

7. Как называется художественный прием, когда неживым предметам

присваиваются качества живых?

А)олицетворение Б)сравнение В)аллегория Г)гипербола

8.Из скольких частей может состоять басня?

А) 3 Б ) 2 В) 4

9. Где может находиться мораль в басне?

А) в начале Б) в середине В) в конце

10.Кто может быть героями басен?

А)Люди Б)богатыри В)животные Г)волшебные герои

11. Как достигается многозначность морали басни «Ларчик»: «А Ларчик просто

открывался»

А)перестановкой слов Б)эзоповым языком В) логическим ударением

12.В чем иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?

А) без корней дерево погибнет

Б) Листы справедливо считают, что они «краса»

В) ) Корни не умеют ценить красоту

Г)) Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества

13 В какой из басен содержится вывод «Об искусстве часто берутся судить невежды,

и тогда истинным и даровитым художникам приходится туго. Так происходит не

только в искусстве, но и в любом деле, в жизни вообще».

А) И.А. Крылов «Листы и Корни».

Б) И.И. Дмитриев «Муха».

В) И.А. Крылов «Ларчик».

Г) И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

14. Узнайте героя басни по описанию.«…Вертит его со всех сторон, И голову свою

ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает…»

А)Муха Б)Механики мудрец В)Соловей Г)Листы

Блок Б

1. Помогите герою басни найти пару.

а) Листы …………. Б ) Осел ……………. В ) Муха ………

Контрольная работа по литературе на тему «Басни» 1 вариант

Часть А

1. Басня – это:

А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) повествование, основанное на вымысле;

Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

2. Какого русского баснописца называли «русским Лафонтеном»?

А)Крылов Б) Муравьёв В) Дмитриев

3. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?

А)» Муха» Б)«Осел и Соловей» В) «Свинья под дубом» Г) «Листы и Корни»

4..Назовите имя прародителя басни как жанра :

А)Лафонтен Б)Эзоп В)Крылов Г)Дмитриев

5. Кто из русских баснописцев писал и басни, и стихи, и сказки?.

А) Муравьёв Б) Дмитриев В) Крылов

6. Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?

А)олицетворение Б)сравнение В)аллегория Г)гипербола

7.Из скольких частей может состоять басня?

А) 3 Б ) 2 В) 4

8. Где может находиться мораль в басне

А) в начале Б) в середине В) в конце

9.Кто может быть героями басен?

А)Люди Б)богатыри В)животные Г)волшебные герои

10.В чем иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?

А) без корней дерево погибнет

Б) Листы справедливо считают, что они «краса»

В) ) Корни не умеют ценить красоту

Г)) Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества

11 В какой из басен содержится вывод «Об искусстве часто берутся судить невежды, и тогда истинным и даровитым художникам приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле, в жизни вообще».

А) И.А. Крылов «Листы и Корни».

Б) И.И. Дмитриев «Муха».

В) И.А. Крылов «Ларчик».

Г) И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

12.Узнайте героя басни по описанию. «Неправда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Хвалить себя мы можем без греха!»

А) Муха Б) Механики мудрец В) Соловей Г)Листы

Часть Б

1. Помогите герою басни найти пару.

а) Листы – …………. Б ) Осел – ……………. В ) Муха – ………

  1. Восстановите пропуски в таблице

Фамилия автора

Название басни

Герои

Пороки

Крылов

Механики мудрец

«Муха»

Присваивание чужого труда

Бахвальство и спесь

Осёл

3. Укажите соответствие «фрагмент басни И.А. Крылова – название басни», используя буквы и цифры, запишите ответ парами________________________________________________________________

А. Примолвить можно бы спасибо тут и нам», — 1. «Осёл и Соловей».

Им голос отвечал из-под земли смиренно. 2. «Ларчик».

3. «Листы и корни».

Б. Изрядно, говорит, сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом…

В. Случается нередко видеть нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

4. В баснях не только высмеиваются________________________________(отрицательные качества),такие как__________________________________________________________, но и отмечаются________________________________________(положительные качества), такие как____________________________________________________________________

5. Басня Муравьёва «Верхушка и Корень» и басня Крылова «Листы и Корни» _____________________________________________________________________________-_____________________________________________________________________________-

6. Объясните значение выражений

Голову ломает-

В глаза кидался-

Мы пахали-

7.. Если прочитать слова морали басни «Ларчик « с ударением на слове ПРОСТО, то это означает, что _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Часть С

Выражение «Мы пахали!» можно применить к определённому человеку ( объясните смысл выражения) и к случаю из Вашей жизни, расскажите, к какому.

Контрольная работа по литературе на тему «Басни» 2 вариант

Часть А

1. Басня – это

А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) повествование, основанное на вымысле;

Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

2. Какого русского баснописца называли «русским Лафонтеном»?

А)Крылов Б) Муравьёв В) Дмитриев

3. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?

А)» Муха» Б)«Осел и Соловей» В) «Свинья под дубом» Г) «Листы и Корни»

4..Назовите имя прародителя басни как жанра :

А)Лафонтен Б)Эзоп В)Крылов Г)Дмитриев

5. Кто из русских баснописцев писал и басни, и стихи, и сказки?.

А) Муравьёв Б) Дмитриев В) Крылов

6. Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?

А)олицетворение Б)сравнение В)аллегория Г)гипербола

7.Из скольких частей может состоять басня?

А) 3 Б ) 2 В) 4

8. Где может находиться мораль в басне?

А) в начале Б) в середине В) в конце

9.Кто может быть героями басен?

А)Люди Б)богатыри В)животные Г)волшебные герои

10.В чем иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?

А) без корней дерево погибнет

Б) Листы справедливо считают, что они «краса»

В) ) Корни не умеют ценить красоту

Г)) Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества

11. В какой из басен содержится вывод «Об искусстве часто берутся судить невежды, и тогда истинным и даровитым художникам приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле, в жизни вообще».

А) И.А. Крылов «Листы и Корни».

Б) И.И. Дмитриев «Муха».

В) И.А. Крылов «Ларчик».

Г) И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

12. Узнайте героя басни по описанию.«…Вертит его со всех сторон, И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает…»

А)Муха Б)Механики мудрец В)Соловей Г)Листы

Блок Б

1. Помогите герою басни найти пару.

а) Листы – …………. Б ) Осел – ……………. В ) Муха – ………

Часть Б

  1. Восстановите пропуски в таблице

Фамилия автора

Название басни

Герои

Пороки

Механики мудрец

Дмитриев

«Муха»

Листы

Невежество

3. Укажите соответствие «фрагмент басни Крылова – название», используя буквы и цифры, запишите ответ парами ________________________

А. Внимало всё тогда 1. «Ларчик».

Любимцу и певцу Авроры: 2. «Осёл и Соловей».

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, 3. «Листы и корни».

И прилегли стада.

Б. Случается нередко видеть нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

В. Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

4. В баснях не только высмеиваются________________________________(отрицательные качества),такие как__________________________________________________________, но и отмечаются________________________________________(положительные качества), такие как____________________________________________________________________

5. Басня Муравьёва «Верхушка и Корень» и басня Крылова «Листы и Корни» _____________________________________________________________________________-_____________________________________________________________________________-

6. Объясните значение выражений

Голову ломает-_______________________________________________________________

В глаза кидался-______________________________________________________________

Являть своё искусство стал -_____________________________________________________

7.. Если прочитать слова морали басни «Ларчик « с ударением на слове ОТКРЫВАЛСЯ, то это означает, что____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Часть С

Выражение «Мы пахали!» можно применить к определённому человеку ( объясните смысл выражения) и к случаю из Вашей жизни, расскажите, к какому.

Басня является неотъемлемой частью русской художественной культуры, литературным жанром, который представляет собой краткий стихотворный рассказ, в иносказательной форме сатирически изображающий человеческие отношения и поступки. У его истоков стояли древнегреческий поэт Эзоп и французский поэт Лафонтен.

Герои басен, как правило, животные и даже неодушевленные предметы, а ситуации, в которые они попадают, берутся из жизни людей. Язык басен, который принято называть эзоповым, авторы использовали, чтоб скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателя в доступной и понятной форме.

Иван Андреевич КрыловСреди выдающих русских баснописцев – Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844) – большой русский поэт, публицист и издатель. Басни Крылова давно стали русской классикой: их знает каждый ребенок с детского сада. С именем Ивана Андреевича связан триумф русской басни. И. А. Крылов писал искрометные ироничные басни-зарисовки с поучительной моралью, всего их написано около 210. Еще А. С. Пушкин отмечал веселое лукавство его ума, иронию и живописность выражения. Лучшая оригинальная басня И. А. Крылова – «Волк на псарне». Басни Крылова можно назвать универсальными: в детстве замечаешь исключительно их занимательность, живость, остроумный язык, но с возрастом понимаешь вложенный в них глубочайший смысл. Творческое наследие Крылова неоценимо.

Иван ХемницерХемницер Иван Иванович (1745 – 1784) – поэт и переводчик, дипломат, русский патриот с немецкой кровью, обладающий энциклопедическими знаниями. Иван Иванович – наиболее значительный русский баснописец до Ивана Крылова, который равнялся его творчество, повторяя и сюжеты, и даже отдельные выражения. Всего Хемницером написано около ста басен, треть их которых – талантливые переложения. Как правило, его произведения не содержат прямолинейных нравоучений, его изложение просто и ясно, а мораль вытекает из содержания.

Среди лучших его басен – «Метафизический ученик», «Дерево», «Богач и бедняк». Произведения Ивана Ивановича неизменно включались в детские альманахи и хрестоматии. И пускай басни Хемницера нельзя назвать уморительно смешными, все они имеют глубокий смысл и написаны на злобу дня. Сегодня трудно себе представить, насколько велика была в свое время популярность басен Ивана Ивановича: сборник его басен переиздавался несколько десятков раз.

Иван ДмитриевДмитриев Иван Иванович (1760 – 1837) не только поэт и баснописец, но и государственный деятель, сенатор. Он является литературным предшественником И. А. Крылова. Заслуга Дмитриева в том, что он, выходец из богатой дворянской семьи, получивший прекрасное домашнее образование франкофон, сблизил поэтический язык с разговорной речью образованного, так называемого светского общества. Большое влияние на его творчество оказывали стихи Г. Р. Державина. Иван Иванович не стыдился обращаться в баснях к обыденному и повседневному, стремясь «приятно» выражать «обыкновенные мысли» в стихах, не лишенных остроумия и «тонкости». Иван Иванович полагал, что баснописец должен быть не скучным моралистом, а мудрым советчиком. Басня «Муха» – одна из лучших в творчестве литератора.

Дмитриевым написано около 80 басен, которые наполнены личными чувствами: он опирается исключительно на собственный опыт. Возможно, басни Дмитриева менее красочные и менее экспрессивные, чем, скажем, у Сумарокова. Но Дмитриев совершил творческий прорыв, отойдя от деления жанров на низкие и высокие. Таким образом его трудами стал создаваться единый литературный язык, который, по мнению Ивана Дмитриевича, мог бы использоваться в произведениях любого жанра. Дмитриев боролся против засилья од и литературной безвкусицы, был одним из инициаторов освобождения языка от устаревших тяжеловесных форм, придания стиху изящества, правильности слога и хорошей подачи.

Александр ИзмайловИзмайлов Александр Ефимович (1779 – 1831) – русский чиновник (статский советник), издатель, публицист и педагог. Он пришел в поэзию с государственной службы, и талант А. Е. Измайлова-поэта проявился именно в баснях, первое издание которых вышло в 1814 году. Кроме заимствованных, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специфически русские темы. В них сказалась характерная особенность его дарования – некая добродушная грубость, наклонность к реализму. Зачастую они содержат жанровые зарисовки из быта чиновников, купцов и разночинцев. Лучшие басни Измайлова – «Кулик-астроном», «Лгун», «Дворянка-буянка», «Страсть к стихотворению». Все произведения Измайлова пропитаны русским духом, в них прослеживаются национальные мотивы и правдивое знание русской действительности. В число трудов Измайлова входит также теоретическая работа о басне – «О рассказе басни» и «Разбор басен».

Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777) – русский поэт, драматург и литературный критик. Считается первым профессиональным русским литератором. Особенность поэтической манеры Сумарокова – яркое авторское начало. Александр Петрович создал 334 басни, которые были излюбленным жанром этого поэта-универсалиста. Сам автор считал их баснями-притчами; часть их – вольные переводы Лафонтена, но большинство – оригинальные произведения. Сумароков, будучи также талантливым драматургом, создавал целые поэтические зарисовки с диалогами, бытовыми и языковыми оригинальными подробностями. В написании басен А. П. Сумароков был настоящим новатором. Их злободневное содержание в сочетании с ненавязчивым назиданием способствовало расширению популярности этого жанра.

Изложенные вольным стихом разностопного ямба, его произведения очень легко читаются и запоминаются. При этом, следуя традициям, в стихах Сумароков употребляет нарочито грубую лексику, потому что в то время басню относили к низкому жанру.

Антиох КантемирКантемир Антиох Дмитриевич (1708 – 1744) – современник Петра, русский поэт-сатирик и дипломат молдавского происхождения, деятель раннего русского Просвещения, первопроходец басенного жанра. Именно Кантемир пробудил к нему необычайный интерес в России XVIII века. Именно он первым написал 6 басен («Огонь и восковой болван», «Пчельная матка и змея», «Верблюд и Лисица» и др.) в подражание Эзопу. Он же впервые прибег к эзопову языку, говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «Не прям будучи, прямо все говорить знаю… Много душ исправил я, уча правду ложно».

Василий ТредиаковскийТредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1768) – русский поэт, переводчик и филолог, великий просветитель и гражданин, глубокий исследователь природы поэзии и предназначения поэта. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание. Тредиаковский не мог упустить возможности внести собственный вклад в осуждение человеческих пороков, и басенное творчество отразило духовные искания поэта. В творчестве Тредиаковский уверенно опирался на античную традицию и смело вводил в тексты своих произведений лексику высокого стиля. Современники критиковали Василия Кирилловича за обилие местоимений и некоторых слов, затрудняющих восприятие текста, хотя и они являются принадлежностью народной речи XVII века и неотъемлемыми приметами времени. Самые известные его басни – «Петух и жемчужина», «Пес и Повар», «Кот и Мыши».

Михаил ЛомоносовЛомоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – гордость русской науки и реформатор русского языка. Помимо теоретических трудов в области стихосложения, литературы и языкознания, известны литературные опыты М. В. Ломоносова в жанре басни.

Среди самых известных басен Михаила Васильевича – переложения Лафонтена «Лишь только дневной шум умолк», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», «Мышь некогда, любя святыню». Позаимствовав только идеи, Ломоносов написал совершенно новые произведения с оригинальным русским наигрышем и богатым национальным колоритом. Михаил Васильевич не только продолжил русскую басенную традицию, но и привнес в басенный жанр определенную свежесть и новизну, провел расширение его выразительных средств за счет живой народной речи. Во многом из-за этого его басенные произведения порождали резкую полемику.

Басням М. В. Ломоносова присущи острота мысли и необычность слога. В них нашли отражение литературные и человеческие принципы, которых придерживался сам автор. Произведения М. В. Ломоносова необычайно реалистичны несмотря на присущие басенному жанру аллегоричность и иносказательность.

Василий МайковМайков Василий Иванович (1728 – 1778) – русский поэт и драматург, ученик Сумарокова. В cбopникe «Hpaвoyчитeльныe бacни» поэт paзвивaeт тpaдиции cyмapoкoвcкoй пpитчи. Василий Иванович в своих баснях использовал мотивы русского фольклора и древнерусской литературы. Выраженные в них социальные идеи продолжают пропаганду дворянского либерализма. Так, например, заимствованная у Эзопа, Федра или Лафонтена басня «Лягушки, просящие о царе», как впоследствии и знаменитая крыловская басня на тот же сюжет, содержит осуждение глупых людей, жаждущих власти самодержца, чурбана или – еще хуже – цапли.

В баснях Майков («Нравоучительные басни и сказки») наметил ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Василием Ивановичем с живым сочувствием.

Сергей КошкаровКошкаров Сергей Николаевич (1878 – 1919) – русский поэт и баснописец позднейшего времени. Первый сборник стихотворений и басен Кошкарова вышел в 1902 году в Романово-Борисоглебске. В связи с тем, что влиятельные в городе лица узнали себя в баснях, поэту пришлось переехать. Всего Сергей Николаевич выпустил 5 сборников стихов и басен. После Октябрьской революции Кошкаров вступил в РКП(б) и взял себе революционный псевдоним Сергей Заревой, сотрудничал в окнах сатиры РОСТА, газете «Беднота». Творчество Кошкарова по своему поэтическому строю, лексике и стилистике очень близко к народной, крестьянской поэзии.

В своих баснях Кошкаров использовал традиционные аллегории. Многие его басни носили ярко выраженный социальный и политический характер. В них говорится о Волке, нарядившемся в овечью шкуру и привольно живущем среди овец («Волк»), о Медведе, в страхе от которого «не только лес, и город замолчал» («Медведь»), о Зайце, который решил у Льва просить защиты от всех обид и был им съеден («Право Зайца»), о богаче, пожертвовавшем на бедных тысячу рублей и поднявшем цены, чтобы покрыть эту тысячу («Богач и мастеровой»). Басням Кошкарева свойственна захватывающая интрига и развязка, тщательная прорисовка характеров персонажей посредством их поступков и языка.

Державин Гавриил Романович (1743 – 1816) – государственный деятель и русский поэт эпохи Просвещения, литературный патриарх России. Благодаря личности Державина и его творчеству русская литература ХVIII века получила дальнейшее развитие. Гавриил Романович не мог «пройти равнодушно» мимо такого жанра, как басня, поскольку с молодых лет Державину доводилось встречаться с нарушением законов в стране, бесправием: у него была своя, личная дорога унижений. Таким образом у Гавриила Романовича никогда не пропадала потребность отточить перо, творя в басенном жанре.

Державин обращается к басне во второй половине 1770-х гг. и сохраняет живейший интерес к этому жанру до конца своих дней. Басня «Лев и волк», затрагивающая интересы высших эшелонов власти, и басня «Крестьянин и дуб», удивляющая выразительностью слога, увидели свет еще при жизни поэта. Они характеризуют автора, как смелого, дерзкого человека. Борьба за справедливость и правду – это то, что можно прочувствовать во всех произведениях автора. Правда, басенное наследие поэта невелико и насчитывает чуть более двух десятков произведений, многие из которых так и не были опубликованы при его жизни.

Добившиеся вершин стихотворного мастерства русские баснописцы – талантливые писатели, которые на примере героев своих произведений дают возможность всем взглянуть на свои поступки со стороны и сделать надлежащие выводы. Они учат нас бороться с ложью, неправдой и корыстью. При этом в большинстве миниатюрные стихотворные произведения читаются на одном дыхании и очень быстро запоминаются, становясь для многих девизом по жизни. Выдающиеся мастера русского слова призывают нас проникать в суть происходящего и не обманываться внешними признаками людей и явлений.

  • Кто из президентов сша написал свой собственный рассказ про шерлока холмса
  • Кто из писателей посвятил все свои сказки маленькой дочери аленушке
  • Кто из писателей 20 века посвятил лескову рассказ день крутого человека
  • Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам
  • Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок жуковский пушкин тургенев ершов