Кто лучше напишите краткую рецензию на одно из сочинений аргументированно оценивая его

Такой вид работы, как сочинение-рецензия школьники пишут в 7,8,9,10,11 классах.
До 7 класса школьники выполняют схожий вид творческой работы — отзыв.

Отличие рецензии от отзыва.

Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.

В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения. 

Чтобы написать рецензию, нужно:

  • Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
  • Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
  • Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Сделать выводы и обобщения.

Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино­ фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизион­ного искусства. 
В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника. 
И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.

Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.

Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.

Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.

1) Вступление:

предварительное мнение о книге; 
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания; 
подготовка читателя к восприятию рецензии. 

Клише для вступления в сочинении рецензии:
Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги… 
Кто не знает героев книг..? 
Поводом для создания повести послужила история… 
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с… 

 2) Основная часть:

Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их  переживаний)
Анализ языковых средств. 

Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет)… 
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения)… 
Книга поражает обилием… 
Попробуем разобраться… 
Подробнее стоит остановиться на эпизоде… 
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения… 

3) Заключение:

общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных особенностях  произведения, об отношении автора рецензии к прочитанному произведению. 
Итак, схема:
Основная тема книги «…» 
Действие происходит в 
Главные герои 
Об истории создания 
Автор хотел заинтересовать читателя 
Использует эпитеты/сравнения/метафоры/… 
Основная мысль произведения отражена/раскрывается Закончить хочется словами одного из героев книги  

 Клише для заключения в сочинении-рецензии:

Обобщим сказанное… 
Анализ произведения позволяет утверждать… 
Книга эта очень понравится тем, кто… 
Автор призывает своих читателей… 
Закончить хочется словами одного из героев книги…

Оценка сочинения Борзовой Анны Андреевны

по школьным и вузовским критериям

Тема сочинения. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Оценка по школьным критериям:

К1. Выпускница размышляет в сочинении над предложенной проблемой. В работе прослеживается коммуникативный замысел, т. е. автор высказывания понимает, в чем суть заданного вопроса, и пытается дать на него свой собственный ответ.

Однако в содержании сочинения есть отступления от темы, когда мысли выпускницы «теряются» в многословных рассуждениях и не всегда оправданных сравнениях, лишь опосредованно относящихся к предложенной теме. Таково, например, не совсем удачное сравнение процесса чтения с путешествиями «неопытных туристов» и «бесшабашных альпинистов, уставших от Эльбруса» и включение в текст сочинения сугубо шаблонных выражений для передачи собственных чувств – «горькая кровь скатывалась по моим щекам и капала тяжело и громко на желтые страницы “Лолиты”». Сам тон повествования обнаруживает достаточно скептическое отношение автора сочинения к заданному вопросу и не совсем четкое представление о том, кому адресовано высказывание.

Опосредованно относящимися к теме можно также считать как патриотические рассуждения о портретах писателей в кабинетах литературы, так и абсолютно не аргументированный тезис о том, что «готовые ответы на вопросы» выпускнице «больше дают книги по биологии».

Оценка: «зачет».

К2. Автор сочинения стоит свое рассуждение, привлекая для этого обширный материал русской и мировой литературы, хотя для обоснования своих мыслей достаточно было уместно и аргументированно использовать всего одно произведение. Но имена и фамилии писателей (Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. В. Набокова, Д. Брауна) только упоминаются, а их произведения («Анна Каренина» Толстого и открыто эпатирующие читателя и неоднозначно оцененные у критике «Лолита» и «Ада, или Радости страсти» Набокова, выбор которых говорит о несомненной читательской смелости выпускницы), становятся в сочинении только поводом для выражения эмоций: например, «навострили уши те, заснувшие с книгами Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в руках», «после той затяжной драки с “Анной Карениной”», «он [Набоков] меня сразил однажды», «он меня мучил», «тут Владимир Владимирович меня убил», «дали немного успокаивающего Д.Брауна» и др.

Кроме того, ученица упоминает в сочинении узнаваемые детали популярных мировых бестселлеров: «Хроники Нарнии» К. Льюиса, романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг и «Властелина колец» Д. Р. Р. Толкина («ухожу в холодную Нарнию, волшебный Хогвартс, направляюсь даже в Хоббитон»), что говорит о несомненной начитанности выпускницы и ее интересе к произведениям жанра фэнтези, но, к сожалению, не демонстрирует знания содержания ни одного из названных в сочинении книг и умения использовать их в качестве аргументов и примеров для своих рассуждений о читательском и жизненном опыте, как требует того избранная тема сочинения.

Таким образом, перед выпускницей стояла задача использовать литературный материал либо на уровне элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.), либо в формате интерпретации выбранного произведения в русле выбранной темы, но автор сочинения не использует литературный материал ни в одном из указанных в критериях аспектов. Названные произведения лишь упоминаются или становятся поводом для эмоций, а к их содержанию, проблематике, системе образов, авторской позиции выпускница даже не обращается.

Оценка: «незачет».

К3. Автор сочинения пытается логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, и хотя в работе можно формально выделить вступление, основную часть и заключение, выпускница допускает целый ряд логических недочетов:

  • во вступлении к сочинению не поставлена основная проблема, заключающаяся в том, что именно читательский опыт может добавить к опыту жизненному, а содержатся рассуждения о роли некоторых книг в жизни автора сочинения;

  • свои размышления выпускница усиленно старается облечь в форму яркого публицистического высказывания, сделать их нестандартными и оригинальными, но в начале работы они очень многословны и занимают целых три абзаца (почти половину сочинения), прежде чем ученица приступает к рассуждениям о произведениях В. В. Набокова, о которых в основной части работы следовало бы написать более подробно;

  • третий абзац сочинения начинается со слова «другие», хотя выше нигде не было упомянуто о лицах, о которых было сказано «одни»;

  • не совсем понятно, какова роль рассуждений о том, что есть писатели – «жулики» или «предприниматели»,– и зачем выпускнице нужна эпатажно-самоуничижительная тирада о «глупеньких» и «слепых» читателях, к которым она демонстративно причисляет и себя (см. конец третьего абзаца);

  • далеко не все тезисы, сформулированные выпускницей, подкреплены аргументами и примерами: бездоказательными остаются мысли о том, почему готовые ответы на вопросы ей дают книги по биологии (Что же это за вопросы такие? Неужели только про отношения полов?) и чем же «убил» и «сразил» ее Набоков в «Лолите» и «Аде»;

  • неубедительным и нелогичным является заключение к работе, где выпускница «вдруг» вспоминает о теме сочинения, но своей скептической интонацией словно делает одолжение эксперту, который будет проверять работу; такое заключение никак не перекликается со вступлением и не содержит необходимых и обоснованных выводов и обобщений.

Таким образом, тезисно-доказательная часть работы является слабой и недостаточно аргументированной, хотя в сочинении и нет грубых логических нарушений, которые мешают пониманию смысла сказанного.

Оценка: «зачет».

К4. Выпускница использует в сочинении разнообразную лексику и сложные синтаксические конструкции, что говорит о ее достаточно высоком владении русской письменной речью. Однако в работе допущено много речевых ошибок, снижающих ее качество:

  1. «в моей памяти еще шелестят моменты безумного человека…» (неудачное словоупотребление);

  2. «вы бредете с книгой, взявшись за руки, по местам, которые реальны только на ее страницах…» (Как, взявшись за руки с книгой, можно брести по ее страницам? – неудачное словоупотребление);

  3. «сейчас навострили уши те, заснувшие с книгами…» (употребление иностилевого разговорного оборота в письменной речи);

  4. «отступление произошло в моей голове» (нарушение лексической сочетаемости);

  5. «но только не гневайтесь на меня, о великие странники слова…» и далее до конца абзаца (неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных языковых средств);

  6. «все вышеперечисленное» (канцеляризм);

  7. «с такой мыслью я обнаружила себя на страницах книги…» (нарушение лексической сочетаемости);

  8. «салат всех речей, слогов, методов сказать “любовь к тебе”…» (неудачное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости);

  9. «жизненный опыт, перенесенный с читательского…» (неудачное словоупотребление);

  10. «Читательский опыт дает мне жить жизненный опыт других» (речевой повтор; порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения, двусмысленности: непонятно, что дает жить: жизненный опыт или читательский опыт).

Но, несмотря на допущенные выпускницей речевые ошибки, они не затрудняют понимания смысла сочинения, кроме последнего предложения, смысл которого затемнен.

Оценка: «зачет».

К5. В работе допущены следующие ошибки:

1 орфографическая: «Ада, или радости страсти» (нужно: «Ада, или Радости страсти»);

3 пунктуационные:

  • «для молодых неопытных туристов» (нужно: «для молодых, неопытных туристов», пропущена запятая при однородных определениях);

  • «вот люди очень странные существа» (нужно: «вот люди – очень странные существа», пропущено тире при пропуске связки между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными);

  • «пока! – кто-то, смеясь, крикнул сверху» (нужно: «пока! – кто-то, смеясь, крикнул сверху», пропущены кавычки при прямой речи);

5 грамматических:

  • «такого рода путешествия привлекаемы для молодых…» (нужно: «привлекательны»);

  • «раздумья над смыслами жизни» (нужно: «раздумья над смыслом жизни»;

  • «салат всех речей» (нужно: «салат из всех речей»);

  • «метаясь в словах» (лучше: «мечась»);

  • «жить жизненный опыт других» (нужно: «приобрести жизненный опыт» или «овладеть жизненным опытом»).

Оценка: «зачет».

Общая оценка: «незачет», т. к. по К2 поставлен «незачет».

Оценка по вузовским критериям:

К1. Выпускница поверхностно рассуждает на предложенную тему, достаточно часто уходя от заданного вопроса в рассуждения о собственных эмоциях при прочтении книг, а не о читательском и жизненном опыте. Коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Оценка: 1 балл.

К2. В сочинении литературные произведения лишь упоминаются, не становясь опорой для рассуждения.

Оценка: 0 баллов.

К3. В сочинении прослеживается композиционный замысел, но допущены нарушения композиционной связи между смысловыми частями, особенно между вступлением и заключением, не везде присутствует убедительная аргументация, необходимая для доказательства выдвинутых тезисов.

Оценка: 1 балл.

К4. Выпускница выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, но практически не употребляет литературоведческих терминов, ведя рассуждение на бытовом уровне, допускает отдельные речевые штампы.

Оценка: 2 балла.

К5. Выпускница демонстрирует творческий подход к речевому оформлению работы, стремясь к нестандартности и яркости стиля.

Оценка: 1 балл.

К6. В сочинении допущено более 5 речевых ошибок.

Оценка: 0 баллов.

К7. В сочинении допущена одна негрубая орфографическая ошибка.

Оценка: 3 балла.

К8. В сочинении допущены 3 пунктуационные ошибки.

Оценка: 2 балла.

К9. В сочинении допущено 5 грамматических ошибок.

Оценка: 0 баллов.

К10. Фактические ошибки в фоновом материале в сочинении отсутствуют.

Оценка: 1 балл.

Итого: 11 первичных баллов.

Общая оценка при переводе в 10-балльную шкалу – 4 балла, однако по К2 поставлено 0 баллов, что требует постановки 0 баллов за всю работу.

Рекомендации по выполнению итогового сочинения:

  1. Постоянно помнить про тему сочинения и не отступать от нее на протяжении всей работы, не уходя в общие рассуждения и излишние эмоции, так как итоговое сочинение – это квалификационная работа, дающая допуск к ЕГЭ.

  2. Выбрать одну-две из прочитанных книг для аргументации своих тезисов, но не перечислять понравившиеся книги и не писать только о собственных чувствах, а обязательно обращаться к тематике, проблематике, сюжету, характерам героев и т.п., обращаясь к выборочному комментированному пересказу содержания прочитанных книг и анализу их внутренних смыслов, иллюстрируя выдвинутые в сочинении тезисы.

  3. Обязательно аргументировать сформулированные тезисы и подкреплять их примерами из литературы.

  4. Во вступлении к сочинению сформулировать проблему, которую вы будете доказывать в основной части. Не забыть про обязательную связь вступления и заключения.

  5. Избегать в сочинении речевых и грамматических ошибок, редактируя собственный текст.

  6. Не забывать, кому вы адресуете свое высказывание (как правило, учителю-эксперту), поэтому воздержаться от излишнего эпатажа и иронического скептицизма, который уместен в молодежной среде.

Желаю Вам успехов в написании итогового сочинения 7 декабря!

Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член Союза российских писателей и Союза журналистов Москвы, ведущий научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Что такое рецензия и как ее писать

Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Что такое рецензия

Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

При написании следует:

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Источник

Как писать сочинение-рецензию в 7, 8, 9, 10, 11 классах: план рецензии, отличие рецензии от отзыва.

Отличие рецензии от отзыва.

Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.

В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.

Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.

Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.

Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.

предварительное мнение о книге;
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания;
подготовка читателя к восприятию рецензии.

Клише для вступления в сочинении рецензии:
Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги.
Кто не знает героев книг.
Поводом для создания повести послужила история.
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с.

Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их переживаний)
Анализ языковых средств.

Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет).
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения).
Книга поражает обилием.
Попробуем разобраться.
Подробнее стоит остановиться на эпизоде.
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения.

3) Заключение:

общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных особенностях произведения, об отношении автора рецензии к прочитанному произведению.
Итак, схема:
Основная тема книги «. »
Действие происходит в
Главные герои
Об истории создания
Автор хотел заинтересовать читателя
Использует эпитеты/сравнения/метафоры/.
Основная мысль произведения отражена/раскрывается Закончить хочется словами одного из героев книги

Клише для заключения в сочинении-рецензии:

Обобщим сказанное.
Анализ произведения позволяет утверждать.
Книга эта очень понравится тем, кто.
Автор призывает своих читателей.
Закончить хочется словами одного из героев книги.

Источник

Умеем ли мы проверять сочинение?

Не секрет, что многие школьники писать сочинения не умеют, не любят и даже боятся.

Проблеме «Как научить писать сочинение» посвящено большое количество научно-методических исследований, опытом по обучению написания сочинения делятся на страницах педагогических изданий ведущие учителя литературы.

А может быть, взглянуть на проблему с другой стороны? Знаем ли мы, как… проверить сочинение? Ведь школьное сочинение — сложнейший жанр большого объёма, содержащий элементы исследования и творческого самовыражения его автора. Разве можно, оценивая работу, ограничиться только выставлением отметки (как при проверке контрольной работы или теста)?

Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не выяснил, за что она поставлена, — сочинение писалось напрасно. Ученик из работы в работу будет допускать одни и те же промахи.

Игнорирование учителями педагогической рецензии можно было бы объяснить загруженностью и нехваткой времени. Но если ученик всё же попросит объяснить оценку, учитель должен будет перечитать сочинение, вспомнить свои впечатления и замечания и выразить их, то есть опять тратить время. Проблема видится в том, что учителя не знакомы со спецификой жанра педагогической рецензии и не умеют его создавать.

Еще в 1837 году А.Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: “Сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений”. Непрерывный процесс совершенствования навыков написания сочинения состоит в умении учащихся исправлять созданный текст и работать над новым с учётом сформулированных учителем замечаний.

И ведь сами школьники ждут от нас аргументированной оценки созданной ими творческой работы.

Проведённое анкетирование выпускников позволило получить сведения о том, какое место в школьной практике преподавания литературы занимает написание учителями рецензий на сочинения учащихся.

30,2% опрошенных ответили, что учитель не писал рецензий никогда, 56,6% — учитель писал рецензии иногда, и только 13,2% опрошенных отмечают, что учитель писал рецензии всегда.

Именно эти выпускники смогли привести пример запомнившейся рецензии учителя.

В двух анкетах приведён пример наиболее часто встречающихся реплик учителя, которыми сопровождается выставление оценки: “Тема не раскрыта”, “Тема в общем раскрыта, но есть некоторые недочёты”.

Два выпускника приводят примеры рецензий учителей, в которых, по существу, отсутствует оценка самого сочинения — учителя оценивают (используя общие слова) прилежание ученика: “В общем, ничего, старания видны”, “На тебя это не похоже, это не ты писала”.

Одна вчерашняя школьница вспоминает рецензию, которая была написана преподавателем на её олимпиадное сочинение. В приведённой рецензии отсутствует аргументация высказанных замечаний: “Несмотря на оригинальность суждений (в чём это проявилось? — Е.Е.), работа всё же не соответствует жанру рецензии (какие именно признаки жанра отсутствуют? — Е.Е.)”. В сочинении отсутствовали замечания проверяющего на полях, которые могли бы явиться необходимыми аргументами.

Следует отметить, что у студентов за время обучения в школе сложилось в целом негативное отношение к учительской рецензии. В 66% анкет отмечается, что учителя в рецензиях зачастую оскорбляют авторов сочинений, отбивают своими замечаниями желание создавать новые творческие работы, нетерпимо относятся к проявлению самостоятельности суждений.

Выпускники указывают некорректные слова и выражения, встречающиеся в учительских рецензиях: “балда”, “отвратительно”, “уродский ребёнок”, “ты всё сделал совсем не так”, “никогда не читала ничего более ужасного”, “это бред”, “ты написал полную ахинею”, “ты забыл дома мозги”, “бездарно”, “средненько”, “это недопустимо”, отмечая, что вместо слов “плохо” и “хорошо” лучше употреблять слова “менее удачно”, “более удачно”.

“Не следует употреблять слов с негативной оценкой, резкой критикой («неверно», «неправильно», «ужасно», «безобразно»)”.

“Я отрицательно отношусь к слову «глупо» в рецензии: на ошибках учатся. Учитель, я считаю, должен относиться очень корректно к своей задаче, если указывать на недочёты, то обязательно в совокупности с положительным отзывом и в правильной форме”.

Учащиеся не принимают не только некорректные замечания учителя, но и “лестные, с оттенком фамильярности”.

Выпускники подчёркивают: “рецензия должна быть тактична”; “недопустимо употреблять слова, которые могут вызвать у ребёнка резкую негативную реакцию и на предмет, и на учителя, и на форму работы”; “тон должен быть сдержанным”.

В анкетах отмечается, что зачастую учитель оценивает не работу, а качества личности ученика (причём негативные): “Оценивается ведь работа, а не человек. К сожалению, я с таким сталкивалась”; “Пусть личность человека отдельно, а его сочинение — отдельно”; “Учитель писал: «ты хуже, чем…»”; “Ученик не должен почувствовать себя хуже всех”.

Выпускники указывают, что рецензии учителей не только не стимулируют дальнейшую творческую деятельность учеников, но “отбивают у ученика вообще желание писать сочинение”; “рецензия иногда может понизить существенно самооценку ученика и веру в собственные силы”.

Некоторые выпускники отмечают категоричность оценок учителя, игнорирование им попыток ученика высказывать самостоятельные суждения: “Не должно осуждаться мнение автора”; “Не следует настаивать на определённой «стандартной» интерпретации произведения. Учитель не должен навязывать свою точку зрения на произведение”; “Каждое мнение имеет право на существование, поэтому не надо употреблять «твоё мнение не верно», «ты не прав»”; “Очень обидно прочитать: «твоё мнение никого не интересует»”.

В двух анкетах выражается мысль, что рецензия — диалог ученика и учителя, поэтому тон рецензии “может зависеть от того, кому предназначена рецензия”; “всё зависит от отношений между преподавателем и учеником, и если резкие выражения могут помочь ученику, то почему бы их не использовать?”

Вместе с тем все выпускники отмечают, что рецензии на сочинения необходимы. Два отрицательных ответа (“рецензии не нужны”) прокомментированы следующим образом: “Учителя всё равно ничего путного написать не могут”.

Таким образом, анкетирование выпускников показало, что учителя литературы, к сожалению, не уделяют должного внимания педагогической рецензии, не рассматривают её как средство формирования у учащихся навыков создания письменных текстов.

Мы хотим предложить материалы, которые помогут учителю в создании педагогических рецензий.

Структура педагогической рецензии

Обратим внимание: можно выделить две типологические разновидности жанра педагогической рецензии — итоговую рецензию и обучающую рецензию. Первая разновидность является аргументацией выставленной за итоговое сочинение оценки и обращена не только к ученику, но и к любому, кто заинтересован в получении данной информации (родителям, администрации школы, медальной комиссии и так далее). Вторая разновидность создаётся на текущее сочинение, адресована только её автору, включает объяснение поставленной оценки и рекомендации по совершенствованию текста.

Алгоритм создания обучающей рецензии

Обязательно:

прочесть сочинение и оценить его по всем критериям (см. Структура педагогической рецензии). В текст рецензии включить оценку только тех критериев, которые являются важными для данного сочинения и данного ученика;
— вынести необходимые комментарии и замечания по тексту сочинения на поля;
помнить, что рецензия адресована конкретному ученику;
— учитывать этический аспект оценочного суждения;
— отметить положительные стороны сочинения.

Общая оценка, общее впечатление:

— обязательно обращение к ученику;
— выражение эмоциональной оценки, преобладание словосочетаний “сочинение” + качественное прилагательное: сочинение хорошее, толковое, интересное, сумбурное, продуманное, непродуманное и так далее.

Основная часть рецензии:

— глаголы 2-го лица: раскрываешь; сравниваешь; допускаешь; не задумываешься; не учитываешь и так далее;
— глаголы 3-го лица, единственного числа, прошедшего времени: (не) раскрыл; опустил; нарушила; (не) использовала;
— вводные слова, выражающие чувства говорящего: к сожалению; к счастью; к радости; выражающие оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно; несомненно; возможно; очевидно; по-видимому; безусловно; указывающие на источник сообщаемого: по мнению критика; по-моему; указывающие на последовательность мыслей: во-первых; во-вторых; наконец; прежде всего; в частности; кроме того; например; представляющие собой призыв к собеседнику: понимаешь; пойми; пожалуйста; скажем; предположим;
— краткие страдательные причастия: ошибки допущены; логика нарушена; сделан вывод;
— качественные наречия: хорошо; плохо; глубоко; небрежно; невнимательно; серьёзно и так далее; наречия, смягчающие категоричность суждений: не совсем; не всегда; иногда.

— глаголы повелительного наклонения: устрани; исправь; раскрой; закончи; углуби; продумай;
— риторические вопросы: Почему не работаешь над стилем? Почему не реагируешь на мои замечания?

Алгоритм создания итоговой рецензии

— включение всех основных структурных компонентов рецензии и их аргументация;
— обязательное указание на положительные стороны сочинения.

2. Тема (и основная мысль) сочинения:

— раскрыта правильно и глубоко (указаны все основные… отмечены ведущие черты главного героя… верно сформулирован основной конфликт… раскрыты все особенности…);
— понята, но раскрыта не полно (не указано… не отмечены… лишь названы, но не раскрыты… сосредоточен только на одной проблеме…);
— не раскрыта (не указаны основные… не даётся характеристика героя; не сформулированы даже… не очерчен круг проблем… нет анализа — только пересказ);
— не понята (путает термины… не знает текст произведения… не понимает основной идеи произведения… не понимает задачи и позиции автора…);
— понята, но раскрыта поверхностно (только перечислены… не сделаны выводы о… указаны только внешние стороны… рассмотрена только одна сторона конфликта… не выявлены мотивы поведения героев… не проясняется в полной мере суть характеров… упрощённо истолковывается авторская позиция…);
— тема неоправданно расширена (сужена) (вместо… автор сочинения рассматривает только… перечисляются только… относящиеся к… тема подразумевает анализ… а не пересказ содержания).

3. Композиция сочинения: отсутствует вступление (заключение); вступление (заключение) не соответствует теме… неоправданно большое вступление… вступление и заключение полностью соответствуют теме и основной мысли сочинения…

4. Логичность и последовательность изложения: нарушена логика рассуждения: сначала следует. потом…; из положения… необходимо сделать вывод о…; мысль о… только заявлена, но не развита; автор верно строит рассуждение: начиная с… и так далее.

5. Доказательность: все положения подтверждены текстом; мысль о… не доказана; утверждения о… голословны; приведённый пример… не подтверждает тезис о…

6. Знание текста: автор демонстрирует хорошее знание текста; приводится даже эпизод… упоминается даже деталь… исказил смысл эпизода… этот герой не участвовал в сцене… главного героя зовут. а не…; действие романа происходит не в… а в…; эту речь герой обращает к… а не к….

7. Цитирование: цитаты использованы уместно и в нужном объёме; при подтверждении мысли о… цитата приведена неуместно; цитата… приведена без объяснения её смысла; для подтверждения мыслей можно было бы привести цитату.

8. Язык: язык сочинения точен и выразителен; стиль сочинения соответствуют теме; богатый словарный запас; бедный словарный запас; преобладание однообразных конструкций типа…; тема предполагает использование….

9. Речевые, грамматические и стилистические ошибки выносятся на поля, общее количество указывается в конце рецензии.

10. Место сочинения в процессе литературного развития учащегося: значительно лучше предыдущих работ; устранены… ошибки предыдущих работ; по сравнению с предыдущими работами…; этот жанр сочинения автору не удаётся…

Даже не отличающийся особым усердием ученик тратит на то, чтобы написать “нам” сочинение, не меньше часа. А у того, кто готовится серьёзно, подбирает материал, обдумывает, иногда на написание сочинения уходит и несколько дней. Учитель, освоивший в совершенстве жанр педагогической рецензии, потратит на написание рецензии несколько минут. Зато ученики получат обстоятельный, аргументированный анализ работ, говорящий о том, что учитель действительно заинтересован в их успехах и ждёт от них настоящей победы над этим сложным и коварным жанром — школьным сочинением.

И не будем забывать о том, что любой текст, созданный учителем, — это образец для подражания.

Источник

Как написать рецензию на сочинение по литературе

Как работать над сочинением-рецензией

Рецензия – один из жанров школьного сочинения. Жанр непростой, обладающий своей спецификой, но уже прочно вошедший в школьную практику. Сочинение-рецензия позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации.

На протяжении долгого времени «школьное сочинение рассматривалось как самостоятельный жанр со своими законами и требованиями»*. По своим жанровым особенностям оно приближалось к литературно-критической статье или соответствовало типу текста: сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение. (Такие типы сочинений и сейчас выделяются некоторыми методистами.) Хотя предлагались и другие подходы к классификации сочинений, они не прижились, и на выпускном экзамене по литературе до 1989 года господствовало жанровое однообразие.

Сегодня школьное сочинение многообразно по тематике, стилистике и предполагает наличие у учащихся знаний и умений по созданию различных речевых жанров, в том числе и рецензий.

Высокого результата в обучении рецензированию как способу выражения аргументированной оценки можно достичь только при условии системности проводимой работы, тесной взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Работу над рецензиями можно начинать в 5-м классе с рецензий на устные ответы и сочинения товарищей и, постепенно усложняя, завершить к концу 11-го класса рецензиями на самостоятельно прочитанные произведения современной литературы.

В обучении рецензированию важно не забывать и о других речевых жанрах. Близкими к рецензии жанрами являются:

1) библиографическая заметка – краткая информация о произведении;

2) аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.д.;

3) отзыв – выражение эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

4) обозрение – анализ-характеристика нескольких произведений, объединенных хронологически, тематически и т.п.;

5) литературно-критическая статья – рассмотрение актуальных общественных, политических, нравственных и других
проблем на основе анализа одного или нескольких произведений искусства.

Работая над рецензией в 8–9-х классах, мы привлекали знания об аннотации и отзыве. С обозрением и литературно-критической статьей учащиеся познакомятся в старших классах.

Что же представляет собой рецензия?

Рецензия – это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.

Рецензия – это жанр:

• полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);
• аргументированный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);
• эмоциональный (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);
• полиадресный (предназначен для широкого круга читателей);
• преимущественно письменный;
• индивидуальный (автор – конкретный человек);
• стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

Обязательными структурными элементами рецензии являются:

• сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
• общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и других приемов);
• анализ содержания и формы произведения;
• определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
• привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

Этот материал предназначен учителю, а что и как сообщить ученикам, он решит сам.

Эффективность обучения рецензированию во многом зависит от последовательности и системности проводимой работы. Но именно последовательность и системность труднее всего обеспечить. Рецензии на устные ответы и на сочинения товарищей широко используются в школьной практике и даже вошли в современные учебники (например, учебник «Русская речь» Е.И. Никитиной). Рецензиям на литературные произведения тоже уделяется сейчас много внимания, но такую работу рекомендуют проводить только в старших классах. А что же рецензировать ученикам 8–9-х классов? Сочинения – уже слишком просто, да и скучно, литературные произведения – рано и сложно. Мы предлагаем научить детей рецензировать творческие работы одноклассников. Необходимо пояснить, что мы называем творческими работами. Несомненно, любую учебную работу школьника можно назвать творческой. Но среди разнообразных сочинений, основанных и на литературном материале, и на жизненном опыте, резко выделяются работы с самостоятельно придуманным сюжетом, оригинальным жанровым решением, индивидуальным стилем. Это могут быть эссе, дневниковые записи, путевые заметки, стихотворения, поэмы, пьесы и т.п., разнообразные по теме, а главное – непредсказуемые по содержанию. К таким работам нельзя подходить с позиций традиционного сочинения. Мы называем их творческими работами и предлагаем условно рассматривать как литературное произведение. Этот материал удобен для рецензирования, так как очень интересен, но достаточно прост. В то же время это учебный материал, который может использоваться более свободно, чем литературное произведение. Это способствует большей самостоятельности учащихся. Кроме того, детские работы, как правило, не очень сложны для анализа, и практика показывает, что ученики во время анализа гораздо глубже проникают в текст, чем сам автор. Взаиморецензирование помогает учащимся еще и по-другому посмотреть на себя и товарищей, учит доброжелательному отношению друг к другу, терпимости к чужому мнению.

Итак, целесообразно предложить такую последовательность работы:

5-й класс – устные рецензии на ответ товарища;

6–7-й классы – рецензии на сочинение товарища;

8–9-й классы – рецензии на творческие работы одноклассников;

10–11-й классы – рецензии на произведения современной литературы.

Покажем, как можно построить работу в 8-м классе. К 8-му классу учащиеся знакомы с понятием «рецензия». Предваряя специальный разговор о рецензировании, мы предложили восьмиклассникам написать рецензию на творческую работу товарища самостоятельно. Выполнение этого задания заставило учащихся понять, что к творческой работе нельзя подходить как к обычному сочинению. Это побудило их к поиску других подходов и подготовило к серьезному разговору.

Задача первого занятия – показать различия между рецензией на сочинение и рецензией на творческую работу. В хорошо подготовленном классе с этой задачей могут справиться и сами ученики. Основные отличия определяются изменившимся предметом анализа: теперь перед учениками работа, которую можно рассматривать как литературное произведение, а значит, ее надо анализировать с позиций литературоведения: определить тему, идею, жанр, рассмотреть сюжет, композицию, систему образов, обратить внимание на особенности языка и стиля произведения (эта терминология уже хорошо известна восьмиклассникам). Меняется представление об адресанте: это уже не просто одноклассник, это автор-писатель, следовательно, и адресат не только товарищ, а и читатель, критик. В этом есть элемент игры, но игры серьезной, и ее правила учащиеся с удовольствием принимают.

Помимо постановки задачи и уточнения коммуникативного намерения, на этом же занятии необходимо выделить обязательные структурные компоненты рецензии, которые в том или ином объеме должны быть представлены в ученической рецензии. Некоторые компоненты можно уточнить, предлагая самим школьникам выбрать, на чем лучше остановить свое внимание.

1. Представление произведения. Общая характеристика-оценка.

2. Анализ содержания:

• тема и основная идея;
• сюжет;
• система образов (в том числе образ автора, рассказчика);
• роль заглавия и эпиграфа;
• особенности жанра.

• композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов);
• особенности языка и стиля.

4. Общая оценка произведения.

5. Пожелания другим читателям (возможно, и автору).

В качестве домашнего задания предлагается написать рецензию на творческую работу ученика (работы должны быть просмотрены учителем, но оценки лучше не ставить, тогда суждения учеников будут более самостоятельными). В зависимости от особенностей класса работы можно раздать по желанию, попарно или произвольно.

Написанные рецензии стали полнее, серьезнее. Ученики внимательнее относятся к анализируемому тексту, чаще используют литературоведческие темы, уменьшился объем пересказа. Но существенным недостатком оказалась бедность языка, однообразие синтаксических конструкций, ошибочное использование литературоведческих понятий. Это определило содержание следующего занятия.

На втором занятии после анализа рецензий учителем предлагаем ученикам познакомиться с типичными речевыми конструкциями, наиболее часто встречающимися в рецензиях. Речевые конструкции, написанные на доске или на плакатах, сгруппированы по смысловому единству и представляют собой речевые модели различных структурных компонентов рецензии. Напомним, что мы учимся писать «настоящие» рецензии, поэтому будем называть одноклассника автором, себя считать критиком. Можно немного пофантазировать, представить себе, что произведение опубликовано и доступно широкому кругу читателей. (Заглавия пока не показываем.)

Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован. )

Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт. ), но и.

Его книги (рассказы, произведения) вызывают. (чувства, мысли, поступки).

Сюжет построен так, что.

Центральной сюжетной линией стала.

В центре внимания автора.

Герой-рассказчик пытается объяснить.

Автор населил свои книги героями (людьми. )

Мир, в котором живут герои.

Главный герой есть.

О впечатлениях от произведения

На первый взгляд кажется, что.

Книга поражает (удивляет. )

О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.

Заложена стержневая тема о.

Много места уделено проблеме.

Проблематику можно было бы определить как.

Об авторской позиции

Писатель предпочел (что? чему?)

Он (автор) скрупулезно анализирует.

Интересно для нас предложение автора о.

Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

Автор предпочел обычному рассказу жанр.

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Интересны речевые характеристики героев.

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Позволю себе с ним не согласиться.

Нельзя исключать (не учитывать) и.

В отличие от автора, я считаю, что.

Возможно, не все верно (правильно, безупречно. )

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Писатель упускает из виду (пренебрегает).

Конечно, эти модели далеко не полны. Учитель может расширить их, изменить, упростить или усложнить, но они очень важны для обучения речевым жанрам. Типичные речевые конструкции позволяют ученикам выбрать подходящее слово, синтаксическую модель, облегчают конструирование текста и подталкивают к самостоятельному творчеству.

На этом этапе работы целесообразны следующие упражнения:

1) определить, какому структурному компоненту соответствуют группы речевых конструкций (т.е. озаглавить их);

2) продолжить или составить предложения с 5–6 речевыми конструкциями;

3) составить микротекст по одному из структурных компонентов рецензии, используя типичные речевые конструкции, на основе рецензируемой творческой работы;

4) отредактировать свою рецензию.

Результаты, полученные нами, свидетельствуют о том, что предложенный подход позволил учащимся освоить конкретные навыки рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции. Приведем примеры из работ восьмиклассников.

Мне кажется, основная идея рассказа – «каждый век хорош», но надо ценить свое прошлое и дорожить им.
(Оля К.)

Это рассказ о человеке, который, всячески обманывая своего начальника, материально обогащался. (Сережа Ч.)

В целом в произведении интересен лишь сюжет.
(Сережа Ч.)

Сюжет развивается очень динамично, быстро, поэтому рассказ читается очень легко. (Юля Ш.)

Я думаю, этот рассказ стоит прочитать и подумать, не похож ли ты на Петра Ивановича Болзникова.
(Юля Ш.)

Заглавие, которое дал Сергей, прямо отражает содержание рассказа. (Александр Б.)

Сергей не использовал выразительные средства, которые сделали бы его рассказ более интересным и красочным. (Александр Б.)

Рассказ заслуживает высокой оценки. (Денис Ч.)

Автор рисует образ простодушного Крюкова и противопоставляет ему всех подозревающего Статского. (Наташа В.)

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк. (Катя П.)

Не со всем здесь можно согласиться. (Паша В.)

Большим плюсом я считаю использование эпиграфа, причем очень уместного для этого произведения. (Маша Г.)

В этом рассказе говорится о пожилом человеке, который вспоминает свою жизнь, просматривая старые дневниковые записи. (Аня К.)

Особенно мне понравилось то, что автор на протяжении всего повествования сохраняет интригу. (Аня К.)

После того как результаты работы над такими рецензиями, по мнению учителя, станут удовлетворительными, задания можно постепенно усложнять. Для первых опытов рецензирования литературных произведений лучше использовать рассказы А.С. Грина. Они интересны для подростков, невелики по объему и достаточно просты для анализа. Начать лучше с общего для всего класса задания. На одном из уроков развития речи можно проанализировать рассказ А.С. Грина «Победитель» (он напечатан в учебнике Е.И. Никитиной) и предложить написать рецензию. После анализа и редактирования работ (а это будет работа коллективная) интересно дать следующее задание: написать аннотацию, отзыв и рецензию на рассказ А.С. Грина «Голос и глаз». Это поможет еще раз уточнить особенности каждого жанра, сопоставить их с рецензией, а также усовершенствовать умение выбирать стиль в зависимости от речевой задачи. Покажем, как одна из учениц справилась с заданием. (Нами сохранен авторский стиль, отредактировать эти работы можно предложить ученикам.)

Грин А.С. Голос и глаз. М.: Просвещение, 1998.

В этом рассказе, как и в других, поднимаются вечные проблемы любви, надежды, веры в лучшее, победы чувства над действительностью. Рассказ будет интересен широкому кругу читателей.

Мне понравился рассказ А.С. Грина «Голос и глаз». Хотя сюжет очень простой, но нежность, с которой герои относятся друг к другу, поражает. В произведении есть моменты, когда начинаешь сомневаться, хорошо ли все кончится. Но в том, что Рабид не разлюбит Дези, увидев ее, я была уверена с самого начала. Ведь он человек с добрым сердцем, судящий о людях по душе, а не по внешности. Я не сказала бы, что это оригинальный рассказ, но вечные темы любви, веры в лучшее, победы чувства над действительностью, поднимающиеся в нем, не утратят актуальности никогда.

В прочитанном мною рассказе «Голос и глаз» А.С. Грина говорится о слепом человеке Рабиде, лежащем в клинике после операции на глазах с надеждами на выздоровление, и медсестре Дези, ухаживающей за ним. Мне кажется, основная идея заключается в том, что чувство может и должно побеждать действительность. Сюжет развивается довольно быстро, динамично, нет ни затянутости, ни занудности. Главный герой, Рабид, очень добрый, чувствительный молодой человек, судящий о людях по их душам, а не по внешности. Дези, служащая в клинике, некрасивая, по ее мнению, одинокая, нежная девушка. Мир, в котором живут герои, как и люди в нем, наполнен добротой, отзывчивостью, надеждами, верой в лучшее. Но там есть чуть-чуть тревоги, сомнений, хотя хорошие чувства отодвигают их на второй план.

Заглавие подобрано очень удачно и отражает основную идею, потому что, я считаю, голос сравнивается с чувством, а глаз – с действительностью. И именно такая последовательность слов свидетельствует о победе чувства.

Композиция рассказа линейная. Я думаю, автор, описывая своих героев, использовал не столько словесное рисование, сколько психологический портрет. Это у него хорошо получилось.

По моему мнению, рассказ будет интересен многим читателям, так как читается очень легко, а сюжет увлекательный.

Как видим, ученица справилась с заданием. Главное – сохранены обязательные структурные компоненты в каждом жанре. В работах можно определить коммуникативное намерение автора, которое диктует и отбор стилистических средств. Во всех работах по-разному выражена одна и та же главная мысль: рассказ Грина о том, как чувство побеждает действительность. Если в аннотации и отзыве эта мысль только названа, то в рецензии она обоснована анализом сюжета и заглавия.

Таким образом, рецензии на творческие работы могут стать важным звеном в обучении рецензированию. Если в 8–9-х классах провести такую работу, то можно быть уверенным, что в 10–11-х классах учащиеся справятся с более сложным материалом и будут хорошо подготовлены к выпускным и вступительным испытаниям по русскому языку и литературе.

Познакомьтесь с планом выборочной рецензии, запишите его и пользуйтесь им при оценке ответов товарищей.

ПЛАН ВЫБОРОЧНОЙ РЕЦЕНЗИИ

1. Была ли удачной вступительная фраза?

2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?

3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?

4. Были ли нарушения последовательности?

5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?

6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать рецензию на сочинение по литературе, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Как написать рецензию на сочинение по литературе», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Отзыв на повесть Бедная Лиза Карамзина

Четыре дня назад я прочитала замечательный рассказ под названием «Бедная Лиза». Он впечатлил меня до слез. и этому есть объяснение. Карамзин является тем литератором, который ввел в русскую литературу сентиментализм. Сам по себе сентиментализм был зарожден во Франции и пользовался славой литературы безмерно эмоциональной.

Я хочу поделиться впечатлениями, вызванными книгой Карамзина.

Мое отношение к главной героине – жалостливое. А вот герой мне абсолютно неприятен вызывает чувство тотального отвращения. Из-за поступка второго Лиза очень страдала и потому автор окрестил ее «бедной».

По сюжету произведения в центре внимания читателя находится девушка, которая является наполовину сиротой. Она занимается тем, что продает цветы. Из живых родителей у нее осталась лишь мать. Отец умер, именно потому мама и дочка теперь бедствуют.

В основе сюжета лежит любовь между простой девушкой Лизой и богатым состоятельным дворянином Эрастом. Каждое утро девушка отправляется в город, дабы продавать с вечера заготовленные цветы на рынке. Только таким образом Лиза и ее мать могут получить хоть немного денежек для жизни. Однажды она сидела очень грустная и тут к ней подошел молодой человек. Одет он был достаточно богато. Их взгляды пересеклись и… Лиза поняла, что влюбилась. Молодой человек купил цветов у бедной девушки, при этом он заплатил за них сумму, в несколько раз превышающую нужную Лизу это смутило, но тот успокоил ее. Спустя время герои познакомились поближе, и Лиза узнала, что ее благодетеля зовут Эраст.

Девушка, у которой сердце было чуткое, доброе, поверила молодому человеку, который тоже признавался ей в любви. Эраст – это выходец из дворянского сословия. Герой пользуется чистотой и невинностью девушки, а сам отправляется воевать в другую страну, потом проигрывает все свои богатства и женится на овдовевшей, но богатой женщине. Лизино сердечко не выдерживает данного предательства и заканчивает жизнь самоубийством. В этом поступке есть нечто схожее истории Лиз с историей жизни Катерины из «Грозы» Островского. Героиня знает, что самоубийство есть самый огромный грех, но она не в силах найти иной выиграть.

Это произведение учит не быть наивным и чересчур доверчивыми к незнакомым людям. В своем произведении Карамзин попытался вызвать максимальную волну эмоций у читателя.

Рецензия на книгу Бедная Лиза. Вариант 2

Прежде, чем написать что-то в отношении произведения, стоит узнать и понять о чем оно.

Так вот это история о бедной Лизе, которая с малых лет была вынуждена работать и хоть как-то обеспечивать себя и свою больную мать. Но вот однажды она встретила Эраста и, видимо, этой встрече суждено было случиться, ведь молодые люди полюбили друг друга, но как это случается в несчастливых романах – их любви не суждено было продлиться вечно и в один момент все обрушилось. Лиза узнала о якобы измене Эраста и, разумеется, это ранило ее, но ведь она не знала и половины правды, которую Эраст обязан был ей сказать, но не решился, например хотя бы той, что Эраст так и любил до конца своих дней ее одну, просто не мог поступить иначе, ведь он был должен массу денег и другого выхода, кроме как жениться на престарелой барышне, просто не было. Закончилась повесть , как и подобает всем историям с печальным концом, вполне трагичным финалом, бедная девушка не смогла смириться с тем, что ее возлюбленный женится на другой, а он в свою очередь не смог быть счастливым, виня себя до конца своих дней в смерти той, которую по истине любил.

Казалось бы, такая знакомая история, которую описывал не только Карамзин, но и другие авторы. Но о чем она? А ведь ответ так прост. Это история о подлости, на которую люди идут ради решения своих проблем, не думая о том – какую боль они способны своей подлостью причинить тем, кого искренне любят. Это повесть об эгоизме. Да, именно эгоизме, ведь Лиза не смогла смириться с болью от потери Эраста, но, решив свести счеты с жизнью, она не подумала о том, что где-то там ее больная мать , которая просто не сможет жить без нее. Таким образом юное создание погубило уже две жизни, а не только свою, но ведь этого можно было бы и избежать, но, видимо, не суждено.

Таким образом такая простая, но такая сложная история попросту учит нас тому, что не должна корысть идти впереди доброты и счастья, не нужно забывать о том, что вы ответственны за тех, с кем объясняетесь в любви, и всегда стоит помнить, что только вы ответственны за своих близких.

Забывая о других и находя псевдо решение своей проблемы, мы часто допускаем свои главные ошибки в жизни и в конечном итоге теряем все. Но ведь это не правильно, поэтому я считаю, что данная повесть является неплохим примером для молодежи в отношении того, как не стоит вести себя по отношению не только тем, кого ты любишь, но и просто к людям, которым по той или иной причине мы можем нанести вред и боль. Не нужно создавать себе проблем, которые потребуют принятия решений, способных уничтожить других, так и не решив ваших проблем. Не делайте больно, ни себе, ни людям. это не сложно. Гораздо сложнее жить, когда уже ничего не подлежит решению.

9 класс

  • Автор: Н. М. Карамзин
  • Произведение: Бедная Лиза
  • Это сочинение списано 82 020 раз

В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста.

Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась наоборот – спокойной и веселой. После смерти отца, ее мать ослабла, потому что Лизе приходилось работать день и ночь напролет, чтобы прокормить себя и мать. Она ткала холсты, вязала чулки, летом собирала ягоды, а зимой рвала цветы и продавала их. Лиза была слишком доверчива. Девушка думала, что их любовь взаимна, поэтому доверила ему свою невинность, как позже оказалось – напрасно.

Художественные средства в повести помогли писателю более точно описать быт того времени, героев, окружающий мир. В тексте используются эпитеты, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы, восклицания. Эпитеты – новые красоты, густо-зеленые луга, зажиточный поселянин, любезная Лиза. Олицетворения – воют ветры и другие. Риторические вопросы, восклицания – “Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?”, “Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, “Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?”. Эти художественные средства создают выразительность мира произведения.

Повесть названа “Бедная Лиза”, так как Лиза пострадала от несчастной любви, ей не хотелось жить и она бросилась в воду.

Мне понравился рассказ “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина. Очень жаль Лизу и Эраста. Данное произведение заставляет задуматься о том, что не стоить бросаться в омут влюбленности не думая о последствиях.

Посмотрите эти сочинения

  • Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести «Бедная Лиза») 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
  • История в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все […]
  • Сочинение на тему «Чудный собор» Идея создания собора заключалась в духовном единстве. Соборные движения способствуют объединению целей, стремлению к добру и счастью. Поэтому и снаружи Собор представляет собой большое здание, объединяющее в себе несколько церквей или храмов. Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью, поэтому его непревзойденную красоту необходимо видеть своими глазами. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления. Купола с золотыми крестами располагаются на разной […]
  • Философская лирика Заболоцкого Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
  • Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» — именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Почему я хочу работать в органах прокуратуры Сила и ответственность, справедливость и благоразумие, преступление и закон. Все на них, на тех людях, что днем и ночью стерегут наш порядок, наше благополучие, нашу жизнь, в конце концов! Когда меня спрашивают, кем я хочу быть, я отвечаю – «я хочу работать в органах прокуратуры». Многие меня высмеивают, кто-то говорит, что с такой зарплатой мне самому будет впору грабить банки. Я терплю, потому что знаю, чего хочу. Служение людям, поддержание порядка, охрана закона – вот моя цель в этой жизни. С каждым днем на […]
  • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
  • Образ рассказчика в повести Пушкина «Выстрел» Повесть «Выстрел» отличается многоуровневой композицией, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин находится на верхней ступени композиционной лестницы. Но право стать автором он как бы передает Ивану Петровичу Белкину, именно поэтому и называет свои сочинения, куда входит и «Выстрел», «Повестями Белкина». Содержание повести было передано ему людьми, которые были свидетелями всего случившегося или имели хотя бы какое‑то отношение к тем, с кем все это произошло. С одной […]
  • Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
  • Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
  • Почему Печорин — странный человек? Итак, «Герой нашего времени» — психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени — оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения — раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
  • Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
  • Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
  • «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
  • Планета Земля (сочинение) А вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительна и необыкновенна наша планета? Конечно, среди всей этой бешеной круговерти нашей жизни, под непрекращающимся грузом ежедневных забот и проблем сложно просто остановиться и найти время на то, чтобы просто восхититься таким чудесным и единственным в своем роде миром — планетой Земля. Практически все планеты Солнечной системы носят величественные имена: Марс, Венера, Юпитер — сплошь имена могущественных богов. А наша скромно названная Земля, хоть и […]
  • Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (анализ) Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он «повернулся» к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон — не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена — подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
  • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]

Художественные особенности

Повесть о бедной девушке написана на актуальную тематику о безответном чувстве. А также автор затронул проблему ценностей человека. В тексте четко прослеживаются черты сентиментализма. Его можно разделить на части и выделить три основных аспекта плана:

  • Эмоциональность.
  • Роль природы и окружения героев.
  • Использование гипербол.

Карамзин первым из писателей начал создавать очерки о душевных страданиях и внутреннем мире человека.

Аннотацию на рассказ «Бедная Лиза» изучают в 9 классе. Сочинение-рецензия на литературное произведение помогает ученикам проникнуться сочувствием к главной героине и почувствовать ненависть к Эрасту. Все это кратко записывают в читательский дневник.

В своей повести Карамзин применяет внутренние монологи. Кроме этого, часто возникает голос повествователя. Описание пейзажа и всего, что находится вокруг главных героев, плавно сливается с их настроением. Писатель пытается донести до читателя, что чувства могут возникнуть у всех сословий.

Произведение «Бедная Лиза» имеет небольшой размер, легко читается и воспринимается. Карамзин по максимуму передал настроение и чувства, которые испытывали персонажи. А глубокие описания помогают прочувствовать атмосферу того времени.

Отзывы читателей

Повесть «Бедная Лиза» считается нетленной классикой. Многие уже прочитали это произведение и высказали свое мнение о нем.

Очень эмоциональная книга, полная крайностей. Невероятно сильная любовь и ужасающее предательство. Было грустно на душе после прочтения. Но это полезно для девушек, многие молодые дамы совершенно не думают в кого влюбляются. Так было и в описанные времена, и существует по сей день.

Ольга

Печальная повесть, но все-таки местами приукрашенная. Крестьянка обеспечивает семью, торгуя ландышами, а ее мать лечится розовой водой. В реальности все намного сложнее, но не буду цепляться за эти детали. Произведение хорошее, красивое, рекомендую его для прочтения.

Екатерина

Если кратко, потрясающая книга талантливого автора. Написано красиво и легко читается, в том плане, что повесть написана давно, а читаешь, будто современную. Сюжет о любви дворянина и крестьянки классический. Мне очень понравилось.
Наталья

Отличие рецензии от отзыва.

Рецензия
— это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению. Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка. В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.

Чтобы написать рецензию, нужно:

  • Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
  • Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
  • Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
  • Аргументировать свою точку зрения;
  • Сделать выводы и обобщения.

Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино­ фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизион­ного искусства. В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника. И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.
Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции. Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.

Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.

Коротко о рассказе

Писатель Карамзин был очень чутким и ранимым человеком. На протяжении всей жизни он верил в искреннюю любовь и старался бороться с несправедливостью. Данный факт четко прослеживается в рецензии на книгу «Бедная Лиза». Это произведение о простой девушке-крестьянке, которая влюбилась в дворянина. В конце рассказа главная героиня совершает самоубийство из-за безответной любви.

Лиза воспитывалась без отца. Она проживала с матерью в обычной деревушке и изредка выезжала в город продавать цветы, которые собирала на полянках. В одну из таких поездок она встретила парня по имени Эраст. Он, пораженный ее искренностью, скромностью и красотой, проявил к ней интерес. Девушка влюбилась в него с первого взгляда. Герой часто приходил к ней, и от этого ее чувства становились сильнее. Она считала, что их любовь взаимна.

Добившись от Лизы близости, Эраст больше не появлялся. Девушка сильно переживала и тосковала по любимому. Через некоторое время она совершила побег из дома и закончила жизнь самоубийством. Концовка произведения дает полную характеристику его названию.

Автор довольно подробно описал героев. Он использовал различные литературные приемы. Карамзин показал на примере, что может случиться, если влюбиться в человека, которого совершенно не знаешь. Безответная любовь простой девушки Лизы трогает читателя до глубины души, она вызывает жалость и сочувствие. Писатель дает понять, что на самом деле жизнь не так прекрасна, а реальна и сурова.

Рецензия на «Бедную Лизу» дает возможность увидеть, что может произойти из-за глупой влюбленности в обычного прохожего. Автор хочет предостеречь каждого, что нужно тщательней узнавать человека, прежде чем впускать его в свое сердце, чтобы последствия не стали трагическими, как у героини рассказа.

Кроме главных персонажей, Лизы и Эраста, в повести встречаются второстепенные герои, например:

  • Мама Лизы — больная старушка с добрым сердцем.
  • Анюта — молодая девушка, соседка главной героини.
  • Вдова — богатая женщина, которая тоже любила Эраста. После смерти Лизы он женился на ней.

Автора можно отнести к числу героев рассказа, так как он лично был знаком с Эрастом и посещал могилу Лизы.

  • Кто из античных философов писал сочинения в форме диалогов
  • Кто лучше всех знает волшебные сказки
  • Кто из авторов иллюстрировал свои рассказы
  • Кто лишний по сказкам картинки
  • Кто идет рассказ джона кэмпбелла