Кто лучше всех знает волшебные сказки

ГБОУ «Гимназия № 24»

Города Севастополя

урок

по литературному чтению

в 3 классе

« Волшебные сказки»

Учитель: Гузиева В.В.

УМК: Гармония

Тема: « Волшебные сказки»

Цели:

1) сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;

2) повторить понятие «сказка», группы сказок;

3) развивать творческое мышление учащихся;

4) умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки — светофор, раздаточный материал, презентация к уроку.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.

− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?

− А какие произведения вы читали?

− Вспомните ваши любимые сказки.

Дети называют полюбившиеся сказки.

− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»

− Как вы думаете, почему их так называют?

− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать?*план действий)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

− Вспомните определение сказки. (Сказка — это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)

− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)

− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)

− Как обычно строится сказка? (Начало – действие- кульминация — конец.)

− Итак, что вы повторили?

(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)

− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»

На доске — названия сказок:

«Баба Яга»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Каша из топора»

«Гуси−лебеди»

− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки.

У вас на парте лежит карточка со схемой , закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

− Кто не нашёл волшебную сказку?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)

− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?

− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?

− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)

− Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)

− Правильно! Вы должны вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)

− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.)

− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из вас на парте.

− Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)

− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)

− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

5. Реализация построенного проекта

− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)

Каждая группа даёт свой ответ.

− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)

Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску постепенно (по шагам).

− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.

− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.

− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся к группе «сказки о животных»)

− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)

− О чём шла речь? (О построении сказки.)

Вывешивается второй признак.

− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)

− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)

− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)

− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.

− В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.

− Скажите, вам всё понятно?

− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.

− Сформулируйте третий признак волшебной сказки.

Вывешивается третий признак.

− Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)

− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)

− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

− Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)

− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.)

Вывешивается четвёртый признак.

− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.

− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?

− Посмотрите на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)

− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)

Вывешивается пятый признак.

− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)

− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)

− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки.

− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?

На доске появляются схема с правильным ответом- дети сверяют со своим ответом.

− Итак, верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)

Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на сказке, которую вы читали дома. Проверка выполнения проводится фронтально.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

— Следующее упражнение поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности волшебной сказки. Дома вы прочитали сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Гуси -лебеди.». Текст сказок лежит у вас на партах (по вариантам). У каждого из вас есть таблица, в левой части которой признаки волшебной сказки, а правая колонка пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке и, если возможно, подчеркните место в сказке, подтверждающее данный признак.

После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки

− У кого вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?

− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?

− У кого это задание не вызвало затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

− Поэтому я вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные сказки, стихи, рассказы?

− Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы озвучит то, что вы придумаете вместе.

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)

— Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

— У вас на партах лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка — сомнение, красная карточка — отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.

  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.

  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.

  • Я доволен своей работой на уроке.

— Молодцы!

Домашнее задание:

Сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».

Класс: 3

УМК: «Гармония»

Урок: Чтение

Тема: «
Волшебные сказки»

Цели:  сформировать
умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок, повторить понятие
«сказка», группы сказок; развивать творческое мышление учащихся;

Планируемые
результаты:

Предметные:
учащиеся научатся отличать волшебную сказку от других видов сказок; находить в
тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства
художественной выразительности.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из
текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие
умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: понимать учебную
задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и
высказывания.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах,
умение слушать и слышать, договариваться.

Личностные: ученик
оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной
учебной деятельности.

Ход
урока

1.Организационный момент.

− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке.


Давайте вспомним домашнее задание. (участие детей в игре радиотеатра)

− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?
(Мы научились пересказывать подробно и выборочно.)

− А какие произведения вы читали? (Мы читали сказки.)

− Вспомните ваши любимые сказки. (Баба Яга, «Падчерица
и  мачехина дочка и т.д.) Дети называют полюбившиеся сказки.

− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам.
Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть
эти сказки!»

− Как вы думаете, почему их так называют?

− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы
будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.)

− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».)

− Что это за качество человека? (…)

− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

− Желаю вам
успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии.

− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была
успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового
знания.)

− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение,
переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.)

− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста
народными сказителями.)

− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки?
(Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.)

− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.)

− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка,
группы сказок.)

(Работа со сказками, которые учащиеся читали заранее.)

− А теперь
поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое.

Задание для
пробного действия
: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»

На доске — названия  сказок:

«Баба Яга»

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Каша из топора»

           «Падчерица и мачехина дочка»

− Подумайте и скажите, какие
из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав
признаки волшебной сказки.

У вас на парте лежит карточка со
схемой, закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному
ответу.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

− Кто не
нашёл волшебную сказку?

− Что вы не
смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)

− Из тех,
кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки
волшебной сказки?

− Вы
уверены, что можете назвать все основные признаки?

− В чём у
вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)

3. Выявление места и причины
затруднения.

− Какое
задание вы должны были выполнить?

− Ребята,
почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)

− Какой шаг
учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что вы
будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной
сказки.)

− Давайте
отдохнем.

Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из
затруднения.

− Какова же цель вашей
дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)

− Правильно! Вы должны
вывести признаки − волшебной сказки. Как только вы узнаете законы
волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.

− Сформулируйте тему урока.
(Признаки волшебной сказки.)

− Что из этапа повторения
поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как
строится сказка.)

− Определим
план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу, находящуюся у каждого из
вас на парте.

− Итак, что
должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)

− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке?
(Терпение в учебной деятельности.)

− Как вы
сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)

5.
Реализация построенного проекта

− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без
вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)

Каждая группа даёт свой ответ.

− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной
сказки? (Борьба добра со злом.)

Вывешивается первый признак. Далее, признаки вывешиваются на доску
постепенно (по шагам).

− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на
второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов,
хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.

− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот,
который подходил бы волшебной сказке .Читаем вслух и отвечаем устно.

− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что
главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся
к группе «сказки о животных»)

− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый
конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)

− О чём шла речь? (О построении сказки.)

Вывешивается второй признак.

− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)

− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на
повторы, которые происходят в сказках? (Да.)

− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в
сказках? (Три.)

− Верно,
ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3.

− В сказках
встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три
задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому
следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об
одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было
больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом
человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много»,
всё, что больше двух.

− Скажите,
вам всё понятно?

− Приведите
примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.


Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.)

Вывешивается третий признак.

− Ответьте
на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)

− Правильно.
А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)


Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по
законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя
оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть
родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

− Ответьте
на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)

− Правильно.
Каким будет четвёртый признак? (События.)

Вывешивается четвёртый признак.

− Раз мы с
вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.

− Итак, мы с
вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще
делает волшебную сказку волшебной?

− Посмотрите
на иллюстрации и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа,
волшебные предметы.)

− Сформулируйте
последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.)

Вывешивается пятый признак.

− Приведите
примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или
вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное
яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)

− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили?
(Признаки волшебной сказки.)

− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной
сказки.

− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном
действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?

На доске появляются схема с правильным ответом– дети сверяют со своим
ответом.

− Итак,
верный ответ под номером ….. Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.

6. Первичное закрепление во внешней
речи.

– Ребята, что вы
узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)

Чтобы закрепить
новое знание, я предлагаю вам потренироваться на  сказке, которую вы читали
дома. Проверка выполнения проводится фронтально.

7.
Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по образцу.

– Следующее
упражнение поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности
волшебной сказки. Дома вы прочитали сказки «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка» и «Гуси -лебеди.». Текст сказок лежит у вас на партах (по вариантам). У каждого из вас
есть таблица, в левой части которой признаки волшебной сказки, а правая
колонка пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в
сказке и, если возможно, подчеркните место в сказке, подтверждающее данный
признак.

После работы
учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки

− У кого
вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?

− У кого
возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?

− У кого
это задание не вызвало затруднений?

8. Включение в систему знаний и
повторение

− Скажите,
ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла
необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную
копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)

− Что мы с
вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже
изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

− Поэтому я
вам предлагаю творческую работу. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные
сказки, стихи, рассказы?


Разделитесь на три группы. Подумайте, о чем может быть ваша собственная
волшебная сказка. Впишите в наш эталон свои примеры. Таким образом, вы
составите схему развития действия вашей будущей сказки. Сначала коллективно
обсудите, что должно быть в сказке, а затем представитель от каждой группы
озвучит то, что вы придумаете вместе. 

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести
итог нашей работы.)

− Что нового вы узнали на
уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)

– Какую цель вы
поставили в начале урока?

− Вы
достигли поставленной цели?

− В чём у
вас было затруднение?

− Как вы
открывали новое знание?

− Что вам помогло
открыть новое знание?

− Вам
помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком
этапе урока это качество вам было необходимо?

– У вас на партах
лежат сигнальные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ,
жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам
сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия,
сомнения или несогласия.

  • Я
    знаю, что такое сказка.
  • Я
    знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В
    самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я доволен своей
    работой на уроке.

– Молодцы!

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов

Я знаю, что у вас впереди ещё
много встреч со сказкой.

Домашнее задание:

Сочините сказку,
запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в
конкурсе «Моя волшебная сказка».

Волшебные сказки     
особенности

− Волшебная сказка не обходится без чудесного
действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый
вопрос. Какая борьба присутствует в сказках?

(Борьба добра со злом.)

 С каких слов начинается
сказка?

Как правило, любая сказка
начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало
сказки называется зачином.

(«Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором
государстве…», За тридевять земель, в тридесятом
царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове
Буяне.
)

— Чем заканчиваются сказки?

-Какими словами?

(У сказки всегда счастливый
конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)

Тут и сказке конец, а кто
слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь,
да в неё намёк.

Сколько и какие части можно
выделить в сказке?

. (Зачин, действие, концовка.)


Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы
читали.


Сформулируйте третий признак волшебной сказки.

(Волшебные числа. Число 3.)

−. А в
какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия?

Преодолеть препятствия.

 Путешествуя.


Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по
законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают
героя оказаться в пути.

 (Отъезд или
смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)

. А что еще делает
волшебную сказку волшебной? Что помогает героям в пути:

Волшебные
существа, волшебные предметы. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и
наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и
т.д.)

Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч,
Серый волк, Царевна — лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт,
избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое
блюдечко.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться
голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может
быть оживлён живой и мёртвой водой.

Сказочные
помощники. 
Примеры: Сивка –
бурка, мышка, щука.

   Сегодня мы побываем на неведомых дорожках сказочной страны, побеседуем о сказочных героях и возможно, откроем что-то новое для себя. Эти сказки вы все знаете и любите. Как туда попасть, спросите вы? Очень просто. В сказочную страну мы сможем попасть с помощью ключика, а ключик мы получим, если отгадаем все задания.

     Правила игры-викторины:

Поочерёдно каждая команда отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.  

3.1. Игра-викторина

Тур I «Литературные герои»  

Начнём мы с вами с литературных героев.

Вопрос для первой команды

1. Бабушка внучку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила.

   Девочка имя забыла свое.

  А начинать, подскажите имя ее! (Красная шапочка)

 -Кто автор сказки? (Братья Гримм)

— А кто повстречался Красной шапочке по дороге к бабушке?

Вопрос для второй команды.

1. Такое лишь в сказке волшебной встречается:

    Карета из тыквы большой получается!

    В чудесном наряде, легка, словно перышко,

    Со сказочным принцем знакомится … (Золушка)

 -Кто автор этой сказки? (Шарль Перро или Братья Грим)

-Вы помните, как принц искал Золушку? (примерял девушкам хрустальную туфельку)

Вопрос для первой команды.

2.В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусок льда? «Снежная королева»

-Назовите автора? (Г. Х. Андерсен)

-Назовите главных героев этой сказки? (Кай и Герда)

2.Вопрос для второй команды.

Лечит всех зверей подряд,

Лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит,

Добрый доктор (Айболит)

-Кто автор данной сказки? (Корней Чуковский)

3.Вопрос для первой команды.

Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на Царевне (Емеля)

— Назовите автора (Алексей Николаевич Толстой)

3.Вопрос для второй команды.

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

-В какой русской народной сказке мальчик попил из лужицы?

-Как она называлась? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Молодцы ребята!

Тур 2. «Угадай-ка».

 Ваша задача выбрать правильный ответ из предложенного.

 За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

1команда. 

Какой герой совершил путешествие с дикими гусями? Имя? Как звали его летающего друга?

Нильс. Мартин. Cказка «Путешествие Нильса с дикими гусями» слайд N 5

2 команда.

Герои из какой сказки изображены на картинке? Чем принцесса уколола руку?

А. Иголкой

Б. Веретеном

В. Спицей

слайд N 6

казка «Cпящаяя красавица». Веретеном)

1 команда. Вопрос по сказке «Русалочка»

Что принесла Русалочка в жертву колдунье взамен за ноги?

а. Заплатила деньги

б. Отдала свой голос

в. Подарила ожерелье  

слайд N 7 (Ответ-б)

2 команда. 

Из четырех названных предметов три взяты из сказки «Огниво»

1.Ранец

2.Сундук

3.Оловянный солдатик

4.Монеты

Назовите лишний предмет?

слайд N 8 (Ответ-3)

1 команда. Как звали девочку из сказки «Дикие лебеди»?

1.Герда

2.Эмма

3.Элиза

Сколько у нее было братьев?

11,7,12, 9

 слайд N 9 (Ответ-Элиза; 11 братьев)

2 команда. 

На чем путешествовал по ручью стойкий оловянный солдатик?

А. На старой калоше

Б. На бумажном кораблике

В. На ореховой скорлупке

 слайд N 10 (Ответ-Б)

1 команда. Назовите имена мальчика и девочки? (Гензель и Гретель)

Что бросал мальчик, уходя из дома:

а. Камушки

б. Хлебные крошки

в.  Опилки

 слайд N 11(Ответ- а и б)

2 команда Вопросы по сказке «Белоснежка и семеро гномов»

Чем пыталась отравить злая колдунья Белоснежку:

а. Виноградом

 б. Яблоком

в. Вишнями

  • слайд N 12 (Ответ- б)

1команда.

Вопросы по сказке «Cнежная королева» Осколки дьявольского зеркала попали Каю:

А. В бровь

Б. В сердце и глаз

3. В лоб  

 слайд N 13(Ответ-Б)

2 команда

Какое слово никак не мог составить из льдинок Кай:

А.  Бесконечность

Б.  Любовь

B. Вечность

 слайд N 14(Ответ-В)

3.2. Игра «Исправь название сказок»

Вопросы по названию сказок. Нужно исправить ошибки в названиях сказок. Слайд № 15

слайд № 16

Команда 1.

Царевна-индюшка   — ответ «Царевна-лягушка»

Пашенька и медведь — ответ «Машенька и медведь»

Волк и семеро тигрят – ответ «Волк и семеро козлят»

слайд № 17

Команда 2

Иван– царевич и зеленый волк — ответ «Иван – царевич и серый волк»;

По собачьему велению – ответ «По щучьему велению»

Петушок –золотой пастушок – ответ «Петушок –золотой гребешок»

слайд № 18

Команда 1.

Золотой замочек – ответ «Золотой ключик»

Нежная королева — ответ «Cнежная королева»        

Грызунчик            — ответ «Щелкунчик»

слайд № 19

Команда 2.      

33 медведя — ответ «3 медведя»

Деревянный солдатик – ответ «Оловянный солдатик»

Принцесса хорошая – ответ «Принцесса на горошине»

Подведение итогов игры-викторины (подсчёт баллов по командам).

 Ну вот, на вопросы ответили, значит мы почти у цели. Осталось выполнить последнее задание и тогда ключик точно будет у нас.

3.3. Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек»

Воспитатель достаёт украшенный сказочный мешок с завязочками, в котором лежат вещи сказочных героев из разных волшебных сказок. Например, туфелька, яблоко, клубок и т.д.

Дети должны отгадать, кому из героев принадлежит вещь.

Воспитатель вызывает капитанов команд и каждый по очереди должен вытащить вещь из мешка, принести её в команду. Все участники команды должны подумать и ответить на вопрос: «Какого героя эта вещь, из какого мультфильма или сказки?»

Вещи: Команда № 1 

Куколка «Cнежная королева» – сказка «Cнежная королева»

Статуэтка лисички —  cказка «Cерая шейка»

Мягкая игрушка «Cердце» — сказки «Оловянный солдатик», «Белоснежка и семеро гномов».  

Кораблик – сказки «Оловянный солдатик», «Русалочка»

Команда № 2

Куколка «Эльф» – cказка «Дюймовочка»

Cтатуэтка птичка — сказка «Cвинопас»

Cундучок — cказка «Огниво»

Деревянная ложка —  сказка «Три медведя»

Молодцы, вижу, что и с этим заданием справились.

«Волшебные сказки»

Оборудование: иллюстрации учащихся к прочитанным сказкам; иллюстрации художников к сказкам «Золотой ключик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка» и др.; доска для рисования.

Цели мероприятия:

— обобщить знания учащихся о сказках;

— развивать умения узнавать сказки и их героев;

— развивать творческое воображение, ассоциативную память;

— воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Время проведения: 40 минут.

До проведения мероприятия учащиеся разделились на три команды, выбрали капитана, придумали название и девиз.

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок». 

Беседа по сказкам.

Сказки любят  и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит  доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Сказки бывают разные: о животных,  бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!  Вы согласны со мной?

И так начинаем нашу познавательную и очень интересную игру!

Викторина состоит из 4 туров:

1-й тур – Загадки о сказочных героях;

2-й – Знаете ли вы?;

3-й – Сказочная одежда;

4-й – Сказочная обувь

Правила нашей игры

1. Команда выбирает вопрос. Ей отводится 20 секунд на размышления.

2. Капитан команды даёт ответ.  Если ответ команды неверен, то право ответа имеют две другие команды.

3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За ответ-помощь другой команде – дополнительно 1 балл.

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).

  1. Загадки о сказочных героях

Мы из сказки — ты нас знаешь.

Если вспомнишь — отгадаешь!

А не вспомнишь — ну так что ж…

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке — именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха».)

Скок-поскок, скок-поскок

— Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный …   (Горбунок.)

Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг — надежный, славный,

Храбрый пудель …  (Артемон.)

Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота…

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Называется она …  («Белоснежка и семь гномов».)

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый …  (Карлсон.)

Фруктово-огородная страна

— В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой — мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

(«Приключения Чиполлино»)

2. Сказочный тест «Знаете ли вы?»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

а) Кольцо;                                  в) ведерко;

б) веретено;                                г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами;             в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика;                    г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце;                              в) в бутылке;

б) в лампе;                                  г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками;         в) музыкальная шкатулка;

б) флейта;                                   г) шарманка.

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) Тюльпан;                                в) колокольчик;

б) ромашку;                               г) аленький цветочек.

6.  В кого превратилась Лягушка ночью?

а) В Василису Премудрую;       в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу;                    г) в лебедя.

3. «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

3) Одет он был прелестно — в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе.)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)

5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)

6) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)

4. «Сказочно-волшебная обувь»

1)  В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3)   Лихо мерили шаги

Две огромные ноги. 

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4)  Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Вот какой рассеянный».)

5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады?  (Маленькому Муку.)

6)  «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые

— В них застежки золотые».

Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

Конкурс «Нарисуем сказку»

Ученики делятся на три команды, с закрытыми глазами выполняют рисунок из любой сказки.

Подведение итогов и награждение лучшей команды.

Ход викторины

Ведущий:

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

– это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.

– Итак, начнем!

1. «Разминка»

Ну что, ребята, поиграем?

1.

Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
Скок-поскок, скок-поскок
— Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок.)

2.

Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок)

3.

Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг — надежный, славный,
Храбрый пудель … (Артемом.)

4.

Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов».)

5.

Враг людей
И враг зверей
Злой разбойник… (Бармалей)

6.

Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый … (Карлсон.)

7.

Его хозяин — мальчик Робин,
Его приятель — Пятачок.
Он раз был облаку подобен;
Он прост, но он не дурачок
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок…(Винни-Пух)

Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

1.

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка —
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)

2.

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали? (Репка) 

3.

Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят) 

5. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?.. Медведь (Маша и медведь)

6.

Сестрица просила:
— Не пей из копытца.
А братец не слушался,
Выпил водицы.
Что за сказка про сестрицу,
Про козлёнка, про водицу? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

7.

Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе!
А как сказка называется? (Гуси-лебеди)

8.

Дом растаял ледяной —
Попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнал за порог. (Заюшкина избушка)

9.

Эта ловкая плутовка
Посадила в прорубь волка.
А потом на нём каталась,
Очень хитро ухмылялась:
«Битый небитого везёт.» (Волк и лиса)

Конкурс 2. “Сказочная одежда”

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А знаете ли, вы во что одеты герои сказок?

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

3) Одет он был прелестно — в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе.)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)

6)Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

– Молодцы! А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит к доске и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.

– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.

Конкурс 4. “Сказочно-волшебная обувь”

— Колобки получились очень красивыми! А мы идем дальше! Сейчас мы узнаем от вас, в какой обуви были герои наших сказок.

1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3)

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4) Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Нот какой рассеянный».)

5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)

6)

«Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые
— В них застежки золотые».
Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

Конкурс 5. “Живая сказка”

— Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

Конкурс 6. Сказочный тест «Знаете ли вы?»

— Пока жюри будет подводить итоги, участникам предлагается заполнить сказочный тест.

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича
а) Кольцо;
б) веретено;
в) ведерко;
г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?
а) Курицу с цыплятами;
б) Мурку и Бобика;
в) Круть и Верть;
г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?
а) Во дворце;
б) в лампе;
в) в бутылке;
г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?
а) Котелок с бубенчиками;
б) флейта;
в) музыкальная шкатулка;
г) шарманка.

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?
а) Тюльпан;
б) ромашку;
в) колокольчик;
г) аленький цветочек.

6. В кого превратилась Лягушка ночью?
а) В Василису Прекрасную;
б) в Варвару Красу;
в) в Елену Прекрасную;
г) в лебедя.

2. Подведение итогов

Чтобы сказки не обидеть – 
Надо их почаще видеть. 
Их читать и рисовать, 
Их любить и в них играть! 
Сказки всех отучат злиться, 
А научат веселиться, 
Быть добрее и скромнее, 
Терпеливее, мудрее, 
Пети, Саши, Тани, 
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки, 
Кто читать умеет книжки, 
Сказки чаще “проверяйте”, 
Ежедневно их читайте.

(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты.)

Всем большое спасибо. До новых встреч!

Вспомните сказки, которые вы прочитали в 1 и во 2 классах. Вспомните их содержание и особенности.
1. «Лисичка−сестричка и волк»
2. «Лиса и журавль»
3. «Гуси−лебеди»
4. «Зимовье зверей»
5. «Петушок и бобовое зёрнышко»
6. «Как мужик гусей делил»
7. «Каша из топора»
8. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Подумайте и скажите, какие это сказки: бытовые, волшебные или сказки о животных? Заполните схемы, поставив номер.
Бытовые сказки
Сказки о животных
Волшебные сказки

reshalka.com

ГДЗ Творческая тетрадь по литературному чтению 3 класс Коти. Объявляем конкурс (стр.22-25). Номер №1

Решение

Решение рисунок 1
Бытовые сказки:
• «Как мужик гусей делил«
Как−то раз у мужика закончился весь хлеб, ему было нечем питаться. Бедный мужик решил обратиться за помощью к барину, а чтобы чем−то уважить того, поджарил и понёс единственного гуся.
Подает он господину гостинец и просит хлеба. Хозяин спрашивает, как же им на шестерых разделить одного гуся. Мужик, подумав маленько, порезал гуся на части и разделил между семьей. Барину отдал голову, потому что он глава в доме. Жене его протянул задок, ведь она должна сидеть дома и наводить в нём порядок. Сыновьям сунул ноги, им нужно выбирать жизненную дорогу. А двум дочерям подал по крылу, чтобы было на чём отчий дом покидать. Остальное всё себе забрал
Барин развеселился от увиденного, и поделился хлебом с гостем. Вскоре об этом прознал богач местный и чтоб нажить себе хлеба и денег, зажарил он целых пять гусей и пошёл туда же. А тот господин задал ему прежний вопрос: как делить−то? Богач долго думал, как же решить проблему.
Позвал барин первого мужика. А тот поступил ещё интереснее. Дал одного гуся мужу и жене, сказал, что их теперь трое. Затем второго протянул парням – их тоже трое. И девушкам подал третьего – их столько же. А себе взял двух, ведь их теперь тоже три. Барин ещё больше рассмеялся, снова поделился с бедняком, а вот богатого выгнал ни с чем.
Сказка учит, что ум всегда себе цену найдет.
• «Каша из топора«
Старый, уставший и голодный солдат шёл на побывку. Проголодался в пути, захотелось есть. Увидел он избу и попросился отдохнуть в ней. Хозяйка избы оказалась очень скупой женщиной, не пожелала накормить голодного солдата. Тогда он захотел схитрить и проучить старуху. Солдат предложил старухе взять топор и приготовить из него кашу. Он поднял топор, лежащий около лавки, вымыл его и кинул в котёл, затем попросил у хозяйки немного крупы, чуток соли, капельку масла и хлеба, чтобы добавить к каше из топора. Как только каша была готова, он пригласил старуху к столу. Каша вышла вкусной, только топор не сварился. Ушёл солдат от старухи сытый и с топором.
Сказки о животных:
• «Лисичка−сестричка и волк«
Ехал дед с рыбалки, увидел мёртвую лису и закинул её на воз. Но та оказалась живой и украла весь улов. Волк попросил угостить его, но лиса сказала ему сунуть хвост в прорубь и наловить рыбы самому. Хвост серого примёрз и бабы избили его коромыслами. А лиса измазалась в тесте и притворилась избитой. Волк пожалел её и повёз на спине.
• «Лиса и журавль«
Захотела Лиса с журавлём подружиться. Наварила она каши и позвала его в гости.
Пришел Журавль, а плутовка налила каши в тарелку, и предлагает гостю. У Журавля клюв длинный, он постучал, постучал по блюдцу, да и не смог съесть ни капли. Лиса съела все угощенье сама. Ушёл от неё гость голодным.
Прошло какое−то время, позвал Журавль в гости Лисицу.
Лиса собралась и пошла. Хитрая думала, что наестся в гостях вдоволь, а не тут то было. Хозяин сварил похлебку и налил в длинный кувшин с узким горлышком. Такое блюдо он и поставил перед гостьей. Лисица пыталась просунуть мордочку в кувшин, да не вышло. Журавль съел всю похлебку сам. Пришлось Лисе идти домой с пустым желудком.
После таких «дружеских» посиделок, стали Журавль и Лисица врагами.
• «Зимовье зверей«
Бык шёл лесом и по дороге и встретил барана, свинью, гуся и петуха, которые искали, где можно перезимовать. Бык предложил построить избу, но остальным было лень трудиться и они сказали, что перезимуют и так. Бык решил самостоятельно строить жилище. Когда наступила зима, животные начали проситься к нему в дом. Сначала бык не хотел их пускать, но пожалел, так как они пригрозили испортить ему избу.
Лиса узнала, что животные живут в избе, и подговорила медведя с волком напасть на них, чтобы съесть. Однако животные смогли защититься. После драки волк перестал дышать, а медведь пустился бежать без оглядки.
• «Петушок и бобовое зёрнышко«
Жили Петушок и Курочка. Петя постоянно спешил, а Курочка советовала ему не торопиться. Петушок не слушал ее советов, делал все по−своему.
Однажды так торопился петух, что подавился бобовым зернышком. Лежит, не дышит. Видит Курочка, дело плохо, надо спасать Петю.
Бросилась она за помощью к хозяйке, попросила маслица, чтобы горло петушку смазать, а хозяйка отправила Курочку к корове, за молоком.
Прибежала Курочка за молочком, объяснила ситуацию, а корова у неё сначала травы просит. Ступай, говорит, к хозяину, пусть он мне свежей травы принесет, а я уж и молока дам.
Бросилась курица бегом к хозяину, передала просьбу коровушки, рассказала, какая беда приключилась, а тот косу просит. Надо бежать к кузнецу.
Отправилась бедная Курочка к кузнецу, он дал ей всё, что надо. Она к хозяину, тот накосил травы. Курочка поспешила к корове. Корова покушала свежей травки, и дала молочка. Принесла курица молоко хозяюшке, а та и масло сбила. Взяла Курочка маслице, намазала Петушку горлышко, злополучное зернышко выскочило, и он поправился.
Волшебные сказки:
• «Гуси−лебеди«
Отправившись на заработки, отец с матерью оставляют малолетнего сына на попечение старшенькой дочери. Заигравшись, девочка забывает о братике, и его уносят гуси−лебеди. Боясь гнева родителей, девочка бросается в погоню.
По пути ей встретились волшебные персонажи, такие как печь, дикая яблонька и молочная река. Она просит их о помощи, но те отказывают, потому что она не отведала их угощений. Девочка была очень привередлива, и не стала есть предложенные ей продукты.
Бегала она, бегала по лесу, не могла найти, куда улетели гуси. Увидела ёжика, тот и указал ей путь. Прибежала туда девочка, а там Баба−яга в избушке и братец украденный. Схватила сестрица мальчика и побежала. На этот раз ей пришлось отведать все предложенные ранее лакомства, чтобы ей оказали помощь. И печь, и деревце, и река помогли скорейшему возращению детей домой. Гуси ребят не нашли.
Только брат с сестрой вернулись домой, вернулись их мама с папой, с гостинцами.
• «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка«
Брат с сестрой шли через поле. Было жарко и мальчик хотел пить.
Он не послушал сестру и напился из копытца. Мальчик стал козлёночком.
Алёна плакала, когда мимо ехал купец. Ему понравилась девушка и он женился на ней. Козлёнок стал жить с ними. Когда купца не было дома, ведьма заманила Алёнушку к реке и утопила её. Сама превратилась в Алёнушку и стала жить с купцом. Иванушка знал о смерти сестры и ходил к реке. Ведьма узнала про это и хотела убить козлёночка. Но слуга услышал, как козлёнок разговаривает с сестрой. Купец приказал выловить Алёнушку, и она ожила. Иванушка перекувыркнулся и обратился мальчиком. А ведьму убили.

  • Кто лишний по сказкам картинки
  • Кто идет рассказ джона кэмпбелла
  • Кто либо как пишется правильно
  • Кто играл эльзу в однажды в сказке
  • Кто играл шляпника в однажды в сказке