Кто мешает герою в русских народных сказках

Сказочное начало – картина всеобщего благополучия, картина статичная и недвижимая – «жили-были». Но на сказочного героя неумолимо обрушивается беда-нужда. И с этого момента сказка разворачивается перед нами клубочком.Главный герой отправляется в путь-дорогу, где его ждут удивительные встречи, препятствия и испытания. Препятствия и волшебные средства, при помощи которых персонаж сказки преодолевает эти препятствия, — суть сказки, ее богатство, ее динамика и многообразие, пестрота.

Покидая дом, сказочный герой, будь то Иван-царевич или изгнанная злой мачехой падчерица, идет «куда глаза глядят» и неизменно оказывается в темном лесу. Лес – враждебная человеку, неведомая сила, таящая угрозу. Лес – задерживающая преграда на пути героя в «тридесятое государство», в иное царство, потусторонний мир, мир мертвых. Лес непроницаем, сквозь него не пройти, и только благодаря волшебному помощнику герой в мгновение ока перелетает через дремучее таинственное препятствие. Но лес может быть препоной не только для героя, но и для его преследователя. Так Иван-царевич бросает позади себя гребешок, из которого вырастают леса, тем самым преграждая путь врагу.

2

«Фу, как русска кость воня»

Долго ли, коротко ли оказывается герой перед избушкой на курьих ножках, без которой немыслим  сказочный лес. В эту избушку просто так не войти, нельзя пройти и мимо нее. Ивану необходимо произнести заклинание: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». Только повернув избушку, он сможет попасть внутрь, где лежит на печи Баба-Яга, «костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И первое, что герой слышит, – восклицание Яги: «Фу, как русска кость воня». Хозяйке леса, Яге, претит запах гостя, не потому, что это запах русского, но живого человека! Ведь Баба-Яга – никто иная, как охранительница входа в тридесятое царство, царство мертвых, а ее избушка и есть этот вход…

В некоторых сказках, едучи путем-дорогою, первое, куда попадает герой, не лес, а чистое поле. А в чистом поле столб (камень), а на столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Герой оказывается на распутье и должен преодолеть препятствие: сделать выбор, принять решение, в какую сторону ехать. Поле – само по себе препятствие. Оно чужое, неведомое пространство, открытое и незащищенное от внешних таинственных сил. Именно здесь герой погибает на обратном пути домой: его убивают, разрубают на части завистливые братья-неудачники. Но погибает герой, чтобы затем быть воскрешенным, оживленным «живой» и «мертвой» водой, чтобы восторжествовали добро и справедливость.

4

«Окиян-море широкое, река огненная»

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути героя волшебной сказки оказываются и река-оборотень, и река огненная, и молочная река – кисельные берега, и река из пива, меда, вина и водки, и окиян-море – неорганизованное, бескрайнее, хаотичное пространство. Однако и эти, казалось бы, непосильные препятствия герой с легкостью преодолевает при помощи дарованных ему волшебных помощников, тем самым упорядочивая стихии, покоряя их. Так герою сказки «Мудрая жена» указывает путь волшебный клубочек. «Вот клубочек катился-катился — и прямо в море: море расступилося, дорога открылася; дурак ступил раз-другой и очутился с своими провожатыми на том свете».

5

«Лезть на гору – не влезть, ползти – не всползти»

Дмитрий-царевич едет-едет — «и вот перед ним гора высокая-высокая! Глазами не вскинешь!». Эту гору, как и любую другую сказочную гору, не обойти, не пройти мимо нее. Гора – центр мироздания, ось мира, образ вселенной. Гора трехчастна: вершина горы – обиталище богов, низ горы – мир мертвых, середина – мир людей. На гору можно подняться и тем самым обратиться к вышним силам за благословением, или же в гору можно войти. Так перед героем сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» оказывается гора, которая ничто иное как вход в пещеру, подземное царство, царство смерти.

6

«Стены высокие, ни ворот, ни дверей»

Нужно ли сказочному герою достать молодильных яблок и живой воды или нужно попасть во дворец прекрасной царевны, для начала необходимо преодолеть препятствие в виде высокой-превысокой стены, ограды, тына. Но каким бы непреодолимым ни было препятствие, Иван-дурак с ним справится, ведь он не просто Иван и не просто дурак, а у него есть Сивко-бурко, вещий воронко! Перепрыгивая ограду – черту, разграничивающую свое и чужое пространство, герой демонстрирует свою избранность, привилегию. А добывая молодильные яблоки и живую воду, молодец-удалец перелетает стену на крылатом коне. На стене той струны с колокольчиками наведены и чуть что «зазвенят», «заструнят», возвещая появление пришельца, чужака.

За сказочною оградою часто находится сад. Хотя сад – пространство культурное, упорядоченное, несмотря на свою изначальную принадлежность природе, стихии, но и оно порой выступает в качестве препятствия для героя. Во многих сказочных сюжетах сад – неотъемлемый атрибут пространства героини, царевны, царь-девицы, куда неожиданно вторгается герой на соколе, коне «о четырех крылах», а впоследствии женится на героине. А в сад Елены Прекрасной, окруженный золотой решеткой, врывается серый волк, волшебный помощник Ивана-царевича, с тем, чтобы похитить ее для Ивана, пока тот ожидает в поле. Сад – свое, освоенное для героини, для героя же оно —  препятствие, чужое пространство, но чужое до поры до времени, до женитьбы.

Юлия Пенегина

Иллюстрации: А. Орлеанский

В былинном эпосе и фольклоре восточных славян Соловей-разбойник — демонический враг богатырей, который губил своим громким посвистом. Он сидит в гнезде, обычно на 12 дубах, невдалеке от проезжей дороги, ведущей в Киев, и никого не пропускает по ней проехать. Его дети — черные вороны с железными клювами. Большинство былин повествует о битве Ильи-Муромца с Соловьем-разбойником, которого богатырь сбивает с дерева калёной стрелой, поразив его в правый глаз. Поединок заканчивается разрубанием Соловья-разбойника на части и его сожжением, что напоминает миф о борьбе громовержца с его змеевидным противником.

Персонифицированное воплощение злой доли или горя в восточнославянской мифологии — Лихо. В сказках Лихо предстает в образе худой женщины (иногда великанши) без одного глаза, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека. В одной сказке говорится: «Лихо покоится на ложе из человеческих костей, голова его лежит на покути (покут, покутье — красный угол в избе; почетное место за столом и на пиру), а ноги упираются в печку». Кроме Лиха, в сказках встречаются Доля и Недоля, Горе-Злосчастье и т. п.

Змей Горыныч — многоголовый (часто о трех головах; у него бывает шесть, девять или двенадцать) змей. По поверьям, он рождается от змеи, которая семь лет не слышала человеческого голоса, или от сорокалетней рыбы. Он весь защищен панцирем, из пастей пышет огнем. Змей Горыныч — оборотень. Ударившись оземь, он становится красивым парнем, конем или неким предметом на дороге. Он облагает людей данью, требуя себе на съедение детей и девушек. В русских былинах его дважды победил богатырь Добрыня.

В русском фольклоре облик огромного существа Чудо-юдо подробно не описывается. Нечто вроде исполинского змея. Иногда «беззаконное Чудо-юдо» отождествляется с морским царем или Змеем Горынычем. В сказках оно владеет двумя водными ключами. Если испить водицы из одного — станешь могучим богатырем, если помочить волосы из другого — они станут золотыми.

В славянской мифологии Баба-яга — оборотень, живущая в дремучем лесу старуха-чародейка с «костяной ногой». Живет она в избушке на курьих ножках, вокруг которой стоит забор из человеческих костей, увенчанных черепами. Любит заманивать к себе маленьких детишек и добрых молодцев, которых потом зажаривает в печи. Передвигается в железной ступе, погоняя пестом и заметая следы помелом. Есть три разновидности этой ведьмы. Дарительница, от которой герой получает некий волшебный предмет. Похитительница, которая крадет детей. Воительница, с которой герой сражается не на жизнь, а на смерть.

Тугарин (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище) — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином. Алёша Попович рассек труп поверженного Тугарина на мелкие куски и разбросал по полю битвы. Тугарин «был богатырь в вышину трех сажен (5,28 метра), промеж глаз — калёна стрела; пожирал он и выпивал так же много, как и великаны. Длина ему триста сажен (528 метров), спиною валит круты берега. Конь у Тугарина как бы лютый зверь, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом».

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, «нехристи», «татарщины». О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много былин. По одним из них, Илья Муромец убил его «шляпою земли греческой» (древнегреческий шлем). Поганое идолище, называемое также «нечестивым», «некрещеным», «жидовским», «проклятым татарином», «проклятым», «обжорой», «идолом скоропитом» и сравниваемое с Тугарином Змиевичем и Батыгой Калиной. «Голова у него с пивной котел, а глазища у проклятого с пивны чаши, а носище был калёна стрела, в плечах косая сажень (2,48 метра), а туловье будто куча сена несметная». Лошадь его ведут 20 человек. По одному из вариантов, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань.

  • 24 мая 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация «Филология»

Сказки … Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.

Я свою первую сказку помню от прабабушки. Мне было 4 года и, как-то однажды, в пасмурный дождливый день, я раскапризничался, мне, несмотря на погоду, хотелось на улицу. Тогда моя прабабушка, усадив меня к себе на колени, вручив шоколадный пряник, рассказала мне сказку «Гуси – лебеди».

Я даже сейчас помню, что мне было и интересно и страшно. С тех пор я очень люблю сказки. А во втором классе я принял участие в городском конкурсе детских творческих работ «Новогодняя игрушка», где представлял избушку на курьях ножках, сделанную своими руками, и стал победителем.

В этом году я также изготовил для школьной выставки «Зимняя сказка» поделку Лешего и занял первое место. Мне настолько понравилось мастерить сказочных героев, что я с папой и мамой создал Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Мне стало любопытно изучить этих отрицательных героев, ведь в них так много таинственного и загадочного.

Так появилась тема моей научно-исследовательской работы «Там чудеса, там леший бродит…». 

Цель: Выявить роль отрицательных героев в русских народных сказках на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Лешего.

Задачи:

  • познакомиться с русским фольклором,
  • изучить героев русских народных сказок,
  • провести анализ поведения Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Лешего,
  • рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть сказки.

Актуальность темы: «Сказка – ложь, да в ней намек…», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать ее уроки в повседневной жизни.

Объект исследования: герои русских народных сказок Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший.

Методы исследования: работа с информационным источником, социологическое исследование, анализ и обобщение информации.

Глава I. «Что такое сказка?»

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).

Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

Другой вид – это бытовые сказки – герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

И третий вид – волшебные сказки-герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимошке». Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 – 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.

А для чего нужна сказка? В свободной энциклопедии «Википедия» интернета, говорится, что сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, воспитывает достойное отношение к другим людям и уважение к своим предкам. Так как эту энциклопедию может редактировать каждый, передо мной возникла еще одна задача – проверить данную информацию.

Я решил провести социологический опрос среди сверстников и взрослого населения. Выводы по первым двум вопросам моего исследования я выяснил, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а дети говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития. Как мы можем заметить, результаты опросника не противоречат определению сказки энциклопедии «Википедии», значит информация действительна.

Глава 2. «Злодеи» русских сказок

Герои русских народных сказок – сколько их? Точного числа я нигде не нашел, а когда стал сам считать, то понял, ведь все сказки я просто не в силах охватить, сказки читай, читай, не перечитать, не стоит забывать о том, что сказка к нам пришла с древней Руси. Героев сказок очень много, каждый из них выполняет свою важную роль в сказке.

Я очень люблю волшебные сказки, и мне интересны герои с нечистой силой, в них много загадочного и таинственного. А какие герои сказок нравятся моим сверстникам и взрослым, я узнал из моего опросника?

Оказалось, большая часть опрошенных, любят добрых и сильных героев. Однако, интересно узнать, почему герои с нечистой силой коварные и злые?

В своей научно-исследовательской работе я попытаюсь разобраться – кто же они, эти сказочные герои, что представляют собой те, кто живет в русских сказках? В процессе изучения сказок, я выяснил, что перед тем, как начать свой путь по изучению таинственного мира, необходимо спросить разрешения у древней и могущественной богини, ибо без нее никто не вправе вступить в потаенный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке «»на курьих ножках«» и зовут ее Баба Яга.

По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху – волшебницу. Когда-то, давным-давно, у наших предков-славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и царства мертвых. Ее избушка считалась входом, вратами в нижнее, подземное царство – НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых. И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга.

Чтобы войти в неё, надо было произнести заклинание – «Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила – к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть»[3, С 52]. Почему избушка стоит именно таким образом – спрятав дверь?

Древние славяне считали, что войти в нее можно только со стороны Нави – царства мертвых. Мертвым не нужен солнечный свет, не нужны двери и окна: «Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»[3, С 52].

Герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Вспомните, как Баба Яга встречала своего гостя? «Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Вот зажарю тебя и съем, а потом на твоих костях поваляюсь-покатаюсь» [3.С 53].

Это тоже не пустые слова. Русский дух – это дух живого человека, чужака. И к нему Баба Яга настроена враждебно. Ей не нужны непрошеные гости, и она грозится умертвить героя. Почему она грозится изжарить путника?

В Древней Руси покойников сжигали, а пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик – его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь, а кости привязывали к шестам и выстраивали вокруг в виде забора. Теперь нам понятно, что послужило прообразом жилья Бабы Яги.

Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: «Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?» [3, С 54]. А что отвечает ей добрый молодец? «Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!»[3, С 54].

Был такой древний ритуал посвящения, который существовал у многих языческих народов. Человека, пришедшего в общину, надо накормить – приблизить к себе. Ведь до сих пор гостя принято угощать. И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками.

Тех, что не отгадали загадки, варят в котле или сажают в печь на огромной лопате. А если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь-дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Здесь она уже выступает, как добрая богиня, мудрая наставница и дарительница.

Познакомившись с древней волшебницей, я приступил к изучению других сказочных существ. А вы знаете, что лес населяют не только звери и птицы, но и множество духов, которые следят за человеком, проникшим в их владения?

Царем, хозяином леса считается Леший. С виду Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут наизнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны.

Живет он обычно в буреломе или старом дупле. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. Над боязливым и робким человеком он подшутит. Но если вы ему чем-то не понравились – берегитесь, заблудитесь. Недаром говорят: «»Леший водит!«» Непочтительных он в чащу заведет да там и оставит одних – так и пропадут в дебрях, не выберутся.

А еще я представлю вам героя нечести, который, как правило, является самым могущественным – это Кощей Бессмертный. Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий. От него, видимо, произошло современное слово «кость». Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной.

Его изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея» [2, С.26]. Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.

Рассмотрев образы отрицательных героев, можно сделать следующий вывод: Баба–Яга и Леший защищают и берегут свою территорию от чужаков, а если видят перед собой силу, мудрость и доброжелательность, даже оказывают помощь. А вот Кощей Бессмертный ни при каких условиях не идет навстречу герою.

Мое социологическое исследование подтвердило тот факт, что сто процентный злодей – это Кощей Бессмертный.

Выводы

В результате моей исследовательской работы, изучив героев русских народных сказок, проведя анализ поведения Бабы-Яги, Лешего, Кощея Бессмертного я понял, что герои с нечистой силой на самом деле не такие уж злые и коварные, просто они требуют особого отношения к себе, ведь человек вторгается в их мир, а они только защищаются.

А еще я узнал, что сказка известна с древних времен, но первые 10 сказок были записаны только в 17 веке для английского путешественника Коллинга. Познакомился со многими сказочными персонажами в славянской культуре, на основе которых создал энциклопедию сказочных существ – «Кошмарология».

Мне моя работа необходима для дальнейшего изучения русского народного творчества и мифологии. А сказочные герои, сделанные своими руками, понадобятся для школьного театра.

В будущем я хочу продолжить исследования, чтобы подробно узнать о сказочных существах из моей энциклопедии – Водяном, Баннике, Домовом, Кикиморе.

Литература:

1. Русские народные сказки. Составитель Алексеева О.Б. Том 1, г. Тольятти 1987г.
2. Русские народные сказки. ИЧП «АВС» г. Самара.
3. Христоматия по литературе 5-7 класс. ООО «Проссверок», Москва 2002г.
4. Энциклопедия русских преданий, Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ЭКСМО-Пресс, 2001г.
5. Язычество древних славян, Рыбвков Б.А. «София» ИД «Гелиос», Москва 2002г.
6. http//seelrc/org.

Презентация проекта

Автор: Левашов Константин, ученик 3 А класса МОУ НОШ № 9, город Нягань Тюменской области. Руководитель: Самулыжко Людмила Викторовна, педагог высшей категории МОУ НОШ № 9, город Нягань Тюменской области.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

Проект

«Отрицательные герои русских народных сказок»

Руководитель:

Яхонтова Наталья Анатольевна

г. Кемерово,  2014г.

Оглавление.

1.    Введение.

2.    Основная часть.

Глава I. «Что такое сказка?»

Глава 2. Отрицательные герои русских народных сказок, их происхождение и роль в сказках.

3.    Заключение.

4.    Используемый материал.

Введение.

Тема проекта «Отрицательные герои русских народных сказок»

Актуальность:

Сказки … Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства. Актуальность темы видится нам в приобщении к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, мы наблюдаем засилье западной культуры. Именно обращение к традициям русского народа и насущно на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.

Так появилась тема нашей научно-исследовательской работы «Отрицательные герои русских народных сказок». 

Цель:

Выявить происхождение отрицательных героев в русских народных сказках на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча.

Задачи:

— познакомиться с русским фольклором,

— изучить происхождение отрицательных героев русских народных сказок,

— провести анализ поведения Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть сказки.

Методы исследования: работа с информационными источниками, анализ и обобщение информации, социологическое исследование.

Гипотеза: на самом ли деле существовали прототипы Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча.

Основная часть.

Глава I. «Что такое сказка?»

Слово «сказка» в его современном смысле в России появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).

Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Сказки бывают нескольких видов: бытовые, сказки о животных, волшебные

Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

А для чего нужна сказка? В свободной энциклопедии «Википедия» интернета, говорится, что сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, воспитывает достойное отношение к другим людям и уважение к своим предкам. Так как эту энциклопедию может редактировать каждый, перед нами возникла еще одна задача – проверить данную информацию.

Мы решили провести социологический опрос среди сверстников и взрослого населения. В ходе социологического опроса выявилось, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Как мы можем заметить, результаты опросника не противоречат определению сказки энциклопедии «Википедии», значит, информация верна.

Глава 2. Отрицательные герои русских народных сказок, их происхождение и роль в сказках.

Герои русских народных сказок – сколько их? Героев сказок очень много, каждый из них выполняет свою важную роль в сказке. А какие герои сказок нравятся моим сверстникам и взрослым?

Оказалось, большая часть опрошенных, любят добрых и сильных героев. Однако и отрицательные герои вызывают интерес, главное, откуда они появились, и почему обладают именно такими чертами характера и внешним видом в большинстве сказок русского народа. И первый, самый популярный герой русских сказок – это Баба Яга.

Баба Яга.

В ходе нашего исследования выяснилось, что Баба Яга, Ягиня – очень древний мифологический персонаж, который со временем переместился из мифа в сказку. Мы нашли три образа Бабы Яги, о которых сейчас вам расскажем.

Первый образ – прекрасная богиня Буря Яга. Это была очень красивая женщина, и был у неё муж Велес (древнерусский бог богатства и скота, проводник в загробный мир, один из верховных небесных богов) и три дочери. Выбрал бог Велес жену под стать. Буря Яга или Баба Яга охраняла границу между царством живых и царством мёртвых, не позволяя проникнуть в тайны жизни и смерти.  Очень уж она любила своего мужа.       

Но однажды случилось горе.

 «…..и охотился Велес на Вепря.  И поднял на клыки Велеса мощный Вепрь… погиб тогда Велес…Его кровушка потекла рекой. Не смогла пережить Яга такой потери, и тогда вдова Велеса от печали стала ведьмой Ягою, и отправилась в царство Тёмное, и на веке там поселилась…». (Славянская мифология, «Повесть временных лет»).

Так же Баба Йога (Йогиня-Матушка) – вечнопрекрасная, любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле (древнее название планеты Земля) то на огненной Небесной колеснице, то верхом на коне по всем землям, собирая беспризорных детей-сирот. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай).
Дальше богиня проводила детей-сирот через Огненный обряд посвящения древним высшим богам. Для этого спящих детей в белых одеждах укладывали на каменный помост в скале, который назывался Пещь Ра (отсюда пещера). Этот помост делился на два углубления (лапата, он же лепота, красота), в один клали детей, в другой клали хворост. После этого лапата задвигалась в Пещь Ра и Ягиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на Огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, считали, что дети погибали. На самом деле в этот момент очень специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род.

Второй образ Бабы-Яги (самый распространенный в настоящее время) – это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняет ее пестом и заметает следы метлой. Любит полакомиться маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

По одной версии, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она живет на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорит то, что ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Да и сама Баба-Яга — лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») — настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

По другой версии, прототип Бабы-Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу — наследницу народных целительниц — христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Третий образ – это предположение, что Баба Яга попала к нам из космоса, так как ступа очень похожа на металлическое тело цилиндрической формы, напоминающее контуры современной ракеты, а полет сопровождается явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов, из ступы выступает реактивный огонь во время движения.

Вот такая она, многоликая и неоднозначная Баба Яга.

Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых, сын Матери Сырой Земли. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий, или слово «коша» означало хозяин (отсюда слово кошка, хозяйка дома). От него, видимо, произошло современное слово «кость». В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать.

Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной, или замораживал лютым холодом.. Завывание вьюги, так похожее на звуки, издаваемые любимыми Кощеевыми гуслями-самогудами. Заслушавшись этой песней, люди замирают, а то и вовсе замерзают, оледенев. Кощея Бессмертного изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.


Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится девица-краса. Краса, красота — неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот ее-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла ее сердце, покрыть сединой инея золотые, как солнечные лучи, волосы. Одним словом, присвоить себе, заточить в неприступном тереме. Спрятать от людских глаз живительную силу, способную преобразить землю, расцветить ее зеленью, цветами. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудищем, подобен богу-громовнику. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа — это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней — намек…

Еще одно представление о Кощее Бессмертном возникло с давних времен. Одно из первых славянских племен – древляне (жившие в лесах)  имели обычай хоронить своих сородичей в священном лесу, подвешивая на веревках (цепях) на деревьях. И так, иноземец, зашедший в такой лес и увидевший подвешенные на деревьях скелеты воспринимали их как страшную нечисть, способную причинить вред путнику.

Следующий герой нашего исследования – это Змей Горыныч.

Практически у всех народов мира есть мифы про летающих, огнедышащих, пожирающих людей драконах. Такой герой присутствует и в русских народных сказках. Его образ – огнедышащий дракон или змей, имеющий несколько голов, чаще 3, но бывает и больше. Часто в сказках или былинах он умеет летать.  В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня река на Украине и в Белорусии). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими.

Другое представление Змей Горыныч – это природное явление, смерч. Его появление почти во всех сказках и былинах описывается одинаково

Налетела туча черная, скрыла Ярило Красное, появился ветер великий. Это налетел тучей черною Змей Горыныч — Виев сын. Стога разметал, крыши с изб посрывал, людей и скот в полон унес…
Сколько смельчаков не ездило сражаться, никто не справился. Меч рубит шею, а она опять отрастает…

Почему же змей? «Змей» — потому что круглый, как змея, а «Горыныч» — значит высотой с гору.

Заключение.

Таким образом, изучив происхождение отрицательных героев русских народных сказок Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча мы пришли к выводу, что все эти герои появились в сказках не случайно, они являются героями мифов древних славян. Мир русского фольклора очень богат и не до конца изучен. Он хранит еще много загадок, которые ждут открытия.

Список использованной литературы

  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
  2. Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
  3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  4. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
  6. http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар. сказок
  7. http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
  8. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме
  9. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
  10. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах
  11. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах.

Русский филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» развивал теорию о том, что структура, например, сказки русской народной удивительным образом повторяет инициационные обряды разных народов, и не обязательно индоевропейских. Пропп последовательно объясняет подспудные (и зачастую жестокие) смыслы сюжетов знакомых нам с детства и некогда являвшихся эталоном морали и доброты русских сказок. T&P рассказывает об их основных сюжетных моментах в свете теории Проппа.

Красавица в башне

Многие сказки начинаются с родительского запрета сыновьям или дочерям выходить на улицу. Часто (и не только в русских сказках) красавицу заключают в высокой башне, с которой она тоскливо любуется окружающим пейзажем до тех пор, пока ее оттуда не освободят. Эти сюжеты, как полагает Пропп, могут отсылать нас к исторической действительности: когда-то действительно был обычай изолировать царских детей или молодых девушек предбрачного возраста от окружающего мира. Джеймс Фрэзер в своей «Золотой ветви» подробно исследовал сотни обрядов «примитивных» культур, в которых царям или царским детям запрещается покидать дворец или видеть других людей, дневной свет и даже касаться земли (отсюда обычай строить башни для заключения царственных особ). Подавать пищу царям во многих культурах было принято через окошко, не прикасаясь к ним, и связано это было с сакральной природой царя как чего-то божественного, а оттого и одновременно опасного для простых смертных. Тщательно охраняя царя, народ охранял и свое благополучие. Если царь сбегал из заточения, его могли попросту убить.

«Велел он построить высокий столб, посадил на него Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет»

Другой важный для сказки сюжет — длинноволосая красавица, тоскующая в башне. Запрет стричь волосы в сочетании с изоляцией отсылает к древнему обряду, который применялся по отношению к впервые менструирующим девушкам. Девушки, входившие в брачный возраст (около 12 лет), подлежали изоляции и действию многочисленных табу — запрету стричься или расчесываться. Поэтому неслучайно за заключением сказочной царевны почти всегда следует ее скорое замужество.

Иван Билибин

Иван Билибин

«Перепугался отец, не велел свой любимой дочери даже на крыльцо выходить»

Сборы героя

Характерный для русской сказки момент — сборы героя, например Иванушки-дурачка, который должен спасти царевну, попасть в тридевятое царство или совершить другой подвиг. Где же находится это таинственное тридевятое царство? Чтобы прояснить значение этого сказочного топоса, Пропп предлагает обратить внимание на предметы, которые вручаются герою перед отправлением. Как правило, в его поклажу входят хлеб, посох и обувь, внешне, конечно, имеющие связь с предстоящим путешествием. Однако ровно эти же предметы опускали в могилу умершим людям, что отсылает нас к идее о символическом путешествии героя в загробный мир.

Иван Билибин

Иван Билибин

Избушка на курьих ножках

Герой сказки часто попадает в дремучий темный лес. Таинственный лес в мифе и литературе непременно является местом, в котором находится вход в иной мир: подобные упоминания можно найти в «Энеиде» Вергилия или «Божественной комедии» Данте. Однако в русской сказке герой находит в лесу избушку на курьих ножках (или, реже, избу, подпертую пирогом и крытую блинами). Избушка часто обнесена забором с черепами, а сама она обладает зооморфными или антропоморфными чертами. Происхождение образа избы на курьих ногах до сих пор обсуждается фольклористами и культурными антропологами. К примеру, Пропп думает, что птичьи ноги — это рудимент реальных зооморфных столбов, на которые ставили избу. Он считает, что такое здание могли выстраивать в лесу для специального обряда посвящения, при котором неофит, посвящаемый, символически умирал и возрождался в новом статусе. Так мы видим, как сходятся две линии сказки, обычно подспудно повествующей или о символическом путешествии на тот свет, или о походе туда же с возвращением (в случае посвящения, при котором происходят смерть и воскрешение героя).

Николай Рерих, «Изба смерти»

Николай Рерих, «Изба смерти»

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами»

Встреча с Бабой-ягой

Избушку на курьих ножках стережет Баба-яга, которой не положено туда никого пускать. Избушку, по Проппу, можно рассматривать как границу двух миров, потустороннего и мира живых, а Бабу-ягу считать ее стражем, царицей мертвых. То, что Баба-яга имеет отчетливую связь с миром мертвых, доказывает, во-первых, то, что чаще всего в избушке она лежит, во-вторых, что у нее есть костяная нога (одной ногой она стоит в мире живых, другой — мертвых, пограничное существо). Наконец, необычно то, что обычно Баба-яга занимает почти всю площадь избушки, ведь известно, что она не была великаншей, а домик при этом подчеркнуто небольших размеров. «Следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу», — пишет Пропп, отсылая читателей к сравнению избы с гробами-домовинами, возможно располагаемых в древности над землей.

Иван Билибин

Иван Билибин

«На печке лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»

Испытания Бабы-яги

Обыкновенный для русской сказки возглас Бабы-яги «Фу-фу-фу, русским духом пахнет» означает, что существу из мира мертвых неприятно слышать запах живых. Живой не должен переступить через границу царства мертвых без соответствующих испытаний, и Баба-яга сперва топит баню (ритуальное омовение тела), а затем кормит героя (вот почему в русских сказках домик «ведьмы» часто подперт пирогом, а в европейских может быть полностью съедобным). Известно, что во многих мифах с помощью еды, которую человек ест в мире мертвых, он приобщается к жизни на том свете. Пища мертвецов в мифах Древнего Египта «отверзает уста умершего», в древнегреческих — мешает Персефоне вернуться из Аида, а Одиссею — уйти от Калипсо. Далее часто следует испытание героя сном, и это тоже имеет определенный смысл, ведь мертвые не спят.

«Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится»

Смерть и возрождение

За приобщением героя к миру мертвых часто следует его ритуальное убийство. Иногда это зашивание в шкуру животного (такой обряд действительно существовал и был похоронным) или его долгий путь на корабле (мертвых часто хоронили в деревянных ладьях, что связано с представлением о реках загробного мира). Герою сказки иногда отрубают палец, героя могут варить, разрубать на части, сжигать в печи или вынимать у него внутренности. Ритуалы с имитацией таких действий проводились у многих народов мира при инициации неофита. Таким образом, Пропп приходит к выводу, что Баба-яга — это одновременно и страж потустороннего мира, и жрица, символически убивающая инициируемого неофита. Аллегория убийства посвящаемого в ритуале перехода означала его смерть в старом статусе и рождение в новом, более высоком. Как мы видим, во многих сказках этот процесс остался в редуцированном виде — в представлении о том, что погружение живого или разрубленного тела в кипяток или огонь дает омолаживающий эффект. Следы смертной природы человека уничтожаются огнем, подобно тому, как это происходит в древнегреческом мифе о Деметре и Демофонте, которого она кладет на ночь в печь в стремлении сделать человеческого сына бессмертным, или в аналогичном сюжете про Фетиду и Ахилла.

Иван Билибин

Иван Билибин

В некоторых сказках все вышеперечисленные ритуалы оцениваются положительно, но чаще всего они представляются как мучения, на которые Баба-яга пытается обречь главного героя. Согласно Проппу, из-за постепенного вытеснения охотничьих представлений землевладельческими вся «лесная магия» начинает ассоциироваться с чем-то недобрым, а значит, архаичные ритуалы инициации становятся табу. Так жрица превращается в злую колдунью, а символическая смерть, необходимая для посвящения мальчика в охотники, — в коварную казнь. Герой, попадающий к вратам смерти, теперь должен бороться со стражем врат, а не получать дары жрицы, что отражается в различных русских сказках, в которых Баба-яга предстает то помощником героя, то его заклятым врагом.

Лесной дом

В некоторых сказках приключения героя на этом не заканчиваются. После ритуала посвящения герой попадает в так называемый «мужской дом», помещение невиданных размеров в лесу. Герой часто оказывается в нем, когда там никого нет, иногда ему открывает дверь «сестрица», «мать» или «отец» всех мужчин (животных, разбойников, богатырей), которые непременно должны вскоре вернуться. Пропп видит в данном сюжете редукцию представлений о том, что после инициации новоиспеченный охотник должен был некоторое пожить вместе с себе подобными в специальном «мужском доме». Он обладал удивительными для молодого человека, который прежде жил с родителями в небольшой избе, размерами, так как должен был вмещать в себя большое количество воинственно настроенных юношей и их снаряжение. Часто в сказке такой дом или его забор украшены черепами, что также может свидетельствовать в пользу теории об охотничьих/военных целях живших в нем мужчин. Отсюда же и Серый Волк — частый спутник героя в его приключениях. Волк (пес) мог являться помощником охотников или их тотемом.

Иван Билибин

Иван Билибин

Далее герой может обнаружить внутри дома большой накрытый стол с равными порциями, что также приводит его в изумление: он «видит здесь иную подачу еды, чем та, к которой он привык. Здесь каждый имеет свою долю, и доли эти равны». С богатырями или разбойниками, как правило, живет их «сестрица», образ которой Пропп интерпретирует как своего рода общую полевую жену, или «мать» / «отец», которые также не являются родственниками, а выполняют определенные бытовые функции. В целом пребывание женщин, кроме «сестриц», в таких домах было строго запрещено: в секретных комнатах хранились воинские артефакты и реликвии, о чем повествует множество сказочных сюжетов, где герой может их наблюдать или похищать.

Спящая красавица

Иногда в сказке девушка, которая проживает вместе с богатырями или разбойниками (гномами, медведями и т. п.), умирает. Это может случиться из-за отравления, укола веретеном или по другим причинам. Тогда какое-то время она пребывает в гробу посреди леса, а потом внезапно воскресает и вступает в брак с героем сказки. Возможно, такой сюжет является отголоском обряда женского посвящения, происходившего перед замужеством.

Так, проанализировав набор сюжетных ходов, характерных для большинства русских народных сказок, Пропп конструирует их всеобъемлющее толкование. Цикл инициации, отраженный в русских сказках, по его мнению, является самой древней основой почти любой сказки или мифа. Другой цикл, цикл смерти и жизни, — параллельный, но в то же время связанный с идеей инициации. Ее ритуальный смысл, имеющий отношение к миру мертвых, в большинстве случаев остался в тех сказках, которые мы все так или иначе читали в детстве.

  • Кто мешает герою в волшебной сказке
  • Кто из героев капитанской дочки а с пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле
  • Кто меня вдохновляет сочинение на английском
  • Кто из героев детских сказок воспитывался в волчьей стае
  • Кто любил мальвину в сказке буратино