Кто мешает герою в волшебной сказке

Сказочное начало – картина всеобщего благополучия, картина статичная и недвижимая – «жили-были». Но на сказочного героя неумолимо обрушивается беда-нужда. И с этого момента сказка разворачивается перед нами клубочком.Главный герой отправляется в путь-дорогу, где его ждут удивительные встречи, препятствия и испытания. Препятствия и волшебные средства, при помощи которых персонаж сказки преодолевает эти препятствия, — суть сказки, ее богатство, ее динамика и многообразие, пестрота.

Покидая дом, сказочный герой, будь то Иван-царевич или изгнанная злой мачехой падчерица, идет «куда глаза глядят» и неизменно оказывается в темном лесу. Лес – враждебная человеку, неведомая сила, таящая угрозу. Лес – задерживающая преграда на пути героя в «тридесятое государство», в иное царство, потусторонний мир, мир мертвых. Лес непроницаем, сквозь него не пройти, и только благодаря волшебному помощнику герой в мгновение ока перелетает через дремучее таинственное препятствие. Но лес может быть препоной не только для героя, но и для его преследователя. Так Иван-царевич бросает позади себя гребешок, из которого вырастают леса, тем самым преграждая путь врагу.

2

«Фу, как русска кость воня»

Долго ли, коротко ли оказывается герой перед избушкой на курьих ножках, без которой немыслим  сказочный лес. В эту избушку просто так не войти, нельзя пройти и мимо нее. Ивану необходимо произнести заклинание: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». Только повернув избушку, он сможет попасть внутрь, где лежит на печи Баба-Яга, «костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И первое, что герой слышит, – восклицание Яги: «Фу, как русска кость воня». Хозяйке леса, Яге, претит запах гостя, не потому, что это запах русского, но живого человека! Ведь Баба-Яга – никто иная, как охранительница входа в тридесятое царство, царство мертвых, а ее избушка и есть этот вход…

В некоторых сказках, едучи путем-дорогою, первое, куда попадает герой, не лес, а чистое поле. А в чистом поле столб (камень), а на столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Герой оказывается на распутье и должен преодолеть препятствие: сделать выбор, принять решение, в какую сторону ехать. Поле – само по себе препятствие. Оно чужое, неведомое пространство, открытое и незащищенное от внешних таинственных сил. Именно здесь герой погибает на обратном пути домой: его убивают, разрубают на части завистливые братья-неудачники. Но погибает герой, чтобы затем быть воскрешенным, оживленным «живой» и «мертвой» водой, чтобы восторжествовали добро и справедливость.

4

«Окиян-море широкое, река огненная»

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути героя волшебной сказки оказываются и река-оборотень, и река огненная, и молочная река – кисельные берега, и река из пива, меда, вина и водки, и окиян-море – неорганизованное, бескрайнее, хаотичное пространство. Однако и эти, казалось бы, непосильные препятствия герой с легкостью преодолевает при помощи дарованных ему волшебных помощников, тем самым упорядочивая стихии, покоряя их. Так герою сказки «Мудрая жена» указывает путь волшебный клубочек. «Вот клубочек катился-катился — и прямо в море: море расступилося, дорога открылася; дурак ступил раз-другой и очутился с своими провожатыми на том свете».

5

«Лезть на гору – не влезть, ползти – не всползти»

Дмитрий-царевич едет-едет — «и вот перед ним гора высокая-высокая! Глазами не вскинешь!». Эту гору, как и любую другую сказочную гору, не обойти, не пройти мимо нее. Гора – центр мироздания, ось мира, образ вселенной. Гора трехчастна: вершина горы – обиталище богов, низ горы – мир мертвых, середина – мир людей. На гору можно подняться и тем самым обратиться к вышним силам за благословением, или же в гору можно войти. Так перед героем сказки «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» оказывается гора, которая ничто иное как вход в пещеру, подземное царство, царство смерти.

6

«Стены высокие, ни ворот, ни дверей»

Нужно ли сказочному герою достать молодильных яблок и живой воды или нужно попасть во дворец прекрасной царевны, для начала необходимо преодолеть препятствие в виде высокой-превысокой стены, ограды, тына. Но каким бы непреодолимым ни было препятствие, Иван-дурак с ним справится, ведь он не просто Иван и не просто дурак, а у него есть Сивко-бурко, вещий воронко! Перепрыгивая ограду – черту, разграничивающую свое и чужое пространство, герой демонстрирует свою избранность, привилегию. А добывая молодильные яблоки и живую воду, молодец-удалец перелетает стену на крылатом коне. На стене той струны с колокольчиками наведены и чуть что «зазвенят», «заструнят», возвещая появление пришельца, чужака.

За сказочною оградою часто находится сад. Хотя сад – пространство культурное, упорядоченное, несмотря на свою изначальную принадлежность природе, стихии, но и оно порой выступает в качестве препятствия для героя. Во многих сказочных сюжетах сад – неотъемлемый атрибут пространства героини, царевны, царь-девицы, куда неожиданно вторгается герой на соколе, коне «о четырех крылах», а впоследствии женится на героине. А в сад Елены Прекрасной, окруженный золотой решеткой, врывается серый волк, волшебный помощник Ивана-царевича, с тем, чтобы похитить ее для Ивана, пока тот ожидает в поле. Сад – свое, освоенное для героини, для героя же оно —  препятствие, чужое пространство, но чужое до поры до времени, до женитьбы.

Юлия Пенегина

Иллюстрации: А. Орлеанский

Волшебная сказка и ее жители


Волшебная сказка знает всего семь главных ролей и сколько угодно второстепенных — для связок между эпизодами.
Из этих ролей некоторые появляются реже, некоторые чаще (например, вредитель в сказке может не появиться, если завязкой была нехватка, а отправителем может быть и сам-решивший-пойти-погулять герой). Единственный, без которого точно не будет вообще ничего — это герой. Поэтому если вы хотите узнать, кто главный герой сказки, романа, житейской ситуации, ищите методом исключения того, кого невозможно заменить и чью роль невозможно передать никому другому.

Главные роли это:

оправитель (тот, кто обеспечивает и организует отправку героя в путь)

вредитель (тот, кто наносит вред и тот, кого герой побеждает)

герой (тот, кто отправляется в путь и кто получает волшебное средство)

даритель (тот, кто предоставляет герою волшебное средство)

волшебный помощник (тот, кто будет служить герою и помогать ему на его пути)

царевна (тот, кого ищет герой, кто может заклеймить его и потом узнать, и кто может давать ему трудные задания в связи со сватовством)

отец царевны (тот, кто дает трудные задания в связи со сватовством и наказывает ложного героя).

Четыре главные роли образуют костяк большинства сказок:

Вредитель
Вредитель нарушает благополучие или наносит вред, после чего обычно исчезает. Герою приходится специально его отыскивать, чтобы сразиться. Даже в том случае, если вредитель никуда не уходит (например, злой сосед захватил царство героя), чтобы найти на него управу, герою нужно отправиться в путь, а затем вернуться и сразиться. Так что в любом случае вредитель попадается нам дважды: когда наносит вред и когда должен быть побежден.

Герой
Герой отправляется в путь, проходит там испытания, переживает трансформацию и возвращается с приобретением. Это Путь Героя.

Даритель
Даритель встречается героем чаще всего случайно, обычно вскоре после начала пути. Обычно это кто-то посторонний, с которым герой будет вступать в какое-то взаимодействие и получать от него волшебное средство или помощника.
Впрочем, эту роль может играть и кто-то из членов семьи — например, если отец дает сыну в дорогу дубину или предлагает выбрать любого коня из своего табуна.

Волшебный помощник
Здесь следует пояснить, зачем вообще появляется в сказке эта фигура (которая, впрочем, может быть и предметом).
Дело в том, что герою, чтобы достичь своей цели, в обязательном порядке нужно попасть в иной мир, пройти там испытания, измениться и, что немаловажно — вернуться домой. И если попасть в иной мир может любой, то вернуться оттуда без волшебного помощника невозможно. Поэтому герой, не прошедший испытание дарителя и не получивший волшебное средство, никуда дальше не идет, а чаще всего гибнет на месте.
Испытания герою нужны для трансформации, а без трансформации невозможно достижение цели. 

Это и есть закон сказки, глубинное знание коллективного бессознательного.

Итак, волшебное средство (предмет или качество) героем будет использовано, а волшебный помощник будет ему служить во время всего прохождения Пути в ином мире. Помощник обеспечит герою перемещение в пространстве (например, перенесет на себе верхом или по воздуху), найдет и добудет ему искомый объект (выкрадет кольцо, выманит и похитит царевну и т.д.), поможет спастись от погони, решить трудные задачи, завершит трансформацию.

Каждый из персонажей сказки нужен герою и существует ради героя. Вредитель — чтобы создать герою ситуацию, при которой он вынужден будет выйти в путь. Даритель — чтобы проверить героя на то, способен ли он, готов ли он совершить переход в иной мир, волшебный помощник — чтобы помочь герою пройти трансформацию в ином мире и вернуться. Может возникнуть вопрос: обязательно ли герою переживать какие-то изменения по дороге к своей цели? Трудно, однако, вообразить ситуацию, при которой герой достигает своей цели, оставаясь в точности таким же, как был в начале. Даже девочка из сказки про гусей-лебедей должна была внутренне измениться и сменить заносчивость на вежливость по отношению к встречным помощниками, иначе ей было не вернуться домой.

Отмечу еще, что в сказке, где завязкой является не вредительство, а недостача, собственно вредителя может и не быть. Тогда у нас из четырех ролей остается три, без которых сказка не будет существовать.

Три роли: герой, даритель и волшебный помощник составляют основу Пути того, который входит в иной мир, чтобы выйти оттуда другим.

@ Inessa Malka Korets malka.nessy@gmail.com

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Средняя  общеобразовательная  школа с.Ния

                       Игорь Мазнин - Волшебные сказки: Царевна-лягушка обложка книги                           241

                   

                 

                                             реферат  по  литературе      

                                                                                                Белов  Иван

                                                                                                5  класс  

                                                                                                Руководитель:    

                                                                                                Гогошидзе Л.В.

                                                                                                учитель русского

                                                                                                языка и литературы

                                                      с.Ния  2014                                                                                                                        

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

Введение___________________________________________________3

Основная  часть:

Глава 1     Сказка  и  сказочные  герои___________________________5

  1. Толкование слова «сказка»__________________________5
  2. Сказочные  герои__________________________________5

Глава 2      Иван – царевич_____________________________________6

            2.1.     Кто  такой  Иван – царевич?________________________6

            2.2.     Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка»____________6

Глава 3      Баба  Яга___________________________________________8

            3.1.    Кто такая Баба Яга?________________________________8

            3.2.    Баба Яга в русских народных сказках_________________9

Глава  4      Ваше  мнение…____________________________________10

             4.1.    Результаты анкеты учащихся школы  по теме

                       «Русские народные сказки»_________________________10

Глава 5     Заключение_________________________________________11

Список используемых источников_______________________________12

                                                                                                                               2.

                                                    Введение

                                          Актуальность  работы

        Мир   сказок  удивителен.  Только  в  сказках  на  каждом  шагу  —  чудеса  и  волшебство,  там   можно  встретить  принцессу,  говорящих  зверей  и  даже  самую  настоящую  Бабу Ягу!  Сказки  входят  в  жизнь  человека  в  раннем  детстве  и  остаются  с  ним  на  всю  жизнь.   Слайд 2

        На  моей  книжной  полке  на  самом  видном  месте  стоят  русские  народные  сказки.  Я  с  удовольствием  читаю  и  перечитываю  их.  Чтобы  попасть  в  сказочный  мир,  нужно  богатое  воображение,  а  сказки  как  раз  и развивают нашу фантазию. Без неё не представишь  ни         Слайд 3 волшебную  жар – птицу,  ни  многоголового  Змея – Горыныча,  ни  Бабу Ягу,  что  летает  в  ступе,  ни  смелого  и  доброго  Ивана — царевича.

         В  сказке  всегда  происходит  борьба  добра  и  зла.  Хорошие  сказочные  герои  обязательно  выходят  победителями,  какие  бы  препятствия   им  не  приходилось  преодолевать.  И  хотя  сказки  рассказывают  о  необычных  событиях,  но  всё  равно  в  каждой   выдумке  есть  что – то  от  настоящей  жизни.  

          В  современном  мире  проблема  добра  и  зла  очень  актуальна.  В  нашей  жизни  не  хватает  доброты  и  бескорыстия.  Этому  есть  множество  примеров:  брошенные  собаки  и  кошки  на  улицах  городов  и  посёлков,  преступления  людей,  войны.  А  ведь  люди  должны  быть  людьми:  делать  добро  для  других,   беречь  животных  и  нашу  планету,  помогать  всем.

          Читая  русские  народные  сказки,  я  понял,  что  народ  уже  в  глубокой  древности  размышлял  об  этой  проблеме  и  создавал  вымышленные  истории  со  счастливым  концом  и  обязательной  победе  добра  над  злом.  В  своей  исследовательской  работе  я  решил  рассмотреть  вопрос  о  добре  и  зле,  обратившись  к  русским  народным  сказкам,  ведь  с  ними  связаны  мои  первые  представления  о  справедливости,  о  том,  что  добро  обязательно  побеждает  зло.

                                                                                                                           3.

                                                                                                                         Слайд 4                                                                                                                                

              Цель  моей  работы:    изучить  сказочные  персонажи,  выяснить,  действительно  ли   Иван – царевич  и  Баба Яга  являются  представителями  добра  и  зла     в  русских  народных   сказках   и   составить  обобщённую  характеристику  этих  героев.

     В  своём  проекте  я  постараюсь  решить  следующие  задачи:   Слайд 5

  1. проанализировать  поступки  Ивана – царевича  и  Бабы  Яги,  соотнести  их  с  добром  и  злом;
  2. определить  роль  добра  и  зла  в  сказках;
  3. понять,  чему  учат  сказки.

                                                                                                                     Слайд 6

             Объект  исследования :     образы   Ивана – царевича  и   Бабы Яги.

             Предмет   исследования:      русские  народные  сказки.

       Для  проведения  исследования  по  теме  реферата  я  определил  следующие   этапы   работы:                                                                Слайд 7

  1. работа  с  книгой – (теория,   чтение  и  анализ   русских  народных  сказок);
  2.  описание   сказочных  героев;
  3. анкетирование  учащихся  школы  с.Ния;
  4. оформление  результатов  работы;
  5. создание  презентации.

                                                                                                                    Слайд 8

                 Гипотеза:     добро   побеждает  зло.

                                                                                                                          4.

                                Глава 1     Сказка  и  сказочные  герои

              1.1.       Толкование  слова  «сказка»              Слайд 9

              Сказка —  один   из  видов  устного  народного  творчества.

 «Сказка  –  повествовательное,  народно — поэтическое  произведение  о вымышленных   лицах   и   событиях,  преимущественно  с  участием  волшебных,  фантастических  сил», —  читаем   мы  в  Толковом   словаре  русского   языка   С.И.Ожегова.                                                                                

              Само  название  «Сказка»  возникло  далеко  не сразу.  Вначале  в  Древней   Руси  появились  произведения  ,  которые   рассказывались   для  

развлечения,   они   назывались   байками   (от  слова   «баить»   —  говорить).

А   сказками   назывались   документы,   в  которых   сообщались   различные  сведения   о   количестве   и   составе   населения.

Впервые   термин   «сказка»   в   современном   значении   был   употреблён  в   1649 году.   Очень  быстро его  значение  перешло  только на волшебные,

 сказки, в  основе  сюжета  которых  были   фантастические  приключения или  подвиги главного героя.

              В  волшебных  сказках  светлому  миру  положительных  героев  и  их  помощников  противостоят  враждебные  им  тёмные  силы  сказочного  царства,   именно  эти  образы  являются  представлением  народа  о  зле  и  коварстве.  Но  особенно  ярко  выражалась  в  волшебных  сказках  любовь  народа  к  родине,  мечта  о  стране,  где  побеждены  зло  и  несправедли-вость и где  царит  мирная  жизнь и  труд.

                                       1.2.     Сказочные  герои

              Все  герои  русских  народных  сказок  делятся  на  два  типа:

главными  героями  наших  сказок  являются  сильные,                     Слайд 10

находчивые,    добрые  и  благородные  герои:  Иван – царевич,  

Елена  Прекрасная,  Елена  Премудрая;  кроме  добрых  героев,  в  сказках  всегда  присутствуют  и  злые:                                                               Слайд 11

 Баба Яга,  Кащей  Бессмертный,  Змей  Горыныч,  Леший,  Кикиморы.      

                                                                                                                               5.                                                                                                        

                  Глава   2      Иван – царевич                                 Слайд 12

                                        2.1.      Кто  такой  Иван – царевич? 

             В  устном  народном  творчестве   Иван —  царевич  –  один  из  самых  известных  героев   русских  народных  сказок.  

Каково  же происхождение  имени  Иван?

 Самое  распространѐнное  мужское  имя  на  Руси  –  Иван.

 О  происхождении  этого  имени  рассказывает   Лев Успенский: «Тысячелетия назад  среди   малоазиатских  иудеев  было  распространено  имя Иехоханан,  что  означало  «милость  божия»,  «дар  бога».  Когда  широкое распространение  получило  христианство,  то  вместе  с  ним  пришли  к  народам  имена  «святых  людей».  Пришло  оно  и  на  Русь,  и  в  русском языке  стало  звучать  «Иван».

            Как  сказочный  персонаж  он  появился  в  конце XVIII  –  начале  XIX   века.   Иван – царевич  выступает   в  сказках  как положительный    герой,  который борется  со злом,  помогает   обиженным или   слабым.  Этот  сказочный  герой  всегда  изображался  народом  умным  и  смелым,  добрым  и  отзывчивым,  потому  ему и  приходят   на  помощь  силы  природы,  чтобы  помочь  справиться  с  трудностями.

            Очень  часто  в  начале  сказки  Иван –  царевич  беден,  потерян  родителями,   преследуется  врагами,  не  знает  о  своём  царском  происхождении.   В  таких  сказках  как  награду   за  героическое  поведение  и  добрые   дела  Иван – царевич  получает   назад  своё  царство,  трон  или находит своих  родителей.   Это настоящий сказочный герой.

         Действительно,   в сказке   Иван — царевич   всегда   изображается   как молодой,   красивый,   деятельный   и   отважный   герой.  В  этом  я  совершенно  убедился,  перечитав  ещё  раз  русские  волшебные  сказки  такие,  как:  «Царевна – лягушка»,   «Финист – ясный  сокол»,      Слайд 13 «Молодильные   яблочки»,   в  которых   Иван – царевич   —  один  из  главных    действующих   лиц.                                                            Слайд 14

                        2.2.    Иван – царевич   в  сказке  «Царевна – лягушка»

         Сказка  «Царевна- лягушка»  – это  русская  народная  волшебная  сказка.  В  волшебных  сказках  добро  всегда  борется  со  злом.  К  добрым  героям  относится  Иван — царевич.  Он  прошел много  испытаний,                                

 чтобы  найти  Василису  Премудрую.    Иван – царевич   предстаёт  перед  нами  мужественным  и  бесстрашным,   он  не  побоялся  в  одиночку        6.

пойти  искать  свою  жену,  от  других   героев  он  отличается  активностью,  которая  больше  всего  проявляется  тогда,  когда  исчезает  Василиса  Премудрая  и   царевич  отправляется  на  её  поиски.

Теперь  он  сам  принимает  решения  и  начинает  действовать  самостоятельно,  ни  минуты  не  раздумывает.  

           «…Загоревал  царевич  неутешно.  Снарядился,  взял  лук  да  стрелы,  надел  железные  сапоги,  положил  в  заплечный  мешок  три  железных  хлеба  и  пошёл  искать  жену  свою,  Василису  Премудрую…»  

 «Долго  ли  шёл,  коротко  ли,  близко  ли,  далёко  ли – скоро  сказка  сказывается,  да  не  скоро  дело  делается, — две  пары  железных  сапог  протёр,  два  железных  хлеба  сглодал»  —   эти  строки  очень  ярко  описывают  большое  желание  Ивана – царевича  найти  свою  жену,  он  очень  терпелив  и  настойчив  в  достижении  своей  цели.

           Во  время  долгого  пути    Иван – царевич  встречает  первого  волшебного  помощника – старого  старичка,  получает  в  дар  волшебный  предмет – клубочек.  От  голода  он  хочет  съесть  сначала  медведя,  потом  зайца,  затем  щуку,  но  жалеет  и  отпускает  их.  В  этих  поступках  проявились  не  только  жалость  и  доброта  царевича,  но  и  бережное  отношение  к  природе,  умение  по – доброму  распорядиться  ею.  Они  тоже  становятся  потом  волшебными  помощниками  Ивана – царевича.   Жалость  к  животным,  смелость,  терпение,  выносливость  —  вот  самые  яркие  черты  Ивана – царевича.    Он  проявляет  решимость,  мужество,  упорство,  терпит  нужду,  холод  и  голод.  Иван – царевич  доверяет  старичку,  который  даёт  ему  клубочек,  проявляет  сочувствие  и  желание  помочь,  когда  жалеет  животных  и  отпускает  щуку  в  море,  проявляет  бесстрашие,  когда  смело  отвечает  Бабе  Яге.  В  этих  испытаниях  раскрываются  его  самые  хорошие  черты:  он  достоин  уважения   за  то,  что  добрый,  терпеливый,  выносливый,  смелый,  боролся  против  Кащея.  

         Сказка  «Царевна – лягушка»  рассказала  о  том,  как  герой  добивался  победы,  добра  и  справедливости.  Он  нашёл  свою  Василису  Премудрую.  Добро  и  справедливость  торжествуют,  но  для  этого  герою  пришлось  пройти  через  трудности  и  испытания.   Я  считаю,  что  Иван – царевич  смело  боролся  со  злом,  показал  себя  достойным  представителем  «добрых  сил».

       Эта  сказка  убеждает  нас  в  том,  что  и  в  жизни  человек  может  многого  добиться    благодаря  уму,   доброте,  труду  и  смелости.

                                                                                                                             7.

        Волшебная  сказка  «Царевна – лягушка»  посвящена  верности  людей  своему  слову  и  делу,  настойчивости  в  преодолении  препятствий  для  достижения  своей  цели.

                                 Глава  3     Баба  Яга                                              Слад 15

                                           3.1.    Кто  такая  Баба  Яга?

        Очень  часто  в  русских  народных  сказках  присутствует  такой  персонаж,  как  Баба Яга.   Она  хорошо   известна всем  с  самого  детства.  Но  многие  ли  из  нас  задумывались  над  тем,  кто  она  такая,  что  означает  её  имя?  

       Чтобы  узнать  значение  имени  Бабы  Яги,  я  обратился  к  энциклопедии  и  толковому  словарю.  Итак,  Баба  – первая  часть   имени  говорит  о  её  возрасте,  о том,  что  она  старая  женщина,  ведь  наши  русские  слова  «баба»,  «бабушка»  обозначают  людей  старшего  возраста.

Современный  толковый  словарь  Ефремовой  даёт  два  толкования  второй  части  имени:  

1). Яга – это  злая  старуха  колдунья  как  персонаж  русской  народной  сказки.

2).  Яга  — шуба  мехом  наружу.  

          А  в  «Толковом  словаре  живого  великорусского  языка»  Владимира   Даля  сказано,  что «Яга  —  шуба  шерстью  наружу  из  жеребячьих  шкур».  А  слово   «яга»  произошло  от  древнего  русского  слова  «ягать»,  что  означает  «ругаться»,   «кричать».  Получается,  что  Баба  Яга  — это  пожилая  женщина,  которая  носит  шубу  мехом  наружу  и  ругается,  громко  кричит.

         И  очень  интересный  материал  об  этом  сказочном  персонаже  я  нашёл  в  энциклопедии  «Мифы  народов  мира»,  где  сказано,  что  «Баба  Яга  —  это  лесная  старуха – волшебница,  живёт  в  лесу   в  избушке  на  курьих  ножках,  пожирает  людей,  забор  вокруг  избы —   из  человеческих  костей,  на  заборе – черепа»,   у  Бабы  Яги   костяная  нога,  нос  крючком,  горб  на  спине.  Вот  такой  образ  Бабы  Яги  мы  знаем  с  раннего  детства.

         Работая  над  темой  своего   реферата,  я  вновь  обратился  к  русским  народным  сказкам,  в  которых  действует – злодействует  Баба  Яга.

                                                                                                                                8.

                         3.2.    Баба  Яга в русских народных сказках.

        «Василиса  Прекрасная»,   «Гуси – лебеди»,   «Марья  Моревна»,   «Финист – ясный  сокол»  —   это  первые    волшебные   сказки  нашего  детства,  в  которых  мы  встречаемся  с  отрицательным  сказочным  персонажем  —    Бабой  Ягой.  

          Во  всех   сказках  Баба  Яга  —  это  всегда  старуха  с  костяной  ногой.   В  некоторых  сказках  она  выглядит  устрашающе:  например,  в  сказке  «Финист – ясный  сокол»  Баба  Яга  описана  так:   «…Баба  Яга  костяная  нога,  ноги  из  угла  в  угол,  губы  на  грядке,  а  нос  к  потолку  прирос…»

В  сказке  «Царевна – лягушка»  мы  читаем: « …на  печи,  на  девятом  кирпиче  лежит  Баба  Яга  костяная  нога,  зубы  —  на  полке,  а  нос  —  в  потолок  врос»,  а  в  сказке  «Марья  Моревна» :  «…в  избушке  сидит  Баба  Яга  костяная  нога,  нос  в  потолок   врос,  руки  как  крюки».        Слайд 16

         Передвигается  Баба  Яга  в  ступе,  погоняя  её  пестом,  заметает  следы  помелом.  «Земля   дрожит,  ходуном  ходит.  Это  Баба  Яга  в  ступе  летит…» —  так   говорится  о  появлении  Бабы  Яги  в  сказке  «Василиса  Прекрасная».

         В   сказках  Баба  Яга  —  старая  и  некрасивая,  у  неё  мало  зубов,  нечёсаные  волосы,  большой  горб,  одежда  на  ней  вся  в  заплатках,  на  ногах  —  лапти.  Она  всегда  летает  в  своей  ступе,  в  некоторых  сказках  она  такая  злая,  что  даже  ворует  маленьких  детей.  Злобная  Яга  живёт  в  дремучем  лесу  в  своей  избушке  на  курьих  ножках,  которая  всегда  выполняет  её  приказания,    на  службе  у  неё  разные  лесные  жители:  змеи,  лягушки,  черти,  кикиморы,  лешии.

          Баба  Яга  вместе  с  Кащеем  Бессмертным,  Змеем  Горынычем  представляет  в  сказках   страшные   чудовища,   тёмные  силы,  которые  часто  очень  жестокие,  коварные.  Так  русские  люди  в  далёком  прошлом  выражали  своё  представление  о  зле.  Сказочники  не  жалели  красок,  чтобы  показать  борьбу  между  добром  и  злом.

         Баба  Яга  умеет   пугать,  колдовать,  мешает   положительным  героям  совершать  добрые  поступки.                                                              

         В  сказке  «Финист – ясный сокол»  образ  Бабы Яги  несёт  в  себе  зло, она  состоит  в  родственных  отношениях  с  мачехой  главной  героини  и помогает  злой  мачехе  извести  падчерицу.

          В сказке «Гуси – лебеди»  Баба Яга является похитительницей детей, пытается их зажарить, она отрицательный персонаж.                                    

          А  в  сказке  «Марья Моревна»  Баба Яга   хотела  погубить  Ивана – царевича.                                                                                                              9.

 В сказках,  которые  я  перечитал,  по характеру Баба Яга  очень  злая,  хитрая,  жестокая,  командует  нечистой  силой.  Она  всем  вредит,  создаёт  на  пути  трудности,  похищает  детей,  может  посадить  героя  на  лопату  и  отправить  в  печь,  чтобы  потом  съесть.                                        Слайд 17

          Во всех этих сказках Баба Яга  предстаёт  очень  коварной. Она всегда хочет  навредить  добрым  героям.  Очень  хорошо,  что сказок  со  злой  Бабой Ягой  не  так  уж  и  много.  Но  без  таких  героев  тоже  нельзя,  иначе  не  было  бы  сказки.    

           Подводя  итог  этой  части  работы,  можно  сказать  о  важности  и незаменимости  этого  образа  для  русской  волшебной  сказки.  Баба Яга  и страху  нагонит,  и  героя  на  выносливость  испытает,  и  волшебство проявит, а где-то  и  уму-разуму  научит. В  сказочном  образе  Бабы Яги проявилось  творчество  русского  народа,  умение  через  слово  выразить свою  фантазию  и  мастерство  сказителя.

                               Глава  4.      Ваше  мнение…                             Слайд 18

                                           4.1.   Результаты  анкеты  учащихся  СОШ

                                           с.Ния  по  теме  «Русские  народные  сказки»

       В  ходе  своей  работы  мне  было  интересно  узнать, как  ученики  нашей  школы  знают  русские  народные  сказки  и  их  героев.  Я  решил  провести  небольшое  исследование:  подходил  к  ученикам  разных  классов  и  задавал  вопросы:

  1. Читали  ли  вы  русские  народные  сказки?
  2. Назовите  главных  героев  русских  народных  сказок.
  3. Какие  герои  вам  больше  нравятся: положительные или отрицательные, или  те  и  другие?
  4. Иван – царевич :  какой  он?
  5. Баба Яга:  кто  такая,  где  живёт,  как  выглядит,  чем  занимается?
  6. Что  вам  нравится  в  русских  народных  сказках?

      Результаты  опроса  получились  следующие:                             Слайд19

  1. Русские  народные  сказки  читали  все  опрашиваемые ученики – 40 человек.
  2. Главные  герои  русских  народных  сказок:  Иван-царевич,  царевна – лягушка —   10,   Баба Яга –  12,   Кащей Бессмертный – 8,  Кикимора,  Водяной – 3,   Змей  Горыныч   — 5,   Дед и Баба —   2.

                                                                                                                    10.

  1. Нравятся  герои:  положительные  (добрые)  — 20,   отрицательные  (злые) —  10,   те и другие –  10.                                                Слайд 20                 
  2. Иван – царевич:    добрый,  смелый,  честный,  храбрый  -40.          
  3. Баба  Яга:  колдунья  —  32,   ведьма  — 8;

                   живёт   на  болоте – 30,  в  избушке -5,  в лесу – 5;

                   злая, страшная, некрасивая, старая, вредная, кривой нос,

                   лохматая – 30;

                   колдует,  варит  зелье,  всех ловит,  ест  людей,  летает,

                   превращается,  обманывает – 30.

  1. В  русских  народных  сказках  всем  ребятам  нравится  победа  добра  над  злом.

        Меня  очень  порадовали  итоги  проведённого опроса среди

учеников:  все  они  знают  русские  народные  сказки  и  их  героев,  представителей  добрых  и  злых  сил,  очень  хорошо,  что  ребята  знают,  что  главным  в  сказках  является  то,  что  добро  всегда  побеждает  зло.

                              Глава  5.       Заключение                           Слайд 21

Итак,  работая  по  теме  исследования,  я  ещё  раз  перечитал

русские  народные  сказки,  чтобы  рассмотреть  вопрос  о  добре  и  зле,  я  изучал  образы  Ивана – царевича  и  Бабы  Яги,  анализировал  их  поступки,  составил  характеристики  этих  героев  и  убедился  в  том,  что  они  действительно  являются  яркими  представителями  добра  и  зла  в  русских  народных  сказках.  Ведь  добро  и  зло  в  сказках  играет  очень  важную  роль,  потому  что  помогает  нам  уже  с  ранних  лет  понимать, что  добро – это  хорошо,  а  зло – это  плохо.  Поэтому  можно  сделать  вывод:  сказки  учат  доброте,  отличать  хорошее  от  плохого,  терпению,  трудолюбию,  смелости,  верить  в  свои  силы,  преодолевать  трудности,  бороться  со  злом,  защищать  слабых.  В  сказке  всегда  хороший  конец:  побеждает  тот,  кто  любит  свой  народ,  уважает  старших,  родителей.                Слайд 22

И закончить  свою  работу  хочется  следующей  пословицей: « Хоть  зло  сильно —   всему  вредит,   добро  на  свете  победит!»

                                                                                                                   11.

                            Список  используемых  источников:

  1. Книга «Русские  народные  сказки»
  2. Толковый  словарь  С.И.Ожегова.
  3. Энциклопедия «Мифы народов мира».
  4. Ресурсы Интернета.
  5. Microsoft  Office Pover  Point-программа для создания презентации.

                                                                                                                                                                                      12.

Шаг четвертый Препятствий в сказке, как теней на Земле

Шаг четвертый

Препятствий в сказке, как теней на Земле

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Внимание! В этом шаге ты описываешь ловушки и препятствия, которые герой встретит на своем пути.

Если ты похихикал и решил, что это легко… Хорошо – значит, полшага уже сделано. Причем не только к написанию четвертого шага, но и к преодолению преград. Подумай и попробуй предусмотреть самые неожиданные препятствия.

Уверяю тебя, выискивать преграды не так-то просто! Многие из них выпрыгивают прямо перед тобой только перед самой развязкой.

Каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение, обозначаем какую-либо цель или просто хотим выйти в другую комнату, перед нами встают препятствия и проблемы. Иногда даже самая обыкновенная дверь может очень серьезно помешать твоим планам. Особенно если тебе два года, и ты еще не достаешь до дверной ручки.

Чувствую, что ты уже радостно потираешь руки, предвкушая возможность ответить на вопрос: «Что мешает герою?»

Порой у меня такое ощущение, что препятствия – это такие стадные животные, которые всю жизнь проводят в засаде и как только видят идущего к цели героя, тут же с криками выпрыгивают и начинают мешать.

Иногда из-за препятствий герой поворачивает назад, не выдерживая натиска. Дома его ждет прежняя жизнь, прежние придирки королевы-матери, общее презрение и недоумение: мол, и чего вернулся? Тут уж хочешь не хочешь, а взвоешь и рванешь в путь снова. Но к тому моменту герой может постареть, или путь уже будет разрушен другими, или цели такой уже давным-давно нет на белом свете.

Просто удивительно: препятствия неразрывно связаны с целью и желаниями героя. Они растут из одного корня, как две сросшиеся березки. Порой препятствия служат основой для рождения цели: «Я же богатырь! А Горыныч, вон, шалит: девицу украл. Говорят, девица ничего себе – Василиса Прекрасная. Может, жениться на ней? Пойду победю Горыныча… или побежу… ну, в общем, одержу победу!»

Не столь важно, что из чего произросло, главное, помнить, что это – наша жизнь.

Жизнь – это шанс, не упусти его.

Жизнь – это красота, удивляйся ей.

Жизнь – это мечта, осуществи ее.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, так играй!

Жизнь – это любовь, так люби.

Жизнь – это тайна, разгадай ее.

Жизнь – это трагедия, выдержи ее.

Жизнь – это приключение, решись на него.

Жизнь – это жизнь, спаси ее!

Мать Тереза. «Ее кредо»

Препятствия бывают внутренние и внешние. Может быть, сумасшедший грифон то и дело закидывает героя тухлыми яйцами, а у героя при этом жутчайшая аллергия и на грифонов, и на тухлые яйца. А может, герой внутренне сам себе мешает, без помощи всяческих мифических существ, и страдает от этого не меньше.

Препятствия бывают с элементом выбора и без него. Классический выбор: налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь. Препятствие без выбора – это когда летишь в пропасть и тебе совершенно не за что уцепиться. Но, к счастью, большинство препятствий все же предлагают выбрать: делать следующий шаг или нет.

Препятствия бывают смертельные и обманчиво безобидные. Совсем безобидных препятствий, таких, чтобы перешагнул через него и не заметил, не бывает. Каждое препятствие оставляет след в душе героя и как-то неуловимо или, наоборот, очень явно меняет его. А вот в хорошую сторону или в плохую изменится герой, это уже зависит от автора, самого героя, его друзей… – в общем, от самой сказки, которую ты пишешь.

Автор обязательно должен уметь видеть препятствия и опасности. Для того чтобы показать их читателям и для того, чтобы с честью преодолеть их.

Так что бери свой бинокль, подзорную трубу и монокль и смотри внимательно на путь героя. Какие неровности и неожиданности ждут его там?

– Объясните суду – почему 20 лет все было хорошо, и вдруг такая трагедия?

– 20 лет длилась трагедия, а теперь будет все хорошо.

Г. Горин «Тот самый Мюнхгаузен»

Основное в этом шаге.

Препятствия «ходят толпами».

Прежде всего, ищи явные препятствия.

Преграды и цели героя неразрывно связаны.

Препятствия могут быть как внутри, так и снаружи.

Большинство преград предлагают возможность выбора.

Безобидных препятствий не бывает.

Преодоление преграды меняет героя.

Четвертое открыточное задание

Итак, у нас уже есть герой на фоне своего мира и его цель. Теперь нам нужно отобразить препятствия, которые поджидают его на пути к цели (см. рис. 4). Сделать это можно разными путями. Если помехой служат реальные люди или существа, можно найти их изображение и вырезать из бумаги. Если же препятствия абстрактные, то тут воображению нет предела. Например, снег можно изобразить ватой. Внутренние переживания – кусочком фольги. А на фольге написать: «эгоизм» (тут можно приклеить увеличенное или перевернутое изображение героя), «нарциссизм» (может символизировать цветок нарцисс); обиду же отобразит серая масса, например из рваных бумаг. В конце концов, препятствия можно изобразить простыми нитками, натянутыми на пути героя. Цвет и толщина нитки будут означать величину и смысл грозящей опасности. Подумай, наверняка ты найдешь, как изобразить препятствия по-своему.

Рис. 4

А когда «неприятности» будут готовы, разложи их вокруг героя, посмотри, где они смотрятся наиболее правильно. Ближе к герою или дальше от него? Может быть, вовсе на герое?

Тренировочное задание

1. На крыше пятиэтажного дома живет ворона. Черная. Хитрющая и наглая. А на третьем этаже на столе возле окна жена инженера Михалкина оставила вкусную, свежую булку! Вороне нашей ее никто не послал, но очень уж ей хочется откушать…

Пофантазируй: что же может плутовке помешать?

2. Некто серый с четырьмя лапами и рогом посреди носа живет в большом городе. Недалеко от него, в соседнем загоне, обитает прелестная незнакомка очаровательного жемчужного цвета и с рогом необыкновенной красоты.

Нашему герою очень, ну очень хочется познакомиться с этой милашкой. Что или кто может ему помешать?

Бонус-задание

Если бы герою предложили выбрать препятствие самому себе, какое он бы никогда не выбрал?

Ты выполнил все задания! Молодец! Можно вдохновиться заданиями других сказочников.

Вдохновляющие примеры

• Инженер Михалкин недавно установил в своей квартире (точнее, за окнами своей квартиры) спутниковую антенну (большую такую тарелку). И она, эта тарелка, такая большая, что закрыла собой все окна и из-за нее ворона никак не может через окно протиснуться за булкой. А в дверях сидит консьерж и ворону через дверь не пропускает. Вот (Tlk).

• Ворона разведала местоположение булки и уже представляла, как она запустит в нее клюв, но ее планам сбыться было не суждено.

Едва она присела на край балкончика, как с пола кто-то муркнул приятным баритоном.

– Добрый вечер, соседка, как дела?

Ворона с досадой посмотрела вниз. Возле стола с булкой сидел пушистый рыжий кот с черной полосой между ушей и смотрел на нее разноцветными глазами.

– Э-э, добрый вечер, Базиль, – церемонно ответила она, – дела хорошо, а ты как?

Беседа затянулась, ибо коту было скучно; он был сыт и не прочь поболтать. Так что в половине двенадцатого ночи голодная усталая ворона сдала свои позиции и вернулась на крышу. А в полночь пришел домой инженер с какого-то жутко важного заседания, где он был вместе со своим старшим сыном, тоже инженером, и заботливая жена (и мать) нарезала булку, а заодно принесла проголодавшегося кота с балкона и стала кормить своих мужчин поздним ужином (Dreamplay).

• Та-а-а-ак… Что же мешает вороне? Ну, во-первых, это может быть какая-то чудо-антенна, которую соорудил инженер Михалкин специально для таких вот хитрых и наглых ворон. И эту антенну ворона просто-напросто опасается. А может эта антенна издает какие-то специальные звуки, которых ворона боится (а человеческое ухо просто не слышит).

Возможно, на окне возле булки сидит огромный сытый черный кот, который ест исключительно мясо и поэтому на булку даже не смотрит. Но зато для вороны он – препятствие: может, кот и не съест ее, но крылья и нервы потрепать может.

Кроме того, окно просто-напросто может быть закрытым и ворона при попытке стащить булку ударится головой о стекло.

А еще, возможно, ворона боится высоты (конечно, это фантастика, но в сказке очень даже может быть) (Африканка).

• «Серому рогатому» могут помешать как многочисленные настойчивые поклонники жемчужной рогатой соседки, так и внутренние препятствия: застенчивость или нечеткая дикция. И может, и соседка эта сама по себе стеснительная особа или знакомиться ни с кем не хочет. А возможно, дорога между их загонами слишком оживленная и перейти ее сложно. Еще версия – серый рогатый не может жить без мечты, и если ему удастся познакомиться с жемчужной красоткой, мечта исчезнет и недостижимый идеал превратится в просто подругу. А может, эта симпатичная соседка уедет куда-нибудь, и познакомиться уже не удастся (Rik).

• Первый вариант. Некие «серые с рогами» – свободные существа, жители этого города и загоны для них – дома.

Тогда помешать герою может либо природная робость, либо мораль этого мира. А замаскироваться эти препятствия могут подо что угодно: от насыщенного движения на дороге, которую никак не перейти, до угрозы изгнания из города того, кто нарушит приватность соседа. Ну и промежуточные проблемы – например разный режим жизни, из-за которого они даже видят друг друга крайне редко, – что уж говорить о встречах.

Второй вариант. «Серые с рогами» – вроде наших лошадей. То есть у них есть хозяева, которые держат зверей в загонах и выводят их оттуда исключительно по собственной надобности: например, чтобы поехать куда-нибудь. В этом случае главное препятствие для встречи – хозяева, и его, и прекрасной незнакомки, поскольку желания домашних животных им неизвестны. Да и мало ли что лошади могут хотеть! Переживут, никуда не денутся (Феникс).

Что у тебя получилось после четвертого шага

Представь себе детскую раскраску. Ты обвел все контуры рисунка и даже часть деталей раскрасил. Общая канва сказки, ой, рисунка, уже отчетливо просматривается. Но осталось еще самое захватывающее…

Ты уже знаешь, кто твой герой, откуда и куда он идет, и что ему в этом мешает.

Насколько честно ты отвечал, настолько ровной и стройной получилась картинка. Умещается ли она в рамку? Или скособочилась, и теперь в срочном порядке нужно ломать рамку, чтобы вставить ее туда? Кстати, сломать рамку – не самый плохой вариант. Главное, чтобы тебе нравился твой «черный квадрат». Нравится?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Преодоление препятствий

Преодоление препятствий
Когда мы говорили об индивидуальных отношениях с самим собой, мы видели, что на определенном этапе развития личности у человека возникает глубокая, искренняя потребность быть в индивидуальных отношениях с другим человеком. Нас мучает

Мир теней

Мир теней
В юнгианской психологии определение «тени» имеет две составляющие. Тень включает в себя те аспекты нашей личности, которые мы либо не приемлем сами, либо считаем, что «окружающие подумают о нас плохо», если узнают об этих аспектах. Поэтому мы тщательно скрываем

Расстройство сна и царство теней

Расстройство сна и царство теней
Нарколепсия — это состояние, когда на период бодрствования накладываются периоды быстрого сна. Иногда человек видит сны наяву, и это является довольно тревожным симптомом. Чаще же человек просто засыпает в самых разнообразных ситуациях,

Сказка о волшебной сказке

Сказка о волшебной сказке

«На дубе том висит ларец, в ларце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на кончике иглы — моя жизнь…» Слушай, а куда у нас в доме все иголки задевались?
Сказка в формате будних забот
Одна из самых глубинных драгоценностей души — это хранимая в душе

Пример размышления о сказке

Пример размышления о сказке
Как часто события нашей жизни развиваются не по тому сценарию, о котором мечталось в детстве! Как часто обстоятельства круто меняют течение жизни. Как часто человек говорит себе: «Но уж от таких-то событий я точно застрахован!», и появляется

Чудо рождения в сказке

Чудо рождения в сказке
В сказках, как правило, воспроизводящих существующие обычаи и представления, отсутствие детей, действительно, считалось большим горем. Поэтому существует множество сказочных историй о том, каким чудесным способом могут появиться в семье дети. Для

Журнал препятствий

Журнал препятствий
На этом этапе мы начнем вести учет препятствий, с которыми можем столкнуться (риски) и с которыми уже столкнулись (проблемы). Проводить между ними строгую границу необязательно, просто записывайте все, что приходит вам в голову в этой связи, и неважно,

Сновидящее тело в волшебной сказке

Сновидящее тело в волшебной сказке
Форма проявления сновидящего тела зависит от канала, в котором возникает его процесс. Так, оно может проявиться как боль, как движение или как голоса. Оно также может возникнуть на городской улице как поразительное происшествие или

5) Исследование препятствий?

5) Исследование препятствий?
Какие трудности могут мне встретиться на пути? Как я буду их устранять? Как я себябуду вести, чтоб избегать трудностей, чтобы достижение цели было наиболееэкологичным и

Остров теней

Остров теней
Больше всего на свете Дарли любила танцевать. Никто не учил ее, но с детских лет она могла бесконечно кружиться на одной ноге, как балерина, напевая какую-нибудь мелодию. Как волчок носилась она по комнатам и коридорам замка, и смех ее рассеивал тяжелую тишину

Преодоление препятствий

Преодоление препятствий

Объективность и трезвость ума – сейчас, в этот самый момент.
Неэгоистическое действие – сейчас, в этот самый момент.
Готовность принять – сейчас, в этот самый момент – все внешние события.
Это все, что вам нужно.
Марк Аврелий
Преодоление

  • Кто любил мальвину в сказке буратино
  • Кто из великих европейских композиторов прославился своими сочинениями для органа
  • Кто лучше напишите краткую рецензию на одно из сочинений аргументированно оценивая его
  • Кто из античных философов писал сочинения в форме диалогов
  • Кто лучше всех знает волшебные сказки