Кто написал бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Анализ стихотворения «Бабушкины сказки» Есенина

С. Есенин с большим уважением относился к русскому народному фольклору. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства был знаком со множеством сказок и преданий, рассказываемых бабушкой. Эти сказки перед сном оказали большое влияние на раннее творчество поэта. Многие стихотворения молодого Есенина напоминают волшебную сказку, в которой оживают предметы и явления окружающего мира. В 1915 г. поэт написал стихотворение «Бабушкины сказки», в котором отразились его счастливые детские воспоминания.

Детство поэта трудно представить современному поколению. Не было телевизора и компьютера, игрушки деревенских детей были в лучшем случае сделаны руками их родителей. Все развлечения и игры проходили на улице. Зимой особое удовольствие доставляло катание на санках с горок. Но с наступлением темноты, когда «опостылеют салазки», приходилось возвращаться домой. После нехитрого ужина детей ждало самое главное развлечение — «бабушкины сказки».

Поучительные и захватывающие истории о похождениях Ивана-дурака настолько увлекали деревенских детей, что они сидели, затаив дыхание. Скучная и однообразная крестьянская жизнь словно расцветала яркими красками под влияние волшебных сказок. В своем воображении дети уносились в далекие страны, где происходили чудеса, а добро всегда побеждало зло.

Оторваться от прослушивания было невозможно. Дети всячески оттягивали момент, когда все же придется ложиться спать. Они притворялись, что не слышат требование матери. Но даже когда сама бабушка заявляла, что на сегодня сказки кончились, возбужденные дети начинали к ней приставать с просьбой рассказать хоть еще одну. Расстаться с волшебным миром было очень нелегко. Да и самой рассказчице, судя по всему, были по душе эти долгие посиделки с детьми. Ее жизнь прошла в тяжелой изнуряющей работе. Понимая, что внуков ждет такая же судьба, бабушка рада доставить им хотя бы в детстве как можно больше счастья, отвлечь от суровой реальности. Поэтому она говорит «несмело»: «Что ж сидеть-то до зари?». Почувствовав неуверенность и податливость бабушки, дети радостно заявляют: «Говори да говори».

За незатейливым сюжетом стихотворения «Бабушкины сказки» скрывается глубокий смысл. Рассказы стариков оказывали большое влияние на крестьянских детей. Они учились различать добро и зло, усваивали нравственные идеалы, в волшебной форме знакомились с прошлым своей страны. Одним из источников зарождения поэтического таланта Есенина с уверенностью можно считать «бабушкины сказки».

  • Следующий стих → Генрих Сапгир — Нарисованное солнце
  • Предыдущий стих → Ольга Матыцина — Кот готовится к зиме

Читать стих поэта Сергей Есенин — Бабушкины сказки на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

  • Стихи
  • /

  • Стихи Есенина
  • /

  • Бабушкины сказки

Сергей Есенин — Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Анализ стихотворения Сергей Есенин — Бабушкины сказки

Тема: Счастливое детство, в котором поэт рассказывает о нежной и большой любви к своей родной бабушке.

Сюжетная линия

Сюжетная линия строится на веселом и беззаботном времяпровождении детей, которые днем в зимнюю пору катаются на салазках, а вечером слушают мудрые и добрые бабушкины сказки.

Жанр: пейзажная лирика.

В принципе, в стихотворениях Есенина обычно сплетаются пейзажная и любовная лирика. Не стало исключением и это произведение, где пейзажные поэтические зарисовки тесно связаны  с темой любви поэта к своей бабушке, которую он горячо любил и почерпнул из ее рассказов много доброго и полезного для себя.

Идея стихотворения

Идея стихотворения состоит в том, что именно в детстве закладывается основной фундамент сущности человека, и очень хорошо, что будущему поэту повезло с такой мудрой и любящей бабушкой, которая путем рассказывания народных сказок передала маленькому Сереже частичку русского духа, заставила поверить в добро и справедливость, наказуемость зла.

Размер стихотворения: четырехстопный ямб, который попеременно чередуется то с мужской, то с женской рифмой

Надо отметить, что четырехстопным ямбом очень любили писать русские поэты. Например, поэма А.С. Пушкина  “Евгений Онегин” тоже написана четырехстопным ямбом.

Рифма: перекрестная АБАБ

Художественные особенности произведения

В произведении использованы обороты разговорной речи.

Такое слово, как “салазки”, наверное, вряд ли, знает современная детвора.

Просторечье в стихотворении как бы сближает нас с героями произведения, делает их нам ближе. Язык стихотворения таков, что заставляет нас органично окунуться в события одного дня той зимы, где рябятишки радуются снежной зиме, прекрасным и волшебным бабушкиным сказкам.

Лирический герой

Как такового героя нет в произведении. Мы можем говорить лишь о неком собирательном образе героя, который живет и радуется жизни, у него чистая душа и трогательные детские желания.

А вот главный персонаж – это, несомненно, бабушка. Именно вокруг нее вертятся все события. Где-то на втором плане можно наблюдать и образ матери, но он нечеткий, неяркий. Бабушка практически его затмевает собой. Это и понятно. Родители поэта развелись, когда он был совсем еще юным, поэтому фактически его воспитывала бабушка.

Поэтические спецэффекты в стихотворении

Надо отметить, что данных спецэффектов в произведении немного.

Следует отметить эпитет: “разухабистой гурьбой”

В заключение хочется отметить, что данное стихотворение актуально и сегодня. Оно учит доброте, уважению к старшим, несет позитив.

Вариант №2

Литературное направление: Хотя излюбленным литературным направлением был иманжинизм, это стихотворение написано в рамках традиций реализма.

Тема произведения: Основной темой произведения является любовь к бабушке. Бабушки хранят и передают культурное достояние народа из поколения в поколение. Именно они рассказывают нам сказки и учат самым простым, но жизненно необходимым вещам.

Проблема произведения: В данном произведении Есенин затрагивает проблему воспоминаний. Помнить нужно даже тех, кого уже нет в живых, ведь в наших душах они будут жить всегда.

 Идея произведения: Для детей бабушка – словно добрая волшебница из их любимых сказок. Мир сказок, детских фантазий и житейская мудрость непременно связываются у нас именно с бабушкой. Бабушка для нас выступает образом идеальной любви.

Пафос произведения: На протяжении всего стихотворения Есенин говорит о любви к бабушкам, воспоминаниях о беззаботном детстве и безмятежному счастью.

Образы в стихотворении: Образом детства выступает описание зимнего вечера. А весь рад образов рисуется с помощью однородных сказуемых.

Персонажи произведения: Конечно же, основным персонажем в стихотворении является бабушка. Но помимо образа бабушки немаловажную роль здесь играет образ матери, который выдвинут на второстепенный план.

Композиция: Композиция в произведении – линейная. Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Первое и второе – это завязка: Ребята все вместе собираются в доме. Третье четверостишие – это развитие действия: Есенин описывает как дети слушают бабушкины сказки и испытывают от этого приятные положительные эмоции. Четвертое четверостишие – это кульминация, а пятое – развязка.

Художественные особенности: Стихотворение написано на языке, приближенном к разговорной речи. Также Есенин использует слова, которые часто употребляют наши бабушки, например, «салазки». Это поэт делает для того, чтобы создать теплую душевную атмосферу в стихотворении. Еще одной важной особенностью является то, что в Есенин почти не использует тропы. Секрет заключается именно в простоте, душевности и доступности написанного.

Размер, строфа, рифмовка: В стихотворении используется перекрестная рифмовка. Написано оно четырехстопным ямбом.

Средства художественной выразительности (тропы): Как упоминалось выше, в этом стихотворении используется не так много тропов, однако они все-таки присутствуют: однородные члены; эпитеты, например, «разухабистой гурьбой»; прием аллитерации, с помощью него Есенин создает потрескивание дров в печки и нежный бабушкин голос; ассонансы – с помощью них создается настроение ностальгии и тоски по детству.

Значение стихотворения: Данное стихотворение является для Есенина неким прощанием со своим родным домом, где он провел детство. Это стихотворение актуально и до сих пор, и скорее всего будет актуально и через много-много лет, потому что почти у каждого из нас есть или была бабушка. И все-таки несмотря на то, что времена изменились и будут меняться дальше, бабушки были, есть и остаются всегда. И во все времена бабушки любят своих внуков, заботятся о них и учат только добрым поступкам.

Бабушкины сказки

Бабушкины сказки
Сейчас читают:

  • Сочинение С какими вызовами сталкивается человек 21 века? (итоговое сочинение) ЕГЭ

    В любые времена человечество сталкивалось с различными вызовами, каждый раз они были разными: природные (загрязнение окружающей среды, катастрофы, нехватка природных ресурсов), демографические,

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс

    На картине Аркадия Пластова «Жатва», написанной в 1945 году, когда Великая Отечественная война, шла к концу, но освободители- солдаты еще не вернулись домой, мы видим пришедших на уборку урожая, десяти-двенадцати летних детей и старого деда-колхозника.

  • Характеристика Бориса в пьесе Гроза сочинение

    Абсолютно всех героев в знаменитой пьесе «Гроза» известного русского писателя можно поделить на представителей так называемого темного царства, и тех кто волей и неволей зависит от них. Такой герой, как Борис относиться ко второму кругу людей.

  • Сочинение Астрахань — мой город

    Астрахань это тот город который не стоит на месте и старается развиваться несмотря на свою историческую давность. Город Астрахань расположился на Прикаспийских островах в верхней части реки Волги. Если говорить о климате в Астрахани,

  • Сочинение по рассказу Куст сирени Куприна 8 класс

    Любовь сильное чувство, которое не раз помогало людям решать многие проблемы, но и создавая нисколько не меньше трудностей.

  • Сочинение на тему Как я провел лето

    Лето – это всегда особенное время года и каждый человек старается сделать его запоминающимся. Тут пригодится умение замечать простые мелочи, впитывать в себя солнечные и радостные моменты каждого дня.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» по плану

1. История создания

Бабушка Наталья Евстихиевна была дорогим и близким Есенину человеком. Она вырастила его, научила читать и писать, привила любовь к книге.

С любимой бабушкой маленький поэт ходил на богомолье, в дедовском доме слышал песни странников, которые потом воспроизводил в стихах и поэмах.

«Бабушка любила меня изо всей мочи», — вспоминал Есенин. Она была для него так же близка, как Арина Родионовна для Пушкина.

В 1915 году бабушки не стало, и поэт вернулся в дом родителей, где почувствовал себя одиноко. После этого он принял решение переехать в Москву.

Стихотворение «Бабушкины сказки» стало своеобразным прощанием с детством, домом деда и бабушки, малой родиной.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в традициях реализма.

3. Род

Оно представляет собой образец малой лирики.

4. Жанр

По жанру «Бабушкины сказки» — лирическое стихотворение, написанное по воспоминаниям о прошедшем детстве.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему памяти. Даже те, кого нет с нами сегодня, остаются в наших сердцах на всю жизнь. Свет их любви согревает нас, как тепло русской печки и волшебство народных сказок.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – любовь к бабушке.

Бабушки – это хранительницы и передатчицы культуры. Именно они рассказывают внукам сказки, учат их читать, сажать семена, делать что-то своими руками.

Мудрость и тепло наших бабушек согревают нас всю жизнь.

7. Идея

Детям кажется, что бабушка – это сказочная волшебница. Она рассказывает им про чудесные миры, говорящих зверей, царевичей и царевен.

Мир доброй выдумки и житейской мудрости неразрывно связан с бабушкиными глазами, руками, улыбкой. Бабушкина становится образом идеальной любви.

8. Пафос

В каждой строчке стихотворения звучит любовь к бабушке, ностальгия по беззаботному детству и тому абсолютному счастью, которое дарили детскому сердцу её сказки.

9. Система образов

Образы детства складываются из описания зимнего вечера. Возвращаясь с прогулки, деревенские ребятишки «в два рядка» садятся слушать бабушкины сказки. Они готовы сидеть так до утра, и даже приказ матери ложиться не имеет силы – так притягательно волшебство бабушкиных историй.

Образный ряд выстраивается за счёт однородных сказуемых: «идём, бредём», «садимся», «сидим, еле дышим», «притворимся, что не слышим», «загалдели, начинаем приставать».

Бабушка уступает уговорам, лишь робко спрашивая: «Что ж, сидеть-то до зари?» Эта краткая реплика характеризует её спокойный миролюбивый нрав, огромную любовь к детям.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – бабушка. Она рассказывает сказки и согревает всех своим теплом. Вокруг неё собираются внуки, другие ребятишки.

Также на заднем плане возникает образ матери. Ясно, что в картине есенинского детства образ бабушки ярче и полнее образа матери. Она – центр детской вселенной, душа дома.

11. Лирический герой

Лирический герой растворён в толпе ребятишек. Он никак не проявляет свою индивидуальность.

Это детское «мы» говорит о том, что тогда поэт чувствовал себя частью целого, звеном рода, ещё не испытывал чувство одиночества и покинутости, характерное для его позднего творчества.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Ребятишки возвращаются зимним вечером домой. Они накатались на санках и спешат обогреться, послушать на ночь сказки.

Все понимают, что пора спать, но бабушкины сказки так захватывают детей, что они готовы сидеть перед ней до самого утра.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом и втором четверостишии присутствует завязка – дети собираются дома.
  • В третьем четверостишии появляется развитие действия: поэт описывает детскую радость, упоение сказками.
  • В четвёртом четверостишии звучит кульминация: пора спать.
  • Наконец, в пятом следует развязка:

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения приближен к разговорной речи. Кажется, что поэт делится воспоминанием о детстве в кругу друзей.

Есть в нём слова «задворки», «салазки», которые могут показаться современным детям незнакомыми. Для тех же, кто вырос в деревне, их смысл вполне понятен.

В стихотворении преобладают глаголы, почти не используются средства художественной выразительности. Секрет произведения в простоте и естественности рассказанной истории, в том, что по содержанию она близка каждому ребёнку и взрослому.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение не разбито на строфы, но условно можно выделить в нём пять четверостиший, так как оно состоит из двадцати рифмующихся строк.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • ряды однородных членов: «по сугробам, по пригоркам»; «идём, бредём»; «сидим, еле дышим»;
  • эпитеты: «разухабистой гурьбой», «скажет несмело».

С помощью аллитерации на «шк», «ск», «пр» поэт передаёт настроение зимнего вечера в деревне: блеск и хруст снега, потрескивание лучины и огня в печи, ласковый голос бабушки.

Ассонансы с «и», «о», «э» усиливают настроение ностальгии, вызывают ассоциацию с чем-то бесконечно близким, милым, дорогим, вызывая щемящее чувство сопричастности к героям стихотворения.

17. Значение произведения

Стихотворение «Бабушкины сказки» — это прощание Есенина с домом, в котором он вырос, миром детства и бабушкиных сказок.

А ещё это гимн русским бабушкам, которые воспитывали и воспитывают умных добрых внуков, не жалея на них ни сил, ни времени, ни души.

18. Актуальность

Стихотворение Есенина всегда будет актуально для русских людей. В каждой семье есть бабушка, и, несмотря на то, что времена меняются, бабушки в нашей стране очень много времени проводят с внуками, они учат их добру.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бабушкины сказки». Я хорошо помню, как бабушка рассказывала мне сказки, когда я был помладше.

Люди живут сейчас не в избушках, а в квартирах, читают разные истории с экранов своих планшетов, но тепло, которое может дать только близкий человек, остаётся неизменным. Мир был бы скучным и пустым без наших бабушек!

20. Чему учит

Стихотворение учит нас помнить и любить своих бабушек, ценить каждый день, проведённый с ними.

Когда мы были маленькими, они заботились о нас. А теперь наша очередь ухаживать за ними, радовать приятными мелочами, хотя бы иногда звонить и приезжать в гости. Бабушка не всегда будет рядом. Успейте сказать ей, что любите её.

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Бабушкины сказки» и их характеристика

  1. Крестьянские дети. Веселые, озорные, любят сказки.
  2. Бабушка. Старая, добрая, знает множество сказок.

План пересказа стихотворения «Бабушкины сказки»

  1. Зимний вечер
  2. Гурьба ребятишек
  3. Забытые салазки
  4. Сказки про Ивана-дурака
  5. Полночь
  6. Пора спать
  7. Галдеж ребят
  8. Решение бабушки

Главная мысль стихотворения «Бабушкины сказки»
Нет ничего интереснее для ребенка, чем старые бабушкины сказки.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Бабушкины сказки»
Стихотворение учит любить читать, будит фантазию и воображение. Учит хитрости и настойчивости в достижении цели. Учит любить детей.

Отзыв на стихотворение «Бабушкины сказки»
В этом стихотворении поэт рассказывает о том, как часто зимними вечерами бабушка рассказывала ему и другим ребятам сказки, и как они с восторгом слушали ее целую ночь напролет. Стихотворение пронизано легкой ностальгией, оно полно самых светлых детских воспоминаний.

Анализ стихотворения «Бабушкины сказки»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915 году.
В нем поэт обращается к своим детским годам и с любовью вспоминает бабушку, чьи сказки он так любил слушать. Простые народные истории захватывали воображение деревенских детей, и они забывали про сон и отдых. Эти сказки будили детское воображение, заставляли мечтать о чем-то великом, о подвигах и благородных поступках. Несомненно, эти бабушкины сказки оказали большое влияние на мировоззрение поэта.
Стихотворение написано от первого лица, множественного числа.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Бабушкины сказки»
Эпитеты: зимней. вечер, разухабистой гурьбой.
Метафоры: гурьбой, в два рядка.
Олицетворения: время идет.
Гипербола: еле дышим.

Пословицы к стихотворению «Бабушкины сказки»
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Речь красна слушанием.
Хорошая речь лучше меда.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Бабушкины сказки»
В зимний вечер уставшие дети возвращаются домой. Они бросают надоевшие салазки и садятся слушать бабушкины сказки про Ивана-дурака.
Приближается полночь, и мать начинает звать детей спать. Они притворяются, что не слышат, и галдят, упрашивая бабушку рассказать еще сказку. И бабушка соглашается, чтобы не просто так сидеть до зари.


Читать стихотворение «Бабушкины сказки»

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,
Говори да говори.

История создания

Бабушка стала для Сергея Есенина очень дорогим и близким человеком. Отношения с ней у него были лучше, чем с собственными родителями: главным образом потому, что бабушка заботилась о нем, замечала его творческий талант и искренне переживала о его успехах. В ее доме Есенин жил с детства и до 16 лет. В этот период он часто слушал сказки, которые рассказывала ему бабушка. Эти истории, чаще всего рассказанные в ночной тишине, стали для него символом беспечности юных лет и семейного тепла.

После того как бабушка Есенина умерла, он попробовал пожить в родном доме, но быстро понял, что никому там до него нет дела. Тогда он поехал в Москву, где и осуществил свою мечту стать поэтом.

Переехав в большой город, поэт написал трогательное произведение «Бабушке», в котором попрощался с детством и местом, где он вырос.

Тема стиха

Основная тема этого произведения – это память. Сергей Есенин рассказывает своим читателям о добрых воспоминаниях, которые сохранились у него с детства. В этих воспоминаниях фигурирует бабушка, которая перед сном рассказывала ему и другим детям (они приходились будущему поэту родственниками) удивительные истории. Когда он слушал эти сказки, ему казалось, что он переносится куда-то в другой, удивительный мир, создаваемый умиротворяющим голосом рассказчицы. Этот мир был так хорош, что из него не хотелось возвращаться для того, чтобы отправиться спать, поэтому и сам Есенин, и другие дети, готовы были заслушиваться сказками хоть до зари.

Жанр и композиция

Интересным моментом в анализе «Бабушкины сказки» Есенина является жанровая принадлежность стихотворения. В нем переплетаются пейзажная и любовная лирика: поэт одновременно описывает окружающую его в детстве обстановку и свои теплые чувства по отношению к бабушке.

Композиция стихотворения выстроена в соответствии с линейной сюжетной последовательностью. В первой части поэт рассказывает о том, как дети собираются в уютном бабушкином доме (среди детей был он сам и еще несколько подростков, которые приходились Есенину дядями, но были ненамного его старше). Во второй части он описывает сами бабушкины сказки и свои ощущения от их прослушивания.

В завершающий части автор говорит о том, как детям не хотелось идти спать, даже когда мама звала их в постель – им хотелось дальше оставаться рядом с бабушкой и слушать ее сказки хоть до утра.

Средства выразительности

Чтобы поделиться с читателями своими светлыми, немного окутанными грустью воспоминаниями, Сергей Есенин неоднократно использует эпитеты, такие как «скажет несмело» или «разухабистой гурьбой». Эти речевые особенности позволяют нам лучше прочувствовать те эмоции, о которых рассказывает поэт.

Также в своем произведении Есенин неоднократно использует элементы разговорной или несколько устаревшей речи, например – слова «салазки» или «задворки». Они приближают читателя к тем детям, о которых рассказывает поэт, и дают нам взглянуть на описываемую картину их глазами, будто мы вместе с героями сидим, затаив дыхание, и тоже слушаем бабушкины сказки.

  • Кто написал анну каренину автор и о чем этот рассказ
  • Кто исполняет симфоническую сказку петя и волк исполняет чтец и
  • Кто или что в одном из чеховских рассказов издает звук уф
  • Кто из художников прославился иллюстрациями к сказкам
  • Кто из художников иллюстрировал русские народные сказки