Кто написал полет шмеля из оперы сказка о царе салтане

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Николая Андреевича Римского-Корсакого по праву называют истинным патриотом национальной культуры и, соответственно, самым народным из всех русских композиторов. Не имея академического образования, он был профессором консерватории и создавал такие выдающиеся сочинения, что они и сегодня продолжают восхищать любителей классической музыке не только в нашем отечестве, но и за его пределами. В арсенале творческого наследия Римского-Корсакого множество великолепных произведений, но есть одна миниатюра, которая во всём мире стала визитной карточкой композитора. Речь идёт о «Полёте шмеля» — небольшой интермедии, которая, впервые прозвучав в опере «Сказка о царе Салтане» более ста лет назад, до сих пор не оставляет в покое исполнителей самых различных музыкальных направлений.

Историю создания «Полёта шмеля» Римского-Корсакого, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История

Само собой разумеется, что история сочинения знаменитой интермедии, впоследствии получившей название «Полёт шмеля», неделимо связана с созданием композитором Римским-Корсаковым чудесной оперы «Сказка о царе Салтане».

К началу девяностых годов XIX века жизнь Николая Андреевича отличалась большой активностью. Так, наряду с педагогической работой в консерватории и в придворной Певческой капелле, он много занимался дирижёрской практикой, а также был инициативным участником творческого объединения музыкантов, получившего название «Беляевский кружок». Однако стоит отметить, что сочинительская деятельность композитора в то время замерла. Наступил период трёхгодичного композиторского бесплодия и для этого были разные причины, в том числе и сложная общественно-политическая ситуация в стране.

Творческий кризис Николая Андреевича миновал с того момента, как в 1894 году из-под его пера вышли первые такты оперы «Ночь перед рождеством», ну а затем все вошло в свою колею, и в 1896-ом появился «Садко», а в 1998-ом – «Царская невеста». В ту пору уже отдыхать на композиторском поприще Римскому-Корсакову было некогда, поскольку в следующем 1899 году в России должно было отмечаться столетие со дня рождения великого Пушкина. Все творческие люди готовились к празднику: поэты писали стихи, скульпторы ваяли памятники, а издатели печатали сборники воспоминаний. Само собой разумеется, что не откликнуться на столь знаменательное событие Николай Андреевич не мог.

Александр Сергеевич Пушкин

Однако встал вопрос, какое произведение сочинить в качестве подарка выдающемуся поэту на юбилей? Творения русского гения всегда привлекали композитора и в этот раз он остановил свой выбор на лиро-эпическом сочинении Александра Сергеевича «Песнь о вещем Олеге», посчитав, что кантата, написанная на основе этого произведения, весьма достойна такой торжественной даты. Не оставляя размышлений по данному поводу, Римский-Корсаков вдруг припомнил былой разговор с искусствоведом Владимиром Васильевичем Стасовым, который предлагал композитору обратить внимание на всеми любимую «Сказку о царе Салтане» и обязательно написать на её основе оперу. Развивая эту идею, Николай Андреевич ещё раз внимательно перечитал сказочное произведение Пушкина и, подметив для себя жизнелюбивый настрой и удивительную музыкальность поэтического текста, долго не раздумывая, обратился к Владимиру Ивановичу Бельскому – либреттисту, с которым два года назад успешно работал над оперой «Садко».

Уже зимой 1898 года, начиная работать над сценарием оперы, композитор поставил цель: содержание музыкального спектакля должно быть максимально приближено к первоисточнику. И действительно Римский-Корсаков бережно сохранил образы и сюжетную линию пушкинского сказочного произведения и если внёс некоторые изменения, то весьма незначительные. Например, царица получила имя Милитриса, чудный город, в котором правил князь Гвидон стал называться Леденец, а царство славного Салтана – Тмутаракань. После тщательной проработки либретто сочинение музыки, начавшееся весной 1899 года к осени было уже закончено, а затем безостановочно продолжилась работа над партитурой. В январе 1900 года оркестровка всех четырёх действий оперы, в число музыкальных номеров которой вошла вышеупомянутая интермедия, изображающая полёт шмеля, была закончена. Премьерное исполнение спектакля успешно состоялось в октябре того же года в Москве в «Товариществе русской частной оперы».

Интересные факты

  • «Полёт шмеля» — эта композиция в оркестровой партитуре наименования не имеет. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё нынешнее название.
  • В опере интермедия, изображающая полёт шмеля, включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.
  • «Полёт шмеля» вошёл в книгу рекордов Гиннесса, как самое быстро исполняемое произведение на скрипке. Основной трудностью при исполнении произведения на данном инструменте является сложность слишком энергичного движения смычком, а это требует от скрипача большого навыка. Рекорд исполнения композиции в 2010 году поставил скрипач из Англии Оливер Льюис: он сыграл её за 1 минуту и 3 секунды.
  • Режиссёры любят вставлять музыку «Полёта шмеля» в саундтреки своих фильмов. Перечислить все киноленты невозможно, их очень много, но вот некоторые их них: «Блеск» (1996), «Казино» (1995), «Убийства на радио» (1994), «Каратэ-пацан» (2010), «Летний дворец» (2006).
  • В анимации «Полёт шмеля» можно услышать в таких популярных фильмах как «Симпсоны», «Приключения ежа Соника», «Финес и Ферб», а также диснеевских: «Фантазия» и «Время мелодий».
  • Музыка «Полёта шмеля» очень активно используется не только в художественных, анимационных и документальных фильмах, но и в сериалах, телевизионных шоу, рекламных роликах и компьютерных играх, таких как «Aero the Acro-Bat», «Crash Twinsanity» и «Hitman 2».
  • Одним из первых фортепианную версию «Полёта шмеля» представил слушателям Сергей Васильевич Рахманинов. Помимо этого, свой интересный виртуозный вариант композиции для исполнения на фортепиано создал венгерско-французский пианист Дьёрдь Цифра.

Сергей Рахманинов

  • Музыка «Полёта шмеля» пользуется огромной популярностью у исполнителей современных музыкальных направлений. Например, фрагмент этой пьесы вставил в свою композицию «Valeva la pena» знаменитый Андриано Челентано. Эпизод миниатюры украшает одну из песен российского певца Витоса и бразильской поп-дивы Джойси Морено. Свои аранжировки «Полёта шмеля» с успехом исполняли американские группы «Manowar» и «Extreme», а также советско-российская метал-группа «Рок-Синдром»
  • Как только «Полёт шмеля» из-за предельно быстрого темпа исполнения был признан одним из самых виртуозных произведений, музыканты сразу начали соревноваться между собой, кто быстрее его исполнит. Вскоре исполнители стали устанавливать определённые рекорды.
  • В книгу рекордов Гиннесса 2002 году был занесён гитарист из России Виктор Зинчук. Он исполнил музыкальный фрагмент за 55 секунд. Тьяго Делла Вега — гитарист из Бразилии в 2008 году поставил новый рекорд – 40 секунд. Последний рекорд установил в 2012 году американец Дэниел Химбаух. Он изобразил «Полёт шмеля» всего за 10 секунд!!!

Содержание «Полёта шмеля»

«Полёт шмеля» — это оркестровая интермедия, эффектно завершающая третий акт оперы «Сказка о царе Салтане».

Согласно сюжетной линии в третьем действии князь Гвидон, стоя на берегу моря, с тоской провожает взглядом корабль, на котором гости-корабельщики поплыли в Тмутаракань – в царство-государство царя Салтана. Повстречав Лебедь-птицу, князь жалуется, что ему очень хотелось бы увидеть своего отца. Стараясь выполнить пожелание Гвидона, Лебедь-птица преврашает его в шмеля, чтобы он мог долететь до уплывающего корабля, а затем незаметно добраться до царских палат Салтана. Полёт князя Гвидона, превращённого в шмеля отображает инструментальная зарисовка, которая в партитуре оперы никакого названия не имеет.

Эта миниатюра, написанная композитором в двухдольном размере и тональности ля минор, исполняется в очень быстром темпе.  Композитор искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам. Кроме того, в мелодической линии композиции, основанной на хроматизме, автор мастерски завуалировал два ранее звучащих лейтмотива князя Гвидона.

Произведение на фоне пиццикато струнных начинают флейты и скрипки, исполняющие нисходящую по полутонам жужжащую мелодическую линию, в которой уже в седьмом такте появляется сильно преображённый первый лейтмотив Гвидона. Вторая тема князя возникает в сорок четвёртом такте в исполнении фагота, альтов и виолончелей на фоне выдержанного валторнового звука. В процессе развития тематического материала, мелодия, основанная на хроматическом движении, постоянно переходит от флейт к скрипкам и кларнетам. В аккомпанементе постоянно звучит пиццикато низких струнных и лишь в семьдесят восьмом такте он раскрашивается мягким звучанием валторн.

Необходимо отметить, что в опере на интермедию, изображающую полёт шмеля, накладывается вокальная партия Лебедь-птицы, а кроме того фрагменты композиции эпизодически слышны и в четвёртом действии, когда рассерженное насекомое по сценарию произведения жалит своих злобных тёток.

«Полёт шмеля» — эта виртуозная миниатюра Римского-Корсакого пользуется в нынешнее время колоссальной популярностью и существует в многочисленных транскрипциях и аранжировках. Сегодня сложно назвать инструмент, на котором бы не исполнялось данное произведение. Его играют даже на губной гармонике, восьми роялях, а также чудесно поют хором. Многие музыканты — виртуозы, демонстрируя свои технические возможности, с удовольствием исполняют «Полёт шмеля» на концертах и обычно на бис, чтобы произвести на слушателей ещё большее впечатление.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

This article is about a musical piece. For the actual flight of a bumblebee, see Bumblebee § Flight.

Flight of the Bumblebee
Interlude by Nikolai Rimsky-Korsakov
Native name Полёт шмеля
Year 1900
Genre Classical music

«Flight of the Bumblebee» (Russian: Полёт шмеля) is an orchestral interlude written by Nikolai Rimsky-Korsakov (1844-1908) for his opera The Tale of Tsar Saltan, composed in 1899–1900. Its composition is intended to musically evoke the seemingly chaotic and rapidly changing flying pattern of a bumblebee. Despite the piece’s being a rather incidental part of the opera, it is today one of the more familiar classical works because of its frequent use in popular culture.

The piece closes Act III, Tableau 1, during which the magic Swan-Bird changes Prince Gvidon Saltanovich (the Tsar’s son) into an insect so that he can fly away to visit his father (who does not know that he is alive). Although in the opera the Swan-Bird sings during the first part of the «Flight», her vocal line is melodically uninvolved and easily omitted; this feature, combined with the fact that the number decisively closes the scene, made easy extraction as an orchestral concerto piece possible.[not verified in body][clarification needed]

Overview[edit]

Here is the text of the scene where the Swan-Bird sings during this music:

Russian English translation
(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-Птицы.)

ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:
Ну, теперь, мой шмель, гуляй, (Nu, teper’, moy shmel’, gulyay,)
судно в море догоняй, (sudno v more dogonyay,)
потихоньку опускайся, (potikhon’ku opuskaysya,)
в щель подальше забивайся. (v shchel’ podal’she zabivaysya.)
Будь здоров, Гвидон, лети, (Bud’ zdorov, Gvidon, leti,)
только долго не гости! (tol’ko dolgo ne gosti!)
(Шмель улетает.)

(Gvidon goes down from the shore into the sea. Out from the sea flies a bumblebee, whirling around the Swan-Bird.)

SWAN-BIRD:
Well, now, my bumblebee, go on a spree,
catch up with the ship on the sea,
go down secretly,
get deep into a crack.
Good luck, Gvidon, fly,
only do not stay long!
(The bumblebee flies away.)

Although the «Flight» does not have a title in the score of the opera, its common English title translates like the Russian one (Полёт шмеля = Polyot shmelya). Incidentally, this piece does not constitute one of the movements of the orchestral suite that Rimsky-Korsakov derived from the opera for concerts.

Those familiar with the opera Tsar Saltan may recognize two leitmotifs used in the Flight, both of which are associated with Prince Gvidon from earlier in the opera. These are illustrated here in musical notation:

Gvidon’s Leitmotifs in «Flight of the Bumblebee»

relative c'{ new PianoStaff << new Staff { tempo "1." time 2/4 e4^"Fundamental form" c8 f e4 c bar "||"} new Staff { e16^"Transformation in the "Flight"" ees d des c f e dis e ees d des c cis d dis } >>}

relative c'{tempo "2." clef "bass" time 2/4 r4 e8 c a f a c e bar"||"}

The music of this number recurs in modified form during the ensuing tableau (Act III, Tableau 2), at the points when the Bumblebee appears during the scene: it stings the two evil sisters on the brow, blinds Babarikha (the instigator of the plot to trick Saltan at the beginning into sending his wife away), and in general causes havoc at the end of the tableau. The readers of Alexander Pushkin’s original poem, upon which this opera is based, will note that Gvidon is supposed to go on three separate trips to Saltan’s kingdom, each of which requires a transformation into a different insect.

«Flight of the Bumblebee» is recognizable for its frantic pace when played up to tempo, with nearly uninterrupted runs of chromatic sixteenth notes. It is not so much the pitch or range of the notes that are played that challenges the musician, but simply the musician’s ability to move to them quickly enough. Because of this and its complexity, it requires a great deal of skill to perform. Often in popular culture, it is thought of as being notoriously hard to play.

In the «Tsar Saltan» suite, the short version is commonly played, taking less than two minutes. In the Opera version, the three-minute fifty-five-second version is performed.

In popular culture[edit]

  • In Chaplin’s 1925 The Gold Rush it appears when The Tramp tries to escape the falling cabin.
  • The radio program The Green Hornet used «Flight of the Bumblebee» as its theme music, blended with a hornet buzz created on a theremin. The music became so strongly identified with the show and the character that it was retained as the theme for the 1940s movie serial and the later TV series. The TV version was orchestrated by Billy May and conducted by Lionel Newman, with trumpet solo by Al Hirt,[1] in a jazz style nicknamed «Green Bee». This particular version was later featured in the 2003 film Kill Bill.
  • Extreme guitarist Nuno Bettencourt played a version called «Flight of the Wounded Bumblebee» with different speed, notes and incredible execution variations on it.
  • The music inspired Walt Disney to have a bumblebee featured in a segment of the 1940 animated film Fantasia that would sound as if it were flying around a movie theater. Although this did not appear in the final film, it anticipated the eventual invention of surround sound.[2] However, in his film Melody Time, Disney included an animated segment using Freddy Martin’s «Bumble Boogie», a jazz arrangement of the piece.[3]
  • Big band trumpeter Harry James did a cover of the piece in 1941.[4]
  • «Flight of the Bumblebee» was featured, along with other compositions by Rimsky-Korsakov, in the fictional 1947 biopic Song of Scheherazade.
  • A piano-based version by B. Bumble and the Stingers reached No. 21 on the Billboard Hot 100 in 1961.[5]
  • Japanese band Takeshi Terauchi & Bunnys recorded an instrumental rock cover of this piece on their 1967 album, Let’s Go Unmei.
  • In 1970 the French composer Jean-Jacques Perrey made a version of «Flight of the Bumblebee» for the album Moog Indigo.[6]
  • The piece was featured in the first episode of The Muppet Show, in which Gonzo attempts to eat a tire on stage with the piece playing in the background.
  • In 1985, Lurpak launched a television campaign for the United Kingdom featuring Douglas, a trombonist made from butter, trying to play the famous classical composition «Flight of the Bumblebee.»
  • Manowar bassist Joey DeMaio recorded a version titled «Sting of the Bumblebee,» on the band’s album Kings of Metal, played entirely on bass guitar.
  • The Great Kat recorded a thrash metal version on her 1990 album Beethoven on Speed.
  • In the Scott Hicks film Shine, Geoffrey Rush’s character David Helfgott wanders out of a rainy night into a cafe and amazes the few patrons there by playing a piano version of «Flight of the Bumblebee.»
  • Trans-Siberian Orchestra has included the piece into the song «A Last Illusion» on its Beethoven’s Last Night album.
  • The music is played in the 2002 film Drumline when A&T’s head of the band wants to impress a band of a rival college.
  • The television show Glee (2009) used a humorous a cappella version of the piece as part of its non-diegetic soundtrack in several episodes including the pilot.[7]
  • Originally, for a Guinness World Record of fastest guitarist and violinist, «Flight of the Bumblebee» must be played flawlessly at an increased speed. A guitar world record at 620 bpm was held by John Taylor.[8] In 2012, Guinness World Records rested the Fastest musician records, stating that «we are unfortunately unable to continue monitoring these categories. It has become impossible to judge the quality of the renditions, even when slowed down»[9][10][11]
  • Bob Dylan wrote and recorded a song called «It’s the Flight of the Bumblebee» with The Band during the Basement Tapes sessions that quotes the original during the piano intro.
  • Russian Rhythmic Gymnast and reigning All Around World and Clubs Champion, Yana Kudryavtseva, used the music for her clubs performance during the 2015 Rhythmic Gymnastics World Championships in Stuttgart, Germany, winning her the clubs champion title for the third time in a row from 2013 to 2015.
  • It was featured in the 2017 Chinese film Our Shining Days, where one team used Chinese folk instruments and the other team used Western classical music instruments to play the piece together at the same time.
  • A Drum and bass remix of the piece was made for Tetris 99. It is played when there are only 10 players remaining in a single game, and the player is in the top 10.

References[edit]

  1. ^ «And then along came The Green Hornet — the original television series of the mid-sixties. Jazz trumpeter Al Hirt was featured in a 60s-style version of Flight of the Bumblebee.» https://www.cbc.ca/1.2576451
  2. ^ Holman, Tomlinson (2007). Surround sound: up and running. Focal Press. pp. 3, 4. ISBN 978-0-240-80829-1. Retrieved April 3, 2010.
  3. ^ «(Italian version)». Youtube.com. February 27, 2009. Archived from the original on December 22, 2021. Retrieved April 21, 2012.
  4. ^ Harry James, Harry James: Big Bands, CD, Time Life Music, 1992, liner notes
  5. ^ Whitburn, Joel The Billboard Book of Top 40 Hits, Billboard Books, New York, 1992
  6. ^ The NEH Preservation Project, Annotations (May 18, 2017). «Electronic Composer Jean-Jacques Perrey Hears the Future». WNYC. Retrieved March 10, 2021.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  7. ^ «Glee» Pilot (TV Episode 2009) — IMDb, retrieved July 28, 2022
  8. ^ «(world record)». guinnessworldrecords.com. January 9, 2012. Retrieved May 23, 2016.
  9. ^ «Fastest Guitar Player — Guinness World Records Classics». October 18, 2012 – via YouTube.[dead YouTube link]
  10. ^ «Reasons applications are rejected». Guinness World Records. Archived from the original on October 21, 2017. Retrieved July 24, 2019. Fastest musician (Fastest violin player, piano player, etc.): after conducting a full and thorough review Guinness World Records has concluded that we are unfortunately unable to continue monitoring these categories. It has become impossible to judge the quality of the renditions, even when slowed down.
  11. ^ Bartell, John (March 31, 2017). «14-year-old going for fastest guitar record». KXTV. UPDATE: The Guinness Book of World Records no longer judges «fastest musicians» any more.

External links[edit]

  • Flight of the Bumblebee (Act III): Scores at the International Music Score Library Project
  • Flight of the Bumblebee at AllMusic
  • A MIDI page including five versions of the Flight

This article is about a musical piece. For the actual flight of a bumblebee, see Bumblebee § Flight.

Flight of the Bumblebee
Interlude by Nikolai Rimsky-Korsakov
Native name Полёт шмеля
Year 1900
Genre Classical music

«Flight of the Bumblebee» (Russian: Полёт шмеля) is an orchestral interlude written by Nikolai Rimsky-Korsakov (1844-1908) for his opera The Tale of Tsar Saltan, composed in 1899–1900. Its composition is intended to musically evoke the seemingly chaotic and rapidly changing flying pattern of a bumblebee. Despite the piece’s being a rather incidental part of the opera, it is today one of the more familiar classical works because of its frequent use in popular culture.

The piece closes Act III, Tableau 1, during which the magic Swan-Bird changes Prince Gvidon Saltanovich (the Tsar’s son) into an insect so that he can fly away to visit his father (who does not know that he is alive). Although in the opera the Swan-Bird sings during the first part of the «Flight», her vocal line is melodically uninvolved and easily omitted; this feature, combined with the fact that the number decisively closes the scene, made easy extraction as an orchestral concerto piece possible.[not verified in body][clarification needed]

Overview[edit]

Here is the text of the scene where the Swan-Bird sings during this music:

Russian English translation
(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-Птицы.)

ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:
Ну, теперь, мой шмель, гуляй, (Nu, teper’, moy shmel’, gulyay,)
судно в море догоняй, (sudno v more dogonyay,)
потихоньку опускайся, (potikhon’ku opuskaysya,)
в щель подальше забивайся. (v shchel’ podal’she zabivaysya.)
Будь здоров, Гвидон, лети, (Bud’ zdorov, Gvidon, leti,)
только долго не гости! (tol’ko dolgo ne gosti!)
(Шмель улетает.)

(Gvidon goes down from the shore into the sea. Out from the sea flies a bumblebee, whirling around the Swan-Bird.)

SWAN-BIRD:
Well, now, my bumblebee, go on a spree,
catch up with the ship on the sea,
go down secretly,
get deep into a crack.
Good luck, Gvidon, fly,
only do not stay long!
(The bumblebee flies away.)

Although the «Flight» does not have a title in the score of the opera, its common English title translates like the Russian one (Полёт шмеля = Polyot shmelya). Incidentally, this piece does not constitute one of the movements of the orchestral suite that Rimsky-Korsakov derived from the opera for concerts.

Those familiar with the opera Tsar Saltan may recognize two leitmotifs used in the Flight, both of which are associated with Prince Gvidon from earlier in the opera. These are illustrated here in musical notation:

Gvidon’s Leitmotifs in «Flight of the Bumblebee»

relative c'{ new PianoStaff << new Staff { tempo "1." time 2/4 e4^"Fundamental form" c8 f e4 c bar "||"} new Staff { e16^"Transformation in the "Flight"" ees d des c f e dis e ees d des c cis d dis } >>}

relative c'{tempo "2." clef "bass" time 2/4 r4 e8 c a f a c e bar"||"}

The music of this number recurs in modified form during the ensuing tableau (Act III, Tableau 2), at the points when the Bumblebee appears during the scene: it stings the two evil sisters on the brow, blinds Babarikha (the instigator of the plot to trick Saltan at the beginning into sending his wife away), and in general causes havoc at the end of the tableau. The readers of Alexander Pushkin’s original poem, upon which this opera is based, will note that Gvidon is supposed to go on three separate trips to Saltan’s kingdom, each of which requires a transformation into a different insect.

«Flight of the Bumblebee» is recognizable for its frantic pace when played up to tempo, with nearly uninterrupted runs of chromatic sixteenth notes. It is not so much the pitch or range of the notes that are played that challenges the musician, but simply the musician’s ability to move to them quickly enough. Because of this and its complexity, it requires a great deal of skill to perform. Often in popular culture, it is thought of as being notoriously hard to play.

In the «Tsar Saltan» suite, the short version is commonly played, taking less than two minutes. In the Opera version, the three-minute fifty-five-second version is performed.

In popular culture[edit]

  • In Chaplin’s 1925 The Gold Rush it appears when The Tramp tries to escape the falling cabin.
  • The radio program The Green Hornet used «Flight of the Bumblebee» as its theme music, blended with a hornet buzz created on a theremin. The music became so strongly identified with the show and the character that it was retained as the theme for the 1940s movie serial and the later TV series. The TV version was orchestrated by Billy May and conducted by Lionel Newman, with trumpet solo by Al Hirt,[1] in a jazz style nicknamed «Green Bee». This particular version was later featured in the 2003 film Kill Bill.
  • Extreme guitarist Nuno Bettencourt played a version called «Flight of the Wounded Bumblebee» with different speed, notes and incredible execution variations on it.
  • The music inspired Walt Disney to have a bumblebee featured in a segment of the 1940 animated film Fantasia that would sound as if it were flying around a movie theater. Although this did not appear in the final film, it anticipated the eventual invention of surround sound.[2] However, in his film Melody Time, Disney included an animated segment using Freddy Martin’s «Bumble Boogie», a jazz arrangement of the piece.[3]
  • Big band trumpeter Harry James did a cover of the piece in 1941.[4]
  • «Flight of the Bumblebee» was featured, along with other compositions by Rimsky-Korsakov, in the fictional 1947 biopic Song of Scheherazade.
  • A piano-based version by B. Bumble and the Stingers reached No. 21 on the Billboard Hot 100 in 1961.[5]
  • Japanese band Takeshi Terauchi & Bunnys recorded an instrumental rock cover of this piece on their 1967 album, Let’s Go Unmei.
  • In 1970 the French composer Jean-Jacques Perrey made a version of «Flight of the Bumblebee» for the album Moog Indigo.[6]
  • The piece was featured in the first episode of The Muppet Show, in which Gonzo attempts to eat a tire on stage with the piece playing in the background.
  • In 1985, Lurpak launched a television campaign for the United Kingdom featuring Douglas, a trombonist made from butter, trying to play the famous classical composition «Flight of the Bumblebee.»
  • Manowar bassist Joey DeMaio recorded a version titled «Sting of the Bumblebee,» on the band’s album Kings of Metal, played entirely on bass guitar.
  • The Great Kat recorded a thrash metal version on her 1990 album Beethoven on Speed.
  • In the Scott Hicks film Shine, Geoffrey Rush’s character David Helfgott wanders out of a rainy night into a cafe and amazes the few patrons there by playing a piano version of «Flight of the Bumblebee.»
  • Trans-Siberian Orchestra has included the piece into the song «A Last Illusion» on its Beethoven’s Last Night album.
  • The music is played in the 2002 film Drumline when A&T’s head of the band wants to impress a band of a rival college.
  • The television show Glee (2009) used a humorous a cappella version of the piece as part of its non-diegetic soundtrack in several episodes including the pilot.[7]
  • Originally, for a Guinness World Record of fastest guitarist and violinist, «Flight of the Bumblebee» must be played flawlessly at an increased speed. A guitar world record at 620 bpm was held by John Taylor.[8] In 2012, Guinness World Records rested the Fastest musician records, stating that «we are unfortunately unable to continue monitoring these categories. It has become impossible to judge the quality of the renditions, even when slowed down»[9][10][11]
  • Bob Dylan wrote and recorded a song called «It’s the Flight of the Bumblebee» with The Band during the Basement Tapes sessions that quotes the original during the piano intro.
  • Russian Rhythmic Gymnast and reigning All Around World and Clubs Champion, Yana Kudryavtseva, used the music for her clubs performance during the 2015 Rhythmic Gymnastics World Championships in Stuttgart, Germany, winning her the clubs champion title for the third time in a row from 2013 to 2015.
  • It was featured in the 2017 Chinese film Our Shining Days, where one team used Chinese folk instruments and the other team used Western classical music instruments to play the piece together at the same time.
  • A Drum and bass remix of the piece was made for Tetris 99. It is played when there are only 10 players remaining in a single game, and the player is in the top 10.

References[edit]

  1. ^ «And then along came The Green Hornet — the original television series of the mid-sixties. Jazz trumpeter Al Hirt was featured in a 60s-style version of Flight of the Bumblebee.» https://www.cbc.ca/1.2576451
  2. ^ Holman, Tomlinson (2007). Surround sound: up and running. Focal Press. pp. 3, 4. ISBN 978-0-240-80829-1. Retrieved April 3, 2010.
  3. ^ «(Italian version)». Youtube.com. February 27, 2009. Archived from the original on December 22, 2021. Retrieved April 21, 2012.
  4. ^ Harry James, Harry James: Big Bands, CD, Time Life Music, 1992, liner notes
  5. ^ Whitburn, Joel The Billboard Book of Top 40 Hits, Billboard Books, New York, 1992
  6. ^ The NEH Preservation Project, Annotations (May 18, 2017). «Electronic Composer Jean-Jacques Perrey Hears the Future». WNYC. Retrieved March 10, 2021.{{cite web}}: CS1 maint: url-status (link)
  7. ^ «Glee» Pilot (TV Episode 2009) — IMDb, retrieved July 28, 2022
  8. ^ «(world record)». guinnessworldrecords.com. January 9, 2012. Retrieved May 23, 2016.
  9. ^ «Fastest Guitar Player — Guinness World Records Classics». October 18, 2012 – via YouTube.[dead YouTube link]
  10. ^ «Reasons applications are rejected». Guinness World Records. Archived from the original on October 21, 2017. Retrieved July 24, 2019. Fastest musician (Fastest violin player, piano player, etc.): after conducting a full and thorough review Guinness World Records has concluded that we are unfortunately unable to continue monitoring these categories. It has become impossible to judge the quality of the renditions, even when slowed down.
  11. ^ Bartell, John (March 31, 2017). «14-year-old going for fastest guitar record». KXTV. UPDATE: The Guinness Book of World Records no longer judges «fastest musicians» any more.

External links[edit]

  • Flight of the Bumblebee (Act III): Scores at the International Music Score Library Project
  • Flight of the Bumblebee at AllMusic
  • A MIDI page including five versions of the Flight

«Полёт шмеля́» — оркестровая (b) интермедия (b) , написанная Николаем Римским-Корсаковым (b) для его оперы «Сказка о царе Салтане» (b) , сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля (b) , чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).

В первой части интермедии имеется вокальная партия Лебедь-птицы, однако вокальная часть нередко при исполнении опускается, а виртуозная часть интермедии исполняется как отдельная оркестровая миниатюра.

Текст

Эскиз костюма Шмеля к опере «Сказка о царе Салтане», 1913

Этот текст исполняется Лебедь-птицей в начале интермедии:

Хотя словосочетание «Полёт шмеля» не упоминается в нотном издании (b) , за интерлюдией закрепилось именно такое название. По воле случая этот музыкальный отрывок не вошёл в оркестровую сюиту (b) , которую композитор извлёк из оперы для концертов.

Знатоки оперы могут узнать два лейтмотива (b) , использованных в «Полёте», которые ранее в опере сопровождали появление князя Гвидона. Вот их музыкальная нотация (b) :

«Полёт шмеля» известен благодаря предельно быстрому темпу (b) исполнения практически непрерывной последовательности шестнадцатых нот (b) , при которой основной трудностью для музыканта является не высота (b) или диапазон звуков, а чисто физическое умение исполнять ноты с высокой скоростью.

В оригинальной версии оперы особенно быстро исполняемые отрывки распределялись между двумя скрипачами в тандеме; спустя век после написания «Полёт» стал классической демонстрацией возможностей для солирующего виртуоза (b) (вне зависимости от того, использует он скрипку (b) или какой-либо другой музыкальный инструмент (b) ) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.

Аранжировки

  • Поп-певец (b) Витас (b) включил вокальное исполнение «Полёта» в свою песню «Прелюдия».
  • В 2011 году (b) бразильская певица Джойси Морено включила вокальное исполнение фрагмента «Полёта» во вступление к попурри из песен Ноэля Розы «As Mariposas / Com Que Roupa».
  • В композиции «Valeva la pena» итальянского певца и киноактёра Адриано Челентано (b) звучит фрагмент из данного произведения. Песня была включена в альбом C’è sempre un motivo (b) [1].
  • Jaco Fine и Giuseppe Molinari аранжировали «Полёт» в стили буги, аранжировка получила название «Bumble Boogie».
  • Американская метал-группа Manowar (b) в 1988 году (b) записала версию «Полета» в «тяжёлой» аранжировке. Основную партию сыграл бас-гитарист Джоуи Де Майо (b) на бас-гитаре-пикколо. Запись вошла в альбом Kings of Metal (b) под названием «Sting of the Bumblebee» («Жало шмеля»).
  • В 1990 году гитарист группы Extreme (b) Нуно Беттанкур (b) записал версию «Полёта шмеля» на соло-гитаре. Запись получила название «Flight of the Wounded Bumbleebee» («Полёт раненого шмеля») и вошла в альбом группы Pornograffitti.
  • 2 ноября 2018 года участники группы Рок-Синдром (b) выпустили свою версию «Полёта шмеля» в «тяжёлой» аранжировке в темпе 200 bpm (время звучания — 1 минута). Композиция вошла в альбом группы Star Strings[2].
  • В 2019 году нидерландский музыкант Робби Валентайн исполнил «Полёт шмеля» на рояле в составе вступления к композиции «The Mirror Maze» рок-оперы Ayreon (b) «Into the Electric Castle (b) », это исполнение вошло в концертный альбом Ayreon «Electric Castle Live and the Other Tales (b) ».

Рекорды скорости

  • В 2002 году (b) гитарист-виртуоз Виктор Зинчук (b) был занесён в Книгу рекордов Гиннесса (b) , как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе — 270 ударов в минуту, или 20 нот за секунду[источник не указан 225 дней].
  • Бразильский рок-гитарист Тиагу Делла Вега (b) в 2008 году (b) поставил рекорд[3] самого быстрого исполнения «Полёта шмеля» на гитаре — со скоростью 320 ударов в минуту[4]. Достижение внесено в книгу рекордов Гиннесса (b) .
  • В 2008 году немецко-американский скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт (b) попал в Книгу рекордов Гиннесса, исполнив «Полет шмеля» за 1 минуту 6,52 секунды[источник не указан 225 дней].
  • В октябре 2010 года (b) скрипач Оливер Льюис (b) (en:Oliver Lewis) поставил новый рекорд исполнения «Полёта шмеля» — 1 минута 3,356 секунды[5].
  • Весной 2011 года (b) американец John Taylor aka Dr. Hot Licks (гитара) установил новый рекорд, сыграв «Полет шмеля» в темпе 600 bpm[6].
  • В ноябре 2011 года (b) Тиагу Делла Вега (b) (гитара) вновь побил рекорд, сыграв «Полёт шмеля» в темпе 750 bpm (b) [7]
  • В марте 2012 года (b) Тейлор Стерлинг (гитара) исполнил «Полёт шмеля» со скоростью 999 bpm[8]
  • В сентябре 2012 года (b) американец Дэниел Химбаух (гитара) установил новую планку скорости — 1300 bpm. На исполнение произведения с такой скоростью у него ушло менее 10 секунд[9].
  • В декабре 2015 года (b) Дэниел Химбаух побил свой же рекорд по скорости, исполнив «Полет шмеля» со скоростью 2000 bpm[источник не указан 225 дней].

Примечания

  1. Худяков А. Adriano Celentano. C’e Sempre Un Motivo // Fuzz (b)  : журнал. — 2005. № 3. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  2. Рок-Синдром — Star Strings. iTunes (2 ноября 2018). Дата обращения: 2 ноября 2018. Архивировано 26 января 2019 года.
  3. Guinness claim ID 211729. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 18 мая 2021 года.
  4. В Японии улучшил рекорд до 370 bpmАрхивировано 16 февраля 2012 года.
  5. A violinist has broken the record for the fastest performance of the Flight of the Bumblebee. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 20 мая 2021 года.
  6. World’s Fastest Guitar Player — Record Setter (formerly URDB) AND Guinness Official Record. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 20 мая 2021 года.
  7. The Absolut New World Record — Tiago Della Vega. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 20 мая 2021 года.
  8. Worlds Fastest Guitar Player 2012 999BPM. Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 20 мая 2021 года.
  9. Worlds Fastest Guitar Player 2012 1300 BPM DANIEL HIMEBAUCH. Дата обращения: 2 апреля 2013. Архивировано 20 мая 2021 года.

Жужжание, конечно, факт психиатрический.

Но если есть жужжание — то кто-то же жужжит?

А вот же.

Не пчелы — туповатые болванчики.

Не осы — злые и холодные, как пули.

Шмели мохнатые.

Летают тут организованно и с песней. «Шмеле, товарищи, в ногу».

Ну ясно. У шмелей в этом году хороший повод разгуляться.

Ровно 120 лет назад любимый композитор всех шмелей — глубокоуважаемый Николай Римский-Корсаков поставил точку в партитуре «Сказки о царе Салтане».

Только последнее и захудалое из насекомых сейчас подумает: да, но при чем тут шмель?

Эскиз Николая Рериха декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1919 год. Фото: Александр Овчинников / ТАСС

* * *

Шмель, уважающий себя, конечно, помнит: в 1900-м впервые прозвучал «Полет шмеля» — коротенькая оркестровая заноза в опере Римского-Корсакова. Шумная премьера прожужжала в октябре того же года.

Казалось бы: и опера большая, в ней четыре действия (семь сцен) с прологом. Но!

Главное, что помнят все без исключения, — «Полет шмеля», который занимает в опере всего минуту с небольшим — и где-то в глубине третьего акта.

От этого жужжания нельзя избавиться — даже когда закроют занавес. Въедается в подкорку.

«Полет шмеля» с тех пор стал сразу страшно популярным. Мелодия и гениальна, и привязчива — ничуть не меньше, чем рингтоны Моцарта. Притом же все прошедшие 120 лет у музыкантов развивалась мания. Они все время соревнуются: у кого быстрее прожужжит «Полет шмеля». На разных инструментах.

Но если уж по-честному, нельзя не вспомнить Пушкина. Поэт использовал для своего «Царя Салтана» ходившие в народе сказки. В некоторых устных версиях юный князь Гвидон превращался в муху — и летел, чтоб покусать обидчиков и вразумить царя-папашу.

Мухи были — не было шмеля. Полет шмеля придумал Пушкин.

Кадр из мульфильма «Сказка о царе Салтане» (1984 год). Фото: Мультики студии Союзмультфильм/youtube.com

* * *

Пушкинский шмель, как воин света.

Но бабу Бабариху он ужалил точно в нос — с какой-то нескрываемо фрейдистской целью. В опере, чтобы не думали напраслин, шмель целится уже не в нос, а в глаз.

Римский-Корсаков отнесся к сказке бережно. Только Царицу, как гирлянду, разукрасил именем Милитриса.

Эскиз костюма Шмеля, выполненный Константином Коровиным (1913 год). Фото: wikipedia.org

Чудный град Гвидона в опере стал Леденцом.

Царство славного Салтана — Тмутараканью.

Фактически маршрут шмеля, которым проплывет повинный царь Салтан, лежал, как путь от земного, бренного мира к несбыточному, сказочному царству.

Чистилище такое — путь шмеля.

Загадка вроде бы — злодейки в сказке страшные (ткачиха, повариха, Бабариха), но их так просто отпускают, будто не наказывают. Но это только кажется. Тут кара пострашней — на самом деле в том, что их не оставляют в райском месте. Их место среди нечисти. Салтан прошел как грешник поневоле, слезы лил и каялся — и был уложен «спать вполпьяна».

Шмель сделал свое дело, и ему пора бы на покой.

* * *

Но солнечный полет шмеля опять как наваждение.

На фоне нервных пиццикато — это когда щипают струны пальцами, звук извлекают не смычком — Римский-Корсаков выводит струнные и флейты. Линия мелодии стремительно нисходит по полутонам.

Жужжит, как крылышки.

Вплетаются фагот, виолончели, альты. Мелодия пульсирует от флейт и скрипок до кларнетов и обратно. Еще валторны примешаются — но очень осторожно.

Фото: wikipedia.org

Конечно, как же тут без пиццикато.

Шмели зовут. Туда куда-то.

Где убегающие горизонты.

Где нас ж-ж-ж-ж-жждет чудесный остров. Сладкий Леденец.

Что послушать

Пройдя по ссылке, вы услышите «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова в исполнении другого композитора — Сергея Рахманинова. (1929 г.)

Это фортепианная версия знаменитой оперной мелодии.

Пушкин: Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму — и в щель забился.

«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Юрий Абрамович Башмет (род. 24 января 1953, Ростов-на-Дону, СССР) — советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Герой Труда Российской Федерации (2022), народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986), четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 2000, 2013) и премии «Грэмми» (2008).

Музыка, конечно, старовата, но применима в современных музыкальных произведениях, фрагментарно…

Адриано Челентано (Adriano Celentano; род. 6 января 1938, Милан, Королевство Италия) — итальянский музыкант, киноактёр, эстрадный певец, кинорежиссёр, композитор, общественный деятель и телеведущий. В Италии за свою манеру двигаться на сцене получил прозвище «Molleggiato» (с итал. — «На пружинах»). Челентано является одним из самых успешных и влиятельных исполнителей в истории итальянской музыки — за всю свою карьеру он исполнил около шестисот песен, выпустил сорок три студийных альбома общим тиражом 150 миллионов экземпляров, а также снялся более чем в сорока кинофильмах. Обладатель двух премий «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль в картинах «Блеф» (1976) и «Бархатные ручки» (1980). В 1989 году был награждён высшей премией города Милана — Ambrogino d’oro. В 2007 году возглавил список «100 самых ярких кинозвёзд» по версии журнала Time Out.

И, наверное, сильнее в попсу погружаться не стоит. Чуть-чуть в сторону — типа этно…

Джойс Морено (родилась 31 января 1948 года), широко известная как Джойс —  бразильская певица, автор песен и гитаристка. Первая запись ее работы в качестве певицы относится к 1964 году, когда она участвовала в составе вокального квартета в студийной записи альбома Sambacana Пасифико Маскареньяса. Четыре года спустя она выпустила свой первый сольный альбом Joyce на лейбле Philips, единолично подписав авторство пяти из десяти песен с альбома, в дополнение к партнерству с музыкантом Жардом Макале. С тех пор она выпустила еще 45 дисков и два DVD, опубликовала около 400 песен, а также имеет четыре номинации на латиноамериканскую премию «Грэмми (2000, 2004, 2005 и 2010). Ее визитными карточками с самого начала ее карьеры были женский монолог от первого лица и ее навыки игры на гитаре.  Как композитор, Джойс Морено записала песни почти всех величайших имен в MPB, включая Элис Реджину, Марию Бетанию, Гала Косту, Милтона Насименто, Эду Лобо и Элизет Кардозу; а также зарубежных исполнителей, таких как Энни Леннокс, Омара Портуондо, Клаус Огерман, The Black Eyed Peas, Джерри Маллигани Уоллес Рони. Ее творения также фигурируют в саундтреках к фильмам Роберта Олтмана «Игрок» и Блондинка в законе» Роберта Лукетича.Она участвовала в саундтреке к японскому аниме Wolf’s Rain, а также была выпущена как часть официального саундтрека к сериалу.

И такой вариант исполнение в народном стиле упускать из вида не будем…

Борис Степанович Феоктистов (Красноярск; 23 августа 1911—1990) — виртуоз-балалаечник. Заслуженный артист РСФСР (1959). 2-я премия на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах (1939). Игре на балалайке обучался у Г. И. Трошина в Красноярске. В 1933-36 занимался в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова по классу виолончели у Л. М. Сейделя. С 1936, находясь в рядах Советской Армии, играл на виолончели в симфоническом оркестре Центрального дома Советской Армии. В 1938-71 — солист Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова (балалайка). В репертуаре Феоктистова — переложения для балалайки произведений русских и западно-европейских классиков, сочинений советских композиторов, русские народные песни, музыка народов СССР. Его игра отличается виртуозностью. Феоктистов принадлежат обработки и переложения произведений для балалайки с фортепиано, в том числе Вариаций на тему рококо П. И. Чайковского, рондо Моцарта — Крейслера.

Ну, и пора к рок-н-роллу приблизиться… Такое вот буги:

Владзю Валентино Либераче (Władziu Valentino Liberace; 16 мая 1919, Уэст-Эллис, Висконсин, США — 4 февраля 1987, Палм-Спрингс, Калифорния, США), более известный по монониму Либераче — американский пианист, певец и шоумен. В 1950-е—1970-е годы — самый высокооплачиваемый артист в мире.

Карьера артиста, охватывающая четыре десятилетия, включает концертные выступления, выпуск альбомов, участие в телевизионных проектах и кинофильмах. Либераче широко известен виртуозной техникой игры на фортепиано и ярким сценическим имиджем.

А теперь чуточку харда!

Manowar (сокращение от Man of war) — американская хеви-метал-группа. Группа известна воинской тематикой и эстетикой своих песен, приверженностью «истинному металу» (true metal) и частым обращением к скандинавской мифологии. По состоянию на 2019 год группа выпустила 11 студийных альбомов, 16 синглов, 4 сборника, а также 8 видеоальбомов. Manowar несколько раз становились обладателями рекорда Гиннесса как «самая громкая концертная группа мира».

Наверное, после этого исполнения «Полёт шмеля» стал использоваться рок-гитаристами для измерения — у кого длиннее (или короче, правильнее). Опять наш представитель…

Виктор Иванович Зинчук (род. 8 апреля 1958) — российский гитарист, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России. Ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина.

Ну, и не только, гитара…

Дэвид Гарретт (David Garrett, настоящее имя Давид Кристиан Бонгартц —   David Christian Bongartz; 4 сентября 1980, Ахен, Северный Рейн-Вестфалия) — немецкий скрипач, работающий в музыкальном направлении, синтезирующем классическую музыку с джазом и роком, кантри и фольклором.

И из лучших…

Тьягу Делла Вега (Tiago Della Vega; 14 марта 1984, Кашиас-ду-Сул) — бразильский гитарист.

И давайте, всё-таки чуть уйдем от этой скорости, простой скорости, упрощенной скорости для скорости … в джаз.

Вадим Симович Эйленкриг (род. 4 мая 1971, Москва) — российский музыкант, трубач, телеведущий, Заслуженный артист Республики Татарстан. Интереснейшая биография и творческий путь — https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйленкриг,_Вадим_Симович. Я его программы в Клубе «Шаболовка, 37» на Культуре регулярно смотрю.

И, теперь — назад, к классике!

Сергей Васильевич Рахманинов (20 марта [1 апреля] 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также смешение традиций западноевропейской и ближневосточной музыки) и создал свой оригинальный стиль.

И такой вариант — посовременнее…

Версия для 8 роялей. Исполняют Евгений Кисин, Михаил Плетнев, Ланг Ланг и другие.

И такой вариант — 

Такое — не запретишь!

February 9 2015, 16:27

Category:

  • Музыка
  • Cancel

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post229628567/

Gostevoj

Приглашаю в музыкальную гостиную немного поговорить об очень известном музыкальном произведении. Оно называется – «Полет шмеля» и явлется частью оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с удовлетворением воспринял предложение русского писателя Владимира Вельского о сотрудничестве в создании оперы, предназначавшейся для исполнения во время празднования 100-летия А.С. Пушкина. Темой оперы выбрали пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху.

Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Этот симфонический эпизод из третьего акта известен нам как «Полет шмеля», хотя в партитуре нет такого названия. Этот эпизод стал самостоятельным очень популярным музыкальным произведением, переработанным для сольного исполнения на различных инструментах — аккордеон, баян, фортепиано, гитара и т.п. Есть, хоровые исполнения, есть, воообще, оригинальные наборы инструментов, некоторые из них представлены в посте, например, «Полет шмеля» исполняется одновременно на 8 роялях. Однако, лучше всего звучит первоначальный вариант исполнения, где сольная партия исполняется на флейте, с нее мы и начнем.

Продолжим наши полеты с солистами Кремлевского оркестра

Музыканты, как известно, народ горячий, поэтому наряду с переложением произведения на другие инструменты, шла прямо-таки нешуточная борьба за наиболее быстрое исполнение произведения. Одни устанавливали рекорды, други били эти рекорды скорости, устанавливая свои. Об этом можно прочесть тут. На сегодняшний день максимальная скорость исполнения составляет 750 ударов в минуту, она принадлежит Тьяго Делла Вега. Много желающих исполнить это вирутозное произведение, но не у всех это получается хорошо.

Игру С.В. Рахманинова я всегда принимаю как эталон.

Вот, по-моему, пример тоже удачного фортепианного исполнения

Соло на аакордеоне

Солирует баян

Соло на ксилофоне, мне кажется, не очень удачное исполнение. Видимо, из-за специфики ксилофона, на нем не удастся побить рекорд скорости.

Хоровое исполнение «Полета шмеля». По-моему, звучит неплохо.

А теперь самое приятное — бонус, сегодня даже три бонуса. Два из них довольно оригинальны, а третьий — смотрите сами….

Надеюсь, вы получили достаточно разнообразную картину. Может быть, даже после того как все мелодии уже отзвучали в голове проносится жужжа шмель. Я не ставил целью дать полную картину того, как шмель летает по просторам Интернета. Если кому-то показалось мало просмотренных видеоклипов, YouTube всегда к вашим услугам, 24 часа в сутки. Успехов!

Приятного погружения в мир искусств!

  • Кто написал повесть сказку приключения пиноккио
  • Кто написал первое сочинение по психологии трактат о душе
  • Кто написал пенсне рассказ
  • Кто написал пассажирка рассказ
  • Кто написал оперу сказка о царе салтане на стихи а пушкина