Кто написал рассказ белый бим черное ухо

  • Полный текст
  • 1. Двое в одной комнате
  • 2. Весенний лес
  • 3. Первый неприятель Бима
  • 4. Желтый лист
  • 5. На облаве в волчьем яру
  • 6. Прощание с другом
  • 7. Поиски продолжаются
  • 8. Случай на стрелке
  • 9. Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима
  • 10. За деньги
  • 11. Черноух в деревне
  • 12. На просторе полей. Необычная охота. Побег
  • 13. Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу
  • 14. Путь к родной двери. Три уловки
  • 15. У последней двери. Тайна железного фургона
  • 16. Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела
  • 17. Лес вздохнул (вместо послесловия)

«…Чита­тель, друг!…Ты поду­май! Если писать только о доб­роте, то для зла — это находка, блеск. Если писать только о сча­стье, то люди пере­ста­нут видеть несчаст­ных и в конце-кон­цов не будут их заме­чать. Если писать только о серьезно-печаль­ном, то люди пере­ста­нут сме­яться над безобразным…»…И в тишине ухо­дя­щей осени, ове­ян­ный ее неж­ной дре­мо­той, в дни недол­гого забве­ния пред­сто­я­щей зимы, ты начи­на­ешь пони­мать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово.

Слово к малень­ким людям, кото­рые будут потом взрос­лыми, слово к взрос­лым, кото­рые не забыли, что были когда-то детьми.

Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее вер­но­сти, чести и преданности.

…Ни одна собака в мире не счи­тает обык­но­вен­ную пре­дан­ность чем-то необыч­ным. Но люди при­ду­мали пре­воз­но­сить это чув­ство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обла­дают пре­дан­но­стью другу и вер­но­стью долгу настолько, чтобы это было кор­нем жизни, есте­ствен­ной осно­вой самого суще­ства, когда бла­го­род­ство души — само собой разу­ме­ю­ще­еся состояние.

…Вот так и среди нас, чело­ве­ков: есть скром­ные люди с чистым серд­цем, «неза­мет­ные» и «малень­кие», но с огром­ной душой. Они-то и укра­шают жизнь, вме­щая в себя все луч­шее, что есть в чело­ве­че­стве, — доб­роту, про­стоту, дове­рие. Так и под­снеж­ник кажется капель­кой неба на земле…”

1. Двое в одной комнате

Жалобно и, каза­лось, без­на­дежно он вдруг начи­нал ску­лить, неук­люже пере­ва­ли­ва­ясь туда-сюда, — искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

Да и что оста­ва­лось делать месяч­ному щенку, если он ничего еще не пони­мал в жизни ров­ным сче­том, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался зада­вать груст­ные кон­церты. Хотя, впро­чем, засы­пал на руках хозя­ина в объ­я­тиях с буты­лоч­кой молока.

Но на чет­вер­тый день малыш уже стал при­вы­кать к теп­лоте рук чело­века. Щенки очень быстро начи­нают отзы­ваться на ласку.

Имени сво­его он еще не знал, но через неделю точно уста­но­вил, что он — Бим.

В два месяца он с удив­ле­нием уви­дел вещи: высо­чен­ный для щенка пись­мен­ный стол, а на стене — ружье, охот­ни­чью сумку и лицо чело­века с длин­ными воло­сами. Ко всему этому быст­ренько при­вык. Ничего уди­ви­тель­ного не было уже и в том, что чело­век на стене непо­дви­жен: раз не шеве­лится — инте­рес неболь­шой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмот­рит: что бы это зна­чило — лицо выгля­ды­вает из рамки, как из окошка?

Вто­рая стена была зани­ма­тель­нее. Она вся состо­яла из раз­ных бру­соч­ков, каж­дый из кото­рых хозяин мог выта­щить и вста­вить обратно. В воз­расте четы­рех меся­цев, когда Бим уже смог дотя­нуться на зад­них лап­ках, он сам выта­щил бру­со­чек и попы­тался его иссле­до­вать. Но тот заше­ле­стел почему-то и оста­вил в зубах Бима листок. Очень забавно было раз­ди­рать на мел­кие части тот листок.

— Это еще что?! — при­крик­нул хозяин. — Нельзя! — и тыкал Бима носом в книжку. — Бим, нельзя. Нельзя!

После такого вну­ше­ния даже чело­век отка­жется от чте­ния, но Бим — нет: он долго и вни­ма­тельно смот­рел на книги, скло­няя голову то на один бок, то на дру­гой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму дру­гую. Он тихонько вце­пился в коре­шок и ута­щил это самое под диван, там отже­вал сна­чала один угол пере­плета, потом вто­рой, а забыв­шись, выво­лок неза­дач­ли­вую книгу на сере­дину ком­наты и начал тер­зать лапами игра­ючи, да еще и с припрыгом.

Вот тут-то он и узнал впер­вые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:

— Нельзя! — и тре­па­нул за ухо. — Ты же мне, глу­пая твоя голова, «Биб­лию для веру­ю­щих и неве­ру­ю­щих» изо­рвал. — И опять: — Нельзя! Книги — нельзя! — Он еще раз дер­нул за ухо.

Бим взвизг­нул да и под­нял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смот­рел на хозя­ина и не мог понять, что же, соб­ственно, происходит.

— Нельзя! Нельзя! — дол­бил тот наро­чито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не нака­зы­вал. Потом под­нял щенка на руки, гла­дил и гово­рил одно и то же: — Нельзя, маль­чик, нельзя, глу­пыш. — И сел. И поса­дил на колени.

Так в ран­нем воз­расте Бим полу­чил от хозя­ина мораль через «Биб­лию для веру­ю­щих и неве­ру­ю­щих». Бим лиз­нул ему руку и вни­ма­тельно смот­рел в лицо.

Он уже любил, когда хозяин с ним раз­го­ва­ри­вал, но пони­мал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень инте­ресно наблю­дать, как сви­сают на лоб белые волосы, шеве­лятся доб­рые губы и как при­ка­са­ются к шерстке теп­лые, лас­ко­вые пальцы. Зато Бим уже абсо­лютно точно умел опре­де­лить — весе­лый сей­час хозяин или груст­ный, ругает он или хва­лит, зовет или прогоняет.

А он бывал и груст­ным. Тогда гово­рил сам с собой и обра­щался к Биму:

— Так-то вот и живем, дура­чок. Ты чего смот­ришь на нее? — ука­зы­вал он на порт­рет. — Она, брат, умерла. Нет ее. Нет… — Он гла­дил Бима и в пол­ной уве­рен­но­сти при­го­ва­ри­вал: — Ах ты мой дура­чок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.

Но прав был он лишь отча­сти, так как Бим пони­мал, что сей­час играть с ним не будут, да и слово «дура­чок» при­ни­мал на свой счет, и «маль­чик» — тоже. Так что когда его боль­шой друг окли­кал дурач­ком или маль­чи­ком, то Бим шел немед­ленно, как на кличку. А раз уж он, в таком воз­расте, осва­и­вал инто­на­цию голоса, то, конечно же, обе­щал быть умней­шей собакой.

Но только ли ум опре­де­ляет поло­же­ние собаки среди своих собра­тьев? К сожа­ле­нию, нет. Кроме умствен­ных задат­ков, у Бима не все было в порядке.

Правда, он родился от поро­ди­стых роди­те­лей, сет­те­ров, с длин­ной родо­слов­ной. У каж­дого его предка был лич­ный листок, сви­де­тель­ство. Хозяин мог бы по этим анке­там не только дойти до пра­деда и про­бабки Бима, но и знать, при жела­нии, пра­де­до­вого пра­деда и пра­ба­буш­кину пра­ба­бушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех досто­ин­ствах имел боль­шой недо­ста­ток, кото­рый потом сильно отра­зился на его судьбе: хотя он был из породы шот­ланд­ских сет­те­ров (сет­тер-гор­дон), но окрас ока­зался абсо­лютно нети­пич­ным — вот в чем и соль. По стан­дар­там охот­ни­чьих собак сет­тер-гор­дон дол­жен быть обя­за­тельно чер­ный, с бле­стя­щим сине­ва­тым отли­вом — цвета воро­нова крыла, и обя­за­тельно с четко отгра­ни­чен­ными яркими отме­ти­нами, рыже-крас­ными под­па­ли­нами, даже белые отме­тины счи­та­ются боль­шим поро­ком у гор­до­нов. Бим же выро­дился таким: туло­вище белое, но с рыжень­кими под­па­ли­нами и даже чуть замет­ным рыжим кра­пом, только одно ухо и одна нога чер­ные, дей­стви­тельно — как воро­ново крыло, вто­рое ухо мяг­кого жел­то­вато-рыжень­кого цвета. Даже уди­ви­тельно подоб­ное явле­ние: по всем ста­тьям — сет­тер-гор­дон, а окрас — ну ничего похо­жего. Какой-то дале­кий-дале­кий пре­док взял вот и выско­чил в Биме: роди­тели — гор­доны, а он — аль­би­нос породы.

В общем-то, с такой раз­но­цвет­но­стью ушей и с под­па­лин­ками под боль­шими умными темно карими гла­зами морда Бима была даже сим­па­тич­ней, при­мет­ней, может быть, даже умнее или, как бы ска­зать, фило­со­фич­ней, раз­дум­чи­вей, чем у обыч­ных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мор­дой, а ско­рее — соба­чьим лицом. Но по зако­нам кино­ло­гии белый окрас, в кон­крет­ном слу­чае, счи­та­ется при­зна­ком вырож­де­ния. Во всем — кра­са­вец, а по стан­дар­там шерст­ного покрова — явно сомни­тель­ный и даже пороч­ный. Такая вот беда была у Бима.

Конечно, Бим не пони­мал вины сво­его рож­де­ния, поскольку и щен­кам не дано при­ро­дой до появ­ле­ния на свет выби­рать роди­те­лей. Биму про­сто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.

Но хозяин-то бес­по­ко­ился: дадут ли на Бима родо­слов­ное сви­де­тель­ство, кото­рое закре­пило бы его поло­же­ние среди охот­ни­чьих собак, или он оста­нется пожиз­нен­ным изгоем? Это будет известно лишь в шести­ме­сяч­ном воз­расте, когда щенок (опять же по зако­нам кино­ло­гии) опре­де­лится и офор­мится в близ­кое к тому, что назы­ва­ется пород­ной собакой.

Вла­де­лец матери Бима, в общем-то уже решил было выбра­ко­вать белого из помета, то есть уто­пить, но нашелся чудак, кото­рому стало жаль такого кра­савца. Чудак тот и был тепе­реш­ним хозя­и­ном Бима: глаза ему понра­ви­лись, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?

Тем вре­ме­нем хозяин пытался раз­га­дать, откуда такая ано­ма­лия у Бима. Он пере­вер­нул все книги по охоте и соба­ко­вод­ству, чтобы хоть немного при­бли­зиться к истине и дока­зать со вре­ме­нем, что Бим не вино­ват. Именно для этого он и начал выпи­сы­вать из раз­ных книг в тол­стую общую тет­радь все, что могло оправ­дать Бима как дей­стви­тель­ного пред­ста­ви­теля породы сет­те­ров. Бим был уже его дру­гом, а дру­зей все­гда надо выру­чать. В про­тив­ном слу­чае — не ходить Биму побе­ди­те­лем на выстав­ках, не гре­меть золо­тыми меда­лями на груди: какой бы он ни был золо­той соба­кой на охоте, из пород­ных он будет исключен.

Какая же все-таки неспра­вед­ли­вость на белом свете!

Записки охот­ника

В послед­ние месяцы Бим неза­метно вошел в мою жизнь и занял в ней проч­ное место. Чем же он взял? Доб­ро­той, без­гра­нич­ным дове­рием и лас­кой — чув­ствами все­гда неот­ра­зи­мыми, если между ними не втер­лось под­ха­лим­ство, како­вое может потом, посте­пенно, пре­вра­тить все в лож­ное — и доб­роту, и дове­рие, и ласку. Жут­кое это каче­ство — под­ха­ли­маж. Не дай-то боже! Но Бим — пока малыш и милый соба­чо­нок. Все будет зави­сеть в нем от меня, от хозяина.

Странно, что и я ино­гда заме­чаю теперь за собой такое, чего раньше не было. Напри­мер, если увижу кар­тину, где есть собака, то прежде всего обра­щаю вни­ма­ние на ее окрас и поро­ди­стость. Ска­зы­ва­ется бес­по­кой­ство от вопроса: дадут или не дадут свидетельство?

Несколько дней назад был в музее на худо­же­ствен­ной выставке и сразу же обра­тил вни­ма­ние на кар­тину Д. Бас­сано (Х век) «Мои­сей иссе­кает воду из скалы». Там на перед­нем плане изоб­ра­жена собака — явно про­то­тип лега­вой породы, со стран­ным, однако, окра­сом: туло­вище белое, морда же, рас­се­чен­ная белой про­то­чи­ной, чер­ная, уши тоже чер­ные, а нос белый, на левом плече чер­ное пятно, зад­ний кост­рец тоже чер­ный. Изму­чен­ная и тощая, она жадно пьет дол­го­ждан­ную воду из чело­ве­че­ской миски.

Вто­рая собака, длин­но­шерст­ная, тоже с чер­ными ушами. Обес­си­лев от жажды, она поло­жила на колени хозя­ина голову и сми­ренно ожи­дает воду.

Рядом — кро­лик, петух, слева — два ягненка.

Что хотел ска­зать художник?

Ведь за минуту до этого все они были в отча­я­нии, у них не было ни капли надежды. И они гово­рили в глаза спас­шему их от раб­ства Моисею:

30 июня ушел из жизни Гавриил Троепольский (1905-1995), автор пронзительной книги «Белый Бим Черное ухо».

Всем защитникам СССР, а и я принадлежу к их числу, все же следует помнить, как тщательно приходилось некоторым гражданам великой страны скрывать родословную. Так тщательно, что только после смерти деда со стороны матери я узнал, что подростком он был угнан в Германию, прошел концлагерь и лагерь фильтрационный. Никогда, никто об этом не заикался, — ни он сам, ни бабушка, ни мама. 

Троепольскому тоже приходилось скрываться. 

Он родился в семье священника, который в 1918 был расстрелян по обвинению в связи с контрреволюцией. Представляете, ужас Троепольского, когда в 1939 его разыскал один из расстрельной команды, дабы покаяться. В качестве доказательства, что жизнь его наказала, расстрельщик показывал справки из психбольниц, где периодически лежал. Троепольскому с трудом удалось его выпроводить. 

Троепольский о профессиональном писательстве не помышлял, двигаясь по стезе агронома. Он вывел восемь сортов проса, уверенно взбираясь по карьерной лестнице. Предел положил отказ написать в книжку о селекции главу про Лысенко. Постепенно его выдавили с селекционной станции. 

Изгнание из профессии Троепольский очень переживал. На вопрос: «Не жаль вам иногда занятий селекцией?» уже маститый писатель ответил: «Не иногда, а всегда. Я долго чувствовал себя изменником, когда ушел от этого дела»

Известность писателя началась в 1953 году, когда Константин Симонов опубликовал в «Новом мире» часть рассказов «Из записок агронома». Троепольский, что называется, попал в струю, идя вслед за еще одним воспевателем «Районных буден» Овечкиным (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/104141.html). Очерки на тему «Как нам обустроить сельское хозяйство» были актуальны. А если учесть, что писал их человек с уникальным практическим опытом…

В общем, областной комитет партии признал произведение Троепольского очерняющим советскую власть, а молодой режиссер Станислав Ростоцкий приступил к экранизации «Из записок агронома». 

Общение Ростоцкого с писателем началось с недоразумения. Узнав, что сценарий фильма по «Агроному» пишет кто-то другой Троепольский накатал жалобу. Ростоцкому пришлось объясняться. Сценарий таки отдали на откуп автору.

Фильм «Земля и люди» вышел на экран, но событием не стал.

ПЕТР АЛЕЙНИКОВ В ФИЛЬМЕ «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ»

Не напиши Троепольский «Бима» литературная судьба его сложилась бы как у Овечкина, — читательское забвение. 

До щемящей повести о собаке Троепольский прогремел очерком «О реках, почвах и прочем», где навел критику на бесхозяйственное использование рек.

И вот «Белый Бим Черное ухо»…

Над небольшой повестью Троепольский работал шесть лет. Сначала думал создать идеального героя, но вылезал ангел, персонаж не наполнялся живой кровью, пока Троепольского не осенило передать его функции собаке.

Но, как всякая популярная вещь о животных, «Бим» не о животных вовсе, а о нас с вами. Одиноких, потерявших хозяина, — кто веру в Бога, кто в гуманизм, кто в рынок. Вот об ужасе нашей бесприютности и написал Троепольский, обеспечив себе бессмертие. 

После Симонова Троепольского привечал главред «Нового мира» Александр Твардовский. Для его журнала «Бим» и предназначался. Пока суд да дело Твардовского выдавили на пенсию. В знак протеста Троепольский повесть из редакции забрал.

Она увидела свет в «Нашем современнике».

Популярностью у читателей «Белый Бим Черное ухо» в немалой степени обязан экранизации Ростоцкого. Ее даже выдвигали на «Оскар». 

«Бим» переведен на 20 языков. В 1975 Троепольский получил за повесть Госпремию. Радуясь свалившемуся успеху, он говорил: «Я сейчас на собачьем корму». 

Больше ничего значительного Троепольский не создал, доживая век литературным патриархом. 

Но «Белый Бим Черное ухо» до сих пор переиздается.

Биография

Гавриил Троепольский — советский писатель, создавший произведения в жанре деревенской прозы. Автор считал, что настоящая литература всегда публицистична и должна отражать эпоху, и нельзя писать только о счастье, тогда люди перестанут замечать чужую боль.

Детство и юность

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в Российской империи. В семье работали с малых лет, ценили знания и книги, по ночам мальчик пас лошадей. Из шестерых детей выжили четверо: брат писателя Николай умер в 1907 году, а сестра Елена — в 1922-м.

Гавриил Троепольский в детстве и молодости

Гавриил Троепольский в детстве и молодости / Meno bangos

Троепольский дружил с девочками Марией и Александрой Репиными, которые ласково называли его Гаврюшей. Зимой сельские ребята катались с горки на больших санках, куда набивалось по 15 человек, и будущий писатель строго следил, чтобы их тащили обратно в гору по очереди.

Троепольский получил образование в Новохоперской гимназии, где научился размышлять над прочитанным и любить русскую классику, в молодости работал в избе-читальне, потом учителем. В те годы он познакомился с писателем Николаем Никандровым, показал ему первые очерки и получил совет продолжать. В 1931 году Гавриил Николаевич стал заниматься сельским хозяйством, публиковался в журнале «Селекция и семеноводство». По его распоряжению в Острогожске посадили две лесополосы, кленовую и дубовую, чтобы защитить поля от суховея.

Отец автора, сельский священник, был расстрелян в 1931 году за публичное чтение Евангелия. Следователь Объединенного государственного политического управления, который вел дело, поклялся добиться оправдательного приговора, а когда это не удалось, покончил с собой. В 1939 году один из «расстрельщиков» отыскал Гавриила Николаевича и умолял простить его.

Творчество

В 1938 году в воронежском издательстве взяли рассказ Троепольского «Дедушка», но война на время поставила крест на литературной карьере. В 1953 году несколько его творений были опубликованы с одобрения Константина Симонова. Вскоре вышла экранизация Станислава Ростоцкого, с которым у автора очерков возник конфликт, ведь тот собирался переделать сюжет с помощью профессионального сценариста.

Главной в библиографии Гавриила Николаевича стала повесть «Белый Бим Черное ухо» про пса, который столкнулся с человеческой жестокостью, и это стало причиной его смерти. Книгу Троепольский писал 6 лет, сначала хотел сделать протагонистом человека, но вышло неубедительно.

Книгу поначалу печатать отказались, но в 1971 году она все-таки вышла и многократно переиздавалась в «Роман-газете», антологиях «Страда» и «О братьях наших меньших», в 2020-м в издательстве «Азбука». Почти сразу после выхода в печать произведение разошлось на цитаты, например о том, что дружбу и доверие нельзя ни купить, ни продать.

Одноименный фильм появился в 1977 году и стал одним из лидеров проката. «Советский экран» назвал его картиной года, он был выдвинут на «Оскар». После просмотра американские зрители аплодировали стоя.

Трейлер фильма по книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо»

Хозяина Бима сыграл Вячеслав Тихонов, режиссером был все тот же Станислав Ростоцкий. Пса в картине изображал сеттер Стив, и только в сцене на железной дороге его заменили дублером Денди. Тихонову нужно было подружиться с животным, чтобы у зрителя не было сомнений в привязанности между ними, и для этого актер гулял со Стивом и ходил на охоту. Все эпизоды снимали с одного дубля, потому что собаки, конечно, профессионально играть не умеют.

По иронии судьбы, слава «Белого Бима» помешала писателю закончить книгу «Колокол» о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Постоянно приходилось отвечать на письма читателей, к тому же после великой повести хотелось создать что-то столь же значительное. Остался нереализованным замысел биографии Михаила Шолохова, которого Гавриил Николаевич хотел реабилитировать после обвинений Александра Солженицына, будто «Тихий Дон» написал другой человек.

Личная жизнь

О личной жизни Троепольского известно немного. Жена Валентина была дочерью архитектора Иосифа Сухова, построившего сельскохозяйственный техникум, который окончил писатель.

Гавриил Троепольский с женой Валентиной

Гавриил Троепольский с женой Валентиной / Meno bangos

В семье было двое детей. Младшая дочь Надежда Гавриловна Гладкова в 2016 году выступала на вечере памяти прозаика Виктора Попова. Она также написала предисловие к изданию повести «Белый Бим Черное ухо» 2020 года.

В 1942 году дом Троепольских в Острогожске подвергся бомбардировке. Снаряд разрушил их жилище через минуту после того, как жена и дети Гавриила Николаевича выскочили на улицу.

Сам писатель во время оккупации проявил героизм: вел переговоры с немцами и спас от расстрела солдата Григория Мусатова. Также носил еду и одежду бежавшим военнопленным, которых прятал в поле.

Смерть

Гавриил Николаевич умер 30 июня 1995 года в Воронеже, могила находится на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.

Библиография

  • 1937 — «Дедушка»
  • 1958 — «Кандидат наук»
  • 1963 — «В камышах»
  • 1965 — «О реках, почвах и прочем»
  • 1971 — «Белый Бим Черное ухо»
  • 1972 — «Чернозем»
  • 1975 — «Здравый смысл»

Интересные факты

  • Троепольский дружил с Александром Твардовским и посвятил «Белого Бима» его памяти. Перед смертью поэт успел прочитать рукопись и дал согласие.
  • В 1981 году повесть была издана в Италии шрифтом Брайля для слепых, получила премию Банкареллино и золотую медаль Фонда Леонардо да Винчи.
  • Библиотекарь из села Хомутовка Лидия Медведева годами собирала архив Троепольского с письмами, дневниками и фотографиями. В 2010 году коллекцию обманом выманил у нее человек, представившийся краеведом. Дом детства писателя был разграблен, после чего неизвестные баллончиком написали на стене «Пусто», дав другим ворам знак, что поживиться здесь больше нечем.

29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения автора трогательной истории о дружбе человека и собаки

Кто из нас в детстве не плакал, читая повесть воронежского писателя Гавриила
Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»? Да и мало кого из взрослых оставит
равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле… 29 ноября
исполняется 110 лет со дня рождения автора, пожалуй, самой трогательной повести
о дружбе человека и собаки Гавриила Троепольского. «MOЁ! Online» вспоминает
малоизвестные факты о повести «Белый Бим Чёрное ухо» и одноимённом фильме по
произведению воронежского писателя.

1. Исследователи творчества Гавриила Троепольского считают,
что прототипом Бима была охотничья собака писателя по кличке Лель. Повесть
появилась практически сразу после того, как умер любимый пёс писателя.

2. Гавриил Троепольский не очень жаловал журналистов. Однако
после успеха повести «Белый Бим Чёрное ухо», вышедшей в 1971 году, интервью
писателю давать приходилось.
 

— Сначала я просто задумал такого героя — абсолютно искреннего и
чистого, он должен был пройти по нашему обществу, по разным типам и
персонажам, — рассказывал в одном из интервью Троепольский. — Но из этого
ничего не выходило, получался какой-то ангел на земле… Потом пришла идея
взять собаку. Мне хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим
Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Ведь повесть не о собаке.
Собака — лакмусовая бумажка.
 

Писатель говорил, что не ожидал такого успеха повести — не думал, что её
поймёт сразу так много людей. И иногда Троепольский над этим успехом подшучивал.
Когда повесть о Биме стала выходить во многих отечественных издательствах и за
рубежом, он говорил: «Я сейчас на собачьем
корму».

 3. В 1975 году Троепольский получил
Государственную премию СССР за повесть «Белый Бим Чёрное ухо». А в Италии в 1981
году Гавриилу Николаевичу вручили две премии: премию «Банкареллино» (лучшая
книга года для детей) и награду от библиотеки для слепых города
Монца.

 4. С режиссёром фильма о Биме Станиславом
Ростоцким у Троепольского едва не случился конфликт. Ещё за несколько лет до
начала съёмок картины о Биме Ростоцкий дебютировал в фильме «Земля и люди».
Причём сценарий для этого фильма создавался по сборнику рассказов Троепольского
«Из записок агронома» без его ведома. Автор обиделся и написал на киностудию
возмущённое письмо. Ростоцкому пришлось ехать объясняться в Острогожск, где
тогда жил Гавриил Николаевич.

 Станислав Ростоцкий потом вспоминал,
как увидел во дворе здорового мужика, колющего дрова. Это и был Троепольский —
он встретил Ростоцкого с топором в руках, о чём всегда вспоминал с юмором.
Троепольский подружился с Ростоцким, а позже они вместе работали над фильмом
«Белый Бим Чёрное ухо».

 5. Двухсерийный фильм
«Белый Бим Чёрное ухо» режиссёра Станислава Ростоцкого («Доживём до
понедельника», «А зори здесь тихие»), снятый в Калуге, посмотрели более 20 млн
зрителей во время первого проката. А в 1978 году картина была выдвинута на
премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала
обладателем главного приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

6. В фильме снялись наши земляки — Римма Мануковская и
Алексей Чернов, актёры Воронежского театра драмы им. Алексея Кольцова.

7. По сюжету повести Бим был шотландским сеттером необычного
окраса. Но в фильме его роль исполнили английский сеттер Стёпа и его дублёр
Денди. Тренировал собак известный кинолог Виктор Сомов. Он вспоминал, что самой
сложной сценой был эпизод, когда хозяина Бима, которого сыграл Вячеслав Тихонов,
забирают врачи скорой помощи. Сложность была в том, что собаки не умеют играть,
было необходимо, чтобы Стёпа по-настоящему полюбил Вячеслава Тихонова, который
играл хозяина Бима. Для этого Тихонову пришлось ходить со Стёпой-Бимом на охоту.
Потом на какое-то время Тихонова с собакой разлучили, а момент встречи уже вошёл
в фильм. Сцену репетировали без пса, потому что снимать нужно было с первого
дубля, а когда всё было готово, Стёпу впустили, и он показал все свои собачьи
чувства.

8. В колледжах США повесть «Белый Бим Чёрное ухо» входит в
обязательную программу по литературе.

СПРАВКА «Ё!»

Гавриил Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе
Ново-Спасское-на-Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской
области) в семье священника Николая Троепольского. В 1930 году главу семьи
расстреляли.

 Гавриил Троепольский работал сельским учителем, затем
агрономом и селекционером. Первый рассказ писателя был опубликован в 1937 году
под псевдонимом Т. Лирваг. После 1953 года, когда в мартовском номере журнала
«Новый мир» были напечатаны его рассказы, он посвятил себя литературе и
переселился в Воронеж. Большой успех и признание к Троепольскому пришли после
выхода повести «Белый Бим Чёрное ухо» в 1971 году, когда писателю было 66
лет.

Троепольского не стало 30 июня 1995 года. Похоронен на Коминтерновском
кладбище. На доме № 8 по улице Чайковского в 1996 году установлена мемориальная
доска в память о Троепольском. В этом доме писатель жил с 1959 по 1995
год.

 В Воронеже живут две дочери писателя. Однако, как и их отец,
интервью они не дают, а советуют читать произведения Гавриила Николаевича тем,
кто хочет узнать о нём.

ПЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАВРИИЛА ТРОЕПОЛЬСКОГО, которые нужно
прочитать

 

  1. «Из записок агронома», сборник сатирических рассказов, 1953 г.
  2. «Кандидат наук», сатирическая повесть, 1958 г.
  3. «В камышах», повесть, 1963 г.
  4. «Постояльцы», пьеса, 1971 г.
  5. «Белый Бим Чёрное ухо», повесть, 1971 г.

В материале использованы данные из книг «От великого до
смешного. Гавриил Троепольский» Владимира Елецких, «Кудесник «Белого Бима».
Воспоминания о Г.Н. Троепольском».

 

«Белый Бим Черное ухо» — трогательная повесть, написанная Гавриилом Троепольским. Его путь к творчеству был довольно долог, пришлось пережить трудные годы после Гражданской войны, закончить сельхоз училище, поработать преподавателем. Потом Троепольский занимался селекцией, а во время Отечественной войны был разведчиком на оккупированной врагом территории.

Первое произведение автора было напечатано в возрасте тридцати двух лет (автор взял себе псевдоним Лирваг). Последующие книги появились в печати в начале пятидесятых. Именно тогда он полностью посвятил себя творчеству, начал работать с журналами, стал признанным писателем.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» автор создал в 1971-ом году. Это одно из лучших произведений детской литературы было переведено на двадцать языков. Посвятил Троепольский повесть Александру Твардовскому. Именно за нее автор получил Государственную премию Советского Союза. Книга является одним из лучших произведений советской и российской детской литературы.

Краткое содержание произведения «Белый Бим Черное ухо»

Kratkoe soderjanie Gavriil Troepolskii «Belii Bim Chernoe uho»В повести рассказывается о судьбе собаки по имени Бим. Его родословной могла позавидовать любая собака, родители были шотландскими сеттерами. У них был красивый черный окрас с отливом и яркими рыжими подпалинами. Бим же получился совсем другим. Шкура была желто-рыжая и только ухо и задняя лапа имели нужный черный цвет. Брак.

Таких щенков обычно топили, чтоб не портить родословную, но Биму повезло. Его взял к себе писатель по имени Иван Иванович. Он был вдовцом, жена умерла, поэтому он окружил этого щенка заботой, кормил его с соски, и получил в ответ преданного друга и отличного охотника.

Уже в два года Бим прекрасно справлялся на охоте, гонял перепелов. По натуре был интеллигентом. Как настоящий друг он прекрасно понимал настроение Иван Иваныча, чувствовал подходящих к нему людей и мог сразу определить – друг или враг это. По пустякам Бим не бросался на людей, тем более не кусал.

Будучи еще молодым псом, Бим ко всем относился с любовью. Однажды он лизнул руку тетке, которая часами просиживала на скамейке возле дома. Она подняла визг, обвинив собаку в том, что та ее укусила. Тетка не остановилась на этом, написала в домовой комитет. Председатель пришел к хозяину, и тому пришлось показать, что умеет пес, как выполняет команды, а значит совсем не опасен для окружающих. После этого тетка стала врагом номер один.

Иван Иваныч прошел войну, получив под сердце осколок. Однажды, кода Биму был три года, хозяину стало плохо, приехавшая скорая увезла его в больницу. За псом присматривала соседка Степановна, она выпускала его погулять, а потом заводила обратно. Есть Бим в отсутствии Иваныча просто отказывался. По следам скорой он нашел больницу, но внутрь его естественно никто не впускал, хоть Бим и приходил постоянно, чтобы увидеть хозяина.

Потом пес стал просто бродить по городу в надежде найти Иваныча. Не всем он нравился, многие обижали и боялись его, поэтому постепенно он стал отличать плохих людей от хороших. В один день Бим попал в руки милиционера, тетка раскричалась. Но девушка по имени Даша заступилась за него, прочла адрес, написанный на ошейнике и отвела домой.

Их встретила Степановна, она поведала Даше историю хозяина, его увезли аж в Москву, предстояла серьезная операция на сердце. Тогда девушка на пластинке написала слова с просьбой не обижать Бима, потому что он ждет своего хозяина…

Экранизация книги

По этой повести С. Ростоцким в 1977 году был снят двухсерийный фильм. После выхода картины на экраны на просмотр фильма пришло более двадцати миллионов любителей кинофильмов. После такого успеха картину номинировали на престижную премию «Оскар». Ивана Ивановича сыграл В. Тихонов.

У нас на сайте вы можете читать лучшие книги о животных, которые обязательно понравятся и детям и взрослым. Заходите и читайте абсолютно бесплатно!

Гавриил Троепольский

Белый Бим Черное ухо

Повесть

Посвящается Александру Трифоновичу Твардовскому

Глава первая

Двое в одной комнате

Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.

Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.

В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене – ружье, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится – интерес небольшой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило – лицо выглядывает из рамки, как из окошка?

Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.

– Это еще что?! – прикрикнул хозяин. – Нельзя! – и тыкал Бима носом в книжку. – Бим, нельзя. Нельзя!

После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим – нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплета, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да еще и с припрыгом.

Вот тут-то он и узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:

– Нельзя! – и трепанул за ухо. – Ты же мне, глупая твоя голова, «Библию для верующих и неверующих» изорвал. – И опять: – Нельзя! Книги – нельзя! – Он еще раз дернул за ухо.

Бим взвизгнул да и поднял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смотрел на хозяина и не мог понять, что же, собственно, происходит.

– Нельзя! Нельзя! – долбил тот нарочито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не наказывал. Потом поднял щенка на руки, гладил и говорил одно и то же: – Нельзя, мальчик, нельзя, глупыш. – И сел. И посадил на колени.

Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль через «Библию для верующих и неверующих». Бим лизнул ему руку и внимательно смотрел в лицо.

Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шерстке теплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.

А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:

– Так-то вот и живем, дурачок. Ты чего смотришь на нее? – указывал он на портрет. – Она, брат, умерла. Нет ее. Нет… – Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: – Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.

Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счет, и «мальчик» – тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шел немедленно, как на кличку. А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.

Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не все было в порядке.

Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным – вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители – гордоны, а он – альбинос породы.

В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее – собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем – красавец, а по стандартам шерстного покрова – явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима.

Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и щенкам не дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.

Но хозяин-то беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем? Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте, когда щенок (опять же по законам кинологии) определится и оформится в близкое к тому, что называется породной собакой.

Владелец матери Бима в общем-то уже решил было выбраковать белого из помета, то есть утопить, но нашелся чудак, которому стало жаль такого красавца. Чудак тот и был теперешним хозяином Бима: глаза ему понравились, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?

Тем временем хозяин пытался разгадать, откуда такая аномалия у Бима. Он перевернул все книги по охоте и собаководству, чтобы хоть немного приблизиться к истине и доказать со временем, что Бим не виноват. Именно для этого он и начал выписывать из разных книг в толстую общую тетрадь все, что могло оправдать Бима как действительного представителя породы сеттеров. Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать. В противном случае – не ходить Биму победителем на выставках, не греметь золотыми медалями на груди: какой бы он ни был золотой собакой на охоте, из породных он будет исключен.

Какая же все-таки несправедливость на белом свете!

Записки охотника

В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской – чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное – и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество – подхалимаж. Не дай-то боже! Но Бим – пока малыш и милый собачонок. Все будет зависеть в нем от меня, от хозяина.

  • Кто написал рассказ белое безмолвие действие которого происходит в арктике
  • Кто написал рассказ белкин
  • Кто написал рассказ бежин луг
  • Кто написал рассказ бедный принц
  • Кто написал рассказ бедные люди