- Полный текст
- 1. Двое в одной комнате
- 2. Весенний лес
- 3. Первый неприятель Бима
- 4. Желтый лист
- 5. На облаве в волчьем яру
- 6. Прощание с другом
- 7. Поиски продолжаются
- 8. Случай на стрелке
- 9. Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима
- 10. За деньги
- 11. Черноух в деревне
- 12. На просторе полей. Необычная охота. Побег
- 13. Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу
- 14. Путь к родной двери. Три уловки
- 15. У последней двери. Тайна железного фургона
- 16. Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела
- 17. Лес вздохнул (вместо послесловия)
«…Читатель, друг!…Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла — это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным…»…И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово.
Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности.
…Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние.
…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…”
1. Двое в одной комнате
Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, — искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.
Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он — Бим.
В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене — ружье, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится — интерес небольшой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило — лицо выглядывает из рамки, как из окошка?
Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.
— Это еще что?! — прикрикнул хозяин. — Нельзя! — и тыкал Бима носом в книжку. — Бим, нельзя. Нельзя!
После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим — нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплета, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да еще и с припрыгом.
Вот тут-то он и узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:
— Нельзя! — и трепанул за ухо. — Ты же мне, глупая твоя голова, «Библию для верующих и неверующих» изорвал. — И опять: — Нельзя! Книги — нельзя! — Он еще раз дернул за ухо.
Бим взвизгнул да и поднял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смотрел на хозяина и не мог понять, что же, собственно, происходит.
— Нельзя! Нельзя! — долбил тот нарочито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не наказывал. Потом поднял щенка на руки, гладил и говорил одно и то же: — Нельзя, мальчик, нельзя, глупыш. — И сел. И посадил на колени.
Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль через «Библию для верующих и неверующих». Бим лизнул ему руку и внимательно смотрел в лицо.
Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шерстке теплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить — веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.
А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:
— Так-то вот и живем, дурачок. Ты чего смотришь на нее? — указывал он на портрет. — Она, брат, умерла. Нет ее. Нет… — Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: — Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.
Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счет, и «мальчик» — тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шел немедленно, как на кличку. А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.
Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не все было в порядке.
Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным — вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом — цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно — как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям — сеттер-гордон, а окрас — ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители — гордоны, а он — альбинос породы.
В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее — собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем — красавец, а по стандартам шерстного покрова — явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима.
Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и щенкам не дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.
Но хозяин-то беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем? Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте, когда щенок (опять же по законам кинологии) определится и оформится в близкое к тому, что называется породной собакой.
Владелец матери Бима, в общем-то уже решил было выбраковать белого из помета, то есть утопить, но нашелся чудак, которому стало жаль такого красавца. Чудак тот и был теперешним хозяином Бима: глаза ему понравились, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?
Тем временем хозяин пытался разгадать, откуда такая аномалия у Бима. Он перевернул все книги по охоте и собаководству, чтобы хоть немного приблизиться к истине и доказать со временем, что Бим не виноват. Именно для этого он и начал выписывать из разных книг в толстую общую тетрадь все, что могло оправдать Бима как действительного представителя породы сеттеров. Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать. В противном случае — не ходить Биму победителем на выставках, не греметь золотыми медалями на груди: какой бы он ни был золотой собакой на охоте, из породных он будет исключен.
Какая же все-таки несправедливость на белом свете!
Записки охотника
В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской — чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж. Не дай-то боже! Но Бим — пока малыш и милый собачонок. Все будет зависеть в нем от меня, от хозяина.
Странно, что и я иногда замечаю теперь за собой такое, чего раньше не было. Например, если увижу картину, где есть собака, то прежде всего обращаю внимание на ее окрас и породистость. Сказывается беспокойство от вопроса: дадут или не дадут свидетельство?
Несколько дней назад был в музее на художественной выставке и сразу же обратил внимание на картину Д. Бассано (Х век) «Моисей иссекает воду из скалы». Там на переднем плане изображена собака — явно прототип легавой породы, со странным, однако, окрасом: туловище белое, морда же, рассеченная белой проточиной, черная, уши тоже черные, а нос белый, на левом плече черное пятно, задний кострец тоже черный. Измученная и тощая, она жадно пьет долгожданную воду из человеческой миски.
Вторая собака, длинношерстная, тоже с черными ушами. Обессилев от жажды, она положила на колени хозяина голову и смиренно ожидает воду.
Рядом — кролик, петух, слева — два ягненка.
Что хотел сказать художник?
Ведь за минуту до этого все они были в отчаянии, у них не было ни капли надежды. И они говорили в глаза спасшему их от рабства Моисею:
30 июня ушел из жизни Гавриил Троепольский (1905-1995), автор пронзительной книги «Белый Бим Черное ухо».
Всем защитникам СССР, а и я принадлежу к их числу, все же следует помнить, как тщательно приходилось некоторым гражданам великой страны скрывать родословную. Так тщательно, что только после смерти деда со стороны матери я узнал, что подростком он был угнан в Германию, прошел концлагерь и лагерь фильтрационный. Никогда, никто об этом не заикался, — ни он сам, ни бабушка, ни мама.
Троепольскому тоже приходилось скрываться.
Он родился в семье священника, который в 1918 был расстрелян по обвинению в связи с контрреволюцией. Представляете, ужас Троепольского, когда в 1939 его разыскал один из расстрельной команды, дабы покаяться. В качестве доказательства, что жизнь его наказала, расстрельщик показывал справки из психбольниц, где периодически лежал. Троепольскому с трудом удалось его выпроводить.
Троепольский о профессиональном писательстве не помышлял, двигаясь по стезе агронома. Он вывел восемь сортов проса, уверенно взбираясь по карьерной лестнице. Предел положил отказ написать в книжку о селекции главу про Лысенко. Постепенно его выдавили с селекционной станции.
Изгнание из профессии Троепольский очень переживал. На вопрос: «Не жаль вам иногда занятий селекцией?» уже маститый писатель ответил: «Не иногда, а всегда. Я долго чувствовал себя изменником, когда ушел от этого дела»
Известность писателя началась в 1953 году, когда Константин Симонов опубликовал в «Новом мире» часть рассказов «Из записок агронома». Троепольский, что называется, попал в струю, идя вслед за еще одним воспевателем «Районных буден» Овечкиным (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/104141.html). Очерки на тему «Как нам обустроить сельское хозяйство» были актуальны. А если учесть, что писал их человек с уникальным практическим опытом…
В общем, областной комитет партии признал произведение Троепольского очерняющим советскую власть, а молодой режиссер Станислав Ростоцкий приступил к экранизации «Из записок агронома».
Общение Ростоцкого с писателем началось с недоразумения. Узнав, что сценарий фильма по «Агроному» пишет кто-то другой Троепольский накатал жалобу. Ростоцкому пришлось объясняться. Сценарий таки отдали на откуп автору.
Фильм «Земля и люди» вышел на экран, но событием не стал.
Не напиши Троепольский «Бима» литературная судьба его сложилась бы как у Овечкина, — читательское забвение.
До щемящей повести о собаке Троепольский прогремел очерком «О реках, почвах и прочем», где навел критику на бесхозяйственное использование рек.
И вот «Белый Бим Черное ухо»…
Над небольшой повестью Троепольский работал шесть лет. Сначала думал создать идеального героя, но вылезал ангел, персонаж не наполнялся живой кровью, пока Троепольского не осенило передать его функции собаке.
Но, как всякая популярная вещь о животных, «Бим» не о животных вовсе, а о нас с вами. Одиноких, потерявших хозяина, — кто веру в Бога, кто в гуманизм, кто в рынок. Вот об ужасе нашей бесприютности и написал Троепольский, обеспечив себе бессмертие.
После Симонова Троепольского привечал главред «Нового мира» Александр Твардовский. Для его журнала «Бим» и предназначался. Пока суд да дело Твардовского выдавили на пенсию. В знак протеста Троепольский повесть из редакции забрал.
Она увидела свет в «Нашем современнике».
Популярностью у читателей «Белый Бим Черное ухо» в немалой степени обязан экранизации Ростоцкого. Ее даже выдвигали на «Оскар».
«Бим» переведен на 20 языков. В 1975 Троепольский получил за повесть Госпремию. Радуясь свалившемуся успеху, он говорил: «Я сейчас на собачьем корму».
Больше ничего значительного Троепольский не создал, доживая век литературным патриархом.
Но «Белый Бим Черное ухо» до сих пор переиздается.
Биография
Гавриил Троепольский — советский писатель, создавший произведения в жанре деревенской прозы. Автор считал, что настоящая литература всегда публицистична и должна отражать эпоху, и нельзя писать только о счастье, тогда люди перестанут замечать чужую боль.
Детство и юность
Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в Российской империи. В семье работали с малых лет, ценили знания и книги, по ночам мальчик пас лошадей. Из шестерых детей выжили четверо: брат писателя Николай умер в 1907 году, а сестра Елена — в 1922-м.
Троепольский дружил с девочками Марией и Александрой Репиными, которые ласково называли его Гаврюшей. Зимой сельские ребята катались с горки на больших санках, куда набивалось по 15 человек, и будущий писатель строго следил, чтобы их тащили обратно в гору по очереди.
Троепольский получил образование в Новохоперской гимназии, где научился размышлять над прочитанным и любить русскую классику, в молодости работал в избе-читальне, потом учителем. В те годы он познакомился с писателем Николаем Никандровым, показал ему первые очерки и получил совет продолжать. В 1931 году Гавриил Николаевич стал заниматься сельским хозяйством, публиковался в журнале «Селекция и семеноводство». По его распоряжению в Острогожске посадили две лесополосы, кленовую и дубовую, чтобы защитить поля от суховея.
Отец автора, сельский священник, был расстрелян в 1931 году за публичное чтение Евангелия. Следователь Объединенного государственного политического управления, который вел дело, поклялся добиться оправдательного приговора, а когда это не удалось, покончил с собой. В 1939 году один из «расстрельщиков» отыскал Гавриила Николаевича и умолял простить его.
Творчество
В 1938 году в воронежском издательстве взяли рассказ Троепольского «Дедушка», но война на время поставила крест на литературной карьере. В 1953 году несколько его творений были опубликованы с одобрения Константина Симонова. Вскоре вышла экранизация Станислава Ростоцкого, с которым у автора очерков возник конфликт, ведь тот собирался переделать сюжет с помощью профессионального сценариста.
Главной в библиографии Гавриила Николаевича стала повесть «Белый Бим Черное ухо» про пса, который столкнулся с человеческой жестокостью, и это стало причиной его смерти. Книгу Троепольский писал 6 лет, сначала хотел сделать протагонистом человека, но вышло неубедительно.
Книгу поначалу печатать отказались, но в 1971 году она все-таки вышла и многократно переиздавалась в «Роман-газете», антологиях «Страда» и «О братьях наших меньших», в 2020-м в издательстве «Азбука». Почти сразу после выхода в печать произведение разошлось на цитаты, например о том, что дружбу и доверие нельзя ни купить, ни продать.
Одноименный фильм появился в 1977 году и стал одним из лидеров проката. «Советский экран» назвал его картиной года, он был выдвинут на «Оскар». После просмотра американские зрители аплодировали стоя.
Хозяина Бима сыграл Вячеслав Тихонов, режиссером был все тот же Станислав Ростоцкий. Пса в картине изображал сеттер Стив, и только в сцене на железной дороге его заменили дублером Денди. Тихонову нужно было подружиться с животным, чтобы у зрителя не было сомнений в привязанности между ними, и для этого актер гулял со Стивом и ходил на охоту. Все эпизоды снимали с одного дубля, потому что собаки, конечно, профессионально играть не умеют.
По иронии судьбы, слава «Белого Бима» помешала писателю закончить книгу «Колокол» о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Постоянно приходилось отвечать на письма читателей, к тому же после великой повести хотелось создать что-то столь же значительное. Остался нереализованным замысел биографии Михаила Шолохова, которого Гавриил Николаевич хотел реабилитировать после обвинений Александра Солженицына, будто «Тихий Дон» написал другой человек.
Личная жизнь
О личной жизни Троепольского известно немного. Жена Валентина была дочерью архитектора Иосифа Сухова, построившего сельскохозяйственный техникум, который окончил писатель.
В семье было двое детей. Младшая дочь Надежда Гавриловна Гладкова в 2016 году выступала на вечере памяти прозаика Виктора Попова. Она также написала предисловие к изданию повести «Белый Бим Черное ухо» 2020 года.
В 1942 году дом Троепольских в Острогожске подвергся бомбардировке. Снаряд разрушил их жилище через минуту после того, как жена и дети Гавриила Николаевича выскочили на улицу.
Сам писатель во время оккупации проявил героизм: вел переговоры с немцами и спас от расстрела солдата Григория Мусатова. Также носил еду и одежду бежавшим военнопленным, которых прятал в поле.
Смерть
Гавриил Николаевич умер 30 июня 1995 года в Воронеже, могила находится на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.
Библиография
- 1937 — «Дедушка»
- 1958 — «Кандидат наук»
- 1963 — «В камышах»
- 1965 — «О реках, почвах и прочем»
- 1971 — «Белый Бим Черное ухо»
- 1972 — «Чернозем»
- 1975 — «Здравый смысл»
Интересные факты
- Троепольский дружил с Александром Твардовским и посвятил «Белого Бима» его памяти. Перед смертью поэт успел прочитать рукопись и дал согласие.
- В 1981 году повесть была издана в Италии шрифтом Брайля для слепых, получила премию Банкареллино и золотую медаль Фонда Леонардо да Винчи.
- Библиотекарь из села Хомутовка Лидия Медведева годами собирала архив Троепольского с письмами, дневниками и фотографиями. В 2010 году коллекцию обманом выманил у нее человек, представившийся краеведом. Дом детства писателя был разграблен, после чего неизвестные баллончиком написали на стене «Пусто», дав другим ворам знак, что поживиться здесь больше нечем.
29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения автора трогательной истории о дружбе человека и собаки
Кто из нас в детстве не плакал, читая повесть воронежского писателя Гавриила
Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»? Да и мало кого из взрослых оставит
равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле… 29 ноября
исполняется 110 лет со дня рождения автора, пожалуй, самой трогательной повести
о дружбе человека и собаки Гавриила Троепольского. «MOЁ! Online» вспоминает
малоизвестные факты о повести «Белый Бим Чёрное ухо» и одноимённом фильме по
произведению воронежского писателя.
1. Исследователи творчества Гавриила Троепольского считают,
что прототипом Бима была охотничья собака писателя по кличке Лель. Повесть
появилась практически сразу после того, как умер любимый пёс писателя.
2. Гавриил Троепольский не очень жаловал журналистов. Однако
после успеха повести «Белый Бим Чёрное ухо», вышедшей в 1971 году, интервью
писателю давать приходилось.
— Сначала я просто задумал такого героя — абсолютно искреннего и
чистого, он должен был пройти по нашему обществу, по разным типам и
персонажам, — рассказывал в одном из интервью Троепольский. — Но из этого
ничего не выходило, получался какой-то ангел на земле… Потом пришла идея
взять собаку. Мне хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим
Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Ведь повесть не о собаке.
Собака — лакмусовая бумажка.
Писатель говорил, что не ожидал такого успеха повести — не думал, что её
поймёт сразу так много людей. И иногда Троепольский над этим успехом подшучивал.
Когда повесть о Биме стала выходить во многих отечественных издательствах и за
рубежом, он говорил: «Я сейчас на собачьем
корму».
3. В 1975 году Троепольский получил
Государственную премию СССР за повесть «Белый Бим Чёрное ухо». А в Италии в 1981
году Гавриилу Николаевичу вручили две премии: премию «Банкареллино» (лучшая
книга года для детей) и награду от библиотеки для слепых города
Монца.
4. С режиссёром фильма о Биме Станиславом
Ростоцким у Троепольского едва не случился конфликт. Ещё за несколько лет до
начала съёмок картины о Биме Ростоцкий дебютировал в фильме «Земля и люди».
Причём сценарий для этого фильма создавался по сборнику рассказов Троепольского
«Из записок агронома» без его ведома. Автор обиделся и написал на киностудию
возмущённое письмо. Ростоцкому пришлось ехать объясняться в Острогожск, где
тогда жил Гавриил Николаевич.
Станислав Ростоцкий потом вспоминал,
как увидел во дворе здорового мужика, колющего дрова. Это и был Троепольский —
он встретил Ростоцкого с топором в руках, о чём всегда вспоминал с юмором.
Троепольский подружился с Ростоцким, а позже они вместе работали над фильмом
«Белый Бим Чёрное ухо».
5. Двухсерийный фильм
«Белый Бим Чёрное ухо» режиссёра Станислава Ростоцкого («Доживём до
понедельника», «А зори здесь тихие»), снятый в Калуге, посмотрели более 20 млн
зрителей во время первого проката. А в 1978 году картина была выдвинута на
премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала
обладателем главного приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
6. В фильме снялись наши земляки — Римма Мануковская и
Алексей Чернов, актёры Воронежского театра драмы им. Алексея Кольцова.
7. По сюжету повести Бим был шотландским сеттером необычного
окраса. Но в фильме его роль исполнили английский сеттер Стёпа и его дублёр
Денди. Тренировал собак известный кинолог Виктор Сомов. Он вспоминал, что самой
сложной сценой был эпизод, когда хозяина Бима, которого сыграл Вячеслав Тихонов,
забирают врачи скорой помощи. Сложность была в том, что собаки не умеют играть,
было необходимо, чтобы Стёпа по-настоящему полюбил Вячеслава Тихонова, который
играл хозяина Бима. Для этого Тихонову пришлось ходить со Стёпой-Бимом на охоту.
Потом на какое-то время Тихонова с собакой разлучили, а момент встречи уже вошёл
в фильм. Сцену репетировали без пса, потому что снимать нужно было с первого
дубля, а когда всё было готово, Стёпу впустили, и он показал все свои собачьи
чувства.
8. В колледжах США повесть «Белый Бим Чёрное ухо» входит в
обязательную программу по литературе.
СПРАВКА «Ё!»
Гавриил Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе
Ново-Спасское-на-Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской
области) в семье священника Николая Троепольского. В 1930 году главу семьи
расстреляли.
Гавриил Троепольский работал сельским учителем, затем
агрономом и селекционером. Первый рассказ писателя был опубликован в 1937 году
под псевдонимом Т. Лирваг. После 1953 года, когда в мартовском номере журнала
«Новый мир» были напечатаны его рассказы, он посвятил себя литературе и
переселился в Воронеж. Большой успех и признание к Троепольскому пришли после
выхода повести «Белый Бим Чёрное ухо» в 1971 году, когда писателю было 66
лет.
Троепольского не стало 30 июня 1995 года. Похоронен на Коминтерновском
кладбище. На доме № 8 по улице Чайковского в 1996 году установлена мемориальная
доска в память о Троепольском. В этом доме писатель жил с 1959 по 1995
год.
В Воронеже живут две дочери писателя. Однако, как и их отец,
интервью они не дают, а советуют читать произведения Гавриила Николаевича тем,
кто хочет узнать о нём.
ПЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАВРИИЛА ТРОЕПОЛЬСКОГО, которые нужно
прочитать
- «Из записок агронома», сборник сатирических рассказов, 1953 г.
- «Кандидат наук», сатирическая повесть, 1958 г.
- «В камышах», повесть, 1963 г.
- «Постояльцы», пьеса, 1971 г.
- «Белый Бим Чёрное ухо», повесть, 1971 г.
В материале использованы данные из книг «От великого до
смешного. Гавриил Троепольский» Владимира Елецких, «Кудесник «Белого Бима».
Воспоминания о Г.Н. Троепольском».
«Белый Бим Черное ухо» — трогательная повесть, написанная Гавриилом Троепольским. Его путь к творчеству был довольно долог, пришлось пережить трудные годы после Гражданской войны, закончить сельхоз училище, поработать преподавателем. Потом Троепольский занимался селекцией, а во время Отечественной войны был разведчиком на оккупированной врагом территории.
Первое произведение автора было напечатано в возрасте тридцати двух лет (автор взял себе псевдоним Лирваг). Последующие книги появились в печати в начале пятидесятых. Именно тогда он полностью посвятил себя творчеству, начал работать с журналами, стал признанным писателем.
Повесть «Белый Бим Черное ухо» автор создал в 1971-ом году. Это одно из лучших произведений детской литературы было переведено на двадцать языков. Посвятил Троепольский повесть Александру Твардовскому. Именно за нее автор получил Государственную премию Советского Союза. Книга является одним из лучших произведений советской и российской детской литературы.
Краткое содержание произведения «Белый Бим Черное ухо»
В повести рассказывается о судьбе собаки по имени Бим. Его родословной могла позавидовать любая собака, родители были шотландскими сеттерами. У них был красивый черный окрас с отливом и яркими рыжими подпалинами. Бим же получился совсем другим. Шкура была желто-рыжая и только ухо и задняя лапа имели нужный черный цвет. Брак.
Таких щенков обычно топили, чтоб не портить родословную, но Биму повезло. Его взял к себе писатель по имени Иван Иванович. Он был вдовцом, жена умерла, поэтому он окружил этого щенка заботой, кормил его с соски, и получил в ответ преданного друга и отличного охотника.
Уже в два года Бим прекрасно справлялся на охоте, гонял перепелов. По натуре был интеллигентом. Как настоящий друг он прекрасно понимал настроение Иван Иваныча, чувствовал подходящих к нему людей и мог сразу определить – друг или враг это. По пустякам Бим не бросался на людей, тем более не кусал.
Будучи еще молодым псом, Бим ко всем относился с любовью. Однажды он лизнул руку тетке, которая часами просиживала на скамейке возле дома. Она подняла визг, обвинив собаку в том, что та ее укусила. Тетка не остановилась на этом, написала в домовой комитет. Председатель пришел к хозяину, и тому пришлось показать, что умеет пес, как выполняет команды, а значит совсем не опасен для окружающих. После этого тетка стала врагом номер один.
Иван Иваныч прошел войну, получив под сердце осколок. Однажды, кода Биму был три года, хозяину стало плохо, приехавшая скорая увезла его в больницу. За псом присматривала соседка Степановна, она выпускала его погулять, а потом заводила обратно. Есть Бим в отсутствии Иваныча просто отказывался. По следам скорой он нашел больницу, но внутрь его естественно никто не впускал, хоть Бим и приходил постоянно, чтобы увидеть хозяина.
Потом пес стал просто бродить по городу в надежде найти Иваныча. Не всем он нравился, многие обижали и боялись его, поэтому постепенно он стал отличать плохих людей от хороших. В один день Бим попал в руки милиционера, тетка раскричалась. Но девушка по имени Даша заступилась за него, прочла адрес, написанный на ошейнике и отвела домой.
Их встретила Степановна, она поведала Даше историю хозяина, его увезли аж в Москву, предстояла серьезная операция на сердце. Тогда девушка на пластинке написала слова с просьбой не обижать Бима, потому что он ждет своего хозяина…
Экранизация книги
По этой повести С. Ростоцким в 1977 году был снят двухсерийный фильм. После выхода картины на экраны на просмотр фильма пришло более двадцати миллионов любителей кинофильмов. После такого успеха картину номинировали на престижную премию «Оскар». Ивана Ивановича сыграл В. Тихонов.
У нас на сайте вы можете читать лучшие книги о животных, которые обязательно понравятся и детям и взрослым. Заходите и читайте абсолютно бесплатно!
Гавриил Троепольский
Белый Бим Черное ухо
Повесть
Посвящается Александру Трифоновичу Твардовскому
Глава первая
Двое в одной комнате
Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.
Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.
В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене – ружье, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится – интерес небольшой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило – лицо выглядывает из рамки, как из окошка?
Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.
– Это еще что?! – прикрикнул хозяин. – Нельзя! – и тыкал Бима носом в книжку. – Бим, нельзя. Нельзя!
После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим – нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплета, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да еще и с припрыгом.
Вот тут-то он и узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:
– Нельзя! – и трепанул за ухо. – Ты же мне, глупая твоя голова, «Библию для верующих и неверующих» изорвал. – И опять: – Нельзя! Книги – нельзя! – Он еще раз дернул за ухо.
Бим взвизгнул да и поднял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смотрел на хозяина и не мог понять, что же, собственно, происходит.
– Нельзя! Нельзя! – долбил тот нарочито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не наказывал. Потом поднял щенка на руки, гладил и говорил одно и то же: – Нельзя, мальчик, нельзя, глупыш. – И сел. И посадил на колени.
Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль через «Библию для верующих и неверующих». Бим лизнул ему руку и внимательно смотрел в лицо.
Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шерстке теплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.
А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:
– Так-то вот и живем, дурачок. Ты чего смотришь на нее? – указывал он на портрет. – Она, брат, умерла. Нет ее. Нет… – Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: – Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.
Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счет, и «мальчик» – тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шел немедленно, как на кличку. А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.
Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не все было в порядке.
Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным – вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители – гордоны, а он – альбинос породы.
В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее – собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем – красавец, а по стандартам шерстного покрова – явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима.
Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и щенкам не дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.
Но хозяин-то беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем? Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте, когда щенок (опять же по законам кинологии) определится и оформится в близкое к тому, что называется породной собакой.
Владелец матери Бима в общем-то уже решил было выбраковать белого из помета, то есть утопить, но нашелся чудак, которому стало жаль такого красавца. Чудак тот и был теперешним хозяином Бима: глаза ему понравились, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?
Тем временем хозяин пытался разгадать, откуда такая аномалия у Бима. Он перевернул все книги по охоте и собаководству, чтобы хоть немного приблизиться к истине и доказать со временем, что Бим не виноват. Именно для этого он и начал выписывать из разных книг в толстую общую тетрадь все, что могло оправдать Бима как действительного представителя породы сеттеров. Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать. В противном случае – не ходить Биму победителем на выставках, не греметь золотыми медалями на груди: какой бы он ни был золотой собакой на охоте, из породных он будет исключен.
Какая же все-таки несправедливость на белом свете!
Записки охотника
В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской – чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное – и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество – подхалимаж. Не дай-то боже! Но Бим – пока малыш и милый собачонок. Все будет зависеть в нем от меня, от хозяина.