Кто написал рассказ кавказ

Герой — рассказчик приезжает в Москву, чтобы тайно встретиться со своей замужней возлюбленной в гостинице. Женщина прибегает ненадолго и говорит о том, что её муж, возможно, обо всём догадался. Она переживает, что при его жестоком, самолюбивом характере он способен на многое, раз он ей так прямо и сказал, что ни перед чем не остановится, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любовники обсуждают план поездки на одном поезде на кавказское побережье, где рассказчик ранее бывал, но думают о том, что надо быть осторожнее, чтобы их мечта осуществилась.

В день отъезда в Москве была отвратительная погода, шли дожди и состояние героя было похожим на то, что происходило на улице, …когда я ехал на вокзал, всё внутри у меня замирало от тревоги и холода. Он заранее договорился с возлюбленной, что она приедет позже, чтобы их пути не пересеклись на платформе. Женщина появилась лишь после второго звонка, герой-рассказчик уже успел испугаться, что она вовсе не приедет, но вдруг он заметил среди толпы её мужа и …отшатнулся от окна, упал в угол дивана.

После того, как поезд тронулся, кондуктор проводил даму к нему в купе. Женщина не поцеловала героя, а лишь …жалостно улыбнулась и сказала, что выдержать эту роль до конца ей было непросто. Она поведала, что муж непременно последует за ней, и будет искать её по двум адресам в Геленджике и Гаграх, которые она оставила. А после сказанного она добавила, что

«…бог с ним, лучше смерть, чем эти муки»

Из Гагр и Геленджика героиня отправила мужу открытки и написала, что пока не знает, где останется, и любовники поехали дальше на юг.  

Они остановились в первобытном месте, где было множество цветущих кустарников, магнолий, пальм и кипарисов. До завтрака герой-рассказчик гулял, любуясь природой, а возвращался уже под знойным солнцем. Когда жара спадала, они открывали окно и часть видневшегося моря в это время …имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. На закате она часто плакала, предвкушая, что через две-три недели опять надо будет вернуться в Москву. Ночами они наблюдали, как прекрасно блестит под светом луны мелкая речка, протекавшая неподалёку.

Муж искал её везде – в Геленджике, Гаграх и в Сочи. В последнем городе он утром искупался в море, побрился, надел белоснежный китель, после завтрака выпил бутылку шампанского, кофе, выкурил сигару.

«Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.»

Краткое содержание «Кавказ»

Краткое содержание «Кавказ»

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 6377.

Обновлено 12 Января, 2022

О произведении

Рассказ «Кавказ» Бунина был написан в 1937 году и вошёл в знаменитый цикл «Тёмные аллеи». В это время писатель уже давно жил за границей и очень тосковал по родине, которую был вынужден оставить после революции.

Основной темой рассказа, как и всего сборника «Тёмные аллеи», является любовь. Описания хмурой Москвы и пейзажей Кавказа отражают переживания главных героев: жены офицера, уехавшей с любовником на Кавказ, и её мужа.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказ», которое пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в начале ХХ столетия в России: в Москве и на Черноморском побережье.

Главные герои

  • Герой-любовник – взволнованный, глубоко чувствующий человек, понимающий всю неправильность своего поступка.
  • Женщина – безымянная героиня, готовая пожертвовать своей репутацией ради сильного чувства.

Другие персонажи

  • Супруг героини – офицер, человек чести.

Краткое содержание

История ведется от лица любовника московской красавицы, супруги офицера. Он приезжает в столицу, останавливается «в незаметных номерах в переулке возле Арбата» и ведет жизнь настоящего затворника.

Во время редких встреч женщина делится с ним своими опасениями: ей кажется, что муж «что-то подозревает». Возможно, ему случайно попалось на глаза их переписка или же он намеренно подобрал ключ к ее письменному столу. Женщина уверена, что от мужа можно ожидать что угодно при «жестоком, самолюбивом характере». Он следит буквально за каждым ее шагом и дает понять, что ни перед чем не остановится, защищая «свою честь, честь мужа и офицера».

План любовников весьма дерзок: они намерены вместе отправиться на южное побережье и провести в «совсем диком месте три-четыре недели». Они останавливают свой выбор на Сочи, но, чтобы замести следы, женщина оставляет мужу адреса в Геленджике и Гаграх.

Согласно ранее намеченному плану любовники отправляются на Кавказ в одном поезде, только мужчина прибывает на вокзал «как можно раньше, а она как можно позже». До последней минуты они не верят в реальность происходящего: уж «слишком великим счастьем» кажется им эта совместная поездка.

Прибыв на место, возлюбленные в полной мере наслаждаются южным солнцем, морем и экзотической природой. Герой просыпается рано и сразу отправляется на прогулку, затем они пьют чай и до завтрака купаются в море, а вечером неспешно прогуливаются среди цветущих магнолий, пальм и чинар.

Офицер, заподозривший супругу в измене, принимается искать ее «в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». На второй день по прибытии в Сочи он купается в море, надевает белоснежный китель, заказывает бутылку шампанского и «кофе с шартрезом», неспешно выкуривает сигару и стреляет «себе в виски из двух револьверов».

И что в итоге?

Любовник и женщина — наслаждаются отдыхом и обществом друг друга в Сочи.

Обманутый муж — убедившись в измене супруги, убивает себя из пистолета.

Заключение

Заключение

Основной темой рассказа является любовь, которая может как наполнить жизнь яркими красками, так и стать причиной глубокого отчаяния.

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Кавказа» и прочитать произведение Бунина в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Саша Гончаров

    10/10

  • Володя Филипцевич

    10/10

  • Вероника Дьякова

    5/10

  • Макс Ахмаджанов

    10/10

  • Саша Прохоров

    8/10

  • Журлева Нина

    10/10

  • Михаил Усков

    10/10

  • Алексей Кошкин

    9/10

  • Ринат Микаев

    10/10

  • Syuzanna Medova

    10/10

Рейтинг пересказа

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 6377.


А какую оценку поставите вы?

Иван Алексеевич Бунин – большой писатель, классик русской литературы. Ему принадлежат как знаменитые прозаические произведения, так и прекрасные стихотворения. Несмотря на реалистичность его рассказов, они удивительно лиричны и живописны, пронизаны легкой грустью и ностальгией. «Кавказ» – это пример произведения, в котором легкость повествования и завораживающая живописность атмосферы сочетаются с глубиной и трагичностью внутреннего действия рассказа, неотвратимостью судьбы, с которой героям предстоит встретиться лицом к лицу. 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Художественные особенности

История создания

Рассказ Ивана Бунина «Кавказ» принадлежит циклу «Темные аллеи». Он был написан в ноябре 1937 года, раньше, чем все другие рассказы из этого сборника. В записях самого Бунина была обнаружена история, послужившая вдохновением для этой истории.

Писатель провожал на вокзал свою возлюбленную, которая уезжала к родителям в Киев. Женщина была замужем за офицером и обманывала своего мужа, встречаясь с ним. Бунин писал, что, хотя все другие факты были решительно выдуманы и не имели ничего общего с действительностью, муж этой женщины вполне мог застрелиться, если бы узнал о любовной связи своей жены с другим мужчиной.

Жанр, направление

Произведение «Кавказ» представляет собой короткий рассказ, относящийся к реалистическому направлению. Бунин рассказывает историю, которая, несмотря на свою трагичность и психологическую сложность, могла быть услышана нами из уст знакомого человека или случайного попутчика, и не вызвала бы недоверия.

Смысл названия

Рассказ «Кавказ» посвящен теме любви, однако в заглавие автором выносится именно место основного действия – Кавказ. Почему так происходит? В чем смысл заглавия «Кавказа»?

Кавказ – это место, которое обретает абсолютно разные значения для героев рассказа. Главная героиня и ее возлюбленный находят здесь счастье взаимного чувства, свободу и долгожданное уединение, в то время как обманутый муж, отчаянно пытаясь найти свою жену, встречает здесь свою смерть. 

Кавказ – это место разрыва двух связанных судеб, и этот разрыв приводит к трагедии, последствия которой читателям неизвестны. Мы только можем предположить, что случится после того, как главная героиня и ее возлюбленный узнают о смерти, в которой, конечно, есть и их вина. Может быть это станет началом нового разрыва. Никогда Кавказ уже не будет для этих героев лишь местом беззаботного счастья. 

Также Кавказ – это популярное место отдыха и оздоровления. Здесь происходят тысячи встреч, сотни влюбленностей и романов, многие из которых могут нарушать принципы честного брака и приводить к разрушительным последствиям для семьи и человеческой личности. История, описанная в рассказе «Кавказ», не уникальна, и от этого сюжет становится только трагичнее.

Композиция

Композиция рассказа «Кавказ» работает на его идею. Конфликт завязывается с первых строк рассказа. Мы узнаём о главных героях, о ситуации, которая сложилась в любовном треугольнике и о плане «побега» на Кавказ.

Удавшаяся встреча влюблённых в поезде, их сбывшаяся мечта о диком отдыхе в горах становится кульминацией рассказа.

Счастье возлюбленных, подчёркнутое красотой природы, ее вольным очарованием, и описание последних дней жизни мужа героини, его самоубийства создаёт жуткий контраст, который даёт начало новому витку неразрешимого конфликта.

Смерть героя, которую можно считать и второй кульминацией, и развязкой, закрывает сюжет. Читателю не известно, какие события разделяют счастливые дни с возлюбленной и известие о смерти ее мужа. Что представляют собой последние строки рассказа? Может быть, это информация, полученная женой умершего от очевидцев и полиции, может быть это постскриптум самого писателя. Как бы то ни было, последние строки заставляют читателя с ужасом и сожалением содрогнуться, вернуться в начало рассказа и перечитать его ещё раз, стремясь понять, где же было заложено начало этой трагедии?

Суть: о чем рассказ?

Писатель разворачивает перед нами историю любви двух людей, стремящихся обрести долгожданное счастье. Поглощённые чувством, они не могут представить, к каким последствиям приведёт их любовное путешествие, их воссоединение на Кавказе; они забывают о другом — третьем участнике этой истории, который не может отыскать их, укромно спрятавшихся от всего мира. В следующий раз он встретится с возлюбленными лишь как воспоминание, как страшная память о совершенной ошибке, как символ роковой любви.

Человек не может знать, как повернётся его судьба. Оттого он должен внимательнее всего смотреть внутрь себя самого, имея смелость поступить так, как должно.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон понимает, что главные герои рассказа «Кавказ» и их характеристика могут стоять вместе только в таблице:

Жена офицера Главная героиня рассказа — жена офицера, которая влюбляется в другого мужчину и мечтает уехать вместе с ним на Кавказ. Кажется, она отчаянно уверена в силе своего чувства и готова даже пожертвовать жизнью ради своей любви, ожидая расправы от жестокого мужа. Женщина боится, что супруг узнаёт о ее измене, однако у неё не возникает мысли о том, что обнаружившаяся правда может ранить его. Она считает его ревнивцем и самодуром. С печалью она думает о возвращении домой после недель, проведённых на Кавказе.
Офицер Другим центральным персонажем является муж героини, офицер. Со слов его жены, герой представляется жестоким и равнодушным, крайне самолюбивым человеком, способным на убийство в пылу ярости. Однако, узнав о самоубийстве героя, мы, кажется, меньше доверяем словам героини. Герой не стал хладнокровно выслеживать свою жену, чтобы отомстить. Он предпочёл лишить себя жизни, поверженный предательством. Читатель также начинает замечать детали, в которых можно заметить нежность и любовь мужчины по отношению к жене. Он держит ее под руку на вокзале, заботливо устраивает ее в вагоне поезда и целует ее, крестя на дорогу. Очевидно, герой ценил свой брак и для него он никогда не был формальностью, в которой возможны адюльтеры и обман.
Рассказчик Менее всего ясен образ рассказчика. Мы можем заметить, что он боится разоблачения и не готов лицом к лицу встретиться с законным мужем любимой им женщины. Несмотря на то, что именно из уст рассказчика мы узнаём историю, в какой-то момент он кажется в этой истории почти что лишним, тем, кого коснулась глубоко личная трагедия двух людей, но кто не был способен до конца понять их взаимоотношений и никогда не смог бы разрешить их конфликта. Возможно, лишь после новости о самоубийстве, взгляд рассказчика меняется, и он видит в погибшем такого же любящего мужчину, чью участь по воле судьбы мог бы разделить и он сам.

Темы

Несмотря на небольшой размер, писатель касается сразу нескольких тем. Тематика рассказа «Кавказ» такова:

  1. Прежде всего, это, конечно, тема любви, которая объединяет всех персонажей рассказа. Семейная любовь представлена отношениями главной героини и ее мужа, страстная любовь-увлечение объединяет героиню и ее любовника.
  2. Тема чести связана с образом обманутого мужа — офицера, который особое значение придаёт понятием благородства и правды и готов постоять за них ценой собственной жизни.
  3. Тема ответственности звучит менее явно, однако смерть героя определяет неотвратимость нравственного суда, через который должны будут пройти другие герои рассказа. Именно поэтому, когда мы узнаём о самоубийстве героя, мы думаем не только о его судьбе, но и о судьбе его жены, о том, как это событие отзовётся в ее сердце и как повлияет на ее жизнь.

Проблемы

Проблематика рассказа «Кавказ» перекликается с посылом всего сборника «Темные аллеи». Автор рассматривает спорные вопросы любви:

  1. Прежде всего, автор затрагивает проблему супружеской неверности. Измена главной героини приводит к трагедии. Отчаянье от осознания разрушенного семейного счастья толкает героя в пропасть отчаяния, из силков которой он не видит выхода.
  2. Другой важный вопрос, который ставится автором, касается сущности любви. Что такое истинная любовь? Может ли любовь прятаться и обманывать, причиняя страдания ближнему? Может ли она скрыться от голоса совести? И где же таится истинная любовь: в готовности умереть от рук ревнивого мужа в объятиях другого человека или в самоотверженном решении закончить жизнь, в которой любовь и доверие оказались опороченными? В том, что касается двоих, посторонний не разберётся. Кажется, и Бунин не спешит выносить приговор своим героям, оставляя это на суд читателей.
  3. Стоит отметить и проблему эгоизма в любви. Сильное чувство может ослепить человека, лишить его привычной «почвы», и чем самолюбивее и эгоистичнее любовь, тем быстрее она истлевает, тем больше ошибок оставляет после себя.

Вспоминаются слова Шекспира:
У бурных чувств неистовый конец.
Он совпадает с мнимой их победой.

Основная идея

Смысл рассказа «Кавказ» заключается в том, что любовь — это большое чувство, которое может и созидать, и разрушать; оно покоряет человека, но не делает из него раба. Человек любит так, каков он сам. 

Мимолетно и страстно, порывисто и эгоистично любит героиня рассказа. Мужественно и отчаянно, до последней черты честно — благородный муж-офицер. Нам сложно судить о героях, также, как сложно судить самих себя, ослеплённых любовью, чья сила притяжения способна сравниться лишь с величием и порой неожиданно обманчивой красотой природы. Такова главная мысль рассказа «Кавказ».

Чему учит?

В чем заключается мораль рассказа «Кавказ»? Связывая себя с другим человеком, особенно, узами взаимной любви и брака, мы должны помнить, что берём на себя неотвратимую ответственность и становимся частью жизни другого человека. Все наши решения перестают касаться только нас, они непосредственно влияют на того, с кем мы разделили часть нашей жизни. Наказание за наши ошибки, нашу бесчестность и равнодушие будет жестоким, прежде всего, потому что это будет суд нашего собственного сердца. Отношения с человеком должны строиться на доверии и честности, взаимном уважении. Таковы нравственные выводы из произведения.

Так же — любовь и брак. Семья — это открытый разговор, диалог без лжи и притворства, а не брошенные равнодушно строки, украшающие оборотную сторону открытки. Если же счастье и понимание в семье сохранить не удалось, то лучшее, что можно сделать — достойно признать поражение, не унижая достоинства и чувств другого человека. Вот о чем нас заставляет задуматься автор.

Художественные особенности

Рассказ «Кавказ» написан лёгким, тонким языком, чья прелесть и мастерство погружают читателей и в удивительную природу кавказских гор, и в сложный мир человеческих взаимоотношений.

Писатель использует и эпитеты («нестерпимое сухое солнце», «предвечная белизна снежных гор», «безнадежно-счастливый вопль»), и метафоры ( «дробился и кипел» блеск прозрачной речки», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»), и сравнения («небо, подобное пыльной туче»).

Природа Кавказа предстаёт такой же беспокойной и пьянящей, как любовь. Чувства героев автор описывает коротко и достаточно сдержано, что не лишает текст выразительности и эмоциональности. Писатель лишь позволяет читателю самому раскрыть тайну человеческого чувства, его скрытую глубину и титаническую силу.

Автор: Екатерина Озаровская

На чтение 5 мин Просмотров 5.5к. Опубликовано 29.06.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Кавказ» менее 1 минуты и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Кавказ»

Замужняя женщина в тайне от супруга-офицера встречается с любовником. У них появляется план, отправиться вдвоем на Кавказ, отдохнуть на море. Позже муж отправляется на поиски своей жены, заподозрив неладное, но не находит ее и заканчивает жизнь самоубийством.

Главные герои и их характеристика:

  •  Герой-любовник  – любит замужнюю женщину, опасается того, что об их отношениях узнает супруг возлюбленной.
  •  Женщина  – мучается в браке с нелюбимым мужчиной, проводит короткие встречи с любовником, также боится, что ее тайна будет раскрыта.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Офицер  – супруг неверной женщины, человек чести, подозревает жену в неверности.

Краткое содержание рассказа «Кавказ» подробно

Замужняя женщина тайком встречается с любовником, который был безумно в нее влюблен.  Они были счастливы в те редкие моменты, когда им удавалось побыть вместе. Он замечал, насколько она несчастлива в браке и как боялась своего мужа.

Однажды она рассказала, что супруг скорее всего подозревает ее в отношениях на стороне. Возможно, он нашел письма или следил за ней, потому что сообщил: Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!».

Тогда у влюбленных возник план, отправиться к морю на Кавказ. Они хотели провести там три-четыре недели наедине без опасений, что их найдет самолюбивый супруг, который переживал за отношения не из ревности, а из страха за собственную честь.

Они были очень осторожны. Уговор был таким: он приедет пораньше на вокзал и разместиться в одном купе, а она прибудет перед самой отправкой и зайдет в другое купе, чтобы не встретиться с мужем в одном поезде. Погода была дождливая, он быстро зашел в вагон и разместился на своем месте, тревожась о том, что ничего не выйдет.

Прозвенел уже второй звонок, а женщины с супругом все не было. Он стал волноваться, вдруг муж передумал и не отпустил ее. В то же время он предвкушал, как они будут проводить время вместе в диком месте на кавказском побережье.

Среди толпы, суетящейся вдоль вагона, он увидел ее и его. Супруг был статным высоким офицером, и вел свою жену под руку, провожая до места в вагоне. Когда прозвенел третий звонок, и поезд тронулся, кондуктор проводил женщину в купе к возлюбленному.

Она была очень встревожена, сняла шляпку и рассказала, как ей было очень тяжело этим утром из-за переживаний, что план раскроется, и даже не могла из-за это есть. Она попросила воды, впервые обратившись к возлюбленному на «ты». Женщина была уверена, что супруг поедет за ней и будет искать, но им было уже все равно.

КавказОни наслаждались морем и друг другом. Мужу она послала две открытки из Геленджика и Гагр. Периодически на нее накатывала тоска, от того, что скоро придется возвращаться в Москву к нелюбимому мужу.

И муж действительно искал свою жену, он поехал в Гагры, в Геленджик, затем отправился в Сочи. Жену он не нашел. Проснулся, искупался, побрился, привел себя в порядок, надел чистое белье. После завтрака он осушил шампанское, целую бутылку, выпил чашку кофе, выкурил сигару и вернулся в свои апартаменты. Муж «лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Кратко об истории создания произведения

Иван Алексеевич Бунин написал рассказ «Кавказ», который был включен в цикл «Темные аллеи», в ноябре 1937 года. Это одно из первых произведений сборника, и, как оказалось, сюжет имеет параллель с личной жизнью писателя. Данный факт был обнаружен в записях Бунина.

Он описал, как провожал свою возлюбленную (жену офицера) к родителям в Киев. Этот момент из жизни Ивана Алексеевича послужил основой для создания рассказа. И хотя история не имеет больше никаких моментов действительности, муж неверной жены вполне мог бы застрелиться, если бы узнал о том, что его жена ему неверна.

Муж тем временем ищет её по всему побережью: в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. Не найдя супруги в Сочи, он сдаётся. Офицер купается в море, переодевается в белый китель, пьёт шампанское и выкуривает сигару. Затем ложится на диван в гостиничном номере и совершает самоубийство, выстрелив себе в виски сразу из двух револьверов.

Анализ: что писать в сочинении

«Кавказ» был вдохновлён эпизодом из биографии самого Бунина, признавался автор в «Происхождении моих рассказов». В молодости Иван Алексеевич был любовником жены некого офицера. Однажды муж провожал её до поезда, где возлюбленную уже поджидал Бунин. Этот эпизод он и воспроизвёл в рассказе. Все остальные детали вымышлены, подчёркивал писатель.

Завязка создаёт напряжение с первой же строчки: главный герой, приехав в Москву, «воровски» останавливается в неприметных комнатах. Тут же выясняется причина его осторожности: он встречается с замужней женщиной, которую тайком от ревнивого супруга планирует увезти на Кавказ.

Над героями постоянно висит угроза разоблачения. Муж-военный открыто предупредил, что «ни перед чем не остановится», чтобы защитить свою честь. Создаётся впечатление, что жене и любовнику грозит гибель от рук ревнивца.

Сцена на вокзале — самая напряжённая в рассказе. Главный герой затаился в купе и всматривается в окно: успеет ли она на поезд? А вдруг муж уже обо всём догадался? Но нет, перед самым отбытием супруг сажает женщину в вагон, и влюблённые остаются одни. Напряжение постепенно уходит. Впереди блаженные недели у моря.

Тональность повествования резко меняется. Сюжет практически исчезает: рассказчик описывает красоты кавказского побережья, счастливый и мирный отдых на лоне природы. Любовники словно забыли, что их запретный роман грозит бедой. Однако об этом не забыл читатель: ощущение опасности не даёт ему расслабиться, убаюканному гениальными бунинскими описаниями. Читателю очевидно, что добром всё это не кончится.

И в конце рассказа драма действительно происходит. Но совсем не та, которой ждёшь. Ревнивец-офицер не мстит жене или любовнику, а не выносит позора и сводит счёты с жизнью. Выпив напоследок шампанского и выкурив сигару, он стреляет себе в голову сразу из двух револьверов.

Любовь — парадоксальное явление, даёт понять Бунин, соединяя в рассказе несоединимое. Счастье для одного легко оборачивается трагедией для другого. Любовники окунаются в жизнь с головой, а сломленный муж тем временем решает уйти из жизни. Эти две стороны любви — радость и трагизм — в восприятии писателя неразрывно связаны.

Вспоминая свой давний роман с женой офицера, Бунин уверял, будто «муж её вполне мог застрелиться именно так, как в рассказе, если бы узнал про её измену». Однако в действительности никакой драмы не произошло. Реальная жизнь оказалась вовсе не такой жестокой и драматичной, как любовные рассказы Бунина.


Рассказ «Кавказ». Автор Иван Бунин.

Произведение написано 12 ноября 1937 года.


Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником — от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно со словами:

— Я только на одну минуту…

Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у нее срывался, и то, как она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня, потрясало меня жалостью и восторгом.

— Мне кажется, — говорила она, — что он что-то подозревает, что он даже знает что-то, — может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо, подобрал ключ к моему столу… Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере. Раз он мне прямо сказал: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом, и, чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна. Он уже согласен отпустить меня, так внушила я ему, что умру, если не увижу юга, моря, но, ради бога, будьте терпеливы!

План наш был дерзок: уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели. Я знал это побережье, жил когда-то некоторое время возле Сочи, — молодой, одинокий, — на всю жизнь запомнил те осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн… И она бледнела, когда я говорил: «А теперь я там буду с тобой, в горных джунглях, у тропического моря…» В осуществление нашего плана мы не верили до последней минуты — слишком великим счастьем казалось нам это.

В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто.

В маленьком купе первого класса, которое я заказал заранее, шумно лил дождь по крыше. Я немедля опустил оконную занавеску и, как только носильщик, обтирая мокрую руку о свой белый фартук, взял на чай и вышел, на замок запер дверь. Потом чуть приоткрыл занавеску и замер, не сводя глаз с разнообразной толпы, взад и вперед сновавшей с вещами вдоль вагона в темном свете вокзальных фонарей. Мы условились, что я приеду на вокзал как можно раньше, а она как можно позже, чтобы мне как-нибудь не столкнуться с ней и с ним на платформе. Теперь им уже пора было быть. Я смотрел все напряженнее — их все не было. Ударил второй звонок — я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее! Но тотчас вслед за тем был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку. Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана, рядом был вагон второго класса — я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил ее носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее… Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение… Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно, на всех парах… Кондуктору, который проводил ее ко мне и перенес ее вещи, я ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку…


Войдя, она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку.

— Я совсем не могла обедать, — сказала она. — Я думала, что не выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить. Дай мне нарзану, — сказала она в первый раз говоря мне «ты». — Я убеждена, что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адреса, Геленджик и Гагры. Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике… Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…


Утром, когда я вышел в коридор, в нем было солнечно, душно, из уборных пахло мылом, одеколоном и всем, чем пахнет людный вагон утром. За мутными от пыли и нагретыми окнами шла ровная выжженная степь, видны были пыльные широкие дороги, арбы, влекомые волами, мелькали железнодорожные будки с канареечными кругами подсолнечников и алыми мальвами в палисадниках… Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо подобное пыльной туче, потом призраки первых гор на горизонте…


Из Геленджика и Гагр она послала ему по открытке, написала, что еще не знает, где останется.

Потом мы спустились вдоль берега к югу.


Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы…

Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор… Назад я проходил по знойному и пахнущему из труб горящим кизяком базару нашей деревни: там кипела торговля, было тесно от народа, от верховых лошадей и осликов, — по утрам съезжалось туда на базар множество разноплеменных горцев, — плавно ходили черкешенки в черных длинных до земли одеждах, в красных чувяках, с закутанными во что-то черное головами, с быстрыми птичьими взглядами, мелькавшими порой из этой траурной запутанности.

Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой, купались и лежали на солнце до самого завтрака. После завтрака — все жаренная на шкаре рыба, белое вино, орехи и фрукты — в знойном сумраке нашей хижины под черепичной крышей тянулись через сквозные ставни горячие, веселые полосы света.

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.

На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели — и опять Москва!

Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни.

Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!

Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки… Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, — они всегда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, просились к нам… Она радостно плакала, глядя на них.


Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.


Часть 1. Цикл, сборник рассказов «Тёмные аллеи» Иван Бунин

Прозаика и поэта И.А. Бунина называют ювелиром слова. Он был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Аристократ по происхождению, литератор вошел в историю как один из ярчайших представителей Серебряного века. В прозе он подобно живописцу рисовал картины жизни своих героев, пропитанные пейзажами и красотами родных пенатов. Ведь тема России и ее судьбы особенно остро стояла перед Буниным, проведшим в вынужденной эмиграции большую часть жизни. И многие произведения, принесшие ему известность и признание, были написаны именно на чужбине.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Вывод

История создания

Впервые рассказ «Кавказ», который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был опубликован в 1937 году. В то время Бунин уже давно жил за границей. В своих воспоминаниях он порой обижался на современников, которые скептически относились к его словам о выдуманности сюжетов произведений. И тому есть объяснение. Автор всегда описывал события удивительно реалистично, буднично и потому убедительно. Но в основе «Кавказа», однако, лежат события, имевшие место в жизни самого Бунина. Когда-то он уезжал из Москвы в Киев с одной замужней дамой. При этом, как и в рассказе, автор не признавался, то ли любовь это была, то ли связь. Финал истории трагичен.

К тому же на Кавказе Иван Алексеевич никогда не был. Но описание местных красот он осознанно сравнивал с мрачной осенней Москвой. Ведь личная жизнь писателя не складывалась безоблачно и гладко. А потому увядающая природа столицы и символизирует непостоянство, эфемерность человеческих чувств. Но наряду с этим детальное описание кавказских пейзажей напоминает о существовании любви, счастья и умиротворения.

Жанр, направление

Жанр произведения «Кавказ» — рассказ. Это короткая, лаконичная и лирическая история, что характерно и для других произведений цикла «Темные аллеи».

Направление в литературе — реализм. Автор стремился отразить действительность максимально полно и достоверно, все же прибегая к системе образов. Душевный мир героев он раскрывал через описание природы. Благодаря этому картина развития событий предстает перед взором читателя точной и выразительной.

Суть

В основе сюжета лежит любовный треугольник. Жена оставляет мужа-офицера и поездом уезжает с тайным воздыхателем на Кавказ. История рассказана от лица любовника. Описание пронизано его личными переживаниями, впечатлительностью и мнительностью. Тревожная натура в тревожном проявлении запретных чувств.

Муж женщины подозревает ее в измене, а потому отправляется следом, разыскивая ее на курортах, с которых она отправляла ему открытки. Не отыскав жену, но осознав ее обман, он застрелился, стремясь тем самым сохранить свою офицерскую честь.

Главные герои и их характеристика

  1. Герой-любовник, от лица которого построен рассказ, предстает в образе испуганного, взволнованного, но глубоко чувствующего человека. Он живет в тревожном предвкушении счастья со своей возлюбленной. Он замечает малейшие изменения в ее мимике, жестах и поведении, многое ранит его. Мужчина всем сердцем желает обрести с ней любовную гармонию, но признается себе, что эта любовь неправильна, запретна и осуждаема обществом. Не явно, но автор акцентирует внимание на том, что современный социум не способен принимать разные оттенки любви. А чувство это за редким исключением поддается анализу, потому весь внутренний мир героя пропитан тревогой и одновременно приятным ощущением надвигающегося счастья.
  2. Женщина-героиня не наделена именем, но буквально из первых же ее слов становится понятным, что для нее страшнее жизнь вдали от любимого, чем смерть от рук опостылевшего мужа. Она бросается во взаимное чувство, как в омут с головой, рискует своим положением, ставит на карту репутацию мужа-офицера и уезжает с любовником на Кавказ. Познать крупицы этого истинного и мимолетного счастья становится для нее превыше всего. Крупицы потому, что у любовников на время друг с другом есть лишь две-три недели, после чего им придется вернуться в серую Москву и погрязнуть в прежнем образе жизни. И женщиной руководит еще желание оставить сладостные воспоминания об отдыхе с любимым. Ровно до той поры, когда она вынуждена будет вернуться к мужу, ведь даже смерть ей не страшна.
  3. Муж героини, с ее реплик, выглядит деспотичным и самолюбивым. Он говорит: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». Тем самым он пугает женщину, намекает на небеспочвенность своих подозрений в ее измене. Судя по всему, в союзе с ним она живет, как птица в золотой клетке, без любви и духовной близости, что только подталкивает даму внести изменения в свою жизнь. Но в конце рассказа муж путем самоубийства проявляет благородство. Ведь он мог, догадавшись о предательстве, свести счеты с любовником жены, но вместо этого предпочел уйти из жизни, тем самым даровав своей жене право на любовь и счастье и избавив себя от унизительного положения.

Темы

  • Любовь — основная тема произведений цикла «Темные аллеи». И в рассказе «Кавказ» Бунин хотел раскрыть грани этого чувства, показать ее важность в жизни человека. Более того, здесь автор подчеркивает, что любовь является смыслом существования, его основой и опорой. Но это чувство не всегда доставляет радость испытавшим его и, как следствие, не всегда приводит к обоюдному счастью. Однако писатель делится мыслями, что и счастье для каждого свое. Возможно, для мужа героини оно заключалось в стабильности его служебного и семейного положения, в верности супруги и постоянстве всех достигнутых жизненных целей. Но имитировать благополучие не все хотят и могут. Потому для женщины и ее любовника обретение любви и гармонии возносится на пьедестал.
  • Ревность. Бунин также отражает в теме рассказа пагубное влияние ревности и эгоизма. Питаясь ими, муж героини хочет насильно привязать ее к себе, подчинив тотальному контролю. Он прозревает не сразу, а уже на грани своего самолюбия.
  • Историзм. Конечно, исторический период написания рассказа диктует его героям правила жизни и каноны массовой идеологии по блокированию любых чувственных проявлений, не принятых в обществе. Этим выражается историзм рассказа, в котором отражены реалии изображенной эпохи.
  • Природа. Эта тема красной нитью проходит через весь рассказ. Душевное состояние героев ярко отражено в описании хмурой Москвы с целью подчеркнуть сердечные волнения любовников, их неуверенность в завтрашнем дне и тревожную вероятность разоблачения. Но осуществив побег, они окунаются в другую среду, совершенно непривычную для обоих. Подробное описание пейзажей Кавказа у автора не случайно. Это как способ для персонажей насладиться моментом счастья и растянуть его. Ведь они ощущают его непрочность и временность, но все равно видят его смыслом жизни.

Проблемы

Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.

Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.

Смысл

Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.

Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.

Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.

И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.

Вывод

Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.

Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напролом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сего­дня я выбрал рас­сказ чело­ве­ка, само имя кото­ро­го ста­ло сино­ни­мом рус­ской эми­гра­ции. Про­из­но­си­те «эми­гра­ция» — и сами неволь­но пред­став­ля­е­те Ива­на Буни­на. Чело­век, при полу­че­нии Нобе­лев­ской пре­мии ука­зав­ший своё граж­дан­ство как «рус­ский изгнан­ник», Иван Алек­се­е­вич до послед­них дней сво­ей жиз­ни оста­вал­ся лицом без граж­дан­ства и жил с нан­се­нов­ским пас­пор­том, но душой он всё это вре­мя был в Рос­сии, по кото­рой страш­но тос­ко­вал. Имен­но в Рос­сии про­ис­хо­дит дей­ствие боль­шин­ства рас­ска­зов из цик­ла «Тём­ные аллеи», напи­сан­но­го в эми­гра­ции, и посвя­щён­но­го тём­ным, груст­ным и порой жесто­ким момен­там любви.

Этот рас­сказ Бунин опуб­ли­ко­вал в глав­ной газе­те Рус­ско­го зару­бе­жья — париж­ских «Послед­них ново­стях», бес­смен­ным главре­дом кото­рых был Павел Милюков.

Пере­до­ви­ца «Послед­них Ново­стей» за 30 мая 1935 года. Париж

Боль­ше все­го меня в рас­ска­зе «Кав­каз» впе­чат­ли­ла пора­зи­тель­ная плав­ность язы­ка Буни­на, уди­ви­тель­ное изя­ще­ство его речи. Ещё совре­мен­ни­ки отме­ча­ли точ­ность опи­са­ния Буни­ным раз­ных ситу­а­ций, из-за кото­рой никто не верил, что автор выду­мал их от нача­ла и до кон­ца. Все вокруг были убеж­де­ны, что Бунин сам пере­жил что-то подоб­ное и лишь хоро­шо вос­про­из­вёл исто­рию по памя­ти. Иван Алек­се­е­вич на это обижался.


«Кавказ»

12 нояб­ря 1937 года

При­е­хав в Моск­ву, я воров­ски оста­но­вил­ся в неза­мет­ных номе­рах в пере­ул­ке воз­ле Арба­та и жил томи­тель­но, затвор­ни­ком — от сви­да­ния до сви­да­ния с нею. Была она у меня за эти дни все­го три раза и каж­дый раз вхо­ди­ла поспеш­но со словами:

— Я толь­ко на одну минуту…

Фото доре­во­лю­ци­он­ной Моск­вы 1910‑х годов

Она была блед­на пре­крас­ной блед­но­стью любя­щей взвол­но­ван­ной жен­щи­ны, голос у неё сры­вал­ся, и то, как она, бро­сив куда попа­ло зон­тик, спе­ши­ла под­нять вуаль­ку и обнять меня, потря­са­ло меня жало­стью и восторгом.

— Мне кажет­ся, — гово­ри­ла она, — что он что-то подо­зре­ва­ет, что он даже зна­ет что-то, — может быть, про­чи­тал какое-нибудь ваше пись­мо, подо­брал ключ к мое­му сто­лу… Я думаю, что он на всё спо­со­бен при его жесто­ком, само­лю­би­вом харак­те­ре. Раз он мне пря­мо ска­зал: «Я ни перед чем не оста­нов­люсь, защи­щая свою честь, честь мужа и офи­це­ра!» Теперь он поче­му-то сле­дит бук­валь­но за каж­дым моим шагом, и, что­бы наш план удал­ся, я долж­на быть страш­но осто­рож­на. Он уже согла­сен отпу­стить меня, так вну­ши­ла я ему, что умру, если не уви­жу юга, моря, но, ради бога, будь­те терпеливы!

План наш был дер­зок: уехать в одном и том же поез­де на кав­каз­ское побе­ре­жье и про­жить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четы­ре неде­ли. Я знал это побе­ре­жье, жил когда-то неко­то­рое вре­мя воз­ле Сочи, — моло­дой, оди­но­кий, — на всю жизнь запом­нил те осен­ние вече­ра сре­ди чёр­ных кипа­ри­сов, у холод­ных серых волн… И она блед­не­ла, когда я гово­рил: «А теперь я там буду с тобой, в гор­ных джун­глях, у тро­пи­че­ско­го моря…» В осу­ществ­ле­ние наше­го пла­на мы не вери­ли до послед­ней мину­ты — слиш­ком вели­ким сча­стьем каза­лось нам это.

В Москве шли холод­ные дожди, похо­же было на то, что лето уже про­шло и не вер­нёт­ся, было гряз­но, сумрач­но, ули­цы мок­ро и чер­но бле­сте­ли рас­кры­ты­ми зон­та­ми про­хо­жих и под­ня­ты­ми, дро­жа­щи­ми на бегу вер­ха­ми извоз­чи­чьих про­ле­ток. И был тём­ный, отвра­ти­тель­ный вечер, когда я ехал на вок­зал, всё внут­ри у меня зами­ра­ло от тре­во­ги и холо­да. По вок­за­лу и по плат­фор­ме я про­бе­жал бегом, надви­нув на гла­за шля­пу и уткнув лицо в ворот­ник пальто.

В малень­ком купе пер­во­го клас­са, кото­рое я зака­зал зара­нее, шум­но лил дождь по кры­ше. Я немед­ля опу­стил окон­ную зана­вес­ку и, как толь­ко носиль­щик, обти­рая мок­рую руку о свой белый фар­тук, взял на чай и вышел, на замок запер дверь. Потом чуть при­от­крыл зана­вес­ку и замер, не сво­дя глаз с раз­но­об­раз­ной тол­пы, взад и впе­рёд сно­вав­шей с веща­ми вдоль ваго­на в тём­ном све­те вок­заль­ных фона­рей. Мы усло­ви­лись, что я при­еду на вок­зал как мож­но рань­ше, а она как мож­но поз­же, что­бы мне как-нибудь не столк­нуть­ся с ней и с ним на плат­фор­ме. Теперь им уже пора было быть. Я смот­рел всё напря­жён­нее — их всё не было. Уда­рил вто­рой зво­нок — я похо­ло­дел от стра­ха: опоз­да­ла или он в послед­нюю мину­ту вдруг не пустил её! Но тот­час вслед за тем был пора­жён его высо­кой фигу­рой, офи­цер­ским кар­ту­зом, узкой шине­лью и рукой в зам­ше­вой пер­чат­ке, кото­рой он, широ­ко шагая, дер­жал её под руку. Я отшат­нул­ся от окна, упал в угол дива­на, рядом был вагон вто­ро­го клас­са — я мыс­лен­но видел, как он хозяй­ствен­но вошёл в него вме­сте с нею, огля­нул­ся, — хоро­шо ли устро­ил её носиль­щик, — и снял пер­чат­ку, снял кар­туз, целу­ясь с ней, кре­стя её… Тре­тий зво­нок оглу­шил меня, тро­нув­ший­ся поезд поверг в оце­пе­не­ние… Поезд рас­хо­дил­ся, мота­ясь, кача­ясь, потом стал нести ров­но, на всех парах… Кон­дук­то­ру, кото­рый про­во­дил её ко мне и пере­нёс её вещи, я ледя­ной рукой сунул деся­ти­руб­лё­вую бумажку…

Вой­дя, она даже не поце­ло­ва­ла меня, толь­ко жалост­но улыб­ну­лась, садясь на диван и сни­мая, отцеп­ляя от волос шляпку.

— Я совсем не мог­ла обе­дать, — ска­за­ла она. — Я дума­ла, что не выдер­жу эту страш­ную роль до кон­ца. И ужас­но хочу пить. Дай мне нар­за­ну, — ска­за­ла она, в пер­вый раз гово­ря мне «ты». — Я убеж­де­на, что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адре­са, Гелен­джик и Гаг­ры. Ну вот, он и будет дня через три-четы­ре в Гелен­джи­ке… Но бог с ним, луч­ше смерть, чем эти муки…

Утром, когда я вышел в кори­дор, в нём было сол­неч­но, душ­но, из убор­ных пах­ло мылом, оде­ко­ло­ном и всем, чем пах­нет люд­ный вагон утром. За мут­ны­ми от пыли и нагре­ты­ми окна­ми шла ров­ная выжжен­ная степь, вид­ны были пыль­ные широ­кие доро­ги, арбы, вле­ко­мые вола­ми, мель­ка­ли желез­но­до­рож­ные буд­ки с кана­ре­еч­ны­ми кру­га­ми под­сол­неч­ни­ков и алы­ми маль­ва­ми в пали­сад­ни­ках… Даль­ше пошёл без­гра­нич­ный про­стор нагих рав­нин с кур­га­на­ми и могиль­ни­ка­ми, нестер­пи­мое сухое солн­це, небо, подоб­ное пыль­ной туче, потом при­зра­ки пер­вых гор на горизонте…

Постер совет­ско­го агент­ства «Инту­рист». 1930‑е годы

Из Гелен­джи­ка и Гагр она посла­ла ему по открыт­ке, напи­са­ла, что ещё не зна­ет, где останется.

Потом мы спу­сти­лись вдоль бере­га к югу.

Мы нашли место пер­во­быт­ное, зарос­шее чина­ро­вы­ми леса­ми, цве­ту­щи­ми кустар­ни­ка­ми, крас­ным дере­вом, маг­но­ли­я­ми, гра­на­та­ми, сре­ди кото­рых под­ни­ма­лись веер­ные паль­мы, чер­не­ли кипарисы…

Я про­сы­пал­ся рано и, пока она спа­ла, до чая, кото­рый мы пили часов в семь, шёл по хол­мам в лес­ные чащи. Горя­чее солн­це было уже силь­но, чисто и радост­но. В лесах лазур­но све­тил­ся, рас­хо­дил­ся и таял души­стый туман, за даль­ни­ми леси­сты­ми вер­ши­на­ми сия­ла пред­веч­ная белиз­на снеж­ных гор… Назад я про­хо­дил по зной­но­му и пах­ну­ще­му из труб горя­щим кизя­ком база­ру нашей дерев­ни: там кипе­ла тор­гов­ля, было тес­но от наро­да, от вер­хо­вых лоша­дей и осли­ков, — по утрам съез­жа­лось туда на базар мно­же­ство раз­но­пле­мен­ных гор­цев, — плав­но ходи­ли чер­ке­шен­ки в чёр­ных длин­ных до зем­ли одеж­дах, в крас­ных чувя­ках, с заку­тан­ны­ми во что-то чёр­ное голо­ва­ми, с быст­ры­ми пти­чьи­ми взгля­да­ми, мель­кав­ши­ми порой из этой тра­ур­ной запутанности.

Потом мы ухо­ди­ли на берег, все­гда совсем пустой, купа­лись и лежа­ли на солн­це до само­го зав­тра­ка. После зав­тра­ка — всё жарен­ная на шка­ре рыба, белое вино, оре­хи и фрук­ты — в зной­ном сумра­ке нашей хижи­ны под чере­пич­ной кры­шей тяну­лись через сквоз­ные став­ни горя­чие, весё­лые поло­сы света.

Когда жар спа­дал, и мы откры­ва­ли окно, часть моря, вид­ная из него меж­ду кипа­ри­сов, сто­яв­ших на ска­те под нами, име­ла цвет фиал­ки и лежа­ла так ров­но, мир­но, что, каза­лось, нико­гда не будет кон­ца это­му покою, этой красоте.

На зака­те часто гро­моз­ди­лись за морем уди­ви­тель­ные обла­ка; они пыла­ли так вели­ко­леп­но, что она порой ложи­лась на тах­ту, закры­ва­ла лицо газо­вым шар­фом и пла­ка­ла: ещё две, три неде­ли — и опять Москва!

Ночи были теп­лы и непро­гляд­ны, в чёр­ной тьме плы­ли, мер­ца­ли, све­ти­ли топа­зо­вым све­том огнен­ные мухи, стек­лян­ны­ми коло­коль­чи­ка­ми зве­не­ли дре­вес­ные лягуш­ки. Когда глаз при­вы­кал к тем­но­те, высту­па­ли ввер­ху звёз­ды и греб­ни гор, над дерев­ней выри­со­вы­ва­лись дере­вья, кото­рых мы не заме­ча­ли днём. И всю ночь слы­шал­ся отту­да, из духа­на, глу­хой стук в бара­бан и гор­ло­вой, зауныв­ный, без­на­деж­но-счаст­ли­вый вопль как буд­то всё одной и той же бес­ко­неч­ной песни.

Неда­ле­ко от нас, в при­бреж­ном овра­ге, спус­кав­шем­ся из лесу к морю, быст­ро пры­га­ла по каме­ни­сто­му ложу мел­кая, про­зрач­ная реч­ка. Как чудес­но дро­бил­ся, кипел её блеск в тот таин­ствен­ный час, когда из-за гор и лесов, точ­но какое-то див­ное суще­ство, при­сталь­но смот­ре­ла позд­няя луна!

Ино­гда по ночам надви­га­лись с гор страш­ные тучи, шла злоб­ная буря, в шум­ной гро­бо­вой чер­но­те лесов то и дело раз­вер­за­лись вол­шеб­ные зелё­ные без­дны и рас­ка­лы­ва­лись в небес­ных высо­тах допо­топ­ные уда­ры гро­ма. Тогда в лесах про­сы­па­лись и мяу­ка­ли орля­та, ревел барс, тяв­ка­ли чекал­ки… Раз к наше­му осве­щён­но­му окну сбе­жа­лась целая стая их, — они все­гда сбе­га­ют­ся в такие ночи к жилью, — мы откры­ли окно и смот­ре­ли на них свер­ху, а они сто­я­ли под бле­стя­щим лив­нем и тяв­ка­ли, про­си­лись к нам… Она радост­но пла­ка­ла, гля­дя на них.

Он искал её в Гелен­джи­ке, в Гаграх, в Сочи. На дру­гой день по при­ез­де в Сочи, он купал­ся утром в море, потом брил­ся, надел чистое бельё, бело­снеж­ный китель, позав­тра­кал в сво­ей гости­ни­це на тер­ра­се ресто­ра­на, выпил бутыл­ку шам­пан­ско­го, пил кофе с шар­тре­зом, не спе­ша выку­рил сига­ру. Воз­вра­тясь в свой номер, он лёг на диван и выстре­лил себе в вис­ки из двух револьверов.


Пуб­ли­ка­ция под­го­тов­ле­на авто­ром теле­грам-кана­ла «Пись­ма из Вла­ди­во­сто­ка» при под­держ­ке редак­то­ра руб­ри­ки «На чуж­бине» Кли­мен­та Тара­ле­ви­ча (канал CHUZHBINA).

Поделиться

Рассказ Бунина «Кавказ» был написан в ноябре 1937 года. Его финал (самоубийство обманутого мужа, выстрелившего в себя из двух револьверов) обсуждался здесь:
http://m-bezrodnyj.livejournal.com/595422.html#comments

Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Примерно за полтора года до написания «Кавказа» в «Современных записках» (№ 60, 27 февраля 1936 года) был опубликован рассказ другого писателя. И заканчивался он так:

Затем он уехал к морю, днем изнемогал от жары и пил ледяную воду, вечером, опираясь на палку, сходил к пустому и далекому берегу и глядел на волны. — Здесь бы хорошо умереть, — подумал он однажды. Это был вечер, перед наступлением которого прошел короткий и быстрый дождь. Воздух стал свежее, сильнее пахло морем. Он возвращался домой. Он медленно дошел до виллы, в которой жил, поглядел на ее открытые темные окна, вошел, щелкнул выключателем и вдруг, как в далеком сне, увидел синие, неудержимо глядящие глаза Акробата и черное дуло револьвера, направленное на его грудь.

Рассказ Г. Газданова «Освобождение» уже в марте 1936 г. получил отклики в газетах «Последние новости» и «Возрождение» Г. Адамович признал его искусным и интересным, но неудачным в разработке темы. Ходасевич особенно раскритиковал финал рассказа, упрекнув его среди прочего в синематографичности.

«Не знаю, способен ли Газданов «стать гениальным писателем», но в его собственных художественных писаниях есть черта, которую критика уже почувствовала и отметила: при незаурядном умении «говорить» ему нечего «сказать», и его новости и рассказы, на которые он затрачивает немало чисто словесного умения, всякий раз кончаются ничем: срывом в какую-то пустоту.

<…> Рассказ, начатый чуть ли не в толстовских тонах (герой — тысячная вариация толстовского Ивана Ильича), заканчивается неубедительными событиями синематографического стиля.

<…> Газданов сумел нарисовать героя, но не знал, что с ним делать и насильно прицепил к изображению кое-как сделанный конец».

Ходасевич В. Книги и люди. «Современные записки» [№ 60] // Возрождение. 1936. 12 марта. № 3935. С. 3–4.
http://emigrantika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3:rusparis&catid=2:biblio&id=611:bookv

  • Кто написал рассказ изумрудный город
  • Кто написал рассказ изумруд
  • Кто написал рассказ идиот
  • Кто написал рассказ блоха
  • Кто написал рассказ бирюк