Кто написал рассказ корова

:
Путевой сторож отдаёт на мясо телёнка, а родившая его корова перестаёт доиться. Сын сторожа ухаживает за коровой, пытаясь облегчить её страдания, но напрасно — животное погибает, попав под состав.

Безымянная корова живёт одна в сарае, стоящем на дворе путевого сторожа. Днём и вечером к ней в гости приходит хозяйский сын Вася Рубцов. Корова тоскует по телёнку, отправленному к ветеринару.

Дома мать говорит Васе, что отец ещё не пришёл от ветеринара, даёт сыну фонарь и велит встретить 406 поезд, который скоро пройдёт мимо станции.

Вася видит медленно идущий состав. Перед паровозом уставший помощник машиниста орудует лопатой, посыпая рельсы песком, чтобы машина не буксовала. Мальчик предлагает помощь, помощник соглашается. Лопата велика и тяжела для Васи, и он посыпает посыпает рельсы руками. Справившись с работой, мальчик получает от машиниста два яблока. Затем машинист просит его посмотреть, не зажаты ли где тормоза. Васька смотрит и обнаруживает, что зажаты. Машинист сердится, а мальчишка спрыгивает с подножки и отправляется домой.

К Васе подходит отец. Сын интересуется, где телок. Отец отвечает, что за хорошую цену продал его на убой. Отец отправляет мальчика домой, а сам идёт на обход участка. Вася заходит к корове. Чувствуется, что у неё горе, она ничего не ест. С тех пор корова меняется. Она убегает, а вернувшись, перестаёт давать молоко. Вася сам ухаживает за ней, но она не отзывается на его заботу.

Как-то раз, возвращаясь из школы, мальчик видит товарный состав, того самого машиниста, которому помогал, и убитую поездом корову. Машинист хочет помочь деньгами Васиному отцу, в благодарность за прошлую помощь мальчика. Отец продаёт тушу коровы. В школе, когда пишут сочинение, Вася пишет о корове.

Экранизация 🎥

Электронная книга

Читайте также

  • Неиз­вест­ный цве­ток

    Андрей Платонов · сказка

    Голод и лише­ния уси­лили кра­соту и аро­мат цветка, вырос­шего на бес­плод­ном пустыре. Пустырь удо­брили, на нём выросли дети цветка, но самым кра­си­вым вновь ока­зался цве­ток, вырос­ший среди кам­ней.

  • Монах в новых шта­нах

    Виктор Астафьев · рассказ

    Маль­чик меч­тает о новых шта­нах. Полу­чив обновку, он очень быстро её пор­тит и пони­мает, что не в шта­нах сча­стье.


  • Конь с розо­вой гри­вой 🍓

    Виктор Астафьев · рассказ

    Бабушка обе­щала купить пря­ник, если внук соберёт ягод на про­дажу. Сосед под­бил его съесть собран­ное, а под горсть ягод на дно натол­кать травы. Рас­крыв обман, бабушка отру­гала внука, но пря­ник купила.

  • В пре­крас­ном и ярост­ном мире

    Андрей Платонов · рассказ

    Ста­рый опыт­ный маши­нист слеп­нет во время рейса из-за удара мол­нии, зре­ние вос­ста­нав­ли­ва­ется, его судят и при­го­ва­ри­вают к тюрьме. Его помощ­ник изоб­ре­тает тест с искус­ствен­ной мол­нией и спа­сает ста­рика.

  • Петька на даче

    Леонид Андреев · рассказ

    Парик­ма­хер­ская Осипа Абра­мо­вича, в кото­рой жил и рабо­тал Петька, рас­по­ла­га­лась возле квар­тала, запол­нен­ного «домами дешёвого раз­врата»…

  • Кот­ло­ван

    Андрей Платонов · повесть

    «В день трид­ца­ти­ле­тия лич­ной жизни Вощеву дали рас­чёт с неболь­шого меха­ни­че­ского завода, где он добы­вал сред­ства для сво­его суще­ство­ва­ния. В уволь­ни­тель­ном доку­менте ему напи­сали, …


  • Юшка 👴🏻

    Андрей Платонов · рассказ

    Над сла­бым боль­ным чело­ве­ком изде­ва­лись, ни во что не ста­вили, сры­вали зло. Когда он умер, ока­за­лось, что всё зара­бо­тан­ное он отправ­лял девушке-сироте, помог ей стать вра­чом и научил чело­ве­ко­лю­бию.


  • Алые паруса ⛵

    Александр Грин · повесть

    Про­стой бед­ной девушке когда-то пред­ска­зали, что за ней при­плывёт принц на кора­бле с алыми пару­сами. Несмотря на насмешки окру­жа­ю­щих, девушка ждала принца. Пред­ска­за­ние сбы­лось, и она уплыла с ним.

  • Цве­ток на земле

    Андрей Платонов · рассказ

    Малень­кий маль­чик про­сит деда рас­ска­зать, что в жизни глав­ное. Дед пока­зы­вает ему цве­ток, рас­ту­щий из мёрт­вого песка и объ­яс­няет, что глав­ное — это уметь через смерть про­бить дорогу к жизни.


  • Кла­до­вая солнца 🐺

    Михаил Пришвин · повесть

    Дети, брат с сестрой, пошли на болото за клюк­вой, пору­га­лись и разо­шлись. Брат попал в тря­сину, его спа­сла собака лес­ника. За соба­кой сле­дил волк, брат убил его, нашёл сестру, и они вер­ну­лись домой.


  • Уроки фран­цуз­ского 🍎️

    Валентин Распутин · рассказ

    Маль­чик из села при­е­хал учиться в город, но денег не хва­тало. Он стал играть на деньги и попал в плохую ком­па­нию. Учи­тель­ница узнала и стала играть с ним, нарочно про­игры­вая деньги. За это её уво­лили.

  • Сокро­вен­ный чело­век

    Андрей Платонов · повесть

    «Фома Пухов не одарён чув­стви­тель­но­стью: он на гробе жены варё­ную кол­басу резал, про­го­ло­дав­шись вслед­ствие отсут­ствия хозяйки». После погре­бе­ния жены, нама­яв­шись, Пухов ложится спать…

Рассказ про смышлёного и работящего мальчика Васю Рубцова, сына путевого сторожа. У них в сарае жила корова, к которой Вася был очень привязан. Однажды корова родила теленка, но тот заболел и его пришлось продать на мясо. Корова очень переживала потерю теленка…

«Корова» читать

Корова - Платонов А.П.

Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае. Этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами — сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одежной ветошью, стулом без ножек, — было место для ночлега коровы и для ее жизни в долгие зимы.

Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы. Сегодня он тоже пришел.

— Корова, корова, — говорил он, потому что у коровы не было своего имени, и он называл ее, как было написано в книге для чтения. — Ты ведь корова!.. Ты не скучай, твой сын выздоровеет, его нынче отец назад приведет.

У коровы был теленок — бычок; он вчерашний день подавился чем-то, и у него стала идти изо рта слюна и желчь. Отец побоялся, что теленок падет, и повел его сегодня на станцию — показать ветеринару.

Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку. Она всегда узнавала мальчика, он любил ее. Ему нравилось в корове все, что в ней было, — добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу. Мальчик поглядел еще на нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками, откуда он кормился молоком, и потрогал крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с нею долго трудиться, чтобы напитаться.

Вася ушел из сарая. На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные.

Сейчас начинались вечерние сумерки; небо, покрытое серой прохладной наволочью, уже смежалось тьмою; ветер, что весь день шевелил остья скошенных хлебов и голые кусты, омертвевшие на зиму, теперь сам улегся в тихих, низких местах земли и лишь еле-еле поскрипывал флюгаркой на печной трубе, начиная песнь осени.

Одноколейная линия железной дороги пролегла невдалеке от дома, возле палисадника, в котором в эту пору уже все посохло и поникло — и трава и цветы. Вася остерегался заходить в огорожу палисадника: он ему казался теперь кладбищем растений, которые он посадил и вывел на жизнь весной.

Мать зажгла лампу в доме и выставила сигнальный фонарь наружу, на скамейку.

— Скоро четыреста шестой пойдет, — сказала она сыну, — ты его проводи. Отца-то что-то не видать… Уж не загулял ли?

Отец ушел с теленком на станцию, за семь километров, еще с утра; он, наверно, сдал ветеринару теленка, а сам на станционном собрании сидит, либо пиво в буфете пьет, либо на консультацию по техминимуму пошел. А может быть, очередь на ветпункте большая и отец ожидает. Вася взял фонарь и сел на деревянную перекладину у переезда. Поезда еще не было слышно, и мальчик огорчился; ему некогда было сидеть тут и провожать поезда: ему пора было готовить уроки к завтрашнему дню и ложиться спать, а то утром надо рано подниматься. Он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвертом классе.

Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал, который был вдали от него. Нил, Египет, Испания и Дальний Восток, великие реки — Миссисипи, Енисей, тихий Дон и Амазонка, Аральское море, Москва, гора Арарат, остров Уединения в Ледовитом океане — все это волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним. Но он еще нигде не успел побывать: родился он здесь же, где жил и сейчас, а был только в колхозе, в котором находилась школа, и на станции. Поэтому с тревогой и радостью он всматривался в лица людей, глядящих из окон пассажирских поездов, — кто они такие и что они думают, — но поезда шли быстро, и люди проезжали в них не узнанными мальчиком на переезде. Кроме того, поездов было мало, всего две пары в сутки, а из них три поезда проходили ночью.

Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека. Он смотрел через открытое окно в степь, в незнакомое для него место на горизонте и курил трубку. Увидев мальчика, стоявшего на переезде с поднятым зеленым флажком, он улыбнулся ему и ясно сказал: «До свиданья, человек!» — и еще помахал на память рукою. «До свиданья, — ответил ему Вася про себя, — вырасту, увидимся! Ты поживи и обожди меня, не умирай!» И затем долгое время мальчик вспоминал этого задумчивого человека, уехавшего в вагоне неизвестно куда; он, наверное, был парашютист, артист, или орденоносец, или еще лучше, так думал про него Вася. Но вскоре память о человеке, миновавшем однажды их дом, забылась в сердце мальчика, потому что ему надо было жить дальше и думать и чувствовать другое.

Далеко — в пустой ночи осенних полей — пропел паровоз. Вася вышел поближе к линии и высоко над головой поднял светлый сигнал свободного прохода. Он слушал еще некоторое время растущий гул бегущего поезда и затем обернулся к своему дому. На их дворе жалобно замычала корова. Она все время ждала своего сына — теленка, а он не приходил. «Где же это отец так долго шатается! — с недовольством подумал Вася. — Наша корова ведь уже плачет! Ночь, темно, а отца все нет».

Паровоз достиг переезда и, тяжко проворачивая колеса, дыша всею силой своего огня во тьму, миновал одинокого человека с фонарем в руке. Механик и не посмотрел на мальчика, — далеко высунувшись из окна, он следил за машиной: пар пробил набивку в сальнике поршневого штока и при каждом ходе поршня вырывался наружу. Вася это тоже заметил. Скоро будет затяжной подъем, и машине с неплотностью в цилиндре тяжело будет вытягивать состав. Мальчик знал, отчего работает паровая машина, он прочитал про нее в учебнике по физике, а если бы там не было про нее написано, он все равно бы узнал о ней, что она такое. Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют. Поэтому он не обиделся на машиниста, когда тот проехал мимо и не поглядел на его фонарь; у машиниста была забота о машине, паровоз может стать ночью на долгом подъеме, и тогда ему трудно будет стронуть поезд вперед; при остановке вагоны отойдут немного назад, состав станет врастяжку, и его можно разорвать, если сильно взять с места, а слабо его вовсе не сдвинешь.

Мимо Васи пошли тяжелые четырехосные вагоны; их рессорные пружины были сжаты, и мальчик понимал, что в вагонах лежит тяжелый дорогой груз. Затем поехали открытые платформы: на них стояли автомобили, неизвестные машины, покрытые брезентом, был насыпан уголь, горой лежали кочаны капусты, после капусты были новые рельсы и опять начались закрытые вагоны, в которых везли живность. Вася светил фонарем на колеса и буксы вагонов — не было ли там чего неладного, но там было все благополучно. Из одного вагона с живностью закричала чужая безвестная телушка, и тогда из сарая ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своем сыне.

Последние вагоны прошли мимо Васи совсем тихо. Слышно было, как паровоз в голове поезда бился в тяжелой работе, колеса его буксовали и состав не натягивался. Вася направился с фонарем к паровозу, потому что машине было трудно, и он хотел побыть около нее, словно этим он мог разделить ее участь.

Паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла. Колеса машины медленно проворачивались, и механик следил за ними из окна будки. Впереди паровоза шел по пути помощник машиниста. Он брал лопатой песок из балластного слоя и сыпал его на рельсы, чтобы машина не буксовала. Свет передних паровозных фонарей освещал черного, измазанного в мазуте, утомленного человека. Вася поставил свой фонарь на землю и вышел на балласт к работающему с лопатой помощнику машиниста.

— Дай, я буду, — сказал Вася. — А ты ступай помогай паровозу. А то вот-вот он остановится.

— А сумеешь? — спросил помощник, глядя на мальчика большими светлыми глазами из своего глубокого темного лица. — Ну попробуй! Только осторожней, оглядывайся на машину!

Лопата была велика и тяжела для Васи. Он отдал ее обратно помощнику.

— Я буду руками, так легче.

Вася нагнулся, нагреб песку в горсти и быстро насыпал его полосой на головку рельса.

— Посыпай на оба рельса, — указал ему помощник и побежал на паровоз.

Вася стал сыпать по очереди, то на один рельс, то на другой. Паровоз тяжело, медленно шел вслед за мальчиком, растирая песок стальными колесами. Угольная гарь и влага из охлажденного пара падали сверху на Васю, но ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шел за ним и лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался.

Если Вася забывался в усердии работы и паровоз к нему приближался почти вплотную, то машинист давал короткий гудок и кричал с машины: «Эй, оглядывайся!.. Сыпь погуще, поровней!»

Вася берегся машины и молча работал. Но потом он рассерчал, что на него кричат и приказывают; он сбежал с пути и сам закричал машинисту:

— А вы чего без песка поехали? Иль не знаете!..

— Он у нас весь вышел, — ответил машинист. — У нас посуда для него мала.

— Добавочную поставьте, — указал Вася, шагая рядом с паровозом. — Из старого железа можно согнуть и сделать. Вы кровельщику закажите.

Машинист поглядел на этого мальчика, но во тьме не увидел его хорошо. Вася был одет исправно и обут в башмаки, лицо имел небольшое и глаз не сводил с машины. У машиниста у самого дома такой же мальчишка рос.

— И пар у вас идет, где не нужно; из цилиндра, из котла дует сбоку, — говорил Вася. — Только зря сила в дырки пропадает.

— Ишь ты! — сказал машинист. — А ты садись веди состав, а я рядом пойду.

— Давай! — обрадованно согласился Вася.

Паровоз враз, во всю полную скорость, завертел колесами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу, даже рельсы под ним далеко загремели по линии.

Вася выскочил опять вперед паровоза и начал бросать песок на рельсы, под передние бегунки машины. «Не было бы своего сына, я бы усыновил этого, — бормотал машинист, укрощая буксованье паровоза. — Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди… Что за черт: не держат ли еще тормоза где-нибудь в хвосте, а бригада дремлет, как на курорте. Ну, я ее на уклоне растрясу».

Машинист дал два длинных гудка — чтобы отдали тормоза в составе, если где зажато.

Вася оглянулся и сошел с пути.

— Ты что же? — крикнул ему машинист.

— Ничего, — ответил Вася. — Сейчас не круто будет, паровоз без меня поедет, сам, а потом под гору…

— Все может быть, — произнес сверху машинист. — На, возьми-ка! — И он бросил мальчику два больших яблока.

Вася поднял с земли угощенье.

— Обожди, не ешь! — сказал ему машинист. — Пойдешь назад, глянь под вагоны и послушай, пожалуйста: не зажаты ли где тормоза. А тогда выйди на бугорок, сделай мне сигнал своим фонарем — знаешь как?

— Я все сигналы знаю, — ответил Вася и уцепился за трап паровоза, чтобы прокатиться. Потом он наклонился и поглядел куда-то под паровоз.

— Зажато! — крикнул он.

— Где? — спросил машинист.

— У тебя зажато — тележка под тендером! Там колеса крутятся тихо, а на другой тележке шибче!

Машинист выругал себя, помощника и всю жизнь целиком, а Вася соскочил с трапа и пошел домой.

Вдалеке светился на земле его фонарь. На всякий случай Вася послушал, как работают ходовые части вагонов, но нигде не услышал, чтобы терлись и скрежетали тормозные колодки.

Состав прошел, и мальчик обернулся к месту, где был его фонарь. Свет от него вдруг поднялся в воздух, фонарь взял в руки какой-то человек. Вася добежал туда и увидел своего отца.

— А телок наш где? — спросил мальчик у отца. — Он умер?

— Нет, он поправился, — ответил отец. — Я его на убой продал, мне цену хорошую дали. К чему нам бычок!

— Он еще маленький, — произнес Вася.

— Маленький дороже, у него мясо нежней, — объяснил отец. Вася переставил стекло в фонаре, белое заменил зеленым и несколько раз медленно поднял сигнал над головою и опустил вниз, обратив его свет в сторону ушедшего поезда: пусть он едет дальше, колеса под вагонами идут свободно, они нигде не зажаты.

Стало тихо. Уныло и кротко промычала корова во дворе. Она не спала в ожидании своего сына.

— Ступай один домой, — сказал отец Васе, — а я наш участок обойду.

— А инструмент? — напомнил Вася.

— Я так; я погляжу только, где костыли повышли, а работать нынче не буду, — тихо сказал отец. — У меня душа по теленку болит: растили-растили его, уж привыкли к нему… Знал бы, что жалко его будет, не продал бы…

И отец пошел с фонарем по линии, поворачивая голову то направо, то налево, осматривая путь.

Корова опять протяжно заныла, когда Вася открыл калитку во двор и корова услышала человека.

Корова - Платонов А.П.

Вася вошел в сарай и присмотрелся к корове, привыкая глазами ко тьме. Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек. Вася долго гладил и ласкал корову, но она оставалась неподвижной и равнодушной: ей нужен был сейчас только один ее сын — теленок, и ничего не могло заменить его — ни человек, ни трава и ни солнце. Корова не понимала, что можно одно счастье забыть, найти другое и жить опять, не мучаясь более. Ее смутный ум не в силах был помочь ей обмануться: что однажды вошло в сердце или в чувство ее, то не могло быть там подавлено или забыто.

И корова уныло мычала, потому что она была полностью покорна жизни, природе и своей нужде в сыне, который еще не вырос, чтобы она могла оставить его, и ей сейчас было жарко и больно внутри, она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и свое горе.

Утром Вася ушел спозаранку в школу, а отец стал готовить к работе небольшой однолемешный плуг. Отец хотел запахать на корове немного земли в полосе отчуждения, чтобы по весне посеять там просо.

Возвратившись из школы, Вася увидел, что отец пашет на корове, но запахал мало. Корова покорно волочила плуг и, склонив голову, капала слюной на землю. На своей корове Вася с отцом работали и раньше; она умела пахать и была привычна и терпелива ходить в ярме.

К вечеру отец распряг корову и пустил ее попастись на жнивье по старополью. Вася сидел в доме за столом, делал уроки и время от времени поглядывал в окно — он видел свою корову. Она стояла на ближнем поле, не паслась и ничего не делала.

Вечер наступил такой же, какой был вчера, сумрачный и пустой, и флюгарка поскрипывала на крыше, точно напевая долгую песнь осени. Уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына; она уже теперь не мычала по нем и не звала его, она терпела и не понимала.

Поделав уроки, Вася взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понес корове. Корова не стала есть хлеб и осталась равнодушной, как была. Вася постоял около нее, а потом обнял корову снизу за шею, чтоб она знала, что он понимает и любит ее. Но корова резко дернула шеей, отбросила от себя мальчика и, вскрикнув непохожим горловым голосом, побежала в поле. Убежав далеко, корова вдруг повернула обратно и, то прыгая, то припадая передними ногами и прижимаясь головой к земле, стала приближаться к Васе, ожидавшему ее на прежнем месте.

Корова пробежала мимо мальчика, мимо двора и скрылась в вечернем поле, и оттуда еще раз Вася услышал ее чужой горловой голос.

Мать, вернувшаяся из колхозного кооператива, отец и Вася до самой полночи ходили в разные стороны по окрестным полям и кликали свою корову, но корова им не отвечала, ее не было. После ужина мать заплакала, что пропала их кормилица и работница, а отец стал думать о том, что придется, видно, писать заявление в кассу взаимопомощи и в дорпрофсож, чтоб выдали ссуду на обзаведение новой коровой.

Утром Вася проснулся первым, еще был серый свет в окнах. Он расслышал, что около дома кто-то дышит и шевелится в тишине. Он посмотрел в окно и увидел корову; она стояла у ворот и ожидала, когда ее впустят домой…

С тех пор корова хотя и жила и работала, когда приходилось пахать или съездить за мукой в колхоз, но молоко у нее пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой. Вася ее сам поил, сам задавал корм и чистил, но корова не отзывалась на его заботу, ей было все равно, что делают с ней.

Среди дня корову выпускали в поле, чтоб она походила на воле и чтоб ей стало лучше. Но корова ходила мало; она подолгу стояла на месте, затем шла немного и опять останавливалась, забывая ходить. Однажды она вышла на линию и тихо пошла по шпалам, тогда отец Васи увидел ее, окоротил и свел на сторону. А раньше корова была робкая, чуткая и никогда сама не выходила на линию. Вася поэтому стал бояться, что корову может убить поездом или она сама помрет, и, сидя в школе, он все думал о ней, а из школы бежал домой бегом.

И один раз, когда были самые короткие дни и уже смеркалось, Вася, возвращаясь из школы, увидел, что против их дома стоит товарный поезд. Встревоженный, он сразу побежал к паровозу.

Знакомый машинист, которому Вася помогал недавно вести состав, и отец Васи вытаскивали из-под тендера убитую корову. Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти.

— Я ведь ей минут десять свистки давал, — говорил машинист отцу Васи. — Она глухая у тебя или дурная, что ль? Весь состав пришлось сажать на экстренное торможение, и то не успел.

— Она не глухая, она шалая, — сказал отец. — Задремала, наверно, на путях.

— Нет, она бежала от паровоза, но тихо и в сторону не сообразила свернуть, — ответил машинист. — Я думал, она сообразит.

Вместе с помощником и кочегаром, вчетвером, они выволокли изуродованное туловище коровы из-под тендера и свалили всю говядину наружу, в сухую канаву около пути.

— Она ничего, свежая, — сказал машинист. — Себе засолишь мясо или продашь?

— Продать придется, — решил отец. — На другую корову надо деньги собирать, без коровы трудно.

— Без нее тебе нельзя, — согласился машинист. — Собирай деньги и покупай, я тебе тоже немного деньжонок подброшу. Много у меня нет, а чуть-чуть найдется. Я скоро премию получу.

— Это за что ж ты мне денег дашь? — удивился отец Васи. — Я тебе не родня, никто… Да я и сам управлюсь: профсоюз, касса, служба, сам знаешь — оттуда, отсюда…

— Ну, а я добавлю, — настаивал машинист. — Твой сын мне помогал, а я вам помогу. Вон он сидит. Здравствуй! — улыбнулся механик.

— Здравствуй, — ответил ему Вася.

— Я еще никого в жизни не давил, — говорил машинист, — один раз — собаку… Мне самому тяжело на сердце будет, если вам ничем за корову не отплачу.

— А за что ты премию получишь? — спросил Вася. — Ты ездишь плохо.

— Теперь немного лучше стал, — засмеялся машинист. — Научился!

— Поставили другую посуду для песка? — спросил Вася.

— Поставили: маленькую песочницу на большую сменили! — ответил машинист.

— Насилу догадались, — сердито сказал Вася.

Здесь пришел главный кондуктор и дал машинисту бумагу, которую он написал, о причине остановки поезда на перегоне.

На другой день отец продал в сельский районный кооператив всю тушу коровы; приехала чужая подвода и забрала ее. Вася и отец поехали вместе с этой подводой. Отец хотел получить деньги за мясо, а Вася думал купить себе в магазине книг для чтения. Они заночевали в районе и провели там еще полдня, делая покупки, а после обеда пошли ко двору.

Идти им надо было через тот колхоз, где была семилетка, в которой учился Вася. Уже стемнело вовсе, когда отец и сын добрались до колхоза, поэтому Вася не пошел домой, а остался ночевать у школьного сторожа, чтобы не идти завтра спозаранку обратно и не мориться зря. Домой ушел один отец.

В школе с утра начались проверочные испытания за первую четверть. Ученикам задали написать сочинение из своей жизни.

Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Ко двору Вася вернулся в сумерки. Отец был уже дома, он только что пришел с линии; он показывал матери сто рублей, две бумажки, которые ему бросил с паровоза машинист в табачном кисете.

❤️ 12

🔥 6

😁 3

😢 8

👎 4

🥱 3

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Корова

Описание

«Корова» (1938) — рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова  о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему сопереживать, понимать и любить.

Поддержать
исполнителя

Банковская карта: 4274320053696491

18 комментариев

Популярные
Новые
По порядку

Народ! Начитать «в прекрасном и яростном мире» Платонова?

Ответить

Спасибо ❤️! Было бы здорово!🎉🎉🎉 А в чем подвох???🤔

Ответить

Только на этом сайте две озвучки рассказа «в прекрасном и яростном мире».
Читают Гуркова Нина и Репина Лана.
Вот я и думаю: нужна еще одна озвучка или нет.
Рассказ отличный. Но нужна кому-то мое прочтение этого текста?

Ответить

Разные начитки -это разное восприятие содержания, произведение от этого только выигрывают, и слушатели конечно тоже, потому что каждый может подобрать себе что-нибудь на свой слух и вкус.

Ответить

Да. Начитайте.В женской начитке не слушаю. Жаль, что много произведений, присутствует только так.

Ответить

Отлично! Сделаем!

Ответить

Гурман какой.)))))))

Ответить

Вовсе нет. Особенности характера)

Ответить

Ну, Лану Репину можно в расчёт вооще не брать, так что будет всего два варианта.
Читай, друг.

Ответить

Вы бы не кокетничала и вели бы себя порядочные к собратьям по цеху…

Ответить

Александр:), ну вы неправы:), нет здесь никакого кокетства:), а уж я то знаю что такое кокетство:)))

Ответить

Ну извините, не хотел,)))) о кокетства я знаю из фильмов.)))

Ответить

О как! И в чем моя непорядочность?

Ответить

Ок, ждем вашу начитку. Рассказ и правда хорош.

Ответить

Вчера был грустный Чехов, а сейчас вот Платонов😒
Евгению Лебедеву спасибо за начитку!💐🍊🍊🍊🍾

Ответить

Спасибо вам за отзыв!

Ответить

Очень понравился рассказ. Напоминает Чехова. Душевно прочитано. Спасибо.

Ответить

Спасибо вам! Обратная связь со слушателями крайне важна и нужна исполнителю-чтецу.

Ответить

Краткое содержание «Корова»

Краткое содержание «Корова»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 290.

Обновлено 30 Декабря, 2022

О произведении

Рассказ «Корова» Платонова был написан в конце 1930-х — начале 1940-х годов, а опубликован только в 1962 году. Добрый, чуткий, по-взрослому рассудительный мальчик всем сердцем привязывается к корове и пытается разделить с ней её горе — потерю телёнка. Когда же погибает сама корова, он глубоко переживает её смерть.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 6 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Корова». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в 1930-х годах в СССР.

Главные герои

  • Вася Рубцов — добрый и заботливый мальчик, четвероклассник, очень ответственный и трудолюбивый.

Другие персонажи

  • Отец Васи — железнодорожный сторож, рассудительный, мудрый человек.
  • Машинист — честный, добрый, жалостливый человек.

Краткое содержание

«Серая степная корова черкасской породы» жила в сарае железнодорожного сторожа. Дважды в день к ней в гости приходил хозяйский сын Вася Рубцов и гладил по голове. У коровы не было имени, и он «называл её, как было написано в книге для чтения» — корова.

Вася жалел корову, у которой заболел телёнок: он «подавился чем-то, и у него стала идти изо рта слюна и желчь». Отец Васи не стал рисковать и отправился с телёнком к ветеринару.

На землю быстро спустились осенние сумерки, и мать Васи попросила сына осветить путь 406-му поезду. Она начала переживать: муж «ушёл с телёнком на станцию, за семь километров, ещё с утра» и по какой-то причине задержался. Поезда пока не было видно, и Вася расстроился: ему нужно было делать уроки и ложиться спать. Каждое утро он вставал очень рано и за пять километров шёл в колхозную школу, где учился в четвёртом классе.

Вася заметил паровоз, который достиг переезда. В паровой машине была незначительная поломка, и машинист очень медленно и осторожно взбирался на затяжной подъём. Колеса буксовали, и состав не натягивался, несмотря на то, что «паровоз в голове поезда бился в тяжёлой работе».

Вася понял, что у машиниста возникла проблема, и предложил свою помощь. Ему дали тяжёлую лопату, и он стал посыпать рельсы песком. Вася работал на совесть и давал толковые комментарии по работе поезда. Машинист, глядя на него, подумал, что «он с малолетства уже полный человек». За свою работу Вася получил два яблока. Напоследок машинист попросил мальчика проверить, не зажаты ли где тормоза в составе. Вася указал место, где тормоза были зажаты, и «машинист выругал себя, помощника и всю жизнь целиком».

Вася отправился домой, где встретил отца. Он узнал, что телок был продан на убой. Васе было жалко телёнка, но отец объяснил ему, что «маленький дороже, у него мясо нежней». Расстроенный Васька отправился в сарай, к корове, которая «молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней». Он долго гладил корову, но она оставалась равнодушной к его ласкам: в эту минуту ей был нужен «только один её сын — телёнок, и ничего не могло заменить его — ни человек, ни трава и ни солнце».

Как-то раз, вернувшись из школы, Вася заметил товарный состав и того самого машиниста, которому он помог. У паровоза лежала убитая корова. Машинист рассказал, что «ей минут десять свистки давал», но корова не реагировала на его предупреждение.

Отец Васи опечалился: теперь придётся копить на новую корову. Машинист предложил деньги в благодарность за то, что Вася помог ему с составом. На следующий день отец продал всю тушу коровы, а Вася в школе написал о ней трогательное сочинение.

И что в итоге?

Вася Рубцов — после смерти коровы пишет о ней трогательное сочинение.

Заключение

Заключение

В своём произведении автор демонстрирует бесконечное противостояние жизни и смерти. Жизнь трудна и полна горьких разочарований, но с детства нужно учиться быть настоящим человеком: помогать другим, честно трудиться, с любовью и состраданием относиться ко всему живому.

После ознакомления с кратким пересказом «Корова» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Marina Shitova

    10/10

  • Иван Кузьмин

    7/10

  • Саша Денисова

    10/10

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 290.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 6 мин Просмотров 3.9к. Опубликовано 11.10.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Корова» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Корова»

У железнодорожного сторожа в старом сарае живёт безымянная корова. Сын сторожа Вася Рубцов навещает кормилицу и заботится о ней. Новорождённый телёнок бурёнки заболевает, глава семьи забирает его к ветеринару.

Вечером Вася, не дождавшись отца, по указу матери идёт с фонарём на железную дорогу, чтоб проводить поезд. Ожидаемый состав прибывает с поломкой, мальчик помогает машинисту разобраться с проблемным поездом. Вдвоём они засыпают рельсы песком, чтоб состав смог подняться в затяжной подъем. Ум и знания школьника поражают машиниста, в благодарность Вася получает два яблока.

Мальчик возвращается домой и по дороге встречает своего отца и узнаёт от него, что телёнка продал на бойню за хорошие деньги. А корова так и ждала своего теленка. С тех пор она стала угрюмой и непослушной, не откликалась на ласку и выставляла рога. Однажды тоскующая буренка оттолкнула заботливого паренька, сбежала в поле и после возвращения больше не давала молока.

КороваХозяин заметил, что корова плохо пасётся и мало двигается. По пути домой животное вышла в сторону железной дороги и пошла по шпалам, отец Вани увидев это остановил корову и отвел домой.

Второй побег коровы заканчивается трагично. Она снова выбегает на рельсы и попадает под товарный поезд. Знакомый машинист вместе с отцом Васи вытаскивает из-под тендера тушу коровы. Благодарит отца за сына и предлагает деньги Рубцову старшему за помощь с паровозом. Отец Васи отказывается от денег и продаёт мясо сбитой коровы. Убитый трагедией Вася пишет в школе трогательное сочинение о любимой кормилице.

Главные герои и их характеристика:

  •  Вася Рубцов  – умный работящий ребёнок, ученик четвёртого класса, любит свою корову.
  •  Корова  – одинокая кормилица семьи Рубцовых, теряет телёнка и не может оправиться от горя.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Машинист  – дружелюбный и чуткий мужчина.
  •  Отец Васи  – путевой сторож, здравомыслящий и деловой человек.

Краткое содержание рассказа «Корова» подробно

В сарае путевого сторожа по фамилии Рубцов живёт серая черкасская корова. Кормилица много работает, пашет поле и возит грузы. Внимание и ласку тёлочка получает только от сына хозяина – четвероклассника Васи. Мальчик приходит к любимице каждый день, разговаривает с животным, гладит, кормит и прибирается в сарае.

Однажды у коровы рождается телёнок. Малыш подавился и изо рта пошла желчь, он перестал пить молоко матери. Тогда отец Васи отрывает бычка от матери, и отвозит к ветеринару за 7 километров от дома.

До позднего вечера глава семьи не возвращается. Обеспокоенная мать Васи просит сына с фонарём встретить 406 состав. Герой расстроен томительным ожиданием, дома его ждут уроки и сладкий сон. Вася ежедневно ходит в колхозную школу за 5 километрах от станции, думает об учёбе и любимых книжках.

Вася с фонарем идет провожать поезд. Состав прибывает с поломкой. В перед паровозом шел помощник машиниста и засыпает рельсы песком, чтобы колёса не крутились впустую.

Вася вызывается помочь. Умный мальчуган хорошо разбирается в паровозах и поддерживает беседу с машинистом о сложных механизмах. Для ребёнка лопата тяжела, и герой руками высыпает песок на рельсы. Ему больно, гарь пачкают одежду, но школьник не сдаётся. Машинист удивлён сообразительностью мальчика и благодарен ему за помощь.

По просьбе машиниста Вася проверяет тормоза и замечает один зажатый затвор. За помощь машинист даем мальчику два яблока. Затем Вася бежит домой, а машинист ругает себя за испорченные механизмы.

Отец героя возвращается. За бычка предложили большие деньги на бойне, мясо молодого телёнка ценится особенно высоко. Только корове не суждено больше увидеть своего малыша. Васе грустно. Отец Васи идёт на обход участка, а мальчик торопится к бурёнке.

Корова чувствует потерю, но все равно ждёт телёнка. Вася пытается приободрить любимицу, долго её гладит. Тёлка не реагирует на ласку и будто бы сдерживает слезы.

КороваНа следующий день после школы мальчик прибегает к корове в сарай и обнимает её. Угрюмая кормилица противится, отталкивает Васю и убегает в поле. Семья Рубцовых всю ночь безуспешно пытается найти корову. Зовут её, но беглянка не отзывается.

Утром потерянная животинка приходит к воротам и ждёт хозяев. Её впускают в родной сарай, но по возвращению корова перестаёт давать молоко.

На пастбище тёлка не гуляет, мало ест и держится в стороне. Однажды корова вышла на железнодорожные пути и пошла по шпалам, но отец Васи успевает отогнать корову в сторону. Вася беспокоиться о животном.

Вскоре случается несчастье, опасения мальчика оправдываются. После школы он замечает стоящий на путях товарный поезд. Знакомый машинист клянется, что всеми силами пытался отогнать корову гудками. Но на тормозном пути состав сбил кормилицу насмерть.

Машинист пытается дать отцу Васи деньги в благодарность за помощь с буксовавшим паровозом. Старший Рубцов отказывается от денег и продаёт тушу коровы за круглую сумму.

Главный герой горюет. В школе задают написать сочинение с историей из жизни. Вася пишет о нелёгкой судьбе и страданиях любимой коровы. Мальчик вспоминает, как бурёнка помогала семье по хозяйству, и обещает никогда её не забывать. В конце школьник говорит, что корова отдала им всю себя – труд, жизнь, молоко и мясо, и даже своего малыша. Васе нравится работать, и в будущем он мечтает приносить пользу Родине.

Кратко об истории создания произведения

В 1938 году сына Платонова арестовали. После возвращения юноша скончался от туберкулёза. Переживания от потери ребёнка повлияли на создание произведения «Корова». В первый раз Платонов хотел издать рассказ в 40-х годах 20 века, но передумал. Мирная история не вписывалась в обстановку военного времени.

Через год после победы рассказ не опубликовали из-за преследования властей. Больше Платонов не отдавал «Корову» в издательство, печатная версия появилась только в 1962 году после смерти автора.

Главная
>
Выпуск № 3
>
Ещё раз о рассказе А. Платонова «Корова»

Татьяна Фоминых

Ещё раз о рассказе А. Платонова «Корова»

Рассказ А. Платонова «Корова» давно вошел в школьную программу. Учителя накопили немалый опыт его изучения1. Однако даже беглый обзор современных методических разработок убеждает в том, что вне поля зрения словесников по-прежнему остаются важнейшие аспекты текста, уже не раз освещавшиеся платоноведами (Н. В. Корниенко, С. Г. Семеновой, В. А. Чалмаевым и др.). Цель данных рекомендаций – сделать менее ощутимым разрыв между широко известными работами ученых и школьной практикой.

Прежде всего имеет смысл воспроизвести некоторые моменты творческой истории произведения. Рассказ был написан в конце 1930-х – начале 1940-х гг., а опубликован только в 1962 г2. Первоначально он назывался «Добрая корова». В 1940-е гг. А. Платонов предпринимал попытки напечатать его в сборниках «В сторону заката солнца», «Вся жизнь» и др. В датированном 1943 годом черновом составе книги «В сторону заката солнца» «Добрая корова» значилась под номером четыре. Как замечает Н. В. Корниенко, «хорошо зная логику своих “неистовых ревнителей”», писатель колебался с включением в окончательный список таких рассказов, как «Корнеплод», «Среди природы», «Добрая корова», «Избушка бабушки», и отказался от трех из них, в том числе от «Доброй коровы», как от способных в условиях военного времени вызвать раздражение критики своим слишком «мирным» пафосом3.

В книгу «Вся жизнь», над которой А. Платонов работал в 1943-1945 гг., рассказ «Корова» входит наряду с рассказами «Никита», «Юшка», «Цветок на земле», «Июльская гроза», «Избушка бабушки», «Семья Иванова». Появление в 1946 г. на страницах «Нового мира» рассказа «Семья Иванова», в сложившейся после доклада А. Жданова атмосфере воспринятое как «серьезный идейный провал» журнала, предельно осложнило прохождение рукописи «Всей жизни» по издательским инстанциям и в конечном счете сделало невозможным ее публикацию4.

Вульгарно-социологическую критику возмущал устойчивый интерес автора к темам смерти, сиротства, изначального трагизма бытия; стремление писателя восстановить в правах вечные нравственные ценности (любовь, сострадание, всеобщее родство и т.п.) оценивалось как «ревизия христианства», «юродство». В этом отношении показательно резкое неприятие, которое вызывал у оппонентов А. Платонова финал «Коровы». Так, С. Субоцкий считал, что сочинение Васи на тему «Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу Родине», «данное как концовка рассказа, будучи по форме ложно-значительным, а по сути бессодержательным, звучит пародийно и вместе с тем как бы стремится придать рассказу о частном случае характер чересчур широкого обобщения»5. Ю. Либединский, которого концовка рассказа также не устраивала, настаивал на том, что «следует спросить автора, зачем понадобилось ему приплести юродские рассуждения о коровьей доброте к такому серьезному чувству, как любовь к родине»6. Как подчёркивает Н. В. Корниенко, следствием указанных претензий станет исчезновение темы сочинения из большинства посмертных изданий рассказа «Корова»7. Вася будет писать сочинение на тему «из своей жизни». Сочинение будет выглядеть так: «У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова ещё пахала и возила кладь. Потом её сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И её тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду»8. Вместе с темой сочинения исчезали следующие рассуждения героя: «Как я буду жить, я не знаю, не задумывался ещё. /…/ Теперь ничего нету. Где корова и её сын – телок? Неизвестно /…/ Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше /…/». В результате произведенной правки смысл финала заметно обеднялся. Память о тех, кто отдал нам всё, теряла ту актуальность, которую она имела в контексте раздумий героя о цели жизни, о служении Родине.

В рамках творческой истории произведения полезно обсудить автобиографические аспекты текста, в частности его связь с личной трагедией автора.

В 1938 г. прямо на улице был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон. Его обвинили в руководстве антисоветской молодёжной организацией и приговорили к десяти годам лишения свободы. Родителям не удалось спасти единственного сына. После длительного пребывания в тюрьме мальчик был отправлен на работу в норильские рудники. Вскоре от непосильного труда Платон заболел, стал харкать кровью.

Обстоятельства его освобождения сохранили воспоминания Е. Таратуты: «Андрей Платонович рассказывал мне, как он обратился за помощью к Шолохову, которого знал давно. На встрече со Сталиным Шолохов рассказал ему о сыне Платонова. /…/ И Сталин распорядился произвести переследствие. Следователь оказался честным, стал проверять, собирать показания. Он рассказал родителям Платоши, как было дело. Выяснилось, что два мальчика влюбились в одну девочку в классе, ей больше понравился Платоша. Тогда тот, другой влюбленный, чтобы устранить соперника, донес на него, обвиняя его в заговоре против Сталина. Переследствие подошло к концу, но следователь не успел составить заключение – умер от инфаркта. Всё затянулось, рассказывал Андрей Платонович, назначили другого следователя. Надо было всё проверять сначала, заново опрашивать людей. Вначале готовые восстановить истину, по второму разу люди уже боялись… Но следствие было доведено до конца. Платошу реабилитировали /…/»9.

После трехлетнего заключения юноша вернулся домой безнадежно больным. Он умер в январе 1943 г. на руках у своего отца10. В. А. Шошин, обозревая письма к Андрею Платонову, хранящиеся в Рукописном отделе Пушкинского Дома, замечает: «От тех дней запомнилось чёрное, вогнутое от страданий лицо Андрея Платоновича. Как страдал он тогда – нельзя и представить! – он, хотевший верить в бессмертие и вечную связь живых и ушедших…»11.

А. Платонов понимал, что его сын расплатился – «ответил» – «за отца», и это лишь усиливало остроту отцовских переживаний. Писатель работал над рассказом, когда трагическая развязка была неминуемой. Невосполнимость предстоящей утраты и сделала таким пронзительным горе коровы, потерявшей своего сына. Корова является символом, олицетворяющим мать, что оправдывает выбор данного образа для воплощения «родительских» чувств.

Вера в бессмертие – «идея жизни», о которой упоминает В. А. Шошин в связи с постигшим писателя несчастьем, – относится к числу излюбленных платоновских идей, которую, как замечает С. Г. Семёнова, сам автор «считал как бы генетической программой всего своего творчества»12. Платоновская «идея жизни» восходит к фундаментальным положениям «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова. Н. Ф. Фёдоров, как известно, считал смерть «последним врагом» человека и призывал к её уничтожению. В воскрешении умерших, в утверждении всечеловеческого братства он видел главное, общее дело, касающееся каждого землянина13. А. Платонову была близка вера мыслителя в то, что стихия смерти не всесильна: ей противостоят воля, знание, труд и любовь человека. Надежды на преображение мира писатель связывал с будущим, отсюда особое отношение к детям как к «фактическим жителям» грядущего, «спасителям Вселенной».

Ситуация противоборства человека и смерти – одна из наиболее устойчивых в прозе А. Платонова. Она определяет основную коллизию и в рассказе «Корова». Мотив преодоления смерти выполняет в данном произведении сюжетообразующую функцию, обусловливает отбор и фокусировку жизненного материала, характер поступков и мыслей юного героя. Убедимся в этом.

Обратим внимание на пейзаж. Ведущими в нём являются темы умирания, гибели. Корова жевала «давно иссохшую, замученную смертью былинку». Кругом «простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные». Ветер шевелил «остья скошенных хлебов и голые кусты, омертвевшие на зиму». Вася боялся заходить в палисадник, потому что «он ему казался теперь кладбищем растений». Примечателен выбор не только времени года (осень – последняя пора перед зимним омертвением), но и времени суток (несчастье случилось в «самые короткие дни», когда «уже смеркалось»). Убит телёнок. Погибла корова. Гибель угрожала железнодорожному составу. Всё вокруг словно пропитано смертью, на всем лежит печать «замученности смертью».

Смерти противостоит десятилетний Вася Рубцов, «с малолетства уже полный человек». Платоновские дети отрицают смерть не только фактом рождения. Они увеличивают «вещество» жизни своей любовью и трудом.

В методических разработках немало сказано о трудолюбии мальчика, о его способности сопереживать чужому горю. Однако высокие нравственные качества героя рассматриваются, как правило, в отрыве от авторской «идеи жизни». В итоге – замалчивается источник важнейших платоновских представлений. Но это – одна беда. Другая – в том, что «редуцируются» сами представления: из них «выпадает» близкая автору фёдоровская надежда на спасение всего живого, вера в конечную победу над смертью. Вне связи с фёдоровским учением трудно объяснить особую привязанность писателя к своему герою: трудно понять, за что он награждает десятилетнего мальчика столькими добродетелями.

Сопротивление ребёнка «последнему врагу» человечества у А. Платонова носит активный характер: «Вася постоял около неё, а потом обнял корову снизу за шею, чтоб она знала, что он понимает и любит её». В данном поступке, как и в рассуждениях о томившемся в корове горе, тяжком, трудном, безысходном, способном только увеличиваться, прочитывается восходящая к Н. Ф. Фёдорову мысль о немом горе Вселенной, которое может услышать и понять только человек. Корова «своё горе /…/ не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек». Предназначение человека состоит ещё и в том, чтобы помочь изжить горе тем, кто сам не в состоянии справиться с ним. Васины любовь и понимание не смогли избавить корову от страданий и смерти. Но автору важен не столько результат усилий героя, сколько его естественная готовность противостоять стихии смерти. Детское неприятие смерти, свидетельствующее о душевном здоровье и жизнестойкости «фактических жителей» грядущего, – залог того, что «последний враг» человечества будет повержен.

Уже не раз отмечалось, что о паровозе А. Платонов говорит как о живом существе. Как к живому, относится к нему Вася. «Вася направился с фонарем к паровозу, потому что машине было трудно и он хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь». Как всё живое, паровоз смертен, его жизнь целиком находится в руках человека. Вася чувствует себя «важнее паровоза», потому что своими знаниями и умениями заставляет отступить подстерегавшую машину смерть.

Присущее всякому ребёнку любопытство (желание понять, отчего работает то или иное устройство, объяснить мир так, чтобы всё в нём было понятно) получает у А. Платонова весьма характерное толкование: «Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют». В Васиной мýке, его стремлении прикоснуться к тайнам жизни «просвечивает» фёдоровская мечта о человеке, способном превратить стихийно-разрушительный ход природных сил в сознательно-созидательный.

С образом Васи А. Платонов связывает известные фёдоровские представления о том, что человек «питается» жизнью других – растений, животных, себе подобных. Писатель, по словам С. Г. Семёновой, любил подчёркивать: «…В человеке живая плоть мира, которую он убивает и пожирает, должна идти на высшее: на рост его ума, творческих сил, согревание души, чтобы в конечном итоге сделать его способным на самое дерзновенное: спасение мира от закона всеобщего пожирания»14.

В детализации того, чем именно Вася и его семья обязаны корове (ср.: «…Из неё ели молоко мать, отец и я»; «Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости»), опредмечивается принципиальная для автора мысль о существовании человека за счёт чужой жизни. Как и мечтал А. Платонов, его юный герой, поглощая живую плоть мира и таким образом включаясь в общую жизнь, «приобретает» не только сытость, но и хорошую душу, тратит силы действительно на высшее – на противостояние смерти.

«Идея жизни» кульминирует в финале произведения, в сочинении Васи. Корова умерла, но детское сознание не желает покориться свершившемуся факту и оставляет корову жить. Если нельзя жить в мире, живи во мне, в моей памяти, – такова логика детского, по Платонову, самого правильного взгляда на жизнь.

Именно эту специфику не учитывают, когда пишут, что Вася «ещё не знает того, что уже давно известно взрослым людям, он только постигает этот устойчивый жизненный порядок, безжалостный к бессловесным существам», отсюда и грусть, сопровождающая процесс узнавания жизни и её законов15.

Рассказ не о том, как Вася понял, что всё живое смертно. Рассказ о том, как детская душа противится смерти. О смерти мальчик знал ещё до того, как умер телёнок и погибла корова. С призывом «не умирай!» он обращался к молодому человеку, которого увидел в окне проезжавшего мимо поезда. Автор акцентирует внимание на отношении Васи к смерти как к тому, чего не должно быть на свете, его стремлении действовать вопреки ей («помнить», «не забывать»). Что касается платоновской грусти, то о ней очень точно сказала С. Г. Семёнова: «В чувстве грусти для Платонова большой залог и обещание, грустно – значит, нехорошо всё происходит, не должно так быть. В грусти и тоске – в отличие от скуки – выход за себя, начало движения, стремление к идеалу, находящемуся вовне и выше. Это очень важное для Платонова чувство, он его лелеет так, что оно становится у него, можно сказать, важным нравственным чувством. Это чувство зовёт спасти всё живое»16.

Здесь уместно напомнить об одном из литературных подтекстов «Коровы», на который обратила внимание Е. Д. Толстая, – на историю о корове, рассказанную В. В. Розановым в письме к Э. Голлербаху. Воспроизведём её: «И вот корова умерла. Она была похожа на мамашу и чуть ли тоже “не из роду Шишкиных”. Не сильная, она перестала давать молоко. Затвердение в вымени. Позвали мясника. Я смотрел с сеновала. Он привязал её рогами к козлам или чему-то. Долго разбирал шерсть на затылке: наставил и надавил: она упала на колени и я тотчас упал (шалость, страх). Ужасно. И какой ужас: ведь – кормила, и зарезали. О, о, о… печаль, судьба человеческая (нищета)»17. Е. Д. Толстая объясняет отмеченную ею параллель следующим образом: «На то, что платоновский текст, возможно, связан с розановским, указывает имя героя рассказа – мальчика Васи Рубцова, которого, как и Васю Розанова, потрясает смерть коровы. Фамилия “Рубцов” может быть глубоко мотивирована идеей “Рубца-травмы”, которая и является предметом обоих текстов, а также глаголом “рубить”, который актуализируется постольку, поскольку речь идёт о забое скота»18.

Переклички между двумя текстами несомненны, как несомненны и весьма существенные отличия. В. В. Розанов вспоминает свои детские впечатления (ужас, охвативший его при виде убитой коровы), чтобы выразить скорбь по поводу жалкого удела всего живого и человека в том числе. А. Платонов рассказывает о корове, мальчике и паровозе, чтобы восхититься инстинктивной детской способностью сказать смерти «нет!». В фокусе его произведения – не отчаяние ребёнка, а его [ребёнка] сопротивление величайшей природной несправедливости.

В стремлении героя разделить участь попавшего в беду есть элемент жертвенности. Непосредственно он выражен в словах Васи: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше…» Жертвенность прочитывается как искупление вины перед умершими. Из чувства вины, по Платонову, и возникает стремление изменить привычный ход вещей, приводящий всё живое к гибели.

Васю волнует и влечёт к себе весь мир. Он буквально заворожён далью. В финале зов дали и пространства приобретает весьма характерные обертоны: «Где корова и её сын – телок? Неизвестно». «Где, кто – звучит вопрос и зовёт найти»19, – комментирует сходные ситуации в других платоновских произведениях С. Г. Семёнова. Зов дали и пространства исследовательница интерпретирует как возрождение наивной, детской, безудержной скорби по унесённым смертью: «По Фёдорову, в этом зове проступает архаичный пласт психики человечества, запечатлённый в древних мифах о поисках “страны умерших” с целью их вызволения оттуда»20.

В приверженности А. Платонова фёдоровским заветам убеждает сопоставление рассматриваемого рассказа с рассказом «Корова» Л. Толстого. В том и другом произведении речь идёт о гибели коровы и покупке новой. Семья овдовевшей Марьи бедна; небольшой достаток и в Васиной семье. Приобретение новой коровы, требующее серьёзных затрат, для обеих семей сопряжено с лишениями. Бабушка, оставив Марью одну с шестью детьми, уходит на службу в барский дом и лишь через год приносит необходимые 20 рублей. Отец Васи деньги на покупку новой коровы тоже должен «собирать» – «профсоюз, касса, служба /…/ – оттуда, отсюда». В той и другой семье корова – кормилица, «без неё трудно». Обеим семьям в трудную минуту на помощь приходят люди. У Л. Толстого соседка сидит с детьми, когда мать и бабушка едут на базар, сосед дядя Захар отправляется вместе с ними, чтобы помочь в выборе коровы. У А. Платонова машинист отдаёт отцу Васи свою премию. В том и другом рассказе идиллически окрашенные финалы. В «были» Л. Толстого дети сидят кругом и наблюдают за тем, как мать доит корову. «Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину». В рассказе А. Платонова возвращается из школы Вася, приходит с линии отец и показывает матери 100 рублей, «две бумажки, которые ему бросил с паровоза машинист в кисете из-под табака».

На фоне отмеченных совпадений отчётливо видны различия. Л. Толстой характеризует внутреннее состояние коровы двумя словами: «Бурёнушка скучна». А. Платонов на протяжении всего повествования фиксирует внимание на том, о чём думала и что чувствовала корова. У Л. Толстого корову убивают, потому что она всё равно «жива не будет». У А. Платонова потерявшая телёнка корова сама ищет смерть и находит её под колёсами поезда. В рассказе Л. Толстого в смерти коровы повинен мальчик, бросивший в лоханку мелкие стёклышки от разбитого им стакана, надеявшийся таким образом скрыть от матери свой проступок. В рассказе А. Платонова ребенок всеми силами стремится предотвратить несчастье, а его отец, продав телёнка на мясо, делает лишь то, что делают все, кто растит «живность».

Трудно не заметить полемики А. Платонова с Л. Толстым. Слишком прочно он «подключил» рассказ к хрестоматийно известному сочинению своего великого предшественника (даже название произведения сохранил), слишком откровенно (на свой лад) «переписал» его центральную коллизию. Мотивы полемики, как кажется, выходят за пределы рассматриваемых рассказов и объясняются разным отношением писателей к Н. Ф. Фёдорову и его учению.

Известно, что вопрос о смерти был одним из самых мучительных для Л. Толстого, что Толстой-моралист спасение связывал с праведной жизнью, предполагавшей нравственное самоусовершенствование, просветление души. Известно также, что Л. Толстой был лично знаком с Н. Ф. Фёдоровым и высоко ценил его «Философию общего дела». Однако фёдоровскую веру в грядущую победу над смертью писатель не разделял. Н. Ф. Фёдоров надеялся на преображение всего природно-космического порядка, призывал отказаться от пассивного отношения к миру. «Фёдоровскому воскрешению как высшей ступени нравственности, его призыву к реальному преображению мира и человека, – пишет С. Г. Семёнова, – Толстой противопоставил призыв к духовному, моральному воскресению: “не плотское и личное восстановление мёртвых, а пробуждение жизни в боге”»21.

А. Платонову импонировал фёдоровский пафос действия, конструктивный характер веры философа в безграничные возможности человека, в том числе и в возможность победы над «последним врагом» человечества. Поэтому его Вася своим трудом, знаниями и щедростью души увеличивал «вещество» жизни, в то время как дети из толстовской «были» только страдали (плакали, виновник несчастья Миша испытывал муки совести, «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы», «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мёртвую, бурую голову Бурёнушки с открытыми глазами и красной шеей»).

Отличия в разработке сходных коллизий связаны с тем, что писатели решали разные художественные задачи. «Корова» Л. Толстого входила в его «Новую азбуку» (1875), адресованную детям, вместе с грамотой осваивавшим и нормы человеческого поведения. Отсюда и назидательный характер произведений (всякий скрытый проступок чреват непредсказуемыми последствиями, всё тайное становится явным и т. п.). Подзаголовок «быль» призван усилить «правдивость» рассказа и непреложность его морали. А. Платонов писал о детях, но не только и не столько для детей. Проблематика рассказа неразрывно связана с магистральной для творчества писателя «идеей жизни». Подчёркнутая «положительность» героя во многом объясняется возлагаемой на него миссией «спасителя Вселенной».

Итак, от связи рассказа с личной трагедией писателя к авторской «идее жизни», прочитывающейся в поступках и мыслях Васи Рубцова, – такой путь анализа «Коровы» кажется оптимальным, адекватным художественному материалу. Сопоставление двух редакций Васиного сочинения может быть предложено в качестве задания для творческой работы, целью которой должен стать ответ на вопрос: «Какой из двух вариантов сочинения более всего соответствует задаче финала – открывать новые смысловые грани событий, о которых шла речь в произведении?» Положенное в основу беседы сравнение платоновского рассказа с «былью» Л. Толстого позволит отчётливее увидеть «идеальность» героя и её концептуальную зависимость от авторской «идеи жизни».

——

1. См.: Шенкман В. И. «С каждым спаяно моё сердце…». Уроки по творчеству А. Платонова в 6 классе // Литература в школе. 1995. № 2. С. 77; Ерманенок Е. М. Сила материнской любви: рассказ «Корова». 6 класс // Литература в школе. 1997. № 2. С. 127-131; Мезенцева В. А. Рассказ А. Платонова «Корова». 5 класс // Литература в школе. 1999. № 7. С. 90-92; Романова Г. И. Рассказ А. Платонова «Корова» в 6 классе: Сюжет, повествование, персонаж и характер, композиция // Русская словесность. 2000. № 6. 13-18; Горбунова Е. «С каждым спаяно моё сердце…». Урок-мастерская по рассказу А. Платонова «Корова». 6 класс // Литература. 2001. № 9. С. 13 /Приложение к газете «Первое сентября»/; Науменко Г. П. «В сердце все человеческое богатство». Рассказы А. Платонова. 6 класс // Литература в школе. 2002. № 4. С. 40-42.
2. Платонов А. Рассказы. М., 1962. См. об этом: Чалмаев В. А. Примечания // Платонов А. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. М., 1985. С. 558.
3. Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. М., 1993. № 1. С. 283.
4. Там же. С. 288-296.
5. Цит. по: Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926-1946). Указ. изд. С. 292.
6. Цит. по: Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926-1946). Указ. изд. С. 210.
7. Там же. С. 210.
8. Платонов А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 3. М., 1985. С. 250.
9. Таратута Е. Повышенное содержание совести // Андрей Платонов: Воспоминания современников: Материалы к биографии. Сборник. М., 1994. С. 102.
10. Подробности семейной трагедии – в письме А. Платонова от 22.04.1946, адресованном другу Виктору Бокову: «У меня в жизни большие перемены. В январе 1943 года умер мой сын Тоша, умер в Москве от туберкулёза, и сейчас уже четвёртый год, как он лежит в могиле. От него остался ребёнок, мой внук, ему сейчас 3 ½ года. К сожалению, вдова Тоши отказала мне в том, чтобы я усыновил внука. А недавно Тамара (вдова Тоши) вышла замуж за военного и уехала с новым мужем и моим внуком на место службы своего мужа и там живёт». См.: Шошин В. А. Из писем к Андрею Платонову (по материалам Рукописного отдела Пушкинского Дома // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1995. С. 193.
11. Там же. С. 193.
12. Семёнова С. Г. Философский абрис творчества Платонова // Семёнова С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х гг. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001. С. 471.
13. См.: Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982; Семёнова С. Г. Этика «общего дела» Н. Фёдорова: Из цикла «История этических учений». М., 1989.
14. Семёнова С. Г. «В усилии к будущему времени…» (Философия Андрея Платонова) // Семёнова С. Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989. С. 323.
15. Романова Г. И. Рассказ А. Платонова «Корова» в 6 классе: Сюжет, повествование, персонаж и характер, композиция. Указ. изд. С. 17.
16. Семёнова С. Г. «В усилии к будущему времени…» (Философия Андрея Платонова). Указ. изд. С. 331.
17. Цит. по: Толстая Е. Д. Литературные аллюзии в прозе Андрея Платонова // Толстая Е. Д. Мирпослеконца: Работы о русской литературе XX века. М., 2002. С. 259.
18. Там же. С. 359.
19. Семёнова С. Г. «В усилии к будущему времени…» (Философия Андрея Платонова). Указ. изд. С. 335.
20. Семёнова С. Г. Философский абрис творчества Платонова. Указ. изд. С. 481.
21. Семёнова С. Г. Об одном идейно-философском диалоге (Толстой и Николай Фёдоров) // Семёнова С. Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. Указ. изд. С. 117.

К 200-летию
И. С. Тургенева

Архив «Филолога»:

Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)

  • Кто написал рассказ конек горбунок
  • Кто написал рассказ кисточка
  • Кто написал рассказ каша из топора
  • Кто написал рассказ капитанская дочь
  • Кто написал рассказ капитанская дочка