Кто написал рассказ мцыри

1

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
3а гранью дружеских штыков.

2

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днем приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил:

3

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.

4

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем? . Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, —
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

5

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!

6

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…

7

И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных… и как сон
Все это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей…
В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождем
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней.

8

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..

9

Бежал я долго — где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилег между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Гроза утихла. Бледный свет
Тянулся длинной полосой
Меж темным небом и землей,
И различал я, как узор,
На ней зубцы далеких гор;
Недвижим, молча я лежал,
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
Змея скользила меж камней;
Но страх не сжал души моей:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.

10

Внизу глубоко подо мной
Поток усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою…
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез.

11

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Все, что я чувствовал тогда,
Те думы — им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Тонул, пока полдневный зной
Мои мечты не разогнал.
И жаждой я томиться стал.

12

Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты,
С плиты на плиту я, как мог,
Спускаться начал. Из-под ног
Сорвавшись, камень иногда
Катился вниз — за ним бразда
Дымилась, прах вился столбом;
Гудя и прыгая, потом
Он поглощаем был волной;
И я висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Лишь только я с крутых высот
Спустился, свежесть горных вод
Повеяла навстречу мне,
И жадно я припал к волне.
Вдруг — голос — легкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд
И жадно вслушиваться стал:
И ближе, ближе все звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настает,
Незримый дух ее поет.

13

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Кувшина звон, — когда струя
Вливалась медленно в него,
И шорох… больше ничего.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
И шла, хоть тише, — но легко,
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь…
И затворилася опять! .
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
И если б мог, — мне было б жаль:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

14

Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.
И странной сладкою тоской
Опять моя заныла грудь.
Я долго силился вздохнуть —
И пробудился. Уж луна
Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней,
Как за добычею своей,
Объятья жадные раскрыв.
Мир темен был и молчалив;
Лишь серебристой бахромой
Вершины цепи снеговой
Вдали сверкали предо мной
Да в берега плескал поток.
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

15

Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.

16

Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг во ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, — и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

17

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

18

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..

19

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Еще они не заросли
И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
Побрел я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

20

Я вышел из лесу. И вот
Проснулся день, и хоровод
Светил напутственных исчез
В его лучах. Туманный лес
Заговорил. Вдали аул
Куриться начал. Смутный гул
В долине с ветром пробежал…
Я сел и вслушиваться стал;
Но смолк он вместе с ветерком.
И кинул взоры я кругом:
Тот край, казалось, мне знаком.
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал,
И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..
Еще в сомненье погружен,
Я думал — это страшный сон…
Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине —
И тут все ясно стало мне…
О, я узнал его тотчас!
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!..
И слушал я без слез, без сил.
Казалось, звон тот выходил
Из сердца — будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

21

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь…
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
На мне печать свою тюрьма
Оставила… Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

22

И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
Мою усталую главу:
Иссохший лист ее венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне.
Сверкая быстро в вышине,
Кружились искры, с белых скал
Струился пар. Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
Хотя бы крикнул коростель,
Иль стрекозы живая трель
Послышалась, или ручья
Ребячий лепет… Лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
Сверкая желтою спиной,
Как будто надписью златой
Покрытый донизу клинок,
Браздя рассыпчатый песок.
Скользила бережно, потом,
Играя, нежася на нем,
Тройным свивалася кольцом;
То, будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она
И в дальних пряталась кустах…

23

И было все на небесах
Светло и тихо. Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной.
Внизу Арагва и Кура,
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов,
По корням шепчущих кустов
Бежали дружно и легко…
До них мне было далеко!
Хотел я встать — передо мной
Все закружилось с быстротой;
Хотел кричать — язык сухой
Беззвучен и недвижим был…
Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред. Казалось мне,
Что я лежу на влажном дне
Глубокой речки — и была
Кругом таинственная мгла.
И, жажду вечную поя,
Как лед холодная струя,
Журча, вливалася мне в грудь…
И я боялся лишь заснуть, —
Так было сладко, любо мне…
А надо мною в вышине
Волна теснилася к волне.
И солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны…
И рыбок пестрые стада
В лучах играли иногда.
И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась. Чешуей
Была покрыта золотой
Ее спина. Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок…
И надивиться я не мог:
Ее сребристый голосок
Мне речи странные шептал,
И пел, и снова замолкал.
Он говорил: «Дитя мое,
Останься здесь со мной:
В воде привольное житье
И холод и покой.

*

Я созову моих сестер:
Мы пляской круговой
Развеселим туманный взор
И дух усталый твой.

*

Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.

*

О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою…»
И долго, долго слушал я;
И мнилось, звучная струя
Сливала тихий ропот свой
С словами рыбки золотой.
Тут я забылся. Божий свет
В глазах угас. Безумный бред
Бессилью тела уступил…

24

Так я найден и поднят был…
Ты остальное знаешь сам.
Я кончил. Верь моим словам
Или не верь, мне все равно.
Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной,
И повесть горьких мук моих
Не призовет меж стен глухих
Вниманье скорбное ничье
На имя темное мое.

25

Прощай, отец… дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне…
Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму
И возвратится вновь к тому,
Кто всем законной чередой
Дает страданье и покой…
Но что мне в том? — пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют…
Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

26

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!
И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот
И что вполголоса поет
Он мне про милую страну.
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»

История создания поэмы «Мцыри»

История создания поэмы «Мцыри», известной романтической поэмы М. Лермонтова, могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы». Но понадобилось достаточно много времени, почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился. Самым сложным оказалось найти те идеалы, за которые мог бы погибнуть герой.

В 1830 году Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь. Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря. Однако эти ранние разработки (позднее включенные в текст «Мцыри») не могли удовлетворить Лермонтова. Главное произведение еще ждало его впереди.

Следующим этапом в истории создания «Мцыри» становятся впечатления Лермонтова от природы Кавказа. Говорят, что все мы родом из детства – и великий поэт не становится исключением. Еще ребенком бабушка привозит его на Кавказ лечиться. Здесь он знакомится с величественной природой, слушает горные легенды. Одна из таких легенд, кавказские предания о юноше и тигре, позднее отобразится в «Мцыри» в сцене битвы с барсом.

Став взрослым, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, и воспоминания детства вспыхивают перед ним с новой силою. Особенно поражает его старая Военно-грузинская дорога. «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».

Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.

Искренний рассказ не мог не произвести на Лермонтова впечатления. Соединив услышанное от монаха со своими более ранними набросками, поэт создает окончательный вариант поэмы. Интересно, что он практически не изменил рассказанного монахом, за исключением одной ключевой детали. Герой «Мцыри» не может смириться с монастырем, это остается для поэта наиболее важным. Так рождается романтическое произведение «Мцыри».

У литературоведов существуют сомнения в точности поэтичной легенды о создании «Мцыри», изложенной все тем же Висковатовым. Одно, по крайней мере, точно не вызывает сомнений – такая история вполне могла произойти в то время. Война России с Грузией послужила причиной для появления множества детей-пленных, отличающихся неугасимой любовью к своему краю. Известен и еще одни похожий случай, который также наверняка был знаком Лермонтову: печальная история художника П. З. Захарова. Он, по рождению чеченец, также был захвачен в плен русскими. Все тот же генерал Ермолов привез его в Тифлис, где он и вырос.

Разумеется, какая бы из историй не лежала на самом деле в основании поэмы, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить ее из простого рассказа о военных событиях в гениальную поэму. Создание «Мцыри» Лермонтова потребовало от него многих лет вдохновенного труда, а их результат восхищает читателей и поныне

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Эльза Садрисламова-Нигматьянова

    18/18

  • Сергей Киреев

    16/18

  • Татьяна Батунина

    18/18

  • Salomatsho Azizmamadov

    18/18

  • Соня Соня

    14/18

  • Наталья Садовская

    16/18

  • Нам Азербайджанец

    18/18

  • Вероника Сачкова

    15/18

  • Даня Абдешов

    16/18

  • Алихан Куятинов

    18/18

Поэма Лермонтова «Мцыри»

Кратко об истории создания

«Мцыри» Лермонтов хотел написать еще тогда, когда ему было 17 лет. Но в этом возрасте он бы не мог создать такую глубокую поэму — писателю не хватало жизненного опыта и мудрости. Сложнее всего для Лермонтова было подобрать идеалы, ради чего юный монах был готов умереть. И только через много лет он нашел то, ради чего нужно насмерть бороться — за свободу.

В 1830 г. он создает произведение «Исповедь», этому поспособствовали не самые радужные переживания писателя. Он пережил неудачи в любви, измену друзей, смерть родных. В основе повествования находится монолог монаха, ожидающего казни и закрытого в келье монастыря. Лермонтов так и не закончил поэму и позже включил ее в «Мцыри».

«Боярин Орша» также будет в дальнейшем дополнением к произведению. Главный персонаж этой поэмы тоже воспитанник монастыря.

Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ

Но на этом история создания «Мцыри» Лермонтова не завершается. Писателя за стихотворение «Смерть поэта», которое было посвящено Пушкину, в 1837 г. отправляют в ссылку на Кавказ. Здесь он пробыл два месяца, но удивительные пейзажи восхитили Лермонтова. В дальнейшем в «Мцыри» он ярко опишет природу, связав ее с душой юного монаха, который вырвался на свободу.

Но это не первый визит Лермонтова на Кавказ. В детстве он посещал его с бабушкой. Первым ярким воспоминанием писателя была история из местных преданий. Она рассказывала о молодом человеке, который сражался с барсом в смертельной битве и победил животное. Это также в последующем войдет в «Мцыри».

Горский фольклор и красота Кавказа вошли в основу многих сочинений. Как писал в своих сообщения критик Висковатов: «На творчество Лермонтова особо повлияла старая грузинская дорога, которая была полна древних преданий и легенд».

Проезжая по этой дороге, писатель попадает в город Мцхета. Здесь он повстречал монаха, который жил в монастыре. Последний рассказал ему историю. Маленьким мальчиком его выкрал генерал Ермолов, но после отдал в монастырь, поскольку юноша заболел и не мог ехать дальше. Он рос и тосковал по дому. Часто пытался бежать. Но после одной из неудачных попыток бегства заболел, это чуть не стоило ему жизни. После выздоровления мальчик все-таки смирился с судьбой и начал жить в монастыре. Именно после этого рассказа Лермонтов и написал «Мцыри», используя его как основу.

Содержание поэмы

В начале произведения автор описывает предысторию, как Мцыри попадает в монастырь. Русский генерал везет пленного мальчика, который заболел и был слаб. Юношу приютили в монастыре и вылечили.

В основе повести находится исповедь главного персонажа, который признался, что не был счастлив все это время. Монастырские стены для молодого человека равносильны заключению, в этом месте мальчику не найти взаимопонимания. За 3 дня свободы он прожил всю свою жизнь:

 3 дня свободы Мцыри

  1. В первый день юноша вспомнил отца и детство. Он почувствовал свое основное назначение, понял, какая кровь протекает в его венах.
  2. На второй день он встретил юную девушку, идущую за водой. Вероятно, это первая женщина, встретившаяся ему за последние долгие годы.
  3. На третий день он сражается с тигром. Он инстинктивно дерется с животным, поскольку в монастыре его не обучали военному искусству. Ощущение опасности разбудило в мальчике его подлинное воинственное начало, он побеждает зверя.

Израненный и слабый, он не знает, куда нужно идти, делает круг и возвращается в свой плен — в монастырь. Перед смертью завещает похоронить тело в цветущем саду.

Жанр «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из основных ее черт является отражение идей главного персонажа. Мальчик пытается освободиться, для него свобода — главная цель в жизни. Ради этой мечты он готов отдать собственную жизнь. Это относит Мцыри к романтическим героям.

Не только Михаил Юрьевич в сочинениях описывал этот жанр поэмы. К примеру, «Мцыри» можно сравнить с повестью Рылеева «Наливайко», здесь сюжетная линия относится к временам борьбы казаков за свободу.

Еще одна особенность романтической поэмы — исповедальный характер. Исповедь содержит рассказ о мечтах и надеждах главного персонажа, его признания иногда даже неожиданные.

Описание героя

В кавказском языке есть несколько переводов слова «мцыри»: пришелец и послушник. Вначале автор хотел назвать произведение «бэри», это обозначает — монах, но именно «мцыри» полностью отображает суть героя.

Юношу не пытают, не заставляют изнурительно трудиться. Но есть несколько причин, почему герой страдает в монастыре:

Юноша Мцыри

  1. Мечта мальчика обрести близкого человека, даже не родного, но одной национальности, одной крови. Выросший в одиночестве, он хотел хоть на миг почувствовать тепло понимающей души.
  2. Вторая цель — свобода. Все время, которое он провел в монастыре, он не называл жизнью, а лишь на воле осознал, кем является в действительности.

Нужно сказать, что, невзирая на поражение, главный герой не жалуется на судьбу, а уверенно принимает испытание и даже рад, что его тоскливую жизнь смогли украсить три дня на свободе.

Нельзя создать романтический образ без мотива любви. Это описано в исповеди, когда мальчик признался в любви к юной грузинке. В битве с тигром герой проявляет невероятную храбрость, но юноше не суждено остаться на свободе и быть счастливым. Так автор видит воплощение темы судьбы в поэме «Мцыри».

Проблематика и тематика

Проблема угнетения человека все время беспокоила писателя. Он любил Кавказ, был здесь в детстве, несколько раз его отправляли сюда на войну. Лермонтов храбро сражался, но при этом в душе сочувствовал невинным гражданским людям этой политической кампании. Эти переживания автор описал в образе главного персонажа произведения.

Вроде бы герой должен поблагодарить генерала, поскольку по его милости не умер на войне еще в детстве, однако нахождение в монастыре он жизнью не называет. Так, показав жизнь одного человека, Лермонтов изобразил судьбы множества людей, это помогло читателям абсолютно по-другому взглянуть на войну.

Также Лермонтов поднимает следующие темы:

Мцыри рассказывает все монаху

  1. Одиночество. Одна из причин, почему Мцыри бежал — поиск родных по духу людей. Он одинок среди монахов и больше чувствует родство с природой, чем с этими людьми. Юноша вырос сиротой, он посторонний для двух миров: и для горцев, и для монахов. Монастырь для него тюрьма, а к самостоятельной жизни Мцыри оказался неподготовленным.
  2. Свобода. Она в поэме раскрывается на нескольких уровнях. Первый — глобальный: Кавказ подчиняется России, второй — относится лично к Мцыри, который мечтает о свободной жизни. Он не хочет смиряться со своим заключением в монастырских стенах и решается на побег. Однако от судьбы убежать не получилось, и молодой человек возвращается в ненавистный монастырь.
  3. Любовь. У Мцыри нет друзей, он не знает, что такое семья, у него остались только детские светлые воспоминания. Однако встреча с юной девушкой пробуждает в нем новые чувства. Герой осознает, что счастливым он может быть и сейчас, необходимо лишь отыскать правильную дорогу, но судьба распорядилась по-другому.
  4. Война. Главный персонаж не принимал участия в сражениях, однако был рожден для этого. Его отец являлся храбрым защитником своей страны, при этом сын становится жертвой войны, которая оставила юношу сиротой.

В поэме писатель также затронул политические и общественные проблемы, которые вытекают из каких-либо насильственных действий со стороны государства. Официально сражаются лишь солдаты, но в действительности в кровавый круговорот вовлекаются и обычные жители.

Идея и смысл

Все произведение построено на контрасте свободы и тюремного заключения, однако в контексте того времени, когда жил писатель, этим двум понятиям намного шире придавали значение. Не зря, опасаясь цензуры, Лермонтов сам исправлял определенные моменты.

Восстание декабристов

Несостоявшееся бегство молодого человека — это аллегория на восстание декабристов, плен в монастырских стенах — гнет власти, обреченный на неудачные попытки получить свободу. Так Лермонтов зашифровал главную мысль в «Мцыри» от цензуры, чтобы читатели самостоятельно нашли ее между строк.

Автор описывает в произведении проблему завоевания Кавказа, а также события 1825 года. Он наделил главного персонажа бунтарским характером, выносливостью и храбростью, при этом юноша благороден: невзирая на печальную участь, он ни на кого не злится. В этом и заключается смысл поэмы — изобразить мятеж души без жажды отомстить, обреченный, но красивый и чистый порыв, какой и была Декабрьская революция.

Произведение заставляет подумать о том, что у каждой военной победы существует и обратная сторона медали. Кавказ присоединили к России в 1801 г., но во время этого пострадали и мирные граждане, и маленькие дети, как Мцыри. Лермонтов развивает гуманистическую тему, что это не должно произойти опять.

Отношение критиков

Литературное общество восторженно приняло «Мцыри». Писателя засыпали похвалами задолго до того, как непосредственно повесть была опубликована. К примеру, Муравьев говорит о прочтении Лермонтовым только написанного произведения: «…Никакое сочинение не смогло произвести на меня такого сильного впечатления». Аксаков написал о великолепном авторском прочтении «Мцыри» на дне рождении у Гоголя в 1840 г.

Критик Белинский

Самый знаменитый критик той эпохи Белинский высоко оценил эту поэму. В статье об этом произведении он подчеркнул, как удачно Лермонтов выбрал ритм и структуру, и сравнил звук стихов с ударами клинков. Он увидел в этом сочинении отражение самого писателя и был восхищен описанием природы.

Своим произведением Лермонтов призывает противостоять судьбе, не терять надежды. И даже при неудаче не ругать жизнь, а мужественно пройти через все испытания.

«Мцыри» (история создания)

Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Но поэт долго шел к этому произведению. В раннем детстве бабушка привозила его на Кавказские воды лечиться. Необычная природа настолько поразила его своими красотами, произвела на него настолько глубокое впечатление, что оно сохранилось в душе мальчика на долгие годы.

В 17 лет он записал в своем дневнике:

В дневнике ничего не говорится о Кавказе. Почему возникла идея написать о монахе и его идеалах, поэт не говорит. Возможно, была какая-то встреча с неким монахом ровесником, и беседа с ним произвела на поэта глубокое впечатление. Зародился замысел, пока аморфный расплывчатый. И от этого замысла до создания шедевра должно было пройти долгие 12 лет. За эти годы из-под пера молодого поэта появятся поэмы «Исповедь» и «Боярин Орша», но они не удовлетворили поэта. Это было не то, к чему он стремился,

Однажды проезжая по военно-грузинской дороге (но не по той, по которой сегодня ездят в Грузию туристы из России, а по старой, существовавшей в позапрошлом веке), Лермонтов, будучи офицером царской армии, познакомился со стариком-монахом, жившим в старом, заброшенном монастыре. И тот рассказал ему о себе, о том. как его оставил в монастыре русский генерал. Рассказ поразил Лермонтова. Это была та самая идея, которой так не хватало поэту. Идея воли и свободы.
Интересно, задумывался ли поэт о том, что желания нередко исполняются, и когда человек чего-то хочет, и не просто хочет, но стремится к воплощению своей идеи, события складываются таким образом, что исполнение желания приближается к реализации. Сейчас это называется позитивным мышлением. Впрочем, не будем отвлекаться от истории создания поэмы «Мцыри».

Лермонтов полюбил Кавказ с детских лет, когда приезжал сюда вместе с бабушкой в 1818, 1820 и 1825 годах.

Впоследствии судьба забрасывала поэта против его воли:

  • В 1837 году он был сослан за стихотворение «На смерть поэта». Именно тогда он был покорен красотой военной грузинской дороги и услышал историю мальчика-послушника.
  • В 1840 году за дуэль с французом Барантом.
  • В январе 1841 года Лермонтову было отказано в отставке и предписано вернуться на службу.

Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов.

Два года ушло у Лермонтова на создание поэмы. Он несколько раз переделывал ее. Так, сначала он назвал ее «Бэри», а потом переименовал в «Мцыри». Изменил эпиграф. В первом варианте поэмы эпиграф звучал в переводе так: «У каждого есть только одно отечество». В поэме была строфа, рассказывавшая о том, что в бреду видел грозных всадников, сражающихся за свою свободу. И с ними был отец юноши. Из соображений цензуры Лермонтов удалил эту и несколько других строф.

Работая над поэмой, Лермонтов с удовольствием и вдохновенно читал ее друзьям. А.Н. Муравьев вспоминал, как однажды застал Лермонтова за работой над поэмой

По свидетельству С.Т. Аксакова в день имени Гоголя Лермонтов был у писателя в гостях. Сергей Тимофеевич писал:

Поэма была опубликована в прижизненном издании поэта в 1840 году.

Оценка статьи:

Загрузка…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • История создания поэмы «Мцыри»

История создания поэмы «Мцыри»

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем в 1839 году. К этому творению поэт шел долго.

Мысли рассказать историю о монахе, погибающем в стенах монастыря, появились у поэта еще в юности. В подтверждение этому имеются записи в дневнике поэта. 17-летний Михаил Юрьевич мечтал написать историю жизни молодого монаха».

Понадобился длительный срок, около 10 лет, чтобы задумки поэта осуществились. Очень долго искал Лермонтова идеалы, цепляющие душу, за которые был готов отдать жизнь герой.

Создание «Мцыри» — это плоды многолетнего вдохновенного труда Михаила Юрьевича, а их результат радует читателей и поныне. Два года потратил Лермонтов на сотворение поэмы. Он несколько раз перерабатывал ее. Менял названия.

В изначальном варианте произведение носило название «Бэри». К первоначальному названию поэтом была сделана пометка: «Бэри, значит монах». Но герой поэмы только готовится стать монахом. В связи с этим и было связано изменение названия. «Мцыри» в переводе с грузинского языка значит «послушник». С этим названием произведение было опубликовано в прижизненном издании в 1840 году.

История поэмы интересна тем, что Лермонтов услышал ее из уст героя. Со слов родственников поэта, во время путешествия по Военно-грузинской дороге, Лермонтов встретил пожилого монаха. Они разговорились, монах рассказал о своей жизни и детстве. В детстве из-за болезни его оставили при монастыре, так как он не мог продолжить путешествие. Монах предпринимал несколько попыток сбежать. Одна из попыток едва не лишила его жизни, после чего были оставлены мысли о побеге. В своей поэме Лермонтов изменил один факт – его герой не смирился с обстоятельствами, с жизнью в монастыре. И воплощена эта борьба в сцене с барсом.

Во время работы над поэмой, Лермонтов с удовольствием и вдохновением зачитывал ее друзьям.

В числе первых слушателей был и А. Н. Муравьев. Впоследствии в своих мемуарах А.Н.Муравьев выражал восхищение талантам Михаила Юрьевича, его имением играть словами и оживлять поэзией события, чувства и природу.

Сделать поэму живой, насыщенной и полной чувств помогла любовь автора к Кавказу, и впечатления от природы Кавказа, от старинных историй и легенд, которые в детстве слушал маленький Миша, пребывая на Кавказе вместе с бабушкой.

И огромный талант поэта дал возможность передать эти события читателям, чтобы каждый мог прочувствовать и пережить события вместе с героем.

2 вариант

Идея написать о монахе, который оказался в монастыре не по своей воле, появилась у поэта еще, когда ему было 17 лет. У себя в дневнике Лермонтов писал: ‘Написать записки молодого монаха 17-ти лет’, ‘Страстная дума таится – Идеалы’. Но только через 10 лет эта идея начала воплощаться в жизнь. Найти идеалы юного монаха, за которые тот мог бы погибнуть, оказалось непростой задачей.

В 1830 году рождается ‘Исповедь’: поэма, где монах платит своей жизнью за любовь. Через некоторое время поэт пишет новое произведение, ‘Боярин Орша’, где главным героем является тоже воспитанник монастыря. Данные поэмы были лишь предпосылками к основному произведению.

Лермонтов знаком с Кавказом с детства, туда его отправляли на лечение. Кавказская природа произвела сильное впечатление на мальчика, что повлияло на творчество классика. Горное сказание, гласящее о юноше и тигре, стала основой сцены битвы с барсом в ‘Мцыри’.

Уже будучи взрослым Лермонтов вернулся на Кавказ, где на него нахлынули детские воспоминания, сильнее всех отозвалась в сердце поэта старая Военно-грузинская дорога. И именно на этой дороге произойдет роковая встреча автора и будущего героя…

В 1837 году, проезжая по Военно-грузинской дороге, поэт встретил пожилого монаха, разговорившись, мужчина поведал о своей судьбе. Еще будучи совсем маленьким он был привезен русским генералом Ермоловым в монастырь. Из-за болезни мальчик не мог ехать дальше. Тоска по дому брала верх. Когда монах подрос, он отчаянно старался убежать, пока однажды такая попытка чуть не обернулась ему смертью, что сказалось на выборе жизни при монастыре.

Судьба нового знакомого оказалась тем, что так долго искал Лермонтов: соединив историю монаха и ранние наброски, создает поэму ‘Мцыри’ в том виде, котором мы ее знаем. Единственное, что автор изменил из услышанного рассказа, это конец: герой не может смириться с монастырем и добивается свободы.

Многие ученые сомневаются в правдивости этой версии написания поэмы. Однако нет сомнений, что судьба пожилого человека, которого встретил Лермонтов, вполне возможна для того времени: война между Россией и Грузией ‘породила’ большое количество детей-пленников, отличавшихся преданностью своей родине.

Есть и еще одна история: художник П.З. Захаров, по происхождению чеченец, оказался в плену у русских и был привезен генералом Ермоловым в монастырь. Там художник и вырос.

Но не так важен первоначальный источник произведения, как сама поэма. Лермонтов потратил несколько лет на то, чтобы найти и написать ту самую историю, которую задумывал с самого начала. И все его старания прошли не зря6 ведь его текст до сих пор отзывается у многих читателей.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания поэмы «Мцыри»

История создания поэмы «Мцыри»

Популярные сегодня темы

  • Биография Петра Гринева (Капитанская дочка)

    Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости

  • Сочинение на тему Письмо водителю

    Дорогой водитель! Я так рада, что мы всем автобусом едем отдыхать на море. Это намного лучше, чем сидеть в школе на уроках. Но вот мы едем и учимся. И так здорово, что вы включаете хорошую музыку

  • Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс

    На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.

  • Сочинение Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско по рассказу Бунина

    Бунин написал рассказ «Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско» в 1915 году и казалось бы, необходимо учитывать исторический контекст этого произведения. В разгаре Первая Мировая война

  • Сочинение Будущее начинается сегодня

    Новый месяц, неделя, год, день, час — это все начало чего-то нового: новых возможностей, новых событий, новой жизни. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны межу собой.

  • Кто написал рассказ недоросль
  • Кто написал рассказ муравей и стрекоза
  • Кто написал рассказ невский пирс
  • Кто написал рассказ музыкант
  • Кто написал рассказ не надо врать