Кто написал рассказ слово о русской земле

Рассказ начинается строками летописи, написанной в Древней Руси неизвестным летописцем. Подтверждается предположение учёных о том, что слово «Русь» обозначает страну озёр и рек…

Слово о русской земле читать

Слово о русской земле - Романовский С.К.

О светло светлая

и красно украшенная

земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

озёрами многими,

дивишь ты реками

и источниками местночтимыми,

горами крутыми,

холмами высокими,

дубравами частыми,

полями дивными,

зверьми различными,

птицами бесчисленными,

городами великими,

сёлами дивными…

…Всего ты исполнена,

земля Русская!..

Этим певучим строкам из «Слова о Русской земле» больше 700 лет. Русь — светлое, пригожее место, страна света.

Подтверждается предположение учёных о том, что слово «Русь» обозначает страну озёр и рек.

А где была эта страна?

Между реками Дунаем и Вяткой, между Чёрным и Белым морями. И была она населена руссами, или россами, или русскими. То есть людьми, живущими У воды.

Нашими предками.

Были они хлеборобами и горододельцами: распахали и засеяли землю, построили сёла и города.

В «Слове…» есть строки, которые не всем понятны. Поэт славит «источники местночтимые».

Что это такое?

Это родники.

На Руси они пользовались почитанием, были «местночтймыми».

За родниками смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетённый-сшитый из берёсты…

— Пейте досыта, люди добрые! Родниковая вода — самая чистая и целебная.

— Пейте, звери и птицы! Всем хватит.

— Пейте, деревья и травы! Что бы мы делали без вас?

Из-за родников-живунов и реки были рыбными и полноводными, а леса рослыми и густыми.

Там, где родники погибали, земля сиротела.

Было бы просто замечательно, ребята, если бы вы заботились хотя бы об одном роднике.

И в моей жизни жил-был родник и поил всех, да забыли его люди, перестали расчищать ему горловинку. Затянуло его грязью, и осталась одна земляная шишка.

Сначала о нём вспоминали, спрашивали, куда он делся. Потом и вовсе забыли про него.

Тогда с сыном моим Андреем мы взяли лопаты, расчистили родник до водяной жилы, провели канавку к реке.

И воспрянул родник!

Можете полюбоваться: у берёзок и осинок, среди мха — оконце влаги. А в нём, взмучивая песчаное дно, толкается, как сердечко, родничок. Сильно толкается. Станете пить — водяные толчки вам губы ощекочут. А на вкус вода — чисто берёзовый сок. Потянулись к роднику люди и лоси. Птицы прилетели. Жизнь вокруг него. Недаром же на Руси родники живунами зовут!

А кто надоумил оживить родник?

Да вот это «Слово о Русской земле» и научило-надоумило. Предки наши берегли родники, а мы разве хуже предков?

Не имеем права быть хуже.

Родники ещё умеют петь славно. Под их пение хорошо читать «Слово о Русской земле», и звучит оно, если читать не торопясь, на особицу, живо и сильно!..

В старину «Слово…» читалось и пелось под игру гуслей звончатых. Игра их, как и игра пастушеского рожка, ближе всего к голосам природы.

❤️ 30

🔥 20

😁 20

😢 19

👎 19

🥱 22

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Тема:
Рассказы 
С. Романовского  «Слово о Русской земле»

Учебные
задачи:

·       
самостоятельно
работать с текстом;

·       
обогащать
словарь учащихся;

·       
обобщить
и расширить представления детей о России;

·       
формулировать
свою точку зрения, аргументировано отстаивать её;

·       
уметь
уважительно относиться к мнению оппонента.

Оборудование 
урока
:
расположение мест учащихся таким образом, чтобы они могли видеть  друг  друга,
сигнальные  карточки «согласия-несогласия», индивидуальные  таблицы с
предложенными  вариантами прогнозов  событий, демонстрационная  таблица 
прогнозов, мультимедийная доска, учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина
(1 часть).

Ход 
урока

1.     Орг.
Момент.

2.     Проверка
домашнего задания

3.     Формулирование
 новой темой.

— Сформулируйте  собственные ожидания  от
предстоящего  урока  и представьте нам   свои   предположения-ожидания.

 4. Повторение
пройденного

-Как С.
Романовский  объясняет значение слова «Русь» в своём тексте?

(Русь – это
страна, где много рек и озёр. Русь – светлое место, страна света. Страна
русичей, ….)

— Что бы вы
своего  добавили к авторскому видению этого слова?

( Место, где я
родился; где живут русские люди; где говорят на русском языке;  страна  великих
городов  и дивных сёл; необъятных просторов, высоких гор,  дивной красоты,
несметных  подземных богатств, обширных  полей,  край  голубых озёр, рек и
родников, непроходимых болот, дремучих лесов, бесчисленных стай птиц, различных
животных, страна  заповедных мест, родина берёз,  родина великих русских
богатырей…)

 5.Работа
по теме урока

  1) Введение
в  тему  (подготовка  к полилогу).

-Как называют
Русь  в  современном мире? (Родина, Родительница моя, земля Русская, Отчизна,
Отечество, Россия, Родина-мать, держава, страна, государство…

2)
Самостоятельное чтение рассказа С.Романовского «Слово о Русской земле»

3)
Первичное закрепление изученного

-Предлагаю вам
включиться в  диалог-полилог по теме «Слово о Русской земле»

Высказывание
мнения детей по предлагаемым вопросам.

— Чем удивляет и
восхищает нас русская земля?

— Как беречь свою
Родину?

— Что  можно
сделать для приумножения богатств родного края?

 6. Работа
в тетради «Литературное чтение»

1) Ролевая
игра

 Предлагаю
вам попробовать себя в роли исторических  предсказателей.

 -Ролевая игра. Вы
– русичи  тех давних времён (рыбаки, охотники, бортники, гончары, кузнецы,
плотники …)

-Как  вы бережно
относились к природе?

 Полилог

У каждого ученика 
«летописи»  (таблица с  вариантами ответов-прогнозов предсказателей).

Предлагаю
рассмотреть каждый вариант и объяснить  свою точку  зрения на вероятность
(невероятность) их происхождения и заполнить пустые «летописи». Бережное
отношение русичей   к природе Руси

Свиток: вертикальный: Распахиваются и засеваются

 

А теперь
постарайтесь увидеть, услышать, уловить, какие же предположения верны?

 -Все ли прогнозы
подтвердились?

-Что бы вы могли
сделать ещё лучше?

— Достаточно ли
убедительны были доказательства одноклассников.

Цель считается
достигнутой, если дети доказывают свою точку зрения, опираясь на уже
полученные  знания.

Ответы  детей 
должны быть аргументированы.

При анализе
ответов ребята пользуются сигнальными карточками обратной связи
(«согласия-несогласия»). Свое  несогласие с тем или иным прогнозом также
объясняется  ими  и доказывается. Учитель выступает в роли посредника в споре
между учащимися. В процессе обсуждения могут возникнуть новые  прогнозы. Они
тоже записываются детьми  в  предложенную таблицу (слайд 6 дополняет учитель на
уроке или быстро печатающий  тексты ученик).

7. Подведение
итогов.

Все ли
ответы  и предположения были аргументированы?

-Все ли ребята
участвовали в обсуждении?

— Удалось ли вам
показать величие России?

8.
Рефлексия.

 Как  вы
считаете, оправдались ли  мои ожидания о ваших самостоятельных гипотезах?

-Оправдались ли
ваши ожидания от урока?

9. Домашнее задание:
с.10-13 читать  выразительно

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются о правилах поведения и общения
в школе

II. Проверка домашнего задания

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле.

– Что обозначает это загадочное слово – Русь?

– Послушайте, что об этом пишет Сергей Романовский.

Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это
человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал
из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова…

– Как автор объясняет это слово?

Организует выставку рисунков

Осуществляют высказывания.

Объясняют значение слова.

Ученик читает текст.

Рассматривают рисунки на доске

Осознанно строят речевое высказывание
(устно).

Осуществляют поиск

и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Сильнее, веселее.

Наши ножки постучали

Дружнее и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

Выполняют физкультминутку

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

III. Знакомство
с новым материалом.

1. Чтение произведения учителем

– Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы – произведением «Слово о Русской земле».

– Жанр слова характерен именно для русской литературы. Он известен с глубокой древности и напоминает рус-ские напевы. «Слово…» описывает силу, красоту и мощь Руси.

– Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, устаревшими?

– Как вы их понимаете?

Внимательно слушают

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Формулируют ответы
на вопросы

2. Словарная работа

Горододельцы – строители городов;

Пригожее – хорошее, удобное;

Нынешняя – сегодняшняя, современная

Работают со словарем

3. Анализ произведения

– Что напоминает «Слово…»?

– Что в этом произведении вам особенно запомнилось?

– Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочи-тайте.

– Как читалось «Слово…» в старину? Найдите в тексте.

– Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения?

– Песню.

– «Многими красотами дивишь ты:
озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными…»

– В старину «Слово…» читалось и пелось под «игру гуслей звончатых».

– Возвращают нас в старину манерой изложения, использованием старинных форм слов и оборотов

IV. Итог
урока. Рефлексия

– Так что же такое Родина?

– Как вы думаете, учитель, врач, шахтер, водитель любят свою Родину?

– А как вы, школьники, можете выразить свою любовь
к Родине?

– Вы, ребята, тоже можете выразить свою любовь к родному краю своими поступками: помогать престарелым людям, хорошо учиться, принимать участие в охране природы. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья, травы. Не давай
в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту края. Родина будет богатой, а народ – счастливым.

– Что вам понравилось на уроке?

– Что не понравилось?

– Что бы вы хотели изменить?

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют самооценку

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения

Домашнее

задание

Выучить наизусть отрывок из «Слова…»; РТ «Литературное чтение» (с. 6, задание 3)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще
усвоить

Аккаунты и игровая валюта

О нашей Родине


Ответы к стр. 6

1. Допиши предложение словами из текста.

Русь — светлое, пригожее место, страна света.

2. Прочитай слова и соедини их парами ⇒.

русичи ⇒ русские
дубравы ⇒ леса
берёста ⇒ кора берёзы
гусли ⇒ струнный инструмент

3. Прочитай отрывок из летописи. Подчеркни слова и выражения, которые придают тексту торжественность.

О свéтло свéтлая
и крáсно укрáшенная
земля Русская!
Мнóгими красóтами диви́шь ты:
озёрами многими,
диви́шь ты реками
и источниками местночти́мыми.

4. Приходилось ли тебе пить воду из родника? Прочитай слова. Каким ты представляешь родник? Нарисуй.

родни́к — родники́ — родничóк — родникóвая вода — род — рóдина — нарóд.

Родник

Детская притча
Родник

Однажды, когда над седыми хмурыми горами нависли тёмно-серые рваные тучи, в недрах этих гор что-то треснуло, а затем ухнуло. С неба вдруг посыпался снег. Солнце, испуганно выглянув из-за туч, тут же закуталось в толстые свежие облака и снова погрузилось в сон.
В этот миг из самого сердца высокой горы родился маленький звонкий родничок. Радостно зажурчав, он побежал вниз, весело прыгая меж камней. Искрясь от счастья и свободы, он нёс в себе дыхание снежных вершин, ласкающую свежесть трав с утренними росами, лёгкое прикосновение порхающих бабочек и шум могучего кедра.
По дороге ему встречались собратья–ручейки и они, обнявшись, бежали дальше уже вместе. В пути в них вливалось всё новые и новые родники.
И вот уже бурлящая жизнью чистая горная река, стремясь к равнине, разворачивала камни и разбивала завалы деревьев. Здесь же в пути ей впервые встретился человек, который посмотрел на реку с удивлением и восхищением. Он погрузил в её воду свои тёплые руки, и она ощутила в них доброту и силу, нежность и власть.
Она поняла, что это хозяин на земле.
Тогда ещё непокорная, она брызнула в него холодными каплями и весело устремилась дальше. Река ширилась и набирала мощь, удаляясь всё дальше от родных гор.
Каждому, встретившему эту реку, хотелось искупаться в ней или просто напиться чистой освежающей воды. А она была рада всем и с удовольствием поила и омывала каждого, а потом весело бежала дальше.
Всё чаще на своём пути река испытывала на себе силу человека. Её заставляли крутить колёса мельниц, бежать по другому руслу или запирали плотиной.
Со временем она узнала, что человек – плохой хозяин на земле. Думая только о своей выгоде, люди забывали о жизни реки. Они засоряли, загрязняли её, сливая в воду нечистоты и яды.
Река очищалась грунтовыми водами, пополняла свои силы осадками и, оправившись, снова дарила радость людям, животным и растениям. Она до сих пор верила людям, но те не оправдывали её веры и, заботясь только о себе, постепенно убивали её.
Протекая мимо огромного сверкающего огнями города с его заводами и фабриками, речка сильно заболела. Ей было очень плохо. Воды её стали мутно-коричневыми с нефтяными пятнами на поверхности, она несла с собой множество пластикового и бумажного мусора.
Река постепенно умирала. В почти безжизненном состоянии вытекая из грохочущего ада к лесу через пустырь, она заметила на берегу знакомого путника. Это он когда-то погрузил в реку свои тёплые добрые руки… Это он встречал её рождение в горах!
Сейчас человек с болью и тоской смотрел на неё, он, желая помочь реке, привел к ней шумную ораву девчонок и мальчишек, которые вытаскивали из воды мусор и собирали тряпками мазутные пленки…
Тут река вспомнила всё: то утро, когда она родилась чистым родничком высоко в горах – на свободе! Своё детство с другими ручейками, молодость с бурлящей энергией. Тогда она впервые встретила этого путника, тогда этот человек смотрел на неё влюблено и радостно. Река вдруг поверила, что он и эти дети помогут ей. Она знала, что это возможно. Она вспомнила жизнь! Она хотела жить! Она знала, что нужна!
Ведь и она вносит свою частичку счастья, радости и добра в этот мир, и поэтому – она будет жить! Она всегда будет хранить в своей душе огромное счастье – нежные прикосновения лучей утреннего солнца, бездонное небо, хрустальный воздух, яркие радуги…

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

Слово о погибели земли русской кратко

Краткое содержание

Дошедший отрывок повествует об ужасах нашествия хана Батыя на Русь, о разгромах, которые оставляло после себя монголо-татарское иго и бедах русского народа. Все это контрастом сравнимо с предшествующим нападению богатством государства. Начало произведения описывает красоту озер, рек, гор, холмов и различных природных заповедников Руси. Следом идет восхваление народа. Его характеризуют великим, честным и идейным.

В следующей части «Слово о гибели Русской земли» описываются народы, которые покоряются Руси и великим русским князьям. И в заключительной части говорится о большой беде, которая в то время свалилась на головы русского народа. На этом отрывок заканчивается.

Слово о погибели русской земли краткое содержание

История возникновения

По разным источникам, «Слово о погибели Русской земли» было написано в период с 1238 по 1246 г. и описание Руси, с которого начинается произведение, как раз было предшествием известному нашествию хана Батыя. Текст носит тягостный характер и это неспроста. Такая черта повести свойственна многим поэмам того времени, которые рассказывают о лишениях и бедах народа.

Слово о русской земле по художественной составляющей похоже на рассказ о «полку Игореве». Рукописи схожи патриотизмом, чувством национальной близости, мощи русского народа и силы армии князя. Оба произведения отмечают похвалу Руси и скорбь по ее потерям.

Сказание о погибели земли рязанской содержит в себе 2 списка. Первый от 15 века находится в соборе Псково-Печерского монастыря, второй от 16 века хранит Древлехранилище ИРЛИ. Оба списка содержат повесть, как преамбулу к «Повести о житие Александра Невского». Но многие ученые так не считают, поскольку время появления на свет обоих произведения не одно и то же.

Время написания

Если немного углубиться в науку, существует масса точек зрения как по поводу времени создания «Слова», так и автора. Михаил Тихомиров и Владимир Филипп считают, что «Слово» было написано в 1223 году в районе Кольской битвы. И дата эта неслучайна. Михаил Горлин, знаток древнерусской истории, считает, что произведение написано в 1246 и является реакцией на смерть князя Ярослава Всеволодовича. Сергей Данилов полагает, что поэма написана в 1250 году соратниками митрополита Кирилла, имеющего довольно высокий класс среди служителей церкви в те годы.

Похожими на правду принято считать 1237−1240 годы. Это годы нашествия хана Батыя на Русь. Произведение заканчивается упоминанием князя Ярослава, который погиб в 1246 году. Можно предположить, что повесть была написана до 1246 года.

Версии об авторстве

Слово о погибели русской земли

Если говорить об авторстве произведения, на текущий момент принято выделять 4 гипотезы, основной принято считать последнюю:

  1. Произведение написал житель Новгорода.
  2. Автором является южанин.
  3. «Слово» написал житель северо-востока.
  4. Житель северо-востока Руси южного происхождения.

Первые публикации

Впервые очерк увидел свет в 1892 году в Печерском монастыре. Следующее сообщение о публикации списка датируется лишь в 1945 году и официально опубликован он был в 1947 году, и с тех пор подробно изучен много исследователями. Сегодня на различных ресурсах в интернете можно полностью прочитать текст онлайн.


Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)

Литературное чтение

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Формировать представления о Родине;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • учить сравнивать произведения о Родине, написанные в разное время;
  • обучать поисковому чтению на уроке;
  • формировать навык чтения молча (про себя);
  • дать понятия «летопись», «летописец»;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Виды деятельности

    Понимать и объяснять понятие «Родина», идентифицировать себя со своим народом и своей страной;
    сравнивать произведения по жанрам и темам;
    выражать своё отношение к произведению, героям, автору;
    находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, С. Романовский

Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: работа с учебником – С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? (С. Романовский «Русь».)
– В какой раздел нашего учебника помещено это произведение? Почему? Объясните.
– Проведём информационный диктант, чтобы вспомнить фамилии авторов произведений о Родине. Вы будете работать на листочках. Я называю вопрос, а вы пишете ответ.
– Проверим. Возьмите зелёную ручку (или другой цвет, отличный от синего). Важно, чтобы исправления ученики вносили другим цветом, чтобы было видно поле исправлений.
1. Фамилия автора стихотворения «Родина».
2. Запишите фамилию: Иван Саввич…
3. Автор стихотворения «Мой дом».
4. О чём говорит автор?
Светлое место! Страна света!
5. Фамилия автора строк «Русь. Русские. Россия. Россияне. Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий у воды…»
– А теперь оцените свою работу. (Учитель предлагает критерии для оценивания.)
– А сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Романовского. Послушайте! (Книги закрыты.)
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Беседа (выявление первичного восприятия).
– Какие чувства вызвало это произведение?
– Какие слова запомнились?
– Автор назвал своё произведение «Слово о Русской земле».
– Найдите его в учебнике. Как быстро найти информацию в учебнике?
– Прочитайте фамилию автора.
– Найдите и прочитайте заголовок произведения.
– Выполните модель обложки самостоятельно. (Проверка.)
3 3. Обогащение читательского опыта: моделирование – Вернёмся к тексту произведения. Послушайте вступительные строки и подумайте, какие слова и выражения придают тексту торжественность. (Учитель читает стихотворные строки, а ученики следят по тексту.) Назовите эти слова. Почему именно эти слова вы выделили?
– Этим певучим строкам больше 700 лет. Как же это могло быть?
– Найдите рубрику «Обрати внимание» (с. 13). Прочитайте самостоятельно.
– Кто такой летописец? Прочитайте.
– Как назывались книги, которые составляли летописцы? (Летописи.) Прочитайте самостоятельно молча.
– Как необходимо прочитать эти строки? (Торжественно, так как важно показать величие и восхищение Русской землёй.)
– Чтение учениками отрывка вслух.
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения – Найдите и прочитайте в тексте, где была страна Русь.
– Найдите и прочитайте, кем она была населена.
– Чем занимались наши предки? Прочитайте.
– Что такое «источники местночтимые»? (Это родники.)
– Как ухаживали за родниками? Прочитайте.
– Какой случай произошёл в жизни автора? Расскажите.
– Как вы думаете, почему родники «живунами» зовут? Объясните.
– Вспомните сказку В. Белова «Родничок». Сравните роднички из сказки и из рассказа Романовского.
– Нарисуйте свой родничок. (Ученики используют обратную сторону листочков для моделирования.)
5 5. Обобщение изученного: сравнение произведений – Послушайте произведение Романовского ещё раз. Заполните таблицу.
(При заполнении таблицы ученики используют поисковое чтение: информацию находят в учебнике и читают.)
– Изготовление книжки-самоделки.
6 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Подготовьте выразительное чтение рассказа.
– Возьмите в библиотеке книгу с произведениями о Родине.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

  • Кто написал рассказ сказка о том что всему свое время
  • Кто написал рассказ выстрел
  • Кто написал рассказ сигнал
  • Кто написал рассказ все тайное становится явным
  • Кто написал рассказ серая шейка