Кто написал рассказ тучи

Авторские и издательские редакции текста

  • Тучи («Тучки небесные, вечные странники…») // Сочинения Лермонтова. Полное собрание в 1 т., 1901 (дореформенная орфография)
  • Тучи («Тучки небесные, вечные странники…») // Сочинения Лермонтова. Полное собрание в 1 т., 1901 (современная орфография)
  • Тучи («Тучки небесные, вечные странники…») // Полное собрание стихотворений в 2 т., 1989. Т. 2
  • The Clouds „Clouds in the sky, you are ceaselessly wandering…“ // англ. перевод Д. Смирнова-Садовского, 2009

ИПСС III с.47 Тучи.jpg


Тучи («Тучки небесные, вечныe странники…»)
Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша — М.: Печатник, 1914. — Т. III. (РГБ)
Заставка худ. В. Замирайло

ТУЧИ


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Апрель 1840

Примечания


396. Датировано 1840. Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 167—168), где появилось впервые. В. А. Соллогуб засвидетельствовал, что стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. По свидетельству Соллогуба, приведённому П. А. Висковатовым, Лермонтов слагал стихотворение стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. Карамзины жили в доме напротив Летнего сада, у «Соляного городка» (Висковатов. С. 300). «Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания.

По свидетельству Соллогуба, приведённому П. А. Висковатовым, Лермонтов слагал стихотворение стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. Карамзины жили в доме напротив Летнего сада, у «Соляного городка» (Висковатов. С. 300). «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение „Тучки небесные, вечные странники!..“. Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз…» (см. т. VI собрания сочинений под редакцией Висковатова, с. 338).

Белинский писал об этом стихотворении, что оно «полно какого-то отрадного чувства выздоровления и надежды, и пленяет роскошью поэтических образов, каким-то избытком умилённого чувства» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 51).

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Пороша
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Поёт зима, аукает

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Тучи на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

1. История создания

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

2. Литературное направление

Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

3. Род

На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

4. Жанр

Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

5. Проблематика

В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

6. Тематика

Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

7. Идея

Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

8. Пафос

В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

9. Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

11. Лирический герой

Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).

В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

17. Значение произведения

Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

19. Моё отношение

Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

20. Чему учит

Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1840 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: философский | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Темы: власть, одиночество, свобода, человек и природа

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение “Тучи” в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

А. Саврасов. Перед грозой. 1850

Жанр произведения

Жанр произведения – пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения – невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт “вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера”. Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении “Тучи”.

Автор сравнивает с себя с тучами – “вечными странниками”. Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить “милый север” (Петербург) на “сторону южную” (Кавказ).

В то же время между небесными “изгнанниками” и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: “злоба открытая”, “зависть тайная”, “клевета ядовитая”. Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако “тучки небесные” ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто “наскучили нивы бесплодные”.

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать “вечно свободным” тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все “страсти” и “страдания”, можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в “Тучах”, резко выразится в стихотворении “Прощай, немытая Россия” – самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение “тучек” с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения – четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч (“небесные”,”лазурною”, “жемчужною”), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь (“клевета ядовитая”, “нивы бесплодные”). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям (“странники”, “изгнанники”) и олицетворениям (“кто же вас гонит”, “вам наскучили”, “чужды вам”).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов (“чужды”, “вечно”, “нет у вас”, “нет вам”).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в “тучки”, которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 6.6k

  • Кто написал рассказ тощий комар
  • Кто написал рассказ густой дым
  • Кто написал рассказ том сойер
  • Кто написал рассказ гуси лебеди
  • Кто написал рассказ гроза