Кто написал рассказ васька трубачев

Васёк Трубачёв и его товарищи — Валентина Осеева

Васёк Трубачёв и его товарищи

В 1947 году детская писательница Валентина Осеева, известная нам по рассказам: «Волшебное слово», «Синие листья», «Сыновья» и многим другим, пишет повесть о школьниках «Васек Трубачев и его товарищи».
Произведение так понравилось детям и взрослым, что Валентина Осеева получила Государственную премию СССР.
Эта повесть о ребятах, живших в середине двадцатого века, об их дружбе, порядочности, взаимовыручке и вообще об их жизни. О том, что даже будучи маленьким человеком, можно быть большим героем.

Содержание

Книга 1

Глава 1 Новогодний праздник

Глава 2 Огоньки в окнах

Глава 3 Семья Трубачёва

Глава 4 Товарищи

Глава 5 Иван Васильевич Грозный

Глава 6 На пруду

Глава 7 Новости

Глава 8 Мазин и Русаков

Глава 9 Тётя Дуня

Глава 10 Новый учитель

Глава 11 В классе

Глава 12 «Тише… тише…»

Глава 13 Расписание

Глава 14 Урок географии

Глава 15 Стенгазета

Глава 16 Обида

Глава 17 «Со своим профессором»

Глава 18 Важный вопрос

Глава 19 Срыв

Глава 20 Как быть?

Глава 21 Мал мала меньше

Глава 22 Васёк

Глава 23 Статья Одинцова

Глава 24 В землянке

Глава 25 «Совершенно точно»

Глава 26 Петя Русаков

Глава 27 Подозрение

Глава 28 Мачеха

Глава 29 Надо посоветоваться

Глава 30 Одиночество

Глава 31 Гости

Глава 32 Митя

Глава 33 На сборе

Глава 34. Р.М.З.С.

Глава 35. Отец

Глава 36. Экзамены

Глава 37. Приготовления к походу

Глава 38. Поход

Глава 39. Проводы

Глава 40. Украина! Украина!

Васёк Трубачёв и его товарищи

Книга 2

Глава 1 Встреча

Глава 2 На новоселье

Глава 3 Костер

Глава 4 Дневник Одинцова

Глава 5 Новое знакомство

Глава 6 В колхозе

Глава 7 Дед и внук

Глава 8 Дневник Одинцова

Глава 9 В поход

Глава 10 Ночь в лесу

Глава 11 Дневник Одинцова

Глава 12 Тревога

Глава 13 Старые товарищи

Глава 14 Грозная весть

Глава 15 Директор МТС

Глава 16 Снова в поход

Глава 17 Первая разлука

Глава 18 Клубок ниток

Глава 19 Первое горе

Глава 20 Горячий денек

Глава 21 Дневник Одинцова

Глава 22 Ночь перед отъездом

Глава 23 Тяжкие дни

Глава 24 Генка и Гнедой

Глава 25 Васек Трубачев

Глава 26 Р. М.З.С.

Глава 27 Красный галстук

Глава 28 Дед Михайло и его внуки

Глава 29 Две встречи

Глава 30 Зелененький поезд

Глава 31 На старой мельнице

Глава 32 На пасеке

Глава 33 Васек Трубачев и его товарищи

Глава 34 У лесного костра

Глава 35 На страже

Глава 36 В селе

Глава 37 Вопрос пионерской чести

Глава 38 Пионерская дисциплина

Глава 39 Виденье

Глава 40 Девочки

Глава 41 Важные новости

Глава 42 Степан Ильич

Глава 43 Страшная ночь

Глава 44 На лесной поляне

Глава 45 Будем в школе!

Глава 46 В ту страшную ночь

Глава 47 Смерть деда Михайла

Глава 48 Мирониха

Глава 49 Это моя учительница!

Глава 50 Партизанские костры

Глава 51 Куда идти?

Глава 52 Ночь командира

Глава 53 В пути

Глава 54 Трубачев пришел!

Глава 55 Ночной стук

Глава 56 В партизанском лагере

Глава 57 Домой!

Васёк Трубачёв и его товарищи

Книга 3

Глава 1 Родные места

Глава 2 Тетя Дуня

Глава 3. Фронтовые товарищи

Глава 4. В опустевшей школе

Глава 5. Что делать?

Глава 6. Госпиталь

Глава 7 Подруги

Глава 8 Дорогие вести

Глава 9 Начало положено

Глава 10 Дом Пети Русакова

Глава 11 За советом и помощью

Глава 12 Учеба

Глава 13 Зима

Глава 14 Перед новой разлукой

Глава 15 Подносчик снарядов с 4-й батареи

Глава 16 Радостные встречи

Глава 17 Весенний день

Глава 18. Костя уходит

Глава 19 Добрые всходы

Глава 20 На дежурстве

Глава 21 Приезжий

Глава 22 Важные новости

Глава 23 Зеленый пустырь

Глава 24 Сын генерала Кудрявцева

Глава 25 Ремонт начался

Глава 26 Васин герой

Глава 27 Ненастоящая учительница

Глава 28 Нюра Синицына

Глава 29 Школа №2

Глава 30 Как зарождается мечта

Глава 31 На пруду

Глава 32 Забытый дневник

Глава 33 В тот же вечер

Глава 34 Андрейка

Глава 35 Старые и новые товарищи

Глава 36 На уроке

Глава 37 У Васи

Глава 38 Письмо с Украины

Глава 39 Производственное собрание

Глава 40 Принципиальный человек

Глава 41 Чужие

Глава 42 В будущей школе

Глава 43 Мать Нюры Синицыной

Глава 44 Директор

Глава 45 Во что бы то ни стало

Глава 46 Соперники

Глава 47 Нестреляный воробушек

Глава 48 Два письма

Глава 49 На делянке

Глава 50 Алеша Кудрявцев

Глава 51 Разведка

Глава 52 Таинственная экспедиция

Глава 53 Человек в бочке!

Глава 54 Первая проверка

Глава 55 В учительской

Глава 56 Пионерская комната

Глава 57 Дневник Одинцова

Глава 58 После окончательной проверки

Глава 59 На митинге

Глава 60 После митинга

Глава 61 Вася собирается

Глава 62 Гости

Глава 63 Важный разговор

Глава 64 Развязка близится

Глава 65 Андрейкины земляки

Глава 66 Счастливый день

Глава 67 Праздник у Лиды

Глава 68 Таня

Глава 69 На новое хозяйство

Глава 70 Лицом к лицу

Глава 71 Завершенный труд

Глава 72 Прощание с Васей

Глава 73 Последние усилия

Глава 74 Новые учителя

Глава 75 Еще мы вместе

Глава 76 Товарищ с фронта

Глава 77 В маленьком домике

Глава 78 Решительный час

Глава 79 Отец и сын

Глава 80 Школьный звонок

Глава 81 Новогодний праздник

К читателю

Валентина Осеева

Васёк Трубачёв и его товарищи

Книга 1

Глава 1

Новогодний праздник

В школе шли последние приготовления к празднику. В пионерской комнате, разложив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лежа на животе, выводил красной тушью громадные цифры: «1941 год».

В большой зал дверь была закрыта. У двери толпились школьники и школьницы, пытаясь заглянуть в щелку или незаметно прошмыгнуть в зал. На страже, прислонившись спиной к двери, стоял белобрысый мальчуган. Он молча и решительно отталкивал любопытных, показывая всем своим видом, что скорее умрет, чем пропустит кого-нибудь без разрешения вожатого.

В зале вожатый отряда, ученик девятого класса Митя Бурцев, вместе с ребятами натягивал провода с разноцветными лампочками. Складная лестница шаталась под его ногами.

– Ребята, не зевайте там! Держите лестницу! Так можно лампочки побить.

Поднявшись еще выше, Митя укрепил провода и весело крикнул:

– Включай!

Цветные огоньки вспыхнули, теряясь в густых ветвях новогодней елки.

Елку украшали девочки с учительницей второго класса.

Учительница стояла на табурете, а девочки подавали ей шары и бусы, осторожно выбирая их из картонок.

– Ой, Марья Николаевна! Этот шар как фонарик!

– А вот с серебром! Девочки, с серебром!

– Давайте, давайте скорее! – торопила их Марья Николаевна, поглядывая на часы. – Гости ждут.

– А выставка еще не готова!

В глубине зала ребята заканчивали выставку. Полочки и лесенки с широкими ступеньками были задрапированы темной материей. Небрежно раскинутые коврики и вышитые платочки ярко выделялись на темном фоне. Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол, выкрашенный в голубую краску, разрезая острым носом волны, искусно сделанные из материи, как бы плыл навстречу школьникам.

У каждого класса здесь было отдельное место, и к каждой вещи была приколота бумажка с фамилией того, кто ее сделал.

Несколько ребят из четвертого класса «Б» озабоченно советовались между собой.

Саша Булгаков, староста класса, в сотый раз переставлял на полках вещи и, одергивая свою сатиновую рубашку, с досадой говорил:

– Мало, эх, мало!

– Малютин уже пошел. Картину принесет, – успокаивал Сашу Коля Одинцов, вытирая тряпкой запачканные тушью пальцы.

– Эх, а табличку-то не прибили! – Леня Белкин сбросил ботинки и проворно вскарабкался на лесенку, держа над головой молоток. Между вещами замелькали его синие носки.

– Тише ты! Наступишь на что-нибудь!

К выставке подбежала девочка. Короткие тугие косички прыгали по ее плечам. Она кого-то искала.

– Зорина, ты чего?

– Как чего? – Лида Зорина посмотрела на ребят быстрыми черными глазами. – Вы тут стоите, а внизу уже гости собрались. Где Трубачёв? – Она поднялась на цыпочки. – Васёк! Трубачёв!

От группы ребят из другого конца зала отделился мальчик и подошел к товарищам. Его мигом окружили.

– Ну как, Трубачёв?

– У них тоже здорово! Я все посмотрел!

– Лучше, чем у нас?

Трубачёв тряхнул золотистым чубом. Синие глаза его лукаво блеснули.

– Нет, не лучше, – сказал он, широко улыбаясь. – Честное слово, ребята, не лучше! Да еще если Севка Малютин картину принесет да Мазин и Русаков какие-то штучки – тогда и вовсе живем! – Трубачёв притопнул каблуками, шлепнул по спине Белкина: – Живем!

Девочки запрыгали:

– У нас лучше! У нас лучше!

– Мазин и Русаков идут! – запыхавшись, сообщил Медведев. – Я их на лестнице видел!

Впереди, крепко ступая, шагал плотный, коренастый Мазин. Рядом, стараясь попасть с ним в ногу, торопился маленький, подвижной Петя Русаков.

– Вот они! Закадычные друзья! – объявил Белкин.

– Мало вещей? – коротко спросил Мазин, засунул руку за пазуху и вытащил гладкий черный пугач. Он был начищен до блеска, на рукоятке стояли буквы: «Р. М. З. С.».

Мазин снова засунул руку за пазуху. Ребята глядели на него выжидающе. Он вытащил складной лук. Петя Русаков расстегнул куртку и снял с пояса пучок стрел с блестящими наконечниками.

– Ух ты! Здорово! Вот здорово! – одобрительно зашумели вокруг.

Трубачёв, забыв про выставку, разглядывал пугач.

– «Р. М. З. С.»! – громко прочитал он. – Мазин, что за буквы?

– Трубачёв, покажи! Дай подержать, Трубачёв! – кричали ребята.

– Подождите!

Трубачёв нетерпеливо дергал Мазина за рукав:

– Р. М. З. С. – что это?

Русаков лукаво усмехнулся:

– Это буквы!

– Это фабрика! – догадался кто-то.

– Какая фабрика! Это они сами делали!.. Мазин, говори! Ну чего ты ломаешься!

Мазин взял из рук Трубачёва пугач, повертел его, надул толстые щеки и равнодушно сказал:

– Много будете знать – скоро состаритесь.

– Ого! Тайна! – фыркнул Леня Белкин, поднимая белесые брови и поглаживая свой колючий затылок. – Ребята, тайна!

Лида Зорина и несколько девочек бросились к Мазину:

– Мазин, скажи, скажи!

Мазин отстранил их рукой и сгреб в кучу все вещи.

– Берете или не берете на выставку?

– Степанова, – крикнул Трубачёв, – возьми вещи!

Валя Степанова собрала все вещи в передник, потом взяла в руки пугач, близко поднесла его к близоруким глазам, внимательно рассмотрела буквы, погладила полированную рукоятку. Так же, не спеша, разглядела лук и стрелы и тихонько сказала:

– Сейчас развешу.

В зал поспешно вошел мальчик. Он держал в руках кусок фанеры, закрытый материей. Глаза его сияли, на бледном лице выступили капельки пота.

– Вот, принес! – задыхаясь, сказал он, снял материю и поставил картину к стене.

Ребята присели на корточки.

На картине Севы Малютина высились горы, густо покрытые белым снегом. У подножия гор поднимались прямые коричневые сосны. Под соснами стояла группа бойцов. Молодой командир поднимал вверх красное знамя. На виске у него было пятно крови, кровь стекала по щеке. Из глубокой воронки разлетались во все стороны грязно-серые брызги.

На картине стояла надпись, сделанная рукой художника: «Разрыв гранаты».

– Война! – шепотом сказал Саша.

Кто-то нашел сходство командира с Трубачёвым.

– Ты настоящий художник, Сева! – растроганно сказал Трубачёв.

Мазин с видом знатока прищурил один глаз и ткнул пальцем в картину:

– Пририсуй танки!

Все засмеялись.

В зале вспыхнул свет.

Темно-зеленая елка засверкала бусами. Все заторопились, заспешили.

Мальчик в коротких штанишках пробежал через весь зал, забрался в уголок дивана и, потирая пухлую коленку, стал разучивать по бумажке приветствие гостям: «Дорогие наши гости! Мы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими учителями и старшими товарищами приветствуем вас от лица всей школы… от лица всей школы…»

Песни, смех и беготня отвлекали внимание мальчика, он то и дело путал слова, громко повторяя:

– Дорогие наши гости! Вы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими школьными учениками…

Учительница, пробегая мимо с красками в руках, прислушалась, подсела к малышу и взяла у него из рук бумажку:

– Давай вместе!

– Трубачёв! Булгаков! У вас все готово? – крикнул издали Митя.

– Все готово! – ответил Трубачёв, устанавливая картину.

– Ну, так расходитесь. Сейчас начинать будем. Тащите стулья!

Ребята бросились расставлять стулья. Через минуту двери широко раскрылись. Шумной, нарядной толпой вошли родители. Их сопровождал сам директор Леонид Тимофеевич. На лице его была особая, праздничная улыбка, стекла очков блестели, отражая сразу и разноцветные огоньки елки, и веселые лица родителей.

– Милости просим! Милости просим! – говорил он, широко разводя руками и кланяясь.

Васёк увидел в толпе своего отца. Павел Васильевич принарядился: голубая сатиновая рубашка его была тщательно разглажена, и только галстук, по своему обыкновению, чуть-чуть съехал в сторону. Голубые глаза и рыжеватые усы придавали его лицу веселое, озорное выражение. Увидев сына, он обрадовался и ни с того ни с сего удивился:

Осеева Валентина » Васек Трубачев и его товарищи — читать книгу онлайн бесплатно

load...

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

К сожалению, полный текст книги недоступен для бесплатного чтения в связи с жалобой правообладателя.

Оглавление:

  • Книга 1

    1

  • Глава 1 Новогодний праздник

    1

  • Глава 2 Огоньки в окнах

    3

  • Глава 3 Семья Трубачёва

    4

  • Глава 4 Товарищи

    5

  • Глава 5

    6

  • Глава 6 На пруду

    8

  • Глава 7 Новости

    9

  • Глава 8 Мазин и Русаков

    10

  • Глава 9 Тётя Дуня

    13

  • Глава 10 Новый учитель

    15

  • Глава 11 В классе

    18

  • Глава 12 «Тише… тише…»

    19

  • Глава 13 Расписание

    20

  • Глава 14 Урок географии

    21

  • Глава 15 Стенгазета

    22

  • Глава 16 Обида

    26

  • Глава 17 «Со своим профессором»

    28

  • Глава 18 Важный вопрос

    30

  • Глава 19 Срыв

    31

  • Глава 20 Как быть?

    33

  • Глава 21 Мал мала меньше

    34

  • Глава 22 Васёк

    34

  • Глава 23

    36

  • Глава 24 В землянке

    37

  • Глава 25 «Совершенно точно»

    38

  • Глава 26 Петя Русаков

    40

  • Глава 27 Подозрение

    41

  • Глава 28 Мачеха

    45

  • Глава 29 Надо посоветоваться

    45

  • Глава 30 Одиночество

    47

  • Глава 31 Гости

    48

  • Глава 32 Митя

    50

  • Глава 33 На сборе

    51

Настройки:

Ширина: 100%

Выравнивать текст

Известная советская писательница В. А. Осеева написала замечательную повесть «Васек Трубачев и его товарищи», краткое содержание которой представлено в статье. Книга рекомендована для чтения школьникам.

О чем повесть

В своей повести она описывает интересные приключения мальчишек и девчонок — учеников обычной московской школы — во время Великой Отечественной войны. Анализируются такие понятия, как взаимопомощь, доверие, репутация, дружба, труд и старательность в учебе. В. А. Осеева обрисовала жизнь советских детей с 1941 по 1951 гг.

васек трубачев и его товарищи краткое содержание

Сначала описывается повседневная жизнь школьников, которые учились, не зная забот, дружили и ссорились. Внезапно наступает война, и Васек Трубачев и его товарищи очень быстро взрослеют, переживая страшные события, участвуя в борьбе с врагом наравне со взрослыми.

Сама повесть состоит из трех книг, очень интересна и поучительна она будет не только для детей — школьников от 10 до 14 лет, но и для взрослых. Понять саму суть повести «Васек Трубачев и его товарищи» краткое содержание поможет, но все же лучше прочесть всю книгу.

Первая книга. Перед войной

В первой книге описываются школьные будни учеников советского периода: как ребята готовятся к школьному новогоднему утреннику, всем классом наряжают елку. Это события начала 1941 года. Все происходит в Москве.

осеева васек трубачев и его товарищи

Мама главного героя повести — Васька Трубачева — умирает, и он остается с отцом. Мальчишка озорничает вместе с друзьями. Однажды они чуть не уехали на случайном поезде. Его отец решает вызвать свою сестру, чтобы она присмотрела за сыном, так как сам вынужден по работе уехать в длительную командировку. Да и трудно ему одному справляться по хозяйству. У мальчика сначала трудно складываются отношения с теткой Дусей, но затем они сближаются.

Кого описывает в книге Осеева? Васек Трубачев и его товарищи — ученики 4 «Б» класса. Коллектив очень дружный, все следят за посещением и успеваемостью, выпускают стенгазету, в общем, школьная жизнь кипит! Мальчишки и девчонки катаются на лыжах, ходят в кинотеатр и прогуливают занятия в школе. После сдачи экзаменов в июне 1941 года класс едет в поход на Украину. Так заканчивается первая чать повести «Васек Трубачев и его товарищи», краткое содержание которой изложено в статье.

Вторая книга. Война

Во второй книге описывается, как председатель колхоза радостно встретил ребят, отряд расположили в сельской школе. Вечером они вместе со старшими собрались у местной школы и устроили пионерский костер. Звучала гармонь, дети пели песни, на мирном небе ярко горели звезды. С такого вступления начала Осеева.

васек трубачев и его товарищи

Васек Трубачев и его товарищи не успели насладиться спокойствием и отдыхом. На следующий день школьники подготовились к сбору, и 20 июня 1941 года маленький отряд отправился в поход. Лагерь остановился на ночь в лесу, мальчики ловили рыбу, а девочки готовили ужин. По два человека ночью стояли на карауле. Внезапно началась война, и отряд оказался на оккупированной фашистами территории.

Крутой перелом

Здесь описывает первые потери Осеева. «Васек Трубачев и его товарищи» (краткое содержание читайте далее) — не просто приключенческая книга, это глубокая повесть о детских судьбах, сломленных войной.

Девочек и учителя взяли в плен. Ребята вернулись в село, где на его жителей напали враги, которые беспощадно убивали, грабили, закалывали скот, забирали зерно, рушили дома. Фашистский штаб расположился в сельской школе, где остановились ребята. Их отряд вынужден был разделиться на группы и жить у сельчан. Васек с друзьями жил у председателя колхоза, а затем они спрятались в лесу.

Васек — командир

осеева васек трубачев и его товарищи краткое содержание

Повесть «Васек Трубачев и его товарищи», краткое содержание которой мы рассматриваем, показывает, как людей меняют тяжелые испытания. Трубачев быстро взрослеет и берет ответственность за ребят в свои руки. Проявляя отвагу и выдержку, он становится командиром, и все ребята дружно ему подчиняются.

Ему помогают такие качества, как выносливость, стойкость и желание спастись от немцев, вернуться к отцу, помочь остальным.

Председатель колхоза стал старостой у немцев, ребятам это не понравилось, и они решили уйти из села, не захотели есть хлеб предателя. Пасечник Матвеевич дал Трубачеву задание отнести пакет в другое село. Юный командир вместе с одноклассником Колей Одинцовым отправились в долгий пусть, ночевать им пришлось в сломанной машине в лесу. Было страшно, но ребята проявили отвагу и выдержку, им удалось дойти. Добравшись до места назначения, они передали пакет и вернулись в свою хату. В селе было тихо, люди практически не выходили на улицу, а на виселицах висели трупы, ходили фашисты с автоматами. Ребята, встретив Трубачева, очень обрадовались, они поделились невеселыми новостями.

Вернувшись, Васек встретился с председателем. Тот попытался обнять его, но Васек посторонился, его гордость не позволяла общаться с предателем. Ночью, подслушав разговор взрослых, он понял, что председатель Степаныч — не предатель, просто притворялся перед немцами, чтобы войти к ним в доверие. Позже Степаныч поручил Трубачеву важное задание и спас много людей от немцев.

Смерти героев

Продолжая рассматривать краткое содержание книги «Васек Трубачев и его товарищи», хочется отметить, что Осеева не приукрашивала действительность, не преуменьшала трагичность событий, несмотря на то что писала детскую книгу.

краткое содержание книги васек трубачев и его товарищи

Вскоре дом, где жили мальчишки, подожгли немцы. Хозяин дома погиб от их рук. Деда Михайла, их пионервожатого, фашисты повесили у всех на глазах, так как узнали о его помощи партизанам. Потом украинская учительница стала тайно учить школьников, однако это длилось недолго, немцы ее застрелили на глазах у девочек.

Когда Трубачев вернулся в Макаровку, где остались девочки из его отряда, и увидел табличку о смерти учителя и его одноклассницы, то был потрясен, с трудом пережил горе. Нежданно и негаданно в лагере появляются партизаны, они спасают ребят и помогают добраться до дома на «большую землю». Ребят посадили на первый самолет в Москву. Дети очень обрадовались, что скоро увидят своих родных и близких.

Третья книга. В тылу. После войны

Третья книга начинается с описания радостной встречи Васька с теткой Дусей. Та радушно угощает его товарищей. Родителей Саши Булгакова нет в городе, и он остается жить у Трубачевых. Вскоре школьники устраиваются работать в госпитале, помогают ухаживать за ранеными. Вместе с тем ребята упрашивают учительницу начать заниматься, хотят учиться по программе пятого класса, чтобы не остаться второгодниками.

валентина осеева васек трубачев и его товарищи краткое содержание

Вскоре появляется их директор и сообщает радостную весть, что на зеленом пустыре будет строиться новая школа. Васек Трубачев и его товарищи активно участвуют в ее постройке. Они с успехом совмещают учебу и работу.

Наконец-то открылась новая школа, и усердные ученики сели за новые парты. Вскоре вернулся с фронта и отец Трубачева.

В последней главе описывается празднование Нового года, что перекликается с началом повести. Война закончилась, мы выстояли, жизнь снова продолжается.

Заключение

васек трубачев и его товарищи

В конце писательница обращается к своим читателем и ставит действия Трубачева и его товарищей в пример. На их долю выпало пережить страшную войну, но ребята не сдались и отважно боролись до конца, несмотря на свой юный возраст. Книга учит школьников усердию и трудолюбию, никогда не отказываться от своей цели и идти только вперед, ни шагу назад. Патриотизм, любовь к Родине — вот те качества советских мальчишек, благодаря которым удалось спасти жизни многих людей. Так закончила свою повесть Валентина Осеева («Васек Трубачев и его товарищи»). Краткое содержание произведения изложено в статье.

Книга 1

Глава 1
Новогодний праздник

В школе шли последние приготовления к празднику. В пионерской комнате, разложив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лежа на животе, выводил красной тушью громадные цифры: «1941 год».

В большой зал дверь была закрыта. У двери толпились школьники и школьницы, пытаясь заглянуть в щелку или незаметно прошмыгнуть в зал. На страже, прислонившись спиной к двери, стоял белобрысый мальчуган. Он молча и решительно отталкивал любопытных, показывая всем своим видом, что скорее умрет, чем пропустит кого-нибудь без разрешения вожатого.

В зале вожатый отряда, ученик девятого класса Митя Бурцев, вместе с ребятами натягивал провода с разноцветными лампочками. Складная лестница шаталась под его ногами.

– Ребята, не зевайте там! Держите лестницу! Так можно лампочки побить.

Поднявшись еще выше, Митя укрепил провода и весело крикнул:

– Включай!

Цветные огоньки вспыхнули, теряясь в густых ветвях новогодней елки.

Елку украшали девочки с учительницей второго класса.

Учительница стояла на табурете, а девочки подавали ей шары и бусы, осторожно выбирая их из картонок.

– Ой, Марья Николаевна! Этот шар как фонарик!

– А вот с серебром! Девочки, с серебром!

– Давайте, давайте скорее! – торопила их Марья Николаевна, поглядывая на часы. – Гости ждут.

– А выставка еще не готова!

В глубине зала ребята заканчивали выставку. Полочки и лесенки с широкими ступеньками были задрапированы темной материей. Небрежно раскинутые коврики и вышитые платочки ярко выделялись на темном фоне. Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол, выкрашенный в голубую краску, разрезая острым носом волны, искусно сделанные из материи, как бы плыл навстречу школьникам.

У каждого класса здесь было отдельное место, и к каждой вещи была приколота бумажка с фамилией того, кто ее сделал.

Несколько ребят из четвертого класса «Б» озабоченно советовались между собой.

Саша Булгаков, староста класса, в сотый раз переставлял на полках вещи и, одергивая свою сатиновую рубашку, с досадой говорил:

– Мало, эх, мало!

– Малютин уже пошел. Картину принесет, – успокаивал Сашу Коля Одинцов, вытирая тряпкой запачканные тушью пальцы.

– Эх, а табличку-то не прибили! – Леня Белкин сбросил ботинки и проворно вскарабкался на лесенку, держа над головой молоток. Между вещами замелькали его синие носки.

– Тише ты! Наступишь на что-нибудь!

К выставке подбежала девочка. Короткие тугие косички прыгали по ее плечам. Она кого-то искала.

– Зорина, ты чего?

– Как чего? – Лида Зорина посмотрела на ребят быстрыми черными глазами. – Вы тут стоите, а внизу уже гости собрались. Где Трубачёв? – Она поднялась на цыпочки. – Васёк! Трубачёв!

От группы ребят из другого конца зала отделился мальчик и подошел к товарищам. Его мигом окружили.

– Ну как, Трубачёв?

– У них тоже здорово! Я все посмотрел!

– Лучше, чем у нас?

Трубачёв тряхнул золотистым чубом. Синие глаза его лукаво блеснули.

– Нет, не лучше, – сказал он, широко улыбаясь. – Честное слово, ребята, не лучше! Да еще если Севка Малютин картину принесет да Мазин и Русаков какие-то штучки – тогда и вовсе живем! – Трубачёв притопнул каблуками, шлепнул по спине Белкина: – Живем!

Девочки запрыгали:

– У нас лучше! У нас лучше!

– Мазин и Русаков идут! – запыхавшись, сообщил Медведев. – Я их на лестнице видел!

Впереди, крепко ступая, шагал плотный, коренастый Мазин. Рядом, стараясь попасть с ним в ногу, торопился маленький, подвижной Петя Русаков.

– Вот они! Закадычные друзья! – объявил Белкин.

– Мало вещей? – коротко спросил Мазин, засунул руку за пазуху и вытащил гладкий черный пугач. Он был начищен до блеска, на рукоятке стояли буквы: «Р. М. З. С.».

Мазин снова засунул руку за пазуху. Ребята глядели на него выжидающе. Он вытащил складной лук. Петя Русаков расстегнул куртку и снял с пояса пучок стрел с блестящими наконечниками.

– Ух ты! Здорово! Вот здорово! – одобрительно зашумели вокруг.

Трубачёв, забыв про выставку, разглядывал пугач.

– «Р. М. З. С.»! – громко прочитал он. – Мазин, что за буквы?

– Трубачёв, покажи! Дай подержать, Трубачёв! – кричали ребята.

– Подождите!

Трубачёв нетерпеливо дергал Мазина за рукав:

– Р. М. З. С. – что это?

Русаков лукаво усмехнулся:

– Это буквы!

– Это фабрика! – догадался кто-то.

– Какая фабрика! Это они сами делали!.. Мазин, говори! Ну чего ты ломаешься!

Мазин взял из рук Трубачёва пугач, повертел его, надул толстые щеки и равнодушно сказал:

– Много будете знать – скоро состаритесь.

– Ого! Тайна! – фыркнул Леня Белкин, поднимая белесые брови и поглаживая свой колючий затылок. – Ребята, тайна!

Лида Зорина и несколько девочек бросились к Мазину:

– Мазин, скажи, скажи!

Мазин отстранил их рукой и сгреб в кучу все вещи.

– Берете или не берете на выставку?

– Степанова, – крикнул Трубачёв, – возьми вещи!

Валя Степанова собрала все вещи в передник, потом взяла в руки пугач, близко поднесла его к близоруким глазам, внимательно рассмотрела буквы, погладила полированную рукоятку. Так же, не спеша, разглядела лук и стрелы и тихонько сказала:

– Сейчас развешу.

В зал поспешно вошел мальчик. Он держал в руках кусок фанеры, закрытый материей. Глаза его сияли, на бледном лице выступили капельки пота.

– Вот, принес! – задыхаясь, сказал он, снял материю и поставил картину к стене.

Ребята присели на корточки.

На картине Севы Малютина высились горы, густо покрытые белым снегом. У подножия гор поднимались прямые коричневые сосны. Под соснами стояла группа бойцов. Молодой командир поднимал вверх красное знамя. На виске у него было пятно крови, кровь стекала по щеке. Из глубокой воронки разлетались во все стороны грязно-серые брызги.

На картине стояла надпись, сделанная рукой художника: «Разрыв гранаты».

– Война! – шепотом сказал Саша.

Кто-то нашел сходство командира с Трубачёвым.

– Ты настоящий художник, Сева! – растроганно сказал Трубачёв.

Мазин с видом знатока прищурил один глаз и ткнул пальцем в картину:

– Пририсуй танки!

Все засмеялись.

В зале вспыхнул свет.

Темно-зеленая елка засверкала бусами. Все заторопились, заспешили.

Мальчик в коротких штанишках пробежал через весь зал, забрался в уголок дивана и, потирая пухлую коленку, стал разучивать по бумажке приветствие гостям: «Дорогие наши гости! Мы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими учителями и старшими товарищами приветствуем вас от лица всей школы… от лица всей школы…»

Песни, смех и беготня отвлекали внимание мальчика, он то и дело путал слова, громко повторяя:

– Дорогие наши гости! Вы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими школьными учениками…

Учительница, пробегая мимо с красками в руках, прислушалась, подсела к малышу и взяла у него из рук бумажку:

– Давай вместе!

– Трубачёв! Булгаков! У вас все готово? – крикнул издали Митя.

– Все готово! – ответил Трубачёв, устанавливая картину.

– Ну, так расходитесь. Сейчас начинать будем. Тащите стулья!

Ребята бросились расставлять стулья. Через минуту двери широко раскрылись. Шумной, нарядной толпой вошли родители. Их сопровождал сам директор Леонид Тимофеевич. На лице его была особая, праздничная улыбка, стекла очков блестели, отражая сразу и разноцветные огоньки елки, и веселые лица родителей.

– Милости просим! Милости просим! – говорил он, широко разводя руками и кланяясь.

Васёк увидел в толпе своего отца. Павел Васильевич принарядился: голубая сатиновая рубашка его была тщательно разглажена, и только галстук, по своему обыкновению, чуть-чуть съехал в сторону. Голубые глаза и рыжеватые усы придавали его лицу веселое, озорное выражение. Увидев сына, он обрадовался и ни с того ни с сего удивился:

– Ба! Рыжик! Ну, давай, давай, хлопочи, усаживай!

– Сюда, сюда, папа!

Васёк потащил отца ближе к маленькой сцене, на заранее приготовленное местечко. По пути отец попробовал пригладить на лбу сына золотисто-рыжий завиток, но он, как вопросительный знак, торчал вверх.

Павел Васильевич махнул рукой, вынул из кармана сложенный вчетверо носовой платок и сунул его мальчику:

– На, запасной.

Васёк громко на всякий случай высморкался и быстро сказал:

– Героев видал, пап? Это ученики нашей школы. Сейчас! Вот идут! Смотри, смотри!

Он сорвался с места и исчез в толпе.

В проходе между стульями пробирались трое военных. Их встречали радостными криками. Они смущенно улыбались, с трудом продвигаясь к сцене. Там недавних участников боев с белофиннами приветствовали учителя и директор.

Старенькая учительница торопливо протирала платком очки.

– Алеша… Бориска… Толя… – припоминала она своих бывших воспитанников.

– Переросли! На целую голову переросли своего директора! – шумно радовался Леонид Тимофеевич.

К сцене подошел старик – школьный сторож. Черные с проседью волосы его были расчесаны на прямой пробор. Он опирался на суковатую палку.

– Иван Васильевич! Грозный!

Три пары рук подхватили старика и поставили на сцену.

– Есть Грозный! Есть! Никуда не делся! – Старик вытер усы. – Ну-ну, выросли… вылетели птенцы… орлами воротились, – бормотал он, присаживаясь к столу, покрытому красным сукном, и улыбаясь учителям.

В зале снова зашумели, захлопали в ладоши. Наконец все стихло.

Мальчик в коротких штанишках, путаясь, сказал приветствие и, закончив его торопливой скороговоркой, спрятался за спину своей учительницы.

Потом долго и прочувствованно говорил директор.

Перед глазами у всех вставал суровый финский край. Высокие сосны, скованные морозом озера… Вот мчатся лыжники… наши лыжники… Тишина… Слышно только, как скрипит снег. И вдруг слева, с опушки леса, ударил пулемет.

Пули вспарывают легкое снежное покрывало. Огонь косит наших бойцов, прижимает их к земле. По снегу, глубоко зарываясь в сугробы, ползет снайпер. Все его внимание сосредоточено на опушке леса, где засели финские пулеметчики.

Меткий выстрел… другой… И, внезапно захлебнувшись, смолкает вражеский пулемет… Лыжники летят дальше.

– Этот снайпер… – Директор поворачивает голову.

– Который? Который? – налегая друг на друга и вытягивая шеи, ребята смотрят на сцену.

Краска заливает обветренные щеки снайпера – он низко склоняется над столом и взволнованно чертит что-то на бумажке.

Директор называет его фамилию.

Потом следует другая фамилия и третья…

Второй, обмороженный, полз к лагерю, вынося с поля боя раненого командира. Третий взорвал финский дзот – это едва не стоило ему жизни. И вот все они, эти герои, здесь, в своей большой школьной семье, воспитавшей и вырастившей их.

Сева Малютин стоит около своей матери. Он крепко сжимает ее руку.

Васёк и Саша с горящими щеками жмутся к рампе.

А за их спиной ученик старшего класса возбужденно рассказывает товарищу:

– Они здесь, во дворе, всегда в футбол играли… И один раз окно в классе разбили… И Грозный кричал на них, как на нас. Я помню. – Он радостно смеется. – Я помню их… в десятом классе.

Глава 2
Огоньки в окнах

На железной дороге сонно покрикивала электричка.

В маленьком городке уже все спали. Только в некоторых окнах за матовыми, морозными стеклами светились огоньки.

Забравшись на широкую отцовскую постель и уткнувшись подбородком в плечо отца, Васёк, взволнованный событиями вечера, не мог уснуть.

– Пап! Вот этот снайпер Алеша просто богатырь, да, папа? А другой, что командира спасал, маленький, худенький совсем, как это он, а?

– Дело, сынок, не в том, кто какой. Тут физическая сила – одно, а сила воли – другое… Силу тут мерить нечего. Это не зависит, сынок… – Павел Васильевич не мастак объяснять, но Васёк понимает его.

– Ясно, – говорит он. – Главное – спасти, хоть через силу… Сколько километров он его пронес, пап? Под огнем, а?

– Сколько потребовалось, столько и пронес, – строго сказал Павел Васильевич. – У нас так… вообще… русский человек после боя раны считает…

Васёк замолчал. Ему вдруг захотелось внезапно вырасти и вместе со своими товарищами свершать какие-то большие, героические дела.

Он потянулся и глубоко вздохнул:

– А нам еще расти да расти!

* * *

И в другом окне горел огонек.

Бабушка, подперев рукой морщинистую щеку, слушала внука. Коля Одинцов рассказывал о выставке, о героях, о елке.

– Раздевайся, раздевайся, Коленька, – торопила старушка.

– Сейчас, бабушка!.. А Малютин Сева какую картину нарисовал! Про войну! Командир там, раненый, со знаменем! У него кровь на щеке и вот тут кровь…

– Что ты, что ты! Сохрани бог, Коленька, что это он какие картины рисует! – испугалась старушка. – Можно ли эдакое воображение ребенку иметь! Срисовал бы курочек, а то бабочек каких-нибудь – и все. Самое подходящее дело для ребят.

– Ну, бабочек! – усмехнулся Коля. – Что мы, дошкольники, что ли? Посмотрела бы, какие серьезные вещи у нас на выставке были, разные виды оружия были – Р. М. З. С.! – Коля поднял указательный палец. – Понимаешь?

– Да понимаю я, понимаю! – рассердилась старушка. – Только не детское это дело – такие страсти изображать…

– А у нас зато больше всех вещей было… Все нас хвалили…

– «Хвалили, хвалили»… Вот от наших полярников поздравление тебе, – неожиданно сказала бабушка, присаживаясь на кровать внука и разворачивая пакетик из папиросной бумаги.

– Дай, дай, я сам!

Коля осторожно вынул фотографическую карточку. На него смотрели улыбающиеся лица его родителей. На обороте карточки было написано:

«С Новым годом, дорогой сынок! Работа наша идет к концу. 1942 год мы встретим уже вместе!»

Коля счастливо улыбнулся.

– Я тогда уже пятиклассником буду, – сказал он, завертываясь в теплое, пушистое одеяло.

* * *

И еще в одном доме горел огонек в этот поздний праздничный вечер. Саша Булгаков, осторожно пробираясь между кроватками сестер и братьев, спросил:

– Нюта с Вовкой давно пришли?

– Давно, – шепотом ответила мать.

– А мал-мала спят? – тихо спросил Саша.

У Саши было шестеро братьев и сестер. Все они были младше его, и всех, кроме восьмилетней Нютки, он называл одним общим именем: мал-мала.

– Спят давно. Набегались, наплясались сегодня…

– А я вот гостинцев им принес, – сказал Саша и полез в карман. – Измялись чего-то, – огорчился он, вытаскивая сбитый в комок цветной пакетик. – Это, верно, когда мы в снегу фигуры делали с ребятами.

– То-то, я смотрю, у тебя пальто все снегом извожено, – спокойно сказала мать.

– Я сейчас почищу.

– Я уже почистила… Садись вот.

Мать поставила на стол компот и холодную телятину.

– Отец выпил нынче, – шепотом сказала она, – тихий пришел… Все сидел, объяснял мне: я, говорит, токарь… потомственный и почетный… никогда своему делу не изменял, а жена у меня женщина уважаемая, и детей семеро, как птенцов в гнезде… Смех с ним! – Она покачала головой и засмеялась.

– Он уж всегда так, когда выпьет, – снисходительно сказал Саша, выцарапывая из кружки вареную грушу.

– А вот, Сашенька, помощь от государства мы получили! – торжественно сказала мать, вынимая из-под подушки пачку денег. – Как ты ушел, так и принесли мне.

– Ого! Сколько денег нам дали! – радостно сказал Саша. – Теперь всего накупим.

– На всех, на всех хватит, – сказала мать и, отобрав несколько бумажек, протянула Саше: – Вот и тебе подарок от государства: купи себе лыжи, сынок!

– Что ты, что ты! – отмахнулся Саша. – Мне не надо. Я и в школе возьму лыжи, когда захочу.

– Бери, бери! Мне в радость это, – мягко сказала мать, протягивая ему три бумажки. – Ты у меня большак…

Саша поглядел в ее круглое, доброе лицо с глубокими, запавшими глазами. Ему показалось, что около знакомых ему с детства ямочек на ее щеках протянулись, как ниточки, новые морщинки.

– Нет, не возьму! – решительно сказал он, засовывая в карманы руки. – Лыжи – это баловство. Захочу – и так достану. – Он встал из-за стола и погладил мать по плечу: – Ложись спать, мама!

* * *

Но дольше всего горел огонек над широким крыльцом школы. Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными окнами второго этажа, уютно сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.

– Воображаю, как вы там мерзли! – с тревогой говорила старая учительница, которой все еще помнились эти мальчики такими, какими они пришли к ней в первый класс, держась за руки своих матерей.

– Да там не до мороза. Разотрешь снегом уши, и опять ничего, – застенчиво поглядывая друг на друга, рассказывали молодые бойцы.

В одном из классов за партой сидел Алеша-снайпер. Его ноги не помещались под скамейкой, длинная фигура возвышалась над полированной крышкой.

Он любовно и тщательно оглядывал парту и с сожалением говорил:

– Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М. Эх, другая парта, верно! Или краской затерли…

Перед Алешей стоял вожатый Митя.

– А ты, кажется, здесь вожатый теперь? – спросил Алеша. – Я ведь помню тебя. Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?

– В седьмом. А теперь в девятом. Учусь! С ребятами воюю! – засмеялся Митя, присаживаясь на край Алешиной парты.

– А что, трудный состав? – деловито осведомился тот. И, не дожидаясь ответа, серьезно сказал: – Главное – дисциплина. Ты их, знаешь, сразу приучай. Дисциплина, брат, великое дело!

Он вскочил, прошелся по классу и, остановившись перед Митей, щелкнул пальцами:

– Сразу приучай! А то потом ох и трудно будет! Вот где я это понял – на фронте! Там, знаешь, с нами нянчиться некому.

Алеша присел рядом с Митей, указал глазами на дверь и понизил голос:

– Это здесь ведь учителя уговаривают, объясняют, прощают… а там фронт… война… приказ… Дисциплина – это все!

– Точно! – решительно подтвердил Митя. – Ребят распускать никак нельзя!

Алеша посмотрел на него и вдруг расхохотался.

– По себе знаем, верно? Мы один раз тут такую штуку устроили!.. – с увлечением сказал он.

Перебивая друг друга, они стали вспоминать первые годы учебы, свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.

– Ух ты! Я его и сейчас побаиваюсь. А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

– Алеша! Митя! – донеслось из коридора.

Глава 3
Семья Трубачёва

Отец Васькá, Павел Васильевич, работал мастером в паровозном депо. Павел Васильевич любил свое дело. К паровозу у него было особое отношение. Большое ворчливое чудовище, выдувающее пар из своих ноздрей, казалось ему живым. В разговорах с Васьком он любил употреблять выражения: «здоровый паровоз», «больной паровоз».

Васёк запомнил рассказы отца:

– Стоит, пыхтит, хрипит, тяжело ворочается. Ну, думаю, захворал дружище. Надеваю свой докторский халат, беру инструменты и давай его выстукивать со всех сторон…

Васёк слушал, и в нем росло дружелюбное отношение к этой железной голове поезда.

Павел Васильевич мечтал, что из Васька выйдет инженер-строитель или архитектор. Он будет строить легкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.

Сам Павел Васильевич – выдумщик и мастер на все руки.

Квартира Трубачёвых была обставлена красивой и замысловатой мебелью его работы. Круглый шкафчик вертелся вокруг своей оси. Посреди комнаты стоял обеденный стол с откидными стульями.

– Всякое дело любит, чтобы человек в него душу вкладывал, – говорил Павел Васильевич.

Жена его была женщина слабая, болезненная, но о болезнях своих говорить не любила. Она сама справлялась со своим маленьким хозяйством и всегда знала, что кому нужно. Отец и сын обожали мать, тихая просьба ее была законом и исполнялась обоими беспрекословно.

Павел Васильевич сам занимался с сыном. Васёк учился на «отлично». Всякая другая отметка была неприятной новостью.

В таких случаях Павел Васильевич, собрав на своем лбу целую лесенку морщин, останавливался перед сыном и спрашивал:

– Как же это ты? Язык заплелся, или голова не варила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь!

В прошлом году мать Васька слегла и больше уже не вставала.

У Павла Васильевича стало много домашних забот, но к занятиям сына он по-прежнему относился внимательно.

Каждый вечер оба подсаживались к кровати матери, и она, опираясь локтем на подушку, слушала, как Васёк отвечает отцу заданный урок.

Смерть жены была тяжелым ударом для Павла Васильевича.

Он не находил себе места в осиротевшем доме, растерянно бродил из комнаты в кухню или молча сидел за столом, опустив на ладонь свою большую рыжеватую голову. И только при виде сына вскакивал, суетился, перекладывал что-то с места на место, приговаривая:

– Сейчас! Сейчас! Умойся, сынок! Или, может, покушаешь сначала, а? И потом погулять пойдем, а?

Васёк молча смотрел на него, потом утыкался лицом в подушку и плакал. Отец присаживался рядом, гладил его по спине и повторял:

– Что ж поделаешь, сынок… Пережить надо…

Или, крепко прижимая к себе мальчика, шептал ему, смахивая с усов слезы:

– Папка с тобой, Рыжик. Папка от тебя никуда…

И действительно, все свое время Павел Васильевич отдавал сыну.

Кроме Трубачёвых, в квартире жила еще шестнадцатилетняя соседка Таня. Еще при жизни матери Васька Таня приехала из деревни со своей бабушкой, потом бабушка умерла, и Таня привязалась к семье Трубачёвых.

Павел Васильевич устроил девушку на работу в изолятор при детском доме. Вечерами Таня училась в школе для взрослых.

Павла Васильевича она побаивалась и слушалась его, а Васька жалела и после смерти матери утешала, как могла.

Васёк любил забегать в маленькую светлую комнатку Тани с широкой бабушкиной кроватью и горой подушек. Пестро раскрашенный глиняный петух с иголками и нитками напоминал ему раннее детство, когда, бывало, услышав его капризы, бабушка Тани сердито говорила:

– Это что еще такое? Пойду за петухом… Он у меня этого страсть не любит!

Васёк затихал, а когда вырос, часто смеялся над собой и просил:

– Расскажи, мама, как я Таниного петуха боялся…

Павел Васильевич, оставшись без жены, думал про Васька: «Я теперь ему отец и мать».

Он недосыпал ночей, стараясь поддерживать тот порядок, который был при жене, боялся в чем-нибудь отказать сыну и, когда кто-нибудь замечал ему, что он похудел и осунулся, озабоченно отвечал:

– Это пустяки. Вот с хозяйством я путаюсь – это верно… Надо бы сестру выписать, да не знаю, приедет ли.

А Васёк, не понимая трудной жизни отца, говорил:

– Не надо… Нам и вдвоем хорошо!

Названия книг условные

Книга 1. Новый учитель[ред.]

В одной из школ подмосковного городка шли приготовления к встрече 1941 года.

Павлу Васильевичу после смерти жены было трудно справляться с хозяйством.

👤

Павел Васильевич Трубачёв — вдовец, мастер паровозного депо.

Он решил пригласить жить к себе сестру, но боялся, как его сын, Васёк примет чужого человека.

Васёк Трубачёв (Осеева).jpg

Васёк Трубачёв — единственный сын Павла Васильевича, четвероклассник, рыжий как огонь, председатель совета отряда, вечно влипает в опасные истории.

Однажды, несмотря на запрет отца, Васёк показал паровозное депо двум своим закадычным друзьям — Коле Одинцову и Саше Булгакову.

👤

Коля Одинцов — закадычный друг Трубачёва, редактор стенгазеты.

👤

Саша Булгаков — закадычный друг Трубачёва, староста класса.

Мальчики забрались в вагон, и выпрыгнули из него, когда он начал двигаться. После этого случая Павел Васильевич написал сестре письмо. Тётка Васька завела в доме свои порядки, и мальчик начал чувствовать себя неуютно.

Одноклассникам Васька, закадычным друзьям Коле Мазину и Пете Русакову, родители запретили дружить, считая, что мальчики портят друг друга. Они придумали себе псевдоним М. Р. З. С., что означает «Мазин, Русаков — знаменитые следопыты».

👤

Коля Мазин — одноклассник Васька, считает себя знаменитым следопытом.

Петя Русаков (Осеева).jpg

Петя Русаков — одноклассник Васька, считает себя знаменитым следопытом.

После новогодних каникул в класс пришёл новый учитель, Сергей Николаевич. Он возмутился, что в классе грязно. Ребята составили расписание дежурств и устроили соревнование. Сергей Николаевич поручил Ваську подтянуть Мазина по географии. Мазин начал делать успехи и учитель похвалил мальчиков.

Сергей Николаевич (Осеева).jpg

Сергей Николаевич — учитель, строгий, но справедливый.

Отец Пети после смерти жены снова решил жениться. Петя боялся будущей мачехи.

В день своего дежурства Васёк и Саша старательно готовили класс к уроку.

Давай так дежурить, чтоб ни сучка ни задоринки

Чтобы выручить не приготовившего уроки Петю, Мазин спрятал мел. Сергей Николаевич остался недоволен дежурными, и друзья поссорились. Васёк упрекал Сашу, что он помогает матери справляться с младшими братьями и сёстрами. За Сашу вступился страдающий пороком сердца Сева Малютин, но и ему досталось от Васька. Ребята осудили Васька, а Саша не смог простить нанесённой ему обиды.

👤

Сева Малютин — одноклассник Васька, слабый болезненный мальчик, но начитанный, эрудированный и хорошо рисует.

Дома Васёк сорвал свою злость на тёте. Коля Одинцов безуспешно пытался помирить друзей. Переживая, что предаёт товарища, Коля написал про поступок Васька в стенгазету. Мазина и Петю начала мучить совесть, что из-за них пострадал Васёк.

Петя испугался, что его накажет отец, но узнав, что мачеха пригрозила в случае наказания уйти из дома, изменил к ней отношение. Он замазал в газете фамилию Васька. Ребята обвинили в этом поступке самого Васька и не поверили ему.

На пионерском сборе Мазин и Петя рассказали правду и с Васька сняли обвинение. Петя испугался наказания и Мазин всё объяснил Петиной мачехе. Женщине понравился Мазин. Она разрешила им встречаться дома и помогла ребятам готовиться к экзаменам.

В мае ребята пошли в поход, в котором Саша помирился с Васьком. С помощью Севы отряд Трубачёва первым выполнил задание.

Сергей Николаевич сообщил ребятам, что в начале июня они поедут на Украину, в колхоз «Червоны зирки», его родину, где жила его сестра. Вместе с ними поедет их вожатый Митя и его отец, Николай Григорьевич.

Украина! Украина!
Это был июнь 1941 года

Книга 2. Украина[ред.]

На Украине радушно встретили дорогих гостей. Николай Григорьевич уехал к своему боевому другу, Ивану Матвеевичу, заведующему колхозной пасекой. Между приезжими и местными ребятами быстро установилась крепкая дружба.

Рано утром 21 июня ребята отправились в лесной поход и ночь должны были провести в лесу. Под утро сквозь сон они услышали летящие самолёты и гремящие взрывы. Не придав этому значения, они продолжили поход. К вечеру они снова увидели самолёты и заметили на них свастику. Почувствовав что-то неладное, Митя послал Мазина и Петю узнать в чём дело. На шоссе мальчики встретили людей, угоняющих скот, и узнали страшную весть: началась война.

Сергей Николаевич пытался вывезти ребят. С большим трудом он нашёл машину и поехал с ними на станцию, чтобы успеть на поезд. Васёк, Коля Одинцов, Саша, Мазин, Петя, Сева и три девочки — Валя Степанова, Лида Зорина и Нюра Синицына — не поместились и остались с Митей ждать шофёра, который должен был вернуться.

Мите удалось посадить девочек в машину с едущими на станцию детьми из детского дома, надеясь, что они успеют на поезд. Воспитательница пообещала, что если они не встретятся с Сергеем Николаевичем в Киеве, передать девочек в детскую комнату, чтобы им там помогли вернуться домой.

Сергей Николаевич с ребятами благополучно уехал, а шофёр, который возвращался за оставшимися ребятами, и машина с детьми из детского дома погибли под бомбёжкой.

Оставшиеся мальчики поселились в доме председателя колхоза Степана Ильича, работая наравне со взрослыми.

Только слабость нам сейчас не к лицу. Слабость наша врагу на руку… А у нас дела непочатый край. Хлеб на поле стоит, рабочих рук не хватает.

Митя пытался отправить ребят в тыл, но село заняли фашисты.

Митю вместе с другими молодыми ребятами арестовали. Васька Степан Ильич послал на пасеку и Иван Матвеевич велел мальчику следить, сколько вражеских орудий появляется в лесу. Мазин и Петя пытались отыскать в лесу следы арестованных. Они пришли на место лагерной стоянки, где ребята зарыли продукты. Видя, что там кто-то был, они поняли, что Митя жив. Внук школьного сторожа деда Михайло, Генка, подтвердил, что помог Мите сбежать.

По заданию Степана Ильича дед Михайло прислушивался, что происходит в школе, где был расположен штаб фашистов. Мазин и Петя решили пробраться на старую заброшенную мельницу, но местный пионер их туда не пустил: на мельнице сделали радио. Иван Матвеевич дал Ваську листовки со сведениями от Совинформбюро, которые мальчики по ночам расклеивали в селе.

Степан Ильич стал старостой у фашистов. Односельчане осудили его, а жена с сыном ушла к родителям. Ребята решили уйти от предателя и следили за каждым его шагом. Узнав об этом, Иван Матвеевич пришёл в ярость и приказал оставаться в хате. Васёк понял, что Степан Ильич выполнял задание партии.

По поручению Ивана Матвеевича Васёк вместе с Колей Одинцовым отнёс в одно из дальних сёл пакет. Там они встретили девочек, которым удалось выпрыгнуть из горящего грузовика и спасти двух малышей. Блуждая, они пришли в село, где их приютили. Степан Ильич послал Васька ночью предупредить одного из жителей села об аресте. Мальчик узнал, что Степан Ильич спас уже много людей.

Дед Михайло взял в штабе важный документ, и Сева, владеющий немецким языком, его перевёл. Степан Ильич отдал бумагу красноармейцам. Дед Михайло не успел вернуть документ, и фашисты схватили его. Степан Ильич срочно отправил мальчиков на пасеку. Он хотел отправить и Генку, но тот убежал.

Пасеку сожгли фашисты и убили Ивана Матвеевича и Николая Григорьевича. Ребята решили идти на мельницу, догадываясь, что там должны быть партизаны.

Лида, Валя и Нюра вспоминали школу. К хозяйке хаты, где они жили, жене командира партизан, пришла учительница из соседнего села, Марина Ивановна, связная партизан. Она пообещала девочкам, что устроит их в школу, а Валя будет ей помогать собирать учеников.

Мальчики остались на ночь в лесу.

Фашисты приказали жителям села собраться на казнь деда Михайло. Степан Ильич поджёг хату и ушёл к партизанам. Дед Михайло умер геройски, люди пытались его защитить, но фашисты их расстреляли. Васёк, Мазин и Петя пришли в село. Одна из женщин бросила гранату в штаб. Пользуясь суматохой, мальчики вместе с Генкой вернулись в лес.

Фашисты арестовали Марину Ивановну и повели на расстрел. Валя бросилась её защитить, но фашисты убили и её.

Митя переживал за своих ребят, и командир партизан отпустил его их найти. Растерянные, голодные ребята с заболевшим Севой блуждали по лесу, надеясь найти партизан. Командир отряда, Васёк, принял решение идти к девочкам. Там их нашёл Митя и привёл в партизанский отряд.

Девочек с Севой партизаны отправили самолётом в Москву, а оставшихся ребят Митя и один из партизан, Яков Пряник, перевели через линию фронта. Командир отряда хотел отправить в Москву и Генку, но тот отказался и потребовал зачислить его в отряд.

Одна мне дорога — Гитлера бить

Бойцы поклялись отомстить фашистам за погибших.

Книга 3. Работа и учёба[ред.]

Дети благополучно добрались домой. Их одноклассники эвакуированы, Сергей Николаевич на фронте. Дети не захотели сидеть без дела в такое трудное время и чем могли помогали взрослым. Мите удалось передать письмо, в котором он наказал ребятам учиться, ведь даже Генка учился в перерыве между боями. Они решили сдать экзамены за пятый класс. Мачеха Пети согласилась с ними заниматься. В райкоме комсомола поддержали решение ребят.

В школе открыли госпиталь, и ребята там помогали. В госпиталь привезли молоденького бойца, Васю Кондакова, звавшего в бреду своего командира, спасшего ему жизнь.

Весной из эвакуации вернулись директор школы, одноклассники. Директор предложил ребятам помочь построить новую школу. На строительстве Васёк познакомился с сыном генерала Кудрявцева, Алёшей. Мальчик тоже захотел помогать строить, заявляя, что поможет организовать работу. Недовольный Васёк назвал Алёшу хвастуном.

У Васька появился новый друг — Витя, по прозвищу Матрос. Старший брат Вити служил в черноморском флоте, и мальчик с гордостью читал заметки о мужестве моряков, защитников Севастополя. Витя увлёк Васька идеей стать моряком.

Ребята нашли дневник, который Коля Одинцов вёл на Украине. В нём описаны события, которые пережили ребята, зверства фашистов.

В школу прислали новую учительницу, Елену Александровну. Алёша приезжал в школу на отцовской машине и Елена Александровна резко осадила заносчивого генеральского сына.

Ребята получили письмо от Генки, который получил медаль, но тяжело ранили Митю и погиб Яков Пряник.

Мать Нюры недовольна, что дочь целыми днями где-то пропадает, а не учится. Узнав, что в школе девочку хвалят, женщина включилась в работу.

Ребята напряжённо занимались, чтобы пройти программу пятого класса и не стать второгодниками. Елена Александровна и директор школы во всём им помогали.

Ребята отправились в лес, чтобы заготовить дрова. Между отрядами Васька и Алёши началось соревнование. Чтобы выиграть, Алёша взял у отца машину. Генерал был недоволен, что сын пренебрежительно отозвался о Елене Александровне, и восхитился Васьком и его друзьями, которые мужественно сражались на Украине с врагом. Васёк возмутился нечестностью Алёши.

Директор настаивал на том, что ребятам лучше остаться на второй год, но Елена Александровна стала на их защиту. Васёк узнал, что его отец геройски сражался с врагом и попал с тяжёлой контузией в госпиталь. В школу пришёл генерал Кудрявцев. Он также возмутился поступком сына и при всех пожал руку Ваську за его мужество, надеясь, что они с Алёшей подружатся.

Выполнив свою работу, отряд Алёши помог отряду Трубачёва, ведь они делали одно общее дело. Алёша нашёл дневник Коли Одинцова и узнал, что ребята пережили на Украине.

Выздоровевшему Павлу Васильевичу присвоили звание Героя Советского Союза. Школа готова, и комиссия дала высокую оценку работе ребят. Алёша попросил прощения у Васька, и между мальчиками завязалась дружба.

Перед отъездом на фронт, Вася Кондаков пришёл попрощаться в школу. Увидев фотографию Сергея Николаевича, Вася узнал своего командира.

Сергей Николаевич вернулся с фронта в школу. Его левая рука обтянута чёрной перчаткой. Вместе с Еленой Александровной он строго принимал у ребят экзамены, которые они достойно выдержали. Дома Васька встретил отец.

Прошли годы. В школе по-прежнему работали Сергей Николаевич и Елена Александровна, которые стали мужем и женой. К ним приехала из Украины его сестра. Васёк вместе с Витей Матросом и Алёшей стали моряками, Саша — учителем, Мазин с Петей — геологами, Сева — художником, Лида — врачом, Коля Одинцов — комсомольским вожаком на одной из строек, Нюра — воспитательницей в детском доме. На Украине, в колхозе «Червони зирки», где председатель Степан Ильич, Генка работал селекционером.

Как-то на Новый год ребята снова собрались в родной школе. Вместе с ними их бывший пионервожатый Митя, Герой Советского Союза. Перед собравшимися выступил Васёк Трубачёв.

Школа — наш родной дом. Мы слетелись сюда, чтобы крепко обнять друг друга и сказать своим учителям горячее спасибо.

За основу пересказа взята повесть издательства «Осеева В. Васёк Трубачёв и его товарищи»: © «Литература Артистикэ»; Кишинёв; 1989 год

  • Кто написал рассказ руслан и людмила
  • Кто написал рассказ василий теркин
  • Кто написал рассказ валентина
  • Кто написал рассказ в дурном обществе
  • Кто написал рассказ буратино