Кто написал сказку анна ростова

Когда Лев Толстой создавал роман-эпопею «Война и мир», то многих персонажей он писал с реальных людей. Одна из главных героинь «Войны и мира» Наташа Ростова тоже имеет свои прототипы. Ими были Софья и Татьяна Берс. О Софье почти все слышали – ведь она была супругой великого писателя. А вот о Татьяне рассказывают довольно редко, хотя именно ее образ Толстой положил в основу характера своей героини.

Сестры Берс

Фото – личный архив семьи Берс

Сестры

Сестер Берс было три – Софья, Татьяна и Елизавета. Они с детства занимались музыкой, много читали и были очень образованы. По своему складу сестры отличались: Соня была более спокойной, в то время как Таня постоянно устраивала разные вечера, любила развлечения и веселье. Она, подобно своему литературному двойнику, была живой и непосредственной, увлекающейся натурой, много мечтала о любви и всегда жила скорее чувствами, а не разумом.

В их доме нередко появлялись с визитами братья Толстые, Лев и Сергей. И если Лев Николаевич выбрал в качестве супруги Софью, то его брату больше нравилась Татьяна.

Софья Берс

Фото – Софья Берс из личного архива семьи Берс

Писатель любил разговаривать с Таней, расспрашивать ее о подробностях ее жизни, иногда отчитывал за то, что она такая ветреная. И не раз повторял, что всё за ней записывает.

К этим словам Татьяна отнеслась несерьезно, поэтому, как она позже делилась в своих воспоминаниях, была очень удивлена, прочитав роман и узнав себя и свои откровения.

Судьба и личная жизнь

Первое серьезное увлечение в жизни младшей из сестер Берс произошло, когда ей было всего 14 лет: она влюбилась в своего 17-летнего кузена, Александра Кузминского, и он ответил ей взаимностью. В мемуарах Татьяна Андреевна вспоминала, что они всего один раз поцеловались, после чего им было очень стыдно.

В 16 лет каждая девушка из высшего общества попадала на свой первый в жизни бал – так Таня оказалась в Петербурге. Там у нее случился роман с молодым человеком по имени Анатоль Шостак (вспомните, героя романа, который соблазнил Наташу, тоже зовут Анатолем). Но обе семьи воспротивились их свадьбе, и влюбленные расстались. Девушка тяжело переживала этот разрыв, но по возвращении домой, в Ясную Поляну, вскоре забыла обо всем – там ее ждало новое увлечение, брат Льва Толстого, Сергей.

Татьяна Берс

Фото – Татьяна Берс из личного архива семьи Берс

Он тоже полюбил Татьяну, однако их отношения ничем не закончились: у Сергея были внебрачные дети, которых он не смог оставить, чтобы жениться на возлюбленной.

Для Татьяны это была глубокая обида: она хотела покончить с жизнью, но ее спасителем оказался все тот же Кузминский, который позже и стал ее супругом.

При этом в мемуарах Татьяны Андреевны все же сквозит тоска по несостоявшимся отношениям: видно, что Сергея она любила, и с его стороны было сильное чувство, однако в браке ей было надежнее и спокойнее. Родные Сергея также вспоминали, что и он так и не сумел забыть свою любовь.

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

В нашей рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых книгах всемирно известных писателей и поэтов.

Владимир НАБОКОВ

«Одна из величайших книг о любви в мировой литературе, «Анна Каренина» — не только авантюрный роман. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие. И вот какая нравственная идея заложена в «Анне Карениной» — вовсе не та, что вычитает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу (в известном смысле так можно сформулировать мораль, лежащую на самом дне «Мадам Бовари»). Дело не в этом, конечно, и вполне очевидно, почему: останься Анна с мужем, умело скрыв от света свою измену, ей не пришлось бы платить за нее ни счастьем, ни жизнью. Анна наказана не за свой грех (она могла бы жить с мужем и дальше), не за нарушение общественных норм, весьма временных, как все условности, и не имеющих ничего общего с вневременными, вечными законами морали. Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина — Кити с историей Вронского — Анны. Женитьба Левина основана на метафизическом, а не физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество покарало Анну за любовь к человеку, который не был ей мужем. Законы общества временны, Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит, она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия».


Вокруг Набокова, известного огромному числу людей по скандальной «Лолите», и Толстого, к концу жизни ставшего ярым критиком православной веры и Церкви, в среде верующих кипит много споров. И все же «Фома» не мог пройти мимо цитаты одного писателя о романе другого. Цитате, которая совершенно созвучна христианскому мировоззрению и дает очень важный ключ к прочтению «Анны Карениной».

Автор

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — русский писатель, публицист и общественный деятель. Толстой — классик мировой литературы, чьи произведения еще при жизни переводились и печатались во многих странах мира.

История создания

Роман «Анна Каренина» (1873–1877) частями публиковался в журнале «Русский вестник» и имел невероятный успех у читателей, которые каждый раз с нетерпением ждали продолжения.

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова
Журнал «Русский вестник» с первой публикацией «Анны Карениной»

Существуют несколько вариантов объяс­нений того, как у Толстого возник замысел «Анны Карениной». Три самых известных следующие. Первый — это намерение написать книгу о женщине «из высшего общества, но потерявшей себя». Второй — это импульс, полученный Толстым после прочтения незавершенных текстов Александра Пушкина «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади». В отрывке «Гости съезжались на дачу» рассказывается о светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая любит одного молодого человека и хочет разорвать отношения со своим мужем. И третий вариант: это рассказ писателя о своем сне, в котором ему привиделся образ красивой женщины-аристократки в бальном платье.

Содержание

«Анна Каренина» — это трагическая история любви замужней женщины и офицера Алексея Вронского на фоне счастливого брака Константина Левина и Кити Щербацкой. Помимо размышлений об отношениях героев, Толстой в романе показывает масштабную панораму жизни и нравов России второй половины XIX века и делает множество психологических и философских отступлений, превращая семейную драму в монументальный роман о вечных темах и проблемах.

Набоков и Толстой

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

В своих лекциях по русской литературе Набоков говорил: «Тургенева вы читаете, потому что это Тургенев. Толстого вы читаете потому, что просто не можете остановиться». Автор «Приглашения на казнь» и «Защиты Лужина» в одном из интервью признавался, что равного Толстому он не находит ни в одной стране: «Я думаю, он много более велик, чем Пруст или Джойс».

О произведении

«В романе Толстой ставит множество острых нравственных проблем. Например, имеет ли право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека и в чем вообще заключается это счастье. Герои не однозначны, а сложны и противоречивы. Да, Анна виновата, но наделена многими лучшими человеческими качествами: добротой, даром понимания, сочувствия и открытости людям. Как замечал Федор Достоевский, в этом романе показано, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны… сколь таинственны, что нет и не может быть судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: “Мне отмщение, и Аз воздам”. Ему одному известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека».

Левин: вера и сомнения

Во время работы над романом Толстой не вел дневников, но многие его мысли и чувства тех лет, как замечают исследователи, нашли отражение в образе Левина. Жизнь этого героя заполнена заботами о хозяйстве и нравственными и интеллектуальными поисками. Герой постоянно задумывается о своем отношении к вере, мучается от того, что находит в своей душе сомнение: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь», — признается Левин священнику на исповеди. Однако, несмотря на осознание этого сомнения, в самые непростые минуты жизненных испытаний Левин продолжает молиться Богу о спасении и благополучии своих близких людей. Константин Левин — герой, который осознал, что такое семейное счастье, озаренное божественным светом. Недаром Толстой делает описание венчания Левина и его невесты Кити своеобразным центром своего романа. Сомнения Левина на протяжении всего романа приводят к тому, что к финалу герой очевидно больше склоняется к вере, чем к неверию. Он очень похож на самого Толстого в годы написания романа, о чем свидетельствует запись из дневника Софьи Андреевны Толстой: «После долгой борьбы неверия и желания веры — он вдруг теперь, с осени, успокоился. Стал соблюдать посты, ездить в церковь и молиться Богу». Острый кризис в отношениях Толстого с православной верой и Церковью начнется позднее.

Каренина: грех и покаяние

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова
Кадр из фильма Анна Каренина (1914)

Образ Анны Карениной — это образ грешницы, которая предпочла избрать путь греха и гибели, но при этом, как показывает Толстой, в ней до самого конца сохраняется живое и жаждущее Бога чувство. Поняв, что смерть близка и уже ничего нельзя изменить, она ужаснулась тому, что сделала, и воззвала: «Господи, прости мне все!» Разумеется, эти последние слова героини нужно воспринимать только в диалоге с эпиграфом из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам». Да, ее поступок — своевольное и греховное действо, однако Толстой не выносит ей ни оправдательный, ни обвинительный приговор: что суд человеческий может сказать в момент, когда человек отправляется на суд Божий?

«Мне отмщение, и Аз воздам»

Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал эпиграф «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим 12:19), «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина». То есть здесь речь идет о нравственном законе как законе воздаяния человеку за его проступки. Все судьбы героев романа, как, по мысли Толстого, и все судьбы людей, определяются их отношением к пониманию и исполнению нравственного закона.

Интересные факты

Лев Толстой не любил железные дороги

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

Один из главных образов романа — железная дорога, на которой гибнет Анна. Знакомство героини с Вронским происходит именно на железной дороге, которая становится символом гибели и роковой обреченности их страсти друг к другу. У самого Толстого были непростые отношения с железной дорогой. Писатель считал: «Где нет железных дорог, там люди меньше теряют времени в пути, чем там, где есть железные дороги, потому что здесь народ ездит без надобности. Это приучает к безделью». Образ железной дороги важен и еще для одного громкого текста Толстого — повести «Крейцерова соната». Страшная исповедь главного героя об убийстве своей жены и о своем желании броситься «на рельсы, под вагон» происходит в купе поезда, под стук колес.

1 роман — 30 фильмов!

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

Существует около 30 киноадаптаций романа Толстого. «Каренину» экранизировали в Италии, Франции, Аргентине, Индии, Венгрии и других странах. Один из самых известных фильмов был снят режиссером Александром Зархи в 1967 году. Главную роль исполнила актриса Татьяна Самойлова.

Левин и Толстой: признание в любви

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова

Романтичная сцена признания в любви Левина к Кити автобиографична: именно так сам Лев Толстой объяснился в чувствах 17-летней Софье Берс — своей будущей жене. Он взял мелок и написал ряд букв на ломберном столике, попросив Соню расшифровать запись

Какое же может быть чудо больше этого?

Отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина»

О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова
Константин Левин. Иллюстрация Ореста Верейского, 1970-е гг.

Один из главных героев романа — дворянин и помещик Константин Левин — погружен в думы и ищет ответы на вопросы «Что же я такое? и где я? и зачем я здесь?» Наблюдая за своими крестьянами, он разговаривает с одним из них, подавальщиком Федором:

Люди разные, Константин Дмитрич; один человек только для нужды своей живет, хоть бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч — правдивый старик. Он для души живет. Бога помнит.

— Как Бога помнит? Как для души живет? — почти вскрикнул Левин.

— Известно как, по правде, по-Божью. Ведь люди разные. Вот, хоть вас взять, тоже не обидите человека…

— Да, да, прощай! — проговорил Левин, задыхаясь от волнения, и, повернувшись, взял свою палку и быстро пошел прочь к дому. Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.

Левин шел большими шагами по большой дороге, прислушиваясь не столько к своим мыслям (он не мог еще разобрать их), сколько к душевному состоянию, прежде никогда им не испытанному. Слова, сказанные мужиком, произвели в его душе действие электрической искры, вдруг преобразившей и сплотившей в одно целый рой разрозненных, бессильных отдельных мыслей, никогда не перестававших занимать его. Он чувствовал в своей душе что-то новое, и с наслаждением ощупывал это новое, не зная еще, что это такое.

«Не для нужд своих жить, а для Бога. Для какого бога? Для Бога. И что можно сказать бессмысленнее того, что он сказал? Он сказал, что не надо жить для своих нужд, то есть что не надо жить для того, что мы понимаем, к чему нас влечет, чего нам хочется, а надо жить для чего-то непонятного, для Бога, которого никто ни понять, ни определить не может. И что же? Я не понял этих бессмысленных слов Федора? А поняв, усумнился в их справедливости? нашел их глупыми, неясными, неточными?

Нет, я понял его и совершенно так, как он понимает, понял вполне и яснее, чем я понимаю что-нибудь в жизни, и никогда в жизни не сомневался и не могу усумниться в этом. И не я один, а все, весь мир одно это вполне понимают и в одном этом не сомневаются и всегда согласны.

Федор говорит, что Кириллов, дворник, живет для брюха. Это понятно и разумно. Мы все, как разумные существа, не можем иначе жить, как для брюха. И вдруг тот же Федор говорит, что для брюха жить дурно, а надо жить для правды, для Бога, и я с намека понимаю его! И я и миллионы людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что́ хорошо. Я со всеми людьми имею только одно твердое, несомненное и ясное знание, и знание это не может быть объяснено разумом — оно вне его и не имеет никаких причин и не может иметь никаких последствий.

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

И его-то я знаю, и все мы знаем.

А я искал чудес, жалел, что не видал чуда, которое бы убедило меня. А вот оно чудо, единственно возможное, постоянно существующее, со всех сторон окружающее меня, и я не замечал его!

Какое же может быть чудо больше этого?

«Неужели я нашел разрешение всего, неужели кончены теперь мои страдания?» — думал Левин, шагая по пыльной дороге, не замечая ни жару, ни усталости и испытывая чувство утоления долгого страдания. Чувство это было так радостно, что оно казалось ему невероятным. Он задыхался от волнения и, не в силах идти дальше, сошел с дороги в лес и сел в тени осин на нескошенную траву. Он снял с потной головы шляпу и лег, облокотившись на руку, на сочную, лопушистую лесную траву.

«Неужели это вера? — подумал он, боясь верить своему счастью. — Боже мой, благодарю тебя!» — проговорил он, проглатывая поднимавшиеся рыданья и вытирая обеими руками слезы, которыми полны были его глаза».

Отрывок приводится с сокращениями. Заголовок отрывка дан редакцией.

Цитата В. Набокова о романе «Анна Каренина» приводится по изданию: Лекции по русской литературе / Пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского, А. Курт и др. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.— 448 с.

Содержание статьи:

  • Первая любовь
  • «Отчего ж год?»
  • Роковая встреча
  • Кто же виноват

Нежная, поэтичная Наташа Ростова – идеал женщины, каким его видит Лев Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» он ведет Наташу шаг за шагом от тринадцатилетней девочки до матери четверых детей. Как же случилось, что Наташа оступилась на этом пути, предала любимого жениха Андрея Болконского и бросилась в объятья светского хлыща Анатоля Курагина? Почему Наташа Ростова изменила Андрею Болконскому

  • Почему Наташа Ростова изменила Андрею Болконскому
  • Самые известные кинороли Натальи Негоды
  • История создания романа «Война и мир»

С каких слов начинаются сказкиВам будет интересно:С каких слов начинаются сказки

Вопрос «О чем можно писать статьи, если уже практически всё есть на сайте?» — 5 ответов

Первая любовь

Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе в жизни. Прелестная юная девушка в ожидании любви и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее.

Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить свадьбу на год, провести это время на военной службе.

«Отчего ж год?»

Для князя Андрея этот год – досадная помеха на пути к счастью. Он уравновешенный человек, который несет любовь в сердце и не хочет расстраивать старого отца. Но Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию. Она так просит Андрея не уезжать, словно понимает – ни к чему хорошему это не приведет.

Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сейчас, а не потом. К концу года остается скорее уверенность в любви, чем сама любовь. Ей хочется восхищения и преклонения, хочется быть нужной кому-то.

Роковая встреча

В таком состоянии Наташа встречается в театре с Анатолем Курагиным. Пустой позер, фанфарон, он хорош собой и умеет очаровывать женщин. Наташа так свежа, мила и не похожа на прискучивших светских дам, что он решает «приволокнуться за ней». Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен Безухова, человек того же сорта, помогает ему.

Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Ее еще никогда не обманывали. Она верит преувеличенным чувствам Анатоля. Даже странное поведение поклонника ее не смущает – Курагин не может ходить в дом Ростовых и просить руки Наташи, потому что он тайно женат на польской дворяночке.

«Со вчерашнего дня участь моя решена: быть любимым вами или умереть» — так начиналось послание от Анатоля, которое на самом деле писал его друг.

В этих обстоятельствах Наташа больше не может быть невестой князя Андрея. Она пишет письмо с отказом Болконскому и собирается бежать с Анатолем.

Кто же виноват?

К счастью для Наташи, похищение не состоится. Ее запирают в комнате, Курагин уезжает ни с чем. Только известие, что Анатоль женат, открывает глаза Наташе на его подлость.

Наташа пыталась отравиться мышьяком, и, несмотря на то, что ее спасли, долго болела.

Оскорбленный князь Андрей винит в измене невесту. Однако печальный итог этой жизненной ситуации — дело рук и спокойного князя Андрея, и порывистой, доверчивой Наташи, и глупого эгоистичного Анатоля. Все они действовали согласно своим характерам и не могли поступить иначе.

Источник

Дмитрий Дьячков

Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

Образ Наташи Ростовой

Наташа Ростова была любимой героиней Льва Николаевича Толстого. Впервые писатель знакомит читателя с Натальей в день ее именин, когда ей было всего тринадцать лет. В том возрасте она была довольно несимпатичной девчушкой, с большим ртом и черными глазами, с мелкими кудрями, сбившимися назад, с тонкими руками и ногами. Столь непримечательная внешность меркнет на фоне внутренней красоты девушки — она живая, талантливая, безмерно любит жизнь, родителей, младших братьев и сестер.

Рис. 1. Наташа Ростова на открытке Елизаветы Бем

Рис. 1. Наташа Ростова на открытке Елизаветы Бем

Наташа наделена большим количеством талантов:

  • она чудесно поет, пением заслушиваются десятки людей;
  • прекрасно танцует — “невозможно оторвать взгляд от сего чудесного танца”;
  • близка к духовному — наслаждение героини лунной ночью в Отрадном;
  • мечтательна — в своем монологе рассуждает о том, как прекрасно было бы стать птицей.

На своем первом балу Наташа знакомится с Андреем Болконским — симпатичным мужчиной с худощавым, изящным лицом. Он мечтал о великой славе, ради которой пошел на войну. Его мировоззрение меняется после встречи с Бонапартом — тогда он понимает, что слава очень мало значит в мире. Он был искренне влюблен в Наталью Ростову.   Она живет чувствами, эмоциями, отсюда и вытекает ее ошибка — побег с дебоширом Анатолем Курагиным. Этот поступок не демонстрирует эгоистичность Наташи, ведь любовь ее распространяется на всех родных ей людей, она отдает им всю себя, оказывает помощь близким в критических ситуациях.

Рис. 2. Князь Андрей и Наташа на балу. А. В. Николаев. 1971-1975 гг.

Рис. 2. Князь Андрей и Наташа на балу. А. В. Николаев. 1971-1975 гг.

Характер Натальи

Главная героиня, невзирая на свой статус, очень близка к простому люду. Во время отбытия из Москвы она настаивает на том, чтобы подводы отдавали раненым солдатам. Никто из присутствующих не верил в намерения девушки до тех пор, пока ее отец не приказал выполнять ее просьбу. На протяжении всего произведения Наташа помогает обездоленным. Столь чувственный характер у Наташи сформировался отчасти благодаря родителям. В начале романа Л. Н. Толстой кратко повествует о том, что мать Наташи вышла замуж за ее отца по любви, хотя по сравнению с другим ее окружением он был обычным человеком. Ее отец, Илья Андреевич Ростов — добродушный и открытый человек, искренне любящий свою жену и детей, Наташа с гордостью носит его отчество. Наташа очень сильна духом, сколько бы испытаний ни выпало на ее судьбу, все она преодолевает с достоинством, не пытается от них сбежать. Ценой этому становятся внутренние терзания и сомнения. Девушка всегда находится в искании правды. Юная Наталья очень доверчива и наивна, именно из-за этого происходит измена по отношению к Андрею Болконскому. Сама Ростова не хотела этого, но подлая и коварная Элен нашла аргументы и сумела подтолкнуть Наташу к такому поступку, из-за чего главная героиня долгое время корила и истязала себя. Ошибка обернулась для героини настоящими страданиями.

Рис. 3. Пьер и Наташа с детьми. А. В. Николаев. 1971-1975 гг.

Рис. 3. Пьер и Наташа с детьми. А. В. Николаев. 1971-1975 гг.

Наташа — жена и мать

В романе “Война и мир” Л.Н. Толстой приводит описание портрета идеальной жены и матери — Натальи. В ее характеристику писатель вложил всю душу. Пережив несколько юношеских влюбленностей, она готова самоотверженно отдаваться мужу и детям. После брака с Пьером Наташа Ростова заметно поправилась и перестала появляться на светских мероприятиях, так как полностью растворилась в воспитании четырех детей и в любимом муже. Многие, увидев ее такой, оставались в недоумении, но сама Наташа и Пьер были счастливы даже спустя семь лет брака. Безухов чувствовал себя нужным и “не дурным человеком” именно благодаря супруге. Светские люди называли Ростову “потухшей тенью” собственного мужа, но на самом деле это было не так.

Важно! По словам ее мужа, Пьера Безухова, Наталья не наделена изысканным умом, но она обладает “умом сердечным”.

В Наташу Ростову Лев Николаевич Толстой вложил лучшие качества примерной жены и матери. Пусть она не отличается внешней красотой, но она всегда остается прекрасным человеком, самоотверженным и самопожертвенным, любящим своих родных.   Для закрепления материала предлагаем вам также просмотреть видео с характеристикой Наташи Ростовой.

Еще материалы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»:

  • Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — анализ эпизода
  • Князь Андрей Болконский — характеристика персонажа
  • Пьер Безухов — характеристика героя
  • «Пьер в плену» — анализ эпизода
  • Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Василий Денисов — характеристика и образ героя в романе
  • Пейзаж в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» — роль природы в произведении
  • Наташа Ростова и Пьер Безухов — характеристика героев
  • Дуэль Пьера Безухова и Федора Долохова в романе
  • Тема семьи в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Анатоль Курагин — характеристика князя
  • Княжна Элен Курагина — характеристика героини романа
  • Андрей Болконский и Пьер Безухов — духовные искания героев
  • Описание дуба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Характеристика Николая Ростова в романе
  • Главные герои «Война и мир» — характеристика мужских и женских образов
  • Анна Павловна Шерер — характеристика хозяйки салона

illjustracija-vojna-i-mir-imeniny-natashi-rostovoj-hudozhnik-d-shmarinov
Именины Наташи Ростовой.
Художник Д. Шмаринов

Семья Ростовых является одной из центральных дворянских семей в романе «Война и мир» Толстого.

Семейство Ростовых включает в себя множество главных и второстепенных героев, описанных в произведении.

В этой статье представлены характеристика и образ семьи Ростовых в романе «Война и мир», описание членов семьи, характеристика отношений в семье, взаимоотношения, атмосферы в доме Ростовых и т.д.

Смотрите: 

— Все материалы по роману «Война и мир»

Семья Ростовых в романе «Война и мир»: характеристика, образ, описание членов семьи, отношения героев

Членами семейства Ростовых являются следующие персонажи:

     Смотрите: Характеристика графа Ростова


2. Графиня Ростова

Графиня Наталья Ростова — женщина около 45 лет, добрая и любящая жена, гостеприимная женщина. Она выросла в роскоши и не умеет экономить. Графиня выглядит изнуренной и уставшей женщиной из-за многочисленных родов.

     Смотрите: Характеристика графини Ростовой

3. Николай Ростов

Николай Ростов — старший ребенок в семье Ростовых. В начале романа ему 20 лет, он является студентом Московского университета. Однако в 1805 г. Николай бросает учебу, чтобы стать офицером и в тот же год участвует в войне с Наполеоном. Николай Ростов — открытый, добрый молодой человек, всеобщий любимец. Его любят и в семье, и на службе. Николай служит в гусарском полку, любит свою службу и делает неплохую карьеру.

     Смотрите: Характеристика Николая Ростова

4. Вера Ростова

Вера Ростова — старшая дочь графов Ростовых. В начале романа ей 19 лет. Это красивая, рассудительная, но холодная и злая девушка. В семье Веру не очень любят. В возрасте около 24 лет она выходит замуж за офицера Альфонса Берга.

     Смотрите: Характеристика Веры Ростовой

5. Наташа Ростова

Наташа Ростова — добрая, открытая, живая девочка. В начале романа ей 13 лет. Наташа становится невестой Андрея Болконского, но их свадьба отменяется, когда девушка влюбляется в Анатоля Курагина. В конце концов, мужем Наташи Ростовой становится ее давний друг Пьер Безухов.

     Смотрите: Характеристика Наташи Ростовой

6. Петя Ростов

Петя Ростов — самый младший ребенок в семье Ростовых. В начале романа ему 9 лет. В 1812 г. в разгар войны с Наполеоном 16-летний Петя решает отправиться на войну. В одной из атак он получает ранение и погибает на месте.

     Смотрите: Характеристика Пети Ростова

7. Соня

Соня — приемная дочь в семье Ростовых, в то же время является их родственницей. Соня называет графа и графиню своими мамой и папой. В начале романа ей 15 лет. Соня с детства влюблена в Николая Ростова, своего троюродного брата.

     Смотрите: Характеристика Сони


Отношения, взаимоотношения в семье Ростовых

В целом все члены семьи Ростовых поддерживают между собой теплые, дружеские отношения.

Граф и графиня Ростовы живут дружно, любят и уважают друг друга. Отношения супругов несколько портятся, когда их семья начинает разоряться (в 1810 г.):

«Новое в них было какое-то беспокойство и иногда несогласие, которого не бывало прежде и которое… <…> происходило от дурного положения дел…» (1810 г., том 2 часть 4 глава I)

Граф Илья Ростов является любящим и нежным мужем. Спустя 20 лет брака он все так же считает свою жену красавицей и говорит ей об этом. Граф скучает по супруге, когда находится далеко от нее:

«Уу! моя красавица! – закричал граф. – Лучше вас всех!.. – Он хотел обнять ее, но она, краснея, отстранилась, чтобы не измяться…» (супруги собираются на бал, том 2 часть 3 глава XIV)

«…в разлуке с графиней, по которой он соскучился…» (том 2 часть 5 глава XVIII)

Графиня-мать Наталья Ростова также является любящей женой и матерью. Она с пониманием относится к недостаткам своему мужа и ценит его достоинства:

«Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, какой он есть, что он сам страдает…» (том 2 часть 4 глава VIII)

Дети Ростовых, в частности Николай, Соня и Наташа, дружны между собой. Вера Ростова представляет собой исключение в семье: ее в семье не очень любят. По мнению Наташи, Вера является злой и бездушной девушкой. Судя по всему, графиня-мать недолюбливает Веру и не скрывает этого:

«После чаю Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры…» (том 2 часть 4 глава IX)

«…Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой…» (том 1 часть 1 глава XI)

««И в кого она такая вышла!» – подумала графиня…» (том 1 часть 3 глава VI)

Общая характеристика семьи Ростовых в цитатах

Семья Ростовых — это богатая московская дворянская семья:

«Вскоре после вечера Анны Павловны, Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым…» (том 1 часть 1 глава VII)

Ростовы живут в Москве в своем большом богатом доме на Поварской улице:

«…к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской…» (том 1 часть 1 глава VII)

«…о продаже богатого, родового ростовского дома и подмосковной…» (том 2 часть 4 глава VIII)

«…в доме на сто тысяч добра…» (том 3 часть 3 глава XV)

У семейства Ростовых также есть подмосковное имение Отрадное, где они время от времени живут. Также Ростовы, судя по всему, владеют деревней в Рязанской губернии:

«Граф то хотел отделить Вере рязанское имение, то хотел продать лес, то занять денег под вексель.» (том 2 часть 3 глава XI) 

«…ожидаемые из Рязанской и Московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30-го.» (том 3 часть 3 глава XII) 

Семья Ростовых знакома со всем высшим светом Москвы:

«…в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу…» (том 2 часть 3 глава XI)

«Знакомство у Ростовых была вся Москва…» (том 2 часть 1 глава II)

Граф и графиня Ростовы имеют полезные связи в обществе:

«У меня служба — у нее связи и маленькие средства.» (Берг о Вере Ростовой и связях ее семьи в обществе, том 2 часть 3 глава XI) 

Семейство Ростовых — это простые и добрые люди:

«Она и все семейство Ростовых приняли князя Андрея как старого друга, просто и радушно. Все семейство… <…> теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа…» (том 2 часть 3 глава XIX)

«Да, это добрые, славные люди, – думал Болконский…» (том 2 часть 3 глава XIX)

Ростовы живут «на широкую ногу» и не умеют экономить. Уже в начале романа, в 1805 г., графиня-мать Ростова боится, что с таким образом жизни их состояния хватит ненадолго:

«— Аh! chère {дорогая}, — говорила графиня, — и в моей жизни tout n’est pas rose {не всё розы}. Разве я не вижу, что du train, que nous allons {при нашем образе жизни}, нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что́.» (графиня-мать о своей жизни в 1805 г., том 1 часть 1 глава XI)

Ростовы позволяют себе роскошь содержать 50 лошадей и 15 кучеров в своем имении Отрадное:

«Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне…» (том 2 часть 4 глава VIII) 

Привыкшие к роскоши Ростовы любят дарить друг другу дорогие подарки:

«…те же дорогие подарки в имянины…» (том 2 часть 4 глава VIII)  

Граф Ростов увлекается игрой в карты, но играет плохо, чем и пользуются его соперники. Из-за этого старик проигрывает приличные суммы, что наверняка ударяет по бюджету семьи:

«…те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.» (том 2 часть 4 глава VIII) 

Ростовы являются гостеприимными и хлебосольными людьми. Они ведут себя одинаково гостеприимно везде, где живут (в своем доме в Москве, в Петербурге, в Отрадном):

«Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики с дочерьми и фрейлина Перонская, Пьер Безухов и сын уездного почтмейстера, служивший в Петербурге.» (том 2 часть 3 глава XI)

В семье Ростовых много лет живет и воспитывается Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны Друбецкой, которая является подругой графини-матери Ростовой. 

Также в доме Ростовых вырос Митенька, который теперь служит управляющим делами семейства:

«…Ростовым, <…> у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька…» (том 1 часть 1 глава VII)   

«…Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведовал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату…» (том 1 часть 1 глава XIV)

Когда Ростовы периодически живут в своем имении Отрадное, вместе с ними там проживает множество людей, которые с радостью пользуются их гостеприимством:

«…огромный дом и флигеля всё-таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше 20 человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер-музыкант с женой, Фогель — танцовальный учитель с семейством, старушка-барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни.» (о Ростовых в Отрадном, том 2 часть 4 глава VIII)

«…и торжественные на весь уезд обеды…» (об обедах в Отрадном, том 2 часть 4 глава VIII)   

Лучшие друзья Ростовых тоже злоупотребляют их добротой. Так, Анна Михайловна Друбецкая, подруга графини-матери, продолжает жить у Ростовых, даже когда у той появляется возможность самой себя содержать:

«…Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых…» (том 1 часть 3 глава VI)

В 1810 г. графиня-мать Ростова начинает всерьез беспокоиться по поводу разорения. Женщина понимает, что, если не принять меры, все имение будет продано за долги, а семья останется в нищите:

«Но весной того же года он получил письмо матери, писавшей тайно от графа, и письмо это убедило его ехать. Она писала, что ежели Николай не приедет и не возьмется за дела, то всё именье пойдет с молотка и все пойдут по миру. Граф так слаб, так вверился Митиньке, и так добр, и так все его обманывают, что всё идет хуже и хуже. «Ради Бога, умоляю тебя, приезжай сейчас же, ежели ты не хочешь сделать меня и всё твое семейство несчастными», писала графиня.» (том 2 часть 4 глава I)

Со временем финансовые дела Ростовых все больше запутываются. У графа Ростова не оказывается нужных качеств, чтобы решить эти проблемы. Графиня-мать понимает, что семья скоро разорится, но женщина не винит мужа в том, что тот не умеет вести дела:

«Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу.» (том 2 часть 4 глава VIII)  

В разгар войны 1812 г. семья Ростовых, как и большинство жителей, эвакуируется из Москвы. Добрые Ростовы вывозят из Москвы на своих повозках множество раненых, в том время как другие богатые семьи спасают лишь свое имущество. В результате Ростовым удается помочь многим раненым, среди которых оказывается и Андрей Болконский:

«Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов…» (том 3 часть 3 глава XVI)

В 1812 г. в семье Ростовых случается трагедия: на войне погибает их младший сын Петя. Вскоре, в 1813 г., умирает отец семейства граф Илья Андреевич Ростов. Умирая, он просит у семьи прощения за то, что оставляет их в разорении: 

«В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал.» (эпилог часть 1 глава V)  

«Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это всё кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.» (эпилог часть 1 глава V)

После смерти старого графа в 1813 г. выясняется, что у Ростовых накопилось долгов вдвое больше, чем стóит их имение. Николай Ростов, теперь глава семьи, берет на себя обязательства расплатиться с долгами. В итоге все имение Ростовых (дом в Москве, Отрадное и т.д.) продается за полцены на аукционе:

«Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.» (эпилог часть 1 глава V) 

«Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась всё-таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым 30 000 для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за остававшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.» (эпилог часть 1 глава V) 

Оставшись без своего дома, Николай с матерью и Соней теперь снимают маленькую квартирку в Москве. Наташа уже живет отдельно с мужем. Николаю приходится тяжело в этот период, так как привыкшая к роскоши мать-графиня живет не по средствам и не хочет экономить. Из-за капризов матери бедный Николай копит все новые долги:

«…он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцовом Вражке.» (эпилог часть 1 глава V) 

«…он должен был содержать мать так, чтоб она не замечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши, и беспрестанно, не понимая того, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок-сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю.» (эпилог часть 1 глава V) 

«Положение Николая становилось хуже и хуже. Мысль о том, чтоб откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не откладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого.» (эпилог часть 1 глава V) 

В конце концов осенью 1814 г. обедневший граф Николай Ростов женится на богатой княжне Марье Болконской и тем самым поправляет финансовое положение семьи. Со временем он выплачивает оставшиеся долги семейства и даже собирается купить обратно любимое имение Отрадное: 

 «В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.» (эпилог часть 1 глава VII) 

«И Николай с оживленным лицом стал рассказывать о возможности в весьма скором времени выкупить Отрадное.» (эпилог часть 1 глава XV) 

Это была характеристика и образ семьи Ростовых в романе «Война и мир» Толстого, описание членов семьи, характеристика отношений в семье Ростовых, атмосфера в доме и т.д.

Почему Наташа Ростова – любимая героиня автора?

20.08.2017

Наташа Ростова Толстой война и мир

Наташа Ростова – любимая героиня Льва Николаевича. Этот тезис почему-то всегда принимался просто так, без обсуждения. Можно с уверенностью сказать, что почти никто не знает, откуда пошло это изречение, кто сказал это первым и, самое главное, почему решили, что именно Наташа Ростова является любимой героиней Толстого. Почему не Анна Каренина, не княжна Марья или, например, Катюша Маслова?

Я думаю, во-первых, потому, что Наташа – очень непосредственный и искренний человек. Несмотря на то что она родилась в семье графа и получила соответствующее воспитание, она не потеряла никаких чисто человеческих качеств.

Считается, что представители высшего сословия – насквозь фальшивые люди. Да, это справедливо по отношению к Анне Павловне Шерер, князю Василию Курагину, его дочери Элен. Но о Наташе (да и о Ростовых вообще) этого сказать нельзя.

Когда мы видим Наташу в первый раз, в глаза сразу бросается ее живость, непосредственность. Можно подумать, что она еще ребенок, поэтому так себя ведет. Но позже, когда весь дом Ростовых готовится к ее первому балу, она ведет себя все так же искренно.

Во-вторых, потому что в Наташе начисто отсутствует какой-либо снобизм. Да, она с детства привыкла к тому, что слуги беспрекословно подчиняются своим господам. Но при этом она отнюдь не презирает их. В романе есть эпизод, где Наташа под народную музыку танцует народный же танец. Ей нравится музыка простого народа, она чувствует ее.

В-третьих, Наташа способна помочь человеку, причем абсолютно незнакомому. Когда Ростовы уезжали из Москвы, она узнала, что из города нужно срочно вывезти раненых солдат. Слугам немедленно был дан приказ убирать с повозок все лишнее, оставив только самое необходимое. Если учесть, что Ростовы уже тогда были на пути к разорению, то это действительно поступок.

Наверное, именно поэтому Наташа – любимая героиня Толстого. Она воплощает все то, что он ценил в людях. Это доброта, искренность, умение любить, дружелюбие, открытость и другие качества, которые в светском обществе никогда не ценились и цениться не будут.

И хочется отметить еще один важный момент. Лев Николаевич всегда в своих произведениях четко разделяет героев на любимых и не очень. Причем самая главная отличительная черта положительных персонажей – это способность меняться, способность к развитию. Что касается молодой графини Ростовой, то мы с интересом наблюдаем ее развитие на протяжении всех страниц книги – видим, как из непосредственной девочки вырастает идеальная женщина с точки зрения автора – жена, мать, личность.

Автор статьи – Назарова Анастасия.

Советую посмотреть:

Нравственный облик героев романа Достоевского «Преступление и наказание»

Авторская позиция в рассказе Бунина «Красавица»

  • Кто написал сказку алые паруса
  • Кто написал сказку алладин и волшебная лампа автор сказки
  • Кто написал сказку алиса в стране чудес автор сказки
  • Кто написал сказку алеша попович
  • Кто написал сказку аленький цветочек писатель