Мифы, легенды и сказки о героях, которые не могут смеяться, распространены по всему миру. Мотив «несмеющейся» царевны встречается в украинском, белорусском, татарском, башкирском, литовском, чешском и итальянском фольклоре. Есть и русские народные сказки с похожим сюжетом. Самая известная из них — «Несмеяна-царевна» из сборника собирателя фольклора Александра Афанасьева. В ней царская дочь обещана в жены тому, кто сможет ее рассмешить.
Советский фольклорист Владимир Пропп писал, что жених главной героини, тот, кому удалось ее «рассмеять», — фигура не случайная. В «Несмеяне-царевне» из сборника Афанасьева это обыкновенный работник, которому помогают животные — мышь, жук и сом. В тексте подчеркивается, что именно у него хлеб зреет и скот тучнеет, в то время как у соседей гибнет урожай и болеют домашние животные. В некоторых вариациях сказки этот персонаж приводит с собой волшебных свинок — животных, которые еще во времена античности были связаны с культом плодородия. Будущий жених изначально несет в себе силу, подпитывающую всё живое, и именно это помогает ему рассмешить царевну, вернуть ее к жизни.
«Сказка о Несмеяне отражает магию смеха <…> С появлением земледелия силе смеха приписывается способность вызывать к жизни растения. <…> …Подлинная причина зарождения жизни активно переносится на растение, включается в обряд, где смех, вспашка и встреча супругов образуют одно целое. Сказка о Несмеяне обнаруживает полное развитие этой линии. С одной стороны, царевну нужно просто рассмешить, с другой — ей нужен магически сильный супруг». Владимир Пропп. «Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне)»
Владимир Пропп исследовал множество сказочных сюжетов о смехе. Они уходят корнями в доземледельческое время: чтобы получить силы для охоты, древние люди проводили магический обряд, символизирующий путешествие в иной мир.
Мертвые не смеются, поэтому при прохождении такого обряда смех был под запретом. Зато возвращение в мир живых сопровождалось громким хохотом. Смех, согласно первобытным верованиям, был одновременно и приметой, и первопричиной жизни.
Позднее, когда развилось земледелие, смех стал ассоциироваться с богинями плодородия, был неотъемлемым признаком их животворящей силы. Если богиня по какой-то причине не могла смеяться, это несло угрозу всему живому. Отголоски таких представлений можно найти в скандинавском эпосе. Великанша Скади отправилась мстить богам за смерть отца. Заключить с ней мир удалось, лишь когда бог Локи смог ее рассмешить. Хотя Скади считается покровительницей охоты, предполагается, что ранее она почиталась именно как богиня плодородия.
Древнегреческая богиня плодородия Деметра создавала новую жизнь смехом. Когда властитель подземного царства мертвых Аид похитил ее дочь Кору (Персефону), Деметра перестала смеяться и тем «запретила расти и плодиться всему живому». Тогда верховный бог Зевс отправил к Аиду посланника Гермеса, который вернул Кору. Но девушка успела отведать в подземном царстве зерен граната, из-за чего осталась навсегда привязанной к Аиду. Чтобы утешить Деметру, было оговорено, что Кора будет проводить треть года с Аидом и две трети года с матерью.
Самая ранняя литературная версия сказки о «несмеющейся» принцессе была записана итальянцем Джованни Серкамби в конце XIV века. В XVI веке историю с подобным сюжетом создал другой итальянец, Джамбаттиста Базиле. В XIX веке братья Якоб и Вильгельм Гримм написали сказку «Золотой гусь», а чешская писательница Божена Немцова — произведение с подобным сюжетом «Мудрый ювелир».
История персонажа
Русские народные сказания изобилуют необычными героями. Женские образы в них чаще рисуются хрупкими и трогательными. Царевна Несмеяна в череде подобных героинь стоит особняком. Смурная и апатичная девушка отличается от жизнерадостных принцесс, радующихся природе и бросающих вызов препятствиям, встающим на жизненном пути.
История создания персонажа
Сказка о Несмеяне принадлежит перу Александра Афанасьева. Собиравший фольклорные легенды, он составил восемь книг. Объединенные в сборник, они изданы в период с 1855 по 1863 год. Первое издание готовил сам автор, а второе было опубликовано после его смерти. Четыре тома организованы писателем в соответствии с тематикой сказок. Афанасьев разделил их на легенды о животных, волшебные сказания, новеллы и сатирические сказки с юмором. Лубочные сказки стали отдельным направлением, выделенным в четвертый том.
Автор планировал создать иллюстрированный сборник для семейного чтения из 61 сказки, но цензура, препятствовавшая распространению неугодных произведений, долгое время не пропускала книгу. Сказки казались чиновникам вредными. Первое издание с публикациями вышло в 1870 году, а второе – в 1886 . Книга перевыпускалась 25 раз.
Сказание о царевне Несмеяне было в числе произведений, подготовленных Афанасьевым к публикации. Мотив и сюжет произведения были знакомы читателям, так как использовались в сказках других авторов. Например, в произведениях «Золотой гусь» и «Волшебный лебедь» центральным эпизодом становилась сцена, когда герои прилипали друг к другу, что вызывало смех у принцессы. Впоследствии она выходила замуж.
Аналогичное действие происходит и в сказке «Перуонто», написанной Джамбаттистой Базиле. Проклятие колдуна заключалось в том, что героиня не могла испытывать радости. Сказка также имеет благополучный финал.
Образ в сказке
Персонаж царевна Несмеяна – нечто среднее между Спящей Красавицей и Василисой Премудрой. Первая ничего не чувствовала, находясь во сне, вторая обладала мудростью и логикой, а потому смеяться над глупостями в ее случае грешно. Характер Несмеяны совпадал с описаниями темпераментов подобных героинь восточных легенд. В них даже простая улыбка принцессы провоцировала цветение благоухающих садов, поэтому ее пытались выдать замуж за того, кто мог бы все время веселить девушку.
Царь-отец всегда хотел видеть, как его любимая дочь смеется, а не плачет. Грустный лик царевны заставляет его переживать о состоянии девушки. Поэтому правитель использует любой шанс, чтобы заставить Несмеяну забыть о тоске. Смех царевны становится задачей государственного уровня. Рассмешивший царскую дочку возьмет ее в жены, чтобы веселить постоянно.
Любопытно, что даже имя царевны – Несмеяна – выбрано не случайно. Логично предположить, что оно описывает, насколько грустной была девушка. В то же время в скандинавских сказаниях упоминался персонаж по имени Сканди. Это – не смеявшаяся принцесса. Ее имя дало название государству, а также конфликтам – скандалам.
Биография Несмеяны малопривлекательна. Девушка флегматична, постоянно находится во дворце и не может радоваться ничему из того, что ее окружает. Ее жизнь роскошна: отец позаботился, чтобы у дочери было все, чего может пожелать девушка такого статуса. Но ее не радуют ни немыслимые богатства и ресурсы, ни простые утешения смертных в виде солнечного света и других природных явлений. Доставить царевне удовольствие пытались все в государстве. Каких утех только не придумывали, чтобы проблеск улыбки озарил ее лицо. Но все было тщетно.
Удалось осуществить невероятное простому работнику. Угрюмая девушка весело расхохоталась от непринужденного поведения мужика, который не ставил себе цели стать ее женихом. Оказалось, что для радости героини достаточно простой, естественной и искренней глупости – такой, как чих или случайное падение.
Настолько простым был работник, сумевший покорить царевну. Зарабатывавший своим трудом, он никогда не видел заслуженных денег, которые, как ни странно, ему предлагал хозяин. Скромный мужик брал свою монету, да и ту терял, подходя напиться воды у колодца. На третий год работы его угораздило сохранить деньги. На радостях работник решил мир посмотреть и себя показать. К тому моменту, как он прибыл ко дворцу Несмеяны, деньги закончились, так как по пути он помогал зверям: сому, жуку да мыши. Увидев красоты царского терема, работник обомлел и упал в грязь. Тут подоспели звери, которым он успел помочь. Они чистили его платье от грязи, и это рассмешило царевну Несмеяну.
Почему же такая мелочь смогла поразить девушку? Она – интересный персонаж для психологов. Специалисты считают, что окружающая девушку действительность чужда героине. Увидеть, насколько легка и проста жизнь, ей помогла случайность. Веселье и приятные стороны существования стали очевидными для царевны. В этом и заключается мораль сказки Афанасьева.
Интересные факты
- Образ Несмеяны возникает только в одном сказании, но остается популярным. Он часто использовался для вдохновения деятелями искусства прошлого и современности.
- В начале 20 века художник Виктор Васнецов написал картину «Царевна Несмеяна», на которой изобразил очередные попытки вельмож развеселить госпожу. Скоморохи и шуты окружают царскую дочь, тоскливо глядящую поверх них в окно.
- Мотив сказки «Царевна Несмеяна» использован в пьесе Елизаветы Тараховской, по которой режиссер Александр Роу снял фильм «По щучьему веленью», вышедший на экраны в 1938 году. Актриса Софья Терентьева исполнила роль грустной девицы.
- Образ Несмеяны использовали сценаристы детского юмористического тележурнала «Ералаш», посвятив персонажу 16-й выпуск под названием «Царевна Несмеяна». Вера Ивлева воплотила сказочную героиню в кадре.
297[1]
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные — и празднуют; живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля!
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.
Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем.
— Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою.
Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна всё не смеётся.
На другом конце в своём уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал, вечерами скот пасал[2], в беспрестанных был трудах. Хозяин его — человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол:
— Бери, — говорит, — сколько хочешь!, а сам в двери и вышел вон.
Работник подошел к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал её в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь — денежка у него выкатилась и потонула на дно.
Остался бедняк ни при чём. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет.
— Всё, — говорит, — бог посылает; господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачи́л[3], мало трудился, теперь стану усердней!
И снова за работу — каждое дело в его руках огнём горит! Кончился срок, минул ещё год, хозяин ему мешок денег на стол:
— Бери, — говорит, — сколько душа хочет!, а сам в двери и вышел вон.
Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить; взял денежку, пошёл напиться и выпустил невзначай из рук — денежка в колодезь и потонула. Ещё усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина всё бутеет[4]; чья скотина ноги завивает[5], а его по улице брыкает; чьих коней по́д гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить. Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол: «Бери, работничек, сколько душа хочет; твой труд, твоя и деньга!», а сам вышел вон.
Берёт работник опять одну денежку, идёт к колодезю воды испить — глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: «Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!» Подумал и пошёл куда глаза глядят. Идёт он полем, бежит мышь:
— Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сама пригожусь!
Дал ей денежку. Идёт лесом, ползёт жук:
— Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!
Дал и ему денежку. Поплыл рекой, встрелся сом:
— Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!
Он и тому не отказал, последнюю отдал.
Сам пришёл в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти — не знает. А перед ним стоят царские палаты, сребром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашёл на него сон, и упал он прямо в грязь. Откуда ни взялся сом с большим усо́м, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет. Глядела-глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась.
— Кто, кто развеселил мою дочь? — спрашивает царь.
Тот говорит: «Я»; другой: «Я».
— Нет! — сказала Несмеяна-царевна. — Вон этот человек! — и указала на работника.
Тотчас его во дворец и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь своё царское слово сдержал; что обещал, то и даровал. Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была, — так надо верить.
Примечания
- ↑ Записано в Курской губ.
- ↑ Пас.
- ↑ Усердно старался (Ред.).
- ↑ Толстеть, наливаться, тучнеть (Ред.).
- ↑ Тащиться, плестись (Ред.).
Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-Несмеяна»
Автор: народ.
Название: «Царевна Несмеяна».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Несмеяна, царь, рабочий молодец, мышка, жук, сом.
Характеристика главных героев:
Несмеяна — грустная и печальная царевна.
Ничто её не радовало.
Справедливая и простая.
Рабочий — трудолюбивый и честный юноша.
Недооценивал свои старания и трудился ещё больше.
Отзывчивый и добрый, щедрый.
Царь — несчастный отец, честный, добрый.
Мышка, сом, жук — друзья и помощники.
Краткое содержание сказки «Царевна-Несмеяна»
Жила в одном государстве царевна, которую ничего не радовало.
Обещал царь выдать её замуж за того, кто её насмешит.
И жил там же работник честный.
За свои труды он каждый год по монетке брал.
Монетки в колодец падали, но после третьего года всплыли.
Пошёл работник с монетами, а навстречу мышка, жук и сом.
И каждый монетку просит.
Отдал работник монеты, пришёл на царский двор и в грязь упал.
А звери его стали поднимать и чистить.
Увидела это Несмеяна и засмеялась.
Выдал её царь за работника.
План сказки:
- Грустная царевна.
- Честный труженик.
- Три монеты.
- Три зверя.
- Падение в грязь.
- Смех царевны.
Основная мысль произведения «Царевна Несмеяна»
Главная мысль сказки заключается в том, что любой труд и доброта будут оценены по достоинству.
Основная идея произведения в том, что надо быть помогать другим и тогда тебя не бросят в беде.
Чему учит сказка
Сказка учит ценить то, что у нас есть.
Учит трудиться, чтоб достичь поставленной цели.
Учит помогать другим.
Краткий отзыв о сказке «Царевна Несмеяна» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что скромность и трудолюбие могут сделать человека счастливым.
Герой сказки честно трудился и брал всего по одной монетке.
И заслужил счастье.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней работник помог животным, а те насмешили царевну.
Мне понравился честный труженик, который очень недооценивал свою работу и самого себя.
Но ему помогли друзья и он стал мужем царевны.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что лучше быть скромным, чем хвастуном.
Пословицы к сказке
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Мир не без добрых людей.
- Доброе дело два века живёт.
- Справедливость темноту осветит.
Словарь неизвестных слов
- Чертоги — большие палаты.
- Рачить — стараться.
- Колодезь — колодец.
Отрывок, поразивший больше всего:
А перед ним стоят царские палаты, серебром-золотом убраны, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит.
Куда деваться?
Затуманилось у него в глазах, нашёл на него сон, и упал он прямо в грязь.
Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали.
Ухаживают, ублажают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- «Вольга Всеславьевич»
- «Святогор-богатырь»
- «Микула Селянович»
- «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
- «Про прекрасную Василису Микулишну»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
- «Баба-яга»
- «Белая уточка»
- «Бой на Калиновом мосту»
Библиотека русских народных сказок пополняется.