Арсений , 2 июня 2019 в 10:13
сказка смешная но надо картинку добавить ставлю пять звёзд
Кирилл , 2 июля 2019 в 20:58
Очень отмосферный рассказ. Красочный. Читали с удовольствием. 5 звёзд!
Арина, 7 июля 2019 в 18:19
Люблю такие сказки ставлю 5 звёзд !!!
Яночка, 10 июля 2019 в 16:34
Очень классно и позитивно ставлю 5 звёзд
аиша, 10 июля 2019 в 16:35
мне очень понравился рассказ ставлю 5 звезд
Инна , 12 июля 2019 в 22:34
Любимый мультик детства ,а читать так вообще,одно удовольствие
Варвара, 28 июля 2019 в 12:59
Отличная сказка, читала сестрёнке 3 лет. В итоге слушала вся семья и хохотала!!! Спасибо! 5 звёзд!!!
Маша , 6 августа 2019 в 12:36
Классно 5 звезд вся семья хохотала
Илья, 11 августа 2019 в 11:13
Классная сказка пять звёзд
ксюша, 24 сентября 2019 в 17:21
классная сказка вся семья хохотала 5 звёзд
Артемий, 4 ноября 2019 в 14:43
Прикольная сказка читал брату 3 лет а слушала вся семя и хохотала
Кирилл, 15 декабря 2019 в 19:19
Сказка смешная
Динислам, 4 января 2020 в 14:10
Очень интересная сказка
Динис, 4 января 2020 в 14:36
Нам задавали эту сказку и мне поставили 5+
Саша , 6 января 2020 в 11:40
Мне понравилось ставлю 5 звёзд
Мария, 13 января 2020 в 20:24
Сказка на 5+
Анна , 27 января 2020 в 21:10
В детстве смотрела мультик, но мало серий. В здесь так подробно расписано классно. Мне понравилось))
Людмила, 28 января 2020 в 22:58
Любимая сказка нашей семьи. Читала сыну, а теперь внучке.
Варя , 18 февраля 2020 в 21:49
Сказка хорошая мы хохотали
Ирина , 24 февраля 2020 в 21:07
Очень хорошая сказка
миша , 24 марта 2020 в 19:44
очень хорошая сказка ставлю лайк!
Лилия, 1 апреля 2020 в 23:48
Деткам мои так понравилось пока не дочитали другую не просили сказку.
Руслан, 13 апреля 2020 в 21:18
Очень хорошая сказка.Читал детям перед сном.Много смешного, и из за этого дети долго не засыпали.Даже наш Котофей приходил сказку слушать!
Ирина и Артём , 2 мая 2020 в 20:35
Читала сказку сыну перед сном. Он боялся закрывать глаза, вдруг уснёт и пропустит что то интересное ))
Леся, 2 июня 2020 в 20:11
Очень понравилась сыну сказка, интересная, смешная и добрая.
Лиза, 9 июня 2020 в 18:17
Интересная сказка про Кузьку!
Ставлю 5 звёзд!
София, 18 июня 2020 в 11:24
Нам её в школе задавали очень интересная и смешная в день читаю 10 глав
Нина , 2 июля 2020 в 22:56
Хорошая сказка, внуку очень понравилась
Вероника, 5 июля 2020 в 15:13
Очень хорошая сказка! Читаю с удовольствием
Юлианна, 19 декабря 2020 в 18:22
Прочитала доче 4-х лет,она в восторге была и вместе хохотали.Потом нашла ей мультик и вместе смотрели,сказала,что я в детстве его смотрела.За этим посыпались вопросы про домовенка и выдумки такого друга.Спасибо большое за сказку.
Домовёнок Кузька — кто не знает этого персонажа? Сразу вспоминается маленькое лохматенькое существо, приговаривающее голосом Георгия Вицина: «Ой, беда-беда-огорчение», или жалобно зовущее: «Нафа-а-аня!». Он стал одним из любимейших героев советской мультипликации для нескольких поколений, и самым популярным домовым.
В этом месяце Кузька (как литературный персонаж) отметил полувековой юбилей. Именно в октябре 1972 года Татьяна Александрова начала писать книгу о маленьком домовёнке. Установлена даже конкретная дата — 8 октября, хотя она, вероятно, условная. Об этой дате заявили только двадцать лет назад, когда музей «Поленово» отметил тридцатилетие Кузьки (именно там, в усадьбе, писалась повесть). Да и сам образ маленького домового Александрова придумала задолго до того, как начала писать книгу, так что детали образа любимого героя (и других волшебных персонажей сказки) начали формироваться значительно раньше 1972 года… Впрочем, что значат какие-то десятилетия для домового, если ему целых семь веков, а он ещё маленький!
У книги, кстати, тоже юбилей — первое отдельное издание первой повести о Кузьке вышло 45 лет назад.
О создании Кузьки, о том, каким его видела автор, о пути автора к своим персонажам, и почему она была расстроена, когда вышла первая книжка — в этой статье.
Истоки образа Кузьки и других героев — из детства Татьяны Александровой
Родителям Александровой некогда было заниматься своими маленькими дочками-близнецами, Таней и Наташей (при том, что была ещё и старшая сестра Света). Мать — врач-невропатолог, с частыми ночными дежурствами. Отец — инженер по лесосплаву, с частыми командировками по стране (зато в редкие свободные дни он делал для детей и кроватки, и санки, и игрушки). Домашним бытом и воспитанием девочек (с двухмесячного возраста) занималась Матрёна Фёдоровна Царёва, переехавшая в Москву из поволжской деревни. Любимую няню они называли Матрёшенька. Сказки, песни, пословицы, поверья, истории Матрёшеньки, которые та рассказывала детям перед сном, пробудили в Тане интерес к фольклору, оставшийся на всю жизнь. И уже в детстве она пробовала сочинять сказки — в том числе и о потусторонних существах.
Однажды осенью, в первый военный год, тринадцатилетняя Таня с подругой шли через поле в колхоз, в котором они недавно убирали свеклу. Стоял густой туман, каркали вороны, девочки чуть не заблудились. А Таня шла и… сочиняла сказку про маленького лесовичка, которого она назвала Лешик. Так появился один из героев будущей книжки про Кузьку.
Писателем Александрова стала далеко не сразу. И она, и её сестра, с детства хорошо рисовали, занимались в студии при Дворце Пионеров, и обе пошли по пути изобразительного искусства, но в разных направлениях. Наталья училась на архитектора, а Татьяна — на художника во ВГИКе.
Во время учёбы Александрова продолжала накапливать впечатления, из которых в дальнейшем сложится сказка. На всю жизнь увлеклась творчеством Елены Поленовой (которая считается первым иллюстратором русских народных сказок). На практику она ездила вместе со своим курсом в Тарусу, и рисовала там избушки, полянки, леса, речку. Общалась с местными детьми, которые рассказывали ей былички о домовых, леших, русалках…
Сказки возникли из рисунков
Однажды Татьяна нарисовала картину, на которой деревенская девочка случайно обнаруживает домового. Позже это станет завязкой сюжета книги, только девочка будет городской, а домовой — маленьким домовёнком.
Тогда же был сделан и другой рисунок — семья домовых возле тарелки каши. Всё больше и больше интересовали Александрову домовые и особенно домовята. И другие сказочные герои — лешие, кикиморы, русалки, водяные, Баба-Яга, у которой может быть не только мрачная избушка на курьих ножках, но и праздничный домик для хорошего настроения…
Герои появлялись, складывались визуальные образы но самой истории не было. Наверное, тогда Татьяна Ивановна и придумала волшебный сундучок, который сам бы рассказывал сказку, если в него положить рисунок…
Но на тот момент Александрова работала только как художник. Пять лет создавала фоны на «Союзмультфильме», потом оформляла книжки, учила детей (и рисовала их же — дети и цветы были любимыми объектами рисования).
Из художников — в писатели
В 60-е годы Татьяна Ивановна всерьёз взялась за литературную деятельность, причём одним из её направлений была детская научная фантастика (основанная на конкретных данных — Александрова дружила с физиками, и даже посещала научные конференции). Была идея сказки для взрослых, про дочь Бабы-Яги.
Со своими произведениями и набросками она пришла к своему знакомому, знаменитому поэту Валентину Берестову (в 1968 году их отношения станут более близкими, и они поженятся). Тот отнёсся ко всему написанному скептически. Пока Татьяна Ивановна не прочитала ему отрывок из ещё ненаписанной сказки про Кузьку — встречу и первый разговор домовёнка с Лешиком.
Услышанное поразило Берестова — он сразу понял, что из чудесного отрывка о славянских мифических существах может выйти нечто значительное. Это не гномы, не эльфы и не тролли, это те создания, которые родом оттуда, где, как писал Александр Сергеевич, «Русью пахнет», где «неведомые дорожки». И Берестов посоветовал начинающей писательнице оставить оставить другие проекты и заниматься только этим.
Александрова не спешила. Собирала сборники сказок народов мира, посещала библиотеку, узнала много нового и интересного. Оказалось, что когда-то в некоторых губерниях домового называли «кузоватка», так что с именем главного героя она попала в точку. И лишь в 1972 году наконец насала писать повесть-сказку «Кузька в новой квартире» — о том, как домовёнок начал жить у девочки Наташи, в новом многоквартирном доме. В 1976 году отрывок из сказки был опубликован в газете «Неделя». И лишь в 1977 году повесть вышла отдельным изданием.
Разочарование от первой книжки о Кузьке
Выход отдельной книжки «Кузька в новой квартире» не принёс Александровой удовлетворения. К сожалению, издательство не дало ей самой проиллюстрировать повесть, придравшись, что она не является членом Союза художников. Доверяли ей оформлять лишь тонкие книжки, в основном стихи.
Художники-графики Чайко и Гран сделали всё по-своему, совсем не так, как видела автор. Кузька, по мнению Татьяны Ивановны, был похож на Карлсона, а не на деревенское существо…
Своего героя автор видела вот таким — добрым и весёлым мальчиком (несмотря на то, что ему семь веков), в рубашечке, лаптях, с копной волос…
В разгар работы над следующими книгами цикла Александрова тяжело заболела. Ей сделали операцию по удалению опухоли, и это позволило ей прожить ещё пять лет. За это время она дописала повести «Кузька у Бабы-Яги» и «Кузька в лесу». К сожалению, опубликованными Татьяна Ивановна их не увидела.
Не дожила она и до появления гениальных мультфильмов о Кузьке.
Как Кузька со страниц книги перешёл на экран. Запоздалый триумф
Идея создания мультфильмов принадлежала Алисе Федориди, которая была главным редактором студии «Мульттелефильм» в объединении «Экран». Однажды она побывала дома у Берестова и Александровой, впечатлилась рисунками домовят на стене, и получила в подарок книжку. Вот тогда и было принято решение создать мультфильм — Феодориди пообещала найти подходящего режиссёра.
22 декабря 1983 Татьяны Ивановны не стало. Было ей всего 54 года… А в день похорон Берестову позвонила Феодориди и сказала, что она подобрала режиссёра, Аиду Зябликову, и теперь Александрова должна написать сценарий…
Сценарий мультфильма «Дом для Кузьки» Берестов написал сам, а также тексты песенок. Ввёл в действие домового Нафаню (в книге Нафаня только упоминался, когда Кузька вспоминал своих знакомых). Но в следующих мультфильмах цикла участия не принимал, его дело продолжила сценаристка Марина Вишневецкая.
Берестов добился издания всех трёх книг о Кузьки только в 1989 году. До этого публиковались лишь отрывки. Например, лично я познакомился с главами повестей «Кузька у Бабы-Яги» и «Кузька в лесу» в журнале «Крестьянка» (отдел «Теремок»).
Жаль, не застала Татьяна Ивановна триумфа своих сказок… Не увидела потрясающие мультфильмы, не увидела многократное переиздание своих книг. А ведь книги стали популярными даже за рубежом, особенно в Японии.
Позже Галина Александрова (дочь Татьяны Ивановны) сочинит новые сказки про Кузьку. Но классикой остаются только три оригинальные повести, написанные Александровой-старшей. И, конечно, безусловная классика — четыре мультфильма, но подробнее о них, а также об отличиях от книг — в другой статье.
Источники:
Т.Александрова «Друзья зимние, друзья летние»
В.Берестов «Лучшая из женщин»
История персонажа
Смешной непоседа, потомственный домовой, Кузя ворвался в дома и квартиры юных зрителей 1980-ых годов с боевым кличем: «Нафаня! Наших бьют!» Забавная интерпретация существа, которое издревле у славян считалось своеобразным оберегом жилища, родилась в фантазиях советской писательницы Татьяны Александровой. А авторы мультфильмов с милым хранителем домашнего очага в главной роли умудрились из картона и неказистых кукол создать великолепную иллюзию, которая вот уже больше трех десятков лет занимает малышей и взрослых.
История создания
«Мамой» любимого мультяшного героя стала писательница и мультипликатор Татьяна Александрова. Домовенок Кузя родился 8 октября 1972 года. Теперь эта дата с почестями празднуется в усадьбе художника Василия Поленова – там, где на автора персонажа снизошло вдохновение. Кстати, на этой же даче композитор Сергей Прокофьев писал музыку для великого балета «Ромео и Джульетта».
Лохматый герой, поселившийся в городской квартире девочки Наташи, явился из детства Татьяны Александровой. Родители будущей писательницы были крайне занятыми людьми, поэтому за их дочерьми-двойняшками присматривала няня Матрена. Селянка знала кучу сказок и быличек, где фигурировали лешие, ведьмы, Баба-Яга и домовые. Мотивы русского фольклора стали основой для создания цикла историй о Кузеньке и рассказов из сборника «Сказки старой тряпичной куклы».
Написав первую повесть «Кузька в новой квартире», Татьяна решила применить и навыки художника, нарисовав иллюстрации. Однако в опубликованном рассказе 1977 года картинки так и не появились, потому как автор не входила в ряды Союза художников. Позже из-под пера Александровой вышли еще два произведения, только вот напечатанными писательница их не застала – скончалась в 1983 году.
Мультфильмы
Вдовец Валентин Берестов, сраженный горем, решил во что бы то ни стало опубликовать повести жены Татьяны. Однако поэту и писателю поступило более заманчивое предложение – творческое объединение «Экран» решило создать мультфильм по первому рассказу о домовенке Кузе.
Конечно же, Берестов согласился и засел за сценарий. Премьера кукольной картины «Дом для Кузьки» состоялась в 1984 году. Забавные приключения хранителя домашнего очага вызвали бурю восторгов у юных зрителей и их родителей, Кузьма превратился в народного героя. Такая популярность подтолкнула авторов продолжить начатое дело еще тремя мультфильмами. В итоге кинематограф пополнился фильмами:
- «Приключение домовенка» (1985)
- «Сказка для Наташи» (1986)
- «Возвращение домовенка» (1987)
Эти мультики имеют слабую связь с литературным оригиналом, потому что сценарист Марина Вишневецкая посчитала закрученные сюжеты последующих сказок Александровой слишком тяжелыми для детского восприятия. Авторскую задумку создатели фильмов переписали почти с нуля, однако получили неожиданный результат – мультипликационное трио не так тепло встретили, как первую картину.
Любопытная особенность режиссерской работы – не соблюдена хронология оригинальной трилогии. Отсюда возникла путаница, в которой зрители даже узрели киноляп. Дело в том, что снимать продолжение первого мультика сначала не планировали, а затем упустили из виду часть сюжетных деталей книги. Например, в конце дебютной повести домовенок Кузя рассказывает девочке Наташе о своей судьбе. В книге этому предшествует фрагмент:
«Тут Кузькин глаз, глядевший на девочку, вдруг подмигнул, а из игрушечницы послышалось: «Он лежит и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет!» И Наташа услышала про домовенка вот такую историю…»
О том, что это всего лишь воспоминания, авторы мультфильмов не уточнили. За воплощение проекта взялась режиссер Аида Зябликова, в копилке которой есть такая культовая постановка, как «Следствие ведут колобки». А художником выступил Геннадий Смолянов, работавший над картинами «Приключения Незнайки и его друзей» и «Волшебник Изумрудного города».
На озвучивание ролей пригласили весь цвет советского кинематографа. Домовенок Кузя и колоритная Баба-Яга заговорили голосами актеров Георгия Вицина и Татьяны Пельтцер. За образом Нафани скрывался Александр Леньков, во второй и третьей серии персонажа озвучивает Андрей Крюков.
Образ и сюжет
Домовенка постигла незавидная участь – ветхий дом Кузи снесли, поэтому герою пришлось поселиться в квартире соседней многоэтажки, где жила девочка по имени Наташа. Она спрятала гостя в собственной комнате среди игрушек и обещала не выдавать родителям. Персонаж рассказал новой хозяйке о предшествующих событиях.
Поздней осенью вздумала Баба-Яга поселить в своей «отбившейся от рук» избушке домового, чтобы тот привел в порядок хозяйство. Старуха украла домовенка Кузю и притащила в лес. Дух жилища справился с задачей превосходно, но так и не сумел привыкнуть к жизни в новом доме, мечтая весной вернуться в родные пенаты.
Пока избушка и лешие пытались помочь домовенку в этом нелегком деле, Кузя угодил в когти Вороны и оказался в гнезде высоко на дереве. Оттуда увидел, что дом его сносят. Примчавшись на развалины, обнаружил сундук с запиской от старого мудрого наставника Нафани – мол, заселяйся в соседний 16-этажный дом.
Герои сказки один колоритнее другого. Чего только стоит толстый и любящий поговорить кот Бабы-Яги, который бесстрашно летал с хозяйкой по небу. Да и сама жительница леса – дама харизматичная, прирожденная актриса, умеющая из злючки преображаться в саму доброту.
Во время знакомства с Наташей Кузя признается, сколько ему лет:
«Я маленький еще, семь веков всего, восьмой пошел».
Домовенок отличается страстью к экономии, воспринимает выброшенные вещи как трагедию и учит девочку беречь хлеб. В мультфильме даже нашлось место эпизоду, когда Кузя и Нафаня сокрушаются, как неэкономно стали коротать свой век люди.
Домовенок Кузя появляется в квартире девочки после путешествия по печной трубе. Описание героя – грязный, нечесаный, похожий на маленького мальчика, хотя возраст уже почтенный. После купания перед зрителем предстал румяный ребенок со светлыми волосами и белоснежной кожей. Впрочем, преображение Кузьме не понравилось, и он быстро вернул себе первоначальный облик.
Главная мысль, которую хотели донести авторы до читателей и любителей мультиков, кроется в ценности дружбы, взаимовыручки, доброго отношения к близкому, даже если это не родное существо.
Цитаты
Цитатник домовенка Кузи настолько богатый, что забавные фразы с легкостью превратились в крылатые выражения:
«Спасибо этому дому, пойду к другому!»
«Пусти, пусти! Сытый голодному не товарищ!»
«Я Кузька. Домовые мы. Счастье в дом приносим».
«Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет жил в людях, ел не досыта, спал без просы… Недосыпал, в общем, я».
«Запасы не меряны, убытки не считаны. Разоримся — по миру пойдем!»
«Я не жадный, я домовитый!»
«Кто не работает, тот понарошку!»
«У вас своя сказка, у меня своя!»
«Счастье – это когда у тебя все дома!»
Наташа:
— Простудишься после бани!
Кузя:
— Ну и что? Зато наемся раз и навсегда, как верблюд.
История создания мультфильма «Домовёнок Кузя»
8 лет назад · 18072 просмотров
«Домовёнок Кузя» — цикл советских мультипликационных фильмов о забавном непоседливом домовёнке по имени Кузя, снятый по мотивам сказок Татьяны Александровой. С момента выхода и по сей день является одним из самых популярных и любимых мультфильмов у детей в России и на территории бывшего СССР. Также с удовольствием пересматривается и взрослыми. Многие фразы из этого мультфильма стали крылатыми.
В основу сценария для первой серии мультфильма «Дом для Кузьки» легла повесть-сказка Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенная издательством «Детская литература» в 1977 году. Отрывок из этой сказки под заголовком «Кузька в новом доме» был напечатан ещё в 1976 году в газете «Неделя», а саму повесть Татьяна Ивановна начала писать осенью 1972 года в усадьбе художника Василия Поленова, там, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил музыку к балету «Ромео и Джульетта». Известна даже точная дата рождения персонажа — это 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же писательницей, которая по образованию была ещё и художником (отделение мультипликации ВГИК), были сделаны и первые рисунки к книге, определившие во многом конечный облик персонажей на экране. Но к иллюстрированию своей первой книги писательницу не допустили, сославшись на то, что она не является членом Союза художников. В итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далеки от тех образов, которые задумывала сама писательница. Остальные две части трилогии так и не увидели свет до её смерти.
Татья́на Ива́новна Алекса́ндрова (10 января 1929, Казань — 22 декабря 1983, Москва) — русская советская детская писательница, художница, автор сказки о домовёнке Кузьке.
1977 году вышла первая книга о домовёнке Кузьке, который попадал в разные истории. Предисловие к этой книге написал муж Александровой — писатель Валентин Берестов. Потом вышли книги «Сундучок с игрушками»,»Игрушечная школа», и в соавторстве с Валентином Берестовым была написана сказка «Катя в игрушечном городе».
После смерти Александровой в 1983 году вышел первый мультфильм о домовёнке Дом для Кузьки.
Муж писательницы, поэт Валентин Берестов, тяжело переживал гибель своей супруги, и после её смерти поставил перед собой цель во что бы то ни стало добиться опубликования всех частей повести. В это же время ему поступил заказ от студии «Мульттелефильм» (подразделение т/о «ЭКРАН») на создание сценария по мотивам уже вышедшей книги «Кузька в новой квартире». Валентин Дмитриевич принялся за работу, и уже на следующий год мультфильм вышел на экраны, и сразу же приобрёл огромную популярность. Продолжение не заставило себя долго ждать, и в 1985 году вышла вторая серия «Приключения домовёнка», сценарий для которой был написан по мотивам ещё не опубликованных частей повести «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы-Яги», которые, стараниями Валентина Дмитриевича, всё-таки увидели свет в 1986 году. В этом же году вышла третья серия мультфильма, а через год и последняя.
Валенти́н Дми́триевич Бе́рестов (1 апреля 1928, Мещовск, Калужская губерния — 15 апреля 1998, Москва) — русский поэт, лирик, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист, исследователь.
В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г.)
Валентину Берестову благодарны многие поэты и писатели поколения 1940-1960-х (детские и взрослые), с которыми он дружил и которых опекал.
Надо отметить, что сюжетная линия этих последних трёх серий с оригинальным текстом пересекалась слабо. Так как сама повесть, а особенно последние две её части являются довольно своеобразными, и напрямую отобразить их содержание на экране, не нарушая идеи первого мультфильма, было невозможно, Марине Вишневецкой, которая была автором сценария последних трёх серий, пришлось писать сценарий практически с нуля. Именно отсюда возникла эта хронологическая несостыковка, когда вторая серия мультфильма как бы предваряет первую. Всё дело в том, что первая часть книжной трилогии заканчивается тем, что Кузя, освоившись в новой квартире, решил рассказать Наташе о своём прошлом, и всё, что идёт далее в последующих частях повести,— это его воспоминания. «Тут Кузькин глаз, глядевший на девочку, вдруг подмигнул, а из игрушечницы послышалось: — Он лежит и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет! И Наташа услышала про домовёнка вот такую историю.»
В мультфильме же этот момент опущен, поэтому зрители воспринимают данную непоследовательность, как ляп.
Интересные факты
В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.
Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука — Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кики́ма из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот, по книге, жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки.»
Помимо упомянутой в статье трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.
Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».
Кузя — Георгий Вицин
Гео́ргий Миха́йлович Ви́цин (5 [18] апреля 1917, Териоки — 22 октября 2001, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).
Нафаню, озвучивали 2 актера.
В 1-й серии озвучивал Александр Леньков
Алекса́ндр Серге́евич Ленько́в (17 мая 1943 — 21 апреля 2014) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1997)
Вторую и третью серии озвучивал, Андрей Крюков
Крюков Андрей Сергеевич
12 июня 1925, Москва — 31 августа 2005, Москва
Актёр, театральный режиссёр, педагог.
Закончил ГИТИС. Был арестован 20 февраля 1951 года по доносу, осуждён и отправлен в лагерь, откуда был освобождён после смерти Сталина.
Работал артистом и режиссёром в Московском Театре Сатиры. Преподавал в ГУЦЭИ.
Бабу Ягу озвучивала Татьяна Пельтцер
Татьяна Ивановна Пе́льтцер (24 мая (6 июня) 1904 — 16 июля 1992) — советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
Цитатник Домовенка Кузьки
Домовенок Кузьма
Фу, какая гадость!
Блинов хочу! Со сметаной.
Счастье — это когда у тебя все дома!
Мусор вынесла? Умница, дочка!
Был последний домовой, а стал первый гнездовой!
Я это не ем, я не козёл!
Я не жадный, я домовитый.
Это что, сказка такая?
Это жизня такая.
В дом надо тащить, а не из дома!
Да кому ты нужна…со своей оравой!
Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет
Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама!
«Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа…
Недосыпал в общем!!!»
Нафаня, бяда, бяда, огорчение! Сундук отобрали, сундук со сказками!!!
От Себя.
Покажите Детям и вспомните Сами.
Спасибо за внимание!
Источник:
«Домовёнок Кузя» — цикл из четырёх советских кукольных мультфильмов, снятых режиссёром Аидой Зябликовой по мотивам сказок Татьяны Александровой и ставший гораздо известнее одноимённой сказочной повести. С момента выхода приобрёл культовый статус и заслуженно стал одним из самых известных и любимых советских мультфильмов.
Общие тропы[править]
- Магический реализм — персонажи фольклора в современном городе.
- Домашняя нечисть/Домовой — Кузя (озвучка — Георгий Вицин) и Нафаня.
- В последнем фильме появляется еще один домовой — Киким.
- Гнездо на голове — Кузя поначалу выглядел именно так, но потом его отмыли и причесали. Эффект, правда, продержался всего одну серию.
- Мне на самом деле семьсот лет — Кузя заявляет, что ему 7 веков, а по уровню развития он сопоставим с семилетним ребенком. У всех домовых в данном сеттинге столетие идёт за человеческий год; Нафаня однажды на зов Кузи ответил «я уж сорок веков Нафаня». Т. е. Кузя с Наташей практически ровесники, несмотря на огромную разницу в продолжительности их жизней.
- Смищной аксэнт — дОмОвёнОк Кузя и Леший сОчнО окают.
- Стенолаз — Кузя знает в этом толк! Нафаня тоже.
- Милый злодей — Баба-Яга (озвучка — Татьяна Пельтцер). Хоть в первую очередь ради собственного благополучия, но всё равно с любовью заботилась о Кузьме, пекла ему пироги, даже пеленала.
- Родитель-одиночка — куда делся папа Наташи, неизвестно.
- Коронная фраза:
- Мама Наташи — «Умница, дочка».
- Домовёнок — «Ой, бяда-бяда, огорчение…» и «Нафаня-а-а-а!»
- Леший — «Это порядок/Это непорядок!»
- Музыкальный триппер — всё музыкальное сопровождение цикла. Касается больше музыки М.Мееровича, написавшего для трех мультфильмов из четырех. Именно у него присутствует сказочно-народное звучание.
- Растаскано на цитаты — таки оно самое!
- Теперь в современности! — в оригинале действие предыстории разворачивалось «в старые-стародавние времена». Тут на протяжении всего цикла — явно XX век.
- Узнаваемый стиль — при внимательном просмотре тетралогии про Кузю, можно найти много общего с кукольной дилогией «Следствие ведут Колобки» (в отличии от более поздней экранизации другого рассказа из цикла от А.Татарского, считается не совсем удачной) и «оперой для маленьких» «Три медведя». Режиссер Аида Зябликова, а композитор — М.Меерович (кроме мульфильма 1984 г.), плюс фольклорные мотивы.
«Дом для Кузьки» (1984)[править]
История заселения Кузи в квартиру, куда заселилась и Наташа. Проблема в том, что ему надо прятаться от мамы.
- Ментор-старший брат — Нафаня для Кузи.
- Назвать полным именем — для Нафани Кузя всегда и непременно Кузьма.
- Не такой уж воображаемый друг. «Кузя?! Неужели ты снова стал игрушкой?!» — слова девочки, когда в присутствии взрослых домовёнок маскируется под тряпичную куклу.
- А родители не знают про Кузю. «Наташа, уже [подставить мелкое хозяйственное дело]? Ууумница, дочка!»
- Я этого не ем — шутки ради: увидев торт, украшенный кремовыми розочками, Кузька с характерным вОлОгОдским оканьем крутит носом: «Это я не ем, я не козёл!». Впрочем, Наташа объясняет ему, что цветы очень даже съедобные.
- Красавица Икуку — когда Баба-Яга прогоняет кота «Брысь! Надоел хуже собаки» слышится «Надоел х*й собаки».
- Отсылка/Камео — в конце серии появляется множество героев русских народных сказок — тут тебе и Избушка на курьих ножках, и Коза-Дереза, и герои сказки «Лиса, заяц и петух»…
«Приключения домовёнка» (1985)[править]
С него начинается родина действие… Баба-Яга по совету Лешего решила завести себе домового и похитила Кузю. Он пытался удрать, и наконец ему это удалось. Правда, Ворона утащила его в гнездо, чтобы он стал «первый гнездовой». Но Кузя увидел с дерева, что дом, где он жил, сносят, удрал от Вороны, нашёл в доме свой сундучок, а там — записку Нафани с указанием нового места жительства. В городе, в 16-этажном доме, в квартире № 588…
- Леший выглядит как ожившее бревно. А его внук, юный Лешонок, который пытался угостить Кузю желудями, больше напоминает тушканчика. На зиму впадают в спячку в старом пне и просят Кузю разбудить их 30 марта.
- Милый злодей/Смешной злой — Баба-Яга. В оригинальной сказке она такой не была (точнее, была, но только в «Доме для хорошего настроения»).
- Вредная кошка/Кот злодея — кот Бабы-Яги, который пьёт с ней чай.
- Оговорка по Фрейду — мольба Кузьки: «Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет жил в людях, ел не досыта, спал без прос… не досыпал, в общем, я».
- Стоп-кадровый бонус — можно заметить, что хозяин дома читает газету для железнодорожников «Гудок». Позже эту газету читать будет герой другого мультфильма Зябликовой, «Карманник».
- Ужас у холодильника. Когда домовёнок заходит в дом, то обнаруживает, что он заброшен. Вроде ничего страшного. Но погодите, почему на стене всё ещё висят часы, на тумбочке стоит сломанный граммофон, а на полу валяется разбитая пластинка? Почему хозяин дома не забрал эти вещи с собой? Подробнее в основной статье.
- Музыкальный бонус — старый хозяин слушает композицию «The Nightmare» авторы A. Handler, B. Meyers, L. R. Riley в исполнении «Clyde McCoy and his orchestra» (запись 1930-х). В СССР это произведение было известно как «Домовой», издано в 1975 г. сборнике зарубежной танцевальной музыки. Встречалось и ранее.
«Сказка для Наташи» (1986)[править]
Действие переносится обратно в квартиру. Кузя и Нафаня огорчены, что люди слишком расточительны, и начинают спорить с Наташей. Тут снова появляется Баба-Яга. Наташа принимает её за бабушку Кузи, и та снова похищает домовёнка, обставляя это под сказку, и лишь в самом конце Наташа понимает, что к чему. Параллельно она рассказывает девочке «сказку» о самой себе.
- Милый жадина — «Я не жадный, я домовитый». Впрочем, жадным Кузю назвала Наташа, не оценившая искреннего беспокойства домового за материальное благополучие семьи.
- У него вообще это расовая особенность, а не личная черта характера.
- Блестящий неканон: эта серия, как и последующая, полностью оригинальна — в сказке их не было.
«Возвращение домовёнка» (1987)[править]
Баба-Яга, стремясь всеми силами удержать у себя строптивого домовёнка, добавила в тесто отворотное зелье, дабы Кузя забыл своих друзей. И Кузя отчаянно просит Ворону не есть пирог, который изначально был предназначен для него. Ворона помогла ему сбежать; Баба-Яга нашла себе другого домового, Кикима, а с ним — счастье своему куролапому домику. Теперь ей уже не надо похищать Кузю.
- Литерал (приём комизма) — «Счастье — это когда у тебя все дома!» В обоих смыслах этого выражения.
- Так не доставайся же ты никому! — Баба-Яга, поняв, что Кузя решил во чтобы то не стало вернуться к Наташе, решила запечь его в печке. «Моим не будешь, так и ничьим тебе не бывать!»
- Получилось страшно — автора правки в детстве очень пугал Киким (даже кошмар с ним однажды снился). Особенно кадры крупным планом, где он открывает глаза.
- А автор этой правки и Бабу Ягу очень не любил и боялся. Поэтому до сих пор пересматривает только единственную серию, где ее нет.
- Музыка,играющая во время полёта на метле,достаточно жутковатая.
[изменить] Мультфильмы (отдельные и в циклах) |
|
---|---|
СССР и СНГ | Белка и Стрелка. Звёздные собаки • Большое путешествие • Большой Тылль • Братья Пилоты • Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • В синем море, в белой пене… • Голубой щенок • День рождения Алисы • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • цикл Иван Царевич и Серый волк • Ивашка из Дворца пионеров • Карлик Нос • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Лоскутик и Облако • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Незнайка и Баррабасс • Ну, погоди! • Огонёк-Огниво • Остров сокровищ • Падал прошлогодний снег • Пёс в сапогах • Пиф-паф, ой-ой-ой • Пластилиновая ворона • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Простоквашино • Разлучённые • Садко • трилогия о Смешариках (Начало • Легенда о Золотом Драконе • Дежавю) • тетралогия о Снежной Королеве (Снежная Королева • Снежная Королева 2: Перезаморозка • Снежная Королева 3: Огонь и Лёд • Снежная Королева 4: Зазеркалье) • Тайна страны земляники • Тайна третьей планеты • Товарищъ со звёздъ • Три богатыря (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Шамаханская царица, На дальних берегах, Ход конём, Морской царь, Принцесса Египта, Наследница престола, Конь Юлий) • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Чудо-Юдо • Шкатулка с секретом |
США | Атлантида: Затерянный мир • Братец медвежонок • Бэмби • ВАЛЛ-И • Великий мышиный сыщик • Вор и сапожник • Вперёд • В поисках Немо/В поисках Дори • Все псы попадают в рай • Геркулес • Головоломка • Горбун из Нотр-Дама • Город героев • Динозавр • Дом-монстр • Зверополис • Земля до начала времён • Золушка • История игрушек • Камешек и пингвин (совместно с Ирландией) • Король-Лев • Корпорация монстров • Кошмар перед Рождеством • Кун-фу Панда • Лего. Фильм 2 (совместно с Австралией) • Ледниковый период • Мадагаскар • Мегамозг • Медведь Барни • Меч в камне • Моана • Мой маленький пони: Новое поколение • Мой маленький пони в кино • Мулан • Оливер и компания • Отель Трансильвания • Пиноккио • Планета сокровищ • Полёт драконов (совместно с Великобританией и Японией) • Последний единорог (совместно с Великобританией, ФРГ и Японией) • Принц Египта • Принцесса и лягушка • Принцесса-лебедь • Ральф • Рапунцель • Рататуй • Робин Гуд • Русалочка • Секрет крыс • Скуби-Ду • Снупи и мелочь пузатая • Суперсемейка • Тайна Коко • Тачки • Том и Джерри • Труп невесты • Франкенвини • Холодное сердце • Холодное сердце 2 • Храбрая сердцем • Хранители снов • Человек-паук: Через вселенные • Шрек • Энканто
Про Бетти Буп Афроамериканские мультфильмы • Оленёнок Рудольф |
Канада | Я, Домашний Козёл 2 |
Латиноамериканские мультфильмы | Ноев ковчег |
Западная Европа | Британские мультфильмы (Побег из курятника • Жёлтая подводная лодка) • Мультфильмы Германии (Мультфильмы ГДР • Мультфильмы Третьего рейха) • Ирландские мультфильмы (Тайна Келлс • Песнь моря (совместно с Францией, Бельгией, Данией и Люксембургом)) • Испанские мультфильмы (Клаус (совместно с Великобританией)) • Итальянские мультфильмы • Скандинавские мультфильмы • Французские мультфильмы (Дети дождя • Ренессанс, сочетание с игровым • Страх[и] темноты) |
Восточная Европа | Албанские мультфильмы • Болгарские мультфильмы • Венгерские мультфильмы (Ловушка для кошек • Ловушка для кошек 2: Кот Апокалипсиса) • Польские мультфильмы • Румынские мультфильмы • Чешские и чехословацкие мультфильмы • Югославские мультфильмы (Сербские мультфильмы • Хорватские мультфильмы) … |
Восточная Азия | Вьетнамские мультфильмы • Китайские мультфильмы (Нэчжа (2019)) • Корейские мультфильмы (Мультфильмы КНДР • Мультфильмы Южной Кореи) • Филиппинские мультфильмы • … |
Студии | Disney (Все мультфильмы снял Дисней) • DreamWorks • Pixar • Киевнаучфильм • Мельница • Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран» • Таллинфильм |
Режиссёры | Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг |
← | Основы • Мультсериалы • Аниме |
[изменить] Советское искусство |
|
---|---|
Мета | Соцреализм |
Литература | А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц |
Кино и телефильмы | Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы
Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром! |
Мультипликация | Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»
Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом |
Музыка | Жанры: Авторская песня • Русский рок
Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв |