Кто написал сказку гранатовый браслет

<span class=bg_bpub_book_author>Куприн А.И.</span><br>Гранатовый браслет

Гранатовый браслет

  • Полный текст
  • I
  • II
  • III
  • IV
  • V
  • VI
  • VII
  • VIII
  • IX
  • X
  • XI
  • XII
  • XIII
  • Примечания

L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, № 2).

Largo Appassionato

I

В сере­дине авгу­ста, перед рож­де­нием моло­дого месяца, вдруг насту­пили отвра­ти­тель­ные погоды, какие так свой­ственны север­ному побе­ре­жью Чер­ного моря. То по целым сут­кам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огром­ная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно беше­ный бык. То с утра до утра шел не пере­ста­вая мел­кий, как водя­ная пыль, дож­дик, пре­вра­щав­ший гли­ни­стые дороги и тро­пинки в сплош­ную густую грязь, в кото­рой увя­зали надолго возы и эки­пажи. То заду­вал с северо-запада, со сто­роны степи сви­ре­пый ура­ган; от него вер­хушки дере­вьев рас­ка­чи­ва­лись, при­ги­ба­ясь и выпрям­ля­ясь, точно волны в бурю, гре­мели по ночам желез­ные кровли дач, каза­лось, будто кто-то бегает по ним в под­ко­ван­ных сапо­гах, вздра­ги­вали окон­ные рамы, хло­пали двери, и дико завы­вало в печ­ных тру­бах. Несколько рыба­чьих бар­ка­сов заблу­ди­лось в море, а два и совсем не вер­ну­лись: только спу­стя неделю повы­бра­сы­вало трупы рыба­ков в раз­ных местах берега.

Оби­та­тели при­го­род­ного мор­ского курорта — боль­шей частью греки и евреи, жиз­не­лю­би­вые и мни­тель­ные, как все южане, — поспешно пере­би­ра­лись в город. По раз­мяк­шему шоссе без конца тяну­лись ломо­вые дроги, пере­гру­жен­ные вся­че­скими домаш­ними вещами: тюфя­ками, дива­нами, сун­ду­ками, сту­льями, умы­валь­ни­ками, само­ва­рами. Жалко, и грустно, и про­тивно было гля­деть сквозь мут­ную кисею дождя на этот жал­кий скарб, казав­шийся таким изно­шен­ным, гряз­ным и нищен­ским; на гор­нич­ных и куха­рок, сидев­ших на верху воза на мок­ром бре­зенте с какими-то утю­гами, жестян­ками и кор­зин­ками в руках, на запо­тев­ших, обес­си­лев­ших лоша­дей, кото­рые то и дело оста­нав­ли­ва­лись, дрожа коле­нями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругав­шихся дро­га­лей, заку­тан­ных от дождя в рогожи. Еще печаль­нее было видеть остав­лен­ные дачи с их вне­зап­ным про­сто­ром, пусто­той и ого­лен­но­стью, с изуро­до­ван­ными клум­бами, раз­би­тыми стек­лами, бро­шен­ными соба­ками и вся­че­ским дач­ным сором из окур­ков, бума­жек, череп­ков, коро­бо­чек и апте­кар­ских пузырьков.

Но к началу сен­тября погода вдруг резко и совсем нежданно пере­ме­ни­лась. Сразу насту­пили тихие без­об­лач­ные дни, такие ясные, сол­неч­ные и теп­лые, каких не было даже в июле. На обсох­ших сжа­тых полях, на их колю­чей жел­той щетине забле­стела слю­дя­ным блес­ком осен­няя пау­тина. Успо­ко­ив­ши­еся дере­вья бес­шумно и покорно роняли жел­тые листья.

Кня­гиня Вера Нико­ла­евна Шеина, жена пред­во­ди­теля дво­рян­ства, не могла поки­нуть дачи, потому что в их город­ском доме еще не покон­чили с ремон­том. И теперь она очень радо­ва­лась насту­пив­шим пре­лест­ным дням, тишине, уеди­не­нию, чистому воз­духу, щебе­та­нью на теле­граф­ных про­во­ло­ках ласто­чек, ста́ившихся к отлету, и лас­ко­вому соле­ному ветерку, слабо тянув­шему с моря.

The Garnet Bracelet

Author Alexander Kuprin
Original title Гранатовый браслет
Country Russian Empire
Language Russian
Genre Psychological drama
Publisher Zemlya almanac

Publication date

1911
Media type print (Hardback & Paperback)

The Garnet Bracelet (Russian: Гранатовый браслет, romanized: Granatovyi braslet) is a short novel by Alexander Kuprin, first published in Zemlya (Land) almanac, Vol. 6, 1911.[1] Maxim Gorky, who among others praised the novel, saw it as «the sign of a new literature coming.»[2][3]

History[edit]

Kuprin started writing what he first saw as a short story in Odessa in the autumn of 1910. «One of these days I’m going to send Blum[enberg] a little piece, called The Garnet Bracelet,» he informed friend V.S.Klestov in a letter dated September 29. But the story, getting larger and larger, took three months to be completed.[1]

The plot had a real basis, judging by Kuprin’s October 15 letter to Fyodor Batyushkov. «What I do today is polish The Garnet Bracelet. This is — remember it? — the sad story of a minor telegraph clerk named P.P. Zheltkov who so hopelessly, touchingly and selflessly fell in love with Lyubimov’s wife (D.D. is now a Vilno governor)… But the progress is difficult.» «Perhaps that is because I am musically ignorant. Besides, this high society language!» he complained in the November 21 letter. By December 3 the work hasn’t been finished yet. «I’d rather not haste with this piece which is very dear to me,» he told Batyushkov, again in a letter. [1]

Kuprin was aware that the novel’s «purity» distinguished Zheltkov with his all-consuming passion from the majority of his stories’ characters. «I’ll say one thing, I’ve never written anything more chaste,» he told Batyushkov.[2]

Summary[edit]

Zheltkov, a «little man», is possessed by a consuming love for Princess Vera Sheina, a rich society lady hardly aware of his existence. After his wife receives for her birthday a particularly expensive gift, Prince Vasily Shein visits Zheltkov, accompanied by Nikolai Nikolayevich, Vera’s brother, and tells him to stop pestering the Princess. Being aware that the last thread connecting him with his beloved one is gone, Zheltkov commits suicide, in the final letter asking Vera to listen to Beethoven’s Second Piano Sonata. The power of music brings about the spiritual rebirth of a hitherto detached aristocrat who recognizes that she’s just been brushed by «this rarest thing, a true love that happens once in a thousand years.»[2]

References[edit]

  1. ^ a b c Vyacheslavov, P. Notes and commentaries. The Works of A.I.Kuprin in 9 volumes. Pravda Publishers. The Ogonyok Library. Moscow, 1964. Vol.5, pp. 411-412
  2. ^ a b c Luker, Nicholas J. L. (1978). «Alexander Kuprin. Part 8. 1905 and Beyond». Boston, G K Hall, USA. Retrieved 2014-05-01.
  3. ^ Katayev, V.B. (1990). «Alexander Ivanovich Kuprin». The Biobibliographical Dictionary. Prosveshchenye. Moscow. Retrieved 2014-05-01.
The Garnet Bracelet

Author Alexander Kuprin
Original title Гранатовый браслет
Country Russian Empire
Language Russian
Genre Psychological drama
Publisher Zemlya almanac

Publication date

1911
Media type print (Hardback & Paperback)

The Garnet Bracelet (Russian: Гранатовый браслет, romanized: Granatovyi braslet) is a short novel by Alexander Kuprin, first published in Zemlya (Land) almanac, Vol. 6, 1911.[1] Maxim Gorky, who among others praised the novel, saw it as «the sign of a new literature coming.»[2][3]

History[edit]

Kuprin started writing what he first saw as a short story in Odessa in the autumn of 1910. «One of these days I’m going to send Blum[enberg] a little piece, called The Garnet Bracelet,» he informed friend V.S.Klestov in a letter dated September 29. But the story, getting larger and larger, took three months to be completed.[1]

The plot had a real basis, judging by Kuprin’s October 15 letter to Fyodor Batyushkov. «What I do today is polish The Garnet Bracelet. This is — remember it? — the sad story of a minor telegraph clerk named P.P. Zheltkov who so hopelessly, touchingly and selflessly fell in love with Lyubimov’s wife (D.D. is now a Vilno governor)… But the progress is difficult.» «Perhaps that is because I am musically ignorant. Besides, this high society language!» he complained in the November 21 letter. By December 3 the work hasn’t been finished yet. «I’d rather not haste with this piece which is very dear to me,» he told Batyushkov, again in a letter. [1]

Kuprin was aware that the novel’s «purity» distinguished Zheltkov with his all-consuming passion from the majority of his stories’ characters. «I’ll say one thing, I’ve never written anything more chaste,» he told Batyushkov.[2]

Summary[edit]

Zheltkov, a «little man», is possessed by a consuming love for Princess Vera Sheina, a rich society lady hardly aware of his existence. After his wife receives for her birthday a particularly expensive gift, Prince Vasily Shein visits Zheltkov, accompanied by Nikolai Nikolayevich, Vera’s brother, and tells him to stop pestering the Princess. Being aware that the last thread connecting him with his beloved one is gone, Zheltkov commits suicide, in the final letter asking Vera to listen to Beethoven’s Second Piano Sonata. The power of music brings about the spiritual rebirth of a hitherto detached aristocrat who recognizes that she’s just been brushed by «this rarest thing, a true love that happens once in a thousand years.»[2]

References[edit]

  1. ^ a b c Vyacheslavov, P. Notes and commentaries. The Works of A.I.Kuprin in 9 volumes. Pravda Publishers. The Ogonyok Library. Moscow, 1964. Vol.5, pp. 411-412
  2. ^ a b c Luker, Nicholas J. L. (1978). «Alexander Kuprin. Part 8. 1905 and Beyond». Boston, G K Hall, USA. Retrieved 2014-05-01.
  3. ^ Katayev, V.B. (1990). «Alexander Ivanovich Kuprin». The Biobibliographical Dictionary. Prosveshchenye. Moscow. Retrieved 2014-05-01.

На чтение 7 мин Просмотров 7.7к. Опубликовано 21.02.2022

«Гранатовый браслет» представляет собой известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна. Эту повесть смело можно считать классикой любовной литературы прошлого века. Она была написана в начале двадцатого столетия в лучших традициях золотого века. При этом история создания «Гранатового браслета» известна далеко не всем. Она началась в 1910 году.

История создания рассказа «Гранатовый браслет» Куприна

Знаменитая повесть о гранатовом украшении и безответной любви имеет в своей основе реальную историю. Перед началом работы над этим произведением Куприн побывал в гостях у своих друзей – четы Любимовых. Супруги показывали писателю свой семейный альбом и рассказали интересную историю.

В молодости в жену губернатора был влюблен телеграфный работник. Он писал ей трогательные письма. Девушка читала и складывала их. Некоторые послания юная леди сопровождала смешными иллюстрациями. Однажды в письме девушка нашла подарок. Это был кулон, выполненный в виде пасхального яйца. Тогда она отправила мужа и брата объясниться с отправителем подарка.

Получив отказ, несчастный влюбленный покинул город. Однако, в отличие от сюжета Куприна, юноша смог справиться с тоской и даже впоследствии женился. Таким образом трагического финала в реальности не было – это стало художественным вымыслом автора.

Описанная история легла в основу «Гранатового браслета» – повести о человеке, который испытывал безответную любовь. Письма, которые Куприн адресовал своим коллегам, свидетельствуют о том, что он начал трудиться над этим произведением в 1910 году. Вначале он планировал написать рассказ. Однако в процессе работы творческая идея автора изменилась. Он уделял много внимания деталям, потому решил использовать другую форму. В итоге текст получился достаточно большим. К тому же его содержание как нельзя лучше отвечало канонам повести.

Куприн гранатовый браслет иллюстрации

Работа над повестью

Создание «Гранатового браслета» заняло у Куприна примерно 6 месяцев. Об этом он сообщал в письмах, которые писал Батюшкову. Сложность автора заключалась в том, что не слишком хорошо разбирался в музыке. Это занимало много времени. При этом Куприн не хотел сделать произведение скомканным в силу своего невежества. Он относился к своей работе очень ответственно.

Куприн отличался любовью к созданию сюжетов в сюжетах. «Гранатовый браслет» не стал исключением. Записка Желткова, в которой представлены качества украшения, как раз является тому подтверждением.

В своем произведении автор показывает любовь с различных точек зрения. Он рассматривает общее понятие этого чувства и безответную влюбленность Желткова. Она не имеет никакого будущего. Против этого выступают семейное положение главной героини, обстоятельства, отличия в социальном статусе. Но в этой обреченности чувствуется тонкий романтизм, который автор вкладывает в строки своей повести.

«Гранатовый браслет» Куприн

Особое внимание в повести уделяется одному и тому же музыкальному произведению – сонате Бетховена. С помощью музыки удается сообщить недосказанное. Она демонстрирует силу любви и помогает лучше понимать текст.

В 1911 году писатель закончил работать над повестью. Впервые ее опубликовали в журнале «Земля». Критики сразу же восприняли произведение Куприна тепло. Они акцентировали внимание на наличии ярких идей в произведении и разборе острых психологических ситуаций.

Сюжет повести

В день именин главная героиня произведения, Вера Николаевна Шеина, получает от своего анонимного поклонника необычный подарок – золотой браслет, украшенный крупными красными гранами. Они окружали основной кристалл – редкий зеленый гранат. Однако замужняя женщина посчитала, что не может принимать такие подарки от чужих мужчин.

«Гранатовый браслет» Куприн иллюстрация

Тогда брат Веры, помощник прокурора Николай Николаевич, вместе с ее мужем, князем Василием Львовичем, отправляются на поиски отправителя. Им оказался Георгий Желтков – мелкий чиновник. Много лет назад он заметил княгиню Веру на представлении в цирке и тут же влюбился в нее. Несколько раз в год по большим праздникам он посылал ей письма.

После объяснений с Шеиными Желтков покончил жизнь самоубийством. При этом княгине Вере он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена № 2, если женщина о нем вспомнит. Вера Николаевна просит у мужа разрешения взглянуть на покойника. Она приезжает к чиновнику домой и видит его мертвым. Женщина целует его в лоб и кладет цветы.

После возвращения домой Вера просит сыграть произведение Бетховена. Это вызывает у нее слезы. После чего женщина чувствует, что Желтков ее простил. В конце повести Шеина понимает, что потеряла большую любовь, о которой можно только мечтать.

«Гранатовый браслет» Куприн обложка

К описаниям основных событий Куприн добавил любовные истории, которые рассказывал генерал Аносов. Они помогают читателям лучше понять влияние любви на человеческую жизнь.

«Гранатовый браслет» буквально пронизан рассуждениями автора о любви. Мысли Куприна напоминают ключи к дверям, за которыми прячутся ответы о сущности нежного и в то же время беспощадного чувства. При этом автор не пытается навязать читателям свою точку зрения. Они должны сделать выводы сами.

В произведении Александра Куприна присутствует много символов. При этом ключевую роль играет гранатовый браслет. Именно он послужил названием повести. Украшение представлено в виде символа истинной любви.

«Гранатовый браслет» Куприн фото

Браслет включает 5 камней. Одна из притч царя Соломона говорит о том, что они означают любовь, гнев и страсть. Также большое внимание в произведении уделяется сонате Бетховена. Ее можно толковать как воплощение несчастливой, но вечной любви.

Произведение развивает идею, что настоящие чувства не могут пропасть бесследно. При этом главная мысль заключается в том, что искренняя любовь действительно существует. Ее просто нужно уметь принимать и ценить.

Прототипы героев

В письмах и мемуарах Куприна можно найти прототипы главных героев его произведения:

  1. Желтков – мелкий телеграфный служащий;
  2. Василий Шеин – член Государственного совета Любимов.
  3. Княгиня Вера Шеина – его жена Людмила Ивановна Любимова.
  4. Анна Николаевна Фриессе, которая в повести приходится Вере сестрой, – Елена Ивановна Нитте.
  5. Николай, который приходится Вере Шеиной братом, – чиновник Государственной канцелярии Николай Туган-Барановский.

Первая публикация

Рукопись повести Куприна впервые опубликовали в журнале «Земля». Это произошло в 1911 году. Автор посвятил ее своему близкому другу – Клестову. Именно с ним Александр Иванович постоянно общался при создании произведения.

«Гранатовый браслет» Куприн

Также в книге представлен эпиграф Бетховена. В целом, мотив этого музыкального произведения постоянно появлялся в повести – его слушала Вера Николаевна, главная героиня «Гранатового браслета». Благодаря музыкальной составляющей Куприну удалось более точно создать атмосферу несчастной любви и быта, полностью лишенного чувств.

О сонате Бетховена

Куприн достаточно часто слушал сонату Бетховена №2 в семье одесского врача Майзельса. Весной 1911 года писатель сделал на своей книге дарственную надпись. Он благодарил жену Майзельса за то, что она смогла ему растолковать шесть тактов Бетховена.

Критика произведения

В литературной среде повесть получила признание. Так, Горький весной 1911 года похвалил Куприна и его произведение «Гранатовый браслет» в письмах Малиновской. Также повесть получила хорошие оценки таких критиков, как Бартенев, Горнфельд, Львов-Рогачевский. При этом они хвалили Куприна не только в личной переписке, но и писали публикации в аналитических журналах «Жатва», «Современный мир», «Русские ведомости».

«Гранатовый браслет» Куприн картина

Это существенно подбодрило Куприна, который имел сомнения в успехе произведения. Дело в том, что его повесть не вписывалась в литературный поток, который существовал на тот момент. Однако в тот период создавались новые направления и жанры, потому это не было проблемой.

При этом никаких значимых наград в литературной среде Куприн за свое произведение не получил. Однако оно по сей день входит в школьную программу, оставаясь актуальным и ценным.

Заключение

«Гранатовый браслет» представляет собой очень известное произведение русской литературы, которое уже много лет не теряет своей актуальности. В нем описываются настоящие искренние чувства, исполненные трагизма. В основу произведения легла реальная история. К тому же автору удалось детально передать точные психологические характеристики героев и точно отразить общую атмосферу своего времени.

Используя подсказки, восстановите события, описанные в «Гранатовом браслете». В кратком изложении по главам освещаются некоторые детали:

Содержание

  1. Глава 1
  2. Глава 2
  3. Глава 3
  4. Глава 4
  5. Глава 5
  6. Глава 6
  7. Глава 1. Дача князей Шеиных
  8. Глава 2. Сёстры
  9. Глава 3. Подарок Анны
  10. Глава 4. Гости
  11. Глава 5. Неожиданный подарок
  12. Заключение
  13. Главные герои и их характеристика:
  14. Глава 1
  15. Глава 2
  16. Глава 3
  17. Первая публикация
  18. О сонате Бетховена
  19. Заключение
  20. Особенности сюжета и важные детали
  21. Причина трагического финала повести
  22. «Гранатовый браслет» как декадентское произведение

Глава 1

Действие повести происходит на даче Веры Николаевны Шейн и ее мужа, расположенной на берегу Черного моря. В середине августа была плохая погода с проливными дождями, но из-за ремонтных работ в городе невозможно покинуть дачу. Однако в начале сентября сезон дождей заканчивается, и погода снова становится хорошей.

Глава 2

Действие повести происходит в 1-й день, день именин Веры Николаевны.

Она замужем за главой аристократии. Ее любовь к мужу уже давно переросла в нежную дружбу. Она рада, что смогла отпраздновать свои именины на даче, так как это избавило ее от лишних расходов. Случилось так, что ее муж по своему статусу был обязан вести правильный образ жизни: Устраивать вечеринки, содержать лошадей и т.д., но состояние его семьи было подорвано, и они жили не по средствам. Чтобы облегчить ситуацию, Вера старается быть более сдержанной в своих тратах.

Ее сестра приезжает навестить ее. Анна Николаевна Фрисс. Женщины очень разные по внешности и характеру, но они искренне любят друг друга. Если Вера унаследовала сдержанную аристократическую красоту своей матери-англичанки, то Анна похожа на своего отца-татарина. В отличие от своей старшей сестры, Анна Николаевна была экстравагантна и не стыдилась своих желаний. Она была замужем за богатым человеком, которого совсем не уважала, о чем говорила ему в лицо, но, несмотря на все свои выходки, оставалась верной женой.

Глава 3

Сестры прогуливаются по пляжу. Они говорят о красоте моря, а когда Вера вспоминает о Егоровском лесе, Анна Николаевна дарит сестре молитвенник. Она купила его в антикварном магазине и украсила по своему вкусу. Подарок восхищает виновницу торжества тем, что он мог принадлежать известной женщине, но в то же время ее забавляет идея превратить молитвенник в женскую записную книжку.

Когда они возвращаются домой, Вера делится с младшей сестрой своими переживаниями по поводу того, как трудно накрыть хороший стол. Она говорит им, что утром они принесли ей морского петуха, а вечером подадут его на стол. Ее младшая сестра сразу же захотела посмотреть на удивительное животное, лежащее живым в ведре.

Глава 4

Вечером прибыли первые гости: Князь Василий Львович и его сестра Людмила Львовна, юная куртизанка Васючка, пианистка Дженни Райтер, затем муж именинницы, профессор Спесков. Дедушка, однофамилец Веры, приезжает позже всех и в сопровождении двух полицейских.

Полковник Аносов, дед братьев. Когда-то он служил вместе с их отцом и любил сестер как своих дочерей. Это был человек с прекрасным, респектабельным характером, тип идеального офицера.

Глава 5

Сначала князь Василий развлекал гостей забавными историями, основу которых он брал из их жизни, но сгущал краски и придумывал нелепости, которые вызывали смех. После ужина гости сели играть в покер. Все еще сидя за столом, Вера считала гостей, потому что, будучи суеверной, она была смущена тем, что гостей было 13. Когда все сели играть в покер, она решила уйти, когда ей вручили пакет. Неизвестный мужчина передал ей пакет, в котором находились кейс и письмо. В футляре лежал гранатовый браслет, а в письме объяснялось, что это подарок для девочки, у которой день рождения. Автор сказал, что написал ей семь лет назад. Ему ничего от нее не нужно. Сам браслет ранее принадлежал его бабушке и матери.

Глава 6

Вечер продолжается, все расслабляются и веселятся. Князь Василий Львович показывает свой альбом сестре и Аносову. В начале он рассказывает забавную историю о своей сестре. Затем он таким же образом подхватывает историю о Вере и телеграфе. Женщина сначала просит его остановиться, но он продолжает. История рассказывает о том, что телеграфистка начала писать любовные письма семь лет назад, которые она рассказывала своему жениху, ныне мужу. Через шесть месяцев она вышла замуж.

Заголовки глав являются предварительными.

Глава 1. Дача князей Шеиных

В середине августа погода на северном побережье Черного моря резко ухудшилась, и жители приморских курортов стали спешно перебираться в город. Но в начале сентября лето неожиданно вернулось.

Княгиня Вера Шеина еще не успела покинуть свою дачу: В ее доме в Москве шел ремонт. Сейчас она наслаждалась теплыми днями, тишиной, покоем и одиночеством.

Глава 2. Сёстры

17 сентября, в день именин принцессы Веры, было тихо и тепло. Князь Василий Шейн едва сводил концы с концами, и Вера была рада, что «именины совпали с дачным сезоном» и им не пришлось тратиться на официальный ужин в городе.

Василий Ловович Шейн — князь, муж Веры, светловолосый, любящий муж, дворянин.

Княгиня Вера, чья прежняя страстная любовь к мужу давно превратилась в прочную, верную и настоящую дружбу, всеми силами пыталась помочь князю избежать полной гибели.

На праздновании дня рождения присутствовали только самые близкие друзья. Первой приехала младшая сестра Веры Анна, жена богатого и глупого человека.

Анна Николаевна Фрисс — младшая сестра Веры, маленькая, темноволосая, веселая, беззаботная, любит флирт и волнения и терпеть не может своего мужа.

Сестры, которые очень близки, не были похожи друг на друга внешне. Вера была похожа на свою мать-англичанку, а Анна — на своего отца, татарского князя. У Веры не было детей, но она очень любила своих красивых племянников.

Анна была транжирой, бабником и азартным игроком и презирала своего мужа, хотя он обожал ее. В то же время она была доброй, глубоко религиозной и никогда не изменяла своему мужу-любовнику.

Глава 3. Подарок Анны

Сидя на скамейке, сестры смотрели на спокойное, весело-синее, темнеющее на горизонте море, где неподвижно спали рыбацкие лодки. Ее сестра передала Вере блокнот, который она переделала из старого молитвенника. Анна нашла в антикварном магазине обложку для молитвенника из потертого синего бархата с узором из золотых крестов, а вместо бумаги пришила тонкие пластинки из слоновой кости.

Вера была очень рада подарку. Она сказала, что только Анне могла прийти в голову безумная идея превратить молитвенник в записную книжку для женщин.

Глава 4. Гости

К пяти часам прибыли остальные гости, в том числе известный пианист, брат Веры и генерал Аносов, которого сестры называли дедушкой.

Яков Михайлович Аносов был храбрым генералом, комендантом крепости, другом покойного отца Веры и крестным отцом Анны, «дородным, высоким, сереброволосым стариком».

Генерал был храбрым человеком, участвовал во многих войнах и теперь служил комендантом крепости. За всю свою военную карьеру он ни разу не победил солдата. Нынешнее положение Аносова было символичным: больной старик был назначен командующим благодаря своей военной службе. Он был известен в городе своей эксцентричностью и вежливым поведением по отношению к тюремным служащим.

Аносов был одинок: жена ушла от него к актеру, а детей у него не было. После переезда в К. генерал познакомился с детьми своего военного друга и навещал их каждый вечер.

Глава 5. Неожиданный подарок

После торжества князь Василий стал развлекать гостей. Он мог придумывать забавные истории, основанные на реальных событиях, и рассказывать их в очень серьезном стиле. К рассказам прилагался альбом с юмористическими рисунками и поэтическими комментариями к ним.

В этот момент горничная передала Вере пакет, который она принесла во время обеда. Внутри лежала записка и футляр с браслетом из темного золота с гранатами и странным зеленым камнем. Подарок пришел от давнего поклонника принцессы, которого она никогда не видела, знала только его инициалы — Г. С. Г. В приложенной к подарку записке говорилось, что все гранаты взяты из браслета, принадлежащего бабушке жениха, и что зеленый камень — очень редкий зеленый гранат — дает женщинам дар предвидения, а мужчинам — защиту от насильственной смерти.

События повести происходят в сентябре в начале 20 века на северном побережье Черного моря.

  • Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.
  • Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.
  • Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.
  • Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.
  • Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.
  • Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

Для очень нетерпеливых —

для самых общительных —

для самых многолюдных —

для самых любопытных —

для самых красивых —

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — вместе с Василием Шином — посещает Желткова, возвращает ему гранатовый браслет и настаивает, чтобы он больше не обращал внимания на Веру.

Георгий Степанович Желтков — который в конце концов кончает жизнь самоубийством, оставив Вере записку с названием музыкального произведения Бетховена.

Князь Василий Львович Шейн — поддержал Веру в ее решении проститься с Желтковым.

Вера Николаевна Шеин — после прощания с покойным Желтковым она понимает, что ее вечная, необыкновенная любовь прошла мимо нее; когда Женни играет ей сонату, она успокаивается, потому что чувствует, что Желтков простил ее.

Джинни Рейтер — играет сонату «Аппассионата» Бетховена для Веры.

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн побуждает читателя задуматься о том, какое место занимает любовь в жизни человека, на что она дает право и как меняется внутренний мир человека с обретением любви.

Знакомство с творчеством Куприна можно начать с краткого рассказа о «Гранатовом браслете». А затем, когда вы уже знаете тематическую линию и имеете представление о персонажах, вы можете с удовольствием погрузиться в остальную часть авторского повествования об удивительном мире настоящей любви.

Принцесса Вера Шаина принимает гостей на своей даче. У нее день рождения. Ее горничная приносит посылку с запиской и подарком от старого кавалера — гранатовым браслетом. Это украшение — не просто украшение, а семейная реликвия, которая служит талисманом на протяжении многих лет. Вера оставляет подарок на прикроватной тумбочке, чтобы потом передать мужу. Затем именинница сопровождает одного из почтенных гостей, и он говорит ей, что у него есть настоящие чувства. Вера рассказывает ему, что в ее жизни появился тайный поклонник.

Муж Веры решает вернуть подарок и разыскать отправителя — Желткова. Перед уходом он просит о последнем желании: написать письмо для Веры. Господин Шеин отпускает его и передает жене прощальное письмо. Утром газеты узнают, что жених Веры покончил жизнь самоубийством. Вера просит мужа разрешить ей попрощаться с женихом и спешит в квартиру Желткова.

Подходя к гробу, Желтков спокойно улыбается. Вера кладет в гроб розу и понимает, что оставила после себя любовь, о которой могла только мечтать. Вечером герцогиня просит пианиста сыграть «Аппассионату» Бетховена, завещанную ей ее тайным поклонником.

Главные герои и их характеристика:

  • Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства. Бездетна, а потому по-матерински любит детей своей сестры. Узнаёт о своём таинственном поклоннике, а затем о его самоубийстве. Послушав Вторую сонату Бетховена, княгиня понимает, что Георгий Желтков простил её.
  • Василий Львович Шеин – князь, предводитель дворянства, муж Веры. Весёлый и остроумный человек, похожий на Илью Толстого (это дедушка Л.Н. Толстого).
  • Николай Николаевич Тугановский (Мирза-Булат-Тугановский) – брат Веры и Анны. Помощник прокурора. Человек с тяжёлым характером, неженатый.
  • Анна Николаевна Фриессе – сестра Веры. Кокетка, недолюбливающая мужа, но не изменяет ему. Мать семейства.
  • Яков Михайлович Аносов – крёстный отец Анны. Генерал, герой русско-турецкой войны 1877- 1879 годов.
  • Георгий Степанович Желтков – чиновник, безнадёжно влюблённый в Веру. Неразделённая любовь стала главной причиной его самоубийства. Перед смертью написал письмо возлюбленной, а также пожелал, чтобы княгиня услышала Вторую сонату Бетховена.

Глава 1

Во-первых, читатель узнает, как сильно испортилась погода в середине августа на северном побережье Черного моря. И погода была плохой не только в одном смысле. Иногда на суше и на море стоял густой туман, и только сирена маяка позволяла кораблям найти безопасную гавань.

Иногда дождь лил сутками, превращая грунтовые дороги и землю в грязное месиво. Время от времени по степи проносился очень сильный ветер, который пытался уничтожить деревья и черепичные крыши.

Куприн

Автор: Александр Иванович Куприн

Многие люди оставили свои дачи и переехали в город. Но Вера Шеина, жена благородного маршала, не могла покинуть свою дачу: Городской дом все еще ремонтировался. А принцесса застала начало сентября, когда погода неожиданно изменилась к лучшему. Началась поистине золотая осень.

Глава 2

17 сентября был особенно счастливым днем для Веры Николаевны Шаиной. Это был ее день рождения. На этот раз герцогиня отметила праздник на своей даче, практически в одиночестве. Ожидалось всего несколько гостей и очень близких знакомых. И это было так же хорошо: Ее муж, глава дворянства, жил так хорошо, что в поместье (там были такие гостеприимные типы) все шло наперекосяк.

Все должно было быть подготовлено для гостей. Анна Николаевна Фриссе, младшая сестра княгини Шеиной, приехала на машине. Встреча сестер была радостной.

Мы узнаем удивительное противоречие: Анна не любила своего мужа и в то же время стала матерью семейства. Она любила флиртовать на танцах и приемах и злословила о своем муже, но не была ему неверна. А как насчет принцессы Сины? У нее было противоречие другого рода: она хотела стать матерью, но, к сожалению, по каким-то причинам ее желание не сбылось. Неудивительно, что Вера так нежно и по-матерински любила своих племянника и племянницу.

Глава 3

Началась подготовка к приему. По дороге сестры завязали разговор. Пока они разговаривали, Анна вдруг вспомнила и сделала сестре подарок на день рождения: красивый блокнот. Удивительно, но это был молитвенник, но неуемному фантазеру удалось превратить его в записную книжку.

Первая публикация

Рукопись рассказа Куприна была впервые опубликована в журнале «Земля». Это произошло в 1911 г. Автор посвятил ее своему близкому другу — Клестову. Александр Иванович находился с ним в постоянном контакте во время создания произведения.

«Гранатовый браслет» Куприн

Книга также содержит посвящение Бетховена. Вообще, мотив этого музыкального произведения вновь и вновь появляется в рассказе — его слышала Вера Николаевна, главная героиня «Гранатового браслета». Благодаря музыкальной составляющей, Куприну удалось лучше передать атмосферу несчастной любви и черствой жизни.

О сонате Бетховена

Сонату № 2 Бетховена Куприн очень часто слышал в семье одесского доктора Майзеля. Весной 1911 года автор посвятил ей свою книгу. Он поблагодарил жену Майзельса за то, что она интерпретировала для него «Шесть барсов» Бетховена.

Рассказ получил одобрительные отзывы в литературных кругах. Так, весной 1911 года Горький в письмах к Малиновской хвалил Куприна и его пьесу «Браслет с гранатом». Повесть также была хорошо принята такими критиками, как Бартенев, Горнфельд и Львов-Рогачевский. Они не только хвалили Куприна в личной переписке, но и писали публикации в аналитических журналах «Жатва», «Современный мир» и «Русские ведомости».

«Гранатовый браслет» Куприн картина

Это очень воодушевило Куприна, который сомневался в успехе проекта. Дело в том, что его рассказ не вписывался в литературные тенденции того времени. Однако в то время создавались новые направления и жанры, так что это не было проблемой.

В то же время Куприн не получил ни одной значимой награды за свою работу в литературной среде. Однако он по-прежнему является частью учебной программы и поэтому остается актуальным и ценным.

Заключение

«Гранатовый браслет» — очень известное произведение русской литературы, которое за многие годы нисколько не утратило своего значения. Она описывает истинные и честные чувства, полные трагизма. Пьеса основана на реальной истории. Кроме того, автору удалось точно описать психологические характеристики персонажей и передать общую атмосферу своего времени.

Особенности сюжета и важные детали

«Гранатовый браслет» Куприна

Главная героиня повести — Вера Николаевна, жена князя Василия Шанского, с которым у нее с детства сложились доверительные и гармоничные отношения. Она отдыхает со своей семьей на даче на берегу Черного моря, когда получает очередное сообщение от поклонника, который пишет ей уже несколько лет. Безымянный мужчина посылает ей в подарок на именины золотой браслет с гранатами — «низкого качества», говорится в сообщении. Считается, что он несколько «коммерческий» и вульгарный. В центре драгоценного камня находится зеленый гранат, окруженный красными гранатами, очень редкий драгоценный камень. Цвет гранатов символичен: зеленый традиционно ассоциируется с жизнью, а красный — с кровью.

К подарку прилагалось письмо, в котором говорилось, что браслет является семейной реликвией и амулетом: «…он обладает силой наделять женщин, которые его носят, даром предвидения и отгонять злые мысли, а мужчин защищать от насильственной смерти». Паломник подписал свое имя инициалами G.S.G.

Гостям на празднике Веры показывают альбом с карикатурами, одна из которых точно передает историю безымянного поклонника герцогини. На альбоме он подписан P.P.Zh и описан как влюбленный телеграфист. Однако в действительности Желтков является сотрудником Контрольной палаты, а вовсе не телеграфистом.

После вечеринки все расходятся по домам, и Вера Николаевна провожает своего крестного отца, старого генерала Аносова, в его карете. Полная забот, принцесса рассказывает своему «дедушке», как она его называет, о своем женихе и надеется на совет. Но его ответ не дает принцессе покоя: «…возможно, путь твоей жизни, Вероника, пересекся с той любовью, которой жаждут женщины и на которую мужчины уже не способны».

«Гранатовый браслет» Куприна

Позже княгиня Вера застает своего мужа и брата за разговором о таинственном преследователе. Мужчины решают разыскать Джи-Си-Джея и запретить ему отправлять сообщения, которые могли бы разоблачить замужнюю женщину. Они узнают, что жених Веры — чиновник низшего звена Желтков, и отправляются к нему на квартиру, чтобы поговорить. Тугановский настаивает на прекращении ухаживаний, и Желтков, с разрешения князя Василия Львовича, приглашает Веру, которая говорит, что ей «все это надоело». Затем чиновник просит разрешения написать последнее прощальное письмо герцогине и обещает исчезнуть из жизни Шейны и покинуть город.

Однако, узнав от мужа подробности встречи, Вера понимает, что Желтков планирует покончить с собой. И она права. В газете она видит объявление о самоубийстве Желткова «за растрату государственных средств». Вскоре он получает свое последнее письмо, которое она читает «с нежностью, которой сама не ожидала». В нем жених пишет, что жизнь не имеет для него смысла без возможности любить Веру и что он покинет ее.

За одно только ваше существование я бесконечно благодарен. Я проверил себя — это не болезнь, не маниакальная идея, это любовь, которой Бог хотел наградить меня за что-то.

Я хотел бы быть смешным в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я с радостью говорю: «Да святится имя Твое».

И Желтков спрашивает свою возлюбленную: «…. Когда вы думаете обо мне, пожалуйста, играйте вторую сонату Largo appassionato ре мажор № 2, op. 2 Людвига ван Бетховена или дайте мне поиграть». Эта часть сонаты вынесена в эпиграф к «Гранатовому браслету».

Причина трагического финала повести

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна?

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна?

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна?

Чтобы по-настоящему понять и прочувствовать всю глубину трагического положения героев «Гранатового браслета», современному читателю необходимо важнейшее уточнение.

Современное общество так далеко от того помещичьего общества, в котором жили герои повести и их ролевые модели, а также сам Куприн. В 1917 году было отменено сословное деление людей на социальные группы, члены которых отличались правовым статусом и происхождением — и сегодня нам трудно представить, что чувствовал человек низкого происхождения.

Драма в истории Куприна — это не просто драма отвергнутого жениха. Это драма человека из низшего класса, который не принят «сверху» и никогда не будет принят. Это драма человека, который по определению не может преодолеть пропасть между собой и своей возлюбленной, независимо от того, насколько он хорош или как высоко он поднялся.

Даже если бы княгиня Вера обратилась к Желткову, он никогда не смог бы стать ей ровней по образованию, социальному положению или родословной. Это означает, что все его начинания обречены на провал — и сам Желтков знает это слишком хорошо. И поэтому он никогда не идет дальше писем, никогда не пытается по-настоящему сблизиться с принцессой.

На первый взгляд можно подумать, что Желтков — «маленький человек», но это не так. Маленький человек» — это человек низкого социального положения и происхождения, не обладающий ни исключительным умом, ни сильным характером: например, Самсон Вырин в пьесе А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Однако ключевой эпизод повести — сцена, в которой Шейн и Мирза-Булат-Тугановский объясняются с Желтковым, — показывает, что Желтков не совсем вписывается в галерею «маленьких людей» в русской литературе.

Муж и брат княгини Веры находят клерка в бедной квартире, которая больше похожа на «грузовую каюту парохода». Желтков, который встречает их в первые минуты, вызывает только жалость: он совершенно растерян, испуган, «его дрожащие руки бегают, дергают за пуговицы, щиплют его чуть рыжеватые усы, беспричинно трогают лицо». Он не может общаться с аристократами на уровне глаз и невероятно труслив. Но после одной из фраз Николая атмосфера в комнате резко меняется.

— …Своим последним поступком — отправкой этого гранатового браслета — вы перешли ту грань, за которой кончается наше терпение. Вы понимаете? Он уже близко. Не скрою от вас, что первой нашей мыслью было обратиться за помощью к властям, но мы этого не сделали, и я очень рад, что мы этого не сделали, потому что — повторяю — вы показались мне великодушным человеком.

— Мне очень жаль. Что вы сказали?» — неожиданно осторожно спросил Желтков и засмеялся: «Вы хотели обратиться к властям. Это то, что вы сказали?

Он засунул руки в карманы, удобно устроился в углу дивана, достал портсигар, спички и зажег их.

«Гранатовый браслет» как декадентское произведение

«Гранатовый браслет» Куприна

Декаданс как художественное направление возник в последней трети девятнадцатого века. Его название в переводе с французского («décadence») означает «упадок». В отечественной литературе декаданс тесно переплетается с модернизмом и символизмом и почти образует с ними единство.

Для отечественной декадентской литературы характерно явление, которое Дмитрий Сергеевич Мережковский, один из основоположников русского символизма, назвал «продолжением художественного импрессионизма». Это означает, что декадентские тексты ярко и естественно передают звуки, запахи и другие физические ощущения.

«Гранатовый браслет» Куприна

В случае с гранатовым браслетом «внушительность» расширяется за счет музыки и звуков. В этом контексте важно отметить эпиграф рассказа, который задает тон и звучание. Название музыкального произведения: «Л. ван Бетховен. 2 Сын. (Op. 2, No. 2), Largo appassionato» — «Людвиг ван Бетховен, Соната для фортепиано № 2, часть 2, Largo appassionato». Этот же отрывок цитирует Желтков в своих письмах к Вере в рассказе: Гранатовый браслет, драма, 1964, 91 мин.

В первой публикации Куприн не указал название произведения — и надпись состояла только из нот второй части сонаты. Но не в начале — а с пятого по восьмой такт.

Largo appassionato, вторая часть сонаты, — это медленная, красивая мелодия, которая льется мягко и неторопливо. В шестом такте неожиданно появляются беспокойные ноты, которые через два такта снова успокаиваются, и мелодия продолжает звучать лирично и спокойно, как будто ничего не произошло.

Этот момент был очень важен для Куприна. Он часто и подолгу слушал вторую сонату Бетховена и хотел, чтобы атмосфера «Гранатового браслета» соответствовала характеру музыки: largo — медленно, appassionato — страстно. Так развивалась история и ее звучание: страстное и томное. И жизнь героев, размеренная и интимная, как и музыка, прерывается тревогой — но лишь на мгновение, после чего они мягко возвращаются в свое обычное русло. Перейдите по ссылке в самом видео, чтобы увидеть отрывок из исполнения произведения в фильме.

В повести присутствует и другой звуковой паттерн — православная молитва, которую Вера как будто слышит в XII главе.

И в ее сознании возникли слова. В ее сознании они настолько совпадали с музыкой, что это было похоже на двустишие, перетекающее в текст «Да святится имя Твое».

«Теперь здесь я показываю вам в нежных тонах жизнь, смиренно и радостно обреченную на пытки, страдания и смерть. Ни жалоб, ни упреков, ни боли в самолюбии я не знал. Я — молитва перед Тобой: «Да святится имя Твое».

Да, я предвижу боль, кровь и смерть. И трудно разделить тело и душу, Но, Прекрасная, я славлю тебя, Страстно славлю и тихо люблю. «Да святится имя Твое».

Я помню каждый твой шаг, твою улыбку, твой взгляд, звук твоего пути. Сладкая грусть, тихая, прекрасная грусть окутывает мои последние воспоминания. Но я не стану причинять вам горе. Я иду один, в тишине, по воле Бога и судьбы. «Да святится имя Твое».

Для литературы декаданса также характерен мотив самоубийства, который тесно связан с концепцией благочестия человека. В декадентских произведениях Бог исчезает, а его место занимает человек. В «Гранатовом браслете» Вера занимает место Бога в мировоззрении Желткова. Он посвящает свои мысли и молитвы принцессе, которой служит. Когда ему запрещают поклоняться этому божеству, Желтков теряет смысл жизни — и покидает ее. Но даже в последнем прощальном письме он не решается нарушить душевный покой Веры: Он не признается, что собирается покончить жизнь самоубийством, и пишет лишь, что благодарен ей за все, что она пережила и почувствовала.

Глава I

В середине августа с моря пришла непогода, и жители северного побережья Черного моря перебираются в город, однако к началу сентября все меняется. Наступают ясные солнечные дни. Вера Николаевна Шеина, княгиня, жена предводителя дворянства, остается на даче, поскольку в городском доме их продолжается ремонт, и наслаждается прекрасной погодой.

Глава II

17 сентября у Веры Николаевны именины, которым женщина всегда очень рада: в этот день она предается воспоминаниям о детстве. Муж утром дарит ей жемчужные серьги, что еще больше поднимает ей настроение. Княгиня остается одна дома, брат уехал, муж ушел по делам. С мужем Веру Николаевну связывает хоть и не любовь, но чувство прочной, верной, истинной дружбы.

Ее навещает младшая сестра, Анна Николаевна Фриессе. Они совсем не похожи – Вера высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом напоминает англичанку-мать, тогда как младшая сестра наследует черты монгольских предков по другой линии рода. Грациозная некрасивость Анны привлекает внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры. Не схожи они и по характеру: Вера – сдержанная и рассудочная, Анна – порывистая и пылкая.

Глава III

Сестры наслаждаются славной погодой и обществом друг друга. Они бродят по побережью, смотрят на море с высокого обрыва. Море и высота одновременно и пугают, и манят Анну. Она дарит старшей сестре великолепную записную книжку ручной работы, сделанную из старинного молитвенника – уцелел только переплет. Только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet, — замечает Вера – Анне. Сестры уходят в дом. Они обсуждают приглашенных на вечер гостей и состав меню, ребячливая Анна восхищается морским петухом, диковинной морской рыбой.

Глава IV

Вечером на праздник прибывают князь Василий Львович с сестрой Людмилой, светский шалопай и кутила Васючок, Женни Рейтер, знаменитая пианистка, брат Веры Николай Николаевич и другие. В доме появляется и генерал Аносов, старый друг Анны и Веры (дедушка), бывший сослуживец их покойного отца, князя Мирза-Булат-Тугановского. Сестры нежно любят Аносова, обожают слушать его рассказы. Это отважный, благородный и в то же время простой человек, уважаемый военный, честный и справедливый с солдатами.

Глава V

Праздничный ужин идет весело: князь Василий Львович рассказывает смешные истории из жизни общих знакомых. Внезапно Вера Николаевна пересчитывает количество гостей и понимает, что их собралось тринадцать. Суеверная женщина волнуется, что это не к добру. Когда все садятся за покер, Веру вызывает горничная Даша и вручает ей некий сверток. Она объясняет, что мужчина, который принес подарок, мгновенно убежал, велев ей передать в ихние собственные руки, даже не назвав имени. Вера вскрывает обертку и обнаруживает ювелирный футляр, в котором лежит втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет.

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.… посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину»

Камни браслета вспыхивают живыми огнями, вызывая у княгини ассоциации с кровью. Она изучает подарок, после чего читает приложенную записку. С первых строк она догадывается, кто написал ее. Мужчина рассказывает историю фамильного браслета, обращая внимание на редкий зеленый гранат, который будто бы передает дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. В записке говорится также, что золотой браслет – новый, и все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного, принадлежавшего его прабабке. Мужчина пишет, что ему не важно, как Вера распорядится браслетом, ему ценно и то, что к нему прикасались ее руки. Он также извиняется перед ней за письма, которые писал ей когда-то давно. Автор желает Вере счастья, и завуалировано признается ей в любви:

«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам»

Письмо подписано буквами Г. С. Ж.Вера задумчиво рассматривает браслет, гадая, стоит ли рассказывать о подарке мужу.

Глава VI

Гости играют в винт. Васючок поет под аккомпанемет Женни, Анна кокетничает с гусаром. Князь Василий Львович продолжает занимать присутствующих разговорами, рассказывая о перипетиях юности своей сестры Людмилы – они изображены в шуточных картинках в домашнем альбоме. Затем он делится рисованной же историей под условным названием «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», Вера останавливает его, но князь не слышит и продолжает. Некогда в доисторические времена Вере приходит пылкое письмо с целующимися голубками на заголовке от некоего телеграфиста. Письмо заканчивают инициалы П.П.Ж. В альбоме гости видят и портрет телеграфиста очень удачно исполненный цветными карандашами. Князь рассказывает, что Вера показала письмо ему, который тогда был только ее женихом, и чуть не разорвал с ней помолвку. Телеграфист преследует Веру и после свадьбы. История в альбоме приобретает все более фантастические очертания: телеграфист проникает в их дом, переодевается в посудомойку, стрижется в монахи, попадает в сумасшедший дом и, в конце концов, умирает, посылая Вере флакон своих слез.

Вера Николаевна предлагает гостям чаю.

Глава VII

Наступает темный осенний вечер. Сестры любовно ухаживают за старым генералом, Анна вдевает ему в петлицу розы. Запах роз вызывает в памяти Аносова его давний болгарский роман. Он делится им с женщинами, но сестра князя Людмила замечает, что это не любовь, а просто бивуачное приключение армейского офицера. Она спрашивает генерала, любил ли тот когда-нибудь по-настоящему. Смущенный, он не отвечает, и собирается домой, все отправляются проводить его. Выходя из дома, Вера рассказывает мужу о браслете и просит его прочесть письмо.

Глава VIII

Идя под руку с Верой, генерал жалуется ей на Людмилу, замечая, что, по его мнению, «люди… разучились любить». Женат он был не по любви, их сговорили, очарование быстро прошло. Жена сбежала от него с актером, и у него не осталось к ней ничего, «кроме презрения». Вера возражает ему, что браки счастливые существуют, и ее собственный – тому пример. Однако генерал считает их исключением.

«А где же любовь-то?… ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»

генерал Аносов о любви

Вера рассказывает ему истинную историю «телеграфиста», иронически зарисованную в их домашнем альбоме. Он начал преследовать ее за два года до замужества, и фамилия его ей неизвестна. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж., лишь однажды упомянув, что служит мелким чиновником («телеграфист» — домашняя выдумка). Его письма к Вере были страстными, хоть и вполне «целомудренными». Лишь единожды Вера ответила ему, попросив оставить преследования, после чего он замолчал, изредка поздравляя с праздниками. Вера рассказывает генералу и о гранатовом браслете. Генерал предполагает, что неизвестный может быть маниак, либо же… ее жизнь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Все прощаются, муж Анны довозит Веру Николаевну до ее дачи.

Глава IX

Дома княгиня видит, как брат Николай и муж спорят об адресате письма. Николай считает, что необходимо прекратить разом эти преследования. Браслет он зовет чудовищной поповской штучкой, которую предлагает выбросить или подарить горничной, потому что боится, что «телеграфист» опорочит имя Веры: станет похваляться, будто княгиня Шеина носит подаренный им идиотский браслет.

«Дело…переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки…»

Глава X

Николай и князь Шеин находят квартиру чиновника Желткова. Им открывает хозяйка. В просто убранной, низкой комнате, они знакомятся с преследователем Веры: это высокий худощавый мужчина лет тридцати пяти с длинными пушистыми, мягкими волосами… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине. Николай объявляет ему причину визита и возвращает браслет. Чиновник просит прощения, а Николай упрекает его в недостойном поведении. Взывая к его благородству, он призывает Желткова прекратить писать Вере. Желтков перебивает Николая и обращается напрямую к Шеину, говоря, что искренне любит его жену, и лишь смерть способна прервать это чувство. Любые угрозы – бессмысленны, и он готов умереть. Николай вновь предлагает Желткову перестать писать Вере и угрожает воздействием власти, но мужчина вновь прерывает его и просит у князя Шеина позволения сделать Вере телефонный звонок, обещая сообщить ему все слово в слово. Шеин разрешает, вызывая гнев Николая. Василий Львович вступается за несчастного:

«Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь,- чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя»

Василий Львович о любви

Желтков возвращается и обещает не писать Вере больше, кроме одного последнего письма. Шеин позволяет ему. Чиновник сообщает также, что он бежит из города, поскольку растратил казенные деньги. Вера говорить с ним не хотела, и лично попросила его оставить преследования.

Вечером князь рассказывает жене подробности свидания с чиновником. Вера не удивлена, но, уже ложась спать, печально говорит ему:

«Я знаю, что этот человек убьет себя»

Глава XI

Княгиня читает в газете о самоубийстве чиновника Желткова. Причиной самоубийства чиновник указал растрату казенных денег. Вера спрашивает себя, откуда у нее взялось странное предчувствие и вспоминает слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приносят последнее письмо от Желткова, которое она принимает с нежностью. Чиновник говорит о бесконечной любви к ней:

«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить…Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое«»

Желтков – Вере

Желтков вспоминает их первую встречу в цирке, когда чувство вспыхнуло в нем, также он приносит Вере извинения по поводу писем и браслета. Он пишет, что уезжает в другой город, и в знак памяти просит ее иногда слушать сонату Бетховена («Апассионату»). Вера плачет и рассказывает о письме мужу. Князь замечает, что Желтков не был сумасшедшим, а просто искренне любил ее.

«Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать…»

Шеин о Желткове

Глава XII

Муж отпускает Веру проститься с Желтковым. Она едет в город и находит его квартиру. Печальная хозяйка-полька тепло отзывается о покойном:

«Если бы вы знали, что это был за чудный человек, пани. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном», — хозяйка о Желткове

Она также сообщает о визите к Желткову двоих (Вера узнает брата и мужа), после чего тот отправил какое-то письмо и застрелился. Браслет он отдал хозяйке с просьбой повесить его на икону Божьей матери. Вера входит в комнату чиновника, где его тело ждет похорон. Он кажется умиротворенным.

«Губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь», — Желтков после смерти

Вера оставляет ему красную розу и целует его в лоб дружеским поцелуем.

«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее», — Вера о любви Желткова

Перед уходом хозяйка сообщает ей, что покойный однажды сказал, что если в случае его смерти к нему зайдет проститься неизвестная дама, передать ей, что лучшее произведение Бетховена – соната «Апассионата»

Глава XIII

Дома Вера не застает никого, кроме пианистки Женни Рейтер. Ей уже известно о произошедшем. Княгиня просит сыграть что-то, и внутри себя знает, что это будет та самая соната Бетховена. Так и происходит.

«… в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»,

Вера слушает Апассионату

Вера вспоминает строки письма, слушает музыку и плачет. Кажется, звуки сонаты говорят ей:

«Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко»

Вера слушает сонату

Женни заканчивает играть, и плачущая княгиня говорит ей, что все хорошо и он…простил ее.

Краткое содержание «Гранатовый браслет»

Краткое содержание «Гранатовый браслет»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 33263.

Обновлено 23 Декабря, 2021

О произведении

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.

С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Оно даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События повести происходят в сентябре в начале XX столетия на северном побережье Чёрного моря.

Главные герои

  • Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.
  • Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.
  • Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

Другие персонажи

  • Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.
  • Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.
  • Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.
  • Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

Краткое содержание

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы», как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшим глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни». С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Потом она стала читать письмо. «Ах, это тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был ее тайный поклонник.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность», ежеминутное желание счастья Вере.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся». Вера попросила мужа: «Лучше не нужно», но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире».

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить: история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме». Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души».

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю».

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя».

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке», которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое», – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.».

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти».

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков», княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

И что в итоге?

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — вместе с Василием Шеиным посещает Желткова, возвращая ему гранатовый браслет и настаивая, чтобы он перестал оказывать знаки внимания Вере.

Георгий Степанович Желтков — заканчивает жизнь самоубийством, оставив для Веры записку с названием музыкального произведения Бетховена.

Князь Василий Львович Шеин — поддержал Веру в её решении проститься с Желтковым.

Вера Николаевна Шеина — попрощавшись с покойным Желтковым, понимает, что вечная, исключительная любовь прошла мимо неё; когда Женни играет для неё сонату, обретает спокойствие, чувствуя, что Желтков простил её.

Женни Рейтер — играет для Веры сонату «Аппассионата» Бетховена.

Заключение

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает любовь в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.

Знакомство с произведением Куприна можно начинать с краткого пересказа «Гранатового браслета». А затем, уже зная сюжетную линию, имея представление о героях, с удовольствием погружаться в остальное повествование писателя об удивительном мире настоящей любви.

Тест по рассказу

Краткое содержание запомнится лучше, если вы попробуете пройти этот тест:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Шолпан Искакбаева

    14/14

  • Юлия Черняева

    14/14

  • Георгий Сомов

    14/14

  • Константин Бердичев

    14/14

  • Владлена Селезнёва

    14/14

  • Zazaika Kamilevna

    14/14

  • Наталья Садовская

    11/14

  • Настя Мишина

    13/14

  • Лиана Магомедова

    14/14

  • Наталья Миллер

    14/14

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 33263.


А какую оценку поставите вы?

  • Кто написал сказку госпожа метелица
  • Кто написал сказку городок в табакерке
  • Кто написал сказку город в табакерке
  • Кто написал сказку глупый мышонок
  • Кто написал сказку глупый змей