Кто написал сказку ничего

Жили когда-то король с королевой; жили они, поживали, как и другие до них на свете живали. Давно уж они поженились, а детей у них все не было. И вот, наконец, родила королева мальчика. Короля в это время не было дома — он уехал в дальние страны,- и королева не стала крестить сына без отца.

— Пока король не вернется,- сказала она,- мы будем называть мальчика просто Ничто-Ничего.

А король не возвращался долго, и мальчик успел вырасти в статного, красивого юношу.

Наконец король тронулся в обратный путь. По дороге ему встретилась глубокая бурная река, и король никак не мог переправиться через нее. Тут подходит к нему великан и говорит:

— Хочешь, я тебя перенесу через реку?

— А сколько ты за это возьмешь? — спрашивает король.

— Ничто-Ничего, и хватит с меня. Ну, садись ко мне на спину, я тебя живо перенесу.

Король, конечно, не знал, что сына его прозвали Ничто-Ничего, вот он и ответил:

— Ничто так ничто, ничего так ничего! Возьми и мою благодарность впридачу.

Вернулся король домой и очень обрадовался и жене и сыну. Королева рассказала ему, что сыну их пока не дали никакого имени, а просто зовут его Ничто-Ничего.

Тут бедный король закручинился.

— Что я наделал! — говорит.- Ведь я обещал отдать Ничто-Ничего тому великану, что перенес меня на спине через реку.

Долго горевали король с королевой и наконец решили:

— Когда великан придет, мы отдадим ему сына нашей птичницы. Он и не заметит, что мальчика подменили.

На другой День великан явился к королю получать обещанное. Король велел позвать сына птичницы, великан взвалил его на спину и унес.

Долго шел великан, наконец увидел подходящую скалу. Сел на нее передохнуть и спрашивает:

— Эй, ты, там на спине, сморчок-батрачок, который теперь час?

А бедный паренек отвечает:

— Тот самый, когда моя матушка-птичница собирает яйца королеве на завтрак.

Великан очень рассердился. Бросил мальчика на камень и убил его.

В бешенстве вернулся великан к королю. На этот раз король с королевой отдали ему сына садовника. Взвалил великан мальчика к себе на спину и отправился восвояси. Опять добрался до скалы, присел на нее отдохнуть и спрашивает:

— Эй, ты, там на спине, сморчок-батрачок, который теперь час?

А сын садовника отвечает:

— Да наверное, тот самый, когда моя матушка собирает овощи для королевского обеда.

Тут великан совсем рассвирепел — убил и этого мальчика.

Потом, сам не свой от ярости, вернулся в королевский замок и пригрозил, что всех здесь уничтожит, если и на сей раз ему не отдадут Ничто-Ничего.

Пришлось отдать ему королевича. Вот дошел великан до скалы и спрашивает:

— Который теперь час? А Ничто-Ничего отвечает:

— Тот самый, когда мой отец-король садится ужинать.

— Вот теперь я получил что хотел! — обрадовался великан. И отнес Ничто-Ничего к себе домой.

Так и остался Ничто-Ничего у великана и жил у него, пока не стал взрослым.

А у великана была красивая дочка. И вот полюбила она Ничто-Ничего, а он полюбил ее. Как-то раз великан и говорит Ничто-Ничего:

— Вот тебе работа на завтра. Есть у меня конюшня в семь миль длиной и в семь миль шириной. Семь лет ее не чистили. Вычисти ее завтра к вечеру, а не то попадешь мне на ужин!

На другое утро великанова дочка принесла завтрак для Ничто-Ничего и застала его в горе и печали: как он ни старался, вычистить конюшню не мог. Выгребет грязь, а она сразу же опять нарастет. Тогда девушка сказала, что поможет ему. Кликнула клич всем тварям земным и всем птицам небесным, и тотчас к ней со всего света сбежались звери и слетелись птицы. Они вынесли из конюшни всю грязь, и великан еще не вернулся, а конюшня уже стала чистой. Увидел это великан, позвал Ничто-Ничего и говорит:

— Стыд и позор тому хитрецу, что тебе помогал! Ну да ничего, на завтра найдется у меня тебе работенка потруднее! Есть у меня озеро в семь миль длиной, семь миль глубиной, семь миль шириной. Осуши его к завтрашнему вечеру, а не то попадешь мне на ужин!

На другое утро Ничто-Ничего спозаранку принялся за работу — стал воду из озера ведром вычерпывать. Но озеро ни на каплю не убывало. Что делать? Тут дочка великана созвала всех рыб морских и приказала им выпить озерную воду. И рыбы быстро выпили всю воду и осушили озеро.

Увидел великан, что дело сделано, разозлился и сказал:

— Ну, погоди, на завтра я тебе задам работку так работку! Есть у меня дерево высотою в семь миль и без единого сучка. А на самой верхушке гнездо, и в нем семь яиц. Принеси все яйца целехонькими, а не то попадешь-таки мне на ужин!

Сперва дочка великана не знала, как помочь своему милому. Думала-думала, наконец придумала: отрезала себе пальцы на руках и на ногах и сделала из них ступеньки. Ничто-Ничего влез на дерево и вынул из гнезда яйца. Пока он спускался, все яйца были целехоньки, но как только ступил на землю, одно разбилось. Как быть? И вот решил он бежать вместе со своей милой. Великанова дочка захватила из своей комнаты волшебную склянку, и они пустились бежать без оглядки.

Но не успели они перебежать через три поля, как оглянулись и видят: мчится за ними во весь опор великан.

— Скорей, скорей! — вскричала дочка великана.- Вынь у меня из волос гребень и брось на землю!

Ничто-Ничего выхватил у нее из волос гребень и бросил на землю. И тотчас из зубцов выросли густые кусты шиповника. Нескоро удалось великану проложить себе дорогу через колючие заросли! Когда же он, наконец, пробрался сквозь них, Ничто-Ничего и его милая успели убежать далеко-далеко. Но великан опять стал нагонять — вот-вот схватит. Тут его дочка крикнула своему милому:

— Вынь у меня из волос кинжал и брось на землю, да скорее, скорей!

Ничто-Ничего выхватил у нее из волос кинжал и бросил на землю. И в тот же миг дорогу загородила изгородь из торчащих крест-накрест острейших ножей. Нелегко было великану между ними пройти. Пробирался он осторожно, а тем временем беглецы мчались все дальше и дальше и уже почти скрылись из виду.

Наконец великан пробрался через изгородь, опять догнал их и уже протянул руку, чтобы схватить Ничто-Ничего, но девушка достала свою волшебную склянку и бросила ее на землю. Склянка разбилась, и из нее выкатилась большая-пребольшая волна. Она все росла и росла; вот покрыла великана по пояс, потом по шею; добралась до темени, и великан захлебнулся.

А Ничто-Ничего с девушкой бежали все дальше, пока не добежали до того места, откуда уже был виден замок его родителей. Но великанова дочка так притомилась, что больше ни шагу не могла ступить. Тогда Ничто-Ничего отправился искать ночлега, а девушке велел ждать. Пошел он прямо на огни королевского замка да по дороге забрел в хижину птичницы, той самой, у которой великан сына убил. Она тотчас узнала Ничто-Ничего, и если раньше она его ненавидела — ведь это из-за него погиб ее сын! — то теперь ее лютая ненависть разгорелась еще пуще! И вот, когда Ничто-Ничего спросил у нее, как пройти в замок, она заколдовала его, и только он вошел, как упал на скамью и заснул мертвым сном.

В замке его не узнали. Как ни старались король с королевой разбудить незнакомого юношу, не смогли. Тогда король обещал женить его на той, кто сумеет его разбудить.

А дочка великана все ждала и ждала своего милого, наконец влезла на дерево, чтобы увидеть, куда он подевался. Тем временем подошла дочка садовника. Под деревом был родник, и она уже хотела зачерпнуть воды, как вдруг увидела в нем отражение девушки. Увидела и решила, что это она сама в воде отражается.

— До чего я красива! — сказала она.-До чего хороша! Ну можно ли посылать по воду такую красавицу!

Тут она бросила ведро и решила попытать счастья- разбудить незнакомца, чтобы выйти за него замуж. Вот пришла она к птичнице, и та научила ее как ненадолго расколдовать Ничто-Ничего, чтобы он бодрствовал ровно столько, сколько нужно ей, садовниковой дочке; потом отправилась в замок и пропела там заклинание. А когда ненадолго разбудила Ничто-Ничего, король с королевой обещали женить его на ней.

Между тем к роднику спустился сам садовник и тоже увидел в воде девичье лицо. Взглянул вверх — видит на дереве девушка сидит. Он помог дочке великана спуститься с дерева и привел ее к себе домой. Дома он похвастался, что дочка его замуж выходит, и повел девушку в замок — хотел ей дочкиного жениха показать. А это был Ничто-Ничего! Он спал, сидя в кресле

Увидела его дочка великана и крикнула:

— Проснись, проснись! Скажи мне хоть слово! Но он не просыпался. Тогда она сказала:

— Чего мне только не пришлось делать: и конюшню очищать, и озеро осушать, и на дерево влезать, и все это — чтоб тебя, милый, спасать. А ты спишь не просыпаешься, не хочешь слова мне сказать!

Король с королевой услышали ее речи и подошли. А она им и говорит:

— Как ни стараюсь его разбудить, не могу. Не хочет мне Ничто-Ничего хоть словечко молвить!

Они очень удивились: что она знает про Ничто-Ничего, думают? И спросили девушку: а где же он сейчас, этот Ничто-Ничего?

— Да вот он, в кресле сидит! — ответила она. Тогда они бросились к спящему, принялись его целовать и называть своим родным, любимым сыном. Потом вызвали дочь садовника и заставили ее пропеть заклинание Ничто-Ничего проснулся и рассказал родителям, как великанова дочка спасла его и какая она добрая. Тут король с королевой обняли и расцеловали девушку, говоря, что отныне она будет им дочкой и что сын их на ней женится.Птичницу казнили, а все остальные жили счастливо до конца дней своих.

 

Южноуральский риэлтор написал сказку о семейных ценностях

Он мечтает снять по своей книге мультфильм.

Житель Карталов Игорь Прытков выпустил книгу «Большой переполох в волшебном королевстве». Небольшой тираж сказки разлетелся в считанные дни среди друзей и знакомых, также подарил экземпляры местным библиотекам, детскому дому, музею. А электронный вариант уже прочитали даже граждане Англии, Германии, США, Австралии и не только. Кто вдохновил на создание книги, какой посыл она несет, читайте в интервью с автором.

– Игорь Олегович, как открыли в себе писательский талант? Насколько я знаю, в родном городе вы давно работаете риэлтором, а эта профессия далека от творчества.

– Я режиссер по образованию. С 1980-х по начало 1990-х 15 лет проработал в ДК «Железнодорожников» художественным руководителем. И все сценарии были мои. Работал, учился, постоянно писал: очерки, сценарии, стихи, рассказы.

– Почему теперь обратились к жанру сказки?

– Потому что только в сказке можно под видом различных персонажей раскрыть все пороки и добродетели в современной жизни. При этом, не нанося урон детской психике, а более того, развивая лучшие качества характера ребенка.

– Что вас подтолкнуло к созданию этой книги?

– Меня вдохновила внучка, ее именем и назвал главную героиню. После рождения Дианы столкнулся с проблемой выбора детских книг в магазине. Среди современных авторских сказок ничего путного не нашел — в них такой ужас! Тогда решил написать сам.

– Народные сказки тоже бывают жуткими. Меня коробят истории, когда, например, Баба Яга хочет зажарить в печи ребенка…

– А я в этих сказках ничего страшного не вижу. На самом-то деле бабушки на Руси действительно «перепекали» детей. Больного ребенка заворачивали в тесто, оставив отверстия для дыхания, укладывали на лопату и отправляли в теплую печь. Вот так они болезнь «запекали». Кстати, в моей сказке тоже была довольно-таки жесткая концовка. Отрицательного персонажа убивали, воткнув в глаз кинжал. Но специалисты почитали и сказали, что лучше переделать.

– О чем ваша сказка?

– Главная идея в том, что нужно беречь крепкую, дружную семью, любовь, уважение, счастье из поколения в поколение. Это поучительная история. Мы пытаемся воспитать детей через сказку. Поэтому подача материала завуалирована, есть много символизмов. В ней зависть и недоверие в лице Эльзы разрушала королевство – семью. Сейчас ведь разводов немало. Она собирала обручальные кольца. Диана разрезала ее ожерелье и появилась надежда, что может эти семьи воссоединятся. В сказке есть яблоко раздора с семечком. Если, к примеру, женщине позвонить один раз и сказать, что муж гуляет, она может не поверить. Но! Семечко уже будет посажено. Немножко полить его и все: переполох в «королевстве» неизбежен.

В сказке есть колыбельная и песня, которые сочинил автор

– Как «ловили» музу?

– В написании книги мне помогла поддержка моей супруги, и, пожалуй, внучи, моей семьи. Они для меня являются этой музой. Писал в вечернее время после работы. И мог это делать до двух-трех часов ночи.

– Близкие и стали вашими первыми читателями?

– Конечно! У меня было много сомнений понравится, или нет сказка людям. А оно надо вообще? Поэтому я по главам давал читать родне. Друзьям сказал: «Почитайте и скажите только честно, понравилось или: «Игорь, вот тебе номер телефона хорошего психолога». Все одобрили и я продолжил.

– С какими сложностями столкнулись в процессе работы?

– Вообще работа над текстом была не из легких. Существует мнение, что писать для детей проще, чем для взрослых. Поверьте, это не так. Главная задача, написания сказки была в том, чтобы каждое действие, монолог героев, обволакивал читателя, увлекая за собой к развязке. Самое тяжелое — это диалоги. Приходилось вспоминать, как общается внучка, другие ребята. Я ведь работал в ДК с творческими детскими коллективами. Многое оттуда взял. Писал доступным языком, намеренно почти не описывал природу и героев для того, чтобы читатель представлял их по-своему.

– Как подбирали имена героям?

– Вот с ними тоже была большая сложность. Пришлось перелопатить сборники имен. Я подбирал именно под характер героев. Были и выдуманные имена. Например, главного архивариуса королевства звали Чулан – он символизирует обещания, которые дают девочки и мальчики. Которые лежат, пылятся в чулане. Ну, вот почему он не может возмутиться?

– Сколько времени прошло от первых набросков до выпуска книги?

– На черновики и тексты ушло полтора года. Во-первых, нужно было понять понравится ли сказка читателям, для этого  выложил её в интернете, получил отзывы. Они оказались положительными. Во-вторых, нужно было упросить детей нарисовать рисунки для книги. На их сбор и проверку на авторство ушел еще год. В-третьих, подготовить все к печати. В итоге ушло четыре года.

– А кто иллюстрировал ее, чьи это рисунки?

– Анна Андреева, преподаватель художественного отделения ДШИ поселка Локомотивный прочитала детям сказку, им понравилось и они нарисовали рисунки, которые поместили на форзаце. Также там работы моих первых читателей, в том числе взрослых. На страницах книги уже изгалялись художники дома печати. А на обложке картина Анны Олеговны. 

– Какие творческие планы сейчас?

– В планах написать книгу для мальчиков. Еще мечтаю снять по сказке мультфильм. Ведь я ее и писал как сценарий. И очень многие читатели говорили, что было бы здорово, увидеть сказку на экранах. Поэтому обратился к известным персонам, депутатам с коммерческим предложением о совместном создании мультфильма. В их числе был депутат Сергей Миронов. Он сказку прочитал, но в деньгах отказал, потому что не может заниматься коммерческой деятельностью. Остальные не ответили. «Союзмультфильм» убрал в архив, сказали, как только деньги будут, созвонимся. Пытаюсь везде протолкнуть, но пока все сложно. 

Ассоль Мукарова

Фото: личный архив И.Прыткова и детская библиотека г.Карталы

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu

1
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да, — промолвил медный таз, —
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

https://ukraina.ru/20230107/1042428927.html

Крошка Цахес Криворожского уезда. Нерождественская сказка

Крошка Цахес Криворожского уезда. Нерождественская сказка — 08.01.2023 Украина.ру

Крошка Цахес Криворожского уезда. Нерождественская сказка

Великий немецкий писатель Амадей Гофман написал, с точки зрения мировой литературы, совсем немного, но каждое его произведение – вещь в себе, великое и по-своему футуристическое.

2023-01-07T14:57

2023-01-07T14:57

2023-01-08T14:17

мнения

украина

владимир зеленский

россия

сша

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.ukraina.ru/img/102342/20/1023422042_0:0:2837:1597_1920x0_80_0_0_823a19556376e9cce26e1c61ab0c210b.jpg

«Щелкунчик или мышиный король» известно в мире, конечно, прежде всего по балету Петра Чайковского. Но само по себе произведение необыкновенно сильное и интересно как совсем маленьким деткам, так и умудренным жизнью людям – каждый видит в нем что- то свое. «Воззрения кота Мурра» — возможно, первый в мировой литературе роман, написанный от имени кота, о том, как он видит окружающий его мир. Возможно, и не первый, но точно великий и необыкновенный. А есть еще «Золотой горшочек», «Песчаный человек» и многое другое.Одно из малоизвестных – «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Сюжет этой сказки замысловат, но по-своему поучителен. В одном городе родился лилипут, страшный, уродливый с неприятным скрипучим голосом. Но с помощью волшебства, все его видели совершенно иным. Если он произносил очередную глупость, волшебство внушало окружающим, что это мудрейшая мудрость. Если он пытался петь, не имея ни слуха, ни голоса, окружающие слышали (это тоже было не так, а внушало им волшебство), приятнейший баритон с необыкновенно тонким музыкальным слухом. Когда крошка Цахес появлялся в обществе, будучи едва заметным из-за малого роста, окружающие воспринимали его, как блестящего, кавалера высокого роста и с великолепной офицерской выправкой.Особенностью Цахеса было то, что он был не просто уродлив и неприятен, и что с помощью волшебства все это превращалось в свою противоположность, а еще и то, что чужие качества и достоинства с помощью всё того же волшебства приписывались ему, а тех, кто был действительно велик и прекрасен, воспринимали карликами и уродами. Вот такая необычная сказка про то, как человек, будучи ничем не примечательной личностью, присваивает себе чужие достоинства и стати.К сожалению, произведение «Крошка Цахес» не стала широко известной сказкой, как например «Щелкунчик». Детям она непонятна, а взрослым, видимо, не так интересна. Возможно, Гофман иносказательно описывал в этой сказке какого-то реального прототипа – немецкого политика или администратора, представителя немецкого светского общества рубежа 18-19 века. Однако и спустя более чем 200 лет мы можем в нашей жизни найти персонажей, очень напоминающих крошку Цахес по прозванию Циннобер.Более того, в Европе есть реальный известный политик, возглавляющий целое государство, который можно сказать и есть сегодняшняя Крошка Цахес. Многим он внушает ужас и даже ненависть. Ужас тем, кого отправляет в тюрьмы, чтобы укрепить свою единоличную власть. И ненависть у тех, кто реально понимает, что этот правитель – нацист и исключительный циник по своим делам и убеждениям.И дело вовсе не в его физическом росте, который у него ниже среднего, а в том, что благодаря современному волшебству – пиару и политтехнологиям, определенному артистизму, который, надо честно сказать, этой Крошке Цахес был присущ и развит в молодые и зрелые годы, собственное население той страны, где он правит бал, слышит не скрипучий голос морального урода, а прекрасный баритон широкоплечего великана. И признает его исключительно великим правителем. Только единицы понимают, что это не так, но в стране у берега Чёрного моря из 30-35 миллионов человек, которым внушается с помощью современного волшебства «уверенность в победе над агрессором», голос единиц либо не слышен, либо они выдавлены из страны, либо сидят за решеткой. Это и делает Крошку Цахес почти что непобедимым на политическом поле, где чужие достоинства приписываются исключительно ему.В принципе, если бы эта Крошка Цахес только правил своей страной, распугивая оппозицию и закрывая неугодные его режиму СМИ, было бы, конечно, крайне омерзительно (как оно и есть сейчас), но не так губительно. Для народа и страны.Но в том то и дело, что Крошка оказался крайне зловредным и опасным. Зная, что стремление в НАТО, хотя и противоестественно и губительно для его страны, но в тоже время по-своему прибыльно для него самого, Крошка узнал что это его увлечение Западом обязательно приведет к войне с Большой соседней страной. Да, Крошка Цахес, как оказалось, зная задолго до начала войны дату и реальность этого события (помогли западные разведки, да и своя не дремала), все равно шел исключительно на конфронтацию, вел дело к войне. Поскольку это моя, а не Гофмана сказка, сделаю смелое предположение – он понимал, что только война, большая, кровавая, с жертвами поможет ему удержать власть. Потому что власть для него и есть, как оказалось, — главная цель и главное жизненное достижение. Что и понятно. Прожив большую часть жизни фигляром, клоуном для увеселений сильных мира сего, он натерпелся унижений и оскорблений от тех, кто держал его в своей передней, подпуская к праздничному столу только в нужный момент, когда публика уже насытилась и хочет зрелищ. И то ненадолго. Потом уже шли за ним певички и балетные.Терпя унижения и будучи человеком амбициозным, он, как видно, говорил себе: Ничего придет и мой час, когда все вы по капле выпьете из чаши, наполненной ядом зависти и злобы. И когда эти самые недотумки избрали его президентом, используя современное волшебство пиара и политттехнологий, открылось, что он ничего не забыл и всем всё потихоньку припомнил, отбирая у бывших своих покровителей фабрики, телеканалы, бензоколонки и деньги. И теперь они сидят у него в передней в ожидании, когда хозяин позовет их к столу между певичками и балетными.Впрочем, как в любой сказке, волшебство не живет само по себе, его производит, ретранслирует, им управляет Волшебник. В нашей истории это не Волшебник Изумрудного города, а Града на холме.Зачем Волшебнику понадобилась война между двумя государствами – тем, которым управляет Крошка Цахес и Большим соседом – не так уж в этой сказке важно. Об этом можно написать в другой сказке, да и писалось не раз. Здесь же нам интересно другое, Волшебник из Града на холме в своих целях использовал Крошку Цахес и его когда-то глубоко спрятанные комплексы, верно рассчитав, что у этого персонажа – власть превыше всего. Крошка Цахес, как уже сказано, зная от своего Волшебника о дате начала войны, бросил свой народ в горнило войны, хотя мог, конечно, начать переговоры о вечном мире, который на самом деле никогда не бывает вечным. Но это был бы пусть и худой, но мир. Но Крошка Цахес не сделал этого и поэтому стал убийцей. Не просто людей, А ЦЕЛОЙ СТРАНЫ И ЦЕЛОГО НАРОДА.И теперь, когда страна потеряла свою политическую и финансовую независимость, став в этом смысле полностью придатком Запада, то бишь Волшебника, Крошка Цахес, забыв кто он и что он есть на самом деле, начинает потихоньку использовать волшебство во вред самому Волшебнику, что не проходит для последнего незаметно.Вот почти и вся сказка. В ней конечно, важен финал. У Гофмана волшебство, возникнув внезапно, внезапно и закончилось. И все вдруг увидели, что тот, кого все считали красавцем и прекрасным певцом и оратором, на самом деле уродливый карлик со скрипучим неприятным голосом.Произойдет ли нечто подобное в этой сказке, я пока не знаю. Рождество заканчивается, а сказка продолжается.P.S. Остается всего лишь один вопрос, который не дает мне покоя. Умный ли человек Крошка Цахес? Если судить по тому, как он поработил бывших своих покровителей и хозяев жизни, как грамотно использует волшебство, данное ему Волшебником, чтобы в том числе доить и самого Волшебника, то несомненно умен. А если рассматривать его деятельность более глобально, с точки зрения интересов его же собственного народа, то какой же он умный, если, имея возможность закончить шахматную партию миром, предпочел войну?

https://ukraina.ru/20221231/1042327916.html

https://ukraina.ru/20221020/1039970698.html

https://ukraina.ru/20210822/1032102663.html

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2023

Захар Виноградов

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802818_369:31:882:544_100x100_80_0_0_2b12cd92d183ab08668d0d3b617dae69.jpg

Захар Виноградов

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802818_369:31:882:544_100x100_80_0_0_2b12cd92d183ab08668d0d3b617dae69.jpg

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://cdnn1.ukraina.ru/img/102342/20/1023422042_124:0:2829:2029_1920x0_80_0_0_8fce7f2f721d8ed4c38d34484a931ac3.jpg

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Захар Виноградов

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802818_369:31:882:544_100x100_80_0_0_2b12cd92d183ab08668d0d3b617dae69.jpg

мнения, украина, владимир зеленский, россия, сша

Мнения, Украина, Владимир Зеленский, Россия, США

«Щелкунчик или мышиный король» известно в мире, конечно, прежде всего по балету Петра Чайковского. Но само по себе произведение необыкновенно сильное и интересно как совсем маленьким деткам, так и умудренным жизнью людям – каждый видит в нем что- то свое. «Воззрения кота Мурра» — возможно, первый в мировой литературе роман, написанный от имени кота, о том, как он видит окружающий его мир. Возможно, и не первый, но точно великий и необыкновенный. А есть еще «Золотой горшочек», «Песчаный человек» и многое другое.

Одно из малоизвестных – «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Сюжет этой сказки замысловат, но по-своему поучителен. В одном городе родился лилипут, страшный, уродливый с неприятным скрипучим голосом. Но с помощью волшебства, все его видели совершенно иным. Если он произносил очередную глупость, волшебство внушало окружающим, что это мудрейшая мудрость. Если он пытался петь, не имея ни слуха, ни голоса, окружающие слышали (это тоже было не так, а внушало им волшебство), приятнейший баритон с необыкновенно тонким музыкальным слухом. Когда крошка Цахес появлялся в обществе, будучи едва заметным из-за малого роста, окружающие воспринимали его, как блестящего, кавалера высокого роста и с великолепной офицерской выправкой.

Особенностью Цахеса было то, что он был не просто уродлив и неприятен, и что с помощью волшебства все это превращалось в свою противоположность, а еще и то, что чужие качества и достоинства с помощью всё того же волшебства приписывались ему, а тех, кто был действительно велик и прекрасен, воспринимали карликами и уродами.

Вот такая необычная сказка про то, как человек, будучи ничем не примечательной личностью, присваивает себе чужие достоинства и стати.

К сожалению, произведение «Крошка Цахес» не стала широко известной сказкой, как например «Щелкунчик». Детям она непонятна, а взрослым, видимо, не так интересна. Возможно, Гофман иносказательно описывал в этой сказке какого-то реального прототипа – немецкого политика или администратора, представителя немецкого светского общества рубежа 18-19 века. Однако и спустя более чем 200 лет мы можем в нашей жизни найти персонажей, очень напоминающих крошку Цахес по прозванию Циннобер.

Более того, в Европе есть реальный известный политик, возглавляющий целое государство, который можно сказать и есть сегодняшняя Крошка Цахес. Многим он внушает ужас и даже ненависть. Ужас тем, кого отправляет в тюрьмы, чтобы укрепить свою единоличную власть. И ненависть у тех, кто реально понимает, что этот правитель – нацист и исключительный циник по своим делам и убеждениям.

И дело вовсе не в его физическом росте, который у него ниже среднего, а в том, что благодаря современному волшебству – пиару и политтехнологиям, определенному артистизму, который, надо честно сказать, этой Крошке Цахес был присущ и развит в молодые и зрелые годы, собственное население той страны, где он правит бал, слышит не скрипучий голос морального урода, а прекрасный баритон широкоплечего великана. И признает его исключительно великим правителем. Только единицы понимают, что это не так, но в стране у берега Чёрного моря из 30-35 миллионов человек, которым внушается с помощью современного волшебства «уверенность в победе над агрессором», голос единиц либо не слышен, либо они выдавлены из страны, либо сидят за решеткой. Это и делает Крошку Цахес почти что непобедимым на политическом поле, где чужие достоинства приписываются исключительно ему.

В принципе, если бы эта Крошка Цахес только правил своей страной, распугивая оппозицию и закрывая неугодные его режиму СМИ, было бы, конечно, крайне омерзительно (как оно и есть сейчас), но не так губительно. Для народа и страны.

Но в том то и дело, что Крошка оказался крайне зловредным и опасным. Зная, что стремление в НАТО, хотя и противоестественно и губительно для его страны, но в тоже время по-своему прибыльно для него самого, Крошка узнал что это его увлечение Западом обязательно приведет к войне с Большой соседней страной.

Да, Крошка Цахес, как оказалось, зная задолго до начала войны дату и реальность этого события (помогли западные разведки, да и своя не дремала), все равно шел исключительно на конфронтацию, вел дело к войне. Поскольку это моя, а не Гофмана сказка, сделаю смелое предположение – он понимал, что только война, большая, кровавая, с жертвами поможет ему удержать власть. Потому что власть для него и есть, как оказалось, — главная цель и главное жизненное достижение. Что и понятно. Прожив большую часть жизни фигляром, клоуном для увеселений сильных мира сего, он натерпелся унижений и оскорблений от тех, кто держал его в своей передней, подпуская к праздничному столу только в нужный момент, когда публика уже насытилась и хочет зрелищ. И то ненадолго. Потом уже шли за ним певички и балетные.

Терпя унижения и будучи человеком амбициозным, он, как видно, говорил себе: Ничего придет и мой час, когда все вы по капле выпьете из чаши, наполненной ядом зависти и злобы. И когда эти самые недотумки избрали его президентом, используя современное волшебство пиара и политттехнологий, открылось, что он ничего не забыл и всем всё потихоньку припомнил, отбирая у бывших своих покровителей фабрики, телеканалы, бензоколонки и деньги. И теперь они сидят у него в передней в ожидании, когда хозяин позовет их к столу между певичками и балетными.

Впрочем, как в любой сказке, волшебство не живет само по себе, его производит, ретранслирует, им управляет Волшебник. В нашей истории это не Волшебник Изумрудного города, а Града на холме.

Зачем Волшебнику понадобилась война между двумя государствами – тем, которым управляет Крошка Цахес и Большим соседом – не так уж в этой сказке важно. Об этом можно написать в другой сказке, да и писалось не раз. Здесь же нам интересно другое,

Волшебник из Града на холме в своих целях использовал Крошку Цахес и его когда-то глубоко спрятанные комплексы, верно рассчитав, что у этого персонажа – власть превыше всего. Крошка Цахес, как уже сказано, зная от своего Волшебника о дате начала войны, бросил свой народ в горнило войны, хотя мог, конечно, начать переговоры о вечном мире, который на самом деле никогда не бывает вечным. Но это был бы пусть и худой, но мир. Но Крошка Цахес не сделал этого и поэтому стал убийцей. Не просто людей, А ЦЕЛОЙ СТРАНЫ И ЦЕЛОГО НАРОДА.

И теперь, когда страна потеряла свою политическую и финансовую независимость, став в этом смысле полностью придатком Запада, то бишь Волшебника, Крошка Цахес, забыв кто он и что он есть на самом деле, начинает потихоньку использовать волшебство во вред самому Волшебнику, что не проходит для последнего незаметно.

Вот почти и вся сказка. В ней конечно, важен финал. У Гофмана волшебство, возникнув внезапно, внезапно и закончилось. И все вдруг увидели, что тот, кого все считали красавцем и прекрасным певцом и оратором, на самом деле уродливый карлик со скрипучим неприятным голосом.

Произойдет ли нечто подобное в этой сказке, я пока не знаю. Рождество заканчивается, а сказка продолжается.

P.S. Остается всего лишь один вопрос, который не дает мне покоя. Умный ли человек Крошка Цахес? Если судить по тому, как он поработил бывших своих покровителей и хозяев жизни, как грамотно использует волшебство, данное ему Волшебником, чтобы в том числе доить и самого Волшебника, то несомненно умен. А если рассматривать его деятельность более глобально, с точки зрения интересов его же собственного народа, то какой же он умный, если, имея возможность закончить шахматную партию миром, предпочел войну?

1.001 Конёк Горбунок

Однажды в 1834 году профессор русской словесности и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв вместо лекции прочитал своим студентам сказку. Это была первая глава «Конька-Горбунка», которая только-только вышла в свет. Закончив читать, профессор объявил слушателям, что автор стихов находится среди них в аудитории, и это не кто иной, как студент Пётр Ершов. Это был настоящий триумф молодого поэта!

Первое, что бросается в глаза и вызывает некоторые сомнения – это юный возраст автора талантливого произведения – Ершову тогда исполнилось всего 19 лет. И до этого он ничего не сочинял. Писать шедевры типа «Конька-Горбунка» в столь младые лета способны только гении. К примеру, Александр Пушкин приступил к поэме «Руслан и Людмила» когда ему было 18 лет. Михаил Лермонтов в юнкерской школе написал стихотворную повесть «Хаджи Абрек» в 19 лет. Но они ведь реально были гениальными литераторами. А был ли гением Пётр Ершов? Нет, к сожалению, не был.

Да, он имел неплохой дар к сложению слов в красивые строчки и предложения, но за всю свою жизнь он больше не создал ничего подобного «Коньку-Горбунку».

1.03 Конёк Горбунок

По сравнению с Пушкиным, Лермонтовым и Грибоедовым Ершов прожил долго – 54 года, и у него определённо было время для новых образчиков высокой или хотя бы юмористической поэзии, подобной сказке про Ивана-дурака, его верного друга-конька, жар-птицу и Царь-девицу. В творческом багаже Ершова имеются десятки стихотворений и рассказов, баллада «Сибирский казак», цикл повестей «Осенние вечера» и несколько театральных пьес. Но ни одно из этих произведений не сравнится по яркости слога, народному юмору и удачным образам с блистательным «Коньком-Горбунком».

После публикации всех глав стихотворной сказки отдельным изданием на Ершова обрушилась слава. Он вращался в столичных литературных салонах, принимал поздравления поклонников, но при этом упорно отказывался от автографов на экземплярах своей книги. Отчего такая скромность? Ведь его расхваливал сам Пушкин, говоря в превосходных тонах о новой звезде на литературном небосводе.

Александр Сергеевич даже как-то обмолвился, что после ершовского «Конька» он больше не в праве писать сказки. Пушкин наградил Ершова следующим комплиментом: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Дескать, ему нечем затмить новую звезду русской поэзии. И ведь действительно, после 1834 года Александр Пушкин больше не писал сказки в стихах. «Сказка о золотом петушке» стала последней из написанных им произведений такого рода.

А новая звезда русской поэзии взяла и покинула Петербург. После окончания университета в силу разных причин Пётр Ершов вернулся на родину и стал работать учителем Тобольской гимназии.

Следующий факт, который вызывает вопросы – это применение автором-сибиряком специфических слов и выражений, которые были присущи крестьянам Псковской губернии. Персонажи сказки иногда говорят на «скобарском» наречии. К примеру, «трожды» вместо «трижды», или «камешок» вместо «камешек».

Или вот такой небольшой фрагмент: 
Эко диво! — все кричали. — 
Мы и слыхом не слыхали, 
Чтобы льзя похорошеть!

Редчайшее устаревшее слово льзя – это полная противоположность слову нельзя, и тут оно означает можно. Это словечко льзя было в ходу у жителей центральных регионов России, в том числе и у псковичей. Не проще ли было человеку, родившемуся и выросшему в Сибири, вложить в уста героев сказки говор своих родных мест, с детства ему знакомый? Зато на псковском диалекте разговаривала пушкинская няня Арина Родионовна. Понимаете, о чём речь?…

А вот ещё один интересный отрывок из сказки. Это момент повествования, когда Иван-дурак прискакал на своём волшебном коньке к берегу моря-окияна и объяснил несчастному киту причины его страданий:

Чудо-юдо рыба-кит! 
Оттого твои мученья, 
Что без божия веленья 
Проглотил ты средь морей 
Три десятка кораблей.

Если дашь ты им свободу, 
Снимет бог с тебя невзгоду, 
Вмиг все раны заживит, 
Долгим веком наградит.

2.03 Конёк Горбунок Иллюстрация

Вот, казалось бы, совершенно безобидный эпизод, не так ли? Однако при всей своей внешней забавности именно в нём царская цензура обнаружила крамолу и едкую сатиру на самодержавие.

«Проглотил ты средь морей три десятка кораблей» – это же ведь тонкий намёк на царя Николая I и его расправу над декабристами.

А фраза «Если дашь ты им свободу, снимет бог с тебя невзгоду» – так вообще наглый призыв помиловать осуждённых заговорщиков, сосланных в Сибирь.

И это только один пример скрытного литературного бунтарства в потешной сказке (бунтарства – с точки зрения чрезмерно бдительных цензоров). Были периоды, когда при очередных публикациях из сказки изымались все двусмысленные намёки на царя и церковь. А в 1843 году «Горбунка» вообще запретили к печати на 13 лет.  

К чему все эти изыскания о царской цензуре? А к тому, что вряд ли молодой студент Ершов, по складу характера человек мягкий и законопослушный, замахнулся бы на императора. Даже в тонких полунамёках. А вот друг декабристов, острослов и задира Александр Пушкин – запросто!

Ещё одна интересная версия сторонников пушкинского авторства – это скрытые в поэме намёки на притязания царя Николая I на молодую жену Пушкина (жар-птицу Наталью Гончарову), поэтому от своего имени Александр Сергеевич не смог бы издать произведение, бросающее тень на российского императора.

Если у вас есть время и желание, то перечитайте на досуге пушкинские стихотворные сказки. Хоть одну из них. О попе и работнике его Балде, о царе Салтане и сыне его Гвидоне, о рыбаке и Золотой Рыбке, о мёртвой царевне и семи богатырях, ну или сказку о Золотом Петушке.

А потом освежите в памяти «Конька-Горбунка». И вы обнаружите поразительное сходство стиля, стихотворного размера и музыкальности языка. Слог ведь один и тот же – лёгкий, яркий, сочный, весь такой народный и юморной, имеющий множество метких, чисто пушкинских, выражений. Многое в «Горбунке» указывает на то, что написан он талантливой пушкинской рукой.

Возможно, вы скажете, что молодой Ершов просто попал под влияние гения Пушкина, стал вольно или невольно подражать его стилю. Вполне возможно. Иногда пародия бывает лучше оригинала. А ещё можно предположить, что сюжет сказки Ершову был подарен Пушкиным.

Ведь подарил же Александр Сергеевич провинциалу Николаю Гоголю идеи для «Ревизора» и «Мёртвых душ». Причём совершенно безвозмездно подарил. От широты своей души. А тут ещё один начинающий талант из глубинки – отчего же ему не помочь, не подсказать, не написать ему для старта, разгона и темпа первые строчки? Отредактировать, в конце концов. Чисто по доброте душевной.

В архивах издателя Александра Смирдина, который публиковал «Конька» в своём журнале «Библиотека для чтения», был найден рукописный листок со вступлением к сказке, начертанный пушкинской рукой. Те самые строчки – «За горами, за лесами, за широкими морями…» да про трёх сыновей, младший из которых вовсе был дурак. А вот рукописей сказки с почерком Петра Ершова не нашлось. Их нет. Нигде нет. Ни в одном архиве. Черновиков тоже нет нигде. Ершов зачем-то уничтожил оригинальную рукопись «с пушкинскими пометками» и свой дневник тех лет.

Если предположить, что Пушкин «подарил» Ершову столь замечательное произведение, если он добровольно отказался от своего шедевра, то у этого странного поступка должны быть очень веские причины и мотивы. И они таки есть.

Очень важная причина – это огромные карточные долги Александра Сергеевича. Он ведь был весьма азартным картёжником. К тому же невезучим. А может, просто неумелым или слишком горячим? По словам князя Павла Вяземского поэт «проигрывал даже таким людям, которых, кроме него самого, обыгрывали все».

В 1820 году Пушкин «полупродал, полупроиграл» рукописный сборник своих стихотворений основателю литературного общества «Зелёная лампа» Никите Всеволожскому. За ломберным столиком со штабс-капитаном Великопольским чуть было «не съехала на тузе» вторая глава «Евгения Онегина». А опытному картёжнику-профессионалу Василию Огонь-Догановскому поэт задолжал 24 800 рублей – гигантские по тем временам деньги. Львиная доля пушкинских доходов шла на уплату «священных карточных долгов».

Однажды император Николай I посоветовал Пушкину бросить карточную игру, сказав при этом: – Она тебя портит!

Поэт возразил: – Напротив, Ваше Величество, карты меня спасают от хандры.

Николай Павлович спросил: – Но что ж после этого твоя поэзия?

На что Пушкин заявил: – Поэзия служит мне средством к уплате моих карточных долгов, Ваше Величество.

3.05 Пушкин и Николай I

И действительно, когда Александра Сергеевича отягощали карточные долги, он садился за рабочий стол и в одну ночь отрабатывал их с излишком. Таким образом, например, у него создан «Граф Нулин» – блестящий и остроумный анекдот в стихах, ироничная и шуточная поэма, написанная всего за два утра.

Из всего этого напрашивается вопрос: неужели Пушкин проиграл Ершову в карты своего «Конька-Горбунка»? Нет. Всё гораздо интереснее и замысловатее.

Ко времени выхода в свет сказки про Иванушку-дурачка Пушкин был отцом двоих детей, жена ждала третьего. Встал вопрос о неучтённых в семейном бюджете, так сказать, «левых деньгах», чтобы расплатиться с карточными долгами тайно от супруги. Наталья Николаевна и так была чересчур раздражена транжирством своего безалаберного мужа, и легко представить, как бы она отреагировала на очередные огромные траты.

Добрые приятельские отношения с издателем и книготорговцем Александром Смирдиным позволяли Пушкину публиковаться под чужим именем и тем самым «замести следы». Так на литературном небосклоне и воссияла новая звезда по имени Пётр Ершов. Безденежный студент получил от книгоиздателя по одному рублю за строчку. Неплохие деньги, как вы думаете?

А вот настоящий автор – предположительно Пушкин – (вы уж простите за современный жаргон) взял «чёрным налом» по 25 рублей за одну строку. Надо отметить, что Александр Смирдин платил очень даже приличный авторский гонорар для знаменитых писателей – до 1000 рублей за один лист. Но полученных денег Пушкину всё равно не хватило. Он так и не расплатился со своими долгами до самой смерти…

И последний интересный факт. В домашней библиотеке Пушкина была специальная книжная полка, предназначенная для различных литературных мистификаций и анонимных изданий. Так вот, «Конёк-Горбунок» хранился именно на этой полке.

Ещё раз повторю – все высказанные сомнения в авторстве Ершова являются всего лишь предположением, так как 100%-ных доказательств не существует.

Но уменьшить очарование сказки никакие подозрения не в силах. Как не могут они и помешать нам восторгаться её неповторимой прелестью. Долго ещё папы-мамы и дедушки-бабушки будут с выражением читать своим любимым чадам историю о приключениях ловкого Ивашки и его верного ушастого друга.

В завершение заметки предлагаю вашему вниманию концовку сказки. В ней есть строки, которые были написаны Пушкиным в его «Сказке о царе Салтане» за три года до появления «Конька-Горбунка» – это те самые, хорошо всем известные слова про то, как пушки с крепости палят, да про мёд-пиво, которое по усам текло да в рот не попало. Читаешь их, и понимаешь, всем сердцем чувствуешь: их автор – это 100%-но любитель весёлой жизни, гуляка и бражник Александр Сергеевич Пушкин, а не строгий директор тобольской гимназии и образцовый семьянин Пётр Павлович Ершов.

Пушки с крепости палят; 
В трубы кованы трубят; 
Все подвалы отворяют, 
Бочки с фряжским выставляют, 
И, напившися, народ 
Что есть мочушки дерёт: 
«Здравствуй, царь наш со царицей! 
С распрекрасной Царь-девицей!»

Во дворце же пир горой: 
Вина льются там рекой; 
За дубовыми столами 
Пьют бояре со князьями. 
Сердцу любо! Я там был, 
Мёд, вино и пиво пил; 
По усам хоть и бежало, 
В рот ни капли не попало.

Примечание. В этой заметке использованы материалы статьи «Уздечка для Конька-Горбунка» (автор Людмила Макарова) из журнала «Загадки истории».

6 марта родился Петр Ершов (1815-1869), автор «Конька-Горбунка», сказки, которую все знают с детства.

В возрасте шести лет я ее просто обожал декламировать, поскольку это давало возможность произносить плохое слово «дурак» во все горло, чем я и пользовался. 

Но почему Ершов написал только эту сказку?

Почему не больше?

Тому есть несколько причин.

В последнее время идет волна, что Ершов и «Конька…» не писал, а сделал это Александр свет Пушкин. Экзотическое литературоведение может быть интересно, только рассматривать эту версию я здесь не буду, поговорим в  другой раз, если хотите. 

Также не согласен я с утверждением, будто Ершов не понимал народной природы своего дарования, бросил сказки и пропал для литературы без вести. Всё он понимал. В замыслы Петра Павловича входил стихотворный пересказ былин об Илье Муромце, но главное, к чему он даже немножко приступил, поэма гомеровского замаха «Иван-царевич» в 10 томах и 100 песнях.

Причины его неудач в другом.

ВОТ ТАКАЯ КНИЖКА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ МИЛАШЕВСКОГО НЕ ВЫПУСКАЛАСЬ У МЕНЯ ИЗ РУК ВСЕ ЛЕТО ПЕРЕД ШКОЛОЙ

ВОТ ТАКАЯ КНИЖКА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ МИЛАШЕВСКОГО НЕ ВЫПУСКАЛАСЬ У МЕНЯ ИЗ РУК ВСЕ ЛЕТО ПЕРЕД ШКОЛОЙ

Слава Ершова вспыхивает в 1834 году, когда девятнадцатилетний парень из Тобольска учится в Санкт-Петербургском университете. 

Там он познакомился с профессором Петром Плетневым, а через него с Пушкиным и Жуковским. Пушкин в свое время получивший после «Руслана и Людмилы» переходящий лавровый венок сказочника от Жуковского, прочитав «Конька-Горбунка» признал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Плетнев, процитировав на лекции отрывок из сказки, представил студентам автора, — их сокурсника. 

В 1834 «Конек-Горбунок» опубликован отдельным изданием. Ершов на этом не останавливается. Он пишет «старинную быль» «Сибирский казак» и та тоже выходит книгой.

Успех упрочен драмой «Суворов и станционный смотритель».

Взлет сибирского паренька невероятен.

Падение – стремительно.

И МУЛЬТФИЛЬМ ИВАНОВА-ВАНО Я ОБОЖАЛ, - ОН БЫЛ ТАКОЙ ДЛИННЫЙ!

И МУЛЬТФИЛЬМ ИВАНОВА-ВАНО Я ОБОЖАЛ, — ОН БЫЛ ТАКОЙ ДЛИННЫЙ!

Все решалось в пользу Ершова, но обернулось грандиозным бытовым пшиком. Залезая на вершину Парнаса, юный стихотворец рассчитывал на славу, которая обеспечит место в столице. Увы, летом 1836, после окончания университета, Ершов вынужден вернуться в Тобольск. 

А что такое Тобольск?

Место экзотическое и малокультурное. Оттуда университет, Пушкин, одетая в гранит Нева кажутся чем-то и небывшим.

В возрасте 21 года Ершов оказался оторван от культурной среды. 

О первых впечатлениях он пишет университетскому другу:

«С самого моего сюда приезда, т. е. почти пять месяцев, я не только не мог порядочно ничем заниматься, но не имел ни одной минуты веселой. Хожу, как угорелый, из угла в угол и едва не закуриваюсь табаком и цигарами… Читать теперь совсем нет охоты, да и нечего…»

Насколько тосковал Ершов по Петербургу видно не только по его ностальгическим стихам. В 1858 он, уже обремененный годами и детьми, решил вернуться в столицу, наивно рассчитывая застать прежнее «университетское братство». Нашел же другой город и других, малоприветливых, людей. 

ТЕЛЕСПЕКТАКЛЬ, ГДЕ СКАЗКУ ЧИТАЛ ОЛЕГ ТАБАКОВ СМОТРЕЛ НЕ РАЗ

ТЕЛЕСПЕКТАКЛЬ, ГДЕ СКАЗКУ ЧИТАЛ ОЛЕГ ТАБАКОВ СМОТРЕЛ НЕ РАЗ

Кроме отсутствия среды еще одно обстоятельство дергало Ершова от письменного стола к отчаянию. Вкруг него завертелся хоровод смертей. 

Уже в счастливейшем 1834 году умирает брат, за ним отец. 

Едва обжился в Тобольске, — ушла мать. 

А Петр совершил безумный для писательской карьеры поступок, женился на вдове с четырьмя детьми, которых стихами не прокормишь. Да еще вдова в 1845 умерла, оставив детей на него. 

Ершов идет под венец вторично, и опять, — смерть жены.

Удивительно ли, что при таком раскладе, — на нем дети!, — Ершов вынужден зарабатывать копейку учительской карьерой? Он вырос до директора гимназии, и это все за счет ненаписанных страниц.

Ершов признавался в письме другу:

«Муза и служба — две неугомонные соперницы не могут ужиться и страшно ревнуют друг друга. Муза напоминает о призвании, о первых успехах, об искусительных вызовах приятелей, о таланте, зарытом в землю и пр., и пр., а служба — в полном мундире, в шпаге и шляпе, официально докладывает о присяге, об обязанности гражданина, о преимуществах официи и пр. и пр. Из этого выходит беспрестанная толкотня и стукотня в голове, которая отзывается и в сердце»

ВОЛШЕБНЫЙ МИЛАШЕВСКИЙ

ВОЛШЕБНЫЙ МИЛАШЕВСКИЙ

Попытку вернуться в литературу Ершов предпринял в 1856 году на волне второго успеха «Конька-Горбунка». В 1843 сказку запретила цензура, 13 лет ее не издавали и вдруг вспомнили.

Мы уже говорили, как Ершов думал вернуться в Петербург, да был разочарован. Разочарован в том числе холодным приемом книжки рассказов «Осенние вечера». Ершов облек рассказы в форму модную в период своей молодости (тогда тон задал Гоголь «Вечерами на хуторе близ Диканьки»), а ведь с тех пор много воды утекло. Автор выглядел очень архаично.

Ну и еще одно обстоятельство сыграло против литературной карьеры Ершова: мнительность. Считая свои стихи недостойными автора «Конька-Горбунка» он нередко публиковался под псевдонимами, причем так заметая следы, что исследователи его творчества до сих пор теряются в догадках: ершовское то или иное стихотворение али нет.

И все равно карьера Ершова триумфальна.

Сказка его вошла в народное сознание и перечитывается до сих пор.

  • Кто написал сказку нильс
  • Кто написал сказку никита кожемяка автор сказки
  • Кто написал сказку незнайка на луне
  • Кто написал сказку невеста мышь
  • Кто написал сказку находка