Кто написал сказку о потерянном времени имя фамилия

Жил-был маль­чик, по имени Петя Зубов. Учился он в тре­тьем классе четыр­на­дца­той школы и все время отста­вал, и по рус­скому пись­мен­ному, и по ариф­ме­тике, и даже по пению.

– Успею! – гово­рил он в конце пер­вой чет­верти. – Во вто­рой вас всех догоню.

А при­хо­дила вто­рая – он наде­ялся на тре­тью. Так он опаз­ды­вал да отста­вал, отста­вал да опаз­ды­вал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот одна­жды при­шел Петя Зубов в школу, как все­гда с опоз­да­нием. Вбе­жал в раз­де­валку. Шлеп­нул порт­фе­лем по заго­родке и крикнул:

– Тетя Наташа! Возь­мите мое пальтишко!

А тетя Наташа спра­ши­вает откуда-то из-за вешалок:

– Кто меня зовет?

– Это я. Петя Зубов, – отве­чает мальчик.

– А почему у тебя сего­дня голос такой хрип­лый? – спра­ши­вает тетя Наташа.

– А я и сам удив­ля­юсь, – отве­чает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тетя Наташа из-за веша­лок, взгля­нула на Петю, да как вскрикнет:

– Ой!

Петя Зубов тоже испу­гался и спрашивает:

– Тетя Наташа, что с вами?

– Как что? – отве­чает тетя Наташа. – Вы гово­рили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

– Какой же я дедушка? – спра­ши­вает маль­чик. – Я – Петя, уче­ник тре­тьего класса.

– Да вы посмот­рите в зер­кало! – гово­рит тетя Наташа.

Взгля­нул маль­чик в зер­кало и чуть не упал. Уви­дел Петя Зубов, что пре­вра­тился он в высо­кого, худого, блед­ного ста­рика. Выросла у него седая окла­ди­стая борода, усы. Мор­щины покрыли сет­кою лицо.

Смот­рел на себя Петя, смот­рел, и затряс­лась его седая борода.

Крик­нул он басом:

– Мама! – и выбе­жал прочь из школы.

Бежит он и думает:

«Ну уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

При­бе­жал Петя домой и позво­нил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смот­рит она на Петю и мол­чит. И Петя мол­чит тоже. Стоит, выста­вив свою седую бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? – спро­сила мама наконец.

– Ты меня не узна­ешь? – про­шеп­тал Петя.

– Про­стите – нет, – отве­тила мама.

Отвер­нулся бед­ный Петя и пошел куда глаза глядят.

Идет он и думает:

– Какой я оди­но­кий, несчаст­ный ста­рик. Ни мамы, ни детей, ни вну­ков, ни дру­зей… И глав­ное, ничему не успел научиться. Насто­я­щие ста­рики – те или док­тора, или мастера, или ака­де­мики, или учи­теля. А кому я нужен, когда я всего только уче­ник тре­тьего класса? Мне даже и пен­сии не дадут – ведь я всего только три года рабо­тал. Да и как рабо­тал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бед­ный я ста­рик! Несчаст­ный я маль­чик! Чем же все это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заме­тил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

«Хорошо бы отдох­нуть», – поду­мал Петя и вдруг уви­дел, что в сто­роне, за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди ком­наты стол. Над ним висит керо­си­но­вая лампа. Вокруг стола – четыре табу­ретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою нава­лено сено.

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, попла­кал тихонько, утер слезы боро­дой и уснул.

Про­сы­па­ется Петя – в ком­нате светло, керо­си­но­вая лампа горит под стек­лом. А вокруг стола сидят ребята – два маль­чика и две девочки. Боль­шие око­ван­ные медью счеты лежат перед ними. Ребята счи­тают и бормочут.

– Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это вам, Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, а это ваши, Ольга Капи­то­новна, а это вам, Марфа Васи­льевна, а это ваши, Пан­те­лей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хму­рые? Почему крях­тят они, и охают, и взды­хают, как насто­я­щие ста­рики? Почему назы­вают друг друга по имени-отче­ству? Зачем собра­лись они ночью здесь, в оди­но­кой лес­ной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каж­дое слово. И страшно ему стало от того, что услы­шал он.

Не маль­чики и девочки, а злые вол­шеб­ники и злые вол­шеб­ницы сидели за сто­лом! Вот ведь как, ока­зы­ва­ется, устро­ено на свете: чело­век, кото­рый пона­прасну теряет время, сам не заме­чает, как ста­реет. И злые вол­шеб­ники раз­ве­дали об этом и давай ловить ребят, теря­ю­щих время пона­прасну. И вот пой­мали вол­шеб­ники Петю Зубова, и еще одного маль­чика, и еще двух дево­чек и пре­вра­тили их в ста­ри­ков. Соста­ри­лись бед­ные дети, и сами того не заме­тили – ведь чело­век, напрасно теря­ю­щий время, не заме­чает, как ста­реет. А время, поте­рян­ное ребя­тами, – забрали вол­шеб­ники себе. И стали вол­шеб­ники малыми ребя­тами, а ребята – ста­рыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вер­нуть ребя­там поте­рян­ной молодости?

Под­счи­тали вол­шеб­ники время, хотели уже спря­тать счеты в стол, но Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, глав­ный из них, – не поз­во­лил. Взял он счеты и подо­шел к ходи­кам. Покру­тил стрелки, подер­гал гири, послу­шал, как тикает маят­ник, и опять защел­кал на сче­тах. Счи­тал, счи­тал он, шеп­тал, шеп­тал, пока не пока­зали ходики пол­ночь. Тогда сме­шал Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич костяшки и еще раз про­ве­рил, сколько полу­чи­лось у него.

Потом подо­звал он вол­шеб­ни­ков к себе и заго­во­рил негромко:

– Гос­пода вол­шеб­ники! Знайте – ребята, кото­рых мы пре­вра­тили сего­дня в ста­ри­ков, еще могут помолодеть.

– Как?— вос­клик­нули волшебники.

– Сей­час скажу, – отве­тил Сер­гей Владимирович.

Он вышел на цыпоч­ках из домика, обо­шел его кру­гом, вер­нулся, запер дверь на задвижку и пово­ро­шил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керо­си­но­вая лампа све­тила тускло, и злой вол­шеб­ник не уви­дел Пети. Подо­звал он осталь­ных вол­шеб­ни­ков к себе поближе и заго­во­рил негромко:

– К сожа­ле­нию, так устро­ено на свете: от любого несча­стья может спа­стись чело­век. Если ребята, кото­рых мы пре­вра­тили в ста­ри­ков, разы­щут зав­тра друг друга, при­дут ровно в две­на­дцать часов ночи сюда к нам и повер­нут стрелку ходи­ков на семь­де­сят семь кру­гов обратно, то дети снова ста­нут детьми, а мы погибнем.

Помол­чали вол­шеб­ники. Потом Ольга Капи­то­новна сказала:

– Откуда им все это узнать?

А Пан­те­лей Заха­ро­вич проворчал:

– Не при­дут они сюда к две­на­дцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васи­льевна пробормотала:

– Да куда им! Да где им! Эти лен­тяи до семи­де­сяти семи и сосчи­тать не сумеют, сразу собьются.

– Так-то оно так, – отве­тил Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич. – А все-таки пока что дер­жите ухо востро. Если добе­рутся ребята до ходи­ков, тро­нут стрелки – нам тогда и с места не сдви­нуться. Ну, а пока нечего время терять, – идем на работу.

И вол­шеб­ники, спря­тав счеты в стол, побе­жали, как дети, но при этом крях­тели, охали и взды­хали, как насто­я­щие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно вре­мени, пря­чась за дере­вьями и кустами, побе­жал, помчался в город искать ста­ри­ков школьников.

Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на ули­цах, только мили­ци­о­неры сто­яли на постах. Но вот забрез­жил рас­свет. Зазве­нели пер­вые трам­ваи. И уви­дел нако­нец Петя Зубов – идет не спеша по улице ста­рушка с боль­шой корзинкой.

Под­бе­жал к ней Петя Зубов и спрашивает:

– Ска­жите, пожа­луй­ста, бабушка, – вы не школьница?

– Что, что? – спро­сила ста­рушка сурово.

– Вы не тре­тье­класс­ница? – про­шеп­тал Петя робко.

А ста­рушка как засту­чит на Петю ногами да как замах­нется на Петю кор­зин­кой. Еле Петя ноги унес. Отды­шался он немного – дальше пошел. А город уже совсем проснулся. Летят трам­ваи, спе­шат на работу люди. Гро­хо­чут гру­зо­вики – ско­рее, ско­рее надо сдать грузы в мага­зины, на заводы, на желез­ную дорогу. Двор­ники счи­щают снег, посы­пают панель пес­ком, чтобы пеше­ходы не сколь­зили, не падали, не теряли вре­мени даром. Сколько раз видел все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоз­дать, отстать.

Огля­ды­ва­ется Петя, ищет ста­ри­ков, но ни одного под­хо­дя­щего не нахо­дит. Бегут по ули­цам ста­рики, но сразу видно – насто­я­щие, не третьеклассники.

Вот ста­рик с порт­фе­лем. Навер­ное, учи­тель. Вот ста­рик с вед­ром и кистью – это маляр. Вот мчится крас­ная пожар­ная машина, а в машине ста­рик – началь­ник пожар­ной охраны города. Этот, конечно, нико­гда в жизни не терял вре­мени понапрасну.

Ходит Петя, бро­дит, а моло­дых ста­ри­ков, ста­рых детей, – нет, как нет. Жизнь кру­гом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоз­дал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в пол­день зашел Петя в малень­кий скве­рик и сел на ска­ме­ечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Уви­дел он – сидит неда­леко на дру­гой ска­ме­ечке ста­рушка и плачет.

Хотел под­бе­жать к ней Петя, но не посмел.

– Подо­жду! – ска­зал он сам себе.— Посмотрю, что она дальше делать будет.

А ста­рушка пере­стала вдруг пла­кать, сидит, ногами бол­тает. Потом достала из одного кар­мана газету, а из дру­гого кусок сит­ного с изю­мом. Раз­вер­нула ста­рушка газету, – Петя ахнул от радо­сти: «Пио­нер­ская правда»! – и при­ня­лась ста­рушка читать и есть. Изюм выко­вы­ри­вает, а самый сит­ный не трогает.

Кон­чила ста­рушка читать, спря­тала газету и сит­ный и вдруг что-то уви­дала в снегу. Накло­ни­лась она и схва­тила мячик. Навер­ное, кто-нибудь из детей, играв­ших в сквере, поте­рял этот мячик в снегу.

Огля­дела ста­рушка мячик со всех сто­рон, обтерла его ста­ра­тельно пла­точ­ком, встала, подо­шла не спеша к дереву и давай играть в трешки.

Бро­сился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

– Бабушка! Чест­ное слово, вы школьница!

Ста­рушка под­прыг­нула от радо­сти, схва­тила Петю за руки и отвечает:

– Верно, верно! Я уче­ница тре­тьего класса Маруся Поспе­лова. А вы кто такой?

Рас­ска­зал Петя Марусе, кто он такой. Взя­лись они за руки, побе­жали искать осталь­ных това­ри­щей. Искали час, дру­гой, тре­тий. Нако­нец зашли во вто­рой двор огром­ного дома. И видят: за дро­вя­ным сараем пры­гает ста­рушка. Нари­со­вала мелом на асфальте классы и ска­чет на одной ножке, гоняет камешек.

Бро­си­лись Петя и Маруся к ней.

– Бабушка! Вы школьница?

– Школь­ница, – отве­чает ста­рушка. – Уче­ница тре­тьего класса, Наденька Соко­лова. А вы кто такие?

Рас­ска­зали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взя­лись все трое за руки, побе­жали искать послед­него сво­его товарища.

Но он как сквозь землю про­ва­лился. Куда только ни захо­дили ста­рики – и во дворы, и в сады, и в дет­ские кино, и в Дом Зани­ма­тель­ной Науки – про­пал маль­чик, да и только.

А время идет. Уже стало тем­неть. Уже в ниж­них эта­жах домов зажегся свет. Кон­ча­ется день. Что делать? Неужели все пропало?

Вдруг Маруся закричала:

– Смот­рите! Смотрите!

Посмот­рели Петя и Наденька и вот что уви­дели: летит трам­вай, девя­тый номер. А на «кол­басе» висит ста­ри­чок. Шапка лихо надви­нута на ухо, борода раз­ве­ва­ется по ветру. Едет ста­рик и посви­сты­вает. Това­рищи его ищут, с ног сби­лись, а он ката­ется себе по всему городу и в ус не дует!

Время чтения: 15 мин.

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

— Кто меня зовёт?

— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.

— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.

— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Петя в гардеробе

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

— Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

— Тётя Наташа, что с вами?

— Как что? — отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик.- Я — Петя, ученик третьего класса.

— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и выбежал прочь из школы.

Петя бежит по улице домой

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.

— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.

— Хорошо бы отдохнуть, — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.

Вошёл Петя в домик — хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола — четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.

Просыпается Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята — два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:

— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович — главный из них — не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.

Ребята стоят у часов

Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

— Как? — вскрикнули волшебники.

— Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники.

Потом Ольга Капитоновна сказала:

— Откуда им всё это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

— Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

— Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. — А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.

И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи.

Люди в городе

И увидел наконец Петя Зубов — идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?

А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного — дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно — настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик — начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Старушка на скамейке с газетой

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

— Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

— Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Старушка играет в классики

Бросились Петя и Маруся к ней.

— Бабушка! Вы школьница?

— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики — и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки — пропал мальчик, да и только.

А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Вдруг Маруся закричала:

— Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Старики догоняют трамвай

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

— Ты школьник? — спрашивают.

— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:

— Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

— Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

— Ах, время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Старик на дерево залез

Влез Петя Зубов на берёзу и увидел — вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.

Домик в снегу

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

— Тише! Ни слова! За мной!

Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

— Они спят! — сказала Маруся.

— Тише! — прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.

— Поднимите меня! — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Ребята крутят часы

Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.

Старики

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Евгений Шварц — биография


Евгений Шварц – прославленный советский писатель, создавший прекрасные произведения в стихах, в прозе, журналист, сценарист. Его книги, написанные для детей и взрослых, необычны, интересны, наполнены глубоким философским смыслом. «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» — все эти произведения никогда не потеряют актуальности.

Не каждый человек сумеет в ранней юности выбрать для себя самую подходящую профессию. Но талантливых, упорных людей жизнь рано или поздно выводит на верную дорогу, они становятся успешными. Так произошло и с Евгением Шварцем, писателем и сценаристом, в свое время получившем юридическую специальность.

Детство и юность

Многие выдающиеся писатели и поэты в детстве не блистали талантами, не отличались прилежностью в учебе. Их родители часто просто не обращали внимания на гуманитарную направленность своих детей, настаивали на получении престижного образования. Так получилось и с Евгением Шварцем. Он был почти готовым юристом, когда жизнь круто развернула его в другую сторону. Из неудавшегося адвоката получился замечательный литератор, одинаково хорошо слагавший стихи и писавший прозу.

Шварц родился в Казани 9 октября 1896 года. Его родители были медицинскими работниками, отец работал хирургом, мама – акушеркой. Лев Борисович был евреем по национальности, Мария Федоровна – русская. В то время в России большое влияние имели черносотенные организации, которые нередко устраивали еврейские погромы. Чтобы обезопасить свою семью, отец предложил Жене пройти обряд крещения в русской церкви. В семь лет мальчик стал христианином.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц в детстве

Семейство Шварцев часто переезжало из одного города в другой. Они не были большими любителями путешествий, просто Льва Борисовича полиция подозревала в революционной деятельности, и устраивала на него гонения. Шварцы жили в Дмитрове, Армавире, Рязани, в Ахтыри. В Майкопе, впервые за долгое время, им было необыкновенно комфортно, поэтому семья задержалась здесь надолго.

Когда Жене исполнилось шесть лет, в семье родился еще один сын, его назвали Валентином. После окончания школы Евгений стал посещать местное училище. В 17 лет он отправился в столицу, где поступил учиться в Московский народный университет. Родители настаивали на получении юридической специальности. Евгений не чувствовал склонности к профессии юриста, но из уважения к отцу и матери выполнил их требование.

После из народного университета он перевелся в другой прославленный ВУЗ, стал студентом Московского государственного университета. Факультет остался все тем же – юридическим. Семейство Шварцев в тот же период из Майкопа переселилось в Екатеринодар.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц в юности

После трех лет учебы молодого человека призывают на военную службу. Идет Первая мировая война, страна испытывает потребность в образованных офицерах. Из Царицына Евгения вновь отправляют в Москву, в военное училище. Молодому человеку присваивают звание юнкера, затем – прапорщика. Через два года прапорщик Шварц, приехавший к своим родственникам в Екатеринодар, ушел в Добровольческую армию. Он стал участником первого Кубанского похода, которым руководил генерал-лейтенант Покровский, в том же году защищал Екатеринодар от натиска красноармейцев.

Во время обороны города Евгений получил контузию. Последствия от этой контузии остались на всю жизнь – пальцы писателя слегка дрожали, этот неприятный симптом усиливался во время стрессовых ситуаций. После лечения в госпитале Шварца признали негодным к военной службе. Он был демобилизован, но устраиваться на работу не торопился. Евгений решил, что теперь настала пора для правильного выбора жизненного пути. Молодой человек, поступивший в Ростовский университет, находит себе работу в «Театральной мастерской».

Евгений Львович Шварц

Семья Евгения Шварца

В 1920 году он женится на актрисе этого театра. Через год ростовская труппа, в состав которой входил и Шварц со своей супругой, переезжает в Петроград. Режиссер театра доверяет Шварцу играть эпизодические роли в спектаклях. В южном городе такая работа устраивала актера, но в северной столице жить на небольшую зарплату было очень тяжело. Евгений, активно искавший подработку, становится сотрудником книжного магазина. Через некоторое время его пригласил работать к себе сам Корней Чуковский. Молодой человек был у него личным литературным секретарем.

Литературное творчество

Чуковский считал Шварца идеальным исполнителем, а тот мечтал стать известным литератором. Однако только через два года у Евгения появилось время для творчества. Он выбрал для себя интересный псевдоним, стал называться Дедом Сараем, размещал собственные фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Руководство издания обратило пристальное внимание на талантливого журналиста. Молодого человека отправили на стажировку в Бахмут, где он работал в газете «Забой».

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц в творческом процессе

По возращении в северную столицу литератор написал первое произведение для детей. Это был «Рассказ старой балалайки», опубликованный в одном из номеров сборника «Воробей», вышедшего в 1924 году. Рассказ не остался незамеченным, на способного писателя обратил внимание Самуил Маршак. Шварца пригласили работать на должность редактора в детское отделение «Госиздата». Многим литераторам молодой редактор оказал в то время большую помощь, его замечания и рекомендации считались очень ценными.

Тесное сотрудничество с детскими писателями принесло пользу и самому редактору. Его пригласили вступить в литературную общину ОБЭРИУ, работавшую для детских журналов под названиями «Еж» и «Чиж». На страницах указанных изданий Евгений Львович стал публиковать собственные сказки, рассказы, поэтические произведения.

1928 год стал временем написания первой пьесы Шварца, получившей название «Ундервуд». Через год Ленинградский ТЮЗ выбрал это произведение для постановки на своей сцене. Первый успех всегда окрыляет, в течение следующих 12 лет писатель работает по очень плотному графику. В 1931 году он стал автором сценария к кинокартине «Товарный 717», в 1932 году написал пьесу «Пустяки».

Евгений Львович Шварц

Через два года литератор написал три произведения – «Принцессу и свинопаса», «Голого короля», «Клад», стал автором сценария к киноленте «Разбудите Леночку». В этом же, 1934 году, литератора приняли в Союз писателей. Еще через два года он становится автором пьесы «Красная Шапочка», пишет два сценария под названием «На отдыхе», «Леночка и виноград».

В 1937 году читатели с большим удовольствием познакомились со сказкой Евгения Шварца «Новые приключения Кота в сапогах». Ее напечатали в журнале. Еще через два года литератор стал автором «Снежной королевы» и «Кукольного города». Через 27 лет по первой пьесе будет снят фильм. В 1940 году Шварц закончил пьесу «Тень», вторую часть трилогии памфлетов. Первой частью стала пьеса-памфлет «Голый король», третьей – «Дракон», которого автор написал в 1942-1943 годах. Пьеса «Тень» вызвала большой интерес у режиссеров, ее экранизировали дважды – в 1971, в 1991 годах.

Перед самой войной писатель работал над тремя произведениями. Он успел написать сказку «Два брата», еще одно произведение для детей – «Сказку о потерянном времени», антифашистскую пьесу-памфлет «Под липами Берлина». В войну литератор трудился в радиоцентре блокадного Ленинграда, после его эвакуировали в Киров, где он работал в театре.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц

Через год писатель переехал в Сталинабад, столицу Таджикистана, стал работать в эвакуированном ленинградском ТЮЗе. Здесь он пишет пьесы на злободневные темы. В своих произведениях «Одна ночь» и «Далекий край» литератор рассказывает о защитниках Ленинграда, эвакуированных детях. При первой возможности Шварц уезжает в Москву, где вскоре выходит его пьеса «Дракон». Евгений Львович вновь начинает свое сотрудничество с театральными режиссерами, кинорежиссерами. Он создает сценарий для мультипликационного фильма «Зимняя сказка» (1945), радует маленьких читателей новой книгой – «Рассеянным волшебником».

Через два года после войны выходит на экраны знаменитая «Золушка», кинокартина, снятая по пьесе Шварца. Здесь играла белокурая красавица Янина Жеймо, Фаина Раневская, Василий Меркурьев, другие звезды советского кино. Фильм пользовался большой популярностью в Советском Союзе, в других странах. В 1948 году писатель опубликовал прозаическое произведение «Первоклассница», которое явилось основой для одноименной киноленты.

Евгений Львович Шварц

Театральный спектакль Евгения Шварца

После кончины Сталина, еще до войны запретившего публиковать произведения неугодного писателя, творческая карьера Шварца пошла на подъем. В книжных магазинах стали появляться сборники этого автора. В 1956 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В тот же временной отрезок литератор закончил работу над «Обыкновенным чудом», а еще через год на экраны страны вышел знаменитый «Дон Кихот».

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Первой женой литератора стала Гаянэ Холодова, актриса ростовской «Театральной мастерской». Молодые люди вступили в брак в 1920 году, прожили вместе 10 лет. От первой жены у писателя осталась дочь Наташа. Девочке не было и года, как ее отец расстался с матерью ради Екатерины Обух. Эта женщина была замужем, любовь к писателю заставила ее расстаться с первым супругом.

Евгений Львович Шварц

Евгений Шварц и Гаянэ Холодова

Для Гаянэ развод со Шварцем был сильным ударом, женщина даже не подозревала об его увлечении. Однако второй брак писателя не стал счастливым. Евгений Львович оказался очень ревнивым человеком, и это было причиной постоянных разногласий между супругами.

Причина смерти

Писатель скончался от инфаркта в январе 1958 года. Его прах покоится на Богославском кладбище северной столицы.

Известные пьесы

  • 1928 — «Ундервуд»
  • 1934 — «Голый король»
  • 1936 — «Красная Шапочка»
  • 1939 — «Снежная королева»
  • 1940 — «Тень»
  • 1940 — «Брат и сестра»
  • 1943 — «Два брата»
  • 1943 — «Одна ночь»
  • 1944 — «Дракон»
  • 1956 — «Обыкновенное чудо»

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

История про ребят, которые свое время тратили попусту. Однажды они превратились в стариков и старушек. Им было страшно: даже родная мама их не узнавала.

Сказка о потерянном времени читать

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

— Кто меня зовёт?

— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.

— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.

— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

— Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

— Тётя Наташа, что с вами?

— Как что? — отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик.- Я — Петя, ученик третьего класса.

— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

— Мама! — и выбежал прочь из школы.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Бежит он и думает:

— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.

— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.

— Простите — нет, — ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.

— Хорошо бы отдохнуть, — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Вошёл Петя в домик — хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола — четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Просыпается Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята — два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:

— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович — главный из них — не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

— Как? — вскрикнули волшебники.

— Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники.

Потом Ольга Капитоновна сказала:

— Откуда им всё это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

— Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

— Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. — А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.

И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов — идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?

А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного — дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно — настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик — начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

— Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

— Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

— Бабушка! Вы школьница?

— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики — и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки — пропал мальчик, да и только.

А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Вдруг Маруся закричала:

— Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

— Ты школьник? — спрашивают.

— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:

— Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

— Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

— Ах, время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на берёзу и увидел — вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

— Тише! Ни слова! За мной!

Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

— Они спят! — сказала Маруся.

— Тише! — прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

— Поднимите меня! — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Сказка о потерянном времени - Шварц Е.Л.

(Илл. Казакова И., Борозенец П.)

❤️ 800

🔥 512

😁 494

😢 265

👎 249

🥱 282

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Tale about the Lost Time
A Tale of Lost Times.jpg
Directed by Aleksandr Ptushko
Written by Anna Rodionova
Starring Grigoriy Plotkin
Vera Volkova
Lidia Konstantinova
Cinematography Samuel Rubashkin
Music by Igor Morozov

Production
company

Mosfilm

Release date

  • 1964

Running time

76 minutes
Country Soviet Union
Language Russian

Tale about the Lost Time (Russian: Сказка о потерянном времени, romanized: Skazka o poteryannom vremeni) is a 1964 Soviet fantasy film directed by Aleksandr Ptushko. It is based on a tale by Evgeny Schwartz.[1][2]

Plot[edit]

The protagonist, third-grader Petya Zubov, is first shown as a lazy boy who is wasting time. After waking up in the morning, he walks around the city, as he is not worried about arriving late for school. Once upon a time, four evil wizards, whose main mission in life is to do bad to people, realize that they are old and cannot work the way they used to. They decide to regain their youth. To do this they must find a few young lazy children to collect time that is spent ineptly, and then use it to make and eat flatbread.

The wizards set out on a quest. They manage to find children who are wasting their time (including Petya), and to collect their lost time into sacks. After that, the children instantly age. The wizards make flatbread from flour and add the collected time. However, they eat more than necessary, and they turn into children. After coming to school, Petya sees that he has grown old. However, he thinks he is just still asleep. After deliberating, he decides not to wake up yet. After seeing his class and introducing himself as his own grandfather, he goes to the city, where he tries himself in various adult roles, which end in failure because he is not well-versed in anything.

He decides to wake up and discovers that he cannot. Even his own mother cannot recognize him. Only his dog Druzhok still comes to him. Lacking money, Petya decides to go with his dog to the forest where no humans have ever set foot. Thus, he enters the Magic Forest, where evil wizards live. Reaching their dwelling, Petya finds nobody at home. Entering the empty house, he talks to the magic cuckoo clock and gives it water, which the wizards never did.

The cuckoo agrees to help Petya back to his former state and explains to him that it is merely necessary to turn the hour hand on the wizard’s watch back three times, while chanting the spell. The spell will be broken, and the wizards will disappear. This should be done before sunset, but after this it will be impossible to remove the spell. Petya learns from the cuckoo that two girls and one boy who turned into old people, and if Petya turns the arrow without their presence, he will turn into a boy, but they will never return to their proper ages. Petya decides to first find the children, and then break the spell.

While the wizards are making dirty tricks, Petya and Druzhok look for and find the transformed children. The wizards realize that their spell is over and hurry home, trying to overtake the old men and hide the clock. A pursuit commences. All arrive almost simultaneously to the house of magicians. But Petya and the other enchanted children remove the spell and become children again, and the wizards disappear, and they all lived happily ever after.

The film plot is harder than the book (book is even shorter that The Nutcracker and the Mouse King and has only 3 mages/children) and short film.

Cast[edit]

Leading roles[edit]

  • Grigory Plotkin – Petya Zubov, a pupil of the 3rd grade «B» (voiced by Maria Vinogradova)
  • Vera Volkova – Marusya Morozova
  • Lydia Konstantinova – Nadia
  • Mikhail Kulaev – Vasya
  • Oleg Anofriyev – old Petya
  • Lyudmila Shagalova – old Marousia
  • Rina Zelyonaya – old Nadia
  • Savely Kramarov – old Vasya

Evil Wizards[edit]

  • Sergey Martinson – Prokofy Prokofievich
  • Georgy Vitsin – Andrey Andreevich
  • Irina Murzaeva – Anna Ivanovna
  • Valentina Telegina – Avdotya Petrovna
  • Evgeny Sokolov – Prokofy Prokofievich after aging in reverse
  • Sergey Karponosov – Andrei Andreevich after aging in reverse
  • Zinaida Kukushkina – Anna Ivanovna after aging in reverse
  • Tatyana Dontsenko – Avdotya Petrovna after aging in reverse

Supporting roles[edit]

  • Yury Chekulaev – truck driver
  • Vadim Grachyov – Maslyuchenko, police sergeant
  • Yevgeny Morgunov – owner of «Moskvich»
  • Grigory Shpigel – first aid doctor / apple buyer in a hat
  • Eva Sinelnikova – cuckoo (voice)

Episodic roles[edit]

  • Nina Grebeshkova – Marya Sergeevna, teacher of the 3rd grade «B»
  • Margarita Zharova – a pie seller
  • Muse of Krepkogorskaya – mother of Petya
  • Alexandra Panova is an old woman with a string bag
  • V. Ryabtseva – head of the department in the magazine «Murzilka»
  • Zoya Fyodorova – aunt Natasha, cloakroom attendant at the school
  • Zoya Vasilkova – Lisa, the saleswoman of apples (in credits as «Z. Chekulaev»)
  • Sergei Romodanov – grandfather with a newspaper on a bench
  • Ivan Ryzhov – Petrovich, foreman at the construction site
  • Nikolay Yudin – fisherman
  • Yan Yanakiev – Ivan Gurgenovich, Petya’s neighbor (in credits as «K. Yanakiev»)
  • Marina Kuznetsova – Zina Kutiapina, the girl at the blackboard
  • Yevgeny Eliseev – Kolya Makarov, Petya’s classmate

References[edit]

  1. ^ «Сказка о потерянном времени. Х/ф». Russia-1.
  2. ^ «Красная Мадонна». Moskovskij Komsomolets.

External links[edit]

  • Tale About the Lost Time at IMDb
Tale about the Lost Time
A Tale of Lost Times.jpg
Directed by Aleksandr Ptushko
Written by Anna Rodionova
Starring Grigoriy Plotkin
Vera Volkova
Lidia Konstantinova
Cinematography Samuel Rubashkin
Music by Igor Morozov

Production
company

Mosfilm

Release date

  • 1964

Running time

76 minutes
Country Soviet Union
Language Russian

Tale about the Lost Time (Russian: Сказка о потерянном времени, romanized: Skazka o poteryannom vremeni) is a 1964 Soviet fantasy film directed by Aleksandr Ptushko. It is based on a tale by Evgeny Schwartz.[1][2]

Plot[edit]

The protagonist, third-grader Petya Zubov, is first shown as a lazy boy who is wasting time. After waking up in the morning, he walks around the city, as he is not worried about arriving late for school. Once upon a time, four evil wizards, whose main mission in life is to do bad to people, realize that they are old and cannot work the way they used to. They decide to regain their youth. To do this they must find a few young lazy children to collect time that is spent ineptly, and then use it to make and eat flatbread.

The wizards set out on a quest. They manage to find children who are wasting their time (including Petya), and to collect their lost time into sacks. After that, the children instantly age. The wizards make flatbread from flour and add the collected time. However, they eat more than necessary, and they turn into children. After coming to school, Petya sees that he has grown old. However, he thinks he is just still asleep. After deliberating, he decides not to wake up yet. After seeing his class and introducing himself as his own grandfather, he goes to the city, where he tries himself in various adult roles, which end in failure because he is not well-versed in anything.

He decides to wake up and discovers that he cannot. Even his own mother cannot recognize him. Only his dog Druzhok still comes to him. Lacking money, Petya decides to go with his dog to the forest where no humans have ever set foot. Thus, he enters the Magic Forest, where evil wizards live. Reaching their dwelling, Petya finds nobody at home. Entering the empty house, he talks to the magic cuckoo clock and gives it water, which the wizards never did.

The cuckoo agrees to help Petya back to his former state and explains to him that it is merely necessary to turn the hour hand on the wizard’s watch back three times, while chanting the spell. The spell will be broken, and the wizards will disappear. This should be done before sunset, but after this it will be impossible to remove the spell. Petya learns from the cuckoo that two girls and one boy who turned into old people, and if Petya turns the arrow without their presence, he will turn into a boy, but they will never return to their proper ages. Petya decides to first find the children, and then break the spell.

While the wizards are making dirty tricks, Petya and Druzhok look for and find the transformed children. The wizards realize that their spell is over and hurry home, trying to overtake the old men and hide the clock. A pursuit commences. All arrive almost simultaneously to the house of magicians. But Petya and the other enchanted children remove the spell and become children again, and the wizards disappear, and they all lived happily ever after.

The film plot is harder than the book (book is even shorter that The Nutcracker and the Mouse King and has only 3 mages/children) and short film.

Cast[edit]

Leading roles[edit]

  • Grigory Plotkin – Petya Zubov, a pupil of the 3rd grade «B» (voiced by Maria Vinogradova)
  • Vera Volkova – Marusya Morozova
  • Lydia Konstantinova – Nadia
  • Mikhail Kulaev – Vasya
  • Oleg Anofriyev – old Petya
  • Lyudmila Shagalova – old Marousia
  • Rina Zelyonaya – old Nadia
  • Savely Kramarov – old Vasya

Evil Wizards[edit]

  • Sergey Martinson – Prokofy Prokofievich
  • Georgy Vitsin – Andrey Andreevich
  • Irina Murzaeva – Anna Ivanovna
  • Valentina Telegina – Avdotya Petrovna
  • Evgeny Sokolov – Prokofy Prokofievich after aging in reverse
  • Sergey Karponosov – Andrei Andreevich after aging in reverse
  • Zinaida Kukushkina – Anna Ivanovna after aging in reverse
  • Tatyana Dontsenko – Avdotya Petrovna after aging in reverse

Supporting roles[edit]

  • Yury Chekulaev – truck driver
  • Vadim Grachyov – Maslyuchenko, police sergeant
  • Yevgeny Morgunov – owner of «Moskvich»
  • Grigory Shpigel – first aid doctor / apple buyer in a hat
  • Eva Sinelnikova – cuckoo (voice)

Episodic roles[edit]

  • Nina Grebeshkova – Marya Sergeevna, teacher of the 3rd grade «B»
  • Margarita Zharova – a pie seller
  • Muse of Krepkogorskaya – mother of Petya
  • Alexandra Panova is an old woman with a string bag
  • V. Ryabtseva – head of the department in the magazine «Murzilka»
  • Zoya Fyodorova – aunt Natasha, cloakroom attendant at the school
  • Zoya Vasilkova – Lisa, the saleswoman of apples (in credits as «Z. Chekulaev»)
  • Sergei Romodanov – grandfather with a newspaper on a bench
  • Ivan Ryzhov – Petrovich, foreman at the construction site
  • Nikolay Yudin – fisherman
  • Yan Yanakiev – Ivan Gurgenovich, Petya’s neighbor (in credits as «K. Yanakiev»)
  • Marina Kuznetsova – Zina Kutiapina, the girl at the blackboard
  • Yevgeny Eliseev – Kolya Makarov, Petya’s classmate

References[edit]

  1. ^ «Сказка о потерянном времени. Х/ф». Russia-1.
  2. ^ «Красная Мадонна». Moskovskij Komsomolets.

External links[edit]

  • Tale About the Lost Time at IMDb

  • Кто написал сказку лиса и заяц автор сказки
  • Кто написал сказку лиса и журавль автор сказки
  • Кто написал сказку лиса и дрозд
  • Кто написал сказку летучий корабль автор сказки
  • Кто написал сказку летающий сундук