Народные И Древнерусские Произведения — Подвиг Отрока Киевлянина И Хитрость Воеводы ПретичаВ лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи п громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.См. также:
Другой Автор — Повесть Временных Лет, Генрих Гейне — Германия Зимняя Сказка, Буниниа — Окаянные Дни, Народные И Древнерусские Произведения — Поучение Владимира Мономаха, Сетон-томпсон Эрнест — Снап, Михаил Загоскин — Юрий Милославский, Или Русские В 1612 Году
Жанр: древнерусская летопись
Главные герои «Подвига отрока-киевлянина» и их характеристика
- Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
- Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
- Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
- Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.
План пересказа «Подвига отрока-киевлянина»
- Осада Киева
- Бедственное положение
- Смелый отрок
- Через лагерь
- Решение Претича
- Русские ладьи
- Испуг печенегов
- Слова Претича
- Письмо к Святославу.
- Возвращение Святослава
Кратчайшее содержание «Подвига отрока-киевлянина» для читательского дневника в 6 предложений
- Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
- Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
- Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
- Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
- Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
- Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.
Главная мысль «Подвига отрока-киевлянина»
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.
Чему учит «Подвиг отрока-киевлянина»
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.
Отзыв на «Подвиг отрока-киевлянина»
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.
Пословицы к «Подвигу отрока-киевлянина»
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.
Читать краткое содержание, краткий пересказ «Подвига отрока-киевлянина»
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.
План урока:
Зарождение литературы на Руси
Летопись – самобытный литературный жанр
Сюжет сказания «Подвиг отрока киевлянина…»
Влияние патриотических идей летописей на формирование литературы
Зарождение литературы на Руси
Духовная связь с Византией, ее влияние на культуру Древней Руси
На основе славянской азбуки, созданной в IX в. братьями-монахами Кириллом и Мефодием, на Руси стала распространяться письменная культура.Зарождение русской литературы связано с принятием христианской веры в 988 г. Создаваемые церкви и монастыри нуждались в богослужебных книгах. В «Повести временных лет» есть упоминание, что после крещения Руси киевский князь Владимир стал считать важным делом«учение книжное», оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие культуры Древней Руси.
Благодаря культурным связям с Византией на Руси появились первые книги, которые были переводами текстов Священного писания. Литературным языком стал церковно-славянский язык, который несколько отличался от разговорного древнерусского и был книжным вариантом родного языка. Рукописный процесс создания книг был длительным, пергамент для письма дорогим, но каждый манускрипт[1] считался ценным еще и потому, что литература сохраняла бесценные духовные знания.
Литература Древней Руси переняла систему жанров, которая существовала в Византии: жития святых, проповеди, исторические повести, предания и сказания, хождения[2] и пр.Опираясь на художественные традиции византийской литературы и используя национальное устное народное творчество, древнерусские писатели начали создавать оригинальные сочинения, так как византийские книги не могли полностью отвечать потребностям молодого христианского государства. Первые оригинальные древнерусские произведения появились в конце XI в. и представляли собой жития не только святых, но и князей, поучения, торжественные слова и пр. Также стали создаваться сочинения, предназначенные не только для церковных нужд. Таковыми являются русские летописи, которые стали первыми историческими трудами.
Летопись – самобытный литературный жанр
Первый древнерусский исторический и литературный памятник – «Повесть временных лет»
На Руси общенародными культурными центрами были храмы и монастыри, там возник оригинальный жанр средневековой русской словесности – летопись. Русское летописание отличалось от византийских и западноевропейских исторических придворных хроник: история описывалась не по эпохе какого-либо правителя, а «по летам», т.е. по годам. Все события рассматривались как проявление божественной воли. Летопись стала своеобразной христианской историей Руси. Для летописца создание исторического труда было не только творчеством, но и служением. К летописному делу монахи относились, как к священному долгу, который нельзя не исполнить.
Христианский летописец описывал не все события, а только важные, летописные даты отражали значимые вехи в истории народа. На протяжении многих веков, почти до времен правления Петра I, русские летописи являлись не только записями исторических фактов по годам, но и представляли собой литературный жанр, в котором зародилась русская сюжетная повесть. В летописи использовались почти все жанры древнерусской письменности и фольклорные произведения.
«Повесть временных лет» в начале XII в. на основе более ранних древних летописей составил, а после дополнил Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Помимо русских летописей, автор обращался к византийским хроникам и фольклорным источникам. После летописный памятник доработал игумен[3] Выдубецкого монастыря Сильвестр. В самой древней сохранившейся русской летописи повествуется о создании Руси, событиях начального этапа русской истории. Помимо исторических фактов о нравах и обычаях славян, первых князьях, набегах половцев и печенегов[4], стихийных катастрофах, междоусобицах, в «Повести временных лет» есть библейские истории,церковные поучения, нравоучительные размышления и пр. Летописец хотел не только рассказать о прошлом, он стремился донести идею процветания и единства Руси. Летописание помогало не только познавать историю своей земли, в его сказаниях давались примеры героических, патриотических и нравственных поступков.
Нестор
Сюжет сказания «Подвиг отрока киевлянина…»
Характеристики героев. Образец самоотверженного патриотизма. Фольклорные приметы в сказании
Характерной чертой летописей является историзм, в них почти не допускается вымысел, героями являются исторические личности: князья, военачальники, церковные подвижники, называемые «святыми». Но все жев летописных сказаниях главным героем является народ. Имена многих простых людей, которые сыграли решающую роль в родной истории, в летописи не сохранились. Один из летописных рассказов донес до нас историю о героическом поступке безымянного юноши.
Легендарное событие из рассказа «Подвиг отрока[5]-киевлянина и хитрость воеводы Претича» произошло«в лето 6476 (968 г. от Рождества Христова)». Это было время княжения Святослава, который с 964 г. предпринял множество походов на Поволжье, Балканы, Кавказ. В 967 г. Святослав отправился с дружиной отвоевать земли на Дунае. Там он хотел основать новую столицу в городе Переяславец. Печенеги, воспользовавшись отсутствием русского войска в Киеве, взяли в осаду стольный град. Мать Святослава княгиня Ольга вместе с малолетними внуками Ярополком, Олегом и Владимиром оказалась в осажденном Киеве, жители которого испытывали лишения, голод и жажду. На другом берегу Днепра находился отряд русского войска, горожане решили просить о помощи. Начались поиски добровольца, готового добраться до другого берега.
Летопись
Передать весть вызвался один из отроков, знавший язык печенегов. Очутившись за городскими стенами, он притворился, что потерял коня. Держа для большей убедительности в руках уздечку, юноша пробежал через вражеский стан, расспрашивая про пропажу. Достигнув берега Днепра, он скинул одежду, прыгнул в воду и поплыл к другому берегу. Увидев это, печенеги догадались, что приняли за своего воина киевлянина, стали стрелять вдогонку, но ни одна стрела не попала в цель. На противоположном берегу увидели плывущего отрока и направили в его сторону ладью[6]. Подобрав храбреца, отвезли к воеводе дружины. Узнав о плачевном положении в Киеве, воевода принял решение переправиться на ладьях через Днепр и отвоевать «княгиню и княжичей».
На рассвете печенеги увидели ладьи, и решив, что вернулся князь Святослав, в панике разбежались. Печенежский князь обратился к воеводе, не князя ли он видит? Воевода Претич ответил, что привел только передовой отряд, а князь с многочисленным войском на подходе. Князь печенегов предложил дружбу, преподнес подарки воеводе и приказал своему войску отойти от Киева. Князю Святославу отправили послание, в котором киевляне сообщили, что пока он «искал чужой земли», враги хотели разорить стольный град и пленить его семью. Горький упрек Святославу звучал в словах: «Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Князь, сожалея о случившемся, поспешил в Киеви печенегов изгнал окончательно.
Главную роль в освобождении города сыграли отрок и воевода, каждый по-своему. Общие черты двух людей разного социального положения раскрываются в характеристиках героев рассказа. Главное качество героев – это хитрость, позволившая обмануть печенегов. Обман врага летописцем не осуждается, благодаря находчивости без кровопролития был освобожден город, спасены его жители и семья князя. Воеводу и отрока отличают любовь к Родине, умение рисковать, бесстрашие, решительность, готовность пожертвовать жизнью ради спасения других.
Безымянный смышленый парнишка из простого народа нашел хитроумный способ пробраться через вражеское войско. Преодолев страх смерти, он сбил врагов с толку. Благодаря своей ловкости, силе и выносливости переплывает широкую реку, рискуя жизнью под вражескими стрелами. Подвиг отрока, сумевшего передать послание отряду русичей, спас жизни горожан. Хотя в тексте нет слов благодарности герою, летопись прославляет моральный облик простого русского человека, готового ради общественного блага рисковать собственной жизнью.
Претич – герой не вымышленный, в истории сохранилось имя воеводы, сумевшего в 968 г. спасти Киев от печенегов. Необычное древнерусское имя толковалось, как «преодолевающий препятствия». Умный воевода с помощью хитрости преодолел вражескую угрозу Руси. Узнав о беде, несмотря на численное превосходство печенегов, он решается плыть на помощь княжеской семье. Воевода пользовался уважением у ратников[7] своего отряда, которые безоговорочно отправились в стан более сильного врага. Подплывая к берегу противника, воевода приказал громко трубить, тем самым оповещая о своем приближении, как бы демонстрируя свою решимость и силу. Эта военная хитрость напугала печенегов, которые решили, что возвращается киевский князь. Воевода же подтвердил их страхи, сообщив, что за ним следует все княжеское войско. Так он заставил врагов отступить от Киева и выиграл время, чтобы подоспевший Святослав окончательно разбил печенегов.
Встреча отрока с Воеводой
В начале летописного рассказа князь Святослав лишь упоминается. В конце повествования вернувшийся Святослав освобождает от печенегов свою землю, искренне раскаивается в своей непредусмотрительности. Отношение к Святославу неоднозначное: к нему проявляют уважение и боятся его гнева, но осуждают честолюбивую политику князя, оставившего без защиты родную землю.В образе князя представлен суровый, мужественный, простодушный правитель-воин. Но его тяготение к завоевательным войнам,поиски славы в чужих землях, пренебрежение интересами Киева и желание перенести столицу Руси на Дунай вызывают осуждение летописца, который старается обрисовать идеальный образ князя-правителя. Этот идеал неотделим от общих патриотических идей летописи. В представлении летописца князь не может принадлежать самому себе, его значимость должна определяться степенью сотворенного им блага для Родины и народа. Идеальный князь должен быть примером любви к родной земле, олицетворением ее чести, славы, могущества и достоинства.
Жанр включенного в состав «Повести временных лет» произведения определяют по-разному: как в сказании или предании дается народное толкование событий, как в исторической повести есть указание даты, названы имена реальных людей, отражен конкретный период истории. Включенные в летопись устные народные предания привнесли в историческую хронику фольклорные приметы: дух народного героического эпоса, занимательность сюжета, в котором главным действующим лицом является герой из народа.
Влияние патриотических идей летописей на формирование литературы
Древнерусская литература неразделимо связана с историей становления Русского государства. Тема Руси в произведениях была основной, в литературных летописных памятниках прославлялся ратный подвиг предков, доблестно защищавших родную землю от врагов, укрепляя основы государства.Литературное влияние патриотических идей «Повести временных лет» ощущалось на протяжении многих веков.Русский писатель уже с XI в. воспринимал свой литературный труд как служение Родине.
Летописи повествуют о том, что было в прошлом, учат, что все может и повториться. Исторический опыт представлен как нравственная основа для человека, в летописях звучит призыв к потомкам сохранить в памяти славные деяния предков, но не повторять их горестных ошибок.Историк В.О.Ключевский писал: «Летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни». Русская литература, унаследовав высокие идеи летописных источников, всегда пыталась найти ответы на основные вопросы жизни, призывала к ее преображению.
Рисунок из Повести временных лет
Словарь
Отрок – подросток, иногда так называли княжеского слугу.
Манускрипт – рукописная древняя книга.
Хождения – древнерусский жанр, представляющий собой описание паломничества к святым местам.
Игумен – православный духовный сан, который имел возглавляющий монастырь священник.
Печенеги – степные кочевники на юго-востоке Руси.
Ладья – лодка большого размера.
Ратник – древнерусский воин.
Читайте древнерусскую летопись на сайте онлайн. Легенда о том, как более тысячи лет назад а Русскую землю пришли печенеги и окружили Киев. Войско Святослава в это время было на Дунае. Город спасли благодаря хитрому план киевлянина и воеводы Претича. Слушайте легенду онлайн на сайте Мишкины книжки.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» читать
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?
И сказал один отрок:
— Я пройду.
И ответили ему:
— Иди.
Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
— Не видел ли кто коня?
Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:
— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же воевода их, по имени Претич:
— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:
— Кто это пришёл? А тот ответил ему:
— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:
— А ты не князь ли? Претич же ответил:
— Я муж его и пришёл в сторожах [передовые, разведывательные отряды], а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
— Будь мне другом. Тот ответил:
— Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.
И послали киевляне к Святославу со словами:
— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле [степь к югу от Киева], и был мир.
❤️ 112
🔥 93
😁 91
😢 68
👎 78
🥱 90
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит