Портной и царь Армянская народная сказка
Сказка Портной и царь
Жил царь, жадный и жестокий. Однажды он приказал созвать во дворец всех портных, ткачей, вышивальщиков и сказал им: — Слушайте, мастера! Что согревает нас в холодные зимние ночи? Одеяло. Что укрывает нас от зноя? Одеяло. Скажу коротко: человек без одеяла — что конь без седла. Так вот: кто сошьёт одеяло точно по нашему царскому росту, получит в награду руку нашей дочери, царевны Рачии Огнеглазой и полцарства в придачу. Но тот, кто принесёт слишком длинное или слишком короткое одеяло, станет нашим рабом. Мы всё сказали, о люди, и наше царское слово дороже золота, крепче алмаза.
Ткачи, портные и вышивальщики принялись за работу. Одни из них стегали одеяла на вате и на пуху, мягкие и тёплые, как шерсть горной козы; другие ткали одеяла из сверкающих шёлковых нитей, лёгкие, как облако; третьи, растянув на пяльцах бархат, вышивали по нему золотом и серебром тончайшие узоры. Они украшали одеяла яркими кистями, обшивали мехом и подбивали парчой. Но ни один из них не мог угодить царю.
Если ему приносили длинное одеяло, он нарочно накрывался им не вдоль, а поперёк и ворчал:
— Гляди, твоё куцее одеяло не покрывает даже моих ног!
Если же одеяло было коротким, он сжимался в комок и кричал на весь дворец:
— Глупый, ты сшил одеяло на великана. Не видишь, я тону в его складках!
И никто не смел перечить царю.
Тысячи несчастных, проклиная судьбу, становились рабами жадного царя. Закованные в цепи, они работали день и ночь в глубине горных пещер, не видя солнца и не зная отдыха.
Слух о злодеяниях царя дошёл до одного портного. Этот портной был стар, беден и хром. Он ходил опираясь на палку и никогда не помышлял о царевне Рачии Огнеглазой. Но у старого портного было доброе сердце. Он сказал своей жене:
— Клянусь папахой, или я умру или выручу этих несчастных. Пусть будет, что будет!
back to menu ↑
Во дворец
Из обрезков ситца он сшил одеяло точно по росту царя, взял на дорогу горсть чортана — сухого творога — и пошёл во дворец, опираясь на свою суковатую палку.
В горах, где гуляют тучи и сверкает вечный снег на вершинах, ястребиным гнездом высился царский замок, окружённый зубчатыми стенами, укреплённый бойницами и украшенный изображениями каменного вишапа — дракона, разевающего свою страшную пасть.
Портной смело подошёл к окованным железом воротам и попросил доложить о себе царю.
Царские слуги взглянули на лоскутное одеяло и подняли портного на смех:
— На что ты надеешься, хромой безумец! Царь и глядеть не станет на твои лохмотья!
— Я надеюсь на верного помощника, с которым много лет не расстаюсь, — ответил, усмехаясь, портной.
Слуги не поняли его слов, но, помня строгий приказ, ввели портного в покои царя.
Царь взглянул на портного и поморщился, потому что портной был стар, худ и хром. От такого работника нельзя было ждать большой прибыли. Но он не захотел при слугах нарушить своего царского слова и сказал:
— Вах!.. Хвалился ишак конём стать, да уши помешали? Самые искусные мастера не сумели сшить одеяла по моему росту, а этот нищий оборванец надеется угодить мне?.
— Не было бы ишака, пришлось бы коню возить на себе хворост, — ответил портной. — Примерь моё одеяло, о царь, и пусть я потеряю папаху, если оно не придётся тебе точно по мерке.
— Накройте меня ветошью, которую этот урод осмеливается называть одеялом, — приказал царь.
Царские слуги накинули на царя одеяло, и оно покрыло его с головы до ног.
Но царь в один миг перевернул одеяло поперёк, и все увидели, что царские ноги в алых бархатных туфлях торчат наружу.
— Наденьте на этого безумца собачий ошейник и посадите его на цепь посреди двора? — сказал царь. — Пусть он по ночам пугает лаем летучих мышей?..
back to menu ↑
Держи слово
Услышав слова царя, слуги стали смеяться над бедным портным.
— Умный человек смеётся после всех, — сказал мастер и ударил царя по ногам своей суковатой палкой.
Царь взвыл, как буйвол, и спрятал ноги под одеяло, а слуги так и замерли с открытыми ртами, поражённые дерзостью портного.
— Немедленно казните дерзкого? — крикнул царь.
— О царь, — остановил его портной, — одеяло-то пришлось тебе точно по росту, а я слышал, что твоё царское слово дороже золота, крепче алмаза.
Крик гнева застрял у царя в горле; он вспомнил старую поговорку: «Кто обманул сегодня, — тому не поверят завтра». Дрожа от бессильной злобы, царь ответил:
— Ты прав, портной. Моё слово дороже золота, крепче алмаза. Я отдам тебе полцарства и царевну Рачию, но только в том случае, если ты поклянёшься молчать о том, что ударил царя.
— О царь! — ответил портной. — Мне не нужно царства, и я не достоин даже глядеть на Рачию Огнеглазую. Выпусти из горных пещер несчастных рабов, и я уйду, отвешивая тебе низкие поклоны.
Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу. Вместе с портным пришлось царю отпустить всех рабов, да ещё пожелать им добра на дорогу.
Армянская народная сказка «Портной и царь»
Жанр: народная бытовая сказка
Читайте краткое содержание других армянских сказок:
«Волшебная роза»
Главные герои сказки «Портной и царь» и их характеристика
- Царь, жестокий, отвратительный, жадный, хитрый, лживый, старается казаться честным
- Портной, старый, мудрый, опытный, решительный.
План пересказа сказки «Портной и царь»
- Указ царя
- Портные шьют одеяла
- Новые рабы царя
- Старый портной
- Ситцевое одеяло
- Издевка царя
- Удар палкой
- Царское слово нерушимо
- Свобода рабам
Кратчайшее содержание сказки «Портной и царь» для читательского дневника в 6 предложений
- Один жесткий царь повелел мастерам-портным сшить ему одеяло точно по его росту.
- Все одеяла царь объявлял длинными или короткими и отправлял мастеров в шахты.
- Про злодеяния царя услышал старый, бедный портной и сшил одеяло из ситца
- Царь натянул на себя одеяло так, что из-под него высунулись ноги и потребовал заковать портного.
- Портной ударил царя палкой по пяткам и царь спрятал ноги под одеяло.
- По просьбе старика царь отпустил рабов.
Главная мысль сказки «Портной и царь»
На всякого хитреца найдется другой хитрец, еще хитрее.
Чему учит сказка «Портной и царь»
Сказка учит не издеваться над людьми, ценить и уважать чужой труд. Учит держать свое слово и не обманывать. Учит не смеяться над стариками. Учит быть честным и справедливым. Учит тому, что иногда надо ударить «царя», чтобы тот не зазнавался.
Отзыв на сказку «Портной и царь»
Мне понравилась эта армянская сказка. Конечно мне не понравился царь-самодур, который издевался над портными, а понравился старик-портной, который нашел способ и царя наказать, и своих коллег освободить.
Этот старик проявил находчивость и смелость, а потому и смеялся последним.
Пословицы к сказке «Портной и царь»
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Обманувший раз, обманет не единожды.
Давши слово -держись, а не давши — крепись.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Добрый портной с запасом шьет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Портной и царь»:
В одной стране жил жестокий царь. Однажды созвал он всех ткачей и портных, и велел им сшить одеяло точно по царскому росту. Но предупредил, что если одеяло окажется точь-в-точь по росту, то он отдаст за мастера свою дочь Рачию, а если одеяло окажется велико или мало, то портной станет навеки рабом царя.
И принялись портные за работу. Кто- то шил одеяло из шелка, кто-то из бархата с серебряной вышивкой, а кто-то на пуху и вате горной козы.
И портные несли свои одеяла во дворец, но ни одно из них не нравилось царь. Если одеяло было длинным, царь клал его поперек, и кричал, что одеяло куцее. Если одеяло было коротким — сворачивался в комок и кричал, что одеяло слишком длинное. И тысячи мастеров становились его рабами.
Про злодеяния царя услышал старый портной, бедный и одноглазый. Ему не нужна была принцесса, но он поклялся освободить своих собратьев. И он сшил одеяло из обрезков ситца, взял с собой сухого творога и отправился во дворец, опираясь на суковатую палку.
Портной пришел во дворец и слуги сперва не хотели пускать его, но старый портной настоял.
И вот он стоит перед царем, а царь насмехается над портным и его одеялом. Но портной спокойно предлагает примерить одеяло. Царь набрасывает на себя ситцевое одеяло и натягивает его поперек, чтобы наружу торчали его пятки.
После этого велит посадить старого портного на цепь посреди двора, но слуги не успевают выполнить приказ. Старый портной бьет палкой по пяткам царя и царь поджимает ноги так, что они оказываются под одеялом.
Портной говорит, что одеяло оказалось царю точно в пору и напоминает про царское слово, которое крепче алмаза.
Царь понял, что нельзя нарушить свое слово, и сказал, что отдаст за портного Рачию, но портной сказал, что ему нужно только чтобы царь отпустил всех рабов-мастеров.
И царь отпустил рабов.
0
Сказка «Портной и царь». Кто главные герои сказки, как их охарактеризовать?
2 ответа:
3
0
В армянской народной сказке «Портной и царь» рассказывается о правлении одного злого царя и о том, как один старый и мудрый старец смог его проучить.
Главные герои сказки:
- Царь, бессердечный и злой, очень любит хитрить и обманывать других, обманным путём забрал к себе в рабство очень много портных. Царь не уважает старших и смеётся над ними, а так же способен посадить на цепь старого человека.
- Портной, мудрый и добрый старец, который был очень решительный и умел добиваться своей цели, честным путём.
- Портные, бедные люди, которые не смогли противостоять царю и оказались у злого царя в рабстве.
2
0
Армянская народная сказка «Портной и царь» рассказывает нам историю про жестокого царя, которого мы вправе назвать самодуром. Этот царь издевался над своими подданными и всяческими путями обращал их в рабов. Вот и с портными он обошелся точно также. Задал им невыполнимое задание и когда портные не справились, всех обратил в рабов. Но старик-портной сумел наказать злого царя, выполнил его задание и освободил пленников.
Главные герои сказки «Портной и царь»:
- Царь. Капризный, своевольный, бессердечный, жестокий, жадный. Творил в своем государстве что хотел и не признавал законов. Но не посмел нарушить царское слово, когда был наказан стариком.
- Старик портной. Мудрый, но очень бедный. Ему не нужна была жена-царевна, не требовалось ему полцарства. Он был добрый и сострадательный. Он хотел освободить рабов. Проявил смекалку, находчивость.
Читайте также
Сказку «Под грибом» написал Владимир Сутеев, сказка написана в жанре сказок про животных.
Сказка про то, как во время дождя вырос большой гриб, под которым сначала прятался маленький муравей, а потом смог уместиться и заяц.
В сказке автор рассказывает о муравье, бабочке, воробье и мышке, которые жили в лесу и прятались во время дождя под грибом.
Так же в сказке Сутеев рассказывает нам о зайце, который был очень трусливым и постоянно убегал от лисы, которая была очень хитрая, но не обладала большим умом и не смекнула где искать зайца. Так же в сказке автор рассказывает и о лягушке, которая совсем не боялась дождя и которая была очень весёлая.
В сказке Сутеева «Под грибом» рассказывается о дружбе, отзывчивости, автор учит нас помогать своим друзьям и не оставлять их в беде.
Еще несколько десятилетий детям это будет интересно, пока они будут узнавать знакомые слова. Хотя уже сейчас у некоторых детей могут возникнуть трудности со словами кочерга, самовар, кушак (это из «Мойдодыра». И даже умывальник для многих в диковинку. Многие дети никогда не видели зубной порошок. А насчет вечности в вопросе… Через несколько сотен лет язык так изменится, что даже взрослым нужен будет перевод. Если, например, прочитать в оригинале что-то (даже сказку), сочиненное несколько сотен лет назад и не адаптированное к современному языку, то ребенок уж точно ничего не поймет. Даже Пушкина дети далеко не всегда понимают. Известен рассказ учительницы младших классов, как дети рисовали иллюстрации к пушкинским строкам
Дети не знали половину слов, рисовали бомбежку «браздов» (ведь «взрывая»!) какой-то «кубиткой» и т.д. Сейчас тоже не все сразу сообразят, что бразда — от борозда. А через сотни лет?
Молодильные яблочки — это такие чудодейственные фрукты, съев которые, можно помолодеть, похорошеть, поздороветь и прочие по- с положительным оттенком. Этакий эликсир молодости, заключенный в знаковом фрукте (именно яблоко некоторые почитают плодом с древа познания, именно яблоко послужило причиной раздора меж древнегреческими красавицами, да и Ньютону светлая мысль о всемирном тяготении, говорят, пришла после того, как этот фрукт, падая с дерева, тюкнул его по макушке).
Где они произрастают? К сожалению, только в сказках, мифах и прочих продуктах народного творчества, и то не рядышком, а где-то за тридевять земель (источник).
Знаю одну из таких сказок — хотя, возможно, и не ту, которую Вы имеете в виду.
Есть такая известная сказочка о жадности: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Начиналась она с избушки-развалюшки и старого корыта. И уж как Золотая рыбка не угождала стариковой старухе, что только для неё не делала, но в конце-концов разозлилась и…
Закончилась сказка той же избушкой-развалюшкой и старым корытом.
Какой приём здесь используется, сказать не могу, так как не литератор.
А вот мораль сей сказки, как сейчас говорят, такова:
Конечно, фольклор и литература относятся к одному виду искусства, это искусству слова. Оба эти направления предназначены для создания художественных словесных образов и мы воспринимая это на слух преображаем их в своем сознании — в картинки, действо.
И фольклор и литература имеют общую родовую систему.
Конечно между фольклором и литературой имеются отличия. Основное конечно, это стадиальное, т. е. временное. Фольклор появился после возникновения речи, а литература позже — после появления письменности. Автором фольклора является народ, когда у литературного произведения автор известен, это конкретный человек (писатель, поэт и др.). По передачи информации, фольклор передается рассказчиком устно, ну а литературные через книги.
Взаимосвязь между фольклором и литературой существовала всегда, ведь многие образы в своих произведениях, писатели черпали их народного фольклора. Да и впоследствии многие литературные произведения народ стал считать фольклором, забыв, что у него есть конкретный автор.
Собственно на картинке показаны обобщенные сведения по сходству и различию фольклора и литературы: