Кто написал сказку про илью муромца

Илья Муромец и Соловей-разбойник (Афанасьев)

Материал из Народного Брифли

Перейти к:навигация, поиск

История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике

1859 

Микропересказ: Сын крестьянина вылечился от тяжёлой болезни и стал богатырём. Он освободил город от басурманских захватчиков, уничтожил Соловья-разбойника и освободил киевского князя от чужеземного богатыря.

Возле города Мурома в селе Карачарове жил крестьянин. Был у него единственный сын Илья.

Илья Муромец (Афанасьев).jpg

Илья Му́ромец Wikidata.svg — русский богатырь, 30 лет, смелый, сильный, благородный.

Тридцать лет Илья «сидел сиднем», но потом почувствовал в себе силу великую, встал на ноги, сделал себе копьё, оседлал богатырского коня и попросил у родителей благословить его и отпустить в Киев поклониться киевскому князю. Родители благословили Илью, велели ехать в Киев прямой дорогой, через Чернигов, и по дороге никого не обижать.

Поехал Илья прямой дорогой и заехал в тёмные леса, полные разбойников. Увидели разбойники богатырского коня Ильи и решили его отобрать.

…такой лошади ни в которых местах не видывали, а ныне едет на таком добром коне незнамо какой человек.

Стали нападать на Илью разбойники по десять и двадцать человек за раз. Остановил богатырь коня, наложил стрелу на тугой лук и пустил её над самой землёй. Полетела стрела так далеко, что разбойники испугались. Упали они на колени перед Ильёй и, чтобы искупить вину, предложили ему всё своё добро. Илья усмехнулся и ответил, что их добро ему некуда девать, а если разбойники хотят в живых остаться, пусть впредь не разбойничают.

Продолжил богатырь путь к славному городу Киеву. Подъехав к Чернигову, он увидел, что город осадили «войска басурманские», хотят все церкви сжечь, а черниговского князя и воеводу в плен взять. Ужаснулся Илья такой великой силе, но решил положиться на бога и погибнуть за христианскую веру.

Взял Илья копьё «и всю силу поганую побил», а басурманского царевича в плен взял и отвёл в Чернигов. Князь и воевода радостно встретили богатыря и устроили в его честь пышный пир.

Попировав, Илья отправился в Киев прямой дорогой, которую тридцать лет назад проложил Соловей-разбойник.

Соловей-разбойник (Афанасьев).jpg

Соловей-разбойник Wikidata.svg — подлый негодяй и душегуб, имеет суперспособность: убивает свистом.

Не пропускал Соловей-разбойник ни конного, ни пешего — всех убивал, но не оружием, а своим свистом.

Подъехал Илья к реке Смородинке. Учуял его Соловей-разбойник издалека и «засвистал своим свистом разбойничьим», но богатырь не испугался и пошёл дальше. Соловей-разбойник засвистел ещё сильнее, и от этого свиста споткнулся под Ильёй богатырский конь.

Подъехал богатырь к гнезду Соловья-разбойника, которое было свито на двенадцати дубах. Засвистел Соловей-разбойник в полную силу, пытаясь убить богатыря, но тот пустил в разбойника стрелу и выбил ему правый глаз. Вывалился Соловей-разбойник из гнезда, Илья привязал его к стремени и поехал в Киев.

Путь Ильи лежал мимо дома Соловья-разбойника. Увидели три разбойничьи дочери, что их отец в плену, и начали заставлять своих мужей освободить его.

— Мужья наши милые! Поезжайте к мужику навстречу и отбейте у него нашего батюшку, не кладите наш род в таком позоре.

Но Соловей-разбойник велел им не нападать на такого сильного богатыря, а пригласить его в дом «выпить чару зелена вина».

Поверил Илья родственникам Соловья-разбойника, повернул к дому. Подъехав к воротам, богатырь увидел, что старшая дочь разбойника хочет сбросить на него железный брус. Ударил Илья её копьём и убил.

Приехал богатырь в Киев, прямо на княжеский двор, поклонился князю и рассказал, как освободил Чернигов от басурманского войска и пленил Соловья-разбойника. Не поверил князь, послал своих богатырей проверить. Убедившись, что Илья не врёт, князь захотел услышать свист Соловья-разбойника. Приказал Илья Соловью-разбойнику свистнуть вполсилы, но тот свистнул в полную силу, за что богатырь его убил.

Остался Илья в Киеве и подружился с богатырём Добрыней Никитичем. Поехали они гулять «в чистые поля», но не нашли себе достойных противников, встретили только нищего. Решил Илья испробовать на нём свою силу, но нищий упрекнул его, сказал, что некогда они «в одной школе грамоте учились», а теперь он его конём топчет.

Потом поведал нищий, что напал на Киев нечестивый богатырь Идолище, и князь горюет, что богатыри его без защиты оставили.

Идолище (Афанасьев).png

И́долище Wikidata.svg — чужеземный богатырь, огромный и прожорливый.

Переоделся Илья в одежду нищего, проник в княжеские палаты, где поселился Идолище, и начал его оскорблять. Идолище заявил, что связываться с нищим не желает, а сразится только с богатырём Ильёй Муромцем.

Тогда сказал Илья, что он и есть богатырь, бросил в Идолище свою шапку и снёс ему голову. Шапка пробила стену, и в ту дыру богатырь выбросил тело Идолища. Киевский князь похвалил Илью и записал «в сильные и могучие богатыри».

Главная / ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ / 23 февраля (Тематические ссылки) / БОГАТЫРЬ / Илья Муромец (Список изданий) /

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

1 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ИЛИИ МУРОМЦА

Юдин Г. Илья Муромец и Соловей-разбойник

  • Агафонов В. О славном и могучем богатыре русском Илье Муромце/ В.Агафонов; Худож. В.Агафонов.-М.: Студия Панорама, 1992.-48c.: ил.-(Былинная Русь).
  • Алмазов Б.А. Илья Муромец: святой богатырь/ Б.А.Алмазов; худож. И.Хивренко.-Москва: ЭКСМО: ЯУЗА, 2017.-506[4]c.: ил.-(Русь богатырская).-Словарь в конце кн.-16+.
  • Андрюшина С.В. «Я простой русский богатырь, крестьянский сын»: Илья Муромец: человек-легенда/ С.В.Андрюшина// Мир библиографии: научно-практический и культурно-просветительный журнал.-2015.-№3.-С.24-30.-(История в лицах и документах).

    Исторический обзор, посвящённый героическим событиям и героической личности святого Илии Муромца Печерского.

  • Буканова М.С. Тайна Ильи Муромца: беседа с элементами викторины, посвященная русскому былинному герою, учащихся 5-7-х классов/ М.С.Буканова// Читаем, учимся, играем: журнал-справочник сценариев для библиотек и школ.-2009.-№12.-С.100-103.-(Народная культура).-Библиогр.: с.103.
  • Воинство небесное и земное: [православные святые — покровители воинов]// Аты-Баты, шли солдаты: детский православный журнал о военной истории.-2016.-№6.-С.23-30.-(Собор святых).-0+.

    Святой Георгий Победоносец, святой пророк Илия — заступник десантников, святитель Николай Чудотворец — покровитель моряков, святая Варвара — покровительница РВСН, заступник пограничников — Илия Муромец.

  • Георгиев С.Г. Илья Муромец и Соловей-разбойник: [подарочное издание]/ С.Георгиев.-Москва: Эгмонт Россия ЛТД, 2008.-80с.: ил.
  • Гуларян А. Где жил дядюшка Ильи Муромца?/ Антон Гуларян// Техника-молодежи.-2007.-№10.-С.35-39.-(Смелые гипотезы).
  • Девятилова И.С. «Богатыри» В.Васнецова: 1 января — день Ильи Муромца/ Ирина Семеновна Девятилова// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.-2015.-№11.-С.50-53.-(Кисти, краски, полотно).

    В.М.Васнецов (1848-1926) и герои его картин: сценарий мероприятия для детей 8-10 лет.

  • Илья Муромец: Былины/ Сост. Е.Орлова; Ил. Е.Кибрики др.-М.: Вагриус, 1996.-399c.: ил.-(Русские былины и сказки).

    В оформлении использованы фрагменты картин художников В.Васнецова, М.Врубеля, Е.Кибрика.

  • Илья Муромец/ В.И.Калашников; Худож. В.Чапля; Обраб. Н.И.Надеждин.-Москва: Белый город, 2003.-47с.: ил.-(История России).
  • Илья Муромец: былинный богатырь или святой подвижник Киево-Печерской лавры?// Аты-Баты, шли солдаты: детский православный журнал о военной истории.-2016.-№1.-С.23-28.-(Пять «почему»).
  • Илья Муромец: Былинный сказ/ Обраб. А.Н.Нечаев.-Москва: Дет.лит., 1999.-32с.: ил.-(Книга за книгой).
  • Илья Муромец: Былинный сказ/ Пересказ А.Н.Нечаева; Рис. В.Долгова.-Москва: Дет.лит., 2000.-32с.: ил.-(Книга за книгой).
  • Илья Муромец: комиксы по мотивам русской былины/ Худож. Ф.Ш.Добрин.-Б.м.: Кинематографист, 1993.-28c.: ил.
  • Илья Муромец: Русские предания и сказания/ Худож. А.В.Рохлина; Обраб. С.Шиповский и др.-М.: МАИ, 1996.-173c.: ил.-(Сказки, легенды, предания).-В содерж. авт.: В.Муравьев, В.А.Жуковский, Н.Д.Телешов, Б.Лащилин.
  • Илья Муромец и Соловей-разбойник: былины/ Худож. А.Лебедев; Обраб. А.Н.Нечаев.-Москва: Стрекоза-Пресс, 2003.-63с.: ил.-(Библиотека школьника).

  • Илья Муромец и Соловей-разбойник [Видео-кассета]: героический блокбастер.-Москва: Азимут, 2008.
  • Колпакова Н.П. Былины/ Н.П.Колпакова; худож. Н.К.Хомяков.-Ленинград: Художник РСФСР, 1960.-40c.: ил.
  • Лернер П. «Сила богатырская»: [герои русских былинных эпосов Илья Муромец, Добрыня Никитич, Настасья Микулична и Садко в живописи]/ Пётр Лернер// Костер: всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников.-2014.-№1.-С.3.-(Академия художеств журнала «Костёр»).-6+.

    1 января — день былинного богатыря Ильи Муромца.

  • Красинская А. Муромские были: [1160 лет упоминанию о Муроме в «Повести временных лет»]/ Алла Красинская// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура».-2022.-№2.-С.36-38.-(Своя земля).
  • Лескова Н. Илья Чоботок по прозвищу Муромец: [историческое путешествие по селу Корачарову — родине былинного героя]/ Наталия Лескова// Путеводная звезда: школьное чтение.-2015.-№11.-С.52-53.-12+.
  • Львова В. Илья Муромец. Киностудия «Мосфильм», 1956/ В.Львова.-Москва: Комсомольская правда, 2013.-61[3]c.: ил.-(Великие советские фильмы).-Приложение на DVD.-6+.
  • Матвеева Е.А. От Мурома до Берлина: [история города Мурома и одноимённого бронепоезда, построенного в годы Великой Отечественной войны]/ Елена Матвеева; худож. Л.Колов// Костер.-2016.-№11-12.-С.36.-(Вот в чём вопрос).-6+.
  • Мачульская Е. Из ссылки с песнями: [Павел Николаевич Рыбников (1831-1885) — фольклорист, собиратель русского былинного творчества]/ Елена Мачульская// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура».-2021.-№11 (ноябрь).-С.32-35.-(Корневая система).
  • Надеждин Н.И. Илья Муромец/ Н.И.Надеждин; худож. С.Гилёв.-Санкт-Петербург: Акварель, 2013.-64c.: ил.-(Русские богатыри).-6+.
  • Нечаев А.Н. Илья Муромец: Былинный рассказ/ А.Н.Нечаев; Рис. И.Д.Архипова.-2-е изд.-Москва: Дет.лит., 1984.-32с.: ил.-(Книга за книгой).
  • Нечаев А.Н. Три богатыря: Былинные сказки/ Пересказ. для детей А.Н.Нечаев; Худож. И.Д.Архипова.-Москва: Дет.лит., 1979.-64с.: ил.-(Книга за книгой).
  • Павлова Е. Память в камне и бронзе: [памятники былинному герою Илье Муромцу]/ Елена Павлова// А почему?: журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом.-2014.-№5.-С.33.-6+.
  • Полярный богатырь: [новый атомный ледокол ВМФ РФ «Илья Муромец»]// Юный техник: популярный детский и юношеский журнал.-2016.-№1.-С.12-16.-(Создаётся в России).-12+.
  • Прототипы трёх богатырей: кто они// Вести: общественно-политическая газета.-2019.-13 сентября (№70).-С.3.-(Бог весть когда).

    Версии и исторические факты о прототипах былинных героев Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

  • Розов А.Н. Образ Ильи Муромца в фольклоре и интернете: методический материал в помощь изучающим дисциплину «Русский фольклор»/ Александр Розов// Русская словесность: научно-методический журнал.-2020.-№4.-С.92-97.-(Методическая копилка).-Библиогр.: с.97.

    Статья посвящена критическому обзору материалов об Илье Муромце, помещенных в интернете. Эти материалы часто содержат недостаточную информацию о главном русском богатыре, которая искажает представление читателей об образе былинного Ильи Муромца.

  • Русские богатыри: Былины и героич. сказки/ В пересказе для детей И.В.Карнауховой; Сост. и предисл. Г.И.Карнауховой; Рис. Н.Кочергина.-Ленинград: Дет.лит., 1988.-205с.: ил.
  • Сергеева О. Мир Михаила Врубеля: [к 165-летию со дня рождения художника]/ Ольга Сергеева// Герои всех исторических эпох. Биография. Подвиг. Портрет.-2021.-№3.-С.34-35.-(История. Традиции).

    Михаил Александрович Врубель (1856-1910) — живописец, график, сценограф, мастер декоративно-прикладного искусства, один из самых ярких представителей русского символизма. Фольклорный образ Ильи Муромца в картине «Богатырь» М.А.Врубеля.

  • Старостин В.А. Дива былинные: Сказы и рассказы про рус. нар. былевые творения: [Для детей]/ В.А.Старостин; Предисл. Е.Осетрова; Рис. М.Шемарова из Палеха.-Москва: Просвещение, 1974.-111с.: ил.
  • Старостин В.А. Илья Муромец: богатырские былины/ В.А.Старостин; [Послесл. канд. филол. наук А.Н.Нечаева]; худож. М.Шемаров из Палеха.-Москва: Сов. Россия, 1967.-159с.: ил.
  • Старостин В.А. Илья Муромец: Богатырские былины/ В.А.Старостин; Худож. М.Шемаров.-Москва: Сов. Россия, 1979.-160с.: ил.
  • Толстой А.К. Курган: баллады и былины/ А.К.Толстой; Рис. Л.Фалина.-М.: Дет.лит., 1985.-32с.: ил.
  • Три богатыря: Былины/ Худож. Н.Воробьев.-Москва: Худ. лит., 1977.-135с.: ил.
  • Ужегова Е.Ю. Силушка богатырская да удаль молодецкая: игровая программа с весёлыми конкурсами и заданиями для учащихся 5-7 классов/ Елена Юрьевна Ужегова// Читаем, учимся, играем: журнал-справочник сценариев для библиотек и школ.-2017.-№11.-С.31-34.-(Наши праздники).-Библиогр.: с.34.

    Сценарий праздника, посвящённого Дню защитника Отечества. Главные герои — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  • Шамбаров В. Илья Муромец из былин в жития/ Валерий Шамбаров// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура».-2016.-№1.-С.4-7.-(Символ веры).

    Устные предания, исторические события и научные исследования святых мощей Ильи Муромца в Киево-Печерском монастыре, храмы и памятники.

  • Шергин Б.В. Илья Муромец: по мотивам былин/ Б.В.Шергин; ил. П.Павлинов.-2-е изд.-Москва: Дет.лит., 1968.-64с.: ил.-(Школьная библиотека).
  • Шлыгин А.И. Богатырский дозор: Рассказы в стихах/ А.И.Шлыгин; Рис. Ж.Варенцовой.-Москва: Дет.лит., 1985.-60с.: ил.-В содерж.: Богатырский дозор.
  • Щербакова Н. Муром. Родина Ильи Муромца/ Н.Щербакова; худож. Д.Ю.Лапшина.-Москва: Настя и Никита, 2021.-24c.: ил.-(Настя и Никита. Вып. 217).-6+.
  • Юдин Г.Н. Муромское чудо: О святом богатыре Илье Муромце, Петре и Февронии, епископе Василии и окаянном змее/ Г.Н.Юдин; Худож. Г.Н.Юдин.-М.: Эллис Лак, 1995.-143c.

    Иллюстрации: Тридцать лет и три года (Илья Муромец); Муромское чудо (Петр и Феврония).

  • Ярхо В. Илья Муромец: святой воин, казак… или самозванец?: как складывался былинный образ русского богатыря/ В.Ярхо// История — Первое сентября: научно-методическая газета для учителей истории и обществоведения.-2007.-16-30 июня (№12).-С.10-20.-(Анфас и профиль).

04.12.2022

Скачать обзор:

Илья Муромец — один из трех русских самых известных русских богатырей, наряду с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Их образы неоднократно использовались в русской культуре: литературе, кинематографе, живописи. Например, эти три фольклорных героя изображены на знаменитой картине В. Васнецова «Богатыри». Образы богатырей, история их жизни и подвигов раскрывается в произведениях эпического жанра русского фольклора — былинах.

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»  изучается в 6–7-м классе. Пересказ и анализ представлены по каноническому тексту, записанному Александром Фёдоровичем Гильфердингом.

Место и время действия

Действие разворачивается в эпоху Древней Руси, до монголо-татарского нашествия, то есть примерно в X – XII веках.

Типичный древнерусский город 10-го века

В тексте фигурирует Князь Владимир, что, на первый взгляд, могло бы ограничить датировку периодом его правления — концом X–началом XI века. Дело происходит после крещения Руси в 988 году, так как в тексте упоминаются заутреня (народное название раннего богослужения) и обедня (народное название литургии).

Однако фольклористы указывают, что Владимира, персонажа былин киевского цикла, не следует отождествлять с реальной исторической личностью, а значит и соотносить время действия в былине с периодом его правления — некорректно. Датировка остается размытой, определить её более точно не представляется возможным.

Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.

Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства.

Так выглядел Киев в 10-м веке.

Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове.

Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом.

Река Смородина упоминается в славянской мифологии как граница «мира живых» и «мира мертвых», считается аналогом Стикса из древнегреческой мифологии.

Некоторые лингвисты связывают это название с рекой Самарой, протекающей недалеко от Киева. Но есть и другая версия: название реки Смородина происходит от слова «смород», что значит «смрад», «сильный, неприятный запах».

Река Смородина

«Та река свирепая, свирепая река, сама сердитая, —
Из-за первоя же струйки как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра сыплется,
Из-за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит, да сам со пламенью…»

Подробный пересказ содержания былины с цитатами

«Из того ли то из города из Мурома, из того ли то села Карачарова» отправился в дорогу добрый молодец Илья. Путь его лежал в Киев. Герой отстоял заутреню в Муроме, а в стольном граде планировал быть к «обеденке».

«Заутреня» и «обедня» — народные названия церковных служб. Первая проходила очень рано утром, вторая — в первой половине дня, перед обедом.

На пути его лежал славный град Чернигов, возле которого стояли полчища врагов, т.е. город был в осаде.

Илья муромец перед Черниговым

«Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона»

И никто не пройдет через эту «силушку великую», ни зверь не проскочит, ни человек.

Муромец разбивает войско, осадившее Чернигов

Одолел Илья Муромец врагов и въехал в Чернигов. Местные мужики, вдохновленные его подвигом, предлагают ему остаться в городе воеводою. Илья отказывается.

«Не пойду я к вам в Чернигов воеводою».

Спрашивает Илья у мужиков кратчайший путь до Киева («дорожку прямоезжую»). Предостерегают черниговцы богатыря, говоря, что прямоезжая дорога «заколдована, да замуравлена» — опасен путь по ней, а потому пешком её никто не прохаживал и на добром коне не проезживал.

«Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова»

Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».

Наводит он ужас на округу, свистит по-соловьиному, да кричит по-звериному, да так, что травы загибаются, цветы осыпаются, деревья к земле приклоняются, а люди, что поблизости очутились, замертво падают.

Есть на Киев и другая дорога — длинная, ехать по ней 1000 верст, а «прямоезжею», через Соловья-разбойника — 500 верст.

Поехал Илья Муромец короткою дорогою, проезжает горы и реки, конь с его холма на холм перескакивает, подъезжает к речке Смородине.

Соловей-разбойник

Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».

«Засвистал‑то Соловей да и по‑соловьему,
Закричал злодей‑разбойник по‑звериному,
Так все травушки‑муравы уплеталися,
Да и лазуревы цветочки отсыпалися,
Темны лесушки к земле вси приклонилися»

Конь его богатырский поубавил прыть. Берет Илья плеточку и стегает коня. Говорит ему:

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?
Что ты на корни, собака, потыкаешься?

Достает Илья Муромец лук, натягивает тетиву и стреляет в Соловья-разбойника, попадает в правый глаз. Потом спустил разбойника на землю, пристегнул его к стремени и повез в Киев.

В гнезде Соловья-разбойника находились три его дочери. Увидели они своего отца с Ильей Муромцем. Первым двум показалась, что это отец на коне едет  и «везет он мужичища-деревенщину, Да у правого у стремени прикована».

Лишь третья разглядела, что дело обстоит наоборот — это их отец пристегнут к стремени богатырского коня, и у него выбит глаз.

«Едет мужичища‑деревенщина,
Да и сидит, мужик, он на добром кони,
Да и везет‑то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована.
Ему выбито‑то право око со косицею»

С подачи младшей дочери сестры призывают на помощь своих мужей — зятьёв Соловья, просят их взять «рогатины звериные» и бежать бить «мужичищу-деревенщину».

«Эти мужевья да их любимые,
Зятевья то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные
Да и бежали‑то они да и во чисто поле
К тому ли мужичищу‑деревенщине,
Да хотят убить‑то мужичища‑деревенщину»

Говорит Соловей-разбойник своим зятьям, чтобы побросали они рогатины, предлагает задобрить богатыря, пригласить его в гости в соловьиное гнездышко, угостить яствами, медом, да осыпать дарами.

Зятья Соловья-разбойника так и хотят поступить, но Илья не обращает на них внимания, скачет дальше вместе с Соловьем, пристегнутым к стремени, и прибывает в город Киев, въезжает на княжий двор. Из церкви выходит князь Владимир.

«Он пришел в палату белокаменну». Князь приступает к трапезе, приглашает к столу Илью Муромца.

«Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати»

Муромец остановил коня посреди двора, вошел в палаты княжеские, отвесил правителю киевскому троекратный поклон.

Князь спрашивает героя, как его зовут, кто он такой и откуда будет. Богатырь представляется.

«Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!»

Спрашивает князь, как долго ехал Илья до Киева и какой дорогою. Говорит богатырь, что заутреню стоял ещё в Муроме, держал путь через Чернигов, а оттуда коротким путем, мимо речки Смородины.

Удивился князь, не поверил Илье. Правителю было известно, что стоят у Чернигова вражеские силы и про Соловья-разбойника правитель был в курсе. Как же Илья Муромец добрался до Киева опасной такой дорогой, да живым остался?

Отвечает  ему Илья Муромец:

«Соловей‑разбойник на твоем дворе».

Встает князь из-за стола, накинул шубку да соболью шапку и вышел во двор посмотреть на Соловья-разбойника. Просит князь его посвистеть.

Говорил‑то ведь Владимир‑князь да таковы слова:

— Засвищи‑тко, Соловей, ты по‑соловьему,
Закричи‑тко, собака, по‑звериному.

Соловей-разбойник отказывается и отвечает, что будет выполнять только приказы Ильи. Тогда с теми же словами обращается к нему Муромец. Просит свистеть его не в полную силу. Упрямится Соловей, хитрит, говорит, что от ран лишился он сил, да не может засвистеть. Просит поднести ему чару «зелена вина».

«Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да уста мои сахарни порасходятся,
Да тогда я засвищу да по‑соловьему,
Да тогда я закричу да по‑звериному».

Обращается Илья к Владимиру, чтобы тот поднес Соловью «зелена вина». Отправляется Владимир в горенку, наливает немаленькую чару, объемом в полтора ведра. Подносят вино Соловью. Он всё выпил, восстановил силы да как засвистит, что всё вокруг стало рушиться, а люди погибать. Князь шубкой укрывается, а Илья Муромец вывез Соловья в чисто поле и срубил ему голову.

Характеристика героев

В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.

Илья Муромец

Полное имя – Илья Иванович. Русский богатырь, уроженец села Карачарово, что расположено под городом Муромом, в честь которого герой и получил своё прозвище. Илья — герой многих русских былин.

В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.

Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян  («мужичишко-деревенщина»).

Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.

Соловей-разбойник

Отрицательный персонаж, зло, представленное в виде человекообразного существа, напоминающего птицу. Дом Соловья-разбойника находится на дубе и называется «гнездом». Герой обладает сверхспособностью: мощный свист и рык Соловья несут разрушительную силу. Фантастический герой, олицетворяющий зло и угрозу общественному благополучию, — мифологизированный образ врага. Соловей-разбойник хитер и изворотлив.

Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.

Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.

Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.

О возможных прототипах

В летописях упоминается эпизод о некоем разбойнике по имени Могула, которого изловили и доставили к князю Владимиру. Он запомнился сильным криком. Высказывается предположение, что он мог быть прототипом «Соловья-разбойника».

В 40-е годы XIX  века на страницах «Новгородских губернских ведомостей» была опубликована обнародованная исследователем Н. Мельковым легенда из рукописного источника XVII века. В ней говорилась о двух «мордвинах»: одного звали Скворцом, а второго Соловьем. Иногда происхождение фольклорного образа сопоставляют с ней.

Князь Владимир

Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.

Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.

Второстепенные персонажи

Дочери и зятья Соловья-разбойника  появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести.  Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».

Народ (черниговцы и киевляне)  — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.

Анализ былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника

Происхождение

Былина — фольклорное произведение эпического жанра. Истоки былинных сюжетов — рассказы, поверья, мифы, древние легенды русского народа. Формирование сюжета произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник» исследователи относят третьему Владимиро-Суздальскому периоду  (XIV век). Для произведений устного народного творчества характерны различные варианты текста с общим сюжетом.

Поскольку былина относится к Киевскому циклу, «родом» сюжет, вероятно, из южных и центральных русских земель. В XIX веке считалось, что большинство сюжетов русских былин утеряно, однако, как выяснилось, они сохранились на Русском Севере. Большинство былин Новгородского, Киевского, и других циклов были записаны от северных сказителей. Широко известно имя Трофима Григорьевича Рябинина.

Рябинин, Трофим Григорьевич

Рябинин, Трофим Григорьевич — выдающийся русский былинный сказитель, крестьянин по происхождению, основатель династии былинных сказителей, проживавший в Олонецкой губернии, на территории современной Карелии.

Считающийся каноническим текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» от Трофима Рябинина записал ученый-славист A. Ф. Гильфердинг 8 июля 1871 года в Кижах.

Кижи — остров в Онежском озере, в Республике Карелия. Благодаря памятникам деревянного зодчества считается всемирно известной достопримечательностью, имеет статус музея-заповедника

Тексты, записанные Гильфердингом на территории современной Карелии, были изданы в 1873 году в сборнике «Онежские былины» уже после смерти фольклориста.

Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) — русский ученый, лингвист, историк, фольклорист немецко-польского происхождения, член Императорской Академии Наук.

Жанровые и стилистические особенности

Одной из жанровых особенностей былины как эпического произведения считается героическая или историческая составляющая в сюжете. Это тексты, рассказывающие о событиях и подвигах прошлого. В рассматриваемой былине героическое событие — победа богатыря Ильи над Соловьем-разбойником.

Былины — эпические песни, для них характерная неторопливая, напевная манера повествования, характерной особенностью являются рефрены, частые повторы одних и тех же строк или словосочетаний. Былинный слог отличается плавностью, размеренностью, текст насыщен средствами выразительности:

  • эпитетами;
  • метафорами;
  • гиперболами.

Эпитетами могут быть как прилагательные (добрый конь, сыра земля, стремечко булатное), так и существительные (травушка-мурова, мужичишко-деревенщина)

Гипербола — художественное преувеличение, один из основных приёмов для былинных сюжетов. Качества героев, масштабы, эффект, произведенный их действиями, намеренно преувеличены.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» гипербола используются в описании победы Ильи над вражеской черной силой под Черниговом, например: «черным черно, как черна ворона» (очень много).

Гипербола применяется в характеристике силы соловьиного свиста: «… все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются». В финале произведения разбойнику подносят «немалу чашу — полтора ведра» — это тоже гипербола.

Структура и композиция

Сюжет былины изложен последовательно, описывается путешествие главного героя, включающее три этапа (путь от Карачарово до Чернигова, от Чернигова до Киева и пребывание в Киеве), на каждом этапе события постепенно раскрывают образ героя, его характер, мотивы поступков. В структуре повествования можно выделить элементы традиционной композиции:

  • Зачин: герой посещает церковную службу и отправляется в путь из родного села.
  • Завязка: приезд в Чернигов, победа над черной силой как демонстрация «богатырской мощи» героя, получение им известия о злой силе Соловья-разбойника.
  • Кульминация: встреча с Соловьем-разбойником, его пленение и доставка в Киев. Встреча с князем Владимиром.
  • Развязка: конец Соловья-разбойника

Какие темы поднимает?

Основная тема — защита русской земли.

Былинные тексты, как правило, имеют патриотическую направленность. В них воспевается Русь-матушка, отражается уклад жизни и русский характер. На протяжении почти всей своей истории с незапамятных времен Русь, Россия вела войны, сражалась с врагами, отражала набеги захватчиков. Богатырь – мифологизированный, героизированный образ русского воина. Основная тема фольклорного произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — защита русской земли.

Борьба добра со злом

Для русских былин характерно четкое разграничение двух противоборствующих сторон, при этом добро всегда побеждает зло. Два центральных героя произведения — Илья Муромец и Соловей разбойник — представляют два полюса: добро и зло. Добрый герой призван устранить источник бедствий  русского народа. У каждого из персонажей есть своя свита. На стороне Ильи Муромца выступает весь русский народ. На стороне Соловья-разбойника — его семья: дочери и зятья. На стороне Ильи заметный перевес в поддержке.

Сила духа русского народа

«Богатырская наша сила, сила духа и сила воли», — напишет XX-м столетии известный советский поэт Николай Николаевич Добронравов, обращаясь к фольклорным образам. Внутренняя сила человека — одно из главных качеств русского характера, воспетых былинами. Богатыри — это не просто «силачи», это стойкие люди, обладающие силой духа, без которой сама по себе физическая сила не так важна.  Богатырь Илья Муромец в сражении с Соловьем-разбойником не демонстрирует какой-то сверхсилы, его поступки — это скорее проявление силы духа и доблести.

Образ Ильи Муромца — это средоточие лучших качеств русского народа. В былине показано, что спасение русской земли не в ее правителях, а в обычных людях, добрых, доблестных и отважных, коими она полнится.

Природа в былине

Жители Древней Руси очень близки к природе, они в ней жили. Во многих сохранились верования в силы природы от недавнего язычества. В былине нет описаний природы, но она присутствует в ней то упоминанием о звере, который «не прорыскивает», или о вороне, который «не пролетывает». Травушка-мурава, цветочки лазоревые, лесушка звучат рефреном в былине, помогают понять восприятие мира человеком Древней Руси. Соловей-разбойник, представитель зла, своим свистом губит не только людей, но и природу, нарушая её гармонию.

Экранизации

Мотивы былины и образы её главных героев неоднократно воплощались в отечественном кинематографе и мультипликации. Художественный фильм-сказка «Илья Муромец», снятый Александром Птушко в 1954 году, объединяет мотивы нескольких фольклорных сюжетов о русском богатыре, в том числе и былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Одноименные  мультфильмы, основанные на сюжете былины, в СССР и России создавались дважды.

Рисованный мультфильм режиссера Ивана Аксенчука по сценарию Михаила Волгина вышел в 1976 году, является продолжением мультфильма «Илья Муромец. Пролог» (1975).

В 2007 г. выпущен мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» режиссера Владимира Торопчина, позиционируется как вторая часть трилогии о русских богатырях. Сюжет мультипликационного фильма многим отличается от фольклорного оригинала, дополнен сюжетами и событиями, которых нет в классическом тексте, однако основная фабула сохранена.

Скачать обзор:

Александр Нечаев

Илья Муромец

БОЛЕЗНЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ

Фото

Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады-радёхоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздёрнули столы и завели угощенье – почестей пир. Назвали сына Ильёй. Илья, сын Иванович.

Растёт Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень-крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядит, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут. Так год минул и другой прошёл. Время быстро идёт, как река течёт. Тридцать лет да ещё три года недвижимый Илья в избе просидел.

В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить[1], пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.

Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика – калики перехожие[2]стоят, клюками в стену постукивают:

– Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, а люди сказывали, есть у вас в погребе брага пенная, холодная. Принеси-ка, Илеюшка, той браги нам, жажду утолить да и сам на здоровье испей!

– Есть у нас брага в погребе, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года, – отвечает Илья.

– А ты встань, Илья, не раздумывай, – калики говорят.

Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул… А потом схватил ендову[3] полуведёрную и скорым-скоро нацелил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»

Пригубили калики перехожие из той ендовы и говорят:

– А теперь, Илеюшка, сам испей!

Испил Илья браги и почувствовал, как сила в нём наливается.

– Пей, молодец, ещё, – говорят ему странники. Приложился к ендове Илья другой раз. Спрашивают калики перехожие:

– Чуешь ли, Илья, перемену в себе?

– Чую я в себе силу несусветную, – отвечает Илья. – Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!

Глянули калики друг на друга и промолвили:

– Испей, Илеюшка, третий раз!

Выпил Илья браги третий глоток. Спрашивают странники:

– Чуешь ли какую перемену в себе?

– Чую, силушки у меня стало вполовинушку! – отвечал Илья Иванович.

– Коли не убавилось бы у тебя силы, – говорят странники, – не смогла бы тебя носить мать сыра земля, как не может она носить Святогора-богатыря. А и той силы, что есть, достанет с тебя. Станешь ты самым могучим богатырём на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького неражего[4] жеребёночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.

Попрощались с Ильёй калики перехожие и скрылись из глаз, будто их и не было.

Фото

А Илья поспешает родителей порадовать. По рассказам знал, где работают. Старики пал спалили да и притомилися, легли отдохнуть. Сын будить, тревожить отца с матерью не стал. Все пенья-коренья сам повыворотил да в сторону перетаскал, землю разрыхлил, хоть сейчас паши да сей.

Пробудились Иван с Ефросиньей и глазам не верят: «В одночасье наш нал от кореньев, от пеньев очистился, стал гладкий, ровный, хоть яйцо кати. А нам бы той работы на неделю стало!» И пуще того удивились, когда сына Илью увидели: стоит перед ними добрый молодец, улыбается. Статный, дородный, светлорадостный. Смеются и плачут мать с отцом.

– Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Илеюшка! Теперь есть кому нашу старость призреть!

Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:

– Благословите, батюшка с матушкой, меня богатырскую службу нести! Поеду я в стольный Киев-град, а потом на заставу богатырскую нашу землю оборонять.

Фото

Услышали старики такую речь, опечалились, пригорюнились. А потом сказал Иван Тимофеевич:

Читать дальше

  • Кто написал сказку правда и кривда
  • Кто написал сказку пастушья дудочка
  • Кто написал сказку морозко писатель
  • Кто написал сказку которая послужила основой для сказки о рыбаке и рыбке ответ
  • Кто написал сказку капризная принцесса