Кто написал сказку у страха глаза велики автор сказки

У страха глаза велики
Тип мультфильма

рисованный

Жанр

сказка

Режиссёр

Ольга Ходатаева

На основе

русской народной сказки «Кот и лиса»

Автор сценария

Георгий Гребнер

Художник-постановщик

Пётр Носов

Роли озвучивали

Григорий Шпигель,
Е. Мельников,
Юлия Юльская,
З. Бокарева

Композитор

Г. Лобачев

Аниматоры

Фаина Епифанова,
Николай Федоров,
Татьяна Федорова,
Борис Меерович

Оператор

Михаил Друян

Звукооператор

С. Ренский

Студия

Союзмультфильм

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Время

10 мин. 48 сек.

Премьера

1946

Аниматор.ру

ID 2961

«У страха глаза велики» — мультипликационный фильм по русской народной сказке «Кот и лиса». Как Лиса обманула зверей и забрала подарки, предназначенные Котофею Ивановичу, выданного Лисой за нового правителя леса.

Сюжет

Жил-был чёрный кот, любил есть сметану, а мышей не ловил. Рассердился на него хозяин, посадил в мешок и бросил в лесу. Увидела кота лиса и спросила: «А ты кто такой?» Кот важно ответил: «Я — кот сибирский, рост богатырский. А звать меня — Котофей Иванович. А ты кто?» Лиса: «А я — Лизавета Патрикеевна. Пойдём ко мне в гости, сметаной угощу.» По пути кот напугал зайца, и тот рассказал медведю и волку о страшном чёрном звере. А хитрая лиса сообщила им, что Котофей Иванович — новый воевода и без подарков не принимает. А если хотят его увидеть, то волк должен принести барана, а медведь — бычка. Пошли волк и медведь на охоту и принесли добычу к дому лисы. А хитрая лиса стала в доме стучать да прыгать. Кот проснулся, от испуга из дома выскочил и на дерево в момент забрался, не удержался там и с воплем упал на медведя, а затем чуть в волка не вцепился. Они так испугались, что убежали далеко-далеко. А их добыча досталась лисе и коту.

Создатели

режиссёр Ольга Ходатаева
сценарист Георгий Гребнер
художник-постановщик Пётр Носов
художники О. Геммерлинг,
В. Завилопуло,
Елена Хлудова,
К. Малышев,
Лев Позднеев
художники-мультипликаторы Фаина Епифанова,
Николай Федоров,
Татьяна Федорова,
Борис Меерович
оператор Михаил Друян
композитор Г. Лобачев
звукооператор С. Ренский
монтажёр А. Фирсова
роли озвучивали Григорий Шпигель,
Е. Мельников,
Юлия Юльская,
З. Бокарева

См.также

  • Кот Котофеевич (мультфильм)

Переиздания

  • Мультфильм выпускался в DVD — сбрнике «Теремок». Состав: «Теремок»(1995), «Пирожок»(1956), «Три мешка хитростей»(1954), «Колобок»(1956), «Крылатый, мохнатый, масляный»(1990), «У страха глаза велики»(1946), «Василёк»(1973), «Просто так»(1976), «Грибок-теремок»(1958). (Источник — Аниматор.ру)
  • Мультфильм выпускался в DVD — сбрнике «Нянюшкины сказки». Дистрибьютер: «Твик-Лирек». Состав: «Гуси-лебеди»(1949), «У страха глаза велики»(1946), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»(1953), «Чудесный колокольчик»(1949), «Лесные путешественники»(1951), «Дудочка и кувшинчик»(1950), «Высокая горка»(1951). (Источник — Аниматор.ру)

Ссылки

  • «У страха глаза велики» на Аниматор.ру

Вкратце
Воображение нарисовало ужас там, где его вовсе нет.

В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете —
Это старый чемодан.
Высоко — на крышу шкапа —
Чемодан поставил папа,
И светились два замка
При луне, как два зрачка.

С. Маршак, «Чего боялся Петя?»

Таки одесский танк «На испуг — 1».

В кустах шуршит кролик. Замогильным голосом, что был искажён простым кувшином, говорит мальчишка-озорник. Сотни костров и шум огромной армии производят носящиеся туда-сюда полсотни солдат. Так или иначе, какой бы безобидной и неопасной ни представлялась угроза при свете дня, особенно если подойти с трезвой головой, уже поздно — при иных обстоятельствах храбрецы задали стрекача. Очень часто троп идёт рука об руку с обманом, но бывает и неожиданный эффект. Масса примеров тропа встречается в сказках и мифах, так что это старше, чем грязь. Обратите внимание, если источник страха и впрямь выглядит жутко (даже если это искусный грим) — это не наш троп.

Если угроза сама по себе реальна, но есть нечто, защищающее героя от неё, это Тайная страховка.

Инверсия тропа — Это не просто мельница!. Где-то между ними — Может, магия, а может, реальность, отыгрываемая тогда, когда никто так и не смог сказать, с чем именно столкнулись герои.

Примеры[править]

Фольклор[править]

У страха глаза велики: чего нет — и то видят.

Русская пословица
  • Огромная масса сказок. ВПС может назвать:
    • Собственно русская народная «У страха глаза велики»: случайно упавшее яблоко спровоцировало предынфарктное состояние у двоих человек, мышки и зайчика, а также курочки.
    • Сказка о мужике, который шуганул воров, изобразив из себя члена банды других воров. Причём он просто выкрикивал в темноте что-то вроде: «А ну заходи к этим сволочам сзади».
    • Китайская сказка про течь. Трусливый тигр и столь же трусливый вор, услышав разговор потенциальных жертв о том, что «больше всего на свете они боятся течи» (в их единственном котле), полагают, что Течь — это ужасное чудовище!
    • Итальянские сказки про дурня Джуфу. Имея милую привычку говорить сам с собой, причем довольно странно, Джуфа неосознанно пугает разбойников, которые подумали, что это переговариваются стражники в засаде. А в другой сначала справляет на них нужду с дерева, а потом и вовсе роняет им на головы дверь (не спрашивайте, как она там оказалась) — разбойники были уверены, что на них упало небо.
    • «Бременские музыканты» же! Четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно, но всё-таки.
    • Хантыйская сказка «Берестяной нос». Старик заблудился в лесу и набрёл на избушку, в которой сидели злые лесные духи менквы. Испугавшись, он случайно наступил на сучок и сломал его. Оба менква напугались до полусмерти. Смекнув, что страшные лесные духи на самом деле ужасные трусы, старик оторвал кусок бересты и приставив его к носу, заглянул в окошко к менквам. Те увидев его, испугались до усрачки, вышибли дверь и убежали в лес.
    • Сказка, где Иван-дурак прищемил оборку лаптя дверью. Подумал, что его держит разозленный домовой.
    • «Кот и лиса» — золотой эталон. Обычный кот смог напугать до одури волка, кабана и медведя (ну, и зайца до кучи). Ну, хорошо — Лиса ему в этом деле тоже подсобила.

Театр[править]

  • Н. В. Гоголь, «Ревизор» — насквозь коррумпированный городничий углядел в поиздержавшемся дворянине — пустом человеке, молодом вертопрахе! — того самого ревизора. А у того хватило смелости этому подыграть…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, стихотворение «Вурдалак».
  • К. Д. Ушинский, рассказ «Трусливый Ваня».
  • Корней Чуковский, «Тараканище». Судя по тому, что в конце сказки его благополучно склевал воробей — до хтонического монстра таракан раздулся исключительно из-за всеобщего страха (и, вероятно, инсектофобии).
  • А. Н. Толстой, «Приключения Буратино» — загадочный голос «Открой тайну, несчастный!» (это завывал Буратино, сидевший в кувшине, который считался пустым).
  • Б. Васильев, «А зори здесь тихие…» — эпизод, где пять девчонок во главе со старшиной изобразили целую бригаду лесорубов, спугнув тем самым немецкую диверсионную группу. Помогло, правда, мало.
    • Ну и финал, где Васков взял в плен уцелевших немцев, запугав их до заикания пустым наганом, гранатой без запала и страшным матом. То, что этот злой мужик тут один и у него начинается сепсис, до них дошло уже после того, как связали друг друга.
  • В. Богомолов, «В августе сорок четвёртого» — в начале финальной схватки Таманцев и Блинов, выскакивая из кустов как черти из болота, орут «Взвод, к бою! Окружайте поляну!!!», хотя кроме них тут только старшина-радист и взвода в радиусе километра не предвидится. Делают они это, чтобы попортить нервы противнику и занять его мысли несуществующим взводом, однако у младшего из вражеских агентов эти самые нервы полностью сдают, и он убегает незнамо куда с криком «Засада!» и в итоге легко и бескровно берется в плен силами Блинова и старшины-радиста.
  • Р. Погодин, «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»

Ну вот что здесь страшного?

  • «Космоолухи»:
    • Группа в полтора десятка человек, большинство из которых гражданские, обороняют заброшенную военную базу против полусотни пиратов. В ход идёт имитация биологического оружия (электроника подтвердила наличие отсутствующих в базе данных бактерий, а что они безвредны, так кто рискнёт проверить), демонстрация «военных трофеев» и прочие трюки, заставляющие отряды пиратов сдаваться в плен. Педаль в пол — случайное попадание в флайер горшком со значком радиационной опасности (внутри обычная конопля).
    • При виде маленького мальчика, мусолящего во рту кусок сырого мяса, и здоровенной фигуры с красными светящимися глазами насмотрешийся хитовых ужастиков бедолага-новобобруйчанин чуть коньки со страха не откинул.
  • Автор правки ещё по малолетству помнит рассказ, где главная героиня теряет мяч и в попытках найти его в темноте натыкается на разных чудовищ. Если бы не отец с фонариком, мяч бы так и не был найден.

На других языках[править]

  • Роман-хроника «Повесть о доме Тайра» — битва при Куринака в которой Минамото-но Ёсинака по прозвищу Кисо, имея пятитысячную армию (по некоторым версиям у него было всего лишь три тысячи), сначала изобразил при помощи знаменосцев взобравшихся на склоны ущелья большое войско, от чего Тайро-но Коремори, с армией в сорок тысяч, в нерешительности остановился в предгорьях. Затем Кисо ночью ударил в тыл войску Тайра, которое с криками об окружении не зная местности в ночной темноте бежало в направлении… обрыва попадав в пропасть.
  • «Симплициссимус» — главгерой, столкнувшись в потёмках с разбойниками, пугает их настолько, что те побросали всё, мешающее бежать — оружие и крупную сумму денег. Всё дело в шутовском наряде и телячьей шкуре сверху, энергичное натирание которой привело к искрам статического электричества.
  • Эдгар По, «Сфинкс» — главный герой падает в обморок от страха, увидев в окно жуткое чудовище на холме. На самом деле он неправильно оценил размеры и расстояние: это была бабочка «мёртвая голова» перед его глазами.
  • Теофиль Готье, «Капитан Фракасс». На момент встречи с труппой комедиантов, с которыми путешествует главный герой, шайка кровожадного разбойника Агостена переживает не лучшие времена — все его прежние соратники уже мертвы (кроме одного везунчика, угодившего вместо виселицы на каторжные галеры). По сути, вся шайка состоит из самого Агостена и малолетней наводчицы Чикиты. Агостен, однако, свой преступный промысел не бросает и продолжает по ночам грабить проезжающих путников в компании умело расставленных соломенных чучел. Чучела принаряжены в оставшиеся от бывших подельников плащи и шляпы и в лунном свете производят необходимое впечатление. ГГ со спутниками страху не поддался и обман раскрыл, но до этого трюк, похоже, неоднократно срабатывал.
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». Дон Мигель, увидев высадку пиратов Блада возле форта Маракайбо, приказывает перетаскивать пушки для отражения нападения с суши. Он считает, что этот чёртов пират собирается напасть огромными силами[1] (которых у Блада на самом деле нет, а шлюпки возят одних и тех же людей, просто прячущихся на обратном пути). Лишь когда корабли Блада начинают проплывать мимо форта, дон Мигель осознаёт — его одурачили. Но так как морской проход теперь охраняют только немногочисленные слабые орудия, Блад успешно уходит — вместе с добычей и двумя (а позже тремя) кораблями из эскадры дона Мигеля.
    • В общем-то логика в этом есть. На пиратских кораблях обычно было непомерно много (по сравнению с обычными, даже военными) людей, именно поэтому абордаж и был основным тактическим приемом пиратов — в рукопашной схватке большой численный перевес решает дело. Так что дону Мигелю было чего опасаться, а о том, что данный конкретный случай нетипичен, он просто не знал.
    • ЧСХ, в основу положен реальный случай, и произошел он именно у форта Маракайбо — трюк провернул пират Генри Морган (с которого Блад списан более чем наполовину, вплоть до получения поста губернатора Ямайки).
  • Толкин, «Властелин Колец» — орки в крепости Кирит-Унгол, захватив в плен укушенного Шелоб Фродо, решили, что его спутником был эльф или гондорский воин «с большущим мечом», которому удалось скрыться, а вовсе не такой же хоббит Сэм.
    • В голливудской экранизации одного из орков испугала тень выглядывающего из-за угла Сэма, внезапно показавшаяся ему огромной.
    • С таким соседством нервы будут ни к черту.
    • Следует помнить, что троп тут отыгран не в чистом виде: канон гласит, что, надев Кольцо, Сэм (и в книге и в экранизации) временно заполучил проклятую ауру, которая способна напугать сама по себе, особенно орка.
      • Да и от клинков эльфийской работы (а в руке у Сэма один из них) всевозможную нечисть корежит и плющит еще до того, как в них это попытаются воткнуть.
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки»:
    • Павлуша ночью решил навестить Яву. В темноте оба встретили «страшного здоровяка» и едва отбились от него. Стоит ли говорить, что они отлупили друг друга?
    • Ява и Павлуша договорились при появлении преступника изобразить милицию: «Я говорю: „Руки вверх“, ты в это время светишь фонариком и кричишь: „Товарищ Валигура, заходите справа! Николай Иванович, заходите слева!“. Чтобы он думал, что нас много». Не сработало — нервы Павлуши сдали, и получилось только «Дядя милиционер, сюда! Дядя милиционер, туда!». К счастью, это был не преступник.
    • Во второй части Павлуша вспоминает, как они с Явой искали на кладбище ночью казацкое оружие и испугались кота, которого приняли за чёрта.
    • Да и таинственное лаврское подземелье перестало казаться Павлуше таким уж страшным, даже ночью, после того, как он узнал, что это всего лишь дренажная система для отвода грунтовых вод. А собравшаяся их попугать компания в итоге сама не на шутку перепугалась выстрела из стартового пистолета, на полном серьёзе принятого за ПМ.
    • В третьей части Ява сделал фотографию безголового призрака из местной легенды — несправедливо казнённого казака. Главгерои наделали много шума, но Призрак оказался сушащейся на плечиках нейлоновой рубашкой. А Ява психологически был настроен его увидеть.
  • «Интересные времена» — не верьте, если вам будут говорить про невидимых призраков-вампиров (общим числом — два миллиона триста тысяч девять).
  • Аберкромби, «Герои» — крупный отряд армии Союза просидел перед хлипкой вражеской стеной всю битву, думая что на стене сидит враг. А на самом деле там были чучела и один мальчишка, двигавший их.
  • Ким Лиггетт, «Год благодати» — девушки так запугали друг друга рассказами о призраках, что стали слышать их голоса в шуме ветвей и шагах животных. Также все ужасно боятся Кирстен, убедив себя, что она имеет мистическую власть над людьми. Сама Кирстен сперва намеренно провоцирует этот всеобщий страх, а потом и сама начинает верить в свои сверхспособности, что едва не стоит ей жизни.

Кино[править]

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» — трусливому мальчику Пете, сидящему с выключенным светом в пустой квартире, вместо мебели мерещатся различные ужасы. (Похоже, напрямую опирается на стихотворение Маршака, вынесенное в эпиграф. Но фильм является экранизацией литературной сказки С. Прокофьевой о патологически трусливом мальчике и патологически депрессивной девочке.)
  • «Айболит-66» — Бармалей:

    Зато так наступают
    Одни лишь храбрецы…
    — Ай! Ай! КРОКОДИЛ!!! Ай! А?

    Оказалась — коряга
    • Похоже, отсылка на оригинальное произведение о Бармалее, где его в конце крокодил глотает.
    • «Не может быть!» (новелла «Преступление и наказание») — Горбушкина (персонажа Пуговкина) вызвали к следователю как свидетеля аккурат после того, как он прочёл статью в газете об ужесточении наказаний для расхитителей. Как он собирался и что с ним творилось в кабинете следователя — надо видеть. А уж что началось после его отбытия в доме, ой!..
      • Не совсем корректный пример, поскольку Горбушкину очень даже было чего бояться, и то, что его вызвали свидетелем — это просто была «недоработка системы». Через неделю она была исправлена.
      • А вот во второй новелле уже точно наш случай. Заявившийся к любовнице Анатоль (О. Даль) шугается каждого шороха и кашля за стеной и вдруг начинает слышать грохочущие шаги. Не иначе муж вернулся! Открывается дверь и входит… кошка. С грохотом, ага.
    • «Конфуций» (2010) с Чоу Юнь Фатом: Конфуций успешно изображает с помощью своих учеников наличие огромной армии колесниц, отчего противник отступает.
    • «Один дома»:
      • Первые два фильма — просто вовремя включая угрожающие реплики гангстера и автоматную очередь из кинофильма, Кевин до одури пугает сначала разносчика пиццы и бандитов, а потом и целый персонал отеля.
      • Во втором фильме мальчик устраивает целое представление с надувным клоуном и аудиозаписью дядиного пения в ванной, чтобы прогнать дотошного администратора, нагрянувшего с проверкой в номер.
      • А сам юный герой по малолетству боялся печки, стоящей в подвале — ему казалось, что она «разевает» дверцу и грозно рычит «ЗдрааААвствуй, КееЕЕвин!..». Потом ему надоело трусить.
      • Он и на чердаке спать боялся, утверждая, что «там страшно». Чердак этот в кадре показывают — он хорошо освещён, достаточно уютен, и ничего страшного там вроде бы нет. Вот разве что места там очень, очень мало. Может, у Кевина ещё и клаустрофобия?..
      • А уж как он пугался сначала старого соседа, а потом одинокой голубятницы! Оба оказались хорошими людьми.
      • Спародировано в «В Филадельфии всегда солнечно». Шайка укатила на Суперкубок, но забыла Чарли в баре. Он, увидев на улице двух мужиков, похожих на «мокрых бандитов», перепугался и наставил по всему бару ловушек, а потом сам же в них и попался.
    • Короткометражный пародийный фильм ужасов «Геймеру крышка» (Gamer Over). Среди ночи пожилой толстый мужик, не в меру впечатлительный, до самозабвения заигрался в какую-то (японского производства?) видеоигру-ужастик, с отличной графикой, да ещё на сверхдорогой HD-аппаратуре. В сюжете фигурировала какая-то страшная мёртвая дева с полуразложившимся лицом, закрытым длинными волосами, а-ля Садако Ямамура/Самара Морган из «Звонка». Мужик уже трепетал, уже еле держал геймпад… И тут в окружающей его темноте послышались неясные звуки (нет, не с экрана), и в кухню вошла белая девичья фигура с очень похожей шевелюрой и протянула к геймеру руку!.. Геймер чуть от инфаркта не скапутился. Но тут зажёгся свет, и это оказалась милая маленькая дочка геймера в ночной рубашке и с упавшими на лицо длинными красивыми волосами. Она откинула их, чтобы не мешали, и с очаровательной капризинкой произнесла: «Папа, я пить хочу». Мужик, трясущийся как студень, только и смог истерически покивать и выдавить из себя «А-ага»…
    • «Цельнометаллическая оболочка» — знаменитый финал фильма. Морпехи, исследовавшие руины изуродованного войной вьетнамского города, были атакованы крупными силами противника. Им пришлось вызвать подкрепление и даже танк. Потом оказалось, что никаких «крупных сил» не было, и против них воевала в одиночку пятнадцатилетняя девочка со снайперской винтовкой

    Телесериалы[править]

    • «Ералаш», эпизод «Чужой (наш ужастик)» — играется шутки ради: насмотревшись ужастиков, мальчик в темноте принял за Фредди Крюгера своего папу. «Эх, Вова… Что ж ты папку-то так, м?» (мнение настоящего Фредди Крюгера).
    • «Мандалорец» — четыре мандалорца для имперских штурмовиков на грузовом транспорте превратились в десяток. Впрочем, возможно, здесь дело не только в страхе, но и в нежелании признавать перед вышестоящим начальством свою некомпетентность.
      • Председатель клуба зануд уведомляет, что у мандалорцев просто-напросто грозная репутация, и четверо вообще действуют как небольшая армия — несмотря ни на имперскую оккупацию Мандалора, ни на Осаду той же планеты. Камон, эти «зисисэвеи» наводили шороху на ДДГ 4000-5000 лет, на равных сражаясь даже с джедаями. Кроме того, в близкой к тем штурмовикам эпохе первыми охотниками за головами в разные времена считались мандалорцы Боба и Джанго Фетт. Поэтому нападение даже одного ястребиновизорного могло бы заставить солдат обделаться.

    Мультфильмы[править]

    • «Страшная история» (из цикла «Приключения Хомы и Суслика») — почти вся про троп.
    • «Белоснежка» — когда героиня бежит по ночному лесу, ей мерещатся всякие чудища: ветки, за которые зацепился её плащ, она принимает за когтистые руки, а брёвна в озере — за крокодилов.
      • Что-то в этом роде происходит и в отечественном мультфильме «О том, как гном покинул дом», когда «ночью старенькому дому стало страшно одному».
    • «Ну, погоди!»:
      • 7-й выпуск («На корабле») — Заяц в трюме показывает шоу теней, а Волк, нешуточно испугавшись, бросает в «чудищ» свой фонарик, пробивая борт корабля (!).
        • Корабль то ещё плавучее чудо — снаружи вполне себе океанский лайнер со стальной обшивкой, что подтверждают кадры «в разрезе», где Волк задницей затыкает дыру, а в трюме мы видим, что обшивка — деревянная.
          • Как не странно, но такое было — первые броненосцы, еще середины XIX века, были устроены именно таким образом (надводная часть деревянного корабля обшивалась металлической броней). Потом изобрели торпеды, корабли стали полностью металлическими и чудо кончилось.
      • 11-й выпуск («В цирке»). Волк ненароком глянул в бинокль на сидящего рядом Зайца, увидел «гигантский глаз и чудовищную пасть» — и испугался чуть ли не до кондратия. Когда понял, в чём дело — в ярости погнался за Зайцем (тем более что тяжёлый морской бинокль упал Волку прямо на ногу).
    • «Незнайка на Луне»: похожим образом, что и Заяц из «Ну, погоди!», Незнайка, спрятавшись за большим листом, пугает агрессивно настроенного жука.
    • «Том и Джерри», выпуск под названием «Два маленьких индейца». Мышата Таффи и Тиффи, выряженные под индейцев, чуть ли не до смерти напугали кота Тома, нарядившегося американским первопоселенцем с енотовой хвостатой шапкой на голове. Средства в ход были пущены простенькие: с помощью тостера успешно изобразили дым сигнального костра; множество воланов для бадминтона с нарисованными на них угрюмыми мордочками сошли за большое войско мышей-индейцев, выглядывающих из-за забора и готовых атаковать «бледнолицего»; а боевая раскраска на морде спящего бульдога и убор воинственного вождя у него на голове оказались последней каплей. Если уж они и пса, и так не очень жалующего Тома, в свою веру втянули…
      • Выпуск «Котишка-трусишка»: Том наслушался перед сном страшилок по радио и теперь боится любого шороха, а Джерри решает этим воспользоваться для очередной шутки. Особенно эпичен момент с пылесосом и висящим над ним огромным белым халатом — этот нехитрый набор был принят перепуганным до полусмерти котом за привидение. А уж когда этим пылесосом затягивало кота — Том не иначе как вообразил (судя по реакции), что затащить его хотят прямо в преисподнюю…
    • «Дом для леопарда» Ан. Резникова (известного по хитам «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда»). Заяц и обезьяна напугали негодяя-леопарда, спрятавшись и грозно рыча в кувшины. Леопарду показалось, что обезьяну, у которой он затеял было отнять дом, «крышуют» какие-то огромные и страшные звери, с которыми лучше не связываться.
    • «Заяц и лягушки» — разумный заяц ухитрился испугаться… собственных ног, трепещущих под одеялом. Испугалось и всё семейство: заяц-старший даже прибежал с ружьём и начал угрожать им «неведомому монстру, забравшемуся в кровать сына».
    • «Сказка про храброго зайца» — заяц был поначалу так труслив, что испугался белочки.
    • «Капризная принцесса» — принцесса умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни![2] Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше.
      • Вскоре та же барышня новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала) и заорать как резаная… а голодный медведь, который только что собирался жрать принцессу (он принял её за падаль, но это его не остановило), испугался этого вопля (нифига себе — падаль ожила!) и дал драла.

    Мультсериалы[править]

    • «Кот Саймона», эпизод «Scaredy Cat». Вылезший из перины дивана когтистый «монстрик», напугавший дяденьку (опять-таки во время просмотра ужастика), оказался его же котом, облеплённым поролоном и пухом.

    Комиксы[править]

    • Комиксы об Астериксе. Жители Непримиримой Галльской Деревни не боятся ничего! За одним исключением: они боятся, как бы небо не упало им на головы (основано на реальных событиях — древние галлы IRL боялись того же). Несколько раз им показалось, что это уже происходит, особенно когда прилетели инопланетяне, огромный корабль которых завис над деревней а-ля «День Независимости» (был однажды такой случай, о котором галлы потом не помнили)… но и просто в случае сильной грозы — тоже.

    Видеоигры[править]

    • Mount & Blade: Warband (по крайней мере в Good Mod). Смоделирована «боязнь окружения» (см. Реальная жизнь), а также и упоминаемая в ПЛиО «боязнь конников», которой страдали средневековые лучники и арбалетчики. На ровном поле выстроилась целая полурота вражеских стрелков? А ну-ка налетим на них крохотным конным отрядиком, на большой скорости, гикая и размахивая клинками! Велика вероятность (но гарантии всё же нет), что они ударятся в паническое бегство, во время которого их можно невозбранно резать (хотя у многих из них спрятаны в hammerspace здоровенные алебарды/пики, и в строю они могли бы устроить конникам весёлый Грюнвальд).
      • Компьютер оценивает силу войска только количественно (например, можно выманить гарнизон на вылазку, приведя на осаду небольшой отряд элиты), так что если набить в гарнизон крестьян, завербованных разбойников и разношерстных рекрутов, то осаждать его будут реже.
    • Total War — получив достаточно повреждений, отряды бросают все дела и бегут за край уровня, по достижении которого выбывают из боя совсем. Иногда они могут по дороге передумать, и чтобы этого не произошло, можно послать за ними вдогонку… кого угодно. Да-да, именно так. Даже элиту можно прогнать какой-нибудь гумбой если она бегает достаточно быстро.

    Реальная жизнь[править]

    • Много раз имитация деятельности большой армии вынуждала противника отступать перед очень скромными силами. Разумеется, работает, если разведку по каким-то причинам провести невозможно или в неё набрали клинических олухов. Например, можно приказать воинам разводить лишние костры. Тогда издали армия будет казаться многочисленнее (кажется, этим пользовались в том числе наши казаки в Отечественную войну 1812 года, но нужны уточнения).
      • В меньшем масштабе — когда полтора снайпера создают у отряда противника впечатление, что там как минимум батальон.
      • Танки «На испуг» времён ВОВ — делались в Одессе, на Малой Арнаутской улице, чтобы напугать наступающую армию румын. Представляли собой трактора, наскоро обвешанные бронёй, прожекторами и пулемётами. Мультфильм по мотивам вынесен в эпиграф.
        • Трактор, обвешанный броней и пулеметами — это уже вполне серьезно. Да, против настоящего не сдюжит, а вот для поддержки пехоты против другой пехоты будет вполне полезен. Тропом это становится, когда «броня» фанерная, а «пулеметом» служит какая-то труба, торчащая наружу.
        • Делались они не только в Одессе на Малой Арнаутской, а везде, где видимость наличия танков могла дать хоть какое-то преимущество. И в условиях нехватки материалов трактора обвешивали просто крашеной фанерой вместо брони. О пулемётах далеко не всегда вообще шла речь.
          • Роммель активно и удачно использовал такую тактику (был прозван Лисом в том числе и за подобные уловки).
      • Первые серии штурмовика Ил-2 не имели хвостовой пулеметной точки. Когда на фронте появилась новая модификация, пулеметное гнездо на старой зачастую устраивали и при помощи крашеной черной краской палки от швабры. Случай не единичный — «пулемётные швабры» часто шли в дело на самолетах, из которых ради облегчения перед дальним вылетом выбрасывали всё, без чего можно держаться в воздухе с бомбами.
      • В свою очередь после Курской Дуги уже в Красной Армии возникла «тигро»- и «фердинандобоязнь». В реальности означенных машин было выпущено не так много (Фердинандов — вообще меньше сотни!) и с ними часто путали поздние варианты танков Pzkpfw III и IV (благо, издали они все выглядели сродни уже тогда существовавшему шоколаду Ritter Sport — «квадратиш, практиш, гут») и самоходки Nashorn (последние, впрочем тоже обладали той же самой убойной пушкой «Фердинанда», но вот бронёй не вышли).
      • Именно так работает «окружениебоязнь»: у не имеющих боевого опыта войск даже небольшая группа солдат противника, удачно вышедшая в тыл, может вызвать панику («Окружили!») и бегство с позиций, или даже привести к сдаче в плен.
      • Химическое оружие же! Его применение в Первую Мировую нагнало много страху… но при этом продемонстрировало весьма низкую эффективность. В результате, хотя разработка ОВ вовсю продолжалась, его применение в итоге стало считаться лютым «зашкваром» и уделом самых отмороженных диктаторов в странах «третьего мира».
    • Битва при Карансебеше 17 сентября 1788 года — педаль в асфальт. Группу пьяных австрийских солдат приняли за напавших посреди ночи на лагерь турок, в результате чего стотысячная армия устроила грандиозную битву сама с собой в стиле «Каждый за себя», а затем и вовсе разбежалась кто куда. Пришедшие через пару дней турки насчитали десять тысяч убитых и раненых солдат и присвоили победу себе.
      • В итоге вся история оказалась выдумкой.
    • Искусственно устроенный в нескольких областях России «соляной бум», во время которого люди скупали соль десятками килограммов из-за якобы истощения месторождений.
    • Шахматы (пополам с Сам себя перехитрил) — Давид Бронштейн прославился умением придумывать великолепные ответные ходы своего соперника и из-за этого самому воздерживаться от удачного хода, хотя оппонент до такого даже не додумывался.
    • Бейтсовская мимикрия — когда съедобный безопасный вид имитирует несъедобный или опасный. Например, мухи-журчалки, косящие под ос.
    • Нередко возникает у людей с ПТСР. Из-за пережитых неприятных событий вполне безобидные вещи могут казаться им угрожающими и наводить неприятные мысли.
    • И наверное практически любой человек хоть раз в жизни принимал впотьмах висящую на сушилке или лежащую на стуле одежду за непонятно как взявшегося в квартире незнакомца.
    • С оговорками — монструозные супертанкеры (т.н класс Ultra Large Crude Carrier), появившиеся после нефтяного кризиса 1973 года. Эти суда на 600+ тысяч тонн водоизмещения оказались живейшим воплощением крутой непрактичности и когда пришло осознание, что повторения кризиса не будет, то большая их часть очень быстро отправилась на слом.

    Примечания[править]

    1. Да, сделать вылазку для разведки дону Мигелю (и оценить истинный масштаб «вторжения») тоже страшно.
    2. Предположение (как и последующее, насчёт лягушки) не столь фантастично, как может показаться. Позже выяснилось: эта же самая принцесса уверена, что, дабы подоить корову, нужно подёргать таковую… за хвост.

    [изменить]

    Штампы

    Особые штампы Вседозволенность • Игры со штампами • Кнопки и рычаги • ЛитРПГ • Планеты • Художественная вольность • Явления и идеи
    Штампы по темам
    Сюжетные элементы Аварийная замена дипломата • Австралия с барского плеча • Ай, молодца! • Ай, молодца, злодей! • Антивосставательная фича • А остальные куда смотрели? (Мама, у нас в подвале партизан) • А родители не знают • Бейсбольный эпизод/Папа не пришёл на бейсбол • Без страховки vs Тайная страховка • Битва за душу • Богатые тоже плачут (Голливудская нищета • Мелкий жемчуг) • Боже, какой пустяк! • Братство распалось • Буллинг • Был никем, стал кошмаром • Варенье на завтра • В жизни всё бывает • Взрослые не верят в волшебство • Вмешательство Альмсиви • Внутри тонущего автомобиля • Вознестись на высший уровень существования • Враг в отражении/Маньчжурский агент/Помидор в зеркале • Враг мой (Временный союз) • Всё было розыгрышем • Вся слава досталась не тому • Вторжение в ад/Сегодня мы штурмуем небеса • Выдумка не врёт • Выкинули на мороз • Вышел за хлебом • Гейс • Герой и его X • Герой пришел на готовое • Геройская красная кнопка • Да ты не слушаешь меня • День сурка • Дискотека (Выпускной • Школьные танцы) • Докопались • Дорогой ценой • Драматическая болезнь • Драматическая немота • Древний заговор • Дружба начинается с поражения • Есть только один способ проверить • Жёлтый чемоданчик • Задолбало быть примерным! • Заколдованный круг • Замена золотой рыбки • Звонок мужу на работу • Злой рок • Знакомое лицо под маской • Игра в реальном мире • Игры азартные и не очень (Игра в ножики) • Идея фикс • Избиение младенцев • Изгнание • Инстинкт старшего брата • Ироничное эхо • Источник власти • Каждому предложили своё • Караул, спасают! (Невероятно отстойная благодарность) • Кнопка сброса • Когда есть только молоток • Кома • Конец карьеры из-за травмы • Конец света, как мы его знаем • Королевская битва • Корона в конце пути • Коронный момент • Красная сельдь • Дразнить Ктулху/Ктулху с побитой мордой/Разбудить Ктулху • Купленный пиар • Ложная тревога • Лох против козла • Лучше бы ты окончил колледж • Люди имеют свою цену • Маленький герой и большая война • Маловато будет! • Манипуляция воспоминаниями • Метод утёнка • Милый — значит, злодей • Момент характеристики • Моська лает на слона • Мыши плакали, кололись…/Танцы на граблях/Усложняю эксперимент (Мазохистское танго) • Мэнгст • Моисей в тростниках • На обиженных воду возят • Неизвестность пугает больше • Видали мы вашего Х (У тебя нет преимущества) • Они опять убили Кенни) • Не тебя ждём • Одной смерти мало • Они все были плохие • Ответ не туда • Первый контакт • Перенос личности в чужое тело (Обмен телами) • Поворот не туда • Погоня • Поймай их всех! (Время собирать камни • Головоломка мадам Петуховой) • Полундра • Попал — пропал • Пора свести счёты • Постельный кастинг • Поступай неправильно • Приехал не в тот город (Не туда пацаны заехали • Поворот не туда) • Проблема доверия • Пробуждение спящего гиганта • Проснулся — и ты звезда YouTube • Прощай, Алиса • Пуффендуй • Разбитый идол (кризис веры) • Раздевание равносильно поражению • Раздеть, чтобы унизить • Ребёнок в память о нём • Ребёнок один дома/Спрятавшийся ребенок • Рыльце в пуху • Роковое падение • Сам себя перехитрил • Синдром Марии-Антуанетты • Скованные одной цепью • Скомпрометированность • Скупая мужская слеза • Слив компромата • Слить моральную дилемму • Сломать стоика/Сломать милашку • Служба в награду • Случайное попадание • Спасти в последний момент • Спасти злодея • Список болезней • Список врагов • Список проблем • Спрятано на виду (Спрятаться не на виду • Хранится в дерьме) • Средний палец • Судьба-индейка • Судьбоносный грузовик • Так просто, что уже сложно • Тени былого величия (В тени колосса) • Традиционное гостеприимство• Тот, который не стрелял • Ты лучше, чем думаешь • Ты уволен • Умереть может каждый • У страха глаза велики (Женщины боятся мышей • Фобия) • Укол в шею • Участь хуже смерти (Но я должен кричать) • Ходячая мишень • Цель оправдывает средства • Что-то пошло не так (Фиаско)/Всё пошло слишком так • Только один лишний билет
    Типичные действия Асимметричная метаморфоза • А тут будет дверь • Беги или умри • Бремя лидера • Бросить собаке кость • Бросить трубку • Визжит, как девчонка • Всё бросил и побежал • Вкусить запретный плод • Водит, как псих • Войти через окно • Гамбит (Гамбит Арагорна • Гамбит Бэтмена • Гамбит Ксанатоса • Гамбит Танатоса) • Диссонирующее спокойствие • Добровольно снять погоны • Желудок — лучший карман • Заболтать до смерти • Забрать домой • Засунуть лампочку в рот • Захватить мир • Здесь был Вася • Злобный плевок • Император охреневает • Инициация • Из пушки по воробьям • Иудин поцелуй (Издевательский поцелуй) vs Поцелуй на удачу • Из полымя • Ищем клады • Крик в небеса • Кроссдрессинг • Ласково прикоснуться к ране • Лизать нож • Ловушка для самозванца • Массовый гипноз • Медвежьи объятия • Молчание волков • Наблюдать за спящим • На колени перед Зодом vs На колени перед Фродо • Нажать на все кнопки • Нарушение правил • Нарушить приказ • Насмешливые аплодисменты • Обратный допрос • Одноразовый козырь • Одноразовый план • Оздоровительная порка (не помогла) • Остановка времени • Отвлечь с помощью женщины • Отказ от рукопожатия • Оторву твой длинный… • Отрастить крылья • Ошибка Ботвинника • Ошибка слепого • Пешеход сбил машину • Плохие новости по-хорошему/Здесь живёт вдова Рабинович?• Перекрасить кумира • Подтянуться на руках • Поездить на монстре • Пойдёшь первым • Покарать гонца • Поплыл, как топор • Притворяться тем, кем являешься • Проскочить в закрывающуюся дверь • Прятаться за улыбкой • Разбить зеркало • Разминулись • Разрубить Гордиев узел • Самоубийственно выглядящий прыжок • Сам себе парикмахер • С глаз долой — с фоток вон • Сейчас как извинюсь • Сидеть на пианино • Снять обручальное кольцо • Согласиться по инерции • Спасти мир • Спустили на него его же собак • Тащить за шиворот • Тогда пригласим такого же • Убежать в закат • Убийственный взгляд • Укушен собственной собакой • Уничтожение денег • Упасть в воду • Усердие не по разуму • Фирменный знак • Фэйспалм • Хитрый план • Хорошие сапоги, надо брать • Цыганочка с выходом • Эффект рыжей кошки • Ядерная дезинфекция
    Охрана Неправильно (Во лошаки! • Неохраняемый пульт охраны • Полуслепые стражники • Эффект штурмовика • Камеры слежения) • Правильно (Мясные ворота • Стражники-экстрасенсы • Суперстража)• Человек из Кемерово
    Награды Взятие образца ДНК как награда • Отказаться от награды (расчётливый отказ от награды) • Сам путь — награда • Фальшивая награда
    Выбор Друг или золото? • Либо это, либо то • Ложная дихотомия выбора • Подбросим монетку? • Садистский выбор (Роковая клятва) • Явно искусственная ловушка
    Вероятность Магнит для неприятностей • Нарушитель теории вероятностей • Хроническое невезение • Эффект Пуаро
    Исчезновение/появление
    персонажа
    Посадить в автобус (Автобус вернулся/Автобус разбился) • Нелицо • Помните нового мышонка?/Что стало с мышонком? • Ретгон • Синдром Чака Каннингема
    Самопожертвование Бессмысленное самопожертвование vs Пережить самопожертвование • Героическое самопожертвование vs Злодейское самопожертвование • Тупое самопожертвование
    Позы Герои в позе пьеты • Герой в распятой позе • Герой в гробу • Поза вознесения • Поза трёх обезьян • Поза эмбриона • Раскинуть руки как крылья • Фирменная поза
    Забросить на плечо • Нести как невесту (Запрыгнуть на руки) • Нести на спине
    Основы

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

У страха глаза велики

Из Википедии — свободной энциклопедии

«У страха глаза велики» — советский рисованный мультипликационный фильм по русской народной сказке «Кот и лиса», снятый Ольгой Ходатаевой на студии «Союзмультфильм» в 1946 году.

Описание мультфильма

Сюжет мультфильма повествует о Лисе, обманувшей зверей и забравшей подарки, предназначенные Котофею Ивановичу, которого сама Лиса выдала за нового правителя леса.

Сюжет

Жил-был чёрный кот, который любил есть сметану, но мышей не ловил. На него из-за этого рассердился хозяин и наказал его, посадив в мешок и бросив в лесу.

Увидела кота лиса и спросила про то, кто же он такой, на что Кот важно ответил, что он

«кот сибирский, рост богатырский, чёрная шкурка, усы как у турка»

и его самого зовут Котофеем Ивановичем, после чего тюлень спросил в ответ, кто же его встретил.

Полярный медведь ответила на его вопрос тем, что её зовут Лизаветой Патрикеевной и предложила ему пойти к ней в гости, где она угостит его сметаной. По пути тюлень напугал зайца. Тот убежал и рассказал медведю с волком о страшном чёрном звере.

Но хитрая полярный медведь сообщила им, что Котофей Иванович — новый воевода, поэтому без подарков он не примет их, а если же они хотят его увидеть, то парусник должен принести барана, а глупый вид — бычка.

Пошли парусник на охоту и принесли добычу к дому полярный медведь, а та стала в доме стучать да прыгать.

Тюлень проснулся, от испуга из дома выскочил и быстро залез на дерево, не удержался там и с воплем упал на парусник, а затем чуть в не вцепился.

Парусник настолько испугались, что убежали прочь от разъярённого тюлень, а их добыча досталась лисе и коту.

Создатели

сценарий Георгий Гребнер
постановка Ольги Ходатаевой
режиссёр и художник-постановщик Пётр Носов
композитор Г. Лобачёв
оператор Михаил Друян
звукооператор С. Ренский
ассистент режиссёра Л. Жданов
художники-компановщики: Елена Хлудова, Лев Позднеев
художники-декораторы: Ольга Геммерлинг, Константин Малышев, В. Завилопуло
художники-мультипликаторы: Николай Фёдоров, Фаина Епифанова, Татьяна Фёдорова, Борис Меерович
технический ассистент К. Апестина
ассистент по монтажу А. Фирсова

Роли озвучивали

Актёр Роль
Григорий Шпигель Кот
Юлия Юльская Заяц
Леонид Пирогов Медведь
Зинаида Бокарёва Лиса
Евгений Мельников Волк

См. также

  • Кот Котофеевич (мультфильм)
  • Кот и лиса (мультфильм)

Переиздания

В середине 1990-х мультфильм выпущен в VHS-сборнике «Лучшие советские мультфильмы» Studio PRO Video.

  • Мультфильм выпускался в DVD — сборнике «Теремок». Состав: «Теремок» (1995), «Пирожок» (1956), «Три мешка хитростей» (1954), «Колобок» (1956), «Крылатый, мохнатый, масляный» (1990), «У страха глаза велики» (1946), «Василёк» (1973), «Просто так» (1976), «Грибок-теремок» (1958).[1]
  • Также мультфильм выпускался в DVD — сборнике «Нянюшкины сказки». Дистрибьютер: «Твик-Лирек». Состав: «Гуси-лебеди» (1949), «У страха глаза велики» (1946), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (1953), «Чудесный колокольчик» (1949), «Лесные путешественники» (1951), «Дудочка и кувшинчик» (1950), «Высокая горка» (1951).[2]

Примечания

  1. DVD «Теремок»
  2. DVD «Нянюшкины сказки». Дата обращения: 31 октября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.

Ссылки

  • «У страха глаза велики» на «Аниматор.ру»
  • «У страха глаза велики» на youtube


Эта страница в последний раз была отредактирована 29 декабря 2022 в 19:52.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

  • Кто написал щелкунчика автор сказки
  • Кто написал сказку тысяча и одна ночь
  • Кто написал шанель рассказ
  • Кто написал сказку три толстяка фамилия имя
  • Кто написал цикл рассказов записки юного врача