Кто написал сказку зеркало

I

В больничной палате, на кровати лежала больная девочка. Девочку звали Вера. Уже несколько месяцев она была в больнице. Ее состояние с каждым днем становилось все хуже. Врачи делали все, что могли, но ничего не помогало. Болезнь прогрессировала. Боль становилась все сильнее.

Сегодня была пятница. Соседку по палате, с которой Вера успела подружиться, выписали. Новая соседка должна заселиться только в понедельник. За то время, пока Вера лежала в больнице, у нее сменилось три соседки. Ей предстояло провести в палате одной три ночи и два дня.

Провести день в больнице было просто. Придут навестить родители. Позвонит бабушка с дедушкой.  Можно поразговаривать с медицинскими сестрами. Можно выйти из палаты и поиграть с детьми из соседних палат. Правда, сил на игры почти не осталось. Вера быстро уставала и подолгу лежала в кровати. В общем, день пролетал достаточно быстро.

Ночью совсем не так, как днем. Ночь казалась очень длинной. Ночью становилось очень тяжело. Особенно тяжело, когда в палате ты один. Ночью одной было очень страшно и очень хотелось домой. Болезнь давала о себе знать нескончаемой болью. Вера подолгу спала, но, не смотря на принимаемые лекарства, она часто просыпалась от боли. Ночью в палате было темно, только свет с уличного фонаря тускло освещал часть палаты у окна.

Ночью Вера проснулась. Она долга ворочалась на кровати. Подступающая боль не давала ей уснуть. Не в силах больше лежать, она встала и начала ходить по палате. Она подошла к окну. На улице шел снег. Это был первый снег в этом году. Снег кружился вокруг желтого фонаря, падал на землю и медленно таял. Начиналась долгая и унылая зима. До нового года оставалось чуть меньше двух  месяцев.

На подоконнике лежало небольшое овальное зеркало. Видимо кто-то из прежних постояльцев палаты оставил его здесь. Зеркало было вставлено в аккуратную деревянную рамку, черного цвета.

Вера посмотрела на себя в зеркало.

— Что со мной? – вскрикнула Вера.

Она испугалась своего лица в зеркале. Лицо было очень худое, пепельно-серого цвета. Глаза были усталыми и красными. Под глазами были синие пятна. Перед сном она смотрела на себя в зеркало в ванной комнате и выглядела хорошо: лицо бледное, но нормального цвета и не такое худое, глаза усталые, но не красные. Она подбежала к своей тумбочке и нашла маленькое зеркало, которое принесла с собой в больницу. Посмотрев в свое зеркало, она успокоилась. Она выглядела как обычно. Она села на кровать и задумалась над тем, что произошло.

— Может, мне это все показалось? — спросила Вера сама себя.

Она снова подошла к окну и взяла с подоконника зеркало в черной рамке. То же болезненное лицо с красными усталыми глазами смотрела на нее. Вера снова стало страшно, у нее задрожали руки, но зеркала из рук она не выпустила. Она стала вглядываться в лицо из зеркала. Вера поняла, что в зеркале отражается не она, а кто-то другой.

— Кто ты? – спросила девочка у зеркала.

Никто не ответил. Лицо в зеркале не изменялось. Губы у отражения не двигались, когда Вера задавала вопрос. Вера заметила, что глаза у отражения на зеркале моргают в другое время, не как моргала она.

Вдруг отражение в зеркале мерзко улыбнулось.

— Я твоя болезнь, Вера, — хриплым голосом ответило зеркало.

— Как моя болезнь? – удивилась девочка.

— Я живу в тебе и чувствую себя с каждым днем все лучше и лучше. В отличие от тебя, — засмеялась болезнь.

II

Третью ночь подряд Вера разговаривала со своей болезнью через зеркало. Она уже не боялась смотреть ей в лицо. Вера смело задавала вопросы болезни и получала от нее правдивые ответы. Дело в том, что у Веры был помощник. Этим помощником было найденное зеркала. Зеркало не только позволяло Вере через себя говорить с болезнью, но и помогало определить, когда болезнь говорит правду, а когда болезнь лжет.

— Скажи мне, зачем ты живешь во мне, — спросила Вера. С этого вопроса Вера начинала разговор с болезнью.

Раньше болезнь отвечала на этот вопрос с нескрываемым превосходством.

— Я питаюсь твоей жизнью. Вся твоя жизнь перетекает из тебя ко мне. Я становлюсь сильнее и росту, а ты становишься слабее и умираешь.

В первую ночь болезнь даже с интересом говорила с Верой. Она не привыкла общаться со своими жертвами. Обычно, она тихо захватывала человека и, молча, пила из него жизнь. А тут представилась возможность поиздеваться над своей жертвой открыто.

Когда болезнь была молодая, она была слабая и не могла причинить серьезный вред здоровью человека. Максимум синяк, насморк или кашель. Человек с легкостью побеждал болезнь сам или с помощью лекарств. Болезнь покидала человека и была вынуждена искать новую жертву. Но шли годы, болезнь росла, силы увеличивались. Диагнозы у жертв болезни становились все страшнее. Теперь ее была не так просто прогнать из человека. И вред она могла причинить смертельный. Иммунитет человека и принимаемые лекарства уже не всегда помогали.

Но за последние дни ситуация резко изменилась не в ее пользу. Болезни уже не нравилось говорить с Верой. Она стала понимать истинную суть зеркала. Зеркало заставляло болезнь говорить с Верой. Болезнь стала чувствовать, что во время разговора, жизненные силы утекают от нее обратно к Вере. Вера выздоравливает, а она уменьшается и рано или поздно исчезнет.  Причем болезнь не могла соврать, и ей приходилось говорить правду. Как только болезнь пробовало лгать Вере или молчать на ее вопросы, она сама чувствовала страшную боль, чего раньше никогда не испытывало. А от боли жизненная сила еще быстрее уходила от нее к Вере.

— Скажи мне, зачем ты живешь во мне, — снова спрашивала Вера.

— Я не знаю, — раздраженно отвечала болезнь.

III

Подошел к концу декабрь. Вся больница шумела, все готовились к наступлению Нового года. Только в одной палате было тихо.  Палата Веры была пуста. Пастель была аккуратно застелена. Все вещи прибраны на свои места. Шторы на окнах плотно закрыты. Но одна вещь не вписывалась в общий порядок палаты: на подоконнике лежало небольшое овальное зеркало в аккуратной деревянной рамке черного цвета.

Дверь в палату распахнулась, вбежала Вера. Она направилась прямиком к окну, где резким движением раздвинула шторы. В палату полился мягкий свет зимнего Солнца. Она взяла зеркало и посмотрела  в него. В зеркале она увидела только себя. Вера за последние два месяца очень изменилась: появился румянец на щеках, усталость в глазах исчезла. Она стала много смеяться, и всегда была в хорошем настроении. Никакой болезни в зеркале не было. Вера улыбнулась и сказала:

— Спасибо тебе, зеркало! Я полностью здорова и сегодня уезжаю домой. Я буду встречать Новый год дома, со своими родителями. Я об этом даже не мечтала. Все это благодаря тебе. Если не ты, болезнь одолела бы меня, и кто знает, может, и не дожила бы я до нового года. Я решила не забирать тебя с собой. Я в тебе больше не нуждаюсь. Я оставлю тебя здесь, на подоконнике. Тот ребенок, который будут лечиться в этой палате после меня, найдет тебя, и ты поможешь ему победить болезнь, как помогла мне.

Вера положила зеркало и пошла к двери.

— До свидания, зеркало, — сказала Вера и вышла из палаты, закрыв за собой дверь.

Зеркало пролежало на подоконнике все Новогодние праздники, пока однажды ночью его не нашел больной мальчик, новый гость больничной палаты.

I

В больничной палате, на кровати лежала больная девочка. Девочку звали Вера. Уже несколько месяцев она была в больнице. Ее состояние с каждым днем становилось все хуже. Врачи делали все, что могли, но ничего не помогало. Болезнь прогрессировала. Боль становилась все сильнее.

Сегодня была пятница. Соседку по палате, с которой Вера успела подружиться, выписали. Новая соседка должна заселиться только в понедельник. За то время, пока Вера лежала в больнице, у нее сменилось три соседки. Ей предстояло провести в палате одной три ночи и два дня.

Провести день в больнице было просто. Придут навестить родители. Позвонит бабушка с дедушкой.  Можно поразговаривать с медицинскими сестрами. Можно выйти из палаты и поиграть с детьми из соседних палат. Правда, сил на игры почти не осталось. Вера быстро уставала и подолгу лежала в кровати. В общем, день пролетал достаточно быстро.

Ночью совсем не так, как днем. Ночь казалась очень длинной. Ночью становилось очень тяжело. Особенно тяжело, когда в палате ты один. Ночью одной было очень страшно и очень хотелось домой. Болезнь давала о себе знать нескончаемой болью. Вера подолгу спала, но, не смотря на принимаемые лекарства, она часто просыпалась от боли. Ночью в палате было темно, только свет с уличного фонаря тускло освещал часть палаты у окна.

Ночью Вера проснулась. Она долга ворочалась на кровати. Подступающая боль не давала ей уснуть. Не в силах больше лежать, она встала и начала ходить по палате. Она подошла к окну. На улице шел снег. Это был первый снег в этом году. Снег кружился вокруг желтого фонаря, падал на землю и медленно таял. Начиналась долгая и унылая зима. До нового года оставалось чуть меньше двух  месяцев.

На подоконнике лежало небольшое овальное зеркало. Видимо кто-то из прежних постояльцев палаты оставил его здесь. Зеркало было вставлено в аккуратную деревянную рамку, черного цвета.

Вера посмотрела на себя в зеркало.

— Что со мной? – вскрикнула Вера.

Она испугалась своего лица в зеркале. Лицо было очень худое, пепельно-серого цвета. Глаза были усталыми и красными. Под глазами были синие пятна. Перед сном она смотрела на себя в зеркало в ванной комнате и выглядела хорошо: лицо бледное, но нормального цвета и не такое худое, глаза усталые, но не красные. Она подбежала к своей тумбочке и нашла маленькое зеркало, которое принесла с собой в больницу. Посмотрев в свое зеркало, она успокоилась. Она выглядела как обычно. Она села на кровать и задумалась над тем, что произошло.

— Может, мне это все показалось? — спросила Вера сама себя.

Она снова подошла к окну и взяла с подоконника зеркало в черной рамке. То же болезненное лицо с красными усталыми глазами смотрела на нее. Вера снова стало страшно, у нее задрожали руки, но зеркала из рук она не выпустила. Она стала вглядываться в лицо из зеркала. Вера поняла, что в зеркале отражается не она, а кто-то другой.

— Кто ты? – спросила девочка у зеркала.

Никто не ответил. Лицо в зеркале не изменялось. Губы у отражения не двигались, когда Вера задавала вопрос. Вера заметила, что глаза у отражения на зеркале моргают в другое время, не как моргала она.

Вдруг отражение в зеркале мерзко улыбнулось.

— Я твоя болезнь, Вера, — хриплым голосом ответило зеркало.

— Как моя болезнь? – удивилась девочка.

— Я живу в тебе и чувствую себя с каждым днем все лучше и лучше. В отличие от тебя, — засмеялась болезнь.

II

Третью ночь подряд Вера разговаривала со своей болезнью через зеркало. Она уже не боялась смотреть ей в лицо. Вера смело задавала вопросы болезни и получала от нее правдивые ответы. Дело в том, что у Веры был помощник. Этим помощником было найденное зеркала. Зеркало не только позволяло Вере через себя говорить с болезнью, но и помогало определить, когда болезнь говорит правду, а когда болезнь лжет.

— Скажи мне, зачем ты живешь во мне, — спросила Вера. С этого вопроса Вера начинала разговор с болезнью.

Раньше болезнь отвечала на этот вопрос с нескрываемым превосходством.

— Я питаюсь твоей жизнью. Вся твоя жизнь перетекает из тебя ко мне. Я становлюсь сильнее и росту, а ты становишься слабее и умираешь.

В первую ночь болезнь даже с интересом говорила с Верой. Она не привыкла общаться со своими жертвами. Обычно, она тихо захватывала человека и, молча, пила из него жизнь. А тут представилась возможность поиздеваться над своей жертвой открыто.

Когда болезнь была молодая, она была слабая и не могла причинить серьезный вред здоровью человека. Максимум синяк, насморк или кашель. Человек с легкостью побеждал болезнь сам или с помощью лекарств. Болезнь покидала человека и была вынуждена искать новую жертву. Но шли годы, болезнь росла, силы увеличивались. Диагнозы у жертв болезни становились все страшнее. Теперь ее была не так просто прогнать из человека. И вред она могла причинить смертельный. Иммунитет человека и принимаемые лекарства уже не всегда помогали.

Но за последние дни ситуация резко изменилась не в ее пользу. Болезни уже не нравилось говорить с Верой. Она стала понимать истинную суть зеркала. Зеркало заставляло болезнь говорить с Верой. Болезнь стала чувствовать, что во время разговора, жизненные силы утекают от нее обратно к Вере. Вера выздоравливает, а она уменьшается и рано или поздно исчезнет.  Причем болезнь не могла соврать, и ей приходилось говорить правду. Как только болезнь пробовало лгать Вере или молчать на ее вопросы, она сама чувствовала страшную боль, чего раньше никогда не испытывало. А от боли жизненная сила еще быстрее уходила от нее к Вере.

— Скажи мне, зачем ты живешь во мне, — снова спрашивала Вера.

— Я не знаю, — раздраженно отвечала болезнь.

III

Подошел к концу декабрь. Вся больница шумела, все готовились к наступлению Нового года. Только в одной палате было тихо.  Палата Веры была пуста. Пастель была аккуратно застелена. Все вещи прибраны на свои места. Шторы на окнах плотно закрыты. Но одна вещь не вписывалась в общий порядок палаты: на подоконнике лежало небольшое овальное зеркало в аккуратной деревянной рамке черного цвета.

Дверь в палату распахнулась, вбежала Вера. Она направилась прямиком к окну, где резким движением раздвинула шторы. В палату полился мягкий свет зимнего Солнца. Она взяла зеркало и посмотрела  в него. В зеркале она увидела только себя. Вера за последние два месяца очень изменилась: появился румянец на щеках, усталость в глазах исчезла. Она стала много смеяться, и всегда была в хорошем настроении. Никакой болезни в зеркале не было. Вера улыбнулась и сказала:

— Спасибо тебе, зеркало! Я полностью здорова и сегодня уезжаю домой. Я буду встречать Новый год дома, со своими родителями. Я об этом даже не мечтала. Все это благодаря тебе. Если не ты, болезнь одолела бы меня, и кто знает, может, и не дожила бы я до нового года. Я решила не забирать тебя с собой. Я в тебе больше не нуждаюсь. Я оставлю тебя здесь, на подоконнике. Тот ребенок, который будут лечиться в этой палате после меня, найдет тебя, и ты поможешь ему победить болезнь, как помогла мне.

Вера положила зеркало и пошла к двери.

— До свидания, зеркало, — сказала Вера и вышла из палаты, закрыв за собой дверь.

Зеркало пролежало на подоконнике все Новогодние праздники, пока однажды ночью его не нашел больной мальчик, новый гость больничной палаты.

Зеркало

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. – Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда. – Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей! – Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! – И чего это он ко мне пристаёт? – удивлялся добродушный Слон. – Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! – Дяденька, достань воробушка! – смеялся Носорог над Жирафом. – Сам-то больно хорош! – откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: – Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. – Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь? – Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается? – Ну тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: – Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это ещё за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп как пробка. И они перестали обижаться.

Михалков С.В. – Зеркало
4.7 (93.22%) от 295 голосующих

Литература для детей

С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.

В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.

Замечание 1

Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Мораль басни «Зеркало» 440 руб.
  • Реферат Мораль басни «Зеркало» 220 руб.
  • Контрольная работа Мораль басни «Зеркало» 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наиболее известным героем Михалкова выступает знаменитый «Дядя Степа», с образом которого знакомы дети не только в России, но и за рубежом.

Особенности басен Михалкова

В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.

Основными темами произведений для детей выступают следующие:

  • уважение к труду и тем, кто трудится;
  • воспитание дружбы и взаимопомощи;
  • неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.

Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Басня Ошибка читать

Прибежал как-то Заяц к Журавлю. — Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы! — Да они у тебя хорошие! — Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки! — Зачем тебе клыки? — Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от меня побегает! Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть! — Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу Лису искать! Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю — дрожит, трясется от страха. — Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки! — А эти чем плохи? — Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие побольше есть? — Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Новостной портал Беларуси

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА Однажды где-то под кустом Свалила Зайца лихорадка.

Болеть, известно, как не сладко: То бьет озноб его, то пот с него ручьем, Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе… Случилось на него наткнуться Черепахе. Вот Заяц к ней: «Голубушка… воды… Кружится голова… Нет сил моих подняться, А тут рукой подать — пруды!» Как Черепахе было отказаться?.. Вот минул час, за ним пошел другой, За третьим начало смеркаться, — Все Черепаху ждет Косой. Все нет и нет ее. И стал больной ругаться: «Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь! Попутал бес просить тебя помочь! Куда же ты запропастилась? Глоток воды, поди, уж сутки жду…» — «Ты что ругаешься?» — Трава зашевелилась. «Ну, наконец, пришла, — вздохнул больной. — Явилась!» — «Да нет, Косой, еще туда-а иду…» x x x Я многих черепах имею здесь в виду. Нам помощь скорая подчас нужна в делах, Но горе, коль она в руках У черепах! СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно? Вниманием гостей художник наш польщен! Какую критику сейчас услышит он? Не будет ли жесток звериный суд? Низвергнут? Или вознесут? Ценители пришли. Картину Слон открыл. Кто дальше встал, кто подошел поближе. «Ну, что же, — начал Крокодил, — Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» — «Что Нила нет, в том нет большой беды! — Сказал Тюлень. — Но где снега? Где льды?» — «Позвольте! — удивился Крот. — Есть кое-что важней, чем лед! Забыл художник огород». — «Хрю-хрю, — прохрюкала Свинья, — Картина удалась, друзья! Но с точки зренья нас, свиней, Должны быть желуди на ней». Все пожеланья принял Слон. Опять за краски взялся он И всем друзьям по мере сил Слоновьей кистью угодил, Изобразив снега, и лед, И Нил, и дуб, и огород, И даже — мед! (На случай, если вдруг Медведь Придет картину посмотреть…) Картина у Слона готова, Друзей созвал художник снова. Взглянули гости на пейзаж И прошептали: «Ералаш!» x x x Мой друг! Не будь таким Слоном: Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, Себе же только навредишь.

ЗАЯЦ ВО ХМЕЛЮ В день именин, а может быть, рожденья Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье. В кругу друзей, за шумною беседой, Вино лилось рекой. Сосед поил соседа. И Заяц наш, как сел, Так, с места не сходя, настолько окосел, Что, отвалившись от стола с трудом, Сказал: «Пшли домой!» — «Да ты найдешь ли дом? — Спросил радушный Еж. — Поди, как ты хорош! Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился! В лесу один ты пропадешь: Все говорят, что Лев в округе объявился!» Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел. «Да что мне Лев! — кричит. — Да мне ль его бояться! Я как бы сам его не съел! Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться! Да я семь шкур с него спущу И голым в Африку пущу!..» Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов, Как меж столов, Идет Косой, шумит по лесу темной ночью: «Видали мы в лесах зверей почище львов, От них и то летели клочья!..» Проснулся Лев, услышав пьяный крик, — Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался. Лев — цап его за воротник! «Так вот кто в лапы мне попался! Так это ты шумел, болван? Постой, да ты, я вижу, пьян — Какой-то дряни нализался!» Весь хмель из головы у Зайца вышел вон! Стал от беды искать спасенья он: «Да я… Да вы… Да мы… Позвольте объясниться! Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас. Там лишнего хватил. Но все за Вас! За Ваших львят! За Вашу Львицу! Ну, как тут было не напиться?!» И, когти подобрав, Лев отпустил Косого. Спасен был хвастунишка наш! x x x Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, Но обожал… подхалимаж. ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО Хозяйка в кладовушке, на окне, Оставила сметану в кувшине. И надо ж было, Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла! Два малых лягушонка в тот же час — Бултых в кувшин, не закрывая глаз, И ну барахтаться в сметане!.. И понятно, Что им из кувшина не выбраться обратно, — Напрасно лапками они по стенкам бьют: Чем больше бьют, тем больше устают… И вот уже один, решив, что все равно Самим не вылезти, спасенья не дождаться, Пуская пузыри, пошел на дно… Но был второй во всем упорней братца — Барахтаясь во тьме что было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету… x x x Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл, Я в шутку посвящаю басню эту! НУЖНЫЙ ОСЕЛ Обед давали у Вола. Хлев переполнен был гостями, А стол — харчами. Пора бы уж гостям и сесть вокруг стола, Но тут разнесся слух: «К обеду ждут Осла! Как только он изволит появиться, Хозяйка знак подаст — гостям за стол садиться!» Вот долгожданный гость явился наконец. Напротив племенной Коровы Посажен он в кругу Овец. Хозяин налил всем: «Так будем же здоровы! Внимание! Осел имеет слово!» Веселые умолкли голоса. Как наш Осел завел… насчет овса! Почем теперь овес, да как овес хранится, Да почему сытней он, чем пшеница… Он говорит уж полчаса. Один Баран успел напиться, Заснула старая Овца, А речи про овес все нет и нет конца: Ослу невмочь остановиться! Уже гостям ни есть, ни пить, ни петь. И начали ряды гостей редеть. Окончен бал, как говорится. Охрипшего Осла остался слушать Вол… Как мог такой Осел попасть к Волу за стол? Ужели он с Волом был так сердечно дружен? Осел в почете был. Осел Волу был нужен: Когда б кормушками на скотном он не ведал, Он у Вола бы не. обедал! ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ «Я лягу на полок, а ты потри мне спину, — Кряхтя, сказал толстяк худому гражданину. — Да хорошенько веничком попарь. Вот так-то я, глядишь, чуток и в весе скину. Ты только, братец, не ошпарь!» Трет Тонкий Толстого. Одно пыхтит лежачий: «Еще разок пройдись!.. Еще наддай!.. А ну еще разок! Смелей — я не заплачу! А ну еще разок!..» — «Готово, друг! Вставай! Теперь я для себя парку подкину. Мочалку мылить твой черед!» — «Нет, братец, уж уволь! Тереть чужую спину Мне не положено по чину. Кто трет другим, тот сам себе потрет!» x x x Смеялся от души народ, Смотря в предбаннике, как Тонкий одевался И как в сторонке Толстый волновался: Он чином ниже «оказался! НЕПЬЮЩИЙ ВОРОБЕЙ Случилось это Во время птичьего банкета: Заметил Дятел-тамада, Когда бокалы гости поднимали, Что у Воробушки в бокале — Вода! Фруктовая вода!! Подняли гости шум, все возмущаться стали, «Штрафной» налили Воробью. А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!» — «Не поддержать друзей? Уж я на что больная, — Вопит Сова, — а все же пью до дна я!» — «Где ж это видано, не выпить за леса И за родные небеса?!» — Со всех сторон стола несутся голоса. Что делать? Воробей приклювил полбокала. «Нет! Нет! — ему кричат. — Не выйдет! Мало! Мало! Раз взялся пить, так пей уже до дна! А ну налить ему еще бокал вина!» Наш скромный трезвенник недолго продержался — Все разошлись, он под столом остался… С тех пор прошло немало лет, Но Воробью теперь нигде проходу нет, И где бы он ни появился, Везде ему глядят и шепчут вслед: «Ах, как он пьет!», «Ах, как он разложился!», «Вы слышали? На днях опять напился!», «Вы знаете? Бросает он семью!» Напрасно Воробей кричит: «Не пью-ю! Не пью-ю-ю!!» x x x Иной, бывает, промахнется (Бедняга сам тому не рад!), Исправится, за ум возьмется, Ни разу больше не споткнется, Живет умней, скромней стократ. Но если где одним хоть словом Его коснется разговор, Есть люди, что ему готовы Припомнить старое в укор: Мол, точно вспомнить трудновато, В каком году, каким числом… Но где-то, кажется, когда-то С ним что-то было под столом!.. СОЛОВЕЙ И ВОРОНА Со дня рожденья четверть века Справлял в дубраве Курский Соловей. (Немалый срок и в жизни человека, А соловью — тем паче юбилей!) Среди лесных певцов подъем и оживленье: Окрестные леса Вручают юбиляру адреса. Готовится банкет. Концерт на два часа. И от Орла приходит поздравленье. Счастливый юбиляр растроган и польщен — Не зря в своих кустах свистел и щелкал он… За праздничным столом в тот вечер шумно было. На все лады звенели голоса, И лишь Ворона каркала уныло: «Подумать только, чудеса! Уж мне за пятьдесят давно перевалило, И голосом сильней, и всем понятней я, И столько раз Сова меня хвалила… А юбилей — поди ж ты — Соловья!..» x x x Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых, А попадаешь все в знакомых…

КУКУШКА И СКВОРЕЦ «Чего распелся ты так рано над крыльцом?» — Кукушка из лесу Скворцу прокуковала. «Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! — Ей отвечал Скворец. — Я нынче стал отцом! Теперь мне в пору петь с рассвета до заката: В скворечнике моем пищат мои Скворчата! Я полон гордости — растет мой скромный дом!» — «Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! — Кукушка из лесу в ответ. — Чем удивил ты белый свет! По мне, так лучше быть свободной птицей!» — «А где несешься ты?» — «В любом чужом гнезде!» — «А где твои птенцы?» — «Не знаю где. Везде!» — «Да кто ж выводит их?» — «Другие их выводят. Я не из тех, кто в этом смысл находит… Семья мне не нужна. Я жить одна хочу, Куда задумаю — туда и полечу! Где захочу — там прокукую. Вот, Скворушка, тебе бы жизнь такую!» — «Нет, — отвечал Скворец. — Пример моих отцов Подсказывает мне иметь весной птенцов!» И надо же такому вдруг случиться: Пернатый хищник, старый вор, Скворчатинкой задумав поживиться, Явился как-то раз к моим Скворцам во двор. Но грозно встретила его семья Скворцов! Едва отбившись от птенцов и от отцов, Разбойник улетел. А над лесной опушкой Он с одинокой встретился Кукушкой — И все ж позавтракал в конце концов! ЛЕВ И ЯРЛЫК Проснулся Лев и в гневе стал метаться, Нарушил тишину свирепый, грозный рык — Какой-то зверь решил над Львом поиздеваться: На Львиный хвост он прицепил ярлык. Написано: «Осел», есть номер с дробью, дата, И круглая печать, и рядом подпись чья-то… Лев вышел из себя: как быть? С чего начать? Сорвать ярлык с хвоста?! А номер?! А печать?! Еще придется отвечать! Решив от ярлыка избавиться законно, На сборище зверей сердитый Лев пришел. «Я Лев или не Лев?» — спросил он раздраженно. «Фактически вы Лев! — Шакал сказал резонно. — Но юридически, мы видим, вы Осел!» — «Какой же я Осел, когда не ем я сена?! Я Лев или не Лев? Спросите Кенгуру!» — «Да! — Кенгуру в ответ. — В вас внешне, несомненно, Есть что-то львиное, а что — не разберу!..» — «Осел! Что ж ты молчишь?! — Лев прорычал в смятенье. — Похож ли я на тех, кто спать уходят в хлев?!» Осел задумался и высказал сужденье: «Еще ты не Осел, но ты уже не Лев!..» Напрасно Лев просил и унижался, От Волка требовал, Шакалу объяснял… Он без сочувствия, конечно, не остался, Но ярлыка никто с него не снял. Лев потерял свой вид, стал чахнуть понемногу, То этим, то другим стал уступать дорогу, И как-то на заре из логовища Льва Вдруг донеслось ослиное: «И-аа!» x x x Мораль у басни такова: Иной ярлык сильнее Льва!

РОМАШКА И РОЗА «Прошу меня простить за обращенье в прозе! — Ромашка скромная сказала пышной Розе. — Но вижу я: вкруг вашего стебля Живет и множится растительная тля, Мне кажется, что в ней для вас угроза!» — «Где вам судить о нас! — вспылила Роза. — Ромашкам полевым в дела садовых роз Не следует совать свой нос!» Довольная собой и всех презрев при этом, Красавица погибла тем же летом, — Не потому, что рано отцвела, А потому, что дружеским советом Цветка незнатного она пренебрегла… x x x Кто на других глядит высокомерно, Тот этой басни не поймет, наверно…

ЩЕНОК И ЗМЕЯ Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза. — Вот ты на меня смотришь и молчишь… А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! — сказал Щенок Змее. — Все меня учат, прорабатывают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!.. Пока Щенок жаловался, Змея молчала. — Пойдешь ко мне в друзья? — спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел. Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча. Насмерть. ЗEPКАЛО Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда. — Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! — Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! — И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. — Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! — Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом. — Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. — Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь? — Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается? — Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться. ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ Волк решил повеситься и раззвонил об этом по всему лесу. — Как же! Повесится он! Дожидайся! — усмехнулся Заяц. — Повесится, повесится! Непременно повесится! Он это твердо решил, — сказала Черепаха. — Может, еще передумает! — поежился Еж. — Не передумает, не передумает! Он уж и дерево выбрал. И сучок облюбовал! — заверещала Сорока. — На осине решил вешаться. Веревку ищет… Шум, толки, пересуды. Одни верят, другие сомневаются. Дошел слух и до деревенского Полкана. Прибежал Полкан в лес, разыскал Волка. Видит: сидит Серый под осиной, грустный такой, на сучок смотрит. Екнуло у доброго Полкана сердце. Недолюбливал он Волка, близко к дворам не подпускал, но тут как-никак — драма… трагедия! — Здравствуй, Серый! — тихо поздоровался Полкан. — Здравствуй и прощай! — ответил Волк, смахивая с носа слезу. — Прощай, Полкаша! Не поминай лихом. Прости, ежели что… — Неужели это правда? — спросил осторожно Полкан. — Просто не верится! Почему? Что случилось? — Опозорен я! Опозорен и в баснях и в сказках… Не хочу больше жить! Помоги достать веревку… Поищи ее в сарае. Сарай у тебя на запоре, да ты в него вхож… тебе доверяют… — Ладно уж… Сделаю… — согласился Полкан, не подумав. — Вот спасибо! — сказал растроганный Волк. — Да заодно уж… вместе с веревочкой… прихвати и козленочка. Выполни мое последнее желание… И выполнил Полкан последнее желание Волка. А тот не повесился. Раздумал. ПЬЯНЫЕ ВИШНИ Наклевался Петух во дворе пьяных вишен из-под сладкой наливки. Наклевался и пошел искать, с кем бы подраться. И подрался… Утром проснулся, глянул на себя в лужицу и ахнул: правый глаз подбит, весь заплыл. Гребешок набоку, распух. От хвоста два пера осталось. И все косточки болят… — С кем же это я вчера сцепился? — стал вспоминать Петух. — С Гусем, что ли? — спросил он Щенка. — Нет, — сказал Щенок. — С Индюком? — Нет, — сказал Щенок. — С Котом? — Нет, — сказал Щенок. — Неужели я на Быка напал? — едва выговорил Петух. — Нет, — сказал Щенок. — Так кто же меня вчера так отделал? — Курица, — сказал Щенок. ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться. Раздобыл большую кадушку. Пошел в лес. По пути Медведя встретил. — Куда ты, Косой? — За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел. — Возьми меня с собой. — Не возьму! Мне одному мало будет. — И пчелкам ничего не оставишь? — А зачем им? Они себе еще насобирают… Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела. Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел! Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес. — Больно ты, Косой, бессовестный, — сказал Медведь. — Пошел бы ты за медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый! — Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят!.. — простонал Заяц. Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца искусали. — Все дело ты мне испортил! — сказал Медведь Зайцу. — Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули… Вот что значит жадность!

ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ

br /

Решение упражнений. Страницы 113-117: СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ

с. 113. Школа

Автор рассказывает о своей школьной жизни, о своих товарищах. Это стихотворение отражает грустное настроение (ведь ничего не вер­нуть) и гордость за школу (ведь школа была самой лучшей). С. Ми­халков гордится своей школой и безмерно благодарен ей за то, что она «открыла дверь и указала путь».

В стихотворении автор использует перекрёстные рифмы: созвучны первая и третья, вторая и четвёртая строчки.

с. 114. Хижина дяди Тома

Действие происходит на аукционе по продаже людей.

Автора взволновало то, что на аукционе продавали людей, как то­вар, «детей с отцами разлучали» и торговались о цене.

О напряжении в зале говорят такие слова: «все расступились перед ней, чуть не упал актёр со стула».

с. 115. Любитель книг (басня)

Гость был восхищён и удивлён количеством чудесных книг. Это были новые тома собраний сочинений Гюго, Дюма, Майн Рида, Мар­шака.

Хозяин ответил, что он достаёт книги пылесосом, то есть он не чи­тает их, а только стирает с них пыль.

Мораль басни: книги нужно читать, а не «стирать только пыль с изданий подписных».

с. 116. Чужая беда (басня)

Герои басни ленивые и очень равнодушные люди, они «глухи и слепы к соседским бедам».

Басня говорит о том, что тот, кто глух и слеп к чужой беде, сам может попасть в беду.

Басню нужно читать как диалог двух соседей, передавая безразли­чие Степана, тревогу и удивление его соседа.

Мораль басни: не будь равнодушным к чужой беде, чтоб и самому в беду не попасть.

с. 117. Зеркало (басня)

Носорог был глуп и считал, что он самый красивый. Поэтому он издевался над животными.

Носорог увидел себя самого. Но он был глуп и не понял, что смеёт­ся над своим изображением.

Эта басня отличается от басни «Чужая беда» тем, что там Степану не было никакого дела до соседа, а в этой, наоборот, Носорогу было дело до всех, кроме себя. В басне «Зеркало» автор осуждает глупость, а в басне «Чужая беда» — равнодушие.

В басне «Зеркало» автор осуждает пороки людей, показывая их, присущими животным. В басне «Чужая беда» действующие ли­ца — люди.

Решение упражнений. Страницы 113-117: СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • мораль басни чужая беда
  • михалков басня любитель книг мораль
  • басни Сергея Михалкова любитель книг запиши мораль басни своими словами приведи примеры
  • басня Любитель книг мораль
  • басня михалкова чужая беда vjhfkm

Сохрани к себе на стену!

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда. — Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! — Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! — И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. — Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! — Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом. — Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. — Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь? — Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается? — Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Сказка Зepкало

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.

— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!

— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.

— Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.

— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?

— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Впервые напечатана в календаре для октябрят на 1964 год «Звездочка» (М., 1963), в сборнике С. Михалкова «Новеллы и сказки» (М., 1963) помещена в раздел сказок.

Разбор басни «Услужливый»

Давайте охарактеризуем главных героев басни. Мы видим два действующих лица: Лось и Заяц. Автор называет услужливым зайца, хотя, на самом деле, изображает его навязчивым и надоедливым. Эта басня учит нас различать грань между услужливостью и докучливостью. Ведь из-за чрезмерной опеки Зайца Лосю пришлось уйти. Очевидно, что Заяц хотел, как лучше, «ведь сам Лось попросил его об одолжении», но …перестарался. Вспомним его надоедливые предложения (рис. 4): – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Рис. 4. Заяц и Лось (Источник)

Лось продолжает отказываться, но Заяц не может успокоиться: – Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! Снова услышав нет, Заяц предпринимает еще попытку: – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! Когда и это не увенчалось успехом, Заяц задает вопрос, переполнивший чашу терпения Лося: – А может, тебе рога мешают?! После чего Лось вынужден был спасаться бегством, чем вызвал искреннее недоумение Зайца: – Куда же ты? Ведь еще и двадцати минут не прошло! Эта басня учит нас, как не надо себя вести. Даже услужливость может стать недостатком. И иногда нужно просто выполнить чью-то просьбу, не добавляя ничего лишнего.

Анализ, мораль басни Михалкова «Грибы»

Басня С. В. Михалкова «Грибы» была опубликована в 1967 году в центральной партийной газете «Правда», и это о многом говорит. Обласканный властью талантливый поэт, являясь первым секретарем правления Московской организации Союза писателей РСФСР, обладал безусловным авторитетом в литературных кругах, всегда активно строил карьеру и не имел проблем с публикациями.

Миниатюрная басня «Грибы» при внешней лаконичности выражения является иллюстрацией внутренней философии бытия. В ее рамках поэт доступно и ненавязчиво проводит тезис о том, что внешность человека совсем не является мерилом ценности личности.Нарядный броский Мухомор при всей его внешней яркости не перестает быть обычной бесполезной поганкой. Более того, его кричащая красота таит в себе опасность – неопытный человек, соблазнившись ею, может подвергнуть свое здоровье страшной угрозе. Возможно, природа и раскрасила шляпку мухомора, чтобы предупредить людей и зверей об этой опасности – но эта истина очевидна не всем.

Автор обозначает собственное отношение к персонажам. В тексте басни фигурируют оценочная лексика — «нахальный вид». Оборот «бросался в глаза» имеет явный негативный оттенок, а повелительная интонация Мухомора подчеркивается соответствующей глагольной формой — «смотрите», хвастливую ноту подчеркивает восклицательный знак. Категоричность, безапелляционность высказывания усиливается отрицательной частицей «нет» — «заметней нет».

Перифраз-самоназвание «поганка» позволяет дополнительно подчеркнуть недалекость хвастливого Мухомора, который не улавливает отрицательной коннотации такого названия так же, как и эпитета «ядовит». Более того, Мухомор явно гордится своей ядовитостью. Поэт напоминает нам, что пустословы на поверку оказываются поверхностными, а зачастую и просто глупыми людьми.

Риторическими восклицаниями, вызывающими эмоцию читателя, являются все реплики Мухомора — «Смотрите на меня!», «Как я красив!». Лексический повтор «…красив! Красив и ядовит…» позволяет сделать акцент на характеристике, которую дает себе Мухомор, его самолюбовании.

Басня отлично иллюстрирует русскую пословицу «Молчание — золото». Мудрый человек не навязывает своего мнения никому. Более того, молчание становится для Белого Гриба условием выживания Среди иных средств художественной выразительности в басне использованы немногочисленные эпитеты — «яркий Мухомор», «нахальный вид», «я красив и ядовит», инверсия – «рос… Мухомор», «бросался … в глаза … вид», «заметней нет…», метафора – «вид бросался в глаза», парцелляция – «…под елочкой молчал. И потому… никто…»

Автор удачно использует прием противопоставления. Изначально персонажи находятся в разных позициях. Саморекламу Мухомора облегчает его местоположение – среди лесной полянки.

Имя существительное «в тени» приобретает в контексте басни переносное значение – таким образом, автор указывает, что Белый Гриб ведет скрытное существование. Уменьшительная форма слова «под елочкой» придает всему предложению иронический оттенок.

Использование местоимения «никто» в конструкции «никто не замечал» подчеркивает отсутствие на поляне кого бы то ни было, способного взять ценный лесной трофей в виде Белого Гриба.

Басня обличает людей, которые выпячивают свои сомнительные внешние черты, не понимая их истинной цены. Она не содержит сформулированной морали, но внимательный читатель сделает это самостоятельно – не стоит доверять людям, превозносящим свои физические достоинства над моральными качествами. Ирония судьбы состоит в том, что скромным знающим людям труднее добиться успеха. Поскольку они зачастую не умеют громко заявить о себе, их уделом становится несправедливое забвение.

Особенности басен Михалкова

В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.

Основными темами произведений для детей выступают следующие:

  • уважение к труду и тем, кто трудится;
  • воспитание дружбы и взаимопомощи;
  • неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.

Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Басня «Заячье горе»

Прочтём еще одну басню С. Михалкова, которая называется «Заячье горе» (рис. 5).

«Заячье горе»

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.Заяц мучительно завидовал Черепахе.

Рис. 5. Заяц (Источник)

«Вот как она живёт! Вот живёт! – думал Заяц. – Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги – и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе!..»И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, и всюду её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.– Что с тобой? – спросила Зайца Белочка. – С чего чахнешь?– Из-за проклятой Черепахи, – ответил Заяц. – Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком…А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Лучшие басни Ивана Андреевича Крылова

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Ворона и лисица, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Волк и волчок, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Волк и журавль, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Волк и ягненок, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Квартет, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Лебедь, рак и щука, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Стрекоза и Муравей, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Зеркало и обезьяна, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Кукушка и петух, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Листы и корни, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Музыканты, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Чиж и голубь, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Мартышка и очки, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Осел и соловей, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:


Басня Свинья под дубом, Иван Андреевич Крылов

Читать басню

Литература для детей

С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.

В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.

Замечание 1

Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Мораль басни «Зеркало» 430 руб.
  • Реферат Мораль басни «Зеркало» 270 руб.
  • Контрольная работа Мораль басни «Зеркало» 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Наиболее известным героем Михалкова выступает знаменитый «Дядя Степа», с образом которого знакомы дети не только в России, но и за рубежом.

Читать онлайн БАСНИ. Михалков Сергей.

В книгу Сергея Владимировича Михалкова, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, вошли широко известные, давно полюбившиеся читателю басни, в которых беспощадно высмеиваются человеческие недостатки и пороки. Многие образы басен Михалкова стали нарицательными.

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ, НО НЕ ПОУЧАЮЩАЯ…

Басня – это, пожалуй, самый доступный, самый простонародный жанр, где-то очень близкий сказке. Во всяком случае, сказовое, изустное начало в басне гораздо заметней, чем в каком-либо другом жанре письменной словесности. И вообще, если вдуматься, не пошла ли она от слова “баить”? Байка и басня не зря, видать, рядом в языке стоят. И потом – насколько басня разговорна, общительна на миру, настолько же она и наглядна. Даже, если хотите, она во многом – своеобразный малый перво-театр в слове, народное действо, вобравшее в себя некоторые приемы и ходы еще дописьменного скоморошества, языческую игру-забаву под видом всевозможных зверей и зверушек. Терминология: “эзопов язык”, “аллегория”, “символика” – это все потом, от попутных размышлений.

И еще: басня – это самый, я бы сказал, свободный в смысле строфики и ритмики жанр. Она мало подчинена определенному размеру стиха, определенному складу строфы, количеству строк, порядку и характеру рифмовки. Главное в басне – не внешняя форма ее канонической конструкции, а зримость действия, тон, пауза, точность смыслового ударения, динамика жеста, сопровождающего мысль… И что интересно: будучи откровенно сатирической, настоящая басня, как правило, никогда не бывает злой. Как не бывает злой, скажем, мудрость, сказка. Ум, да, – тот может быть злым, даже злобным. Мудрость – никогда.

Басня – ближе к мудрости. При всей своей беспощадной насмешливости она никогда не изменяла добру. Скорее даже наоборот – всегда преданно служила ему. Служила доброму укору, а не расчетливо-язвительному злословью. Лично я, например, не могу припомнить сейчас ни одной сколько-нибудь стоящей басни, которую можно было бы безоговорочно отнести к разряду откровенно хохмаческих, улюлюкающих басен. Это не в характере басни вообще.

Знаю басню забавной, потешной, поучительной, но чтоб демонстративно поучающей, перстоуказующей свысока – такого что-то не могу припомнить. Случись такое, басня сразу бы перестала быть басней. Даже сама мораль, как обязательная часть басенной сути, ее соль, и та ни в коем случае не должна быть слишком уж надменно показной, дежурной моралью с нахлобученным, так сказать, перехмуром аж до подбородка. Серьез в шутку и шутка всерьез – вот нормальное лицо настоящей нормальной басни.

Выше я сказал: “басня – самый доступный, самый простонародный жанр…” Это что – хула или похвала с моей стороны? Похвала, конечно. Ведь простонародное вовсе не означает – спрошенное, примитивное. Скорее, наоборот, простонародное – это прежде всего наиболее разумное, много раз и не однажды взвешенное, перепроверенное опытом, становое, насущное прежде всего. Что же касается доступности басни как жанра, то, говоря это, я в основном имел в виду доступность в смысле легкости восприятия, а не в смысле творчества. И не каждый из поэтов пойдет на то, чтобы укрепить себя в этом жанре. И это отнюдь не мое открытие. Это – факт самой истории нашей многожанровой литературы. Очевиден великий ряд великих поэтов – Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Твардовский… А кого поставить в этот ряд из великих поэтов-басенников? Крылова? Да. Но в этот ряд он и без нас давно поставлен. Демьяна Бедного? Возможно, но только отчасти. То же самое можно сказать и о Сергее Васильевиче Смирнове как о басеннике. Короткая басня, басня шпилечка-подковырочка – он является ее родоначальником.

Резко, на мой взгляд, выделяется Сергей Михалков. Он приобрел достаточно устойчивую репутацию действительного мастака этого жанра. В лучших образцах, конечно. И это не потому вовсе, что критика так повелела. Нет. Так повелела правда, особый дар поэта, его характер, его склонность не только писать-говорить словом, но и ставить, разыгрывать натурально это слово, как некое такое полезное действо с добным намеком на серьезный укор. А для этого, говоря по-деревенски, надо быть еще и заводилой, то есть режиссером-постановщиком – по-городскому. Надо быть одновременно и непоседливым, глазастым мальчишкой и мудрым-премудрым старцем, всегда готовым что-нибудь рассказать. Надо быть и милосердным служителем зоопарка и требовательным, строгим – но только без перехмура! – работником службы просвещения, спецкором сатиры.

  • Кто написал сказку асин хлеб
  • Кто написал рассказ человек на часах
  • Кто написал рассказ филипок
  • Кто написал рассказ трудная задача
  • Кто иллюстрировал сказку о царе салтане