Кто написал слово о полку игореве сочинение

На данной странице вы найдете 2 примера сочинений на тему Автор «Cлова о полку Игореве”. Сочинения разные. Каждое из них хорошо по-своему. Использовав идеи из данных сочинений, вы сможете написать свое собственное прекрасное сочинение.

Автор в поэме «Слово о полку Игореве» — сочинение 1.

Об авторе «Слова о полку Игореве» ни в самом произведении, ни в других исторических источниках не сказано буквально ничего. Анонимность обычна для произведений древней литературы, но «Слово», особенно для первых читателей, настолько выделялось на общем фоне («Уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности» назвал его А. С. Пушкин в неоконченной статье с характерным заглавием «О ничтожестве литературы русской»), что больше двух веков исследователи играли в две исторические игры.

Поклонники искали возможного автора среди современников описываемых событий. Круг претендентов оказался широк. Согласно разным гипотезам, «Слово о полку игореве» могли написать и сам князь Игорь, и его сын Владимир, и его дружинник, и киевский боярин Петр Бориславич, и несколько известных и неизвестных князей XII века.

Однако уже в начале XIX века возникло скептическое направление в исследовании «Слова». Скептики считали, что текст — созданная в том же XVIII веке подделка, мистификация, подобная упоминаемым Херасковым древним песням псевдошотландского барда Оссиана, на самом деле написанным также в XVIII веке поэтом Дж. Макферсоном. Их даже не убедила обнаруженная позднее «Задонщина», памятник конца XIV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского над татарами и явно использующий некоторые мотивы и формулы «Слова». Скептики утверждали: неизвестный автор использовал именно «Задонщину» как образец для своей фальсификации.

Особой остроты спор достиг в XX веке, приобретя идеологический характер: считалось, что «отдать» памятник скептикам, значит, унизить Россию-СССР как государство. Сторонники этой точки зрения предложили свой список претендентов. Возможными авторами подделки называли самого открывателя А. И. Мусина-Пушкина, одного архимандрита, одного чешского филолога и даже H. М. Карамзина.

Уже в нашем столетии знаток древнерусского языка, составитель словарей, исследователь новгородских грамот А. А. Зализняк всесторонне исследовал язык «Слова о полку Игореве» и сделал одновременно парадоксальный и закономерный вывод.

Текст «Слова» ни в чем не противоречит языковым нормам XII века, однако осложнен влиянием жившего где-то на северо-западе переписчика XV-XVI веков (в списке отразились особенности северорусского говора).

Таким образом, автор «Слова» — человек XII века. Его имя, видимо, навсегда останется тайной, но главное о нем мы знаем. Он действительно был интуитивным гением, причем даже не подозревающим о своей гениальности. Только гений способен так рассказать о своем времени, что его читают и через восемь веков.

Автор «Слова о полку Игореве» — сочинение 2.

Летописный «памятник» в великое «Слово» превращает Автор. «Он действительно заполняет собою все произведение от начала до конца, — замечает И. П. Еремин. — Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, автор, вносит в «Слово» и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения».

Автор «Слова о полку Игореве» утверждает, что он начинает свою песнь «по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна». Однако его стиль не только противостоит Бояну, но и наследует ему.

Масштабность изображения, антропоморфизм, метонимичность, даже отрицательные сравнения — поэтические принципы всего текста «Слова», а не только Бояновых фрагментов. Характерно, что последнюю метонимию-антитезу (трубы — стяги) переводчики слова то включают в Боянову песнь, то приписывают уже самому автору «Слова».

Мы ничего не знаем об авторе как человеке, но многолетние исследования «Слова» позволили многое узнать об авторе-художнике.

Прежде всего, для него характерно органичное сочетание письменной, книжной культуры и культуры устной, бытовой, фольклорной. Он, вероятно, знаком с «Повестью временных лет» и другими письменными памятниками. Он хорошо ориентируется в русской истории и географии: в «Слове о полку Игореве» достаточно подробно представлены более десятка князей и перечислены многие русские города, реки, местности. Он широко использует риторические вопросы, обращения, восклицания, сложные синтаксические фигуры с многочисленными инверсиями и повторами, характерные для книжной культуры своего времени. «Ты, храбрый Рюрик, и Давыд! Не ваши ли воины злачеными шлемами в крови плавали? Не ваша ли храбрая дружина рыкает, словно туры, раненные саблями калеными, на поле неведомом? Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

В то же время автор — человек практического знания, глубоко погруженный в быт, знаток народных примет, предсказаний, поверий.

Предметная основа «Слова», источник большинства его тропов, находится в двух близких областях, двух главных мужских занятиях эпохи: войне и соколиной охоте.

«Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщешь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат проклятые головы половецкие. Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калеными».

«И сказали бояре князю: «Уже, князь, тоска ум полонила. Вот слетели два сокола с отцовского золотого престола добыть города Тмуторокани или хотя бы испить шлемом Дона. Уже соколам крылья подрезали саблями поганых, а самих опутали в путы железные».

«Говорит Гзак Кончаку: «Если сокол к гнезду летит — расстреляем соколенка своими злачеными стрелами». Говорит Кончак Гзе: «Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколенка красной девицей».

Автор «Слова о полку Игореве» — книжник и воин. Благодаря такому сочетанию «Слово» оказывается уникальным жанром. В нем соединяются традиции письменных жанров ораторского слова, воинской повести и фольклорных жанров славы и плача. Собственное произведение автор также определяет по-разному, сохраняя, однако, фольклорно-литературную двуплановость: «Слово» называется то трудной повестью, то песнью.

Не менее важно и другое сочетание. Автор — христианин, связанный в то же время с более древним, мифологическим, восприятием мира.

Он называет язычников-половцев погаными, утверждает, что Игорю во время бегства указывал путь Бог, упоминает о его поездке к киевскому храму Богородицы Пирогощей, оканчивает «Слово» традиционным «Аминь».

Но одновременно он вспоминает и славянских языческих божеств, а главное, совершенно по-особому воспринимает природу.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

(458 слов) Вопросом авторства «Слова о полку Игореве» задаются историки и литературоведы около двухсот лет. Это один из самых известных и таинственных памятников древнерусской литературы. Полное название произведения звучит так: «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова». Книги того времени значительно отличались от наших современных не только внешним видом, но и внутренним наполнением. Для древнерусского человека совершенно не важна увлекательность сюжета, главное, что должна нести в себе книга, – это мысль, мудрость. Конечно же, нельзя отрицать влияние религии на литературу и на жизнь человека той эпохи. Книга была, в первую очередь, истинной, она показывала пример верной, добродетельной жизни. Поэтому автор «Слова …» не указал своё имя, а свой труд не считал художественным произведением. По мнению его современников, автор был всего лишь медиумом Бога и проводником его идеи, а потому нельзя было присваивать себе заслугу создания того или иного произведения.

Мнений об авторстве очень много. Некоторые из них больше напоминают фантастику, а другие вполне похожи на реальность. Среди предполагаемых авторов исследователи выделяют киевского князя Святослава, Кирилла Туровского, сподвижника князя Игоря Петра Бориславовича (учёным известны другие литературные работы этого человека) и даже самого князя Игоря. Касаемо последней гипотезы выдвигалось мнение, что автор крайне много знает о событиях в жизни князя, а значит, написал произведение сам Игорь. Исследователям удалось установить, что автор «Слова …» принадлежал к «верхам», так как этот человек явно знал княжеские родословные, разбирался в политике и военном деле, проще говоря, был образованным человеком, что для того времени было уделом привилегированной части населения. 

Рассмотрим мнения специалистов. Например, академик Д. С. Лихачев (один из наиболее авторитетных исследователей литературного памятника) отмечает, что в тексте «Слова …» много совпадений с Ипатьевской летописью. Река Каяла названа лишь в этих двух произведениях, совпадает и реакция киевского князя Святослава на новость о поражении. Возможно, что автором является один из монахов. 

Такие исследователи, как О. Огоновский, Д. И. Иловайский, М. Д. Приселков и М. П. Тихомиров, стали сторонниками гипотезы о том, что автор является членом дружины князя Игоря. На это указывает факт симпатии автора ко всем князьям «Олегова гнезда».  

Ещё одна группа исследователей (В. Каллаш, П. В. Владимиров, А. И. Лященко и др.) пришла к выводу, что автор был приближенным к князю Святославу Всеволодовичу, так как по ходу произведения он «осуждает» князя Игоря, но восхваляет Святослава.  

Или, например, другие не менее интересные версии: у «Слова …» два разных автора; автором является певец-сказитель Митуса или книжник Тимофей.

В настоящее время специалисты говорят, что установить авторство, скорее всего, уже невозможно, так как на пути появилась ещё одна проблема – подлинность рукописи. То, что мы имеем сейчас – не оригинал текста. 

«Слово …» хранит великое множество тайн: кто автор, время написания, место проживания и к кому из князей этот человек был приближен; почему в тексте находят своё место христианские и языческие символы и другие не менее важные вопросы. «Слово о полку Игореве» — самая большая загадка русской литературы. 

Автор: Ксения Сизова

«Слово о полку Игореве» — это известное литературное произведение, написанное на древнерусском языке в XII веке. Оно повествует об одном из князей Киевской Руси, который отправился в легкомысленный поход на половцев и оказался в плену врагов, потеряв свое войско.

Материалы для самостоятельного написания

30.99%

Готовый вариант сочинения

63.52%

Да я здесь как-то случайно оказался

5.49%

Проголосовало: 3462

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Основной темой «Слова» является вражда русских князей: автор говорит о том, что без единения правители не смогут защитить свою родину. При этом личность создателя произведения остается неизвестной: о «Слове о полку Игореве» известно с XVIII века, однако ни тогда, ни сейчас историки не смогли прийти к единому мнению и раскрыть тайну авторства.

Есть несколько теорий и предположений относительно этого вопроса, однако найти какие-то конкретные факты или доказательства пока не удалось.

Содержание

  1. Примеры готовых сочинений
  2. Вариант 1
  3. Вариант 2
  4. Вариант 3
  5. Материалы для самостоятельного написания
  6. План сочинения

Примеры готовых сочинений

Тайна авторства «Слова о полку Игореве» дает читателям произведения дополнительную пищу для размышления. Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над рядом вопросов: кто мог написать «Слово о полку Игореве»? Имел ли автор непосредственное отношение к русским князьям? Почему он счел себя вправе учить их?

Далее вы можете ознакомиться с тремя примерами сочинения-рассуждения на тему «Как я представляю себе автора Слова о полку Игореве». Обратите внимание, что в каждом тексте есть основная мысль, для доказательства которой приводятся аргументы. Она находится в конце первого абзаца и выделена жирным шрифтом.

Вариант 1

Личность автора «Слова о полку Игореве» до сих пор покрыта тайной: даже историкам не удалось продвинуться в ее разгадке дальше предположений. Поэтому мы, читатели, не можем иметь единого представления о том, как выглядел рассказчик в произведении и кем он на самом деле являлся. С одной стороны – эта неизвестность оставляет недосказанность, а с другой – дает нам возможность самим составить образ автора и наделить его теми чертами, которые кажутся нам подходящими.

Я считаю, что рассказчик «Слова о полку Игореве» — это седой мудрый человек, который уже многое повидал в жизни, получил опыт и хорошее образование. Используя свои знания и впечатления, он стремится поделиться своими опасениями и предупредить князей о недальновидности их поступков.

Автор «Слова о полку Игореве» не хочет, чтобы его родина оказалась под гнетом чужеземцев. Он видит в половцах угрозу, но считает, что к внешней политике следует подходить разумно: Русь должна выступать единым фронтом и показать врагам свою силу. Но что происходит вместо этого? Несколько князей с небольшими дружинами выступают в военный поход, не имевший особого смысла, и нападают на кочевников без предупреждения или конкретной цели. Единственная цель, которую преследовал князь Игорь – получение собственной военной славы.

Ради амбиций недальновидного князя погибли люди, и автор «Слова» осуждает такое легкомысленное отношение к войне и к человеческой жизни. Но при этом он искреннее переживает о плененном князе и не желает ему пусть даже справедливого наказания за грехи: как и любой патриот того времени, автор произведения ждет, когда Игорь Святославович вернется домой.

Таким образом я могу заключить, что «Слово о полку Игореве» написано человеком, который полагает себя более мудрым, чем российские князья. При этом в нем нет высокомерия: автор произведения призывает свои знания и понимание мира для того, чтобы помочь русским правителям и наставить их на истинный путь. Но, с другой стороны – это только мое представление. Каждый читатель может представить автора-рассказчика по-своему и наделить его как благородными, так и неприятными чертами. В моем понимании это положительный персонаж, но кто-то может найти его стремление прочитать мораль раздражающим, а кто-то и вовсе скажет, что автор – тоже русский князь (такая историческая версия действительно есть), который стремится выставить себя в благородном свете по сравнению с Игорем Святославовичем.

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» — это знаменитое древнерусское произведение, которое получило большую известность в современной России. Ее обязательно изучают и тщательно анализируют в школьной программе для того, чтобы ученики знакомились с историей и культурой родной страны. Для меня всегда важным вопросом было авторство «Слова»: кто написал это произведение? В «Слове о полку Игореве» можно найти признаки того, что автор сам был участником событий, но, в то же время, они могли быть описаны талантливым и внимательным исследователем.

У историков и литературоведов есть несколько версий относительно авторства «Слова о полку Игореве». Некоторые из них утверждают, что автор – знатный человек из богатого и влиятельного рода, который, возможно, даже сам имел прямое отношение к князьям или являлся одним из них (впрочем, авторство самого Игоря Святославовича, главного героя «Слова», исключено). В тексте неоднократно встречаются моменты, в которых автор высказывает свою фамилию черниговским князьям или потомкам Владимира Мономаха. Однако он никак не дает читателю понять, что сам принадлежит к княжескому роду, хотя его преданности и даже покровительственное отношение по отношению к князьям очевидно. Это наводит нас на мысль, что если автор был современником Игоря Святославовича и тоже князем, то он был либо гораздо опытнее и старше главного героя, либо имел более влиятельное положение, приближенное к верховной киевской власти.

Историки также исследуют речевые особенности автора «Слова о полку Игореве», которые встречаются в тексте. По ним они стараются определить географическую область, в которой автор вырос и получил образование, либо в которой он жил длительное время. Слог и политические взгляды автора отсылают к тому, что он жил в киевской области или на юге Руси. Хотя, опять же, никаких точных данных о своем происхождении таинственный рассказчик «Слова» не дал.

Я думаю, что автор «Слова и полку Игореве» все же был современником описываемых им событий, происходивших в 1185 году. Однако он смог смотреть на них объективно: даже патриотические взгляды и личные эмоции не заслонили справедливости его выводов. Он понимает, то Новгород-Северской князь поступил неразумно, и что феодальная раздробленности угрожает благополучию Руси. Поэтому автор берет на себя смелость учить князей и осуждать их поступки, но он делает это из любви и тревоге о своей родине, а не из желания потешить собственные амбиции (что, опять же, отличает его от князя Игоря Святославовича, отправившегося в злополучный поход на половцев).

Вариант 3

«Слово о полку Игореве» — достаточно таинственное произведение, ведь никто до сих пор не знает, кто его написал. Несколько веков историки и литературоведы пытались узнать, кем был загадочный рассказчик в «Слове», но им так это и не удалось. Я думаю, что автор произведения не был современником своих героев: изучая текст, я нашел основания полагать, что «Слово о полку Игореве» было написано уже после XVI века.

В первую очередь я хотел бы сказать, что произведение было известно не с XII века (именно об этом времени идет речь в сюжете), а с конца XVIII века, и о его обнаружении тоже ведутся споры. Таким образом нет четкой информации о том, где находилось произведение несколько сотен лет, если оно, конечно, было написано современником киевских князей. В ходе чтения можно увидеть, что автор – это образованный и самобытный человек, у которого сформирован четкий собственный взгляд на происходящие события. Он дает им оценку, формирует определенную мораль и предупреждает князей о последствиях их поступков. И если последствия похода Игоря Святославовича он мог увидеть своими глазами, будучи современником князя, то мог ли он предугадать, что феодальная раздробленность приведет к упадку Руси и ее порабощению татаро-монгольским игом?

С одной стороны – да, как политически подкованный человек, автор мог предположить такое развитие событий. Но тогда почему никто из правителей Киевской Руси не был обеспокоен последствиями? Почему «злато слово» Святослава ограничивается лишь мягким наставлением, а не жесткими мерами? Почему несмотря на все предупреждения о том, что Руси необходимо объединиться, никто не предпринял настоящих попыток? В результате мы видим, что Русь пошла по уникальному пути исторического развития, феодальную раздробленность устранили лишь в XVI веке при правлении Ивана Грозного, а все предупреждения мудрого автора «Слова о полку Игореве» остались неуслышанными.

Я склонен полагать, что автор «Слова о полку Игореве» вовсе не жил в XII веке. Я думаю, что он написал свое поучительное произведение уже после XVI века, когда феодальная раздробленность на Руси была устранена, а вся страна объединилась под твердой царской властью. И своим произведением он не предупреждал о том, что будет когда-то позже, а рассказывал о том, что привело к нескольким векам упадка страны.

Материалы для самостоятельного написания

Тема об авторе произведения дает вам большой простор для размышления и рассуждения. Преподаватель не будет ждать от вас определенной характеристики неизвестного персонажа: вы можете написать именно то, что вы думаете. Понравился ли вам рассказчик? Считаете ли вы его вправе делать выводы и наставлять князей? Показался ли он вам мудрым человеком или вы посчитали, что его осуждение – слишком радикальное?

В своем сочинении вы сможете рассказать о том, что вы думаете. Главное – найти в тексте «Слова о полку Игореве» аргументацию для собственной позиции. Помните, что любая позиция, которая может быть аргументирована, имеет право на существование.

План сочинения

Чтобы написать грамотное сочинение, вам нужно выстроить свое рассуждение в соответствии с базовым планом. Он состоит из четырех пунктов (я добавила к ним цитаты из примера «Вариант 1», чтобы вы увидели, как все пункты выглядят в целом тексте):

  1. Введение: несколько предложений, которыми вы подводите читателя к основной мысли («до сих пор покрыта тайной: даже историкам не удалось продвинуться в ее разгадке», «мы, читатели, не можем иметь единого представления о том, как выглядел рассказчик в произведении и кем он на самом деле являлся…»).
  2. Тезис: главная мысль вашего текста, доказываемая вами позиция («С одной стороны – эта неизвестность оставляет недосказанность, а с другой – дает нам возможность самим составить образ автора и наделить его теми чертами, которые кажутся нам подходящими»).
  3. Аргументы: несколько абзацев, в которых вы обращаетесь к литературному источнику и доказываете свою позицию («используя свои знания и впечатления, он стремится поделиться своими опасениями и предупредить князей о недальновидности их поступков…»; «…как и любой патриот того времени, автор произведения ждет, когда Игорь Святославович вернется домой»).
  4. Вывод: подведение итогов в одном абзаце, где вы ссылаетесь на введенный ранее тезис («каждый читатель может представить автора-рассказчика по-своему и наделить его как благородными, так и неприятными чертами»).

Вы можете обращаться к разным аргументам и доказывать любые тезисы. Главное, чтобы они были связаны между собой и объединены в логическую структуру. «Слово о полку Игореве» — это ваш инструмент, с помощью которого вы сможете аргументировать собственное мнение. Будьте смелыми в выражении ваших мыслей, и у вас обязательно получатся сочинение, достойное оценки «отлично»!

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Кто автор «Слова о полку Игореве»?

«Слово о полку Игореве» – это самая выдающаяся достопримечательность древнерусской литературы. В поэме не просто изображены исторические события, но и создано множество ярких образов, использованы крылатые фразы, поэтические сравнения и разнообразные художественные средства. Автор мастерски нарисовал образы мужественного и храброго князя Игоря, его хрупкой и прекрасной жены Ярославны, мужественных воинов-защитников Руси. То кто же создал эту поэму, кто изобразил в своем произведении всю Русскую землю, ее удивительную природу и храбрых сыновей?

Картинка Автора слова
Автор «Слова о полку Игореве»

Ответа на этот вопрос ученые до сих пор не нашли. Итак, несмотря на все существующие гипотезы, каждый читатель имеет возможность обратиться к своей фантазии и представить себе автора «Слова о полку Игореве». Хотя этот образ сам по себе складывается в нашем воображении во время чтения поэмы.

Автор «Слова о полку Игореве» предстает перед нами пылким патриотом и достаточно образованным человеком. Вероятнее всего, это воин, кто-то из княжеской дружины. Возможно, он видел воочию все воспетые события. Именно поэтому он изображает поход Игоря реалистично, объясняя при этом поражение князя политическими и общественными обстоятельствами, которые сложились. Автор «Слова о полку Игореве» представляется мне настоящим талантливым поэтом. Об этом свидетельствует сама речь поэмы. Множество крылатых выражений, эпитетов и сравнений, фольклорных и мифологических мотивов делают произведение увлекательным и интересным. С восторгом автор изображает певца Бояна, называя его «соловьем давнего времени». Чрезвычайно мастерски создает автор образ князя Игоря: князь предстает перед читателями мудрым, храбрым и упорным защитником своей земли и своего народа.

Автор «Слова о полку Игореве» – человек, очень сведущий в фольклорной традиции своего народа. Мифологические мотивы и поэтическая речь не только влияют на читателей, но и характеризуют самого автора как духовно развитую личность. А с какой пылкостью и патриотизмом автор призывает князей прекратить междоусобицы и упорно бороться за родную землю! Благодаря автору поэмы природа в «Слове о полку Игореве» (краткое содержание) занимает одно из главных мест. Автор видит ее живой, она имеет свои чувства. Природа неотделима от человека, так же и человек неотъемлемая от нее. Именно такой видит и читатель природу Киевской Руси.

Как бы там ни было, ученые, вряд ли установят автора «Слова о полку Игореве», но читатели все равно будут восхищаться образу автора, этим необычайным человеком, который создал яркую песню о героических временах Киевской Руси, краски которой не потемнели и до сих пор.

Теги: автор слова о полку игореве, кто автор слова о полку игореве, автор слова о полке игореве, автор слова о полку игореве сочинение, слово о полке игореве образ автора, образ автора в слове о полку игореве, слово о полку игореве автор произведения.


  • Чирикать


  • Лайкнуть


  • VK Рассказать


  • ОК Поделиться

Каким я представляю себе автора произведения "Слово о полку Игореве" - примеры сочинений

­­Пример сочинения 1

После прочтения этого произведения может складываться впечатление, что написал это «Слово» какой-либо старец, которому больше ста лет, или летописец, потому что наше подсознание привыкло воспринимать людей, которые пишут на таком языке именно так: старыми, мудрыми и с длинными бородами от потолка до пола.

Если касаться истории, то мы можем узнать, что автор этого произведения является некий монах «Мусин-Пушкин» который просто нашёл это произведение. По другим версиям автором является народ, который встретил Игоря без своих полков (для тех кто не знает, минимальное количество одного полка того времени равняется минимум 1 тысяча человек), но все эти утверждения в край неверны. После беседы с разными историками и писателями мне удалось докопаться до правды, и хоть это и теория, но, всё равно, мне больше по духу эта идея. 

Как считают историки и писатели, истинное название не «Слово о полку Игореве», а «Слово о полку. Игореве», для тех, кто еще не понял, объясню проще: «Слово о полке Игоря». Эту идею и поддерживал сам Белинский, он считал, что это произведение намерено упрятали далеко за книгами и записями в монастыре, с целью не вызвать ажиотажа и ужаса в народе.

А в чём собственно дело? Какой ажиотаж и ужас спросите вы? Отвечаю. На то время, как вы уже знали, книги и записи писать было не так просто, как сейчас. Не было ручек, компьютеров и печатных машинок, всё приходилось писать от руки, и что самое было на то время останавливающее – это то, что писать нужно было красиво и грамотно, а владели грамотой на то время не все. Но Игорь уж точно был грамотным, как-никак, он полководец, и написать слово на бумаге должен был уметь. Но всё это не было тем, что остановило бы Игоря написать это слово.

Главным порогом служило то, о чём писали, на то время писали только о победах, о славных воинах защищающих свою землю и своих женщин. И появление такого произведения о поражении и смерти целого полка, о горах трупов и смерти всех сыновей Святослава.

Вот и получается, что «Слово о полку Игореве» написал сам Игорь, где рассказал о своём поражении, смерти своих братьев, плаче Ярославны, и вещего сна Святослава, который увидел свою смерть. А написать и про это побоялся, испугался народа, либо подумал, наконец, о семье, о том, что может случиться с авторитетом великого Святослава. Вот и спрятал он своё слово в монастыре, и забылось, это… после нашлось. А может Игорь и не хотел, чтобы это забылось, и просто оставил своё Слово в монастыре, но, увы, мы никогда этого не узнаем, ведь подлинная рукопись была уничтожена во время пожара Москвы в 1812 году. Вот такой тайной окутано это произведение, ни автора, ни подлинника.


Пример сочинения 2

Автор «Слова…» неизвестен.

Имя автора не дошло до наших дней, потому что по древнерусскому этикету подписывать свои творения считалось неприличным. Так же неизвестна дата создания и место написания «Слова…», ведутся споры о его жанре. Сама же рукопись сохранилась только в одном древнерусском сборнике летописей, принадлежавшему одному известному коллекционеру памятников русских древностей, графу Алексею Мусину-Пушкину. С его слов, он приобрел рукопись у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря в конце восемнадцатого века, однако вскоре эта версия была опровергнута. Существует более двадцати гипотез относительно личности автора «Слова…». Исследователи предполагают, что им мог быть премудрый книжник Тимофей, певцы Митуса или Хотына, летописец Петр Борисович, тысяцкий Рагуил, великий киевский князь Святослав или даже сам князь Игорь. 

Но, несмотря на то, что мы не знаем имя создателя «Слова…», его образ в произведении очень важен и значим. С самых первых строк автор говорит, что он, в отличии от Бояна, не будет приукрашивать, а будет излагать достоверно, максимально приближенно к правде. Он не хочет, чтоб эти события были искажены. Потомки должны знать правдивую историю. Сам же автор достаточно образован, хорошо знает историю того времени (по одной из гипотез, являлся монахом). Это мы можем наблюдать в «золотом слове Святослава»: перечисляет всех князей, некоторые их битвы, врагов. В этой же части мы видим автора как тонкого политика. Он понимает положение Руси. Понимает, что князьям нужно объединиться и вместе дать отпор врагу. И он же призывает их сделает это. Возможно, тогда все так считали и хотели этого. Тем самым он может доносить голос народа.

Автор ярко показал связь человека с природой. Он настоящий патриот. Его творение проникнуто ласковой и тёплой любовью к родине. Автор восхищается ею, он убежден в её силе. Русская земля для него — это не только русское естество, русские деревни и города, это прежде всего люди: князья, дружинники, земледельцы и монахи. Он понимает их всех и одинаково горячо любит. Он чувствует беспокойство русского народа за князя Игоря. Он видит грусть людей из-за усобиц князей. Автор отлично понимает, что весь русский народ может победить половцев, но нужно его объединить. И он к этому призывает. Так же автор очень любит русскую природу. Она всегда поддерживала людей. Автор часто использует рефрену: «О Русская земля! Ты уже за холмом.». Она часто повторяется при описании похода князя Игоря. В них со всей полнотой и огромной эмоциональной силой проявляется любовь автора к своей земле.

События в «Слове…» описаны очень точно и красочно. Часто создается впечатление, что автор сам был свидетелем или даже участником этих событий. «На другой день рано утром кровавой зори рассвет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.» В этом предложении много средств выразительности: эпитеты (кровавые зори, синие молнии), олицетворение (тучи хотят прикрыть, молнии трепещут). Так же автор сопоставляет князей, принимающих участие в битве, с четырьмя солнцами. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастий. Тоска разлилась по Русской земле, печаль многая рекою протекла среди земли Русской.» Олицетворения (Киев и Чернигов застонали, тоска разлилась) и метафора (печаль многая рекою протекла) дает нам понять, насколько опечалило людей поражение Игоря. Это был очень сильный удар для Русской земли.

В «плаче Ярославны» нам раскрывается внутренний мир героини. Автор, точно тонкий психолог, раскрывает всю её душу. С помощью её молитв силам природы мы узнаем, насколько она скучает и переживает за Игоря. Это один из самых красивых и трогательных моментов во всем произведении. Она со всей душой и трепетом отнеслась к природе. Пусть она и юна, но внутренней мир у неё очень богатый. Автор — это новатор, опередивший свое время. Его герои живы и человечны. Мы понимаем их. Мы видим их душевный мир вне сражения. Он не пытается приукрасить свое произведение, но оно получилось очень ярким и эмоциональным. Через героев и силы природы автор показывает нам свою оценку происходящему. Это произведение не посвящено одному герою. Их несколько и всех их мы чувствуем и понимаем.

Сложно точно сказать, кем по моему мнению является автор. Этот человек был образован, видел события и изнутри, и снаружи, был близок с народом. Возможно, этим автором является не один человек. Но кем бы он ни был, мы все ему благодарны за столь чувственный и яркий памятник русскому творчеству.


Пример сочинения 3

Существует много предположений о том, кем был автор “Слова о полку Игореве”. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор “Слова. ” мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях:

С раннего утра до вечера,
с вечера до света
летят стрелы каленые,
гремят сабли о шлемы.
Трещат копья булатные
в поле незнаемом
среди земли половецкой.

Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Он не только рассказал о событиях Игорева похода, но и дал собственную оценку всему проходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и влечет за собой гибель его войска.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю. Игорева храброго войска не воскресить. Необыкновенная композиция “Слова. ”, удивительные сравнения, своеобразный певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом:

На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: “Полечу,— говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле”.

Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например, сравнение Игоря и брата и их сыновей с четырьмя солнцами:

На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца.

В “Слове. ” ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действий — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:

Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

Все это ясно говорит о том, что автор “Слова. ” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.

Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова. ” — патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине. Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.

Автор “Слова. ” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор

говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова. ” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:

Сказал брат брату:

“Это мое, и то мое же”.
И стали князья про малое
это великое” говорить
и сами на себя крамолу ковать.

Автор призывает к прекращению междоусобиц:

Ярослава все внуки и Всеслава,
склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.

Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в “золотом слове” Святослава.

Представляя себе автора “Слова. ”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.

В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.


Пример сочинения 4

Многие произведения русской древности относятся к памятникам устного народного творчества. Такой способ передачи содержания сказаний, былин и сказок имеет основную проблему для современных исследователей: личность автора. Тождественным вопросом задаются ученные и при изучении героической поэмы «Слово о полку Игореве…» Именно к этому произведению приковано больше всего внимания и интереса литературоведов. В сочинении-рассуждении мы попробуем определить, каким мог быть автор великого памятника истории.

Благодаря активному вмешательству автора в ход повествования истории в виде лирических

” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.

Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова. ” — патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине. Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.

Автор “Слова. ” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор

говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова. ” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:

Сказал брат брату:

“Это мое, и то мое же”.
И стали князья про малое
это великое” говорить
и сами на себя крамолу ковать.

Автор призывает к прекращению междоусобиц:

Ярослава все внуки и Всеслава,
склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.

Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в “золотом слове” Святослава.

Представляя себе автора “Слова. ”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.

В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.


Пример сочинения 4

Многие произведения русской древности относятся к памятникам устного народного творчества. Такой способ передачи содержания сказаний, былин и сказок имеет основную проблему для современных исследователей: личность автора. Тождественным вопросом задаются ученные и при изучении героической поэмы «Слово о полку Игореве…» Именно к этому произведению приковано больше всего внимания и интереса литературоведов. В сочинении-рассуждении мы попробуем определить, каким мог быть автор великого памятника истории.

Благодаря активному вмешательству автора в ход повествования истории в виде лирических отступлений, можно проследить личностные качества неизвестного писателя, его мнение о событиях, отношение к князьям и многое другое. В тексте автор не упоминает ни своего происхождения, ни имени, ни возраста, но все же он является основным действующим лицом повести. В арсенале зацепок исследователей фигурирует факт грамотности писателя. В те времена мало людей умели читать, а писать — лишь единицы. Обычно к такому слою населения относились священнослужители, монахи. Нельзя не отметить красноречие творца, его умелое использование художественных оборотов — метафор, олицетворений и эпитетов: «Серым волком по полю кружил…», «Игорь-князь, могучий внук Траянов…», «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…». Но эта теория в произведении опровергается, поскольку писатель ни раз использует образы языческих богов для описания событий, что противоречит христианской вере.

Существует другая теория о том, что автор мог быть дружинником Игоря, воином. Поскольку в произведении уточняются детали происходящего, битв, даже описание оружия и внешнего вида войска князя: «Луки их натянуты, колчаны отворены, сабли их наточены, шеломы позолочены.» Такие тонкости мог знать только приближенный к князю человек, либо участник этих событий. Но сразу же возникает вопрос. Рискнул бы дружинник Игоря критиковать его в своей повести, ведь ни раз автор указывает на гордыню князя, слепоту и желание славы?

Без сомнений, автор был истинным патриотом. На протяжении всего произведения он искренне переживает за Игоря и его войско, сочувствует Святославу и поддерживает мысль о необходимости объединения русских земель. Писатель намеренно выбирает Святослава в качестве героя-резонёра для передачи собственных мыслей и волнений. Благодаря этому автор предстает перед читателем борцом за мир и противником междоусобных войн. Выбрав главную тему повести – поражение Игоря в борьбе с половцами, писатель демонстрирует последствия, к которым приводит разобщенность русских князей.

Таким образом, тайна личности автора великого произведения, наверное, никогда не будет раскрыта. От этого ценность древнерусского текста не теряется, а, напротив, с каждым годом обретает пущую значимость в истории литературного творчества.

(550 слов) Вот уже почти два столетия и литературоведов, и историков, и культурологов волнует вопрос: кто же является автором самого знаменитого, и одновременно таинственного памятника литературы Древней Руси, поэмы «Слово о полку Игореве»? Книги  той поры по внешнему виду и по внутреннему наполнению было отличны от современных книг.  Люди, жившие в эпоху Древней Руси, совсем не задумывались об интересном, увлекательном, захватывающем сюжете и не ставили целью отразить его в книге, они считали, что главной ценностью книги должна быть мудрая мысль.

Несмотря на то, что и жизнь общества тех веков, и культура были неразрывно связаны с религией, которая оказывала сильное влияние и на литературу, в книгах той поры изображалась жизнь образцовая и добродетельная. И автор литературного памятника, как и многие его современники, скорее считал, что он всего лишь обладает даром Божьим по воле Бога и Бог вкладывает в него свои идеи, поэтому созданное произведение было не принято присваивать.

Предположений об авторстве художественного произведения много. Одни из них слишком фантастичны, но другие имеют под собой реальную основу. По мнению исследователей, автором знаменитого «Слова» могли быть и Святослав – князь киевский, и сподвижник князя Игоря Петр Бориславович, и Кирилл Туровский, и даже князь Игорь. В отношении последнего исследователи считали, что древнерусский писатель знает многие подробности из жизни и о событиях, происходящих в те времена на Руси. Историки достоверно установили, что человек, создавший «Слово..», был представителем «верхов», потому что он знал родословные русских князей, был толковым политиком и военным стратегом, иными словами, – этот человек имел достойное по тем временам образование, которое получали тогда только привилегированные представители населения.

Ознакомимся с мнением специалистов. По утверждению Дмитрия Сергеевича Лихачева, академика, занимавшегося наиболее глубоким исследованием «Слова..», в тексте древнерусской поэмы имеется много сходств и совпадений с другим знаменитым литературным памятником – Ипатьевской летописью. Упоминание реки Каялы встречается только в двух этих древнерусских памятниках, так же, как и совпадение прослеживается в реакции Святослава, князя киевского на известие о поражении. Вполне вероятно, что автором «Слова…» является какой-нибудь монах.

А  группа исследователей, в которую входят О. Огоновский, М.Д. Приселков, Д.И. Иловайский, М.П. Тихомиров, считают, что автором является воин из княжеской дружины, близкий соратник князя Игоря. По тексту поэмы заметно, что автор симпатизирует всем русским князьям из гнезда Олегова.

Есть также и исследователи – П.В. Владимиров, В. Каллаш, А.И. Ляшенко, которые предполагают, что «Слово…» написал человек из окружения князя Святослава Всеволодовича, его приближенный, так как автор относится отрицательно к действиям князя Игоря. Он осуждает его излишние горячность, поспешность, непродуманность, приведшие к поражению и пленению князя Игоря с его частично уцелевшей дружиной. А о Святославе он говорит, как о толковом политике и стратеге, заботящемся о защите Отечества от набегов внешнего неприятеля, давшем кочевым племенам достойный отпор, и как об умном правителе. Автор прославляет его деяния.

А кое-кто из исследователей считает, что древнерусский памятник создан книжником Тимофеем, или баяном-сказителем Митусой, или, вообще, что это произведение двух разных авторов.

В наше время мнения многих специалистов сходятся в том, что автора «Слова о полку Игореве» сейчас установить весьма затруднительно, практически невозможно. Потому что попутно возник еще один вопрос – о подлинности рукописи. Ведь тот вариант текста, который сейчас имеют исследователи, не оригинал.

Древнерусская рукопись имеет множество «белых пятен» и тайн, касающихся авторства, времени создания, места жительства автора, его рода занятий, какого князя автор был приближенным, почему в рукописи встречаются символы язычества и христианства и иных актуальных вопросов. Историческая поэма «Слово о полку Игореве» является величайшей загадкой отечественной литературы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Слова о полку Игореве

Анализ Слова о полку Игореве сочинение

Автор Слова является до сих пор не известным истории, точнее, не совсем известно его имя, однако, касательно профессии есть свои предположения. Вероятнее всего автор служил в войске князя Святослава певцом и сумел записать некоторые свидетельства очевидцев выживших из войска князя Игоря.

Повествование рассказывает о том как князь Игорь отправляется для того чтобы воевать с половцами – народом, который на протяжении многих лет посягал на русские земли. Тем не менее, его поход продиктован не столько интересами русских людей, сколько гордостью и представлениями о собственной части. Игорь не смог присутствовать в походе князя Святослава и поэтому тоже хочет заслужить почет своими действиями.

После того как князь одерживает победу, его ожидает битва на реке Каяле, где существенная часть войска гибнет, а сам князь оказывается захваченным. Далее следует пара лирических эпизодов, которые переносят читателя в Киев, где сначала Святослав видит сон, который трактует как недобрые вести о судьбе Игоря и его войска. Итогом этого предсказания становится речь Святослава, который уповает на прежние времена, стремится к объединению всех князей.

Далее следует так называемый плач Ярославны, который представляет собой упования княжны на крепостной стене. Тут идет другой вариант обращения, теперь к природным стихиям и в этом наблюдается некоторый контраст и связь с речью Святослава, который говорил об более практичных делах. Княжна в свою очередь уповает на высшие силы и стремится к тому, чтобы заручиться поддержкой различных стихий, небесных светил и других могущественных помощников.

История завершается положительным образом и Игорю удается сбежать от половцев и вернуться в собственный родной город, где он оказывается среди радостных русских людей и получает всяческое одобрение. Таким образом завершается история, которая охватывает самые разные аспекты бытия русской земли на рубеже 12-13 веков. Произведение, безусловно, сочетает в себе элементы и ценного исторического памятника и эпической поэмы, которая довольно интересным образом рассматривает переживания и характеры людей.

Вариант 2

По мнению специалистов «Слово о полку Игореве» было создано примерно в начале XII века, точно никто не знает. Мнения об авторе произведения тоже разнятся. Принято считать, что «Слово о полку Игореве» написал один из ратных воинов, участвовавший в описываемом походе. Оригинал произведения не сохранился до наших дней, так как сгорел дотла во время большого пожара, охватившего Москву в 1812 году, когда шла война с французами. Из-за этого многие и сейчас не уверены в подлинности «Слова о полку Игореве». Данное литературное произведение изначально исполнено на древнерусском языке, а после переведено на русский и многие другие языки. Переводы Д.С. Лихачева и Н. Заболоцкого на сегодняшний день заслуженно признаны лучшими.

Литературный шедевр объединяет в себе духовное и мирское начала. По жанру это повествование тоже не однородно. Так, ему присущи признаки и повествования военного характера, и песенного восхваления героизма, и ораторской прозы.

Основу произведения составили события истории, происходившие в действительности: в 1185 году от рождения Христова Игорь, бывший князем, ведомый неуемными амбициями и греховной гордыней, увлек своих единомышленников в военный поход против степных жителей. Автор ведет «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря» будто соединяя между собой события прошлых лет и настоящее время, желая отобразить свое мнение о происходившем тогда, объяснить, что значили для Русской земли эти события, поэтому так сложно воспринимается написанное им.

Начинается «Слово…» с определения автором его задачи: рассказать потомкам как все было на самом деле.

Основу произведения оставляют три связанных между собой блока. Первый из них повествует о сборах новгород-северского князя Игоря и близких ему родственников в захватнический поход и о том, какие недобрые знамения появлялись на пути движения княжеской дружины по владениям степных кочевников. Второй раздел рассказывает о вещем сне князя Святослава, в котором он привиделось поражение княжеской дружины. Третий блок — это плач Ярославны, символизирующий плач всей Русской земли о павших в боях и попавших в плен защитниках Отечества; и описание освобождения плененного князя Игоря.

Эпилог «Слова…» рассказывает об осознании Игорем своей вины и его возвращении в Киев, где его торжественно встретили соотечественники.

Тем, кто решил прочитать «Слово о полку Игореве» сегодня будет, прежде всего, интересно узнать о судьбе героев произведения, их связи с природой, с Родиной.

Подробный анализ

Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории.

Композиционную структуру произведения составляют вступление, следующие за ним три части и заключение, представленные в виде фрагментарных отрывков, отличающихся фольклорным жанром.

Вступительная часть поэмы рассказывает о русском сказителе, прославлявшем храбры воинов и умных правителей. Затем повествование переходит к описанию знаменитого похода князя Игоря в половецкое государство, который заканчивает первую часть поэмы пленением предводителя русского войска.

Во второй части произведения повествуется о двоюродном брате князя, которым осуждает необдуманный поступок Игоря и призывает русских князей к объединению для борьбы с могущественным врагом.

Третья часть описывает плач Ярославны, жены князя, тоскующей по мужу и зовущей его возвратиться на родину, обращаясь к матери-природе за помощью и защитой. Игорь чувствует слезы любимой женщины и осуществляет побег из половецкого плена с помощью призванных женой природных сил в виде ветра, воздуха и воды.

Финалом произведение является радостная встреча князя Игоря всем русским народом.  

Поэма отличается применением сравнений, эпитетов, свойственных устному народному творчеству и народным песням, изложенным старославянским языком.

Ключевой тематикой поэмы представляется его патриотическая направленность, сочетающуюся в эпосе с образом русской земли, связанной неразрывно с окружающей природой.

Повествование произведения раскрывает насущные проблемы человеческих взаимоотношений, заключающихся в разобщенности, тщеславии, гордыни. Именно поэтому основным смыслом поэмы является необходимость единения всех народов в случае возникшей опасности, поскольку в лице большого и могущественного государства невозможно быть уязвимыми.

Литературоведы относят произведение к жанру русского эпоса, демонстрирующего славянскую народную поэзию и являющегося самородным памятником древнерусской литературы. При этом критики выделяют особую роль автора в произведении, являющегося, несомненно, высокообразованным человеком, голос которого привносит в повествование стихийность лиричности и поэтическую сладость.

Краткий анализ сюжета и особенностей произведения

Рассказ начинается с древних слов о печальной повести о князе Игоре Святославиче, который вёл своих людей в поход. Рассказ происходит в суровое славянское время, где рассказчик каждое своё слово возлагает в песне, прописывая их словно на рунах.

Сам сказитель начинает повесть с киевского князя Владимира и заканчивает князем Игорем, который преисполненный ратного духа  повёл свои войска на половцев, своих давних врагов. К великому сожалению, путь полка Игорева начался с ужасного предзнаменования. То было солнечное знамение. Но охваченный жаждой покорить половцев князь Игорь, проигнорировав приметы, всё же решается выдвинуться в великую реку Дон что бы покорить своих врагов.

В путь князь Игорь отправился не один, а в сопровождении своего родного брата Всеволода и его дружины, которые славились великой силой, мощью. Весь поход они встречали ужасные знаки, которые предзнаменовывали великие и печальные события, но князь Игорь шел лишь вперед, желая лишь славы и богатства которую так давно получили их предки.

Прибыв на место битвы заранее, они перебили мелкие полки половецкие и захватили добычу. То было золото, девицы половецкие, меха и прочие принадлежности. Но глубокой ночью, когда полки Игоря дремали, упившись славой и вере в победу. Уже с далеких степей к ним мчались половецкие ханы с основной силой.    Вскоре, окружив русские войска, они засыпали их стрелами как гром с небес. Долго сражались полки русские, где князь Игорь и его брат Всеволод разделились. Долго и отважно сражались русские полки, но на родину они больше не вернутся, а сам киевский князь Игорь попадается в плен. Во время пребывания в плену, князь жил в хороших для него условиях. У него был свой личный шатёр вместе со слугами и возможность охотиться в степи.    С каждым днем в плену, они надеялся на богатый выкуп за свою свободу, но тот так и не приходил. В конце концов, он решает освободиться и вернуться на родину бесчестным путем, путём побега.

После трагической вести о неудачном походе и трагическом исходе полка Игорева, все князи стали заниматься расточительством, принимая мелкое за великое. Некогда обильное время княжества стало распадаться, а все князи разобщились, переполненные тщеславием. Это трагическое события даёт понять о том, что погоня за славой и богатством может обернуться в тотальной трагедии. Ведь единственная и могущественная власть Киевского князя могла бы с легкостью объединить между собой все мелкие княжества, а вместо этого оно лишь обуздало произвол мелких князей. В тоже время, произведение свидетельствует о развитом уровне культуры, патриотизма русского народа и национального духа той эпохи.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Слова о полку Игореве

Анализ Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Где бы я хотел жить

    Считается, что все мы рождаемся там, где должны были родиться, и именно там сумеем найти свое место, где проживем счастливую жизнь. Однако у каждого человека есть сокровенное место, где он мечтал бы прожить целую жизнь

  • Сочинение Гнев твой враг твой по пословице 7 класса

    Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.

  • Отзыв о произведении Бородино Лермонтова

    Стихотворение «Бородино» повествует о старом солдате, который передает свой богатый боевой и жизненный опыт более молодым соратникам. Юные воины спрашивают его о том, не напрасно ли Москва была отдана французам

  • Сочинение Как я провел лето в городе

    Летние каникулы всегда были для меня настоящим праздником. Не исключением стал и этот раз. В данном сочинение я расскажу о том, как провел лето.

  • Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс рассуждение

    Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

Образ автора в “Слове о полку Игореве”

Текст «Слова о полку Игореве» много веков волнует исследователей. Художественный текст сразу признали памятником художественной литературы. Образ автора в «Слове о полку Игореве» – это и загадка, и гениальный образ мыслителей прошлого, мудрых и честных, открытых и тайных, скромных и гениальных.

Загадка многих веков

Кто создал уникальный текст русской истории «Слово о полку Игореве», до сих пор неизвестно. Ученые ищут источники, цепляются за детали, но кроме рассуждений не могут предоставить ничего. Нет ни одного имени, которое могли считать автором текста. Есть только характеристики автора, но и они – это умозаключения, сделанные на основе внимательного чтения произведения. Автор «Слова…» точно не летописец. Его речь отличается от простых сказаний, точно передающих увиденные события. Он не историк, ученый писал бы о походе Игоря совершенно с других позиций. Автор произведения знает историю, но предлагает ее оценивать, искать уроки в прошлом Руси. Он дает свое восприятие, разрешает с ним спорить. Исследователи считают, что автор не только отличный историк, но близок к литературе, культуре своего времени. Такие знания мог иметь представитель высшего класса. Им были доступны данные о междоусобных тяжбах, причинах споров и княжеских желаний.

Выводы ученых

Исследователи ставят множество вопросов. Откуда знает автор «Слова…» детали описываемых событий? Возможно, он участвовал в битве с половцами, был в плену. Может, он оказался с теми, кто помог Игорю сбежать, поддержал и был рядом? Есть мнение, что сам Игорь рассказчик истории. Эпитеты и краски боя настолько реальны, что согласиться с такими выводами несложно. Бесспорно, что в биографии создателя памятника русской литературы были войны. Он не сторонний наблюдатель сражений, пожарищ и гибели людей. Душа автора очень откровенна. Он пережил то, что пытается донести и записать на листе бумаги. Черты автора «Слово о полку Игореве» собираются учеными по крупинкам.

Еще одно мнение: автор близок к киевскому князю. Весь текст – призыв к возвращению Руси к силе, которое возможно только в единстве. Поход Игоря рассказан как урок: вот к чему приводит безрассудство, поиск славы для одного себя. Ближе автору Ярославна и Святослав. Плач женщины-матери – олицетворение русской веры, а призыв князя – символ мудрости старших. Славить так, как это делает автор, может только человек очень грамотный и образованный. Он умеет что-то открыть для читателя, главное скрыть, заставить понять и прочувствовать самостоятельно.

Мнение Д. Лихачева

Литературовед Д. Лихачев посвятил анализу «Слова…» несколько исследовательских работ. Критик убедился, что автор близок к Игорю и Святославу. Выбрать певца своей истории князья могли только человеку из своего окружения. Разрешить осуждать поход сына «чужаку» даже в прошлые века было опасно. Он мог не правильно представить события, исказить их и предоставить ложные данные. Д. Лихачев изучил речь автора. Он пришел к выводу, что создатель текста был профессиональным поэтом. Формы строф, их чередование, подбор звучания строчек подчиняются законам поэтического слова. Автор сумел подвести сюжет под поставленную цель: единение княжеств Руси. Критик доказывает, что целью памятника литературы был призыв к идейному пониманию крепости русского духа, в единстве и сплочении.

Подлинный смысл художественного произведения остается непонятным, если оставить без внимания его создателя. Написать сочинение «Образ автора «Слова о полку Игореве» станет проще, если использовать предлагаемый материал как информацию для своих рассуждений по теме.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вадим Акимов

    8/15

  • Nasty Fox

    14/15

  • Вика Голотюк

    15/15

  • Полина Токарчук

    9/15

  • Данута Уршуля

    15/15

  • Наталья Садовская

    11/15

  • Михаил Ничепоренко

    9/15

  • Евгений Александров

    11/15

  • Екатерина Сазонова

    14/15

  • Устиния Воронова

    9/15

Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — «Слово о полку Игореве» — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным-Пушкиным. Высокие художественные достоинства «Слова» послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой. После того как было найдено произведение более позднего периода «Задонщина» с явным влиянием «Слова», подлинность поэмы была доказана. Исследованием «Слова» занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы. Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма «Слово о полку Игореве», написанная в конце XII века. Вместе с открытием «Слова » возник вопрос об авторе произведения. К сожалению, история не сохранила нам имени автора «Слова», но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.

Автором «Слова» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова». Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал». Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми существами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.

Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Искренна и задушевна речь Всеволода: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».

Пушкин, восхищаясь красотой «Слова», считал, что ни в одном произведении XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства» Игоря. Автором «Слова», безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы. Почему «солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою»? Нарастают зловещие признаки: «хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу». Усиливают тревогу восклицания: «Русская земля! Ты уже за холмом!» Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она «ищет себе чести, а князю — славы». Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — «ярый тур» — символ мужества.Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров «сокращалась жизнь человеческая». В «Слове» даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла. Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор «Слова» подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда. Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.

Но прежде всего автор «Слова» был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей «Слова» является «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ» (Маркс). Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги половцев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам. «Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.

Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор «Слова» желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую. Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: «Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона». Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова». Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода». Отвага, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин. Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы». Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены». Храбры «русичи», храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.

Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».

В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы. «Грозный и великий» Святослав в борьбе с кочевниками «притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота». Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.

В «золотом слове», произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать». Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить «в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича». Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

  • Кто написал сказку электроник мажаралары
  • Кто носки внучатам свяжет сказку старую расскажет с медом
  • Кто написал сказку щелкунчик и мышиный король автор сказки
  • Кто носил серебряные часы в сказке буратино
  • Кто написал сказку шурале