Пример сочинения 1
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, знают все. С удивительным миром сказок Пушкина мы знакомимся еще в раннем детстве, когда их читают нам родители, бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду. Мы помним их по интересным сюжетам, и поучительным моментам. Таким как, в сказке о золотой рыбке. Сказка полна чудес, а учит нас не быть жадным, и быть благодарными за то, что имеешь. Эти сказки можно читать в любом возрасте и в любом настроении — они не могут, не нравится. Написаны сказки в стихотворной форме, и потому, очень легко запоминаются.
Сказки Пушкина подарили целый мир удивительных историй. Здесь мудрые, прекрасные царевны, ученый кот, золотой петушок, затейница белка с изумрудными орешками.
Пушкинские сказки дышат волшебством, приоткрывая дверь в этот волшебный мир своим читателям.
Сказка о царе Салтане – одна из моих любимых у Александра Сергеевича. История молодого князя Гвидона, вынужденного из-за коварства своих тетушек расти вдалеке от отца, завлекает с первых строк.
Много чудес встречает внимательный читатель в этом произведении: царевна-Лебедь, морское войско из тридцати трех богатырей и Черномора, белка, грызущая золотые орехи.
Более всего радует торжество справедливости в финале. Виновные наказаны, а царь с семьей обретают друг друга, несмотря на все козни завистников.
Пушкин – серьезный поэт, но для каждого возраста у него есть свои произведения. Для детей младшего возраста – это сказки. Они прививают любовь к чтению, формируют литературный вкус и учат нравственным принципам.
Пример сочинения 2
В чем же особая сила сказок А.С. Пушкина, какие черты им присущи, почему они так важны для нас:
Мудрость.
Не всегда смысл произведения лежит на поверхности. Нужно вникать, рассуждать, искать истину. У каждого читателя может быть своя точка зрения. Поэт не навязывает свое видение ситуации. Возьмем «Сказку о золотой рыбке». Кто виноват, что конец у сказки печальный? На чьей стороне симпатии Александра Сергеевича? Только ли жадность старухи стоит осуждать? По сути, именно Золотая рыбка выступает судьей в сказке.
Борьба доброго и злого, темного и светлого.
Во всех своих сказочных произведениях автор противопоставляет красоту и уродство, не только внешнее, но и душевное, человечность и жестокость, простоту и коварство.
Пушкину удается с самого начала создать у читателей справедливое отношение к героям своих произведений, мы проникаемся симпатией к добрым и честным персонажам, испытываем антипатию к злым и плохим.
В финале добро всегда одерживает победу над злыми силами.
Самобытность сказок поэта.
Александр Сергеевич Пушкин — основоположник современного русского литературного языка, и, пожалуй, этим все сказано.
Актуальность в наши дни.
Не теряет актуальности то, что интересно и жизненно всегда. Сказки Пушкина не стареют, потому что учат честности, добру и справедливости. А именно на этом держится мир.
К сожалению, на нашей прекрасной планете и сейчас живут злые, жадные, лживые, подлые люди. Поэтому борьба добра со злом продолжается. Сказки Александра Сергеевича Пушкина — бесценный ориентир и в современной жизни, хотя им уже более двух веков.
Пример сочинения 3
Мне вообще нравится читать сказки. А сказки Александра Сергеевича Пушкина я люблю особенно. Почему? Не только потому, что они интересны. Мне очень нравится, что написаны они прекрасными стихами.
«Сладку речь-то говорит,
Словно реченька журчит…»
— написал поэт о царевне Лебеди из «Сказки о царе Салтане». Эти слова, мне кажется, как раз подходят для характеристики его стихов. Многие строки А. С. Пушкина запоминаются сами собой. Например, эти, с которыми обращается к ветру королевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…»
А ещё я люблю сказки А. С. Пушкина, потому что они добрые и мудрые. В них выражены народные представления о добре и зле, о красоте и уродстве. Так, злой волшебник Черномор из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» уродлив. Это карлик с огромной бородой. От него так и ждёшь всяких козней. А бывает, что человек и красив, но внешняя красота не всегда совпадает с красотой душевной. Это мы видим на примере злой царицы из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Лицо у неё белое, а вот душа чёрная.
Большой мудростью, по-моему, отличается «Сказка о рыбаке и рыбке». Она учит тому, что нельзя быть слишком жадным. Кто стремится любыми путями захапать всё на свете, рано или поздно окажется, как злосчастная старуха, у разбитого корыта.
Сказки А. С. Пушкина можно перечитывать много раз. И при каждом новом чтении замечаешь в них всё новые и новые красоты.
Пример сочинения 4Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт и писатель, прозаик, драматург и критик. Мы помним многие бессмертные произведения этого прекрасного поэта: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Узник», » Я помню чудное мгновение … «, » Мороз и солнце … » Но я думаю, что для большинства людей на земле А. С. Пушкин — это воспоминание из раннего детства. Кому в детстве не читали сказки Пушкина?
Александр Сергеевич писал замечательные сказки, причем в стихотворной форме. Они не просто интересные и волшебные, мудрые и добрые, они еще очень легко запоминаются и остаются в памяти на всю жизнь.
Моей самой любимой сказкой в детстве была «Сказка о рыбаке и рыбке», её еще называют просто «Золотая рыбка». В ней старик выловил из синего моря золотую рыбку, а та молила о свободе и обещала выполнить любое желание старика. Старик — добрая душа и он бескорыстно отпускает рыбку в море. Но в дело вмешивается жадная старуха, которая не знает меры в своих желаниях. Когда у золотой рыбки чувство благодарности старику превысило чувство возмущения от наглости и жадности старухи, она отнимает у них всё, что подарила. Эта сказка, на мой взгляд, учит тому, что нельзя быть жадным и злоупотреблять хорошим к себе отношением, иначе можно остаться «у разбитого корыта».
Многие моменты из сказок Пушкина всплывают у меня в памяти неожиданно. Если дует сильный ветер : » Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе … » Если девчонки долго смотрятся в зеркало, то вспоминается : » … я ль на свете всех милее, всех румяней и белее … «. Если скучно : » … грусть-тоска меня съедает … «. У меня сказки Пушкина оставили неизгладимые детские впечатления.
Я уверен, что А. С. Пушкин — поэт для всех возрастов. У него был редкий дар — передавать свои чувства, эмоции и мысли через слова. И своим творчеством он действительно воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому «не зарастет народная тропа … «
Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.
Содержание
Загадочный и чудесный мир сказок
Мудрость в сказках Пушкина
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Сказки Пушкина (список всех сказок)
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказке о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Руслан и Людмила»
- «Жених»
А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.
Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
Загадочный и чудесный мир сказок
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
Мудрость в сказках Пушкина
Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Сказки Пушкина (список всех сказок)
Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.
Вот список сказок Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»),
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о медведихе»,
- «Песнь о вещем Олеге»,
- «Царь Никита и сорок его дочерей»,
- «Жених».
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
«Сказке о рыбаке и рыбке»
Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» — пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.
Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.
Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.
Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, — с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.
Читая «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.
Царевна прекрасна собой, она не белоручка, — в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.
Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.
Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.
«Сказка о золотом петушке»
Чему учит сказка о Золотом петушке?
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.
«Руслан и Людмила»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.
Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
«Жених»
Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».
Сказки Пушкина для детей — поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.
Викторина для детей на тему — Сказки А.С. Пушкина
Вопрос о том, что читал Пушкин в детстве и юности, представляет громадный интерес. Раскрывая эту страницу жизни Пушкина, мы узнаём не только круг его интересов, но и узнаём, на чём рос и воспитывался гениальный русский поэт. В основу образования молодых дворян в начале XIX века входило изучение двух или трёх иностранных языков.
Вопрос о том, что читал Пушкин в детстве и юности, представляет громадный интерес. Раскрывая эту страницу жизни Пушкина, мы узнаём не только круг его интересов, но и узнаём, на чём рос и воспитывался гениальный русский поэт.
В основу образования молодых дворян в начале XIX века входило изучение двух или трёх иностранных языков. Знакомство с родным языком считалось маловажным делом. Читать и писать на нём по старинной Системе («буки-аз») ребёнка обучал в раннем детстве или дьячок соседней церкви или грамотный дворовый человек, реже кто-либо из родителей.
Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспитывался в своей семье так же, как воспитывались и дети других дворянских семей. В самом раннем детстве бабушка поэта — М. А. Ганнибал — обучила его русской грамоте. Вот что говорили о ней знавшие её люди:
«М. А. Ганнибал была женщина замечательная столько же по приключениям своей жизни, сколько по
здравому смыслу и опытности. Она была первой наставницей Пушкина в русском языке. Барон Дельвиг ещё в лицее приходил в восторг от её письменного слога, от её сильной, простой русской речи».
Лет с пяти-шести Пушкин поступает на попечение гувернёра-француза, вернее французов, потому что они часто менялись. Были и приходящие учителя английского, немецкого и итальянского языков.
В доме Пушкиных говорили на общепринятом тогда в среде дворянства французском языке, который был для поэта в детстве родным.
Поэт пристрастился к чтению и проводил за книгами бессонные ночи тайком в кабинете отца, поглащая книгу одну за другою. Библиотека его отца состояла из одних французских книг. Брат поэта Лев Сергеевич впоследствии рассказывал, что Александр, обладая неимоверной памятью, на одиннадцатом году «знал наизусть всю французскую литературу». Это, казалось бы, маловероятное сообщение находит себе некоторое подтверждение в том широком знакомстве с этой литературой, какое обнаружил Пушкин ещё в младших классах лицея.
Перечитывая комедии Мольера, Пушкин стал сам упражняться в составлении подобных же комедий и пробовал разыгрывать их перед своей сестрой, но она не одобряла эти опыты.
Попытка его написать целую стихотворную шуточную поэму «La Tolyade» в подражание вольтеровой «Генриаде», была жестоко осмеяна его гувернёром-французом. Пушкину тогда было восемь лет.
Мы не имеем точных указаний относительно авторов, сочинения которых читал Пушкин дома, но, судя по обычному для того времени составу французских библиотек в русских дворянских семьях и по тому, кого Пушкин не раз называл в своих лицейских стихотворениях, можем легко и с достаточным основанием назвать большую часть этих авторов.
Это были классики французской литературы — Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Буало, Вольтер, Руссо.
Несомненно, что Пушкин ие ограничивался чтением классиков, но читал и романы современных ему французских писателей.
Знакомство с французской литературой шло и другим путём: в доме Пушкиных охотно принимали французских эмигрантов, среди них были и писатели (например Ксавье де Мэстр), и разговоры об этой литературе велись часто. Сергей Львович сам писал французские стихи и любил декламировать стихи французских поэтов.
Но дом Пушкиных не был чужд и русской литературы.
Дядя Александра Сергеевича Василий Львович, сам поэт, считался старостой общества «Арзамас». В доме бывали Карамзин Н. М., Дмитриев И. И., Тургенев А. И. и Батюшков К. Н. Молодой Пушкин был хорошо знаком с ними и очевидно знал и их произведения, а от них слышал и о сочинениях других писателей.
В доме Бутурлина, соседа Пушкиных, была богатая библиотека, вероятно, и не одних французских книг, которой широко пользовался маленький Пушкин.
Но особенно сильное влияние оказала на него не русская литература, а народное творчество: народные песни и сказки.
С 1803 по 1808 г. каждое лето семья Пушкиных проводила в подмосковном имении бабушки М. А. Ганнибал — Захарове. В этой деревне и в соседней богатой вотчине Вязёмы маленький Александр с детства слышал народные песни, видел хороводы и праздничные игры.
Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна. О том, какое впечатление производили они на него в детстве, свидетельствует он сам в стихотворении «Сон», написанном ещё в лицее в 1816 г.
Неудивительно, что первая большая поэма, задуманная и начатая им ещё в лицее, была поэма «Руслан и Людмила», вся построенная на основе сказочного материала и в значительной части из сказок, живших тогда в народной среде. Интерес к этим сказкам Пушкин сохранил и впоследствии, возвращаясь к ним несколько раз и в Михайловском, в годы ссылки, и в Царском Селе, и в Болдине.
Хотя сюжеты этих последних сказок он часто и заимствовал из разных литературных источников, но неизменно придавал им форму русских сказок, и большинство образов этих сказок несомненно сродни тем героям и волшебникам, с которыми его познакомила Арина Родионовна в раннем детстве.
С одной только отраслью литературы, как русской, так и французской, Пушкин совсем не был знаком: с литературой для детей. Мы не имеем ни одного указания на то, чтобы он в детстве читал какую-либо специальную детскую книгу.
Но это и не беда. Детская книга того времени и не заслуживала большого внимания. Это было время, когда в детской литературе царствовали антихудожественные нравоучительные рассказы Беркеня, Жанлис, Лепренс де Бомонд. Эти же авторы переводились, и при том плохо, на русский язык. Неудивительно, что позже Белинский жестоко бичевал специальную детскую литературу и рекомендовал воспитывать детей на классических, истинно-художественных произведениях.
Воспитанный на классической французской литературе, на лучших произведениях русской и на народном творчестве, Пушкин, придя в лицей 12-летним мальчиком (1811 г.), сразу выделился среди своих товарищей.
Вот что писал о нём его ближайший друг и товарищ по лицею И. И. Пущин:
«Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет) с скороспелками…»
Чему учился и что читал Пушкин в лицее?
Пушкин кончил лицей в июне 1817 г., когда ему только что минуло 18 лет. Согласно полученному им по окончанию лицея свидетельству, он и его товарищи проходили следующие предметы: закон божий, логика, нравственная философия, право естественное, частное, публичное, российское гражданское и уголовное, латинская, французская и русская словесность, государственная экономия и финансы, история, география, статистика, математика, немецкий язык и фехтование.
Но главное не то, чему учили Пушкина в лицее и к чему сам он относился довольно прохладно, а то, чему он сам учился, продолжая черпать из сокровищницы мировой литературы всё наиболее ценное.
О том, что читал он в лицее, свидетельствует ряд его сочинений, относящихся к 1813-1816 гг. К 1814 г. относится его послание «К сестре» и «К другу-стихотворцу» (Кюхельбекеру), стихотворение «Городок», и к 1815 году относится замечательное, истинно пушкинское произведение «Тень Фонвизина». Только в этих четырёх произведениях, из которых последнее написано, когда ему было не более 16 лет, называет он более 50 авторов и называет не в виде случайного перечня, слышанных где-то и когда-то имён, а с явно близким знакомством с их произведениями.
Мало того, 16-летний Пушкин является не просто знатоком этой огромной литературы, а и строгим её критиком, и критиком разумным, понимающим задачу критики лучше, чем журналисты его времени. Он следит за текущей русской литературой, он в курсе её последних достижений, знает все появляющиеся журналы, их редакторов и обо всех имеет своё мнение.
Начнем с французской литературы. В центре её стоит Вольтер, «единственный» и «несравненный». В вступлении к шуточной поэме «Монах», написанной ещё в 1813 г., т. е. 14-летним мальчиком, Пушкин говорит:
Певец любви, фернейский старичок,
К тебе, Вольтер, я ныне обращаюсь.
В предисловии к неоконченной сказке «Бова» он опять пишет о Вольтере, а также впервые упоминает о гонимом и запрещённом Радищеве.
В послании «К сестре», написанном в следующем, 1814 г., он мечтой переносится в родной дом, в диванную комнату, где надеется вечером застать сестру за книгою, где упоминает Жан-Жака, Жанлис, Гамильтона.
Несколько прелестных стихов посвящено следующему, очевидно особенно любимому им, поэту Лафонтену. Эти отзывы ясно показывают, что Пушкин имел в виду не только басни Лафонтена, но и его поэмы.
Далее упомянуты авторы лёгкой любовной лирики: Вержье (1548-1743), Парни (1753-1814), Грекур (1684 — 1743) и, разумеется, хорошо знакомые и любимые с детства Расин и Мольер.
За ними следуют сочинения Лагарпа (1739 -1803) — французского критика конца XVIII века.
За французами стояли: римский писатель Виргилий, итальянский — Тассо и греческий — Гомер. Ещё в детстве Пушкин, кроме французского языка, был знаком с английским и, по словам его отца, с итальянским. В лицее он изучал латинский. Это давало возможность ему читать Виргилия и Тассо в подлинниках и лишь Гомера в переводах.
Немало упоминаний о тех же самых поэтах и некоторых других разбросано в лицейских стихотворениях Пушкина и именно в стихотворениях до 1815 г. включительно, т. е. когда Пушкину было не более 16 лет.
Из английских поэтов Пушкин упоминает ещё Грея (1716-1778), Томсона (1700-1748), названных в послании «К сестре», есть также упоминание о том, что он читал Мильтона.
Из немецких писателей Пушкин читал Виланда, Коцебу и Клопштока. Так как Пушкин плохо знал немецкий язык, мы можем предполагать, что первых двух он читал в переводах.
В других лицейских стихотворениях Пушкина упоминаются ещё писатели; из древних: Анакреон, Апулей, Овидий, Тибул, Ювснал, Тиртей; из французских: Вильон, Грессе, Ж.-Б. Руссо; из немецких: Вилаид и Коцебу. Упомянуты ещё Сенека и Кант, но их Пушкин очевидно не читал, а слышал только их имена.
Говоря о русских писателях, Пушкин не только перечисляет их имена, а проводит параллель между русскими авторами и иностранными, сходными по характеру творчества и месту в литературе. Так, Державин стоит рядом с «чувствительным» Горацием.
Говоря о Лафонтене, Пушкин вспоминает Богдановича. Пушкин имеет в виду поэму Богдановича «Душенька», написанную в подражание поэмы Лафонтена «Амур и Психея». В начале XIX века произведение Богдановича ценилось очень высоко и эту оценку признаёт и Пушкин. Позднее он уже не так высоко ценил его. Басни Лафонтена переводили Дмитриев и Крылов. Расин поставлен рядом с Озеровым, Руссо — с Карамзиным. Это всё друзья. Их читал и перечитывал Пушкин.
Но есть в его библиотеке и другие произведения, которые он несомненно прочёл и, не одобрив, отправил на самую нижнюю полку на съедение мышам. Это сочинения плохих поэтов: Визгова, т. е. Висковатова (1786-1834) и Глупова, т. е. Шатрова (1765 — 1841).
Мы знаем, что в то время очень многие произведения не попадали в печать по тем или другим соображениям, иногда цензурным, иногда из-за слишком откровенной фривольности. Тем не менее они получали широкое распространение в рукописях.
Любители составляли из них себе целые сборники, переплетали их и тщательно берегли. О таком сборнике рукописных произведений («Сафьянная тетрадь») и говорит Пушкин. Он раскрывает далее содержание этого сборника, под прозрачными псевдонимами или при помощи намёков на известные произведения, раскрывает авторов, которых он не хочет назвать прямо: все их знают. Под этими намёками скрываются: Д. П. Горчаков, К. Н., Батюшков, «насмешник смелый» В. Л. Пушкин (автор шуточной поэмы «Опасный сосед»), И. А. Крылов, как драматург, автор комедии «Триумф», Иван Барков — прославленный автор порнографических стихотворений.
Симпатии и антипатии Пушкина к тем или другим писателям ясны, и мы не можем не признать его вкус, отмечая однако излишне восторженное преклонение его перед некоторыми поэтами. Позже он гораздо строже относился к ним, даже к Вольтеру как драматургу и особенно к его слабому подражателю Озерову, к Богдановичу, которым он так восхищался раньше.
В стихотворении «К другу-стихотворцу» (к Кюхельбекеру) он называет Дмитриева, Державина и Ломоносова — «Певцы бессмертны и честь и слава Россов». Но здесь же указывает и на таких писателей, творения которых «гниют у Глазунова» (известного книгопродавца-издателя). Он скрыл их имена под прозрачными псевдонимами. Это: Рифматов (Шихматов), Графов (граф Хвостов), Бибрус (Бобров), как прозвал его князь Вяземский. Смеётся он и над тяжёлой «Телемахидой» Тредьяковского.
В произведении «Тень Фонвизина» (1815 г.) критический талант Пушкина юноши развёртывается во всём блеске — это великолепная сатира. Из названных в ней писателей только к Фонвизину он проявляет величайшее уважение. Остальных он жестоко высмеивает.
Из всего того, что говорит в этом произведении Пушкин о современных ему поэтах, видно, что он уже тогда, 16- летним юношей, перерос своё время, смотрел и видел далеко вперёд. Он не только знал всех русских поэтов и журналистов, но здраво и правильно их оценивал.
Так рос не по дням, а по часам великий русский поэт, опередивший свой век и своих учителей-классиков.