Кто писал сказки для детей о природе и животных

Любые идеи лучше прививаются не «в лоб», а между делом: в повседневном общении, через пример родителей и, конечно, во время чтения книг. Особенно художественных.

Предлагаю вашему вниманию 15 книг, которые ненавязчиво учат заботе о природе и уважению ко всему живому. Расположены книги по возрастам.

Бренда З. Гиберсон «Жизнь в тайге»

Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зелёного покрова нашей планеты, в нём живут тысячи видов животных и птиц. Сегодня, когда такая уникальная экосистема находится под угрозой, обязательно стоит читать эту книгу.
Авторский текст довольно простой – коротенькие рассказики-зарисовки о жизни зверей в тайге. Но, конечно, самое главное достоинство книги – это великолепные иллюстрации Геннадия Спирина. Все детали прорисованы очень тщательно – шерсть животных, цветочки, травинки, комарики.
Рекомендуемый возраст: от 3 лет

Николай Сладков. Рассказы и сказки о природе.

Писатель нашего детства, Николай Сладков, написал более 60 книг о природе. «Лесные тайнички», «Бюро лесных услуг», «Лесной каледнарь» и многие другие книги этого автора рассказывают интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц.

Чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо много узнать о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Михаил Пришвин. Рассказы и сказки о природе.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям.

«Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Лесной доктор» и другие его произведения делают лес ближе и понятнее нам, читателям. Его рассказы, даже самые небольшие, просты и доступны. Мастерство автора, его манера передать непревзойдённость окружающей природы действительно восхищают. Он описывает шум ветра, запахи леса, повадки животных и их поведение, шелест листьев с такой точностью и достоверностью, что читатель при прочтении невольно попадает в эту среду, переживая всё вместе с писателем.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Агостино Траини «Жизнь и приключения синьора Вишни»

Книга рассказывает о долгой и увлекательной жизни вишнёвого дерева – как оно выросло из вишнёвой косточки, как пережило свою первую зиму, как превратилось в большое красивое дерево, на котором появились вишни и как потом, когда дерево стало уже старым, его спилили и сделали из него кровать.

В конце книги приведены интересные опыты для детей и их родителей.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Дженни Десмонд «Синий кит»

Книга посвящена самому большому животному нашей планеты – синему киту. Написанная правдиво и в то же время увлекательно, эта книга создана для тех, кто не любит энциклопедии с сухим набором цифр и фактов. Она наполнена научными знаниями, которые поданы в виде увлекательной сказки на ночь. Атмосферные иллюстрации погружают ребенка в мир морских гигантов, а детали-подсказки позволяют ему сделать массу интересных открытий.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет

Тамара Михеева «Шумсы — хранители деревьев»

Шумсы – загадочные существа, со своим наивным, трогательным взглядом на жизнь и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их.

Сказка наполнена запахом леса и шуршанием листьев. Здесь нет каких-то невероятных приключений, зато много внутреннего спокойствия. Шумсы учат юных читателей доброте, сочувствию и бережному отношению ко всему живому.

Внимание! Первая книга про шумсов заканчивается на грустной ноте, это стоит учитывать, читая чувствительным детям.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Жан Жионо «Человек, который сажал деревья»

Это рассказ-притча, рассказ-аллегория. В нём повествуется о пастухе, неустанно и кропотливо превращающем долину в Альпах из скалистой, холодной и неуютной местности в приветливый сад. В произведении есть ответ на вопрос: что может сделать один человек против всего мира?

«Я стремился пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев», — говорит автор. И это сработало: хотя сам персонаж книги вымышлен, множество реальных людей последовали литературному примеру. Например, Джадав Пайенг в одиночку посадил лес площадью в 5 квадратных километров в Индии, а вдохновлённый книгой активист Бхошеб Торат посеял 45 млн семян.

По рассказу также снят прекрасный анимационные фильм.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Кир Булычёв «Речной доктор»

Давным-давно люди селились у целебного родника и поклонялись богу воды. Прошло время, бога забыли, а родник завалили мусором.

И вот однажды пришёл странный молодой человек, чтобы спасти родник. Речной доктор. Бороться с экологической катастрофой ему помогали дети Гарик и Ксюша.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет

Николай Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Классика, которая, увы, многим набила оскомину. Но попробуйте прочесть это стихотворение не когда задали в школе, а просто так. Прочесть вслух ребёнку, разбирая непонятные слова по ходу чтения. И вы увидите, сколько доброты и нежной заботы к братьям нашим меньшим там заключается.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Тамара Михеева «Дети дельфинов»

Мальчик Серёжа живёт на острове в научном центре по изучению океана и его обитателей (в первую очередь, дельфинов). Однажды он с двумя друзьями стал исследовать окрестности и обнаружил, что остров гораздо многолюднее, чем он думал.

В этой повести – как и бывает в сознании ребёнка – переплетаются выдумка и реальность. Кажется, что это лишь приключенческая книга, но она гораздо глубже.

Это книга о взрослении, о том, что в жизни наступает момент, когда нам приходится взять на себя ответственность за то, что происходит в его мире. Просто, чтобы не дать этому миру исчезнуть навсегда.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Леена Крун «В одежде человека»

Искренняя и трогательная повесть о пеликане, который мечтал стать человеком. Мальчик Эмиль открывает ему мир людей большого города. И вот пеликан раздобыл человеческую одежду и отправляется в город, где никто даже не обратил внимания на то, что это птица, а не человек.

Пеликана привлекало в людях умение работать, создавать музыку и прочие шедевры. Но оказалось, что за этими преимуществами человека перед птицей таится боль, жестокость и печаль. Пеликан узнаёт, что «без дома ты бродяга, без образования ты не можешь работать, без денег не можешь попросту жить». Это тяжело понять птице, которая вольна жить, как ей вздумается.

Дочитав повесть до конца, мы получаем урок любви и доброты, сопричастности всему живому на земле.

Рекомендуемый возраст: от 7 лет

Игорь Шпиленок «Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. Фотокнига»

Автор книги, фотограф-натуралист, основатель заповедника «Брянский лес», рассказывает о том, как он прожил чуть более года в удалённом от цивилизации Кроноцком заповеднике.

Эта книга полна прекрасных профессиональных фотографий, интересных историй и познавательных фактов. Почему, например, нельзя оставлять кашу на туристической стоянке? Чем это может быть опасно для медведей?

Книга написано живо, с юмором и, главное, это не вымысел, а заметки натуралиста. Читая, невозможно не полюбить соседей автора – лис Злодей Злодеича и Алису, медведей Робинзона и Суземку – и, конечно, прекрасную первозданную природу.

Книга призвана привлечь внимание широкой общественности к проблемам охраны природы нашей планеты.
Рекомендуемый возраст: от 8 лет

Джеральд Даррелл «Под пологом пьяного леса»

В такой экологической подборке просто не обойтись без книг Джеральда Даррела, великолепного писателя-натуралиста, знаменитого путешественника.

«Под пологом пьяного леса» – живой, захватывающий рассказ о том, как автор с женой в течение полугода путешествовали по Южной Америке в поисках новых экземпляров для уникальной зооколлекции. Всё свое время молодые супруги посвящали заботе об экзотических питомцах: броненосцах, опоссумах и редких видах птиц. Но в грандиозные планы Дарреллов вмешались неожиданные политические обстоятельства – вывоз уникальной коллекции оказался под вопросом…
Даррел пишет легко и с юмором. Его книги помогают по-новому взглянуть на мир живой природы и ощутить себя неотъемлемой его частью.
Рекомендуемый возраст: от 10 лет

Джой Адамсон «Рождённая свободной»

Удивительная история о том, как природа становится для кого-то делом всей жизни. Джой Адамсон, художница, писательница и натуралистка, исследует дикую природу в Африке и жизнь львицы Эльзы. Вместе со своим мужем Джой воспитывает львицу, так как после трагического случая маленькие львята, включая Эльзу, остались без матери.

Эльза стала первым львом, который был успешно возвращён в дикую природу, и Адамсон описала этот опыт в книге. Книга читается на одном дыхании, а от мысли, что всё это происходило на самом деле, просто дух захватывает.

Произведение долго держалось в списке бестселлеров. Вырученные деньги писательница потратила на привлечение внимания к проблемам дикой природы и браконьерства в Африке.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

Габова Е. «Плыли облака»

В Сибири и на севере нашей страны сохранилось бескрайнее море лесов, где, к сожалению, нередко теряются люди. Идут за грибами, на прогулку – и пропадают, заблудившись. Их ищут сотни добровольцев, но, увы, порой безрезультатно.

Вот и подростки Яна с Володей, отправившись на прогулку, поняли, что заблудились. С этого момента развиваются две сюжетные линии. Первая – как выжить в тайге совершенно городским жителям. Ребятам приходится вспоминать все, что они знали и читали о жизни на природе, до чего-то – доходить своим умом. Вторая сюжетная линия – отношения ребят. Они начинают иначе ценить друг друга, зарождается первая любовь, причём в таких экстремальных условиях.

Книга о величии и дикости природы, о необходимости уважения к ней.

Рекомендуемый возраст: от 12 лет

Виталий Бианки

Виталий Валентинович Бианки (11.02.1894 — 10.06.1959 гг.) — советский детский писатель, создавший множество произведений, которые популярны до сих пор. Фамилия Бианки, с итальянского, “белый”, досталась Виталию от известного прадеда — оперного певца немецкого происхождения, который перед большим турне поменял фамилию Вайс (с нем. “белый”) по совету своего импресарио.

Произведения Виталия Бианки легким и красочным языком описывают мир природы, раскрывая ее тайны. Его перу принадлежит более трехсот рассказов, повестей, сказок, статей. Особо стоит отметить “Лесную газету на каждый год”: произведение оригинального литературного формата, которое с помощью приемов, присущих газете, дает календарь жизни лесных обитателей на каждый месяц. При жизни автора календарь регулярно обновлялся и дополнялся. Перу детского писателя анималиста Бианки принадлежит множество рассказов, наиболее популярные из них: “Где раки зимуют”, “Кто чем поет?”, “Кукушонок”, “Приключения мышонка Пика”, “Теремок”, “Хвосты”, “Чей нос лучше?” и многие другие. Многие его произведения были экранизированы (“Мышонок Пик”, “Муравьишка-хвастунишка”, “Высокая горка” и т.д.).

Михаил Пришвин

детский писатель анималист

Михаил Михайлович Пришвин (04.02.1873 — 16.01.1954 гг.) — советский писатель, затрагивавший в своем творчестве важные вопросы бытия, взаимоотношений между людьми, связи человека с природой. Пришвин получил образование инженера-землеустроителя, работал помощником ученого-лесовода, агрономом на опытной станции, писал статьи и заметки для журнала “Опытная агрономия”. Первый рассказ для детей Пришвина “Сашок”, являясь олицетворением единства природы и человека, был опубликован в журнале “Родничок”. Рассказы Пришвина помогают пробудить любовь к природе и всему живому, наполнены искренностью автора, его умением передать красоту простым и понятным слогом. Наиболее популярные произведения автора:

  • “Кладовая солнца” — описывает послевоенную жизнь двух сирот: брата и сестры Веселкиных. Они самостоятельно ведут хозяйство, жизнь их спокойна и размеренна до тех пор, пока они не отправляются за клюквой к болоту. Поход изменит жизнь сирот. Сказка учит читателей трудолюбию, любви и уважению к природе.

  • “Лада” — повествует об умной охотничьей собаке, которая хлебнула горя у прежних хозяев и была выкуплена новым хозяином Николаем, остаться с которым удалось благодаря хитрости.

  • “Золотой луг” — братья замечают, что одуванчики, как и люди, имеют свой ритм жизни: закрываются к вечеру, как бы укладываясь спать, а утром просыпаются.

  • “Выскочка” — рассказ, осуждающий воровство и наглость. Охотничья собака лайка Вьюшка прекрасна исполняла свои обязанности, охраняя дом от незнакомцев. Однажды лакомую косточки Вьюшки украли сороки.

  • “Берестяная трубочка” — автор находит трубку из бересты, в которой спрятан орешек.

  • “Лисичкин хлеб” — охотник приносит своей дочке гостинцы из леса: тетерева, ягоды и травы, под которыми нашлась спрятанная краюшка хлеба. Отец говорит девочке, что хлеб передала лисичка.

Вера Чаплина

русских писателей анималистов

Вера Васильевна Чаплина (24.04.1908 — 19.12.1994 гг.), потомственная дворянка, творчество которой тесно связано с Московским зоопарком. Вера Васильевна посвятила свою жизнь зоопарку: наблюдала за животными, вела научную работу, заведовала секциями, спасала жизни питомцев в годы войны, делая все, чтобы животные меньше чувствовали гнет неволи. Среди тех, кого она взрастила и выкормила будущие герои ее рассказов. Практический каждое произведение автора посвящена любви: это истории приручения, радости дружбы, печали разлуки и боли ревности. Сама Вера Чаплина не раз переживала подобные эмоции, испытывая привязанность к кому-либо из своих воспитанников. Вера Васильевна выпустила три серии (“Мои воспитанники”, “Случайные встречи”, “Питомцы зоопарка”), каждая из которых включает множество рассказов, посвященных жителям зоопарка.

Джек Лондон

Джек Лондон (12.01.1876 — 22.11.1976 гг.) — американский писатель и журналист, общемировую известность которому принесли рассказы о севере, роман “Мартин Иден” и книги о собаках. Всего было создано четыре книги о собаках, которые, по факту, являются единым цельным произведением несмотря на то, что по сюжету связь прослеживается только между двумя из них. Цикл включает повести “Зов предков” (история о суровых реалиях морозного Севера, где в борьбе за выживание старому псу Баку придется пройти путь трансформации), “Белый клык” (приключения собаки-волка), “Джерри-островитянин” (повествует об ирландском терьере, на долю которого выпало кораблекрушение, жизнь в племени, джунгли и множество других приключений), “Майкл, брат Джерри” (захватывающие приключения еще одного терьера: о жизни на корабле, мучительной работе в цирке, с чудесным воссоединением в конце). Характерной чертой автора является описание героев-людей: о них читатель узнает через призму взаимоотношений с собаками. Все эти образы служат для раскрытия качеств собаки-героя, чтобы показать то влияние, которое оказывает человек на формирование характера животных.

Владимир Сутеев

писатели анималисты для детей

Владимир Григорьевич Сутеев (22.06.1903 — 08.03.1993 гг.) — советский писатель, сценарист, художник-мультипликатор, не имевший собственных детей и посвятивший свою творческую жизнь маленьким читателям. Будучи не только детским писателем анималистом, но и талантливым иллюстратором, Сутеев каждую свою работу сопровождал ярким рисунком, который тонко отображал суть каждого персонажа, помогал раскрыть основнцю мысль той или иной сцены. Владимир Григорьевич создал рисунки ко множеству произведений известных писателей — Маршака, Михалкова, Чуковского, Д. Родари. Наиболее известными произведениями, созданными автором, являются: “Кто сказал мяу?”, “Цыпленок и утенок”, “Под грибом”, “Мешок яблок”, “Кот рыболов” и др. На произведениях Сутеева выросло не одно поколение российских детей. Его книги наполнены юмором, который помогает просто и понятно объяснить ребенку простые истины.

Джеральд Даррелл

Джеральд Малькольм Даррел (07.01.1925 — 30.01.1995 гг.) — английский писатель-натуралист, основавший Джерсийский зоопарк, а также Фонд охраны дикой природы. Писать начал ради заработка, избрав в качестве основной темы то, что близко и дорого — животных. Первым рассказом “Охота на волосатую лягушку” не только заработал первые деньги, но и завоевал сердца читателей. За всю творческую карьеру им было написано тридцать семь книг, двадцать восемь из которых переведены на русский язык. Наибольшую популярность приобрели произведения: “Моя семья и другие звери. Птицы, звери и родственники” (иронично-юмористичный сборник о приключениях на острове Корфу), “Гончие Бафута” (рассказ об экспедиции на западное побережье Центральной Африки), “Зоопарк в моем багаже” (о путешествии английского писателя и биолога) и многие другие. Книги Даррела отличаются сочетанием юмора и науки.

В анималистической литературе можно встретить множество образов животных, разделяющих с человеком быт и труд, идеи братства, единения всего живого, образ животного-судьи человеческих поступков. Именно такие произведения помогают научиться доброму, понять важность бережного отношения к природе и ее обитателям.

Приблизительное время чтения: 5 мин.


print

Дети любят читать и слушать книги о животных. Особенно маленькие. Они вообще себя со зверями из сказок ассоциируют и, читая про них, изживают многие психологические проблемы.

А подростки в книгах о дружбе человека и животных часто находят поддержку и ответы на «вечные вопросы».

Книг о животных — огромное количество. Ребенку мы, естественно, предложим те, на которых выросли сами. Но дополним очень хорошими книгами, изданными уже в наше время.

Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да ни не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.

Дошкольникам (3–7 лет)

1

Виталий Бианки. Лесная газета

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Это фенологический календарь — календарь природы, в котором отражены сезонные явления. Но отражены в необычной форме — в разных газетных жанрах: телеграмма, хроника происшествий, информационные заметки и репортажи… «Лесная газета» — это новостной портал, в котором, в отличие от нынешних медиа, вся информация — не просто занимательная, но полезная для сердца и разума. Когда рождаются зайчата, кто из птиц первым улетает на юг, как зимуют лесные обитатели, почему сокол вьет гнезда на куполах городских церквей — минимум слов, максимум выразительности, юмора и симпатии к зверям и птицам. Книга эта писалась постепенно, издавалась поначалу отдельными выпусками (первый вышел в 1922 году), а полностью впервые было издано «Детгизом» в 1958 году.

2

Николай Сладков. Лесные сказки

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Это продолжение традиций Бианки, который называл Сладкова своим наследником по творчеству. В книгу собраны интересные факты о природе, которые здесь «упакованы» в форму сказки, притчи.

3

Святослав Сахарнов. Кто в море живет?

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Эта своеобразная морская энциклопедия, написанная моряком, участником кругосветных экспедиций, посвящена обитателях подводного мира. «Плыл кит под водой — свой корм, рачков, выискивал. Пора всплывать! Вынырнул, выдохнул — фонтан воды пустил. Уф! Полную грудь воздуха набрал, и снова можно нырять. В стороне ещё два кита, большой и маленький: мама-китиха сына-китёнка молоком кормит. Кит-то ведь зверь, а не рыба!» («Кит»)

4

Евгений Чарушин. Про Томку

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Трогательные и забавные рассказы о маленьком щенке снабжены рисунками самого автора, который начинал как иллюстратор книг Виталия Бианки, но вскоре стал сочинять сам.

Младшим школьникам (8–10 лет)

5

Вера Чаплина. Питомцы зоопарка

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Автор этого сборника всю жизнь проработала в Московском зоопарке, была организатором уникальной площадки молодняка, где воспитывались детеныши разных животных, брошенных родителями. Самая знаменитая «отказница», львица Кинули, — героиня входящей в этот сборник одноименной повести, которая была невероятно популярна не только в СССР, но и во всем мире.

6

Эрнест Сетон-Томпсон. Животные-герои

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Книга, которая переиздается огромными тиражами до сих пор. Кто из нас не оплакивал судьбу волка Лобо, мустанга-иноходца, голубя Арно! Кто не переживал за лиса Домино, бультерьера Снапа, Королевскую Аналостанку — кошку, упорно стремящуюся из роскоши в родные трущобы… Все мы росли на этих историях, переведенных в 1930-е годы Корнеем Чуковским.

Младшим подросткам (11–13 лет)

7

Юз Алешковский. Кыш и Двапортфеля

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Это дилогия о первокласснике Алеше Сероглазове по прозвищу Двапортфеля и его щенке Кыше. Взаимопонимание у них такое, что им и говорить на одном языке необязательно. «В подъезде я заглянул в почтовый ящик и, от волнения все перепутав, сказал Кышу: — Рр-ы! — А Кыш переспросил: Рр-а?» Трогательная, смешная и драматичная история эта о бескорыстной дружбе человека и собаки захватывает все новые поколения и не устаревает.

8

Станислав Востоков. Не кормить и не дразнить!

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Книга об обитателях Московского зоопарка, показанных глазами рассказчика, устроившегося туда работать. Книга, как и все, написанное Востоковым, наполнена юмором и теплотой.

Старшим подросткам (14–16 лет)

9

Джеральд Даррелл. Три билета до Эдвенчер, Гончие Бафута

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Жизнерадостные, остроумные книги, густо населенные самыми разными существами — обаятельными зоологами, простодушными аборигенами с их забавным царьком и, конечно животными, среди которых столько удивительных! Опоссумы, крабоядные собаки, птицы-плотники, ягуары и кайманы и многие другие, прирученные человеком, спасенные им от вымирания.

10

Фарли Моуэт. Не кричи: волки!

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Документальная книга о наблюдениях за волками в арктической тундре. Она написана с кинематографической яркостью, юмором и теплотой. По контрасту с «царем природы», то и дело попадающим в анекдотичные ситуации, явившимся на территорию волков напыщенным исследователем, волки, ведущие себя с достоинством и великодушием, с любопытством наблюдающие за поступками биолога, выглядят мудрыми и благородными. И людям есть чему поучиться у них.

11

Джеймс Хэрриот. Из воспоминаний сельского ветеринара

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Это избранные рассказы из семи сборников Хэрриота. Название одного из них в оригинале звучит так: «The Lord God Made Them All» — «Всех их создал Господь Бог». У Хэрриота все с большой буквы: и Бог, и его творения — звери и птицы. Даниил Гранин в предисловии к русскому изданию «Воспоминаний…» верно заметил, что все они, и люди, и их питомцы, для Хэрриотта — создания Божьи, «и в этом смысле как бы равноправны». «Созданные Творцом, имеющие искру Божью, они все — чудо, они — венец творения, достойные благоговения». Для многих читателей навсегда станут старыми друзьями и пекинес Трики-Ву со своей чудаковатой хозяйкой-миллионершей, и корова Незабудка, сбежавшая с бойни домой, и золотистый ретривер Рой, чья история началась так страшно, но имела такое счастливое продолжение. И парализованная старушка мисс Стаббс со своими собаками и котом. Именно ей на вопрос «есть ли душа у животных?» Хэрриот говорит слова, очень важные для всех, кто верит во встречу с ушедшим питомцем: «Если душа — это способность любить, хранить верность, чувствовать благодарность, то у животных больше шансов на спасение, чем у многих и многих людей…»

12

Евгений Рудашевский. Здравствуй, брат мой Бзоу!

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям

Драматическая и очень светлая повесть о дружбе абхазского паренька с дельфином.


Все эти книги учат ребенка, подростка ответственности за живую природу, наполняют ее не только поэзией, нежностью и восхищением перед чудом бессловесных «братьев меньших», но и тревогой за их судьбы, а значит — за судьбы человечества. Ведь все мы одной крови. И всех нас создал Бог.

Читайте также:

5 романов воспитания: книги про взросление, написанные для подростков

Художественное наследие Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка для детей
составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и
сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько
рассказов вошли в программу начальной школы. Судьба с ранних лет связала
Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют “певцом Урала”, открывшим
целую область, ранее неизвестную. “Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно…
“ – говорил он. Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он
описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи
Прошки (“Кормилец”). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика
Васи, отданного в ученики к сапожнику (“В каменном колодце”). Так писатель
выполнял основную задачу своего творчества – готовил сознание молодого поколения
к борьбе с общественным злом. Один из ранних рассказов “Емеля-охотник”
открывается превосходной пейзажной зарисовкой: “Далеко-далеко, в северной части
Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки”.
Удивительно слияние почти сказочного зачина “далеко-далеко” и ритмической
напевности с реалистической точностью места действия – “деревушка Тычки”. В
человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит
простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет
поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка. Много сказочного и в
рассказе “Зимовье на Студеной”, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по
Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий,
сравнения, эпитеты – все продумано, все создает живость, одухотворенность
повествования. Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются
собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает
Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно
рассказывается о корнях этой дружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала
Музгарки, а потом и Елески.

Д.Н. Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений
для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается
плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например,
воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой
Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений
помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь
к родине, к народу-труженику.

Детям дошкольного возраста адресованы “Аленушкины сказки”, над которыми
Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения
подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично
сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с
перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, “Сказка про
храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” начинается как будто
традиционно, с хвастовства Зайца: “Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес –
Вот не боюсь нисколько, и все тут!” Но трусом оказался не столько хвастунишка,
сколько сам страшный Волк. “Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то
в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а
этот был какой-то бешеный… “ С начала и до конца сказку пронизывает один мотив
– “надоело бояться”, “надоело прятаться”. Условный мир зайцев и волков
иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость
тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: “С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он
действительно никого не боится”. Эта мысль четко воплощена в конфликте и в
системе художественных образов персонажей сказки.

В “Аленушкиных сказках” образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с
целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания
(“Умнее всех”; “Сказочка про Воронущку – черную головушку и желтую птичку
канарейку”; “Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста
Яшу”). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи
осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и
антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц
трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают,
действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

“Аленушкины сказки” занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они
были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом
подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило
лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: “Баю-баю-баю… один глазок у
Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает.
Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки”.

Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно
работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в
них свой стиль, который современники метко назвали “Маминслог”. Язык детских
произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении
Хрущево, находившемся вблизи города Елец Орловской губернии, в семье
разорившегося купца. Во время учебы в Елецкой гимназии был исключен из нее из-за
конфликта с преподавателем географии В. В. Розановым, ставшим впоследствии
известным писателем и философом. Годы спустя он стал другом и единомышленником
Михаила Пришвина. Михаил учился в Тюменском реальном училище, затем в Рижском
политехникуме. Позже стал выпускником философского факультета (агрономическое
отделение) в Лейпцигском университете, проучившись там с 1900 по 1902 годы,
позже до 1905 был агрономом в земстве в Клину и Луге. Написал и издал несколько
книг и статей, посвященных сельскому хозяйству. Во время Первой мировой войны
был корреспондентом на фронте, а после Октябрьской революции сначала жил в
Ельце, потом на Смоленщине, затем в Подмосковье. Вел активную педагогическую
деятельность, увлекался краеведением и охотой. В 1905 году стал вести
журналистскую деятельность.

Свой первый рассказ под названием “Сашок” Михаил Пришвин опубликовал в 1906
году. В эти годы он сильно увлекся этнографией и фольклором начал много
путешествовать. Под сильным впечатлением от европейской русского Севера, побывав
в Олонце, Карелии и Норвегии, написал первые произведения – путевые
записи-очерки, такие как “В краю непуганых птиц” (1907) и “За волшебным
колобком” (1908). Эти книги помогли писателю окунуться в центр активной
литературной жизни Петербурга. Необыкновенно близким пониманием природы, которую
Михаил Пришвин называл не иначе как “лицо самой жизни”, характеризуются многие
натуралистические очерки, а также детские и охотничьи рассказы. Кроме того, это
фенологические произведения писателя – “Родники Берендея” 1925 года, дополненные
в 1935 году и выпущенные под новым названием “Календарь природы”. Особенностью
произведений Михаила Михайловича является необычный сплав реализма и романтизма,
правды и вымысла, былого и небывалого. Стоит отметить повесть “Неодетая весна”,
и цикл миниатюр лирико-философского характера “Лесная капель”.
Непроходящий интерес к книгам Михаила Михайловича, обусловлен многими гранями
его писательского таланта, такими как четкость наблюдений натуралиста и
художника, высокое чувство нравственности, ищущая мысль, яркий и образный язык,
впитавший в себя всю прелесть народной русской речи. Очень любимы читателями
сказка-быль “Кладовая солнца” и связанная с ней повесть-сказка “Корабельная
чаща”, а также роман-сказка “Осударева дорога”. В годы, когда шла Великой
Отечественной войны, Михаил Пришвин написал “Рассказы о ленинградских детях” и
“Повесть нашего времени”, посвященные трагическим событиям военного времени.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье
железнодорожного статистика, 19 (31) мая 1892 года. Как вспоминал
Паустовский, отец его был протестантом и неисправимым мечтателем, по причине
чего часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских
поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской
классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставляет семью, и юному
Косте пришлось зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь
репетиторством.

Очень сильное влияние на Паустовского в годы юности оказал Александр Грин.
Первый написанный Паустовским рассказ “На воде” (1912), который он написал,
последний год учась в гимназии, напечатали в киевском альманахе “Огни”. После
окончании гимназии, Константин Паустовский продолжил учебу – сначала в Киевском
университете, а через некоторое время перевелся в Московский университет.
Грянула Первая Мировая война, и учебу пришлось прервать. Когда на фронте погибли
два старших брата, Константин Паустовский возвращается в Москву к матери, но
через некоторое время снова начинает скитальческую жизнь. Лишь в 1923 году
Константин Паустовский возвращается в Москву и становится редактором РОСТА. В
это время было напечатано множество его очерков и рассказов. В 1928 выходит в
свет первый сборник рассказов Константина Паустовского – “Встречные корабли”. В
тот же год был написан новый роман “Блистающие облака”. Во время написания этого
романа Паустовский работал в газете “На вахте”, с которой сотрудничали А.
Новиков-Прибой, В. Катаев и М. Булгаков, бывший, кстати, одноклассником
Константина Паустовского по Первой Киевской гимназии.

В 30-х годах Константин Георгиевич работал журналистом в газете “Правда” и в
журналах “30 дней”, “Наши достижения” и других. В эти годы он совершил поездки в
Калмыкию, Соликамск, Астрахань и многие другие области страны, объездив
значительную ее часть. Впечатления от поездок нашли воплощение во многих в
художественных произведениях писателя. В повести “Кара-Бугаз” (1928) Паустовский
рассказывает о разработках залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря
настолько же поэтично, как описывал странствия романтичного юноши в первых своих
произведениях.

После выхода в печать повести “Кара-Бугаз” Константин Паустовский оставляет
службу в редакции и становится профессиональным писателем. Как и раньше, много
путешествует, совершая поездки на Украину и Кольский полуостров, на Волгу и
Каму, Днепр и Дон, и многие другие великие реки. Посещает Среднюю Азию, Алтай,
Крым, Новгород, Псков, Белоруссию и другие места. Но особенно ему полюбился
Мещерский край. По словам Николая Георгиевича, именно благодаря среднерусской
глубинке им было написано столь много вдохновенных произведений. В годы, когда
гремела Великая Отечественная война, Константин Паустовский был военным
корреспондентом, и в то же время не прекращал писать рассказы.

В 1950-х годах Паустовский жил в Москве, а также в Тарусе, на Оке. В 1955
году выходит в свет одно из самых известных произведений писателя –
“Золотая роза”. В период с 1945 по 1963 годы Николай Паустовский постоянно писал
свое самое главное литературное произведение – автобиографическую
“Повесть о жизни”, которая состоит из шести книг: “Далекие годы” (в ней особенно
много места уделено видению родной природы незамутненным детским взором),
“Беспокойная юность”, “Начало неведомого века”, “Время больших ожиданий”,
“Бросок на юг”, “Книга скитаний”. В середине 50-х годов 20 века к Николаю
Паустовскому пришло настоящее мировое признание, благодаря чему он получил
возможность совершать поездки по Европе, и побывал в Польше, Болгарии, Турции,
Чехословакии, Греции, Италии, Швеции и других странах. В 1965 достаточно долгое
время жил на острове Капри. Полученные от этих путешествий впечатления стали
основой цикла рассказов и путевых очерков в 50–60-х годах.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и
путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая
1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом.
Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910
году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а
вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно,
благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки.
В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к
родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он
уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.

В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в
арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На
ледоколе “Георгий Седов” путешественники отправлялись на Северный Ледовитый
океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола
“Малыгин”. В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве
корреспондента газеты “Известия”. Опыт арктических экспедиций подарил ему
множество материала для цикла очерков “Белые берега”, а также повести “Спасение
корабля”. О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной
стране можно прочитать в книгах “Пути кораблей” (1934), “Ленкорань” (1934),
“Летят лебеди” (1936), “Северные рассказы” (1939), “На пробужденной земле”
(1941), “Рассказы о Родине” (1947) и в других произведениях.

В течение четверти века Иван Соколов-Микитов часто бывал в селе Карачарово
Конаковского района. Побывав здесь у родственников в октябре 1951 года, писатель
приобретает сруб и начинает лично строить свой “карачаровский” домик. Начиная с
лета 1952 года Иван Сергеевич большую часть года проводит в Карачарове. Здесь он
работает над своими ставшими знаменитыми книгами “Детство” (1953), “На теплой
земле” (1954), “Звуки земли” (1962), “Карачаровские записи” (1968), “У святых
источников” (1969) и другими произведениями.

Иван Соколов-Микитов являлся членом редколлегии литературно-художественного
сборника “Родной край”. В книжном издательстве области выходили его книги
“Первая охота” (1953), “Листопадничек” (1955), “Рассказы о Родине” (1956) и
многие другие.

Бианки Виталий Валентинович (1894–1959), русский писатель. Родился 30
января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства
писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным
“лесным учителем”, приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический
музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти
записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического
факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств. В
течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу,
Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания
и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени
у него накопились “целые тома записок”, о которых он писал: “Они лежали мертвым
грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание
множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в
неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно
захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило
ожить”. Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала
Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в
ленинградском журнале “Воробей” (впоследствии “Новый Робинзон”). Эта публикация
стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927). Первый
опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа
птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев,
повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. В статье
“Об антропоморфизме” (1951) писатель отвергал определение себя как
писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как “самоучитель
любви к природе”. ( 13, с.12) Он написал более 30 сказок о природе, в числе
которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет
(1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По
некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки
писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник
Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь,
1945 и др.).

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что “писатель
– дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения”. Для творчества
Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным
произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя
неоднократно дополнялись при переизданиях “Лесная газета”, сборник “Лесные были
и небылицы” (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами
научно-художественных произведений для детей. В последние годы жизни Бианки
тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у
него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили
заседания редколлегии “Вести из леса”. Он участвовал в написании сценариев для
кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом
писателе А. Грине мечтал создать клуб “Алые паруса”. За 35 лет творческой работы
Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь
он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских
писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров,
переведены на многие языки мира.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 года в
Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна
Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского
врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в
Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. В семье, где рос мальчик, очень
любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и
рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе,
появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего
жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие
его творчеству. В 1921 году Георгий Алексеевич заканчивает Чернскую школу 2-й
ступени и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное
отделение в Институте слова. После этого он в другую свою страсть и поступает на
факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы
досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. Но в памяти
Георгия Алексеевича постоянно всплывали воспоминания о детстве, о самых первых
встречах с родной природой. Научная работа постоянно обогащала познания о
природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались
по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать
свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична
окружающая их природа. Таким образом началось объединение в одном человеке двух
любимых профессий, и Георгий Алексеевич осознал свое истинное призвание – быть
певцом родной природы. Свой первый рассказ – “Ушан”, о зайчонке-листопаднике –
Георгий Скребицкий написал в 1939 году, после чего полностью посвятил себя
написанию самых разных литературных произведений, посвященных природе. Его книги
всегда пользовались большой популярностью и в нашей, и во многих зарубежных
странах, будучи переведенными на многие иностранные языки – болгарский,
немецкий, албанский, венгерский, словацкий, чешский, польский и другие.

Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две
большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это
замечательная повесть о детстве “От первых проталин до первой грозы” и
прекрасная повесть о юности “У птенцов подрастают крылья”. Произведения Георгия
Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и
добрые.

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою
жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было
много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир,
необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих
местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя
среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился
узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с
ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением
читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в
свой дневник, в “Тетрадь наблюдений”, который начал вести во втором классе.
Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни
лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым
другом. В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете
необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и
птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не
раскрываются на страницах… Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то
погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать – что, как, почему
происходит в лесу – вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще
везде следы – большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего,
пробегавшего лесного зверья – прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных
обитателей леса… У природы для всех найдется место: и для людей, и для
животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру,
надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре,
тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают
книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе. Книги Николая
Ивановича – это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и
Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне
влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость – проникнуться
уважением к окружающему миру, осознать свои чувства. Первые рассказы были
написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая
Сладкова – “Серебряный хвост”. “В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь
ноту и мелодия нарушится…” Книги Николая Сладкова – рассказы и повести о
природе – необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы.
Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать
билет на поезд и ехать в дальние края – можно просто протянуть руку к книжной
полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке
и перенестись в прекрасный мир природы… В лесу вы сможете увидеть много всего
интересного. Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что
подтаявший снег им “штаны намочил”. А вот испытание для вашего вкуса: как вы
думаете, что вкуснее – ивовые почки или березовые? Вы узнаете, что существуют
птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот – прилетают к нам, в
наши леса. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал
более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как
“Краешком глаза”, “За пером синей птицы”, “Осиновый невидимка”, “Подводная
газета”, “Земля над облаками”, “Свист диких крыльев” и многие другие прекрасные
книги… За книгу “Подводная газета” Николай Иванович был удостоен
Государственной премии имени Н. К. Крупской. Умер Николай Иванович Сладков 28
июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Юрий Дмитриевич Дмитриев родился 14 декабря 1925 года. С детства любил
природу, интересовался жизнью животных и растений, однако окончил филологический
факультет Московского университета. Печататься начал в 1949 году. Основная тема
книг Юрия Дмитриевича — природа: “Кто в лесу живёт и что в лесу растет” (1965),
“Календарь зеленых чисел” (1972), “Рассказы моей полянки” (1969), “Лесные
малыши” (1972), “Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?” (1970), “Для чего
птицам хвост” (1973) и многие другие. Основанные на данных современной науки
книжки Юрия Дмитриева знакомят маленьких читателей с жизнью, чудесами и
загадками животного и растительного мира. Одновременно писатель работает над
исторической и историко-революционной темой: “Золотой поезд” (1959), “Матрос
Железняк” (1962), “Рассказы о Григории Ивановиче Котовском” (1961), “Первый
чекист” (1967), “Рассказы о революционерах” (1968), “Города-герои” (1969) и др.
В 1973 году увидела свет пятьдесят пятая книга Юрия Дмитриева “Человек и
животные”. Повесть “Зеленый патруль” (1957) экранизирована в 1961 году. Книги
Юрия Дмитриевича Дмитриева переведены на многие языки народов нашей страны и
других стран. В 1976 году вышла книга, ставшая популярной в начальной школе –
“Если посмотреть вокруг”. В ней три раздела: “Здравствуй, белка!” Как живешь,
крокодил?” (о том, как разговаривают звери и птицы); “Хитрецы и невидимки” (как
защищаются звери и птицы); “Если посмотреть вокруг” (о жизни насекомых). В 1979
г. была написана книга “Земля у нас только одна”, рассчитанная на читателя
среднего и старшего школьного возраста. Одно из самых известных произведений
Дмитриева – “Большая книга леса” (1974). В двухтомнике “Человек и животные”
писатель рассказывает об отношениях людей и животных – диких и домашних, на
протяжении всей истории человечества. Мысль об охране природы проходит через все
пять книг издания “Соседи по планете”. В 1982 г. ему была присуждена
Международная европейская премия.

Учитель, знакомя детей с произведениями классиков детской литературы должен
уделять внимание учеников и на биографические сведения об этих людях. Ведь
писатели, поэты – это не вымышленные герои, которые нужны для поучения и
развлечения, а это конкретные люди со своей уникальной судьбой.

Список подойдет для юных натуралистов от 7 лет.

Орнитолог Зоологического музея МГУ, ученый Евгений Коблик составил список из 10 авторов, которые писали о природе и животных. 

1. Виталий Бианки, «Путешествие муравья», «Оранжевое горлышко», «Лесная газета», практически все произведения. Признанный отечественный классик детских  книг о природе и животных. Идеально для начальной школы.

2. Николай Сладков, «Земля солнечного огня» и другие произведения. Прямой продолжатель дела Виталия Бианки, писал в том же жанре, но, пожалуй, более точно, с зоологической точки зрения.

3. Юрий Дмитриев – писатель-анималист, соединивший жанры Бианки и Акимушкина. Писал как натуралистические рассказы, так и отличную многотомную детскую энциклопедию о животных.

4. Игорь Акимушкин. Для ребят из средней школы. Писатель-анималист, с совершенно другим, чем у предыдущих трёх, слогом и подходом. Профессиональный зоолог, популяризатор и «пересказчик» зарубежных авторов-анималистов и собственно первый, кто писал не только об отечественных животных и родной природе. Автор великолепной энциклопедии «Мир животных».

5. Евгений Спангенберг,  «Записки натуралиста», «Встречи с животными», «Птицы, зайцы, лисицы» и др. Профессиональный орнитолог, сотрудник нашего Зоомузея. Замечательно описывал собственные экспедиции по Советскому Союзу, полевую работу зоолога.

6. Томас Майн Рид, «В дебрях Борнео», «Охотники за жирафами», «В поисках белого бизона» – пожалуй,  единственный из писателей приключенческого жанра 19 века, кто серьёзно относился к зоологии и давал замечательные характеристики животных и природы во многих своих произведениях.

7. Эрнест Сетон-Томпсон, классик зарубежного натуралистического жанра, один из основателей скаутского движения. «Животные-герои», «Маленькие дикари», «Рольф в лесах» и др. Сам иллюстрировал свои книги.

8. Джеральд Даррелл – практически все произведения, особенно трилогия о детстве на Корфу! Кумир нескольких поколений натуралистов и зоологов, блестящий писатель с неподражаемым английским стилем, натуралист, путешественник, новатор зоопаркового дела.

9. Джеймс Херриот, «О всех созданиях – больших и малых», «Собачьи истории» – ветеринар, писал про будни сельского ветеринара в английской глубинке. Столь же неподражаемый  слог, юмор и стиль, как у Даррелла.

10. Айвен Сендерсон – профессиональный зоолог, собирал зоологические коллекции во многих экзотических странах, замечательно описывал свои экспедиции, оказал большое влияние на Даррелла. Один из основоположников криптозоологии. 

  • Кто писал рассказы о детях во время великой отечественной войны
  • Кто писал детские сказки о природе и животных
  • Кто писал денискины рассказы
  • Кто пил из моей кружки сказка
  • Кто персонажи данного произведения кто здесь коллективный персонаж рассказ юшка