Кто писал сказки для своей больной дочери

Олимпиада по литературному чтению 4 класс      Школьный этап

Ф.И.________________________________________________________4_класс__________

«Блиц-турнир» Какой писатель…

  1. …считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?________________________
  2. ……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре?_______________________________________________________________
  3. …основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?___________________
  4. …писал сказки для своей больной дочери?_____________________________________
  5. …вёл свой род от африканского княжеского племени?___________________________
  6. …работал инженером, учителем, укротителем зверей, плавал штурманом, был художником и играл на скрипке, имел ещё много специальностей и о многом рассказал в своих книгах?_____________________________________________________________
  7. …назвал сборник весёлых рассказов именем своего сына Дениса?__________________
  8. …не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним?_________________________________________________________

2.Определи жанр произведения. (по 0,5)

1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». _______________________________

        2. «На эту кушетку, на эту тахту,

         На эту кровать или даже на ту,

         На этот диван или даже на тот,                                      

         Где целыми днями валяется кот,

        Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

           ___________________________

3.   «Через дорогу от моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым  учеником знаком»._____________________ __________________________________

     4

.        «Злой тоской удручена

           К Муравью ползёт она:

         — Не оставь меня, кум милый!    

           Дай ты мне собраться с силой.

           И до вешних только дней

           Прокорми и обогрей».

     _________________________________________________________________________

 5.  «И тогда к костру вышел Апрель:

          -Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

           Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». ___________________

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

           -Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».          

____________________________________________________________________________

3.На каком языке говорили герои литературных произведений?  (по 1б)

  1. Нильс  ______________________________________________________
  2. Спящая красавица  ___________________________________________
  3. Пинокио  ___________________________________________________
  4. Принц Вишенка _____________________________________________
  5. Робинзон Крузо  ______________________________________________
  6. Бильбо Бэггинс  _______________________________________________
  7. Доктор Гаспар ________________________________________________
  8. Гном Хёрбе __________________________________________________

4. Расшифруйте пословицы.            (6 баллов)

  1. идно аз хевс и вес за огодно. ____________________________________________________________________________
  2. аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо. ____________________________________________________________________________
  3. мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________
  4. яакадж укриац сойв анесст хлатив. ____________________________________________________________________________
  5. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ____________________________________________________________________________
  6. молб тынес не проишбшёь. ____________________________________________________________________________

______________________________________________

5.Соедините авторов и героев литературных произведений.         (3 балла)

    Дениска                                             И.А. Крылов

    Каштанка                                          А.П.Чехов

    Моська                                              Л.Н. Толстой

    Баба Бабариха                                  А.С. Пушкин

    Тортила                                            В. Драгунский

    Тараканище                                        К.И. Чуковский

6.Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов. по 1б за каждого

  1. Выпишите фамилии поэтов.
  2. Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.
  3. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________________

7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

по 1 б

 Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

_____________________________________________________________________

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок

_________________________________________________________________________

Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
_________________________________________________________________________

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

_________________________________________________________________________

8.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1)Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

                                абзац

2) Минимальная смысловая часть текста

                                подзаголовок

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

                                 сноска

4) Слово или выражение, уточняющее название текста.

                                  аннотация

9.Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ? Напиши.              по 1б

     а) глядел из печки огонек _________________________

     б) лес точно терем расписной  _____________________    

     в) буре плач его подобен  _________________________        

     г) белоснежная лебедушка _________________________

     д) уж небо осенью дышало ________________________

     е) седые моря ____________________________________

10. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:  по 1б        

Дождь лил                                                *                                     *      как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло           *                                     *      как сивый мерин.

Я знал городские переулки                    *                                     *      как рыба в воде.

Гости свалились                                      *                                     *      как из ведра.

Он врёт                                                     *                                     *      как по маслу.

У себя во дворе  Мишка был                  *                                     *     как свои пять пальцев.

 11. Объясни фразеологизмы по 1б

Локти кусать-

Не в своей тарелке.-

Проглотить пилюлю.-

Лаптем щи хлебать.-

12.Прочитайте внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно перепутаны строчки. Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих местах. Попробуйте поставить на место остальные строчки.

Ветер, ветер, ветер                                                       1. Ветер, ветер, ветер

В почерневший сад                                            2._________________________

Тучи, тучи, тучи                                                       3._________________________

Грустные сидят                                                       4._________________________

Льется дождь колючий                                            5._________________________

Мокрый листопад                                                       6._________________________

Взрослые и дети                                                       7._________________________

По небу летят.                                                       8.По небу летят                             (3 балла)

ОТВЕТЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!__

«Блиц-турнир» Какой писатель…

1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М. Пришвин

2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре?

С.Я. Маршак

3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?__Л.Н. Толстой

4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. Мамин-Сибиряк__

5…вёл свой род от африканского княжеского племени?__А.С. Пушкин_

6…работал инженером, учителем, укротителем зверей, плавал штурманом, был художником и играл на скрипке, имел ещё много специальностей и о многом рассказал в своих книгах?___Б.С. Житков_________

7…назвал сборник весёлых рассказов именем своего сына Дениса?_. В.Ю. Драгунский

8…не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к ним?____Е.И. Чарушин.______________________

2.Определи жанр произведения. (по 0,5)

1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». ____сказка_______________

        2. «На эту кушетку, на эту тахту,

         На эту кровать или даже на ту,

         На этот диван или даже на тот,                                      

         Где целыми днями валяется кот,

        Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

           ___стихотв______

3.   «Через дорогу от моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым  учеником знаком».___рассказ

     4

.        «Злой тоской удручена

           К Муравью ползёт она:

         — Не оставь меня, кум милый!    

           Дай ты мне собраться с силой.

           И до вешних только дней

           Прокорми и обогрей».

басня

 5.  «И тогда к костру вышел Апрель:

          -Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

           Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _пьеса_

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

           -Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».          

______былина

3.На каком языке говорили герои литературных произведений?  (по 1б)

Нильс  ______________шведский____

Спящая красавица  ______французский

Пинокио  _______________итальянский

Принц Вишенка ___________итальянский

Робинзон Крузо  __________английский_

Бильбо Бэггинс  ___________английский_

Доктор Гаспар _____________русский__

Гном Хёрбе _______________немецкий_

.4. Расшифруйте пословицы.            (6 баллов)

1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.

2. аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо. __За твоим языком не угонишься босиком

3.мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание

4.яакадж укриац сойв анесст хлатив.—— Каждая курица свой насест хвалит.

5. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. —Гость на порог – счастье в дом

6. молб тынес не проишбшёь. —-Лбом стены не прошибёшь_

5.Соедините авторов и героев литературных произведений.         (3 балла)

    Дениска                                             И.А. Крылов

    Каштанка                                          А.П.Чехов

    Моська                                              Л.Н. Толстой

    Баба Бабариха                                  А.С. Пушкин

    Тортила                                            В. Драгунский

    Тараканище                                        К.И. Чуковский

6.1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2) Гаршин, Толстой.

3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.

7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.    

 Язык до Киева доведет

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок

Тише едешь дальше будешь.

Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Конь о четырех ногах и тот спотыкается__

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

На безрыбье и рак — рыба

8.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1)Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

                                абзац

2) Минимальная смысловая часть текста

                                подзаголовок

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

                                 сноска

4) Слово или выражение, уточняющее название текста.

                                 аннотация

9.Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ? Напиши.

     а) глядел из печки огонек ________Олицетворение

     б) лес точно терем расписной  _____Сравненияе ___    

     в) буре плач его подобен  __________Сравнение______        

     г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___

     д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение

     е) седые моря ____________________Эпитет_____

10. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:         

                                Дождь лил                                                               как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло                                                          как сивый мерин.

      Я знал городские переулки                                                             как рыба в воде.

                     Гости свалились                                                                   как из ведра.

                                Он врёт                                                                     как по маслу.

У себя во дворе  Мишка был                                                                  как свои пять пальцев.

 11. ответ

Локти кусать—                       Сожалеть о непоправимом.

Не в своей тарелке.-             Испытывать неудобство.

Проглотить пилюлю.-           Терпеливо снести обиду.

Лаптем щи хлебать.-             Прозябать в нищете и  в невежестве

12.Ответ:

Ветер, ветер, ветер

Мокрый листопад

Взрослые и дети

Грустные сидят.

Льется дождь колючий

В почерневший сад

Тучи, тучи, тучи

По небу летят.

(Вадим Левин «Листопад»)

Олимпиада по литературному чтению 4 класс Школьный этап

Ф.И.________________________________________________________4_класс__________

«Блицтурнир» Какой писатель…

1. …считал, что, охраняя природу, мы охраняем и

Родину?________________________

2. ……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о

пожаре?_______________________________________________________________

3. …основал в своем имении школу, в которой сам был

учителем?___________________

4. …писал сказки для своей больной

дочери?_____________________________________

5. …вёл свой род от африканского княжеского

племени?___________________________

6. …работал инженером, учителем, укротителем зверей, плавал штурманом, был

художником и играл на скрипке, имел ещё много специальностей и о многом

рассказал в своих

книгах?_____________________________________________________________

7. …назвал сборник весёлых рассказов именем своего сына

Дениса?__________________

8. …не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные

иллюстрации к

ним?_________________________________________________________

2.Определи жанр произведения. (по 0,5)

1.«Жилибыли на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок

и тот пополам». _______________________________

2. «На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

___________________________

3. «Через дорогу от моего дома школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с

каждым учеником знаком»._____________________

__________________________________

4

. «Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

_________________________________________________________________________

5. «И тогда к костру вышел Апрель:

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». ___________________

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».

____________________________________________________________________________

3.На каком языке говорили герои литературных произведений? (по 1б)

1. Нильс ______________________________________________________

2. Спящая красавица ___________________________________________

3. Пинокио ___________________________________________________

4. Принц Вишенка _____________________________________________

5. Робинзон Крузо ______________________________________________

6. Бильбо Бэггинс _______________________________________________

7. Доктор Гаспар ________________________________________________

8. Гном Хёрбе __________________________________________________

4. Расшифруйте пословицы. (6 баллов)

1. идно аз хевс и вес за огодно.

_________________________________________________________________________

___

2. аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо.

_________________________________________________________________________

___

3. мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип.

_________________________________________________________________________

___

4. яакадж укриац сойв анесст хлатив.

_________________________________________________________________________

___

5. тосьг ан опрог – сачтсье в омд.

_________________________________________________________________________

___

6. молб тынес не проишбшёь.

_________________________________________________________________________

___

______________________________________________

5.Соедините авторов и героев литературных произведений. (3 балла)

Дениска И.А. Крылов

Каштанка А.П.Чехов

Моська Л.Н. Толстой

Баба Бабариха А.С. Пушкин

Тортила В. Драгунский

Тараканище К.И. Чуковский

6.Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов. по 1б за каждого

1. Выпишите фамилии поэтов.

2. Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.

3. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

1. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______

2. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________

3. ________________________________________________________________________

____

7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

по 1 б

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

_____________________________________________________________________

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

_________________________________________________________________________

Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

_________________________________________________________________________

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

_________________________________________________________________________

8.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1)Пояснение непонятного слова,

встретившегося в тексте, находящееся в самом

низу страницы.

2) Минимальная смысловая часть текста

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем

книга.

4) Слово или выражение, уточняющее название

текста.

9.Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.

Примеры какого литературного приема остались ? Напиши. по 1б

а) глядел из печки огонек _________________________

б) лес точно терем расписной _____________________

в) буре плач его подобен _________________________

г) белоснежная лебедушка _________________________

д) уж небо осенью дышало ________________________

е) седые моря ____________________________________

10. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками: по

Дождь лил * * как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло * * как сивый мерин.

Я знал городские переулки * * как рыба в воде.

Гости свалились * * как из ведра.

Он врёт * * как по маслу.

У себя во дворе Мишка был * * как свои пять пальцев.

11. Объясни фразеологизмы по 1б

12.Прочитайте внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно

перепутаны строчки. Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих

местах. Попробуйте поставить на место остальные строчки.

Ветер, ветер, ветер 1. Ветер, ветер, ветер

В почерневший сад 2._________________________

Тучи, тучи, тучи 3._________________________

Грустные сидят 4._________________________

Льется дождь колючий 5._________________________

Мокрый листопад 6._________________________

Взрослые и дети 7._________________________

По небу летят. 8.По небу летят (3 балла)

ОТВЕТЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!__

«Блицтурнир» Какой писатель…

1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М. Пришвин

2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о

пожаре?

С.Я. Маршак

3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?_

_Л.Н. Толстой

4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. МаминСибиряк__

5…вёл свой род от африканского княжеского племени?__А.С. Пушкин_

6…работал инженером, учителем, укротителем зверей, плавал штурманом, был

художником и играл на скрипке, имел ещё много специальностей и о многом

рассказал в своих книгах?___Б.С. Житков_________

7…назвал сборник весёлых рассказов именем своего сына Дениса?_. В.Ю.

Драгунский

8…не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные

иллюстрации к ним?____Е.И. Чарушин.______________________

2.Определи жанр произведения. (по 0,5)

1.«Жилибыли на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок

и тот пополам». ____сказка_______________

2. «На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

___стихотв______

3. «Через дорогу от моего дома школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с

каждым учеником знаком».___рассказ

4

. «Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

басня

5. «И тогда к костру вышел Апрель:

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _пьеса_

6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.

Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».

______былина

3.На каком языке говорили герои литературных произведений? (по 1б)

Нильс ______________шведский____

Спящая красавица ______французский

Пинокио _______________итальянский

Принц Вишенка ___________итальянский

Робинзон Крузо __________английский_

Бильбо Бэггинс ___________английский_

Доктор Гаспар _____________русский__

Гном Хёрбе _______________немецкий_

.4. Расшифруйте пословицы. (6 баллов)

1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.

2. аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо. __За твоим языком не угонишься босиком

3.мольбшоу барлюко шоелобь еваналип. __Большому кораблю большое плавание

4.яакадж укриац сойв анесст хлатив.—— Каждая курица свой насест хвалит.

5. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. Гость на порог – счастье в дом

6. молб тынес не проишбшёь. —-Лбом стены не прошибёшь_

5.Соедините авторов и героев литературных произведений. (3 балла)

Дениска И.А. Крылов

Каштанка А.П.Чехов

Моська Л.Н. Толстой

Баба Бабариха А.С. Пушкин

Тортила В. Драгунский

Тараканище К.И. Чуковский

6.1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2) Гаршин, Толстой.

3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.

7. У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

Язык до Киева доведет

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Тише едешь дальше будешь.

Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Конь о четырех ногах и тот спотыкается__

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

На безрыбье и рак рыба

8.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1)Пояснение непонятного слова,

встретившегося в тексте, находящееся в самом

низу страницы.

2) Минимальная смысловая часть текста

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем

книга.

4) Слово или выражение, уточняющее название

текста.

9.Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.

Примеры какого литературного приема остались ? Напиши.

а) глядел из печки огонек ________Олицетворение

б) лес точно терем расписной _____Сравненияе ___

в) буре плач его подобен __________Сравнение______

г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___

д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение

е) седые моря ____________________Эпитет_____

10. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:

Дождь лил как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал городские переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он врёт как по маслу.

У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

11. ответ

Локти кусать Сожалеть о непоправимом.

Не в своей тарелке.- Испытывать неудобство.

Проглотить пилюлю. Терпеливо снести обиду.

Лаптем щи хлебать. Прозябать в нищете и в невежестве

12.Ответ:

Ветер, ветер, ветер

Мокрый листопад

Взрослые и дети

Грустные сидят.

Льется дождь колючий

В почерневший сад

Тучи, тучи, тучи

По небу летят.

(Вадим Левин «Листопад»)

– Дедушка. А можно я пойду погуляю, а то мне так надоело лежать?

– Алёна, но ведь ты заболела, и врач сказала тебе сегодня
полежать.

– Дедушка, но мне так скучно.

– Внученька, а давай я тебе почитаю «Алёнушкины сказки»,
которые придумал один писатель.

– Алёнушкины сказки? Ого, он что их специально для меня написал?

– Почти. Он писал сказки для своей дочери, которую тоже звали
Алёнушка.

– Дедушка, а расскажи мне тогда про самого писателя и его сказки.

– Ну слушай.

6 ноября 1852 года в России в
горном посёлке Висим, в небогатой семье священника появился мальчик, которого
назвали Дима, будущий известный писатель Дми́трий Нарки́сович
Ма́мин-Сибиряк
.

Писатель к своей настоящей фамилии добавил слово Сибиряк, чтобы
все знали, где его корни, что он родом из Сибири. Жизнь Мамина-Сибиряка была
трудной. Счастливым было только раннее детство. Отец мальчика работал
священником, а всё своё свободное время уделял своим и чужим детям. Он
бесплатно учил детей в школе, помогал бедным и больным людям. В их семье много читали
и рассказывали сказки. Особенно запомнилось Диме сказка про разбойника Марзака,
который когда-то очень давно скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на
богатых, отнимал у них деньги и раздавал всем бедным. И никто не мог его
поймать.

Маленький Дима старался брать пример с отца: хорошо учился,
помогал матери по хозяйству, любил животных. А по вечерам с друзьями ходил в
горы. Ведь он рос в посёлке, который находился у подножья Уральских гор. Как
красивы были эти горы. Зимой они стояли в снеговых шапках, а летом покрывались
ковром из душистых цветов и трав.

– Хотелось мальчику, чтобы и другие увидели эту красоту. Может
быть, поэтому он, когда вырос, и стал писателем. Хотя отец хотел, чтобы его сын
был священником. Сначала мальчик получил домашнее образование. Потом
учился в духовной академии, медицинском и юридическом университете. Но
университеты он так и не закончил, потому что сильно заболел и учёбу пришлось
оставить.

А тут ещё одна беда, умер отец, и Диме пришлось помогать матери
заботиться о младших братьях и сестре.

Чуть позже у него появилась и своя дочь, которую назвали Алёнушка.
Мама девочки умерла, как только Алёнушка родилась. И у девочки остался только
один папа. А ещё девочка родилась очень слабенькой и больной. Пока она была
маленькой, отец днями сидел у кроватки и заботился о дочери. А когда Алёнушка
чуть подросла, то стал рассказывать ей сказки. Сначала те, которые сам знал, а
потом стал сочинять и записывать свои сказки.

– Дедушка. Теперь я всё поняла. Дмитрий Наркисович собрал все сказки
в один сборник и назвал его «Алёнушкины сказки», которые он
посвятил своей дочери.

– Правильно. Но у него кроме сборника «Алёнушкины сказки»
есть и другие интересные истории. Сейчас я тебе расскажу. Некоторые сказки ты
скоро будешь читать в школе. Итак, сказка «Серая шейка», о
маленькой уточке, которой лиса сломала крылышко, и уточка не могла летать.
Родители Серой Шейки не смогли взять её с собой в тёплые края и оставили на
зиму совершенно одну.

– И что, эта уточка погибла?

– А вот этого я тебе не скажу. Ты скоро в школе будешь читать эту
сказку и всё узнаешь.

Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит; одно
ушко у Алёнушки спит, другое слушает… Спи Алёнушка, сейчас сказка начинается…

– Дедушка, ты хочешь, чтобы я уже спать легла. А как же сказки?

– Это, внученька, я тебе присказку рассказываю. Вот так начинает
свой сборник «Алёнушкины сказки» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Герои его
сказок такие же, как и у народных. Это неповоротливый медведь, голодный волк,
трусливый заяц.

Сейчас я тебе расскажу сказку из сборника «Алёнушкины сказки» «Про
храброго зайца-длинные уши
». Однажды родился в лесу зайчик и все
боялся: сучка, который треснет или птицу, которая взлетит. А когда вырос,
решил, что хватит ему бояться.

– Никого я не боюсь, крикнул он на весь лес.

И стал перед зайцами хвастаться. А тут и волк появился. Заяц так
испугался, что подпрыгнул кверху, как мячик и упал прямо на широкий лоб волка,
потом вскочил и убежал в другую сторону. А волк в то время тоже испугался и
бросился убегать в противоположную сторону.

– Да интересная сказка. Про кого ещё ты мне расскажешь?

– Есть у писателя сказка про «Комара Комаровича-длинный нос
и мохнатого Мишу-короткий хвост
». В которой говорится про то, что в
опасности нужно действовать всем вместе. Вот и маленькие комары смогли победить
большого медведя, потому, что все стали действовать сообща.

А вот сказка «О том, как жила последняя муха» очень
смешная. В ней говориться об одной глупой мухе, которая думала, что окна
сделаны в доме для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда.
Что на стол ставят варенье для того, чтобы угостить муху.

У Дмитрия Наркисовича ещё много разных интересных сказок для
детей. Это и сказка «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого
трубочиста Яшу
».

Она про то, как трубочист зверей и птиц пытался рассудить, и что
из этого вышло. И сказка «Ванькины именины» про то, как куклы и
другие игрушки собрались на именины. И сказка «Пора спать».

– Дедушка, ты точно хочешь, чтобы я уже спать легла.

– Да нет же внученька. Сказка «Пора спать» ̶ это последняя сказка из сборника «Алёнушкины сказки». Её обычно
читают перед сном. Тогда ребёнок попадает в сказочную страну с прекрасными
цветами, птицами и животными. Я тебе потом почитаю.

А сейчас я тебе покажу дом-музей писателя, который
находится в Екатеринбурге. Вот у меня даже открытки есть.

За свою жизнь Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал много книг.
Но самой дорогой была книга «Алёнушкины сказки». Он говорил, что
эту книга была написана с любовью к детям. И самое дорогое дело в жизни –
это писать для детей
.

История противостояния Чуковского и Крупской: как вдова Ленина запрещала «Муху-Цокотуху»

Под запрет попала и другая сказка Чуковского — «Тараканище», но её удалось отстоять. А вот с «Мухой-Цокотухой» всё оказалось сложнее… Критики возмутились тем, что насекомые неприлично флиртуют друг с другом.

История противостояния Чуковского и Крупской: как вдова Ленина запрещала «Муху-Цокотуху»

РИА Новости

Его стихи не надо учить — их достаточно прочитать один раз, чтобы накрепко запомнить чеканные весёлые строчки. А вот идеологам Страны Советов приключения насекомых показались слишком «опасными» для неокрепших детских душ.

Безобидные сказки и бдительные чиновники

Казалось бы, что может быть безобиднее, чем весёлые сказки в стихах, которые писал Корней Чуковский? Их и сегодня с удовольствием слушают маленькие дети. Но было время, когда чрезмерно бдительные чиновники увидели в этих звонких музыкальных строчках «антисоветчину». Чуковскому тогда пришлось несладко.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Никаких принцев, именин и флирта!

Особенно активные действия против писателя начали разворачиваться в 1927 году. Ещё двумя годами ранее его сказку про удачливую муху, нашедшую денежку и закатившую по этому случаю пир, категорически запретили. Чиновница, которая обозначена в дневниках Чуковского как «товарищ Быстрова», объяснила: нельзя советским детям читать сказку, в которой есть принц-Комарик, и, соответственно, принцесса-Муха. Какие-то ещё «именины» — буржуазный пережиток.

Да и иллюстрации в книжке какие-то неприличные: Муха и Комарик слишком близко друг к другу стоят, явно флиртуют, испорченные какие-то… Чуковский был до глубины души возмущён подобными рассуждениями: получается, критики считают советских детей настолько развращёнными, что приписывают им какие-то странные эмоции при прочтении безобидных стихов и просмотре сказочных иллюстраций? Но ничего поделать было нельзя: слишком «фривольную» сказку отправили на полку.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Цокотуха» — против коллектива!

А спустя два года началась настоящая травля писателя. И возглавила её Надежда Крупская. Вдова Ленина занимала пост главного идеолога советского образования, она тщательно «фильтровала» детскую литературу, прежде чем допустить до неё детей. Вот и Цокотуха ей не понравилась. Надежда Константиновна очень резко раскритиковала это произведение, назвав его «воплощением идеологии мещанства». По её мнению, «Цокотуха» восхваляет мещанские ценности, а также кулацкие накопления. Кроме того, сказка ясно утверждает: коллектив не в состоянии справляться с проблемами.

Александр Блок (слева) и Корней Чуковский

РИА Новости


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Травля Чуковского

Впрочем, досталось и другим сказкам Чуковского. «Мойдодыр», как писали критики, высмеивает рабочий класс: «А нечистым трубочистам — стыд и срам!» Про «Крокодила» Крупская с негодованием писала: мол, вместо того чтобы рассказать детям о жизни крокодилов, Чуковский сочинил «невероятную галиматью».

Описанные Чуковским страдания зверей в зоопарке она назвала «злобным подражанием Некрасову».

А особенно ополчилась на строчки «Вашему народу я даю свободу!»: какой политический смысл вкладывает Чуковский в эти сомнительные слова? О вредном влиянии поэзии Чуковского на советских детей писала даже «Литературная газета»: разгромные статьи и письма других писателей появлялись одна за другой. Его стихи называли «рифмованным сюсюканьем» и утверждали, что неправильные детские словечки в них мешают правильному развитию речи.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Детская Колхозия»

Корнея Ивановича довели до того, что он вынужден был публично покаяться в своих «грехах» и опубликовать в той же «Литературке» торжественное обещание написать «правильную», идеологически выдержанную сказку под названием «Детская Колхозия». Правда, никакой «колхозии» Чуковский всё же так и не написал. 

Заступился Максим Горький

В огромном потоке критических статей выделялся лишь голос Максима Горького: он был единственным, кто поддержал и защитил Корнея Ивановича. Горький обладал бесспорным авторитетом, и только благодаря его защите весёлые сказки Чуковского всё же были опубликованы — после того, как их автору изрядно потрепали нервы. Надо полагать, заступничество Горького спасло Чуковского не только от забвения, но и от более серьёзных неприятностей: в то время подобные обвинения вполне могли стать причиной ареста, и неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба писателя. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весёлые сказки — для больной дочери

Время, как водится, рассудило всех: сказки Чуковского до сих пор — любимое чтение малышей, их чеканные звонкие строчки запоминаются с первого раза. Слушая их, невозможно даже представить себе, какие страдания испытывал Чуковский, сочиняя эти сказки: ведь как раз в то время болела его дочь Мура. К несчастью, девочка так и не поправилась, и для отца стало огромной трагедией видеть, через какие муки ей довелось пройти, и ощущать своё бессилие. 

Сегодня Чуковский был бы миллионером. Его сказки — самая издаваемая в нашей стране детская литература. Даже Пушкин, Линдгрен и Андерсен уступают ему в этом смысле. 

Загрузка статьи…


1

«Аленушкины сказки», какая главная мысль?

10 ответов:



10



0

В цикле «Аленушкины сказки» автор задевает темы человеческого отношения друг к другу. А названы они Аленушкиными в честь своей дочери, которая вскоре после болезни умерла от туберкулеза.

Основная мысль его рассказов, что все заканчивается хорошо благодаря кому-то или благодаря своим усилиям. Во всех этих рассказах зло в конце концов оказывается побежденным благодаря какой-то то совместной деятельности. Пусть даже это всего лишь слова или как в большинстве случаев действиям.

Таким образом автор читая эти рассказы своей дочери пытался донести в первую очередь до нее, что в мире бывают чудеса. Возможно автор хотел понять дух своей больной дочери и дать ей надежду. Возможно именно хорошее настроение могло спасти Алену от смерти. Однако к сожалению чуда не произошло.



3



0

Детскому читателю Д.Н. Мамин- Сибиряк вспоминается по рассказу «Серая шейка». Хотя, в коротких историях «Алёнушкины сказки» автор продолжает сочинять о животном мире. Посвящает цикл повествований любимой дочери Алёне. За которой ухаживал и воспитывал один. Все годы он надеялся в её выздоровление.

В сказках, Мамин- Сибиряк описывает не только о живой природе с её обитателями, также упоминает быт человека. Чтобы девочка могла иметь представление о жизни и характерах с поведением в обществе людей.

Именно так, в рассказе «Ванькины именины» писатель рассказал произошедшую ссору гостей в доме мальчика. И в конце находится здравомыслящий персонаж. Он объединяет друзей именинника и происходит примирение.

Дружеские и сплочённые отношения завершаются у автора во всех сказочных историях. Как всегда, добро побеждает.



3



0

Сборник сказок под названием «Аленушкины сказки» был посвящен дочери писателя Мамин- Сибиряк.

В этих сказках больше рассказывается о животных, автор очень красиво описывает природу, но конечно есть и другие персонажи.

Сказки учат прежде всего доброте, особенно по отношению к животным, ведь они порой так беззащитны. Также автор указывает и на отрицательные качества, показывает как не нужно себя вести, что только доброта сможет помочь в самых сложных ситуациях.

К примеру в сказке под названием «Муха» юные читатели понимают, что жить без друзей очень плохо, а когда есть верный друг, то жизнь заиграет новыми и яркими красками.

Главная мысль — это быть добрым, честным, тогда и жить намного проще.



2



0

Д. Мамин-Сибиряк в цикле «Аленушкины сказки» сочинял сказки для своей тяжело-больной дочери, чтобы укачать ее перед сном. Главной мыслью этих сказок является послание, что дети должны быть стойкими и независимыми. Каждая сказка представляет из себя урок модели поведения слабого существа в большом мире. Так, маленькой козявочке сначала кажется, что мир прекрасен и она одна хозяйка в нем. Но последующие встречи изумляют ее. Она видит, что все уже кому-то принадлежит, а козявочкам угрожает опасность со всех сторон. Главной мыслью этой истории является то, что нужно искать свое место в жизни, не быть беззащитными и зависимым. Этот же урок преподносится и сказкой про Воронушку и Канарейку. Главными героями «Аленушкиных сказок» выступают звери, рыбы, насекомые, куклы. Основной задачей автора было передать в форме детских сказок представление о законах человеческой жизни.



2



0

Аленушкины сказки написаны удивительным писателем и человеком, название цикла сказок напоминает нам о трагическом событии в жизни писателя: сказки написаны дочке, которая болела и, несмотря на все усилия отца спасти ее, девочка все-таки умерла.

Сказки эти, в основном, о животных, но они учат нас жизни в мире людей. Учат прекрасным качествам и рассказывают нам о качествах отрицательных и об их последствиях. Рассказывают, как непросто устроен мир и как нужно поступать в нем правильно, предостерегают от совершения ошибок. Все сказки этого сборника в итоге — о победе добра над злом, в этом и заключается их главная мысль.



2



0

В сборник «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка входят сразу несколько сказок.

Все они в основном про животных.

Мне, например, вспоминается сказка про Комара Комаровича, который хоть и мал, но проучил большого медведя.

В сказке говорится о том, как медведь занял болото, чем страшно разозлили комаров. Комары объединились, пищали, жужжали, кусали косолапого и выжили его из болота.

Сказка учит тому, что сообща можно справиться с самой нелегкой задачей, одолеть самого лютого врага. По одиночке это вряд ли возможно.

<hr />

Еще одна сказка про зайца-хвасту.

Сказка учит тому, что не нужно хвастаться, а нужно доказывать свою храбрость и смелость поступками.



1



0

В сборнике сказок «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк главными героями сделал животных, но все сказки поучительные, они олицетворяют поступки людей, их поведение и учат, как правильно надо поступать в разных ситуациях.

Аленушкины сказки учат доброте, справедливости, храбрости, сдержанности уважению.

Каждая сказка имеет свой смысл, так, к примеру сказка о последней Мухе учит тому, что в одиночестве очень сложно жить и надо искать верных друзей; сказка о Вороне и канарейке учит тому, что каждый должен заниматься своими делами, а еще и тому, что если уйти из дома, можно умереть. Сказка «Умнее всех» о сдержанности.



1



0

Аленушкины сказки Мамин-Сибиряк писал, чтобы поддержать свою тяжело больную доченьку, болевшую туберкулезом. Главную идею сборника можно понимать по-разному. Для кого-то это просто рассказы про животных, которых нужно любить и защищать. Другой в сказках про животных увидит образы людей, отзеркалит и поймёт, как должно себя вести в похожих ситуациях.

Лучше рассматривать каждую сказку по-отдельности, тогда главная мысль лучше просматривается.

Например, в сказке про Комара Комаровича показано, как дружным коллективом можно победить даже самого лютого зверя или справиться с казалось бы невыполнимой задачей.



1



0

Сборник «Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк писал специально для своей дочки. Там очень коротенькие сказки не только про животных, но и про насекомых, и даже есть «Про козявочку», и про кукол. Главная мысль у каждой сказки своя. Например «Про храброго зайца длинные уши». Тут говорится о том, что не стоит хвастаться, потому что и в беду попасть можешь. Зайчишке повезло чудом спастись от волка, потому что тот испугался, когда ему заяц на голову свалился. Сказка про муху учит маленьких читателей, что жизнь может быть прекрасная, но наслаждаться ею в одиночестве может быть скучно. Мысль в сказке про «Воробья и Ерша» в том, что в жизни каждый должен заниматься своим. Весь этот цикл небольших произведений учит детей взаимопомощи, дружбе, как приспособиться к миру, не хвастаться, а так же никогда не опускать руки. Сказками этими автор пытался развеселить дочь больную, надежду на жизнь ей вселить и веру в чудо. Частично жизнь ей поддержал, но она все-таки от туберкулеза умерла.



0



0

Мамин-Сибиряк в сборнике «Аленушкины сказки» собрал сказки для своей больной дочери. Именно этими сказками, он пытался приободрить её, читая их ей перед сном.

Главными героями сказок являться животные, насекомые, рыбы и куклы.

Автор в каждой из сказке рассказывает о маленьком существе, которое приспосабливается к большому миру.

Сказки очень поучительный и учат читателя важным основам жизни, таким как дружба, взаимовыручка.

Главной мыслью сказок является то, что если прилагать усилия, стараться и не опускать руки, тогда в жизни всё будет хорошо.

Читайте также

Рассказ Мамина-Сибиряка учит дружбе, состраданию и любви, в рассказе старик Тарас подобрал маленького лебедя и принес в дом, где кроме него самого жил пес Соболько. Тарас назвал лебедя Приемышом, дружба между Соболько и Приемышом показывает, как два разных животных могут жить дружно. Тарас проникся сочувствием к лебедю, не бросил его умирать от холода, у старика доброе сердце, он сострадает вместе с слабым. Любовь Тараса к Приемышу выражается в том, что старик отпустил Приемыша, когда лебедь решил улететь. Любовь это не запрет, а понимание и умение дарить без требований. Рассказ очень умный и хороший.

Несмотря на то, что Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) вошел в русскую литературу в первую очередь как серьезный писатель-реалист, из-под его пера вышли и замечательные детские сказки, впервые опубликованные одной книгой в 1897 году. Всего в книге 10 сказок, среди которых «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про козявочку», «Сказка про комара комаровича», «Сказка про воробья воробеича» и другие. В эту книгу не вошла сказка «Серая Шейка», издававшаяся отдельно, но ее тоже смело можно присовокупить к этой книге. А объединяет все сказки Дмитрия Наркисовича тот факт, что он написал их для маленькой дочери Алёны, поэтому и книга названа им «Алёнушкины сказки».

Медведко.

В этом произведении Мамина-Сибиряка, рассказывается о том, как охотники отдали автору маленького медвежонка.

Поначалу все были в восторге, но потом малыш стал пакостить, напугал корову, задавил цыплёнка, грыз двери и доставлял другие неудобства.

С большим трудом, автору удалось избавиться от медвежонка, а потом стало известно, что медвежонок через два месяца, всё-равно околел.

Полагаю, что к категории главных героев этого рассказа, можно отнести двух персонажей:

  1. Автор рассказа, приютивший медвежонка и с трудом от него избавившийся.
  2. Медведко — маленький шкодливый медвежонок.

Главная мысль рассказа заключается в том, что дикие звери не приспособлены к жизни в неволе и тот, кто берёт их к себе, возлагает на себя большую ответственность по их правильному содержанию и уходу за ними.

Произведение про братьев наших меньших однозначно рекомендую к прочтению и просмотру (даже мультик есть такой, если кто не в курсе). План для читательского дневника можно составить примерно такой:

  1. Как воробей и ерш жили в большой дружбе
  2. Приглашение в гости
  3. Попытки посетить среду обитания друг друга
  4. Одинаковые зимние неприятности товарищей
  5. Ссора товарищей
  6. Выяснение обстоятельств
  7. Правда Бекасика-песочника
  8. Встреча Аленушки и трубочиста Яши
  9. Итог сказки.

Из произведения можно сделать много выводов: нельзя обманывать, воровать чужое и выдавать чужое за свое, нельзя предавать дружбу, нужно ее ценить и беречь. Большая дружба — это редкость.

«Серая шейка»- удивительная сказка Дмитрия Наркисовича ! Весь сюжет настолько захватывает и держит тебя в постоянном напряжении до тех пор, пока не узнаешь развязку истории милой уточки со сломанным крылом. И всё же, хочется выделить в ней не один, а два момента, и вот почему.

Впервые я услышал эту сказку от родителей, когда мне было года четыре. Тогда самым волнующим для меня было развитие действий — с замиранием сердца я слушал о том, как день ото дня полынья становилась всё меньше, и лиса вот-вот должна схватить Серую Шейку…

А когда уже немного подрос мой сын, и я открыв эту книгу, моментально погрузился в сюжет -сразу же почувствовал не только осеннюю прохладу и неприятное дуновение северного ветра, но и страшное безысходное материнское горе старой Утки, каждая слезинка какой неимоверно сильной болью пронзала моё сердце…

Великим всё же мастером пера был Мамин-Сибиряк !

Что понравилось в сказке "Серая Шейка".

Что запомнилось в сказке "Серая Шейка".

Олимпиада
по литературному чтению 4 класс      Школьный этап

Ф.И.________________________________________________________4_класс__________

«Блиц-турнир» Какой
писатель…

1. 
…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?________________________

  1. ……в детском
    возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о
    пожаре?_______________________________________________________________
  2. …основал в
    своем имении школу, в которой сам был учителем?___________________
  3. …писал сказки
    для своей больной дочери?_____________________________________
  4. …вёл свой род
    от африканского княжеского племени?___________________________
  5. …работал
    инженером, учителем, укротителем зверей, плавал штурманом, был художником
    и играл на скрипке, имел ещё много специальностей и о многом рассказал в
    своих книгах?_____________________________________________________________
  6. …назвал
    сборник весёлых рассказов именем своего сына Дениса?__________________
  7. …не только
    пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует забавные иллюстрации к
    ним?_________________________________________________________

2.Определи жанр произведения.
(по 0,5)

1.«Жили-были на одном дворе
Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам».
_______________________________

 
      2. «На эту кушетку, на эту тахту,

 
       На эту кровать или даже на ту,

 
       На этот диван или даже на тот,      
                     
         

 
       Где целыми днями валяется кот,

 
      Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

 
         ___________________________

3.   «Через дорогу от
моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым  учеником
знаком»._____________________ __________________________________

 
   4

.
       «Злой тоской удручена

 
         К Муравью ползёт она:

 
       — Не оставь меня, кум милый!    

 
         Дай ты мне собраться с силой.

 
         И до вешних только дней

 
         Прокорми и обогрей».

 
 
 _________________________________________________________________________

 5.
 «И тогда к костру вышел Апрель:

 
        -Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

 
         Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник».
___________________

6. «Постучались в окно калики
перехожие, попросили воды напиться.

 
         -Ой, вы, калики перехожие, не могу встать,
болят ноженьки».          

____________________________________________________________________________

3.На каком языке говорили
герои литературных произведений?  (по 1б)

  1. Нильс
     ______________________________________________________
  2. Спящая
    красавица  ___________________________________________
  3. Пинокио
     ___________________________________________________
  4. Принц Вишенка
    _____________________________________________
  5. Робинзон
    Крузо  ______________________________________________
  6. Бильбо Бэггинс
     _______________________________________________
  7. Доктор Гаспар
    ________________________________________________
  8. Гном Хёрбе
    __________________________________________________

4. Расшифруйте пословицы. 
          (6 баллов)

1.      
идно аз хевс и вес за огодно.
____________________________________________________________________________

2.      
аз вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо.
____________________________________________________________________________

3.      
мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________

4.      
яакадж укриац сойв анесст хлатив.
____________________________________________________________________________

5.      
тосьг ан опрог – сачтсье в омд.
____________________________________________________________________________

6.      
молб тынес не проишбшёь.
____________________________________________________________________________

______________________________________________

5.Соедините авторов и героев
литературных произведений.         (3 балла)

 
  
Дениска                
                     
      И.А. Крылов

 
  Каштанка                  
                     
 А.П.Чехов

 
  Моська                  
                     
     Л.Н. Толстой

 
  Баба Бабариха                
                 А.С. Пушкин

 
  Тортила                  
                     
   В. Драгунский

 
  Тараканище                
                     
 К.И. Чуковский

6.Прочитайте
зашифрованные фамилии писателей и поэтов. по 1б за каждого

1.      
Выпишите фамилии поэтов.

2.      
Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.

3.      
Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

1.      
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      
____________________________________________________________________________

7.
У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

по
1 б

 Финская. Тот
не заблудится, кто спрашивает.

_____________________________________________________________________

Вьетнамская. Неторопливый
слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок

_________________________________________________________________________

Индонезийская. Очень
резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

_________________________________________________________________________

Иранская. Где
нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

_________________________________________________________________________

8.Соедини
линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1)Пояснение
непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу
страницы.

     
                     
    абзац

2) Минимальная смысловая часть текста

     
                     
    подзаголовок

3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга.

     
                     
     сноска

4) Слово или
выражение, уточняющее название текста.

     
                     
      аннотация

9.Запиши
под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.
Примеры  какого литературного приема остались ? Напиши.    
         по 1б

 
   а) глядел из печки огонек _________________________

 
   б) лес точно терем расписной  _____________________  
 

 
   в) буре плач его подобен  _________________________  
     

 
   г) белоснежная лебедушка _________________________

 
   д) уж небо осенью дышало ________________________

 
   е) седые моря ____________________________________

10. Устойчивые
словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:
  по 1б    
   

Дождь
лил                    
                     
     *                
                    *  
   как снег на голову.

Скоро
дело наладилось и пошло           *    
                     
          *      как сивый мерин.

Я знал
городские переулки                
   *                  
                  *    
 как рыба в воде.

Гости
свалились                    
                 *    
                     
          *      как из ведра.

Он
врёт                    
                     
          *            
                     
  *      как по маслу.

У себя
во дворе  Мишка был              
   *                  
                  *    
как свои пять пальцев.

 11.
Объясни фразеологизмы по 1б

Локти кусать-

Не в своей тарелке.-

Проглотить пилюлю.-

Лаптем щи хлебать.-

12.Прочитайте
внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно перепутаны строчки.
Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих местах. Попробуйте
поставить на место остальные строчки.

Ветер, ветер,
ветер              
                     
                  1. Ветер, ветер,
ветер

В почерневший
сад                
                     
     2._________________________

Тучи, тучи,
тучи              
                     
                 
3._________________________

Грустные
сидят              
                     
                 
4._________________________

Льется дождь
колючий              
                     
       5._________________________

Мокрый
листопад              
                     
                 
6._________________________

Взрослые и
дети              
                     
                 
7._________________________

По небу
летят.              
                     
                  8.По небу летят
                     
      (3 балла)

ОТВЕТЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!__

«Блиц-турнир» Какой
писатель…

1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М.
Пришвин

2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не
раз писал о пожаре?

С.Я. Маршак

3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?_

_Л.Н. Толстой

4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. Мамин-Сибиряк__

5…вёл свой род от африканского княжеского племени?__А.С. Пушкин_

6…работал инженером, учителем, укротителем зверей, плавал
штурманом, был художником и играл на скрипке, имел ещё много специальностей и о
многом рассказал в своих книгах?___Б.С. Житков_________

7…назвал сборник весёлых рассказов именем своего сына Дениса?_.
В.Ю. Драгунский

8…не только пишет чудесные рассказы о животных, но и сам рисует
забавные иллюстрации к ним?____Е.И. Чарушин.______________________

2.Определи
жанр произведения. (по 0,5)

1.«Жили-были на одном дворе
Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». ____сказка_______________

 
      2. «На эту кушетку, на эту тахту,

 
       На эту кровать или даже на ту,

 
       На этот диван или даже на тот,      
                     
         

 
       Где целыми днями валяется кот,

 
      Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»

 
         ___стихотв______

3.   «Через дорогу от
моего дома — школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым  учеником
знаком».___рассказ

 
   4

.
       «Злой тоской удручена

 
         К Муравью ползёт она:

 
       — Не оставь меня, кум милый!    

 
         Дай ты мне собраться с силой.

 
         И до вешних только дней

 
         Прокорми и обогрей».

басня

 5.
 «И тогда к костру вышел Апрель:

 
        -Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

 
         Стали птицы песни петь и зацвёл
подснежник». _пьеса_

6. «Постучались в окно калики
перехожие, попросили воды напиться.

 
         -Ой, вы, калики перехожие, не могу встать,
болят ноженьки».          

______былина

3.На каком языке говорили
герои литературных произведений?  (по 1б)

Нильс
 ______________шведский____

Спящая красавица
 ______французский

Пинокио
 _______________итальянский

Принц Вишенка
___________итальянский

Робинзон Крузо
 __________английский_

Бильбо Бэггинс
 ___________английский_

Доктор Гаспар
_____________русский__

Гном Хёрбе
_______________немецкий_

.4.
Расшифруйте пословицы.
       
    (6 баллов)

1.идно
аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.

2. аз
вимот кзыяом ен гоуниьшся ксимобо. __За твоим языком не угонишься босиком

3.мольбшоу
барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание

4.яакадж
укриац сойв анесст хлатив.—— Каждая курица свой насест хвалит.

5.
тосьг ан опрог – сачтсье в омд. —Гость на порог – счастье в дом

6.
молб тынес не проишбшёь. —-Лбом стены не прошибёшь_

5.Соедините авторов и героев
литературных произведений.         (3 балла)

 
  
Дениска                
                     
      И.А. Крылов

 
  Каштанка                  
                     
 А.П.Чехов

 
  Моська                  
                     
     Л.Н. Толстой

 
  Баба Бабариха                
                 А.С. Пушкин

 
  Тортила                  
                     
   В. Драгунский

 
  Тараканище                
                     
 К.И. Чуковский

6.1)
Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.

2)
Гаршин, Толстой.

3)
Пришвин, так как писал рассказы о природе.

7.
У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот
не заблудится, кто спрашивает.    

 Язык
до Киева доведет

Вьетнамская. Неторопливый
слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок

Тише
едешь дальше будешь
.

Индонезийская. Очень
резво белка прыгает, а иной раз и срывается.

Конь о четырех ногах и тот спотыкается__

Иранская. Где
нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

На
безрыбье и рак — рыба

8.Соедини
линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)

1)Пояснение
непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы.

     
                     
    абзац

2) Минимальная смысловая часть текста

     
                     
    подзаголовок

3) Небольшой текст,
рассказывающий, о чем книга.

     
                     
     сноска

4) Слово или выражение,
уточняющее название текста.

     
                     
     аннотация

9.Запиши
под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.
Примеры  какого литературного приема остались ? Напиши.

 
   а) глядел из печки огонек ________Олицетворение

 
   б) лес точно терем расписной  _____Сравненияе ___  
 

 
   в) буре плач его подобен  __________Сравнение______  
     

 
   г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___

 
   д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение

 
   е) седые моря ____________________Эпитет_____

10. Устойчивые
словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:
     
   

 
                     
        Дождь лил            
                     
                     
      как снег на голову. 

Скоро
дело наладилось и пошло                
                     
                   как сивый
мерин. 

 
    Я знал городские переулки          
                     
                     
      как рыба в воде.

 
                   Гости
свалились                    
                     
                     
  как из ведра.

 
                     
        Он врёт            
                     
                     
            как по маслу.

У себя
во дворе  Мишка был              
                     
                     
       как свои пять пальцев.

 11.
ответ

Локти кусать
                     
Сожалеть о непоправимом.

Не в своей тарелке.-
            Испытывать неудобство.

Проглотить пилюлю.- 
         Терпеливо снести обиду.

Лаптем щи хлебать.- 
           Прозябать в нищете и  в
невежестве

12.Ответ:

Ветер, ветер, ветер

Мокрый листопад

Взрослые и дети

Грустные сидят.

Льется дождь колючий

В почерневший сад

Тучи, тучи, тучи

По небу летят.

(Вадим
Левин «Листопад»)

  • Кто писал сказки для детей о природе и животных
  • Кто писал русские народные сказки
  • Кто писал рассказы о детях во время великой отечественной войны
  • Кто писал детские сказки о природе и животных
  • Кто писал денискины рассказы